Когда люди вступают друг с другом в коммуникации, возникают как минимум две важные проблемы. Одна из них связана с точностью коммуникаций— это проблема эффективности; другая — с затратами: это проблема продуктивности.
Эффективные коммуникацииимеют место в тех случаях, когда смысл, вкладываемый источником в сообщение, и значение, воспринимаемое получателем, практически совпадают6. Хотя это должно быть целью любых коммуникаций, эффективности далеко не всегда удается достигнуть. Даже сейчас мы беспокоимся, будут ли поняты читаемые вами предложения точно так, как нам хотелось бы. Наша уверенность была бы гораздо сильнее, если бы мы сидели в учебной аудитории лицом к лицу и вы могли бы задавать вопросы. Возможность предложить обратную связь и задать вопросы — это важный способ повышения эффективности коммуникаций.
Эффективные коммуникацииподразумевают, что смысл, вкладываемый источником в сообщение, и значение, воспринимаемое получателем, практически совпадают.
Продуктивныекоммуникации имеют место в тех случаях, когда затрачено минимальное количество ресурсов. Например, время — это очень важный ресурс. Представьте себе преподавателя, который индивидуально общается с каждым студентом в группе по поводу изучаемого предмета. Это практически невозможно. Но даже если бы и было возможно, то обошлось бы слишком дорого с точки зрения временных затрат. На работе люди нередко предпочитают не посещать друг друга лично, если им требуется передать сообщение. Они полагаются на эффективность письменных меморандумов, почтовых бюллетеней, групповых собраний или электронной почты.
Продуктивные коммуникацииподразумевают низкие затраты с точки зрения использования ресурсов.
Хотя эти формы коммуникаций могут быть продуктивными, они не всегда эффективны. Если отправитель посылает по электронной почте сообщение об изменениях в политике, это может сэкономить его время, но не всегда ведет к желаемой интерпретации и ответной реакции. Аналогично эффективные коммуникации не всегда оказываются продуктивными. Если менеджер по производству лично подойдет к каждому работнику и объяснит ему все изменения в процедуре, это может гарантировать, что каждый поймет нововведение, однако окажется недопустимо дорогостоящим мероприятием с точки зрения временных затрат.
Невербальные коммуникации
Всем известно, что люди общаются друг с другом не только с помощью устной или письменной речи. Необходимо понимать невербальные коммуникациии владеть этим процессом, который осуществляется с помощью выражения лица, движений тела, зрительного контакта и других жестов. По сути дела, это речь без использования слов. В невербальной составляющей коммуникаций может содержаться ключ к тому, что человек на самом деле думает или имеет в виду. Так, инспекторы, проводящие интервью, склонны лучше относиться к тем кандидатам на рабочее место, которые демонстрируют положительные невербальные сигналы (например, поддерживают зрительный контакт и сидят расправив плечи), и гораздо хуже к тем, кто демонстрирует негативные сигналы (опускают глаза вниз и сутулятся). Искусство управлять впечатлением, производимым во время собеседования или в других ситуациях, требует пристального внимания и к вербальным, и к невербальным аспектам коммуникаций, в том числе к одежде человека и уместности его поведения.
Невербальные коммуникацииосуществляются с помощью выражения лица, движений тела, зрительного контакта и других жестов.
Невербальные коммуникации осуществляются и посредством физической организации пространства, что можно обнаружить в различной планировке офисов. На рис. 2 показаны три различных способа планировки офиса и те сообщения, которые они могут передавать посетителям. Сравните схемы с расположением мебели в вашем офисе, офисе вашего преподавателя или знакомого. Что вы хотите сказать посетителям с помощью вашего способа расстановки мебели?
Рис..2.Расположение мебели и невербальные коммуникации в офисе
Активное слушание
Умение слушать является ценным качеством любого человека, чья работа подразумевает, что большая часть времени уходит на общение с другими людьми. В конце концов, в коммуникациях есть две стороны: 1) посылка сообщения, или «говорение»; 2) принятие сообщения, или слушание. Многие люди, к сожалению, делают упор на «говорении» и совершенно пренебрегают слушанием8.
