Всё идёт по плану: основы детского тайм-менеджмента для школьника. Тайм менеджмент школьника


основы детского тайм-менеджмента для школьника

Школьник ничего не успевает? Самое время обучить его тайм-менеджменту, ведь умение правильно распорядиться своим временем — залог успеха в любом деле.

Драмкружок, кружок по фото, а еще в Фейсбук охота… Современные школьники сильно загружены не только учёбой, но и дополнительными занятиями. А ещё, разумеется, тратят часы на игры и общение с друзьями, в том числе и виртуальное. Не мудрено, что в таком водовороте событий ребёнку постоянно не хватает времени. Причём зачастую это время на сон, еду и домашние задания. Чтобы избежать неприятных последствий в виде болезней, плохой успеваемости и конфликтов с учителями, стоит вовремя наладить тайм-менеджмент — обучить школьника правильно планировать свой день. Есть несколько главных моментов, которые позволят это сделать.

Наводим порядок

Когда в комнате, рюкзаке и голове царит беспорядок, найти что-то нужное, а тем более вовремя, практически невозможно. Поэтому с юных лет учите ребёнка хранить вещи в порядке. На уборку понадобится меньше времени, если пылесос, щётка с совком, ведро со шваброй, тряпка для пыли лежат рядом и в удобном, доступном месте. Отыскать необходимый материал в тетрадях и нужные параграфы в учебниках просто, если заголовки конспектов выделены маркером, а на поля и страницы книги приклеены разноцветные стикеры с пометками.

Бумажки, брошюры и документы удобно хранить в плотных папках, а расположить их вместе с книгами и тетрадями лучше на открытом стеллаже, чтобы по корешку можно было быстро найти то, что требуется.

Расставляем приоритеты

Проблема многих людей, и не только школьников, в неумении расставлять приоритеты. Если нет понимания того, какие задачи важнее, то и время тратится на то, чем можно было бы вообще пренебречь. А первоочерёдные дела так и остаются заброшенными.

Уже младшего школьника необходимо учить оценивать важность задач. Поиграйте с ребёнком в несложную игру: напишите список из 5-7 дел и попросите его пронумеровать их в порядке важности. Проделайте то же самое, а потом сравните результаты и обсудите, если в ваших списках есть расхождения. Скорее всего, такие важные занятия, как сон и еда, у ребенка будут стоять далеко не на первом месте.

Ещё одно важное умение – отличать жёсткие дела от гибких. Жёсткие — те, которые привязаны к конкретному времени (учёба, секции, спектакль в театре), гибкие же можно выполнять в любое время в течение дня. Назовите несколько дел, и пусть чадо решит, к какому типу относится каждое. Это тоже здорово поможет спланировать день.

Планируем день

Обучаясь тайм-менеджменту, просто необходимо завести ежедневник. Пусть он будет красивым и удобным, чтобы ребёнок записывал свои дела с удовольствием. Первые несколько дней помогайте школьнику распределить задачи.

  • Соблюдайте режим: вставать и ложиться спать, а также завтракать, обедать и ужинать школьнику стоит в одно и то же время каждый день.
  • Проследите, чтобы ребёнок правильно формулировал задачи (не «доклад», а «подготовить доклад по истории и сделать презентацию»), — так, открыв ежедневник, можно будет сразу понять, что именно требуется сделать.
  • Дробите крупные задания на мелкие этапы, чтобы удобнее было отследить их выполнение.
  • Жёсткие дела записывайте на конкретное время, гибкие — в соседнем столбце с указанием того, сколько примерно времени это займет.
  • После этого впишите самые приоритетные гибкие дела в таблицу с жёсткими — так станет ясно, на что времени не хватит. В деле планирования очень важно не переоценить свои силы. Зачастую ребёнку кажется, что он успеет всё, а составление подробного графика поможет взглянуть на ситуацию реалистично.
  • Дела, относящиеся не ко времени, а к ситуации («расспросить Мишу про вуз, в который он собирается поступать»), стоит записывать на отдельных страницах, пометив их цветным стикером и озаглавив в соответствии с тематикой («Всё про вузы»).
  • В конце каждого дня вписывайте дело «Запланировать следующий день».

Делаем «напоминалки»

В наше время проще всего создать напоминания в мобильном телефоне — тогда в определённое время будильник возвестит о том, что пора сделать дело. Однако это не единственный способ, и для менее важных дел или задач, не привязанных ко времени, можно использовать различные записки и стикеры. Полезным для напоминаний аксессуаром, украшающим рабочее место школьника, может стать:

  • пробковая доска, куда удобно крепить стикеры, листочки и фотографии;
  • грифельная доска, на которой приятно писать «напоминалки» мелом;
  • магнитная доска, где можно оставлять записки с помощью маркера или крепить листочки магнитами.

«Хвалим» и «ругаем» себя

Чтобы ребёнок видел, что планирование эффективно, попросите его отмечать галочкой или вычёркивать сделанные дела.

