Коллеги - педагогический журнал Казахстана. Самопознание определение


определение характера человека и его способностей

test-lushera8 цветовой тест Люшера онлайн. Бесплатно. Без регистрации и отправки смс кодов.

Как «обойти тест», как правильно расположить цвета в выборке…

 

 

 

Читать далее »

test-na-chakriДанный тест поможет диагностировать работу ваших энергетических центров. Вы выявите степень наполненности энергией по каждому чакральному центру.В этом тесте есть своя степень погрешности. Но, согласитесь, это лучше чем ничего….

 

 Читать далее »

temperament-po-gruppam-kroviЕсли существует закономерность между группой крови и характером человека — можно выявить и сексуальность. Определите темперамент по группе крови человека. Насколько сексуален потенциальный партнер? Это стоит прочесть…

 

 

 

Читать далее »

harakter-po-gruppe-krovi-1Характер по группе крови — миф или научно доказанный факт?Ваш японский…и не совсем японский гороскопчик по группе крови.

Просто прочтите….

 

 

 

Читать далее »

tip-temperamenta-ayzenk test

Тип темперамента — это врожденная особенность нервной системы человека, которая в течении жизни остается неизменной (не путать с характером).  Выделяют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Зная тип темперамента, можно сказать…

 

 

Читать далее »

pocherkПо почерку можно многое узнать о человеке. То, что у человека откладывается в подсознании, невольно выливается в манеру написания.  Специалисты, которых называют графологами, умеют определять характер по почерку человека . Вот как это делают профессионалы…

 

 Читать далее »

muzika-i-harakterСкажите какую музыку вы любите и я скажу кто вы…Психологи считают,что  существует тесная связь между характером человека и его музыкальными предпочтениями. Благодаря опросу, в котором участвовало 36000 человек из разных стран мира, ученые получили результаты, которые удивили и сломали бытующие стереотипы

 

 

Читать далее »

harakter-po-risunkamЛюбите ли вы рисовать? Независимо от наших умений, обучености или увлечения рисованием все мы, так или иначе, любим рисовать. Чаще всего наши «шедевры» оказываются простыми, не навязчивыми закарлючками на клочке бумаги, которые появляются в моменты скуки. Такое творчество…

 

 Читать далее »

vospriyatie

Какой канал восприятия доминирует? Узнай чтоб максимально использовать заложенные способности и наладить коммуникации. Пройти тест на определение ведущего канала восприятия

 

 

 

Читать далее »

rabota-po-tipu-temperamentaНе секрет, что от выбора профессии во многом зависит качество будущей жизни человека: его социальный положение, материальное благополучие, душевное и физическое состояние.

Насколько выбранный вид деятельности  соответствует вашему характеру? Какая работа по типу темперамента вам подходит?

 

 

 

Читать далее »

tvkoh.com

Самопознание как компонент самосознания: подводные камни личностного роста

Важной особенностью каждого человека, которая отличат его от примитивного разума, является умение познавать самого себя. Самопознание как компонент самосознания – обязательное условие которое гарантирует вам возможность создать собственную личность, гармонирующую с окружающим миром. Знание своих физических, а также духовных ресурсов, способствует и развивает навыки контроля своего характера: умение скрыть нежелательную реакцию, терпение, понимание и толерантность к тем, кто не способен понять многие вещи.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

самопознание как компонент самосознания

Глоссарий терминов и их взаимосвязь

Сам термин «самопознание» имеет древние корни, начало которых ведет нас дорогой в глубокую античность. Впервые данное изречение было приписано греческому философу Платону в его известном трактате «Протагор».

Самопознание – самоличное изучение физических и психологических особенностей, анализ собственных чувств, эмоций. Процесс самопознания человека начинается с младенческого возраста, когда он начинает чувствовать свое тело и реагировать на окружающею среду, а заканчивается только в конце жизненного пути человека – его физической смерти.

Разумеется, процесс саморазвития был бы абсолютно невозможен без еще одного проявления важного компонента человеческой натуры – сознания. Эти термины тесно связаны, правильно даже будет заметить, что первое – это логическое продолжение второго. Сознание – это проявление высшей формы развития человека. При его активном содействии, каждый способен оценивать свою, а также деятельность отельных представителей социума, их модель общения и поведения.