Любой человек на современном рабочем месте должен выработать у себя устойчивые навыки активного слушания — способности помочь источнику сообщения сказать, что он на самом деле имеет в виду. Это понятие пришло из работы консультантов и психотерапевтов, которые специально обучены помогать людям выражать свои чувства и говорить о важных для них вещах9. Рассмотрим подробно рекомендации по активному слушанию, приведенные в «Эффективном менеджере 2». Затем прочитайте приведенные ниже разговоры. В одном из них менеджер отдела использует активное слушание, в другом — нет. Как бы вы чувствовали себя в качестве руководителя группы в каждой из этих ситуаций?10
Активное слушаниепобуждает людей говорить то, что они на самом деле имеют в виду.
ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР.2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВНОМУ СЛУШАНИЮ
1. Вслушивайтесь в содержание — попытайтесь услышать именно то, что было сказано.
2. Вслушивайтесь в чувства — попытайтесь определить, что чувствует источник по поводупроисходящих событий.
3. Отвечайте на чувства — дайте источнику убедиться в том, что его чувства получили признание.
4. Отмечайте все сигналы — чутко отнеситесь как к вербальным, так и к невербальным проявлениям.
5. Дайте отражение — повторите своими словами то, что, как вам кажется, вы услышали.
Пример 1
Руководитель группы. Привет, я не понял этого приказа. Мы не можем управиться с этим сегодня. Почему им кажется, что мы можем сделать это?
Менеджер отдела. Но это приказ. Поэтому сделайте это как можно быстрее. Сроки нас поджимают.
Руководитель группы. Разве они не знают, что мы отстаем от графика из-за трудностей с программным обеспечением?
Менеджер отдела. Послушай, я не отвечаю за то, что происходит наверху. Я просто должен удостовериться в том, что работа выполнена, вот и все.
Руководитель группы. Группе это не понравится.
Менеджер отдела. Это ты должен справляться с ними, а не я.
Пример 2
Руководитель группы. Привет, я не понял этого приказа. Мы не можем управиться с этим сегодня. Почему им кажется, что мы можем сделать это?
Менеджер отдела. Похоже, тебя это огорчает.
Руководитель группы. Конечно. Просто мы отстали от графика, потому что бились над той компьютерной программой. А теперь еще и это.
Менеджер отдела. Как будто у тебя и так мало работы?
Руководитель группы: Да, я просто не знаю, как сказать ребятам об этом. Они сегодня по-настоящему расстроены. Как будто все, что мы делаем, уходит в песок.
Менеджер отдела. Я думаю, тебе кажется, что несправедливо нагружать их дополнительной работой.
Руководитель группы. Да, конечно. Но я знаю, что всех поджимают сроки. Если дела обстоят таким образом, я постараюсь объяснить им все это.
Менеджер отдела. Спасибо. Если ты попытаешься сделать это, я приложу все усилия для корректировки графика в будущем.
Менеджер отдела из примера 2 обладает навыками активного слушания. Он отреагировал на сообщение руководителя группы таким образом, что усилил поток информации. Менеджер больше узнал о сложившейся ситуации. В то же время руководителю группы стало легче после того, как он смог сказать то, что он на самом деле думает, и его услышали.
Коммуникационные барьеры
Очень важно помнить о шести источниках шума, которые чаще всего отмечаются в межличностном общении: физических искажениях, семантических проблемах, смешанных сообщениях, культурных различиях, отсутствии обратной связи и эффектах статуса. Они уже были показаны на рис..2 в качестве потенциальной угрозы процессу коммуникаций.
Физические искажения
Любое количество физических искажений может снизить эффективность коммуникации. Некоторые из этих искажений отчетливо прослеживаются в разговоре работника, Джорджа, с его менеджером11.
