Психомед ком


кто это такой, зачем он нужен, как его найти

Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется ситуативно. Так ментор это человек, который имеет больший профессиональный опыт, чем его подопечный. Это может быть руководитель или просто сотрудник, имеющий больший практический стаж, а также приглашенный человек со стороны, но он берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и развития стратегии дальнейшего движения.

Устоявшейся является традиция приглашать ментора для открытия стартапа, когда этот человек следит не только за подготовкой, но и за развитием компании, дает эксклюзивные советы. Однако обращаться за консультацией можно и в периоды кризисы долго существующего предприятия и при возникшем желании расширения или смене деятельности. Более того менторство применяется не только в рабочей среде, для него открыты сферы личностного и спортивного развития, получение различных достижений и организации личной жизни.

Кто это такой

Невозможно организовать поиск ментора, не понимая, кто это и какова его роль лично в вашем развитии. Чаще всего это люди, имеющие довольно высокий уровень развития и достижений в выбранной вами области или смежных моментах, что у них нет непосредственного интереса в сотрудничестве с целью заработка. Им интересна перспектива или участие в нестандартных проектах – нередки случаи, когда вы только что-то начинаете, и к вам приходят люди, желающие помочь. Это своеобразный вызов самим себе, то есть человек не просто помогает вам реализовать свои начинания, но и проверяет свое чутье, умение или удовлетворяет интерес.

Это не означает, что профессионал будет тратить временные ресурсы абсолютно бесплатно, уходя в минус по материальным и энергетическим затратам. Естественно, некоторые обозначают гонорар и предоставляют консультативные услуги, но те, для кого деятельность правда призвание не называет сумм. Принято при благоприятном завершении проекта или выходе на заявленный уровень благодарить за сотрудничество (акциями компании, предоставлением бесплатных услуг или же одной из руководящих должностей).

Ментор необходим в любой деятельности от требующей скрупулезности экономики до творчества писателей и моделей. Это человек, способный постоянно делиться опытом, выступая по мере необходимости сразу в нескольких ролях – психолога, когда человек переживает эмоциональный тупик, коуча, когда необходимо жизненное планирование, учителя, если нужно развить определенные навыки и многих других. Главная задача в таком взаимодействии сводится не только к предостережению от наиболее вероятных ошибок, как многие понимают деятельность ментора, а в умении построить перспективу.

Именно благодаря опыту, такой человек может ставить конечные цели таких масштабов и направлений, о которых его подопечный даже не может задуматься на начальном этапе. Так, открытие маленькой частной пекарни неожиданно становилось ресторанным бизнесом, а производство станков переориентировалось в создание автомобилей, ребята, пришедшие в спорт из-за слабого здоровья, делали мировую карьеру каскадеров и прочее.

Наставничество может быть основным видом деятельности или происходит совмещённо с другой работой. Человек может афишировать свое влияние или просить остаться в тени, оставляя всю славу ученику. Эти параметры выбираются исключительно самим специалистом и не подлежат никаким обязательствам.

Само менторство не похоже на формальный институт обучения, а соответственно формат общения и взаимодействия может быть насколько угодно эксцентричным. Бывает даже так, что подопечные обижаются, злятся и считают своих гуру невменяемыми, строгими, злыми, психами, но все равно остаются, поскольку именно эти люди могут дать им знания, недоступные в других местах. Ни один ученик не расскажет где взять вдохновение именно этой личности, как продать свои работы, как провести переговоры с незаконной группировкой и прочие моменты, находящиеся либо на грани законных действий, либо требующих детального знания индивидуальных условий.

Ментор не учит теории, он всегда погружает начинающего человека максимально глубоко в ту сферу и культуру, куда человек только входит, объясняет не только профессиональные правила, но и особенности неформального поведения.

Общение в бизнес-кругах потребует совершенно других навыков и акцентов, чем получение связей и признания в творческой тусовке. Но в итоге главная цель любого ментора заключается в том, чтобы научить в определенный момент не только отказаться от его услуг, но желательно превзойти в достижениях. Самые гениальные спортивные тренеры редко бывали мировыми чемпионами, зато отлично знали, как их готовить.

Зачем нужен ментор

Сначала рассмотрим варианты, когда проблема найти ментора не должна подниматься – это всего два варианта, когда у человека нет собственной внутренней потребности в наставнике (по любым причинам) и когда отсутствует понимание, чего от наставника ждут, какие цели поставлены.

Ментор нужен тогда, когда человек достиг определенного уровня и возникает ощущение потолка и невозможности развиваться дальше – это касается как карьерного продвижения (заняв должность руководителя отдела двигаться некуда, но на самом деле есть еще высшие посты управления) или материального обеспечения (умение продать свои услуги за большие деньги).

Иногда ментор нужен, чтобы систематизировать собственные знания и направить уже имеющиеся ресурсы и опыт в нужное русло. Тогда речь идет не о получении нового или построении определенной концепции, скорее наставник будет выполнять роль уборки внутренних завалов личности, не привнося ничего – и когда картина станет более структурированной, произойдет прорыв. Кроме этого, пройдя данный путь, ментор знает, где расположены самые большие препятствия, а где могут находиться непредвиденные трудности и помочь не столько преодолеть их, сколько подготовиться к достойному прохождению.

На методическом уровне (особенно это характерно менторам по профессии из специализированных учреждений) могут даваться советы профессионального плана. Нет, это не повторение обучающей программы – советы будут направлены на ознакомление с новыми тенденциями, а также оптимизацию механизмов работы. Этот человек делится не только собственными знаниями, понимая, что он не всеведущ, но также рекомендует литературу и фильмы, конференции и других учителей, блоги и статьи.

У ментора нет заготовленных ответов, а тем более правильных взглядов, поэтому если есть необходимость составить свой личный план достижения, то это именно тот человек. Он может совмещать в себе функции друга и психолога, мотивируя, когда закончились силы, вдохновляя, когда хочется все бросить. Однако ментор вам бесполезен, если от него необходима только мотивация, это не тренер спортзала, задача которого сводится к тому, чтобы гонять своего подопечного – ментор не заставит, делать все придется самому.

Вам точно не нужен ментор, если вы считаете, что этот человек, пользуясь своими связями или опытом, поможет вам получить желаемое, порекомендовав в соответствующих кругах или устроив на интересную должность. Нет, он может только сказать, в каких кругах необходимо завоевать авторитет, и в какой компании можно получить максимальное развитие своих навыков. Если вы хотите стать протеже, то лучше искать родственника, а не ментора.