Следующим термином, который будет нам необходим для изучения азов личностного развития, является «самооценка» — один з компонентов самосознания, по сути, адекватная оценка самого себя без каких-либо предупреждений. Влияние самооценки на самопознание – важный фактор. Необходимо учитывать то, что без трезвой оценки самого себя, которая исключает излишние преувеличения и принижения, личностное развитие просто невозможно. Она бывает нескольких разновидностей:

  • Текущая — оценка собственных действий, в том числе проступков. При всем этом отсутствует эмоциональный окрас, в данном случае главенствующую роль играет холодная логика;
  • Адекватная — критическое, но при этом верное определение собственных недостатков и поиск путей для их искоренения;
  • Неадекватная — абсолютно необъективная характеристика самого себя. Присваивания себе осознанно негативных качеств, при этом отсутствуют попытку исправить что-либо;
  • Личностная самооценка – определения уровня удовлетворённостью собой во всех проявлениях.

самопознание как компонент самосознания

 

Стадии развития самопознания

Процесс самопознания человека многоуровневый алгоритм, все звенья которого взаимосвязаны между собой. Невозможно перейти к следующему этапу, не завершив полностью предыдущий. Выделяют всего четыре уровня, или же назовем их стадиями, самопознания:

  1. Чувственный – самый примитивный уровень. Мы способны прочувствовать необходимые, тревожащие процессы в нашем организме, ощутить простейшие психические воздействия извне. На данном уровне, особенности самопознания личности практически не видны. Человек не отличим от остальных представителей себе подобных;
  2. Личностный – на этом этапе человек становиться все более эгоистичен. Он зациклен на своих внутренних переживаниях, осознании себя как личности, которой присущи как негативные, так и положительные черты характера;
  3. Аналитический с интеллектуальным уклоном – осознание собственных мыслительных процессов, при помощи таких инструментов как самоанализ и наблюдение. Субъекта все больше и больше интересует непосредственное созерцание издали, нежели активное участие. Этот момент можно сравнить с куколкой бабочки, которая уже практически готова явить себя миру во всей свойственной ей красоте;
  4. Деятельный – слияние всех трех предыдущих уровней становления самопознания. С достижением практического совершенства в использовании самокритики, собственного контроля. Также присутствует абсолютная потеря страха перед любым проявлением какого-либо самовыражения.

самопознание как компонент самосознания

Особенности самопознания личности: основные функции

Весь этот многоликий процесс весьма динамичен – он постоянно находится в состоянии активного развития. Мы постоянно обучаемся чему-то новому, что помогает нам в дальнейшем. Это служит дополнительными инструментами в самопознании нашей личности. В конечном итоге, самопознание как компонент самосознания – всего лишь конечный продукт потребления, от которого зависим каждый.

Давая характеристику данному нонсенсу, нельзя не упомянуть его важнейшие функции, которые выражаются в самозащите внутреннего спокойствия человека. Это есть ни что иное, как устойчивость к возможным обидам, негативным факторам, которые могут нанести большой урон психологическому равновесию человека, а также внутреннему спокойствию. В том числе, следует помнить о формировании своей индивидуальной и неповторимой личности, персонального «Я» которого раньше не существовало.

Под персонализированным сознанием, т.е. «Я», понимают отличительные черты характера, харизма, ярко выраженные поведенческие модели.

Не последний фактор также влияет самооценка человека. Самопознание как компонент самосознания отличает возможность самоидентификации. наличие детских затаенных страхов и комплексов, которые на протяжении всей жизни будут мешать процессу развития в каком-либо направлении.

самопознание как компонент самосознания

Самопознание как компонент самосознания в учении Карла Юнга

Пик стремления в изучении личностного роста, а также сопутствующих аспектов припал на XX век, когда на небосводе психологии крепко закрепились такие звезды как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Именно о последнем, а точнее, его знаменитой теории, пойдет сейчас речь.

Согласно теории Юнга, самопознание как компонент самосознания формируется на бессознательном уровне, включая в свою структуру стремление человека (неосознанное) к лучшему, практически совершенству. Каждый из нас мотивирован персональными убеждениями, найти логическое объяснение, которым невозможно. Мы изначально «запрограммированы» на такое стремление. Ученный утверждал, что внутренние «Я» человека, вся его индивидуальность, подвластна некой цикличности и структуре. Модель же этой структуры он вывел, основываясь на работе Фрейда – «Эго», «Личное бессознательное» и «личное сознательное».

