Основные особенности психики и поведения человека. Психика и поведение человека


Поведение и психика человека

Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при условии поддержания постоянного состава внутренней среды. Организм непрерывно регулирует недостаток или избыток питательных веществ, минеральных солей и других соединений. Недостаток чего-нибудь, необходимого для поддержки жизни и развития, вызывает особенное состояние организма, который называется потребностью.

Потребности — это основная движущая сила нашего поведения, это внутренние стимулы, мотивы нашей деятельности. Выделяют физиологичные и социальные потребности. Физиологичные потребности связаны с обеспечением жизнедеятельности организма (потребность в еде, воде, воздухе, постоянном движении, сохранении тепла, и т. д.). Социальные потребности связаны с поведением человека в обществе (потребность учиться, работать, общаться, потребность в творчестве но др.).

В любой момент времени преобладает только одна какая-то потребность, а другие находятся в определенной зависимости. Наше поведение всегда направлено на удовлетворение этой основной потребности, то есть является целеустремленной.

Любая деятельность, направленная на удовлетворение потребности, сопровождается многими разными психическими процессами. Психика — это внутренний мир человека, его ощущения и восприятия, память и воображение, мышление и фантазии, чувства и воля. Психика — это своеобразный, неповторимый мир, который существует в мозге конкретного человека; она формируется под воздействием общества, его идеологии и культуры. На основе разных потребностей у человека возникают определены психические состояния — собственные представления, обиды, понятия, чувства, мысли, эмоции и т, д.

Поведение — это сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение в организме потребности, которая возникла. Поведение человека — это взаимодействие психических и физиологичных процессов. Она образуется из наследственное закрепленных реакций и широкого набора привычек, навыков, приобретенных в течение жизни в процессе учебы.

jbio.ru

Раздел I. Психика и поведение человека

Федеральное агентство по образованию РФ

Псковский государственный педагогический университет

им. С.М. Кирова

П. А. СОРОКУН

Основы психологии

Псков 2005

ББК 88 С 655

Печатается по решению кафедры психологии и редакционно-издательского совета ПГПУ им. С.М.Кирова.

Сорокун П.А. С 655 Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.

Работа издана в авторской редакции.

ISBN 5-87854-355-9 © Псковскийгосударственный

педагогический университет им. С.М.Кирова (ПГПУ им. С.М.Кирова), 2005 © Сорокун П.А., 2005

Предисловие

Современная школа требует от учителя более глубоких и разно-сторонних знаний по психологии, чем это было раньше. В связи с этим в учебных планах педагогических высших учебных заведениях значи-тельное место начинает занимать психологическая подготовка сту-дентов. Прежде всего значительно увеличено общее количе ство ча-сов по психологии. Кроме того психологическая подготовка осуществ-ляется почти на протяжении всего периода обучения в институте. На-ряду с общим курсом по психологии выделены отдельные самостоя-тельные курсы, дающие возможность ул у ч ш и т ь теоретическую и прак-тическую подготовку студентов.

Необходимость ул уч ш е н и я психологической подготовки студен-тов педагогических вузов обусловлена тем обстоятельством, что воз-никают большие трудности в интеллектуальном, и, особенно, в нрав-ственном развитии учащихся, которые связаны с общей духовной дег-радацией определенной части общества. Студенты педвузов должны иметь научные знания о духовной сущности человека, иметь представ-ление об общих психологических истоках духовности, понимать как зарождается в детях духовное начало, как и когда создаются психоло-гические предпосылки для проявления бездуховности, вследствие чего формируются антисоциальные качества личности.

Предлагаемое учебное пособие имеет большое значение для об-щей теоретической подготовки студентов, необходимое для успешно-го усвоения знаний по всем разделам психологии. Оно дает основопо-лагающие сведения о духовной сущности человека, об особенностях его психики, о ее функциях, о формах ее существования, о закономер-ностях ее возникновения и развития, о способах ее изучения, об исто-рии развития психологии как науки, о роли психики в поведении и дея-тельности человека, об основах психологии познания как внешнего, так и внутреннего, субъективного мира самого человека, об основах пси-хологии личности, о ее организации и структуре, о межличностных от-ношениях, формах их проявления и о методах их познания.

Научные знания по психологии дают возможность понять внутренний духовный мир человека, объяснить его действия и поступки, правильно оценить свои притязания и возможности, наладить нормальные взаимоотношения с людьми и найти свое место в жизни. Поэтому знание основ психологии необходимо не только учителю, но и каждому образованному и культурному человеку, живу-щему в современном цивилизованном обществе.

3

Создавая пособие, мы стремились построить его на основе изложе-ния психологических фактов и теорий, избежать каких-либо идеологичес-ких оценок. Мы также старались, чтобы изложение имело, по возможнос-ти, не декларативный, а доказательный и ко н с т ру кт и в н ы й характер и свя-зано было бы с педагогической деятельностью. Мы также пытались сде-лать форму изложения доступной для усвоения студентами первого кур-са, которые впервые начинают изучать научную психологию. Мы бы хо-тели вызвать у студентов интерес к психологии как науке не только в процессе ее изучения, но и в дальнейшей педагогической деятельнос-ти.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентам заочного отеления.

В начале каждой главы перечисляются основные понятия по данной теме. Прежде чем приступить к изучению главы оз-накомьтесь с понятиями и постарайтесь запомнить их. Затем в процессе чтения отмечайте на полях или подчеркивайте ка-рандашом определение этих понятий. Закончив чтение поста-райтесь припомнить все понятия и постарайтесь воспроизвес-ти их определение. Если Вам не удастся сделать это найдите определение этих понятий в тексте, запомните их и снова вос-произведите. Если Вы сможете сделать это, то считайте, что Вы усвоили эти понятия.

4

Глава 1. Предмет психологии

Основные понятия: человек, психология, душа, психика, пси-хические явления, структура психики, функции психики, созна-ние, бессознательная психика.

1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.

Существует много наук, изучающих человека. Сред этих наук особое место занимает психология. Это происходит пото-му, что человек является сложно устроенным существом. Преж-де всего человек является природным существом, имеющим слож-ную телесную организацию, существование которой находится в прямой зависимости от окружающей среды.

Природное происхождение человека и расовое изменение строения его тела, происходящее во времени и пространстве, изу-чает наука антропология. Но человек многогранен. Он является не только природным, но и социальным существом. Поэтому он является объектом изучения науки социологии. Как социальное существо человек приобретает новое качество - одухотворен-ность. Человек становится носителем духа. Дух представляет собой внутреннее состояние человека, его субъективный мир. Этот мир безграничен в пространстве и во времени. Духовный мир - это мир впечатлений, представлений, мыслей, идей, пере-живаний, желаний и пр., устремленных как в настоящее, так и прошлое и будущее, позволяющий человеку проникнуть за пре-делы чувственно воспринимаемого мира, понять бесконечность пространства и времени, осмыслить вечность бытия и безгра-ничность человеческого духа.

Таким образом, человек - это самое совершенное на Земле биосоциальное существо, достигшее наивысшего уровня физи-ческого и духовного развития.

