Аутизм является психическим нарушением, приводящим к речевым проблемам, сложностям социальной адаптации ребенка, возникновению многих отклонений развития. Если диагностика заболевания была проведена на ранних этапах, то лечение может дать ощутимые результаты, но главными факторами воспитания таких детей являются их социализация и постоянное обучение.
В последние десятилетия в нашей стране рождается все больше малышей с аутизмом. Сегодня практически каждый педиатр имеет под своим контролем около 5 таких детей.
Основной проблемой адаптации аутистов, их воспитания и обучения сегодня является банальное отсутствие в достаточном количестве специализированных учебных заведений и квалифицированных педагогов. Поэтому все труды и заботы, в том числе и по выявлению нарушения, в большинстве случаев ложатся на плечи родителей.
Несмотря на то, что сам термин является официальным медицинским диагнозом, во всем мире детей-аутистов, как и взрослых, не принято воспринимать в качестве больных людей. Гораздо этичнее и правильнее считать их необычными людьми, имеющими проблемы в коммуникации с внешним миром и восприятии реальности.
Нарушение разделяется на несколько видов, у каждого из которых имеются свои особенности и специфические симптомы.
Точных причин развития заболевания до сих пор не выявлено, но большинство ученых утверждают, что оно обусловлено генетическими факторами.
Мозг каждого человека в любом возрасте практически круглые сутки обрабатывает информацию извне. Восприятие мира, окружающих предметов, звуков, запахов, речи других людей происходит благодаря тому, что мозг обрабатывает сигналы, получаемые от естественных анализаторов в организме, таких как обонятельные, осязательные, слуховые, зрительные и прочие рецепторы.
Благодаря этому осуществляется нормальное восприятие мира и коммуникация ребенка с ним, то есть возможность общения, реагирования на различные раздражители, проявление эмоций.
При аутизме у детей в любом возрасте нормальное восприятие нарушено в одном или нескольких направлениях, что определяет степень патологии. Конкретные сигналы, важные для здоровых людей, аутисты обычно не воспринимают совсем или реагируют на них незначительно, но при этом заостряют внимание на том, что часто игнорируют обычные люди.
Таким образом, возникает искаженное восприятие мира у ребенка, что не может не сказываться на его поведении, общении, способностях к обучению и существовании в установленных социальных рамках.
С середины прошлого века во всем мире наблюдается тенденция прогрессирования заболевания и появления на свет все большего числа детей с врожденным аутизмом.
Чаще всего первые симптомы нарушений у малыша замечают родители. Ранний аутизм определить сложно, поскольку выраженных признаков с момента рождения практически нет, они появляются постепенно, по мере роста новорожденного.
Первое, что замечают родители, это нежелание ребенка быть на руках, он не любит объятий матери, не реагирует на внешние раздражители, не интересуется игрушками и звуками, не пытается подражать мимике, не начинает произносить слоги и слова.
В некоторых случаях речь у ребенка формируется, создается некоторый словарный запас, но позднее этот навык утрачивается.
Иногда может показаться, что малыш не слышит слов, а обращает внимание лишь на какие-то отдаленные звуки фонового характера, на самом деле он просто не воспринимает обращение к нему, как важную информацию, но может заинтересоваться звуком проезжающего за окном автомобиля или гудком поезда.
Важным симптомом является то, что к рукам матери такие дети привыкают очень трудно. Даже кормление ребенка доставляет немало трудностей, поскольку мама, взяв малыша на руки, никак не может найти удобное для обоих положение — он либо слишком напряжен, либо находится в аморфном состоянии.
Отсутствие фиксации взгляда малыша в возрасте до года на определенных предметах и, в первую очередь, на лицах других людей тоже является симптомом аутизма. У нормального ребенка интерес к лицу матери возникает очень рано, как и к ее прикосновениям и звукам голоса.
При наличии нарушения малыш постоянно избегает не только зрительного контакта с другими людьми, но и тактильного, он не тянет ручки даже к склоняющемуся над ним человеку.
Постепенно у аутичных детей вырабатывается сильная привязанность к одному человеку, обычно к тому, кто за ним ухаживает, но связь имеет примитивный симбиотический характер, выражающийся в потребности неразделимого совместного существования.
