Урок - игра "Парад профессий". Раздел "Профессиональное самоопределение" (8 класс). Самоопределение профессиональное самоопределение урок


Конспект урока профессиональное самоопределение учащихся 9 класса

 План конспект урока

Профессиональное самоопределение учащихся

Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, развитие групповой сплочённости.

Ход занятия.

1. Приветствие

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Постарайтесь одновременно сказать: “Здравствуйте!”. Когда будете произносить “те” - разомкните руки и хлопните в ладоши.

2. Разминка.

Сейчас вы будете перебрасывать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, должен назвать имя, кому он бросает мяч, и назвать профессию, начинающуюся с первой буквы имени (например, Алёна – архитектор).

3. Работа по теме занятия.

 Трудности выбора профессии. Как показывает опыт профконсультационной работы, учащиеся, не выбравшие профессию, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста-психолога.

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся и их родители, какой помощи ждут от консультанта?

Вот наиболее типичные ситуации. Мама восьмиклассницы Р. Н. убеждена, что у ее дочери нет выраженных интересов и склонностей не только к конкретной профессии, но и какому-либо виду деятельности, а пора уже выбирать профессионально-техническое училище, поскольку дальнейшее обучение в IX классе школы не планируется по разным причинам. А обратившийся самостоятельно к психологу десятиклассник В. Д., напротив, проявляет интерес к нескольким разным учебным дисциплинам, таким, как химия, математика, история, литература. Что выбрать для себя в качестве будущей профессиональной деятельности, когда одинаково нравятся и равно легко усваиваются знания и по техническим и по гуманитарным дисциплинам, как ограничить круг выбираемых профессий?

Девятиклассница М. Н. выбрала конкретную профессию, но не уверена, хватит ли у нее способностей, умений, знаний, чтобы стать хорошим специалистом в интересующей ее области труда. Она тоже надеется на помощь психолога. Обращаются к консультанту и родители тех учащихся, которые, обладая развитыми интересами к определенным видам деятельности, проявляют мало способностей к ним, либо располагают хорошо развитыми способностями к какому-то виду труда, но не испытывают к нему интереса.

В каждом конкретном случае работа психолога будет строиться в соответствии с запросом ученика, педагога или родителей. В одном из параграфов этой главы мы подробно рассмотрим этапы проведения профконсультации.

Перечисленные выше ситуации чаще всего возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто и учителей и родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить себя, свои способности, возможности, соотнести их с миром профессий. Многие старшеклассники, с которыми проводилось анкетирование, не смогли ответить на вопросы: "К какой области деятельности Вы находите у себя способности?"; "Считаете ли Вы, что у Вас есть качества, которые затрудняют осуществление Ваших профессиональных намерений?"; "Воспитываете ли Вы у себя качества, необходимые для успешного овладения будущей профессией?". В дальнейших беседах мы выяснили, что учащиеся просто и не задавали себе этих вопросов и лишь после анкетирования стали задумываться над ними.

Не только низкая культура психологических знаний, но и слабое знакомство с миром современных профессий затрудняет выбор своего жизненного пути. По данным разных исследователей, восьмиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

 Итоги урока : Анкетирование учащихся.

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                                     Анкета для учащихся «Профессиональные намерения»

 

По окончании 9 класса тебе предстоит сделать выбор: перейти в 10 - 11 класс или поступить в какое-либо учебное заведение. По окончании как 9-го, так и 11-го класса каждому из вас предстоит сделать выбор о том, в какое учебное заведение идти учиться. Вопросы этой анкеты направлены на изучение твоих профессиональных намерений.

 

1. Собираешься ли ты идти в 10 - 11 класс? Подчеркни верный вариант ответа:             Да,        Нет.

2. Выбрал ли ты профессию (круг профессий), которую ты будешь осваивать по окончании школы?   Нет,  Если да, то какую_________________________________________________________

3. Каково основное содержание данной профессии? (чем занимаются специалисты этой области?) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Знаешь ли ты условия, режим труда и оплаты, возможности повышения квалификации, связанные с данной профессией? Напиши ________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данного профиля? Напиши_____

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Задумывался ли ты, есть ли у тебя качества, необходимые для того, чтобы овладеть этой профессией, стать хорошим специалистом? Напиши, какие качества требует профессия, и какие из них присутствуют у тебя лично _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Знание каких школьных предметов в наибольшей степени необходимы для овладения выбранной профессии? Напиши _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как ты думаешь, что может помешать осуществлению твоего профессионального выбора? Напиши________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Согласны ли родители с твоим выбором? Подчеркни верный вариант ответа:     Да,            Нет

10. Что советуют родители в ситуации выбора профессии? Напиши __________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Просмотр содержимого документа «Конспект урока профессиональное самоопределение учащихся 9 класса »

План конспект урока № 2

Профессиональное самоопределение учащихся

Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, развитие групповой сплочённости.

Ход занятия.

1. Приветствие

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Постарайтесь одновременно сказать: “Здравствуйте!”. Когда будете произносить “те” - разомкните руки и хлопните в ладоши.

2. Разминка.

Сейчас вы будете перебрасывать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, должен назвать имя, кому он бросает мяч, и назвать профессию, начинающуюся с первой буквы имени (например, Алёна – архитектор).

3. Работа по теме занятия.

Трудности выбора профессии. Как показывает опыт профконсультационной работы, учащиеся, не выбравшие профессию, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста-психолога.

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся и их родители, какой помощи ждут от консультанта?

Вот наиболее типичные ситуации. Мама восьмиклассницы Р. Н. убеждена, что у ее дочери нет выраженных интересов и склонностей не только к конкретной профессии, но и какому-либо виду деятельности, а пора уже выбирать профессионально-техническое училище, поскольку дальнейшее обучение в IX классе школы не планируется по разным причинам. А обратившийся самостоятельно к психологу десятиклассник В. Д., напротив, проявляет интерес к нескольким разным учебным дисциплинам, таким, как химия, математика, история, литература. Что выбрать для себя в качестве будущей профессиональной деятельности, когда одинаково нравятся и равно легко усваиваются знания и по техническим и по гуманитарным дисциплинам, как ограничить круг выбираемых профессий?

