Критерии эффективности общения. Эффективного общения критерии


Эффективное общение: понятие, элементы, критерии

Общение – одно из важных умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе. Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если сестра владеет навыками эффективного общения.

Элементы эффективного общения

Одна из важнейших задач медицинской сестры — это умение тактично выстроить с пациентом беседу, эффективность которой зависит, в первую очередь, от умения расположить его к себе, вызвать на откровенный разговор. Искусство слушания пациента оказывает влияние не только на своевременную диагностику, но и на формирование конструктивных партнерских отношений между ним и медицинской сестрой.

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу можно с помощью нескольких приемов:1. «Имя собственное» Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.2. «Комфортная обстановка» Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента.

  1. «Зеркало отношении»Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я — ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.4. «Построение беседы» Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента.
  2. «Золотые слова»Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа.6. «Риторические способности»Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да».

gabiya.ru

Критерии эффективности общения — КиберПедия

Успешному общению помогает эмпатия — способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. Эмпатия — противополож­ность равнодушию и эгоцентричности. Уровень эмпатии зависит от наследственности, воспитания, условий жизни и может быть значительно повышен при целенаправлен­ной работе над собой.

Наилучшая стратегия деловой беседы - это положи­тельная, заинтересованная, уважительная установка. Боль­шую роль играют самые первые произносимые слова. Же­лательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора с ним. Если этого невозможно сделать, необхо­димо прямо спросить его. Постарайтесь не забыть его имя и отчество. Помните, что самый желанный для человека звук — это звук его собственного имени, его правильное (без искажений) употребление в начале и в ходе разговора!

Запомните самые важные данные о собеседнике, воз­можно, из медицинской документации, а затем будете ссы­латься на них в ходе беседы.

Начинайте беседу с так называемого «Вы — подхода».Попытайтесь поставить себя на место собеседника, пред­ставить себе его интересы. Это отразится на содержании и форме ваших высказываний. Сравните, например:Я бы хотела... Вы хотите...

Меня интересует... Это должно быть для вас интересно...

Я сделала выводы, Вам будет интересно узнать...

что....

Выберите определенный стиль ведения беседы: высоту тона, тембр, громкость, длительность, частоту пауз, ско­рость, наличие и характер пауз, жестов, интонацию и т. п. Несоответствие стиля беседы может привести к отказу со­беседника участвовать в разговоре. Анализируйте причи­ны изменения поведения собеседника, поймите причины трудностей, по возможности, конкретно определите стиле­вые и другие рассогласования. Используйте для диагнос­тики ситуации неречевое (невербальное) поведение и вы­ражение чувств, которые часто оказываются правдивее слов. Положительные эмоции люди не скрывают, и это вы определите по выражению лица. Конечно, мимику можно сознательно контролировать, она зависит от национальных и культурных стереотипов. Это представляет значитель­ные трудности. Гораздо более «правдивыми» оказываются многие другие неречевые знаки: поза, жесты, взаимное расположение, расстояние между собеседниками, зритель­ный контакт и др.

Эффективность общения зависит и от условий беседы — места, время, наличие помех (шум, наличие посторонних, беспорядок в комнате и т. д.). Стоит помнить, что тяжело больной человек не может слушать по-настоящему внима­тельно, в такой ситуации общение становится формаль­ным и не эффективным. Кроме того, необходимо помнить, что человек склонен не слышать того, что ему неприятно, или интерпретировать это в более благоприятном для себя смысле.

Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой профессионального общения может служить эф­фективным средством помощи людям в адаптации к жиз­ни в связи с изменениями в состоянии их здоровья.

Десять «Да» терапевтического общения

1. Обращайтесь к пациенту по имени - отчеству и на «Вы».

2.Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.

3.Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбай­тесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.

4.Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помни­те, что конфиденциальность является условием созда­ния доверительных отношений с пациентом.

5.Поощряйте вопросы вашего пациента.

6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исклю­чительно положительной интонацией вашего голоса.

7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании пси­хологического микроклимата при общении с пациен­том.

10.Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания доверия.

III Закрепление нового материала

Фронтальный опрос

1. Дайте определение понятию «Сестринское дело»

2. Дайте определение понятию «Медицинская сестра»

3. Дайте определение понятию «Субординация»

4. Дайте определение понятию «Ятрогения»

5. История сестринского дела

6. Что такое медицинская этика?

7. Что такое деонтология, биоэтика?

8. Общение в сестринском деле

IV Подведение итогов занятия

V Задание на дом

«История и философия сестринского дела. Медицинская этика, деонтология, биоэтика. Общение в сестринском деле»,«Основы сестринского дела» Мухина С.А. «Теоретические основы сестринского дела» Москва, 2014 стр 6-74

Обуховец Т.П. «Основы сестринского дела» стр.123-153 Ростов – на-Дону 2008,стр.38-61

 

cyberpedia.su

§ 11. Критерии социальной эффективности средств массовой коммуникации (СМК)

§ 11. Критерии социальной эффективности средств массовой коммуникации (СМК)

Представление об оптимальной модели массовой коммуникации тесно связано с понятием эффективности функционирования печати, радио, телевидения, а также СМК в Интернете. Необходимость определения и уточнения этого понятия очевидна, поскольку применительно к их деятельности оно пока остается довольно расплывчатым. Признание за ними права быть «четвертой властью» удивительным образом соседствует с неразработанностью теории результативной работы, нечеткостью критериев эффективности, оптимальных форм и способов общения с аудиторией. В представлении практиков и руководства органов СМК понятие «эффективность» нередко продолжает нести оттенок устаревшей трактовки этого термина, которая прямо связывалась с идеологической, пропагандистской направленностью печати, радио, телевидения, и поэтому сегодня считается неактуальным.

Образовавшаяся после 1991 г. возможность для печати, радио и телевидения отказаться от служения чисто идеологическим задачам обернулась существенным «перекосом»: игнорированием всесторонней, качественной оценки результатов восприятия аудитории, отсутствием интереса к научным данным и рекомендациям. Такая позиция отчасти понятна: нередко в ее основе совершенно справедливое для творческих работников желание отгородиться от любых форм цензуры. К тому же подобная реакция связана с воспоминаниями о прежних, отнюдь не всегда научных подходах к социальному управлению в сфере СМК, а также с незнанием качественно новых методов их изучения, либо с неверием в них. В результате, с одной стороны, телерадиокомпании и пресса признают значимость своей общественной роли, с другой – ограничиваются количественными данными, которые предоставляют различные социологические службы и независимые лаборатории. Количественные сведения об аудитории (данные о поле, возрасте, образовании, роде занятий и месте жительства зрителей, об их интересах и предпочтениях), конечно, необходимы, но это – лишь первый этап знания, поскольку при таком ракурсе изучения вне поля зрения остаются многие процессы, возникающие в сознании людей в результате восприятия продукции СМК. Так, например, широко распространенные сегодня телевизионные рейтинги, даже если они добросовестно выполнены, отвечают на вопросы «что?» и «сколько?», но не дают ответа на вопросы «почему?» и «с каким результатом?». Ответы на два последних вопроса требуют качественного анализа процессов функционирования СМК – только такой анализ позволяет получать представления о «картинах мира», которые возникают в сознании людей в результате встреч с продукцией масс-медиа.

Напомним, что возможность качественного анализа особенностей общения органов печати, телевидения и радиовещания с аудиторией позволила предложить следующую дифференциацию СМИ и СМК: средства массовой информации, как правило, не настроены на взаимопонимание с аудиторией и видят своей основной функцией информирование и создание определенного общественного мнения; это однонаправленные, субъект-объектные отношения между коммуникатором и аудиторией. Основная же задача средств массовой коммуникации связана не только с информированием, но и с поиском диалога: здесь должны иметь место субъект-субъектные, двунаправленные, партнерские отношения между коммуникатором и аудиторией. И хотя в современном коммуникационном пространстве можно встретить, пользуясь вышеуказанной дифференциацией, и СМИ, и СМК, в данной работе автор предпочитает использовать термин СМК – для того, чтобы лишний раз подчеркнуть качественное отличие диалога от информирования.

