Неудовлетворительная техника чтения сегодня встречается довольно часто и служит неприятной и серьёзной проблемой. На выполнение домашнего задания у ребёнка уходит много времени, что приводит к снижению эффективности занятий, успеваемость в школе снижается.
Решением проблемы послужит обучение ребёнка быстрому чтению.
Быстрое чтение или скорочтение у детей представляет собой способность быстро улавливать суть прочитанного при использовании особенных методов чтения. Быстро чтение с максимальной скоростью возможно до шестисот слов в минуту. При этом средняя скорость чтения составляет 200 слов в минуту. Экспериментально доказано, что чем выше скорость, тем меньше понимается смысл прочитанного. Независимо от того, какая для этого используется методика и техника.
Местом, где чтению уделяется внимание, служит начальная школа. Проблемы с чтением на протяжении всей дальнейшей жизни обусловлены тем, что люди читают так, как научили в первом классе. Поэтому появились специальные курсы и упражнения, призванные научить скорочтению детей и взрослых.
Ребёнок склонен делать при чтении ошибки в виде запинания, проглатывания окончаний слов, изменения и перестановки букв. Для предупреждения переноса подобных погрешностей во взрослую жизнь применяется обучение скорочтению.
Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы.
У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.
Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.
Скорость достигается благодаря умениям:
При чтении текста у ребёнка возникают следующие проблемы:
Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте.
Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.
Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.
Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.
Профессор И.П. Федоренко утверждает, что в работе с текстом значимость имеет частота тренировок, а не продолжительность чтения. Память устроена так, что лучше запоминается что-то мелькающее перед глазами время от времени, а не находящееся в поле зрения постоянно. «То есть – то нет» вызывает раздражение, реакцией на которое будет запоминание.
Оптимальный вариант реализации подобного – показ слайдов. Ребёнок прочитал фразу, посмотрел изображение – отдохнул. Это щадящий режим, позволяющий научить быстрому чтению.
Обучение скорочтению проводится с периодичностью три раза в неделю и продолжительностью занятий не больше двадцати минут. Элементы занятия:
Самостоятельные занятия дома помогут научить скорочтению. Приемлемым вариантом для обучения будет школа или курсы. По вопросу индивидуальных и групповых занятий специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какой способ результативнее. Подход к тому, какой способ выбрать для того чтобы научить быстро читать должен быть индивидуальным для каждого ребёнка.
Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.
Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:
Научить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:
Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной.
Научить школьников такого возраста поможет специальная методика и упражнения:
Принимая решение об обучении ребёнка самостоятельно, или посещая курсы скорочтения, нужно ответить на вопрос, зачем и для чего это делается, что вы рассчитываете получить в итоге. При этом обучение результативнее, когда ребёнок понимает цель занятий и зачем это нужно.
Лучший вариант – учиться вместе с ребёнком. Навык скорочтения взрослому человеку необходим в большей степени, чем ребёнку. При этом область применения умения у взрослых гораздо шире.
yourspeech.ru
Зачем нам обучение скорочтению, спросят некоторые. Позвольте спросить, сколько непрочитанных книг пылится у вас на полке? А сколько вы бы хотели прочитать, но не доходят руки? Когда-то я была в ситуации, что читала одну книгу целый месяц или два-три месяца. Каждый день по часу и так почти целый месяц. Какой кошмар! После этого и читать не хочется.
А сейчас книга за 2 дня, причем читаю по 30-40 минут в транспорте. То есть в 20-30 раз быстрее. Неплохо, да?
В наше время быстро читать — это уже норма каждого успешного человека. Век такой, время такое. Вопрос в том, насколько легко и быстро можно обучиться методике скорочтения. Кто-то осваивает ее месяцами, кто-то боится приступить, потому как услышал много нелестного о методиках, что часто совершенно беспочвенно.
Что я могу сказать? Навык необходим. И тут есть несколько вариантов, каждый по-своему хорош.
На обширных просторах интернета множество книг, статей и открытых курсов. Сейчас все можно найти, бесплатно и легально. Кстати, у меня есть целый обзор книг по скорочтению — все для вас.
Что хорошо в этом варианте?
