§1. Психологическая и социально-педагогическая характеристика подросткового возраста. Самовыражение подростков


Самовыражение подростка: грани разумного

Иногда родителям кажется, что их детей-тинейджеров подменили инопланетяне. Только недавно были вполне вроде бы разумные мальчики и девочки, с характером, но вменяемые, и вдруг на их месте оказались престранные существа с пирсингом, в нелепых одеждах, которые только и ждут, как бы сделать что-нибудь асоциальное. Хоть караул кричи! Что делать с этой дерзостью, подозрительными компаниями с татушкой на полруки?

Текст: Кира Юрьева

И вот что удивительно: мы сами обычно помним себя подростками. Перебираешь старые фото, и как вчера было – все эти страхи, кто и что думает, как отреагируют в классе на твой новый пуховик, гордость за разрисованные хорошими людьми джинсы и бесконечные скандалы с родителями. Все помнишь, но отчего-то это слабо помогает разобраться со своим собственным ребенком переходного возраста. Помогает освежить теорию.

Переходный возраст: особенности психики

В сущности, в этот период (12-17 лет, в среднем, у кого раньше, у кого позже) самое точное слово, характеризующее внутренне состояние человека – противоречивость. Повышенная чувствительность подростка к оценке их внешности посторонними оборачивается нарочито наплевательским отношением к тому, что их одежда неуместна и все смотрят на них как на чучело. Самоуверенность и резкие суждения об окружающих и их поведении – с одной стороны, неуверенность в себе и самокритика – с другой. Желание быть как все, быть частью группы – с одной стороны, страстное желание выделиться из толпы – с другой. Вдобавок у тинейджеров часто бывают смены настроения – спасибо за это революции гормонов: радость сменяется апатией, человеколюбие – странной жестокостью, стремление быть в группе – желанием закрыться в своей комнате и не видеть вообще ничего.

Самовыражение: грани разумного

Основная деятельность человека в этом возрасте – коммуникативная. Подростки черпают информацию, общаясь. Для них становится крайне важным принадлежность к какой-то группе и собственное место в ее иерархии. Поэтому поведение и внешний вид чаще всего определяется той группой, принадлежность к которой ощущает тинейджер. И если в этой группе пирсинг и тату – норма, подросший ребенок будет отчаянно хотеть соответствующим образом преобразовать себя. Хуже, если в группе нормой считается курить, употреблять алкоголь или чего похуже, или жестокость, или поиск жертв во имя какой-нибудь нелепой идеи. Прежде всего, родителям стоит четко разделить все способы самовыражения подростка на опасные и безопасные. Безопасные: - Тату и пирсинг;- Одежда и прическа;- Музыка;- Спорт, танцы, паркур, туризм;- Приобщение к субкультуре неэкстремального толка. Опасные: - Привычки, вызывающие зависимость: курение, алкоголь, психотропные препараты, азартные игры;- Экстремальные субкультуры: радикальные группировки с элементами жестокости; культ суицида и пр. - Некоторые пищевые пристрастия – чрезмерное увлечение диетами, приводящее к заболеваниям. - Беспорядочная половая жизнь, незащищенные контакты.Здесь нужно четко разделять: пирсинг, правильно сделанный, безвреден, как бы он ни выглядел, татуировку, если уж совсем надоест, можно и свести, тотального вреда здоровью она не нанесет. А вот употребление психотропных препаратов может навсегда изменить жизнь не в лучшую сторону.  Суицидальные наклонности опасны для жизни. Приобщение к группировке, для которой норма – поймать и до полусмерти избить мигранта – это не только разрушительно для нравственности, но и преследуется по закону. На этом этапе жизни особенно актуальной становится задача сохранения жизни и здоровья ребенка. И справиться с ней тем легче, чем ближе и доверительнее были отношения в семье до наступления переломного момента.

Что помогает увести с опасного пути?

Поддержка близких. Да, разговоры, разговоры, разговоры.  Хотя иногда кажется, что «как об стенку горох» (выражение моих родителей, которое я отлично помню). Психологи говорят, что, хотя мозги, условно говоря, еще детские, человеку в этом возрасте очень важно быть наравне со взрослыми. Поэтому в разговорах нужно, по возможности, избегать наставнического тона. Говорить на равных, открыто, по душам, искренне интересоваться жизнью подростка, его интересами, страхами и радостями. Новые увлечения. Бессмысленно предлагать не дружить с одними, а дружить с другими, но очень важно показать широкий круг возможностей. Пусть с вашей помощью тинейджер увидит, какие еще бывают субкультуры, хобби, какой интересной бывает жизнь. Горные лыжи, художественные школы, музыкальные тусовки, туристический клуб, хип-хоп, школы финансовой грамотности, анимэ, йо-йо. Оглянитесь: сейчас в больших городах множество таких возможностей. Расширяйте мир общения вашего ребенка. Наверняка он найдет что-то свое, и сменит дурную компанию на компанию увлеченных единомышленников. Перемена круга общения и места жительства. В радикальных случаях поможет смена школы или даже города. Опасность в том, что на новом месте подросток может найти примерно то же самое, от чего вы сбежали. Работа с психологами. В сложных случаях, когда, к примеру, речь идет о суицидальном поведении – без этого просто не обойтись. Но даже и в более «благополучных» общение с психологом, терапия вряд ли будет лишней. Все-таки этот период в жизни человека – особенный, так уж устроила природа, и преодолеть его с новым опытом и без потерь лучше с поддержкой профессионалов.

Интересное по теме:

Право имею!

Людмила Петрановская о современных детях

semyarf.com

что допустимо, что под запретом.

“Самовыражение – неотъемлемая потребность в жизни каждого человека, а в жизни подроста эта потребность является ведущей. Именно на этой стадии развития ребенок стремиться продемонстрировать все, что он уже умеет, показать то, что сформировалось внутри, для того, чтобы прийти к свой целостности и самоактуализации, раскрытию внутреннего потенциала и укреплению лучших личностных качеств.

И если, на пути формирования, вокруг ребенка царила любовь и принятие, то подростковый период пройдет легко, без необходимости выражать себя резкими и яростными способами, без нужды в бунте и попыток вырвать свое место и доказать свою значимость.

Основные задачи подросткового периода связаны с определением собственной идентичности, отделением от родителей, сексуальностью и ростом компетентности.

И, безусловно, ребенок-подросток – это оппозиция к миру родителей, поэтому обойтись вообще без сложностей, переживаний и конфликтов, вряд ли получится.

 

подростки

 

Читайте также: Что делать, если подросток ничем не интересуется

Подростки часто предпринимают активные действия для того, чтобы отстоять свой взгляд на мир и часто не соглашаются с тем, как видят этот мир родители. Ребенок стремится принимать свои решения и укреплять свою личную систему ценностей.

 

Подростковый возраст - это период эмоционального отделения от родителей, и чем крепче родители пытаются удержать эти связи, чем жёстче выстраивают рамки, ограничивают и навязывают свое мнение подростку, забывая его слышать и воспринимать, как полноправного члена семьи, тем болезненнее проходит этот период.

Сложности подросткового периода связаны и с тем, что Ребенок-оппозиционер, с одной стороны, уже достаточно взрослый, чтобы быть довольно независимым и удовлетворять свои нужды, а с другой стороны, в этот период он нуждается в заботе и поддержке, защите и принятии.

Именно сейчас ребенку максимально необходим контакт с родителями и любовь. Ведь именно на этой, финальной стадии развития, кроме основных задач и стремления удовлетворить ведущие потребности, может возникнуть острая необходимость добрать в себя то, что ребенок недополучил на предыдущих этапах своего становления. 

 

Для того чтобы было более понятно, предлагаю вначале кратко просмотреть все стадии развития, а потом вернуться к вопросу, каким образом неудовлетворенность этих потребностей может отражаться в эмоциональной, поведенческой и психологической сфере подростка.

 

Первая стадия – СУЩЕСТВОВАНИЕ. Период от формирования ребенка в утробе матери до первых шести месяцев после рождения.

В первые шесть месяцев после рождения абсолютно беспомощен и не может обойтись без внимания и заботы родителей, так как сам не способен удовлетворять даже элементарные базовые потребности. Основная потребность этого периода – безопасность, безусловная любовь и формирование доверия к миру. Именно здесь ребенок принимает решение жить, учиться звать на помощь, в случае если ему нужна поддержка. Все эти потребности ребенок способен удовлетворить на невербальном уровне – уровне тела. Ведь говорить и выражать свои чувства по-другому он еще не умеет.

