Философия в мире человека и ее роль в обосновании перспектив человечества. Роль в мире человека


Научное понимание роли человека в мире

Научное понимание роли человека в мире Диалектико-материалистическая картина мира, построенная на основе данных современного естествознания, не только исключает антинаучные религиозные представления о мире, но и показывает действительную роль человека в мире.

Домарксистская материалистическая философия, не имевшая научной теории общества, созерцательная по существу, объявляла человека частью природы, а природу уподобляла гигантскому механизму, где все предопределено и обусловлено однозначной связью причин и следствий.

Если религия изображала человека рабом божьим, то механисты превращали его в игрушку природы. Энгельс писал о материализме XVIII в.: «Материализм не затронул христианского презрения к человеку и его унижения и только вместо христианского бога противопоставил человеку природу как абсолют»

Научное понимание роли человека в мире впервые раскрыли Маркс и Энгельс. Они показали, что роль человека в мире определяется в первую очередь способностью трудиться, т. е. целенаправленно преобразовывать предметы природы на основе использования познанных законов природы.

Благодаря труду человек заставляет природу «служить своим целям, господствует над ней» Это значит, что он не себя, не свою организацию приспосабливает к окружающей среде, а окружающую среду приспосабливает к своим потребностям, целенаправленно изменяя ее.

Пределы господства человека над природой зависят от объема его знаний и умения на основе этого знания создать производительные силы, эффективно преобразующие природные факторы в нужном направлении. Человек создал новый мир — мир технических устройств, в которых силам и веществу природы придана такая организация, которая вообще не могла возникнуть без его участия.

Энгельс подчеркивал, что уже в XIX в. результаты человеческой деятельности имеют глобальный характер, они «могут исчезнуть лишь вместе с общим омертвением земного шара» 2. Еще более ощутим глобальный характер человеческого воздействия на природу в наши дни.

В XIX в. казалось, что деятельность человечества никогда не выйдет за пределы Земли, поскольку не были известны ни силы, с помощью которых человек мог бы оказать воздействие па космические процессы, ни средства достигнуть других планет. Гениальное открытие К. Э. Циолковского — теория космического ракетоплава-ния, появившаяся в начале XX в., — фундаментально обосновала эффективный путь использования реактивного принципа движения, следуя которому человек может преодолеть земное притяжение.

Современная научно-техническая революция ускоряет превращение человеческой деятельности в космический фактор. Открытия естествознания и техники XX в. привели к овладению могучей энергией атомного ядра. Они позволяют создать ракеты и космические корабли, выносящие человека за пределы Земли, приборы огромной точности, совершенные и гибкие средства сверхдальней связи и управления.

Мир бесконечен, но разум и преобразующая деятельность людей способны развиваться беспредельно, увеличивая власть человека над природными силами.

www.sunhome.ru

Место и роль человека в мире.

Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею. Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.

Научная философия показала, что смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идее. Смысл заложен в самом человеческом существовании. Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл. Смысл существования – не в бессмысленном течении времени человеческого бытия, а в движении человека в свою собственную сущность, в углублении человека в свою бесконечную человеческую сущность.

Современный антропоцентризм отражает и выражает включение в научный познавательный процесс (в том числе и в сфере медицины) творческого человеческого потенциала с целью преодоления вечного разрыва между объектом и субъектом познания, сближения внутреннего мира человека с внешним миром - природой. Как только человек оказывается в центре внимания мыслителей (ученых, медиков или философов), его сущность каждый раз открывают заново, пытаясь переосмыслить и переоценить смысл его бытия в мире. При множестве различных подходов к данной проблеме, пожалуй, все сходятся в одном: только разгадав тайну человека, можно раскрыть и тайну бытия мира. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, - утверждал Н.А. Бердяев, - и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное, вне человека - лишь относительное» [2]. Таким образом, антропоцентризм как космистское мировоззрение раздвигает границы постижения человека, возводя его на новый качественный уровень вселенского бытия, придавая ему ценность космического разума.

Действительно, человек живет в мире микро- и макропроцессов, где все имеет свое космическое начало и свой конец в пространстве и во времени. Это формирует поле новых чувств и мыслей человека, определяет границы самосознания, которое веками нарабатывает соответствующую систему философских и научных понятий о человеческом разуме. Оторваться от этого мира понятий, мысленно войти в мир космический, безначальный и бесконечный в пространстве и во времени, чрезвычайно трудно. Понятия безначальности и бесконечности не только необычны для человеческого сознания сами по себе, но и логически недоказуемы: их следует лишь принимать на веру и затем класть в основу всех дальнейших логических рассуждений. Система имеющихся научных понятий микро- и макромира оказалась недостаточной для понимания многообразных явлений Вселенной. Антропоцентристское мировоззрение позволяет вырабатывать дополнительные, качественно иные понятия о мире. В этой связи не только расширяются границы мыслительной деятельности человека, но и приобретает новую форму космическое мышление, которое может в системе старых и новых категорий и понятий отразить безначальную и бесконечную Вселенную.

