«Внедрение технологии саморазвития личности
А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко»
(реализация 3 этапа Программы развития гимназии)
2008-2009 учебный год
Главное назначение проекта
Полное осознание и принятие педагогическим и ученическим коллективом целей, задач и содержания технологии саморазвития личности.
Проблема, на решение которой направлен проект
По результатам опроса педагоги недостаточно владеют концепцией воспитания как самовоспитания, принципы ТСРЛ находятся на уровне теоретического осознания, что не способствует эффективному внедрению ТСРЛ и формированию уклада гимназии, отвечающего духу самосовершенствования.
Новое в условиях нашей гимназии
Перенос «центра тяжести» от воспитания к самовоспитанию: осознание педагогическим коллективом механизмов формирования доминанты на самовоспитание и самосовершенствование личности учащегося и создание в гимназии соответствующего уклада жизнедеятельности. Организация учебно-воспитательной деятельности на принципиально новых мотивационных механизмах и целях саморазвития личности.
Технология современного гимназического образования становится политехнологией, интегрирующей на различных этапах и в различных сферах все лучшие достижения современной педагогической науки и практики: методы дифференциации и индивидуализации обучения, групповые и коллективные формы, игровые, проблемные, коммуникативные методики, новые информационные технологии и др. Все эти различные по содержанию и уровню применения технологии объединяет одна общегимназическая технология саморазвития и самосовершенствования личности.
Цели и задачи проекта
Основной целью проекта является создание условий для реализации важнейшего принципа ТСРЛ – принципа доминанты саморазвития и самосовершенствования через использование всего разнообразия интересов и потребностей детей в качестве главной мотивационной базы обучения, через формирование самоуправляющих механизмов личности, через создание соответствующего уклада всей жизнедеятельности ребенка.
Задачи:
изучение педагогами теории и практическое применение механизмов формирования доминанты саморазвития.
изучение педагогами и учащимися механизмов формирования СУМ личности, применение этих механизмов на практике.
создание в гимназии уклада жизнедеятельности, отвечающего духу самосовершенствования.
дальнейшее передача «управленческих» функций учащимся в системе детского самоуправления. Предполагаемые результаты проекта и показатели эффективности
№ | Предполагаемый результат | Показатели |
1 | Глубокое осознание педагогическим коллективом целей, задач и содержания технологии саморазвития личности | Результаты анкетирования учителей |
2 | Осознание учителями теории формирования доминанты саморазвития и СУМ и применение их на практике | Результаты анкетирования учителей Протоколы совещаний, практических семинаров |
3 | Наличие в гимназии уклада, отвечающего духу самосовершенствования | Результаты анкетирования учителей и учащихся |
4 | Увеличение числа мероприятий в системе самоуправления, проведенных учащимися самостоятельно | Анализ мероприятий |
5 | Увеличение доли учащихся, занятых в системе самоуправления | Анализ работы ДОО |
Распространение результатов
Педагогические районные чтения; выпуск сборника классных часов; выпуск сборника уроков, интегрированных с ССЛ; открытое районное мероприятие в рамках СДОО «Возрождение» - «День гимназиста».
Научно- методическое сопровождение экспериментаЕ. В.Мезенцева
«Формирование доминанты самосовершенствования как важнейшее условие для саморазвития ребенка»
Защита работы на республиканском конкурсе инновационных проектов.
Цель эксперимента: Вывести личность ребенка в режим саморазвития.
Создать деятельностные условия и механизмы для совмещения потребностей гимназистов с педагогическим воздействием.
Стратегические приоритеты | Пошаговые виды деятельности |
Создание программы управления инновационным процессом | Выявление проблемного поля –точки взаимодействия учителей и учащихся с выходом на результат: обучение должно стать самообучением; Выстраивание траектории управления |
Создание благоприятной психолого-мотивационной среды для развития каждой личности | проведение соцмониторинга анализ (экспертная оценка) работа по устранению причин неблагоприятных факторов |
Использование различных методик и тестов для определения индивидуальных способностей обучающихся и учителя. | Определение места учителя в процессе доминанты самосовершенствования личности Выстраивание индивидуальной траектории саморазвития обучающихся |
Развитие ученического самоуправления как условия для развития компетенций. | Организация круглого стола – что и как сделать , чтобы выйти на самообучение выбор основных направлений в совместной работе (учитель- ученик) определение субъектной позиции ученика |
Выбор нескольких направлений деятельности субъектов ОП, близких и интересных его участникам, дающих право на самореализацию, развитие | Научно- исследовательское направление Направление учебной деятельности Творчески- эстетическое направление Здоровьесберегающее направление Самоуправление и со-управление |
Укрепление материально-технической базы | Оснащение |
Выход на социальное партнерство | Расширение сети социального партнерства |
Психолого-педагогическое сопровождение Программы развития
«Школа саморазвития личности»
МОУ «Гимназия п.Нижний Куранах»
В гимназии разработана программа психолого-педагогического сопровождения ОП.
