Развитие мышления: способы тренировки мозга, Блог 4brain. Способы тренировки мышления


Развитие мышления: способы тренировки мозга, Блог 4brain

Как тренировать мышление? Сама по себе логика не является данным от рождения умением человека, ей обучаются в течение всей жизни, получая ценные уроки. Подобный инструмент познания мира не близок эмоциональной человеческой натуре, поэтому люди предпочитают думать и делать так, как им привычнее. Однако эта наука лежит в основе большинства законов Вселенной. Способность мыслить и рассуждать последовательно, непротиворечиво полезно при решении многих задач. Будь то построение бизнес-проектов, убеждение оппонентов или покупка в магазине. И сразу возникает вопрос: «Как развить логическое мышление и жить максимально эффективно?». Ответ на него рассмотрим в статье ниже.

Люди часто совершают противоречащие логике ошибки. Они думают, что достаточно руководствоваться здравым смыслом и полученным опытом, игнорируя законы и специальные приемы формальной логики. Однако этого может быть достаточно лишь при высказывании элементарных суждений и решении несложных задач, при совершении масштабных операций потребуются определенные знания, которые не позволят совершить ошибочные действия.

Для того чтобы понять, что это такое, нужно более широко объяснить это явление, разделив его на составляющие.

Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой информации, и установление причинно-следственных связей между предметами, событиями и явлениями окружающего мира.

Логикой называют науку о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности. Ее особенность состоит в том, что знания получаются не из чувственного опыта, а в процессе анализа полученных ранее данных, выводное знание.

Таким образом, логическое мышление – это мыслительный процесс, заставляющий человека использовать логические конструкции и понятия, основываясь на доказательствах, рассудительности и гибкости мышления. Основная цель – получить максимально обоснованный вывод из имеющихся данных.

В основе логических законов лежит эмпирическое познание мира через опыт. То есть человек делает вывод исходя из создания или участия в определенной ситуации и впоследствии осознании ее конкретных последствий.

Развитие креативного мышления и логики возможно только в том случае, если ум привык работать в разных направлениях. Развитие логического мышления необходимо тренировать, вот некоторые практические советы:

  • Изучение естественных наук

Возьмитесь за изучение науки, близкой вам по духу, которое вы оттягивали.Физика, химия или история, другие точные науки прекрасно стимулируют гибкость мышления. Они учат выстраивать причинно-следственные цепочки.

  • Используйте аргументированный спор

Вместо стандартного желания ответить «потому что я главный» или «так надо», пытайтесь донести до оппонента свою точку зрения без эмоций, конструктивно. Используйте логическое, а также креативное мышление, вариантов диалога может быть огромное множество, избавляйтесь от привычных фраз и реакций.Особенно интересен способ подведения собеседника к необходимому выводу путем косвенных утверждений, с которыми он изначально согласен.

  • Играйте в шахматы, нарды, шашки и карточные игры

Это потрясающая возможность для развития логического мышления. Ведь происходит обучение причинно-следственным связям, просчитывание ходов соперника заранее. Тренируется извлечение уроков даже из поражений. Таким образом, человек постепенно убирает из своей жизни негативное мышление.

  • Найдите иные способы использования предметов

Данное упражнение способствует отличному развитию креативного мышления у взрослых. Выберете один предмет, будь то коробка спичек или табурет. И найдите все возможные способы использования предмета не по прямому назначению. На спичках можно считать, выкладывать рисунки, а табурет использовать как подставку для елки. Креативьте.

Используйте противоположные смыслы возникающим ассоциациям к конкретным словам. Допустим, твердая вата, мягкое стекло, горячий лед. Это помогает нашему мозгу настроиться на иной лад, убрать негативное мышление.

  • Читайте книги с конца

Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы. Наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.

  • Расширяйте словарный запас

Услышав незнакомое слово, смотрите его значение в словаре. А также: какова история возникновения, изначальное значение и использование сейчас. Это поможет более многогранно смотреть на мир.

Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз! Это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.

  • Придумайте то, чего не существует

Упражнение заключается в том, чтобы придумать животное или предмет, имя, которое не существует в природе. Леопанцыря или птицелиса, например. И в деталях все это представить или изобразить. Суть состоит в том, что очень тяжело придумать то, чего нет. Мозг все равно пытается свести все к знакомым формам, особенно у взрослых.

Порой негативное мышление берет верх, становится тяжело выполнить такое задание, которое кажется абсурдным. Умение абстрагироваться от знакомых форм и понятий, концентрироваться на еще малоизученных фактах, создавать принципиально новые вещи, станет полезным в любой профессии.

Из перемешанных букв нужно составить слово. Развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.