Девятиклассница М. Н. выбрала конкретную профессию, но не уверена, хватит ли у нее способностей, умений, знаний, чтобы стать хорошим специалистом в интересующей ее области труда. Она тоже надеется на помощь психолога. Обращаются к консультанту и родители тех учащихся, которые, обладая развитыми интересами к определенным видам деятельности, проявляют мало способностей к ним, либо располагают хорошо развитыми способностями к какому-то виду труда, но не испытывают к нему интереса.

В каждом конкретном случае работа психолога будет строиться в соответствии с запросом ученика, педагога или родителей. В одном из параграфов этой главы мы подробно рассмотрим этапы проведения профконсультации.

Перечисленные выше ситуации чаще всего возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто и учителей и родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить себя, свои способности, возможности, соотнести их с миром профессий. Многие старшеклассники, с которыми проводилось анкетирование, не смогли ответить на вопросы: "К какой области деятельности Вы находите у себя способности?"; "Считаете ли Вы, что у Вас есть качества, которые затрудняют осуществление Ваших профессиональных намерений?"; "Воспитываете ли Вы у себя качества, необходимые для успешного овладения будущей профессией?". В дальнейших беседах мы выяснили, что учащиеся просто и не задавали себе этих вопросов и лишь после анкетирования стали задумываться над ними.

Не только низкая культура психологических знаний, но и слабое знакомство с миром современных профессий затрудняет выбор своего жизненного пути. По данным разных исследователей, восьмиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.

Итоги урока : Анкетирование учащихся.

kopilkaurokov.ru

игра "Парад профессий". Раздел "Профессиональное самоопределение" (8 класс)

Урок – игра: «Парад профессии»

Итоговое занятие по разделу «Профессиональное самоопределение»

Цели: повторить и систематизировать знания учащихся о многообразии сфер профессиональной деятельности человека; о мире профессий; необходимых качествах для той или иной профессии; показать разные пути профессионального выбора; развивать понимание того, что сознательный выбор профессии определяет успешность в жизни.

Оборудование: лучшие сочинения и рефераты на тему: «Моя будущая профессия»; кроссворды «Мир профессий»; карточки с заданиями для команд.

Ход урока

  1. Организация урока.

Приветствие

Проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы урока.

Учёные считают, что у нашего современника в двести раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего сто лет назад. Сколько же надо знать профессий и специальностей, чтобы сделать сознательный выбор! Изучая раздел «Технология основных сфер профессиональной деятельности» мы старались расширить ваши знания о мире профессий. Как это у нас получилось, попробуем оценить сегодня.

  1. Заслушивание лучших сочинений, рефератов по теме: «Моя будущая профессия» или «Как я вижу свою профессиональную карьеру» и т.д.

В своих рефератах или сочинениях учащиеся обосновывают свой выбор профессии, рассказывают о том, как они готовят себя к освоению этой профессии, учитывают свои психологические особенности и способности.

Ребята могут задавать вопросы и высказывать своё мнение.

  1. Игра: «Парад профессий»

Учащимся предлагается задание, которое поможет поделить класс на две команды.

Красным и синим цветом, на полоске бумаги, написаны два слова: ПРОФЕССИЯ и СПЕЦИАЛЬНОТЬ. Полоски бумаги разрезаны на фигурные части. Учитель раздаёт ученикам карточки и просит сложить слово. Таким образом, класс делится на две равные по количеству участников команды. Каждая команда называет составленное слово.

5. Учитель объясняет правила проведения игры «Парад профессий».

Командам предлагаются различные теоретические и практические задания и выдаются жетоны за успешное их выполнение. При этом учитывается скорость и правильность их выполнения.

Первое испытание для команд называется «Угадай профессию»

По содержанию труда угадать профессию:

  • Машинописное воспроизведение текстов, умение правильно и красиво разместить заголовок, текст, формулы, таблицы. (Машинистка)

  • Учёт информации, необходимой для оперативного руководства предприятием, проведение экономического анализа процесса и явлений, организация контроля за правильным и рациональным использованием всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.), ведение документации по приёму и выдаче денег и т.д. (Бухгалтер)

  • Приготовление, отпуск лекарств и средств ухода за больными, знания санитарии и гигиены. (Фармацевт)

  • Удостоверение завещаний, установление прав на наследство или его раздел, удостоверение договоров о купле продаже, обмене, дарении и т.д. (Нотариус)

  • Обслуживание абонентов на переговорных пунктах, приём и реализация заказов на установление связи с другими городами, документальное оформление заказа. (телефонистка)

  • Приём сырья и его переработка, приготовление различных блюд и их оформление. (Повар)

  • Обмер заказчика, раскрой изделия, примерка. (Закройщик)

  • Создание художественного образа целью воздейтвовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию.(Актёр)

  • Продвижение, реализация продукции на рынке.(Менеджер по продажам)

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Второе испытание для команд «Пантомима»

Каждая команда продумывает, как при помощи определённых, наиболее характерных движений, передать содержание труда какой-либо профессии. Один из участников команды демонстрирует эти движения для команды соперника.

За правильно отгаданную профессию команда получает жетон.

Третье испытание для команд. Решение кроссворда «Мир профессий».

По горизонтали:

  1. Человек, занимающийся преподавательской деятельностью. (Педагог)

  2. Он лечит больных (Врач)

  3. «И кочегары мы и ……» (Плотники)

  4. Он изучает культуру народов, выраженную в языке и литературном творчестве.(Филолог)

  5. Специалист, готовящий спортсменов к соревнованиям. (Тренер)

  6. Он занимается приёмом и выдачей денег. (Кассир)

  7. Консультант по правовым вопросам. (Юрист)

  8. Он составляет договоры для граждан, удостоверяет их права на имущество. (Нотариус)

  9. Он изучает звёзды. (Астроном)

  10. Он пишет стихи. (Поэт)

  11. В переводе с немецкого эта профессия означает «книговод». (Бухгалтер)

  12. Специалист в области науки об атмосферных явлениях. (Метеоролог)

  13. Он собирает и сохраняет документы. (Архивист)

По вертикали:

  1. Специалист, занимающийся поиском полезных ископаемых. (Геолог)

  2. Он «любит» сверлить зубы.(Стоматолог)

  3. Он планирует и организует проведение сельскохозяйственных работ. (Агроном)

Жетон получает та команда, которая первой правильно ответила на вопросы кроссворда.