Цель: создание психолого-педагогических условий для простраивания индивидуальной траектории развития каждого гимназиста.
Задачи:
Педагоги:
- МО классных руководителей (наблюдается повышение активности классных руководителей, повышение заинтересованности в проведении классных часов, интегрированных с курсом ССЛ. Запланированы выступления классных руководителей на педагогических районных чтениях)
- индивидуальные консультации для классных руководителей по проведению классных часов (подбор методик), родительских собраний.
- консультации для учащихся и педагогов, подготовивших научно-исследовательские работы по социальному направлению
- в рамках внедрения ТСРЛ выполнена корректировка следующих программ: дополнительного образования, общегимназической игры «Демократическая республика», программы работы классных руководителей.
Родители:
- лекции для родителей: 1, 2, 7, 9, 11 классы (психологи)
- занятия для родителей в рамках внедрения ТСРЛ: 6, 8,10 классы (классные руководители)
- индивидуальные консультации (по запросу)
Учащиеся:
- ведение курса ССЛ с 1-11 класс
-диагностика в рамках ведения курса ССЛ
-индивидуальные консультации
- диагностический минимум (представлен в плане реализации программы)
Используемый инструментарий:
- методики, заложенные в курсе ССЛ
- Блок психологических тестов. Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников. Версия 1.0. «Амалтея»
- Блок психологических тестов. Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков. Версия 1.0. «Амалтея»
- Диагностика умственных способностей школьника. Версия 1.0. «Амалтея»
- Многофакторный опросник Кеттелла. Версия 1.0. «Амалтея»
- Блок психологических тестов. Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Версия 1.0. «Амалтея»
- Блок психологических тестов. Диагностика детско-родительских отношений. Версия 1.0. «Амалтея»
- Блок психологических тестов. Профориентационная система ПРОФИ-II. Версия 1.0. «Амалтея»
АНАЛИЗ
реализации Программы развития «Школа саморазвития личности»
МОУ АР «Гимназия п.Нижний Куранах» Курс «Самосовершенствование личности» как системообразующая дисциплина
Два года назад была разработана программа развития гимназии “Школа саморазвития личности», вторым этапом которой является внедрение курса «Самосовершенствование личности» в 1-11 классах.
Весь теоретический курс пронизывает понятие об основной компоненте самоуправляющего механизма личности – Я – концепции. На основе курса разработана программа воспитания по классам, которая объединяет психолога, классного руководителя, учащихся, родителей, всех учителей и педагогов-организаторов, работающих в данном классе. В течение года ведется психолого-педагогический лекторий для родителей по ознакомлению с курсом «Самосовершенствование личности». Знания и умения, полученные ребенком на курсе ССЛ, актуализируются в предметах и на классных часах, а также в работе с родителями. Ценно и то, что все учителя, участвующие в эксперименте по внедрению ТСРЛ и интегрирующие курс ССЛ со своими учебными дисциплинами, становятся активными участниками процесса самосовершенствования. Педагоги постоянно работают в деятельностном режиме: разрабатывают планы проведения занятий, интегрированных с курсом ССЛ, упражнения, тематические задания и апробируют их на своих уроках. ТСРЛ и курс ССЛ дает возможность самосовершенствоваться и самоактуализироваться не только учащимся, но и педагогам. Доля классных часов, интегрированных с курсом ССЛ в 2007-2008 у.г.:
класс | Всего тематических классных часов (за год) | Классных часов, интегрированных с ССЛ | Темы интегрированных классных часов (выборочно) |
5α | 32 | 10 | Кто я? Вынужденная посадка на планету «Мобиус» (игра) |
5β | 30 | 10 | Внимание, внимание! Память – кладовая ума |
6 α | 32 | 12 | Цена и ценность |
6 β | 32 | 12 | Воспитай себя |
7 α | 29 | 10 | Терпение и труд все перетрут (игра) Учимся организовывать свое рабочее место |
7 β | 34 | 10 | Мои желания и пожелания себе Программа «Три Я: хочу, могу, надо» |
8 α | 28 | 15 | Жизненная лестница |
8 β | 29 | 12 | Я – личность |
9 α | 26 | 10 | Дороги, которые мы выбираем |
9 β | 26 | 10 | Важные черты характера |
10 α | 24 | 12 | Самовоспитание – путь к самосовершенствованию Человек привычки – человек воли |
10 β | 24 | 10 | Разрешение конфликта |
11 α | 17 | 8 | Жизненные цели |
11 β | 16 | 7 | Приемы самообразования Как научиться быть ответственным за свои поступки |
Мы считаем, что сегодня главная цель педагогического коллектива – вывести личность ребенка в режим саморазвития, а значит и самоактуализации, для чего на каждом возрастном этапе необходимо поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Опыт гимназии по теме «От воспитания к самовоспитанию» распространен на уровне республики: на республиканских курсах для классных руководителей и на 2 Республиканском форуме психологов.