Даже незначительная угроза расставания (нарушения связи) может спровоцировать появление непредсказуемой и часто неадекватной реакции, например, рвоты или резкого повышения температуры, проявления сильной неконтролируемой агрессии.
При этом практически любой малыш-аутист, у которого проявляются катастрофические тяжелые реакции даже на кратковременную разлуку с матерью (или иным человеком, к которому он привязан), может не демонстрировать никакого интереса к ней во время ее нахождения рядом.
Такое поведение обычно удручает родителей, вызывает сильное расстройство и переживания, поскольку для любой матери неполучение ответных положительных эмоций от ребенка подобно катастрофе.
В этом возрасте детский аутизм проявляется замкнутостью в себе, попытками отгородиться от других людей и играть в одиночестве, отсутствием эмоциональности. Такое поведение характерно для любого аутиста, он очень любит быть один и заниматься исключительно тем, что ему интересно.
Речь может состоять из отдельных слов, часто наблюдается неосознанное стереотипное повторение услышанных фраз или слов. В большинстве случаев речевой навык утрачивается к возрасту 2-3 лет, но может и сохранить на достаточно длительное время, но словарный запас будет состоять лишь из нескольких слов, произносимых неосознанно.
Аутисты очень рано учатся обслуживать себя, что позволяет им обеспечивать необходимую независимость от окружающих. К возрасту 3 лет может наблюдаться возвращение речевого навыка (при проведении регулярных занятий), но ребенок не может обособить себя и никогда не говорит о себе в первом лице. Например, вместо фразы «хочу кушать» малыш скажет «хочешь кушать» или «он хочет кушать».
В этот период дети с разной формой аутизма обычно начинают ходить, и здесь внимание родителей привлекает ряд особенностей. Даже при легкой форме нарушения, диагностировать которую по иным признакам бывает сложно, наблюдается постоянная ходьба на цыпочках. Часто она дополняющаяся размашистыми движениями рук, например, имитируя крылья птицы.
Большинство аутистов отличаются гиперактивностью поведения и, начав ходить, постоянно находятся в движении, которое имеет стереотипный характер. Один и тот же цикл действий может повторяться несколько часов подряд с соблюдением определенного ритма, например, шаги на месте или по невидимому контуру геометрической фигуры, раскачивания из стороны в сторону или вперед-назад, сидя на стуле.
Обычно такой ребенок выбирает одну вещь, которую практически не выпускает из рук, но часто такой «игрушкой» становится совсем, казалось бы, неподходящий предмет, например, тюбик (баночка или коробочка) от косметического средства, пустая бутылка или крышечка от нее.
Попытка отобрать этот предмет приводит к бурной негативной реакции, часто неадекватной и непредсказуемой. Другие игрушки малыш может лить кратковременно брать в руки, обнюхивать, прощупывать, трясти, но быстро теряет к ним интерес.
В этом же возрасте у аутиста формуются увлечения, которыми он может заниматься весь день, но это тоже имеет стереотипный характер. Рисование можно назвать наиболее оптимальным увлечением, и у многих малышей с таким психическим нарушением проявляется настоящий талант. Но рисуют они неосознанно, чаще всего одну и ту же картинку, иногда одним цветом.
Среди увлечений таких детей родители часто отмечают включение и выключение света или воды, нажимание кнопок на пульте от телевизора или на телефоне, открывание и закрывание дверок шкафов и т.д.
В еде дети очень избирательны, попытки накормить новым продуктом обычно заканчиваются истерикой или проявлением агрессии, направленной не только на окружающих, но и на себя. Они активно избегают общества, особенно это касается компании других детей.
Распространенным симптомом является наличие множества страхов. При легкой форме детского аутизма малыши боятся громких звуков, например, дверного или телефонного звонка, чихания и кашля окружающих, шума пылесоса или иной бытовой техники.
При расстройстве тяжелой формы практически вся жизнь малыша состоит из страхов, он может бояться выходить из комнаты или из дома, оставаться один в помещении даже на пару минут, он может испугаться нового предмета в комнате или игрушки и отреагировать весьма неадекватно и агрессивно.
