29. Основные правила успешной коммуникации. Какие условия необходимы для успешной коммуникации


Условия успешного общения

Условия успешного общения

Речь человека является не только главным инструментом коммуникации. Именно умение говорить является основополагающим фактором при формировании общественного мнения о человеке. Поэтому любому современному представителю социума, вне зависимости от должности и места, которое он занимает в обществе необходимо иметь в своем запасе хотя бы начальные навыки успешного общения. Как их прибрести и от каких факторов зависит успех коммуникации? Разберем этот вопрос более подробно.

Психология успешного общения

Прежде чем понять, каковы критерии успешного общения, важно разобраться в тех проблемах, которые возникают при любой беседе. Рассмотрим наиболее частые из них:

  • навсегда испортить отношение с человеком может использование определенных знаний о слабых сторонах, присущих собеседнику. Не стоит манипулировать человеком, с которым вы дальше собираетесь поддерживать отношения. Вы рискуете спровоцировать ссору и это как минимум;
  • напоминание о старых ошибках и «скелетах в шкафу» тоже может сыграть не в вашу пользу. Излишнее ворошение прошлого не будет приятно никому;
  • нанести оскорбление человеку или обидеть его можно не только словом, но и поступком. Например, когда в разговоре на неприятную вам тему вы прерываете диалог, меняете тему или вовсе уходите в другую комнату. Хорошего в таком поступке мало и ваш собеседник вряд ли захочет вновь иметь с вами дело;
  • негативные обвинения (ленивый, безответственный, растеряха и т.п.) могут стать личным оскорблением для собеседника, а сам диалог попросту перерастет в ссору. Также не стоит награждать такими ярлыками детей. Такая манера общения навсегда оставит отпечаток на их психике, и они вырастут неуверенными в себе людьми, страдающими от низкой самооценки;
  • попытка переложить ответственность или вину на другого человека вызовет негативные эмоции как у самого собеседника, так и окружающих. Вы не вправе давать оценку действиям другого человека и уж тем более пытаться вызвать у него чувство вины;
  • командный голос тоже мало кто переносит. Научитесь говорить с людьми спокойным, а не приказным тоном. К этому же примеру относится и желание потешить свое самолюбие и чувство превосходства. Люди прекрасно видят, чего вы пытаетесь добиться. Вас, вероятно, выслушают, но уважения от такой манеры общения вы точно не получите;
  • людей раздражает большое количество вопросов. Особенно если они касаются личной жизни или темы, на которую человек не хотел бы распространяться. Также, если задавать собеседнику много вопросов, он попросту решит, что вы ему не доверяете.

Как стать хорошим собеседником?

Правила успешного общения практически исключают вышеперечисленные примеры. Но как в таком случае себя вести, чтобы стать интересным собеседником? Главная тайна кроется в психологии людей. Если всегда помнить о том, что людям наиболее интересны беседы о них самих, то секреты успешного общения окажутся довольно простыми.

  1. Учитесь слушать собеседника. Спрашивайте у человека как его дела, как семья, здоровье, работа, дети. И как только он начнет рассказывать, внимайте каждому его слову, задавайте вопросы, сопереживайте и восхищайтесь в нужных моментах
  2. Уходите от споров. Уважайте мнение собеседника и старайтесь находить компромиссы при столкновении интересов.
  3. Улыбайтесь. При любой теме разговора (конечно только если она не касается печальных событий) старайтесь улыбаться собеседнику. Доброжелательное отношение и располагающая улыбка – наиболее важные факторы успешного общения.
  4. Когда вас спрашивают о вашей жизни и делах, говорите ровно столько, сколько нужно для общего представления. Пары интересных фактов будет вполне достаточно. Не стоит рассказывать о проблемах личной жизни и подробно расписывать свою жизнь. Во-первых, это мало кому интересно, во-вторых, в следующий раз после ваших жалоб вас будут избегать, чтобы вновь не стать жилеткой. А в случае, когда вы похвастаетесь как все прекрасно, вам начнут завидовать, что не всегда сыграет в вашу пользу.
  5. В какой бы компании вы не находились, имейте в запасе пару свежих анекдотов или интересных историй. Ваша осведомленность в том, какие события произошли в какой-либо сфере в последнее время, безусловно, сделает вас приятным и интересным собеседником.
  6. Еще одним важным условием успешного общения является, как ни странно, молчание. Иногда собеседнику нужно чтобы его просто выслушали, без подсказок и комментариев. Молчание – золото. Это правило никогда не утратит своей актуальности.
  7. Обращайте внимание на невербальные сигналы общения. Язык телодвижений помогает раскрыть почти 80% мыслей и намерений собеседника. Вам обязательно пригодится знание элементарных сигналов лжи, закрытости, откровенности или нежелания поддерживать тему беседы. Помочь в этом поможет изучение психологии жестов.

Если подобных советов вам недостаточно, то более детально искусство коммуникации можно изучить в книге «Лучшие приемы успешного общения». Правила успешного общенияЕе автор Игорь Вагин - является знаменитым врачом-психотерапевтом, а также прекрасным бизнес-тренером. На страницах издания он описывает эффективные техники общения, учит бороться с манипуляциями, а также рекомендует правила, благодаря которым можно быстро развить коммуникабельность.

