1. _________ действия детей с предметами возникают между 7-м и 10-м месяцами жизни.
Активные
2. Автором метода рефлексологического эксперимента был ________
Щелованов
3. Активные действия детей с предметами возникают между ________ и ________ месяцами жизни.
10 и 7
4. Атавистические рефлексы, присутствующие у новорожденного:
реакция Моро
рефлекс автоматической ходьбы
рефлекс ползания
цеплятельный рефлекс
5. Боязнь чужих людей впервые появляется в ________ месяцев (ответ – цифрой)
8
6. Боязнь чужих людей впервые появляется у ребенка в возрасте ________ месяцев.
8-ми
7. Бурное развитие личности в ранней юности проявляется в
формировании мировоззрения
8. Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой называется …развитием
революционным
9. Быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов, называется … развитием.
Ситуационным
10. В России человек считается совершеннолетним и несущим полную гражданскую и уголовную ответственность с …
18 лет
11. В большинстве европейских стран совершеннолетие наступает с …
21 года
12. В младшем школьном возрасте в интеллектуальном процессе выделяются и обособляются две относительно независимые фазы. Они называются:
Подготовительная и исполнительная
13. В младшем школьном возрасте ведущим является вид деятельности
учебная деятельность
14. В младшем школьном возрасте доминирует
Наглядно-образное мышление
15. В младшем школьном возрасте появляются новые чувства:
любовь к Родине
товарищество
чувство долга
16. В младшем школьном возрасте развитие памяти характеризуется ________
овладением приемами запоминания
17. В подростковом возрасте в среднем развиваются быстрее в психосексуальном отношении:
Девочки, опережая мальчиков на 2 года
18. В подростковом возрасте наблюдаются:
бурное и неравномерное психическое развитие
половое созревание
существенные изменения в физиологическом развитии
19. В своей теории интеллектуального развития Ж. Пиаже называл аккомодацией ________
Стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям
20. В старшем школьном возрасте наиболее интенсивно развивается:
структурирование интеллекта
21. В теории Л.С. Выготского, кульминация литических микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода, называется ________.
кризисом
22. Важнейшее новообразование интеллектуальной сферы юноши - развитие …
Теоретического мышления
23. Ведущие потребности младшего школьного возраста:
потребность в общении с людьми
потребность в сопереживании
потребность во взаимопонимании
24. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является
Интимно-личностное общение
25. Вид мышления, преобладающий в ранней юности -
абстрактное
26. Вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех из реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта, называется ________ научение.
оперантное
27. Вид научения, происходящего за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с последующим закреплением только тех из реакций, которые оказались наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта, называется ________ научением.
оперантным
28. Вид памяти, доминирующий в младшем школьном возрасте -
Механическая
29. Вид памяти, который становится ведущим в подростковом возрасте – это …….. память.
Логическая
30. Внимание, которое становится доминирующим в младшем школьном возрасте, называется
Произвольным
31. Возраст младенца, в котором возникает страх перед чужими людьми - … месяцев.
7-12 месяцев
32. Возраст ребенка, в котором возникает сенсомоторная координация -
После 10 месяцев
33. Возраст, в котором ребенок начинает узнавать предметы независимо от их положения в пространстве - … месяцев.
9-10 месяцев
34. Возраст, в котором у ребенка возникает дифференцированное отношение к разным учителям -
подростковый
35. Возрастная категория, которую психологи относят к моргинальной группе -
Подростки
36. Возрастное новообразование - это ________
психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период
37. Вопрос "Что это?" ребенок начинает задавать в …
2 года
38. Все виды памяти (эмоциональная, моторная, образная, вербальная) формируются в возрасте
до 1 года
39. Высказывание, отражающее соотношение процессов памяти и мышления в подростковом возрасте:
Мыслю - помню
40. Геронтогенез - это ________
период старения и старости
41. Главным физиологическим новообразованием подросткового возраста является формирование ________ функции.
репродуктивной
42. Готовность к самоопределению в юношеском возрасте предполагает ________
формирование "я-концепции"
43. Д.Б. Эльконин считал, что в кризисе 3-х лет возникает новообразование ________
личное действие
44. Два парадокса детства, обнаруженных Д.Б. Элькониным:
за тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз за это время новорожденный ребенок практически не изменился
человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни
45. Действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенное пространственное взаимоотношение, называются ________ действиями.
соотносящимися
46. Делать замечания подростку рекомендуется
в форме совета наедине
47. Деловое общение впервые возникает у ребенка в ________
Игровой деятельности
48. Диффузия - это ________
статус идентичности тех, кто не прошел через кризис идентичности и не принял на себя никаких обязательств
49. Для первоклассников сверстник становится "непривлекательным", если у него ________
плохая успеваемость
50. Для развития мышления младших школьников характерно:
анализ развивается быстрее, чем синтез
сравнение развивается от несистематического, ориентированного на внешние признаки к плановому систематическому
51. Доказательством происхождения человека от обезьяны является ________
рефлекс Моро
52. Доконвенциональный уровень развития морали характеризуется следующим:
Ребенок дает оценку поведению по его следствиям
53. Если ребенок до 3-х летнего возраста не начал говорить то это показатель
отклонения в развитии
54. Ж. Пиаже принадлежит работа, освещающая периодизацию интеллектуального развития ________
"Речь и мышление ребенка"
55. З. Фрейд в своей теории психосексуального развития охарактеризовал подростковый возраст как …
На этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой
56. Задачи, стандартизированные по отношению к определенному возрасту, называются ________
тестами
57. Закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э.Г. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида называется ________ законом.
биогенетическим
58. Закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф.Мюллером и Э.Г.Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида называется ________ законом.
биогенетическим
59. Защитные рефлексы новорожденного:
жмурится от яркого света
кашель
рефлекс чихания
60. Игра, в которой дети исполняют те или иные роли, копируя внешность или поведение других людей и объектов, и разыгрывают сцены из повседневной жизни, называется ________ игрой.
сюжетно-ролевой
61. Известная работа Л.С. Выготского называется ________
"Речь и мышление"
62. Исследование самой мысли и причин ее появления называется ________
рефлексией
63. К трем годам словарь ребенка насчитывает … слов.
1200-1500
64. Какие из перечисленных условий являются основными для психического развития ребенка младенческого возраста?
пластичность нервной системы
эмоциональное общение с матерью
65. Какие из тестов, предназначенных для исследования взрослых, имеют детские аналоги?
Векслера, Розенцвейга
66. Каракули впервые появляются на … году жизни.
2-м
67. Категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития называется
возрастом
68. Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется:
развитием способности к абстрактному мышлению
расширением временной перспективы
69. Кратковременное слуховое и зрительное сосредоточение становится доступно ребенку к ________
0,5-1 месяцу
70. Кризис возрастного развития - это ________
Задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями выраженной неудовлетворенностью собой
71. Круговые движения глаз появляются в …
6-10 недель
72. Кто из отечественных психологов ввел понятие "комплекс оживления"?
Лисина
73. Л.С. Выготский считал, что пересечение процессов мышления и речи происходит в …
2 года
74. Лабильному типу акцентуаций характера присуще ________
немотивированные частые смены настроения
75. Лидером в группе может быть ________тип акцентуаций характера.
гипертимный
76. Медленный процесс перехода количественных изменений в качественные - это ________
эволюционные изменения
77. Метод исследования развития ребенка, считающийся наиболее распространенным и надежным, с точки зрения получения наиболее достоверной информации - это
Эксперимент
78. Метод сравнительного изучения психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью, называется ________ метод.
близнецовым
79. Метод сравнительного изучения психологических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и различной (гетерозиготные близнецы) наследственностью, называется ________ методом.
