Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее. Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других


Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее

Сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей - это (*ответ*) подражание  адаптация  внушение  фасилитация Соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве - это (*ответ*) акме  лидерство  авторитет  опыт Социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми - это (*ответ*) аттитюд  внушение  подражание  фасилитация Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, - это (*ответ*) авторитарность  демократичность  консервативность  либеральность Социально-типические образования личности, обусловленные влиянием социального окружения, - это (*ответ*) персона  человек  индивидуальность  индивид Социальные психологи при становлении личности в сфере деятельности учитывают несколько важных процессов, а именно: 1) ориентировку в видах деятельности; 2) познание каждого вида деятельности; 3) центрирование вокруг главной деятельности; 4) распределение второстепенных деятельностей; 5) освоение новых ролей; 6) осмысление новых статусов (*ответ*) 1, 3, 5  4, 5, 6  1, 2, 3  2, 4, 6 Сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности, - это (*ответ*) способности  направленность  темперамент  характер Способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности - это (*ответ*) совместимость  оптимизация  фасилитация  интеграция Способность эмоционально отзываться на переживания другого - это (*ответ*) эмпатия  заражение  подражание  симпатия Среди многообразия потребностей личности можно выделить фундаментальные потребности: 1) потребность быть личностью; 2) потребность быть индивидуальностью; 3) потребность самореализации; 4) потребность в оценке (*ответ*) 1, 3  3, 4  1, 2  2, 4 Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее, - это (*ответ*) фасилитация  идентификация  подражание  внушение

www.soloby.ru

2. Ч. Кули

3. Г. Лебон

4. Ч. Осгудом

Форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений, осуществляется скрытно и называется ______общением

1. диалогическим

2. императивным

3. конструктивным

4. манипулятивным

Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее, называется…

1. имитацией

2. ингибицией

3. рефлексией

4. фасилитацией

Социальными факторами не определенытакие особенности человека, как…

1. установки

2. свойства нервной системы

3. убеждения

4. ценностные ориентации

В ходе дискуссии во второй половине XX века понимание социальной психологии как науки о «массовидных явлениях психики» было распространено среди…

1. социологов

2. политологов

3. философов

Компонентами структуры социальной установки личности являются…

1. эмоционально-оценочное отношение к объекту

2. потребность в социальных контактах

3. представление об объекте

4. способ включения поведения

В качестве универсального принципа объяснения социальных явлении использовала принцип подражания…

1. психология народов

2. теория инстинктов социального поведения

3. психология масс

4. культурно-историческая теория

К методам активного социально-психологического обучения не относится…

1. сенситивный тренинг

2. дискуссионный метод

3. игровой метод

4. эксперимент

Автором концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого, является…

1. В. Макдугалл

2. В. Вундт

3. В. Франкл

4. А.Н. Леонтьев

Проблема социальной установки является важной в силу того, что призвана объяснить…

1. чем регулируется поведение человека

2. как формируется характер

3. как действует наследственность на поведение человека

4. как развиваются способности

Согласно К. Леонгарду, чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов и мимики характерны для _______ типа

1. застревающего

2. циклоидного

3. дистимного

4. гипертимного

Группы, образующиеся на основе личностных предпочтений, называется…

1. условными

2. референтными

3. формальными

4. неформальными

Социальная роль личности есть…

1. социально одобряемый стандарт поведения

2. место человека в конкретной системе социальных взаимосвязей

3. система действии, ожидаемых от человека в соответствии с его социальной позицией

4. совокупность установок человека к самому себе

Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется…

1. руководством

2. дискуссией

3. лидерством

Главной особенностью проективных методов в социально-психологическом исследовании является…

1. высокая степень неопределенности предъявляемого испытуемым материала

2. их доступность для исследователя

3. легкость в интерпретации результатов

4. легкость проведения исследования

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней) в становлении социальной психологии связан с …

1. определением предметной области

2. решением практических задач

3. созданием первых социально-психологических теории

4. созданием теории деятельности

Особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха изучает психология…

1. народов

2. религии

3. масс

4. социального воздействия

Директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением называется_________общением

1. авторитарным

2. императивным

3. диалогическим

4. конструктивным

Изменение поведения или убеждений индивида в результате реального или воображаемого давления группы характеризуется как феномен…

1. конфликтности

2. одобрения

3. уступчивости

4. конформизма

Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется…

1. интроспекцией

2. идентификацией

3. рефлексией

4. установкой

В основе императивного общения лежит…

1. убеждение, уговоры

2. внушение, заражение

3. просьба, пожелание

4. приказ, требование

В середине XX века _________ считали, что предметом социальной психологии должна стать личность.