  • Используйте другую руку

Если вы правша – левую, если наоборот – правую. Во время выполнения обыденных дел смените руку. Это стимулирует работу обоих полушарий, улучшая концентрацию, активизируя новые нейронные связи, таким образом, стимулируя логическое и креативное мышление.

Логическое мышление необходимо любому человеку, независимо от его целей. Ведь имея гибкость мышления каждому из нас можно:

  • найти оптимально выгодное решение проблемной ситуации;
  • всегда находиться на несколько шагов впереди врагов или конкурентов, рассчитывая их возможные действия;
  • подобрать нужный способ достижения поставленной цели;
  • выражать свои мысли в понятной для всех форме;
  • достаточно легко находить аргументы для склонения оппонентов в свою сторону;
  • не допускать совершения профессиональных и жизненных ошибок;
  • справляться с софистикой и демагогией;
  • уметь быстро формулировать ответ на поставленный вопрос, избегая выпаливания первой пришедшей в голову мысли, которая может сильно навредить потом;
  • четко видеть манипуляции со стороны других людей, не стать жертвой их обмана;
  • осознавать сделанные другими людьми или собой ошибки, быстро и легко их устранять.

Как тренировать мышление? Как развить мышление? У каждого человека оно развито в той или иной мере. Но для лучшего понимания действительности и умения ей оперировать необходимо логическое мышление, развитое на достаточно высоком уровне. Научиться этому можно исключительно через тренировки.

Креативное мышление можно развить, а негативное мышление устранить. Мозг тренируется не в меньшей степени, чем мышцы, возможно, больше. Постоянно тренируя мышление и память, человек может развиваться всю свою жизнь, методично улучшая свои показатели. Развитие интеллектуальных способностей – гарант эффективного самосовершенствования.

Благодаря умению мыслить логически, человек приобретает способность креативного мышления, ведь открывается совершенно иное понимание действительности, дающее много преимуществ.

Принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Креативное восприятие действительности является основной для творчества. Это вовсе не означает необходимость негативного мышления, которое отличается концентрацией исключительно на плохом. Наоборот, оно позволяет натренировать мозг, очистить его от стереотипов и мешающих установок, посмотреть на все со стороны. Так открываются совершенные горизонты. Как следствие, умение решать проблемы нестандартным способом, находить ранее невозможные пути.

Материалы: http://headlife.ru/kak-razvit-logicheskoe-myshlenie/

razvitielife.ru

Развитие мышления: способы тренировки мозга. | Блог Sage

Наука считает мышление венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами.

Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен развивать свое мышление, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

Наглядно-образное мышление;

Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;

Наглядно-действенное мышление;

Логическое мышление;

Творческое мышление.

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно правое полушариеголовного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные. Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.

При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».

Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.

Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.

Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться. Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

Понятие – когда предметы группируются по признакам;

Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;

Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».

Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.

Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.

Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.

Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.

Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.

Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.

Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции. Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.

Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»

Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;

Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;

Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;

Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;

Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;

Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.

Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.

Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».

Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.

Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.

Вспомните какую-нибудь поговорку или изречение, и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.

Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.

Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.

Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.

Составьте список 100 своих жизненных целей.

Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

Источник

×

cont.ws

8 упражнений для тренировки мышления

ЧАСТЬ I. НЕМНОГО ТЕОРИИ

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых известных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ,теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

Фотография Getty Images

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

ЧАСТЬ II. МНОГО ПРАКТИКИ

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

АСПЕКТ 1. ОТСУТСТВИЕ САМОКРИТИКИ

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

УПРАЖНЕНИЕ 1 Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

УПРАЖНЕНИЕ 2 А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть… Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

АСПЕКТ 2. СДВИГ ТОЧКИ ВХОДА

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, 50% выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

УПРАЖНЕНИЕ 3 Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

АСПЕКТ 3. БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВОПРОСОВ

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

УПРАЖНЕНИЕ 4 Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

УПРАЖНЕНИЕ 5 Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И ДОВОЛЬНО ОБ ЭТОМ

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

АСПЕКТ 4. ПРАВОПОЛУШАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Вперед

1 / 3

УПРАЖНЕНИЕ 6 Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

УПРАЖНЕНИЕ 7 Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

УПРАЖНЕНИЕ 8 Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.

Источник: http://www.marieclaire.ru/stil-zjizny/stil-zjizny_razgovory/effektivnyie-uprajneniya-dlya-tvorcheskogo-myishleniya/

ivolgann.com

Ежедневные упражнения для тренировки мозга

Тренировка для мозга направлена на стимуляцию нейронных процессов и поднятия тонуса, пробуждения неактивных связей. Занятия ускоряют мыслительный процесс, организует его. Смена состояния сознания открывает потенциальные пути решения задач, улучшается память. Физические упражнения повышают кровоснабжение сосудов мозга, насыщая его кислородом.