И напоследок запомните, главные принципы успешного общения заключаются в постоянной работе над своей речью, уважении собеседника, умении молчать и слушать. Стоит лишь набраться терпения и сохранять спокойствие. Тогда вы станете не только приятным собеседником и интересным человеком, но и хорошим примером для подражания.

kak-bog.ru

4.9. Правила успешной коммуникации

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, которые достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, умышленное «непонимание» сообщения. Соответственно, всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, подтвердить свой авторитет, усовершенствовать манеру подачи материала и т. д. Особое значение имеет, конечно, и факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального (ритуального) характера общения и другие показатели.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации».

Также всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса.

Таких позиций может быть три:

– открытая – говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

– отстраненная – говорящий держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

– закрытая – выступающий умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Естественно, что содержание каждой их этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно то, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, деловое общение (но не общение близких людей) предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную, или словесную, форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.

Психолингвисты предлагают следующие девять правил успешной коммуникации.

1. Создайте грамотную, понятную и не громоздкую конструкцию предложения. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически неясны. Для их понимания партнеру нужны сосредоточенность и внимание. Кроме того, они затрудняют по­нимание вопроса, смысл часто теряется в придаточных предложениях.

2. Используйте короткие предложения (8–15 слов), в которых сформулирована законченная мысль. Союзы, такие как «и», «так как», «что», «но», «потому что» и др., старайтесь не употреблять. Короткие предложения всегда точны и наглядны.

3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

5. Расширяйте свой активный словарь. Качество и количество словаря усиливают влияние высказывания. Пассивный словарь в зависимости от уровня образования состоит из 30–50 тысяч слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3–12 тысяч слов.

6. Чаще используйте в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а в существительных большей частью заложено абстрактное смысловое значение. Под словами «школа», «перо», «дом», «машина» каждый может себе представить соответствующий предмет с конкретными индивидуальными различиями. Использование же глаголов помогает формировать из неясного представления конкретную картину. Обходитесь по возможности без прилагательных – они могут быть восприняты с отличной от вас экспрессивной окраской.

7. Используйте активную, а не пассивную форму глагола. В активной форме глагол становится более живым. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет минимальную эмоцио­нальную нагрузку.

8. Не используйте безличные формулировки. Дистанционно и безлично действуют формулировки типа «Согласно этому можно понять, что...*, равно как и приводимые большие числа. Сослагательное наклонение – «Я бы сказал...*, «Я бы полагал...», «Я имел бы (был бы)...», «Я должен бы...» – не выражает решительного поступка, а скорее создает дистанцию между собеседниками.

9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который вы в них вкладываете. Поэтому целесообразно уже в самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.

Перечисленные правила подчеркивают неразрывность вербальных и невербальных характеристик процесса общения.

Многое в понимании информации зависит и от того, насколько грамотно, ясно и лаконично мы излагаем свои мысли, осуществляя вербализацию. Выделяют следующие причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:

• неточность высказывания;

• несовершенство перекодирования мыслей в слова;

• неуместное использование профессиональных терминов;

• неверное истолкование намерений собеседника;

• чрезмерное использование иностранных слов;

• неполное информирование партнера.

• быстрый темп изложения информации;

• наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

• неполная концентрация внимания;

• не использование различных каналов восприятия,

• витиеватость мысли;

• наличие логического противоречия в тезисе;

• неадекватные интонации, мимика и жесты, не со­впадающие со словами.

studfiles.net

4.9. Правила успешной коммуникации

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, которые достаточно подробно исследованы как формы различных коммуникативных барьеров, так и способы их преодоления. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, снижение в своем представлении авторитета коммуникатора, умышленное «непонимание» сообщения. Соответственно, всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, подтвердить свой авторитет, усовершенствовать манеру подачи материала и т. д. Особое значение имеет, конечно, и факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального (ритуального) характера общения и другие показатели.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации».

Также всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса.

Таких позиций может быть три:

– открытая – говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

– отстраненная – говорящий держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

– закрытая – выступающий умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Естественно, что содержание каждой их этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно то, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, деловое общение (но не общение близких людей) предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную, или словесную, форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.

Психолингвисты предлагают следующие девять правил успешной коммуникации.

1. Создайте грамотную, понятную и не громоздкую конструкцию предложения. Длинные предложения затрудняют понимание, так как сложны и грамматически неясны. Для их понимания партнеру нужны сосредоточенность и внимание. Кроме того, они затрудняют по­нимание вопроса, смысл часто теряется в придаточных предложениях.

2. Используйте короткие предложения (8–15 слов), в которых сформулирована законченная мысль. Союзы, такие как «и», «так как», «что», «но», «потому что» и др., старайтесь не употреблять. Короткие предложения всегда точны и наглядны.

3. Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством. Ваш голос вызывает симпатию или антипатию. Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловой коммуникации.

4. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

5. Расширяйте свой активный словарь. Качество и количество словаря усиливают влияние высказывания. Пассивный словарь в зависимости от уровня образования состоит из 30–50 тысяч слов. Активный словарь (слова, которыми пользуются при спонтанной речи) состоит из 3–12 тысяч слов.

6. Чаще используйте в речи глаголы, а не существительные. Глаголы придают высказыванию наглядность, а в существительных большей частью заложено абстрактное смысловое значение. Под словами «школа», «перо», «дом», «машина» каждый может себе представить соответствующий предмет с конкретными индивидуальными различиями. Использование же глаголов помогает формировать из неясного представления конкретную картину. Обходитесь по возможности без прилагательных – они могут быть восприняты с отличной от вас экспрессивной окраской.