В этот период дети привязываются к окружающему пространству, привыкают к нему, и смена обстановки, даже незначительная, например, перестановка стула или вазы для цветов, может вызвать появление бурной неконтролируемой истерики.
Проявляются и внешние признаки нарушения, позволяющие его определить даже посторонним людям. Отличительными чертами являются:
Дошкольный возраст характеризуется основными признаками, выражающимися в серьезных трудностях в плане социальной адаптации, которые в этот период выражены особенно ярко. При посещении специализированного детского сада можно отметить нежелание ребенка находиться рядом со сверстниками, агрессию и истерики при смене привычного образа жизни и окружающей обстановки.
Постепенно начинает вырабатываться определенная защитная реакция на смену привычного окружения, при этом ребенок или полностью замыкается в своем внутреннем мире, старательно избегая внешнего, или ведет себя совершенно неадекватно.
Агрессивная неадекватная реакция может наблюдаться и при появлении в привычном пространстве чужих людей. Например, ребенок может неожиданно подбежать и ударить или укусить незнакомого человека, но эти действия могут быть направлены и на членов семьи при появлении в доме чужих людей, а также на себя.
Практически любые действия малыш выполняет по своим собственным правилам, не обращая внимания на то, что они идут вразрез с установленными социальными нормами.
Аутисты школьного возраста должны посещать специализированные учебные заведения, но некоторые из них вполне способны учиться и в обычных школах, если у них не наблюдается расстройства интеллектуального развития и умственной отсталости. При обучении в обычной школе у малыша вырабатывается особый интерес к некоторым предметам, обычно среди них математика, музыка, пение, рисование, иногда и иностранные языки.
Но в любом случае у таких детей имеется дефицит внимания, им трудно сконцентрироваться на поставленном вопросе или определенном задании, что обычно не затрагивает любимые предметы. Очень часто у аутистов имеется и дислексия различных форм.
Примерно в одном из десяти случаев у аутистов проявляются действительно гениальные способности в каком-либо одном направлении, например, в живописи, рисовании, или музыке. Есть и случаи, когда такие дети показывали наличие уникальной памяти, повторяя единожды прочитанный им текст (большого объема) практически дословно.
Синдром Саванта отмечается всего у 1 % таких детей, в этом случае малыш отлично усваивает сразу несколько разных областей знаний, но при этом остальные обычно игнорирует полностью.
Аутистам со сниженными способностями к обучению или имеющими умственную отсталость желательно обучаться в специализированных школах или классах с квалифицированными педагогами. При этом выделяется некоторая закономерность — что чем хуже у малыша развита речь, тем больше агрессии к окружающим он проявляет.
Важным моментом является питание, а точнее, наличие отклонений в пищевом поведении. Дети потребляют пищу только по определенному ритуалу, принимая ее в конкретной последовательности и строго в одно время. Нарушение этого ритуала может иметь серьезные последствия, вплоть до полного отказа от еды.
Избирательность в блюдах обусловлена обычно не вкусовыми критериями, а формой продукта или его цветом. Для всех аутистов очень большое значение имеет именно внешний вид подаваемых блюд.
Чтобы выявить симптомы заболевания, порой достаточно родителям пройти тест, ответив на ряд вопросов.
Проверка навыков коммуникации, речи, владения языком.
Проверка навыков социализации.
Определение познавательных способностей.
Определение факторов физического здоровья, развития и поведения.
Этот тест предназначен для родителей, он помогает выявить симптомы аутизма, отследить динамику в процессе лечения и воспитания. Важно помнить, что поставить точный диагноз может только квалифицированный специалист.
Ваганова Ирина Станиславовна, врач
Советуем почитать: Тесты на аутизм: разновидности и интерпретация результатов
mama66.ru
Развивающийся аутизм у детей, признаки которого можно выявить не сразу, часто является причиной обращения к врачу. Нарушение сопровождается отсутствием внимания, проблемами в социализации. Учитывая этот факт, нередко неявные симптомы аутизма определяются, когда малыш идет в дошкольное учреждение.