1. философы

2. политологи

3. психологи

4. социологи

Проблема социальной установки является важной в силу того, что призвана объяснить…

1. как формируется характер

2. как действует наследственность на поведение человека

3.чем регулируется поведение человека

4. как развиваются способности

Формирование и жизнь человека как личности выступают как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его…

1. стремлений

2. установок

3. взглядов

4. мотивов

Первые социально-психологические концепции сложились на ________ этапе становления социальной психологии

1. втором

2. третьем

3. современном

4. первом

В разработку одной из первых социально-психологическтх концепции «психология народов» внес основополагающий вклад…

1. М. Лацарус

2. Г. Тардт

3. Г. Лебона

4. У. Мак-Дугалла

Первым в социальную психологию ввел понятие «Я – концепция»…

1. Г. Зиммель

2. Г. Джейл

3. Ч. Кули

4. Ч. Осгуд

Социальная психология – это та самая общая психология, которая усвоила идею культурно-исторической детерминации психики, полагал, …

1. Л.С. Выготский

2. Г.И. Челпанов

3. В.А. Артемов

4. В.М. Бехтерев

Социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, по мнению…

1. А.Н. Леонтьева

2. Г.М. Андреевой

3. К. Левина

4. П.Я. Гальперина

К большой социальной группе можно отнести …

1. учебный класс

2. производственный коллектив

3. семью

4. коллектив

Группы, образующиеся на основе личностных предпочтений, называются…

1. формальными

2. условными

3. неформальными

4. референтными

Определенные правила выработанные и принятые группой которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы деятельность группы была возможна называются…

1. групповыми процессами

2. групповыми ценностями

3. групповыми нормами

4. системой санкции

К функциям социальной психологии не относится

1. мировоззренческая

2. онтогенетическая

3. теоретико-методологическая

4. регулятивная

При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема…

1. мышления

2. социальной установки

3. способностей

4. темперамента

Интерактивная сторона общения выражается…

1. во взаимодействии людей

2. в передаче информации от одного человека к другому

3. в восприятии людьми друг друга

4. в организации совместной деятельности

К сторонам общения не относится…

1. интерактивная

2. коммуникативная

3. эмоциональная

4. перцептивная

Группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы, определяется как…

1. малая

2. контактная

3. референтная

4. формальная

Устойчивая система отношении человека к определенным сторонам действительности называется…

1. статусом

2. позицией

3. социальной ролью

4. все ответы верны

Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта осуществляемый в общении и деятельности называется…

1. мировоззрением

2. самоактуализацией

3. социализацией

4. социальной ситуацией развития

Проявление моральной и психологической силы личности, благодаря которой определенные члены группы мотивируют, мобилизуют и ведут за собой группу, называется…

1. темпераментом

2. лидерством

3. характером

4. руководством

Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы называется…

1. компромиссом

2. толерантностью

3. конформностью

К макрофакторам, влияющим на процесс социализации, не относится…

1. семья

2. общество

3. государство

4. страна

К малой группе относится…

1. формальная группа

2. публика

3. масса

4. толпа

К задачам социальной психологии не относится…

1. исследование всего многообразия отношении и общения, в том числе их деформации

2. раскрытие психологических закономерностей формирования человека как творческой личности

3. анализ источников и условий возникновения и функционирования социально-психологических феноменов

Второй этап в становлении социально-психологического знания характеризуется как …

1. теологический

2. психологический

3. философский

4. социологический

В отличие от общей психологии социальная психология изучает…

1. индивидуально-психологические особенности

2. особенности волевой сферы человека

3. особенности познавательной сферы

4. психические процессы в связи с системой социальных взаимодействии

Лидерство – феномен рождаемый специфическими чертами лидера, полагает…

1. теория черт

2. ситуационная теория

3. реляционная теория

4. теория определяющая роли последователей

Особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха изучает психология…

1. социального воздействия

2. религии

3. масс

4. народов

Определение социальной психологии как науки, изучающей закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, исходит из методологического принципа…

1. детерминизма

2. перехода количественных изменении в качественные

3. деятельности

4. развития

К различным видам общения не относится общения…

1. непосредственное

2. косвенное

3. формальное

4. креативное

К механизмам социализации не относятся

1. манипуляция

2. имитация

3. идентификация

4. стыд и чувство вины

К основным разделам социальной психологии не относится

1. геронтопсихология

2. психология общения

3. психология групп

4. психология личности

К психологическим механизмам социализации не относится

1. идентификация

2. стыд и чувство вины

3. внушение

4. имитация

К приемам деперсонализации, позволяющим повысить обезличенность и анонимность индивида, не относится

