Внеклассное мероприятие по теме "Сущность самовоспитания и его результаты". Самовоспитание примеры из жизни


Расскажите о примере самовоспитания, основанного на личном опыте, или. может быть, Ваших знакомых.

Воспитание это сознательное воздействие на кого-либо с целью привить ему определенные качества.Самовоспитание это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве). Человек сам ставит цель этой работы, сам е проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат нового, лучшего себя.

С кого брать пример? Примеров вокруг вас много, надо только видеть их. Большинство великих людей России добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Лев Толстой, Максим Горький и другие.

Мой хороший знакомый Артмий Чайкин закончил школу-гимназию в 14 лет с серебряной медалью . Высокий уровень интеллекта, исключительные способности к математике, физике, технике, неординарное умение мыслить, рассуждать, доказывать. По специально для него разработанной программе он освоил за месяц программу седьмого класса, за три месяца восьмого класса, к концу учебного года перейдя в 9-й класс. Его отличала повышенная работоспособность, он занимался в выходные дни и каникулы. Многократный призер олимпиад России и международных. Его рабочий день начинался с семи утра и длился до вечера.

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять сво тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дан его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен. Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.

Рабочий день Петра Великого. Я царь, а у меня мозоли на руках, - любил говорить Петр 1. Он не терпел безделья, и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано до рассвета. В 3-4 часа утра Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом. За свою жизнь он освоил 14 ремесел. Затем обед, отдых. И снова в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать. Делу время потехи час, - частенько напоминал Петр окружающим.

То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник.А. С. Пушкин

info-4all.ru

Пример сочинения 15.3 «Что такое самовоспитание?» по тексту В.А.Каверина

Декабрь 19th, 2016 risusan7

sochinenie-15-3-po-cybulko-1-variant-chto-takoe-samovospitanie

На мой взгляд, самовоспитание – это формирование личности с помощью воли и желания самого человека. Для того чтобы достичь заветной цели, чаще всего  необходимо серьёзно поработать над собой. Путь самовоспитания очень сложен, но только он ведёт к исполнению мечты.

В тексте В.А.Каверина рассказывается о герое, увлечённом авиацией. Рассказчик понимает, что для поступления в лётную школу надо упорно тренироваться. Скрывая своё намерение от других, мальчик ежедневно «делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера» (предложение 34). Мне кажется, что героя ждёт успех, так как он воспитывает в себе необходимые для лётчика качества: решительность, силу характера, упорство.

В качестве ещё одного аргумента приведу пример из собственной жизни. Мой друг Алексей никогда не любил читать, поэтому часто получал по литературе неудовлетворительные оценки. Но когда он узнал, что для поступления в колледж ему нужно сдавать экзамен по этому предмету, Лёша решил преодолеть свою лень и стал уделять чтению час в день. Сначала было трудно, но постепенно мой друг стал разбираться в литературе. Сейчас Алексей легко выполняет экзаменационные задания. Это стало возможным только благодаря самовоспитанию.

Таким образом, самовоспитание – это процесс, необходимый для развития личности человека. Без самовоспитания невозможно преодолеть трудности и достичь успеха в жизни.

Читайте другие примеры сочинений 15.3 на ОГЭ по русскому языку

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» — так называется его корабль.» (10)»Вперёд», — говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено — исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное — ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.-(45)Примут, — решительно отвечал я.

(По В.А. Каверину)

*ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

на Ваш сайт.

samarus-school.ru

Самовоспитание в жизни человека, его характеристика и цели

Умение искоренять недостатки и совершенствоваться во все времена считалось главным признаком духовно зрелой личности. Однако не все понимают значимость самовоспитания, и что такое работа над собой для многих остается загадкой. Попытаемся дать определение этому понятию и разберемся, действительно ли так важно воспитывать себя.

 Некоторые определения

Сущность самовоспитания сводится к тому, что человек осознанно и целенаправленно реализовывает заложенный на генетическом уровне потенциал. Чтобы достигнуть этого, нужно хорошо знать особенности своего характера.

Все мы осведомлены о своих достоинствах, которыми гордимся. А вот выявить недостатки намного сложнее: для этого необходимо мыслить критически и анализировать поступки и действия.

Как правило, в случае жизненных неурядиц, мы списываем неудачи на обстоятельства, недоброжелательное отношение окружающих, да и просто на плохую погоду или самочувствие.