              1. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. Сознание как высшая форма отражения. Отражение в праве.

studfiles.net

Место и роль человека в мире. — КиберПедия

Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею. Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.

Научная философия показала, что смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идеи. Смысл заложен в самом человеческом существовании. Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл. Смысл существования – не в бессмысленном течении времени человеческого бытия, а в движении человека в свою собственную сущность, в углублении человека в свою бесконечную человеческую сущность.

34. Человек как высшая форма материи. Соотношение биологического и социального в человеке. Интегральная природа социального

35. Общество и природа. Природа как среда обитания, предмет труда и основа бытия человека. Экологическая проблема.

36. Материальное производство как объект философского исследования. Производство и потребление.

37. Производительные силы и производственные отношения. Закон соответствия производительных сил производственным отношениям.

38. Сущность труда и его роль в бытии человека. Исторические формы труда. Основное (экономическое) противоречие труда

Среди факторов, названных нами особенными, весьма важное место принадлежит труду. Энгельс сформулировал новую концепцию антропосоциогенеза. Основная идея этой концепции заключается в том, что труд, как процесс преобразования природы и самого человека, с момента своего зарождения и в процессе дальнейшего формирования служил вначале активным, а затем определяющим фактором формирования человека. Огромную роль в формировании человека сыграли биологические факторы, включая естественный отбор. Зарождающийся и формирующийся труд мог привести к возникновению человека лишь становясь в то же время и биологическим фактором – фактором естественного отбора.

Труд – процесс взаимодействия человека с природой, который осуществляется с помощью вырванных из природной среды и преобразованных природных элементов – средств труда (прежде всего орудий труда). Труд имеет коллективный характер и выступает основой формирования общества как сложного коллектива людей, объединенных социальными, прежде всего экономическими связями.

39. Сущность товарного производства. Абстрактный и конкретный труд. Феномен стоимости. Деньги, сущность и функции.

40. Собственность: природа, функции, формы. Собственность и труд. Собственность и классовая структура общества

41. Общество как система. Этническая и поселенческая структура общества.

Общество как система.

Общество как система состоит из сфер общественной жизни.

Сфера общественной жизни – область жизнедеятельности людей, обусловленная общественным разделением труда, потребностью обеспечения нормального функционирования и развития общества.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

 

Одним словом, общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно стремится к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно ее определять или отрицать ее наличие. Но самое поведение общества, его конкретные действия говорят гораздо больше о наличии такой цели, чем слова и теории. Читатель, видимо, уже догадался, что речь идет о кибернетико-информационном аспекте рассмотрения общества как целостной самоуправляющейся системы.

 

Субъект управления на основе имеющейся у него информации о состоянии окружающей среды и самого общества формулирует команды объекту управления о дальнейших его действиях по взаимодействию с окружающей средой. Сигналы, идущие от управляющей подсистемы, называются прямой связью. В управленческой цепочке существует также и обратная связь - информация о полученных результатах и степени их соответствия поставленным целям, которая поступает от исполнителя к субъекту управления. От того, насколько верной окажется корректировка им целей и практических действий, будет зависеть в конечном счете судьба общества как системы.

 

С таких предельно абстрактных позиций можно еще многое сказать об обществе. Существует и большая литература на эту тему. Однако важно четко представлять, каким образом системный подход способствует углублению философского взгляда на общество.

 

Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества, то есть такие, которые присущи обществу на всех этапах его исторического развития и, стало быть, носят необходимый и достаточный характер. Сложность реализации этой установки заключается в том, что каждая из указанных всеобщих сторон и связей может иметь разную полноту исторического осуществления. Скажем, наука как теоретический способ описания закономерностей объективного мира лишь во второй половине XX века стала приобретать решающее значение для существования и развития человеческой цивилизации. И она далеко еще не до конца раскрыла свои возможности. Философия призвана показать специфику всеобщности науки, как и всех других сторон и связей общественной жизни.