«Прекрасно, Джордж, давай послушаем, в чем заключается твоя проблема (телефон звонит, босс снимает трубку, обещает предоставить отчет "в кратчайшие сроки"). М-м-м, где мы остановились? Да, у тебя возникли проблемы с маркетингом. Они... (секретарь менеджера приносит бумаги, которые необходимо немедленно подписать; он ставит свою подпись и секретарь уходит). Ты говоришь, они не хотят сотрудничать? Должен сказать тебе, Джордж, почему бы тебе... (Телефон звонит снова, пришел приглашенный на обед партнер)... М-м-м, справься с этим как-нибудь сам - сейчас я должен уйти».
Помимо того что у менеджера не было серьезного намерения поговорить с Джорджем, он допустил, чтобы физические помехи создали информационную перегрузку. В результате пострадали коммуникации. Этой ошибки удалось бы избежать с помощью расстановки приоритетов и тщательного планирования. Если у Джорджа было что сказать, то его менеджер должен был назначить подходящее время для встречи. Помимо этого, необходимо исключить такие помехи, как телефонные звонки, случайные посетители и т. п. Как минимум менеджер Джорджа мог начать с того, чтобы закрыть дверь в кабинет и дать указание секретарю не беспокоить их во время разговора.
Семантические проблемы
Семантические барьеры коммуникаций включают в себя неудачный выбор слов или неуместное их использование, а также применение смешанных сообщений. Примером могут послужить два приведенных ниже предложения, которые некогда пытались передать в качестве «административных сообщений»12.
А. «Мы просим внести любые рекомендации, которые вы пожелаете, и вы можете быть уверены, что всем этим рекомендациям мы уделим самое пристальное внимание».
Б. «Клиенты продолжают подчеркивать фундаментальную необходимость стабилизации ценовой структуры на самом нижнем уровне, какой только существует в настоящее время».
Почему бы не передать эти же сообщения в более простом виде, например: (А) «Пришлите нам свои рекомендации. Мы их внимательно изучим»; (Б) «Клиенты хотят снижения цен». Когда возникают сомнения относительно ясности вашего письменного или устного сообщения, следует вспомнить популярный KISS-принцип коммуникаций(Keep it short and simple — Придерживайтесь простоты и краткости).
KISS-принцип:— придерживайтесь простоты и краткости.
Смешанные сообщения
Мы говорим о смешанных сообщенияхв тех случаях, когда слова передают одно сообщение, а «язык тела» — другое. Очень важно следить за языком тела, поскольку невербальные символы способны дать ключ к пониманию того, что на самом деле было сказано в ходе личной беседы13. Например, кто-либо может произнести осторожное «да» во время деловой встречи, тогда как выражение лица показывает напряжение, а сам человек отклоняется назад, к спинке стула. В этом случае язык тела говорит о сокрытии важных мыслей, хотя слова указывают на согласие.
Смешанные сообщенияимеют место в тех случаях, когда слова «говорят» одно, а невербальные сигналы —другое.
Особую осторожность необходимо соблюдать при вступлении в межкультурные коммуникации — неважно, идет ли речь о людях из различных географических мест, этнических групп в пределах одной страны, или представителях различных национальных культур. Общей проблемой является этноцентризм; это понятие обозначает склонность людей считать, что высшими являются именно их культура и ее ценности. Этноцентризм часто сопровождается нежеланием понять альтернативные точки зрения и серьезно отнестись к ценностям других людей.
Сложности межкультурных коммуникаций отчетливее всего проявляются в отношении языковых различий. Рекламное сообщение может дать великолепные результаты в одной стране, но натолкнуться на препятствия, когда его переведут на другой язык. Вспомним проблемы, связанные с проникновением в Японию европейской модели Форда «Ка». На японском языке «Ка» означает «комар». Более того, представители различных культур могут употреблять одинаковые жесты для разных целей. Например, скрещенные ноги в Великобритании считаются приемлемым жестом, однако это абсолютно недопустимо в Саудовской Аравии, особенно если подошва ботинка направлена на кого-либо. В Канаде вполне допустимо указать на человека, чтобы привлечь его внимание, но этого нельзя делать в Азии14.
