Методы формирования сознания личности. Способы формирования личности


Методы формирования личности

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7

Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего.

Среди методов формирования сознания личности чаще всего используются убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.

Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждение как метод воспитательного процесса реализуется через различные формы, в частности, часто используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Метод убеждения эффективен также при проведении дискуссий.

Рассказ используется преимущественно в младших и средних классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснения сочетаются с наблюдением учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и могут перерасти в беседу.

К разъяснению прибегают, когда воспитаннику необходимо что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных нормах, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, а также для выработки правильного отношения к определенному поступку, который уже совершен. Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Оно воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что школьник некритично воспринимает педагогическое воздействие. Внушение усиливает действие других методов воспитания. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека. Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Диспут – это живой горячий спор на разные темы, волнующие воспитанников, – политические, экономические, культурные, эстетические, правовые.

Методы стимулирования деятельности и поведения обучаемых

Выделяют методы стимулирования и мотивации интереса к разным видам деятельности и методы стимулирования долга и ответственности. К ней относится создание ситуаций: эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в разных видах деятельности, а также игра, дискуссия, методы рефлексии и другие. К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:

□ Ситуация авансирования доверием (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что создаются условия для выражения доверия со стороны других детей или значимого для ребенка взрослого.

□ Ситуация свободного выбора — школьник ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор того или иного поступка, вида деятельности и пр.

□ Ситуация соотнесения (X. Й Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта. Педагог создает подобную ситуацию, например, тогда, когда необходимо побудить школьника к самовоспитанию.

□ Ситуация успеха (О. С Газман, В. А. Караковский и другие) создается в том случае, когда нужно поддержать группу учащихся, отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах и т. п. Необходимым условием при этом является желание личности или группы достигнуть успеха и приложить к этому усилия.

□ Ситуация творчества (В. А. Караковский) заключается в создании условий для развития творческих способностей школьников, их воображения, фантазии, способности к импровизации, умения выйти из нестандартной ситуации и др.

□ Ситуация соревнования (А. Н. Лутошкин) вызывает желание быть лучше, а также соответствующее ему волевое усилие и, как результат, — достижение лучших показателей. Это подтверждается обычно и официальным признанием: призовое место, количество баллов, диплом, грамота и т. п. Соревнование — это метод стимулирования активности воспитанников путем создания таких условий, в которых каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими участниками. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, соперничеству. Действенность соревнования повышается при насыщении деятельности учащихся ситуациями переживания успеха.

Традиционными методами стимулирования деятельности и поведения являются методы поощрения и наказания. Поощрение — способ выражения положительной оценки действий учащихся, общественного признания того образа действия, который избран и реализуется учеником на практике. Поощрение закрепляет положительные привычки и навыки поведения, возбуждает позитивные эмоции, вселяет уверенность в собственных силах. Формы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение и другие. Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует осторожного применения. Поощрение должно оценивать не столько результат, сколько мотив и способ деятельности. Ученик не должен приучаться ждать награды за малейший успех. Важно, чтобы поощрение было естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Особенно нуждаются в поощрении несмелые, неуверенные ученики, а также те, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целомОтношение к наказанию как методу воспитания в педагогике неоднозначно и противоречиво. Наказание — такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство вины перед собой и другими, чувство стыда, дискомфорта, неудовлетворенности собой. Это состояние может перерасти в потребность изменить свое поведение. Известны такие виды наказания, как наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, порицание, осуждение. В любом случае наказание должно быть справедливым, осознаваемым воспитанником (анализ причин и условий, приведших к проступку), не должно унижать его достоинство, причинять ему моральные или физические страдания.

 

Виды воспитания

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности, это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Виды воспитания:

- Умственное воспитание – умственное, нравственное, эмоциональное и физическое развитию личности, раскрытие ее творческих возможностей. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

- Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

- Трудовое воспитание - охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

- Политехническое воспитание - направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства.

- Нравственное воспитание - формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы, и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

- Эстетическое воспитание - базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

 

Принципы обучения

Принципы обучения - условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика.

Разработка принципов обучения велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения педагог Ян Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс.

Неоценимую роль в разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский.

- Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности.

- Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения.

- Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия. Навыки и умения, уже приобретенные человеком в процессе обучения должны систематически применяться в реальных или искусственно созданных условиях, иначе они начинают ослабевать

- Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками.

- Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние.

- Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области.

- Принцип связи теории с практикой основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации.

 

Читайте также:

lektsia.com

Методы формирования сознания личности

Основной задачей методов этой группы является формирование убеждений, взглядов, стремлений воспитанников. Чтобы воспитать определенные целью воспитания личностные качества, необходимо донести до воспитанников смысл этих качеств, их значение в полноценной повседневной и трудовой деятельности, важность их наличия. У воспитанника должно сформироваться, прежде всего, стойкое убеждение в необходимости этих качеств, он должен сам стремиться воспитать их в себе, что обеспечит его активное включение в процесс воспитания. Для достижения этой цели первоначального этапа воспитания сознания личности, нужно стремиться вызвать у воспитанника глубокие чувства и переживания, связанные с этим вопросом, задействовать эмоциональную сферу человека. Безразличие тормозит развитие личности. Только тесное активное и целенаправленное сотрудничество воспитанника и педагога может привести к ожидаемому результату.

Существует ряд методов, используемых для формирования сознания личности. Каждый из них имеет свое значение в воспитательном процессе. Для достижения наилучшего эффекта методы должны применяться в комплексе, дополняя и усиливая друг друга.