 

Количество и сущность всеобщих сторон, связей и отношений общества обусловливается в первую очередь специфически общественным, человеческим взаимодействием с природой. Правильно, но недостаточно сказать, что общество постоянно и целенаправленно осуществляет вещественно-энергетически-информационный обмен с окружающей его средой на основе обратной связи. Говоря философским языком, речь должна идти о таких различных формах или способах освоения обществом окружающей действительности, которые в своей совокупности раскрывают универсальный характер отношения общества (человека) к природе и соответственно к самому себе.

 

Философская мысль Запада на протяжении долгого времени трудилась над правильной постановкой этой проблемы. И. Кант в своей "Критике чистого разума" дал наиболее точную формулировку трех аспектов этой проблемы, которая и была в дальнейшем принята: "Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?" [1] Впоследствии Кант пояснил, что все три вопроса могут быть сведены к одному - вопросу о человеке.

 

Общественный человек осваивает окружающую действительность тремя возможными способами. Это - чувственно-практическое освоение, теоретическое освоение и, наконец, ценностное освоение.

 

Все эти три способа обретают свой смысл и свое назначение, когда общество функционирует, действует, преследует вполне конкретные цели. Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием. Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.

cyberpedia.su

Концепция творения, место и роль человека в мире Природа человека

Содержание

Содержание...2

Введение...3

Источники...7

Сочинения Максима Исповедника...7

Биографические материалы...11

Историография...14

Глава 1...28

Портрет Максима Исповедника на фоне эпохи...28

Детство, годы учения и монашества Максима Исповедника (580-626 гг.)...28

Религиозная политика Ираклия. Первый этап монофелитских споров...38

Противоборство религиозной политике Ираклия. Переход от моноэнергизма к

монофелитству...49

Глава 2...63

Человек в системе взглядов Максима Исповедника...63

Концепция творения, место и роль человека в мире...64

Природа человека...74

Первоначальное состояние человека...75

Грехопадение человека и человеческая природа...78

Части человеческой природы...83

Восстановление падшего человека...83

Эсхатология Максима Исповедника и проблема апокатастасиса...89

Познавательные способности человека...94

Глава 3...100

Общество в системе взглядов Максима Исповедника...100

Общественная стратификация...100

Взаимоотношения светской и духовной власти в богословской системе Максима

Исповедника...106

Византийская политическая мысль о соотношении светской и духовной власти... 111

...Не пристоит алтарю...132

Знаки царства - порфира и венец...132

Знаки священства - омофор и евангелие...143

...после архиереев, дьяконов и всего священнического чина вместе с мирянами

упоминаются цари...145

Мелхиседек и император...147

Взгляды Максима и теория «симфонии властей»...149

Экклесиологические аспекты монофелитства и конфликта Максима Исповедника и

государственной власти...153

Историческое время и вечность у Максима Исповедника...158

Иллюстрации...167

Заключение...178

Список использованных источников и литературы...180

Введение

В последние годы в отечественном византиноведении в центре внимания исследователей оказались многие области духовной и интеллектуальной истории Византии, которые прежде в течение нескольких десятилетий за редким исключением оставались вне рамок работ историков. В первую очередь сюда можно отнести историю религиозной мысли и церкви в Византии, исследования сознания людей. Как писал по этому поводу И.В. Кривушин: «До недавнего времени внимание отечественных ученых сосредоточивалось преимущественно на проблемах «реальной» истории, особенно на проблемах истории экономических и политических институтов общества, тогда как проблемы духовной истории человечества оказывались оттесненными на периферию исследований» '. Вместе с тем, вряд ли у кого-то возникнет сомнение по поводу того, что именно в сфере религии и церкви, религиозной мысли и церковного искусства Византия оставила наиболее значимый след в истории человечества. Тем более непропорциональными выглядят достижения исторической науки в изучении интеллектуальной истории Византии, в особенности, в сравнении с изученностью интеллектуальной истории средневекового Запада. На это указывал ещё в 50-е годы известный ученый и теолог И. Мейендорф 2. В настоящее время историография все более обращается именно к исследованию сознания людей различных исторических эпох

Важнейшими же с нашей точки зрения составляющими как общественного, так и индивидуального сознания являются представления о человеке, обществе и истории. Эти воззрения относятся к разряду тех представлений, что с течением времени претерпевают значительные изменения. Образ человека и образ общества в сознании людей каждой исторической эпохи представляют несомненный интерес, поскольку позволяют понять мысли людей прошедших эпох о самих себе и обществе, в котором они жили, исторической перспективе человечества.

Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. С. 5.

2 Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. Изд. 2-е, испр. и доп. для рус. пер. / Пер. Г.Н. Начинкина под ред. И.П. Медведева и В.М. Лурье. СПб., 1997. С. I.