Фрейдизм в теории Юнга

Эго – ядро всего сознания. Включает в себя наличие таких внутренних ресурсов как: мысли, чувства, желание, эмоции и воспоминания. С их помощью индивид чувствует себя целостным, а также воспринимает себя как полноценную ячейку общества. Все эти ощущения, в особенности познание себя на таком уровне, дают шанс изучить результаты своей осознанной деятельности;

Личное сознательное – анализ текущих проблем, возможных переживаний, которые необходимо преодолеть здесь и сейчас. Сознательное нацеленное на возможность решения проблем, применяя различную тактику действий, таким образом продолжая обучение. Согласно теории Юнга, личное сознательное – это верхушка самого айсберга, которая не несет значительного дискомфорта, а скорее вызывает раздражение нерешённой проблемы. Другое дело третья составляющая.

Личное бессознательное – все ранее пережитые конфликты, эмоциональные встряски, любые другие потрясения, которые по прошествии некоторого времени забылись, но при этом глубоко укоренились в нашем подсознании. Данное утверждение схоже с фрейдовским, однако в теории Юнга скрыт более глубокий смысл. В ней сказано, что затаенные комплексы, о наличие которых мы можем даже не подозревать, могут причинить нам ощутимые неприятности. Сказываться на поведении личности в целом.

К примеру, человек, который всю свою осознанную и неосознанною жизнь стремился к власти, абсолютно не способен работать в коллективе и подчиняться приказам. Он забывает о том, что для достижения своей мечты о власти, надобно пройти все этапы развития, начиная с самых низов. Разумеется, только путем набивания шишек, он сможет осознать всю неправильность своих действий и попытаться их исправить.

самопознание как компонент самосознания

Концепция архетипов в теории Юнга

Неподдельный интерес взывает также концепция архетипов, которая была разработана в рамках теории Юнга. Эти архетипы, являются набором образов, которые доказывают на практике, что самопознание как компонент самосознания, в основном действует на уровне подсознания, нежели во время анализа в целом. Мы примеряем на себя модель конкретного архетипа, который играет ведущую роль в нашем подсознании. Ведущими образами (архетипами) в его представлении были:

  • Тень – тотем темной сущности человечества: все его подавленные эмоции (страх, агрессия), которые по существу являют собой животную сущность.У нее отсутствуют какие-либо моральные и этические нормы , присущие индивиду. Этот отпечаток несет в себе все порицаемые обществом, но не менее желанные мечты. Но несмотря на это, «тень» несет в себе также и положительные черты – это естественный источник жизненной силы людей, их спонтанности и творчества. Ее главная функция – направление энергии в требуемое русло, отброс всевозможных страхов перед неудачей;
  • Персона – наш фасад, грубо говоря – «лицо для обложки». Теория Юнга гласит: этот архетип признан сохранить под личиной правильности и доброты наших внутренних демонов, для произведения положительного эффекта на общество. Отрицательные качества «персоны» — наши стремления и начинания. «Как?» — спросите вы. Да очень просто, ведь главная цель его (персоны) жизни – угодить всем, выставляя себя только в лучшем свете. В будущем это грозит полной потерей всех индивидуальных и отличительных черт, всего того, что делает нас самими собой;
  • Самость – ведущий архетип, то к чему должен стремиться каждый из нас. Именно он дает неопровержимую аксиому того, что самопознание как компонент самосознания требует полной гармонии во всех соотношениях: начиная от эмоций и заканчивая внутренними убеждениями. В его понимании, все человеческое существование направлено напрямую на этот образ – «лик святого», который в глазах всего мира был и есть, эталоном совершенства. Этот эталон не был омрачён грязью греховности и порочности, поэтому мы и равняемся на эту «внутреннюю чистоту»;

Дуалистические градации в основе гармонии

Анима и анимус – Юнг не призвал раздел человека по гендерной принадлежности. В его понимании, идеала и просвещения мог достигнуть только тот, кто умело сочетает в себе мужское и женское начало. В основу этого утверждения был положен миф о греческом персонаже – Гермафродите, который смог достичь полной гармонии с самим собой и ощутить всю радость жизни, слив свое тело (не только в фигуральном, но и буквальном смысле) с женщиной, таким образом познав необычайное чувство наполненности и единства.

Интроверт и экстраверт – жизненные позиции человека весьма ощутимо влияют на его способность самопознания. Их внутреннее предрасположение либо к активному содействию с социумом, либо избегая каких бы то ни было контактов с ним. Все это ощутимо сказывается готовности к личностному развитию.