 

подростки

 

Вторая стадия – ДЕЙСТВИЯ. Период от 6 месяцев до двух лет.

Ребенок продолжает формировать свое доверие к миру, и именно на этой стадии он принимает свои ранние, неосознанные решения о том, можно ли доверять этому миру или нет. Основная потребности этого периода – потребность в исследовании себя и окружения. Ребенку важно получать поддержку за свое творчество и активность, ведь таким образом он учиться творить и достигать целей.

Третья стадия – МЫШЛЕНИЕ. От двух до 3 лет. Первое отделение от родителей.

Именно в этот период ребенок начинает понимать, что он – это отдельное от родителей создание. У ребенка начинает формироваться собственное Я. Потребность этого периода – научиться выражать свои чувства и справляться с ними, развитие способности мыслить и решать самостоятельно свои, хоть и небольшие, однако очень важные для ребенка 2-3 лет проблемы.

Четвертая стадия – ИДЕНТИЧНОСТЬ и СИЛА. От 3 до 6 лет. Период первой социализации. Основная потребность этой стадии – установить собственную идентичность, а также почувствовать принадлежность к семье.

Ребенок обучается социальным ролям, получает навыки и проверяет свою собственную внутреннею силу.

Это период «почемучек», которым важно знать, как все устроено, исследовать то, что ты увидел впервые, и «маленьких бунтарей» - ведь так интересно знать, что буде если я сделаю что-то против правил.

 

подростки

И в этот период родителям важно помнить, что ребенок действительно не имеет своего опыта взаимодействия с миром, и правда не понимает до конца что такое хорошо, а что такое плохо. Он нуждается в поддержке и диалоге на равных, это когда вы, как родитель, объясняете, как устроен этот мир понятным доя 4-6 летнего ребенка языком.

Пятная стадия. СТРУКТУРА. Период шести до двенадцати лет.

Ребенок продолжает развивать свои навыки, стремится узнавать больше о себе, других и мире. Он хочет делать все по-своему, спорит и не соглашается с правилами. 

 

Именно в течение этой стадии ребенок узнает и вырабатывают свою собственную внутреннюю структуру, обучается пониманию необходимости адекватных правил, узнает, что такое свобода, которую дают полезные правила. Основная потребность ребенка – это проверка ценностей, на которых основаны правила.

Шестая стадия. ИДЕНТИФИКАЦИЯ. СЕКСУАЛЬНОСТЬ. ОТДЕЛЕНИЕ. 

 

Подростковый возраст (от 12 до 18 лет). Эта стадия также имеет свои задачи и потребности. Основные из которых – это сформироваться в отдельную, независимую личность с собственной идентичностью и ценностями.

И при условии, если на предыдущих стадиях вы, как родители, помогли ребенку удовлетворить все его ведущие потребности, то в подростковый период вам будет необходимо лишь принять закономерность эмоционального отделения и помочь ребенку стать взрослым, быть компетентным и отвечать за собственные потребности, чувства и поведение.

Если же по каким-то причинам ребенок не смог адекватно удовлетворить свои потребности и получить необходимые навыки, он начнет стремиться дополучить это сейчас, используя для этого не ровный путь, а следовать от обратного, проявлять девиантное поведение, бунтовать и смотреть на мир сквозь кривое зеркало. Принимая решения о том, что раз уж не получается на прямую, попробую делать наоборот. 

Важно понимать, что решения эти - неосознанные, и не являются тактично спланированной акцией ребенка, для того, чтобы довести вас, родителей, до потери сознания, решения эти, чаще, идут из бессознательного и являются реакцией на невозможность получить любовь, заботу и поддержку, научиться справляться с чувствами и проявлять самостоятельность более адекватными, правильными способами. И чем больше неудовлетворенность ребенка, тем более специфические способы самовыражения он будет использовать.

 

подростки

С какими же проблемами можно столкнуться и, как может провяляться повторение и попытки удовлетворить потребности предыдущих стадий развития у подростка?

Приблизительно в 12-13 лет ребенок-подросток проходит повторение стадий существования и действий (исследований) в младенчестве.

В случае если, потребности этих стадий не были удовлетворены, ребенок не имеет контакта со своим телом. Начинаются проявляться комплексы и непринятие того, что тело пока еще недостаточно развито и окрепло. Может активизироваться стремление к экстремальным видам времяпрепровождения (лазанье по заброшенным стройкам, прыжки с небезопасной высоты, посиделки в подвалах), увлечение алкоголем, наркотикам, пассивное непринятие себя может проявляться через самоповреждение (нанесение порезов, ударов, в случае если ребенок не справляется с какой-либо проблемной для него ситуацией). 

В поведении подростка может наблюдаться колебания от полной независимости, до просьб о том, чтобы из покормили словно маленьких, потискали и удовлетворили базовые потребности.

В период 13-14 лет, ребенок снова стремиться удовлетворять свою потребность в творчестве и достижениях. При этом, они с энтузиазмом начинают исследовать все новое, не обязательно заботясь о соответствии стандартам и завершении дел. И если в возрасте двух лет он творил посредством простых подручных материалов, что, возможно, доставляло немало хлопот родителям. Однако лучше, чтобы ребенок изрисовывал маркерами бумагу, и даже один раз испортил обои, чем видеть, как прекрасный ангелок превратился в яркого представителя готической субкультуры или панк-движения, неправда, ли?

Этот период ярко окрашен колебаниями от логичного и вполне компетентного поведения до приступов бунта и неповиновения. Ребенок словно заигрывает с миром, проверяя себя и других на устойчивость.

 

В возрасте 15-17 лет идет повторение периода с поисками идентичности и силы.Дети-подростки снова задают вопросы типа “зачем” и “почему”. Идентифицируются с новыми ролями в отношениях со своим и противоположным полом, со сверстниками и взрослыми. Учатся решать сложные задачи. Ведь для того, чтобы в дальнейшем отделиться от родителей, дети должны научиться думать и самостоятельно решать проблемы. Также важно, чтобы они научились выражать чувства и справляться с ними.Опасность этого периода кроется в том, что для ребенка характерны различные суеверия, страхи, ребенок может проявлять как излишнее доверие к окружающим, забывая о собственной безопасности, так и настаивать на вере в свое всесилие, всемогущество и безнаказанность. Могут так же возникать проблемы с половой идентификацией.

В 16-18 лет подростки могут стремиться удовлетворить потребности, связанные с поисками внутренней структуры. С одной стороны, это уже зрелые люди, которые способны вести себя вполне ответственно и компетентно, однако время от времени они все еще могут нарушать установленные ранее правила и договоренности. Таким образом, проявляется финальная стадия отделения от родителей.

И если ранее что-то пошло не так, ребенок сталкивался с непониманием и непринятием, критикой и жёсткими наказаниями, в этом возрасте он может иметь проблемы с законом, проверяя на прочность ценности и необходимость придерживаться адекватных правил поведения, а также иметь сложности в сексуальной сфере, проявлять неосторожность и неразборчивость в связях, путая близость, тепло и принятие с сексом.

Как вы видите, в подростковом возрасте дети могут быть слишком уязвимы.

 

И именно в период подросткового возраста, вам, дорогие родители, придется учиться принятию с двойной силой. Самый большой враг этого периода – это обесценивание, как личности ребенка, так и сферы его интересов. 

Обесценить и запретить – это просто, ведь пока еще ребенок в вашей власти, однако плоды жестких нелогичных запретов, подавление стремлений, достижений, а также непринятие с вашей стороны не заставят себя долго ждать и проявятся в еще более девиантном поведении. Единственное, что можно и важно запрещать в этот период – это поведение, которое влечет за собой разрушение адекватного и позитивного будущего личности ребенка.

Важно говорить с ребенком, прояснять что и для чего он делает, почему ему интересен тот или иной стиль музыки, что он находит для себя в той или иной субкультуре. Даже если вам кажется, что это направление не самое лучшее не спешите включать жесткого критика, попробуйте вначале узнать больше для себя, взвесить все возможные риски и совместно! разработать тактику безопасного проявления и развития интересов вашего ребенка.

Помните, если ребенок не может удовлетворить свои потребности в кругу семьи, не доверяет родителям и не получает от них необходимой ему заботы и поддержки, он так или иначе найдет способ для удовлетворения этих потребностей вне дома. И к большому сожалению, варианты, которые подросток может выбрать для получения сатисфакции могут иметь крайне трагические последствия.