Плюсы существенные. Если вы хорошо себя организуете, у вас сильная мотивация и сила воли, то это вариант, конечно, подходит вам просто чудесно. Однако есть два ключевых минуса самостоятельного обучения скорочтению:
Отличный и (в противоположность самостоятельному) очень действенный результат — это обучение методике скорочтения на живых групповых курсах. Когда вы приходите и в интенсивном режиме вживую обучаетесь у квалифицированного тренера. Что хорошего в данном способе?
Минусы у такого варианта обучения, безусловно, есть.
Дистанционное обучение скорочтению во многом совмещает плюсы предыдущих вариантов.
У меня есть подборка курсов скорочтения у различных авторов, можете ознакомиться и выбрать себе учителя, подходящего по духу, стилю и стоимости. И все же даже такой тип обучения имеет недостатки.
Попробовав разные варианты я, как тренер, остановилась на индивидуальном дистанционном обучении. И я лично считаю, что это максимально удобный формат для каждого ученика. Обучаясь по индивидуальной программе вы получаете:
Все видео-уроки, записи вебинаров, интеллект-карты, таблицы, специальные тексты для упражнений и множество других материалов.
Специальный план обучения, который расписан детально по шагам и даже дням. Вы можете ориентироваться на него как на базу, но самостоятельно корректировать под себя, изучать уроки в удобное время. Я за гибкость.
Я, как тренер, в индивидуальной работе буду следить за вами, помогать, отвечать на вопросы и стимулировать. У вас будет индивидуальная поддержка и помощь.
Вы получаете дополнительные материалы (не входящие в сам тренинг), если вижу, что вам это необходимо, чтобы вы получили максимальную пользу, а также корректировать, убирать или менять упражнения, если они вам не подходят.
Стоимость аналогична дистанционным курсам
И, что очень важно, вы можете получить печатные материалы (большую рабочую тетрадь с подсказками, планом упражнений, текстами на проверку), печатные цветные таблицы Шульте для тренировок. Все это высылается вам на почту и остается с вами.
Все это сделано для того, чтобы вы получили максимальный результат, чтобы обучение было результативным для вас. Где найти такую программу? Лично я создала ее и аналогов пока не вижу. Есть программы похожие, но либо сильно дороже, либо без печатных материалов. Подробнее о программе обучения скорочтению можете узнать здесь.
Я надеюсь, эта статья помогла вам сделать выбор в сторону того или иного варианта. Каждый из них имеет свои особенности и только вам решать, что лучше всего подходит именно вам.
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
razvitie-intellecta.ru
В век современных технологий и вечной спешке, не хочется терять ни минутки, ни секунды своего личного времени. Вот взрослые и стараются везде все успеть, и приучают к такому ритму и своих детей. Последним новшеством нашего мира стало скорочтение. Да, это нечто похожее на занятия по технике чтения в младших классах, но и не совсем то. Это другое понятие, помогающее детям и взрослым быстро читать и одновременно воспринимать прочитанное.
Что же из себя представляет процесс быстрого чтения или скорочтения? В младших классах дети читают еще не очень хорошо, сбивчиво, медленно. Некоторым, конечно, это умение дается легче, и они быстро приспосабливаются, увлекаются и им просто осваивать любую информацию, которую нужно прочесть. Но обыкновенно каждый родитель рано или поздно задумывается над тем, как обучить читать ребенка быстрее, как развить в нем такие способности? И для того, чтобы помочь родителям в этом нелегком деле, сегодня мы обсудим полезные рекомендации, познакомимся с историей этого умения, обсудим его плюсы и минусы в детской жизни и дадим конкретные упражнения и методики скорочтения.
Хорошо и быстро читающие дети обыкновенно имеют развитую память, у них грамотно построенная речь, и они могут понятно и правильно построить пересказ прочитанного. Кстати, пользу от скорочтения выявили и педагоги, проводившие практические исследования в младших и старших классах. Они отметили, что старшеклассникам, умеющим в детстве быстро читать и хорошо пересказывать прочитанное, учеба давалась значительно легче, а успеваемость у них была в разы выше.
Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.
Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:
Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин, Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.
В век информационных технологий вся подача и изучение информации очень поменялось. Что и говорить, насколько все стало не просто, если малыши сдают свои первые экзамены уже в первом классе?!
