Эмоциональная неустойчивость.
Окружающая Вас обстановка и круг общения являются главными факторами, которые формируют Вашу способность иметь дело со стрессовыми ситуациями.
Выработка эмоциональной устойчивости требует Ваших усилий:
1. Говорите о своих чувствах с людьми, которые Вам близки и которым Вы доверяете.
2. Ищите причины затруднительной ситуации, в которую Вы предположительно можете попасть. Это даст вам возможность лучше понимать происходящее, и Вы сможете рассматривать кризис не как безвыходную проблему, а как ситуацию, в которой Вы можете решительно действовать, потому что знаете, что нужно делать. Хорошая ориентация в проблеме помогает бороться со страхом, который обычно бывает преувеличенным во время повышения уровня стресса.
3. Согласитесь с тем, что иногда бывают такие ситуации, которые мы не в силах изменить. Научитесь принимать такие ситуации.
4. Потратьте время на укрепление и поддержание отношений с близкими и знакомыми людьми. Чем ближе и значимее будут Ваши отношения, тем лучше будет Ваша способность справляться с проблемами и со стрессом.
5. Развивайте в себе надежду и оптимизм. Даже в самое тяжелое время не забывайте о том, что в конце туннеля всегда есть свет. Посмотрите и пересмотрите несколько раз фильм СЕКРЕТ: http://psicholog.do.am/index/testy/0-55
6. Придумайте для себя новое хобби – это значительно добавит Вам положительных эмоций и отвлечет от проблем.
7. Помогайте другим людям, не ожидая просьбы о помощи. Оказывая поддержку другим, вы увеличите свою способность справляться с трудностями. Это заставит Вас чувствовать себя более уверенно.
8. Вспомните свои уроки из прошлого, проанализируйте, как Вы справились тогда с событиями – это поможет вам развить уверенность в своих способностях справляться с будущими проблемами.
9. Если у Вас уже есть опыт выхода из стрессовых ситуаций, составьте для себя комплекс мер для восстановления (например, проводить время с близкими друзьями), и будьте готовы повторить их при необходимости.
10. Учтите, что во время восстановления необходимо отложить принятие важных решений.
11. Стремитесь к здоровому питанию, занимайтесь спортом, не забывайте об отдыхе и обеспечивайте достаточный сон. Это поможет Вам избежать стресса.
Главное, что Вы должны помнить – это то, что хорошая эмоциональная устойчивость поможет Вам справиться с любыми неприятностями.
www.all-psy.com
В чем причина частой смены настроения у детей и что с этим делать?
Наверное, всем родителям хотя бы раз в жизни приходилось наблюдать резкие перепады настроения у ребенка. Когда их малыш, только что радостно играющий, вдруг начинает ни с того ни с сего плакать и топать ножками. Или замыкается в себе, отказывается общаться с родителями.
Часто мама с папой не понимают, как им себя вести в таких случаях. Они пытаются успокоить ребенка, задобрить его новой игрушкой, любым способом его развлечь. Или апеллируют к излишней избалованности малыша, стараются его «воспитывать». Но, к сожалению, такие мероприятия не всегда дают нужный результат. И тогда родители теряются, пытаются переждать, пока ребенок успокоится сам.
Если подобные случаи происходят с малышом раз в пятилетку, ничего страшного и необычного в этом нет. Мало ли, по какому поводу ребенок мог расстроиться? Причины могут быть вполне объективные: нет рядом любимой игрушки, промокли штанишки, или, в конце концов, что-то заболело. Но, когда перепады настроения у малыша происходят без видимых причин и часто, стоит обратить на это внимание и разобраться, как же помочь чаду в этой ситуации.
Почему же дети подвержены резким сменам настроения?
К главным причинам смены настроения у детей можно отнести следующие:
1. Кризисы. Частые смены настроения у малыша говорят в первую очередь о том, что он растерян, излишне напряжен, не понимает, как ему себя вести и чего ждать. Особенно остро такие ощущения ребенок испытывает в кризисные периоды, связанные с:
2. Желание привлечь к себе внимание родителей и близких. Возможно, в моменты спокойствия на ребенка не особо обращают внимания, а как только расплакался – сразу тебе и конфетка, и плюшевый мишка, и мамины теплые объятия. Почему бы этим не воспользоваться?