Аутизм, синдром Каннера – патология психического развития, сопровождающаяся расстройством моторики, речи, умственного развития. Это приводит к нарушению социального взаимодействия, что оказывает влияние на раннее развитие ребенка и жизнь человека в дальнейшем. Аутизм не сопровождается изменениями в работе внутренних органов и систем, поэтому опередить его с помощью лабораторных и аппаратных исследований невозможно. Диагноз специалисты выставляют на основании данных, полученных при наблюдении за ребенком, процессом его общения с окружающими.
Данное психическое состояние сопровождается выраженным нарушением социализации. Дети с аутизмом не хотят заводить друзей, трудно идут на контакт, отдавая предпочтение одиночеству. Зачастую при общении вместо слов они используют жесты, практически никогда не отвечают не улыбку родных и близких. Согласно статистике, аутизмом преимущественно болеют мальчики – нарушение у них фиксируют в 4 раза чаще.
По какой конкретно причине возникает аутизм у детей – ученые не смогли установить даже после многочисленных исследований. При этом специалисты сделали вывод, что аутизм провоцируется одновременно комплексом факторов, а не единственной причиной. Среди возможных стимулирующих агентов, дающих предпосылки для развития аутизма, психиатры называют следующие причины аутизма у детей:
В большинстве случаев врачи диагностируют детский аутизм. Признаки нарушения могут фиксироваться в раннем возрасте. Особо внимательные родители нередко предполагают отклонения у малышей еще в грудном возрасте. В зависимости от того, как проявляется аутизм у ребенка, степени отклонения выделяют следующие виды:
Как утверждают специалисты, первые признаки аутизма можно обнаружить еще в грудном возрасте. Однако в большинстве случаев нарушение диагностируется в промежутке от 1 года до 3 лет. Заподозрить аутизм у детей, признаки болезни родители могут пот одновременному наличию сразу трех симптомов:
Для более точной постановки диагноза нейропсихологи проводят специальное исследование. Для оценки состояния психики ребенка используют критерии международных классификаций психических расстройств:
Первые признаки аутизма у детей можно заметить еще в грудном возрасте. Внешний вид таких малышей отличается постоянным отсутствием улыбки, мимики, реакции на происходящее вокруг. При виде мамы или близкого человека грудничок не выражает радости, как обычные дети. Малыши не проявляют большой двигательной активности, безразличны к своим сверстникам, не идут на контакт. Зачастую мамы могут заметить, что взгляд малыша обращен постоянно на один предмет. В остальном ребенок выглядит полностью здоровым, не имеет внешних нарушений.
Отличной чертой ребенка-аутиста является однотипное поведение. Стереотипии при аутизме преобладают. Такие дети живут в своем мире, постоянно повторяют одни и те же движения. Зачастую это разнообразные раскачивания из стороны в сторону. Стоит отметить, что стереотипии проявляются как в поведении малыша, так и в речи. Однообразные повороты головы, сгибание пальцев, подергивание плеч сразу бросаются в глаза и наводят на мысль о патологии.
Диагностируя аутизм у детей, признаки нарушения, врачи обращают внимание на ограниченные интересы, особенности игры. Порядка 20 % больных аутизмом ребят полностью игнорирует игрушки, любые виды игровой деятельности. Если малыш проявляет интерес, то чаще это одна игрушка. Игры его однообразны и однотипны. Из-за нарушения коммуникации дети играют самостоятельно всегда, не желая принимать в игру даже родителей или хорошо знакомых людей.
Получаемая повседневная сенсорная информация воспринимается ребенком неправильно, вызывая у малыша постоянный стресс. Атипичный аутизм всегда сопровождается подобным нарушением. Малыши имеют недостаточную или избыточную чувствительность. Происходящее вокруг они воспринимают без должного участия, словно это их не касается. На просьбы родителей и близких они зачастую не реагируют, поэтому их приходится повторять по нескольку раз. При тяжелых формах детей приходится повсюду сопровождать.