1. использование псевдонимов

2. маскирующая одежда

3. подчеркивание своей индивидуальности

4. ношение масок

К признакам малой группы не относится …

1. осуществление непрерывных контактов

2. наличие общей цели

3. наличие двух и более людей

4. восприятие и понимание людьми друг друга

Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия, называется…

1. принуждением

2. внушением

3. заражением

4. убеждением

Передача любой информации возможна лишь посредством…

1. речи или речевых единиц

2. знаков или знаковых систем

3. общения людей

4. языка или языковых структур

Психология народов, согласно В. Вундту, должна заниматься анализом

1. языка, мифов, обычаев, искусства

2. поведения, инстинктов, реакции

3. психологии масс

4. представлений, образов, знаний

Социальная фасилитация предполагает____ влияние одного человека на другого

1. нейтральное

2. тормозящее

3. негативное

4. стимулирующее

… молодого человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды

1. самосознание

2. личное самоопределение

3. миропонимание

4. мировоззрение

В. Штерн считал, что психическое развитие – это…

1. результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни

2. изменений моторной активности

3. увеличение, биологический рост

4. прирост поведения

К. Бюлер предложил…

1. концепцию рекапитуляции

2. ортогенетическую концепцию

3. теорию трех ступеней развития

4. принцип генетической спирали

Направление в психологии основанное на информационном подходе к изучению психике с использованием ЭВМ, называется_________ психологией

1. функциональной

2. когнитивной

3. гуманистической

4. глубинной

___________ - это эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено

1. социометрия

2. проективный метод

3. социоматрица

4. анализ продуктов деятельности

Главной особенностью проективных методов в социально-психологическом исследовании является…

1. их доступность для исследователя

2. высокая степень неопределенности предъявляемого испытуемым материала

3. легкость проведения исследования

4. легкость в интерпретации результатов

Направление в идеалистическом учение о душе, считавшее основным механизмом формирования и приобретения опыта, ассоциацию называется…

1. сенсуализмом

2. ассоцианизмом

3. рационализмом

4. эмпиризмом

Гипотеза о происхождении сознания в отечественной психологии принадлежит…

1. Ю.Б. Гиппенрейтер

2. Б.Г. Ананьеву

3. Л.С. Выготскому

4. А.Н. Леонтьеву

Понятие первичной группы было впервые введено…

1. Ч. Осгудом

2. Г. Олпортом

3. Г. Лебон

4. Ч. Кули

При исследовании личности социальной психологии важнейшее место занимает проблема…

1. темперамента

2. способностей

3. социальной установки

4. мышления

Положил начало исследованиям по выявлению влияния, которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения ими какой либо деятельности…

1. Г. Джейл

2. В.М. Бехтерев

3. Дж. Морено

4. Г. Олпорт

Нормативная функция референтной группы заключается в том чтобы…

1. распределять социальные роли

2. ранжировать групповые санкции

3. устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им

4. стать эталоном с помощью которого индивид может оценивать себя и других

studfiles.net

Стимулы влияют на поведение людей

Часть I. Десять главных идей экономической науки

Вся экономическая теория построена на постулате о том, что изменение стимулов воздействует на поведение человека вполне предсказуемым образом. Мы выбираем тот способ действий, который сулит нам больше выгод и меньше издержек.

Это — основополагающий принцип экономической теории, но он действует и в других сферах жизни. Стимулы влияют на наше поведение практически везде, будь то коммерческая деятельность, ведение домашнего хозяйства или политические решения. Так, например, в области политики люди склонны оказывать поддержку тем кандидатам и тем мерам, которые сулят им личные выгоды, и бороться с теми, которые могут наносить им личный ущерб.

В применении к рыночной экономике этот постулат означает, что потребители покупают больше товаров, когда цена падает, и меньше, когда она растет; производители же, напротив, поставляют больше товара, когда цена на него растет, и меньше — когда она падает. В результате и покупатели, и продавцы так реагируют на стимул — рыночную цену, что их действия балансируют спрос и предложение. Если покупатели желают приобрести товара больше, чем намерены предоставить продавцы, цена на него неизбежно вырастает. Более высокая цена уменьшает потребление и стимулирует производство, тем самым, уравновешивая спрос и предложение. И, наоборот, если потребители не желают покупать имеющееся в наличии количество товара, скапливающиеся у производителей запасы оказывают давление на его цену. В свою очередь, более низкая цена стимулирует потребление и тормозит производство товара до тех пор, пока спрос не уравновешивается предложением. (Разумеется, этот процесс не происходит в мгновение ока: требуется время, чтобы покупатели и производители в полной мере отреагировали на изменение цены.)

Важность стимулов может быть наглядно проиллюстрирована на примере роста цен на бензин в 70-х годах и реакции на это покупателей и продавцов. По мере того, как росли цены, потребители постепенно отказывались от путешествий, без которых можно было обойтись, объединялись для совместных поездок на работу, а со временем перешли на малолитражные автомашины. Одновременно производители нефти интенсифицировали разведку новых месторождений, увеличили объемы бурения новых скважин, а на старых — ради увеличения добычи — стали использовать технологию закачки воды. К началу 80-х годов эти совместные действия потребителей и производителей стали оказывать понижающее воздействие на цену сырой нефти.