Духовность есть сущность человека как существа, вышед-шего из животного мира, и получившего, благодаря духу, сво-

5

боду в своих действиях, способность к творчеству, к усовершенство-ванию как окружающего мира, так и самого себя. Духовность являет-ся потенциальной возможностью для человека. Эта возможность пре-вращается в действительность только в процессе развития ребенка в человеческом обществе.

Процесс духовного роста является сложным и длитель-ным. В результате духовного развития ребенок превращает-ся из биологического существа в одухотворенное социальное существо - личность, сознательно осуществляющую свою жиз-недеятельность в обществе. Как происходит процесс одушев-ления человека науке до сих пор не известно. Несомненно толь-ко то, что это происходит под влиянием людей и идей, суще-ствующих в обществе.

1.2. Психика человека.

В научных исследованиях духовные качества человека при-нято называть психическими, а наука, которая занимается их изу-чением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психоло-гии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оценивая человека, люди прежде всего говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.

Вместо термина “душа” в научной психологии применяется термин “психика”. Что же такое психика в научном понимании? В психологии термином психика обозначают систему взаимно свя-занных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание.

В структуру психики входят: психические процессы, пси-хические состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют собой динамичес-кие образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним от-носятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мыш-ление, воля, эмоции.

6

Психические состояния являются более устойчивыми, чем процес-сы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям отн о сят : внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д.

Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: тем-перамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существует неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат пси-хические процессы, которые отражают как внешний, так и внут-ренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внут-ренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психи-ческие свойства возникают на основе психических процессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоян-ный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, пред-ставления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Содержание психических явлений имеет конкретный ха-рактер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положи-тельным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека.

Чем же отличаются психические явления от всех остальных явлений? Какова их специфика? Первое отличие психических яв-лений заключается в том, что если окружающие нас предметы являются по свой природе материальными, то психические - это идеальные явления. Например, представление о столе является идеальной копией стола, тогда как сам стол - материальный пред-мет, характеризующийся различными физическими свойствами. Второе отличие заключается в том, что если материальные пред-меты и явления существуют вне нас в окружающем простран-стве, то психические явления существуют внутри нас и являют-ся внутренними явлениями. Третье отличие состоит в том, что материальные предметы сущестуют объективно, независимо от нас, тогда как психические явления - это субъективные явления, так как они принадлежат человеку, субъекту, и имеют у каж-

7

дого из нас индивидуальный характер.

Каково же назначение психических явлений? Зачем дана душа человеку? Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они по-чти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если нарушаются их функции. Например, если спросить у кого-либо, как у него функционирует психика, то он вряд ли даст вразумительный ответ. Зато если спросить у него, что такое “псих”, то он скажет, что это ненормальный чело-век, что он не может вести себя правильно в человеческом об-ществе и не отдает отчет о своих поступках.

Какие же функции в данном случае нарушены? Психика вы-полняет три основные функции: побудительную, познаватель-ную и регулятивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Причем, одни психи-ческие явления выполняют преимущественно побудительную функцию, другие познавательную, третьи - регулятивную.

Человек является активным, деятельным существом. Его одо-левают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чув-ства, интересы, убеждения, которые побуждают его совершать са-мые разнообразные действия и поступки. Но прежде чем совершать то или иное дело надо, как советует народная мудрость, подумать. Подумать - это значит познать все, что происходит вокруг, оце-нить обстановку, взвесить свои возможности, обдумать цели дей-ствий и предвидеть их результаты, все это возможно только при функционировании таких познавательных процессов, как ощуще-ния, восприятие, память, мышление и воображение. Затем, в соот-ветствии с результатами познавательной деятельности, человек пла-нирует, осуществляет, регулирует и контролирует свои действия и поступки. Все это обеспечивают такие психические явления, как воля, характер, темперамент и способности.

Взять, например, поведение учеников на уроке и посмотреть, что их побуждает осуществлять учебную деятельность. Можно увидеть: одни из них стремятся получить хорошие отметки, дру-гие - желают стать первыми в классе, третьи испытывают чув-ство долга и ответственности перед родителями и учителями, чет-вертые - испытывают интерес к учебному предмету, пятые убе ж д е н ы в

8

том, что все, что они узнают в школе, пригодится в будущей жизни. Поэтому ученики внимательно слушают объяснение учителя, воспри-нимают наглядные пособия, запоминают полученную информацию, ста-раются представить предметы и явления, которые они изучают, уста-навливают связи и отношения между ними, пытаются понять их сущ-ность и закономерность, анализируют, сравнивают, обобщают усвоен-ную информацию и т. д. Для того, чтобы осуществлять все это, ученики должны регулировать свое поведение: не отвлекатьс я, слушать внима-тельно, своевременно переходить от одной учебной деятельности к дру-гой, проявлять волевые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудно-сти, добиваться осуществления поставленных целей.

Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических яв-лений, присущих человеку и животным. Однако психика человека ка-чественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представ-ляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна толь-ко человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологичес-ких условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты и употребить для осуществления жизнедеятельности. Иное дело че-ловек. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Чело-век сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совмес-тно с другими людьми в определенных общественно-исторических ус-ловиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики - сознание, благодаря которому функции психики при-обретают осознанный, целенаправленный характер.

Сознание представляет собой сложное интегративное пси-хическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллектуальные процессы, которые наряду с волей и чувства-ми обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях. Таким образом, сознание представляет собой систему сенсорных, ин-теллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, направленных

9

на познание и преобразование человеком окружающего мира в соот-ветствии со своими нуждами.

Содержанием сознания является совокупность знаний, по-лученных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображения, закрепленных посредством языка и речи. Созна-ние дает возможность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью.

С появление сознания у человека начинает функциониро-вать разум как наиболее характерная особенность его психики, как способность разумно т.е. целесобразно осуществлять как практическую, так и умственную деятельность. Разум – это высшая форма проявления сознания, это способность осознать и понять сущность вещей, осмыслить суть всего происходящего, понять свое место в жизни и смысл своего существования.

Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую си-стему словесных сигналов, посредством которых человек обо-значает окружающий мир и свои собственные состояния. При-меняя язык в процессе речевого общения, человек получает воз-можность закреплять свой личный и общественно-исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности.

Язык и речь являются основными интеллектуальными ору-диями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у че-ловека, как в общественно-историческом, так и в онтогенети-ческом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи.

Психика человека является сложной и многообразной. В ее структуру входят как сознательные, так и бессознательные пси-хические явления. Сознательная психика обеспечивает связь че-ловека с окружающей средой, дает ему возможность целенап-равленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся со-циальной среде.

Бессознательная психика регулирует деятельность внутрен-них органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает воздействия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реак-тивные, непроизвольные движения и привычки.