Довольно сложным по содержанию, но легким в восприятии является метод рассказа на этическую тему. Особенность этого метода состоит в том, что воспитанники сами анализируют действия и поступки героев рассказа и делают выводы. Таким образом, формируются определенные отношения к тем или иным качествам и особенностям поведения. Формирование этих отношений происходит под воздействием эмоциональных переживаний и не навязано педагогом, то есть не является прямым указанием, благодаря чему имеют устойчивый эффект и закладывают основы для формирования собственных личностных качеств. Действие этого метода имеет опережающий характер, заранее формируя отношение воспитанников к поступкам, которые они еще не совершили, побуждая тем самым к волевым усилиям по отношению к собственным действиям. Рассказ на этическую тему должен быть составлен по определенным правилам, обуславливающим его эффективность. Содержание рассказа должно соответствовать возрасту слушателей, быть им понятно и интересно. Чем младше воспитанник, тем красочней и насыщеннее должно быть художественное оформление рассказа. Окружающая обстановка должна располагать к восприятию темы рассказа. Артистичность и грамотность изложения влияет на восприимчивость положительным образом, а, следовательно, является необходимым условием.

Разъяснение, внушение и увещевание– совокупность комплексно используемых методов, требующих высокой квалификации педагога и применяемых в строго определенных случаях. Внушение – воздействие на сознание человека с целью выработки у него определенных установок. Оно является эффективным при условии высокого авторитета воспитателя. Человек восприимчив к внушению, когда он полностью и безоговорочно доверяет своему наставнику, принимает все сказанное им в чистом виде. Внушение часто используется в качестве вспомогательного средства в других методах как усилитель их воздействия. Разъяснение может быть применено лишь в тех случаях, когда это действительно требуется, когда до воспитанника нужно донести смысл того или иного действия или поступка, объяснить его последствия, положительные и отрицательные стороны. Но не следует прибегать к разъяснению в случае очевидных, не вызывающих сомнений норм поведения. увещевание содержит в себе элементы разъяснения и внушения. Оно призвано вызвать в человеке чувства, эмоциональное отношение к поступкам, побудить желание действовать во благо себе и окружающим, соответствовать социальным и общественным канонам. Применяя метод увещевания, нужно соблюдать умеренность, иначе увещевание может принять форму нотаций, которые дают лишь отрицательный эффект, побуждая человека действовать вопреки, наперекор.

Этическая беседа– метод педагогического воздействия, в ходе которого обсуждаются, анализируются и оцениваются определенные действия, поступки, взгляды, убеждения, особенности поведения какого либо человека или группы людей. Целью этого метода воспитания является формирование и закрепление нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа может быть заранее запланирована или возникнуть стихийно, в результате какого либо события, происшествия. В обоих случаях этическая беседа проводится по определенным правилам: беседа строится на принципах равноправия и сотрудничества педагога с воспитанниками, выслушиваются, обсуждаются и принимаются к сведению любые мнения и высказывания, беседа должна иметь проблемный характер и затрагивать вопросы, волнующие воспитанников, соответствующие их возрасту и психологической зрелости. Педагог должен построить руководство беседой таким образом, чтобы воспитанники имели возможность сами прийти к правильному выводу. В обсуждение должны включаться все участники, атмосфера беседы должна способствовать раскрепощению детей, располагать к безбоязненному высказыванию собственного мнения. Этическая беседа может быть индивидуальной, направленной на обсуждение конкретного поступка человека. В этом случае особенно важно создать доверительную атмосферу общения, показать воспитаннику заинтересованность в его проблемах, искреннее желание помочь.

Диспут– активное обсуждение специально подготовленных тем, принимающее форму спора. Целью диспута является формирование взглядов и убеждений, рождающихся в процессе аргументированного, логически построенного спора, столкновения противоположных точек зрения, выявления ошибочных мнений, обоснования и доказательств их ошибочности. Участники диспута заранее оповещаются о содержании темы и имеют возможность продумать и логически выстроить свою речь, придать ей наибольшую убедительность. Задачей педагога, как руководителя диспута, является умелое руководство, особое участие, заключающееся не в наставлении, а в направлении мыслей с помощью аргументов, фактов и логики. Для успешного проведения диспутов, воспитанников заранее учат правильно строить свою речь, уметь доказывать свою правоту и убеждать собеседника и аудиторию.

Пример– метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека. Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. Характер подражательной деятельности меняется с возрастом. Если младшие школьники непосредственно следуют примерам поведения, основываясь лишь на полученном впечатлении, то подростки, пользуясь накопленным социальным опытом и уже выработанными нравственными позициями, проводят сознательный анализ и выбор тех качеств и особенностей, которые он может перенять. Примером могут служить люди, окружающие человека в реальной жизни или герои книг, фильмов, знаменитые деятели разного рода. Последние оказывают наибольшее воздействие, так как, зачастую являются яркими, неординарными и выдающимися личностями. При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам. Педагог всегда сам является примером для своих воспитанников, поэтому он должен заботиться о правильности своих действий, следовании слову, положительном отношении ко всем воспитанникам.

studfiles.net

Методы формирования создания личности — Мегаобучалка

1 . Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности:

2. Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей - служить способом использования положительного примера в воспитании.Разъяснение - наиболее распространенный метод убеждения школьников. Цель разъяснения - раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием; Оно достигается с помощью психологических средств возбуждения страстей, навязывания мыслей и образов, введения в заблуждение, подавления чувств, запугивания, духовного возвышения или унижения личности, переоценки или недооценки ее физических и нравственных сил. Чаще всего внушение применяется в воспитательных отношениях с педагогически запущенными детьми. В общественной и воспитательной практике используется и коллективное внушающее воздействие на детей массовых общественных мероприятий, возбуждающих чувства человеческого единения, энтузиазма или гнева, возмущения, протеста. Действенными средствами внушения детям определенного образа мыслей и поведения являются: индивидуальная обработка сознания, музыка, театрализованные представления, гала-концерты, шоу, массовые шествия, торжественные исполнения ритуалов, обрядов. Реакция коллектива и отдельных ребят на внушающее воздействие дает информацию о степени их конформности, подверженности психологии толпы, "митинговым страстям" и о их способности разумно оценивать внушаемое, относиться к нему критически и бороться против него. Внушение - в широком смысле слова всякое психическое воздействие или влияние одного человека на другого, при котором у человека, подвергающегося внушению, вызываются определенные представления, суждения, поступки.Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, Дети и подростки особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания, даже в очень сложных ситуациях воспитания. Беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитания и воспитанников.

Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа. Подготовка и проведение этической беседы представляют для начинающего учителя значительные трудности. Важными вопросами методики проведения этической беседы являются выбор темы, ее подготовка и проведение. При выборе тематики важно учитывать уровень моральных знаний и опыта детей, их поведение. Моральные нормы будучи отвлеченными понятиями осознаются школьниками труднее, чем правила грамматики или математики. Обязательным условием формирования нравственных представлений и понятий является активизация мыслей и чувств ученика. Решение этих задач становится возможным благодаря использованию наглядности. Поэтому при проведении этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры. Особую трудность для начинающего учителя представляет индивидуальная беседа. Чаще всего учителя проводят индивидуальные беседы с учеником после того, как он совершил тот или иной проступок. Такая беседа проводится, как правило, экспромтом и не всегда бывает полезной. Многие учителя проводят индивидуальные беседы с детьми в определенной системе.

После беседы учитель намечает систему дел, направленных на закрепление правил поведения.

Беседа, как правило, начинается с восприятия конкретного материала - с поступка того или иного ученика, статьи из газеты, отрывка из книги. Затем идет обсуждение воспринятого. Учащиеся приводят аналогичные факты из своих наблюдений, рассказов взрослых. На основе этого делаются выводы о том, как надо вести себя школьникам. Обязательным условием успеха беседы является широкое использование средств наглядности.

По мере накопления детьми знаний учитель может сочетать свой рассказ с краткими рассказами учащихся.

Диспут - это живой, горячий спор на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводят в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы.

В основе диспута - спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту разрабатывается 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута знакомят заранее. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими.

Диспут - сложный метод и требует высокого уровня профессиональной подготовки воспитателя.

Пример - воспитательный метод, в основе которого - действие, служащее образцом для подражания.

Школьник в своем стремлении стать взрослым берет в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых им людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Его активность носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребенок часто копирует образ поведения уважаемого человека. Подражание у подростков носит более избирательный характер: их привлекают определенные черты характера другого человека. В юности область подражания и увлечения примером расширяется. В выборе положительных образцов для подражания большую роль играют нравственные и идейно-политические мотивы.

Преклонение перед выдающимися людьми связано с желанием юноши или девушки определить свое место в жизни.

Склонность детей и подростков к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных примеров.

Для успеха в воспитании необходимо так организовать детскую жизнь в семье и школе, чтобы она не показалась ему скучной, бессодержательной, подневольной; научить ребенка противостоять дурному образцу. К.Д. Ушинский писал, что в воспитании нельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность.

 

megaobuchalka.ru

Методы развития личности

Классификация методов развития личности

Перечень организационных форм психологии здоровья находит свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки, бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским учреждениям часто «нозологизирует» контингент обращающихся за помощью. Важно, чтобы круг форм, имеющих строгую ориентацию на профилактику, расширялся, что способствовало бы охвату большего числа именно здоровых и лиц с состояниями, относящимися к дозонологическому уровню.

Основным мотивом, привлекающим внимание к программам пси­хологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми он осуществляет поставленные задачи. С помощью этих методов можно решать такие тактические задачи первичной профилактики, как кор­рекция негативных личностных особенностей; модификация стереоти­пов поведения, способствующих развитию психической, соматической и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодо­лению вредных привычек и др.

Во многих работах указывается, что применение психокоррекционных методов (аутогенная тренировка, биообратная связь и др.) способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при правильном использовании методов когнитивно-социального научения, методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.

К эффективным методам освоения навыков самопрофилактики от­носится консультирование 2—3 раза в год (по мере необходимости — и чаще) по вопросам питания, борьбы со стрессами, курением и другими вредными привычками, по решению семейных, сексуальных проблем.

Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к со­вершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с тем, что обогащает потенциал личности.

Методы психологического воздействия в области развития, совер­шенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором проводятся позитивные изменения. Наиболее приемлемой для психологии здоровья, на наш взгляд, явля­ется классификация, основанная на модели «Спектра Сознания» Кена Уилбера. «Спектр Сознания» — это многомерный подход к человеческой личности. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженой идентифи­кации, ассоциируемой с Эго-уровнем.

Совершенствование на экзистенциальном уровне.Цель этих методов состоит не в том, чтобы воссоздать уточненный образ целостного орга­низма, а в том, чтобы быть целостным организмом. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. На данном уровне основная забота совер­шенствования состоит в преодолении глубинной двойственности, как-то: субъект—объект, жизнь—смерть. Большинство методов экзистенциональ-ного уровня обращено к целостному психосоматическому организму и тем кризисам, которые могут здесь иметь место. В эту группу методов входят преимущественно те. в основе которых лежит ноэтический подход — такие как экзистенциальная психология, гештальт-терапия логотерапия. гуманистическая психология и др.

