Недавно, один читатель сайта написал мне о том, что он заниматься самопознанием уже более 20 лет. Я задал ему вопрос – какие результаты вы получили за это время? В ответ – молчание. А через несколько дней мужчина написал, что за это время, за 20 лет, он много всего узнал и лучше стал понимать себя. И больше, судя по всему, сказать ему было не о чем. Вы знаете, здесь очень часто зарыта проблема, причина которой духовная некомпетентность и не образованность большинства людей. Это печально, когда человек знает много, голова забита информацией, но в сознании винегрет, и при этом результаты в жизни, как правило, – пшик. То есть, человек ничего не научился применять на практике, спрашивается – зачем тогда учился? Так рождаются неудачники, скажу я вам.
Самопознание личности – это не самоцель! Самопознание – это всего лишь первый, подготовительный этап пути развития и самореализации человека в жизни. За самопознанием должно следовать целенаправленное развитие и обязательно самореализация (практическое применение знаний в жизни – постановка и достижение целей, успеха, счастья на практике!).
Чтобы лучше разобраться в теме, прежде всего рекомендую прочитать статью – Этапы формирования и развития Личности, в ней также идёт речь о самопознании, но как об одном из этапов жизни. А сейчас подробнее разберём именно Самопознание.
Самопознание, второй этап развития Личности, нужно понимать практически дословно – познание себя. Этап самопознания необходим каждому человеку для осознанного выбора жизненного пути, пути развития и выбора жизненных целей (профессии, др.).
Условно говоря, есть много уровней самопознания, и всё зависит от человека. Кому-то достаточно просто почувствовать и понять свои желания, стремления – кем человек хочет быть и почему. Например, человек хочет быть доктором и много зарабатывать. Он анализирует свои желания и выбирает для себя профессию в медицине, где хорошо платят (зубной врач, пластический хирург, др.). Многим достаточно просто понять свои желания и особо не задумываясь начать их достигать. А кому-то этого бесконечно мало.
По-настоящему Самопознание человека начинается с вопросов: Кто я? (кто такой Человек?) Для чего я рождён? Для чего я Живу? В этом случае самопознание включает в себя познание и развитие себя как Личности, познание своей Души, поиск высшего смысла Жизни, выбор жизненных целей и нравственных принципов по которым человек хотел бы жить.
Этап самопознания переходит в путь развития, когда человек находит ответы на ключевые выше перечисленные вопросы – выбирает цели и систему знаний, ответы которой его удовлетворяют.
Самопознание – это, по сути, духовный поиск, который, чаще всего, предполагает прочтение множества книг, перелопачивание большого объёма информации, познание своих чувств и устремлений, начальную практическую проверку каких-то постулатов.
Следующие этапы Самопознания Личности следуют уже после того, как человек определился в выборе пути и начал целенаправленно работать над собой по какой-то системе. То есть, он начал применять в своей жизни, на практике, соответствующие знания, техники развития и получать результаты.
Последующие этапы самопознания включают в себя:
Помните! Если вы много читаете и много знаете – это ещё не значит, что вы развиваетесь и идёте к совершенству! Вы только познаёте. А развитие начинается лишь тогда, когда вы начинаете изменять себя, применять знания и техники на практике, и получать в своей жизни позитивные результаты.
Как сказал Христос: “По плодам узнаете!“, или так – “Покажите мне ваши результаты в жизни и я скажу вам какой у вас уровень развития”
Читайте на эту тему:
С уважением, Василий Василенко
Самопознание – с чем мы его связываем? Кто кого познаёт у нас внутри? Ум, отражающий земное эго или Дух, сошедший из высших сфер, чтобы познать себя в плотном мире? Видимо и то и другое одновременно. Процесс взаимный, встречный. Земная осознанность, это понимание и ощущение — кто «Я», осознанность духовная – это потеря всякого понимания кто же «Я»! Оно везде и нигде, и не существует как таковое. От этого хорошо и легко, истинная освобождённость!