Что делает ментор

Действия ментора никогда не бывают насильственны, но при этом он довольно много делает. Естественно он делится различной информацией, способной пригодиться как в профессиональной, так и личной жизни. Мало рассказать человеку об особенностях его деятельности, ментор всегда ищет ошибки в самой личности, те черты характера и поведения, которые не дают человеку развиваться. Поэтому наставничество не похоже на обучение в институте, тут придется не только выучить предмет, но еще и поработать над собой. Важно, что ментор активно вовлекает человека в практический процесс и сам находится в эпицентре той деятельности, которой занимаются. Если это путешествия, то, скорее всего и ментор не сидит на месте, если творческая область, то он проводит свои выставки, если научные изобретения, то издает книгу своих наработок. Проявления могут быть различны, то это всегда активная практика.

Ментор часто переворачивает восприятие мира человека, не давая упираться в одни и те же пути и решения. Если вы годами задаете себе одинаковые вопросы, а потом приходите к одинаковым ответам, то ментор не даст вам иные пути решения, но точно спросит о чем-то таком, о чем вы не додумались спросить себя и окружающих. Они немного или сильно смещают восприятие, что позволяет выйти за сдерживающие рамки развития. Важным моментом является то, что ментор не будет заставлять, но и не станет терпеть халатного отношения – это нужно в первую очередь вам. Поэтому мотивация бывает довольно болезненной, опуская самооценку и задевая наиболее важные глубинные аспекты личности, проявляясь в строгости и наказаниях до тех пор, пока ученик не начнет двигаться уверенно.

Конечно, ментор может познакомить новичка с определенными людьми, способными частично помочь развитию его идеи. Да и подобное предоставление контактов делается не с целью решить все проблемы начинающего в пару щелчков, а с желанием помочь развитию, и скорее всего, выгоду получат все стороны сотрудничества.

Помимо непосредственного контакта с учеником, ментор всегда вдохновляет своим примером. Он не останавливается перед трудностями, показывает ежедневное приложение усилий. Так спортивные тренера сами имеют плотный график тренировок в зале, бывшие модели участвуют в постановке дефиле, а экономисты начинают развивать много стартапов, помогая другим.

Как находят менторов

Когда люди задумываются, где найти ментора для бизнеса или личного развития они сразу концентрируются на местах, забывая о первоначальной самостоятельной работе, помогающей сузить круг поиска. Нужно определить свои вопросы и поставить цели движения, найти ту сферу, где необходимо развитие. Нельзя подходить к человеку и требовать от него составить план вашего личного счастья, такого не бывает – поэтому сначала определитесь, для чего именно вам нужен ментор.

Когда выбрана область, у вас уже значительно сужается круг поиска, но непосредственно искать рано. Стоит определить вопросы, работа над которыми наиболее важна. Помните о том, что ментор в вашем дуэте – это пассивный человек, который может отвечать, показывать, предостерегать, но задавать вопросы и реализовывать стратегии придется вам. После того, как определена сфера и первостепенные вопросы, начинайте активно появляться в соответствующих темах конференциях и семинарах, ходите на отраслевые мероприятия – ищите информацию везде.

Когда появится ментор не известно, а вот что-то делать для своего развития вы можете уже сейчас. Дополнительный плюс – множество успешных и опытных людей посещают именно такие мероприятия, поэтому шанс знакомства выше. Кроме того, если познакомитесь при диспуте на каком-то собрании, это более благоприятно скажется на сотрудничестве, чем, если вы напишете этому человеку электронное письмо с просьбой обучения.

Ищите таких людей не только в реальном пространстве, но также в соцсетях и блогах – там люди делятся своими мыслями и идеями, интересными событиями и вдохновляющими достижениями. Многие являются менторами, сами того не понимая, для своих подписчиков. Большое количество достойной информации и личный пример таких людей бывает вполне достаточным для определенной категории, кроме того, вы всегда можете задать некоторые вопросы в личном чате.

Пересмотрите свой круг знакомых, кем вы восхищаетесь и почему. Пусть это будут единичные качества, но никто не говорит, что ментор должен быть один. Вытаскивайте их на чашечку кофе, а по пути готовьте свои вопросы о том, как сохранять спокойствие или экономить деньги, где лучше получать образование или какие модные тенденции этой осенью. Метод подготовки вопросов поможет и в научных и бизнес кругах. Можно выбрать нескольких специалистов, чьи достижения вам нравятся и задать им всем одинаковый вопрос – важно не количество мнений, и какое из них верное, а то какой ответ больше всего будет вам близок эмоционально. Одинаковый ход мысли, ценности, темперамент помогут быстро установить связь и лучше понимать друг друга, поэтому не забывайте про эмоциональную сторону при выборе наставника.

Проявляйте свой интерес к теме и внимательность к восприятию информацию. Многие говорят о том, что менторы находятся сами, когда человек максимально открыт к восприятию нового. Таким людям хочется делиться знаниями и помогать заинтересованным – это собственный особый драйв. Не создавайте множество искусственных условий для встречи со своим ментором, сосредоточьтесь на задавании волнующих вопросов и поиске информации во всех возможных местах и со временем на ваш интерес придет заинтересованный отклик.

psihomed.com

что это такое, причины, симптомы, лечение

Боязнь веселья или херофобия относится к назойливому, необоснованному страху, наступающему в некоторых ситуациях и не являющегося угрозой для жизни. Выделяют множество разновидностей боязней, более трех сот видов. Среди них есть такие, которые подлежат логическому объяснению, например, боязнь воды или темноты, а есть не поддающиеся разумному объяснению. Именно к такой одной из необычных фобий относят херофобию.

Что это такое

Херофобия это оказывается боязнь веселья, тогда как многие думают иначе и очень удивляются, когда узнают истинное значение этого термина.

Само слово херофобия имеет греческое происхождение и образовано от слова chero (веселиться, радоваться) и слова phobia, означающего (боязнь). Отсюда следует, что херофобия – это необъяснимая боязнь, сопровождающая различные ситуации, каким-либо образом связанные с весельем и радостью. Даже мысли о предстоящих увеселительных мероприятиях у херофобов вызывают ужас, а не только происходящие в сей момент радостные события.

Причины фобии

Причины данного расстройства досконально изучаются, однако еще не установлены полностью. Херофобия способна дать о себе знать, даже после единожды неудачно проведенного розыгрыша или высмеивания в детстве. Ведь не секрет, что детям свойственно устраивать жестокие розыгрыши. Однако, если личность излишне впечатлительна, то и миролюбивое подшучивание способно привести к невеселым последствиям. Боязнь опять очутиться в ситуации, когда человеку плохо, а вокруг всем весело и смешно, словно преследует и вынуждает избегать позитивных эмоций и веселящихся личностей.

Следующей причиной может послужить трагический случай, последовавший сразу за счастливым событием, или же во время него, например, гибель близкого человека в день рождения.

Также причинами херофобии могут являться психические расстройства и генетическая предрасположенность.

