2. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера. Теория развития личности адлера


Вопрос 28. Психоаналитические теории личности (з. Фрейд, а. Адлер, к.Г. Юнг).

Общая характеристика подхода.

Психоанализ возник в начале 90-х годов XIX века из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. Основными представителями этого направления были З. Фрейд, К.Г. Юнг, А.Адлер, К. Хорни и т.д.

Фрейд называл психоанализ новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа - учение о бессознательном. Основой является понимание психики как энергии. Психодинамическая энергетическая теория. Энергия распределяется по всему континууму, есть каналы по которым она разряжается, канализация каналов должна идти в самых приемлемых формах. Скопление энергии – невроз.

Методологические принципы.

  • Движущие силы развития психики врожденные и бессознательные.

  • Детерминанта психического развития – адаптация к среде. Стремление нахождения равновесия со средой.

  • Отношения между личностью и обществом всегда конфликтное. У Фрейда антагонистическое (неразрешенное), у остальных может быть разрешенный. Путь развития человека – насильственная социализация.

  • Наибольшее значение в развитии являются первые годы до 5-7 лет. Защиты и комплексы сформированные в детстве остаются на протяжении всей жизни.

Методы.

    • Анализ свободных всплывающих ассоциаций;

    • Толкование сновидений. Сон - желания, в которых мы не хотим себе признаться, т.к. они неприемлемы.

    • Анализ ошибочных действий повседневной жизни (описки, поговорки, потеря вещей) не случайны и являются выраженными импульсами и намерениями, которые отстранены я должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны.

    Психосексуальная теория личности З. Фрейда.

    Структура личности.

    Оно (id): примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно функционирует целиком в бессознательном. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы). Yаиболее важная часть личности, т.к. связана с реализацией базовых потребностей человека : стремление к жизни и смерти – выражает энергетический заряд = Эрос и танатос. Либидо – влечение, на самых ранних стадиях развития личности развивается благодаря сосанию и кусанию, актам модификации. Оно обеспечивает насыщение энергии либидо, находясь в сфере бессознательного. Id дается человеку при рождении. Существует набор эпигенных зон: рот, анус, половые органы. Их стимуляции обеспечивает энергию либидо через удовольствие.

    Я (ego): компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Эго помогает обеспечить безопасность и сохранение организма (дифференциация событий психических и реальных (образ пищи в представлении и реальная пища), цель достигается при помощи определенных действий, дающих Оно возможность выражать свои инстинктивные проявления в соответствии с нормами и этикой социального мира, эта цель заставляет человека учится, думать, рассуждать, воспринимать и т.д.). Эго подчиняется принципу реальности. Цель – сохранить целостность организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является исполнительным органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Отделяется от Оно в процессе развития ребенка. Изначально Эго тоже находится в сфере бессознательного ребенка, но постепенно, развиваясь, выходит на уровень сознания.

    Сверх-Я (super ego): система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами. Две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Эго-идеал – поощрительный аспект Сверх-Я. Установление для себя высоких стандартов и их достижение. Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями. Эго зажато Оно и Супер-Эго.

    Развитие личности.

    Развитие личности у Фрейда подразумевает прохождение следующих стадий:

    Оральная – (0-18 мес.) – источник удовольствия – главный источник удовольствия соединяется с удовлетворением органической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью. На этой стадии складываются установки в отношении других людей (зависимость, доверие, опора и т.д.). мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности. Крайности материнского отношения в первые 6 месяцев жизни искажают личностное развитие – взрослый человек будет демонстрировать беспомощность, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий. Во второй половине первого года жизни акцент смещается на действия кусания и жевания – орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на этой «подстадии» приводит к таким чертам личности, как: пессимизм, любовь к спорам и т.д. По мнению Фрейда область рта остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и взрослого человека (остаточное оральное поведение) – курение, обжорство, жевание резинки и т.д.