7. Используйте активную, а не пассивную форму глагола. В активной форме глагол становится более живым. Например: «Я пригласил его», а не «Он был мною приглашен». Пассив воздействует безлично, создает дистанцию между партнерами и несет минимальную эмоцио­нальную нагрузку.

8. Не используйте безличные формулировки. Дистанционно и безлично действуют формулировки типа «Согласно этому можно понять, что...», равно как и приводимые большие числа. Сослагательное наклонение – «Я бы сказал...», «Я бы полагал...», «Я имел бы (был бы)...», «Я должен бы...» – не выражает решительного поступка, а скорее создает дистанцию между собеседниками.

9. Серьезная проблема возникает тогда, когда партнер не до конца понимает или иначе истолковывает смысл слова или высказывания, который вы в них вкладываете. Поэтому целесообразно уже в самом начале разговора разъяснить понятие, сообщив партнеру, что вы конкретно понимаете под ним.

Перечисленные правила подчеркивают неразрывность вербальных и невербальных характеристик процесса общения.

Многое в понимании информации зависит и от того, насколько грамотно, ясно и лаконично мы излагаем свои мысли, осуществляя вербализацию. Выделяют следующие причины, затрудняющие передачу информации от одного партнера к другому:

• неточность высказывания;

• несовершенство перекодирования мыслей в слова;

• неуместное использование профессиональных терминов;

• неверное истолкование намерений собеседника;

• чрезмерное использование иностранных слов;

• неполное информирование партнера;

• быстрый темп изложения информации;

• наличие смысловых разрывов и скачков мысли;

• неполная концентрация внимания;

• не использование различных каналов восприятия;

• витиеватость мысли;

• наличие логического противоречия в тезисе;

• неадекватные интонации, мимика и жесты, не со­впадающие со словами.

studfiles.net

29. Основные правила успешной коммуникации

10 правил успешной коммуникации

1) Слушайте собеседника

Важно не только слышать собеседника, но и слышать. Основное отличие заключается в том, что во втором случае вы понимаете собеседника и его проблему, прислушиваетесь и принимаете. Тогда можно давать обратный контакт в виде советов, решений;

2) Не прерывайте на половине фразы

Если вы уже догадались, какой вопрос задаст оппонент, или какую фразу произнесет, то дайте ему высказать свою мысль полностью. Не нужно прерываться на половине слова. Единственное исключение – в ходе рассуждений вы пришли к единому выводу и достовно знаете, что скажет оппонент. В этом случае заканчивайте фразу вместе. Это только усилит эффективность разговора и более предрасположит собеседника;

3) Растолковывайте все на пальцах

Если нужно объяснить свою позицию, то не стесняйтесь разговаривать с собеседникам, как с ребенком. Буквально разжевывайте за него и кладите в рот готовое;

4) Больше наглядности

Если Вы выступаете перед публикой, то необходимо подготовить помимо текста презентацию, иллюстрирующую Ваши слова. В случае объяснения бизнес плана или устройства изобретения делайте зарисовки схем;

5) Внедряйте личный опыт

Максимально иллюстрируйте свои рассуждения личным опытом. – это всегда вызывает большой интерес и доверие. Рассказывайте истории, произошедшие с Вами. Будь они смешные, печальные, порой мистические;

6) Опирайтесь на авторитетов

Раскрашивайте Вашу речь высказываниями известных личностей или даже не настолько популярных. Дословное изложение чужих мыслей позволит убедительно доказать свою позицию;

7) Избегайте сухости голоса

Вкладывайте в речь все эмоции. Показывайте ключевые точки, делайте акценты на определенных словах. Выделяйте главное, передавайте то состояние, в котором живет ваша речь;

8) Заряжайте собеседника своей энергетикой

Покажите, что Вы действительно увлечены своей темой, и она вводит Вас в кураж. Поделитесь им, дайте сил и энергии оппоненту. Пусть и он загорится Вашей идеей;

9) Не упускайте из виду мелочи

Если видите, что на Вас перестали обращать внимание, остановите процесс изложения материала. Задайте вопрос собеседнику – верните его внимание к себе;

10) Говорить размеренно и в одном темпе

Выбирайте скорость речи такую, что она позволит собеседнику уловить смысл каждой фразы. Скорость соревнований «Формула-1» не выход – Вас не поймут. Не включайте черепаху – собеседник не должен засыпать или впадать в медитацию. Излагайте все в одном режиме, не переходите на быстрый или медленный. Другим сложно будет перестроить свое восприятие. Можно менять темп речи лишь на определенных фразах, подчеркивая их значимость или давая время обдумать сказанное ранее.

В дискуссии или в беседе вопросы задают в основном ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:

делать вопросы короткими;

убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;

исключить отгадывание;

избегать вопросов, требующих публичных откровений;

не отвечать самому на собственные вопросы.

Для начала двусторонней коммуникации целесообразно задавать партнерам открытые вопросы с целью собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов "что?", "где?", "когда?", "как?", "почему?". Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов (например, "расскажите о…", "как вы считаете…", "что вы думаете о возможностях?..").

Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:

позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность;

предоставляют слушающему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа;

поощряют немедленную обратную связь;

помогают более детально анализировать мнения и ценности;

проверяют степень понимания.

Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: "согласен", "да", "нет". Вместе с тем специалисты по коммуникации не рекомендуют злоупотреблять закрытыми вопросами, так как они препятствуют активному взаимодействию, а вот в ситуациях проверки информации или малой возможности выбора такой вопрос вполне уместен (например, "эта технология эффективна?" или "часто ли вы поступаете таким образом?").

Закрытые вопросы применяются:

когда достаточно бывает прямого ответа "да" или "нет";

для получения или уточнения информации;

подтверждения понимания фактов;

подтверждения согласия или договоренности;

принятия решения в случае существования только двух альтернатив.

Наводящие вопросы используются для того, чтобы подвести говорящего к ответу, который ожидают от него услышать. Правда, такой подход в коммуникации считается манипулятивным, поэтому во взрослой аудитории злоупотреблять им не стоит. Во-первых, говорящий, как правило, может сформулировать собственную мысль, во-вторых, такое поведение может вызвать защитную реакцию собеседника, что проявится, например, в его неприемлемой позиции.

Наводящие вопросы, как правило, заканчиваются так называемыми "зацепками", не позволяющими участнику ответить отрицательно.

Возвратные вопросы позволяют говорящему проявить внимание к собеседнику и к тому, что он уже сказал, и таким образом, поощряя его, вести дальнейший разговор (например, "вы отметили, что для того, чтобы изменить ситуацию в учебном заведении, нужно создать необходимую мотивацию участников взаимодействия, это так?").

Зондирующие вопросы — это дополнительные вопросы, позволяющие получить полную информацию, не предоставленную в ходе ответов на предыдущий вопрос. Предоставление неполного ответа может быть связано с самыми разными причинами, поэтому зондирующие вопросы могут использоваться также для проверки мотивации и чувств, истинных намерений собеседника, когда в этом вопросе нет ясности.

Задавать зондирующие вопросы труднее всего. Они могут включать в себя комплекс открытых, закрытых, рефлексивных, подтверждающих и гипотетических вопросов. Их преимущество состоит не только в том, что с их помощью можно получить недостающую информацию, но и в том, что они помогают осознать проблемы или факторы, не лежащие на поверхности.

Две следующие зондирующие техники являются основными в дискуссии и во время беседы:

"Техника воронки", когда вы начинаете с общих, глобальных вопросов и постепенно сужаете фокус, вплоть до той специфической информации, которую стремитесь получить.

"Техника сверла", когда вы заранее определяете области, о которых необходима дополнительная информация, и постепенно в них углубляетесь, пока не наталкиваетесь на нужный ответ.

Гипотетические вопросы задают ситуацию или выдвигают предположение: "А что если?.", "Как насчет того, что?.". Они могут быть полезными в случае, когда обсуждаются новые идеи или направления деятельности, когда нужно поставить собеседника в ситуацию вызова, не рискуя обидеть его или заставить защищаться, или же если вы хотите проверить, правильно ли оцениваете последствия ранее полученного ответа. Такой вопрос целесообразен во время коммуникации лишь по отношению к тому собеседнику, который обладает достаточными знаниями и пониманием ситуации, о которой вы просите его поразмышлять.

Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:

3 — знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника;

И — использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов;

П — повторение ответов собеседником теми же словами;

П — подчеркивание и обобщение всех полученных ответов;

О — обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.

С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение.

12 правил, способствующих успеху собеседников

1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 7 секунд) для размышления. Или скажите: "Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным" (или: "я его ожидал(а)").

2. Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан, или в своей собственной интерпретации. Например: "Спасибо за вопрос (следование правилу 1). Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества (следование правилу 2). Я сейчас дам вам необходимую информацию".

3. Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.

4. Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:

попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно. Скорее всего, при повторении вопрос окажется короче, яснее, лучше сформулирован. В то же время в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл. Ваша задача — незаметно помочь собеседнику самому разобраться в том, что его беспокоит и смущает, а уж потом отвечать;

повторите сами вопрос так, как вы его поняли (следование правилу 2), что заставит собеседника внести поправки в ваши поправки, и у вас окажется больше времени на то, чтобы подумать над ответом;

попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;

если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.

5. Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора, что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.

6. Не следует воспринимать вопросы, возникшие после вашего сообщения, как знак агрессии против вас, поэтому отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь. В случае, когда вопросы представляют собой настоящий вызов, человека хотят поставить в тупик, в трудное положение, подорвать доверие или опровергнуть сказанное или сделанное им ранее, необходимо использовать вариант ответа на вопрос-вызов, заключающийся в репозиционировании этого самого вызова путем перефразирования сути вопроса.

Можно дать ответ на вопрос таким образом, что он перевернет смысл того, о чем спрашивалось. Именно так поступил художник Диего Веласкес в пору, когда был живописцем при дворе короля Филиппа IV. Как известно, нет работы вреднее придворной: появляется масса завистников, распускающих слухи. Художник терпел их, пока они не коснулись его творений. Однажды король вызвал его к себе и озабоченно спросил:

— Скажите, маэстро, что вы думаете о разговорах при дворе? Говорят, будто вы ничего, кроме голов, писать не умеете. Это так?

— Своим вопросом ваше величество оказывает мне слишком большую честь. Я не встречал еще и не знаю человека, который умел бы писать головы так, как это делаю я.

7. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы ответить на него чуть позже. Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, вполне можно отделаться коротким, энергичным ответом типа "да", "нет".

Не следует отвечая использовать деструктивные техники, такие, как:

прикидываться непонимающим: "Что-то я никак не пойму, о чем вы спрашиваете?";

давать негативную оценку самого вопроса: "Это наивный вопрос" или "Это незрелый вопрос";

использовать сарказм и насмешки, придавая вопросу меньшую значимость, чем он того стоит: "Вы задаете такие "глубокомысленные" вопросы" или "Вопрос такой трудный, что вряд ли на него можно ответить в принципе", или "И вы считаете свой вопрос серьезным?" и т. п.

8. Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.

9. Если заданный вопрос уводит от темы разговора или выступления, непременно вернитесь к своему сообщению — всего каких-нибудь две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.

10. Если при ответе вас неправильно поняли, тут же признайте свою ошибку, сообщив собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились. Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. Никогда не используйте фразы типа "Не знаю, как вам еще объяснить"; "Нужно было лучше (внимательнее) слушать"; "А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)"; "Не знаю, ежу и то понятно".

11. Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:

вежливый отказ от ответа;

отсрочка ответа;

переформулирование вопроса;

прямой ответ;

вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.

12. После ответов на вопросы поблагодарите участников общения, завершите общение на позитивной ноте. Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.

Помня эти правила, следует предусмотреть некоторые аспекты общения:

заранее составьте список возможных вопросов;

подготовьте и отрепетируйте на них ответы, чтобы быть твердо уверенными в своих фактах и аргументах;

всегда повторяйте или перефразируйте вопрос;

выявляйте суть каждого, пересказывайте именно эту суть.

Вместе с тем целесообразно избегать неэффективных действий:

не думайте над ответом, не успев перефразировать вопрос; если соблюсти правильную последовательность, то ответ сам собой придет в голову;

не отвечайте, обращаясь к спрашивающему напрямую, так он непременно задаст еще несколько вопросов. В публичном общении необходим диалог со всеми его участниками, а не с одним человеком;

не уверяйте себя, что можно обойтись и без репетиции ответов на возможные вопросы, лучше не экспериментируйте, от этого зависит ваш авторитет;

не стоит возражать спрашивающим, обычно собеседники (и тем более аудитория) этого не прощает.

studfiles.net

Основные правила успешной коммуникации: друзья и семья

Успешная коммуникация необходима на работе, дома для взаимопонимания с друзьями. Многие считают, что общение — это довольно просто, зачем проходить специальное обучение, тренинги, читать литературу? При этом люди бизнеса понимают, что правильное общение — путь к успеху, заключению договоров, росту карьеры.

Умение разговаривать, находить подход к людям, точки соприкосновения в важных вопросах, вызывать симпатию и оказывать влияние на принятие решений, необходимы как воздух в современном мире. Чем больше друзей, круг общения, тем больше знаний и возможностей у человека. Круг общения определяет самого человека, внутренний мир, стремления, достижения.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Как научиться знакомиться с нужными людьми, поддерживать хорошие отношения, быть успешным в коммуникациях? Этим вопросам посвящена данная статья, рассмотрим основные вопросы и сферы общения:

  • дружба и общение;
  • семья и взаимопонимание;
  • как влиять на людей, основы ведения переговоров.

дружба и правила общения

Дружба и правила общения

Каждый человек желает, чтобы рядом были надёжные и преданные друзья, чтобы его любили, уважали, ценили. Как же завоевать признание друзей, симпатии со стороны окружающих?

Предлагаем основные правила для успешной коммуникации, знакомств с людьми:

  1. Во время общения поддерживайте зрительный контакт. Это не значит всё время смотреть в глаза, периодически встречаться взглядом, на уровне подсознания, это говорит об открытости и честности, к тому же взгляды по сторонам свидетельствуют об отсутствии внимания к собеседнику, неуважении.
  2. Внимательно слушайте собеседника. Хороший собеседник не тот, кто много говорит, а кто умеет хорошо слушать, с пониманием, отвечает заинтересованными репликами, задаёт уточняющие вопросы, проявляет понимание, особенно актуально при знакомствах. Важно с пониманием относиться к переживаниям, сложным ситуациям в жизни людей, поддерживать друзей, знакомых.
  3. Искренне интересуйтесь жизнью, интересами собеседника. Успешная коммуникация предполагает в первую очередь узнать информацию о другом человеке, а не стараться произвести впечатление своими достижениями. Данная информация понадобится, когда собеседник начнёт в ответ проявлять интерес к вашей жизни.
  4. Задавайте побольше открытых вопросов. Для получения информации о собеседнике подходят открытые вопросы, которые позволяют узнать подробнее хобби, сферы деятельности, жизненный опыт, точки соприкосновения, общие интересы.
  5. Держитесь уверенно. Поддерживая уверенность в себе, сигнализируете собеседнику — производите впечатление надёжности как партнёра, друга — человек проникается доверием.
  6. Улыбайтесь. Успешная коммуникация предполагает умение расположить к себе человека, улыбка замечательный способ, говорит о доброжелательности, открытости. Естественно она должна быть уместной, при обсуждении серьёзных вопросов лучше не злоупотреблять.дружба-правила общения
  7. Проявляйте чувство юмора в общении, люди тянутся к позитиву. Есть такое понятие — «душа компании», основное отличие таких людей — позитивное отношение к жизни, что притягивает, собирает компанию вокруг. Уныние — не интересно людям, только самые близкие поймут проблемы и переживания, обычным знакомым не стоит говорить об этом. Вспоминайте о хорошем: достижениях, увлечениях, хобби, поездках.
  8. Относитесь к людям с любовью и уважением. Человек всегда нуждается в ощущении значимости, это необходимо, как воздух и вода, на подсознательном, инстинктивном уровне. Не получая признания, люди занимаются вымоганиями — жалуются на жизнь, родственников, друзей. Проявляя уважение, человек сам вызывает симпатию, ответную реакцию собеседника.
  9. Будьте честными в общении. Искренность и честность видна всегда, в жестах, мимике, улыбке, словах. А ложь заметят, и потом будет неудобно за свои слова. Не стоит приукрашивать, «пускать пыль в глаза» — найдите свои плюсы, достижения, которыми можно гордиться. Каждый человек неповторим и самобытен, нужно вспомнить, записать предварительно свои достоинства. Психологи говорят: сначала полюби себя, тогда и другие люди будут любить, уважать. Напишите свои плюсы на бумагу, подумайте, спросите родственников, друзей. Важно понимать сильные и слабые стороны личности. Сильные — добавляют уверенности, слабые — сигнал к саморазвитию.
  10. Общайтесь в доброжелательных тонах. Успешная коммуникация начинается с настроя на беседу, нужно позитивно относиться к собеседнику, проявляя интерес, уважение. Доброжелательность чувствуется в интонациях, жестах, словах. Хороший коммуникатор обычно любит людей и общение, иначе — лучше работать с машинами или уйти в монастырь, хотя даже там не избежать общений.
  11. Меньше критикуйте, больше замечайте хорошего в человеке. Интересный момент — критику люди не понимают, она обычно вызывает негативную, защитную реакцию. Нужно очень аккуратно доносить ошибки друзьям, подчинённым, в виде совета, рекомендации. Зато любому человеку приятно слышать слова одобрения, стоит чаще замечать хорошее в отношениях, людях, сглаживать негативное, искать компромиссы.
  12. Поддерживайте, делайте комплименты, оценивайте достоинства. Каждый человек уникален, имеет свои особенности, таланты, найдите, узнайте, похвалите за достижения, это всегда приятно.
  13. Поздравляйте с праздниками, особенно с днём рождения. Дата рождения очень важна для человека, сейчас даже на уровне корпоративной культуры предусмотрены звонки клиентами, поздравления с этим днём, что повышает лояльность к компании.
  14. При общении старайтесь запомнить имя, использовать в беседе. Имя человека наиболее приятно человеку, если сложно запомнить, сделайте пометку, запишите в телефон или блокнот, старайтесь чаще его называть. Это применимо для новых знакомств и работы с людьми.дружба, общение
  15. Будьте привлекательны. Сложно однозначно сказать, что такое привлекательность? Далеко не только внешность играет роль, есть ещё настроение, отношение к жизни, внутренняя сила, уверенность. Люди могут сильно отличаться и быть привлекательными. Нужно найти свои особенности, позволяющие быть привлекательными, использовать в общении.

Соблюдая эти правила, будет проще заводить новые знакомства, общаться с людьми, поддерживать хорошие отношения. Подробнее принципы общения можно узнать из книги Д.Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», Дж. Шпигель «Флирт — путь к успеху».

Семья и правила общения

Семья — это важная сфера жизни человека, в ней постоянно присутствуют межличностные отношения с супругами, детьми, родителями. Успешная коммуникация в семье очень важна для построения хороших дружественных отношений, атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи. Естественно, все люди разные, имеют свои личные интересы, как объединить их в общие, двигаться в одном направлении, заниматься построением крепких семейных отношений?

Основные правила семейного общения:

  1. Выбор правильного партнёра для брака. Этот вопрос сугубо индивидуален. При этом психологи сходятся во мнении, что общие семейные ценности, мировоззренческие представления, идеалы, стремления, интересы объединяют семью, позволяют быть крепче. Есть и мнение, что противоположности притягиваются, такое бывает, однако научно не подтверждено.

семья и правила общения

В большинстве случаев человек ищет подобного себе, хотя для женщины неуверенной бывает удобно быть в браке с мужчиной-лидером и наоборот, тут уже вопрос главенства и принятия решений в семье. Есть и взаимоотношения по типу «дочка- отец», мать-сын», это относится к людям, которые нуждаются в заботе и поддержке, они выбирают супруга старше по возрасту.

Главное, чтобы с человеком было легко общаться, создавались доверительные отношения. Мнение окружающих не должно быть решающим, только сам человек выбирает спутника жизни, и связывает с ним будущую жизнь. Наличие симпатии, общих ценностей, конечно, облегчает совместную жизнь. Страстная любовь — это отдельный вопрос, она хороша, но не всегда терпит сложности быта без наличия других общих интересов, целей, желания создать крепкую семью.

2. Ролевое распределение в семье. Важно сразу определиться с обязанностями в семье и распределением ролей, существует 3 варианта: муж — глава семейства, жена — во главе, или совместное принятие решений по вопросам бюджета, воспитания детей, отдыха. Обычно такое распределение зависит от деловых качеств и обеспеченности супругов. В последнее время всё больше отношения строятся по принципу демократическому, всё можно обсудить и принять решение.