Два начала, земное и небесное, одновременно существующие в человеке, создают эффект объёмного присутствия, необходимого для живого участия в Жизнетворчестве. Подобно этому, в кинотеатрах можно смотреть и соучаствовать в фильмах в объёмном формате 3D или же можно довольствоваться обычным плоским изображением. Эго-сознание воспринимает мир на плоскопанорамном экране собственного видения. Такой линейный взгляд из одной точки «себя» не позволяет объективно видеть ни себя, ни динамику жизни. Одновременное восприятие из двух точек создаёт эффект полноты участия и собственного проживания каждого эпизода этой глобальной эпопеи под названием «Жизнь».
Самопознание, с позиции земного «Я», интересно и необходимо для развития, но не достаточно. Но и экзальтированное сознание, оторванное от реальной жизни, подобно облаку, парящему над землёй. Если же облако проливается дождём, орошая землю, тогда всё оживает, начинаются динамические процессы. Так, духовная сфера необходима материальному миру, но и мир необходим, как поле для духовной самореализации. Взаимодействие этих двух составляющих придаёт смысл самому Существованию, формируя нечто третье, называемое Мировая душа. Эта живая субстанция рассеянна повсюду мириадами индивидуальных капелек, и в каждой капельке – душе, отражён целый Океан!
Астрология, это наука о связи индивидуальной жизни с единым океаном Существования. Это мощный инструмент самопознания! Каждый отдельный человек является частью глобальных мировых процессов, хотим мы этого, или не хотим. Задача человека – жить осознанно, именно этим мы и отличаемся от животных. Несознательная жизнь движется в плоскости, не возвышая человека, и повторяется круг за кругом. Но, в анналах души накапливается опыт, составляющий понятие кармы. Он подобен записи на магнитофонной кассете, которая переходит из жизни в жизнь, и эта запись воспроизводится в каждом новом воплощении в виде определенных качеств души. Исправить и улучшить записи в индивидуальной хронике, выражаемой через характер, наклонности, особенности человека, возможно только при достижении высокой степени осознанности. Карма имеет позитивную и негативную части, что влияет на возможности дальнейшей эволюции души. Невыученные уроки предлагаются заново, пока не будут достигнуты удовлетворительные результаты. «Карма» — это не наказание, как считают многие, но тема для проработки невыученных уроков. В кармическом наборе есть и драгоценный опыт, помогающий справляться с проблемами настоящего.
Индивидуальная астрологическая карта – это сценарий жизни в очередном воплощении. Именно такой вариант жизненного пути необходим сейчас душе для её роста, развития. Зрелые души, наполненные эволюционным опытом и духовной силой, вполне осознают себя и свои задачи, поэтому имеют возможность правильно выбирать для себя время рождения и нужных родителей. Они получают необходимый энергетический потенциал, таланты и возможности, помогающие осуществить свою миссию и подняться на следующий эволюционный уровень. Астрологическая карта должна соответствовать задачам индивидуального развития, это важно. Незрелые души воплощаются спонтанно, пускаются в плавание чаще не по своей воле, но будучи захваченными вечно вращающимся колесом Сансары. Тогда о свободе выбора речь почти не идёт, всё подчинено фатальному влиянию обстоятельств. Человеку предстоит пройти множество испытаний и обучающих ситуаций, чтобы обрести необходимый опыт. Тогда гороскоп бывает сложным, напряжённые аспекты в нём представляются препятствиями. Но, те же самые аспекты для зрелой, сильной души становятся дополнительным источником энергии, потенциальной, ещё не освоенной. Они подобны диким мустангам, которые брыкаются и сбрасывают седока, но если их укротить и сознательно использовать, то можно быстро и мощно достигнуть любой цели! Высокая душа может превзойти свой гороскоп, выйти из жёсткой зависимости прописанных в нём параметров и условий. Осознанность и сила духа нам в помощь!