Представляете, по последним данным, опубликованным учеными, человечеством в 2007—2010 году было сгенерировано более двухсот миллиардов гигабайт информации!
В современном мире не достаточно один раз за всю жизнь отучиться в университете и защитить диплом. Необходимо постоянно обновлять свои знания, если хочешь работать по своей специальности. Для чего еще нужно скорочтение? Как запоминать больше сегодняшним детям, на чьи головы свалилось это безумное количество разнообразной информации?
Вот как раз это умение и поможет решить проблемы восприятия и обработки знаний. Если вы и ваш ребенок освоите умение быстро читать, то вы сможете заметить, насколько легче вам стало разбираться с новыми фактами, техникой, у вас появятся новые увлечения, о которых вы также будете черпать знания в книгах, в Сети… Возможности безграничны!
Для того, чтобы освоить быстрое чтение, нужно как минимум:
Еще одна причина учиться быстрому чтению – побороть внутреннюю зажатость и стеснительность. Ведь читая и знакомясь все с большим количеством информации, ребенок осваивает больше знаний, он становится более общительным, точнее проще раскрывается для этого общения. У него в голове очень много уже «готовых, освоенных» фраз, которые он может применять по своему желанию в обычной жизни.
Помогает скорочтение и в правописании. «Перелопачивая» кучу информации, книг, текстов и статей, ребенок механически запоминает правописание. Это касается, кстати, не только детей. Мы, взрослые, тоже зачастую визуально встречаясь с часто повторяющимися фразами и словами, определенными сочетаниями знаков препинания, тоже запоминаем их, и в дальнейшем пишем так, как правильно.
Методики скорочтения бывают самыми разными. Давайте рассмотрим наиболее известные и самые применяемые из них:
Фоточтение- весьма нестандартная методика чтения. На первый взгляд, кажется, что самого чтения в ней и нет. Однако, все совсем не так.
Чтобы приступить к фоточтению, нужно пройти ряд последовательных этапов:
Процесс фоточтения активизирует подсознание, которое в это время непосредственно фотографирует содержимое книги в памяти.
Однако, фоточтение — это не просто перелистывание книг, а нечто большее.После фоточтения требуется определить свое отношение к прочитанному, аи возможно, дополнительно перечитать некоторые моменты из текста.
Диагональное чтение предполагает расчленение страницы текста на куски и просматривание по диагонали — с левого верхнего угла в правый нижний. При этом нужно «выхватывать» значимые слова текста, опуская определения и описания.
Особенность метода заключается в том, что при постоянной тренировке, со временем вы перестанете читать слово, а будете воспринимать его целиком, как картинку. Это отличный способ регулярно пополнять свой словарный запас.
Осваивая скорочтение, невероятно важно расширить поле зрения текста. Ведь чем больше текста мы охватываем, тем быстрее читаем. Для этого широко используются таблицы Шульте. Они есть разной сложности и вполне применимы, как с самыми маленькими начинающими читателями, так и взрослыми.
Основная суть таблиц Шульте. В данных таблицах изображены не слова и даже не буквы, а числа, в основнос, от 1 до 25. Но расположены они в разбросанном по полю порядке.
Работать с такими таблицами, можно придумывая, как для себя, так и для детей, совершенно разные задания. Например:
Занимаясь по таблицам Шульте, можно соревноваться с самим собой, например, засекая время, и стремясь каждый раз улучшить свой результат.
Возьмите любой текст, желательно незнакомый читателю. Пусть напарник, друг или родитель, найдет в нем какое-нибудь слово и назовет. Читателю необходимо как можно быстрее вычленить это слово из текста, найдя его. Это упражнение можно превратить в игру с детьми: сначала вы им даете задание, а потом они вам.
Прочитать любую понравившуюся книгу. Дойдя до последней страницы, прочитать книгу в обратном порядке. Получается немного непонятно, немного сбивчиво, немного весело, но делая это периодически, развивается память и улучшается техника чтения.
Необходимо сделать не более 10 карточек со словами. Затем разрезать их в хаотичном порядке и работать с ними: а) по принципу пазла — на скорость собрать как можно бОльшее количество слов; б) по предложенному началу или окончанию слова, попросить ребенка придумать или вспомнить слово.