Никто не говорит, что не надо утешать и успокаивать детей. Конечно же, надо. Но, если вы берете малыша на руки, обнимаете, уделяете ему время только тогда, когда он плачет – очень скоро он поймет это и будет постоянно вас «звать». Ведь для маленького ребенка самое главное – чтобы мама была рядом. И тогда его мир спокоен и стабилен.
3. Домашняя атмосфера, в которой живет малыш. Ребенок остро чувствует все изменения в жизни семьи. Если мама с папой ссорятся, в воздухе висит напряжение, скорее всего, малыш будет беспокоиться и нервничать, и, как следствие, капризничать.
4. Особенности поведения родителей. Замечали, как точно маленькие дети умеют копировать эмоции и поведение взрослых? Так вот, если мама и папа у малыша «буки», наверное, вряд ли их чадо будет все время улыбчивым и жизнерадостным, и наоборот.
Поговорим подробнее о возрастных кризисах в жизни ребенка. К ним относятся:
Психологи относят кризис трех лет к числу острых. Действительно, в этот период малыш становится трудно управляемым, его поведение почти не поддается коррекции. Самыми употребляемыми словами ребенка становятся «не хочу». И говорят об этом не так слова, как действия: малыш швыряет игрушки в ответ на просьбу положить их в корзину, убегает, когда вы его зовете. Любой ваш запрет или отказ в пожелании ребенка вызывает бурную реакцию протеста. Начинается истерика: кроха орет, топает ногами, может даже замахнуться на вас «с кулаками», изобразив самое серьезное и злое лицо. В такой ситуации родители недоумевают: что же делать? Что же произошло с их таким милым и веселым ранее ребенком?
Согласно утверждениям специалистов, ничего страшного, скорее всего, не случилось. Просто кроха растет, и в этот период начинает чувствовать себя самостоятельной личностью. Соответственно, он становится более активным, настойчивым, порой даже упрямым в достижении желаемого. Только умений и сил для полной самостоятельности у него пока не хватает. Вот и всю свою неудовлетворенность и злость от того, что ему что-то не нравится, не выходит, малыш выплескивает таким способом. Так получаются эмоциональные «качели» от горьких слез до безудержного смеха.
Что же делать, если ребенка «накрыл» кризис 3 лет? Советы:
Сложный период в жизни ребенка. В этот момент происходит очень ответственное для маленького человека событие – поступление в школу. Теперь уже весь мир не вертится вокруг него, как прежде, нельзя все время играть и бегать. Необходимость сидеть длительное время за партой, соблюдать дисциплину, тоже могут спровоцировать частую смену настроения. Ведь ребенок уже не может делать сразу то, что ему хочется. Добавить сюда переживания чада по поводу нового коллектива, страх расстроить и не оправдать надежд родителей – и вот получим типичный портрет этого кризиса.
Кроме всего прочего, в этот период у ребенка наблюдается интенсивный физический рост, быстро развиваются сложные психические функции, совершенствуется мелкая моторика рук.
На фоне необходимости адаптации к новому окружению, незнакомым ранее требованиям у некоторых детей может развиться так называемый «школьный невроз» — целый комплекс нарушений и отклонений: тревожность, страх опоздания, нарушение аппетита, иногда тошнота и даже рвота. Другой вариант этого невроза – нежелание вставать и одеваться в школу, отвечать на вопросы учителя, забывчивость и невнимательность. Такие нарушения наиболее свойственны детям, которые еще не готовы к школе. То есть, они достигли школьного возраста, но по ряду психических и физических данных пока не «дотягивают» до сверстников.
Как же успешно пережить кризис первоклассника? Советы:
Это возраст, когда дети считают себя уже взрослыми, а родители «по старинке» видят их еще маленькими. Возникает конфликт интересов в семье, часто очень острый. Но, помимо изменения в отношениях, ребенок переживает также период интенсивного физиологического развития. Наблюдаются функциональные расстройства в работе легких, сердца, мозговом кровоснабжении, появляются перепады сосудистого и мышечного тонуса. Вследствие таких перепадов резко меняется физическое состояние, и ему вторит настроение. Поэтому мы можем наблюдать такую картину: подросток, только что пребывавший в веселом и бодром настроении, вдруг впадает в апатию, начинает грустить и хандрить. Или, наоборот, печаль сменяется приступами смеха.