Симптомы херофобии

Отличительными признаками херофобии выступает панический страх веселья, систематическое уклонение от ситуаций, вызванных проявлениями радости.

В случае невозможности избежать увеселительных мероприятий возникают следующие симптомы: дрожь, паника, удушье, учащенное сердцебиение, слабость, холодный пот, предобморочное состояние, расстройство желудка, переживание ужаса, спазмы в горле.

Если рядом с херофобом пребывает близкий человек, то симптомы могут несколько ослабевать.

Стать херофобом может любой человек. В группе риска находятся дети тревожных родителей. Воспитывая малыша, они прививают ему страх того, чего сами в реальной жизни боятся. Это значит, если родители избегают праздников, веселья, чрезмерной радости, то и дети будут следовать в дальнейшем их поведению.

Психологами подмечено, что чаще всего подобное поведение развивается у интровертов. Таким личностям некомфортно пребывать в окружении большого скопления людей, особенно незнакомцев. Поэтому любые развлекательные мероприятия вызывают у интровертированной личности дискомфорт.

Также установлено, что склонны к проявлению херофобии люди с богатым воображением, эмоциональные и чувствительные.

Херофоба можно узнать по следующим чертам: закрытость от внешнего мира, замкнутость. Такой личности комфортно жить, погружаясь внутренне в свои переживания. Такой человек способен полностью погрузится в работу, чтобы не знать, как другие веселятся и безудержно радуются. Херофоб боится быть счастливым, поскольку считает, что за счастьем наступят ужасные дни, поэтому вовсе не стремится улучшать свою жизнь различными праздниками и бессмысленным весельем.

Херофоб на праздниках переживает сильнейшую тревогу, неуверенность, беспокойство, панический страх. В будущем это вынуждает его избегать подобных развлечений, а в случае нереальности отказаться от участия в таких мероприятиях, например, при необходимости пребывать на корпоративе, он ищет местечко, где можно уединиться.

Люди склонные к херофобии сторонятся не только праздников, но и весёлых людей, пытающихся рассмешить или поднять настроение, рассказывая весёлые жизненные истории. Херофобам сложно понять, зачем надобно веселиться и так часто отмечать праздники, устраивая по пятницам вечеринки, собираться на днях рождения.

Лечение херофобии

Избавиться от этой фобии можно, обратившись за помощью к психотерапевту.

Выбор конкретной методики терапии подбирается индивидуально под каждого пациента после предварительной диагностики.

На глубинную причину страха специалисты воздействуют с помощью психоанализа, гипноза, когнитивно-поведенческой терапии. Так потихоньку развивается умение сохранять самообладание в момент фобической ситуации. Таким образом, шаг за шагом, пациент осознаёт, что веселье не может причинить ему вред.

Самостоятельно излечиться от херофобии можно, если человек решится пойти навстречу своему страху, а это значит добровольно окунуться в атмосферу радости и веселья. На такое, однако, согласится не каждый херофоб, поэтому целесообразно обратиться за помощью к специалисту.

Сама фобия не представляет угрозы жизни и здоровью людей. Как и другие психические нарушения, данное отклонение нуждается в обязательном контроле со стороны больного человека.Необходимо выяснить причину, почему пациент ощущает страх при наступлении некоторых событий, в частности веселья. Это в будущем позволит удалиться от досадных последствий в виде депрессивного настроя и провести психокоррекцию.

В процессе когнитивной терапии устанавливается взаимосвязанность, повлиявшая на развитие патологической боязни, и появление в дальнейшем херофобии. Затем осуществляются процедуры, действия которых нацелено на изменение образа мышления и поведения пациента.Также психотерапевт обучает больного методам релаксации, которые могут подавить очередной приступ фобии. Психотерапевтические сеансы осуществляются в течение 5-10 сеансов, длительность которых 45-50 минут.

Нынешняя психотерапия не предполагает медикаментозной коррекции херофобии. Иногда назначают пациентам седативные препараты, позволяющие нормализовать работу нервной системы. Зачастую терапия не назначается, если наличие фобии не влияет на качество жизни и не затрудняет рабочую деятельность больных.

psihomed.com

Тайминг рабочего времени - что это такое

Тайминг – это понятие, отражающее точное расписание и планирование времени, подразумевающее указание дат и часов, а также сроков выполнения. Значение слова тайминг довольно обширно и может применяться относительно рабочей обстановки, где спланирована деятельность сотрудников, а также их перерывы, а также к торжествам личного характера или свободного времени. Помимо расписания сейчас существуют специальные приложения для мобильных, позволяющие осуществлять функции контроля и планирования времени, также называемые таймингами.

Что это такое

Являясь англоязычным термином, таймингу тяжело подобрать синоним в других языках, но данное понятие можно раскрыть через другие категории. Так он обязательно включает в себя сроки начала и длительности выполнения, а также предопределенность (спланированность) происходящего. Расписание – неотъемлемая часть тайминга, а соответственно подключается категория синхронизации задач с остальными действиями и планами жизни. Это категории практичной, материалистичной стороны, которую есть возможность измерить или зафиксировать, но кроме такого подхода тайминг включает и внутренние процессы.

С внутренней личностной позиции тайминг подразумевает сознательное управление временем для реализации своих возможностей, потенциалов и желаний. Например, тайминг свадебного дня поможет избежать неприятных моментов, получить массу эмоций и успеть реализовать насыщенную программу, не потеряв романтической нотки. Осознанное управление временем подразумевает принципы планирования, но при этом опирается на умение чувствовать настоящий момент. То есть самый лучший планировщик не тот, кто постоянно живет в мечтах о будущих свершениях, а тот, кто может замечать все мелочи настоящего момента.

Умение считывать потребности реальности формирует у человека помимо стратегического, ситуативное мышление, помогающее перестраивать свои планы и идеи.

Успешный тайминг не в скрупулезном следовании расписанию или списку задач, а в умении использовать благоприятные моменты. Например, если удается сидя ехать с работы, то в это время можно прочитать главу или ответить на несколько писем, а не ждать отведенного для этого времени дома.

Для того чтобы реализовывалась ситуативность, необходимо чувствование периодов динамики и статики, то есть тех моментов, когда бесполезно прилагать усилия или наоборот, когда можно одновременно жонглировать множеством проектов.

У всех бывают периоды, когда никакое прикладывание усилий, как бы они не были структурированы и вписаны в общий дневной порядок, не приносят усилий. Бесполезно сажать растения зимой, торопить размышления других или пытаться влиять не категории, не подвластные в силу своей специфики или сложившихся ситуационных моментов.