Цель самовоспитания состоит в том, чтобы научиться находить корень проблемы в себе, самому нести ответственность за все, что случается в жизни.

Психологические аспекты

Ученые считают, что психологическое состояние человека – та сила, которая побуждает его развиваться. Понятие самовоспитания состоит из нескольких аспектов:

характер и волевые качества человека

  • Формирование черт характера;
  • Развитие волевых качеств;
  • Выработка стратегии поведения.

Работая над собой, личность не только совершенствует заложенные Богом способности, но и приобретает новые знания и умения.

Более того, воспитание себя может быть плодотворным только в том случае, если человек имеет четкие мотивы, которые и будут стимулировать его самовоспитание и самообразование.

Говоря о развитии, важно подчеркнуть, что самовоспитание и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из нас во взрослой жизни неосознанно пользуется установками, заложенными в детские годы. Родители показывают на собственном примере нормы поведения в обществе, и они становятся эталоном, призывом к действию.

Именно эти установки и влияют в дальнейшем на новый поток чувств и информации и, главное, на их восприятие. То, насколько человек способен преодолеть внутренние стереотипы, будет влиять на качество его развития.

Что такое самовоспитание, построенное на искоренении родительской копии, покажет наглядный пример.

Молодой человек, который вырос в семье, где отец выполнял функцию диктатора по отношению к детям и супруге, остается во власти стереотипа, что женщина не достойна уважения. Как воспитать самостоятельно чувство трепетного отношения к женскому полу, если нет наглядного примера?

счастливая семья - пример для подражания

В данном случае могут помочь только общественные отношения, где подобный пример покажут другие люди. Однако даже в этом случае без волевых усилий, мощной мотивации и искреннего желания добиться этого будет сложно.

Итак, самовоспитание предусматривает такую личностную деятельность, которая направлена на сознательное изменение человеком стереотипов в соответствии с новыми целями, идеалами и убеждениями.

Педагогические предпосылки

Зрелую и развитую личность характеризуют умения правильно оценивать свои возможности и воспринимать поступки.

Для того чтобы путь саморазвития был успешен, необходимо использовать следующие методы самовоспитания:

процесс самопознания и самовоспитания

  • Познание себя;
  • Умение контролировать свои эмоции;
  • Постоянное стимулирование.

Не менее важно использование приемов, которые состоят из следующих составляющих:

  • Выполнение обязательств перед самим собой;
  • Умение дать отчет за свои поступки;
  • Контроль за словами, желаниями и поступками;
  • Осмысление и анализ действий.

Как видим, работа над собой предусматривает целый ряд действий, которые необходимо использовать в повседневной жизни постоянно.

Профессиональная сфера

Профессиональная деятельность человека является неотъемлемой частью жизни. Поэтому этот вопрос нельзя обойти стороной. Особенности профессионального самовоспитания состоят в том, что они неразрывно связаны с личностным развитием, сферой духовных интересов человека.

Поэтому в этом направлении нужно также вести сознательную работу по развитию таких качеств:

  • Необходимо адаптировать личностные и душевные стремления к тем требованиям, которые предъявляет выбранная профессия;
  • Непрерывное повышение профессиональных навыков;
  • Постоянное развитие тех личностных качеств, которые помогут достигнуть успеха в карьере.

саморазвитие в работе и для работы

Профессиональное самовоспитание помогает добиться не только продвижения по карьерной лестнице. Ситуация успеха и признания профессионального окружения способствует усиленной мотивации для продолжения развития личностных качеств.

Значение и проявление самовоспитания

Говорить о самовоспитании можно очень много, мы лишь кратко осветили основные положения, которые помогают понять, зачем человек должен постоянно самосовершенствоваться.

Итак, чем поможет себе личность, которая воспитывает в себе лучшие качества и искореняет недостатки:

  • Приобретает уверенность и спокойствие при преодолении жизненных трудностей;
  • Знание своих отрицательных качеств помогает через самоанализ улучшить взаимоотношения с окружающими людьми;
  • Умение сдерживать свои эмоции и контролировать их проявление – главный помощник в сохранении психического и эмоционального здоровья;
  • Наслаждение от выбора цели и ее достижения.