 

мама и подросток

 

Поэтому, предлагаю вас свод простых правил, которые помогут пережить и выровнять проблемы подросткового периода:

• Откликайтесь на потребности ваших детей и проявляйте заботу к ним;• Учитесь проявлять гибкость и совместно разрабатывать, и устанавливать адекватные правила взаимодействия в семье с учетом потребностей и мнения не только взрослых-родителей, а и детей-подростков;• Принимайте во внимание то, что подросток будет стремить действовать самостоятельно, думать и принимать свои решения;• Избегайте злых и саркастических шуток на тему увлечений, интересов внешности, сексуальности мечтаний и фантазий своего ребенка;• Не игнорируйте ребенка• Препятствуйте проявлениям девиантного и саморазрушающего поведения, которое несет в себе угрозу жизни, здоровью, свободы и безопасности;• Проявляйте последовательность в своих действиях и сами придерживайтесь установленных правил;• Будьте достойным примером для своих детей, помните, что, глядя на вас, ваши дети учатся и перенимают варианты взаимодействия с миром, узнают о правилах и ценностях.• Любите своих детей и принимайте их особенности.

 

И помните, в случае если, вы не справляетесь, нуждаетесь в поддержке и или у вас недостаточно знаний и навыков, необходимый для адекватного проживания и взаимодействия с ребенком в этот непростой период, вы можете в любой момент времени обратиться к специалисту в области психологии семьи и получить необходимые для вас ресурсы”.

 

Читайте также: Куда часто обращаются подростки, если у них возникают проблемы 

 

Фото: depositphotos

4mama.ua

Глава 1.2. Особенности самовыражения в подростковом возрасте — КиберПедия

В подростковом возрасте у многих детей появляется потребность в различных способах самовыражения.Самовыражение личности представляет собой естественную потребность каждого человека, потому рассмотрим наиболее часто встречаемые способы самовыражения подростков. Часто подростки начинают носить совершенно нелепые наряды, накладывают на себя немыслимое количество косметики, ведут себя слишком дерзко и агрессивно. Еще одна характерная форма самовыражения у подростков - принадлежность к какой-либо субкультуре (панки, готы, эмо, ролевики, толкинисты и т. д.). Молодые люди, вступив в тематическое сообщество, всей душой и телом предаются философии данного движения и примеряют на себя всю его внешнюю атрибутику. Окружающим эти способы самовыражения кажутся нелепыми, но сами подростки чувствуют себя вполне комфортно в своих ролях.

Самовыражение - это то, что должно приносить радость, эмоциональную наполненность. К сожалению, так происходит не всегда. Человек может выбрать для себя такую форму самовыражения, которая является опасной как для его жизни, так и для жизни окружающих. Например, это может быть демонстративное увлечение экстримом. Подростки, не осознавая ценности жизни, могут выполнять опасные трюки, при этом снимая друг друга на камеру мобильного телефона и выкладывая фото и видео в интернет, желая завоевать популярность в виртуальном сообществе[2].

По мнению психологов, увлечение экстремальнымиселфи характерно для подростков, чья реальная эмоциональная жизнь довольна бедна. Если ребенок имеет разнообразные интересы, любит рисовать или заниматься спортом, ему и в голову не придет идея поразить мир безумными селфи. А если у подростка занижена самооценка, жизнь его однообразна и скучна, тогда основным занятием становится общение с виртуальными друзьями. Посмотрите на неестественно радостные и счастливые лица на селфи многих подростков. Они стараются всему миру показать, какая «крутая» у них жизнь, и как она богата приключениями. Это и заставляет их лезть на крыши электричек и недостроенных домов. И возбуждение, которое они при этом испытывают, сродни наркотическому. Часто родители чрезмерно увлекаются наставлениями и критическими замечаниями по поводу внешности и поступков своих детей. Но в период взросления подросткам нужно совсем другое. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Ведь в каждом подростке надо рассмотреть неповторимуюличность, которую нужно уважать.

На формирование образа «Я» подростка влияют следующие факторы: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение, социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие - со стороны сверстников. Подростковый возраст характеризуется проверкой самооценки на прочность, именно в этот период для подростка становится важным его успешность, популярность в референтной группе.

Почему именно «selfie» становится для девочек-подростков частью их социальной жизни? Во-первых, «селфи» делают все. Это занятие может быть «прикольным», «крутым», «все так делают», «модным», «так принято в компании».

Во-вторых, с помощью «селфи» можно выстраивать самого себя и себя же контролировать и подправлять, формируя тем самым свой образ для окружающих. Этот образ может быть продиктован собственными убеждениями, и «селфи» может превратиться в истинное самовыражение, содержащее элементы творчества личности. Однако этот образ может содержать лишь напускное, внешнее следование современным требованиям и установкам социума, личность корректирует и подстраивает себя под тенденции моды и соответствующий времени образ «привлекательного» или «успешного/популярного» человека. В результате, индивидуальность, истинные эмоции и проявления личности подростка стираются, остается лишь «обложка».

В-третьих, узость поведенческого репертуара самопрезентации и самовыражения. Подросток выражает себя не через достижения в социальной деятельности, вхождение в определенную субкультуру, спорт, достижения в учебе, статус родителей, а через наиболее доступный и легкий способ заявить о себе миру.

В-четвертых, невозможность иным способом самоутвердиться, ощутить уверенность в себе и достигнуть положительной социальной оценки. В подростковом возрасте механизм закрепления того или иного действия, поведения по-прежнему прост - закрепление через положительное подкрепление - «…чем больше «лайков» я получаю, чем стабильнее одобрение от «друзей», тем вероятней, что так и следует выглядеть, так и следует себя вести». Рассматривая пестрящую новую фотографиями «френд - ленту», подросток заостряет свое внимание на тех, которые вызвали больше комментариев и положительно оценили. И так постепенно в его сознании формируется обобщенный образ того, что нужно делать, с кем общаться и как выглядеть, чтобы получить одобрительные возгласы[3].

Ситуация становится тревожной, когда:

- подросток полностью поглощается этим процессом, посвящая этому слишком много времени, откладывая решение жизненно важных вопросов;

- подросток становится эмоционально зависимым от самого процесса – он бурно реагирует, если ни одна из сделанных фотографий ему не нравится, если «лайков» меньше, чем ожидал; а критика и несогласие ранят до такой степени, что он удаляет страницу и все фотографии, становится раздражительным, не желающим идти на контакт. Чрезмерное же одобрение и положительные комментарии вызывают состояние эйфории, подросток начинает «гонку» за виртуальным одобрением.

- если подросток делает 2-3 фотографии себя или компании в день, и выкладывает их, это еще не зависимость, а вот если количество выставленных фотографий за сутки зашкаливает за 10 - 15, пора задуматься - это может свидетельствовать о неумеренной жажде себя снимать, и быть одним из признаков формирования не только социальной зависимости, но и более тяжелых нарушений.

- подросток выкладывает фотографии, принимая позы, мимику, внешний вид, которые не соответствует стадии психосексуального развития, характерной для данного возраста.

- чрезмерное стремление сделать уникальное фото, заставляет пренебречь правилами безопасности, пойти на риск, чтобы как можно громче заявить о себе, прославиться в социальных сетях благодаря комментариям и «репостам». Нередко данные фотографии делаются в местах, запрещенных для нахождения и несущих угрозу для жизни.

- появление суицидальных намерений (высказываний, поисков способа, чтение соответствующих статей, самоповреждения) вследствие получения негативной обратной связи от других «юзеров», или неоправданных ожиданий.

Следует помнить, что подростковый возраст характеризуется потребностью в самоутверждении, поиске подтверждения собственной значимости для окружающих и мира в целом. Подросток ищет авторитетное лицо, на которое хочется ровняться и сообщество, к которому принадлежать. Для него становится важным, что о нем думают, как воспринимают, как на него смотрят. И «селфи», как один из способов коммуникации в современном мире служит все тем же целям – заявить о себе, установить коммуникацию и получить оценку от окружения.

 

cyberpedia.su

Самопознание и самореализация подростков

Самопознание и самореализация подростков самопознание и самореализация

Самопознание и самореализация подростков самопознание и самореализацияОдной из отличительных особенностей подросткового возраста является то, что младшие и, в большей степени, старшие подростки очень много времени уделяют переживаниям, связанным с отношением к собственной личности. Их интересует и своё видение себя, и то, какими их видят окружающие. Фактически подросткам ничто не интересно так, как самопознание и самореализация, которая от него зависит. Дополнительно можно почитать здесь, что собой представляет психология подростка 16 17 лет.