К примеру интроверты – гораздо легче проходят все этапы, нежели экстраверты, поясняя все это тем, что они более расположены к глубокой задумчивости и отрешению. А вы знаете, что углубиться в себя и свои мысли необходимо на всех этапах самопознания. Поэтому самопознание как компонент самосознания более доступен интровертам, чем экстравертам. Но в то же время последние, гораздо легче и искусней идут на контакт с другими, достигая поставленных задач с помощью социума.

самопознание как компонент самосознания

Вывод

В завершении этой статьи хочется добавить, что полная реализация своего «Я»: стремлений, желаний, а также других факторов, и является тем конечным результатом, к достижению которого необходимо стремиться. Необходимо осознать, что индивидуальность – это неплохо – это норма. Мы не обязаны быть все как на подбор. С таким успехом, в том числе и стремлением, мы просто начнем процесс полной деградации всего человечества.

Только благодаря индивидуализации, мы способны реализовать себя как личность, примеряя на себя различные образы. Ищите свой неповторимый стиль и путь. Самопознание как компонент самосознания, помогает нам избежать штампов, раскрыть свою «ракушку», принять и полюбить себя такими какими мы есть. Вспомните, как ранее было описано влияние самооценки на готовность человека развиваться. Помогайте себе стать на уровень выше в своих стремлениях, стать немного лучше!

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Самопознание, самооценка

Муки самопознания – что это?

Начнем с научного определения - что такое самопознание?Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.

Думаю, что познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.

Человек – изначально существо духовное  само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице. Самопознание зарождается и  развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций  и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.

Если рассматривать с точки зрения психологии, то выделяют три основные мотива, которые заставляют обращаться человека к самооценке: 1.понимание себя; 2.повышение собственной значимости; 3. самопроверка.

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искаженная самооценка.

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).

К основным путям самопознания относят • анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми; •  самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события; •  самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).

Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих  людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения  и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром. 

Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы,  то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.

Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.

Этапы самопознания

Первичное самопознание

В процессе самопознания (становления идентичности) выделяют ряд этапов. Первый этап – первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Это самопознание можно также назвать пассивным, рецептивным и конструирующим, поскольку здесь происходит «доверчивое» восприятие мнения окружающих и создание «Я-концепции», которая полностью формулируется окружающими. На пути первичного самопознания могут возникнуть «проблемы несоответствия», которые исходят как от самого человека, так и от определяющих его людей.

Кризис первичного самопознания

Поэтому рано или поздно наступает второй этап – кризис первичного самопознания, связанный с тем, что появляются несогласованные мнения о человеке, исходящие от разных людей, с тем, что появляются внутренние изменения, которые не вписываются в привычный образ «Я», и т.д. – все это приводит к «когнитивному диссонансу», требующему своего разрешения. Быть может, самопознание в полном смысле – как познание себя самим собой, а не Другим – начинается именно со встречи с опытом, который не умещается в привычную «Я-концепцию». Кризис самопознания приводит также к изменению роли Другого в самопознании. Человек уже не может опираться на Другого, на его определения, человек начинает переходит к самоопределению.

Вторичное самопознание

Таким образом, кризис самопознания инициирует третий этап – вторичное самопознание – изменение представлений человека о самом себе. Это уже активное самопознание, поскольку теперь человек определяет себя сам. Другой в данном случае выступает в качестве образца, модели, он пассивен, он используется лишь как мерка, как эталон или как подтверждающий посредник. Это уже реконструирующее самопознание, поскольку мы имеем дело с переопределением «Я-концепции», которое может состояться только на базе имеющегося представления, когда человек подвергает сомнению истинность своей привычной конструкции. Тогда он переделывает себя в соответствии со своим собственным планом.

В заключении следует  сказать, что, по моему мнению,  обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах  и т.п.

www.7chakr.ru

Общая характеристика самопознания как процесса

Процесс* — последовательная смена состояний, явлений в развитии чего-либо; в более узком понятии — последовательность действий для достижения определенной цели. Мы будем рассматривать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.