близнецовым
80. Метод, который начали использовать в возрастной психологии первым, называется методом ________
методом
81. Метод, который начали использовать в возрастной психологии первым, называется________
наблюдением
82. Метод, при котором одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени, называется ________
лонгитюдным методом
83. Метод, при котором проводится тестирование нескольких возрастных групп и затем их повторное тестирование через равные промежутки времени, называется ________
перекрывающимся лонгитюдным исследованием
84. Младший школьный возраст соответствует …………. стадии в периодизации психосексуального развития З. Фрейда .
Латентной
85. Мнение о том, что недостаток способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий появляется в ________
Младшем школьном возрасте
86. Моменты, относящиеся к кризису первого года жизни:
негативные аффективные и волевые проявления
появление первого слова
развитие ходьбы
87. Мотив, который в младшем школьном возрасте способствует наиболее успешному пониманию и усвоению материала
Все мотивы действуют в комплексе
88. Мышление можно охарактеризовать как процесс соединения и взаимообогащения всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического - ……….. возрасте.
В младшем школьном
89. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, называется ________
Наглядно-действенным
90. Мышление, формирующееся у подростка, психологи часто называют мышлением второго порядка, потому что …
мышление подростка включает в себя мысли о мыслях, поиск связей между отношениями и маневрирование между реальностью и возможностям
91. Наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образ при его построении, называется ________ эталоном.
сенсорным
92. Наиболее существенным недостатком метода наблюдения является
субъективность
93. Наибольшим авторитетом у учеников начальных классов пользуются ________
учителя
94. Начальная форма понимания речи проявляется в том, что ________
У Ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом
95. Обучение и воспитание, целенаправленно осуществляемое специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями, называют ________
Организованным обучением
96. Обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций, называется ________ обучением.
проблемным
97. Операцию, при которой дети осознают, что жидкость может приобретать разную форму, Ж.Пиаже назвал ________
обратимостью
98. Ослабление реакции (вплоть до ее прекращения) на определенный раздражитель при ее многократном повторении называется ________
Габитуацией
99. Основная цель воспитания заключается в:
целенаправленном воздействии на личность и поведение ребенка
100. Основное новообразование старости с точки зрения Э. Эриксона - это ________.
мудрость
101. Основным признаком перехода ребенка от периода новорожденности к младенческому периоду с точки зрения психического развития является
Сформированность комплекса оживления
102. Основным условием развития речи в младенческий период является ________
общение со взрослым
103. Основными мотивами к учебной деятельности в младшем школьном возрасте могут быть:
отметка
познавательный мотив
стремление быть лучшим
104. Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
внутренний план действий
произвольность
рефлексия
105. Основоположник акмеологии ________
Н.А.Рыбников
106. Особенности формирования речи в младшем школьном возрасте:
на первый план выступает коммуникативная функция речи
формируется письменная речь
107. Особенность общения в младшем школьном возрасте:
Выделяется деловое общение со взрослым
108. Особое место при изучении процессов обучения и воспитания психологи отводят:
развивающему эффекту обучения и воспитания
109. Отечественный психолог, занимающийся исследованием психосексуального развития детей и подростков, -
Кон
110. Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют ________.
акмеологией
111. Отрезок жизни, который охватывает период новорожденности с точки зрения психического развития ребенка -
От рождения до 3 месяцев
112. Очень быстрое снижение результатов тестирования у некоторых пожилых людей в последние месяцы жизни, называется моделью…
"последнего спада"
113. Первые экспериментальные исследования в области детской психологии принадлежат
Вундту
114. Период, обеспечивающий оптимальный отклик на определенное воздействие, выражающийся в быстром росте соответствующей функции (восприятия, речи и т.д.) называется ________ периодом.
сенситивным
115. Пик боязни потери матери приходится у ребенка на … месяце.
14-18
116. По Э. Эриксону генеративность - это ________
Попытка увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир
117. Под возрастной сензитивностью понимают то, что ________
в каждом возрасте ребенок особенно чувствителен к определенного рода воздействиям специфическим для данного возраста
118. Подражание появляется между … месяцами.
5-м и 6-м
119. Познавательная позиция, занимаемая ребенком в отношении лица, рассматриваемого с единственно возможной для него точки зрения - по отношению к себе, называется ________.
эгоцентризмом
120. Познавательная позиция, занимаемая ребенком в отношении лица, рассматриваемого с единственной возможной для него точки зрения - по отношению к себе, называется ________.
эгоцентризмом
121. Полученное расхождение в результатах эксперимента, вызванное скорее различиями поколений в опыте и воспитании, нежели старением самим по себе, называется эффект ________
Когорты
122. Постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей среде называется ________.
адаптацией
123. Правильная последовательность смены стадий психосексуального развития в теории
1. <=> оральная
2. <=> анальная
3. <=> фаллическая
4. <=> латентная
5. <=> генитальная
124. Правильная последовательность стадий развития человека по Кегану в соответствии с возрастом
инкорпоративная стадия <=> младенчество
импульсивная стадия <=> от 2 до 7 лет
имперская стадия стадия <=> 7-12 лет
интерперсональная стадия <=> 13-19 лет
институциональная стадия <=> ранняя взрослость
интериндивидуальная стадия <=> взрослость
125. Правильная последовательность стадий развития человека по Ловингеру в соответствии с возрастом
досоциальная стадия <=> младенчество
самозащитная стадия <=> раннее детство
конформистская стадия <=> позднее детство/отрочество
сознательная стадия <=> отрочество/юность
автономная стадия <=> юность/взрослость
интеграционная стадия <=> взрослость
126. Правильная последовательность стадий, предложенных Гальпериным при формировании закрепленных за предметом орудием действий
1. <=> стадия целенаправленных проб
2. <=> стадия подстерегания
3. <=> стадия навязчивого вмешательства
4. <=> стадия объективной регуляции
127. Правильная последовательность этапов профессионального пути
1. <=> идентификация с работником
2. <=> приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия
3. <=> приобретение конкретной профессиональной идентичности
4. <=> становление профессионала
5. <=> работа на благо общества
6. <=> размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности
128. Правильный порядок этапов формирования умственных действий предложенные Гальпериным
1. <=> мотивационный процесс
2. <=> уяснение ориентировочной основы действий
3. <=> выполнение действия в материальной форме
4. <=> выполнение действия в громкой речи
5. <=> выполнение действия в речи про себя
6. <=> выполнение действия в умственной форме
129. Практическое действие человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненное их функциональному, культурно обусловленному назначению, называется ________ деятельностью.
предметной
130. Прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру на …фазе.
латентной
131. Преобладание возбуждения над торможением начинает уравновешиваться к …
4 месяцам
132. Признаки, которые важны для узнавания предмета ребенку на начальном этапе раннего детства -
Форма и величина
133. Признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости, называется ________
возрастной степенью
134. Применение принципа наглядности при обучении младших школьников связано с доминированием в этом возрасте ________ мышления.
наглядно-образного
135. Приобретенное в результате научения и автоматически осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату, называется ________.
навыком
136. Проведение экспериментального исследования с ребенком-дошкольником наиболее эффективно в форме ________
Игры
137. Продолжающийся в течение всей жизни процесс, в ходе которого человек усваивает верования, установки, обычаи, ценности, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе, называется ________.
социализацией
138. Продолжающийся в ходе всей жизни процесс, в ходе которого человек усваивает верования, установки, обычаи, ценности, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальной группе, называется ________.
социализацией
139. Произвольные формы внимания начинают складываться в ….. возрасте.
дошкольном
140. Процесс соединения и взаимопроникновения мышления и речи в подростковом возрасте выражается в ________
умении составлять план устного или письменного рассказа
141. Психический процесс, доминирующий в раннем детстве над всеми остальными -
Память
142. Психический процесс, являющийся ведущим в подростковом возрасте -
Мышление
143. Психодинамические качества личности:
импульсивность-рефлексивность
пластичность-ригидность
экстравертность-интровертность
экстрапунитивность-интрапунитивность
144. Психологические явления, связанные с развитием интеллекта ребенка и впервые обнаруженные Ж.Пиаже у детей среднего дошкольного возраста, называют ________ Пиаже .