Ребенок начинает читать по стартовому слову взрослого «Вперед». Затем взрослый говорит «Стоп» и ребенок прекращает читать, при этом закрыв глаза. Через некоторое время снова звучит «Вперед» и малышу следует продолжить чтение с того места, на котором он остановился.
На карточках записаны слова из предложения. Карточки следует перемешать и предложить ребенку собрать целостное значимое предложение.
Необходимо напечатать текст, пропустив в нем буквы (впоследствии усложняя это упражнение, пропуская слоги, предлоги и некоторые слова). Ребенок должен прочитать текст, интуитивно вставляя пропущенные слова. Эта игра непосредственно учит беглому просмотровому и при этом вдумчивому чтению.
Игра строится по принципу составления предложения из слов, только на этот раз ребенку предлагается слово, в котором буквы переставлены местами. Задача: найти нужное слово и разместить буквы в правильном порядке.
На карточке из картона проведите четкую линию тоненьким карандашом, а потом под нее впишите печатные буквы. Лучше всего писать сразу слово. Небольшое и самое простое. Задача малыша — быстро посмотреть на буквы и скорее назвать слово, которое за ними спряталось.
Большую пользу несут любые игры с буквами. Это и кроссворды, и филворды, и игры в «Города» и слова.
Также для освоения навыка скорочтения, прекрасными помощниками станут любые игры на развитие памяти и внимания.
Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать загадки. И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.
Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.
И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!
Видео ниже подытижит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:
Поделитесь в комментариях своими личным опытом в освоении чтения вами и вашими детьми. Так хочется, чтобы поколения объединяла любовь к чтению и знаниям.
С теплом,
Людмила Поцепун.
Загрузка...
tsvetyzhizni.ru
Добьется ли ребенок успеха в жизни, во многом зависит от того, насколько быстро он сможет усваивать и запоминать полученную информацию. Но для этого он должен научиться быстро читать... Как научить ребенка скорочтению? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Если на заре своего возникновения техники быстрого чтения были ориентированы исключительно на взрослых, то сегодня набирают популярность центры скорочтения для детей. Ведь любой новый навык проще осваивать в детстве, когда еще не накопились ошибки, тормозящие его освоение. Вы замечали, как при чтении ребенок непроизвольно запинается, переставляет буквы и слоги, «глотает» окончания? Такие ошибки резко снижают скорость чтения. Скорочтение позволяет не только устранить такие ошибки, но и увеличить скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет того, что устраняются «тормоза». Где же лучше всего обучать ребенка такому полезному навыку?
Центры и методики обучения скорочтению
Центры и школы обучения скорочтению есть во многих крупных городах. Признанными же центрами обучения скорочтению являются Москва, Санкт-Петербург и Уфа. В Санкт-Петербурге наиболее известны школа Натали Грейс и филиал школы Олега Андреева, в Москве – школа быстрого чтения Олега Андреева, с которой, собственно, и началось обучение скорочтению в коммерческих масштабах, а также школа рационального чтения.
Многие школы обучают скорочтению по авторским методикам, другие берут на вооружение уже хорошо известные приемы обучения скорочтению. Так, например, среди авторов методик можно назвать Шамиля Ахмадуллина. Ахмадуллин скорочтение развивал в Уфе, теперь его методика применяется и в Москве. Популярна и методика Олега Андреева. Вообще же школ, курсов и методик скорочтения множество, но большинство из них основывается на следующих приемах:
Из методик можно отметить следующие:
Скорочтение для детей: упражнения
3 ноябрь 2016 08:00
Parents.ru
Фото: GettyImages
Светлана Любошиц
www.parents.ru
Хотите научиться читать книги быстро? Представляем вам обзор самых эффективных методов скорочтения, которые можно применять в любом возрасте.
Зачем вам это вообще нужно? Чтобы научиться управлять подсознательным процессом поглощения страниц и повысить скорость восприятия текста. Обычный человек читает примерно 1000 знаков в минуту. После тренировки вы легко сможете увеличить это число в два-три раза. В современном мире, с его скоростью жизни и постоянно растущим объёмом информации, такой навык может очень пригодиться.