Своеобразие самопознания как процесса схематически (рис. 5) может быть представленоследующим образом: Обнаружение —> Фиксация Анализ —> Оценка —> Принятие

Итак, вначале мы обнаруживаем в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику, например неуверенность. Момент обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается смысла. Иногда именно обнаружение является наиболее сложным моментом, в нас есть много такого, на чем мы просто не фиксируем своего внимания, не делаем предметом анализа. Нередко значимая черта или характеристика обнаруживается человеком очень поздно, когда уже использовать ее позитивный потенциал не представляется возможным.

В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее закрепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальнейшей жизни. Бывают ситуации, когда мы, общаясь с определенным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до следующего случая, в результате — не можем провести соответствующий анализ и оценить в целом меру своей неприязни. Следующий шаг — это анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т. п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в себе неуверенность, необходимо задать конкретные вопросы: в чем проявляется моя неуверенность? Во всех ли ситуациях я испытываю ее? Что является причинами ее возникновения? С какими другими качествами (тип темперамента, мягкосердечность, доброта и др.) она связана? Последовательно задавая эти вопросы и отвечая на них, мы углубляем представление о своей неуверенности и границах ее распространения.

Следующий этап — мы оцениваем то или иное качество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом того или иного качества, который сами создаем для себя, либо с общепринятыми и усвоенными нами образцами. В данном случае мы можем оценить себя по-разному: как очень неуверенный человек, сравнивая себя с другими людьми или конкретным хорошо знакомым нам человеком; как умеренно неуверенная личность с неуверенностью, проявляющейся только в определенных ситуациях; как уверенный человек, а неуверенность проявляется только в критических, неожиданных ситуациях и выступает, скорее, не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность.

И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия мы включаем свою неуверенность в структуру Я-концепции, относимся спокойно к ее существованию, пытаемся найти в ней позитив, можем поставить задачу по ограничению проявления неуверенности и развития в себе уверенности в будущем. Но возможны случаи, когда мы не принимаем неуверенность, отторгаем ее (в область бессознательного), всем пытаемся доказать, что я уверенный человек, а если не отторгаем, то начинаем «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только ухудшает положение, общее самочувствие, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают в конфликты с другими людьми. Вообще нужно сказать, что борьба с собой — это нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с самым дорогим, что у тебя есть, т.е. ты сам. Поэтому искусство самопринятия — это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт — акт самосовершенствования (об этом мы будем говорить в следующем разделе).

Итак, самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания? К ним могут быть отнесены следующие.

Степень осознанности — неосознанности. В большинстве случаев процесс самопознания носит непрерывный характер и является до определенного предела неосознанным. Человек просто живет, учится, трудится, общается, ведет беспрестанный диалог с самим собой. (В нас живет такой «болтун», который начинает «болтать», как только мы просыпаемся, а иногда проявляет себя и во сне.)

В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силу действия закона перехода количества в качество в один прекрасный момент осознаются и фиксируются в сознании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уровне неосознанной установки, определяя наше поведение и способы саморегулирования. Нужно отметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей, не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлексии, т. е. не способных встать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе.

Самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т.е. человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя. Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятельность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает свое самопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он познает себя. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себя самопознание превращается в самокопание, порождающее не объективное знание о себе, а различного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всем должны быть мера и здравый смысл.

Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Наша жизнь состоит из спокойных и кризисных периодов, из отрезков не насыщенных и насыщенных событиями, которые резко могут менять судьбу и биографию. Поэтому самопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимо принимать ответственные решения: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др. Чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя личности за короткий промежуток времени получить столько информации о себе, сколько она не получала за годы жизни до этого. Многие из этих периодов хорошо известны и изучены в психологии, сюда относятся: кризис 3 лет, когда впервые ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности, формируется первоначальная социальная система Я, возникает непреодолимое желание заявить о себе, утвердиться — вспомним знаменитое детское «Я сам!»; кризис семилетнего возраста, когда ребенок начинает осознавать себя как субъекта учения и у него возникает потребность оценить себя как ученика; кризис подросткового возраста, который по накалу не уступает кризису 3 лет. Подросток открывает многое в своем Я уже в контексте взаимодействия с социальным окружением, со сверстниками, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм поведения на взрослые. Существуют кризисы и у взрослых людей, например: кризис тридцати лет; кризис зрелого возраста; кризис, связанный с уходом на пенсию. Во всех этих случаях идет переосмысление жизни, фиксирование сложившегося образа Я, определение перспектив саморазвития на будущее, происходит оценка достижений и неудач.