    Анальная - связана с развитием Эго (от 1 до 1,5-3 лет). Связана с приятными ощущениями от работы кишечника, с интересом к собственным фекалиям. Способ приучения к туалету, практикуемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления. При неблагоприятном варианте развития: анально - удерживающая (упрямая, скупая) и анально – выталкивающая (беспокойная, импульсивная) личность.

    Фаллическая - (3-6 лет) - стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. Ребенок рассматривает и исследует свои половые органы, интерес к появлению детей и половым отношениям. В индивидуальном развитии каждого человека возрождается некий исторический конфликт – Комплекс Эдипа (желание «обладать» матерью и устранить отца. Мальчик испытывает страх кастрации). Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ ненависть к отцу), сопровождающие комплекс Эдипа преодолеваются между 5-7 годами. Мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери. Идентификация себя с отцом способствует возникновению Супер-Эго (совести). У девочек Комплекс Электры. Разрешение комплекса также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола – увеличивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

    Латентная - 6-7 до 12 лет - сексуальное затишье. Запас энергии направляется на несексуальные в цели и занятия. Этот перерыв в сексуальном становлении человека. Фрейд подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия развития человеческой культуры.

    Генитальная (12-18 лет) – стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне. Приходит интерес к другому сексуальному объекту вместо аутоэротизма. Одна из основных задач этой стадии – освобождение от авторитета родителей – обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений. Ех: проявление в аскетизме (вегетарианство, бег, спорт, отказ от сексуальных отношений, гомосексуализм и лесбиянство – ложная идентификация. Феминизм – защита, которая проявляется в комплексе Электры).

    Генитальный характер – идеальный тип личности с психоаналитической позиции. Необходимое качество - способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, ответственность и забота о других.

    Защитные механизмы.

    1. Идентификация. Моральные запреты, устои – неврозы.

    2. Вытеснение в сферу бессознательного под давлением Сверх-Я. Энергия, давление на личность остается – неврозы, сны, оговорки и т.д.

    3. Фиксация – личность спускается на предыдущую стадию: пьянство, алкоголизм, курение – оральная фиксация; скупость, расточительность – анальная фиксация; неразборчивость половый связи – фаллическая стадия.

    4. Проекция – проекция скрытых желаний на кого-то. Есть желания, которые нас «не достойны» – оправдание.

    5. Замещение – например, домашние животные.

    6. Сублимация – сексуальная энергия направлена в другое русло. Все человеческое поведение – сублимация (игра).

    Аналитическая психология К. Г. Юнга.

    Строение личности.

    Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Юнг представлял структуру личности в виде шара, который освещается светом. Поверхность шара – сознание, то, что внутри шара (куда проникает свет) – индивидуальное бессознательное, ядро – коллективное бессознательное – основа нашей жизни, которую никогда невозможно осознать. При помощи определенных аппаратов можно осознать и понять индивидуальное бессознательное.

    Эго – цент сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

    Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем и влияют на поведение индивида. Например, комплекс власти – расходует психическую энергию на деятельность прямо или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан.

    Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации.

    Архетипы: персона – наше публичное лицо, множество проигрываемых нами ролей. Она для других и скрывает истинную сущность. Тень – темная, дурная и животная сторона личности. Но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус – человек существо по своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскульнность и феминность – в одном человеке). Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека, психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами. Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию, целостность.

    Развитие личности– обретение самости. Конечная цель – полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуализации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог индивидуализации–самореализация.

    Индивидуальная психология А. Адлера.

    Принципы теории:

    Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Это нормальная компенсация – устремление человека к саморазвитию, росту, компетентности. Гиперкомпенсация – комплекс превосходства (преувеличение своих возможностей).

    Стремление к превосходству – потребность возвысится от несовершенства к совершенству. Это стремление врожденно, мы никогда от него не избавимся, это сама жизнь.

    Стиль жизни – уникальный способ для индивида к адаптации в жизни, в плане поставленных целей.

    Социальный интерес – социальное чувство, чувство общности. Предпосылки его врожденны. Но они должны проявиться. Особый вклад делает мать (направление и поощрение). От развитости социального интереса зависит психическое здоровье.