Эксперты по международному бизнесу советуют для лучшего понимания культурных различий хотя бы в минимальном объеме изучить язык страны, с которой вам приходится иметь дело. Возможно, перспектива изучения иностранного языка может звучать пугающе, однако полученные результаты вполне оправдывают затраченные усилия («Эффективный менеджер 3»)15.
ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР.3
ПОЧЕМУ СТОИТ ИЗУЧАТЬ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
• Повышает вашу уверенность в себе, когда вы путешествуете.
• Демонстрирует уважение к местным жителям.
• Помогает строить отношения с местными жителями.
• Помогает приобрести доверие и уважение местных жителей.
• Позволяет понять местную культуру.
• Готовит к неожиданным ситуациям.
• Позволяет получать удовольствие от повседневного общения.
• Уменьшает фрустрацию.
Отсутствие обратной связи
В случае письменного меморандума или записанного звукового сообщения односторонний коммуникационный поток исходит от отправителя к получателю. При этом отсутствует прямая и немедленная обратная связь от получателя. Напротив, двусторонние коммуникации происходят от отправителя к получателю и обратно. В качестве примера можно привести обычные беседы из нашей повседневной жизни. Результаты исследований говорят о том, что двусторонние коммуникации по точности и эффективности превосходят односторонний, хотя они дороже и требуют больше времени. Однако благодаря продуктивности односторонних форм коммуникаций (меморандумов, писем, электронной почты, голосовых сообщений и т.п.) часто используют на работе. Отправителю легче посылать односторонние сообщения, но они нередко фрустрируют получателя, который может испытывать сомнения по поводу того, что же отправитель имел в виду или собирается делать.
Эффекты статуса
Статусные различия, существующие в организациях, создают потенциальные коммуникационные преграды между людьми разных рангов. С одной стороны, используя власть собственного статуса, менеджеры могут быть склонны много «говорить», но мало «слушать». С другой стороны, мы знаем, что коммуникации зачастую искажаются при восходящем потоке в иерархической структуре организации16. Подчиненные могут фильтровать информацию и говорить своему руководителю только то, что, по их мнению, ему хотелось бы услышать. Не важно, что является причиной — страх перед возмездием за принесенные плохие новости, нежелание признать свои ошибки или общий настрой сделать приятное, — поскольку это всегда приводит к одинаковому результату: человек, принимающий решения на высоком уровне, может совершить ошибочные действия вследствие искаженной и неточной информации, поступившей снизу. Эту тенденцию иногда называют MUM-эффектом— в связи со склонностью людей молчать из стремления оставаться вежливыми или нежелания сообщать плохие новости17.
MUM-эффектзаключается в том, что люди не желают сообщать плохие новости.
Чтобы избежать подобных проблем, менеджеры и руководители групп должны строить доверительные рабочие отношения с подчиненными и членами группы, извлекая все преимущества из коммуникаций «лицом к лицу». В настоящее время популярным способом завоевать доверие считается менеджмент методом прогулок18.Этот метод означает, что менеджер должен всего лишь регулярно выходить из своего офиса и разговаривать с людьми на рабочих местах. Менеджеры, которые проводят таким образом много времени, существенно уменьшают воспринимаемую дистанцию между собой и своими подчиненными. Это помогает создать атмосферу открытых и свободных коммуникаций между людьми независимо от их служебного положения. В результате при принятии решений в распоряжении менеджеров оказывается больше информации, и при этом решения наиболее удовлетворяют потребностям работников.
Менеджмент методом прогулокподразумевает выход руководителя из кабинета для прямого общения с окружающими людьми.
Организационные коммуникации
Организационные коммуникации— это процесс обмена информацией в организации. Коммуникации между членами организации, а также между ними и клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, деловыми партнерами и многочисленными аутсайдерами обеспечивают поступление жизненно важной для предприятия информации. Организационные коммуникации представляют собой особый процесс, в ходе которого происходит движение и обмен информацией в рамках организации19. Информация течет как через формальные, так и неформальные структуры, распространяясь вниз, вверх и в латеральных направлениях.