Принципиальная незавершенность самопознания — это, пожалуй, одна из самых интересных закономерностей. Она обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осознания, человек уже родился, живет, у него даже сформировались элементарные акты самосознания в виде выделения своего физического Я из окружающего мира, а вот познает он себя несколько позже. То же самое характерно и для взрослого человека, реально его личность и жизнь богаче, чем то, что он знает о себе. Всегда есть неопознанное, слепое пятно (вспомним «Окно Джогари»). Поэтому познать себя полностью невозможно, даже людям, обладающим выдающимися способностями в этой сфере. Например, буддистские монахи всю жизнь занимаются самопознанием и практикой самосовершенствования, но только один Будда (принц Гаутама) достиг своих пределов. У некоторых людей такое положение дел может вызвать отчаяние, ощущение бессмысленности жизни, если они не могут познать себя. Однако на самом деле это нормальный процесс, данный факт надо просто принять так же, как мы принимаем неизбежность смерти. Важно не полное познание себя, а стремление к более глубокому и всестороннему познанию, а еще важнее — адекватное использование познанного в жизни, деятельности, особенно сильных сторон своей личности.

Кроме общих закономерностей самопознания: степени осознанности, разной насыщенности, принципиальной незавершенности— выделяют и некоторые специфические особенности самопознания, которые дополняют его целостную картину.

1. Самопознание проходит в своем развитии два этапа. На первом этапе самопознание осуществляется в системе «Я—другие». С одной стороны, начиная с раннего детства человек находится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно оценивают его, и вольно или невольно он начинает руководствоваться этими оценками, принимать их в той или иной степени, усваивать сами способы оценивания. С другой стороны, ребенок сам приобретает опыт оценивания других, вначале повторяя оценки взрослых, а затем и формулируя их самостоятельно. Тем самым он учится сравнивать себя с другими, через систему взаимооценок начинает постепенно постигать собственное Я, у него формируются первоначальные представления о себе, затем и первый опыт создания образа Я через осознание своего отличия от других. На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я— Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время при различных обстоятельствах. Здесь он уже анализирует собственную деятельность, ее результативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личности и поведенческие характеристики. То есть самопознание начинает работать как самостоятельный процесс, способный обнаруживать, фиксировать, анализировать, оценивать и принимать познаваемое в себе. Справедливости ради следует отметить, что первый этап сохраняет свой потенциал до конца жизни, он просто органически включается в структуру второго этапа и не утрачивает своего значения.

2. Интенсивность, глубина, обоснованность самопознания зависят от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. Например, к ним относятся экстраверсия и интровер-сия. Экстраверт — человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром, поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнем мире. Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимы собственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознание осуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт — к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии—интроверсии. То же можно сказать и о некоторых других чертах, в частности о влиянии различных типов акцентуации характера на своеобразие и сферы самопознания.

3. Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности — это свойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не- сводятся. Способности к самопознанию — это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро, качественно, всесторонне и адекватно познать себя. В силу разного уровня развития этих способностей люди значительно различаются друг от друга: одни постоянно занимаются самопознанием, хорошо и всесторонне знают себя и умеют использовать эти знания в жизни и деятельности; другие самопознанием занимаются эпизодически, их знания о себе отрывочны и фрагментарны, и, что самое главное, их представления о себе неадекватны, т. е. не соответствуют действительности. Как часто мы встречаемся с людьми с завышенной или заниженной самооценкой, придумавших себя, не способных, в силу этих причин, правильно строить свои отношения с миром, социальным окружением. Но, как и всякую способность, способность к самопознанию можно развивать. Что для этого необходимо? Прежде всего формировать позитивную мотивацию самопознания; полностью использовать потенциал основных механизмов самопознания — идентификацию и рефлексию; обучаться специфическим приемам самопознания — самонаблюдению, самоанализу, самомоделированию и др.; использовать различные средства самопознания: чтение художественной литературы, изучение психологии, ведение дневников и т.д.

psyera.ru

Самопознание | Философский словарь

Как и самооценка, имеет важные отличия от самонаблюдения: 1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке; 2)...

как и самооценка, имеет важные отличия от самонаблюдения:

1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;

2) сведения о себе человек получает не только (часто – и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних историков – объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр.