В произведениях патристики вопросам антропологии, или учению о человеческой природе, отводилось значительное место, поскольку для христианских богословов антропология была важнейшей богословской дисциплиной. Говоря словами уже упомянутого И. Мейендорфа, «для греческих отцов «теология» неотделима от антропологии3». Отцы Церкви уделяли пристальное внимание изучению таких аспектов антропологии, как происхождение человека, состав человеческой природы, способности человека и др. Все эти проблемы разрабатывались, в тесной связи с догматическим и нравственным вопросами христианского вероучения. В патриотической науке даже высказывалось мнение о том, что антропология восточных Отцов Церкви коренится в учении о Святой Троице, и основные понятия и идеи антропологии получили свое развитие и детальную проработку первоначально именно в учении о Святой Троице и христологии. Так В.Н. Лосский писал, что понятие личности было сформулировано каппадокийцами в рамках учения о святой Троице4. Первоначально используемое для выявления в Боге личностного ипостасного бытия - лиц Троицы и общей для всех лиц природы. Затем понятийная пара личность-природа была перенесена на человека, как сотворенного Богом по своему образу и подобию. Позднее было разработано и третье фундаментальное понятие - энергия, законченную проработку которого осуществил в XIV в. Григории Палама5. По удачному выражению современного греческого патролога X. Яннараса: «В этих трех фундаментальных категориях природы, ипостаси и энергий исчерпывающе выражено богословское понимание способа существования Бога, мира и человека» 6.

В тесной же связи с антропологией находилось и христианское понимание общества и социальных проблем. Основанием для разрешения богословами множества социальных вопросов была трактовка актуального состояния человеческой природы.

Интересующий нас период первой половины - середины VII века, современным научным представлениям, является переломным этапом в истории Византийской империи, временем рождения средневекового государства, общества и культуры. Одной из ярчайших личностей указанного периода был крупнейший философ, богослов и православный подвижник Максим Исповедник. Его жизнь и творчество представляют

3 Мейендорф И. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 11.

4 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 214-215.

5 Мейендорф И. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы... С. 288-297.

6 Яннарас X. Вера Церкви. Введение в Православное богословие / Пер. с новогреч. М. 1992. С. 82.

специальный научный интерес по целому ряду причин. В первую очередь, следует указать на то, что он был активным участником драматических событий в общественно-политической и религиозной жизни Византии и Рима, в ходе которых решалась судьба Византийской империи. Во-вторых, творчество этого выдающегося богослова, подвижника и борца с монофелитством, жившего в конце эпохи христологических споров, не только впитало в себя все богатое наследие предшественников, но и подвергло его глубокой переработке, позволив создать целостную систему христианского мировоззрения. Поэтому о Максиме можно говорить и как о хранителе святоотеческого наследия, выразившего в своих произведениях общее хмнение православной Церкви по тем или иным вопросам, и как об оригинальном мыслителе, разрешившем в духе православия многие острые проблемы своего времени. Наконец, в-третьих, необходимо отметить незаурядность личности богослова и трагическую судьбу этого православного исповедника.

В Византии Максима почитали как выдающегося писателя, аскета и мистика. В воспоминаниях византийской принцессы и образованной писательницы XI в. Анны Комнины сохранился характерный рассказ: «Я вспоминаю, как часто моя мать, императрица, сидя за завтраком, держала в руках книгу и углублялась в слова догматистов - святых отцов, а особенно философа и мученика Максима. Она интересовалась не столько изысканиями в естественных науках, сколько вопросами догмы, от которых желала вкусить плоды истинной мудрости. Нередко случалось мне восхищаться ею, и в своем восхищении я как-то сказала: «Как можешь ты устремлять взоры на такую высоту? Я трепещу и даже кончиками ушей не дерзаю внимать этому. Ведь философствования и мудрость этого мужа, как говорят, вызывают головокружение у читателей». Она с улыбкой ответила мне: «Такая робость, я знаю, похвальна, да и сама я не без страха беру в руки подобные книга, однако не в состоянии от них оторваться. Ты же подожди немного. Посиди сначала над другими книгами, а потом вкусишь сладость этих»» 7.

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение взглядов Максима Исповедника на человека, общество и историю на широком культурном и историческом фоне, с привлечением творений самого богослова, а также житийных материалов, что позволяет оценить место и значение Максима Исповедника в истории социально-политической, философской и религиозной мысли Византии. Достижению поставленной

7 Анна Комнина Алексиада / Вступительная статья, перевод, комментарий Я. Н. Любарского. М., 1965. С. 174.