Развитие в обществе демократических начал, сама жизнь все чаще обращают научную и общественную мысль к феномену социальных последействий восприятия продукции СМК. Изучению социальной роли СМК в обществе, в частности, телевидения и радиовещания, вопросам их эффективности, прослеживанию социальных процессов, обусловленных их функционированием, их месту в системе управления посвящено множество работ российских ученых. Отечественные исследователи связывали эффективность СМК с реализацией социальных и социально-психологических функций, с повышением социальной активности личности: «Эффективность массовой коммуникации характеризуется масштабом проявлений социальной активности личности и степенью преодоления ее социальной пассивности», – писал, в частности, Б. М. Фирсов[72]. Этот, бесспорно, важный критерий до сих пор практически остается вне поля зрения большинства специалистов в области СМК, поскольку реализация этой функции никак не фиксируется.

Более чем актуально звучат сегодня выводы одного из симпозиумов, посвященных проблеме эффективности массовой коммуникации (состоялся в 1983 г.): «Современный человек расширяет сферу мониторинга состояний окружающей его жизненной среды. Настало время в сферу этого мониторинга включить процессы массовой коммуникации и социальные последствия, вызываемые их функционированием и развитием»[73]. Со времени проведения этого симпозиума прошел значительный срок, однако ситуация с изучением «социальных последствий» функционирования массовых коммуникаций в лучшую сторону не изменилась: часть отечественных научных концепций и идей, посвященных СМК, оказалась неактуальной из-за своей идеологической направленности, а другая часть незаслуженно отринута вместе с первой. И все же следует отметить, что изучение СМК в отечественной науке «сдвигается» сегодня, хотя и очень медленно, от медиацентрированного, ориентированного преимущественно на информационные и Бездейственные функции, к подходу человеке/центрированному, связанному с поиском так называемого консенсуса между средствами массовой коммуникации и аудиторией. Пока это выражается лишь в подсчете числа обращений представителей аудитории к тем или иным органам СМК, то есть в количественных рейтингах. Как уже упоминалось, подобные сведения весьма ценны, но дают ответ далеко не на все вопросы, связанные с эффективностью взаимодействий между СМК и обществом.

Проблема эффективности функционирования СМК активно разрабатывалась и продолжает разрабатываться за рубежом. Теоретические и практические вопросы рассматриваются во многих научных работах, посвященных этой проблематике. В 50-е– 60-е годы и отечественные, и западные социологи придерживались медиацентрированной позиции, при которой воздейственная роль массовых коммуникаций считалась главенствующей, формирующей сознание и поведение аудитории. Активная роль в этой теории отдавалась либо передающим средствам, либо диктору, либо «лидерам мнений», которые, согласно концепции двухступенчатой коммуникации, фильтруют или видоизменяют сообщение. Возникшее же в 70-е годы направление «использование и удовлетворение» (uses and gratifications) противопоставило механистическому воздействию СМК на личность другой подход, получивший название «человеко-центрированный», согласно которому воспринимающий человек стал рассматриваться как активный социальный субъект. Он выбирает из предлагаемых средствами массовой коммуникации материалов те, которые соответствуют его запросам и потребностям, и таким образом влияет на результат их функционирования, поскольку, во-первых, создает спрос (рынок) и, во-вторых, самостоятельно интерпретирует воспринятое.

Перечисленные подходы к изучению эффективности СМК интересны, их применение дает много ценных возможностей, однако ни одно из них не позволяет прослеживать и тем более проектировать последствия тех социально значимых процессов в сфере коммуникации, в которые они включены.

Многие зарубежные исследователи до сих пор, вслед за Г. Д. Лассуэллом, говорят не об эффективности, а об отдельных эффектах массовой коммуникации. Например, Э. Беттингхауз отмечает такие эффекты, как изменение мнения респондента, перцептивные изменения (другое восприятие объекта под воздействием убеждающей коммуникации), изменения в сфере эмоций, в поведении[74].

Значительно большее число эффектов за счет их детализации выделяет В. Вайсе. В его классификации количественные и качественные эффекты разделены. Под количественными имеются в виду такие эффекты канала СМК или отдельного сообщения, как, например, объем привлеченной аудитории и входящих в нее групп, количество времени, уделяемое каналу массовой коммуникации и т. п. К качественным эффектам В. Вайсе относит разного рода ментальные изменения: обогащение знаний, углубление понимания, подъем эмоций, смену в характере идентификации, наблюдаемого поведения, интересов, общественных вкусов, взглядов, ценностных ориентации[75].

Детализация эффектов СМК в зарубежной теории массовой коммуникации выражается в распространении таких терминов и частных моделей, как «упрямая аудитория»[76], «модель минимальных эффектов»[77], «модель минимальных изменений»[78], характеризующих выявленное свойство многих людей стойко придерживаться сложившегося мнения, не поддаваться пропаганде. Массовая коммуникация, как считают приверженцы модели «минимальных эффектов», скорее усиливает, закрепляет уже имеющиеся установки, нежели приводит к их резкому изменению, за исключением особых обстоятельств. В этом же русле реализуется подход, акцентирующий важную роль запоминания аудиторией содержания сообщений, передаваемых по каналам СМК[79], хотя запомниться может и то, с чем человек не согласен, что вызывает у него неприязнь, отторжение. Последнее можно оценить лишь на основе комплексной диагностики восприятия образа информационной среды, который порождает тот или иной канал в сознании аудитории.

Таким образом, и зарубежная, и отечественная наука в настоящее время оказалась перед проблемой поиска научных методов, которые дают возможность прослеживать социальные последействия общения, изучать процессы, происходящие в сознании людей в результате восприятия продукции масс-медиа. При этом, как правило, декларируется необходимость перехода к диалогическому взаимодействию с аудиторией. Сложность перехода на новый уровень изучения связана с разноречивостью и неопределенностью самого понятия «диалог», а также, по мнению известного социолога С. Московией, с «необходимостью структурирования процессов мышления и содержания»[80].

Решение заявленных задач требует универсальной теоретико-методологической концепции социальной коммуникации в целом, приемлемой для объяснения природы как общих, так и отдельных сторон коммуникационных процессов. Такой концепцией является семиосоциопсихологическая парадигма, в рамках которой экспериментально обоснованы факторы и критерии эффективного общения.

Поскольку в результате серии исследований было зафиксировано, что ориентация на диалог, открытость интенций коммуникатора, желание быть понятным и понятым увеличивает количество адекватных интерпретаций аудитории, иными словами, развивает качество сознания личности, задача перехода от форм общения, допускающего воздействие, к общению партнерскому, диалогическому, субъект-субъектному становится социально значимой.

Степень открытости коммуникативных интенций можно рассматривать как один из основных факторов эффективности функционирования СМК. Речь идет о профессиональном умении коммуникатора понятно и честно, без давления и внушения сообщить мысль, передать нюансы собственного восприятия события, а в некоторых жанрах – и свое настроение, уважая при этом право каждого представителя аудитории на собственные мысли, эмоции и настроения.

Следует признать, однако, что коммуникативные интенции, используемые современными масс-медиа, зачастую не ориентированы на диалог с аудиторией и так или иначе связаны с интенцией воздействия. Такова, например, интенция «все вокруг плохо», при которой неоправданно, без конструктивных предложений сгущается негатив и которая, как правило, камуфлирует скрытый за нею политический заказ. Социально-диагностические исследования зафиксировали, что встреча с этой интенцией (и с человеком, который ее продуцирует) вызывает раздражение и отторжение у той части аудитории, навыки интерпретирования которой адекватные, и дает манипулятивный эффект среди представителей других интерпретационных групп.

Своеобразной формой воздействия нередко оказывается также интенция нейтральности, для которой характерен гипертрофированно безоценочный стиль подачи материала – такой, при котором создается впечатление, будто у коммуникатора по отношению к предмету сообщения нет (или пока нет) никакой позиции, оценки, точки зрения. Еще в конце 90-х годов интенция нейтральности (не путать с ненавязчивостью, уважением к праву собеседника на собственное мнение) буквально «правила бал» в информационных и даже общественно-политических материалах на большинстве телеканалов страны: именно так понималась свобода от идеологических задач. Однако социально-диагностические исследования зафиксировали, что подчеркнутая нейтральность вызывает раздражение у представителей всех интерпретационных групп и потерю интереса к продуцируемому материалу, а также к тем, кто его сообщает (авторам, ведущим). Кроме того, поскольку неинтенционального общения попросту не бывает, видимость нейтральности всегда имеет некую подоплеку. Чаще всего при такой форме общения «зарабатываются очки» объективности, которые продолжают влиять на сознание больших групп аудитории при внезапных «вкраплениях» в нейтральную ткань повествования иных мотивационно-целевых аккордов. Следовательно, перед нами все та же интенция воздействия.