Но вот что интересно: эти переживания почти всегда оказываются негативными, отрицательными. И их количество только увеличивается с возрастом. Откуда это берётся? Как правило, это результат восприятия подростками тех суждений и мнений, которые высказывают о них взрослые люди, прежде всего, родители и учителя. К сожалению, взрослые как раз чаще говорят об их недостатках, в которых прекрасно разбираются, а вот увидеть положительные черты, выделить их, подчеркнуть, часто забывают или не считают нужным.

Для того чтобы процесс самопознания и самореализации личности происходил в верном направлении, подростку очень важно научиться опираться на те положительные черты характера, которые у него есть, увлечения подростка могут серьёзно в этом помочь. Не самое важное в воспитании заставить подростка увидеть свои недостатки, поверьте, он и так чаще всего во всём винит себя (их нужно обозначить и подсказать, как с ними поработать, чтобы от них избавиться). Важнее всего научить его видеть, понимать и использовать свои сильные стороны, достоинства, положительные черты, особенно актуально это будет, когда на повестке дня встанет кризис подросткового возраста.

У самих подростков всегда вызывают только положительные эмоции сама возможность справляться со своими недостатками: «Я поборол свою лень и у меня получилось! Это возможно!» Т.е. здесь процесс самопознания переходит в самореализацию так, как это и должно быть, он знает, что лениться, но и понимает, что может с этим справиться. А что взрослые? Часто ли мы поддерживаем своего ребёнка в этом? Чаще всего, мы даже не задумываемся, что это для него важно, что подобные переживания ему свойственны и важны.

Старших подростков больше всего интересует, какими они станут в будущем, какая личность из них получится, просто они не умеют это формулировать так, как я. Всё это размыто в их сознании, пока не поговоришь с ними об этом. Именно этот возраст, как и младший юношеский, являются т.н. сенситивными периодами (поворотными пунктами в развитии, которые иногда принимают форму кризиса) для определения временной перспективы развития, системы постановки целей.

Если именно в этот период временная перспектива на будущее не приобретёт в голове подростка чётких очертаний или сформируется неправильно, то дальше самопознание и самореализация будут, мягко говоря, проходить очень сложно, в том числе и для родителей.

Одно из возможных последствий – отсутствие воли у учащегося или слабая воля. У этого может быть и ещё одна причина – слабость целей. Это происходит из-за того, что подростку бывает незачем преодолевать какие-либо препятствия, взрослые сами за него всё делают. Если появляется значимая цель, то она провоцирует появление сильной воли. Практика как раз доказывает, что если у подростка появляется важная для него жизненная цель, то многие проблемы в воспитании пропадают сами собой.

detkambest.ru

§1. Психологическая и социально-педагогическая характеристика подросткового возраста. Способы самовыражения подростков как социально-педагогическая проблема

Похожие главы из других работ:

Аффективные свойства личности Интернет–аддиктов в старшем подростковом возрасте

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

В психологии подростковый возраст имеет различные границы. Некоторые авторы указывают, что он начинается с 11,12 лет и заканчивается в 16, 17 лет, другие авторы считают, что подростковый возраст заканчивается в 15 лет, третьи считают, что в 17...

Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

1.2 Социально-психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст (отрочество) - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Понятие отрочества объединяет младший, средний подростковый возраста...

Влияние социального статуса на самосознание и самоощущение у учащихся подросткового возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

самоощущение самосознание личность подростковый Одним из основных критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. Подростковый возраст является переходным и, по мнению Л.С.Выготского...

Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей детей подросткового возраста

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей подросткового возраста

Часто подростковый период трактуется как кризисный этап развития личности, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых напротив...

Влияние уровня уверенности в себе на социально-психологический статус в группе

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

В данной работе рассматривается характеристики подросткового возраста, в теориях и практике отечественных и зарубежных психологов. Самыми первыми были биологические теории, которые основу возраста видят в биологических изменениях...

Гендерные особенности агрессивности в подростковом возрасте

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Одним из основных критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. В силу своей специфичности на него обращают большое внимание родители, воспитатели, педагоги, социальные работники, психологи. Другими словами, все...

Особенности поведения в "конфликтах понимания" старших подростков, не имеющих друзей

1. Психологическая характеристика подросткового возраста

...

Особенности саморегуляции учащихся с высоким уровнем тревожности

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Средний и старший школьный возраст в возрастной психологии носит название «отрочество», или «подростковый возраст» [13], в связи с чем в дальнейшем мы будем употреблять данные понятия как равнозначные...

Профилактика нарциссического поведения

1.2 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст - период развития детей от 11 - 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V - IIX классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, т.к...

Профилактика нарцистического поведения подростков

1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V-IIX классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, т.к...

Развитие познавательных процессов у подростков

1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период...

Разработка психологических рекомендаций по профилактике и преодолению высокого уровня тревожности у подростков

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Стадию развития человека от 10 до 15 лет в психологии традиционно называют подростковым, а также - переходным, трудным, критическим возрастом [Фельдштейн, 2002]. Уже в самом лингвистическом значении слова «подросток»...

Самооценка в структуре личности делинквентного подростка

1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст это время необычайно важно для каждого человека, наполнено событиями и переменами, противоречиями и бурями. Не менее сложное оно и для тех, кто его изучает, старается выделить и проследить основные закономерности [5 стр. 20]...

Теоретико-практический анализ проблемы агрессивности в детско-подростковом сообществе

2. Психологическая характеристика подросткового возраста

Достижение поставленной нами цели исследования предполагает составление психологического портрета современного подростка, ванного на анализе различных подходов к трактовке сущности и значения данного периода в жизни человека...

Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей

1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста

агрессивность жестокость психологический подростковый Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью...

psy.bobrodobro.ru

Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства

Библиографическое описание:

Боронина Е. В., Кадина В. В. Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 68-71. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12475/ (дата обращения: 01.09.2018).



По определению российского психолога А. В. Петровского, личность — это сочетание психологических особенностей, образующих его своеобразие и отличие от других людей. [3] Проблема формирования личности человека выдвигается в число важнейших именно в те периоды, когда кризис политической, экономической жизни страны заставляет людей обратиться к осмыслению себя, своего я.Развитие личности в подростковом возрасте проходитсложно и неоднозначно. По мнению российского психолога Солодиловой О. П. «…потребность познать себя и стремление открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни». [5, с. 37]

Подростки очень остро реагируют на происходящие изменения, т. к. потребность в самоутверждении и самовыражении, которая особенно актуальна в этот период, напрямую зависит от окружения и внешних условий. Стремление подростков реализовать заложенные в нем творческие силы и способности является наиболее глубинной потребностью личности, потребностью, которая определяет смысл его жизни и значимости его в глазах других людей.

Каждое новое поколение подростков называют «потерянным», «упущенным», в силу тех или иных обстоятельств. Впервые термин «потерянное поколение» употребила американская писательница Гертруда Стайн, и ее слова использовал писатель Э.Хемингуэй в качестве эпиграфа к книге «И восходит солнце» — «…Все вы — потерянное поколение». [6]

Причиной «потерянности» в одном случае, называют политическую нестабильность, в другом — экономические проблемы, в третьем — развал системы духовных ценностей нашего общества. Таким образом, каждый подросток вступает в жизнь с общественно заложенной низкой самооценкой, без реальных возможностей активного самоутверждения и самовыражения себя.

Именно в сфере свободного времени в различных формах культурно — досуговой деятельности подростки обретают широчайшие возможности воспитания в себе таких личных качеств как способность утвердить себя и проявить свое неповторимое я.

В психологии, педагогике, в теории социально-культурной деятельности XX века проблема самовыражения подростков в сфере свободного времени, как правило, связывалась с наличием ресурсной базы общественно-организационного досуга, с их вовлечением в различные формы досугового творчества.

Проблема самовыражения личности находится в поле зрения различных специалистов: психологов, педагогов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. И. Новиков, А. В. Петровский), культурологов, социологов (Н. А. Бердяев, М. Вебер, П. С. Гуревич, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Э. Тайлор, А. Я. Флиер, Э.Фром). Естественно, что существует множество подходов к трактовке этих понятий.