цели предшествует критический анализ житийных материалов с целью выяснения характера и степени вовлеченности Максима Исповедника в богословскую и общественную жизнь Византии.

В работе поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Реконструировать биографию Максима Исповедника в контексте политической, религиозной и социо-культурной истории Византии VII в..

2. Раскрыть место и роль Максима Исповедника в религиозно политических спорах Византии VII в..

3. Охарактеризовать наиболее значимые стороны антропологии Максима, преимущественно имеющие непосредственное отношение к общественно политическим взглядам богослова (концепция творения, место и роль человека в мире; природа человека; первородное состояние человека; грехопадение человека и человеческая природа; восстановление падшего человека; эсхатология Максима Исповедника и проблема апокатастасиса), а также недостаточно исследованным в историографии (познавательные способности человека).

mirznanii.com

Философия в мире человека и ее роль в обосновании перспектив человечества.

При рассмотрении этого вопроса семинара следует исходить из того, что современное человечество как никогда заинтересовано в философском анализе перспектив своего развития. Философия во все времена, будучи прочно связанной с культурой (см. тему I), выстраивала прогноз будущих состояний социальных взаимодействий, общественных форм организации жизнедеятельности людей, разрабатывала новую шкалу ценностей.

Обратитесь к анализу новых социокультурных реалий, опираясь на которые философия выявляет и обосновывает новые ценностные установки, составляющие новую стратегию деятельности человека в мире. К числу этих реалий можно отнести следующие:

- появление и все большее распространение человекомерных систем, конструирование и нормальное функционирование которых невозможно без включения антропологических параметров;

- обнаружение и исследование наукой объектов Вселенной и её параметров, свидетельствующих о необходимости использования их для понимания антропных представлений и принципов;

- развитие процессов глобализации, развертывающейся в экономической, политической, информационной сферах и оформляющейся в модели многополюсного, интегрированного мира, в котором, образно говоря, нет первых и последних.

- выявление наукой и практикой сверхсложных, саморазвивающихся систем, которые имеют нелинейный характер развития и способны в определенных точках приводить к срыву в состояние хаоса.

Покажите, как на основе этих новых реалий формируются новые ценности человеческого бытия в мире: ненасилие, терпимость, ответственность, благоговение перед жизнью и космосом и т.п. Философия задает и обосновывает критерии оценки развития общества. В зависимости от того, что выбрано в качестве мерила развития, оценивается состояние и перспективы дальнейшего развития общества, его динамика. Какие критерии могут быть избраны для оценки состояния общества и перспектив его развития?

Оценка развития общества с точки зрения соответствующего критерия и дает возможность констатировать либо прогресс, либо регресс в общественном развитии, выстроить пессимистический или оптимистический прогноз.

На основе избранного Вами критерия общественного развития попытайтесь построить модель будущего, учитывая взаимосвязь и взаимозависимость остальных компонентов общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. “Машина и техника наносят страшное поражение душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации” (Н. Бердяев). Покажите, каким образом машинная цивилизация ведет к угасанию чувственно-эмоциональной стороны человека.

2. “Перед нами, как неясный еще мираж, манящий и соблазнительный, и в то же время полный угроз и неизвестности, маячит век безраздельной империи человека. (А. Печчеи). Нарисуйте возможные модели будущего, к которым может прийти “безраздельная империя человека”.

3. А. Печчеи говорит о том, что корень современных затруднений “во внутреннем кризисе самого человека, его разладе с реально существующим миром, - миром, как никогда стремительно и радикально меняющимся прямо на глазах”.

В чем, с Вашей точки зрения, проявляется этот кризис и как он может быть преодолен?

4. Чем совершеннее техника, тем больше нуждается в ней человек и подчиняет ей свое существование, что, в свою очередь, ограничивает свободу и достоинство человека. Нужно ли человеку делать все, на что способен его технический гений? Какую роль в решении этого вопроса может сыграть философия?