Также полезно выделять цветом несделанные или незаконченные, закрашивать или заштриховывать временные интервалы, которые были потрачены впустую.

Ежедневник для школьника должен стать не просто ещё одной обязанностью или красивой тетрадкой, а наглядным инструментом работы с собственным временем.

Для родителей

Вы можете внести и свой неоценимый вклад в планирование дня школьника. Поможет в этом всё тот же ежедневник. Запланировав несколько дней, оцените, не слишком ли мало или много у ребёнка дополнительных занятий. Возможно, ему не хватает времени на себя и свои хобби, или же наоборот он бесцельно сидит целыми вечерами за компьютером.

Старайтесь оставлять временные интервалы между жёсткими делами: если через час после окончания уроков у ребёнка занятие танцами, не стоит впихивать туда визит к стоматологу — отложите его на более свободный день. Во-первых, любой форс-мажор (автобус не пришел, ботинок порвался) заставит школьника опаздывать и нервничать, а во-вторых, любому нормальному человеку требуется время на то, чтобы выдохнуть и переключиться на другое занятие.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Тайм-менеджмент для школьника: как управлять временем?

Валерия Лещенко

Взрослые по себе знают, как сложно настроиться на то, что не хочется делать. Далее о тайм-менеджменте для школьника.

Родители – пример для подражания, не научите своего ребенка, пока сами не постигнете. Звучит, как некий приговор, но это так и есть. Если мама постоянно опаздывает и отличается непунктуальностью, то, сколько бы она не рассказывала ребенку о  времени, он последует ее примеру.

Расписание дня

Расписание дня можно держать в голове, но в этом случае половина дел будет забыта. Пишите расписание на листке бумаги и крепите его на холодильник. У родителей свой план, у ребенка свой. Выделите вечером всего 15 минут для того, чтобы всей семьей сесть и написать расписание следующего дня. Психологи говорят, что важна системность в привитие той или иной привычки. Как правило, чтобы привычка закрепилась, необходимо 21 день.

Ежедневник

Как у мамы и папы! Иметь собственный ежедневник – это очень круто, кажется, что вот она – взрослая жизнь.  Достать ежедневник в школе, отметить дела, которые выполнены – это так по-деловому. Но взрослым стоит не забывать, что дети – визуалы, поэтому ежедневник должен быть красочным, ярким и удобным в использовании. Расскажите и покажите, как им пользоваться. Что в него записывать? Ооо у школьника много дел: не забыть книгу, правильно сложить рюкзак, позвонить бабушке…

дети

Как рассчитать время

Сколько времени нужно школьнику, чтобы утром собраться в школу? Ставьте будильник ему на прикроватную тумбу, а не себе. У ребенка должна появиться ответственность за  свое время. Если проспал в школу, значит, придется бежать без завтрака. Родителям главное – не сдаваться и не брать ответственность за утро ребенка на себя.

Хронофаги – как не поддаться?

Хронофаги – это «пожиратели» времени! впрочем, взрослые знают, стоит ответить на сообщение в социальной сети и зависнуть там на добрых 2 часа. Дети – тоже не исключение. Как только ребенок настраивается на выполнение домашнего задания, что-то ему мешает это сделать. Главные враги  – смартфон, планшет, телевизор. Договоритесь о том, что  у ребенка есть 2 часа, которые нужно потратить продуктивно, не отвлекаясь на посторонние дела. Тут рядом с ним и расписание дня, и ежедневник.

Фото: shutterstock

Читайте также

4mama.ua

Тайм-менеджмент для школьника | Просто Мама

Обычно люди не замечают, как бежит время.  Антуан де Сент-Экзюпери

А дети в особенности. Вроде бы только уселся за уроки, а уже пора спать. Только разыгрался – пора в школу или в бассейн.  Время – ценный ресурс. Его не повернешь вспять, и не заработаешь. И это мы должны показать своим детям.

Тайм-менеджмент для школьника

Важно как можно раньше научить школьника искусству тайм-менеджмента. Сделать это не сложно. Главное – поддержка родителей и личный пример. Если родители везде опаздывают и ничего не успевают, ребенку сложно будет стать пунктуальным.

Научить ребенка планировать можно еще до школы. Как? Собираетесь в поездку – составляйте вместе список. Ребенок может нарисовать игрушки, которые хочет взять с собой. А потом по списку собрать свой рюкзак.

Начиная с первого класса – приучайте ребенка следить за временем, составлять списки дел, своих желаний и целей,  учиться выделять главное.

Отличным помощникам родителям и детям станет книга «Тайм-менеджмент для школьника» Марианны Лукашенко. Именно о ней сегодня я хочу рассказать.

Тайм-менеджмент для школьника

Прелесть книги в историях. В ней нет скучных поучений. Зато есть интересные рассказы о семье Забывакиных. Главный герой книги – мальчик Федя учится управлять своим временем.

Во многих историях дети и родители узнают себя. С кем не случалось опозданий, забывашек и потеряшек? И в семье Забывакиных они есть. Но Федя, вместе с мамой и папой учится анализировать свои ошибки и правильно планировать  время.