В большом толковом психологическом словаре под редакцией А.Ребер дается следующее определение самовыражения: во — первых — «это отреагирование вовне своих внутренних чувств, убеждений, установок и т. д. Во многих современных психотерапевтических направлениях считается, что такие проявления имеют терапевтическую ценность». Во — вторых, «это любое поведение, которое осуществляется для чистого удовольствия индивида». [4]

Термин «самовыражение» связан с творческой реализацией индивида. Под «индивидом» мы понимаем психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт. [7] Именно самовыражаясь, человек раскрывает свой потенциал и проявляет свои возможности, а также получает удовольствие от своей деятельности.

Механизм самовыражения ассоциируется с тенденцией личности открыто заявлять о себе, своих намерениях, желаниях, убеждениях и чувствах, активно выражать их в поведении и общении.

Самовыражение напрямую связано с креативной деятельностью индивида, при этом под творческой деятельностью подразумевается не только выражение себя средствами искусства, но и научное, техническое, художественное и педагогическое творчество.

Творчество можно рассматривать с двух сторон: в плане оценки творчества как деятельности, в результате которой появляется новый продукт и в плане значимости творчества для самой личности. Тогда творчество выступает способом самовыражения личности, через развитие творческих задатков, способности, одаренности.

Досуг подростков играет в их жизни более значимую роль, чем у взрослых, и формы культурно — досуговой деятельности подростков многообразны.

К характерным свойствам личности подростков, проявляющихся в культурно — досуговой деятельности, можно отнести повышенную эмоциональность, физическую подвижность, динамическую смену настроений, интерес к творчеству склонность к участию в игровых формах досуга.

В настоящее время в сфере культурно — досуговой деятельности подростков можно обозначить следующие тенденции.

Во-первых, значительная часть подростков чаще всего ассоциирует досуг с пассивным отдыхом, безделием, компьютерными играми. При этом у многих отсутствуют навыки самоорганизации свободного времени, нет элементарных основ культуры досуга.

Во-вторых, происходит заимствование и включение в подростковую субкультуру различных западных образцов культур — Готика, Эмо, Граффитеры, Скинхеды и многие другие. Это тенденция особенно характерна для старших подростков. Основными мотивами таких подражаний являются мода и стереотипное мышление. Значительную роль в этом играют средства массовой информации и интернет-коммуникации.

В-третьих, ощущается невостребованность обществом социально — культурного потенциала части молодых людей. Подростки не имеют полной возможности реализовать себя. Причин этому не мало, одна из них — новые экономические условия, в которых существуют учреждения социально — культурной сферы, где практически полностью отсутствуют бесплатные услуги. Другая причина — отсутствие гибкости и мобильности в удовлетворении различных досуговых интересов подростков.

Основной потребностью, характерной для подросткового периода, является смена деятельности, частая смена интересов. Успеть за этими изменениями невозможно, но расширить круг предлагаемых услуг в сфере подросткового досуга представляется реальным.

Одним из наиболее доступных видов искусства для вовлечения подростков в культурно — досуговую деятельность является — театр. Занятие в театральном кружке или студии способствует развитию у детей и подростков качеств, которые помогают в общении с самыми различными категориями людей, быть интересными, востребованными, занимать лидирующие позиции во всех начинаниях. Именно занятия театральной деятельностью способствуют общению со сверстниками, что является необходимой потребностью в подростковом возрасте, пониманию, что все люди разные, принятию их различий, умению сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении. Театр — это важное и эффективное средство приобщения к культуре, духовности.

Театр является одной форм кружковой работы в общеобразовательной школе. На занятиях театрального кружка учитель использует различные формы и методы работы: лекции и беседы с использованием Информационно-коммуникативных технологий, где проходит знакомство с историей и многообразием театральной деятельности, слушание и просмотр различных театральных постановок. На занятиях проводятся индивидуальные и групповые упражнения, направленные на развитие творческих способностей, воображения и слухового восприятия, освобождение мышц, тренинги, этюды, репетиции, постановки. Эти занятия оказывают на подростков положительное психотерапевтическое действие, снимают нервно — психологическое напряжение. Данная деятельность предполагает максимальную ориентацию на творчество подростка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Театр своими средствами способствует раскрытию творческих способностей подростков, развитию их психических, физиологических и нравственных качеств и возможностей. Безусловно, повышается уровень общей культуры и эрудиции подрастающего поколения.

Второй год подряд в нашей школе реализуется информационно-практико-ориентированный проект «Мы идем в театр», в котором принимают участие дети разных возрастов, в том числе учащиеся восьмых и девятых классов, студенты социально-педагогического колледжа и колледжа культуры и искусств. Программа проекта «Мы идем в театр» включает различные формы деятельности и освоение принципов сценического поведения: упражнения на развитие внимания, свободы воображения, освобождения мышц лица, речевые и дыхательные упражнения, игры. Осуществляется развитие навыка сценической речи в работе над дикцией, артикуляцией с соблюдением правил орфоэпии. Работа над спектаклем заключается в чтении и обсуждении художественной литературы, выборе пьесы, постановке и репетиций эпизодов и сцен. Участники проекта занимаются музыкальным оформлением спектакля, созданием декораций и костюмов.

Премьера спектакля является итогом работы над проектом. Подготовка любого спектакля, открытого мероприятия наполнена эмоциональными переживаниями. Пережитые чувства радости и восхищения от совместной работы обогащают эмоциональный опыт детей, а сам спектакль становится эффективным средством в системе воспитания подростков. Родители учащихся с огромным вниманием и интересом смотрели наши мероприятия. Многие из них увидели своих детей с новой, совершенно незнакомой стороны.

За этот период в рамках проекта проходило много разных мероприятий — игры, концерты, спектакли, тренинги, но хочется выделить квест-игру для учащихся 8–9 классов «Здесь и сейчас». Две команды ребят соревновались между собой в различных конкурсах. В конкурсе «Самый умный» учащиеся не только должны были отгадать автора литературного произведения по прочитанным строкам (поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»), но и сыграть по ролям сцены из предложенного произведения.

Другой интересный конкурс — «Школа детективов». Вырезаются портреты знаменитых художников из журналов, которые разрезаются на части, пазлы, перемешиваются и выдаются командам в конверте. Перед участниками ставится задача — составить портреты, а затем представить и изобразить героев картин великих русских художников И. Репина («Садко», «Бурлаки на Волге»), В. Серова («Девочка с персиками», «Портрет Н. А. Римского — Корсакова»), В. Васнецова («Богатыри», «Аленушка»). Важно было не только войти образ, но и создать окружающее пространство картины и продемонстрировать элементы костюма.

В музыкальном конкурсе «Угадай мелодию» участники команд отгадывают песню и изображают певца-исполнителя, тем самым проявляя свои творческие исполнительские и театральные таланты.

«Минута славы» — конкурс талантов. Здесь учащиеся смогли показать себя в разных номинациях: вокал, танцы, художественное и литературное творчество, акробатика и хореография, разговорный жанр.

Мероприятия проекта направлены на повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы, на улучшение отношений между сверстниками и укрепление взаимопонимания с родителями. Во время проведения проекта учащиеся знакомятся с различными видами искусства: театр, литература, музыка, история, живопись, киноискусство.

Работа над проектом способствует формированию основных нравственных, эстетических, идейных качеств личности. Воспитание и развитие этих качеств личности подростка определяет дальнейшее отношение к общечеловеческим ценностям: гуманности, доброте, справедливости, патриотизму, любви.

В процессе проектной деятельности искусство театра оставляет у учащихся яркие незабываемые впечатления.

Театр как синтетическое искусство, имеет возможность положительно воздействовать на развитие личности подростка, формируя его нравственные ценности. Приобщая учащихся к мировой художественной культуре и реализовывая их творческие возможности, театр — является мощным средством воспитания и обучения подрастающего поколения.

Литература:
  1. Ершова А. П., Букатов В. М. «Актерская грамота — подросткам». МОЦМЭВ «Глаголь», Ивантеевка, 1994.
  2. Петровский А. В. Феномены субъектности в развитии личности. — Самара, 1997.
  3. Петровский В. А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование, 1996. — N 3. — С. 100–109.
  4. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 2. — М.: АСТ, Вече, 2001. — 560 с.
  5. Солодилова О. П. Шпаргалка по возрастной психологии: учебное пособие. — М.: ТК Велби, 2005. — 56 с.
  6. Хемингуэй Э. Фиеста (И восходит солнце). — Азбука, 2005. — 256 с.
  7. Юсупов. В.Т., Янаев С. И. Краткий словарь терминов по психологии и педагогике. — М.: АЭБ МВД России, 2005. — 73 с.