феноменом
145. Пубертатный период - это ________
Период достижения половой зрелости
146. Р.Кейс считал, что ________
период от 2 до 5 лет - это самостоятельная стадия развития, имеющая определенную последовательность развития операционных структур и …
147. Развитие общения со взрослым с точки зрения Лисиной происходит как смена четырех качественных ступеней. Расположи их по порядку
1. ситуативно <=> личностное общение
2. ситуативно <=> деловое общение
3. внеситуативно <=> познавательное общение
148. Развитие, характеризующееся быстрыми и глубокими преобразованиями психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой, называется ________ развитием.
революционным
149. Распространенное название стандартизированной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе, называется ________ тест.
социометрический
150. Распространенное название стандартизированной социометрической методики, предназначенной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе, называется ________ тестом.
социометрическим
151. Реакция группирования наиболее характерна для ________ возраста.
подросткового
152. Реакция увлечения наиболее характерна для ________ возраста.
подросткового
153. Ребенок в возрасте до 1 месяца - это ________.
новорожденный
154. Ребенок в качестве испытуемого отличается от взрослого тем, что ________
он более эмоционален
ребенок не различает грани между игрой и реальностью
экспериментатор всегда является для него авторитетом
155. Ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с его именем приблизительно в ________ месяцев (ответ – цифрой)
6
156. Ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с его именем приблизительно в ________ месяцев.
6
157. Ребенок начинает ходить самостоятельно в … месяцев.
13
158. Революционные изменения возникают в периоды в …
периоды возрастных кризисов
159. Рефлекс у новорожденного, который является основой для формирования потребности в новых впечатлениях, называется
Ориентировочным
160. Рефлекс, при котором при давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза, называется рефлексом ________
Бабкина
161. Рефлекторный комплекс, не являющийся врожденным -
Интуитивный
162. С точки зрения Р. Моуди, переживаемый опыт умирания (клинической смерти) производит на многих людей эффекты - они …
Изменяют образ жизни
Перестают бояться смерти
Производят переоценку основных представлений
163. Самоконтроль в подростковом возрасте развивается по схеме:
Контроль по результату, процессуальный контроль, предварительное планирование деятельности
164. Семиотическая функция - это ________
способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект непосредственно не наблюдаемое в данный момент явление или событие в виде образов
165. Сенситивному типу акцентуаций характера присуще ________
чувствительность к смене настроения окружающих, высокая ранимость агрессии мелочность и аккуратность
166. Сенситивный период - это ________
период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологический свойств и видов поведения
167. Сенситивным периодом для усвоения речи является возраст ________
1-8 лет
168. Система наследственно закрепленных механизмов - это ________
безусловные рефлексы
169. Совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм, называется ________.
средой
170. Совокупность генов или каких-либо признаков, унаследованных человеком от своих предков, в частности от родителей, называется ________.
генотипом
171. Совокупность людей, занимающих в определенный момент времени такую нормативно выделенную возрастную степень, образует ________
возрастной класс
172. Совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни, называется уровнем ________ развития.
психологического
173. Совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни, называется уровнем _____________ развития.
психологического
174. Согласно Ж. Пиаже главным достижением сенсомоторного периода является ________
понимание младенцем постоянства объектов
175. Соответствие зоны развития и основные задачи развития подросткового возраста с возрастными периодами
пубертатное развитие <=> от 9-11 до 18 лет
когнитивное развитие <=> от 11-12 до 16 лет
преобразования социализации <=> от 12-13 до 18-19 лет
становление идентичности <=> от 13-14 до 20-21 года
176. Соответствие между названием стадий, предложенных в периодизации З. Фрейда
оральная стадия <=> от рождения до 1,5 лет
анальная стадия <=> от 1,5 до 3 лет
фаллическая стадия <=> от 3 до 5 лет
латентная стадия <=> от 7 до 10 лет
генитальная стадия <=> с 11 лет
177. Соответствие между названием стадий, предложенных в периодизации Эриксона
орально-сенсорная стадия <=> доверие - недоверие
мышечно-анальная стадия <=> автономия или стыд и сомнение
локомоторно-генитальная стадия <=> инициатива или чувство вины
латентная <=> трудолюбие или чувство неполноценности
отрочество и юность <=> идентичность или смешение ролей
молодость <=> близость или изоляция
взрослость <=> генеративность или стагнация
зрелость <=> целостность Эго или отчаяние
178. Соответствие между этапами психического развития младенца и возрастными периодами
уравновешивается преобладание возбуждения над торможением <=> к 4-м месяцам
зрительно-двигательная координация формируется <=> к 5 месяцам
подражание появляется <=> к 6-му месяцу
179. Соответствие основных вех языкового развития ребенка от 12 до 48 месяцев и возрастных стадий
понимает некоторые и может произносить отдельные слова <=> 12 месяцев
произносит до 50 слов <=> 18 месяцев
словарный запас превышает 50 слов, употребляет несколько двухсловных выражений <=> 24 месяца
словарный запас увеличивается до нескольких сотен слов, употребляются фразы длиной от 3 до 5 слов <=> 30 месяцев
studfiles.net
...
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Выше, давая периодизацию подросткового развития на основе биологического подхода, где созревание и развитие являются основными понятиями, мы рассматривали некоторые их показатели. Остановимся подробнее на этих вопросах.
Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью. Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции. Например, авария на Чернобыльской АЭС, по данным исследований, задела южные районы Тульской области. Школьники–подростки стали медленнее расти, у них отмечена недостаточная масса тела по сравнению со своими сверстниками из других регионов России (Екимова, 2002). Физический рост завершается у мужчин в18–20 лет, ауженщин – в 16–18. Особенно бурно рост тела проходит с 12 до 15 лет. Девочки–подростки ниже своих сверстников–мальчиков на 8–11 см.
Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.
Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа. Оно начинается во внутриутробном развитии и заканчивается с наступлением биологической зрелости. Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (он покрывается миелиновой оболочкой), в легких и сердце (увеличиваются объем легких и масса сердца). Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа, но и питание, режим, внешние условия и пр.
Рост и созревание – неразрывные процессы – становятся основой для развития. Развитие – это процесс изменения психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.
К примеру, подростки бурно начинают расти, у них увеличивается окружность грудной клетки. Но масса тела увеличивается медленнее, хотя пропорции тела сохраняются. Поэтому подросток выглядит неуклюже: длинные руки, большие ступни, сутулый, с нарушенной осанкой. Вследствие развития лицевой части черепа изменяется лицо, но выделяется нос. У мальчиков выдается кадык, и голова по сравнению с телом кажется маленькой. С точки зрения подростка, это не вполне привлекательные черты, но они влияют на его поведение и самооценку: в новой обстановке он чувствует себя неуверенно, а потому застенчив. Конечно, подросток начинает сравнивать себя с другими и страдает от несоответствия идеалу.
Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности (о них будет сказано ниже).
Примерно полвека назад был впервые отмечен сдвиг в физиологическом развитии и половом созревании подростка – акселерация (ускорение). Если в прежние времена деятельность гипофиза, передняя доля которого вырабатывает гормоны, отвечающие за рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников), активизировалась в 11–13 и 1315 лет у девочек и мальчиков соответственно, то сейчас это происходит на три года раньше: в 8–10 лет у девочек и 10–12 – у мальчиков. Однако имеет место и противоположный процесс – ретардация,т. е. замедление физиологического развития примерно на 2–3 года.