Интенция воздействия кроется и в таких журналистских приемах, как целевое формирование так называемой повестки дня при отборе и подаче новостей, и в большинстве тщательно спроектированных и умело проведенных пиар-акциях.

Поскольку в современном информационном пространстве подобный способ общения не исчезает, следует признать, что большая часть публикуемых или транслируемых по электронным каналам материалов СМК ориентирована на группы аудитории, имеющие частично адекватные или неадекватные навыки интерпретирования, причем отношения между коммуникатором и этими группами аудитории далеко не партнерские. Отсутствует поиск партнерства (при использовании интенции воздействия) и по отношению к адекватно воспринимающей группе, не приемлющей такой формы общения. Задача достижения диалога, эффективного общения со всеми группами аудитории при использовании интенции воздействия не может быть решена априори.

При эффективном общении представитель аудитории понимает, почему, зачем и ради чего был предложен ему именно этот, а не какой-либо иной материал, и, значит, после его восприятия сможет более или менее адекватно интерпретировать мотивы и цели общения с ним. Скорее всего, он запомнит и ту смысловую информацию, которая так или иначе связана с коммуникативным намерением.

В этой связи целесообразно разграничение понятий «информативность» и «информационная насыщенность»[81], введенное Т. М. Дридзе. Качество материала СМК, особенно информационного, нередко определяется количеством информации, включенным в него. С одной стороны, увеличение количества информации, тем более оперативной, всегда плодотворно; с другой – даже при большом объеме информации мотивы и цели общения могут остаться непонятными для воспринимающей стороны.

Сказанное имеет непосредственное отношение к существующей теории и практике печати, радио, телевидения, игнорирующим тот факт, что критерием при определении эффективности служит не столько количество, сколько качество информации, которую запоминает и усваивает (может адекватно пересказать) респондент. Можно ли, например, считать эффективной телепередачу, если телезритель после ее просмотра выносит ряд сведений, однако ничего не может сказать о том, зачем именно эти сведения были ему предложены, что было главное в передаче, что хотел сказать, выразить автор?

Разумеется, любой человек имеет право на собственный вариант восприятия, ищет то, что его интересует, дает ответ на волнующие именно его проблемы. И все же эффективный текст всегда информативен – в нем достаточно разнопланового материала, для того чтобы представитель аудитории мог понять и адекватно сформулировать мотив и цель общения с ним (при его праве не согласиться с позицией авторов). «Информативность характеризует не абсолютное количество информации в тексте, не общую его „информационную насыщенность“, но лишь ту смысловую информацию, которая, скорее всего, станет достоянием реципиентов, учитывая отношение названного „достояния“ к коммуникативному намерению его автора. Оценкой информативности текста служит мера адекватности интерпретации реципиентом замысла, цели, основной идеи сообщения, коммуникативного намерения его автора»[82].

В связи с вышесказанным следует различать первичную информативность текста, связанную, прежде всего, с пониманием интенции и ее компонентов, и вторичную (второго, третьего и т. д. уровней). «Выхваченная» из контекста и усвоенная вне связи с интенцией смысловая информация – свидетельство отсутствия диалога. Иными словами, если первичная информативность характеризует материалы СМК, в которых интенция понятна аудитории, то при нереализованной интенциональности, даже в тех случаях, когда человеку удалось вынести из воспринятого материала различные сведения, знания и впечатления (пусть даже весьма ценные), уместно говорить лишь о вторичной информативности. Эффективные материалы несут и первичную, и вторичную информативность одновременно. Следует отметить, однако, что понятность целей и мотивов не абсолютная характеристика эффективности текста (авторская интенциональность может быть, например, банальной, примитивной, включающей в себя агрессивность, слащавость, выспренность и т. д.).

Рассматривая телевидение, радио, печать, а также органы СМК в Интернете как элементы социокультурной среды, влияющие на социально значимые процессы, представляется целесообразным ввести еще один критерий эффективности – меру соответствия социального последействия материалов СМК позитивной социокультурной динамике, укреплению таких приоритетов общественного развития, отвечающих общечеловеческим ценностям, как доброжелательность и уважение к другим, направленность на созидание, а не на разрушение, соблюдение правовых и морально-нравственных норм человеческого общежития. Большинство любимых аудиторией теле– или радиопрограмм, газет или газетных рубрик, интернет-сайтов и т. д. оказываются не только понятными в своих интенциональных нюансах, но и ориентированы на общечеловеческие ценности: уважение к другим людям, доброжелательность, честность, бережное отношение к природе, неприятие зла.

Целесообразно уточнить и другие весьма расплывчатые понятия, используемые в теории и практике СМК. Так, например, часто не дифференцируют представления об «эффективности» и «популярности», полагая, что факт массового обращения людей к органу СМК или к конкретному материалу – достаточный показатель.

Проведенные исследования в сфере телевидения показали, что эффективная телепередача (та, которая реально выходит на диалог с аудиторией) чаще всего оказывается и популярной (имеет высокий рейтинг), в то время как популярная телепередача (та, которая имеет высокий рейтинг) отнюдь не всегда бывает эффективной (не выходит на диалог с аудиторией).

Столь же неравнозначны и понятия «эффективный материал» и «интересный материал». Понятно, что без интереса нет диалога; однако интерес автоматически диалога (или эффективности) не обеспечивает. Результаты исследований неоднократно фиксировали, что материалы, которые представители аудитории оценивали как интересные, интерпретировались ими неадекватно, т. е. обмен информацией происходил, а диалог отсутствовал.

Попутно отметим, что многие работники печати, радио, телевидения такую постановку вопроса считают неактуальной и ненужной: главное, как им кажется, интерес аудитории. Однако результаты социально-диагностических исследований фиксировали нежелательные социальные последействия – страхи, тревожность, разобщенность людей – и после восприятия интересных для аудитории материалов. Напомним также о всеми признанном факте экспансии «массовой культуры». Следует поэтому не только предоставлять интересный материал, но и ориентировать его на общезначимые ценности, что, казалось бы, самоочевидно, но в реальности наблюдается далеко не всегда.

Не равноценны и такие понятия, как «популярные» и «любимые» (органы СМК, телепрограммы, рубрики, авторы, телеведущие и т. д.). Известно, что некоторым наркотическим эффектом обладает любое телевизионное зрелище. Разнообразные содержательно-смысловые «вариации», воздействующие на подсознание личности, могут усилить этот эффект, и в результате к экранам будет привлечено значительное количество людей. Однако многие из тех, кто смотрит такие передачи (в том числе фильмы, а также читает материалы так называемой желтой прессы), могут ощущать затем неприятный осадок, недовольство собой.

Исследователи неоднократно отмечали также, что порой люди обращаются к тому, что в другой ситуации им было бы неинтересно. Так, в период социальных изменений, сдвигов, материалы, содержащие новости, привлекают даже тех, кто обычно ими не интересуется.

Еще пример. Показатели рейтинга популярности телезвезд, с одной стороны, и рейтинга телезрительских симпатий, с другой, полученные качественными методами (для получения таких рейтингов в ходе эксперимента зрителям предлагалось назвать запомнившиеся им фамилии профессионалов экрана и при желании обозначить отношение к ним), совпадают далеко не во всех позициях. Так, в 1997 г. среди телезрителей-экспертов самой популярной (называвшейся чаще других) оказалась программа «Поле чудес». А как самую любимую те же участники эксперимента назвали телепрограмму «Городок», которая в рейтинге популярности заняла далеко не первые позиции. Высокий показатель обращения аудитории к телепрограмме, статье, фильму и т. д. не всегда свидетельствует об их высоком качестве, позитивном отношении к ним взыскательной части аудитории.

Анализ социокультурных процессов, инициируемых современными СМК, свидетельствует, что модели коммуникации, связанные с любыми формами воздействия на аудиторию, себя исчерпали, пройдя бесперспективный круг от ориентации на пропаганду к ориентации на фигуру «папарацци». Не привела к миру и согласию общеизвестная «линейная» схема (Г. Лассуэлла), довольно долго владевшая умами теоретиков журналистики, а интеракционистская модель Т. Ньюкомба, декларирующая поиск «точек соприкосновения», оказалась бессильной перед гигантской «индустрией сознания».