Основные термины (генерируются автоматически): театр, свободное время, подросток, возможность, учащийся, театральный кружок, театральная деятельность, российский психолог, развитие, подростковый возраст, подрастающее поколение, занятие, деятельность подростков, деятельность, художественная литература.

moluch.ru

Дипломная работа "Общение как один из факторов самореализации подростка"

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Общение как один из факторов

самореализации подростка

                                                       Выполнила

                                                      Проверил:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                        3-6

 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ

КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

1.1. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке.            7-131.2. Представление о самореализации личности в психологических           13-19

 теориях.        

1.3 Самореализация личности как психологическая проблема: опреде-     19-27

    ление, критерии и модели.

1.4. Общение как категория в психологии.                                                     27-30

1.5.Психологические особенности подросткового возраста.                        30-33 1.6.Общение в подростковом и старшем школьном возрасте.                      33-39

 Выводы  к главе 1                                                                                      40-41

 Глава 2. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Организация практической работы                                                                 42

2.2.Оценка методов и методик                                                                          42-45

Выводы к главе 2                                                                                              46

Глава3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ                                                    47-62

Выводы к главе 3                                                                                  63                                                                           

ВЫВОДЫ                                                                                                           64-65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               66- 68                                                                                                      

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        69-72                                                                                                                                        

Приложение 1 « Бланки, инструкция, способ обработки методик»

Приложение 2 «Результаты сбора фактических данных»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

 Наиболее полное  раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Для подростка этой деятельностью является общение. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростка. Причём важно, чтобы осуществление его детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

 Немало страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э.Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Э.Фромм, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Э. Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д. [49, c.250].

В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Человек самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Удовлетворяя базовую потребность самореализации в общении, подросток преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Поэтому изучение проблемы самореализации подростка посредством общения весьма актуальна. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. В современных условиях в качественно новом аспекте рассматривается проблема развития и использования человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе и предприимчивости человека, вызванные происходящими в обществе изменениями. Б. Е. Ананьев неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности. Все это обусловливает возрастание актуальности проблемы самореализации личности.

Сложно и практически невозможно конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни, мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности.                        

Цель работы.

 Выявить роль общения в самореализации подростка и его влияние на формирование личности.

Объект исследования.

Подростки, учащиеся 9-х классов основной школы.

Предмет исследования.

  Общение как один из компонентов самореализации.

Гипотеза работы.

Подростковый возраст характеризуется высоким уровнем самореализации в общении, коммуникативной направленностью: высокой контактностью, гибкостью, признанием  ценности общения.

Задачи работы.

  1. Библиографический поиск и отбор литературы по теме;
  2. Анализ понятий «самореализация», «самоактуализация», «общение» в психологии.
  3. Рассмотрение теоретических подходов к исследованию общения как одного из факторов самореализации личности.
  4. Изучение категории «общение» и особенностей общения в подростковом возрасте
  5. Осуществление подбора диагностического материала и проведение исследования.
  6. Качественный анализ и выявление влияния общения на самореализацию подростка.

Методы работы.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: тестирование, анкетирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных данных.

В состав психодиагностического комплекса входили:

  1. Вопросник САМОАЛ: «Самоактуализационный тест» (модифицированный вариант POI).
  2.  Методика  самооценки Дембо-Рубинштейн.
  3. Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) М. Рокича.
  4. Тест «Исследование тревожности» Спилбергера.
  5. Анкета по общению №1 (А.В. Мудрик, 1988).

В качестве основных методов математической обработки данных мы использовали корреляционный анализ (применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена), критерий  -  угловое преобразование Фишера. 

                                                           

Эмпирическая база данных.

Старшие подростки (9 классов) в возрасте 14-15 лет в количестве 49 человек, обучающиеся в…………………………………….

Новизна данной работы.  

Проведение данного исследования, позволило нам определить ведущую роль общения  в самореализации  подростка и его значительное влияние на формирование личности в целом. Полученные данные позволят обогатить весь накопленный учеными практический материал и, возможно, подтвердить или опровергнуть результаты исследований, полученные раннее.

Практическая значимость работы. 

 Полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЩЕНИЯ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА.

1 .1. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. Термин «самореализация» используется в отечественной и зарубежной психологической, педагогической, философской, социологической и другой общественно-научной литературе. В философских исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, использование понятия «самореализация» и идей, положенных в его основу, уходит в глубь веков. В общенаучных исследованиях, прежде всего общефилософских, данный термин использовался  в рамках диалектической философии.

Идея самореализации имеет давнюю историю в философии. «В качестве высшей ценности самореализация трактуется в философии Упанишад  и в даосизме. На Западе учение о самореализации восходит, по крайней мере, к Аристотелю и отчасти Платону, представляя собой не только теоретический анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов индивидуального самоосуществления» [50,с.3]. В конце ХIХ—начале ХХ в. в англоамериканских теориях, в особенности у представителей идеализма, принцип самореализации обретает характер этической заповеди.

Развитие представлений о самореализации личности и ее особенностях в значительной степени связано с феноменальностью человеческого существования, изменяющимися взаимодействиями индивида и рода в онтогенезе человека, поскольку «самореализация — это социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека» [17, с.1]. Для античного времени характерно «телесное» представление о личности. Проблема «личность—общество» еще не возникает, так как существует синкретическая картина этих явлений, связанная с космополитичностью восприятия. Имеет место проблема самоосуществления человека — насколько индивид соответствует общественно одобряемому образцу. Жизнь такого человека зависела больше от одобрения или осуждения окружающими («культура стыда»), т. е. самореализация подменялась реализацией, зависимостью от внешних условий. Постепенно, в христианстве, происходит переход от «телесной души» к моральной духовной личности. Утверждается ценность души «внутреннего человека» через просветление. Возникает «культура вины», культура совести. Содержание самореализации обретает черты индивидуальной выраженности. В восточных типах самореализации преобладает утверждение, что «Я» как такового нет, оно не сущностно. Так, в даосизме наличие индивидуального «Я» — это признак некультурности. Источником идентичности является «дао». Сущность человека отождествлялась с «дао», предельным выражением закономерности функционирования Вселенной «дзибун» означает, что представления о самореализации совпадают с принятыми в обществе путями обретения своего статуса. Прямая противоположность «Я» в индивидуалистической модели западного человека. В конфуцианстве утверждается перестройка личности, связанная с изживанием «Эго»: «преодоление себя» — путь к подлинному себе, реализация себя.    

Далее в средневековой восточной традиции проводится идея самореализации в понимании стремления к «просветлению», «всезнанию», стремления стать Буддой, центром Вселенной, т. е. под просветлением подразумевается развитие Вселенной.              

 В отличие от приведенных типов самореализации, в эпоху Возрождения человек уже осознает себя как отдельное существо. Это уже не бытийность античности и не сословная Средневековья. Самореализация основана на том, что человек сам принимает решение о значимости и достоинстве своих обязанностей. В результате Реформации самореализация обретает контекст  служения чему-то возвышенному, а именно Богу.

Ряд философов, в том числе Л. А. Цырева и А. К. Исаев, анализируя историко-философский контекст, выделяют два философских подхода к проблеме самореализации. Отмечается, что в трактовке самореализации обнаруживается наличие двух различных философских ориентаций: эссенциалистической и экзистенциолистической. Эти ориентации основываются на противоположных концепциях человека и человеческой свободы. К эссенциалистической концепции относятся взгляды Аристотеля и его последователей, которые считали, что «самореализации подлежат те черты, свойства или способности человека, которые конституируют его сущностную природу. Самореализация, в конечном счете, понимается как реализация человеческой сущностной природы, объективно предшествующей личностному бытию и нередко противостоящей реальному индивиду в качестве идеала, достижимого и реализуемого при соответствующих условиях и обстоятельствах. Она не учитывает высшие потребности человека, которые не могут быть удовлетворены простым переустройством социальных условий...» [50, с.8]. Исходным положением экзистенциализма является не человеческая природа, а само человеческое существование. Такое противопоставление появилось уже в античной философии. Еще Сократ и стоики утверждали, что человеческую природу следует изучать иным путем, не так, как природу физических вещей, т. е. иначе, чем с точки зрения ее объективных свойств. Рассматриваемый подход к проблеме самореализации основывается на субъективистски ориентированной современной философии.  