радость в простых мелочах

Заниматься самовоспитанием или нет, решать, конечно, только вам. Главное, знать, что во время этого нелегкого пути человек учится постигать самое важное, что дано не всем: радость от осознания собственных сил в преодолении трудностей и умение радоваться самым маленьким достижениям. В этом, пожалуй, и состоит счастье.

vospitannie.ru

ОГЭ Сочинение-рассуждение по тексту из сборника И.П.Цыбулько на тему "Что такое самовоспитание" (задание 15.3, вариант 13)

Задание 15.3 

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое самовоспитание", взяв в качестве тезиса данное Вами определение. 

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Шаг 1 Пишу ВСТУПЛЕНИЕ.

Формулирую определение слова САМОВОСПИТАНИЕ.

За помощью обращаюсь к тексту для изложения (см. сборник И.П.Цыбулько стр. 221 "Текст для изложения к вариантам 13-16", 2 абзац). Там есть такие строки:

Самовоспитание - это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям.

Теперь нужно прокомментировать данное определение, иначе 1 балл по критериям С3К1 Толкование значения слова (сборник И.П.Цыбулько стр. 235) будет потерян. Комментарий может быть таким:

Самовоспитание играет большую роль в формировании человека. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий. 

Соединяю определение и комментарий:

          Самовоспитание - это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий. (35 слов)

Шаг 2 Формулирую 1-ый аргумент (из прочитанного текста).

В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова занимается самовоспитанием и каким образом он это делает.

Выделяю ключевые предложения, на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

Аргумент выстраиваю по такой схеме: 1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),2. доказательства (рассказ о Суворове),3. микровывод (последнее предложение аргумента).

          Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них - легендарном А.В.Суворове - рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг. Поражает, с каким упорством десятилетний мальчик готовил себя к военной деятельности.  (86 слов)

Шаг 3 Формулирую 2-ой аргумент (из собственного жизненного опыта).

Теперь обдумываю второй аргумент. Можно вспомнить о том, как работали над собой великие люди.
  • Александр Невский, 
  • Дмитрий Донской, 
  • Михаил Кутузов, 
  • Василий Чапаев, 
  • Георгий Жуков, 
  • Лев Толстой, 
  • Максим Горький и другие.

Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.

Серьезно занимался самовоспитанием А. П. Чехов. В одном из писем своей супруге - О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...»

Большое внимание самовоспитанию себя и своего сына уделял великий русский путешественник В. К. Арсеньев. Для самовоспитания воли он рекомендовал сыну придерживаться следующих заповедей: 1. Одно сегодня лучше ста завтра. 2. Промедление смерти подобно. 3. Не жди благоприятной минуты, а создавай ее сам. 4. Или работай, или умри. 5. Приводи в исполнение свои решения немедленно. 6. Не расточай сил на бесцельные колебания. 7. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми. 8. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение. 9. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца. 10. Побеждать дурные привычки лучше сегодня, чем завтра. 11. Не держись устава яко слепой стены. 12. Имей уважение к себе. 13. Привыкай к тщательности и точности. 14. Жизнь твоя есть то, что ты из нее сделаешь сам.

Интересны нравственные и волевые нормы поведения, которым следовал в работе над собой великий русский педагог К. Д. Ушинский:                     1. Спокойствие совершенное, по крайней мере — внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность в действиях. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках. 8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. Ушинский производил впечатление человека, который умел прекрасно управлять своими поступками, собственной личностью. 

Рабочий день Петра Великого. «Я царь, а у меня мозоли на руках», - любил говорить Петр 1. Он не терпел безделья, и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано до рассвета. В 3-4 часа утра – Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом. За свою жизнь он освоил 14 ремесел. Затем обед, отдых. И снова – в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать. «Делу время – потехи час», - частенько напоминал Петр окружающим.

Можно написать о собственной программе самовоспитания.

  • вариант 14 (о Демосфене), 
  • вариант 15 (о честном слове), 
  • вариант 16 (о Мересьеве).

Я остановлюсь на Демосфене. Использую ту же схему, что и при написании 1 -го аргумента.

          Серьёзно занимался самовоспитанием и знаменитый Демосфен.  С юных лет древний грек мечтал о славе оратора. Между тем он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Тогда он стал учиться ясно произносить слова, набирая в рот камешки, громко читал поэтов, упражнялся в мимике перед зеркалом. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но будущий оратор продолжал работать над собой. Так, настойчивостью и трудолюбием он добился своего. (79 слов)

Шаг 4 Делаю вывод

          Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что самовоспитание помогает человеку не только избавиться от недостатков, но и достигнуть поставленной цели. (21 слово)

Шаг 5 Соединяю части и получаю такое СОЧИНЕНИЕ:

          Самовоспитание - это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий. 

          Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них - легендарном А.В.Суворове - рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг. Поражает, с каким упорством десятилетний мальчик готовил себя к военной деятельности. 

          Серьёзно занимался самовоспитанием и знаменитый Демосфен.  С юных лет древний грек мечтал о славе оратора. Между тем он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Тогда он стал учиться ясно произносить слова, набирая в рот камешки, громко читал поэтов, упражнялся в мимике перед зеркалом. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но будущий оратор продолжал работать над собой. Так, настойчивостью и трудолюбием он добился своего. 

          Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что самовоспитание помогает человеку не только избавиться от недостатков, но и достигнуть поставленной цели. (221 слово)

Текст, по которому написано сочинение, можно прочитать здесь (см. вариант13): 

uchimcauchitca.blogspot.com

Внеклассное мероприятие по теме "Сущность самовоспитания и его результаты"

Разделы: Внеклассная работа

Тема: Сущность самовоспитания и его результаты.

Цели:

  • Дать возможность воспитанникам самим выяснить сущность и значение самовоспитания в жизни человека; стимулировать их собственный интерес к самовоспитанию.
  • Ознакомить с понятиями: самовоспитание, самооценка, воля, характер, целеполагание, самоубеждение.

Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание.

Л. Выгодский

1. Мотивационный блок.

Оцените по степени значимости для себя изучаемую тему  по 10-балльной шкале. Учащимся предлагаются следующие критерии оценки:

Полезно

Интересно

Важно

Необходимо

Увлекательно

 

 

 

 

 

2. Информационный блок

На доске написано слово «Самовоспитание». Учащимся предлагается оформить в тетради свою ассоциацию со словом «самовоспитание».

Самовоспитание

Кто из вас не хотел бы стать лучше, умнее, красивее, успешнее, счастливее? Так вот, одна из самых важных жизненных истин состоит в том, что человек делает, строит, воспитывает, формирует себя сам.

Словарь С. И. Ожегов:

Самовоспитание  – воспитательная работа над самим собой.Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. Само означает, что вы воспитываете, делаете, формируете сами себя.

Словарь С. И. Ожегов:

Воспитание  – это сознательное воздействие на кого-либо с целью привить ему определенные качества.Самовоспитание  – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами (только теперь вы уже другие, в другом качестве). Человек сам ставит цель этой работы, сам её проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, ему не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат — нового, лучшего себя.

С кого брать пример? Примеров вокруг вас много, надо только видеть их. Большинство великих людей России добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Георгий Жуков, Лев Толстой, Максим Горький и другие.

Воспитанник:  Наш ровесник Сергей Гращенко закончил школу-гимназию на Алтае в 14 лет  с серебряной медалью  (ему не давался русский язык). Высокий уровень интеллекта, исключительные способности к математике, физике, технике, неординарное умение мыслить, рассуждать, доказывать.  По специально для него разработанной программе он освоил за месяц программу седьмого класса, за три месяца — восьмого класса, к концу учебного года перейдя в 9-й класс. Его отличала повышенная работоспособность, он занимался в выходные дни и каникулы. Многократный призер олимпиад России и международных. Его рабочий день начинался с семи утра и длился до вечера.

Воспитанница: Как шел к цели А.В. Суворов?

Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником — мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдёт по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, в библиотеке отца прочитал множество книг. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять своё тело, тренировать выносливость, волю и силу. Вставая рано, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дан его работе над собой высокую оценку. И сказал отцу: «Не препятствуй человеку заниматься тем, к чему он назначен». Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.

Воспитанница: Рабочий день Петра Великого. «Я царь, а у меня мозоли на руках», - любил говорить Петр 1. Он не терпел безделья, и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано до рассвета. В 3-4 часа утра – Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом. За свою жизнь он освоил 14 ремесел. Затем обед, отдых. И снова – в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать. «Делу время – потехи час», - частенько напоминал Петр окружающим.

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник – Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

«Девиз жизни».

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

Н.Н. Миклухо-Маклай

В работе над собой необходимо четко представлять себе, что вы хотите достичь, что воспитать в себе.