Диалогическая модель, в основе которой лежит идея взаимопонимания и взаимодействия равноправных и равнодостойных партнеров по общению, ориентирована на развитие духовности каждой отдельной личности и общества в целом.

Смена парадигмы в деятельности массовых коммуникаций – от воздействия к взаимодействию, взаимопониманию и диалогу – становится социально значимой задачей. Подобные декларации неоднократно высказывались исследователями, но операционализация анализа и проектирование этого процесса оказались возможными только в рамках семиосоциопсихологической концепции. Идея взаимопонимания и диалога здесь не абстрактная, она наполнена конкретным значением, связанным с достижением «смыслового контакта», с «вхождением в резонанс» с интенцией и основными «смысловыми опорами» исходного материала. Ориентация на проявленность, определенность мотивов и целей общения, честность не только в декларируемом целеполагании, но и в глубинной мотивации – все это может придать новое качество печати, радио, телевидению, а также изменить сознание людей, обращающихся к ним.

Коммуникатор, ищущий пути к взаимопониманию и взаимодействию, сознательно стремится к честности, искренности, понятности. Духовность, глубина, поиск истины более привлекательны для аудитории, нежели примитивность и поверхностность. Это подтверждалось итогами проведенных исследований.

Обобщение закономерностей восприятия материалов СМК информационного и аналитического характера, выявленных посредством социально-диагностических исследований, позволяет назвать критерии эффективного общения СМК с аудиторией.

Желание коммуникатора донести, сделать понятными мотивы и цели общения с аудиторией.

Обязательными условиями эффективной коммуникации, выводящей на диалог как «смысловой контакт», являются доверие к органу СМК, к источнику информации, автору, созвучие авторских интенций интенциям, «ожидаемым» аудиторией.

Ориентация на общечеловеческие нормы и ценности. Такая направленность вовсе не означает, что рекомендуется «проповедь» общеизвестных истин в облегченной форме. Речь идет лишь об общей направленности материала, расстановке смысловых акцентов.

Ориентация на реальные (а не мифические) ценности здорового гражданского общества, на интенции, несущие в себе заряд оптимизма.

Наличие позиции, а вместо так называемой «нейтральности» – ненавязчивость в общении, корректность и уважение к аудитории. Признание за людьми права на самостоятельные мнения и выводы.

Непротиворечивость логических и эмоционально-оценочных составляющих материалов СМК.

Уход от эмоционального и логического примитивизма, ясность, четкость мысли, партнерское отношение к аудитории.

Честный, открытый, «прозрачный» по своему замыслу разговор с аудиторией, в котором не используются манипулятивные приемы; при желании убедить– использование «открытой» интенциональности.

Уход от банальностей и прямых поучений к сообщению новых идей и знаний.

Соблюдение особой аккуратности в случаях, когда материал входит в противоречие с общепринятыми нормами и ценностями.

В ходе исследований были выявлены также наиболее типичные причины «коммуникативных сбоев».

Декларированная цель не подтверждается ни содержательно, ни эмоционально. Как правило, структура подобных материалов перенасыщена элементами «макроуровня»: тезисами и антитезисами, аргументами и контраргументами, причем не всегда логически безукоризненными. В них мало иллюстративного материала, а тот, который есть, часто представляет собой штампы или лирические «красоты», не отвечающие целям образного сопровождения коммуникативной интенции.

Цели и мотивы коммуникатора связаны со стремлением «себя показать», любой ценой удержать аудиторию; при этом наблюдаются не слишком глубокий интерес к проблеме, наигранные эмоции. Мотивационно-целевая (интенциональная) структура таких материалов размытая, нечеткая, поскольку не имеет значимого цементирующего «фокуса». При попытке ее реконструкции нередко выясняется, что ориентировать имеющийся материал на более осмысленную цель было бы несложно.

Элементы мотивационно-целевой структуры материала (статьи, телепередачи и т. д.) противоречат друг другу: одни из них служат цели общения, другие ее дезавуируют. В итоге разрушается столь необходимое для эффективного общения единство формы и содержания.

В материале есть «лишние» части, порой не только не относящиеся к цели общения, но и «перекрывающие» собой эту цель. Новые, в том числе сенсационные факты, сведения, кадры, если они не «работают» на донесение интенциональности, лучше приберечь для другого, более подходящего случая, либо попытаться найти гармоничный вариант их использования в рамках исходной интенциональности.

Декларированная цель частично реализуется, однако из-за неготовности (неспособности) автора выйти на новый уровень освоения проблемы, заменяется другой. Первоначальная же цель остается «забытой».

Содержание материала порождает в сознании образы нескольких проблемных ситуаций, комментарий к каждой из которых было бы логично ожидать. Однако авторы их как будто «не замечают» (или не хотят замечать), оставляя без внимания, не объясняя и тем самым вызывая раздражение аудитории.

Интерактивные СМК как форма социального участия. Становятся все более популярными и разнообразными интерактивные формы общения органов СМК со своей аудиторией. Так, например, любой человек может позвонить в редакцию, задать вопрос, приехать на запись в телестудию и высказать свою точку зрения, позицию, сообщить что-либо существенное из жизненного опыта – это замечательная возможность партнерского участия населения в обсуждении различных проблем, прежде всего, жизненно важных для всех людей. Подобные формы социального участия широко распространяются во всех редакциях СМК, в том числе в региональных и местных, вплоть до программ кабельного телевидения.

Как правило, никаких ограничений, для того чтобы стать участником подобной интеракции, нет, кроме чисто формальной сложности – приехать самому или дозвониться, что при некоторых безличностных формах общения успешно преодолевается, благодаря многоканальной телефонной связи. Редакции зачастую гордятся большим числом «вышедших на контакт» с ними людей и даже порой рассматривают полученный результат как совокупную народную мудрость. Закономерен вопрос: какова научная ценность подобных сведений?

Новые технические возможности, используемые для общения с аудиторией, нередко создают своеобразную исследовательскую эйфорию: некоторые теоретики считают, например, что достаточно собрать в студии (в зале, на стадионе или где-то еще) более или менее представительную (репрезентативную) группу аудитории, соответствующую необходимым социально-демографическим параметрам (по полу, возрасту, образованию, месту жительства, роду занятий и т. д.), снабдить каждого гостя студии пультом с кнопками – ив результате вот он, «глас народа»… Однако даже простое сопоставление показывает, что зафиксированные таким образом реакции при сравнении с теми, которые постфактум предоставляет сама жизнь, как правило, не оказываются прогнозными.

При изучении особенностей взаимодействия аудитории с современными СМК закономерен вопрос: кто же оказывается типичным участником интеракции? Какие интерпретационные группы представлены в этом процессе больше и какие меньше? Казалось бы, именно представители первой, то есть адекватно интерпретирующей группы, понимающие причины и следствия социальных процессов, самостоятельно принимающие решения, должны более других стремиться к новой возможности интерактивного общения и тем самым создавать общественное мнение и «продвигать» в жизнь искомый всеми социальный результат.

Однако наблюдения и опросы, к сожалению, показывают обратное: в настоящее время представители этой группы редко включаются в двустороннее общение в рамках информационного пространства современных СМК, оставаясь как бы «сверху», выбирая скорее роль наблюдателей. Это весьма парадоксально: в реальной жизни, например, при приглашении к анкетированию, люди из этой группы отличаются более высокой перцептивной готовностью к общению с интервьюером, чем представители других групп.

Свою пассивность по отношению к интеракции с редакциями СМК часть представителей этой группы объясняет отсутствием привычки к этому действию или какими-то вторичными причинами, например сложностью дозвониться. В тех же случаях, когда дозвониться несложно, например, когда приглашение к участию сводится лишь к факту набора одного из предложенных телефонных номеров, многие (не все) представители этой группы также будто чего-то выжидают, проявляя, впрочем, интерес к результату проводимой акции. Представители данной группы практически не участвуют ни в телефонных играх, ни в конкурсах, которые сегодня заполонили голубой экран. Причина кроется в понимании (ощущении) некоторой спекулятивности большинства вариантов подобного двустороннего общения, рассчитанного скорее на привлечение внимания, нежели на реальное, конструктивное решение затрагиваемых проблем. Интеракция, используемая преимущественно как драматургический прием, как «двигатель интереса», явственно ощущается взыскательным, проницательным представителем аудитории, умеющим быть адекватным ситуации, – это и тормозит его активность.