Между сознательной и бессознательной психикой существу-

10

ет непрерывная связь. Бессознательные психические явления могут стать сознательными и наоборот. Это происходит как естественным путем, так и посредством специальной тренировки. Возможно, напри-мер, накопление информации в бессознательной психике и ее порыв в сферу сознания, в результате чего происходит стимулирование таких движений и действий, которые не поддаются разумному объяснению. Иногда человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстин-ктивно, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы пове-дения присущи только животным. Бессознательная психика человека имеет не животное происхождение, а детерминирована общественно-историческими, социальными условиями существования. Так, например, агрессивность человека, буд е т ли она сознательной или бессознатель-ной, не имеет ничего общего с инстинктивной агрессивностью живот-ных. Последние, в отличие от людей, не истребляют, как правило, своих сородичей. Даже хищные животные редко нападают на других особей без особой нужды. Иное дело у людей. Война, убийства, терроризм уно-сят жизни у миллионов людей, поражая своей бессмысленностью и же-стокостью.

Сознательная психика человека очень ранима. Нарушение нормальных функций сознания у человека происходит как под влиянием социальных условий существования, так и в резуль-тате заболеваний, имеющих как функциональный, так и орга-нический характер. Так, резкое понижение социального статуса человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего человек неадекватно осознает окружающий мир, самого себя, не может правильно ориентироваться в пространстве и во вре-мени, теряет способность сознательно регулировать свое пове-дение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Воз-можны и патологические изменения в сознании, сопровожда-ющиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые, субсенсорные раздражители, которые в нормальном состоя-нии не отражаются, но при расстройствах психики они начи-нают осознаваться. Так, подпороговые звуки начинают осознаваться как звуки человеческой речи, прикосновение одежды к телу начинает вызывать извращенные кожные ощущения: боль-ному кажется что что-то ползает по его телу, что прикасаются ка-кие-то колющиеся предметы.

11

studfiles.net

Раздел I. Психика и поведение человека

Глава 1. Предмет психологии

Основные понятия: человек, психология, душа, психика, пси­хические явления, структура психики, функции психики, созна­ние, бессознательная психика.

1.1. Человек как природное и одухотворенное существо.

Существует много наук, изучающих человека. Сред этих наук особое место занимает психология. Это происходит пото­му, что человек является сложно устроенным существом. Преж­де всего человек является природным существом, имеющим слож­ную телесную организацию, существование которой находится в прямой зависимости от окружающей среды.

Природное происхождение человека и расовое изменение строения его тела, происходящее во времени и пространстве, изу­чает наука антропология. Но человек многогранен. Он является не только природным, но и социальным существом. Поэтому он является объектом изучения науки социологии. Как социальное существо человек приобретает новое качество - одухотворен­ность. Человек становится носителем духа. Дух представляет собой внутреннее состояние человека, его субъективный мир. Этот мир безграничен в пространстве и во времени. Духовный мир - это мир впечатлений, представлений, мыслей, идей, пере­живаний, желаний и пр., устремленных как в настоящее, так и прошлое и будущее, позволяющий человеку проникнуть за пре­делы чувственно воспринимаемого мира, понять бесконечность пространства и времени, осмыслить вечность бытия и безгранич­ность человеческого духа.

Таким образом, человек - это самое совершенное на Земле биосоциальное существо, достигшее наивысшего уровня физи­ческого и духовного развития.

Духовность есть сущность человека как существа, вышед­шего из животного мира, и получившего, благодаря духу, сво-

5

действиях, способность к творчеству, к усовершенствованию как ок­ружающего мира, так и самого себя. Духовность является потенци­альной возможностью для человека. Эта возможность превращается в действительность только в процессе развития ребенка в человечес­ком обществе.

Процесс духовного роста является сложным и длитель­ным. В результате духовного развития ребенок превращает­ся из биологического существа в одухотворенное социальное существо - личность, сознательно осуществляющую свою жиз­недеятельность в обществе. Как происходит процесс одушев­ления человека науке до сих пор не известно. Несомненно толь­ко то, что это происходит под влиянием людей и идей, суще­ствующих в обществе.

1.2. Психика человека.

В научных исследованиях духовные качества человека при­нято называть психическими, а наука, которая занимается их изу­чением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психоло­гии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оцени­вая человека, люди прежде всего говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.

Вместо термина “душа” в научной психологии применяется термин “психика”. Что же такое психика в научном понимании? В психологии термином психика обозначают систему взаимно свя­занных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание.

В структуру психики входят: психические процессы, психи­ческие состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют собой динамичес­кие образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним от­носятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мыш­ление, воля, эмоции.

6

Психические состояния являются более устойчивыми, чем процес­сы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д.

Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: темпе­рамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существу­ет неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъектив­ные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир челове­ка. Психические свойства возникают на основе психических про­цессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, пред­ставления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Содержание психических явлений имеет конкретный ха­рактер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положи­тельным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека.

Чем же отличаются психические явления от всех остальных явлений? Какова их специфика? Первое отличие психических яв­лений заключается в том, что если окружающие нас предметы являются по свой природе материальными, то психические - это идеальные явления. Например, представление о столе является идеальной копией стола, тогда как сам стол - материальный пред­мет, характеризующийся различными физическими свойствами. Второе отличие заключается в том, что если материальные пред­меты и явления существуют вне нас в окружающем простран­стве, то психические явления существуют внутри нас и являют­ся внутренними явлениями. Третье отличие состоит в том, что материальные предметы сущестуют объективно, независимо от нас, тогда как психические явления - это субъективные явления,

7

явления, так как они принадлежат человеку, субъекту, и имеют у каждого из нас индивидуальный характер.

Каково же назначение психических явлений? Зачем дана душа человеку? Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они почти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если на­рушаются их функции. Например, если спросить у кого-либо, как у него функционирует психика, то он вряд ли даст вразумительный ответ. Зато если спросить у него, что такое “псих”, то он скажет, что это ненормаль­ный человек, что он не может вести себя правильно в человеческом обществе и не отдает отчет о своих поступках.

Какие же функции в данном случае нарушены? Психика выполня­ет три основные функции: побудительную, познавательную и регуля­тивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Причем, одни психические явления выполняют пре­имущественно побудительную функцию, другие познавательную, тре­тьи - регулятивную.

Человек является активным, деятельным существом. Его одолевают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чувства, интересы, убеждения, которые побуждают его совер­шать самые разнообразные действия и поступки. Но прежде чем совершать то или иное дело надо, как советует народная муд­рость, подумать. Подумать - это значит познать все, что проис­ходит вокруг, оценить обстановку, взвесить свои возможности, обдумать цели действий и предвидеть их результаты, все это возможно только при функционировании таких познавательных процессов, как ощущения, восприятие, память, мышление и во­ображение. Затем, в соответствии с результатами познаватель­ной деятельности, человек планирует, осуществляет, регулирует и контролирует свои действия и поступки. Все это обеспечивают та­кие психические явления, как воля, характер, темперамент и спо­собности.

Взять, например, поведение учеников на уроке и посмотреть, что их побуждает осуществлять учебную деятельность. Можно увидеть: одни из них стремятся получить хорошие отметки, дру­гие - желают стать первыми в классе, третьи испытывают чувство долга и ответственности перед родителями и учителями, четвертые -

8

интерес к учебному предмету, пятые убеждены в том, что все, что они узнают в школе, пригодится в будущей жизни. Поэтому ученики вни­мательно слушают объяснение учителя, воспринимают наглядные по­собия, запоминают полученную информацию, стараются представить предметы и явления, которые они изучают, устанавливают связи и от­ношения между ними, пытаются понять их сущность и закономерность, анализируют, сравнивают, обобщают усвоенную информацию и т. д. Для того, чтобы осуществлять все это, ученики должны регулировать свое поведение: не отвлекаться, слушать внимательно, своевременно переходить от одной учебной деятельности к другой, проявлять воле­вые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности, добиваться осу­ществления поставленных целей.

Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических яв­лений, присущих человеку и животным. Однако психика человека ка­чественно отличается от психики животных. Психика может быть со­знательной и бессознательной. Бессознательная психика представля­ет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные жи­вут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты и употребить для осуществления жизнедеятельности. Иное дело чело­век. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Человек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает ору­дия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики - сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.

Сознание представляет собой сложное интегративное психическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллекту­альные процессы, которые наряду с волей и чувствами обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях. Таким образом, сознание пред­ставляет собой систему сенсорных, интеллектуальных, волевых и эмоци-

9

ональных процессов, направленных на познание и преобразование челове­ком окружающего мира в соответствии со своими нуждами.

Содержанием сознания является совокупность знаний, получен­ных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображе­ния, закрепленных посредством языка и речи. Сознание дает возмож­ность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью.

Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую си­стему словесных сигналов, посредством которых человек обо­значает окружающий мир и свои собственные состояния. При­меняя язык в процессе речевого общения, человек получает воз­можность закреплять свой личный и общественно-исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности.

Язык и речь являются основными интеллектуальными ору­диями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у че­ловека, как в общественно-историческом, так и в онтогенети­ческом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи.

Психика человека является сложной и многообразной. В ее структуру входят как сознательные, так и бессознательные пси­хические явления. Сознательная психика обеспечивает связь че­ловека с окружающей средой, дает ему возможность целенап­равленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся со­циальной среде.

Бессознательная психика регулирует деятельность внутренних органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает воз­действия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реактив­ные, непроизвольные движения и привычки.

Между сознательной и бессознательной психикой существу­ет непрерывная связь. Бессознательные психические явления мо­гут стать сознательными и наоборот. Это происходит как есте­ственным путем, так и посредством специальной тренировки. Воз­можно, например, накопление информации в бессознательной

10

сознания, в результате чего происходит стимулирование таких движе­ний и действий, которые не поддаются разумному объяснению. Иног­да человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстинктив­но, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы поведения присущи только животным. Бессознательная психика человека имеет не животное происхождение, а детерминирована общественно-истори­ческими, социальными условиями существования. Так, например, аг­рессивность человека, будет ли она сознательной или бессознатель­ной, не имеет ничего общего с инстинктивной агрессивностью живот­ных. Последние, в отличие от людей, не истребляют, как правило, сво­их сородичей. Даже хищные животные редко нападают на других осо­бей без особой нужды. Иное дело у людей. Война, убийства, терро­ризм уносят жизни у миллионов людей, поражая своей бессмысленно­стью и жестокостью.

Сознательная психика человека очень ранима. Наруше­ние нормальных функций сознания у человека происходит как под влиянием социальных условий существования, так и в ре­зультате заболеваний, имеющих как функциональный, так и органический характер. Так, резкое понижение социального статуса человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего человек неадекватно осознает окружающий мир, самого себя, не может правильно ориентироваться в про­странстве и во времени, теряет способность сознательно ре­гулировать свое поведение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Возможны и патологические изменения в со­знании, сопровождающиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые, субсенсорные раздражители, которые в нор­мальном состоянии не отражаются, но при расстройствах психики они начинают осознаваться. Так, подпороговые звуки начинают осоз­наваться как звуки человеческой речи, прикосновение одежды к телу начинает вызывать извращенные кожные ощущения: больному ка­жется что что-то ползает по его телу, что прикасаются какие-то колющиеся предметы.

studfiles.net

Психика человека

Давайте поговорим о психике человека, но не с позиции как она работает в сферическом вакууме, а с уклоном на практическую составляющую. Мы рассмотрим психические процессы человека и как их можно их использовать для того чтобы становиться более уверенным, избавиться от страхов, а также создавать полезные убеждения.

Психика человекаПсихика человека устроена так, что она достаточно адаптивна. Чем старше человек становится, тем более гибкая становится психика (с точки зрения сознания убеждений).  Это нужно для того, чтобы человек мог эволюционировать. У маленького ребёнка основная задача выжить. Поэтому если что-то с ним происходит связанное с угрозой жизни, то он выносит решение как действовать в подобных ситуациях. Пройдут десятилетия, а решение останется таким же, каким оно было принято в раннем детстве.

К примеру, если маленького мальчика бабушка напугала сказав: «Не ходи в темноту, там Бабайка», то маленький мальчик пронесет этот страх через всю жизнь. И спустя десятилетия он будет задаваться вопросом: почему когда в квартире он выключает свет, ему начинает лезть в голову страшные мысли. Он знает, что это совершенно идиотские мысли, но, тем не менее, его будет мысли будут приходить.

Особенности психики человека

Как же так может получаться, что решение которое маленький ребёнок принял в детском возрасте, продолжает функционировать даже когда это решение совершенно неуместно. Дело в том, что психика человека не обладает логикой. Логикой обладают только сознание. А убеждения, которые идут из бессознательного воспроизводится без фильтров. В этом есть большой смысл. Если человеку угрожает смертельная опасность, а он в этот момент будет думать как ему лучше поступить, то он может просто погибнуть.

Когда происходит что-то реально угрожающее жизни, это требует быстрых и незамедлительных действий. Поэтому бессознательное человека берёт на себя весь контроль и мгновенно начинает действовать. Тупо, топорно, но быстро.

Если есть автоматическая программа связанная с данным стимулом, то в критической ситуации вы становитесь практически безвольной марионеткой. У кого-то контроль теряется полностью, у кого-то контроль теряется лишь частично. Могу лишь сказать, что у 10% населения земли контроль над ситуацией теряется полностью, то есть бессознательная часть полностью забирает контроль над ситуацией (их называют сомнамбулы).

Бессознательные программы человека

Давайте разберемся, как работают бессознательные программы. Как я уже говорил, маленький ребёнок, если с ним произошло что-то опасное для жизни, может принять автоматическую программу реагирования. Я уже привел пример с мальчиком, который решил не ходить в темноту потому, что там опасная Бабайка (это, кстати, реальная ситуация моего клиента). Хотя ситуация не связана с угрозой жизни напрямую (угроза жизни от Бабайки не было), но было достаточно воображения ребенка и ощущения страха.

бессознательные программыИтак, у нас есть ребенок, который записал бессознательную автоматическую программу для стрессовой ситуации. Если бессознательное обнаружит, что происходит с с человеком что-то что совпадает с угрозой жизни из базы бессознательных программ, то бессознательное тоже включит автоматическую программу защиты.

Когда нам летит что-то в лицо мы моргаем. Если мы слышим сзади визг тормозов, то мы автоматически реагируем. Это происходит очень быстро.