Стимулы воздействуют на поведение человека вне зависимости от форм экономической организации общества — социалистической, капиталистической или любой другой. Например, стекольные заводы бывшего Советского Союза одно время отчитывались за тоннаж произведенного листового стекла. Неудивительно, что большинство заводов гнало листовое стекло такой толщины, что через него было трудно смотреть. Когда правила стимулирования изменили и стали поощрять за площадь произведенного стекла, предприятия стали выпускать его таким тонким, что оно легко билось.

Некоторые считают, что экономический анализ объясняет действия лишь эгоистичных, алчных материалистов. Это ошибка — экономический анализ имеет куда более широкую сферу применения. И эгоист, и альтруист скорее бросятся в бассейн, чем в водовороты Ниагары, чтобы спасти тонущего ребенка. И оба они скорее отдадут бедняку обноски, нежели свое выходное платье.

Ричард Строуп, Джеймс Гвартни, "Азбука экономики".

strateg.org

Механизмы социализации: Psychology OnLine.Net

Механизмы социализации Добавлено Psychology OnLine.Net 14.02.2013

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой – отношением индивида ко всему этому.

  1. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
  2. Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой информации).
  3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
  4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, сверстник своего или противоположного пола.
  5. Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д .
В вышеперечисленные общие механизмы социализации входят определенные частные механизмы социализации. Среди наиболее распространенных можно выделить следующие.

Одним из первых был выделен механизм, который можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей.

Очень многие социальные отношения могут быть представлены в виде модели «учитель – ученик». Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других.

Ведущее значение данный механизм имеет в процессе взросления человека.

Механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации.

Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для лиц определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Ребенок сначала осознаёт свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца), и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения, трансформируя первоначально «идеальную» модель в конкретную через включение собственных личностных особенностей.

Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения.

Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности. То есть присутствие одних стимулирует, присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Это так называемые эффекты действия механизма социальной оценки, которые получили название социальной фасилитации (или фацилитации) и социальной ингибиции.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу.

Фасилитацию можно рассматривать не только как социально-психологический эффект социальной оценки, но и как необходимое условие всех процессов обучения и воспитания, поскольку отсутствие данного феномена способствует формированию коммуникативных барьеров между людьми.

Существует психологический эффект обратного действия – социальная ингибиция. Она проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Такой эффект обычно возникает, когда индивиды испытывают друг к другу негативные чувства – страх, пренебрежение, неуважение, презрение и т.д.

Социальная ингибиция актуализирует негативные переживания (стыд, чувство вины и др.) у человека. В ситуации социальной ингибиции снижается уровень собственного достоинства, падает самооценка.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм, то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии.

Социальный конформизм рассматривается прежде всего как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности и преобладают ценности коллективистского характера. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.

Таким образом, конформность можно рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества. В то же время конформность выступает и как индивидуализированный феномен. В демократичном обществе конформизм связан с факторами давления не всего общества, а конкретных социальных групп. В этом случае конформность выступает как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.

Конформность можно определить и как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения. Такое поведение вызвано необходимостью избежать негативных санкций со стороны окружающих.

Конформность выступает побочным эффектом существования социального контроля и поэтому в той или иной степени присуща различным индивидам и социальным группам.

Мера развития конформности может быть разной у разных людей. Существует внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. Данный уровень конформности является вполне адаптивным, поскольку человек сохраняет собственную точку зрения на предмет.

При чрезмерной выраженности конформность становится внутренней, то есть индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем свои собственные.

Обе конформности – и внешняя, и внутренняя – служат необходимости разрешить противоречия, возникающие между представлениями субъекта и представлениями группы. Крайняя степень выраженности данного качества приводит к тому, что субъект легко становится объектом манипуляции со стороны других людей.

В целом, сохранение определенной меры конформности является условием оптимальной социализации, а доминирование или отсутствие данного качества может рассматриваться как нарушение процесса социализации.

Действие данного механизма социализации зависит как от самого человека, его индивидуальных особенностей, так и от группы. Если группа достаточно единодушна, то конформизм в ней развит значительно сильнее, нежели в группе, имеющей лиц, не согласных с мнением большинства. В условиях внешней опасности в группе также происходит усиление конформизма и наоборот: более благоприятные внешние условия способствуют снижению уровня конформности .