Характерной чертой аутизма является противоречивость и неоднозначность проявлений. Аутист может быть как одаренным, так и умственно отсталым, обладать исключительными способностями или не уметь выполнять простейших арифметических действий. Ситуация, при которой ребенок-аутист имеет выраженные умственные способности, называется савантизмом. Большинство из родителей, имеющих такого ребенка, что такое савантизм, представляют с трудом. Термин происходит от французского «savanta» – ученый.
Ребята с синдромом Саванта имеют выраженное умственное расстройство, которое сопровождается нарушением восприятия окружающего мира. Развивающееся под влиянием определенных преобразований отклонение в развитии компенсируется организмом появлением уникальной способности иметь так называемый «остров гениальности». Согласно наблюдениям специалистов, зафиксированы случаи, когда при савантизме дети дословно воспроизводили до 4 страниц впервые услышанного текста.
Рассказывая про аутизм у детей, перечисляя признаки, отдельно необходимо рассказать об особенностях речевого развития. Речь таких малышей отличается механичностью, незавершенностью. Ребята часто по несколько раз повторяют одинаковые фразы, используя их не к месту. Врачи описывают это явление как эхолалирование – отсроченное, частое повторение услышанной ранее фразы, не имеющей связи с текущей ситуацией.
Ранний детский аутизм может диагностироваться на первом году жизни малыша. Однако на практике нарушение обнаруживается после года, когда в норме малыш должен начать активно взаимодействовать с окружающими, своими сверстниками, однако не проявляет интереса к коммуникациям. Первые отклонения в развитии может заметить сама мама по нехарактерным для грудничков поведенческим особенностям.
Малыши с аутизмом редко или совсем не прижимаются к маме, избегают взаимодействия со взрослыми. Дети никогда не просятся на руки, не протягивают своих ручек родителям, практически не смотрят им в глаза, избегают прямого взгляда – преобладает периферическое зрение. Ребенок лучше воспринимает пространство вокруг фиксированной точки, чем саму точку. Дети с аутизмом не реагируют на свое имя, обращение к ним, что заставляет предположить у них нарушение слуха.
Чтобы при подозрении на нарушение исключить аутизм, симптомы патологии должны быть известны каждой маме. При этом необходимо помнить, что признаки аутизма могут варьироваться. Специалисты утверждают, что при классическом течении заболевания первые симптомы аутизма у детей проявляются в течение первых 3 лет жизни.
Рассказывая о том, как проявляется аутизм, врачи замечают, что диагностировать его у новорожденного нельзя. Патология не сопровождается физическими нарушениями здоровья ребенка – младенец выглядит абсолютно здоровым, имеет характерные для новорожденных антропометрические параметры. По мере роста и развития грудничка прогрессирует и аутизм у детей, признаки которого у грудных малышей следующие:
Разобравшись с тем, как проявляется аутизм у детей до года, отметим, что после этого возраста диагностировать нарушение проще. Заподозрить аутизм можно по наличию следующих признаков:
Психологи, рассказывая, как распознать аутизм в скрытой форме у детей старшего возраста, рекомендуют обратить внимание на следующие признаки:
Для выявления заболевания проводится тест на аутизм. Он предполагает оценку поведенческих реакций у детей младшего возраста и наблюдение за поведением детей постарше. Отдельно проводят опрос родителей, используя специальные вопросы. Западными специалистами составлен специальный Опросник для диагностики аутизма ADI-R (AutismDiagnosticInterviewRevised). Однако в странах СНГ чаще диагноз выставляется на основании обследования нескольких специалистов:
Лечение аутизма у детей направлено на нормализацию поведенческих реакций и формирование коммуникативных навыков. При этом могут использоваться западные методики: «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (FloorTime), ТЕАССН.
Родители должны придерживаться следующих рекомендаций:
womanadvice.ru
Аутизм у ребёнка до года диагностируют крайне редко. Часто подобный диагноз получает ребёнок в более позднем возрасте, но если время упущено, то и корректировать поведение малыша будет гораздо труднее. Давайте разберёмся, какие симптомы должны вас насторожить и что можно сделать, чтобы успешнее справляться с аутизмом у ребёнка до года и после него.