Все физиологические изменения в организме подростка стали предметом обсуждения ученых различной теоретической ориентации. С точки зрения социологизаторского подхода можно сформировать любую черту личности, если только создать необходимые условия для ее появления. Те, кто придерживаются другого подхода – биологизаторского, полагают, что в личности детерминантой всего является только биологическое, врожденное. Второе утверждение присуще психоанализу. Но и первое и второе мнение не совсем верны. Тем не менее игнорировать значение бессознательного, т. е. врожденного, в формировании личности ребенка и подростка, на чем настаивали представители биологизаторского подхода, не целесообразно. Обратимся к некоторым исследованиям.
Основатель психоанализа З. Фрейд все изменения в личности подростка объяснял биологическими законами, которые, с его точки зрения, и создают кризисы, приводят к непослушанию. Поэтому трудности взросления обойти невозможно. Любопытно, что некоторые из представителей фрейдизма доказывали: бурление страстей служит признаком нормальности подростка, а отсутствие такого бурления становится признаком задержки психического развития. Например, А. Фрейд считала, что само по себе аномально быть нормальным в подростковый период. Очень многие реакции в подростке фрейдизм объяснял инстинктами. Например, агрессивность понималась как проявление инстинкта донатос (смерти и разрушения), если подросток не находил достойного сексуального замещения.
За рубежом и в нашей стране в последнее десятилетие стала популярной идея о том, что агрессивность подростка влияет на его социальное развитие и имеет последствия во взрослой жизни.
В Швеции были проведены исследования школьников–подростков в возрасте 10–15 лет. Мальчики с ранней агрессивностью и непоседливостью (гиперактивностью) совершали больше правонарушений и антиобщественных действий при переходе в юность – следующий жизненный период. Кроме того, раннее непослушание оказалось связанным с другими проблемами уже взрослых людей. Выяснилось, что существует прямая зависимость между ранним непослушанием и неуживчивостью (или другими взрослыми проблемами, такими как алкоголизм, суицидальные намерения и иные психиатрические диагнозы).
Другой подход, также традиционный, перепады настроения и непредсказуемость поведения подростка объясняет иначе. Представители культурной антропологии М. Мид и Р. Бенедикт доказали, что в культурах, где подростки рано принимают на себя обязанности взрослых, не происходит кризисов, нет и непредсказуемости в их поведении. К примеру, китайские подростки из Гонконга имеют меньше конфликтов с родителями, чем их сверстники из западных культур. Ученые объясняют это особенностями культурных традиций и хорошей адаптацией. У подростков, которые плохо приспосабливаются к меняющимся условиям, «буря и натиск» проявляются и на следующем этапе. Кроме того, Мид показала, что наличие кризисов и конфликтов не является неизбежным. Существует гармонический, бесконфликтный переход от детства к взрослости. Изучив подростков Самоа, она описала условия жизни и воспитание девочек. Наступление половой зрелости не является для них важным фактом, поскольку племя решает, стоит ли готовить их к брачной церемонии.
С точки зрения Р. Бенедикт, есть два типа перехода от детства к взрослости: 1) между детскими обязанностями и способами поведения взрослых существует разрыв; 2) нормы и требования к детям и взрослым схожи.
Представляет интерес портрет современного нормального подростка, составленный американскими психологами Р. Герригом и Ф. Зимбардо. Они просили подростков выразить согласие с предложенными утверждениями. На первом месте оказалось утверждение «При нормальных обстоятельствах я чувствую себя спокойно». C ним согласились 91 % подростков. Довольны жизнью и обычно владеют собой – по 90 %. Чувствуют себя сильными и здоровыми 86 % подростков, счастливы 85 %, способны радоваться любой шутке, когда плохое настроение, 83 %.
Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер рассматривал подростка в культурном аспекте. Он стремился доказать, что переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в деятельности «Я». Подросток в этой связи движется к объективному духу истинности, полезности, самовыражению, общественной деятельности, власти как к ценностям и смыслу жизни. Подросток «врастает» в культуру тремя способами. Первый – резкий, бурный, кризисный. Это своего рода второе рождение подростка, когда он понимает свое «Я». Второй – плавный, постепенный, бескризисный. Подросток приобщается к культуре и взрослой жизни без потрясений. В третьем случае он начинает воспитывать себя сам, так как обладает высокой сознательностью.
Исследования других ученых, например М. Мид, показали, что биологические факторы у всех подростков в разных культурах остаются неизменными, а изменениям подвержены прежде всего интересы и направленность личности. Было установлено, что подростки в культурах Запада и Востока значительно различаются психологически Б. Заззо, изучая подростков–буржуа и подростков–рабочих, обнаружила существенную разницу между ними: вторые взрослели иначе, их беспокоило и тревожило совсем не то, что их сверстников из обеспеченных семей. Это беспокойство было обусловлено разным социальным положением подростков.
Исследования М. Кле также показали, что процессы развития обусловлены обществом и связаны с развитием тела, мышления, с социальной жизнью и самосознанием. Ученый отождествлял развитие подростка с развитием юноши и полагал, что это последовательное изменение тела, мышления и его самосознания.
Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости. То есть в личности подростка чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, высокий рост может побудить заняться баскетболом).
Итак, главное в подростке одни ученые видели в биологических, естественных особенностях, другие – в социальных условиях его жизни. Между тем независимо друг от друга они не проявляются. На это обращала внимание Л. И. Божович, полагавшая, что биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по–новому.
Что лежит в основе периодизации подросткового возраста и какие особенности подростка непременно следует отметить? Мы будем опираться на критерии, разработанные отечественными психологами.
Психология bookap
Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский выделил основные новобразования подростков, выявил социальную ситуацию развития, где происходит формирование личности в ведущей деятельности, каковой является учение, сделал акцент на отношениях взрослых и подростков, занимающих в мире взрослых определенное место. На последнее положение следует обратить особое внимание, потому что путь к взрослому состоянию лежит через обретение определенных прав и выполнение конкретных взрослых обязанностей.
Обратимся к особенностям развития всех систем организма подростка.
bookap.info
Проблема развития и воспитания личности — один их наиболее актуальных социальных аспектов общественной жизни и всегда требует глубокого научного обоснования психологической сути факторов этого процесса.
В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития ребенка, — это биологические и социальные направления.
Биогенетическая концепция развития. Эта концепция считает, что ведущей в развитии человека является наследственность, которая определяет все особенности развития личности. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание — это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями.
Представители теории, известной под названием "биогенетический закон" (Ст. Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный.
Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории "биогенетического закона" отстаивали свободное воспитание детей, поскольку, по их мнению, только при таком воспитания они могут полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.
Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывается ребенок, в таком направлении и происходит ее развитие. Представители этого направления, как и генетики, недооценивали внутреннюю активность личности как сознательного субъекта деятельности.
В начале XX столетия возникла педологическая концепция развития личности. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического, или наследственного, и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя в какой-то степени открытым вопрос о движущих силах психического развития.
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развитая проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новым требованиям) возможностями их удовлетворения.
Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.
Каждый возрастной этап развития личности (дошкольный, младший, средний и старший школьный) имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.
В формировании личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские садики и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания.
Детский садик готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа — к обучению в высшей школе, к труду.
Возрастные особенности развития не являются чем-то устойчивым, статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития.
Развитие личности — сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.
Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития.
Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него.
Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причинной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и преподавателя — выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.
В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста.
Дети этого возраста еще не имеют собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям взрослых и механически повторяют их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, подражают положительному, а худшее отбрасывают.
Однако и в старшем возрасте они могут перенимать негативные черты взрослых. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.
Дошкольный возраст — это период подготовки ребенка к обучению в школе и элементарному самообслуживанию. В этот период жизни наступают значительные изменения в анатомо-физиологическом и духовном развитии ребенка, благодаря которым он становится способным учиться в школе, усваивать знания, нормы морального поведения и выполнять посильные общественно полезные трудовые поручения.