Михаил Бородачев
Какие вопросы мы задаём себе, так и жизнь свою формируем. Недовольство жизнью происходит из-за ориентации на внешний мир, но не внутреннее проживание самого себя в этом мире. Сознание большинства людей загружено навязанными стереотипами, уводящими к эфемерным успехам, к ложным ценностям, но только не к самому себе. Мы забываем, что главная ценность – сам человек, а не то, что он имеет или делает. читать далее
Увлекательное путешествие длиною в жизнь уже с самого рождения имеет свой сценарий, расписанный на «трёх уровнях». Первый базовый уровень — это наследственность или генетическая программа, передаваемая от родителей детям. Первый базовый уровень — это наследственность или генетическая программа, передаваемая от родителей детям. Она несёт основные биологические характеристики, присущие роду, племени, нации. читать далее
Каждый новый день – это ещё одна маленькая жизнь. Во всей своей полноте! Просыпаемся утром, будто заново рождаемся, полные сил и намерений. День проходит в деяниях, в реализации задуманного и необходимого. Дхарма и карма переплетаются в узорах дня. К вечеру мы до конца дописываем очередную страницу своей «книги жизни», усваиваем её содержание. читать далее
Энергия Вселенной разлита повсюду, она присутствует в каждой точке пространства. Но, большинство людей не могут её воспринимать и использовать в полной мере, поскольку недостаточно открыты, не настроены. Это чистая энергия космического эфира нужна для поддержания здоровья, для духовного роста, для ощущения радости от жизни. читать далее
xn----7sbbbgki0ab4ahsa1a7f0a.xn--p1ai
Самопознание человека – путь к духовному пробуждению.
Существует 4 вида самопознания человека, из них первые три – «человеческие», а четвертый вид самопознания – это духовное самопознание.
О первых трех видах в википедии говорится, что самопознание осуществляется личностью и означает изучение собственных особенностей, физических и психических, а также осмысление себя.
В психологии тоже рассматриваются лишь три вида самопознания – биологическое (тело), социальное (знания, умения и поведение в социуме) и личностное – выбор человека и его взаимодействие с другими существами.
Эти три вида самопознания – это низшие уровни, это познание себя как человека, личности.
Более высокий уровень – духовное самопознание, которое означает, что человек начинает понимать, что он – нечто большее, чем тело и ум, и начинает исследовать свою нематериальную природу, природу сознания, души.
К этому виду самопознания человек приходит, когда достигает определенной зрелости. Таких людей относительно немного. На этом уровне происходит духовное пробуждение, когда человек приходит к осознанию себя как чистого сознания, которое лежит в основе ума и тела.
На уровне духовного самопознания человек, как правило, интересуется эзотерикой, священными писаниями (различных религий) и духовными практиками, которые могли бы помочь познать себя, свою истинную духовную природу.
По мере изучения и практики, сознание (ум) очищается в достаточной мере, чтобы произошло самопознание, и тогда сознание осознаёт само себя – за пределами тела и ума. В этот момент осознаётся независимость от внешних вещей – тела, ума и проявленного мира.
В священных писаниях индуизма хорошо описана природа сознания, вот кратко: душа вечна, неизменна, вездесуща, невидима и не связана с телом. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Душа (сознание). Природа души» (ссылка на сайт внизу), а здесь мы рассмотрим лишь основные моменты по данным утверждениям, не углубляясь.
«Душа вечна» означает, что сознание находится за пределами времени и даже за пределами понятий о времени. Ведь это время существует в сознании, а не наоборот, потому что иначе мы бы должны были принять за истину, что время первичнее сознания, а такого быть не может.
Для того, чтобы было время, изначально должно существовать сознание, которое бы и осознавало это время. Идея о времени может возникнуть только в сознании и благодаря сознанию, а не наоборот.
«Душа неизменна» – это утверждение указывает на то, что изначальное сознание всегда одинаково, оно чисто. Ум человека меняется, тело меняется, личность меняется, но душа – это чистое неизменное сознание, которое не подвержено вообще никаким изменениям.