Тайм-менеджмент для школьника

Книгу важно читать вместе с детьми. И не просто читать, а разбирать ситуации, вместе составлять планы, искать поглотителей времени и заводить кайросы.

Как Федя Забывакин учился временем управлять

В книге 12 историй из жизни Феди:

  • О том, как Федя Забывакин катался на лошадях.
  • О том, как Федя Забывакин записывался в конноспортивный клуб.
  • О том, как Федина семья начала новую жизнь.
  • О том, как мама на Федю обиделась.
  • О том, как Федя за соседским кроликом ухаживал.
  • О том, как в семье Забывакиных неделя не заладилась.
  • О том, как Федя время считал.
  • О том, как Федя вёл хронометраж и сражался с поглотителями времени.
  • О том, как Федя с родителями ходил на выставку собак.
  • О том, как Федя с Васей порядок наводили.
  • О том, как Федя с друзьями гулял, и как они научились правильно ставить цели.
  • О том, как Федя Забывакин достиг своей цели.

В конце книги к каждой главе есть подробные комментарии для родителей. Потому важно сначала маме прочесть комментарий для родителей, а потом вместе с ребенком историю о Феде. И не просто прочитать, а обсудить и попробовать вместе провести работу.

Тайм-менеджмент для школьника

Автор выделяет для ребенка специальную страничку в конце каждой главы. Там нарисован тетрадный листок, где можно потренироваться и составить свой план. Ребенок может работать прямо в книге.

Тайм-менеджмент для школьника

Но мы этого не делали. На мой взгляд, лучше сразу завести ежедневник, который всегда под рукой у ребенка и туда записывать планы. Там и учиться искусству тайм-менеджмента.

Отмечу, что книга будет полезна не только детям, но и родителям. Я регулярно составляю для себя планы. Прочитав книгу – я нашла много интересных «фишечек» для себя, и теперь активно использую их в организации своего времени. Например, я открыла для себя систему кайросов или контекстное планирование.

Марианна Лукашенко учит ребенка планированию – с азов. На простых примерах.

Федя решил обучаться конной езде. В мечтах о лошадках совсем забыл о том, что нужно принести с собой. Занятие не состоялось. Обидно, правда?

И вот мама учит Федю составлять списки дел на день. Сначала Федя пишет о необходимых вещах для занятий:

Тайм-менеджмент для школьника

А после составляет свой первый список дел:

Тайм-менеджмент для школьника

Знакомо вам? Мне да. Мы с Анюткой посмеялись над Федей и собой, потому что у каждого из нас когда то были такие списки, в которых и самому потом разобраться нелегко.

Не удивительно, что Федя по такому списку половину дел не сделал.  Повод обсудить это с ребенком? Конечно! Зачем Феде дважды в день делать зарядку?  А бабушка? Что бабушка? Помочь ей посуду помыть или в гости сходить. И тут же научиться составлять правильные списки, в которых перечислять действия, а не просто людей и предметы.

Так постепенно, шаг за шагом ребенок вместе с Федей узнает азы тайм-менеджмента.

Оказывается не всегда достаточно обычного списка дел. Важно выделять жесткие и гибкие дела, важные и второстепенные. А  еще нужно, чтобы о твоих планах на день знали все члены семьи, иначе получится неразбериха.

Рекомендую книгу все родителям школьников, которые хотят научить ребенка ценить время и правильно его использовать. Ведь не зря Чарльз Дарвин сказал: «Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни».

О том как маме научиться планировать свой день, читайте в статьях: Тайм-менеджмент для мамы,  Тайм-менеджмент домохозяйки,  Тайм-менеджмент многодетной мамы

www.prostomama.com

Тайм-менеджмент для студента

Содержание статьи:

Расписание, график, дисциплина

Тяжелая работа, часто просто работа, которая не сделана в свое время. Это о том, как важные задачи откладываются на потом, а затем на потом. Когда студент, в ситуации низкой производительности, значит его жизнь попала под контроль проволочек. Например: ожидание нужного настроения и времени; отсутствие четких целей и недооценка сложности задачи; набор неоднозначных хлопот; страх неудачи или боязнь успеха.Управление временем это не мастерство, а организованный подход, возможность быть эффективным. Что является ценным ресурсом учебы студента? Конечно, время, которое пролетает с невиданной скоростью. Важно помнить, есть только 24 часа. Ни один студент не имеет ни больше, ни меньше. С хорошейТайм-менеджмент для студента координацией и достигаются результаты. Навык не терять секунды, ценен эффективными последствиями.

Повседневное планирование дает значительную экономию часов для студента. Необходимо расставить приоритеты, позаботится о неотложных делах в первую очередь. Расписание наглядно покажет, как долго выполняются конспекты и другие учебные задания, сколько остается минут на отдых.

Управление временем останавливает медлительность студента, дает стимул к движению, вырабатывает продуктивность. Когда есть план, появляется больше свободы, то есть, студент знает свое предназначение в определенном отрезке времени.