Четвёртое испытание предстоит выдержать капитанам команд.

Многие профессии требуют от работника чёткой координации движений.

Капитанам команд предлагается следующее задание: правой рукой чертить мелом на школьной доске геометрическую фигуру (например - круг), а левую ногу сгибать и разгибать в колене. Действия рукой и ногой выполнять одновременно. Далее задание может быть усложнено. К движениям руки и ноги добавляется наклоны головы вправо и влево. Далее, усложняя задание, добавить движения левой руки (например - рисунок квадрата). Задания усложняются до тех пор, пока не определится явный победитель, который принесёт своей команде жетон.

Пятое задание для команд: «Самая, самая…»

Каждая команда получает карточку, в которую надо вписать название профессий.

САМАЯ СЛАДКАЯ…..САМАЯ ОПАСНАЯ……САМАЯ СМЕШНАЯ…..

САМАЯ ОБЩИТЕЛЬНАЯ…..

Команда, которая справилась с заданием быстрее и записала наибольшее количество названий профессий - получает жетон.

6. Подведение итогов урока.

1.Выбор лучшего сочинения или реферата.

2.Подведение итогов игры «Парад профессий».

3. Заключительное слово учителя.

Глубоко ошибаются те люди, которые уповают только на счастливый случай или вообще пускают всё на самотёк. Но успех всегда пропорционален затраченному труду. Это верно и при решении такой проблемы, как выбор профессии. Готовьте себя к сложному, многообразному труду, изучайте содержание нескольких видов профессий. И только тогда вы сможете выбрать тот путь, который позволит вам быть успешными, чувствовать себя удовлетворёнными результатами своего труда, а значит, сможете стать счастливыми.

Информацию о профессиональных склонностях, способностях, характере, темпераменте дают различные области знания, в том числе и астрология. К ней можно относиться по-разному, но следует избегать крайностей.

Не стоит слепо верить гороскопам, но и заранее отвергать их было бы не разумно.

Завершая раздел, каждый из ребят получит профессиональный гороскоп. Предлагаемый гороскоп не претендует на научность, но он может стать стимулом для ваших размышлений о себе, своих возможностях, о соответствии ваших профессиональных качеств тем требованиям, которые разнообразные профессии предъявляют к человеку.

Литература:

  1. О.В. Павлова. «Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко» Волгоград. Издательство «Учитель» 2008г.

  1. А.Н. Бобровская. «Технология. Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко. Волгоград. Издательство «Учитель» 2007г.

  1. Интернет-ресурсы: http://www.astrohit.com/astro

infourok.ru

Конспект урока "Профессиональное самоопределение"

Упражнения, тренинги на выявление профессионального самоопределения

1 занятие. «Хочу-могу-надо».

I. Вводное слово: Здравствуйте, ребята! Выбор профессии является важной темой, последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни.

Наши встречи помогут Вам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, Вы будете узнавать что-то новое о себе о профессиях, выполняя специальные занятия и упражнения.

II. Знакомство. Участники по кругу называют свое имя, что любят, что хорошо умеют делать. Сделали ли они свой выбор, куда поступить и кем стать?

III.Обсуждение и установление правил поведения в группе. 5 минут.

Предложить свои правила:

  • добровольность (правило стоп, приход и работа)

  • очередность

  • безоценочность

  • искренность

Какие дополнительные правила можете предложить Вы?

IV. Вступление и презентации формулы выбора профессии «ХОЧУ - МОГУ - НАДО».

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

ХОЧУ — это пространство желаний, целей, интересов, стремлений (профессиональные интересы и склонности).hello_html_19b6bd27.png

МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.

НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех пространств (трех кругов).

Психолог предупреждает участников, что все последующие упражнения и игры обязательно в той или иной степени попадут в один или несколько из этих кругов. И дальше, по ходу тренинга, я неоднократно возвращаюсь к этой формуле.

Игра «Ежедневник».

Цель:

■ знакомство участников группы друг с другом;

■ введение в понимание проблем профессионального самоопределения;

■ осознание своих личных ресурсов (возможностей).

Инструкция участникам

1. Сейчас я прошу вас нарисовать в своих рабочих блокнотах круг и разметить его как циферблат у часов.

2. Теперь вам нужно будет встать со своих стульев и назначить на каждый час встречу с другими членами нашей группы. Давайте разберем на примере: сходятся два участника X и Y и договариваются встретиться в7 часов. Что напишет X рядом с цифрой 7 в своем в ежедневнике»? Правильно, Y. А что напишет у себя Y? Совершенно верно — X. Понятно? Теперь встаем и начинаем назначать время для встреч.

3. После того как вы назначили двенадцать встреч, я расскажу вам, что мы будем делать дальше. Я буду в случайном порядке называть какое-то время, и вы будете быстро находить того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я буду называть определенную тему для разговора, и вам нужно будет поделиться друг с другом информацией по заданной теме. Времени у вас на каждый разговор будет не больше 1-2 минут. Если кто-то не успел назначить встречу на объявляемое время, то посмотрите вокруг — может, вы увидите рядом еще одного «свободного» участника группы. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре. Итак, начали.

Процедура проведения и замечания тренеру

Это упражнение можно использовать в начале тренинга как один из возможных вариантов процедуры знакомства. Однако путем умелого подбора тем для взаимного обсуждения в парах можно уже в самом начале тренинга заставить участников задуматься над рядом важных для профессионального самоопределения вопросов. Вот примерный список возможных тем для обсуждения:

infourok.ru

Конспект урока технологии " Профессиональное самоопределение"

Урок « Профессиональное самоопределение».

Предмет: технология.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  1. Ознакомление с понятиями: «характер», акцентуации характера»; анализ способов формирования характера.

Задачи:

1. Научить определять психологические качества обучающихся.

2.Научить исследовать ожидания в отношении каждого участника группы, возлагаемой на него социальной роли.

Ожидаемые результаты: ознакомятся с понятием «характер» и «акцентуации характера»; научатся выделять основные черты характера; активизируют процесс самопознания.