Очевидно, здесь играет роль и феномен невнимания властных и управленческих структур к общественному мнению в материалах СМК. А для аудитории старшего поколения подспудным тормозом нередко служит воспоминание о цензуре советского периода, накладывавшей идеологический подтекст даже на самые непосредственные и незатейливые формы общения населения с редакций газеты, радио или телевидения.

Ситуация усугубляется, во-первых, тем, что редакции СМК чаще лишь косвенно связаны с социальными институтами и людьми, реально принимающими решения по поднятым проблемам; во-вторых, тем, что механизмы взаимодействия между СМК, населением и органами управления сегодня в социуме практически отсутствуют, даже в том искаженном варианте, как это было в советский период; в-третьих, тем, что большинству людей часто непонятно, чьи интересы (каких политических или финансовых групп) представляет конкретный орган СМК. Поэтому приходится констатировать, что в большинстве случаев участники интеракции в современном социокультурном пространстве – это люди, понимающие истинные мотивы и цели коммуникатора только частично или совсем их не понимающие. Отсюда степень проникновения этих групп аудитории в поднимаемые коммуникатором проблемы не очень высокая (или не очень глубокая). В то же время совокупное мнение представителей этих групп аудитории фактически оказывается самым массовым, поэтому на него принято ориентироваться. В качестве примера такого «равнения» на большинство можно вспомнить пресловутую программную политику многих отечественных телеканалов, которые транслируют огромное количество сериалов и чрезвычайно мало – высокохудожественных фильмов; можно привести и другое сопоставление из этого же ряда: мы видим на телеканалах большое количество развлекательных программ и гораздо меньше – познавательных, в центре внимания которых находились бы морально-нравственные проблемы.

Приходится признать следующее: та немногочисленная часть аудитории, о которой можно сказать, что она «несет в себе народную мудрость», поскольку всегда адекватна воспринятому и, соответственно, ситуации, пока занимает выжидательную или наблюдательную позицию и редко по собственной инициативе вступает в контакт с редакций СМК. Иное дело – личное приглашение от редакции, на которое она, как правило, охотно откликается и тем самым дарит нам (читателям прессы, телезрителям и радиослушателям) радость небанального общения.

Социальная ориентация СМК (реализация СМК функции социально ориентированного управления) подразумевает привлечение разных групп аудитории, в том числе представителей группы, воспринимающей адекватно, к общению, к совместному поиску решений социально значимых проблем, связана с дифференциацией выявленных (посредством интерактивных форм общения) мнений, точек зрения по их принадлежности к той или иной интерпретационной группе[83].

Проблема социального партнерства с населением на каналах СМК, трактуемая как поэтапное вовлечение в диалог всех заинтересованных сторон, как учет мнений всех групп аудитории[84], в том числе тех групп, которые немногочисленны или проявляют меньшую активность по сравнению с другими группами, сегодня остается нерешенной, несмотря на все увеличивающееся число редакций, использующих интерактивные формы общения.

Хотелось бы надеяться, что технический прогресс, который подарил нам возможность новых форм интерактивного общения, будет сопровождаться и прогрессом в формах использования СМК в социальном управлении, в поисках новых форм социального партнерства, направленных на конструктивное решение социально значимых проблем. И тогда все бесспорно ценные наработки редакций станут не только выигрышным художественным приемом, но и реальным достижением в интерактивном общении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Понятие и функции общения.

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Общение-это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной(вербальной)и бессловесной(невербальной)информации.

В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация».Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных(письмо)чувствах,мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того , передает информацию без использования речи или написания(письма).Общение в сестринском деле-это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации(приспособления)к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.Функции общения.1.Контактная-установление состояния взаимной готовности к общению. 2.Информационная-обмен информацией, сообщениями.

3.Побудительная-стимуляция активности партнера. 4.Координационная-взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.

5.Понимания-адекватное понимание смысла сказанного,действий, состояния своего партнера.

6.Эмотивная-обмен эмоциями между партнерами.

7.Установление отношений-осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях.

8.Оказание влияния-изменение поведения, состояния,знаний, представлений партнера.Уровни общения.Психология чаще всего выделяет три уровня общения.

Внутриличностное-когда слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.

Межличностное-общение между людьми с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи.

Общественное-общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определенных правил, традиций, принятых норм.Основные стили общения.Конвенциальный(деловой)стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций при этом ограничены. Участники общаются как носители определенных служебных функций. Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми<театральных>или<обыденных>отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситуации и подчиненности. Правилами взаимодействия становятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются <на публику>.Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного поведения в обществе, который оказывает пагубное влияние на здоровье человека. Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость. Актуализированный стиль демонстрирует мотивированные, прочувствованные доводы поведения. Человек принимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме, такому человеку можно верить, он может быть глазами <слепца>.Это вид конструктивного поведения человека.Мастерство общения медсестры.1.Компоненты, способствующие умению слушать и понимать. Участие. Истинное значение участия-это внимание к чувствам другого человека, приятие, интерес. Умение слушать означает открытость миру, мыслям и чувствам других людей, открыто выражаемым или подразумеваемым. Для понимания смысла произносимых слов требуются сосредоточенность, отсутствие предупрежденности, заинтересованность. Понимание другого человека включает понимание его точки зрения. Сосредоточить внимание- значит подавить собственные предрассудки, предубеждения, чувство озабоченности и любые иные внутренние или внешние факторы. Проявление беспокойства о другом человеке означает оказание помощи и содействие в самореализации. Открытость- это раскрытие своего внутреннего я другому человеку; оно предполагает взаимность. Открытость взаимоотношения предполагает приятие, сопереживание, участие в процессе общения.Искренность является необходимым условием для установления доверительных отношений. Искренность означает, что общение гармонично. Искренний и гармоничный человек- это тот, кто понимает свои внутренние чувства и мысли и правильно их выражает, как словесно, так и в иной форме. Уважение подразумевает теплоту, расположение и приятие другого человека как достойную личность, невзирая на её недостатки. Ощущение того, что тебя уважают, необходимо для развития и поддержания здоровья. Все компоненты эффективной коммуникации создают благоприятную атмосферу для понимания. Они служат основой для умения слушать и понимать. Общие принципы умения эффективно слушать1.Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его.

2.Устраните отвлекающие факторы: отвлекать могут телефонные звонки, другие люди, шум.

3. Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Будьте максимально внимательны и проявляйте участие.

4. Старайтесь уловить основную идею. Уловите тему беседы, а не её детали.

5. Вслушивайтесь, как подается суть. Обратите внимание и на то, как говорится. Оцените эмоциональные реакции и чувства.

6. Отделяйте человека от идеи. Старайтесь правильно воспринимать то, что говориться.

7. Уловите то, о чем пациент избегает говорить.

8. Отделите эмоции от реакции. Избегайте гнева и печали, сильных эмоций, которые могут мешать внимательно слушать и понимать.

9. Будьте осторожны с интерпретациями. Не судите и не предполагайте поспешно. Старайтесь уловить факты.

10. Уважайте пациента как человека. Проявляйте искреннее уважение, интерес и заботу.

11. Сопереживайте. Факторы, способствующие общению.К личным качествам медсестры, оказывающей помощь, относятся: сопереживание, искренность, проявление заботы, уважение. Обладая этими качествами, медсестра должна установить доверительные взаимоотношения. К ним относятся: целенаправленная беседа, доверие и контакт, создание условий для самовыражения. Целенаправленная беседа ориентирована на определенную цель. Она считается критерием умелого общения, помогает пациенту освободиться от напряжения и волнения. Доверие и контакт- это очень важные элементы. Они возникают, если пациент убежден в искренности намерений медсестры, её теплом и непредвзятом отношении к одну. Создание условий для самовыражения: медсестра с помощью целенаправленной беседы предоставляет пациенту возможность самовыражения. Необходимо создать такие условия, которые позволят пациенту мыслить, чувствовать или решать свои проблемы как бы самостоятельно, помочь пациенту выразить себя и сохранить инициативу. К факторам, способствующим общению, относятся и навыки по оказанию помощи, которые могут помочь пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них.Рассмотрим наиболее существенные из них :

1. Навыки общения

2. Навыки реагирования постановки вопросов

3. Навыки планирования целей

4. Навыки моделирования, демонстрации с целью обучения пациента

5. Консультирование, практические занятия с целью овладения новыми навыками.