Сегодня сильнее, чем когда-либо, главную роль в распределении и использовании информации в организациях играют компьютерные технологии. Исследования в области богатства канала и его способности эффективно передавать информацию позволяют понять, каким образом в зависимости от передаваемого сообщения можно использовать различные каналы. В общем, самым богатым каналом является личный контакт. Затем идут телефонные переговоры, электронная почта, письменные меморандумы и письма. К самым скудным каналам относятся рассылаемые по почте заметки и бюллетени. Для эффективной коммуникации сложных и допускающих различные трактовки сообщений необходимо использовать более богатые каналы; более скудные неплохо справляются с рутинными и однозначными сообщениями, например о месте проведения собрания, о котором уже было сообщено ранее.
infopedia.su
Взаимодействие, как основа эффективного делового общения
Совершенная личность в бизнесе должна обладать определенными качествами: - организованность; - мотивированность; - напористость; - творчеством; - инициативность; - обьективность; - дипломатичность; - тщательность; - знающий...
Коммуникативное поведение в организации
По субъекту и средствам коммуникации Межличностные коммуникации Коммуникации при помощи технических средств и информационных технологий По форме общения Вербальные Невербальные По организационному...
Коммуникативное поведение в организации
...
Коммуникативное поведение в организации
Наличие четко действующих коммуникаций в организациях способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели...
Конфликты в организациях и пути их разрешения
Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная”...
Межкультурные коммуникации в туризме
Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении, особенно для предприятий индустрии сервиса и туризма. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информацией...
Невербальные средства общения
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды)...
Негативное влияние средств массовой коммуникации и информации на психическое здоровье детей
Известно два типа средств коммуникации: естественно возникший (язык, мимика, жесты) и искусственно созданный (технический), который включает в себя такие средства как традиционные (пресса, книгопечатание...
Процесс и анализ коммуникации и её совершенствование на примере юридической фирмы ООО "Янг и Вассерманн"
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками, т.е...
Психологические эффекты массовой коммуникации
...
Психологические эффекты массовой коммуникации
Понятие коммуникация происходит от латинского communicatio - обмен, связь, разговор. "Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки...
Разработка тренинговых упражнений коммуникативной компетентности
Рассмотрим основные способы совершенствование искусства общения, которые помогут специалистам разных профессий, в том числе и врачам добиться компетентности в общении. Умейте слушать. Проясняйте свои идеи перед началом их передачи...
Речь в межличностных и общественных отношениях
Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е...
Социальные коммуникации
Под социальной технологией мы будем разуметь ту самую технологию управления людьми и человеконаселенными системами, которая кардинально отличается от технологии управления буквами, цифрами, точками и линиями, которую человек использует...
Управление конфликтами и стрессами
Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная”...
psy.bobrodobro.ru
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Коммуникации в системе управления: понятие, виды.
Коммуникация-это обмен информацией между двумя и более людьми. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени. И это становится понятным. Если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами.
Руководителю приходится осмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, не влияющая на процесс управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние на процесс управления носит название эффективных коммуникаций. Эффективный менеджер- это тот, кто из общего потока коммуникаций умеет быстро отобрать эффективные коммуникации, полезные для процесса управления
.
Коммуникации осуществляются в повседневной работе при общении с подчиненными и руководителями, на собраниях при чтении документов.
Классификация коммуникаций:
1. По количеству участников: а) межличностные, межгрупповые
б) ч-ч, ч-г, г-г.
2. По характеру взаимодополнения: формальные (официальные)-
неформальные (неофициальные)
(регламентированные документами)
(отношения)
3. По степени организованности: заранее подготовленные (переговоры,
собеседование, интервью)-
неорганизованные (случайные,
спонтанные).
4. По форме выражения: письменные- устные, вербальные-
невербальные.
5. По связям с общественностью: 1 группа: внешние(между
организацией и ее средой): потребители, поставщики, посредники, органы государственного муниципального управления, СМИ, политические группы).
2 группа: внешние(между уровнями управления и подразделениями
а) вертикальные: нисходящие, восходящие (Р-П, Р-Р.Гр., Р-неф.гр.) В крупных О потери J от уровня к уровню > 30%, ¯-70%, - до 90%.