К таким факторам, останавливающим деятельность, относятся также и внутренние состояния личности, необходимость учета которых может являться первостепенной – апатии и депрессии делают любую деятельность непродуктивной, а значит, и нет смысла заставлять себя. В то же время существуют динамические периода подъема внутренней активности, совпадения многих факторов и удачных предложений – в эти моменты стоит двигаться динамичнее, выискивая новые лазейки, совершая управление на расстоянии, проводя совещания по скайпу из поезда и прочие вещи.

Важно понимать цикличность подобных проявлений и планировать запасные варианты, если вдруг одно состояние сменит другое неожиданно. Это может зависеть от сезонности выполняемых задач или личных биоритмов человека.

Тайминг подразумевает распределение психических ресурсов личности в логичном и экономном ключе. Так если человек уже приходит с работы уставший, а потом погружается в подобную деятельность (например, программист садится играть в приставку или психолог идет общаться с подругами), то происходит перерасход ресурсов и возникает ощущение нехватки времени. На самом деле времени ровно столько же в сутках и осталось, исчерпались силы, и отсутствует ощущение наполненности.

Тайминг рабочего времени

Несмотря на потребность в различных жизненных сферах, тайминг наиболее активно используется в профессиональной среде. Свое развитие, хобби и отдых, свободное время люди все больше привыкли отдавать хаосу, за что конечно имеют соответствующие результаты, а вот рабочее время принято планировать и регулировать.

Рабочий тайминг позволяет со временем провести анализ и выявить резервные временные пространства, которые можно успешно использовать для рационализации деятельности или развития новых навыков. За годы попыток людей организовать свое рабочее время, было выделено несколько успешных приемов, позволяющих сделать тайминг максимально эффективным.

Начинать нужно с составления плана, где события необходимо записывать не по мере того, как они приходят в голову, а по мере их важности, уделяя достаточные временные блоки важным и длительным делам. Мелочи не стоит оставлять без внимания, но их стоит распределять в маленькие промежутки, например, несколько телефонных звонков можно совершить в перерыв между встречами и нет необходимости вносить их в отдельный пункт и тратить пятнадцать минут в никуда.

Кроме того ищите, как можно оптимизировать выполнение – что можно сделать по пути, а что перепоручить, какие дела вполне можно решить удаленно, а для каких необходимо личное присутствие.

Второй вариант компоновки деятельности не по количеству требуемого времени, а по тематике выполнения – так в один блок можно сгруппировать звонки и ответы на корреспонденцию, в другой совещания и личные приемы, в третий деловые обеды и совещания. Однако помните, что некоторым людям тяжело длительное время выполнять одну и ту же деятельность, ведь отдых нервной системы заключается в смене активности.

Какой бы вариант не был выбран, всегда первоочередным должно выполняться наиболее важное дело. Часто бывает так, что пока вы решаете главную задачу, остальные отпадают сами собой, зато заниматься заправкой картриджей, поливом цветов и решением разногласий в коллективе можно вечно, пока не будут пройдены все сроки сдачи готового построенного проекта. Обязательно делегируйте часть своих задач, причем как своим подчиненным, так и людям, идущим мимо (занести по пути в архив журнал). Чтобы избежать отвлекающих соблазнов и вложиться в установленные сроки, стоит самые важные дела выполнять с утра, если конечно ситуация позволяет это сделать. Это не только гарантирует выполнение важного, но и зарядит мотивацией на оставшийся день.

Чтобы вторая половина дня не проходила впустую, всегда ставьте сроки выполнения запланированных дел. Когда задачи просто записаны списком, нет внутреннего таймера, отсчитывающего оставшиеся минуты, чем ускоряется работа.

Активно используйте платные услуги по экономии вашего времени и оплачивайте их – в итоге получите больше. Например, не обязательно самостоятельно привозить готовую продукцию, можно нанять курьера, как и нет необходимости следить за наличием воды, когда можно составить договор с компанией. Этот совет оптимален как для личного использования, так и на уровне компаний – не всегда целесообразно нанимать отдельного сотрудника для выполнения обязанностей или подключаться самому, когда существует множество предложений по реализации необходимой функции.

Обязательно обозначьте в графике «мертвые» часы, когда вы недоступны – это позволит сконцентрироваться на необходимых задачах. Так, когда врача постоянно дергают родственники пациентов, он не может сосредоточиться на разработке правильной схемы лечения, когда заказчики архитектора часто ему звонят, то отвлекают от проектирования и так далее за пару часов, пока вы вне зоны доступа мир не рухнет, а продуктивность повысится.

Весь план, как и часы своей недоступности необходимо составлять с учетом собственных особенностей и рабочей ситуации. Если человек сова по биоритмам, то нет смысла ставить задачи, требующие высокой концентрации на утро – лучше их перенести на обед. Так же бесполезно хирургу устанавливать жесткий график отдыха и работы, ведь длительность операции не всегда предсказуема. Индивидуальный учет является основным залогом успеха – человек в депрессивном состоянии может переструктурировать деятельность, отдав активную роль на время другому, а себе, взяв творческие и вдохновляющие задачи. Тому, у кого период активности наоборот рекомендуется участвовать во всех процессах, вносить новые идеи или заниматься саморазвитием – пользоваться ситуацией.

psihomed.com

Тупость - причины, симптомы, лечение, диагностика

Тупость – это понятие обозначающее неумение использовать логику и мышление при решении соответствующих задач и жизненных ситуаций. В разговорном варианте данное слово используется для характеристики низких интеллектуальных способностей, невозможности или нежелания человека анализировать ситуацию, а также несоответствующее ситуации поведение. Однако тупость людей имеет еще один важный психологический аспект – эмоциональный.

Эмоциональная тупость это в психологии термин, имеющий синонимичное значение в патопсихологическом направлении – аффективное уплощение. С клинической точки зрения подобная формулировка относится к симптоматике многих психиатрических расстройств (от нарушений аффективной и поведенческой сферы до расстройства интеллектуально-мнестических показателей и особенностей мышления).

Тупость обнаруживается в контексте ослабления или нарушения последовательности эмоциональных реакций, проявлении душевного холода, безразличия. Даже в тех моментах, где большинству характерно испытывать эмоциональные всплески или колебания (трагедии, угроза жизни и прочее), такой человек будет оставаться беспристрастным не благодаря самоконтролю, а вследствие полного отсутствия переживаний.

Безразличие касается не только внешних событий и происходящих потрясений, но также отношений с ближайшими значимыми людьми, в случае нарастания дефекта появляется равнодушие к собственной личности и дальнейшей судьбе.

Без соответствующего лечения эмоциональная тупость развивается, приводя к изменениям в личностной и деятельностной сфере, обычно выражающаяся в равнодушии. При этом у человека появляется высокая степень ранимости в тех областях, которые обычно легко переносятся другими. Примером эмоциональной тупости может служить отсутствие переживаний по поводу смерти ближайшего родственника и тяжелейшая истерика из-за того, что кто-то воспользовался любимой кружкой человека. Неадекватность реагирования и несоразмерность эмоциональных вспышек делают человека непредсказуемым для других.