Мальчики в подростковом возрасте часто становятся несдержанными, легковозбудимыми, агрессивными, девочки приобретают неустойчивое настроение. Но и у тех, и у тех нередко повышенная чувствительность соседствует с равнодушием и эгоизмом, холодностью по отношению к близким людям.
Подросток стремится доказать всем, что он независимый и самостоятельный. Такая потребность самоутвердиться может толкать на риск — не умея утверждаться в творчестве, учебе, спорте, подросток восполняет эту потребность через алкоголь, курение, наркотики, ранние половые связи. Немаловажным является так называемое «стадное чувство» — стремление к времяпрепровождению в коллективе ровесников.
Как же пережить этот нелегкий для детей и родителей кризис? Советы:
И помните, что возрастные кризисы – это закономерность. Вот только степень протекания их может варьироваться от почти незаметной до очень болезненной и острой. Как ваш ребенок переживет кризисы – зависит не только от его особенностей развития, но и от условий его жизни и воспитания. То есть от вас, дорогие родители. Если вы выдержанны и терпеливы, в вашей семье спокойная и дружеская обстановка, скорее всего, ваше чадо спокойно переживет все возрастные кризисы.
Сейчас нередким является такая особенность детей, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детей с таким синдромом называют гиперактивными. Для них характерны частая смена настроения, отсутствие усидчивости, невнимательность.
Выявить такую особенность родителям вполне под силу. Если, наблюдая за малышом в течение нескольких месяцев, вы замечаете, что он не может играть в спокойные тихие игры, не в силах сосредоточиться на чем-то одном, забывчив, много говорит, суетится, с трудом укладывается спать, обратитесь к детскому психологу. Он поможет подобрать индивидуальный подход к вашему ребенку.
Вот мы и поговорили о возрастных и личных особенностях развития детей, и связанной с этим частой смены настроения. Действительно, во многих случаях показан специальный подход, помогающий ребенку пережить трудное время. Но ведь капризничать и расстраиваться малыш может не только в кризисы или обладая какими-то особенностями психического развития. Порой смена настроения не имеет под собой каких-то весомых причин, но все же она случается. И это легко объяснимо, ведь даже взрослые не всегда могут контролировать свои эмоции, что и говорить о детях!
Поэтому, если ваш ребенок склонен к переменам настроения, и вы хотите ему помочь, воспользуйтесь простыми правилами:
І. Чего делать НЕ НАДО:
ІІ. Что делать можно и нужно:
И, конечно же, не забывайте о любви! Всем детям без исключения – и самым крохотным, и уже большим – нужна родительская любовь, внимание и понимание!
«Любите своих детей, радуйтесь с ними вместе и будьте счастливы!» Анна Кутявина для сайта f-journal.ru
f-journal.ru
Здравствуйте, Антон.
Прочитал внимательно несколько раз Ваше письмо...
Можно уважать Вас за искренность и понимание опасности для себя и окружающих Ваших приступов агрессии..
Конечно, отношения близких влияют на наше развитие..., на формирование характера...
Но не на 100 процентов. Скорее, они могут быть катализаторами того, что присутствует в нас...
Если же отвечать на Ваш вопрос - Как этого избежать? - то простого ответа-алгоритма у меня нет и вряд ли у кого-нибудь Вы его найдете.
Но настораживает Ваше "понимание" Ваших особенностей, как болезней, которые можно излечить.
В таком отношении - как к чему-то, что не зависит от Вас - есть надежда только на внешние силы, факторы - которые вместо Вас - все поставят на место.
Нет.
Большая часть ответственности - на Вас.
И только на Вас.
Но справится с такими приступами агрессии самому может быть трудно. Нужен помошник.
Который сможет помочь перенаправить Вам эти дремлющие в Вас силы в продуктивное русло.
Почему они направлены на разрушение и саморазрушение?
А не на созидание?
Что такое у Вас с будущим, в которое Вы должны вложить эти силы?
А они тратятся на разрушение в настоящем, убивая Ваше будущее...
Я бы рекомендовал найти Вам хорошего психотерапевта в Ваших краях.
К сожалению, никого там не знаю.
Постарайтесь найти, потому что в письмах помчь Вам затруднительно.
Нужны хотя бы один-два контакта вживую.
Или же Вы сможете приехать, допустим, на группу, которая будет весной (в конце апреля) в Вильнюсе?
Дотерпите?
Или ищите психотерапевта у себя в городе.