Список источников и литературы

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2000. – 264с.
  2. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М. : Омега-Л, 2006. – 352 с.
  3. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
  4. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А. И. Донцова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 335с.
Bookmark and Share

www.psychology-online.net

Часть I. Введение в общую психологию. Не менее важны для психологии такие проблемы социализации, как социальная фацилитация (положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на

Не менее важны для психологии такие проблемы социализации, как социальная фацилитация (положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других), подражание, внушение, конформность и следование нормам. В то же время все эти проблемы, разрабатываемые пснхологической наукой, используются в исследованиях социологов. Таким образом, социология, психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении социальных про явлений человека и человеческого общества.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная нау­ка. В результате психология и педагогика организационно оформились как само­стоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

В начале XX в. существовала и развивалась комплексная наука о детях, их обу­чении и воспитании — педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и другие ученые. Имелись научные цен­тры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалистами раз­личных направлений разрабатывались проблемы детства. Достижения отече­ственных ученых в области педологии не уступали зарубежным. В рамках данной науки широко использовались психологические методы изучения личностных особенностей и воспитательного воздействия на детей. Однако эту науку постиг­ла та же судьба, что генетику и кибернетику. Педологические исследования были прекращены, а научные и исследовательские учреждения — закрыты. Идеологи­ческий разгром науки был завершен постановлением ЦК ВКП(б) «О педологи­ческих извращениях в системе Наркомпроса» от 1936 г.

Сегодня очень трудно дать однозначный ответ на вопрос о причинах, вызвав­ших разгром весьма перспективной науки. Вероятно, можно выделить три основ­ные причины. Во-первых, идея педологии заключалась в том, что у разных людей способности различны. В значительной степени это обусловлено генетическими различиями, поэтому педагогический процесс должен строиться дифференциро­вание, с учетом индивидуальных особенностей учеников, и способствовать не только гармоничному развитию личности, но и первоочередному развитию тех способностей, которые наиболее ярко представлены у ребенка. Следовательно, представители педологии утверждали, что уже от рождения люди имеют различ­ные возможности в силу своих генетически обусловленных физиологических и психических особенностей. Подобное утверждение в определенной степени про­тиворечило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что совет­ский человек живет в обществе равных возможностей, т. е. каждый может добить­ся успеха в любом выбранном им деле. Наиболее ярко эту точку зрения отражает известный тезис: «Незаменимых людей нет». Поэтому вполне вероятно, что раз­личие во взглядах педологии и государственных структур на способности челове­ка явилось одной из причин разгрома этого научного направления.

Глава 2. Психология в структуре современных наук • 61

С другой стороны, во всем происшедшем в определенной степени виноваты сами представители педологии. Повальное увлечение тестами, широкое распро­странение тестового материала привело к тому, что методы психодиагностики ста­ли использоваться людьми недостаточно компетентными, что способствовало из­вращению сути не только педологии, но и в первую очередь психологии.

В-третьих, мы вправе предположить, что развитие педологии встретило силь­ное противодействие со стороны педагогов, поскольку педагог в рамках педологи­ческого направления не рассматривался как центральная фигура процесса обуче­ния, а был лишь одним из его участников. В свою очередь, педагогика в рамках данного направления не рассматривалась в качестве базовой науки воспитания подрастающего поколения, а была лишь наукой обучения, т. е. передачи и усвое­ния знаний. Вполне вероятно, что многие педагоги не захотели мириться с таким положением дел и противостояли развитию педологии. К сожалению, определен­ный разрыв между психологией и педагогикой наблюдается и до настоящего вре­мени, несмотря на то, что с каждым годом психология все больше проникает в учебный процесс.

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что психология тесно связана с общественными науками. Это утверждение спра­ведливо и для истории. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из таких примеров является теория куль­турно-исторического развития высших психических функций человека, разрабо­танная Л. С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достиже­ния человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управ­лять собственной психикой и поведением.

Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии яв­ляется использование в психологии исторического метода. Суть этого метода со­стоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необ­ходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к бо­лее сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Следова­тельно, главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является мысль о том, что современный человек с его пси­хологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории раз­вития человечества.

Таким образом, познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук, можно сделать вывод о том, что психология — это обще­ственная наука. Сделав такой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественны­ми науками, но и с техническими и биологическими.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процес­сов. Практически невозможно организовать производственный процесс без учас­тия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэто­му не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую

studlib.info

Онлайн-тесты на oltest.ru: Социальная психология

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияСоциальная психологиявопросы 391. Стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для измерения социально-психологических переменных, называется:• тестом

392. Степень приверженности в группе ее членов называется:• групповой сплоченностью

393. Степень централизованности информационной сети определяется:• наличием центральной позиции в сети, количеством каналов, связывающих одну позицию с другой

394. Стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее, — это:• фасилитация

395. Страна, где возникла теория «психологии народов» — ...• Германия

396. Стратегия взаимодействия – это:• совокупность доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми

397. Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:• конкуренция• соперничество

398. Стремление индивида реализовать свой личностный потенциал представляет собой ...• потребность самореализации

399. Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:• компромисс

400. Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется:• сотрудничество

401. Стремление человека быть в обществе других людей — это:• аффилиация

402. Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей — это:• самоактуализация

403. Суть «постулата о совместимости» В. Шутца заключается в том, что ...• совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей

404. Суть подхода к исследованию личности, который был предложен А.Н. Леонтьевым, заключается в том, что личность рассматривается в неразрывной связи с:• деятельностью

405. Суть постулата «относительной преемственности и непрерывности» В. Шутца состоит в том, что ...• сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим

oltest.ru

Теоретические подходы к стимулированию трудовой деятельности — МегаЛекции

Стимулы (от лат. stimulus — острый цеп, которым подгоняли животных) имеют большое значение в мотивационном процессе [33]. Стимулы - это внешние раздражители, которые способствуют повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека [30, 32].