Организация мышления

Мыслительный процесс не состоит из статичных восприятий или отдельных эмоций. Он представляет собой движение мыслей — анализа и синтеза. Вся информация о проблеме выстраивается в иерархию последовательных суждений. Человеческое сознание оперирует объективными представлениями. Сознание сличает и различает их, укладывает в ячейки прежнего опыта.

Однако ячейки, связанные с прошлыми навыками (мыслительные шаблоны), не всегда подходят для решения новых задач. Поэтому требуется обновление структур сознания.

Процесс течения мыслей представляется в виде схемы ввода и вывода с разными этапами переработки информации. На первом этапе имеются предварительно собранные знания о проблеме, последний этап предполагает вывод или готовый результат. Между начальным и конечным этапом существует ещё ступени обработки – этап потенциальных возможностей достижения результата и этап выбора ответа, одного из всех возможных.

Итак, как улучшить результативность этих этапов обработки информации?

Упражнения для мозга на каждый день

Прежде чем приступить к упражнению, необходимо разбудить свой мозг – выпить чашку кофе, скушать конфетку (глюкоза необходима для работы нейронных клеточек). С помощью легкой разминки включить воображение и успокоить эмоции:

  1. Сделайте несложную дыхательную гимнастику: глубоко вдыхайте и выдыхайте. Как можно глубже сделайте выдох, задержите на пару секунд дыхание и вдохните. При таком способе дыхания кислород хлынет в легкие и в кровь в максимальном объеме.
  2. Мысленно посчитайте от одного до ста, затем в обратном порядке. Выполняйте счет максимально быстро.
  3. Настройте воображение на работу — представьте ярко-зеленый квадрат. Затем усилием воли превратите квадрат в ромб, затем в треугольник.
  4. Возьмите какой-нибудь текст прочитайте несколько страниц задом наперед.

Человеческий мозг выполняет свою работу, создавая нервную активность в разных областях. Согласно психофизиологии, за творчество, эмоции и интуиции отвечает функция правого полушария. Там хранятся все наши иррациональные желания и фантазия.

Больше всего правое полушарие развито у детей, пока они познают мир и формируются структуры интеллекта.

У взрослого правополушарное мышление отходит на второй план и вся работа переноситься на левое – логичное, речевое. Чтобы разбудить творческое полушарие, необходимо задействовать ту часть тела, которой управляет правое полушарие – левую руку.

Упражнения для развития не ведущего полушария мозга

Попытайтесь научиться писать левой рукой, уделите весь день, чтобы сделать левую руку ведущей в действиях – здоровайтесь левой рукой, мойте посуду левой рукой. Попробуйте писать или нарисовать несложную фигуру одновременно двумя руками, параллельно. В упражнение с рисованием внесите искажение восприятия – рисуйте на листе, не глядя на лист, а смотря на рисунок в зеркало. Попробуйте дорисовать половинку изображения, используя отражение в зеркало.

Упражнение восьмерка

Рисование в воздухе восьмерок одновременно двумя руками. Затем попробуйте делать два действия сразу разными руками: правой рукой гладьте макушку головы, другой в это время стукайте по груди. Научитесь печатать на клавиатуре двумя руками.

Упражнение со словом

Возьмите ручку и лист бумаги сядьте за стол. Запишите на бумаге любое слово, которое пришло внезапно на ум. Придумайте десять предложений, в которых будет содержаться это слово.

 

девайте наручные часы на другую руку, это вызовет ощущение непривычности и новизны. Позже вы научитесь смотреть время на левой (правой) руке. Само явление новизны стимулирует нервную деятельность, не дает мозгу уснуть. Это приучить мозг к гибкости, постоянным переменам.

Игра в ассоциации и трансформации

Возьмите какую-нибудь картинку или предмет и придумайте несколько ассоциаций, связанных с вещью. Трансформация слова подразумевает смену графического образа, такое упражнение подойдет для тех, кто занимается иностранными языками и переводами. Например, поменять одну-две буквы в слове, объединять словосочетания в одно слово, превращать в близкий синоним.

От спора к сотрудничеству. Метод цветных шляп Боно

Многие древние философы высказывали мысль о том, что в споре рождается истина. Они применяли методы диалога и критики, чтобы выявить логическое зерно в рассуждениях (о боге, душе).

Помимо продуктивности в анализе ситуации, это занятие будет хорошим тренажером для вашего мозга.

Однако, один современный ученый предположил, что самым продуктивным способом в создании эффективного решения, будет параллельное рассуждение всех участников спора, их единодушное согласие. Но это не значит, что все участники должны принимать одну единственную точку зрения. Каждый из собеседников временно соглашается с остальными (даже если решение противоречит его логике) – учитывается конкретное мнение. Потом, участники меняют умозрительную перспективу и принимают другой или даже противоположный вариант. Сравнивают мысли и впечатления.