«Душа вездесуща» – так как сознание является изначальным и не ограниченным (ведь любые ограничения существуют лишь в сознании и благодаря сознанию), то душа не имеет никакого местоположения, кроме кажущегося. Эти вещи трудно понять умом, но однажды, по мере духовного самопознания, это становится ясным.
«Душа невидима» – ее нельзя увидеть глазами или какими бы то ни было приборами, потому что душа является чистым сознанием, это не объект внутри сознания. Это за пределами всех объектов. Приборы могут регистрировать лишь объекты.
«Душа не связана с телом» – еще один сложный для понимания момент, так как существует видимость, будто «я нахожусь в теле и связан с ним». На самом деле, это всего лишь видимость, и иллюзорность этой видимости осознаётся в момент духовного пробуждения, на высшем уровне самопознания человека.
Это цитаты очень высокого уровня понимания. Их невозможно понять умом. Но по мере духовного самопознания, с помощью различных духовных практик, ум постепенно очищается, и эти утверждения становятся понятными и очевидными.
Так обретается свобода от иллюзий. Это духовное освобождение. И после этого следует просветление. Но это уже другая тема.
Всем этим важным вещам и, в частности, духовному самопознанию и просветлению, посвящен сайт Самопознание – там вы найдете теорию и несложную практику очищения ума, пообщаетесь с практикующими, почитаете их успехи и отзывы, сможете пообщаться с автором сайта и техник и задать ему вопросы.
Интересного и увлекательного вам самопознания и скорого просветления! Будьте счастливы!
zdorowie22.ru
Какая связь между самопознанием и успехом? Прямая и непосредственная! Желание быть успешным должно начаться с хорошего понимания себя.
Допустим, мы себе придумали, чтоб быть успешным – это значит, обладать атрибутами финансового успеха. Авто, дом, вилла у моря…
Приобрели авто – но что-то не почувствовали себя успешным человеком. Купили дом – ситуация та же. Вилла у моря — …
После первого своего «успеха» — если нет этого самого Успеха (не чувствуете его, хотя должны), вы просто обязаны, как здравомыслящий человек, – призадуматься: я так долго шел к желанной цели – и вот достиг, вроде успех, и тихим унылым голосом говорите — ну, да – ура, но почему так паршиво на сердце? Или: почему радость от достижения желанного так быстро улетучилась? Что не так? А был ли успех действительно Успехом?
Есть несколько путей решения проблемы – если успех, не успех. Первый, и дальше глотать наживки – что успех – это когда у тебя много атрибутов богатства: вилла, загородный дом, отдых на Золотом Пляже в Испании… и.. в конце – опять быть разочарованным. Второй путь:
Прежде чем захотите стать успешным человеком – познайте себя!
Очень нужно познать себя, для того, чтобы определить, что значит лично для вас Успех…
Успех – это осуществление значительных, лично для вас, целей
Самопознание – выявляет и конкретизирует, что является для вас истинно значительным….
Самопознание – весьма сложный личностный процесс на выявления своего истинного «Я». Итак, нужно определить сам этот термин.
Самопознание – личный процесс по выявлению своих истинных желаний, потребностей и свойств личности.
Познание своих истинных чувств и эмоций. Распознание чувств и их оттенков, которые испытываем по тому или иному поводу или событию. (Есть особая какая-нибудь ситуация, и вы: Что именно вы чувствуете? Почему вы испытываете именно эти эмоции?)
Познание веры в себя (уверенность). Уверенность формируется на основе понимания своих сильных способностей. Это важная информация для достижения целей, и успеха. (Вопросы: В чем, именно вы сильны? Где именно, в какой работе – вы как рыба в воде?)
Самоуважение. Формируется на основе любви к себе и окружающих. (Никакого: я люблю себя за это, см. в статье по ссылке). Связь с успехом? Прямая. Чем больше у вас успехов – тем более самоуважение… но если будете себя больше любить – это не означает, что станете успешным. Но чтоб быть успешным – нужно себя любить. (и других то же). Самопознание в самоуважении – процесс выявление любви к себе. (Вы любите себя? Просто? Без всяких условий?)