Стимулами является вознаграждение, повышение по службе, управленческое влияние руководителя, страх, ответственность, стремление к самовыражению и многие другие. Таким образом, стимулы — это блага (предметы, ценности и тому подобное), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действиях.

Отличие стимулов от мотивов заключается в том, что стимулы характеризуют определенные блага, а мотивы — стремление человека получить их.

Та или другая форма стимуляции труда только тогда становится побуждающей силой, когда превращается в мотив, то есть когда принимается личностью, отвечает любой потребности человека. Например, чтобы денежная премия стала мотивом поведения и деятельности работника, необходимо осознать её как справедливое вознаграждение за труд, тогда стремление человека заслужить премию (как мотив деятельности) способствует повышению эффективности труда. Для работников, которые не надеются получить это поощрение из-за низкого профессионализма или личной недисциплинированности, денежная премия не становится мотивом, оставаясь на уровне стимула, потому что она не принята ими как побуждение (не стала мотивом).

Стимул может не перерасти в мотив и в том случае, если требует от человека невозможных или неприемлемых действий. В результате этого он будет отброшен. Например, предложение бригаде строителей большой суммы денег за сооружение сложного объекта не станет для них мотивом действий, если они не имеют необходимой для этого квалификации или у них нет необходимой техники и оборудования.

Стимулирование можно определить так:

• процесс использования конкретных стимулов для пользы человека и организации;

• влияние на трудовое поведение работника через создание особенно - значимых условий, которые побуждают его действовать определенным образом;

• влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.

Стимулами могут быть отдельные предметы, действий других людей, обещания преимуществ и возможностей, предоставления возможностей и много другого, что предлагается человеку как компенсация при его действиях или которые он желал бы получить в результате определенных действий.

С помощью стимулирования, с одной стороны, создаются благоприятные условия для удовлетворения потребностей работника, а с другой — обеспечивается трудовое поведение, необходимое для успешного функционирования организации, то есть осуществляется своеобразный обмен деятельностью.

В процессе мотивации работников стимулирование выполняет много функций:

• экономическую, т.к. эффективное стимулирование рабочего способствует повышению общей производительности труда, то есть решению экономических задач;

• социальную, поскольку, получая доходы, работник обеспечивает себе определенный комплекс экономических и социальных благ, занимает определенное место в социальной структуре коллектива и общества в целом;

• социально психологическую, потому что стимулирование влияет на формирование внутреннего мира работника — его потребностей и ценностей, ориентации и установок, мотивов трудового поведения и отношения к труду;

• морально-воспитательную — через формирование свойственных качеств личности работника.

Рассмотренные функции стимулирования комплексно влияют на трудовое поведение и мотивацию работников.

Стимулирование — только одно из средств мотивирования, причем оно тем реже применяется как средство управления людьми, чем выше уровень развития отношений в организации. Это связано и с тем, что в результате воспитания и учебы, как одного из методов мотивирования людей, работники проявляют заинтересованность в делах организации, не ожидая или вообще не получая соответствующего стимулирующего влияния.

По субъектам интересов различают три группы тесно взаимозависимых стимулов: общественные, коллективные и индивидуальные.

К невещественным стимулам относится влияние, связанное с социальными, моральными, творческими и другими потребностям работника.

 

Классифицируют стимулы по различным признакам (рис. 1.3.2.)

 

 

Рис. 1.3.2. Классификация стимулов

Социальные стимулы связаны со стремлением людей принимать участие в управлении, продвигаться по служебной лестнице, заниматься престижным трудом. Потребности очень значимы для инициативных, ответственных, честолюбивых сотрудников.

Моральные стимулы связаны с потребностями человека в признании, в уважении, моральном одобрении. Потребности выказываются в таких формах, как оценка работы руководителем, устная и «грамотная» благодарность, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в печати, правительственные награды и др. Роль и значимость моральных стимулов изменяются в зависимости от морального состояния общества в целом и конкретном коллективе в частности.

По способу влияния на подчиненных стимулы разделяют на поощрение и принуждение. Другими словами, рядом с поощрениями и поддержкой определенной деятельности стимулы могут блокировать её. К принуждению относятся замечания, выговор, строгий выговор, лишение премии, снижения в должности, перенесение отпуска, разные формы коллективного влияния.