б) горизонтальные: Р«Р, Мен«Мен., Сотр С«С (раб. Гр.), потери J в мелких, средних фирмах)» 10%
2. Процесс коммуникации и его этапы. (Модель коммуникационного процесса).
Главной задачей коммуникационного процесса является обеспечение понимания и правильного восприятия передаваемой информации.
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией:
· Отправитель – лицо, которое собирается или отбирает информацию и передает ее;
· Сообщение - сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов;
· Канал - средство передачи информации;
· Получатель- лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.
Отправитель и получатель в процессе обмена информацией взаимодействует между собой на нескольких этапах. Их задачами являются составление сообщения, выбор канала передачи сообщения таким образхом, чтобы обе стороны поняли и восприняли исходную идею. Трудность заключается в том, что на каждом этапе смысл информации может быть искажен или полностью утрачен. Этими этапами являются:
I. Формирование идеи;
II. Кодирование;
III. Выбор канала;
IV. Передача;
V. Декодирование. (рис 1)
Отправитель | отбор Þ J | Формулирование идеи (сообщение) | Код Þ Канал передатчик | Передача идеи | канал Þ | Получатель (приемник) | декодированеи Þ | Степень восприятия (оценка, интерпритация) |
Формулирует или отбирает информацию | Кодирует или выбирает канал | Передает | Декодирует |
Рис. 1. Коммуникационный процесс
Признаки и барьеры эффективной коммуникации.
Признаки эффективной коммуникации.
1. Своевременность.
2. Необходимая достаточность.
3. Наличие общего языка.
4. Минимизация «шума» (искажения).
5. Наличие определенной жесткости коммуникации: порядка, последовательности, системы обратной связи.
2. Причины неэффективной коммуникации («барьеры» эффективной коммуникации):
1) Разные основы суждений (интересы, потребности, ценность, стереотипы, знание, опыт).
2) Эмоциональное состояние.
3) Фильтрация, избирательность
а) основанная на профессиональной позиции.
б) основанная на отношенческих позициях (доверие, желание сообщать хорошее, желание «угадать» то, что руководитель хочет услышать, самопрезентация)
4) Социально- психологический климат (конфликты) и отсутствие корпоративной культуры.
5) Перегрузка информационного канала (не в состоянии воспринимать и передавать)
6) Недостатки коммуникационной сети (обратная связь).
7) Семантические и невербальные неточности.
8) Пренебрежение фактами и аргументами.
9) Ошибки (свои и коллег).
4. Коммуникационная сеть- организация коммуникационных отношений путем создания коммуникационных связей между сотрудниками и частями О.
Связи:
Вертикальные-между начальником и подчиненными.
Горизонтальные-между равными сотрудниками или частями.
Диагональные-начальник- другие подчиненные коммуникационных сетей.
I. Открытые коммуникационные сети.
1. «Линейная», «змея», «цепочка» А – В – Б . Движение.
2. «Звезда» Б В
А
Г
Позволяет оперативно получать J, концентрировать ее в центральном звене
А и в кратчайшие сроки направлять исполнителям. Посредники отсутствуют.
3. «Шпора»
А
Б
В Д
Г
- для крупных управленческих структур. Б получает власть. Число
каналов в «Звезде» и «Шпоре» может расти и превысить возможности контроля одним Ч.
4. Модификация для многопрофильных структур:
«Палатка»-Один уровень горизонтальной коммуникации (между вторыми лицами).
А
Б В
«Тент»
Г Д
«Дом»-гориз. На всех уровнях, что предает характер замкнутой сети. Отдельные S м.б. «включены».Н., Д®J, минуя В (ненужно).
Открытие сети: бюрократическая О, подчинение, формы связи.
Особенности: тупик, «контролер» (посредник).
II. Замкнутые сети.
«Круг».
Особенности:объединение, обмен изделиями, творчество. Характерны для благоприятного климата.
А Б
Г В
«Колесо»Дополнительные особенности: координатор- лидер.