Характерно сохранение простейших эмоциональных реакций и базовых состояний, позволяющих регулировать жизнь и удовлетворять инстинктивное поведение. Остаются доступными переживание страха и удовольствия, но исчезают сложные эмоции, такие как грусть или вдохновение, вина или растерянность. Все тонкие аффективные процессы, состоящие из нескольких компонентов, затрагивающие интеллектуальную переработку опыта остаются за пределами возможных переживаний – человек все больше приближается по своим переживаниям к состоянию животного.

Причины возникновения

Возникновение эмоциональной тупости появляется как процесс нарушения ответной аффективной реакции на внешние событийные или социальные стимулы. Происходит это вследствие нарушения мозговых процессов, связанных как с нейронными связями, передачей импульсов, уровнем мыслительных и интеллектуальных процессов. У данного аффективного изменения нет возрастных особенностей, единственное, что существует специфика провоцирующих факторов более подходящая для различных этапов развития. Эти изменения всегда свидетельствуют о неправильной работе психики, и у взрослых связаны с заболеваниями психиатрической направленности (депрессия, деменция, шизофренический спектр), а в детском возрасте причинами являются психологические (полученные психотравмы, неправильное воспитание, негативные психо-эмоциональные условия в семье).

Отдельно стоит выделить органические причины возникновения аффективного уплощения на фоне поражений головного мозга – травм, опухолей, инсультов. В детских вариантах сюда относятся различные задержки психического развития, аутизм, последствия патологических родов.

Социальные факторы развития могут сформировать отсутствие правильной эмоциональной реакции, если включают в себя депривацию эмоциональных примеров. Наиболее часто подобные нарушения встречаются у сирот и детей, чьи родители полностью погружены в работу или решение собственных проблем. Не получая должного количества примеров, не проходя моменты усложнения реакций, благодаря наблюдению и разъяснению взрослых, ребенок так и остается на начальном уровне эмоционального развития. Для сформированности полного набора разнообразных тонких и сложных реакций ему необходимо активное взаимодействие и поддержка со стороны взрослых, их объяснения того, что с ним происходит и как это можно выражать.

Если нет того, кто может объяснить происходящие переживания, то они остаются непонятными и пугающими, закрытыми от проявления, а впоследствии и от реализации. Дальнейшее развитие происходит без использования всего эмоционального спектра, поэтому спустя несколько лет психика перестает переживать данные эмоции, отбрасывая их как не нужную функцию. Так нарастает дефект даже при отсутствии медицинских или органических проблем.

Симптомы эмоциональной тупости

Признаки тупости человека в эмоциональном плане на начальном этапе проявляются чрезмерной холодностью даже к близким. Это отсутствие сочувствия или сопереживания, радости за успехи тех, кто причастен к жизни человека. На первых этапах человеку еще доступны эмоциональные переживания, но чем дальше, тем примитивнее они становятся. Так реагирование, подразумевающее негатив (там, где может быть обида, расстройство, недовольство, отсутствие удовлетворения потребности и грусть) реализуются через яркие аффективные вспышки гнева. Часто эти переживания вытесняются, и после приступа он может продолжать предыдущую линию поведения, просто потому что не помнит, как кричал или бил кого-то. Эмоции положительного спектра (удовольствие, радость, получение желаемого, гордость и прочие) переживаются также ярким аффективным состоянием эйфории. Отсутствует критика относительно реальных проблем, возникающих преград, цельное восприятие ситуации нарушено.

Присуще снижение понимания этических и нравственных норм, поскольку основными регулирующими факторами становятся первичные эмоции. Проявляется это пошлым юмором (а впоследствии отсутствием понимания шуток), грубостью, бесцеремонностью и демонстративностью поведения.

Находясь в эйфории, человек будет привлекать к себе внимание ярким и нелепым внешним видом, громким голосом и смехом, в состоянии депрессии могут игнорироваться банальные социальные номы общения и поведения.

Часто люди сами понимают неадекватность своих реакций и степень непопадания в общие нормы общества. Они способны замечать реакцию окружающих, но не имеют инструментов коррекции своих действий и проявлений. Без должной поддержки и лечения аффективное уплощение неизбежно приводит в депрессивную фазу, на фоне которой возникают суицидальные попытки от непереносимости происходящего.

На последних стадиях наступает полная отстраненность от внешнего мира, внутренние переживания человека становятся недоступны даже ему. Это сравнимо с опустошенностью, безразличием, вопросы о настроении и испытываемых эмоциях могут оставаться без ответа сверх длительное время или полностью игнорироваться. Это не нежелание отвечать или сильные переживания, просто находясь в крайней точке эмоционального уплощения, это сравнимо с тем, как спрашивать слепого от рождения какой его любимый цвет или на каком кресле он сейчас сидит.

При клинической картине последних стадий человек способен на совершение любых аморальных и преступных поступков – рамки цензуры, этики и воспитания полностью отсутствуют, а эмоциональная холодность позволяет снять внутренние ограничения. Такие люди могут задушить младенца, чтобы выспаться, пройти мимо аварийной ситуации, выгнать на мороз тех, кто мешает им получить удовлетворение в настоящем времени и множество других противоправных и антигуманных поступков. Если нарушения еще не столь серьезны, то с данным аффективным нарушением люди могут соблюдать социальные нормы, но делать они это будут скорее по памяти, ориентируясь на то, что так было всегда, а не на собственные внутренние ценности и ощущения.

При эмоциональной тупости меняется и внешний вид человека. Лицо становится похожим на маску, голос невыразительный, тихий, без эмоциональный; движения замедляются вплоть до того, что человек может не двигаться сутками.

Лечение тупости

Лечение аффективного уплощения напрямую зависит от причин отклонения, поэтому первична диагностика состояния и сбор анамнеза. В раннем возрасте благодаря комплексному воздействию медикаментов, психолого-педагогической коррекции можно выровнять состояние. В ситуациях, где нет поражения головного мозга, ситуацию можно исправить исключительно психотерапией, хоть и достаточно длительной. Важным моментом является терапия всей семьи, поскольку именно ее устройство спровоцировало эмоциональную тупость.

В случае с взрослыми необходимо обследование сразу у нескольких специалистов, чтобы выявить состояние нервной системы, работоспособности мозга, уровня развития когнитивных и мыслительных процессов. Терапия строится с учетом приоритета основного заболевания, так если подобные изменения спровоцированы опухолью в мозгу, то первостепенным будет ее удаление и последующее лечение, а только потом психотерапия, если показания еще останутся актуальными.