Совершенствование биосоциального слоя.Этот слой относится к верх­ним пределам экзистенциального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают всепро­никающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру Эго, так и на общее поведение человека.

При восприятии и описании мира человек использует фильтры, с помощью которых сортирует информацию о реальности. Фильтры могут быть обусловлены физиологическими, социальными и индивидуальными особенностями конкретного человека. Тот опыт, который не пропущен самонаблюдения, потрясающая психотерапия, арт-терапия и другие. Именно благодаря таким переживаниям человек может коснуться мира метамотиваций, трансцендентных ценностей— другими словами, вступить в духовные области трансперсонального слоя.

Методики развития личности: выход за пределы возможностей

Методики развития личности: выход за пределы возможностей

Методики развития личности – это широкий спектр инструментов, который позволяет внести позитивные изменения в человеческую жизнь. Личностный рост имеет место в судьбе любого человека – происходит определенное событие, после чего говорят: человек вырос как личность. Но при использовании специальных методик процесс личностного роста можно ускорить во много раз, делая жизнь более продуктивной и приносящей чувство глубокого морального удовлетворения. В данной статье рассмотрено несколько методик: изучение биографий других людей, нейролингвистическое программирование, арт-терапия, а также самообразование. Это далеко не полный список. Однако регулярное применение данных инструментов может значительно изменить масштабы личности и ее деятельности.

Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию. Читать подробнее..

Кем бы ни был человек, в каких бы условиях ему не приходилось жить, своими усилиями он может «слепить» из себя желаемое. Самообразование буквально обозначает процесс самостоятельного получения образования в определенной сфере. Оно необходимо каждому – менеджерам по продажам, президентам больших корпораций, обычным посудомойкам. Без него человек обречен на деградацию. Каковы основные стратегии самостоятельного образования?

Во-первых, этот процесс должен быть непрерывным, так как он способствует интеллектуальному развитию личности. Знания в 21 веке растут с катастрофической скоростью. При этом учиться можно до бесконечности. Всегда будет существовать так называемая «зона ближайшего развития» — то, чего человек еще не знает, но может освоить.

Во-вторых, самообразование должно сопровождаться высоким уровнем мотивации. Чтобы достичь определенного уровня знаний, нужно, прежде всего, желать добиться этой планки. Если она еще не достигнута – возможно, не так уж и высока мотивация у желающего учиться. Перед самообразованием современного человека стоят сотни препятствий. Это постоянная усталость после тяжелого дня, недостаток времени, бытовые и рабочие проблемы. Однако успеть сделать задуманное может лишь тот, кто не поддается унынию, и при любых обстоятельствах сохраняет высокую мотивацию к достижению цели.

В-третьих, данный процесс необходимо индивидуализировать. Немногие методики развития личности могут быть настолько близки и доступны, как самообразование. Чтобы изучать иностранный язык, освоить творческую профессию, овладеть каким-либо мастерством, достаточно включить интернет. Но иногда препятствием может служить неверие в свои силы. И здесь приходит на помощь принцип индивидуализации самообучения.

Например, прежде мало читавший человек хочет начать заниматься изучением философии, и начинает свое самообразование с чтения «Критики чистого разума» Канта. Конечно, такое чтение будет ему «не по зубам», он только потеряет веру в свои силы. Начинать нужно с малых шагов, учитывая свои особенности в обучении. В процессе самообразования – как и образования вообще – следует помнить: рассчитывать нужно только на свои силы. Ни преподаватель, ни более опытный мастер, не заменит собственных усилий по овладению знаниями.

Считается, что язык появился у человека одновременно с сознанием. В древности люди не разбрасывались словами просто так, считая, что они имеют магическую природу. Нейролингвистическое программирование – это отрасль психологии, которая изучает то, как язык оказывает воздействие на повседневную жизнь. Многие методики развития личности имеют в своей структуре техники НЛП. Главная идея этой дисциплины заключается в том, что работа нервной системы тесно связана с языковыми способностями. Все таланты и достоинства людей, а также их недостатки, могут быть описаны при помощи языка.

Язык используется прежде всего для общения и передачи опыта. Отцы-основатели направления НЛП Р. Бэндлер и Дж. Гриндер были уверены, что слова выражают психический опыт человека, и поэтому язык может не только быть инструментом для репрезентации опыта, но и заменять его.

Уже в древние времена величайшие умы человечества знали о важности языка и его особой роли для изменения жизни, ее преобразования. Древние греки считали «логос» посредником между объективной реальностью и миром идей. Философ Гераклит считал «логос» принципом, с помощью которого все вещи в природе связаны друг с другом.

НЛП может быть полезно и для развития творческой личности, и для решения повседневных задач. Главным понятием этой дисциплины является рефрейминг. В переводе с английского это слово означает «сдвиг рамки». Грубо говоря, рефрейминг – это умение посмотреть на проблему под другим углом. Например, девушка может считать, что на ее эмоциональном состоянии очень плохо сказывается вынужденное одиночество. Применяя рефрейминг, можно посмотреть на эту ситуацию иначе: возможно, она может использовать свободное от личных отношений время для работы и улучшения своих навыков в профессиональной области.