К другим полезным навыкам, которые помогут пациенту разобраться в своих проблемах и рассказать о них относятся:

1. Конфронтация (например, когда пациент думает, что он никому не нужен, а медсестра, установив хорошие отношения с родственниками, проявляющими заботу о пациенте , убеждает пациента в обратном) 2. Поддержка(например, серьезные проблемы, осложнившие состояние пациента, но, когда он убеждается, что вины врача в этом нет, его чувства могут прийти в полное смятение, и здесь очень важную роль играет медсестра, проявляющая сопереживание, понимание и поддержку)

3. Молчание (например, смерть близкого человека вызывает у пациента сильные эмоции, слезы. В этом случае часто лучше помолчать и просто <быть рядом).

4. Прикосновение (например, задержать руку на плече пациента, когда ему трудно, показывая, что медсестра понимает всю трудность ситуации и оказывает ему поддержку). Факторы препятствующие общению.1. Советы пациенту или высказывания своего мнения медсестрой могут отрицательно повлиять на принятие решения пациента.

2. Резкая смена предмета разговора может прервать нить взаимопонимания. 3. Защита людей, которых критикует пациент.

4. Преуменьшение чувств пациента.

5. Обещания пациенту.6.Поспешные заключения могут вызвать противодействие со стороны пациента. Будьте мудрыми, проверьте факты.

7.Культурные отличия: язык, нормы общения. Различия культур влияют на то, как могут быть поняты вербальные и невербальные средства общения.

8.Стили общения. На словесное и бессловесное общение влияет культура и воспитание, традиции и нормы.

9.Различия в возрасте. Возраст человека может влиять на способ ведения беседы, особенно если между собеседниками имеются большие различия в возрасте. Для ребенка до 6 лет обычно необходима беседа с родителями или опекуном, хотя учитывается и поведение самого ребенка. С детьми старше 6 лет беседуют непосредственно. Не обращайтесь с ними как с малышами, не говорите с высока. Беседуйте с ними так же, как и со взрослыми. Если присутствуют родители, наблюдайте за внутрисемейными отношениями. .Избегайте повышать голос, даже если у пациента проблемы со слухом. Громкие слова могут быть раздражающими и даже обидными. У пожилых людей с потерей слуха обычно не воспринимаются звуки высокой тональности, и повышение вашего голоса обычно повышает высоту звука. Убедитесь перед началом беседы, что у пациента нет проблем со слухом. Если пациент плохо слышит, то сядьте напротив пациента, говорите медленно и чисто. Лучшие взаимоотношения обеспечат вам хорошее освещение, отсутствие посторонних звуков(радио, телевизор). Для беседы с пожилыми людьми одной беседы недостаточно- уделяйте им больше времени. Установление доверия, взаимопонимания, уважение возраста- единственный путь к преодолению препятствий в общение.

Критерии эффективности общения.Успешному общению помогает эмпатия-способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. Уровень эмпатии зависит от наследственности, воспитания, условий жизни и может значительно повышен при целенаправленной работе над собой. Наилучшая стратегия деловой беседы-это положительная, заинтересованная, уважительная установка, желательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора с ним. Постарайтесь не забывать его имя и отчество. Помните, что самый желанный для человека звук- это звук собственного имени, его правильное (без искажений)употребление в начале и в ходе разговора! Запомните самые важные данные о собеседнике, возможно, из мед. документации, а затем будете ссылаться на них в ходе беседы.Начинайте беседу с так называемого<Вы-подхода>. Выберите определенный стиль ведения беседы: высоту тона, тембр, громкость, длительность, скорость, наличие и характер пауз, жестов, интонацию и т.п. Несоответствие стиля беседы может привести к отказу собеседника от участия в разговоре. Анализируйте причины изменения поведения собеседника, поймите причины трудностей, по возможности, конкретно определите стилевые и другие рассогласования. Используйте для диагностики ситуации неречевое(невербальное)поведение и выражение чувств, которые часто оказываются правдивее слов. Положительные эмоции люди не скрывают и это вы определите по выражению лица. Конечно, мимику можно сознательно контролировать, она зависит от национальных и культурных стереотипов. Это представляет значительные трудности. Гораздо более <правдивыми>оказываются многие другие неречевые знаки: позы, жесты, взаимное расположение, расстояние между собеседниками, зрительный контакт и другое.Эффективность общения зависит и от условий беседы-места, время, наличие помех (шум, наличие посторонних, беспорядок в комнате и т. д). Стоит помнить, что тяжело больной человек не может слушать по-настоящему внимательно, в такой ситуации общение становиться формальным и не эффективным.Кроме того, необходимо помнить, что человек склонен не слышать того, что ему неприятно или интерпретировать это в более благоприятном для себя смысле.Десять <Да> терапевтического общения.1.Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на <Вы>

2. Начинайте беседу с указания Вашего имени- отчества и должности.

3. Смотрите пациенту в глаза на одном уровне, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.

4. Обеспечьте конфиденциальность Вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса

7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.

8. Проявляйте мастерство общения мед. сестры с пациентом.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.

10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания и доверия.

mykonspekts.ru

Эффективное общение - «Открытое Сердце» психологический центр

Как часто после общения с людьми Вы чувствуете себя «обесточенным», усталым? Что это значит? Это значит, что Ваше общение было неэффективным!

Любое общение может быть как эффективным, так и не эффективным. Эффективное общение вызывает чувство удовлетворения, повышает жизненный тонус, раскрывает наш внутренний потенциал, способствует укреплению здоровья. Неэффективное общение наоборот, отнимает жизненные силы, забирает время впустую, ограничивает наши возможности и наш личностный рост, приводит к  потери здоровья. Вот почему так важно любой акт общения оценивать для себя как эффективный или неэффективный.

Итак, каковы же основные показатели эффективного общения?

Эффективное общение ориентировано на цель. Цели взаимодействующих между собой субъектов должны совпадать или быть комплементарными. Каждый раз, вступая в коммуникацию, желательно осознавать ее цель для себя и возможную цель людей, с кем вы общаетесь. Например, у вас может быть цель получить психологическую поддержку от человека, рассказав о своих проблемах и затруднениях. Тогда у этого человека должна быть готовность дать эту поддержку, для этого он должен иметь время и психологический ресурс, чтобы вас выслушать, попытаться понять, соразделить вашу проблему на уровне сознания. Тогда ваши с ним цели комплементарны. Если же в это время сам этот человек нуждается в психологической поддержке, то ваши цели не будут комплементарны, а общение – эффективным. Такое общение закончится разочарованием, возможно чувством боли, что «Вас не захотели понять» и т. п. На самом же деле ваши цели не совпали.

 Люди могут быть объединены одной целью, например отдохнуть и развлечься, а в процессе работы может быть общая цель достижения определенного результата. Тогда такое общение тоже будет эффективным.

Для того чтобы соблюдать это первое правило эффективного общения необходимо сканировать свое собственное состояние и состояние собеседника, то есть владеть рефлексией и саморефлексией. Саморефлексия – это внутреннее внимание, умение осознавать свои чувства, мысли, свое состояние в каждый текущий момент времени. Рефлексия в самом упрощенном виде – это умение соотносить себя, свои мысли и чувства с окружающим.

Эффективное общение предполагает проявление уважения к собеседнику. В эффективном общении мы исходим из позиции «никто не выше, никто не ниже, а каждый несравненно уникален». В эффективном общении не ставится вопрос: «за что мне уважать или не уважать данного человека?» В эффективном общении мы изначально исходим из принятой аксиомы, что каждый человек заслуживает уважения фактом своего существования, и мы отдаем ему должное. Эта позиция распространяется без исключения на всех людей, независимо от социального статуса или возраста.

Эффективное общение конгруэнтно эмоциям. Это означает, что ваше эмоциональное состояние видно собеседнику. Во многих изданиях вы можете найти противоположное утверждение, что эмоции следует скрывать и всегда быть «в форме». Но это просто нереально. Даже если вы будете «делать хорошую мину при плохой игре», это очевидно для внимательного собеседника и вносит в общение деструктивность. Наше эмоциональное состояние – это то, что несет энергетический заряд определенного качества и бессознательно прочитывается людьми.