Несобранный студент, часто оказывается завален работой в вечернее время, ничего не успевает совершить днем.

Расписание уменьшает чувство вины у студента за недоделанное. Появляется уверенность в достижении цели, свободные минуты проходят с пользой.График, помогает отслеживать успехи и неудачи, наглядно показывает долгосрочную перспективу. Самоорганизация снимает неопределенность, сосредоточивает на получении лучших результатов. Дисциплина изнутри — ключ к получению максимальной отдачи от всех родов деятельности. Она же, создает хороший баланс учебы и свободы, приносит пользу во многих областях жизни на долгие годы. Многие из бывших студентов считают, что управление календарем действий, был одним из лучших шагов, которые они предприняли для улучшения результатов в учебе. Чувствовать себя под своим же контролем, это и есть вершина совершенства в студенческие годы.

Организация или «Простой метод»

Организация сделает студента успевающим учащимся. Это звучит легко, но секрет успеха кроется в простоте. Наилучший подход, разрушающий ежедневную рассеянность, это три отметки в планировании: краткая, средняя и долгосрочная перспектива. Отличный способ, чтобы описать ежедневные, еженедельные и долгосрочные цели.

Лучшее время подготовки краткосрочного списка дел на завтра это вечернее время. План скоординирует тесты и задания, которые должны быть достигнуты в течение семи дней.

Удобно использовать календарь для более широкого видения семестра. Помечать предстоящую деятельность наряду с датами. Проверенный простой метод — азбука приоритетов: список А — задача имеет решающее значение для достижения цели, ее необходимо сделать в тот же день (иначе можно столкнуться с серьезными последствиями). Список Б — менее срочное, но все же важное, выполняется после списка А. Список В — это состав из приятных дел, выполняются они, после благополучно выполненных верхних двух. Затем, можно спокойно перебираться в следующий день, расписав новую азбуку.

Реалистичное планирование

Слишком требовательный график вызовет стресс и накопление работы у студента. Простой план не перегрузит. Быть гибким и адаптировать расписание. Образовавшиеся вне графика дела, необходимо определить преимущества.Начать, чтобы закончить — это и есть контроль и успех.Не нужно быть перфекционистом: что-то не получается, начать снова. Увидеть ошибку со стороны и подходить к делу разными путями.Не нужно решать объемные проекты сразу, но разбить их на управляемые части. Это облегчит выполнение, а результат удовлетворит. Тем же образом следует разбить учебное время. Не нужно изучать предмет больше одного часа за раз, обязателен перерыв.

Сколько я должен учиться?

Этот вопрос затрагивает каждого студента. Надо помнить, что успех в учебе это не количество времени потраченное на изучение, а качество его планирования. Важно отметить, что не существует одного ответа на всех учащихся. Некоторые студенты эффективнее других. Один, находит предметы сложными, ему приходится тратить больше усилий на их усвоение. Другой же, сделает это быстрее. Лучше сосредоточиться на собственных потребностях и способностях. Цель — улучшить метод расписания так, чтобы максимально видеть результат личного роста.Часть предметов требуют больше времени и внимания чем другие. Сосредоточиться первым делом на вопросах, которые нравятся и понятны, но не пренебрегать остальными. Трудно держать на чеку все в течение недели, но при гибком графике это возможно. Использовать выходные дни, ведь полезно пополнять знания в других областях.

Приблизительный ориентир для изучения одного предмета в Студентыдень:

  • Первый год — 1,5 часа в день.
  • Второй год — 2 часа в день.
  • Третий год — 2,5-3 часа в день.
  • Четвертый год — 3-4 часа в день.
  • Пятый год — 3,5-5 часов в день.

Конечно, количество часов в расписании должно увеличиться, ближе к экзаменам и зачетам.

Специалисты тайм-менеджмента советуют студентам провести первые полчаса вечера для отметок и пересмотра основных тем, затронутых в классе за день. Это выявляет потенциально слабые места, которые в свою очередь должны быть занесены в план, для дополнительного изучения. Такое повышенное внимание к предмету, откроет интерес и понимание.Должно быть стремление повышать уровень мастерства и в выходные дни. Разбить обучение, например с 9 до 12 утра и с 16 до 18 вечера.Обсудить расписание с друзьями и семьей, дать им знать о свободном времени и о времени учебы. Они поймут и приложат усилия, чтобы вписаться в свободное время для общения или активного отдыха.

Существует всего 168 часов в неделю и управлять ими есть смысл. Нужно усвоить, что необходимо посвятить эти часы исключительно личному совершенствованию. Не растрачивать драгоценные секунды, не позволять посторонним отнимать время, которое никогда нельзя вернуть вспять.Наконец, по завершению задачи, можно воспользоваться приятным моментом, чтобы глянуть на результат и почувствовать удовлетворение прогрессом.

kakpravilino.com

Повелитель времени: основы тайм-менеджмента школьника от успешного бизнес-тренера

Тайм-менеджмент, по сути, - это набор правильных привычек, которые помогают человеку достигать желаемых результатов. И если эти привычки сформированы с детства, человек воспринимает это как естественный подход к жизни. И тогда его способность достигать своих целей обеспечивает ему счастливую жизнь, полную достижений и побед. Потому школьный период - самое время эти привычки прививать.