ТЕСТЫ

 

I. Сущность цивилизационного подхода к обществу раскрывает понятие:

1. базис

2. культура

3. классы

4. надстройка

II. Выберите правильное суждение:

1. цивилизация – это смерть культуры

2. цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства

3. цивилизация – это целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах

4. цивилизация – это совокупность людей объединенных единством религии

III. Укажите на черту, не являющуюся содержательной характеристикой космогенной цивилизации:

1. высокая степень зависимости общества от природы

2. признание ценностей стабильности и порядка, традиционализма и консерватизма

3. подчиненность индивида социальной группе (роду, сословию)

4. верность идеям прогресса, инноваций, динамического развития

IV. К целям и ценностям техногенной цивилизации можно отнести:

1. науку

2. религию

3. традицию

4. стабильность

V. Технологическим выражением эры информатизации является:

1. автомобиль

2. персональный компьютер

3. химический синтез

4. электричество

VI. Ценностями какой цивилизации являются ненасилие, терпимость, ответственность, благоговение перед жизнью и космосом:

1. космогенной

2. техногенной

3. антропогенной

 

СЛОВАРЬ

 

Цивилизация– состояние общества, базирующееся на программах деятельности, посредством которых люди стремятся достичь общественных целей, которые заданы в свою очередь оформившимися универсалиями и фундаментальными символами культуры.

Информационное общество– понятие, обозначающее состояние современного общества, основным ресурсом которого является информация, обеспечивающая свое расширенное воспроизводство на основе компьютерной технологии, массовое производство когнитивного систематизированного знания, использование ее (информации) и его (знания) в целях оптимизации процессов во всех сферах общественной жизни.

Антропный принцип– один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных – постоянная Планка, скорости света, массы и заряда протона и электрона).

Глобальные проблемы современности– совокупность жизненно важных проблем современного человечества с обобщенной характеристикой важнейших направлений развития общества и его будущего.

Экологический кризис– понятие (термин, концепт) для обозначения переходного состояния экологических систем и биосферы в целом, вызванного факторами естественного и антропогенного происхождения.

Экстремальная ситуация– понятие (термин, концепт) для обозначения и выражения радикально и часто внезапно изменяющейся обстановки, в которой возникают неблагоприятные и угрожающие человеческому существованию факторы; совокупность данных условий и обстоятельств создают высокую напряженность и риск в реализации целесообразной деятельности человека.

Цивилизация риска– концепция, возникающая в 80-е годы ХХ века, согласно которой современному обществу присуща большая рисконасыщенность, проявляющаяся в экспоненциально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф, вызванных разрывом между могуществом технологии, с одной стороны, и невозможностью абсолютного контроля за последствиями воздействия ее на природу и человеческие общности, с другой стороны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, первое знакомство с философскими темами и проблемами Вами осуществлено! Авторы данного учебного пособия надеются, что дальнейшее приобщение к миру философии, философскому образу мышления, философской культуре продолжится в форме самостоятельного духовного поиска и размышлений над жизненно важными для Вас вопросами.

Опыт самостоятельной интеллектуально-мыслительной деятельности, обретенный при освоении дисциплины под названием «Философия», безусловно, сыграет положительную роль в повышении Вашего духовного потенциала, который может реализоваться при решении профессиональных задач, определении жизненной стратегии и обретении новых смыслов.

Авторы будут благодарны за предложения и пожелания по совершенствованию учебного пособия.

 

Учебное издание

ФИЛОСОФИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ НЕФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ)

 

Подписано в печать

Формат 60×84/16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 9,53. Тираж 500 экз. Заказ

 

Ульяновский государственный технический университет

432027, г.Ульяновск, ул. Сев. Венец, 32.

Типография УлГТУ, 432027, г. Ульяновск, ул. Сев. Венец, 32.

[1]Выделенные курсивом понятия представлены в словаре, расположенном в конце каждой темы.

[2] здесь необходимо вспомнить платоновскую концепцию, где идея трактуется как инвариантный закон построения предмета

cyberpedia.su

“Роль человека в мире” сочинение

На планете Земля проживает около семи миллиардов человек. Не важно, живешь ты в большом городе или в глухой деревушке, природа все равно окружает тебя всю жизнь. Но задумываемся ли мы о природе? Вспоминаем ли мы о ней когда-то, кроме тех случаев, когда нам нужно воспользоваться ее ресурсами? На данный момент человечество использует нашу планету совершенно неэкономично, и по данным официальных организаций, чтобы окупить все расходы, нам понадобится две с половиной планеты. Люди выбрасывают расходы в океаны, вырубают леса. А чего стоят пожары от неосторожно брошенного окурка, из-за которого исчезают гектары леса? А ведь в этом лесу были не только деревья, но и биотические сообщества. Лес – источник кислорода, который жизненно важен для всех существ.

Животные играют важную роль в природе. Они являются участниками пищевых цепочек, некоторые истребляют вредителей садовых и огородных хозяйств. Однако люди не жалеют и их. Животных уничтожают ради примитивных радостей: новая норковая шуба, кожаная сумочка, вкусный праздничный обед. Особенно большой вред наносят животным браконьеры, ведь именно из-за них постоянно пополняется Красная книга. Да, есть животные, на отлов которых дается разрешение, истребление их законно вполне возможно.