    Творческое Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут.

    Порядок рождения – у каждого последующего нет идентичных условий развития с предыдущим. Единственный ребенок → эгоцентризм. Первый ребенок → одинок, консервативен, стремится к власти. Второй → старший конкурент, лучший темп развития, соперничество и честолюбие. Последний ребенок → высокая мотивация превзойти остальных.

    Фикционный финализм – поведение индивида подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

    Формирование личности.

    Личность формируется:

    1) социальным чувством. Оно может проявляться в ориентации на окружающих. Ребенок соизмеряет себя с матерью, отцом. Видит, что чем-то уступает окружающим.

    2) чувство неполноценности (возникает из социального чувства). У человека возникает индивидуальный стиль, с помощью которого он пытается скомпенсировать свою неполноценность. Наличие жизненного стиля – норма жизни.

    Индивидуальный жизненный стиль – это системное основание функционирования личности, ведущий принцип, объясняющий уникальность человека. Есть у каждого, но нет двух человек с одинаковым стилем жизни. Формируется в детстве, к пятилетнему возрасту. Жизненный стиль – компенсация конкретной неполноценности (например, неумный ребенок будет стремиться к интеллектуальному превосходству).

    studfiles.net

    индивидуальная теория личности. Основные концепции и принципы.

    ГлавнаяРазвитиеСогласно теории адлера основным механизмом определяющим развитие является

    Теория личности Адлера

    Другой последователь Фрейда А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, нашедшая свое отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и являющееся целостной системой развития личности.

    Теория личности Адлера отрицает положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют и отделяют человека от общества. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.

    В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 1950—1960-х гг. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера.

    Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

    Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое Я.

    Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

    Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

    Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

    Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое Я, с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни являются, по сути, актами творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

    Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, компенсация.

    Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать

    madamvong.ru

    10. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И А. АДЛЕРА. Психология: Шпаргалка

    10. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И А. АДЛЕРА

    Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д.

    К.Г. Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

    Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания.

    Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.

    Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности».

    Его теория нашла отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927) и т. д.

    А. Адлер отрицал положение 3. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

    «Я» согласно Адлеру представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений: 1) фиктивного финализма; 2) стремления к превосходству; 3) чувства неполноценности и компенсации; 4) общественного интереса; 5) стиля жизни; 6) творческого «я».

    Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    info.wikireading.ru

    2. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера. Теория личности А. Адлера

    Похожие главы из других работ:

    Взаимосвязь личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку

    1.1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребенка

    Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают и принимают его таким, какой он есть. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире...

    Жизненный сценарий

    3.2 Формирование жизненного сценария

    На протяжении всех лет формирования сценария ребенок занимает подчиненное положение. Родители в его восприятии обладают абсолютной властью. Для младенца это власть над его жизнью и смертью...

    Исследование личности во фрейдизме и неофрейдизме

    2.3.Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

    Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи: 1)Изучение компенсации неполноценности личности; 2) Формирование социально полезного стиля жизни...

    Комплекс неполноценности

    1. Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности

    ...

    Комплекс неполноценности

    1.3 Причины комплекса неполноценности личности

    Комплекс неполноценности -- термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан...

    Комплекс неполноценности

    2. Формирование комплекса неполноценности

    ...

    Комплекс неполноценности

    2.2 Роль комплекса неполноценности в жизни личности

    Комплекс неполноценности, с которого Адлер начал разработку своей концепции, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность - нормальное, естественное для человека чувство...

    Основные идеи неофрейдизма

    2.1 Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера

    Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие - стиль жизни. Закладывается в детстве. Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки...

    Психология личности Альфреда Адлера

    Глава 2. Индивидуальная теория личности А. Адлера

    ...

    Психология личности Альфреда Адлера

    2.1 Теория личности А. Адлера

    А. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека, получившего название индивидуальной психологии. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория...

    Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

    2.2 Подборка комплекса дидактических игр на формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха

    Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне...

    Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна

    2.2 Анализ ранних воспоминаний, как ключ к пониманию жизненного стиля личности

    В этом разделе будет рассмотрен метод анализа ранних воспоминаний, как источник выявления индивидуального жизненного стиля личности. А.Адлер утверждает, что «каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно не казалось человеку...

    Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии

    1) Понятие компенсации и чувства неполноценности в теории личности А. Адлера

    Еще, когда Адлер сотрудничал с Фрейдом...

    Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии

    2) Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера

    “Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов; создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”...

    Типы темпераментов, их психологическая характеристика

    5.2 Факторы, влияющие на формирование и развитие индивидуального стиля

    Таких факторов несколько, и они могут действовать, оказывая влияние на индивидуальный стиль деятельности, в разные периоды жизни человека. В то время, когда индивидуальный стиль деятельности человека только еще начинает формироваться...

    psy.bobrodobro.ru

    Адлер. Психоаналитические теории личности

    Адлер (2, 3, 4, 5), наподобие ортодоксальных теоретиков, подчеркивает важность раннего детства в формировании характера. Индивидуальный «стиль жизни» определяется, по крайней мере в ядерной форме, к пяти годам. Основа установок остается неизменной, хотя их выражение в последующей жизни часто совершенно изменяется. В объяснении развития личности учение Адлера тем не менее существенно отличается от взглядов Фрейда.

    Вместо сексуального компонента Адлер подчеркивает универсальность чувства неполноценности. Ребенок, будучи маленьким и беспомощным, неизбежно считает себя низшим в окружении взрослых. Родители, пренебрегающие ребенком, высмеивающие его или проявляющие недостаток нежности в обращении с ним, часто акцентируют переживание ребенком подчиненности. Мать играет особенно важную роль в этом процессе, так как легкомысленное отношение к ребенку, потворство всем его желаниям и сверхопека затрудняют приобретение социальных навыков. Структура семьи тоже может способствовать интенсификации чувства неполноценности: единственный ребенок становится объектом ненормальной значимости, и он посвящает остаток жизни тщетным усилиям восстановить утраченную позицию. Старший ребенок, когда перестает быть единственным, часто настолько обескуражен утратой влияния, что в последующем не может в должной мере использовать свои способности; второй ребенок живет под тенью старшего и пытается его наверстать; самый младший может испытывать страх при соперничестве. Кроме того, имеются морфологически и функционально неполноценные органы, которые усугубляют картину.

    С целью преодоления чувства малоценности человек стремится стать сильным и могущественным. Попытка обретения превосходства в качестве «совершенного человека» осуществляется с опорой на «направляющие фикции», которые служат организации опыта, способствующего достижению целей. Сами цели, в широком смысле, олицетворяют безопасность и адаптацию. Результат стремления к превосходству бывает успешным при условии, что человек руководствуется принципами, соответствующими реальности. Очень часто, однако, компенсаторные попытки приводят к непрактичным целям и в конечном счете к неврозам. Поиск сильной позиции детерминирует все действия человека, его развитие и имеет следствием усвоение унифицированного способа реагирования на окружение. Характер тогда можно определить как индивидуальный единообразный способ поведения в ситуациях на пути к намеченной цели.

    Помимо прямой борьбы за власть иногда применяется другой подход. Это бегство в болезнь. Человек может добиваться господства и заставлять других приспосабливаться к своим требованиям путем демонстрации беспомощности. Неполноценность органов тоже приводит к двум типам реагирования. Первый тип состоит в замене неполноценного органа другим, как в случае развития у слепого острого слуха. Второй тип реагирования представляет длительную концентрацию на неполноценном органе, что приводит к преодолению неадекватности. Иллюстрацией может служить заика, ставший оратором. Адлер особо подчеркивает положительную роль чувства неполноценности, когда он утверждает, что даже гениальность возможно интерпретировать как выражение страстного желания компенсировать индивидуальный дефект.