При крайних стадиях развития обычно не требуется длительная диагностика – всем окружающим видно патологическое состояние человека  и в данном контексте показана принудительная госпитализация в психиатрический стационар для медикаментозного лечения.

Медикаментозное лечение использует препараты, регулирующие эмоциональный фон, работу проводящих мозговых нейронов, выработку гормонов и регуляцию прочих множественных изменений в химических процессах головного мозга. Одной схемы лечения эмоциональной тупости не существует, каждый препарат и дозировки подбираются индивидуально психиатром. При этом важным этапом всегда является работа с психотерапевтом для выработки актуальной стратегии поведения. В самых запущенных случаях психотерапия не эффективна из-за разрушения личностного ядра, а возможно исключительно медикаментозное постоянное поддерживающее лечение.

psihomed.com

Контакты

Нам хочется, чтобы на данной странице Вы – наши уважаемые посетители, могли при необходимости оставить свои пожелания и отзывы о работе данного ресурса, а также советы, касающиеся улучшения и развития портала.

→ Помимо своих отзывов и пожеланий, Вы можете присылать на данную почту свои истории, рассказывающие о том, как смогли побороть свое патологическое состояние, какое-либо заболевание, или как научились жить с этим. Мы обязательно опубликуем Ваш рассказ в рубрике «Истории наших читателей», так как такие истории из жизни нередко помогают другим людям найти для себя смысл дальнейшей жизни в казалось бы безвыходной ситуации.

Ниже указан наш адрес электронной почты, на который Вы всегда можете отправить свое пожелание или сообщение, а мы в свою очередь, обещаем его рассмотреть в кратчайшие сроки.

Также на данную почту Вы можете отправлять свои предложения, относительно размещения на нашем ресурсе своей рекламы.

Вопросы к нашим консультирующим специалистам на данную почту просим не писать, так как они не имеют доступ к этому почтовому ящику. Вопросы задавать только через форму комментариев под статьей!

psihomed.com

Психастения - лечение, причины, симптомы

Психастения – это психическое расстройство, характеризующееся бессилием и слабостью душевных качеств человека. Долгое время в отечественной психиатрии психастения относилась к классификации психопатия. Очень важно психастению дифференцировать от нервной слабости (неврастения).

Современная классификация расстройств личности не имеет точного эквивалента психастенической психопатии, однако наиболее близко к ней подобралось ананкастное расстройство личности. Термин психастения был впервые введен в 1894 году Пьером Жане.

Психастения причины

Причинами психастении выступают травмирующие психику жизненные события. В переводе с греческого языка заболевание называется душевной слабостью. Данное заболевание наблюдается у индивидуумов мыслительного склада ума. Послужить развитию болезни может нервное истощение, которое приведет к поражению психической активности. Исследователи считают, что понижение психического напряжения вызывается нарушениями питания мозга, а также кровообращения. Полагают, что в основе навязчивых сомнений выступает нарушение индукционных отношений. Это когда один очаг не способен затормозить другой, который конкурирует с ним.

Психастения симптомы

Психастения характеризуется чрезмерной мнительностью, впечатлительностью, ранимостью, застенчивостью, пугливостью, чувством тревоги, отсутствием инициативы, нерешительностью, неуверенностью в себе; страхами за будущее, представляющимися бесперспективными, несущими неприятности, а также неудачи. По этой причине возникает боязнь неизвестного, нового.

Психастения и ее симптомы: педантичность, бесконечные сомнения, медленные действия, контроль за проделанными действиями, ригидность мышления, мучительный самоанализ, отвлеченные рассуждения, невыраженные влечения; сильная восприимчивость от прочитанного, которая не соответствует реальной действительности; деперсонализационно-дереализационные нарушения, ощущения неполноты жизни.

Психастеники выделяются раздражительностью, впечатлительностью, слабостью и вегетативной неустойчивостью, реакциями гиперкомпенсации, быстрой утомляемостью.

Психастеники имеют много общего с астениками, а отличительные моменты последних выражаются в острой чувственности, отсутствии гипертрофированной аналитичности и острой  деперсонализации.

Психастения и ее признаки проявляются в нравственности, в мыслительных мучениях, в трудностях при общении. Психастеник все трудности тщательно анализирует, обдумывает. Каждый важный разговор тревожно перебирает в памяти, к своим словам относится предвзято и мучается от того, что сказал совершенно не то. Страдающий от заболевания длительно беспокоится, что был неправильно понят собеседником. Психастеник находится в ожидании новой встречи с этим собеседником, чтобы поговорить и, наконец, успокоиться. Бывает, что психастеник не может выждать и поздним звонком беспокоит человека для извинения, чем очень удивляет человека, поскольку для него разговор давно уже в прошлом.

Для таких людей все вокруг происходит, как во сне. Их поступки, решения, воспринимаются ими же недостаточно точно, а также непонятно. Этими факторами обусловлена их нерешительность и неуверенность, бесконечные сомнения, вызванные любым поводом. Такие больные тревожны, мнительны, скромны и застенчивы. Для больных имеют значение, как реальные проблемы, так и те, которые еще не возникли. Мысли такого плана более значительно терзают человека, чем при настоящей неприятности. Люди любят размышлять на отвлеченные темы и мысленно рисовать в воображении ситуации, где уже активно действуют. А реальная действительность предстает совершенно иной, и личность уклоняется от нее всевозможными способами. На работе человек также проявляет профессиональное безволие. Перед выполнением профессиональных задач психастеник терзается сомнениями и ощущает неуверенность перед собственными действиями.

Психастения зачастую сопровождается ипохондрическими и навязчивыми состояниями. Признаки психастении способны проявить себя уже в молодости. Психастенические личности живут не настоящим, а прошлым или будущим. Всякий пустяк, мелочь вынуждают думать психастеников. Каждое незнакомое дело, любая инициатива выступает источником мучения. Отдельные исследователи относят психастеников к обыкновенным ипохондрикам. Перманентная тревога, беспокойство, опасения — вот, чем наполнена жизнь психастеников. Все ожидания для психастенических личностей очень мучительны.

Поэтому, несмотря на постоянную нерешительность, психастеник бывает настойчивым, а также нетерпеливым. Он подозрителен, недоверчив, скептичен, печален, мечтателен, нуждается в тепличных условиях. Навязчивые идеи – это отличительный симптом психастении. Зачастую лица, склонные к навязчивым мыслям, обеспокоены страхом заболеть психическим заболеванием. У психастеников низкий процент сосредоточения, работоспособности и быстрое нарастание утомляемости. Им сложно переключаться на другой вид деятельности.