Стоит обратить внимание и на деятельность заводов, которые довольно негативно влияют на атмосферу. Атмосфера – очень важная оболочка, которая защищает Землю...

от вредного ультрафиолетового солнечного излучения.

Однако не все люди настолько плохие, ведь довольно многие любят и защищают природу, охраняют ее от истребления и браконьерства. Некоторые состоят в природоохранных организациях, однако это совершенно не обязательно. Защищать природу может каждый человек, который заботится о своем будущем и будущем своих детей, внуков и грядущих поколений. Эти люди отказываются от использования изделий из натуральной кожи, ношения шуб. Они высаживают деревья и цветы, охраняют редкие животные и растения, которые подвергаются беспощадному истреблению со стороны браконьеров и людей, которые пытаются незаконно нажиться на исчерпаемых природных ресурсах.

Множество природоохранных организаций также функционируют довольно активно. Их представители выходят на митинги, проводят общегородские акции, мероприятия, протестуют против уничтожения природы. Активисты сохраняют животных, растения, водоемы, и каждый день к ним присоединяются все новые и новые члены. Как правило, это школьная и студенческая молодежь, которая вдохновлена идеей спасения природы Земли.

Сохранять и приумножать природные богатства – обязанность каждого из нас. Не стоит расходовать ресурсы, ведь все это: вода газ – однажды могут просто закончиться. И в таком случае мы не сможем переселиться на другую планету, где всего этого в избытке. Мы все должны заботиться о нашей единственной планете и экономично относиться к природе, ее ресурсам, ведь сохраняя планету, мы сохраняем себя!

schoolessay.ru

Религия и ее роль в духовно-ценностной ориентации человека в мире — КиберПедия

Обращаясь к рассмотрению религии, необходимо осознавать специфику ее философского анализа, отличающегося от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Одна из сложнейших проблем философии религии - определение сути феномена религии и места религиозного сознания среди прочих форм духовной ориентации человека в мире. Начнем рассмотрение этой проблемы с анализа сходств и различий между религией и наукой, религией и искусством, религией и моралью.

Существует мнение о невозможности такого универсального определения религии, которое охватило бы собой все многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру, "гносеологический" подход к религии, считающий ее основным признаком веру, не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается с немалыми сложностями при попытке отличить собственно религиозные верования от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм, в национальное превосходство и пр.). Аналогичные трудности вызывает и распространенное представление о религии как о системе миропонимания (и связанного с ним институционального поведения), основанного на вере в существование Бога (или богов) - высшей потусторонней сверхъестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Многие ученые считают, что при таком подходе не учитывается опыт религиозных направлений (к примеру, конфуцианства или буддизма), которые вполне "обходятся" без бога в христианском или мусульманском его понимании.

Большинство специалистов связывает феномен религии с особой формой человеческого опыта, одинакового для всех разновидностей религии, - верой в священное, сакральное. Представления о священном разнятся у разных народов. На ранних этапах развития религии они совпадают с представлением о необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей и лишь позднее обретают этические характеристики и становятся представлениями об абсолютном благе, истине, красоте.

Каковы бы ни были разногласия в определении понятия религии, все исследователи согласны с тем, что она выполняет важнейшие функции в общественной жизни. Для отдельно взятых человеческих индивидов, как полагает М. Йингер, религия становится средством решения "последних, конечных" проблем жизни, выступает как "отказ капитулировать перед смертью". Религиозное существование включает веру человека в то, что зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к случайным, но к фундаментальным условиям жизни, и что все же есть силы и действия (священное), благодаря которым человек способен преодолеть зло во всех его обличиях.

Для общества религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется как особый общественный институт - церковь; на первых этапах - просто как объединение верующих, позднее (почти во всех религиях) - как клерикальная структура, объединяющая лиц, особо посвященных в сакральные тайны и выступающих в роли особых посредников между объектом веры и людьми.

Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, которая способствует эксплуатации народных масс. Он характеризовал ее как "опиум для народа" и "вздох угнетенной твари". Отрицательно относился к религии также 3. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения. Многие мыслители, руководствовавшиеся прежде всего идеалами эпохи Просвещения, были убеждены во временном характере религиозных верований, полагая, что религия непременно падет под ударами развивающейся науки. Упадок религии в XIX-XX вв. казался многим симптомом ее надвигающейся гибели. Однако, XX в. вновь подтвердил устойчивость религиозной системы ценностей. Было осознано главное - религию нельзя рассматривать как альтернативу науке и "пережиток" общественного сознания.