В большинстве случаев бессознательные решения записываются именно в момент травматичной ситуации.  Например, когда на беременную маму нападают собаки, ребёнок в животике может записать программу автоматического реагирования на собак. Так у ребенка может создаться один из самых первых страхов.

Для справки: ребёнок начинает обучение не с момента рождения, а с момента одного месяца после зачатия. Он запоминает всё, что видит, слышит и чувствует мама.Все значимые события запоминаются. Позднее в процесс включается анализ ситуации — знания которые он получил также от мамы. Появятся зачатки логики (сравнение предыдущего опыта с нынешним).

При работе с одной клиенткой, она вспомнила, что на 8 месяце после зачатия, она будучи в маме думала так: «Мама не знает что для меня хорошо. Мама может мне навредить». Это думал ребенок, который находился еще в утробе! Но когда клиентка вспомнила себя в 2 месяца после зачатия, то в тот момент мама думала о себе: «Я ничего не умею, ничего не знаю. Я могу ребёнку случайно навредить. Я не справлюсь». Эту информацию ребенок записал в свой головной мозг: «Мама не знает. Она может навредить».

Ребенок просто подчистую записал то, что мама думала о себе. А в последствии использовал эти знания для выстраивания отношений с мамой. И это вылилось в огромное непонимание ребенком мамы. А позднее когда ребенок вырос, это вылилось в то, что он стал считать себя лучше других во всем: «Я знаю, а вы не знаете. Я лучше вас.». Эта надменность действовала крайне разрушительно на жизнь.

Чуть позже я объясню как это исправить, и как вспомнить значимые детские переживания.

Поведение и психика человека

Вам, наверное, уже понятно, что поведение человека очень сильно зависит от того, какие травмы были нанесены ребёнку в детстве. Например, стеснительность, которую многие считают неотъемлемой чертой характера — всего лишь детская травма связанная с окружающими людьми. Ребёнок в детстве решил, что окружающих людей нужно избегать, потому что они могут быть опасны. Например, он не вовремя подошел к папе попросил поиграть, а папа его обругал. Ребёнок в этот момент обиделся и в его бессознательные программы записался вывод, что даже близких людей нужно бояться.

Как бы этот человек не старался быть открытым и спокойным его бессознательные программы будет постоянно утягивать его в другую сторону. Потому что бессознательная программа работает постоянно, днем, ночью, когда ты уставший и когда нет. Единственный момент, когда бессознательная программа может отключиться, если на человека действует угроза другого характера. К примеру, на военных действиях у солдат обычно психосоматические заболевания пропадает. Давайте разберемся, почему так происходит.

Каждое психосоматическое заболевание это автоматическая программа защиты психики человека.

  • Заикание избавляет человека от нежелательного общения.
  • Аллергия может ограждать человека от ненужных ситуаций, мест, еды.
  • Депрессия от лишнего нервного напряжения.

Да, это может казаться совершенно иррациональным избегать, скажем, апельсинов (пищевая аллергия на цитрусовые). Но в детстве могло произойти что-то, что ребёнок посчитал смертельно опасным. Например, ему в несколько месяцев дали лимон, это было настолько неприятно для маленького ребенка, что он подумал что может умереть, и в этот момент ребёнок принял решение что всё что имеет вкус цитрусовых — опасно для жизни. Ребёнок вырос и он уже и забыл об этом инциденте, а бессознательные программы до сих пор продолжают функционировать.

аллергия на цитрусовые

Вернемся к солдатам и боевым действиям. Когда солдат попадает в боевые действия, это представляет реальную угрозу жизни и это перекрывает те угрозы, которые были записаны в младшем возрасте. Поэтому психосоматические заболевания сами по себе проходят (активируются другие защитные программы). Но когда солдат вернется в обычную жизнь, всё может вернуться на старое русло.

Развитие психики человека

Как можно использовать эти знания для того чтобы развить психику человека до новых высот? Уже наверное понятно, что если у нас есть какая-то бессознательная программа, то она может мешать нашему развитию. К примеру, если человек боится брать на себя ответственность, потому что в детстве у него была ситуация в которой он взял на себя ответственность и подвергся наказанию. В тот момент он решил, избегать ответственности. Да, детство прошло и он может уже действовать более осознанно, но программа всё также хранится в памяти. Если этот человек решит, скажем, стать начальником, то у него ничего не выйдет, потому что его бессознательное будет саботировать вес процесс.

бессознательную программу убрать

Как же можно сделать так, чтобы эту бессознательную программу убрать, а за место неё создать положительную автоматическую программу? Давайте для начала разберемся, можно ли ввести в бессознательные программы те, которые бы нам помогали. Например убеждение: «Я всё могу».

Я думаю, на этот вопрос вы сами знаете ответ, потому что у вас есть знакомые, которые верят в себя и считают что они всё могут, а вся их вера базируется на том, что у них было несколько ситуаций, которые были подтверждением этого. Впрочем, и у вас тоже. Весь секрет состоит в том, что любой человек может поверить в любую положительную сторону своего характера, если этому не будет мешать его бессознательное. Если у человека в бессознательном записано обратное, то хоть сколько убеждай в том, что ты все можешь — ничего не произойдет. Но если в психике человека не будет деструктивных программ, то ввести нужные убеждения не составит большого труда.

 

Убрать бессознательную программу из психики

Когда в психику человека записывалась бессознательная программа, человек находился в трансовом состоянии.  Потому что  когда происходит ситуация связанная с угрозой жизни, то контроль передается подсознанию. То есть человек уходит из сознательного состояния и погружается в транс. Из-за того, что человек в трансе и происходит запись решения в подсознание.

Индукция ЭлманаДля того чтобы нам убрать программу из подсознания нам нужно также быть в трансовом состоянии. Существует несколько способов погружения в трансовое состояние. Это медитация, это специальные йога техники, это погружение через дыхание. Но все эти приемы требуют годы на освоение. Я же расскажу о использование гипноза, потому что он быстрый и безопасный.

Индукцией Элмана (прогрессивная техника погружения в гипнотический транс), можно ввести в транс любого человека всего за 10 минут. И после того как человек погрузиться в трансовое состояние он может исправить бессознательные решения которые принял в детском возрасте. А за место этих деструктивных решений создать новые положительные, которые бы его подписывали.

Альтернативный путь исправления бессознательных программ это регрессивный анализ. Это поиск первопричины дискомфортного поведения используя регрессию по возрасту.Я считаю ее одной из самых безопасных и эффективных техник 21 века.

Будьте здоровы и счастливы!

С уважением Олег.

P.S. Для тех кто это прочитал, и желает конкретных действий, вы можете использовать положительные выводы которые есть на моём сайте. Они бесплатны. Их нужно повторять по специальной методике: глядя себе в глаза, через зеркало, вслух. Обычно я даю эти выводы своим клиентам, для того чтобы после нашей терапии они быстрее выходили на позитивное самочувствие. Как поддерживающий инструмент.

P.P.S. Кому интересны более эффективные пути, вы можете приобрести курс по самостоятельной проработке страха, и исправить все свои страхи самостоятельно.