Базовые моменты.

Для начала надо понять, что каждый человек чувствует время по-разному. И то, с чего нужно начинать – это с того, чтобы сформировать это «чувство времени» у ребенка. Здесь родителям в помощь обычные будильники, таймеры и часы (электронные, песочные, с циферблатом) – спектр их применения очень широкий.

Таймеры и будильники можно использовать как напоминание о том, что пора начинать заниматься каким-то процессом, или сообщать о том, что время просмотра мультфильмов/игры на компьютере/пребывания на детской площадке уже истекло. Это работает гораздо действеннее, чем повторение 5-10 раз фразы: «Давай, заканчивай!».

Так, например, моя старшая дочь еще в возрасте 4х лет уже сама просила меня завести будильник на 10 минут, чтобы успеть закончить играть, когда я говорила о том, что пора чистить зубы и ложиться спать. Сейчас, в ее 9 лет, использование таймера стало очень широким – и делать уроки на время и чередовать типы деятельности по времени и т.д.

Часы же можно использовать во время ролевых игр, игр с ограниченным временем, когда за определенный период нужно выполнить какое-то задание. Это очень хорошо развивает у детей чувство времени.

 obuchenie_i_deti.jpg

Учтите тот факт, что дети, и маленькие, и постарше, живут как будто «вне времени». Они его воспринимают абсолютно не так, как мы, взрослые.  Вспомните, как для вас в детские годы день тянулся бесконечно долго, а период времени в 1 год воспринимался, как целая жизнь! По этому, говоря ребенку: "Скорее! Нам нужно поторопиться, а то мы опоздаем!" – вы рискуете встретиться с полным отсутствием сотрудничества и понимания со стороны ребенка.

Очень хорошо помогают ребенку понять, что такое время  так называемые дневники успеха, дневники счастливых моментов, а также адвент-календари. В интернете есть масса интерпретаций этих инструментов. Еще наши бабушки  разноцветными карандашами отмечал в настенном календаре на месяц, как прошел сегодня его день. Красный – хорошо, желтый – нормально, серый – грустно и т.д. В конце месяца можно было проанализировать, как прошел весь этот период. Это и хороший индикатор для родителей о настроении ребенка, и отличный способ начать создавать семейные ритуалы и традиции.

Все эти инструменты нужны для развития чувства времени, а оно необходимо, как база, для качественного управления временем.

Специфика тайм-менеджмента для школьников младших классов.

Как ни странно, но в этот период основная задача родителей – это не сделать из ребенка робота, жестко живущего по расписанию, а привить любовь к планированию, сформировать понимание, зачем это нужно, и не отбить интерес к тайм-менеджменту.

Ребенок идет в школу, и очень важно, чтобы процесс обучения с самого начала пошел хорошо. В этот период родители должны помочь детям научиться мыслить логически, правильно работать с информацией, развить фантазию, творчество и воображение.

 kelly-sikkema-198975-1.jpg

Зачем нужен тайм-менеджмент в жизни?

Правильно, для того, чтобы достигать своих целей быстрее! Самое время знакомить ребенка с тем, как нужно правильно ставить цели и планировать свои дела. И обязательно в форме игры, не наказывая, а только поощряя. Ну и, конечно же, на собственном примере!

Если Вы сами не будете работать над целями и обсуждать их в семье, не будете планировать свою деятельность и контролировать выполнение задач, внедрить эти принципы в жизнь ребенка вы также не сможете. По этому, прежде всего, начинаем с себя. Если до этого момента вы и сами не могли похвастаться организованностью, самое время начать. Обзаведитесь планировщиком, изучите литературу, или сходите на тренинг – и вперед.

Для начала, прежде, чем учить ребенка работать с целями, необходимо создать фундамент – перечень его мечт и желаний. Великолепный инструмент – это карта желаний. Вырезки из журналов, картинки, наклеенные на лист бумаги, рисунки своими руками и надписи, символизирующие желаемые объекты, помогут ребенку не только визуализировать его мечты, но и станут прекрасным досугом для всей семьи. Я много лет подряд нахожусь в числе организаторов мероприятия «Самая большая карта мечты украинской семьи» на Крещатике и точно знаю, что процесс интересен всем участникам от 2х до 96 лет.

Вот тут и пригодится помощь взрослых.

Для начала очень важно научить ребенка правильно формулировать цель. Для этого цель должна быть детально описана, с учетом всех нюансов: как ребенок будет себя чувствовать, когда цель осуществится, как это повлияет на его близких и на другие имеющиеся у него цели, какие шаги нужно будет предпринять, какие ресурсы могут понадобиться для достижения. А также не забыть про факторы, которые могут помешать достижению желаемого.