Зачастую неуверенность психастеника превращается в почву для развития невротической патологии, что провоцирует неблагоприятные прогностические признаки. В результате может возникнуть комплекс расстройств, связанных с неуверенностью. Неуверенность при психастении порождает следующие проблемы: зависимость от алкоголя, половые проблемы (психогенная импотенция у мужчин, у женщин – аноргазмия и фригидность), длительное одиночество приводит к депрессии.

Психастения лечение

Очень важно соблюдать режим труда, а также отдыха. Человеку необходимо освободить себя от дополнительных нагрузок, а время прогулок увеличить минимум до одного часа. Необходимо включить в лечение снотворные, горячие ножные ванны, массаж всего туловища и конечностей.

От солнечных ванн следует воздержаться, поскольку они могут спровоцировать головные боли, слабость, раздражительность.

Рекомендуются воздушные ванны в хорошо проветриваемых помещениях. Одним из действенных методов психотерапии психастении является аутогенная тренировка. Для этого требуется активное волевое участие заболевшего в лечении, в принятии определённых усилий, перестроения отношения к заболеванию, а также мобилизации сил для полнейшего выздоровления. Цель тренировочных занятий заключается в способности контролировать дыхание, воспитывать внимание, укреплять и развивать силу воли, управлять своими действиями, чувствами, настроениями.

Медикаментозное лечение психастении включает Бромистый Натрий, препараты Валерианы, Пустырника. Лечение заболевших — это комплексный и длительный процесс. Важно устранить неблагоприятные для больного ситуации, поддерживающие психическое раздражение. Без этого нервная система не будет приведена к норме.

Как лечить психастению?

Для психастении характерны расстройства, переходящие в постоянные, которые на начальном этапе устраняются самостоятельно без помощи врача. Если обстоятельства, послужившие причиной психастении, не устраняются и не осуществляется систематическое лечение, то симптомы психастении способны проявиться в серьезной форме. У женщин психастения особенно остро проявляется в пубертатный период и в период климакса, поэтому важно учитывать эти особенности в период лечения.

Психастения и антидепрессанты для лечения применяются следующие — Амитриптилин, Кломипрамин, Тофранил. Важно внимательно следовать инструкциям этих препаратов!

psihomed.com

Позитивная психотерапия - методы и техники

Позитивная психотерапия – это специфическая психотерапевтическая методика, у́чащая индивида принимать окружающую среду во всей многоликости и разнообразии, а не входить в противостояние с ней. Позитивная психотерапия указывает субъекту правильную и безболезненную стезю для обеспечения гармоничного формирования его мыслям, поведенческим реакциям, поступкам и чувствам.

Первоначально позитивная терапия носила название дифференциальный анализ. С позиции гуманистической концепции позитивную психотерапию следует отнести к транскультурному, психодинамическому подходу психотерапии. Концепция позитивной терапии базируется на важности для личности ее способностей: врожденных, т.е. базовых, и выработавшихся во время формирования личности, т.е. актуальных.

Пезешкиан позитивная психотерапия

Позитивная терапия представляет собой методику краткосрочной терапии, предложенную в 1968 году Н. Пезешкианом. Данная методика направлена на принятие решений позитивного характера в различных жизненных ситуациях посредством мобилизации внутренних резервов личности.

Свое название методика получила от слова латинского происхождения, которое означает в переводе фактическое или данное. Ключевая идея позитивной психотерапии заключена в работе со способностями индивида, выработавшимися в ходе личностного развития, а не с самим заболеванием, симптомами или насущной проблемой. Главный тезис позитивной психотерапии состоит в том, что здоров не тот индивид, кто не имеет проблемных ситуаций, а тот, кто понимает, каким образом грамотно преодолеть возникающие трудности, преграды, и находит максимально допустимое число решений проблемных ситуаций.

В соответствии с концепцией терапии, позитивное представление индивида происходит из осознания того, что каждый субъект обладает от рождения двумя центральными способностями: любить и знать. Эти базовые способности имеют тесную взаимосвязь, поскольку уровень сформированности одной поддерживает и способствует развитию другой. В позитивной психотерапии на этой аксиоме выстраивается представление об индивиде: он добр по сути своей и обладает врожденной тягой к добру.

Позитивная психотерапия базируется на глубоком веровании в то, что все люди наделены необходимыми способностями в полной мере для счастливой жизни. Каждому открыт доступ к неисчерпаемым жизненным возможностям для личностного роста и индивидуального раскрытия.

Пезешкиан утверждал, что индивида можно представить в виде шахты, наполненной драгоценностями. Одной из задач индивида, приводящей к личностной самореализации, является поиск сокрытого клада, поднятие его из глубин человеческой души и демонстрация вселенной в виде применения природных способностей и талантов. Основой жизненной удовлетворенности Пезешкиан считал исполнение индивидуальной жизненной миссии.

Краткосрочная позитивная психотерапия обладает неоспоримыми достоинствами, включающими ее доступность всем возрастным категориям и социальным группам. Обучение самопомощи и системный подход психотерапии притягивает все больше субъектов к методике из различных профессиональных сфер. Принцип простоты и разносторонности предоставляет возможность легко применять концепцию Пезешкиана без психологического образования каждому в будничной жизни в тяжелые жизненные моменты.

Ценностью данного метода психотерапии является рассмотрение проблемы с точки зрения транскультурного подхода. Психотерапевт, практикующий данный метод, должен обладать особенной чувствительностью и знаниями о разнообразных культурных особенностях и специфике духовных различий народов мира. Неординарность жизненного опыта отдельных личностей и целых народов не оспаривается, а принимается. Духовная атмосфера и специфика среды, в которой индивид родился и вырос, уважается, а не рассматривается в качестве предрассудка. Транскультурный подход базируется на концентрации внимания, на схожести человеческой расы, а не на ее различиях.

Философия позитивной психотерапии анализирует индивида комплексно в процессе его видоизменений. В ходе психотерапии ключевыми являются индивидуально-биологические особенности, психосоциальные аспекты и духовные качества личности. Данный подход способствует обретению внутренней целостности.

Применение концепции Пезешкиана не ограничиваются только терапией и психологическим консультированием, оно распространяется и на другие прикладные сферы. Довольно эффективны его идеи в организации и проведении тренингов, в управлении бизнесом.

Множество психотерапевтических методик сосредоточивает внимание на патологических личностных расстройствах, на болезнях и проблемах индивида. А краткосрочная позитивная психотерапия акцентирует внимание в процессе взаимодействия клиента с терапевтом на индивидуальном потенциале в качестве первичного и ключевого момента его исцеления.

Позитивная психотерапия видит причиной появляющихся личностных проблем в неразвитых и подавленных сферах духовного межличностного общения. Подавление некоторых сфер межличностного взаимодействия ведет к зарождению конфликтов и к другим жизненным расстройствам.