Следует подчеркнуть, что в религии существует особая иерархия ценностей. Высшей ценностью является сверхъестественное, а все остальные ценности занимают в системе строгие места, находясь в отношениях субординации (подчинения) и координации (взаимодействия на одном уровне). Однако самостоятельную иерархию ценности образуют не во всех формах религии. Такой иерархии нет в так называемых нетрадиционных религиях, возникших в ХХ в. Ее отсутствие объясняется тем, что эти религии, будучи сложенными из элементов разных религиозных традиций, научных и философских концепций, представляют собой эклектичный набор ценностей. Отсутствует самостоятельная иерархия ценностей и в ранних (родоплеменных) религиях. Причиной тому служит то, что эти религии не самостоятельны, а входят в состав синкретических мифологических комплексов. Для древнего человека мир не делился на естественный и сверхъестественный; объектами религиозного почитания были духи, но они считались такими же природными существами, как люди, животные и растения, включались в сложные системы кровнородственных связей. Мифы о духах и душах рассказывали с целью объяснить естественные явления и процессы. Высшими ценностями выступали родоплеменной коллектив и территория его обитания.

Самостоятельную систему ценностей представляют только теистические религии. Теистическими называют религии, представления и идеи о богах или едином Боге. Большинство теистических религий - религии многобожия (политеизм), но большинство верующих в современном мире исповедуют единого Бога (монотеизм). В монотеизме абсолютной ценностью, "ценностью ценностей", является Бог; в политеизме, где божеств много и они составляют свою иерархию, - высшие божества или верховное божество. Рангом ниже - мир божественного. В него входят: мистический топос (рай, небеса, священные страна, город, остров, гора, дерево т. п.), мистический хронос (до появления земного мира, историчесский отрезок, обетованное будущее и др.), подчиненные Богу (высшим богам) сверхъестественные существа (низшие боги, добрые духи, полубоги). Некоторые религии к этому рангу относят и загробный мир, для других он сам по себе не является идеалом, а обретает значимость лишь как сфера адекватной реализации других ценностей, например, справедливости, любви, покоя.

К религиозным идеалам относится святость. Святость - это присутствие в сфере божественного, которое, однако, является делом земной жизни: она достигается и выражается в поступках. Святость есть отражение божественного в человеке. Впрочем, божество может отражаться и выражаться в чем пожелает.

Выражение сверхъестественного в естественном называется сакральным (священным). Сакральными могут быть социальные отношения и роли, природные предметы и ландшафты, произведения культуры. Предметно воплощенные религиозные ценности называются святынями. Предмет является святыней не сам по себе, а только в силу своей причастности к сверхъестественному, в силу того, что он служит носителем сверхъестественной силы. Религиозной ценностью обладают и предметы культа, поскольку они также причастны к сверхъестественному. По этой же причине в систему ценностей включается роль священнослужителя.

Своими особенностями обладают и личностные ценности религиозного человека. Стиль жизни и способы самоутверждения религиозной личности определяются идеалами, установками и нормами той религии, которую эта личность исповедует. Религиозные установки и нормы выражаются в форме заповедей - императивных (повелительных) или оптативных (желательных) суждений от лица божества. Заповеди служат религиозными регуляторами социальных отношений и ориентирами внутреннего самосовершенствования личности. Наконец, сама по себе вера является религиозной ценностью: и как позитивное психическое состояние и как исходный пункт религиозной жизни, богообщения, обретения абсолютной ценности божественного состояния.

Каждая конкретная религия обладает спецификой в системе ценностей. Национальные религии, как правило, постулируют идею особой близости своего народа к сфере божественного, т.е. идею национальной исключительности. Среди национальных религий современного мира наиболее известны индуизм, джайнизм, сикхизм у народов Индии, конфуцианство и даосизм у китайцев, синто в Японии, иудаизм у евреев. Особое значение имеют ценностные системы мировых религий: буддизма, христианства и ислама, поскольку они представляют собой наиболее высокий этап в развитии религиозного сознания. Он характеризуется тем, что отдельные религии приобретают наднациональный характер, открываясь для представителей разных народов, разных культур и языков. Единоверцы выступают как единое целое, в котором нет "ни эллина, ни иудея". Эти религии провозгласили равенство всех людей, невзирая на национальную и расовую принадлежность, язык, место проживания, социальное и имущественное положение.

cyberpedia.su