Познание себя, где вы самодостаточны и независимы. Познание того, где вы берете бразды правления части своей жизни в свои руки. Конечно хочется сказать – бери всю жизнь в свои руки… Но это громкая фраза – на самом деле мы зависим от многого, а вот понимание, где мы можем «порулить» сами жизнью – включается в самопознание. (В чем именно вы принимаете самостоятельно решения? В чем бы хотели принимать?)
Самореализация. Познание своих истинных ценностей в жизни. Согласно этому и ставятся соответственные цели. (Что для вас является существенным? Какие ценности для вас важны?)
Категоричного ответа не будет.
Самопознание связано с развитием человека в целом. Как в отношении возраста, так и связано с взрослением души. Если вы прошли этот путь – и четко ответили на все вопросы в контексте свойств. Если вы точно знаете – что вы хотите…
Есть области в себе – о которых вы и не догадываетесь – ставьте цели и достигайте успеха – вы их со временем откроете… Зацикливаться на самом самопознании не стоит.
Если вы вроде успешны – но Успех не чувствуете. Забудьте вообще, что такое успех. Вам просто срочно нужно начать с самопознания и четкого формулирования того: что значит лично для вас Успех!
www.iaim.ru
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются [ кто-Я] три мотива для обращения человека к самооценке:
Понимание себя (поиск точных знаний о себе).Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искажают самооценку.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
Т. е., повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).С раннего детства человек задается вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своем внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания. И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла.
Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание. Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей Божественной природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.
Каждый человек — это отдельный мир, который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.
Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое. И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.
Для того, чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы. Такая оценка должна быть объективной.
С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.
В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины, в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.
Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют. Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.
Человек должен постоянно развиваться — это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.
В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.
Некоторые философы высоко ценили самопознание. Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено».
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения, как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание присуще только человеку.Если объяснить языком простых, обычных людей самопознание – это познание самого себя для того чтобы знать что ты хочешь. Т.е. кто я? Зачем живу? Есть ли идеальная работа для меня, идеальная семья, идеальный партнер по жизни, идеальный мир и идеальная жизнь для меня? Почему меня не любят? Почему у меня не складываются отношения со сверстниками или с коллегами по работе, или с родителями и т.д.
Думаю, что познание самого себя должно происходить не только на физическом, а и на духовном уровне. Большинство людей в наше время, часто даже не думают ставить цели духовного порядка, наш мир стал очень, если так можно сказать «оденежен, одоллорен», все можно купить за деньги, простите за богохульство, даже священников. Все людские цели чаще всего сводятся к тому, чтобы что-то приобрести, купить.
Человек – изначально существо духовное само низвело себя до материальных потребностей, и оттого страдает, ведь дух угнетён, словно в темнице.Самопознание зарождается и развивается по мере созревания и взросления человека, по мере развития его психических функций и расширения контакта с внешним миром. Самопознание тесно связано с самооценкой личности.
Если рассматривать с точки зрения психологии, то выделяют три основные мотива, которые заставляют обращаться человека к самооценке: 1.понимание себя; 2.повышение собственной значимости; 3. самопроверка.
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; завышенная или заниженная — искаженная самооценка.
Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).
К основным путям самопознания относят• анализ собственной деятельности и поведения на основе сравнения с другими людьми;• самонаблюдение, бывает как внешним, при помощи средств записи видео и аудио, так и внутренним — наблюдение за своими мыслями, чувствами, реакциями на те или иные события;• самоисповедь (внутренний отчёт перед самим собой).