Ход урока.

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Инструктаж учащихся по выполнению заданий урока, постановка проблемного вопроса.

Определение цели и задач урока, настрой на учебную деятельность

Понимание того, что все мы – разные, приходит к нам в детстве.

- Как вы думаете, почему еще не зная значения слова «характер», мы делим своих знакомых на добрых и злых, веселых и грустных, любимых и не очень.

Позднее, во взрослой жизни, мы стараемся избегать людей с «тяжелым» характером и, напротив, приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно. Так практически на подсознательном уровне мы огораживаем, а иногда и «чистим» пространство вокруг себя, зачастую и не задумываясь над тем, что же именно привлекло или насторожило нас в том или другом человеке.

Ребята, вы уже наверно поняли, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Предполагаемые ответы учащихся).

  1. Деятельно-познавательный этап: координирование деятельности учащихся.

2.1.Актуализация знаний по изученной ранее теме урока. Фронтальный опрос.

  • Что такое темперамент?

  • Какие вы знаете типы темпераментов?

  • Какое влияние оказывает темперамент на профессиональное самоопределение?

    1. Изучение новой темы.

Выступления учащихся с сообщениями, демонстрация презентации опережающего задания «Типы характеров».

Вывод:

1) темперамент способствует или противодействует формированию черт характера, но не предопределяет его. У людей с одинаковым темпераментом могут быт совершенно разные характеры;

2) характер называется цельным, когда ведущие и второстепенные черты находятся в гармонии и противоречивым, если они контрастируют;

3) для уменьшения негативного проявления акцентуации черт характера необходимо создавать условия жизни. Например: педант будет лучше себя чувствовать, занимаясь сложной, ответственной работой, с пунктуальностью и точностью; демонстративная личность, где нужно показать себя: в театральной деятельности, журналистике и менеджменте.

2.3. Практическая работа по карточкам.

2.4.Интерпретация данных теста.

Графическое построение «профиля характера личностной акцентуации».

После построения графика, учащимся раздается описание «Типов акцентуаций характера», в котором они находят свой тип акцентуации.

2.5. Определение и ознакомление со своим типом акцентуации характера. Влияние типа характера на выбор профессии.

2.6.Психологический практикум. «Необитаемый остров».

Цели:

  • исследование ожидания в отношении каждого участника группы возлагаемой на него социальной роли;

  • формирование представлений о своих возможностях, способностях;

  • формирование конструктивного поведения в различных ситуациях;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • повышение групповой сплоченности.

Организация: Все, необходимое для рисования: краски, кисти, карандаши. Формат листа такой, чтобы на нем смогли рисовать все участники.

1. Все участники группы пишут на листочках свои имена. Листочки становятся жребиями – каждый тянет один и оставляет в секрете, чье имя ему досталось. Если вдруг попадется свой листок, необходимо его поменять.

2. Инструкция:

Представьте себе, что вы группой попали на необитаемый остров. Вам предстоит здесь жить. Предлагаю вам нарисовать, чем вы будете заниматься. При этом каждый из вас изображает того, чье имя ему досталось. Подписывать рисунки не надо и раскрывать инкогнито тоже.

Предложите участникам во время рисования не общаться, взаимодействовать только через рисунок.

  1. Контрольно-оценочный этап: завершающий этап проектной деятельности, закрепление изученного материала.

Рассматривание полученной картины. Каждый участник пытается угадать, где он изображен, и приводит аргументы, почему он так думает. Авторы рассказывают, кого они изображали и почему именно в таком виде и за этим занятием.

  1. Рефлексивный этап: обсуждение итогов урока.

Самооценка своей работы на уроке. Формулировка вывода урока.

  1. Домашнее задание.

Карточки по теме урока:

«Влияние характерологических особенностей на профессиональное самоопределение».

Задание1.

Ответить на вопросы:

  1. Почему люди ведут себя по разному в одинаковых условиях?

  2. Чем характер отличается от темперамента?

  3. Какие профессии предъявляют очень высокие требования к выдержке, самообладанию и быстроте реакции работников?

Задание 2

Определите, какие черты характера выражают:

а) отношение человека к другим людям;

б) отношение к труду;

в) отношение к своей личности;

г) отношение к вещам

Чувство чести, собственное достоинство, превосходство, гуманность, добросовестность, эгоизм, бережливость, лень, замкнутость, правдивость, честность, скромность, инициативность, ответственность, аккуратность, высокомерие, общительность, доверчивость, доброжелательность.

kopilkaurokov.ru

Разработка занятия с презентацией по психологии "Профессиональное самоопределение"

Тема : Профессиональное самоопределение.

Цель: Актуализация возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении.;

Задачи:

  • Организация рефлексии учащимися своих способностей и возможностей;

  • Выявление проблем и вопросов, возникающих у учащихся;

Форма проведения: занятие с элементами тренинга, игровых упражнений.

Оборудование: «Листок для размышлений и полезной информации», мультимедийный проектор.

Методы обучения: вербальные (беседа, совместное принятие решения), практические методы (анализ, упражнения).

Ход урока

I. Орг. момент

Приветствие. Знакомство. Установка на сотрудничество.

- Добрый день, ребята. Меня зовут Ирина Евгеньевна. Я работаю педагогом-психологом в МКОУ « Ульканская ООШ №1»

Назначение: Легкое трансовое упражнение. Цель: достижение психофизического контакта.

Инструкция

Участники садятся в круг на стулья. Правая рука на левом колене соседа, а левая рука на пульсе правой руки другого соседа. Затем один из участников лёгким нажатием на пульс соседа как бы приводит в движение «всю машину». Этот импульс передаётся от одного к другому лёгким нажатием на пульс, причем нажатие надо делать в тот же миг, когда принял сигнал. На какое-то время все участники закрывают глаза, но не перестают отправлять и принимать импульс положительной тёплой энергии.

Спасибо, предлагаю занять свои места.

II. Основная часть. Погружение учащихся в атмосферу занятия

Сегодня в рамках изучения вашего курса «?», мы поговорим на тему «Профессиональное самопределение»(слайд). Мне бы хотелось, чтобы каждый из нас обратился к собственной личности. Цель нашего занятия – погрузится в свой мир и проанализировать свои возможности в выборе будущей профессии. Любое занятие, урок имеет свои нормы.