Французский автор уникальных методик Боно, советует применять метод цветных шляп.Количество шляп соответствует цветам радуги и каждый цвет символизирует особую направленность сознания к ситуации.

Первая шляпа «черная», эта шляпа означает, что вы должны подвергать данную теорию критике, выявить все её недостатки и опасности. Обдумать негативные последствия её выбора.

«Желтая» шляпа, означает солнечный свет, позитивную логику. Вы должны подумать над действиями и результатами, какие выгоды и ценности они вам принесут.

«Красная» шляпа означает чувства и эмоции. В состоянии «красной шляпы» можно выражать все эмоции и чувства, без ограничения, относительно какого-либо дела, теории. Не выбирать слова, а говорить так, как они приходят на ум спонтанно. Выражать можно все что угодно, при условии, что ни одно высказанное мнение не подвергаться осуждению и логическому объяснению.

«Зеленая шляпа» направляет мысли участника в творческое русло, означает поиск альтернативный путей решения проблемы. Объем возможностей, содержащихся в данной идеи.

«Синяя шляпа» — состояние, когда вы просматриваете результат и последовательность операций в мышлении. Она осуществляет контроль над сознанием, подводит окончательные или промежуточные итоги в задаче. Проводит последовательные связи между мыслями. Организует задачу в целом.

«Белая шляпа», в этом состоянии вы проводите анализ имеющейся информации: какая информация имеется, какая информация доступна, какой информации не хватает и где её взять?

Методика направлена как на группу участников обсуждения, так и для индивидуальной практики разных способов мышления.

Упражнение на ускорение мышления

Когда нам необходимо что-то вспомнить, нервное напряжение становится интенсивнее, запуская процесс поиска и ассоциаций. Попробуйте ускорить свое мышление, вспоминая детали прошедшего дня или историю из прочитанной книги. Чтобы ускорить процесс мышления и запустить воображение, начинайте читать чуть быстрее чем вы обычно читаете, старайтесь не останавливаться на прочитанном тексте. На первых порах следите за текстом с помощью указателя. Мозг перестанет улавливать конкретный текст и перейдет на более простой уровень восприятия – образы, смысл.

Упражнение для улучшения памяти

Одним из способов запоминания является метод однократного прочитывания. Прежде всего надо усвоить, что излишнее умственное напряжение способствует не запоминанию, а возникновению головной боли. Подумайте о том, что запоминаемая информация и цифры не несет какой-то жизненно важной информации, вам не нужно вовсе стараться её запомнить. Старайтесь посмотреть на порядок цифр или предложения один раз.

Память также стимулирует чтение книг без повторов – не читайте одни и те же книги по много раз. Вы научитесь запоминать информацию, удваивая её важность (у вас нет больше возможности к ней вернуться). К тому же вы экономите время и даете себе шанс открыть в мире информации что-то новое.

Упражнение на параллельное мышление

Когда вы выполняете физические упражнения дома или в фитнес-клубе вы можете сочетать занятия с мыслительным процессом. Например, вспоминать все подробности и вещи, встречающиеся по пути на работу. Прокручивать информацию, нужную в подготовке к докладу или курсовой.

Наблюдение за хаосом

Хаос – это довольно относительное понятие. С точки зрения логики в природе творится сплошной хаос. Разум пытается его предугадать, втиснуть в рамки логики. Но периодически, наблюдая за хаосом, мы видим в нем новые упорядоченные системы, закономерности. Рекомендуем вести наблюдения за любыми хаотичными явлениями. Это может быть игра детей в песочнице, группа голубей в парке, течение капель воды по стеклу во время дождя.

Улучшайте и разнообразьте сенсорные ощущения

Неврологи и психиатры советуют снимать стресс с помощью эфирных масел. Согласно их мнению, цитрусовые запахи влияют на увеличение концентрации внимания. Запах можжевельника, сосны снимают стресс, отвлекают от навязчивых мыслей.

Разнообразьте вкусовые ощущения – попробуйте блюда, фрукты те, что вы ещё не пробовали. Рассмотреть и ли усилить одно из всех чувств поможет частичное отключение ведущих. Например, пробуя на вкус апельсин или новое блюдо, закройте глаза.

Другой эксперимент – когда принимаете душ, сосредоточьтесь на шуме воды и телесных ощущениях, также закрыв глаза. Для зрительных экспериментов подойдет просмотр фильма без звука. Улучшения концентрации ощущений на кончиках пальцев способствуют поверхности разной фактуры: бархатная обивка кресла, шелковая рубашка.