P.P.P.S. А для тех кто кому нужен самый эффективный и быстрый путь, вы можете обратиться ко мне для избавления от страхов. Это самое лучшее вложение времени в себя.

P.P.P.P.S. А если вы сами хотите помогать другим людям становиться счастливыми и свободными, для вас записал практический курс регрессивного анализа.

P.P.P.P.P.S. Улыбайтесь чаще. Второго шанса не будет 😉

olegdimitrov.ru

4.3. Мозг, психика и поведение человека.

Первоначально поведение человека пытались объяснить ис-ключительно влиянием психики. Человек захотел и по своей воле совершил определенное действие или поступок, соответствую-щий его желанию. Так продолжалось до тех пор, пока не обрати-ли внимание на непроизвольные реакции человека. Изучая по-ведение новорожденных детей, Уотсон дал описание основных

49

из них. Это - чихание, икание, сосание, ул ы б ка , плач, хаотические дви-жения конечностей, головы, туловища и др. Все эти реакции возника-ют при действии раздражителей из внешней и из внутренней среды на органы чувств. Физиологами был описан и нервный путь, лежащий в основе этих реакций. Он включал прохождение нервных импульсов от рецепторов по афферентным волокнам к нервным центрам, рас-положенным в спинном мозге и в столовой части головного мозга, а от них по эфферентным волокнам к мышцам и другим органам.

Наряду с врожденными элементарными реакциями у человека в процессе его развития появляется множество более сложных актов поведения. Для объяснения их возникновения была использована ус-ловно-рефлекторная теория И.П. Павлова. Согласно этой теории, если действие стимула, вызывающего врожденную реакцию, сочетать с дей-ствием нейтрального стимула, то в дальнейшем это стимул вызывает сам такую же реакцию. Этот рефлекс был назван условным. В его основе лежит образование временной связи в коре больших полуша-рий, благодаря которой появляется возможность реагировать на но-вые раздражители. Однако, объяснить появление новых форм поведения у животных и способность человека к саморегулированию эта теория не могла, так как все формы поведения замыкались на врожденных реакци-ях. Поэтому возникла необходимость или существенным образом допол-нить условно-рефлекторную теорию, или отказаться от нее.

Идея использования условного рефлекса, как основного спо-соба приобретения новых форм поведения, была применена в оте-чественной психофизиологии. Так в работах психофизиологов Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова была разработана теория кон-цептуальной рефлекторной дуги, в структуре которой относи-тельно самостоятельно функционируют три взаимосвязанных нейронных системы: афферентная (чувствительная), эфферент-ная (исполнительная) и моделирующая (управляющая совмест-ной деятельностью первых двух систем).

В афферентную систему входят нейроны-детекторы, обра-батывающие информацию, поступающую от рецепторов, и ней-роны-детекторы, избирательно реагирующие только на стиму-лы определенного рода. Эффекторная состоит из командных ней-

1 Шарапов Б. И. К вопросу о взаимоотношениях двух корковых сигнальных систем после выключения многих периферических анализаторов. Журн ал высшей нервной деятельности, 1954 г., т. 4, вып. 1, с. 80-84.

50

ронов, посылающим импульсы от центра к исполнительным частям организма. В моделирующую систему входят нейроны, перерабаты-вающие информацию, циркулирующую в нейронах афферентной и эф-ферентной систем, которая затем поступает на командные нейроны.

Предложенная Е.Н. Соколовым и Ч.А. Измайловым теория концептуальной рефлекторной дуги раскрывает чисто физиологичес-кие механизмы поведения, не касаясь роли психических процессов в его осуществлении. Это, очевидно, объясняется тем, что основ-ные элементы концептуальной дуги были выделены в результате обобщения имеющихся данных о нейронных механизмах рефлек-сов у животных.

Наиболее правильное решение проблемы о роли нервных и психических процессов в поведении человека было сделано Н.А. Бернштейном, который создал теорию уровней построения дви-жений. Он сделал объектом изучения естественные движения че-ловека не в лабораторных, а в нормальных условиях осуществ-ления деятельности. Для этого он разработал специальные мето-ды регистрации управления и осуществления движений.

Вместо классической рефлекторной дуги Бернштейн предложил схему рефлекторного кольца, где наряду с “вхо-дом” (рецептор) и “выходом” (движение) имеется несколько центральных блоков, обеспечивающих перешифровку сигна-лов, создание программ и сличение осуществляемых движе-ний с программой по принципу сенсорных коррекций. Любое более или менее сложное движение, считал он, строится по принципу рефлекторного кольца. Причем, процесс построе-ния движений имеет несколько уровней. Им подробно изуче-ны и описаны пять основных уровней.

На первом уровне создается необходимый для движения то-нус мышц. На втором уровне перерабатываются сигналы, по-ступающие от мышц, на основе чего оценивается пространствен-ное положение тела. На этом же уровне осуществляется также координация сложных движений, таких как вольные движения, потягивание, мимика, пантомимика и др. На третьем уровне про-исходит построение переместительных движений: ходьба, лаза-ние, бег, прыжки, движения рук и т. д. На четвертом уровне обес-печивается осуществление предметных действий, которые свой-ственны только человеку. К ним относятся все орудийные дей-

51

ствия, совершаемые человеком. На пятом высшем уровне осуществля-ются интеллектуальные действия: речевые (чтение, письмо), символи-ческие (счет и др.).

Все уровни построения движения взаимно связаны и совме-стно функционируют. Вместе с тем существуют ведущие уров-ни, которым подчинена работа нижележащих “фоновых” уров-ней. Высшие уровени управления сложными движениями, свой-ственными человеку, всегда связаны с сознанием. Все осталь-ные движения на нижележащих уровнях осуществляется бессоз-нательно. Каждое движение может быть связано с разным ведущим уровнем. Это зависит в каждом конкретном случае от смысла или задачи движения. “Смысл” или “задача” и есть тот психологический механизм, который направляет и регулирует систему движений.

Построение движений на каждом уровне связано с функциониро-ванием двигательной области коры головного мозга, где имеется пред-ставительство всех групп мышц, при сокращении которых возникает движение. В то же время все участки двигательной зоны коры связа-ны с сенсорными и речевыми центрами и управляются ими. А с рече-выми центрами, как известно, связана сознательная психическая дея-тельность человека.

Исследование, проведенное Х. Дельгадо методом вживлен-ных электродов в различные отделы двигательной области коры, показывает, что при раздражении определенной группы клеток, пациент осуществляет определенное движение. Если одновремен-но с раздражением двигательных клеток подается словесная ко-манда совершить какое-либо предметное действие, например, взять лежащий на столе кошелек, то пациент выполняет ее. Если же одновременно с раздражением этих клеток подается команда “украсть кошелек”, то морально воспитанный человек не вы-полняет ее.

Это доказывает, что нравственное поведение связано не только с определенными структурами мозга, но и с механизма-ми, находящимися за пределами нервной организации человека.

studfiles.net

Основные особенности психики и поведения человека

Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Применительно к обсуждаемой теме, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.

Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

  • биологических и психологических особенностей его организма;
  • условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

  • знать их психическую жизнь;
  • понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;
  • уметь наблюдать внешние проявления психики человека;
  • уметь правильно их истолковывать.