Этому способствует и то, что уже в дошкольном возрасте дети достигают значительного развития языка и речи, а на его основе — способности размышлять и под руководством взрослых делать логические выводы.
Важный аспект развития детей-дошкольников — стремление к знаниям, овладению первыми нормами поведения в коллективе, способность самостоятельно выполнять несложные поручения, обслуживать себя, помогать другим, направляя свои действия не только на непосредственно воспринимаемые, а и на воображаемые предметы и ситуации.
Эмоции в дошкольном возрасте еще неустойчивы, воля слабая, преобладает внушаемость. Но при организации необходимых условий дошкольники могут проявлять настойчивость и внимательность к интересной работе, выполнять простые трудовые поручения.
Жизнь и деятельность детей младшего школьного возраста обусловлена их учебной деятельностью. В процессе обучения у них успешно развиваются психические процессы — восприятие и наблюдательность, память и внимание, воображение, приобретая целенаправленный, произвольный характер.
Младший школьный возраст. Дети могут глубже осмысливать окружающее и анализировать язык и мышление: слово осознается как часть языка, высказывание суждения — как предложение, в предложении осознаются его члены.
Это способствует углублению суждений и соображений, формированию логичных выводов, освоению абстрактного математического и грамматического материала, формированию культуры речи.
Младшие школьники овладевают правилами поведения в коллективе, рассматривают свои поступки и поведение не только с собственной позиции, а и с позиции коллектива, критически оценивают поведение товарищей, становятся требовательными к ним. У младших школьников развиваются такие качества, как самообладание, настойчивость, целенаправленностъ, выдержка, дисциплинированность.
Постепенно формируется способность руководить собственным поведением, подчинять его школьным заданиям. Младшие школьники успешно включаются в трудовую деятельность, осознают ее социальное содержание и значение.
Средний школьный, или подростковый, возраст привлекает повышенное внимание в связи с анатомо-физиологическими изменениями в организме ребенка, особенно в связи с половым созреванием. Эти изменения в значительной мере отражаются паническом развитии личности подростка, на его познавательной деятельности и поведении, на отношениях в коллективе.
У подростков повышаются познавательная активность и умственное развитие, вырастают любознательность, стремление познать неизвестное, заглянуть в будущее. Ученики среднего школьного возраста заметно проявляют стремление к самостоятельности.
Но это стремление при неправильном воспитании может проявляться в искаженных формах — негативном отношении к поручениям, советам учителей и родителей, немотивированных поступках и браваде, нарушении норм поведения. Это случается тогда, когда подросток не включается в жизнь коллектива, не выполняет общественных, полезных поручений, не видит и не переживает результатов своей деятельности, а учителя и родители не стимулируют его к этому, не учитывают возрастных особенностей его развития.
У подростка заметно уменьшается внушаемость и крепнет воля, возникает интерес к трудовой деятельности, изменяются отношения в коллективе, вырастают и становятся более стойкими моральные чувства, эстетические вкусы. В старшем подростковом возрасте интенсивно формируется идейная направленность, мировоззрение и самосознание личности. Деятельность становится более целенаправленной и социально мотивированной.
Особого внимания заслуживают изменения в отношениях между мальчиками и девочками: более четко определяется половое разделение, предпочтения в дружбе, интересах и поведении мальчиков и девочек, зарождаются интимные отношения между мальчиками и девочками. Эта особенности подросткового периода развития нуждаются в большом внимании к организации групповой и учебной деятельности подростков, дружбе и товариществу и особенно половому воспитанию.
Старший школьный, или младший юношеский, возраст является периодом углубления умственного и морального развития личности. В центре внимания юношей и девушек оказываются самопознание и самокритичность, которые при неправильном воспитании могут приобрести негативные черты самонадеянности, самовлюбленности или неуверенности в своих силах.
В этом возрасте четко очерчиваются познавательные интересы, склонность заниматься определенной научной деятельностью, видом спорта, определяются профессиональные склонности. Но эти особенности не всегда бывают глубокими и стойкими, если они не направляются и не укрепляются школой, учителями, опытными старшими.
Младший юношеский возраст — это период формирования стойкой дружбы и товарищества, в частности между юношами и девушками, устойчивости волевых качеств, черт характера, применения усвоенных моральных правил. Свойственная старшему школьному возрасту направленность на реализацию своих замыслов является важным фактором морального и умственного формирования личности.
На развитие личности влияют весь уклад общественной жизни, достижения науки и техники, богатство информации, получаемой через кино, радио, телевидение, книги и газеты. Поэтому невозможно ограничиваться сугубо школьными способами обучения и воспитания подрастающего поколения.
В последние десятилетия наблюдается ускорение, или акселерация, физического и умственного развития. Исследованиями доказано, что сейчас зрелость наступает на 2-3 года раньше, чем в начале нашего столетия. Соответственно раньше начинается и половое созревание.
Вместе с тем, возникает несоответствие между умственным развитием и неумением руководить собой, что приводит к нарушениям норм социального поведения. Акселерация развития личности нуждается в значительной перестройке учебно-воспитательного процесса, содержания, методов организации жизни детей.
Деятельность и поведение человека зависят не только от возрастных, а и от индивидуальных особенностей.
Индивидуальные особенности личности. Особенности личности подразделяются на врожденные и приобретенные при жизни. К врожденным принадлежат физические особенности, с которыми ребенок рождается. Среди них важную роль играют типологические особенности нервной системы — сила, уравновешенность и подвижность, которые являются физиологическими основаниями темперамента.
Врожденные особенности в процессе воспитания и под влиянием условий жизни изменяются. Среди приобретенных в процессе обучения, воспитания и деятельности индивидуальных особенностей наиболее важными являются направленность личности, ее интересы, способности, идеалы и убеждения, черты характера. Индивидуальные особенности, врожденные и приобретенные в течение жизни, под влиянием воспитания изменяются, но большинство из них имеет стойкий характер, и они влияют на деятельность и поведение личности.
Успешное руководство формированием личности требует совершенного знания психологических особенностей развития ребенка и использования их в практике учебно-воспитательной работы.
psyera.ru
Педагогическое содействие физическому развитию личности требует осмысления физиологических и психологических основ данного процесса. Что подлежит развитию? Проявление каких физиологических и психологических структур лежит в основе процесса физического развития личности? В каких чертах и характеристиках воплощаются эти структуры? В каком соотношении они находятся? Какова их роль в целостном процессе физического развития личности?
Рассмотрение данного вопроса позволит педагогу-практику искать те виды деятельности, в которых становится возможным проявление и совершенствование этих черт и характеристик, а также – правильно подбирать формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия.
В предыдущей части нашего пособия «Цель и сущность процесса воспитания» (Часть 4) мы уже описывали физиологические и психологические основы развития личности, которые являются общими характеристиками, однако, проявляясь в разных аспектах целостного развития личности (например гражданском, нравственном, эстетическом, физическом и т.д.), приобретают специфические особенности в зависимости от условий их реализации.
Физиологические основы
Физическое развитие личности происходит как процесс овладения двигательной деятельностью, а потому занятия физической культурой и спортом выступают неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса школы.
Движение как перемещение тела в пространстве - локомоция - важнейшая форма двигательной активности. Для человека характерно четыре вида локомоций - ходьба, бег, прыжки, лазанье.
На решающее значение двигательной деятельности в формировании и развитии человека обращали внимание выдающиеся физиологи нашей страны
И.М. СЕЧЕНОВ и И.П. ПАВЛОВ, которые утверждали, что физическое и психическое в человеке выступают в единстве и взаимосвязи, поэтому соответствующая организация двигательной деятельности может стать фактором развития личности в целом.
Значение физической активности для поддержания и укрепления здоровья и как лечебного средства известно из древности. Особенно актуальной проблема оптимизации двигательной активности стала в последнюю четверть ХХ века. Мышечная активность способствует снижению тревожности, эмоционального напряжения, оказывает антистрессорный эффект, снижает агрессивность, увеличивает уверенность в себе и улучшает самооценку, способствует снятию фрустраций.