Говоря об аутизме, мы говорим о нарушении психического развития ребёнка, которое характеризуется расстройствами моторики и нарушениями развития речи у ребёнка, а также проявлениями стереотипности поведения. В дальнейшем всё это затруднит социализацию ребёнка – аутикам не нужны ни друзья, ни просто собеседники, они предпочитают лишь собственное общество.
Обратите внимание на то, что в группе риска находятся мальчики, которые страдают аутизмом в 4 раза чаще, чем девочки. Также риск развития аутизма увеличивается, если это заболевание есть в роду.
Если у вас есть подозрение, что вам маленький ребёнок может страдать аутизмом, прежде всего, нужно успокоиться – эта проблема не терпит поспешности и нервности. Вы нужны своему малышу спокойными и внимательными. И, конечно, сильными.
Чаще всего таких деток лечат попросту терпением и любовью, но в особо запущенных случаях требуется лекарственная терапия.
www.rebenokdogoda.ru
Раннее выявление признаков любого заболевания предполагает и скорейшее выздоровление. В последнее время увеличилось число детей, которым ставится диагноз «аутизм». Аутизм нельзя вылечить. Но раннее распознавание примет этого психического расстройства помогает, как можно скорее начать корректировать его признаки. Это важно для будущего вашего ребенка. Итак рассмотрим первые признаки аутизма у детей до года.
Не хочу на ручки
Малыши очень любят, когда их берут на руки, особенно близкие люди. Если вы видите, что ребенок не просится на руки, не протягивает к вам ручки, то это тревожный момент. Посмотрите, как держит себя ваш ребенок на руках. Аутичные дети или вяло обвисают на ваших руках либо напряженно вытягивают позвоночник, не сгибаясь.
Кроме того они не любят, когда вы кладете их к себе в постель, когда ваши тела соприкасаются.
Привязанность к близким
Каждый нормальный ребенок «бегает» за мамой, не отпускает ни на минуту, некоторые не дают маме возможности чем-нибудь заняться. Аутист также привязан может быть к маме или к другому близкому человеку, при этом, когда вы будете находиться с ним, вы ему как бы не нужны, он будет занят своими делами. Но если вам нужно куда-нибудь отлучиться, он такую истерику устроит.
Хотя есть и такие дети, которые абсолютно равнодушно относятся к кому бы то ни было. Им все равно, рядом вы или нет. Они не реагируют на ваши гуканья и сюсюканья, они не улыбаются в ответ на вашу улыбку. Вы пытаетесь вызвать реакцию ребенка на прикосновение, на игру, но такой ребенок совершенно равнодушен к этому.
Улыбка ребенка
Уже с первых месяцев жизни ребенок улыбается окружающим, радуется всему, особенно когда ему хорошо и комфортно, когда он чувствует любовь.
Аутичный ребенок тоже улыбчив. Но эта реакция у него неадекватна. Вы плачете, а он смеется, или наоборот, вы засмеялись, а он громко заревел.
Да и улыбка у аутиста какая-то отрешенная, будто он улыбается своим мыслям, а не вам. Выражение лица ребенка такое, как будто он хочет спать, совершенно на нем не отражается ни одна эмоция.
Речь не развивается
Малыши рано начинают реагировать на речь взрослых своими им понятными звуками, слогами, а затем словами. Ребенок, страдающий аутизмом, развивается обычные дети. В начале его развития не видно отклонений от нормы. Но где-то с 8-10 месяцев начинается регресс. Речь или перестает развиваться, или пошел обратный процесс, и ребенок теряет свои речевые навыки. Он почти никогда не высказывает свои просьбы. Если что-то аутисту надо, он просто будет плакать или «дуться» на вас.
Почти всем детям этой категории ставят диагноз «задержка речевого развития»
Что делать?
Если у вашего ребенка появились эти признаки, и они постоянны, то необходимо обратиться к специалисту. Начать коррекцию эмоционально-волевой сферы необходимо как можно быстрее, чтобы к 5-6 годам ваш сын или дочь смогли общаться полноценно со своими сверстниками. От этого зависит его будущее. Психологи работают с такими детьми по индивидуальным программам. Вы должны терпеливо работать над исправлением тех сторон психики своего ребенка, которые нарушились непонятно по какой причине.
shopzhurnalirena.ru