Именно эти знания и навыки составляют основу социально-психологических качеств руководителя.

Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

Психика (греч. "душевный") свойство мозга человека (высокоорга­низованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку (душа). Внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Специфический продукт деятельности человека во взаимодействии его с окружающей средой.

Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.

Различают два вида направленности человеческого поведения:

  • реактивное;
  • активное.

Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.

В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек — это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми.

С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой "психоло­гический аспект", так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей.

С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией (лат. "общество, -логия"). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек.

Такими общими потребностями и интересами являются:

  • материальные условия жизни;
  • интересная работа;
  • социальная стабильность.

Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять! Но как?

Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией.

Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду -наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения - возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей.

В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны:

1. Побудительная, которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

2. Регуляционная, которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

Современное производство - это сложная и динамичная система, основу которой составляют трудовые коллективы. Успехи их производственной деятельности во многом зависят от активного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морально-психологического климата в коллективе и от умения руководителя управлять поведением людей.

Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей.

Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач — вот что составляет сущность социально-организационной функции управления.

Необходимым условием успешного выполнения такой функции является знание руководителем основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с задачами, при решении которых нельзя обойтись без социально-психологических знаний.

Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.

В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.

Проблема индивидуального осознания условий и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных отношений между руководителем и подчиненными.



infopedia.su

Поведение и психика амбициозных

Просмотров: 3 807

Свойства психики человека

Март 30, 2014 - 20 комментариев

Так ли это сложно – понять себя и всегда понимать окружающих? О чем говорят поступки, слова, поведение? Психика и тело человека представляют собой единое неразрывное целое, но какова взаимосвязь?

Поведение и психика человека

Формы проявления психики. Почему мы ведем себя так, а не иначе

Прежде чем ответить на поставленные выше вопросы, хотелось бы предупредить, что данная заметка будет коротким предложением, кусочком паззла, который складывается в целостную картину у каждого, кто жаждет знаний. Итак, начнем.

Поговорим о системно-векторной психологии и одном из восьми выделяемых в ней векторов – кожном. Каждый вектор «отпечатан» в теле эрогенной зоной. Вектором обозначен набор врожденных свойств психики человека, определяющих его мышление и неразрывно связанных с физиологическими особенностями, в данном случае – особо чувствительной кожей. У такого человека высокая тактильность, гибкое тело, такая же «гибкая» и маневренная психика. Ему свойственна подвижность, быстрота мышления и действий в целом. В остальных векторах определено такое же соответствие тела и психики: мышечный, анальный, уретральный, зрительный, звуковой, оральный, обонятельный.

У человека может быть разное количество векторов, они врожденные. Развить в себе какой-то вектор, если его нет, невозможно, также как невозможно изменить свою физиологию, конституцию тела. Человеку свойственно то поведение и мышление, которое обеспечивает реализацию желаний, соответствующих его набору векторов. Этими желаниями и проявляется наша психика. Есть базовое желание – значит, есть и свойства для его удовлетворения.

Вернемся к кожному вектору. Он есть у 24% населения любой страны и уголка планеты, в разной степени выраженный, развитый и реализованный.

Видео: Отрывок лекции Юрия Бурлана по кожному вектору

Закономерности и формирование психики кожного человека

Маленький кожник Петя не сидит на месте. Ему не хочется играть одними и теми же игрушками. Просит у мамы новую машинку, десятую по счету. К старым уже потерял интерес, но и другим не отдаст – это его собственность, все сосчитает каждый раз, приступая к игре.

Перед сном маму ждет стандартная просьба – почесать Пете спинку. Без этого мальчик не засыпает. Кожный покров реагирует на изменения в окружающей человека среде, но, помимо этого, он ограничивает человеческое тело на физическом уровне. На уровне психического это проявлялось созданием всех известных нам ограничений – стандартизированного закона. А стремление к изменениям и новым ощущениям является потребностью и «движущей силой» кожников.

Кожные люди – добытчики, такова их роль, в первобытной стае и в наши времена. Когда у древних кожных предков появилось добавочное желание добыть больше пищи, чем может вместить желудок за раз, появилось и ограничение на потребление этой пищи – экономия пищевых запасов. Их мышление и тогда, и сейчас направлено в такие ключевые задачи – ограничения, добыча, экономия ресурсов и времени. Это их видовая роль, обеспеченная соответствующими свойствами психики.

 

А теперь рассмотрим, как могут проявляться свойства психики, связанные с наличием кожной эрогенной зоны, в поведении человека.

– Мама, а сколько тут ступенек?

– Четырнадцать – ответила мама.

– Одна, вторая, третья, четвертая… – и попрыгал. Получил удовольствие, сосчитал – все на 14 месте!

Когда Петя пошел в школу, он столкнулся со странным поведением учительницы. Хотелось встать и бежать, или хотя-бы как-то двигаться за партой, но Марьиванна почему-то заставляла сидеть смирно и даже пригрозила наказать, если он не угомонится. Петя, еле сдерживаясь, сидел смирно весь урок, а со звонком смел все в рюкзак (внимательно посмотрев, ничего ли из запасов не утеряно) и уносился с места с такими же кожными мальчиками, пока другие мальчики (с анальным вектором) смиренно складывали все свои карандашики в пенальчики, ровненько, каждый раз в одинаковом порядке.

Пока происходит формирование психики, Петя изо всех сил старается развиваться. Он старательно вмещал всё продиктованное учительницей на уроке в свой конспектик на одну страничку, радуясь, что получилось и не надо переходить на следующую. Пока другие (анальные) мальчики не жалели строчек и помещали такой же объем текста на три странички. Учительница ругалась: «Ну, что ты экономишь бумагу! Мама тебе дала три тетрадки, ты исписал всего одну мелким бисером». Петя не понимал, как это – мелким бисером. Он же старался, экономил тетрадку. Дома за то же самое отругал папа, увидев записку учительницы в дневнике: «Петя пишет мелко, ничего не разобрать, глаза можно сломать. Я уже три раза напоминала ему так не делать. Объясните ребенку, что так не надо делать».

«Ну, как же не надо?» – не может понять Петя. Если это природный механизм, экономить – его естественное желание, которое, наоборот, нужно развивать, а не блокировать. Понимание психики, согласно природе ребенка, делает воспитание развивающим, а не ломающим ребенка.

Стрессы и их влияние на психику человека

Примчавшийся домой с прогулки Петенька был усажен делать уроки. Уже прошел час, а он все никак не мог их закончить. Любимая передача про конструкторы уже скоро, что же делать? Скучно – много одинаковых заданий, невмоготу их добить. Петя вскочил со стула и полетел на кухню вместе с тетрадками.

– Куда ты пошел? Сядь на место! – кричал анальный папа – На кухне не делают уроки.

Петя уговорил папу и остался на кухне, вернее мама разрешила. Сменил обстановку – и дело пошло! Так будет и во взрослой жизни – если нет вдохновения на работу – поехал, погулял в новом, неизвестном месте, и получил свежий прилив сил. Сменил расположение рабочего стола – уже как-то легче. Это именно кожники вечно двигают мебель, травмируя этим жаждущих постоянства анальников.