 Таким образом, согласно экзистенциолистическому подходу, человек должен определять себя и свое формирование сам. И. Ведин говорит о самореализации как о реализации личности в мире, реализации ее творческих возможностей силами самой личности. Исследуя созидание и самосозидание, он рассматривает сочетания: 1) хочу и могу; 2) не хочу и не могу; 3) хочу, но не могу; 4) могу, но не хочу.      

 Г. К. Чернявская [51] в докторской диссертации по социальной философии выделяет цепочку «самопознание – самосознание – самомодель – самосовершенствование - саморегуляция». Она ставит проблему самореализации личности с позиции нравственных принципов индивида, трактуя самореализацию как единство самоутверждения и самоотрицания.      

 При исследовании вопросов самообразования и самовоспитания Г. К. Чернявская исходит из понимания последних как явлений самодеятельности и социальной активности личности. В качестве необходимых элементов самообразования и самовоспитания она рассматривает самодисциплину и самоконтроль и ставит вопрос о самореализации и самоограничении личности в свете их диалектического единства и противоположности. Попытка систематизировать категории,  характеризующие «самость» личности, состоит в разделении их на три блока: когнитивный, поведенческий и регулятивный. В первый блок включены понятия, отвечающие на сформулированный И. Кантом вопрос «Что я могу знать?: «самоощущение», «самонаблюдение», «самопознание», «самооценка» и «самомодель». Ко второму блоку, отвечающему на кантовский вопрос «Что я должен делать?», относятся «самоподготовка», «самообразование», «самовоспитание», «саморазвитие». Эти понятия, скорее всего, входят в регулятивный блок, поскольку отражают средства регуляции процесса самореализации. Третий выделяемый Г. К. Чернявской блок связан с вопросом Канта «На что я могу надеяться?». Этот блок формируется на основе первых двух блоков личности, но в то же время оказывает регулирующее действие на все блоки. К третьему блоку относятся самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина. Ведущая роль отводится самодисциплине, которая способствует стабильности выполнения предписаний и постоянному контролю выполнения жизненных планов и программ. Вошедшие в блоки понятия не только взаимосвязаны, и взаимопроникают друг в друга. Самомодель, выступая в виде концентрированного результата самопознания собственного «Я», позволяет сравнить степень соответствия своих реальных действий идеалам, принципам, желаниям.

«Под самореализацией понимается практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом. Самореализация продолжается всю жизнь, но в ней можно выделить ряд конкретных актов – «пиков» глубоко индивидуального процесса самореализации» [51, с. 31]. Наиболее сложной проблемой является сочетание внутренних стимулов и внешних условий саморазвития. С одной стороны, далеко не всегда даже наличие идеальных условий соответствует развитию человека. С другой, — развитие человека может происходить в самых экстремальных, неблагоприятных внешних условиях. Самореализация пронизывает всю деятельность человека и, прежде всего, рассматривается в ракурсе человека создающего, человека - творца. Самореализация, самоосуществление личности предполагает реализацию человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.

Феномен самореализации имеет явно выраженный сложный междисциплинарный характер. Проблема самореализации личности, несомненно, имеет, прежде всего, психологическую природу, и многие особенности и закономерности самореализации личности могут быть выявлены посредством психологической науки с привлечением междисциплинарных знаний.          

Так, рассматривая самореализацию личности как процесс и как результат, следует отдавать себе отчет в том, что мы имеем дело со сверхсложной системой — личностью, которая взаимодействует с другими людьми, социумом. Говоря о самореализации, целесообразно вести речь о самопроектировании, самоуправлении и самоорганизации. Если самопроектирование и самоуправление целесообразно рассматривать, используя теорию распознавания образов и кибернетику, то самоорганизация относится к области синергетики. Синергетика — это дисциплина, которая находится на стыке ряда наук (физики, химии, биологии и т. д.). Основная ее задача— познание общих закономерностей и принципов процессов самоорганизации различной природы. Термин «синергетика» ввел Г. Хакен.  Он происходит от греческого «synergea» — совместное или кооперативное действие. Эффект самореализации заключается в самопроизвольном, спонтанном образовании упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах; самоорганизующаяся система способна изменять внутреннюю структуру и способы поведения. «Процесс самоорганизации представляет собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации» [48, с. 5].    

Указанное позволяет сделать возможным понимание сложных объектов психологической природы, к которым относится феномен самореализации. Личность является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязать пути ее развития. Необходимо понять, как способствовать ее собственным тенденциям развития.

   Взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности; отдавая предпочтение тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в личных устремлениях. Самореализация включает в себя самопроектирование, т. е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем.  

Весьма плодотворным для раскрытия содержания проблемы самореализации личности мог бы стать ряд идей относительно устройства общества и закономерностей взаимодействия человека и общества, высказанных с позиции социологии. Так, например, Р.Миллс рассматривал социологическое воображение и мышление как возможность наведения мостов между индивидуальной жизнью и обществом, другими словами, как перевод личных проблем на уровень общественных, а также общественных — на язык, понятный всем. По мнению Э. Дюркгейма, общество может быть представлено в виде устойчивой, равновесной модели, основу которой составляют общие ценности. Социальная категория жизненного мира восходит к феноменологической парадигме, сущность которой заключается в том, что люди классифицируют и осмысливают окружающий мир определенными способами, базирующимися на типизированных структурах знания, способствующих решению проблем в обыденной жизни. В такой «рациональный» набор средств входят стереотипы и привычки. Определенный стимул их актуализирует, в результате чего включается цепочка когнитивных ассоциаций, реализуются определенный сценарий и схема действия [21].  

Итак, проблема самореализации занимает важное место в системе наук о человеке. В силу ее актуальности и значимости в поисках ответа на вопрос о раскрытии человеческого потенциала к ней обращаются представители разных наук. В связи со сложившейся ситуацией спонтанного ввода в научный оборот понятия «самореализация», что свидетельствует об актуализации потребности в его использовании, возникает необходимость обоснования и всестороннего научного толкования термина в целях его корректного применения.

1 .2. Представление о самореализации личности в психологических теориях.

Для отечественной психологии  характерен фундаментальный подход к психологическим понятиям. Различные методологические основания порождают различия в качестве анализа. Так, оцениваемые нами представления о самореализации в зарубежных теориях ориентированы на нормы гуманистического познания. В связи с этим анализ представлений о самореализации личности в зарубежных психологических теориях требует привлечения подчас достаточно обширного теоретического контекста, соответствующего рассматриваемым психологическим концепциям.

Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах по психологии личности А. Адлер. По его мнению, люди, прежде всего, стремятся к превосходству, что представляет собой фундаментальный закон человеческой жизни. Превосходство А. Адлер понимал как достижение наибольшего из возможного. Такое стремление является врожденным, потому что это и есть сама жизнь. Иными словами, это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить» [49, с. 177]. По А. Адлеру, человек сам творит свою личность. Обладая креативным «Я», он ставит перед собой цель и определяет пути ее достижения. Однако цель субъективна, она существует «здесь и сейчас» и может быть недостижимой, фикцией. Тем не менее, цель является реальным стимулом. Посредством креативного «Я» интерпретируется, осмысливается опыт организма и, прежде всего, изыскивается опыт в осуществлении жизненного стиля, уникального для человека.            

Понятие «самореализация» (чаще «самоактуализация») используется и в работах таких зарубежных психологов гуманистического направления, как К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу. Они, равно как А. Адлер, опираются на философские подходы к проблеме самореализации, не приводя ни своих определений, ни механизмов самореализации [49].

Теория К. Роджерса в своей основе — феноменологическая теория. Роджерс считает стремление к самоактуализации врожденным и описывает его в понятиях «организм», «Я», «идеальное Я», «реальное Я», «конгруэнтность—неконгруэнтность». Организм, по К. Роджерсу, — локус всего опыта переживаний. Сознание (или знание) — это символизация некоторого опыта переживания. «Я» («Я» - концепция) является частью феноменологического поля, которая в большей степени дифференцирована и представляет собой «организованный, согласованный концептуальный гештальт. Он построен из перцепций характеристик «Я» или «меня» и перцепций характеристик «Я» или «меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями. Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан» [49].

 «Поведение в основе своей есть целенаправленная попытка организма удовлетворить свои потребности, как они переживаются в поле, как оно воспринимается» [49, с.536]. При наличии многих потребностей все они подчинены основной, базовой тенденции к становлению и самоусилению организма в целом. К. Роджерс апеллирует к тому, что линии самоактуализации заданы наследственно и проявляются в естественном созревании организма, в том, что в ходе созревания организм становится более дифференцированным, развитым, специализированным.