Наиболее просто ребенку будет справиться с этой задачей, если он будет думать, рисуя. Работа над составлением так называемых интеллект-карт очень хорошо помогает развить мышление ребенка.

Предложите ребенку изобразить все этапы работы с целью в виде древовидной карты, которая будет нарисована цветными фломастерами и в сопровождении красочных картинок, отражающих предполагаемые этапы. В центре карты – цель (желание), от которой в разные стороны расходятся ветки: «ресурсы», «необходимые действия», «риски» и т. д. Лучше называть эти ветки, используя слова из лексикона ребенка. Я знаю детей, которые в возрасте 5ти лет начали практиковать составление таких карт. А в 8-ми летнем возрасте школьники уже великолепно справляются с этой задачей. Такие карты помогают видеть картину в целом, ничего не упускать, а также делают процесс целеполагания интересным и занимательным.

 deti.jpg

Следующий важный момент – планирование дня.

Для того, чтобы цели реализовывались, нужно составлять планы, и в начальной школе ребенка уже нужно этому учить. Домашних заданий в это время не очень много, потому планировать будет не сложно, а вот понимание технологии планирования уже начнет формироваться, что очень пригодится уже в старших классах. Для начала это лучше делать не на реальных задачах ребенка, а на игровом примере. Также детям интересно планировать свои выходные, на которые обычно у них много надежд и желание сделать все интересное, что не успел за учебную неделю.

Также настоятельно рекомендую обратить внимание на «семейные календари», в которых отражается загрузка всех членов семьи. Такие календари хорошо делать в разрезе недели. Их можно создавать в формате Excel и распечатывать, а можно использовать для этого  пробковые и магнитные доски. Немного полета фантазии, и этот важный инструмент организации времени будет не только полезным, но и интересным.

В жизни ученика 5-9х классов происходят существенные изменения.

Много предметов, преподавателей и масса домашних заданий. Потому появляется потребность в помощниках, позволяющих быстро и эффективно справляться с большим объемом задач. Использование освоенных ранее интеллект-карт будет великолепно помогать при подготовке домашних заданий, написанию сочинений, запоминанию правил, созданию опорных конспектов. Ведь информация запоминается ребенком гораздо лучше, когда она нарисована, т.е. изображена в виде картинок.

 josh-applegate-149609_1-1.jpg

В этот период уже можно говорить о полноценном обучении планированию:

  • об учете задач по расписанию (это задачи, жестко привязанные по времени) и
  • плавающих задач (то, что нужно сделать сегодня, но четкого времени выполнения нет),
  • о том, почему лучше составлять списки задач, а не «носить» их в голове,
  • о важности закладывать в ежедневные планы время на форс-мажоры и возможные корректировки,
  • о том, что происходит, когда дела откладываются на последний момент, и какие у этого последствия,
  • о больших задачах-слонах, которых нужно дробить на кусочки, чтобы они не пугали своим объемом, и
  • о неприятных делах-лягушках, которые важно выполнять для достижения целей, а затем себя как-то за них поощрять,
  • о примерах из жизни знаменитых и успешных людей и противоположных примерах для контраста

Дайте ребенку понимание всех инструментов планирования и покажите смысл во всех этих действиях. Он никогда не будет это применять просто потому, что надо. Так же как и вы – взрослые, дети что-то делают лишь тогда, когда понимают – «зачем».

Дав такую базу, вы научите ребенка азам тайм-менеджмента, а демонстрируя на собственном примере, как это применять, вы вдохновите его. Но помните: нет ничего универсального – экспериментируйте!

bogushtime.com

Тайм-менеджмент для детей. Часть 2

Тайм-менеджмент для дошкольников и младших школьников. Часть 2

Управление временем младшими школьниками

У младших школьников продолжается формирование временных понятий. К 7-8 годам складывается некоторое внутреннее представление о текущем времени. Но ребёнок пока не идеально, не равномерно ориентируется во времени, путается в нём. Перед поступлением в школу детям могут задать вопросы на знание времен года и их последовательностей (например, по картинкам), частей суток (по обычным для детей действиям или по природным явлениям), дней недели и их последовательностей. Важно и знание соотношений временных отрезков, которое поможет ребёнку осознавать происходящие события, устанавливать между ними причинно-следственную связь.

В школе появится больше «раздражителей», основанных на временных промежутках. Это заставит ребёнка быстрее осознать и почувствовать время. Но и со стороны родителей также важна помощь в освоении малышом основ управления временем, тайм-менеджмента.

В помощь управлению временем, организации планирования родители часто покупают ребёнку настенное расписание уроков. Точно так же следует разработать расписание и внешкольных дел, возможно, с обозначением дней рождений. Оно непременно должно висеть в его комнате на видном месте. Следует приучить ребёнка каждое утро просматривать план и в течение дня планировать дела на будущее. Это позволит подготовиться ребёнку заранее к каким-то посещениям, серьёзным делам. Подготовка будет касаться не только материальной стороны, но и возможности настроиться эмоционально на будущие события.