3. Доверительные отношения. Часто, особенно у женщин, могут быть какие-то негативные ощущения, что-то не нравится в отношениях, при этом они замалчивают, переживают самостоятельно, боясь обидеть, потерять любимого человека. Нужно научиться спокойно обсуждать все важные моменты, даже интимные вещи. В обратном случае — негатив даст всё равно о себе знать и перейдёт со временем в конфликт.

4. Психологические особенности мужчин и женщин. Интересно, что мужчины и женщины по — разному относятся к сложностям жизни. Женщины любят всё обсуждать, давать советы, мужчинам бывает необходимо побыть наедине, подумать самостоятельно. Им нужна поддержка и вера женщины в его силы, а девушкам нужна забота и внимание.

построение отношений с детьми

Женщинам не стоит поучать, переделывать мужчину, больше показывайте доверие и признание его заслуг. Похвала всегда приятна, а критика только вредит отношениям.

Мужчинам же стоит с пониманием относиться к переживаниям жены, женщины бывают эмоциональны, не стоит оправдываться, просто принять это, посочувствовать, отнестись с пониманием.

Подробнее изучить различия психики мужчины и женщины можно, прочитав книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грея или другую литературу.

5. Построение отношений с детьми. Успешная коммуникация с детьми требует особых подходов. Детям нужно внимание, как мамы, так и папы, особенно мальчикам в детском, подростковом периоде, являясь образцом поведения. Девочкам тоже необходим контакт с отцом: общение, игры — это поможет в будущем при выборе спутника жизни, построении гармоничных отношений. При постоянном общении именно отцы становятся советчиками в важных вопросах — выборе профессии, личных проблемах.

Мама является первым человеком в жизни ребёнка, обеспечивает его жизнь, защиту, участвует в формировании привязанностей. От построения отношений на раннем этапе жизни зависит возможность любить и контактировать с людьми.

Дети, которые в детстве росли в атмосфере понимания и поддержки, в будущем проявляют заботу и любовь в романтических отношениях, а дети, которые росли в строгих условиях — не доверяют миру, подозрительные, ревнивые. Если детям мало уделялось внимания в детские годы, не было поддержки со стороны матери, то они с трудом идут на контакт, замыкаются в себе.

Успешная коммуникация с детьми возможна

Важный момент — воспитание происходить не спонтанно, а в процессе общения. Поэтому модель поведения родителей воспринимается ребёнком, впитывается с детства. Ребёнок узнаёт и осознаёт картину мира благодаря общению с родителями — узнаёт, кто он, какой, достоин ли любви, уважения. Важно находить время для бесед, игр с ребёнком, внимательно относиться к его вопросам, интересам.

При общении с детьми важно избегать крайностей — сюсюканий и грубости, нужно быть внимательными и доброжелательными. Любые контакты с родителями — это процесс воспитания, ребёнок учится понимать мир и общаться с людьми. С ребёнком нужно общаться с младенчества, он воспринимает речь, интонации, скорее начинает сам общаться.

В подростковый период надо стараться с пониманием относиться к закрытости ребёнка, его размышлениям, советовать, когда обращается, помогать в формировании интересов. Всё должно быть в меру, на доверии.

Успешная коммуникация с детьми возможна, если преодолевать следующие барьеры:

  • занятость — мы часто заняты работой, домашними заботами, а ребёнок чувствует себя одиноко, не ощущает заботы, это ведёт к задержкам эмоционального развития, отчуждённости;
  • возраст — забываем, что у ребёнка свои интересы, понимание жизни, опыт. Нужно стараться войти в его положение, вспомнить себя в таком возрасте;
  • старые стереотипы — ребёнок растёт, развивается, взрослеет, а родителям кажется, что он всё ещё маленький, нуждается в опеке. А может, уже другие потребности?
  • воспитательные традиции — часто используем методы, знакомые с детства, по привычке, не учитывая современные тенденции, возможности прогресса, новые подходы, различия детей.
  • диктатизм — постоянный жёсткий контроль и поучения не способствуют построению хороших и доверительных отношений. Нужно объяснять все действия, давать ребёнку свободу действий по возможности, когда позволяет ситуация.

Конечно, главное правило: уважение, понимание других людей в семье, поддержка; семья — опора для человека, важно иметь хорошие отношения с родственниками, детьми, между супругами. Совместные занятия спортом, походы, труд объединяют, укрепляют семью. Пусть дети участвуют в семейной жизни с детства, помогая родителям, перенимая опыт жизни.

Продолжение по теме: «Основные правила успешной коммуникации» читайте во второй части «Основные правила успешной коммуникации: успешные переговоры»

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

Структура речевой коммуникации.

Будучи актом коммуникации речь всегда обращена к кому-либо.Проведем анализ речевого поведения с помощью придложенной одним из создателей кибернетики К. Шенноном и модифицированной лингвистом Р. Якобсоном.

Контекст

Адресат

(отправитель )

Сообщение

(конференция)

Адресат

(получатель)

Код Код

Согласно этой модели основными компонентами речи являются: отправитеь, получатель, сообщение, код, канал связи, контекст.

Сообщение понимается как процесс и результат прохождения речи, т.е. текст. Референция- это содержание сообщения, В в осуществлении референции, т. е. в сообщении определенной информации состоит коммуникативная функция языка.