Одним из классических примеров, который позволяет объяснить смысл рефрейминга является рисунок с тремя рыбками. Одна из них – самая маленькая – спасается от погони средней. В то время как средняя рыба, увлеченная охотой на маленькую, не замечает прямой опасности для собственной жизни. Первый из рисунков не имеет своего смысла. На нем просто изображены две рыбы – хищник и преследуемый. Они могут символизировать что угодно: может быть, женщину, стремящуюся похудеть, или менеджера компании, который грезит обойти конкурентов и занять высокий пост. А может быть, эти рыбки символизируют желание простого человека избавиться от общения с надоедливым родственником. Во всех случаях имеет место концентрация внимания на жестко определенной цели.

Рис. 1. Узкая рамка

Рис. 2. Более широкий взгляд на мир

На втором рисунке ситуация представляется уже не столь однозначной. Рыбка, что посередине, может осознать другие актуальные проблемы ее существования. Помимо зацикленности на похудении, женщина обнаруживает, что ей бы стоит уделить больше внимания погашению долгов по кредиту. Менеджеру, добивающемуся повышения, стоит обратить внимание на эмоциональную холодность супруги, уже третий месяц замышляющую стратегию развода.

Рейфрейминг может использоваться как в образах, так и в словах. Существуют тысячи фраз, которые при всей своей безобидности несут критический подтекст. Например, выражение «избежать стресса» содержит в себе нежелательное значение. Лучше заменить его словом «расслабиться». Многие слова тщательно маскируются позитивностью. Например, выражение «Я хочу избежать лишних расходов». Что плохого, с одной стороны, в этой фразе? С другой, она выражена отрицательными словоформами, и несет в себе негативизм. Ее лучше заменить на более жизнеутверждающую: «Я хочу быть уверен, что остаюсь в рамках своего бюджета».

Рефрейминг – отличный инструмент для самоанализа. Особенно полезно обратить внимание на фразы, которыми мы мыслим. Изменив мышление, можно оказать серьезное воздействие на события своей жизни.

Методики развития личности: биография великих людей

Изучение биографий исторических личностей и современников помогает не только выявить закономерности, которые привели их к успеху. Во многих случаях этот способ дает заряд мотивации, пример мужества и стойкости в любых жизненных обстоятельствах. Внутри каждого человека на генетическом уровне заложен страх. Нужен он для того, чтобы каждый раз уберегать человека от неминуемой смерти. Люди больше не живут в пещерах, а их жизнь не висит на волоске в зависимости от решения общины. Но страхи самого разного рода – начиная от фобий и заканчивая социальными страхами – сидят глубоко в каждом человеке. Все методики развития личности, так или иначе, имеют своей целью преодоление в человеке неуместного страха.

Современному поколению бывает сложно понять, что привычка к героизму может быть натренирована. Самураи, сжигаемые за истину ученые – все они предстают перед нами, словно тени прошлого. Но история имеет тысячи примеров проявления героизма у человека. Изучение биографий как успешных людей, так и героев истории – это мощный метод, который позволит посмотреть на жизнь немного с другой стороны. Ведь для большинства героизм – это дар, который дан немногим. Не каждый художник становится Рафаэлем, и не каждый ученый – Эйнштейном. Единицы из спортсменов становятся чемпионами.

Но стоит более детально изучить биографии великих людей, как окажется, что и лидерство, и интеллектуальное развитие личности, и героизм – это дело таких же обычных людей из плоти и крови. «Не боги горшки обжигали» — говорили древние греки. Рассмотрим, к примеру, вдохновляющую историю подольских курсантов – пример величайшего подвига, результатом которого стало спасение российской столицы от фашистских захватчиков.

У Гитлера был план по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». Итогом этого плана должно было стать полное уничтожение женщин, детей и стариков. А саму Москву хотели затопить водой раз и навсегда. Но этому плану помешала сбыться горсть мальчишек – подольских курсантов.

Утром 5 октября 1941 года в 220 км. от Москвы дежурный летчик с ужасом обнаружил 25-километровую колонну танков, двигающуюся по Варшавскому шоссе. Это были войска, которыми командовал генерал фон Бок. Сталин был в недоумении – что делать? Вся советская стратегия заключалась в том, чтобы воевать на территории врага. Он срочно вызвал из Ленинграда генерала Жукова. Жуков дал приказ: задержать врага на 5-7 дней. На самом деле, генерал сказал курсантам всего несколько слов: «Дети, продержитесь хотя бы несколько дней. Москва в смертельной опасности».

Этот день был самым обычным для курсантов Подольского училища. Все разом поменялось в полдень – раздалась боевая тревога. 3100 юных мальчишек выдвинулись против убийц, захвативших всю Европу. Среди сражавшихся были и те, кто никогда не брился, никуда еще не ходил без папы и мамы. Передовой отряд уничтожил около 20 танков, 10 броневиков. Несколько сотен фашистских захватчиков были выведены из строя.

С самолетов немцы разбрасывали листовки красного цвета. В них они призывали юных героев остановиться и перейти на свою сторону. «Вы сражались мужественно, но теперь Варшавское шоссе наше до самой Москвы. Переходите на нашу сторону. У нас вы получите теплую одежду, вкусную еду. Эта листовка станет для вас пропуском». Однако юные герои стояли насмерть. Лишь 25 октября оставшиеся курсанты были выведены для дальнейшего обучения в тыл. Из них выжил только каждый 10-й. В течение 12 дней курсанты вынесли более 100 вражеских атак.

Такой пример не может не вдохновить своим мужеством сопротивления. Отечественный психолог А. Асмолов считал, что личность – это конкретный человек, который определяется своими нравственными поступками. Для развития личности изучение биографий и исторических примеров – очень мотивирующая и полезная методика.