 Если ваш эмоциональный фон не связан с собеседником, следует ему сразу сказать об этом. Например, «я только что получила информацию, которая расстроила меня, но я постараюсь собраться и быть внимательной в общении с вами». По моему опыту подобные заявления имеют несколько преимуществ. Во-первых, вы сами в значительной степени освобождаетесь от тех чувств, которые принесли из другой ситуации. Во-вторых, это расслабляет собеседника, сближает вас. Человек понимает, что, допустим, ваша подавленность не связана с ним, не испытывает вины и ему нет необходимости про себя интерпретировать, «почему с вами что-то не то».

Если ваш эмоциональный фон связан с собеседником, с тем, что он делает или говорит, то это тоже должно быть озвучено посредством «я - сообщения», специальной методики, о которой подробно речь пойдет несколько позже. Здесь же приведем лишь несколько примеров. «Когда вы так говорите, я начинаю испытывать тревогу», «Я поняла вашу мысль, но она не близка мне. Я не могу с вами согласиться», «Меня возмущает, что ты так цинично рассуждаешь на эту тему» и т. д. Слова, выражающие чувства, вы подбираете в зависимости от собеседника. С кем-то вы можете быть более эмоциональны, открыты и непосредственны, с кем-то менее. Но эмоции в общении не должны скрываться или заменяться на противоположные.

Эффективное общение ясно (без намеков, срытого смысла, двусмысленности, психологических игр).

Нет таких сложных вещей, которые невозможно изложить простым языком. В эффективном общении мы всегда ориентируемся на язык, доступный собеседнику. Говорим конкретно только то, что реально хотим сказать. «Туманное общение», общение с намеками, с психологическими играми иногда может доставлять удовольствие собеседникам или одному из них. Но такое общение не является эффективным, поскольку в результате такого общения кто-то из взаимодействующих все-таки остается в проигрыше, теряет жизненную энергию. Неясное общение часто свидетельствует о том, что сам человек не знает, чего хочет, или он манипулирует другим человеком.

Эффективное общение допускает обратную связь. При эффективном общении мы всегда открыты и готовы выслушать другого человек, принять его чувства, в том числе его несогласие, недовольство, точку зрения, которая отличается от нашей точки зрения. Если мы видим, что человек по-другому мыслит или чувствует, то это лишь свидетельствует об уникальности каждого из нас. Не понимая чувства другого человека или не соглашаясь с его мнением, нам не следует отрицать его личность целиком как таковую, как это, к сожалению, часто встречается. Неэффективно общающиеся люди часто мыслят в парадигме: «Кто не снами, тот против нас» или «Есть два мнения: мое и неправильное». Человеку, желающему научиться общаться эффективно, следует научиться отслеживать подобные установки и спокойно, со вниманием относиться к другому мнению, другой жизненной позиции. Так мы формируем у себя толерантное сознание.

В эффективном общении мы ищем взаимопонимания, а не только личную выгоду или удовольствие. В науке «конфликтология» есть такая стратегия поведения в конфликте как сотрудничество. Она предполагает разрешение конфликта с выгодой для обоих членов взаимодействия. При эффективном общении результатом тоже становится взаимный личностный рост обоих партнеров и взаимовыгодные разрешения ситуаций.

Подытожим.

Вот простые правила, которые могут помочь каждому эффективно общаться:

1. Помни о цели общения, не «сползай» к пустым, бессодержательным  разговорам и спорам.

2. Уважай каждого человека, с которым общаешься, без различия возраста, статуса, национальности, личностных и религиозных  предпочтений,  родственной близости.

3. Не изображай, чего не чувствуешь. Будь искренним и находись  в контакте со своими эмоциями и переживаниями.

4. Выражай свою мысль  ясно, чтобы собеседник понимал, чего ты от него ждешь.

5. Будь готов выслушивать собеседника, независимо от того, нравится  тебе  или нет  то, что он тебе говорит в ответ.

6. Старайся, чтобы общение было взаимовыгодным и радостным!

 к.п.н., доцент, психолог Башмакова Елена Анатольевна

клинический психолог Ингуран Ольга Викторовна

center-openheart.ru

Критерии эффективности общения

Успешному общению помогает эмпатия- способность понимать и чувствовать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему. Эмпатия - противоположность равнодушию и эгоцентричности. Уровень эмпатии зависит от наследственности, воспитания, условий жизни и может быть значительно повышен при целенаправленной работе над собой.

Наилучшая стратегия деловой беседы - это положительная, заинтересованная, уважительная установка.Большую роль играют самые первые произносимые слова. Желательно узнать имя и отчество вашего собеседника до разговора с ним. Помните, что самый желанный для человека звук - это звук его собственного имени, его правильное (без искажений) употребление в начале и в ходе разговора!

Запомните самые важные данные о собеседнике, возможно, из медицинской документации, а затем будете ссылаться на них в ходе беседы.

Начинайте беседу с так называемого «Вы - подхода». Попытайтесь поставить себя на место собеседника, представить себе его интересы. Это отразится на содержании и форме ваших высказываний. Сравните, например:

Я бы хотела... Вы хотите...

Меня интересует... Это должно быть для вас интересно...

Я сделала выводы, что… Вам будет интересно узнать...

Выберите определенный стиль ведения беседы: высоту тона, тембр, громкость, длительность, частоту пауз, скорость, наличие и характер пауз, жестов, интонацию и т. п. Несоответствие стиля беседы может привести к отказу собеседника участвовать в разговоре. Анализируйте причины изменения поведения собеседника. Используйте для диагностики ситуации неречевое (невербальное) поведение и выражение чувств, которые часто оказываются правдивее слов. Положительные эмоции люди не скрывают, и это вы определите по выражению лица. Конечно, мимику можно сознательно контролировать, она зависит от национальных и культурных стереотипов. Это представляет значительные трудности. Гораздо более «правдивыми» оказываются многие другие неречевые знаки: поза, жесты, взаимное расположение, расстояние между собеседниками, зрительный контакт и др.

Эффективность общения зависит и от условий беседы, места, времени, наличие помех (шум, наличие посторонних, беспорядок в комнате и т. д.).Стоит помнить, что тяжело больной человек не может слушать по-настоящему внимательно, в такой ситуации общение становится формальным и не эффективным. Кроме того, необходимо помнить, что человек склонен не слышать того, что ему неприятно или интерпретировать это в более благоприятном для себя смысле.

Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменениями в состоянии их здоровья.

Основные правила общения
1. Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы»;
2. Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности;
3. Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь, создайте доброжелательную обстановку; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом;
4. Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом;
5. Поощряйте вопросы вашего пациента;
6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса;
7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать;
8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом, делайте короткие записи;
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом;
10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия, умейте завершить беседу;
11. Поблагодарите пациента!

studlib.info

Элементы эффективного общения

Общение в сестринском деле

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медицинской сестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения. Для пациента общение с вами – часть лечения» А.Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом медицинская сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.

Функции общения

 

1) контактная — установление состояния взаимной го­товности к общению;

2) информационная — обмен информацией, сообщени­ями;

3) побудительная — стимуляция активности партнера;

4) координационная — взаимное ориентирование и со­гласование совместной деятельности;

5) понимания — адекватное понимание смысла сказан­ного, действий, состояния своего партнера;

6) эмотивная — обмен эмоциями между партнерами;

7) установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и про­изводственных отношениях;

8) оказание влияния — изменение поведения, состоя­ния, знаний, представлений партнера.

Уровни общения

Внутриличностное общение - мысленное общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуации, вырабатывает какие-то планы, идеи, но вслух не произносит

Межличностное общение - общение между двумя или более людьми. Общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений, например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента.

Общественное общение - общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

Элементы эффективного общения

Для того чтобы сделать общение эффективным следует иметь:

1. отправителя – тот, кто предает информацию;

2. сообщение – посылаемая информация;

3. канал – форма оправки сообщения;

4. получателя – тот/те, кому посылается сообщение;

5. подтверждение - информация о получении сообщения.

Каналы общения:1. устная речь – получатель слышит ее;2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия; получатель видит его;3. письменное сообщение – получатель читает его.

Письменное общение может быть эффективным, если:

Ø писать аккуратно;

Ø выбрать правильный размер и цвет букв;

Ø писать грамотно;

Ø выбрать понятные и простые слова;

Ø подписать сообщение.

Эффект письменного общения зависит от следующих компонентов:

Ø умеет ли получатель читать;

Ø понимает написанное;

Ø видит написанное;

Ø знает ли язык, на котором написано сообщение.