Вспомним самые распространенные правила. Правила на слайде.

С уважением относимся друг к другу, стараемся быть здесь самими собой, важно быть активным.

После фиксации правил происходит процесс «голосования» - учащийся поднимает руку в знак согласия с тем, что принимает их и готов применять.

- Ваша работа на занятиях будет сопровождаться ведением не совсем обычного Листка для размышлений и полезной информации. Он нужен прежде всего для вас самих, для помощи в проведении рефлексии в конце урока.

Вступление в тему:

Вы когда-то перешагнули порог школы,придя в 1 класс и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь,. И один из важнейших шагов – выбор профессии.

Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться. Но этот бедный рыцарь один-одинешенек, и некому ему дать совет. Слайд

Мы же все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать свое мнение.

Существует более 50000 профессий. Выбор жизненного пути, профессии, – это задача со многими неизвестными.

Как же не ошибиться, правильно решить ее? Что важно знать при выборе профессии?

1.Важно знать свои способности

2.Легко ориетироваться в мире профессий. А для этого знать особенности профессий.

Для того, чтобы добиться успеха в профессиональном самоопределении, сначала нужно всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те личные качества, которые нужно сформировать, т. е. изучить собственное «Я». И конечно в этом вам помогают педагоги, классные руководители, школьный психолог.

Профессиональное самоопределение – система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней.

_ Мне интересно узнать, есть ли в классе, ребята, которые могут твердо сказать, что определились в выборе профессии?

- Есть ли ребята, которые предполагают, кем они будут по профессии?

  • Делаем вывод, что есть среди вас те, которым требуется помощь в определении своих возможностей и в выборе какой- либо профессии.

  • Для создания рабочей атмосферы предлагаю поиграть. «Ассоциация»

Лицом к зрителям садится участник. Зрители обращают свое внимание на мультимедийную доску, где будет дано название профессии. Участник по наводящим определениям, вопросам должен отгадать о какой профессии идет речь. Не подглядывая.

Упражнение “Самая, самая профессия”.

Инструкция: “Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые соответствую данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми - самыми денежными?”

Ответы: самая зеленая – садовод, лесник, цветовод и др;

Самая сладкая – кондитер, продавец в в кондитерском отделе;

Самая денежная – банкир, проф теннисисты, боксеры, модели;

Самая волосатая – парикмахер;

Самая детская – воспитатель,, педиатр, учитель;

Самая смешная – клоун, пародист;

Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник;

Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог;

Самая опасная – сапер, каскадер;

Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.

Игра “Кто есть кто?”

Смысл: дать возможность учащимся соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге. Игра проводится в круге.

Я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека.

В результате игры мы вспомнили многие профессии и некоторые их особенности, представили своего одноклассника в образе различных профессий.

Как говорилось чуть раньше, чтобы определиться в выборе профессии необходимо знать самого себя.

Поработаем всерьез. Предлагаю каждому заполнить табличку в вашем листке.

Например ответы некоторых ребят…Слайд

Сделаем небольшой вывод – 5 колонка, соотнесите свои интересы и склонности с выбираемой профессией.

Физминутка « Ой! Контролер» Заяц безбилетник, билетики, пассажиры.

Предлагаю выполнить еще одно задание в группе, позволяющее избежать ошибок при выборе профессии - «Оптимисты и скептики»

Делимся мысленно на две группы

- Проанализируйте профессию журналиста, «Оптимисты» называют положительные качества профессии, а в «Скептики» - отрицательные.

Профессия – журналист.

Итак, вы выбрали профессию, но у нее столько отрицательных признаков! А вы раньше как-то о них и не задумывались. Может наступить разочарование.

Что же нужно предпринять, чтобы этого не произошло?

Выбирая профессию, подумай, соответствует ли она наиболее привлекательным для тебя характеристикам; узнай как можно больше о данной профессии из достоверных источников; взвесь свои возможности.

Обратить внимание на заполненную табличку. Важно анализировать и делать вывод : Буду ли я в гармонии с выбранной профессией.

Запиши плюсы и минусы твоей выбранной профессии. Подумайте над вопросом: Не пугают ли вас эти минусы?

Конверт «Качества».

А теперь каждый из вас еще раз обратится к той профессии, которая ему нравится, которую он выбрал для себя.

Перед вами 20 качеств характера человека: доброта, любознательность, критичность, аккуратность, справедливость, остроумие, дисциплинированность, внимательность, эрудиция, вежливость, целеустремленность, инициативность, исполнительность, общительность, находчивость, логичность мышления, память, расчетливость, практичность, принципиальность, строгость, решительность, любовь к природе, коллективизм.

Подчеркните 5 из них, наиболее необходимых настоящему профессионалу выбранной вами профессии.

Зачитайте, пожалуйста, подчеркнутые качества характера.

Некоторые из вас подчеркнули такие слова, как доброта, справедливость, вежливость. Скажите, эти качества характера нужны людям какой-то определенной группы профессий?

Конечно же! В любой профессии нужно оставаться человеком с большой буквы. Поэтому поводу хорошо сказал Александр Раскин:

«Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста».

Есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем

Я считаю, что каждый из вас обязательно будет хорошим человеком и выборобязательно вам предстоит сделать.

Знаете ли вы, ребята, какая существует формула успешного выбора?

На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:

ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.

МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

НАДО – потребности рынка труда.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

- Как вы понимаете это высказывание?

(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).

Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это- счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают. Это можно назвать одним словом? (Призвание)

Очень хочется, чтобы вы узнали в лицо и свою профессию.

III. Обсуждение результатов занятия:

Наша встреча завершается, необходимо подвести итоги. Напомню, цель нашего занятия была - погрузится в свой мир и проанализировать свои возможности в выборе будущей профессии. Можем ли мы сказать, что цель достигнута?

В заключении нашего занятия, я прошу вас высказать свое мнение о нашей совместной работе.

Прикрепите по очереди стикер к такому знаку, который характеризует ваши чувства, эмоции и состояние этих минут: 1.Восклицательный знак – здорово, интересно, поучительно.