1. Не отвлекаемся
Вы начали читать, и тут к вам на колени запрыгнул любимый кот. Вы машинально его погладили, а потом решили проверить, нет ли новых сообщений в телефоне. Затем устроили поудобнее подушку за спиной. Прислушались: и почему у соседей кран сегодня так расшумелся? Каждый раз, когда вы возвращаетесь к книге после такого микро-отвлечения, вы тратите время на поиск нужной строки и перечитывание предыдущей, чтобы снова «влиться» в текст.
Что делать? Учиться концентрировать внимание. Упражнений масса, суть одна – приобрести навык не отвлекаться от поставленной задачи, несмотря на внешние раздражители. Поставьте перед собой часы с секундной стрелкой и следите глазами за её движением по кругу. На это у вас есть целых 5 минут. Старайтесь не думать ни о чём, кроме стрелки, не слушайте ничего другого и не смотрите ни на что иное. Да, это скучно и нудно, но на то нам и дана сила воли, чтобы уметь пользоваться ею в необходимых случаях. Упражнения на концентрацию внимания на тексте выглядят иначе. Попросите кого-нибудь назвать вам любое слово на книжной странице, а потом постарайтесь найти его за минимальное количество времени. Повторяйте ежедневно, пока коты, телефоны и прочие краны соседей не перестанут вас отвлекать.
2. Подавляем «внутреннего чтеца»
Большинство из нас проговаривает читаемые слова про себя. Это называется субвокализацией и досталось нам в наследство от первых классов школы, когда нас учили читать вслух по слогам. Избавившись от этой привычки, вы уменьшите время, которое тратите на страницу текста, ведь время на произнесение слова гораздо больше долей секунд, необходимых для его восприятия и понимания.
Что делать? Заставлять мозг делать дополнительную работу, чтобы ему не хватало ресурсов ещё и проговаривать что-то. Можно слушать музыку во время чтения (для начала – без слов, чтобы не слишком отвлекаться), или выстукивать пальцами какой-то ритм, или жужжать вслух, или даже считать про себя от 1 до 10 и обратно.
3. Долой регрессию!
Наши глаза при чтении то и дело перепрыгивают на предыдущую строчку. Мы склонны перечитывать отдельные предложения и даже абзацы. Некоторые думают, что так надо для лучшего понимания прочитанного, но это ошибка. Возвращаясь на несколько фраз назад, вы теряете общую нить повествования, поскольку за время перечитывания рискуете подзабыть то, что было раньше. Вы можете снова вернуться, на этот раз чуть выше. Вам не кажется, что процесс становится бесконечным?
Что делать? Избавиться от регрессии поможет простейший метод – возьмите лист бумаги и просто закрывайте прочитанные строки. Можно также вспомнить детство и начать водить пальцем по строкам. Главное – не выпускать палец из поля зрения, не давать себе смотреть никуда, кроме того места, куда он указывает.
4. Отрабатываем поверхностное чтение
Для понимания текста совсем не обязательно читать его целиком. Чтобы ухватить основную мысль и нормально следить за развитием событий в романе, достаточно найти в нём ключевые слова.
Что делать? Есть две популярные методики поверхностного чтения. Первая – вы читаете по 2-3 слова в начале и конце каждой строки и сразу переходите к следующей. Вторая – скользите взглядом по странице, рисуя чёткую диагональ от левого верхнего к правому нижнему углу. Не позволяйте глазам возвращаться выше. Учитесь выхватывать из текста главное, самую суть, и пропускать несущественное.
5. Расширяем поле зрительного восприятия
Поверхностное чтение и брожение диагоналями по странице напрямую связано с тем, какой объём текста мы видим, не двигая глазами. Большинство читателей привыкло концентрироваться на 2-3 словах (примерно 4 см текста), а потому медленно переползает глазами по строке. Но лишние движения – это всегда замедление процесса. Если вы научитесь воспринимать строку текста за меньшее количество переводов взгляда, это не только повысит скорость чтения, но и снизит нагрузку на глаза.