Позитивная психотерапия базируется на трех главнейших принципах: надежды, баланса и самопомощи. Принцип надежды сфокусирован на ресурсах индивида. Он позволяет понять свои способности, принять ответственность за происходящее в личной жизни на себя. Принцип баланса рассматривает жизнь и личностное развитие в четырех аспектах, таких как тело, отношения, достижения и будущее. Суть этого принципа заключена в стремлении к возрождению их природной гармонии. Принцип самопомощи можно представить в образе 5-шаговой модели. Ее применяют в качестве стратегии гармонизации, личностной адаптации и развития.

Целенаправленность на развитие и будущность является неоспоримым преимуществом метода позитивной терапии. Он обучает образовывать будущее через принятие обстоятельств настоящего. Принятие абсолютной ответственности за собственную жизнь позволяет каждому индивиду совершать конкретные действия по трансформации своей реальности.

Важным принципом позитивной психотерапии также считается и принцип неординарности, индивидуальности личности. Жизнь не состоит из шаблонов. Многогранность и разнообразность источников людского счастья выстраивается на использовании и получении удовольствия от того, что имеется на данный момент времени, а не от возможного.

Позитивная психотерапия является одной из дорог на пути к жизненному балансу и гармонии. Она учит индивида, как стать автором собственной жизни. Однако позитивное направление не означает трактовку вселенной через призму «розовых очков».

Позитивное направление в качестве метода психотерапии призвано помочь индивиду не потерять себя в течение стремительно разворачивающихся событий века.

Психосоматика и позитивная психотерапия

Жизненный путь индивида представляет собой череду событий, отмеченных персональным участием индивида, восприятием, оцениванием и ответной реакцией. Ответная реакция личности объединяет в себе определенный набор поступков в конкретной ситуации, переживание того, что произошло. Жизненные события представляют собой модификации обстоятельств или новые конфигурации взаимоотношений окружающих, нарушения в осуществлении жизненной стратегии и целей, неудовлетворенные желания и потребности, несбывшиеся мечты, крушение надежд. Шагая полосами стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, индивид может преобразоваться в жертву продолжительных состояний напряжения психоэмоционального характера и социальной дезадаптации.Так как тело и душа личности являют собой неразрывную целостность, то психологическое неблагополучие довольно часто становится причинами телесных хворей. В свою очередь, такие нарушения, оказывают воздействие на психику индивида. В реалиях стремительной современной жизни у субъекта обнаруживается множество расстройств психосоматического характера, которые устраняются только посредством понимания телесного «языка» психики. Нередко тело, посредством проистекающих в нем процессов, может проявлять эмоции при помощи языка чувств, например, выражения боязни, отчаяния, уныния, радости. Одновременно с этим психические процессы обнаруживают себя через «язык органов». Так, например, психические процессы могут выражаться покраснением лица, дрожью, болью в спине или сыпью на лице.

Причиной связи в таких случаях между изначально произошедшим и его следствием не существует. Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния.

Пезешкиан в своих трудах обосновал связь психосоматики (телесное отображение душевной жизни субъекта) и позитивной психотерапии.

Позитивный подход Пезешкиана охватывает все психические недуги, психосоматические и соматические болезни. Данный подход направлен на учет симптомов и динамики болезни наряду с содержательными аспектами для каждого индивида.

Методы позитивной психотерапии

Основной задачей позитивной терапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в битве с болезнью. Так как фундаментом множества психических и психосоматических недугов является конфликт, то смена взглядов на симптоматику позволяет психотерапевту и, соответственно, пациенту более разграничено подходить к конфликтным ситуациям.

Согласно концепции позитивной терапии, ответная реакция на конфликт у любого индивида выражается посредством четырех основных сфер разрешения конфликтов – тела, деятельности, контакта и фантазии.

Позитивная психотерапия бывает динамической и краткосрочной, она может быть направлена, как на помощь отдельной личности, так и семье в целом.

Позитивная семейная психотерапия основана на поиске решений через личный опыт участников терапии. Клиенты решают собственные проблемы самостоятельно, не замечая этого. Сеансы психотерапии помогают выяснять, каким именно образом желает каждый участник семейных отношений видоизмениться. Наряду с этим довольно важным является понимание клиентами основных моментов, заключающихся в том, какие внутренние резервы могут использовать члены семьи в конкретной ситуации и каково желаемое состояние системы семейных отношений, к которым устремлены их участники и ради которых они согласились сотрудничать с психотерапевтом.

Позитивная семейная психотерапия в своем арсенале средств для помощи семьи использует различные истории, притчи, небылицы, мифы, сказания. Целью историй, рассказанных терапевтом, является не только морализирование, но и соприкосновение с ситуацией-примером в воображении. Истории играют роль зеркала, модели, посредника между клиентами и психотерапевтом.

Ключевым понятием позитивного подхода в семейном консультировании выступает «концепция». Концепцией называются эмоциональные и когнитивные конфигурации, задающие индивиду схему толкования отношений к собственной личности, к другим индивидам, к окружению.

Позитивная психотерапия и упражнения направлены на помощь клиенту осознать, что проживать собственную данность (positum) нужно так, чтобы жизнь его становилась крепче, ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.

Позитивная психотерапия техники

Позитивный подход в терапии обладает четким алгоритмом и позволяет применять различные техники и методы, включающие и приемы из смежных направлений. Например, техники проговаривания, методику вопрос-ответ, опросник актуальных способностей, элементы арт-терапии, техники визуализации и др.

Позитивная психотерапия в своем арсенале располагает следующими, свойственными только ей, конкретными техниками и терапевтическими направлениями: стандартизованным первым интервью, применением притч, сказаний, поговорок, мифов и пословиц, былин, транскультуральным подходом, позитивной символ ориентированной интерпретацией, образцом конфликта для осознания проблем клиентов, шаблоном равновесия способности к постижению, переработкой микро- и макротравм, шаблоном равновесия способности любить.

Техника позитивной психотерапевтической практики обычно имеет пять уровней: отдаление от конфликтной ситуации и ее проработка, ситуативное одобрение и вербализация, увеличение границ жизненных целей.

Позитивная психотерапия упражнения и техники в данном направлении не требуют максимум усилий и не затрачивают много времени, но требуют определенных знаний и особой чувствительности от психотерапевта.

Техники позитивной психотерапии подходят для разрешения всевозможных проблемных вопросов, начиная от личностных конфликтов, межличностных взаимоотношений и заканчивая работой с психосоматическими заболеваниями. Они предоставляют возможность проследить причины специфики поведенческих реакций клиента, позволяют понять их. Позитивный подход терапии принуждает клиента посмотреть на проблемную ситуацию с абсолютно новой точки зрения, нередко противоположной той, которая была изначально.

При помощи техник позитивной терапии клиент учится находить резервы и другие жизненные цели.

psihomed.com