К. Роджерс отмечает, что тенденция движения вперед реализуется только при условии ясного восприятия и адекватной символизации человеком своих выборов, проверки своих гипотез, различения им прогрессивного и регрессивного поведения. Как индикатор таких условий, как меру соответствия К. Роджерс использует понятие «конгруэнтность - неконгруэнтность». В основе такого понятия лежит представление о предельном смысле цели человека как желания стать «самим собой». Неконгруэнтность выражается в проявлении феноменологии (переживаниях, чувствах, ценностях) тревоги, угрозы. Конгруэнтность соответствует адекватности, гармоничности.

Представление о самореализации содержится и в работах Э. Фромма. Прежде всего, под истинно человеческой ориентацией Э. Фромм понимает ориентацию на бытие как на продуктивное использование своих способностей в единении с миром. По его мнению, самореализация присуща каждому человеку и предполагает наличие продуктивной активности и понимание человеческой души должно основываться на анализе человеческих потребностей вырастающих из условий существования [47, с.89]. В качестве таких потребностей Э. Фромм называет: потребность в установлении связей, потребность в трансцендентности, потребностью в корнях, потребность в идентичности, потребность в системе ориентации. Таким образом, самореализация, по Э. Фромму, так же как и по А. Адлеру, имеет социально детерминированный характер. Неотъемлемый атрибут самореализации, по Э. Фромму  - «продуктивная самореализация», которая  предполагает:  «быть» вместо «казаться» и «иметь («обладать»). Такая позиция близка и взглядам А. Адлера на то, что человек стремится к превосходству как к достижению большего из возможного[3]. По мнению А. Маслоу, это высшие уровни потребностей: потребности в самоуважении, потребности в достижении высших метаценностей (Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т. д.), поскольку самоактуализация — т. е. реализация желания человека быть, каким он может стать, — достижение вершины потенциала.

Согласно А. Маслоу, человек становится деструктивным в результате фрустрации либо неудовлетворенности основных потребностей. Отказ от становления, роста и отрицание возможностей человеческого существования ограничивают возможности человека жить максимально насыщенной жизнью, наилучшим образом выявить свои способности, сделать что-то значительное в жизни. А. Маслоу, самоактуализирующийся человек способен принять ответный вызов и создать достойную жизнь, полную смысла  [49, с.494]. А. Согласно концепции А. Маслоу, метапотребности человека врожденные, они имеют иерархическую структуру. Иерархия потребностей в порядке их доминирования. Она включает такие  потребности: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации. Один человек может быть одновременно мотивирован потребностями разного уровня. Автор различает базовые потребности и метапотребности. Базовые потребности находятся на нижнем и среднем уровнях иерархии. Метапотребности, в отличие от базовых, не имеют иерархии, они могут взаимозамещаться. Когда не удовлетворяются метапотребности, человек считает свою жизнь бессмысленной, он заболевает, испытывая отчужденность и апатию, становится циником. А. Маслоу это называл метапатологией. А. Маслоу приводит следующие характеристики самоактуализированных людей:  более эффективное восприятие реальности, принятие себя, других и природы, непосредственность, простота и естественность, центрированность на проблеме, независимость, потребность в уединении, автономия, свежесть восприятия, вершинные переживания, общественный интерес, глубокие межличностные отношения, демократический характер, разграничение средств и целей, философское чувство юмора, креативность, сопротивление окультуриванию. Вместе с тем автор отмечает, что самоактуализированные люди могут быть подвержены неконструктивным привычкам, тщеславию, раздражительности, чувству вины и т. п.

 Отметим, что наличие развитых характеристик самоактуализации является необходимым, но далеко не достаточным условием самореализации личности. В целом теория А. Маслоу впитала в себя множество позитивных подходов, характерных для рассмотренных выше концепций. 

Истоки представлений о самореализации личности в отечественных психологических теориях можно усмотреть, начиная с введения в обращение понятия «личность» и изучения движущих развития, а также с попыток ответить на связанные с этим понятием ключевые вопросы. Так, еще В. М. Бехтерев в период становления психологии как науки обращался к исследованию условий ее развития и здоровья, не соглашаясь с пониманием изучения ее субъективного аспекта как пассивной стороны. Рассматривая бессмертие человеческой личности как научную проблему, академик В. М. Бехтерев, веровал, полагал, что в этом и заключается высшая степень самореализации личности [22, c.31]. Представление о самореализации как реализации человеком своего потенциала непосредственно не рассматривалось, однако подспудно существовало в психологической литературе достаточно давно. К понятию потенциала человека обращались В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов.

Подчеркивая ключевое значение понятия потенциала, В. Н. Мясищев отмечал, что ядро личности составляет система отношений человека к внешнему миру и самому себе. Концепция В.Н. Мясищева опиралась на воззрения о психологической реальности (эндопсихика, экзопсихика) ученика В. М. Бехтерева — А. Ф. Лазурского. Б. Г. Ананьев, следуя традиции В. М. Бехтерева и развивая комплексный системный подход к человеку, выделял иерархические, соподчиненные уровни психической организации человека (индивид, личность, индивидуальность). В понятие потенциала Б. Ананьев включал развитие человека как личности и как субъекта деятельности, отмечая, что во взаимосвязях их особенностей, обусловленных природными свойствами индивида, и складывается индивидуальность («глубина» личности) [4, c.170]. Исследование жизненного пути личности, ее самоопределения, интеллектуального потенциала, на необходимость изучения которых указывал Б. Г. Ананьев, осуществлялось продолжателями его учения (Е. Ф. Рыбалко, В. А. Ганзен, Л. А. Головей, Л. А. Кулешова, В. В. Лоскутов и др.), Согласно концепции Б.Г. Ананьева, потенциал человека кроется во взаимосвязях системокомплексов свойств различных уровней организации человека — это направление получило свое отражение а работах Т. П. Зинченко [15] и других исследователей.

Как следует из психологических теорий, в которых употребляется понятие «самореализация», вопросы мотивации являются их сердцевиной. В русле представлений о самореализации в психологических учениях обретает ключевое значение влияние мотивационно - потребностной сферы личности, ее смысложизненных и ценностных ориентаций. Известное выражение В. Франкла «Если потребности нас толкают, то ценности притягивают» указывает на ведущую роль мотивационно - потребностной сферы и ценностных ориентаций личности. 

В психологической литературе до настоящего времени нет единого понимания мотива, но на такие его особенности, как побудительный и целенаправленный характер, указывает большинство педагогов. Так, по С. Л. Рубинштейну, мотив — это «осознанное побуждение для определенного действия» [43,с.564]. Е. П. Ильин определяет мотив как «сложное психологическое интегральное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием» [16, с. 40]. При этом понимает, что «границы мотива определяются, с одной стороны потребностью, а с другой — побуждением к достижению реальной цели» [16, с. 32]. Соответственно, потребности «подпитывают мотивы посредством своего развития и перехода в иное качество преобразования побуждения к активности (как состояния нужды) через соотнесение с соответствующим объектом и обретения предметного содержания в мотивы (побуждения к достижению реальных целей).

Л.С. Выготский, впервые в отечественной психологии поставивший проблему смысла, отмечал наличие динамических смысловых систем. А. Н. Леонтьев развил понятие смысла применительно к деятельности (жизненный смысл) и к личности (личностный смысл), осуществив, таким образом, перенос проблемы смысла и плоскости сознания в плоскость реальных жизненных отношений субъекта и его деятельности. Обратив внимание на связанности смысла и мотива, А. Н. Леонтьев ввел понятие смыслообразующего мотива, назвав такими мотивами мотивы, побуждающие к деятельности и придающие ей личностный смысл. В целом, проведенный анализ представлений о самореализации личности в психологических теориях свидетельствует о том, что истоки представлений о самореализации присутствовали в контексте других психологических проблем и в то же время, очевидно, что самореализация не являлась предметом специального изучения и не была выделена как самостоятельная психологическая проблема.

1.3 Самореализация личности как психологическая проблема: определение, критерии и модели.

Для того чтобы осуществить постановку проблемы самореализации как психологической, необходимо, прежде всего, определить критерий, механизмы и построить модель самореализации личности. Между тем в отечественной научной психологической литературе определение данного термина появилось сравнительно недавно [21].

Самореализация личности — это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация предполагает сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие генетических, индивидных и личностных потенциалов[21, с.52].

В самом общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени. Самореализация достигается только тогда, когда у человека им&

nsportal.ru