Учите иностранные языки

Иностранные языки ведут к целым комплексам элементов для развития гибкости мышления. Изучение иностранного языка, расширит объем прежних понятий слова. Сквозь призму другой картины миры, можно наблюдать иные способы суждения и конструирование мысли. Ни одна вещь так не учит более глубокому и ясному понимаю родного языка, как иностранный язык.

Занимайтесь спортивными играми, гимнастикой

Работоспособный тонус нервной системы зависит не только от умственных задачек, но и от тонуса всех мышц тела. Наполнение кровеносных сосудов в конечностях и циркуляция крови влияют на степень сознания, исключают ошибки иллюзий. Чем интенсивнее умственная работа, тем больше она требует компенсацию от тела. При движениях мышц, насыщение кровью и питание нервных клеток возрастает во много раз. К тому же интеллектуальная деятельность требует периодов отдыха, выхода эмоций.

Хорошим развлечением и тренировкой координации является настольный теннис. В процессе игры вы оттачиваете рефлексы, улучшаете связь координации глаз и рук. Тренируется интуиция времени – момент подачи меча, момент удара ракеткой.

Из физических упражнений на стимулирование обоих полушарий мозга может быть перекрестный шаг, детское ползание. При движении правой и левой стороны рук и ног, происходит интеграция нейронных сигналов между ними.

Массаж челюстных мышц (в области сочленения верней и нижней челюсти) ведет к расслаблению лицевых всех мышц, полезной зевоте и высвобождению дополнительной энергии.

Источник: wikium.ru

diastyle.ru

что это, как развить (методы и упражнения для тренировки)

Развитие творческого мышления

Творческое мышление является очень сложным процессом, происходящим в психике, который связан с интересами, способностями, характером и темпераментом. Центральное место в нем занимает воображение. Именно с его помощью можно создать новый, абсолютно до этого неведомый продукт.

К сожалению, его развитию не уделяют внимания в общеобразовательных заведениях. Однако во многих профессиях требуется дивергентное мышление, поэтому именно его развитие крайне необходимо. Важно уделять внимание этому вопросу пока еще ребенок способен мыслить не шаблонно и стереотипно.

Творческое мышление: что это такое

Творчество – это рождение чего-то оригинального и нового в науке и других сферах, чего еще никто не создавал. Творческое мышление отличается оригинальностью, ярким стремлением к новизне в интеллектуальном смысле, необычность высказываемых мыслей, небанальность и нетривиальность.

Творческий человек очень часто старается найти решение поставленной задачи своим собственным способом, отличным от других и порой вызывающим у них удивление и непонимание. Он способен увидеть объект под новым углом зрения, найти ему нетривиальное применение, новое, расширенное применение предмета в его функционале.

Развитие креативности выполняет важные функции:

  • стимулирует воображение;
  • пополняет знания;
  • развивает интересы, память, внимание, которые формируют дальнейшую успешность в учебе, ведь учебный процесс на 90% состоит из познания нового.

С помощью творчества развивается личность, усваиваются морально-нравственные нормы. Ребенок, создавая творческие работы, отражает в них свое мироощущение, понимание жизни, свои личностные качества, начинает их переосмысливать.

Развитие творческого мышления дошкольников (методы и упражнения)

Креативность дошкольника базируются на подражании, поэтому часто для общего развития в детских садах используют плоскостное моделирование, в ходе которого у детей развивается логика, мыслительные процессы. У дошкольников эффективным способом развития креативности является использование развивающих игр, тренировки воображения.

Существуют различные способы и методы развития творческого мышления и детского воображения. Это ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), АРИЗ (алгоритм решения изобретательных задач), которые используют в некоторых специализированных образовательных учреждениях. В обычных учебных заведениях, где нет возможности вводить дополнительные занятия, используют элементы ТРИЗ.

Важно! Способы формирования креативности эффективны, если они целенаправленно решают множество задач педагогического характера, направленных на достижение определенной цели.

Плоскостное моделирование

В основе лежит построение на плоскости знакомых ребенку изображений (животных, домов, птиц, букв) с помощью геометрических фигур.

В этом возрасте ребенок уже имеет небольшой жизненный опыт, который еще не совсем осознан и является больше потенциальной способностью использовать свои умения на практике. Задачей моделирования является продвинуть сознание ребенка, опираясь на потенциальные способности положить начало полноценной внутренней жизни. Все это осуществляется в игровой форме.

Рисование

В распоряжение детей предоставляют большой выбор материалов для ИЗО (кисточки различных размеров, карандаши, мелки, акварель, гуашь). Педагог показывает все возможности применения материалов и учит детей, как ими пользоваться.