Прошу меня извинить за то, что не могу в письмах дать прямых советов - советы в таких случаях не помогают, а наоборот - отталкивают...
И все-таки попытайтесь ответить на мои вопросы - м.б. мы там сможем что-либо увидеть.
Г.Идрисов.
www.all-psy.com
Сталкиваясь с серьезной неудачей или переживая утрату, любой из нас горюет, чувствует печаль, отчаяние. Но у некоторых людей такие состояния наступают без видимых причин и могут продлиться довольно долго, выражаясь в потере интереса к жизни, усталости, сонливости. Их настроение может часто меняться, иногда по нескольку раз в день. «Бывает, утро начинается хорошо, — рассказывает 30-летняя Нина, — на сердце легко, и вдруг откуда-то накатывает мрачность. Меня раздражает все... а через несколько минут это проходит, как не бывало!»
Человека, чье настроение меняется слишком часто, называют циклотимиком. «Эта неустойчивость проявляется в эмоциях и в поведении. Раздражительность, ускоренная речь, возбуждение или излишний пессимизм на протяжении дня или недели сменяются противоположными состояниями», — поясняет клинический психолог Александр Тхостов. Циклотимикам трудно контролировать себя, они склонны взрываться, сталкиваясь с малейшим препятствием. Пробка на дороге или поломка стиральной машины — этого достаточно, чтобы вызвать у них приступ гнева. Подобная восприимчивость говорит о неспособности человека переносить фрустрацию — эмоциональное состояние, которое возникает, если ситуация выходит у него из-под контроля. «Эти переменчивые взрослые похожи на детей, которые еще не умеют учитывать принцип реальности и проявлять терпение на пути к желаемой цели», — добавляет клинический психолог Жиль-Эрик Ленанже-Молинье (Gill-Eric Leininger-Molinier).
Ольга, 37 лет, специалист по рекламе
«Перепады настроения у меня начались лет с семнадцати. Я просыпалась в прекрасном настроении, за завтраком начинала рыдать, днем была деятельной, а под вечер впадала в апатию и совершенно не понимала причин своего состояния. С тех пор я периодически переживала нечто подобное, особенно весной. К 25 годам друзья называли меня истеричкой, коллеги считали невыносимой. Я боялась, что все отвернутся от меня. Мне надоело, что во мне словно живут два разных человека. Я решила посоветоваться с психологом. Встречи с ним вначале были мучительны для меня, но в результате я поняла, что моя циклотимия зародилась в детстве, когда меня надолго разлучили с родителями, не объяснив причин. Понимание этого помогло мне вновь обрести контроль над моими эмоциями».
«Циклотимии способствует ситуация, при которой в раннем детстве мать попеременно то удерживает ребенка в чрезмерной близости (практически в симбиозе), то отталкивает его от себя, — отмечает Александр Тхостов. — В результате колебаний ее настроения и поведения ребенку трудно научиться выносить фрустрацию, стать самостоятельным. В его психике как бы нет середины: все, что с ним происходит, он воспринимает полярно — как абсолютное счастье или крайнее несчастье».
Такие перемены настроения не только тяжелы для окружающих, которые не знают, чего ждать от циклотимика, но прежде всего осложняют жизнь ему самому. «Когда не слушается сын или муж начинает спорить, я часто не могу совладать со своими эмоциями, при этом не понимаю, откуда они берутся», — жалуется 43-летняя Жанна. Не стоит себя винить: за таким поведением может скрываться психологическая травма. Смерть значимых людей, расставания в сочетании с семейным запретом на переживание печали и горя могут привести к циклотимии. Если ребенка считали «слишком чувствительным», а за проявление эмоций называли плаксой, то, став взрослым, он может переживать периоды подавленного настроения, сопровождаемые чувством вины.
Если среди ваших близких есть человек, у которого жизнерадостность сменяется периодами тоски, постарайтесь проявлять терпение. Не усугубляйте ситуацию, выражая свой гнев или отвергая циклотимика: он и так склонен к самобичеванию, а любое замечание причиняет ему боль. Сохраняйте возможность диалога. Скажите ему о тех ситуациях, когда его поведение вас ранило. Важно, чтобы он осознал: вы не виноваты в препятствиях, с которыми он сталкивается, поэтому он заинтересован в том, чтобы выявить истинные причины своего поведения.
Читайте также
www.psychologies.ru