Выбор профессии. Кем родится, тем и работаешь

Видео: Отрывок лекции Юрия Бурлана по кожному вектору

Психика и деятельность человека тесно связаны, потому кожники стремятся к работе, где не нужно сидеть смирно с 9 до 18. Петя выучился на инженера, стал менеджером по продажам сложной строительной техники. В свободное от работы время ходил на танцы и в клубы с друзьями (только у кожников есть столь необходимое для танца чувство ритма, их кожа требует новых вибраций), занимался своим телом в спортзале: для кожника здоровье является активной ценностью, его нужно беречь, чтобы дольше прожить, и никаких вредных привычек.

Петя просыпается на две минуты раньше будильника и не позволяет себе спать дольше 6 часов (чувство времени – только у кожников, экономят на сне и на всем чем только можно именно кожники). Для кожного человека главное чтобы во всем была логика и польза, чтобы усилия были равноценны полученной выгоде.

Приведем пример противоположных кожному вектору свойств  – особенности психики человека с анальным вектором, папы Пети. Если он пообещал что-либо сделать или уже начал что-либо, то обязательно должен доделать, даже за простое спасибо (благодарность для него крайне важна всегда, в любых взаимоотношениях) вместо денег, и даже если выгода окажется сомнительной. Анальник может много лет заниматься одним и тем же, не менять работу, даже если она не оправдала ожиданий, ему кажется, что другая будет хуже, увольнение всегда стресс.

Ощущает некий дисбаланс от любой новизны, прошлое представляет большую ценность, человек с анальным вектором очень часто мысленно к нему возвращается, это всегда четко видно в его речи. Усидчивый, скрупулёзный и неторопливый, очень дорожит качеством своей работы, любит коллекционировать и систематизировать, склонный к вредным привычкам – тяжело отказаться от того, к чему привык. И полная противоположность этому – кожные люди, которые легко обрывают невыгодные затеи, меняют работу, если она их не устраивает, неусидчивы, стремятся сделать всё быстрее, возможно даже в ущерб качеству и  без тягостного чувства вины после этого.

Вот с нашим кожником случилась неприятность – компания, где Петя работал, попала в тяжелую финансовую ситуацию, и все сотрудники были лишены премии. Оказалось, что компания может вовсе закрыться, ситуация подвисла в воздухе на тонких ниточках, как и все его текущие заказы. Дойдя до заветной должности главного продавца в отделе, Петя теперь рискует потерять статус и пойти снова на рынок труда, не исключено что начинать все с нуля, теряя время и прибыль. Самые главные стрессы кожников – в материальной недостаче.

Стрессует парень уже неделю, все время просчитывает вероятность выполнения своих текущих заказов и возможность их срыва (прикидывать в процентах вероятность – чисто кожный ход мышления). Ко всему еще сломался компьютер, барахлит смартфон, звонит друг и просит отдать долг. Другой друг (все друзья – только нужные люди) начал выгодное дело, а Петя из-за неурядиц не успел в него вложиться финансово, чтобы потом получить хорошую долю прибыли. На пике нехваток кожник ощущает злость, потому Петя стал просто невыносим.

Психика человека

***

Нами «живут» определенные программы в психическом. Так, спустя месяц напряжения и стрессов Петя стал замечать за собой странные переживания – будто его сумку хотят украсть. Он держится за нее, постоянно проверял, все ли карманы закрыты, даже когда рядом с ним никто не стоит. Стресс вгоняет Петю в архетипичное состояние психики – отпечаток первобытной стаи в каждом из нас.

Что же происходило там, у наших кожных предков:

При безуспешной охоте ты либо пан (украл), либо пропал (пришел ни с чем). От целостности стаи и сытости всех соплеменников завесила жизнь каждого, никого не волнует, почему у тебя не получилось.

Либо добытую тобой тушку мамонта могут украсть в любой момент, либо ты стащишь у чужой стаи, если охота не удалась. Потому нашему древнему кожному предку надо было держать глаза широко открытыми, умело крутить шеей, смотреть по сторонам и быть всегда начеку.

Глаза у Пети бегают, чешется тело, он мельтешит, пытается сосредоточиться. В архетипичное состояние кожная психика может «возвращаться» при сверхстрессе – человек боится, что у него что-то украдут, либо даже безотчетно все более готов пойти на воровство, в нормальном состоянии отнюдь не будучи клептоманом или вором. Хорошо наблюдаемы кожники, которые с детства так и остались в архетипе – они не могут ничего делать, кроме воровства и прокрутки «схем», заняты поиском халявы. Мысль как деньги заработать у них не складывается – свойства психики не развиты до нужного адекватного уровня. До пубертата мы развиваемся не только физически, но и психически, после его прохождения психика остается на полученном уровне развитости.

Свойства психики

«Вот я на твоем месте», или как мы не понимаем друг друга

Дома еще хуже – папа упорно пытается успокоить, но его слова кажутся Пете смешными и только еще больше нервируют. Парень не может успокоиться и не думать про подвисшую ипотеку, постоянно мечется по кухне, чем нервирует медлительного анального папу, который напоминает постоянно: «Тише едешь – дальше будешь», «Всему свое время», «Всех денег все равно не заработать».

Прошел второй месяц. Деньги заканчиваются, другой такой работы днем с огнем не найти, терять должность страшно. Папа каждый день доказывает, что это все не главное и не повод так расстраиваться, и вообще, не о том думаешь, сынок, давно пора уж искать жену и делать детей, потому что возраст уже – целых 25 лет! Петя еще больше стрессует, доказывая, что без первого миллиона жениться не хочет. Папа требует внуков, доказывая, что главное – семья и дети. Пеня кричит: «Как хочу, так и живу!»

Спустя еще месяц компания получила крупный заказ и покрыла свои долги. Почти все заказы, хоть и с задержкой, но постепенно выполнены, сорвалась лишь малая часть. Петя счастлив. Дали и зарплаты, и премию. Ипотека в безопасности. Кожа не чешется, никаких бесполезных телодвижений, сумку никто не крадет. Все стало на свои места, буквально за неделю кожный стресс полностью ушел.

***

Поведение и психика человека обусловлены его набором векторов, степенью развитости и реализации. Нами руководят желания, которые обеспечены врожденными свойствами психики. Если они не удовлетворены, это сказывается на психическом и физическом самочувствии. Каждый должен стараться исполнять свои (именно СВОИ) задачи или будет ощущать себя несчастным: невозможно добиться реальных достижений и внутреннего удовлетворения в стремлении реализовать себя в деятельности, для которой нет соответствующей природной заданности. Понять и проанализировать эту взаимосвязь позволяет системно-векторная психология.

Автор: Ива Ундер

 Статья написана по материалам регулярных бесплатных онлайн-лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурланаwww.yburlan.ru Метки: кожный вектор, поведение и психика Предыдущая статья Тренинг уверенности. С чего начать учиться Следующая статья Системно векторная психология Юрия Бурлана – точная наука

myvektor.ru