     

   

       

      

Чтобы получить образование, профессию, надо успеть прочитать (по прогнозам специалистов) 1200-1500 книг, т.е. примерно по 15-20 страниц каждый день. По максимальным подсчетам, у нас имеется 200000часов для работы. Попробуем представить, что мы эти часы тратим. Предвидя ваши сомнения, что времени на все полезное не хватит, ученые подсчитали это свободное от учебы в каждом дне время. Допустим, в сумме тратится: на сон, самообслуживание и еду – 10 часов в сутки, на учебу и общественную работу в школе – 7,5 часа, на приготовление уроков – 3,5 часа. Остальные 3 часа в сутки (а в воскресенье больше) будет времени свободным. Таким образом, в неделю школьник имеет30-32 часа свободного времени, в месяц 120-130 часов, а в год более 2000 (учитывая каникулы).

Перед вами лежит лист с утверждениями, объясняющими понятие «Самовоспитание». Утверждение необходимо объяснить, и разделить на две группы:

Самовоспитанием заниматься важно …

  • Не растеряться в этой жизни, найти свое место и самореализоваться.
  • Открывать свои способности, на деле испытывать свои возможности, стать интересным и неповторимым человеком.
  • Преодолеть свои недостатки, мешающие достигать значимые для человека цели.
  • Достичь личного счастья, быть необходимым другому человеку, создавать и обогащать любовь.

Человек может и не занимается самовоспитанием, если …

  • Живет одним днем и не видит перед собой определенных целей.
  • Не задумывается о себе как о личности.
  • Живет как потребитель.
  • Пытается переложить ответственность на других людей.
  • Он – слабый безвольный человек, не желающий преодолевать трудности.

Учащимся нужно выбрать то утверждение, которое кажется им наиболее значимым. Выбранное утверждение необходимо объяснить.

Воспитание характера

Индивидуальные особенности поведения человека определяются его характером. Характер человека проявляется в его поведении, действиях и поступках. Как, к примеру, вы делаете уроки? Один делает быстро, другой медленно и основательно, третий сразу же берётся за дело и только после этого начинает думать, как лучше справиться с задачей. Или иной пример: одни из вас открыты, другие сдержанны в общении, замкнуты, думают только о своём, третьи переживают об общих для всех групповых делах, их заботит, как сделать жизнь группы интересной. Все эти особенности и есть черты характера. Характером называют совокупность качеств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности.

Рекомендации по выработке характера

  • Умейте критически оценивать своё поведение, достоинства и недостатки собственного характера.
  • Убеждайте себя в необходимости стать лучше, поступать справедливее и добрее (убеждение — это выбор линии поведения).
  • Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».
  • Рассуждайте перед сном: «День прожит не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».
  • ержитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впадайте в хандру.
  • Научитесь поощрять себя за добрые дела для себя и для других.

Воспитание воли

Всякая деятельность — трудовая, общественная, познавательная — связана с преодолением больших и малых трудностей, затратой физических и интеллектуальных сил. Воля — психологическая основа защиты и ограничения человека от соблазнов «лёгкой жизни», «сиюминутных наслаждений», от всего того, что мешает ему быть Человеком. Можно сказать, что воля — это власть человека над самим собой: способность управлять собой, регулировать свою деятельность, строить свою жизнь в трудных условиях.

Рекомендации  «Как победить себя, или  Пять «надо»

Надо 1: Понаблюдать за собой и определить, каких из перечисленных волевых качеств недостаёт в твоём характере. Надо 2: Начинать бороться с недостатками, проявляя и усиливая свои положительные качества. Надо 3: Убеждать себя и приказывать себе поступать правильно. Надо 4: Упорно контролировать свои действия. Составлять памятку каждый  вечер на следующий день, отмечая выполнение. Отмечать, что помешало довести дело до конца. Надо 5: Подбадривать себя, поощрять прогулкой, отдыхам, маленьким сюрпризом самому себе.

Учитесь дружить

Друзья — это люди, которых связывают друг с другом взаимное доверие, единство взглядов и интересов и преданность, доходящая до самопожертвования. Дружба — приносящие удовлетворение и радость, продолжительные отношения людей на основе духовного контакта или совместной деятельности, близких доверительных отношений, взаимной симпатии, помощи и сочувствия друг другу, самоотверженности друг ради друга. Значение дружбы в жизни человека состоит в том, что она удовлетворяет одну из главных человеческих потребностей — потребность в защищённости, в общении, в близких отношениях с другим человеком. Дружба утверждает в человеке добро, гуманность, вселяет силу духа, даёт радость жизни. Возникает дружба не сразу, а в процессе постепенного узнавания друг друга, а чтобы узнать человека, надо, как говорят, пуд соли с ним съесть. Основой дружбы служит единство взглядов, ценностей жизни, понимание интересов другого, взаимное уважение.