Что делать? Найдите в Интернете таблицы Шульте. Это сетки из квадратов, в которые вписаны числа от 1 до 25 или от 1 до 49 в произвольном порядке. Цель упражнения – найти все числа по порядку на скорость. Идеальный результат – уложиться в 5-6 секунд. Концентрируйтесь на центре таблицы, и вы заметите, что постепенно сможете охватывать взглядом её всю, почти не двигая глазами.
6. Усложняем задачу
Скорость чтения зависит от скорости мышления и восприятия написанного. Чтобы вам было проще читать обычный текст, тренируйтесь воспринимать его в искусственно усложнённой ситуации. Тогда возврат к «нормальному» процессу чтения принесёт облегчение мозгу, и он сможет справляться с задачей быстрее.
Что делать? Попробуйте читать текст справа налево. Лучше всего найти в Сети сайт, который предлагает книги, написанные таким образом. Тогда слова не будут звучать непонятной тарабарщиной, а обретут смысл. Если такое упражнение кажется слишком сложным, переверните вверх ногами книгу, которую вы сейчас читаете. Разбирать предложения станет сложнее, но вполне реально. Потренировавшись в таком чтении неделю, вы уже заметите результаты.7. А что с детьми?
Конечно, методики обучения ребёнка скорочтению должны отличаться от взрослых упражнений. Цель та же самая – избавиться от помех, замедляющих процесс чтения. И помехи эти, кстати, совпадают с нашими. Но тренироваться нужно по-другому – в форме игры, чтобы ребёнку было интересно, и он не заскучал.
Что делать? Подбирать игровые упражнения. Например, для борьбы с субвокализацией хорошо подходит «замочек» – пусть ребёнок приложит палец к губам и читает текст про себя как можно быстрее. Детям бывает легче справиться с заданием, если чисто мыслительную активность они подкрепляют физическими движениями. Им также нужно развивать понимание прочитанного и умение быстро распознавать текст. Приучите ребёнка подчёркивать или выписывать незнакомые слова, чтобы он потом их лучше запомнил, и почаще играйте с ним в анаграммы (составление слов из разбросанных букв и т.п.).
До новых книг!
www.livelib.ru
Быстро читать и осмыслять прочитанное – это путь в блестящее будущее для ребенка. На чтении базируются все процессы познания в самой школе и, тем более, после нее. Уровень успеваемости напрямую связан со скоростью чтения у ребенка.
Техника быстрого чтения имеет свои методики, постичь которые можно через специальные упражнения. Чтение – это комплексный процесс работы психики, он включает в себя осмысление прочитанного и техническую правильность, выразительность и быстроту.
Не зря в начальных классах так много внимания педагоги уделяют проверкам скорости чтения и отсутствию искажений. Каждый год в младших классах проходят тесты по скорочтению. Вот примерные нормы, которых желательно придерживаться:
Эти норма несколько варьируются в зависимости от стандартов самого учебного заведения. Но самое время учить ребенка осваивать скоростное чтение – именно младшая школа. Потому что навык воспринимать информацию, запоминать ее, когда мышление еще не зациклено какими-либо табу – лучшее время, чтобы научиться скоростному чтению. Малыша еще не удивляет, что сказочные животные говорят, а в лесу живут драконы. Для ребенка естественным процессом является придумывание нереальных персонажей, соединение их воедино логически, с точки зрения взрослых, невозможными способами.
При попытках научать ребенка читать быстро, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Техника быстрого чтения предусматривает некоторые правила, нарушая их, теряется уровень скорости поглощения информации, который априори должен быть высоким.
Однако, есть исключение – если регрессия возникает в результате переосмысления или возникновения новых идей, то это называется – рецепция и является оправданным действием.
Но, поскольку, цель методики быстрого чтения – развитие скорочтения у детей, то осмысление ранее прочитанного текста лучше проводить после того, как прочтен был весь текст. Иначе, ненужные возвратные движения взгляда считаются недостатком, приводящим к медленному чтению. Освобождение от регрессии повышает скорость чтения в двое или трое.
Кроме перечисленного, восприятию информации при скоростном чтении мешает проблема непонимания смысла текста ребенком. Понимание психологи трактуют как связь между предметом и уже имеющимся багажом знаний. При запоминании текста нужно сначала его лучше понять.
Первое важное правило, как научиться скорочтению – ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту. В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.
Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.
Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:
ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ
Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот - отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:
«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».
Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.
Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.
Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения – скороговорки. Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.
Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:
Ничего сложного нет в таких тренировках, главное – это ежедневная практика. В процессе занятий обязательно делайте простую гимнастику для глаз ребенка:
Дети мыслят совсем иначе, нежели взрослые. Дети не столько думают, как воспринимают, впитывают. В их восприятии всё очень связано, все образы, действия, чувства – всё неразрывно связано. Дети могут восхищаться, увидев обыкновенный камень. Их восприятие гораздо ярче, чем у взрослого индивидуума.
А как же выглядит детская память? Что есть память – это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек помнит то, что его особенно тронуло. Именно поэтому мы помним, как пахла папина борода в нашем детстве, но не вспомним формулу бензоата натрия из программы системы образования. Потому что это были неживые воспоминания. Как же развить память у малыша, чтобы его учеба была успешной?
У детей во время обучения скорочтению возникает такая проблема: ребенок читает предложение, прочитав слов 6-7, забывает, с чего начал читать. Для этого развивайте его образное мышление. Ребенок запомнит куда больше слов, если воспринимает их картинками, событиями. Прекрасный метод добиться этого – научиться представлять происходящее на экране внутреннего виденья, словно это мультфильм или кино. Такими «видео» нужно сопровождать в уме прочитываемый материал, тогда не составит труда «перемотать пленку» и вспомнить смысл того, что написано ранее.
Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:
Попросите ребенка описать, что за ассоциации возникают в его мыслях, когда он слышит слова (называйте сначала хорошо ему знакомые слова): груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее. Когда ребенок хорошо поймет задание и начнет с ним легко справляться, то усложните его – пусть малыш слушает незнакомые слов и попытается провести аналогии с ними.
Еще одно упражнение: наберите целый набор из пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочки разных материалов, бумагу и так далее. Говорите ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет с этим словом.
Полезно играть в «оживление». Пусть ребенок возьмет любой предмет и оживит его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Пусть малыш сочинит целый рассказ об этом предмете и кем он стал, когда ожил.
Очень важно чтобы процесс быстрого чтения не стал механическим повторением слов, смысл которых непонятен ребенку. Необходимо не только быстро прочесть произведение, но и понять и прочувствовать его. Это и есть полноценный процесс чтения.
myintelligentkids.com
Для каждого человека обучение чтению начинается с распознавания букв, потом слогов, со временем наше зрение уже способно охватывать целые слова и составлять из них предложения. Подобной методики вполне достаточно для того, чтобы прочитывать в минуту до 300 слов, однако в современном мире, в условиях огромного количества информации и знаний, нужно не просто уметь читать, а делать это быстро и как можно более эффективно.
Добиться высокой скорости восприятия печатного текста помогает скорочтение — способность как минимум в 3–4 раза быстрее усваивать информацию без ухудшения понимания материала. У тех, кто полноценно освоил навыки данной методики, счет идет на десятки тысяч слов в минуту. Среди достоинств техники скорочтения — возможность увеличить объем запоминаемого текста, сэкономить время на его изучение, развить внимание и значительно ускорить мыслительные процессы.
Скорочтение помогает поверхностно отхватить взглядом текст, «пробежаться» по нему и понять, на какие фрагменты следует обратить более пристальное внимание, а какие можно просто отсеять. Те, кто овладел методикой скорочтения, как правило, не читают все слова в предложении, а фокусируются на наиболее значимых. Таким образом составляется полная и, главное, цельная картина текста. Конечно, для чтения художественных произведений с целью насладиться стилем автора, удачными метафорами и интересными сравнениями, этот метод вряд ли будет наиболее подходящим, однако если ваша цель — именно получение информации, да еще и в большом объеме, развитие навыка скорочтения станет очень полезным.
В интернете можно найти различные курсы по обучению скорочтению – существуют как занятия с преподавателями, так и видеокомплекты. Впрочем, освоить методы скорочтения можно и в домашних условиях, если регулярно тренироваться и как можно чаще применять полученные знания на практике. Самое главное – быть готовым, что тренировки займут не один день и даже не пару недель.
experimental-psychic.ru