Специалистами также предлагается использование специального календаря на неделю, в котором кроме дней недели (по горизонтали), отображены 24 часа (по вертикали, но начиная не с 0.00, а с 7.00 утра – для большего удобства). В конце, вверху по вертикали – «итого за день» (часов), а внизу подсчитывается «итого за неделю». Ребёнок отмечает цветом (закрашивая квадратики) в течение дня примерное время, потраченное попусту. Например, когда он заигрался больше выделенного на это время, или смотрел дольше телевизор. А в конце дня это время подсчитывается. Итоги подводятся и в конце недели, по результатам которых можно обратить внимание ребёнка, на что он тратит время впустую. Специалисты говорят об эффективности такого способа уже после 2-3 недель использования. Конечно, при условии работы с ребёнком над итогами. Именно на 2-й или 3-й неделе дети уже пытаются работать над своим временем. Такая работа с календарём рекомендуется для младших школьников к концу начальной школы. Календарь тоже должен быть расположен на видном месте для ребёнка, чтобы он не забывал отмечать.

Встречаются ещё метод использования «хронометража», с записью в течение 1-2 дней всех дел по времени и с последующим анализом. Но слишком часто этот приём проводить не рекомендуется.

План на день – очень важный элемент, которому родителям стоит научить ребёнка. Дети не умеют изначально планировать, а «подгоняют», придумывают деятельность под освободившееся время. Часто более склонны к планированию дети, посещающие кружки, секции. Но это умение важно для всех. Поэтому в план включаем любую деятельность, например, и помощь в домашних делах. Обязательно в плане указывается время деятельности. Следует научить особо выделять наиболее важные дела. Напротив каждой деятельности должна ставиться отметка о выполнении. План тоже должен подвергаться совместному анализу и коррекционным решениям. Планирование позволит не только быть ребёнку более организованным, ответственным, но и выполнять даже самые нелюбимые дела.

Расписание уроков Управление временем имеет решающее значение при подготовке домашнего задания ребёнком. Следует научить малыша сложные задания сначала разбивать на более мелкие пункты, планировать последовательность выполнения заданий по разным предметам. Стоит показать ребёнку ранжирование заданий по сложности, по требуемому вниманию. Нужно объяснить малышу, что лучше сделать эффективно и быстро, чем нехотя «мучиться» до вечера, тратя время, которое он мог бы использовать по-другому. Некоторые советуют для планирования времени на домашнее задание обратить внимание на принадлежность ребёнка к «совам» или «жаворонкам». На этой основе можно подсказать ребёнку, когда его работа будет наиболее эффективной.

Предлагается разработать с ребёнком и общую небольшую памятку с пунктами, которые напомнят подумать о планировании на следующий день своих школьных, внеклассных мероприятий, отдыха, помощи родителям, об анализе выполнения плана (поставить отметки о выполнении, проанализировать).

Во время отдыха также можно приучать ребёнка к осознанию течения времени. Среди интересных родительских изобретений есть «билеты» на просмотр телевизора или игру на компьютере. В качестве поощрения родители в течения дня выдают детям «билеты»-карточки с указанием количества «заслуженных» минут на данные развлечения. Например, на 10, 20, 30 минут. Их использование можно разрешить либо в определенные часы, либо предоставить ребёнку свободу выбора. Конечно, важно соблюдение регламента билета по длительности. При этом дети могут накапливать их для полноценного просмотра фильма или более длительной игры. Это даёт возможность ребёнку гордиться своей «властью» над распоряжением временем. Использованные билеты ребёнок может складывать в яркую коробочку, из которой родители будут доставать их для следующего использования.

On-Task On-Time for Kids В обучении управлению временем можно применять и работу с текстом или устным рассказом, сказкой. Родители могут составить рассказ, в котором время в течение дня героем было потрачено зря. После представления материала ребёнку, нужно обсудить ошибки героя и предложить составить малышу более правильный план этого дня. Такие же рассказы может потом ребёнок составить самостоятельно: сначала с неэффективным использованием времени, а потом с изменениями, исправлением героем своего дня. Эти рассказы ребёнок может составлять в течение недели, а на выходных презентовать всей семье. Не стоит забывать и об инсценизации таких рассказов, помогая ребёнку, привлекая его друзей, братьев, сестёр, использование игрушек. Следует обязательно обсуждать с ребёнком все эти представленные рассказы, сказки, сценки, подводя его к верным выводам, к пользе их для его реальной жизни.

Родители могут придумать различные свои способы обучения времени. Например, М. Кадокура изобрела специальную систему-прибор On-Task On-Time for Kids. Это подставка, оснащенная диском, с временным разграничением, со стикерами-заданиями и другими элементами. Теперь многие другие родители пользуются этим изобретением.

Эффективное управление временем позволит ребёнку чувствовать себя более уверенно в настоящем и будущем. Управление временем выгодно для физического, эмоционального, психического комфорта ребёнка. Для помощи родителям в обучении малыша этому навыку существуют изданные книги, материалы.