Затем ребенку предоставляется полная свобода творчества. Он должен сам выбрать, как изобразить придуманный образ. Именно в результате самостоятельного решения, как затонировать лист бумаги, чем лучше рисовать, как дополнить основной сюжет для большей выразительности и проявляется творческое мышление.

Монотипия

Это методика, в основе которой лежит симметрия. Она включает рисование потеками, когда на сырую бумагу наносят мазки красками, поднимают ее, вращая по оси. Цветные красочные ручейки растекаются, смешиваются, создавая неповторимый узор, который потом дополняется коллажем.

Используется методика кляксы, когда на двойной лист капают чернила, складывают бумагу вдвое и снова раскрывают лист. Получаются причудливые очертания самых разнообразных фигур. Ребенок должен посмотреть, на что похожа клякса и дорисовать образ подходящими деталями.

По такому же принципу работает рисование пальчиковыми красками, когда малыш окунает палец или ладошку в краску, а затем оставляет след на бумаге. После этого ему нужно определить, на что похож отпечаток и дополнить необходимыми деталями.

Иногда яркие пятна становятся образами, которые понятны только самому маленькому творцу. Такое творчество стимулирует фантазию, внимательность, наблюдательность.

Развитие творческого мышления у младших школьников (методы и упражнения)

Разработано множество интересных заданий, способствующих стимулированию креативности у детей. Вот некоторые упражнения:

  1. Подобрать максимальное количество существительных, отображающих суть слов: стол, вода, огонь, ребенок. (Пример, свет – радость, жизнь, солнце).
  2. Придумать, что может произойти, если ливень идет 3 дня, не переставая, если на улице появятся герои сказок или собаки и кошки заговорят с людьми.
  3. Написать максимальное количество слов на буку «О», которые сейчас находятся в одном помещении.
  4. Выбрать предмет в помещении и описать, какой он (гладкий, черный). Потом написать те слова, которые к этому предмету не относятся (шершавый, красный).
  5. Соединить, вырезанные из бумаги разные части животных, создавая невиданное чудище и дать ему название.
  6. Поработать со сказкой. Можно придумывать продолжение известной сказки, изменять ее окончание, перевирать, менять главных и второстепенных героев местами.

Жизнь становится разнообразнее, от человека требуется гибкость ума, быстрая адаптация к изменяющимся условиям, креативного подхода к решению задач, поэтому важно не упустить самый лучший период для развития способностей к творчеству – детство.

Статьи по теме:

www.pamyatinet.ru

Физкультура для мозгов: 10 способов «прокачать» свое мышление

Be smart!

В английском языке есть такое понятие — brain fitness, буквально — «фитнес для мозгов». Существование подобного термина как бы намекает: наши когнитивные (познавательные) способности можно развивать так же, как мышечную массу — ежедневные упражнения, правильное питание и — вуаля! — вы практически Эйнштейн. Развитое мышление это в первую очередь способность человека с блеском разрешать различные задачи, которые встречаются на его пути. Способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию, выстраивать взаимосвязи между разрозненными фактами, делать здравые выводы и разрабатывать планы, которые работают. Ясное и гибкое мышление едва ли не главное конкурентное преимущество, которое поможет вам добиться успеха и реализовать все задумки. Мышление можно развивать самыми разными способами: классическое образование, постоянное внимание к мелочам, освоение новых навыков и выполнение специальных упражнений, направленных на развитие определённых областей мышления. Бытует мнение, что регулярные упражнения, направленные на развитие скорости обработки информации, внимательности, периферического зрения, чувства пространства и способности концентрироваться помогают снизить риск возрастных заболеваний вроде старческого слабоумия и даже болезни Альцгеймера. Не считая того, что это просто здорово помогает в жизни, работе и учебе. Плохо запоминаете лица, цифры, прочитанные книги? Постоянно отвлекаетесь? Не можете сконцентрироваться? Оказывается, это не так уж сложно исправить.Здоровый образ жизни, правильное питание, физическая нагрузка, управление стрессом и хороший сон невероятно позитивно сказываются на мыслительных способностях. В то время как постоянный стресс, тревоги и страхи, плохое питание в дополнение к отсутствию физической нагрузки и недостатку сна убивают его напрочь. Ну и, разумеется, необходимо целенаправленно развивать мышление. Игра в шахматы или в бридж, танцы, йога или тай чи, специально разработанные в этих целях компьютерные игры — все это здорово помогает. Вообще говоря, в развитии мышления есть всего два базовых принципа: любознательность и разнообразие. Подкидывайте своему мышлению новые, непривычные задачки, и все будет в порядке. Если вы научились разгадывать кроссворды на автопилоте, найдите какое-нибудь новое занятие, потому что любая активность, которая вошла в привычку, уже не требует включения мозга, а значит не приносит никакого развития. Итак. 10 простых способов развития мышления.1. Играйте в игры. Специальные интеллектуальные игры — замечательный способ развития мышления. Судоку, кроссворды, настольные стратегические игры, го, шахматы и компьютерные игрушки помогут вам увеличить скорость обработки информации и память. Такие игры нацелены на развитие логики, математических и языковых способностей и прочих полезных навыков. Кроме того, это просто весело. Уделяйте подобным играм 15 минут в день и результат не заставит себя долго ждать.2. Медитируйте. Ежедневная медитация едва ли не лучшая вещь, которые вы можете сделать для своего разума и тела. Медитация не только помогает вам расслабиться и снизить уровень стресса, но и развивает мышление, поскольку мозг вынужден действовать в непривычном для него режиме.3. Ешьте так, чтобы мозги были довольны. Вашим мозгам обязательно нужны ненасыщенные жиры. Они содержатся в жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, макрель, тунец, сардины, скумбрия, форель), в грецких орехах, льняных семенах и в оливковом масле. Употребляйте больше рыбы и здоровой пищи и вы заметите, как мышление станет яснее.4. Рассказывайте интересные истории. Истории — хороший способ инвентаризации воспоминаний. Интересные истории к тому же еще и отличный социализатор — рассказывайте больше хороших историй и люди будут стремиться к общению с вами. Кроме того, умение складывать слова в интересные предложения, отличный навык для профессионального роста — мало что ценится так, как умение писать короткие и содержательные деловые письма. Изучите несколько базовых принципов построения историй.