И.А. АРШАВСКИЙ выделял двигательную активность как фактор декодирования и реализации программы индивидуального развития, закодированного в программе зиготы (6, с. 24-26). Он показал, что без достаточной двигательной активности ребенок не может пройти все необходимые фазы созревания, формирования организма в целом, а во взрослом периоде организм не может накапливать структурную энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности. Чтобы приобрести дополнительные энергетические ресурсы, расширить их, необходимо затратить уже имеющиеся.
Важное значение для обоснования необходимости двигательной активности имеет положение о кинезофилии (М.Р. МОГЕНДОВИЧ), которая основана на существующей у человека врожденной потребности в движении. Уровень двигательной активности является генетически обусловленной величиной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность являются наиболее важными особенностями детского организма. Детский и подростковый возраст - это периоды интенсивного роста и физического развития, а потому так важно проявление двигательной активности - это способствует овладению двигательными координациями, расширяет резерв адаптации функциональных систем, создает волевой настрой на напряженный тренировочный и соревновательный режим.
Ограничение двигательной активности детей и подростков - гиподинамия (или гипокинезия) уменьшает силу и выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движения, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, общая масса циркулирующей крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется время общего круговорота крови.
По мере развития организма с возрастом естественная потребность в движениях снижается, чему способствует и образ жизни. Отмечается, что чем меньше двигательная активность и чем быстрее наблюдается ее снижение, тем значительнее и раньше проявляются процессы инволюции, сужения функциональных возможностей организма. Это значит, что подавление двигательной активности в детском возрасте ведет к значительной задержке или полной остановке роста и развития даже при достаточном поступлении питательных веществ. Чем активнее скелетные мышцы, тем интенсивнее функционируют другие системы организма. Это объясняется тем, что в ходе мышечной деятельности возникает напряжение всех морфофункциональных систем организма, развивается кислородное голодание, что ведет к тренировке, развитию и повышению приспособительных возможностей и резервов организма.
Таким образом, движение представляет собой наиболее эффективный способ адаптации организма к внешней среде. Систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме, потому она должна найти достойное место в воспитательно-образовательном процессе школы.
Физическое развитие человека проявляется в изменении функциональных состояний организма - это взаимосвязанные и взаимообусловленные в процессе индивидуального развития состояния. Совокупность морфологических и функциональных показателей следует рассматривать с позиции одного из основных принципов биологии - единства структуры и функции. Функциональные показатели рассматриваются как проявление жизнедеятельности структурных компонентов тела. Структуры и реализуемые ими функции не существуют независимо друг от друга, а находятся в диалектическом единстве. Для организации воспитательно-образовательного процесса важнейшее значение приобретает биологический закон: функция творит орган и сохраняет его работоспособность (Н.А. АМОСОВ). Это значит, что под влиянием физических упражнений происходят изменения в функциональных состояниях организма.
Функциональные состояние организма человека определяются наличием резервов его основных систем. По Н.М. Амосову, сумма "резервных мощностей" основных функциональных систем определяет количество здоровья, "суммарные резервные мощности" не только характеризуют состояние здоровья, но и определяют отношение человека к болезни.
По мнению физиологов, физическое развитие достаточно управляемый процесс. С помощью специально подобранных и организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха и т.п. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении все показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма.
Еще одна особенность, проявляющаяся в процессе физического развития, - неравномерность сформированности физического, когнитивного и психосоциального аспектов, а также физиологических систем и состояний.
Физиологи установили, что темп перестроек организма в различных физиологических системах неодинаков. Это касается и расхождений в становлении различных психических качеств, например, развитие воли может отставать от развития интеллекта (но возможно и опережающее развитие волевых процессов). Можно наблюдать противоречие в становлении физической, психической и социальной зрелости, что особенно ярко проявляется у подростков.
Наблюдается противоречивость в развитии физических качеств, например, рост и масса тела не «накапливаются» одновременно. Поэтому физическое воспитание должно помочь гармонизировать процесс физического развития, создавать благоприятные условия для развития "отстающих" функций и состояний.
Важным интегрирующим началом является положение Л.С.ВЫГОТСКОГО о том, что "обучение должно ориентироваться именно на те функции, которые созревают, и тем самым стимулировать дальнейшее развитие ребенка". Это положение реализуется в необходимости учета «стартового» состояния организма, достигнутого уровня сформированности двигательных навыков, функциональных систем и состояний и т.п., а потому возникает необходимость систематизации упражнений, выстраивании школьной программы в соответствии с характеристиками возрастного и индивидуального развития, становится важной последовательность и поэтапность в реализации образовательных программ.
Еще одно важное положение, значимое для педагогической практики, - теория И.П. ПАВЛОВА о единстве и целостности организма и регулирующей роли нервной системы. Это положение обосновывает необходимость включения в воспитательно-образовательный процесс школы программ, обеспечивающих не только физическую подготовку, но и интеллектуальную и психологическую, обеспечение их единства и взаимообусловленности (см. главу 1 нашего пособия).
Психологические основы
Личность проявляет себя на уровне сознания (ее суждения, оценки, убеждения и т.д.), эмоций и чувств (ее реакции на окружающий мир, переживания), поведения (ее поступки, привычки, стиль поведения). Содействуя физическому развитию личности, педагогу необходимо увидеть конкретное проявление данных психологических структур, в которых просматриваются черты физического совершенства. В решающей степени здоровье человека зависит от него самого, от его сознания и поведения. Физическое воспитание и образование направлены на развитие и совершенствование данных характеристик. Рассмотрим, как происходит их становление в процессе физического развития личности.
В теории физического воспитания существует термин "физкультурное сознание" (В.К. БАЛЬСЕВИЧ), в котором отражаются взгляды людей на понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы разностороннего развития личности. Физкультурное сознание включает в себя знания истории, теории и практики физической культуры и спорта, что способствует выработке у людей умений и навыков физкультурной и спортивно-игровой деятельности. Ему органически присущи: ощущение здоровья и чувства радости бытия, нравственная воля на преодоление внешних и внутренних препятствий, эмоционально-эстетические переживания, порождаемые красотой человеческого тела и духа.
Частью физкультурного сознания является способность высказывать суждения о явлениях физической культуры и спорта, умение обосновывать идеальные представления о совершенстве и красоте человеческого тела.
Физкультурное сознание обусловливает формирование готовности совершенствовать техническое мастерство, способность ориентироваться во времени, пространстве и игровой ситуации, дает возможность проявлять творческий подход к решению спортивно-игровых задач. Всё это обеспечивает формирование у человека потребностей в сохранении здоровья, в организованной физкультурной деятельности, в нравственно-эстетическом переживании, прочно вводит физкультуру и спорт в повседневный, привычный образ жизни.
Таким образом, интеллектуальный компонент в системе физического воспитания и образования делает возможным развитие жизненных ценностей, понятий, потребностей, совокупность которых в теории спортивной педагогики называют физкультурным сознанием, что оказывает влияние на формирование мотивации. Исследования физиологов и психологов свидетельствуют, что доминирующим мотивом в занятиях физической культурой и спортом, создании здорового образа жизни является понимание личностью их значимости для поддержания хорошей физической формы и сохранения здоровья. Прежде всего, желание самого человека и его воля быть здоровым обусловливают его включенность в физкультурно-спортивную деятельность. Никакая внешняя сила не может обеспечить хорошего физического развития человека, если он сам не будет заботиться об этом. Следовательно, в системе физического воспитания и образования развитию мотивации, поиску личностных смыслов и ценностей физической культуры должно уделяться особое внимание.