Арт-терапия: избавление от прошлого и гармонизация личности

В методики развития личности входят, прежде всего, средства, которые помогают внести гармонию, облегчить человеку достижение его целей. В этом смысле хорошим подспорьем может служить метод арт-терапии. На протяжении жизни человек переживает большое количество болезненных эмоций. Они предстают тем «грузом», который тормозит интеллектуальное развитие личности и вносит сумбур в семейную жизнь. Накапливаясь в бессознательном, отрицательный опыт не дает двигаться вперед, затягивая достижение целей на месяцы и годы.

Для этого метода можно использовать пластилин. Арт-терапия – отличный способ самоанализа. Сначала необходимо вспомнить травмирующую ситуацию, снова пережить то, что когда-то принесло боль. Затем нужно взять кусочек пластилина и слепить из него образ, соответствующий ощущениям. Не нужно спешить, можно мять кусочки столько, сколько пожелает душа. Позволяйте себе плакать или злиться в этот момент.

Затем посмотрите со стороны на то, что вышло в итоге. Не нужно давать образу оценку. Можно задать себе вопрос: «Насколько теперь, после создания этого образа, сделались меньше мои негативные переживания?».

Если травмирующая ситуация была не слишком тяжелой, бывает достаточно одного сеанса арт-терапии. Если переживания достаточно глубоки, необходимо более длительное время. Не обязательно в качестве материала использовать именно пластилин. В арт-терапии выражать чувства можно при помощи акварельных красок, пастели.

Развитие личности – это достаточно разработанная в современной психологии тема. Методики развития личности в настоящее время настолько разнообразны, что каждый сможет выбрать себе подходящий именно для него способ. Как и в любой деятельности, здесь важно упорство и нацеленность на результат. Тогда любой инструмент может стать бесценным, принося плоды на избранном поприще.

Методы развития личности

Персональные программы по развитию личности – это именно то, что нужно для людей, которые хотят развиваться и жить счастливой жизнью.

Если у вас есть степень в области психологии, или же вы стремитесь помогать людям в реализации их полного потенциала, не бойтесь пойти дальше и разработать собственные программы по развитию личности.

В качестве основы вы можете использовать следующие методы по развитию личности:

1. Узнавайте людей. Прежде чем создать свою программу по развитию, необходимо получить подробную информацию о людях, которым вы хотите помочь.

Все, что они вам скажут, поможет сделать ваши программы по развитию личности более целенаправленными, и таким образом, более эффективными.

2. Ставьте цели. Дайте вашим клиентам время, чтобы подумать о вещах, которые являются наиболее важными в их жизни. Их цели должны вращаться вокруг их семей, здоровья, карьеры, отдыха, социальной жизни, финансового положения, личностного и духовного роста. Поощряйте измеримые, достижимые и реалистичные цели

3. Создайте программу развития личности, основанную на проблемах и целях ваших клиентов. Убедитесь, что ваша программа соответствует нуждам и потребностям ваших клиентов.

4. Изменяйте поведение. Существует огромное количество способов, которые могут помочь вашим клиентам изменить свое поведение таким образом, чтобы они могли достигать своих целей.

Одним из лучших способов является одобрение. Можно предоставлять клиентам льготы или подарки каждый раз, когда они в полной мере сотрудничают или оказывают сознательное усилие для собственной выгоды.

Развитие личностных качеств

Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь. Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.

Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.

На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов мотивации, стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.

Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:

активное и уместное применение личных местоимений;

владение навыками самообслуживания и самоконтроля;

способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.

Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.

На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.

На этапе начального формирования нет смысла пытаться корректировать или дополнительно развивать личностные качества. Самым лучшим вкладом будет создание условий для развития физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей. Далее стоит мягко и ненавязчиво знакомить ребёнка с морально-этическими и социальными нормами, принятыми в социуме. Каждая семья оперирует своей индивидуальной системой воспитания, которая формирует в свою очередь «семейное кредо».

Такая воспитательная среда со специфичными способами и мерами воздействия занимает основное место в жизни ребёнка. От эффективности её воздействия зависит формирование личности. Одним из методов является общение. Ему выделяется важная роль в формировании характера. Этот метод важен на всех этапах развития. Для успешного развития и формирования новых личностных качеств ребёнок постоянно должен вовлекаться в активную деятельность.

Если в дошкольном возрасте основным ориентиром и авторитетом для ребёнка являлись родители, то с началом активной учебной деятельности порядок вещей несколько изменяется. Во-первых, в жизни ребёнка появляются другие взрослые, которые не относятся к семье, но также занимают важное место в жизни. Это учителя, тренер, воспитатель. При правильной организации учебного процесса наравне с учебной познавательной деятельностью постоянно происходит развитие личностных качеств учащихся.

Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.

Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.

С началом активной профессиональной деятельности человек начинает реализовывать не только свои личностные качества, но и профессиональные. Именно от них зависит выбор сферы деятельности и успешная реализация себя как специалиста. Большую часть своей жизни человек проводит на работе и с этой стороной жизни связаны многие ожидания и стремления.

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала. Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств. Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности. Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.

Самыми главными качествами являются:

  1. умение работать одной командой с коллективом;
  2. быстрая обучаемость и гибкость;
  3. инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
  4. способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
  5. умение отстоять и аргументировать своё мнение;
  6. скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
  7. умение точно следовать должностным инструкциям;
  8. коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их. Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.

Этапы формирования личностно профессиональных качеств

Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.

Самое главное, что должно быть у успешного человека, независимо от его профессиональной деятельности – уверенность в своих силах. Это основа в любой профессии. Не обязательно обладать лидерством и вести за собой всех, достаточно уметь адекватно оценивать себя и свои возможности, все возможные риски. Если взялся за выполнение задачи – никогда нельзя бросать её при возникновении трудностей.