    Западная цивилизация выставляет мужчину в качестве символа власти. Мужественность подразумевает верховенство, женственность — подчиненность. Поэтому каждый стремится достичь идеала мужественности — это так называемый «мужской протест». Такое поведение чаще отмечается у женщин, но встречается и у мужчин, особенно у неудачников. Сексуальная активность всегда должна рассматриваться в аспекте стиля жизни, который в свою очередь основывается на ранних детских прототипах. Человек с общественным прототипом лояльно относится к партнеру в любовных ситуациях, а тот, кто в детстве был вынужден бороться за превосходство, склонен сексуальные отношения использовать в целях манипулирования. Любовь является одной из трех главных проблем; две другие проблемы — это отношения к работе и людям. Центральной из трех установок считается отношение к окружающим (прим. 7).

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    psy.wikireading.ru

    Мастерская | Документы | Доклад на тему "Теории личности"

    Уровни сознания

    В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

    Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Сознание охватывает только малый процент всей информации хранящейся в мозге.

    Область предсознательного, иногда называемая "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

    Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивный побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

    Структура личности

    Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности.

    Ид. Слово "ид" происходит от латинского "оно" и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, и т.п.), которые наполняют наше поведение энергией. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме.

    Эго (от лат. "ego" - "я"). - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность разрядки подходящим способом и / или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

    Суперэго. - последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и т.д. Формально оно появляется когда ребенок начинает различать "правильно" и "неправильно"; узнает, что хорошо и что плохо.

    Основные положения Фрейда относительно природы человека

    Фрейд полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами.

    В такой теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, самоопределение. Фрейд отчетливо понимал, что у человека над всем главенствует иллюзия свободы. Люди в действительности не способны "выбирать" между альтернативными направлениями в поведении и действиях и что их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать.

    Теория Фрейда о развитии человека основана на посылке, что личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Он был убежден в том, что тип характера человека складывается в раннем детстве.

    В отличие от Фрейда, Адлер сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Их можно разделить на семь пунктов:

    1. чувство неполноценности и компенсация;2. стремление к превосходству;3. стиль жизни;4. социальный интерес;5. творческое "Я";6. порядок рождения;7. фикционный финализм.

    Комплекс неполноценности

    Адлер полагал, что чувство неполноценности берет начало в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к безупречности и совершенству. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.

    Стремление к превосходству

    В последние годы жизни Адлер пришел к выводу, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это "нечто, без чего жизнь человека невозможно представить". Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь.

    Стиль жизни

    Стиль жизни, в первоначальном варианте "жизненный план", представляет собой наиболее характерную особенность теории личности Адлера. В этой концепции представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

    Социальный интерес

    Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями.

    Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе. Однако, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали.

    Творческое "Я"

    Фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывается на сильный детерминизм, как и у Фрейда. Но, в отличии от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни.

    Концепция творческого "Я" является самым главным конструктом адлеровской теории. Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Она также влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющемся) индивидуумом.

    Основные положения Адлера

    Отвергая концепцию психического детерминизма, Адлер доказывал, что личность каждого индивидуума является его собственным творением. Концепция творческого "Я" также является воплощением положения в системе Адлера. Творческая сила человека играет в конечном счете жизненно важную роль в создании определяющей фиктивной цели и ее результата - стиля жизни.

    Однако идея полной свободы в индивидуальной психологии имеет некоторые ограничения. Они вызваны тем, что стиль жизни, по крайней мере в некоторой степени, находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей свое начало в раннем детском опыте. Но эта цель, затушеванная последующими детскими переживаниями, является неосознанной. Значимая часть из того, к чему стремятся люди, несмотря на рассудительность в реализации этих стремлений, остается для них во многом неизвестной.

    При том, что позиции Фрейда и Адлера по многим положениям не совпадали, ученые сходились во взглядах по вопросу о неизменности. Оба настаивали на том, что личность человека формируется именно в первые пять лет жизни, и что она существенно не меняется по прошествии этих пяти лет.

    deadbeef.narod.ru