Типы общения

Выделяют два типа общения: словесный (вербальный) тип общения и бессловесный (невербальный) тип общения.

Вербальное и невербальное общения являются взаимодополняющими. Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами и т.д. (невербальное). Причем невербальные сигналы имеют большее значение в достижении эффективности общения. Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, улыбка позволяют сестре передать пациенту эмоциональную поддержку и ободрение.

Вербальное общение может быть эффективным, если:

Ø говорить медленно с хорошим произношением, простыми короткими фразами;

Ø не злоупотреблять специальной терминологией;

Ø выбрать правильную скорость и темп речи, исходя из уровня восприятия собеседника;

Ø правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована данная информация, должен иметь желание и интерес к беседе;

Ø следить за интонацией голоса, убедиться, чтобы она соответствовала тому, что собираются говорить;

Ø убедиться в том, что вас поняли;

Ø юмор, использованный с осторожностью, подчас помогает успокоить и снять напряжение, обеспечит эмоциональную поддержку и смягчит восприятие болезни.

Виды общения с пациентом

Терапевтическое общение - это общение, которое благоприятно воздействует на психику пациента и положительно сказывается на его лечении. Нетерапевтическое общение - это слова и все компоненты невербального общения, которые отрицательно влияют на настроение больного, тем самым, усугубляя его состояние здоровья.

Терапевтическое общение

Терапевтическое общение основывается на вселении надежды и уверенности в улучшении состояния, доброжелательном гуманном отношении к человеку, внимание к его проблемам. Особенно в нем ну даются старики и дети: - не оставляйте их одних - успокаивайте и ободряйте. Старайтесь узнать все о человеке, важно узнать его как личность, и эта личность должна быть Вам интересна.

В первые дни как можно больше общайтесь с пациентом, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит или будет происходить. Называйте человека по имени и отчеству с первого дня знакомства, всегда интересуйтесь его самочувствием. Простые вопросы, такие как: «Как Ваши дела?», «Как самочувствие?», «Как Вы спали?» дадут толчок и самому пациенту выговориться о том, что его беспокоит и смущает (одышка, боль, зуд, озноб, тошнота, страх, тревога и т.п.). Ваше внимание, забота и общение должны избавить человека от состояния внутренней нестабильности в связи с заболеванием, чувством страха и тревоги за свое будущее: «Помогут ли мне врачи?», «Не останусь ли я калекой, инвалидом?», «Смогу ли я вести в дальнейшем полноценную жизнь?» Помните, что страх эквивалентен боли, он утяжеляет исход заболевания. Задача и цель терапевтического общения помочь людям в адаптации к изменившимся условиям жизни из-за какого-либо заболевания. Будьте внимательны и к окружающей обстановке пациентов: следить за чистотой и порядком в палатах входит в обязанности медицинской сестры. Капающая вода из крана, не плотно закрывающиеся окна, скрип двери может досаждать пациентам. Почаще спрашивайте, не надо ли чего больному, подойдите, поправьте подушку или укройте одеялом. Ваша забота обязательно вызовет положительные эмоции у пациента, что не замедлит сказаться на лечении. Никогда не торопитесь, планируйте рабочее время, чтобы внимательно отнестись к каждому пациенту. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

Нетерапевтическое общение. Часто приходится слышать, когда о пациенте или даже самому пациенту говорят: «диабетик», «язвенник», «ревматик», «сердечница» и т.д. В этом случае происходит обезличивание человека, а напоминание больному о болезни будет ему неприятно. Критика, насмешка, которые просквозили в Вашей реплике, могут задеть и обидеть пациента. Пример. В ответ на жалобу пожилого человека на свое здоровье медсестра бросает реплику: "Надо почаще в паспорт заглядывать, а не в больницу". Некомпетентное или констатированное заключение типа: "Ваше заболевание лечится долго, еще не раз в больнице побываете", а также фальшивое успокаивание очень чутко воспринимается пациентами и вызывает негативную реакцию, которая выражается в грубости, ворчании и раздражительности. Тщательно следите за невербальными средствами выражения: их несоответствие произносимым словам оказывает сильное воздействие на слушателя. Не сердитесь на пациентов, помните, что отрицательные эмоции заразительны и быстро распространяются на окружающих.

Как нельзя себя вести

F Не будьте грубым с пациентом

F Будьте внимательны с пациентом

F Проявляйте деликатность по отношению к пациенту

F Не давайте необдуманных обещаний

Знакомство с пациентом

Первое впечатление производит сильный эффект, надолго остается и создает мнение о Вас, поэтому хорошим началом будет теплое приветствие, милая улыбка. Даже, если в отделении или клинике много других дел, пациент должен ясно чувствовать доброе и искреннее расположение. 1) посмотрите пациенту в лицо, улыбнитесь, тепло поприветствуйте пациента; 2) представьтесь, сообщите свое имя, должность; 3) спросите имя пациента; 4) объясните ситуацию в отделении и роль, которую Вы будете выполнять в процессе лечения; 5) ознакомьте с отделением и лечебно-охранительным режимом; 6) проводите пациента до палаты, укажите пациенту на его койку; 7) проверьте, все ли в порядке на его кровати, в палате; 8) представьте пациента его соседям по палате.

Общение в сестринском деле

Общение в сестринском деле – это обмен информацией и (или) эмоциями между медицинской сестрой и пациентом, основанный на взаимоотношении между ними.

Общение - одно из важнейших умений, необходимых для эффективной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения. Для пациента общение с вами – часть лечения» А.Флинт, директор Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом медицинская сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем.

Функции общения

 

1) контактная — установление состояния взаимной го­товности к общению;

2) информационная — обмен информацией, сообщени­ями;

3) побудительная — стимуляция активности партнера;

4) координационная — взаимное ориентирование и со­гласование совместной деятельности;

5) понимания — адекватное понимание смысла сказан­ного, действий, состояния своего партнера;

6) эмотивная — обмен эмоциями между партнерами;

7) установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и про­изводственных отношениях;

8) оказание влияния — изменение поведения, состоя­ния, знаний, представлений партнера.

Уровни общения

Внутриличностное общение - мысленное общение человека с самим собой (внутренний диалог): обдумывает проблемы, анализирует ситуации, вырабатывает какие-то планы, идеи, но вслух не произносит

Межличностное общение - общение между двумя или более людьми. Общение представляет собой взаимную передачу информации и принятие решений, например, получение нужных сведений в процессе обследования пациента.

Общественное общение - общение одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

Элементы эффективного общения

Для того чтобы сделать общение эффективным следует иметь:

1. отправителя – тот, кто предает информацию;

2. сообщение – посылаемая информация;

3. канал – форма оправки сообщения;

4. получателя – тот/те, кому посылается сообщение;

5. подтверждение - информация о получении сообщения.

Каналы общения:1. устная речь – получатель слышит ее;2. неречевое сообщение – мимика, жесты, позы, какие либо действия; получатель видит его;3. письменное сообщение – получатель читает его.

Письменное общение может быть эффективным, если:

Ø писать аккуратно;

Ø выбрать правильный размер и цвет букв;

Ø писать грамотно;

Ø выбрать понятные и простые слова;

Ø подписать сообщение.

Эффект письменного общения зависит от следующих компонентов:

Ø умеет ли получатель читать;

Ø понимает написанное;

Ø видит написанное;

Ø знает ли язык, на котором написано сообщение.

Типы общения

Выделяют два типа общения: словесный (вербальный) тип общения и бессловесный (невербальный) тип общения.

Вербальное и невербальное общения являются взаимодополняющими. Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами и т.д. (невербальное). Причем невербальные сигналы имеют большее значение в достижении эффективности общения. Прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, улыбка позволяют сестре передать пациенту эмоциональную поддержку и ободрение.

Вербальное общение может быть эффективным, если:

Ø говорить медленно с хорошим произношением, простыми короткими фразами;

Ø не злоупотреблять специальной терминологией;

Ø выбрать правильную скорость и темп речи, исходя из уровня восприятия собеседника;

Ø правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована данная информация, должен иметь желание и интерес к беседе;

Ø следить за интонацией голоса, убедиться, чтобы она соответствовала тому, что собираются говорить;

Ø убедиться в том, что вас поняли;

Ø юмор, использованный с осторожностью, подчас помогает успокоить и снять напряжение, обеспечит эмоциональную поддержку и смягчит восприятие болезни.



infopedia.su