Выделяют несколько основных методов, которые помогают в развитии личностных качеств. Первым шагом должен стать самоанализ, помогающий выделить качества, которые уже имеются. Определившись с недостающими качествами, следует выбрать пути их формирования. Это длительный и нелёгкий процесс. Важно изначально определиться с желаемым результатом и разработать несколько путей его достижения. Обязательным условием успеха является наличие сроков достижения цели и примера для подражания.

Для формирования новых или развития уже имеющихся качеств необходимо время. Этот процесс занимает не один день. Существует большое количество разного теоретического материала, тренингов. Но и без них вполне возможно решить эту задачу. Для начала, нужно заняться самодисциплиной. В случае удачного выполнения первого этапа, у человека появляется повод гордости перед самим собой, следовательно, повышается самооценка. Теперь, когда появилась уверенность в себе, можно начинать действовать по направлению профессиональному успеху. Важно составлять план по карьерным достижениям, не забывать придерживаться его.

Источники: Классификация методов развития личностиПеречень организационных форм психологии здоровья находит свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки, бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским учреждениямhttp://studopedia.ru/6_123555_klassifikatsiya-metodov-razvitiya-lichnosti.htmlМетодики развития личности: выход за пределы возможностейМетодики развития личности человека, проводим параллели с великими умами человечества. Что интересного скрывается внутри каждой личности.http://zazama.ru/razvitie-lichnosti/metodiki-razvitiya-lichnosti.htmlМетоды развития личностиЕсли у вас есть степень в области психологии, или же вы стремитесь помогать людям в реализации их полного потенциала, не бойтесь пойти дальше и разработать собственные программы по развитию личности. В качестве основы вы можете использовать следующие методы по развитию личности.http://growlider.ru/2011/12/metody-razvitiya-lichnosti/Развитие личностных качествРазвитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Развитие личностных качеств учащихся и дошкольников.http://pikacho.ru/razvitie-lichnostnyh-kachestv/

lovewithyou.ru

Методы формирования сознания личности

Психология Методы формирования сознания личности

просмотров - 189

Методы и приемы воспитания

Метод воспитания(от греческого “методос” - “путь”) - это путь достижения заданной воспитательной цели. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы воспитания- это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов - это выстроенная по определœенному признаку система. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

Сегодня наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целœевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

- методы формирования сознания личности;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности.

Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная учащимися идея облекается в яркие, волнующие образы.

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее, ᴛ.ᴇ. методы словесного воздействия, способствующие формированию убеждений.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов. В старой школе, к примеру, для этого широко и небесполезно применялись назидательные истории, притчи, басни и другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Сегодня широко практикуются рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Эффективный метод убеждения - пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Применяются они системно, в комплексе с другими методами. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия - пример.

Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа - служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие.

1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживанию детей. Рассказ для подростков более сложный: им гораздо ближе поступки, которые волнуют своим высоким смыслом.

2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

3. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Разъяснение- метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта͵ отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: ”Поступать нужно так”, ”Все делают так”. При работе с подростками необходимы глубокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий.

Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику действительно крайне важно что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, всœеляет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях.

Увещевание принимает иногда форму возбуждения чувства стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению. В таких случаях крайне важно убедительно показать значение, суть негативного поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил свое поведение.

При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотации. Она никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

Этическая беседа- метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа принято называть потому, что ее предметом чаще всœего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всœем волнующим их вопросам. Метод особенно актуален для учеников пятых-восьмых классов, когда наступает период формирования “картины мира”.

В практике школьного воспитания используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются классным руководителœем заранее, к ним ведется подготовка, а вторые возникают стихийно, рождаются течением школьной и общественной жизни.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.

1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений.

2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают.

3. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы бывают успешными.

4. Правильное руководство этической беседой состоит по сути в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Высокого профессионализма требуют индивидуальные этические беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. В случае если ученик неправильно понимает ситуацию, нужно тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия. В случае если воспитатель сумеет придать индивидуальной беседе более задушевный характер, то он может рассчитывать на полный успех.

Диспуты- это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения.

В основе диспута - спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту вырабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Цель диспута - не вывод, а процесс. Педагог помогает ученикам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.

Пример- воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают прежде всœего пример живых конкретных людей - родителœей, воспитателœей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет пример героев из книг, фильмов, исторических деятелœей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа. Первый - непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица. Второй - формирование желания действовать по образцу. Третий - синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющихся в приспособлении поведения к поведению кумира. Процесс подражательности -сложный и неоднозначный, ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Исходя из этого очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.

Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно.

Читайте также

  • - Методы формирования сознания личности, их характеристика.

    План: 1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания». 2. Методы формирования сознания. 1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания». Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования... [читать подробенее]

  • - Методы формирования сознания личности

    Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания. В теории и... [читать подробенее]

  • - Методы формирования сознания личности.

    Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике... [читать подробенее]

  • - Методы формирования сознания личности.

    Формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность. Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме. Большое значение (особенно... [читать подробенее]

  • - Методы формирования сознания личности

    Методы и приемы воспитания Метод воспитания(от греческого “методос” - “путь”) - это путь достижения заданной воспитательной цели. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы воспитания- это способы воздействия воспитателя на сознание,... [читать подробенее]

  • - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения... [читать подробенее]

  • - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Теория и методика воспитания - Методы формирования личности

    Методы формирования личности

    Данная категория методов воспитания находится в тесной связи с детской психологией, так как правильное формирование личности отдельного ребенка невозможно без четкого представления о специфических особенностях детской психики. С помощью использования положительного примера можно реали-зовывать разнообразные воспитательные задачи. В процессе воспитания нельзя ограничиваться такими приемами, как подражание и копирование. Целью любого воспитателя должно быть индивидуальное, своеобразное развитие каждой личности. Это возможно реализовать только в том случае, если пример стимулирует у учащихся развитие сознательного поведения, творческую активность и самостоятельность. В качестве положительного для ученика стимула может выступать определенное требование воспитателя. Причем форма данного требования опять же зависит от индивидуальных особенностей личности отдельно взятого школьника. Ученику с плохой памятью требование может быть представлено в форме напоминания о каких-то обязанностях. Или же другому школьнику, страдающему отсутствием сообразительности, нужно вовремя намекнуть на последовательность действий и т. д. Возможно для учителя выразить свое требование в категоричной форме. Обязательным условием данного метода является учет возрастных особенностей, характера и соблюдение педагогического такта. Для правильного формирования и развития индивидуальных качеств школьника иногда используют игру в качестве метода воспитания. Но только в том случае, когда игра побуждает к созидательной деятельности. С целью воспитания положительных качеств в процессе формирования личности педагог может искусственно создать педагогическую ситуацию (предположения, неопределенности, конфликта, опровержения и пр.). Данный прием может быть использован для преодоления страха, застенчивости, необязательности, невнимательности, неисполнительности и т. д. Даже самый совершенный и продуманный до мелочей метод воспитания не может дать положительных результатов, если не учитывать следующие особенности:

    1) индивидуальные особенности школьников;

    2) возраст;

    3) воспитательный уровень;

    4) определенная обстановка;

    5) совокупность метода со всей системой воздействия, которое оказывается на ребенка взрослыми.

    Успех процесса воспитания напрямую зависит от того, насколько правильно и целесообразно педагог применяет в собственной деятельности то или иное средство, метод или прием воздействия на школьников.

    cribs.me

    Методы формирования сознания личности

    методы формирования сознания личности

    Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся всевозможные жизненные установки? Понятно, что ребенок не рождается с готовым их набором, могут иметься лишь генетические предрасположенности к определенным моделям поведения. Очевидно, что методы воспитания, как и методы формирования нравственного сознания личности оказывают огромное влияние на конечный результат.

    Способы воспитания сознания личности

    В процессе становления сознания человек проходит несколько этапов, причем большинство из них приходится проходить самостоятельно. Поэтому мы подробно рассмотрим первый, на котором и происходит формирование начальных убеждений. Конечной точкой этого этапа должно стать осознание норм и правил поведения, так как невозможно исполнять какой-то закон, не понимая его смысла. Для достижения этого результата используются следующие методы формирования сознания личности:

    1. Этическая беседа. Целью ее является привлечение одного или нескольких воспитанников в процесс обсуждения каких-либо фактов, предложенных в начале беседы;
    2. Диалог. Общение происходит в формате «воспитатель-ученик», где первому нужно стремиться выражать свое неудовольствие как можно более корректно, без присваивания «ярлыков», которые в будущем сыграют дурную шутку с воспитанником;
    3. Диспут. Чаще всего применяется при работе со старшеклассниками. Это зачастую самый эффективный из методов формирования толерантного сознания личности, так как здесь появляется возможность самостоятельного рассуждения и принятия решений, а также вырабатывается уважение к чужому мнению;
    4. Пример. На словах не всегда удается объяснить правильную модель поведения, а с приведением конкретного человека в качестве примера дело идет гораздо проще. Происходит это из-за того, что нам всегда нужны примеры для подражания, особенно в раннем возрасте, когда начинается процесс становления личности.

    После завершения процессов осознания существующих правил и норм, формирование сознания переходит в следующую стадию. Человек учится сопереживать другим, а на заключительном этапе происходит объединение нравственных установок с яркой эмоциональной картинкой. То есть, человек не просто понимает, что грубить – плохо, но еще и видит, насколько сильно это может огорчить собеседника, понимая его чувства.

    Методы формирования общественного сознания

    Воздействие на сознание личности в некотором роде проще, чем задача формирования общественного сознания, так как в этом случае помимо методов непосредственного влияния потребуется использовать еще и способы оценки текущей ситуации. Здесь уже не получится без проблем внедрять какие-либо установки, так как каждый человек имеет уже свои сложившиеся взгляды, поэтому первым этапом работы с общественным мнением становится изучения существующих настроений. После оценки полученных результатов происходит корректировка мнений с помощью следующих методов:

    1. Внушение. Воздействие производится на психическую сферу человека. В результате люди учатся воспринимать информацию под необходимым углом зрения.
    2. Убеждения. Здесь ораторы обращаются к критической составляющей сознания, предоставляя пищу для размышлений. Элемент влияния методы формирования сознаниязаключается в способе подачи информации.

    На третьем этапе происходит обобщение мнений, для чего часто применяют метод диспута. В результате люди вырабатывают какой-то общий вектор приложения своих сил. Ну а на четвертом этапе начинается воплощение в жизнь выработанной стратегии. Именно на последнем этапе появляется возможность примирить личность с общественным мнением. Для этого, как правило, используется стремление человека быть частью коллектива.

    Как видим, влияние других людей на наше сознание уменьшается по мере взросления, но многие так и не приходят к этапу понимания нравственных установок, предпочитая слепо следовать им без лишних размышлений.

    kak-bog.ru