Самопознание реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Как показывают наблюдения и исследования, зарождается самопознание в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно, и ученик, например, поначалу объясняет факт успешного усвоения данного предмета своим отношением к нему (нравится или не нравится). Развитие самопознания позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе.Чаще всего муки самопознания терзают мыслящих, ищущих, творческих людей. Но не только, многие обычные люди обращаются к самопознанию после переживания кризисной ситуации, например конфликт на работе, в институте, неудачи в личной жизни, потеря контакта с родителями или детьми. Одни пытаются найти готовый ответ, читая разнообразную литературу, просматривая фильмы, советуясь с друзьями, ища поддержки в своей правоте. Другие более зрелые и адекватно оценивающие ситуации (способные посмотреть на нее со стороны) будут стремиться разобраться в себе, понять собственные желания и мотивы своего поведения, отношения к другим. Анализируя себя в конфликтной ситуации будут стремиться найти положительные точки соприкосновения и достичь того положения чтобы в дальнейшем избежать полностью или смягчить конфликтную ситуацию, которая произошла. А кому-то потребуется помощь специалиста по собственному желанию или по совету близких или друзей, в процессе общения с которым будет проводиться работа направленная на самопознание собственного внутреннего мира, для продвижения по пути самосовершенствования, личностного роста, для того чтобы строить гармоничные отношения с самим собой, окружающими людьми и миром.
Если вспомнить все выше изложенное и данные психологической литературы, то процесс самопознание как попытка ответить на вопрос «Кто я?» – есть творение собственной идентичности, индивидуальности.
Самопознание – это встреча со своим бытием, увиденным через знаки и символы культуры. Только благодаря им собственное существование становится понятным и доступным как самому человеку, так и его окружению. Так, через язык самоопределения (дискурсивные концепты) человек обретает самобытие-в-мире: встроенность в мир, сознание себя частью мира.
Этапы самопознания
Первичное самопознание
В процессе самопознания (становления идентичности) выделяют ряд этапов. Первый этап – первичное самопознание – знакомство человека с самим собой через других, окружающих его людей. Это самопознание можно также назвать пассивным, рецептивным и конструирующим, поскольку здесь происходит «доверчивое» восприятие мнения окружающих и создание «Я-концепции», которая полностью формулируется окружающими. На пути первичного самопознания могут возникнуть «проблемы несоответствия», которые исходят как от самого человека, так и от определяющих его людей.
Кризис первичного самопознания
Поэтому рано или поздно наступает второй этап – кризис первичного самопознания, связанный с тем, что появляются несогласованные мнения о человеке, исходящие от разных людей, с тем, что появляются внутренние изменения, которые не вписываются в привычный образ «Я», и т.д. – все это приводит к «когнитивному диссонансу», требующему своего разрешения. Быть может, самопознание в полном смысле – как познание себя самим собой, а не Другим – начинается именно со встречи с опытом, который не умещается в привычную «Я-концепцию». Кризис самопознания приводит также к изменению роли Другого в самопознании. Человек уже не может опираться на Другого, на его определения, человек начинает переходит к самоопределению.
Вторичное самопознание
Таким образом, кризис самопознания инициирует третий этап – вторичное самопознание – изменение представлений человека о самом себе. Это уже активное самопознание, поскольку теперь человек определяет себя сам. Другой в данном случае выступает в качестве образца, модели, он пассивен, он используется лишь как мерка, как эталон или как подтверждающий посредник. Это уже реконструирующее самопознание, поскольку мы имеем дело с переопределением «Я-концепции», которое может состояться только на базе имеющегося представления, когда человек подвергает сомнению истинность своей привычной конструкции. Тогда он переделывает себя в соответствии со своим собственным планом.
В заключении следует сказать, что, по моему мнению, обычно муки самопознания начинаются, когда нет счастья в любви, раз. Не устраивает работа (нет любимого дела), два. Человек утратил здоровье, способность двигаться или узнал о неизбежности скорой смерти, три, и т.п. А самое главное в кризисные периоды развития ребенка, иначе не было бы развития и совершенствования ЧЕЛОВЕКА с большой буквы. Муки самопознания жестоко терзают творческих людей и людей науки, т.к. без них не было бы великих актеров, художников, ученых, великих открытий и жили бы мы в пещерах и т.п.
www.vadimstarov.ru