2.Многоточие – наводит на размышления о себе, профессиях в целом.

3. Вопросительный знак – хочется выяснить еще некоторые вопросы по теме: «Профессиональное самоопределение»

Благодарность психолога за занятие. Прощание. “Спасибо за приятный работу”. Всего вам доброго!»

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Система профессиональной ориентации – деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза.

«Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает, куда идти».

Литература:

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2000.

Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: Тр-нг самосознания. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Грецов А.Г., Попова Е.Г. Выбери профессию сам. Информационно-методические материалы для подростков. - СПб, 2004.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- Москва, 2001.

Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб: изд-во «Речь», 2005.

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2006 г.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками Пер. с англ. 2-е изд, исправленное - М., Генезис, 2000.

Джополнительные вопросы:

В чем вы видите необходимостью для общества выбранной вами профессии?

Можно ли считать удавшейся жизнь человека, не имеющего любимого дела?

Нужно ли при выборе профессии учитывать свои физические возможности?

infourok.ru

Конспект урока по технологии "Профессиональное самоопределение" 8 класс

Конспект урока

«Профессиональное самоопределение» 8 класс

У меня растут года,

Будет мне семнадцать,

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

( «КЕМ БЫТЬ?»

Владимир Маяковский)

Именно на этот вопрос вы ищите сейчас ответ.

- Как вы считаете, о чем пойдет разговор сегодня на занятии?

(Профессиональное самоопределение.

Кем быть? Вот в чем вопрос…) слайд 2.

Карточка самооценивания

- Для начала уточним, что такое профессия и специальность.

- В справочных материалах выберите определение, которое вам ближе. (Приложение 1)

Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков. Слайд 3.

-Ученые считают, что у нашего современника в двести раз больше возможностей для выбора профессии, чем у его предка, жившего сто лет назад.

Как появились профессии? Обратимся к истории. (Сообщение Таня Б.) (слайд 4)

- А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий.

- А как вы думаете, сколько существует профессий в мире?

- В мире существует более 40 тыс. профессий!

И для вас первым шагом будет необходимость сориентироваться в мире профессий. Те профессии, которые нравились вашим родителям, могут показаться вам неинтересными, несовременными. Каждое десятилетие технический прогресс рождает все новые виды профессий, а другие уходят в небытие.

ЗАДАНИЕ

Сейчас работая в парах с карточкой №1: выделите маркером необходимые профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;

Б) появились только в XX веке;

В) появятся в будущем. (слайд 5)

Для справки: (слайд 6 )

Знаете ли вы? ( презентация Даша С.) слайд 7

Профессия объединяет группу родственных специальностей.

Специальность – Род занятий в рамках одной профессии.

Например, профессия врача включает специальности: врач ЛОР, врач зубной, врач детский; профессия учитель включает специальности: учитель математики, учитель химии, учитель физкультуры.

Прежде, чем мы перевернем очередную страничку, давайте быстро проверим и закрепим полученные знания.

Работа с карточкой № 2.

: необходимо найти и исправить ошибки. Если они есть стрелочками переместить их в нужную колонку. Слайд 8

Проверяем себя Слайд 9

Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую либо определенную должность на своей работе. Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная, ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог. Что помогает найти нужную книгу?

Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах.

На каких уроках вам встречалось слово классификация?

(на биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов). Кто может сформулировать данное понятие?

Как мы можем присоединить это понятие к теме нашего урока?

Тема нашего урока тоже связана с этим словом: «Классификация профессий»

  • мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, притворяясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий.

Для того чтобы выбрать верную дорогу в поисках своего призвания, необходимо научиться ориентироваться в мире профессий.

Классификация профессий – это объединение профессий в различные группы по каким - то признакам

Классификацию видов деятельности еще в XVIII веке предложил известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев слайд 10

  • Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право)

  • Полезные науки (математика, физика, биология, сельское хозяйство)

  • Щегольские науки (литература, искусство)

  • Тщетные науки (алхимия, астрономия)

  • Вредительские науки (колдовство)

- Можем мы пользоваться такой классификацией в наше время? Почему? Что вам не нравится?

Слайд 11

Наиболее удачную классификацию типов профессий предложил академик Евгений Александрович Климов по предмету труда.

Слайд 12

1.«Человек-человек» К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми.

Слайд 13

2.«Человек-техника» К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья.

Слайд 14

3.«Человек-знаковая система» (относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей).

Слайд 15

4.«Человек-природа» К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.

Слайд 16

5.«Человек-художественный образ» (относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие).

Работа с цветными карточками № 3

Изучив подробно типы профессии, вы сможете выполнить следующее задание. У вас карточки различного цвета с набором психологических качеств. Работая в группе решите задачу, какому типу профессий характерны эти психологические качества.

Проверка задания Слайд 17

Слайд 18

РАЗМИНКА (шутка) - отдохнем

Игра «Самая-самая».

1. Самая зелёная (садовод, лесник, цветовод …).

2. Самая сладкая ( кондитер, кулинар …).

3. Самая денежная (банкир, бизнесмен, профессиональные спортсмены …).

4. Самая смешная (клоун, пародист …).

5. Самая общительная (комментатор, журналист, экскурсовод …).

6. Самая детская (воспитатель, учитель, педиатр, няня …).

7. Самая серьёзная (сапёр, хирург, политик, разведчик …).

2 урок.

Слайд 19

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, которые возили на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

- Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, которая не отвечала интересам, способностям человека.

Вывод: Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Существует такое понятие, как “возраст самоопределения”. Это когда заканчивается беззаботное детство и начинается юность – пора подготовки к решению жизненно важных проблем для каждого человека. И основная проблема – Кем быть?

Как сориентироваться в этом огромном списке, выбрать профессию по душе и, получив её, быть востребованным специалистом на рынке труда?

Начинаем искать ответы и на эти вопросы.

Представьте себе, что именно сегодня перед вами встала проблема выбора профессии. Какие вопросы нужно себе задать, чтобы выбрать нужное направление? Надеюсь, что к концу урока мы сможем найти ответ.

(Предложить выбрать себе 1 профессию и ее тип, которую планируют получить в будущем и записать её у себя на бумаге.)