5. Выключите телевизор. Среднестатистический гражданин проводит перед телевизором 4 часа в день (28 часов в неделю, 112 часов в месяц) и это мало кого сделало счастливым и успешным. Выключите телевизор и начните проводить больше времени с семьей или потратьте его на развитие мышления.6. Тренируйте тело. Физическая активность отличный метод развития мозга — управляя вашим телом, мозг осваивает новые навыки и учится балансировать. Поэтому разнообразьте свою физическую активность как можно сильнее.7. Прочитайте что-нибудь принципиально новое. Книги доступны, их можно читать в метро и они наполнены интересными персонажами, новой информацией и удивительными фактами. Прочитайте что-нибудь принципиально новое. Если вы привыкли читать современные детективы, попробуйте прочесть классический роман 19 века или исторический роман. Читайте зарубежных авторов, короткие рассказы, биографии и автобиографии … . Это не только поспособствует развитию вашего мышления, но и поможет рассказывать больше интересных историй.8. Научитесь тому, чего не умели раньше. Развитие новых навыков тренирует самые различные области мозга. Например, разучивая новые движения, вы тренируете память. Чтение Шекспира, освоение готовки, строительство самолетиков из зубочисток — все это поможет вашему мозгу стать более гибким и расторопным. К тому же, это отличное времяпрепровождение и новые знакомства.9. Совершайте маленькие перемены. Мы очень привязаны к привычным делам. У нас есть хобби и всякие разные привычные занятия, которыми мы готовы заниматься часами напролет. Но чем привычнее становятся эти дела, тем меньше в этот процесс вовлечен мозг, тем больше времени он «спит». А чтобы мозг всегда оставался цепким и активным, его нужно тренировать. Ходите на работу всегда одной и той же дорогой? Выберите сегодня другой маршрут! Включаете свет правой рукой? Попробуйте поделать это левой. Это поможет вашему мозгу проснуться и уделить немного времени развитию внимания.10. Тренируйте свое мышление. Развитие мышления постепенно превращается в популярный тренд. В последнее время появилось огромное количество курсов, обучающих программ, сайтов с развивающими играми для детей и взрослых. Три главных области, которых нужно развиваться: рассуждения, визуализация и память. Развивайте три этих направления каждый день и вы сможете решить любую проблему, которая встретится на вашем пути.подготовлено с использованием материалов about.com

В наших курсах основное внимание мы уделяем развитию мышления.Системы и системное мышление – это очень мощный инструмент диагностики себя. Получение целостного представления о системах и мышлении. Контурное мышление, стабильность и принцип рычага. Какой у меня тип мышления? Отработка навыков применения техник и инструментов, систематизирующих мышление, для диагностики себя, инвентаризации своих знаний, умений, как ресурсов для достижения жизненных целей. Как структурировать свой опыт, знания, умения с помощью схем и карт памяти? Формирование целостного представления о своих способностях. Выработка навыка восприятия себя, как системы из опыта, знаний, умений, эмоций и прочего, понимание их взаимосвязей и внешних влияний на них. Фокусировка своих усилий.

dialecticsite.ru

Как развить скорость мышления?