Среди книг данной тематики можно использовать:

1.    Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» 2.    Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология" (Гл. X. Мышление, Раздел: Формирование понятий) 3.    Играйка-11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Пособие, 2010 4.    Г. Рогинская «Книжка-часы: Минутка», 2007 5.    «Куда бегут стрелки. Мои первые часы», 2008 6.    Е. Карганова «Твои первые часы. Который час?» 7.    Время: Книжка с наклейками, 2007 и др.

Источниками знаний по формированию управления временем у детей могут быть статьи на эту тему в ежемесячном научно-методическом журнале «Дошкольное воспитание». К примеру, можно прочесть об этом в его изданных ранее статьях:

1.    Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени. – Дошкольное воспитание, 2009, №1. 2.    Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста. – Дошкольное воспитание, 2002. №2. 3.    Кононенко И. Знакомство детей со временем. – Дошкольное воспитание, 2001, №7 и др.

Можно поискать специально разработанные для знакомства со временем рабочие тетради, например:

1.    Солнечные ступеньки. Знакомство со временем. Для детей 3-5 лет. – Кировоградская областная типография, 2008. 2.    Готовимся к школе: Учимся определять время, 2006 и др.

Наталья Мажирина Центр "Азбука для родителей"

roditeli.ua

Тайм менеджмент для младшего школьника. Влияем на ситуацию

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня мы продолжим говорить на тему тайм-менеджмента и его роли в жизни ребенка. Вспомним, о чем мы говорили ранее.  Тай менеджмент начинается с трех шагов: мотивация: планирование и контроль!

Но что если  с мотивацией все хорошо, распланировать смогли, а вот на этапе контроля возникает проблема? Что если нам (или ребенку) кажется, что, несмотря на все старания, мы не влияем на ситуацию?  Что, если «течение слишком быстрое» и не дает нам пристать к берегу и взять под контроль нашу дальнейшую судьбу?

Готовы разобраться в этом вопросе? Тогда приступим.

Попробуйте сначала проделать это упражнение самостоятельно, а уже потом научить ему ребенка.

  1. Записываем на листе бумаги проблемы, которые есть у вас на данный момент. Писать можно все, даже самое незначительное, например, теряю ручку постоянно.
  2. Теперь начнем систематизировать. Можно либо выделять разными цветами разные проблемы или разносить по столбикам. Мне нравятся больше столбики.
  • Что я могу изменить прямо сейчас?
  • Что я хочу изменить, но пока не получается?
  • Что я не могу исправить?
  1. Теперь нам предстоит расписать шаги, которые нам помогут взять под контроль наши проблемы

 Чтобы не писать все в кучу, удобнее выделить на каждую проблему листик. Можно разрезать обычную бумагу на части, можно взять цветные листы для заметок (они продаются в таких подставках пластиковых в офисных принадлежностях).

Пишем на верху листика проблему, подчеркиваем, а ниже решение или в столбик или стрелками одно вытекает из другого.

Тут главное помочь придумать выход из ситуации, будь это ерундовая потеря ручек или конфликт в классе. Каждая ситуация уникальна и разбираться надо с ней по особому. В первую очередь выслушайте пожелания ребенка и его идеи, предложите свои, но как мы говорили ранее, не навязывайте, придумывайте истории «а вот у моего знакомого был такой случай и он так то поступил». Ребенок услышит этот вариант лучше, чем «ты должен сделать так».

Не пытайтесь решить все проблемы разом.

Более сложные проблемы разбейте на мелкие шаги и решайте их поэтапно.

Хвалите ребенка за достижении цели, даже если она маленькая! Поддерживайте, подавайте пример!

Что делать с проблемами, на которые ребенок не может повлиять, например, мир во всем мире, загрязнение окружающей среды и т.д. (т.е. что-то глобальное)? Найдите тот маленький кусочек ответственности, который вполне ему по силам. Например, если он переживает за то, что наша планета засоряется (у Даши прям была такая проблема, когда мы читали «Каникулы на Пенелопе»), то договоритесь о том, что раз вы не можете помочь всей планете, помогайте ее кусочку. Не мусорите сами, устройте с друзьями вашими и друзьями ребенка субботник, сходите в парк или лес, наведите порядок во дворе. Покажите ребенку, что вы понимаете его и готовы поддержать! Он не должен слышать от вас ответа: «Ой, тут ничего не изменить, так все делают». Так вы покажете ему, что даже пытаться не стоит и он спроецирует этот ответ на все, что будет ему не по силам на первый взгляд.

Как связано это упражнение с тайм-менеджментом? Мы учимся управлять временем! А оно нам не подвластно, а мы должны. Кажется, что с такой задачей не справиться.  Поэтому, чтобы управлять временем и своей жизнью, нужно пошагово научиться решать мелкие проблемы.

По мере «победы» над  проблемами, перекладывайте их из стопочки «надо сделать» в стопочку «я это сделал» и уверенность в своих силах будет расти на глазах!

С уважением, Костюченко Мария

Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. 

Вам будет интересно:

www.schoolearlystudy.ru