Слайд 20

Сначала посмотрим, что говорят по этому поводу специалисты. Многие из них рекомендуют представлять выбор профессии в виде равностороннего треугольника, стороны которого - понятия "я могу", "я хочу" и "надо"

Звучит хорошо, но не совсем понятно. Попробуем разобраться.

Чем вы руководствовались, когда записали свою будущую профессию? ХОЧУ

Хочу" - это твои интересы и склонности, которые могут проявиться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой. Перечисли свои любимые занятия: Все они могут указать, с чем связать будущую профессию,

Нужно спросить себя ещё о чем-то? НАДО

"Надо" - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей. Можно узнать через интернет или с помощью родителей, насколько велик спрос на выбранную профессию.

Значит, НУЖНУЮ всем работу, МОЖЕТ выполнять каждый ЖЕЛАЮЩИЙ? Вот мы и подошли к третьему вопросу, который необходимо задать себе, выбирая будущую профессию. МОГУ

"Могу" - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Итак, мы составили список вопросов, которые необходимо себе задать, выбирая профессию. ХОЧУ – НАДО - МОГУ - Вот простая формула, которая поможет вам в выборе профессии.

Слайд 21

Предлагаю вам проверить её работоспособность: попробуем убрать из формулы одно из слов. Насколько может измениться ситуация, если мы попробуем обойтись без какой-то составляющей ?

Недавно мы были с вами на профпробах в РПЭКе, а также на наших уроках технологии вы сами того не сознавая участвовали в профессиональных пробах, осваивая разные профессии: повар, кондитер, швея, стилист. Попробуйте самостоятельно вывести определение - что такое профессиональная проба.

Профессиональная проба - непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии.

Профессиональные пробы являются важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку способствуют углублению знаний о будущей профессии, правильной самооценке.

Определение типа профессии с учетом ваших интересов. (Приложение 5)

Проведем тестирование по МЕТОДИКЕ Е.А. КЛИМОВА. Время выполнения задания 5-7 минут.

- К какому выводу вы пришли, выполнив тест? Правильно сделан ваш выбор будущей профессии?

Слайд 22

Подведем итог:

Продолжить предложение:

  • сегодня я узнала…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я поняла, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовала, что…

  • я приобрела…

  • я научилась…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии – нежная песня.

Есть профессии – литый металл.

Но всегда – и как было когда-то,

И сейчас в двадцать первый наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек!

Оценили свою работу, покажите предварительную оценку вашей деятельности

Весь материал у вас будет в буклетах

Домашнее задание: разработать буклет о профессии

Слайд 23

Закончим словами В.Маяковского

«Книгу переворошив, намотай себе на ус —

все работы хороши, выбирай на вкус!»

Спасибо вам за вашу работу.

Спасибо всем присутствующим за внимание.

Приложение 1

Профессия – это…..

Профе́ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности

Профессия - (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.

человека специальной подготовки, специальных трудовых навыков и знаний.

Приложение 2

Карточка № 1

А) Определите профессии, которые почти или совершенно исчезли

Слова для справки:

кучер, крановщик, космонавт, прачка, ямщик, белошвейка, почтмейстер, городовой, купец, программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), стряпчий, трубочист, тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, эмбриолог, электромонтёр, фонарщик, пряха, профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Карточка № 1

Б) Определите профессии, которые появились только в XX веке

Слова для справки:

кучер, крановщик, космонавт, прачка, ямщик, белошвейка, почтмейстер, городовой, купец, программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), стряпчий, трубочист, тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, эмбриолог, электромонтёр, фонарщик, пряха, профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Карточка № 1

В) Определите профессии, которые появятся в будущем

Слова для справки:

кучер, крановщик, космонавт, прачка, ямщик, белошвейка, почтмейстер, городовой, купец, программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), стряпчий, трубочист, тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, эмбриолог, электромонтёр, фонарщик, пряха, профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Приложение 3

Карточка № 2

Найди ошибки, если они есть перемести стрелками

Профессия

Специальность

Приложение 4

Карточка № 3

Какому типу профессий характерны эти психологические качества.

«Человек – Художественный образ»
  • яркое воображение;

  • образное мышление;

  • склонность к творчеству;

  • гибкость чувств;

  • специальные способности;

  • развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Человек–Знаковая система
  • способность к математике;

  • развитое абстрактное мышление;

  • высокая устойчивость внимания;

  • склонность к общению;

  • аккуратность и усидчивость.

Человек – Природа
  • наблюдательность;

  • склонность к систематизации;

  • устойчивость внимания;

  • потребность в двигательной активности

  • выносливость

  • терпеливость к недостатку комфорта

Человек – Техника»
  • технический склад ума;

  • пространственное воображение;

  • склонность к практическому труду;

  • эмоциональная устойчивость

  • техническая осведомленность и сообразительность

  • высокая работоспособность

развитые коммуникативные способности;

эмоциональная устойчивость;

быстрая переключаемость внимания;

наблюдательность;

организаторские способности.

доброжелательность

тактичность

выдержанность

Приложение 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ (МЕТОДИКА Е.А. КЛИМОВА)

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «-». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

РЕЗУЛЬТАТЫ

П

Т

З

Х

Ч

ИТОГ:

Обработка и интерпретация результатов

По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты». Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:

Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — это определение человеком своего места в профессиональном мире.

ЦЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ — подвести учащегося к взвешенно­му, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сфор­мировать психологическую готовность к профессиональному само­определению.

ПРОФЕССИЯ — это род трудовой деятельности, требующий опреде­ленной подготовки и являющийся обычно источником существования.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — это вид занятия в рамках одной профессии.

КВАЛИФИКАЦИЯ - это:

  1. профессия, специальность;

  2. степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовлен­ности.

ДОЛЖНОСТЬ — это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безуслов­ных для выполнения.

ВАКАНСИЯ — незамещенная, незанятая должность в учреждении, учебном заведении; свободное место в учебном заведении для учаще­гося.

КАРЬЕРА — это:

  1. достижение наивысших результатов;

  2. род занятий;

  3. продвижение по служебной лестнице.