Хочешь иметь хорошего друга — будь им сам. 

Воспитать в себе Человека с большой буквы нелегко: воспитать себя надо не на словах, а на деле и чтобы были видны результаты «и в лице, и в одежде, и в душе, и в мыслях». Для этого надо совершать благородные поступки, делать добро, преодолевать практические трудности, проявлять волю, бороться со злом в себе и окружающем мире, надо напряжённо трудиться. Надо быть самокритичным, терпеливым и мужественным. Но не ждите успехов сразу, не обольщайте себя разовыми достижениями, не хвастайте хорошими поступками. Самовоспитание, самосовершенствование – это великий и долгий труд души, на который уходит иногда вся жизнь. Трудно будет? Да, трудно, но, как вы уже имели возможность убедиться, победа над трудностями, преодоление себя приносят высочайшие духовное удовлетворение.

Чем больше трудностей в борьбе, Тем и победа будет краше; Не в этом ли величье наше, Чтоб велеть самим себе?

Лопе де Вега

Рефлексивный блок. Воспитанники делятся впечатлением об уроке.

Работа с буклетом «Волшебные пятерки» (см. Приложение 1, Приложение 2).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Что такое самовоспитание?

Поиск Лекций

Добро

ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ДОБРО и комментируем его.

Добро - бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. Добро, как правило, ассоциируется с милосердием, великодушием и любовью не только по отношению к человеку, но и ко всему живому. Данное суждение можно подтвердить следующими примерами. (34 слово)

ШАГ 2. Приводим ПРИМЕР из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.Аргумент 1

Герой текста Ю.Яковлева Коста на первый взгляд ничем не примечательный, молчаливый ребёнок. Но его поступки свидетельствуют о том, что перед нами человек, способный творить добро. Это добро выражается в заботе о собаках, которых Коста "кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека" (предложение 47). (43 слова)

ШАГ 3. Приводим ПРИМЕР из собственного жизненного опыта.

Аргумент 2 Вспоминается история другого ребёнка - второклассника Егора, который накопил деньги на сенсорный телефон. Но однажды по телевизору он услышал о том, что в зоопарке от голода умирают животные. Тогда мальчик написал письмо директору зоопарка, в котором были такие строки: "Я очень люблю животных и считаю, что их жизнь важнее телефона, поэтому я отдаю все свои деньги для животных". (57 слов)

 

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.

Таким образом, без добра мир погрязнет в жестокости и страданиях. (10 слов)

Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца:

1. Объяснение смысла указанного слова.2. Пример 1.3. Пример 2.4. Вывод.

 

Примеры сочинения (ПО ВСЕМ ТЕМАМ)

Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тесту 6 сборника тестов И.П.Цыбулько)

Что такое добро?

Добро-это то, что приносит людям радость, счастье и улыбку. Это может быть какой-то подарок или весть, которую другой человек давно ждет. Главное, добро делает людей счастливее.

О том, как по-доброму отнёсся Маленький принц к Лису, рассказывается в тексте А. Сент-Экзюпери. Мальчик, узнав, что жизнь у Лиса скучная, согласился его приручить. Сделав доброе дело, он тем самым не только приобрел друга, но и озарил солнцем жизнь Лиса.

Мой знакомый тоже понимает добро, как действие, приносящее другим счастье. Однажды Владик возвращался домой и увидел бездомного котёнка. Он взял его к себе и ухаживал за ним. С тех пор они не расстаются. Вы скажете, что котенок не может быть счастливым…Может! Примером тому служит Пушок моего друга Владика!

Итак, добро - это то, что доставляет людям или зверям покой и благополучие, радость и счастье.(130 слов)

Что такое дружба?

Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.

 

Обратимся к тексту Н. Татаринцева, главный герой которого - Игорь Елисеев - оказался настоящим другом. Когда весь класс решил сбежать с урока, друг Игоря - Петруха Васильев - остался. Это не понравилось ребятам. Они обвинили Васильева в подхалимстве, трусости и предательстве. Но Игорь Елисеев догадался, почему Петруха так поступил: у его мамы был инфаркт, и она могла не перенести разбирательств, связанных с побегом. Видя, что весь класс ополчился против его друга, Игорь решил поддержать Петруху и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее.