Код в речивой коммуникации- это тот язык или разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники коммуникативного акта.

Контекст (или ситуация)- это обстоятельства в которых происходит конкретное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понятна только в структуре не речевого контекста. Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Отсустствие реакции на высказывание говорящего приводит к разрушению коммуникации : ен получая ответа на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно добивается ответа, либо прекращает разговор. Реакция со стороны слушающего в виде ярко выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором только и может развертываться разговор.

Структура разговора формируется за счет попеременного включения в него участников. При этом возникают новые показатели меры взаимодействия партнеров:

  • обсуждение и интерес к общей теме или каждый говорит о своем;

  • частота использования другими партнерами предложений и суждений, высказанных кем-либо из участников.

Эти показатели могут характеризовать как авторитетность человека, чьи суждения привлекают наибольшее внимание, так и готовность (или неготовность ) партнеров принять и признать чужое мнение.

Отношение говорящего к реакции партнеров также является примечательной характеристикой и может иметь интеллектуальное и эмоциональное проявления. Интеллектуальная оценка обнаруживается как согласие с мнением партнера, его учет или напротив- несогласие, противостояние. Эмоциональное отношение к вызванной реакции проявляется либо как удовлетворение, радость, либо как неудовлетворенность, раздражение, нетерпение; в других случаях говорят об эмоциональной глухоте.

Условия успешной коммуникации.

  1. Коммуникативная заинтересованность – потребность в общении.

  1. Способность участников коммуникации присоединится к собеседнику (на уровне языкового кода, репрезентативной системы, на эмоциональном, интеллектуальном, социальном уровне и т.п.) и способность варьировать способы языкового представления.

  1. Отсутствие коммуникативных помех (чистота языкового кода, благоприятная коммуникативная ситуация: заинтересованность участников коммуникации, отсутствие шумов, посторонних лиц, отвлекающих моментов и т.п.).

  1. Конгруэнтность (соответствие информации, передаваемой вербальным и невербальным путем).

studfiles.net

Правила успешной коммуникации Несколько советов

Правила успешной коммуникацииПравила успешной коммуникации

Как известно, язык до Киева доведёт. Эта старинная пословица не потеряла значения и сейчас. Вернее, сейчас она обрела новый смысл, так как жизнь в информационном обществе во многом построена именно на успешной коммуникации. Конечно, пока, быть может, не все это осознали, но тот, кто осознал, понимает: без хороших коммуникативных навыков успеха достигнуть практически невозможно.

Правила успешной коммуникации Несколько советов

Итак, прежде всего, в любом общении заставьте себя внимательно слушать собеседника. Не просто делайте вид, а фиксируйте, о чём он говорит, и реагируйте на это. Иногда будут уместны и короткие словосочетания утвердительного характера, чтобы не сбивать человека с мысли, но иногда нужно и задать и вопрос, который бы служил ярким подтверждением того, что собеседник и тема разговора Вам действительно интересны. Также в диалоге поменьше говорите о себе и больше высказывайте мыслей о том человеке, с которым Вы говорите. Это будет воспринято очень позитивно.

Не подстраивайтесь под собеседника и не будьте с ним неискренни. Он всегда почувствует Вашу скованность или неестественность, особенно если Вы не умеете хорошо скрывать свои эмоции. Ваше мнение будет тем более ценно, чем более искренне Вы его выскажете. Но, главное, не опускайтесь до оскорблений или иронии.

Всегда защищайте свои интересы. Если речь идёт о том, что для Вас действительно важно, не бойтесь высказывать своё мнение. Если у Вас адекватный собеседник, то он над Вашими словами обязательно задумается!

Правила успешной коммуникации Правила успешной коммуникации

Если участвуете в споре, постарайтесь держать свои эмоции в узде. Если спор действительно уместен, то спорьте, но только чётко аргументируйте каждую мысль и прислушивайтесь к контраргументам собеседника. Тогда спор не превратится в перепалку торговцев на рынке.

Высказывайте только те факты, в которых Вы стопроцентно уверены. Если Вы будете понимать, что и сами толком не владеете информацией, то можете оказаться в конфузном положении там, где Ваш авторитет должен быть непререкаемым.

Не позволяйте критиковать свой образ жизни или привычки. Выслушайте, но не спорьте. Это Ваш выбор, Вам так жить удобно, Вы взрослый человек, который сам понимает, как ему лучше выстраивать свою жизнь и отношения с людьми. Вы никому ничего не должны объяснять!

Также не бойтесь критиковать по делу. Если есть назревшая конфликтная ситуация, то не стоит постоянно её избегать. Как правило, в любом сообществе мало уважают тех, кто всё время избегает конфликтов, боится высказывать своё мнение и позволяет вытирать об себя ноги. Уж лучше один раз набраться смелости и всё высказать, чем постоянно терпеть насмешки.

Также во всех ситуациях постарайтесь оставаться порядочным и принципиальным человеком. Не делайте того, чего не хотите, если речь не идёт о Вашем долге или обязанностях. Помогайте, но не позволяйте использовать себя. Цените дружбу, вкладывайте в отношения и всегда думайте, что и кому Вы говорите!

В дополнение к теме статьи прочитайте 10 качеств хорошего собеседника.

Мои страницы в социальных сетях

schastliviymir.ru