Говоря о первых результатах введения курса ССЛ, следует отметить, что из 159 опрошенных учащихся 7-11 классов ответили:
курс помогает мне …
задуматься о своем «Я» - 159 человек;
задуматься о смысле жизни – 121 человек;
определиться в выборе будущего профиля – 56 человек;
стать более организованным – 131 человек;
учиться управлять собой – 75 человек;
понять себя и окружающих – 159 человек.
В январе 2008 года проводилось анкетирование с целью исследования уровня удовлетворенности родителей образовательным процессом. В анкетировании приняли участие 274 родителя, что составляет 91%. Степень удовлетворенности родителей образовательным процессом составляет 98%.Социальный заказ был сформирован по следующим направлениям:
Начальная школа:
Анализ деятельности детской общественной организации в рамках внедрения ТСРЛ
за 2007-2008 учебный год
Работа по дополнительному образованию тесно вплетается в технологию ТСРЛ. Каждое мероприятие непосредственно направлено на развитие личностных качеств учащихся. Мероприятия могут быть традиционными или современными, но любое из них ставит своей основной целью самосовершенствование личности. Самое главное в любом проекте – это:
через самовоспитание - научиться работать в команде,
через самоопределение – научиться распределять обязанности,
через самоутверждение – учиться «командовать» и «подчиняться»,
через саморегуляцию – брать на себя ответственность,
через самообучение – предлагать новые идеи,
через самореализацию – доводить начатое дело до конца.
Знания, полученные ребятами на уроках «Самосовершенствование личности» и классных часах, отрабатываются, в первую очередь, именно в системе дополнительного образования и самоуправления. Таким образом, система дополнительного образования и самоуправления становится полем проб для формирования доминанты саморазвития, деятельностью, в процессе которой удовлетворяются потребности саморазвития каждого ученика. Она приносит опыт успеха в различных видах деятельности, как бы является зоной гарантированной успешности ребенка. ДОО гимназии сегодня решает задачу формирования уклада гимназии – создание в гимназии атмосферы самоутверждения, отвечающей идее улучшения себя, духу положительного поступка. Оптимистическая позиция воспитания, вера в ребенка, применение личностно-ориентированного подхода способствует повышению уровня общей мотивации к гимназии, к гимназической жизни, компенсируя тем самым убывание чисто познавательного интереса к учебным предметам.
Самым главным результатом деятельности ДОО за последние два года можно считать повышение престижности ДОО среди учащихся гимназии, наполнение статуса члена ДОО новым смыслом «саморазвития».
Психолого-педагогическая поддержка курса «Научи себя учиться»
Преподавание указанного курса в нашей гимназии ведется второй год в контексте внедрения технологии ТСРЛ и реализации программы развития « Школа саморазвития личности». Предмет Научи себя учиться воспринят учащимися и родителями позитивно, кроме того, по результатам опросов на предмет того: какой урок самый важный для вас – многие отвечают, что - научи себя учиться. Действительно, к седьмому классу мотивация детей на учебную деятельность ослабевает, результаты снижаются, начинаются проблемы в учении. Посредствам этого курса появляется возможность усилить интерес к учению, так как в нем показаны пути продвижения ученика, подробно объясняется, от чего зависит успех учения, даются методы привития бщеучебных навыков.
Самым важным моментом, на мой взгляд, является то, что даны механизмы самоуправления личностью, от целеполагания до самооценки.
Мои наработки по курсу «Научи себя учиться».
Цель деятельности – повысить качество образовательной системы через создание нормативно- правовых, организационно-методических условий, обеспечивающих формирование всесторонне развитой личности ребенка, характеризующейся стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию.
Пошаговые виды деятельности.
Важнейшим фактором внедрения ТСРЛ в образовательный процесс гимназии остается курс ССЛ, который ведется с 1по 11 класс.
На основе курса скорректирована разработанная ранее программа воспитания по классам, которая объединяет психолога, классного руководителя, учащихся, родителей, всех учителей и педагогов-организаторов, работающих в данном классе.