ПРИЗВАНИЕ — наивысшая степень взаимосоответствия конкрет­ного человека и его

работы

infourok.ru

Технологическая карта урока "Основы профессионального самоопределения" 8класс

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Организует ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.

-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте!

Приветствие учителя;

дают себе установку на хорошую работу на уроке, помощь учителю в проверки явки на урок

Личностные: самоопределение; проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Создаёт проблемную ситуацию, внимание на экран.

слайд №1 Копирайтер, рекрутер, девелопер, мерчендайзер, хед-хантер - ребята как вы думаете, что означают эти слова?-(профессии).

- Смотрим слайд дальше

Трубочист, шарманщик, фонарщик, камердинер, ямщик? ( профессии)

Внимательно посмотрите и догадайтесь, чем отличаются профессии в 1 колонке от профессий во 2 колонке, Читаем слайд

да 1это профессии будущего, а 2 это профессии исчезнувшие…

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить (о профессиях)

Снова смотрим на экран, читаем стихотворение Слайд №2

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Что ещё мы должны для себя понять, уяснить?( как выбрать профессию)- правильно.

Слова этого стихотворения имеют отношение к вам?

А кто знает автора этих строк? ( Владимир Владимирович Маяковский)

Слушают учителя; определяют проблему

во фронтальной работе пытаются дать ответ на проблемные вопросы

Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Формулирование темы, цели и задачи урока.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

Организует и направляет обсуждение. Помогает в формулировках.

- Слайд №3 Тема урока:Основы профессионального самоопределения. Правила выбора будущей профессии.

Как вы думаете, какова цель нашего урока, чему мы должны научиться? Правильно.

Слайд №3 Цель урока: подготовка к профессиональному самоопределению и выбору профессии, ознакомление с возможными вариантами получения профессионального образования

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи учебного занятия;

-Они обозначают профессии людей.

-О профессиях людей

Знакомство с правилами выбора профессии, понятием "Профессиональное самоопределение»

Ответы детей.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные: строить сообщения в устной форме;

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии.

4. Изучение

Нового материала

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Организует деятельность по применению новых знаний, объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся

Рассказ учителя

1 Наша жизнь состоит не из случайных событий. Это процесс, имеющий целостность, направленность, преемственность, предполагающий зависимость будущего от прошлого и настоящего, а также результат. Для человека главным в этом процессе является самосознание, самоопределение.

Слайд№ 4 Самоопределение личности – осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем.

Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делают задачу выбора профессии особенно сложной.

Очень непросто сделать выбор профессии сразу и на всю жизнь. В 14-15 лет сделать его окончательно еще не представляется возможным…

А вот задуматься всегда полезно:

  • Как живут твои близкие? Чем ты можешь помочь им сегодня или завтра?

  • Подумай о родителях и учителях. Часто ли ты с ними конфликтуешь? В чем помогаешь им? В чем советуешься? Хочешь ли ты жить как они?

  • Могут ли пригодиться России твои силы и способности?

  • Всмотрись в себя. Кто ты есть? Что для тебя важно? Что ты хочешь от жизни? Кем и каким ты себя представляешь в будущем?

Слайд№ 5 Что нужно знать выбирая профессию? Факторы «могу», «хочу», «надо»

2. Предлагает поработать с информацией в учебнике на стр.125

Работают с материалом учебника

Познавательные: логический – анализ объектов с целью

выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника.

Первичное осмысление и закрепление изученного

Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.

3.Раздаёт ребятам по три листочка бумаги, трех цветов. Просит написать на первом слово ХОЧУ(желтый) и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения и т.п.)

Слайд№ 7

1.Каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать?

2.Какая заработная плата меня устроит?

3.Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии?

Слайд№8 На втором листочке (МОГУ)(розовый) напишите, что вы можете, умеете на данный момент.

Слайд№ 9 На третьем листочке НАДО (зеленый) напишите, что, на ваш взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д.) Слайд№ 10

4.Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и располагать как можно большим объёмом сведений об избираемой профессии.

Учитель. Из каких источников мы можем получить информацию о профессии?

А является ли ваша профессия востребованной в Республике Башкортостан? А в городе Нефтекамске?

Для этого выполним следующее задание, садимся за компьютеры,

на рабочем столе открыт документ с инструкционной картой. Проходим по ссылке(Приложение 2), находим ЦЗН и выбираем название своей профессии. Запишите ответ. (5 мин)

Делимся полученными результатами…..

Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО

Их можно представить в виде окружностей: Слайд № 10

1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

  • Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? Насколько близки сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»?

  • Как вы думаете, на что вы вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?

  • Подумайте, чем можно дополнить эту схему?

Ее можно дополнить элементом «ЕСТЬ».

«ЕСТЬ» - это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это – ваш стартовый капитал. Чтобы уже сегодня задуматься о том, чем вы будете заниматься через 5-10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.

Проблема многих молодых людей – завышенный уровень притязаний. Конечно, жизнь его откорректирует в нужную сторону, но иногда такая корректировка проходит очень болезненно: не очень приятно падать даже с воображаемых вершин. Постарайтесь быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении.

«Есть!» Слайд№ 11 Карточка с вопросами (приложение1)

Насколько у вас сформированы навыки?

Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Оцените друг друга, поставив рядом с его оценкой свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Сравните свои оценки с оценками, которые вам поставил сосед. Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?

Качества, которые вы только что оценивали, определяют профессиональную успешность человека. Если оценки ниже, чем бы вам хотелось, не расстраивайтесь. Лучше понять свои слабости сегодня, когда есть время и желание от них избавиться, чем страдать, когда поздно будет что-то исправить.

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.

Учащиеся выполняют задание

Дети высказывают своё мнение по заданию.

Отвечают на вопросы

Переходят за компьютеры по2челзаходят на сайт ЦЗН, ищут необходимую информацию.

Делятся полученными результатами.

Анализируют полученные результаты практической работы

Отвечают на вопросы теста, оценивая себя, а затем соседки по парте.

Сравнивают полученные результаты, делают выводы

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.

Коммуникативные: отделяют новое от известного; выделяют главное

Личностные УУД

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной дея­тельности

Коммуникативные: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничест­во и кооперацию с учителем и сверстни­ками

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

videouroki.net