Важное значение в планировании и реализации мотивации труда имеют мотивационные характеристики личности. К мотивационным характеристикам личности относятся направленность, установки, интересы, склонности, убеждения, идеалы, её ожидания.

Направленность личности — это совокупность стойких мотивов, которые ориентируют деятельность личности вне зависимости от ситуации, которая складывается.

Направленность личности характеризуется её интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека; она создает стойкую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обусловливает его цели и мотивы.

Различают три типа направленности личности, которые одновременно в той или другой степени присущи большинству людей: на взаимодействие; на задачу; на себя.

Направленность на взаимодействие (общение) значит, что человек стремится к сотрудничеству, желает поддерживать с коллегами хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы независимо от их содержания, целей деятельности и собственной роли, то есть работать в коллективе.

Направленность на задачу (деловая направленность) допускает, что человек делает упор на достижение цели, например, успешное решение проблемы, которая стоит перед ним, получения реальных результатов, овладения новыми знаниями и навыками, доказательство своей правоты, значимости и тому подобное.

Направленность на себя (личная направленность) складывается в стремлении людей решать в первую очередь собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа по возможности за счёт других. В коллективе такие лица пытаются перевести работу на других, а в случае индивидуальной деятельности создают видимость работы.

Знание направленности сотрудников помогает руководителям найти к ним правильный подход и значительно облегчает процесс их мотивации.

Установки личности можно определить так:

• это обусловленная прошлым опытом готовность реагировать на воспринимаемую ситуацию;

• возникающее при постановке задачи неосознаваемое состояние готовности, которая обусловливает направленность разных психических процессов;

• субъективную ориентацию личностей как членов группы на те, или другие ценности;

• определяющую стойкий, последовательный, целеустремленный характер осуществления деятельности, являются механизмами её стабилизации, позволяют сохранить направленность деятельности в беспрестанно изменяющихся ситуациях;

• освобождают человека от необходимости принимать решение и произвольно контролировать процесс деятельности в стандартных, что раньше встречались ситуациях;

• могут тормозить и затруднять процесс приспособления работника к новым ситуациям.

Установки личности сказываются только при изменении условий деятельности. Различают три типа установки деятельности личности: значимые, целевые и операционные.

Значимые установки выражают в деятельности человека отношение к объектам, которые имеют личностный смысл. Они содержат такие аспекты: информационный (взгляды человека на окружающий мир), эмоциональный (симпатии и антипатии относительно значимых объектов), поведенческий (готовность действовать относительно объекта, который имеет личностное содержание). Через значимые установки человек приобщается к системе норм и ценностей той или другой социальной сферы. Потребности позволяют правильно действовать в напряженных ситуациях, способствуют самоутверждению личности.

Значимые установки выражаются в стремлении человека привести в систему все, что содержится в их личностных знаниях, нормах, ценностях. Впоследствии потребности становятся чертами характера личности.

Целевые установки порождаются целью; потребности определяют фундамент характера, выполняемых действий. В случае прерывания действия целевые установки сказываются в виде динамических тенденций до завершения прерванного действия через мотивационное напряжение человека, которое сохраняется.

Операционные установки сказываются в ходе решения задачи на основе учета ситуации и их достоверного прогнозирования, которое опирается на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Сказываются такие установки в стереотипности мышления личности, в общем настроении организма на выполнение задачи.

Интересы личности — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. У человека интересы сказываются в желании глубже познать значимые объекты, понять их. Удовлетворение интереса к объекту, который владеет стойкой значимостью, как правило, не приводит к угасанию интереса, а может обогатить и углубить его, вызывать возникновение новых интересов. Интересы являются постоянным побудительным "механизмом" познания. Классифицируют интересы по содержанию, цели, широте и степени устойчивости (Рис. 1.3.3.)

По содержанию интересы распределяются на личные, общественные, профессиональные, учебные, деловые и др.

 

Рис. 1.3.3. Классификация интересов

 

В зависимости от цели интересы подразделяют на непосредственные и опосредствованные. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта, а опосредствованные возникают тогда, когда реально значение объекта и его значимость для личности совпадают. Далеко не все компоненты трудовой деятельности эмоционально привлекательны: тяжелая, грязная, монотонная, неинтересная работа. Поэтому всегда актуальной является задача формирования опосредствованных интересов, которые играют ведущую роль в определенной организации труда.

Интересы различают также по широте. У одних людей потребности концентрируются в одной области, у других оказываются распределенными между многими объектами, которые имеют для них стойкую значимость. Разбросанность интересов нередко расценивают как отрицательную черту личности, однако ошибочно трактовать их широту как недостаток. Как показывают наблюдения, гармоническое развитие личности допускает широту, а не узость интересов. Ценной особенностью личности является, так называемая, многофокусность интересов, когда содержательные интересы распределяются в двух (а иногда в трех) не связанных областях деятельности. Такое распределение интересов особенно благоприятно для изменения видов деятельности, которая является наилучшим средством возобновления потраченной энергии.