 

Приведу другой пример, иллюстрирующий мои слова. Недавно в Интернете я прочитала историю одной девочки, у которой диагностировали облысение. Через месяц она потеряла все волосы и из–за этого боялась идти в школу. Но однажды утром девочка услышала стук в дверь. Это оказались десять ее друзей, которые, чтобы поддержать подругу, тоже побрили головы налысо.

 

Таким образом, эти примеры ещё раз подтверждают мою мысль о том, что в дружбе главное - поддержка и понимание. (194 слова)

 

 

Что такое сострадание?

Сострадание-это качество души, которое, я думаю, присутствует у всех людей, но не каждый умеет это чувство проявлять.

Для меня сострадание-это также понимание, переживание и помощь близким, оно требуется каждому из нас в трудной ситуации, главное, вовремя проявить его.

В тексте В.Осеевой рассказывается о двух мальчишках, Серёжке и Лёвке, которые однажды стреляли из рогаток, а старушка Марья Павловна сделала им замечание. Мальчикам это не понравилось, и они решили проучить старушку, украв её кота, которого любил весь дом. Прошло несколько дней после пропажи кота, и все соседи искали Мурлышку, а несчастная Мария Павловна совсем отчаялась. Лёвка с Серёжкой заметили это, и им стало жалко старушку. В их душах проснулось чувство сострадания! Мальчишки вернули рыжего котика.

Приведу пример из жизненного опыта. У моей подружки Олеси была собака, которую любили все близкие. Но собака нравилась и их соседу. И однажды он не вытерпел и украл Буяна…Близкие Олеси стали искать животное, сосед заметил это и не удержался… Он отпустил собачку, которую до этого запер в сарае. В тот момент у него тоже проснулось чувство сострадания, как и у мальчишек, героев произведения В.Осеевой.

Итак, сострадание- это чувство жалости, проявленное как к людям, так и к животным.

Что такое человечность?

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Что такое самовоспитание?

Самовоспитание, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова, - это «воспитание самого себя».

В тексте К. Осипова рассказывается, как Александр Суворов, знаменитый русский полководец, сам готовил себя к военной службе. Он много читал книг о войнах и сражениях, знал биографии видных военачальников, закалялся физически, разыгрывал у себя в комнате целые сражения.

Старший брат моей подруги тоже мечтал стать военным. С 7 класса он начал серьезно заниматься математикой и географией, ежедневно бегал кроссы, подтягивался, ходил на занятия школьного стрелкового кружка. Самовоспитание позволило Андрею успешно сдать все экзамены в военный институт. Сейчас он курсант престижного военного заведения.

Таким образом, самовоспитание – эта работа над собой – позволяет людям достичь исполнения своей мечты.

(108 слов)

Что такое подвиг?

Подвиг – это поступок человека, заставляющий его переступить через свои человеческие инстинкты ради блага другого. Это всегда нравственный выбор, дополненный самопожертвованием и доблестью.

Обратимся к тексту Николая Чуковского. Военный корреспондент, участник обороны Ленинграда, он писал про бойца Пасынкова, который готов был пожертвовать собой ради других людей. Он рискнул своей жизнью, понимая, что под крылом его горящего самолёта живые люди: дети, женщины, старики. Для меня и многих других людей этот поступок – настоящий подвиг.

Сейчас, как думаю многие, той геройской смелости и доблести в нашей жизни мало, но это не так. Совершить настоящий подвиг можно не только в военное время. И в наше время есть настоящие люди, готовые пожертвовать собой ради другого. Таким примером является один врач, выехавший на вызов к больному в жуткую метель. У больного был сердечный приступ, ему срочно была нужна медицинская помощь, но дорогу замело, и машина скорой помощи не могла ехать дальше. И тогда, понимая, что больной может умереть, доктор пошла к больному пешком, в пургу, практически четыре километра, совсем одна. Больного удалось спасти благодаря отважной смелости доктора.

Таким образом, мы понимаем, что настоящие герои есть и в наше время, понимаем и то, что путь к настоящему геройскому подвигу долог и нелёгок, но возможен. (196 слов).

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ВСЕГДА БЫВАЮТ РАЗНЫЕ!!!!!!!!!!!

poisk-ru.ru

Что такое самовоспитание личности - методы и способы самовоспитания

что такое самовоспитание

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание - что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению. Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека - своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
  • истинное следование своему пути в жизни.
проблема самовоспитания

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды - в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание - за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.
самовоспитание

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» - любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.
методы самовоспитания

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание - об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

 

womanadvice.ru