На практике оказывается, что наиболее доминирующей у учащихся школ является мотивация на выполнение учебных нормативов. Подобного рода мотивация закладывает определенный стиль взаимоотношений учителя с учеником, в котором преобладает авторитаризм и формы долженствования. Такие мотивы, как показывает опыт, не поддерживают длительного интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Исследования физиологов и психологов показывают, что укрепления здоровья школьников не происходит, если стимулы для выполнения физических упражнений не лежат в самом упражнении, т.е. являются внешними по отношению к занятиям, что довольно часто и наблюдается на уроках физической культуры. На практике оказывается, что учащиеся стремятся к повышению физической подготовленности ради выполнения норм, ради выполнения требований к уровню их подготовленности, а не для укрепления здоровья, развития своих способностей.
Становление произвольных движений, освоение детьми двигательных действий - успешность их формирования в значительной степени зависит от степени осознания и осмысления детьми поставленной перед ними задачи. Осмысленность предполагает понимание и принятие ребенком того, чего от него хотят, а также наличия условий для самостоятельных действий. Только исполнительских качеств, которые демонстрирует ученик на традиционном уроке, недостаточно, важно развитие их инициативных действий, самостоятельности, избирательности.
На положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом оказывает влияние целенаправленное информационное воздействие со стороны учителя физической культуры - сведения о самоконтроле, об изменениях, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, о рациональном питании, режиме труда и отдыха, соблюдении гигиенических и санитарных требований и т.д. Личный пример учителя и его словесные убеждения могут решить эту задачу.
Формирование значимых мотивов для занятий физкультурно-спортивной деятельностью становится возможным в процессе овладения двигательными навыками, когда происходит развитие основных физических качеств - силы, гибкости, ловкости, быстроты и выносливости. Достижение человеком хорошей физической формы рождает ощущение бодрости, уверенности в своих силах, удовлетворенности своим внешним обликом.
Движения (специально организованные упражнения) позволяют личности испытать то, что И.М. СЕЧЕНОВ назвал "мышечным чувством", а И.П. ПАВЛОВ "мышечной радостью". С психофизиологической точки зрения, стремление человека поддерживать хорошую физическую форму есть не что иное, как желание испытывать такие состояния его организма, которые дают ему возможность ощутить радость и хорошее настроение, бодрость тела и духа, - это то, что называют в жизни: "Быть в форме".
Потребность человека ВСЕГДА быть в форме приводит к формированию привычки, в которой отражается осознанная потребность в определенных действия, но выполнение которой уже не всегда требует волевых усилий, поиска каких-либо внешних стимулов; привычка предполагает некий уровень "автоматизма" действий. Таким образом, совокупность привычек (в движении, соблюдении гигиенических норм, зарядки, режима, рационального питания и др.) определяет своеобразный для каждого человека стиль поведения - стиль жизни (здоровый образ жизни).
__________________________________________________________________
Вопросы для размышления
Сформулируйте задачи физического развития личности, вытекающие из понимания его физиологических и психологических основ. Это те задачи, которые необходимо решать в воспитательно-образовательном процессе школы, если мы считаем необходимым специально организованной деятельности (т.е. процессам воспитания и образования) придать естественный характер.
Попытайтесь оценить, насколько в известном Вам опыте школы по физическому воспитанию и образованию реализуются эти физиологические и психологические закономерности физического развития личности.
Попытайтесь составить социально-психологический портрет физически развитой личности, в котором ее черты и характеристики можно было бы расположить в соответствии с психологическими структурами: сознание, самосознание, чувства, поступки, воля. Это поможет Вам подбирать формы, методы и приемы педагогической деятельности, видеть их целесообразность для решения конкретных задач физического развития личности.
ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ
Насколько Вы можете согласиться с высказываниями известных философов, врачей и педагогов.
АРИСТОТЕЛЬ: "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие".
В. ГЕТЕ: "Природа не знает остановки в своем движении и наказывает всякую бездеятельность".
Т.ТАССО: "Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".
Ю.РЮРИКОВ: "Не умеешь двигаться - не умеешь познавать мир".
Прокомментируйте высказывание древних греков: "Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай". __________________________________________________________________
studfiles.net
Развитие личности – одна из главных категорий в психологии, педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств (новообразований).
Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако роль их различна и к настоящему времени полностью не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:
Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности. К таким противоречиям относятся:
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате личность переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениям к ним.
psy-diplom.ru
Проблема развития и воспитания личности - одна из самых актуальных социальных аспектов общественной жизни, всегда требует глубокого научного обоснования психологической сущности факторов этого п процесс.
В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития ребенка, - это биологический и социальный направления
Биогенетическая концепция развития. Эта концепция главный фактором человеческого развития считает наследственность, которая предопределяет все особенности развития личности. Американский ученый. Е. Торндайк утверждает ь, например, что все духовные качества личности, ее сознание - это такой же природный дар, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это человек наследует, и оно механически втилюет ься в ней после зачатия и рождения. Американский педагог. Джон. Дьюи считает, что человек рождается даже с определенными моральными качествами, чувствами, духовными потребностямебами.
Представители теории, известной под названием"биогенетический закон"(В.. Холл,. Гетчинсона и др.), считают, что ребенок, родившийся, в своем развитии постепенно воспроизводит все этапы исторического развития людс ства: период скотоводства, земледельческий период, торгово-промышленную эпоху. Только после этого она вступает в современной жизнисучасне життя.
Преодолевая определенный период своего развития, ребенок живет, воспроизводит определенный исторический период. Это проявляется в ее наклонах, заинтересованных, стремлениях и действиях
Сторонники теории"биогенетического закона"отстаивали свободное воспитание детей, ибо, по их мнению, только при условии такого воспитания они могут полноценно развиваться и вступать в жизни того общества в котором живутому живуть.
социогенетичного концепция развития. Согласно социогенетичного теориями, развитие человека должны определять определенные социальные условия: в среде родилась и воспитывается ребенок, таков направление ее р развития. Представители этого направления, как и генетики, преуменьшали значение внутренней активности личности как сознательного субъекта деятельности, ее врожденные особенноститі.
В начале XX века возникла методологическая концепция развития личности. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического, или наследственного и социального, считая, что эти два чин нникы конвертируют, т.е. взаимодействуя, не всегда находят в теории надлежащее обоснование, оставляя нерешенным вопрос о движущих силах психического развитияу.
Теория психического развития личности в отечественной психологии опирается на признание того, что движущие силы ее развития проявляются в несоответствии потребностей, которые постоянно меняются (усложняются) в в деятельности человека, и реальных (таких, которые не отвечают новым требованиям) возможности их удовлетворить.
Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующих средств для ее выполнения (умений, способов, приемов, знаний) вызывает развитие и является его сущностью. Исключительная роль для освоения новых эффекты ивних способов удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющие общественную и личностную ценность, является одним из центральных задач формирования лич те. Это длительный процесс, происходящий на протяжении всей сознательной жизни человека и имеет ряд особливостей.
Каждый возрастной этап развития личности (дошкольный, младший, средний и старший школьные) имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. Эти особенности учитываются в планах х учебно-воспитательной работе при ее проведении в яслях, детских садах и в школі.
На становление личности влияет преемственность в обучении и воспитании. Учитывая достижения ребенка в своем развитии на предыдущем этапе, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к за свое усвоения общественного опыта и знаний, которые они получат на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа - к обучению в высшей школе, рабоці.
Возрастные особенности развития не имеют постоянных, статических показателей, механически меняются особенности, присущие следующему этапу развития
Развитие личности - это сложный процесс, в котором уровни развития подвергаются постоянным изменениям. Развитие психических процессов познания, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознательную мосту и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложной мижетапний взаимодействующихї.
высокие уровни зарождаются на предыдущих этана развития, но и особенности предыдущих возрастных этапов оказываются на последующих этапах. Чтобы способствовать своевременному появлению и успешному развитию всего прогрессивно ого, нового у ребенка на всех этапах формирования его как личности, следует учитывать возрастные особенности физического и духовного развития младенцеви.