Некоторые люди недовольны своей мозговой активностью, сетуя на генетическую предрасположенность. Быстрота мышления напрямую отображает образ жизни человека. Неправильное питание и отсутствие физических нагрузок, курение сигарет, злоупотребление алкоголем и постоянный стресс – причин снижения памяти и скорости мысли много. В XXI веке широко востребована методика по увеличению потенциала сознания.

Как развить скорость мышления?

Гимнастика для ума – комплекс упражнений и ежедневных занятий, которые можно осуществлять по дороге на работу, во время приема пищи или перед сном. Подобные занятия не требуют определенного места и времени, ведь проводятся в сознании человека. Точной формулы «Успеха» не найдено, но известны пути достижения заветной цели.

Общие рекомендации по развитию скорости мысли

Изменить генетическую предрасположенность, развить скорость мышления и увеличить мозговую активность – довольно просто. Главное придерживаться ряда незамысловатых рекомендаций:

Регулярные физические нагрузки повышают мозговую активность, увеличивая количество серых клеток.Любознательность – полезное качество в «гонке» за быстрым мышлением. Находите ответы на появляющиеся вопросы, получая новую информацию.Наслаждайтесь жизнью, улыбайтесь и смейтесь, ведь в состоянии радости в организме вырабатываются эндорфины.Включите в рацион орехи, в которых содержатся омега-3 кислоты – подобные продукты помогут улучшить память, ускорив процесс усваивания новой информации.Ученые доказали, что классическая музыка повышает способности человека к счету, развивая математический склад ума.Регулярно подпитывайте в сознании желание менять себя, добавляя в комплекс привычных упражнений новые и интересные занятия на развитие быстроты мышления.Не пренебрегайте отдыхом, ведь здоровый и крепкий сон улучшает биологические процессы жизнедеятельности.Анализируйте информацию, произошедшую с вами в течение дня. Напрягая память, вы тренируете ее, развивая мышление.Научитесь концентрироваться на определенном виде деятельности, абстрагируясь от отвлекающих факторов.Перестаньте лениться и начните достигать поставленных ранее целей.Ароматические масла помогают бороться со стрессом, успокаивают нервную систему, благоприятно влияют на сознание и повышают мозговую активность.

Для повышения скорости мышления рекомендуется принимать нестандартные решения, которые ранее вы бы сочили абсолютно абсурдными поступками. Рассматривая ситуацию под незнакомым и замысловатым ракурсом, вы развиваете области мозга, отвечающие за изучение новой информации и память.

Как развить скорость мышления?

Эффективные упражнения на развитие быстроты мышления

Развивать скорость мышления можно с помощью специальных упражнений, которые стимулируют работу определенных областей мозга. Рекомендуется выбирать занятия на логику и счет. К комплексу действенных способов повысить быстроту мысли относятся:

Совершив покупку в магазине, прикройте общую сумму на чеке пальцем. Сложите стоимость продуктов в уме, чтобы «размять» в будничной ситуации мышление.Используя в очередной раз парфюм, попробуйте по аромату определить составляющие духов. Определяйте компоненты, применяя исключительно обоняние. После совершения подобной процедуры проверьте сделанные выводы.Покинув пределы собственной квартиры, запомните 3 автомобильных номера машин, встретившихся на пути. Возвращаясь в дом, постарайтесь воспроизвести в памяти знаки.Завяжите глаза непроницаемой тканью и на знакомой территории определяйте на ощупь предметы. Перед выполнением подобного упражнения рекомендуется убедиться в безопасности помещения, чтобы не получить травму, споткнувшись о кресло или другие составляющие интерьера.Если вы привыкли выполнять ежедневные процедуры правой рукой, то смените ее на левую кисть (чистка зубов, прием пищи, работа за компьютером, расчесывание волос).Заведите дома тетрадку, в которую записывайте понравившиеся фразы и афоризмы. Услышав в диалоге с собеседником интересную цитату или прочитав на рекламном баннере захватывающий слоган, запомните их, чтобы позже пополнить коллекцию.Наслаждайтесь блюдом в процессе приема пищи, изучая ароматы и вкусовые качества еды.Кроссворды, ребусы и мозаики способствуют развитию скорости мысли.

Комплекс упражнений должен быть увлекательным, чтобы ассоциироваться у вас с положительными эмоциями. Если занятия станут рутинными тренировками, то добиться поставленной цели невозможно. Получайте от решения логических загадок удовольствие.

Как развить скорость мышления?

Однозначный ответ на вопрос, как развить скорость мышления, отсутствует. Главное, чтобы у вас было сильно желание повысить мозговую активность. Способы и методики, упражнения и занятия на логику обязательно выбирайте с учетом индивидуальных предпочтений.

sunmag.me