Свобода – это образ жизни, который каждый для себя вправе выбрать. Сартр – французский мыслитель, сказал, что во внутреннем мире человека царит безграничная свобода, однако относительно наружной свободы, даже в современном, упорядоченном законами, мире, существует много противоречий. Так, в Декларации прав человека, в статьях о свободе личности говориться, что человек волен поступать свободно и единственное, на что он должен обращать внимание при этом – на соблюдение прав других людей. То есть, само понятие нахождения в обществе делает абсолютную свободу невозможной.
Самореализация личностиСвобода как условие самореализации личности возникает тогда, когда человек осознает свои умения, таланты, знания, определяя, в каких отраслях может их применить, а общество предоставляет ему для этого возможности. Но, что собственно, может дать для свободы общество?
Чем выше удовлетворение основных потребностей человека в еде, одежде, науке, пространстве, транспорте, тем выше становится культура и свобода личности, тем нравственней отношения между людьми, тем больше возможности у индивида думать о высоком. Ведь только единицы гении, могут с голодным желудком, без крова и любви, думать о высших материях, что-то открывать, изучать и становится жертвами, будучи гениями. Общество должно функционировать так, чтобы каждый среднестатистический человек имел право на свободу выбора личности, а для этого всего-то его нужно обеспечить условиями для морального роста.
Нами руководит необходимость, именно поэтому свобода и необходимость личности, неразделимые понятия. Один философ сказал, что свобода – это и есть познанная необходимость, ибо нами руководят две разновидности необходимостей: неопознанная, которую мы не осознаем и познанная, тогда возникает воля и человек может выбирать.
А понятие абсолютной свободы – это либо утопия, либо произвол. Ведь безграничная свобода одного, означала бы угнетение прав другого.
Свобода выступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, о возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс. Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
strinfo.ru
Свобода выступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, о возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс. Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, в духовной области, тем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных качеств, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку свойств. Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
09mog.ru