Направляя развитие. Человека, следует иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые по уровню своего развития опережаю ют своих сверстников или отстают от них. В некоторых случаях причину следует видеть во врожденных анатомо-физиологических особенностях организма, но в основном причиной этого являются общественные условия жизни и вых ованный ребенка, которые способствуют ее развитию или замедляют его. Задача школы и учителя - выявить эти причины и укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно влияет на выхо ния личности ребенкани,
В формировании личности важную роль играет подражание ребенком взрослых. Дети повторяют как положительное, так и отрицательное, поскольку их опыт ограничен и у них нет критического отношения к действиям, в поступков взрослых. Подражание особенно характерно для детей дошкольного возраста. Дети этого возраста не проявляют собственной самостоятельности в отношении поступков, поведения, мыслей, высказываний взрослых и механические в повторяют й їх.
С развитием личности, в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития, самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, заимствуют лучше, хуже отрицают и видкидают.
Однако и в старшем возрасте они могут перенимать от взрослых отрицательное, если положительный жизненный опыт не начнет доминировать в их жизни и в них не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и и самообладание.
Дошкольный возраст - это период подготовки ребенка к обучению в школе и элементарного самообслуживания. Этот период жизни * обозначен значительными изменениями в анатомо-физиологическом и духовному развитию ребенка и, благодаря которым она может учиться в школе, овладевать знаниями, усваивать нормы нравственного поведения и выполнять посильные общественно полезные трудовые испоя.
Этому способствует то, что уже в дошкольном возрасте дети достигают значительного развития языка и речи, а на его основе - способности рассуждать и под руководством взрослых делать логические выводы
Важным аспектом развития детей-дошкольников является их стремление к знаниям, овладение элементарных норм поведения в коллективе, способность самостоятельно выполнять несложные поручения взрослых, обслуживать и себя, помогать другим, направлять свои действия не только на непосредственное восприятие, но и на воображаемые предметы и ситуации.
Хотя эмоции в дошкольном возрасте еще не устоявшиеся, воля слаба, преобладает внушаемость, надлежаще организованных условий обучения дошкольники проявляют настойчивость и внимательность, выполняя интересную работу, проезд пригоден справляться с простейшими трудовыми поручениями. Жизнь и деятельность детей младшего школьного возраста предопределяет их учебная деятельность. Во время учебы в них успешно развиваются психические процессы - восприятие и наблюдательность, память и внимание, воображение, приобретая направленности, произвольноститі.
Младший школьный возраст. Дети имеют возможность глубже осмысливать окружающую и способны анализировать язык и мышление: слово осознается как часть речи, высказанные суждения - как предложение, в предложении различим няют его члени.
Это способствует углублению суждений и рассуждений, формированию логических выводов, усвоению абстрактного математического и грамматического материала, формированию культуры речи
Младшие школьники овладевают правила поведения в коллективе, рассматривают свои поступки и поведение не только с собственной позиции, но и позиции коллектива, критически оценивают поведение товарищей, становятся требований гливишимы к ним. У младших школьников развиваются такие качества, как самообладание, настойчивость, целеустремленность, выдержка, дисциплинированностьь.
На этой основе формируется способность контролировать собственное поведение, подчинять ее требованиям школы. Младшие школьники успешно привлекаются к трудовой деятельности, осознают ее социальный смысл и значе. Эння.
Средний школьный, или подростковый, возраст привлекает к себе внимание своим анатомо-физиологическими изменениями в организме ребенка, особенно связанными с половым созреванием. Эти изменения в значительной степени влияют на психическое развитие личности подростка, на его познавательную деятельность и поведение, влияют на отношения в коллективеі.
У подростков повышается уровень познавательной активности и умственного развития, растет любознательность, возникает стремление познать неизвестное, заглянуть в будущее. Ученики среднего школьного возраста усиленно вы иявляють стремление к самостоятельностиі.
Но это стремление при неправильном воспитании может проявляться в искаженных формах - негативном отношении к поручений, советов учителей и родителей, немотивированных поступках и браваде, нарушении норм поведения. Это случается тогда, когда подросток не привлекается к жизни коллектива, не выполняет общественно полезных поручений, не видит и не переживает результатов своей деятельности, а учителя и родители не с аохочують его к этому, не учитывают возрастных особенностей его развитияу.
На подростка заметно тяжелее повлиять; крепнет его воля, растет интерес к трудовой деятельности, изменяются отношения в коллективе, углубляются и становятся более устойчивыми нравственные чувства, эстетические вкусы. В. В старшем подростковом возрасте интенсивно формируется идейная направленность, мировоззрение и самосознание личности. Деятельность становится более направленной и социально мотивированоою.
Особого внимания заслуживают изменения в отношениях между мальчиками и девочками: четко определяется разделение по полу, влияющим на мотивировку выбора товарища, интерес и поведение мальчиков и девочек к, зарождаются интимные отношения между мальчиками и девочками. Особенности подросткового развития нужно учитывать при организации групповой и учебной деятельности, поскольку они имеют большое значение я для подростков, дружбы и товарищества и особенно полового воспитанияя.
Старший школьный, или младший юношеский возраст является периодом углубления умственного развития и нравственности личности. Особое значение для юноши приобретает самопознания и самокритичность, которые при ложного воспитания могут приобрести отрицательных черт самоуверенности, самовлюбленности или неуверенности, неверия в собственные возможностих.
В этом возрасте четко очерчиваются круг познавательных интересов, склонности к определенной научной деятельности, вида спорта, определяются склонности к определенной профессии. Но эти особенности не всегда бывают глубокими ими и устойчивыми, если не направляются и не укрепляются в школе учителями, опытными взрослыми.
Младший юношеский возраст - это время формирования постоянных дружеских и товарищеских отношений, в частности между юношами и девушками, формирование волевых качеств, черт характера, применение к определенным жизненным ситуа аций усвоенных морально-политических убеждений. Свойственное для старшего школьного возраста стремление вместе с коллективом воплотить свои замыслы является важным фактором морального и умственного формирования личности в этот пед.
На развитие личности влияет на весь уклад общественной жизни, достижения науки и техники, объем информации, поступающей через фильмы, радиопередачи, телевидение, книги и газеты. Поэтому невозможно обм межитися только учебой в школе и воспитанием подрастающего поколенияя.
За последние десять лет стало заметным ускорение физического и умственного развития детей (акселерация). Исследования доказывают, что зрелость наступает на 2-3 года раньше, чем в начале нашего века отвечает овидно, раньше начинается и половое созревание. Вместе с тем обнаруживается несовпадение между умственным развитием и умением себя овладевать, что является причиной нарушений норм социального поведения. Акселерация раз развития личности требует значительных изменений учебно-воспитательного процесса, его содержания, средств, организации жизни младітей.
Деятельность и поведение человека зависят не только от возрастных, но и от индивидуальных ее особенностей
Индивидуальные особенности личности. Особенности человека по своей природе и происхождению врожденные и приобретенные в течение жизни. К врожденным относятся физические особенности, с которыми она рожает ется. Среди них важное значение имеют типологические особенности нервной системы - сила, уравновешенность и подвижность, что является физиологическим основой темперамента. Врожденные индивидуальные особенности в процессе воспитания, под влиянием жизненных обстоятельств меняются. Среди приобретенных во время обучения, воспитания и деятельности индивидуальных особенностей наиболее важны направленность личности, ее интерьера еси, способности, идеалы и убеждения, черты характера. Индивидуальные особенности, врожденные и приобретенные в течение жизни, под влиянием воспитания знают изменений, но большинство из них устойчивы и поэтому они воз вают на деятельность и поведение личностистості.
Успешное руководству процессом формирования личности требует совершенного знания психологических особенностей развития ребенка и его учет практикой учебно-воспитательной работы
uchebnikirus.com