На начало года созданы новые временные творческие коллективы для решения практических вопросов по следующим направлениям:
Интеграция предметных областей, дополнительного образования с курсом ССЛ (начальная прогимназия)
Предметная область, дополнительное образование | Учитель | Тема курса и курса ССЛ | Результат |
Внеклассное мероприятие 1 класс Малая академия наук | Саранчина Т.В. | «Вместе, весело, в игре учим дружно ПДД», тема курса «Поступки, поведение, дисциплина» Научно - исследовательская работа «Мой поселок в будущем», Щенников Павел, 1 классТема курса «Добрые и злые дела» | Учащиеся расширили свои познания в области изучения ПДД, раскрыли роль пешехода, выявили наиболее опасные участки дорог поселка, научились правилам безопасного поведения на дорогах. Используя различные методы (наблюдение, опрос, анкетирование) установлены причины «загрязнения» поселка. Учащийся постарался найти пути решения данной проблемы и помочь поселку и его жителям в благоустройстве и процветании. Первоклассник создал модель «парка дружбы», отражающую поселок мечты. |
Литературное чтение Классный час- праздник | Фефилова Н.А. | «Буква Ф», 1 класс Тема курса «Книги – твои друзья»«Посвящение в первоклассники» Тема курса «Теперь я первоклассник» | Учащиеся расширили своё представление о мире книг, детских писателях. Урок был направлен на воспитание у учащихся аккуратности, бережного отношения к окружающим вещам, книге, доброжелательного отношения друг к другу, умения найти выход из конфликтных ситуаций. Мероприятие направлено на воспитание чувства гордости и ответственности за «звание» гимназиста, осознанного отношения к своим правам и обязанностям, уважения друг к другу, умения выслушать мнение другого человека, работать по определенным правилам. |
nenuda.ru
| |
| |
| |
| Я – индивидуальность в учении |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Я – память |
| |
| Я – читающий |
| Я – в работе с информацией |
| Я – учитель |
| Я – говорящий |
| |
| |
| |
| |
| Я – способы умственных действий |
| Я – учащий себя |
| |
| |
| |
| |
| Я – культурное самообразование |
multiurok.ru
educontest.net
Автор презентации: Мухаметова Ирина Ивановна
Слайд 1Технология «Самосовершенствование личности» Г.К.Селевко в воспитательной работе Классный руководитель: Мухаметова И.И.Слайд 2Селевко Герман Константинович – Н аучный руководитель авторской школы в г. Рыбинск Ярославской области. Автор технологии « Самосовершенствование личности». Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, методологических средств, применяемых для достижения педагогических целей.Слайд 3Проблема: требование современного общества в молодых людях высокообразованных, инициативных, предприимчивых, способных творчески реформировать страну.Слайд 4Цель: создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя.Слайд 5Задачи: 1.Побуждение учащихся к самосовершенствованию 2.Выявление интересов и склонностей, способностей. 3.Формирование адекватного отношения к себе, самооценка 4. Приобщение к самонаблюдению самоанализуСлайд 6Особенности технологии: 1. Ориентация на возрастные особенности 2. Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности 3.Удовлетворение всех потребностей развития личности 4.Системный подход 5. Принцип доминантности .Слайд 7Доминанта ( по физиологу А.А.Ухтомскому) – временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере. – мотивация, ориентация, установка., господствующая потребность. - «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека»Слайд 8Структура курса: 5 класс– Познай себя. ( Саморегуляция поведения). 6 класс – Сделай себя сам. (Самовоспитание). 7 класс – Научи себя учиться ( Самообразование). 8 класс – Утверждай себя. ( Самоутверждение). 9 класс- Найди себя (Самоопределение) 10 класс - Управляй собой ( Саморегуляция ) 11 класс – Реализуй себя ( Самоактуализация )Слайд 9Я- концепция – часть структуры личности. 1. Она определяет саморазвитие. 2. Регулирует процессы самовоспитания 3.Является источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя. 4.Ругулирует социальное поведение личности 5. Способствует внутренней согласованности личностиСлайд 10Направления практической деятельности учащихся : - общественная - художественно - эстетическая - техническая - краеведческо - экологическая - учебно - исследовательская - трудовая ( технологическая )Слайд 11Цель классного руководителя) – – предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер деятельности. Методика - группа условий, необходимых для эффективного формирования доминанты самосовершенствования: - стиль и методы внешнего воздействия - уклад окружающей среды жизнедеятельности ребенкаСлайд 12Проявляется в: - свобода выражения взглядов - взаимоуважение - проявление здорового честолюбия - творческое горение - стремление окружающих к самосовершенствованию
Обязательно поделитесь с друзьями: Скачать Размер презентации: 76.47 Kbedudocs.info