Интересы подразделяются также по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Стойкие интересы более всего полно обнаруживают основные потребности личности и в силу этого становятся существенными чертами её психологического состава. Однако вывод о наличии у человека стойкого интереса требует глубокого психологического анализа. Внешние проявления у рабочего интереса, даже достаточно четко выраженные, могут вводить руководителя в заблуждение. Об устойчивости интереса стоит судить по непрямым данным; при этом существенно важно преодолеть трудности в осуществлении деятельности, что само по себе не вызывает непосредственный интерес, но реализация которой является условием успешного выполнения деятельности человека, какая её интересует

Некоторая неустойчивость интересов — возрастная, особенность молодых, начинающих работников. У них интересы часто принимают характер кратковременных увлечений. Берясь с интересом за одно дело, не вникнув в него, через какое-то время загораются новым интересом к другому делу. Интерес молодежи к разным занятиям связанный с интенсивным поиском призвания; он помогает обнаруживать и обнаруживать новые способности молодых людей.

В процессе мотивации очень важно учитывать разный уровень подготовленности человека и ожиданий работников.

Уровень усилий человека определяется тем, какие цели он ставит для себя — тяжелые или легкие. Человек стремится удовлетворить возникшую потребность наилучшим способом и избежать неудач (неудовлетворение потребности), поэтому чаще всего он определяет уровень своих усилий где-то между тяжелыми и слишком легкими задачами и целями, чтобы сохранить для себя определенную перспективу. Знание уровня усилий работника предоставляет широкие возможности лучше понять мотивацию его поведения и осуществлять направленное влияние, которое формирует лучшие качества личности.

В одних случаях существенно важной для руководителя становится задача повышения уровня самооценки работника, потому что он не высоко оценивает себя и свои возможности, что создает у него ощущение собственной ущербности, приводит к потере уверенности в себе. Повторяемые неудачи могут быть причиной общего снижения самооценки, которая сопровождается тяжелыми эмоциональными переживаниями, конфликтами; в такой ситуации работник может «махнуть на себя рукой». Руководитель, который постоянно невысоко и, казалось бы, объективно оценивает его возможности, допускает при этом серьезную ошибку, не учитывая психологию подчиненного, который примирился с подобным положением. Людям с заниженным уровнем самооценки необходимо помогать найти веру в себя поддерживать, подбадривать их, отмечать даже незначительные успех.

Пути повышения уровня самооценки разные: потребности зависят от особенностей личности работника, реальных возможностей руководителя и многих других факторов. Такими путями могут быть прямая помощь со стороны руководителя и рабочего коллектива, а также разные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть обнаружены сначала в другой области, не связанной с той, в которой случались неудачи, со следующим переключением созданной таким способом активности в сферу, где можно повысить уровень усилий работника и возобновить самооценку, которая снизилась.

В других случаях для руководителя важно немного снизить уровень самооценки работников, особенно тогда, когда они ставят перед собой слишком сложные задачи, их самооценка неоправданно завышена, у них возникает своеобразный «комплекс преимуществ» и тому подобное. Необходимость решения подобной задачи объясняется не только тем, что работника с неоправданно завышенным уровнем самооценки плохо воспринимает коллектив, но и тем, что его завышенная самооценка, многоразово вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. При этом работник, пытаясь игнорировать личные неудачи, часто обнаруживает упрямство, обижается, ведет себя неадекватно, стремится объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становится подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении подобные психические состояния могут быть закреплены как стойкие черты личности. В работе с такими людьми нужно аргументировано показывать, что их требования должны быть более обоснованными и подкрепляться реальными достижениями в труде.

Исследования показывают, что пока человек знает результаты своей деятельности, уровень его требований более реален, мотивация деятельности целеустремленна, осмысленна. Как только работник перестает получать такую информацию, он начинает обнаруживать слепую и случайную активность.

В разделе освещено содержание, значение и методы мотивации труда, как совокупность сил, которые побуждают человека к выполнению определенных заданий в организации. Рассмотрены потребности, мотивы и стимулы персонала, мотивация и стимулирование труда как составные части мотивирующей сферы персонала в организации.

Установлено, что с помощью мотивации решается комплекс заданий таких как: популяризация результатов труда, которые получили признание сотрудников, применение различных форм признания заслуг, улучшение морального состояния работников через соответствующую форму признания, а именно через обеспечение процесса повышения трудовой активности сотрудников.

 

Теории мотивации

В современной науке существует много теорий мотивации. С точки зрения классификации X. Шольца, представляется целесообразным их деление — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:

1) теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — человека;

2) внутриличностные теории;

3) процессуальные теории.

Теории первого направления исходят из определенного опыта работника, его потребностей и мотивов; второго — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.

 

megalektsii.ru