А Б
Д
Г В
III. Комбинированные сети: «Змея»+ «Круг»= «Соты».«Соединяющее звено» тоже может превратиться в «тупик» и «контролера», но необходима и достаточная J будет идти, иначе рухнут организационные процессы (все- таки круг!»)
5. Коммуникационный стиль-способ, которым индивид предпочитает строить коммуникации с другими.
В
| |||
|
1. Открытие себя-Концентрировать внимание на себе, «прозрачность», вызывание Re на себя.
Чувствительность на Re о себе, закрытость других Þ Не получит те отношения, на которые рассчитывал.
2. Самореализация-идеальна в идеальных условиях.
3. Замыкание в себе-Интроверты
4. Защита себя-о других, не о себе или слушать о себе, но не обсуждать.
5. «Торг уместен» -равноправный обмен.
6. Формы деловой культуры (беседа, совещание, переговоры).
Виды переговоров:
1. По характеру: официальные (протокол), неофициальные.
2. По содержанию: целевые (тематические), общие.
3. По степени свободы: регламентированные, нерегламентированные.
Этапы организации:
I. Подготовительная работа.
1. Постановка целей, задач (возможно односторонних).
2. Определение перечня обсуждаемых вопросов.
3. Составление представления о партнерах (досье).
4. Разработка стратегии (мягкая, жесткая).
5. Сбор тактических «заготовок» (факты, аргументы, логические ходы и доказательства, технология).
6. Определение места и времени.
II. Проведение.
1. Приветствие.
2. Снятие напряженности.
3. Представление своей позиции и аргументов.
4. Выслушивание позиций и контраргументов.
5. Итоги.
megapredmet.ru
Эффективность коммуникаций — это степень соотнесения изначально поставленной цели конечному результату акта коммуникации.
Несколько расширяя данное определение, можно отметить, что эффективность коммуникации представляет собой также отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности и затратами на его получение.
Сложное и многогранное понятие эффективности коммуникации охватывает широкий диапазон различных эффектов и аспектов, а потому исследуется не только с теоретической точки зрения, но и на практике (иными словами — для каждого конкретного уровня и вида осуществляемой коммуникации).
Понятие эффективной коммуникации с точки зрения отправителя предполагает получение информации получателем и ответную реакцию в соответствии с прогнозом отправителя.
Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации – барьеров.
Технические – шумы, отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п. Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т.д. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.
Психологические барьеры выполняют две функции: 1) функция психологического препятствия; 2) функция психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.
Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.
Для повышения эффективности всей системы коммуникации необходимо уменьшить помехи, возникающие в процессе коммуникации, то есть учитывать индивидуально – личностные , социальные и культурные фильтры. Эти помехи могут быть изменены за счет дублирования сообщения, изменения самого сообщения в случае необходимости , уменьшения числа посредников в коммуникативном процессе.
Существует три основных типа результатов коммуникации:
а) изменения в знаниях получателя;
б) изменение установок получателя, то есть изменение относительно устойчивых представлений индивида;
г) изменение поведения получателя обращения.
Обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Положительная обратная связь информирует отправителя, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь информирует отправителя, что желаемый результат сообщения достигнут не был. С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение , чем положительная. Коммуникации при этом осуществляются с каждой из этих групп по-разному , так как в их основе лежат разные цели , но подчиненные общей цели фирмы.
Позволяет также выявить ключевые условия эффективной коммуникации.
Отметим среди них следующие:
-Цели коммуникации. Отправитель должен четко знать , каких аудиторий он хочет достичь и отклик какого типа получить .
-Подготовка обращения. Необходимо учитывать предшествующий опыт пользователей товара (услуги) и процедуру декодирования сообщений, которой придерживается целевая аудитория .
-Планирование каналов. Отправитель должен передавать свое обращение по каналам, которые эффективно доводят его до целевой аудитории .
-Эффективность обращения. Отправитель должен по сигналам обратной связи оценивать отклик целевой аудитории на передаваемые сообщения.
infopedia.su