Самопознание – познание себя – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:

1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие способы, а потом уже применить их к самопознанию;

2) должен накопиться материал для познания – человек должен чем-то, кем-то стать, притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;

3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима – ведь всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физическою мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы “обслуживать” его. Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание “духовного Я” – своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: “каков я?”, “что во мне не так?”, “каким я должен быть?”. Именно в этом возрасте начинает формироваться “идеальное Я” – осознанный личный идеал. Сопоставление с ним часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование.

www.philosophydic.ru

Роль самопознания вжизни человека. Понятие самопознания. - Начальная школа - В помощь учителю - Учительские университеты

Роль самопознания в жизни человека. Понятие самопознания.

Одному из древних философов принадлежат слова: «Человек — мера всех вещей». А что является мерой самого человека? Ответ, наверное, очевиден — его дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека, зрелости его как личности. Если же сместить акцент с результатов деятельности (дел и поступков) на самого человека и задать себе еще один вопрос: за счет чего способен человек совершать деяния? (т. е. в чем состоит ценность самого человека?), то ответы уже не будут столь однозначны. Кто-то будет уповать на талант, иные — на умение строить отношения с другими людьми, а кто-то будет объяснять успехи в жизни и труде благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психолог же ответит на этот вопрос следующим образом: ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее. Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития. Примерно в этом направлении двигаются и педагогическая мысль, и практика работы образовательных учреждений: от идеи получения наперед заданных результатов личностных свойств, знаний, умений, навыков — к идее развития молодого человека; от идеи всестороннего развития — к идее саморазвития и создания условий для ее существования. Поэтому в последнее время разрабатываются специальные технологии в рамках гуманистического направления в науке и практике, где идея саморазвития становится главенствующей, что нашло отражение в возникновении понятий «личностно-ориентированный подход», «личностно- ориентированное обучение», «личностно-ориентированная дидактика» и т. п. В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в тактичном сопровождении со стороны Учителя, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь, даст совет, научит обращаться к собственному опыту или к опыту других людей. Более того, человек, решивший посвятить себя педагогической карьере, должен уметь оказывать поддержку в процессах самопознания и саморазвития детям, но для этого и сам должен заниматься самопознанием и саморазвитием, иначе его поддержка и сопровождение не будут иметь никакого смысла. Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?» Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами. Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действитель- ность. Что же такое самопознание? С одной стороны, дать определение довольно просто, исходя из структуры термина «самопознание». Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя». Для многих эта фраза не составляет тайны, и они понимают ее буквально как императив (указание), что нужно познать себя. Если же попросить охарактеризовать себя («Что же ты о себе знаешь?»), то, на удивление спрашивающего, ответ будет очень скупым и предельно обобщенным, например: «Я умный, добрый, справедливый, умею строить отношения с другими». Примерно таким же образом о себе отвечает маленький ребенок: «Я хороший», «Я большой», повторяя то, что ему говорят родители. Интересно отметить, что люди необразованные, проживающие в малокультурных обществах, вообще затрудняются оценить себя и дать характеристику. Наконец, с точки зрения здравого смысла, житейской психологии значение самопознания определяется достаточно просто. Если спросить любого человека, даже такого, кто вообще никогда не изучал психологию и имеет о ней смутное представление, в чем смысл самопознания, он, наверное, ответит так: «Самопознание позволяет наиболее полно использовать свои возможности в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом» — и в целом будет прав. В то же время некоторые могут ответить и так: «Я познаю себя, чтобы иметь власть над другими, манипулировать ими, добиваться своих целей». Таким образом, с позиций здравого смысла самопознание имеет два значения: одно — позитивное, другое — негативное. Действительно, позитивный смысл состоит в том, что любое дело, ситуация, другие люди предъявляют человеку определенные требования и, чтобы добиться успеха в работе, переговорах, завязывании отношений, он должен взвесить свои возможности, опереться на качества своей личности, но предварительно их нужно познать в себе. Негативный смысл состоит в том, что нередко хорошее знание себя, сильных и слабых сторон своей личности используется человеком в корыстных целях: для удовлетворения своих притязаний, своих амбиций, достижения превосходства над другими, обеспечения себе определенных привилегий и др. Итак, в чем значение и смысл самопознания для человека, каждый это значение определяет для себя сам.

Литература:

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987. Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника, или Как обрести уверенность в себе. — М., 1994. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. — М., 1999. Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М., 1995. Энциклопедия практического самопознания. — М., 1994.

collegy.ucoz.ru