1.1 Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения. Проблема профессионального самоопределения


ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

УДКБДК

Пархоменко Алена Игоревнаучащаяся 11 класса,МБОУ СОШ №64,г. Нижний Тагил [email protected]Руководитель: Дегенгарт А.В.

АННОТАЦИЯ: В данной статье обозначена актуальность проблемы профессионального самоопределения молодежи, рассмотрены факторы, оказывающие влияние на выбор будущей профессии, проведен анализ рынка труда Свердловской области, обозначены наиболее востребованные профессии на данной территории.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессия, профессиональное самоопределение.

Parkhomenko Alena Igorevna,

student of 11th grade,

school № 64,

Nizhny Tagil

[email protected]

PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH

ABSTRACT: This article indicated the urgency of the problem of professional self-determination of youth, describes the factors that influence the choice of future profession, the analysis of labour market Sverdlovsk region, marked the most popular profession in the territory.

KEYWORDS: profession, professional self-determination.

В настоящее время современная молодежь живет в условиях динамичного развития общества, которое оказывает многозначное воздействие на различные стороны ее жизнедеятельности. Социализация российской молодежи в начале XXI вв. протекает под влиянием разнонаправленных факторов: политических перемен в стране; трансформации ценностно-нормативной системы; новой социальной дифференциации в обществе; изменения шкалы престижности профессий и т.д.

Одной из главных и острых проблем молодежи является выбор своего дальнейшего профессионального пути. Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда, а сегодня она особенно актуальна, так как быстро изменяющиеся условия рынка труда ведут к тому, что большинство выпускников не имеют ясной жизненной перспективы, более 30% из них поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам. О многих новых профессиях молодёжь практически не имеет информации. Некоторые выпускники школ поступают в университет только для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании. Отрицательные последствия данных процессов очевидны, наблюдаются проблемы, связанные с трудоустройством, то есть возникает несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства, противоречие между рынком труда и рынком специалистов.

Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Тогда как в действительности экономика развивается таким образом, что потребность в рабочих профессиях, особенно квалифицированных, не уменьшается, а растет. Мобильность рыночной экономики, постоянно изменяющийся спрос на ту или иную профессию создают такие условия, в которых молодежь часто нуждается в квалифицированной помощи профессионального самоопределения.

На сегодняшний день отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения. В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению молодежи уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе, как правило, данная подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога, но их, как правило, бывает недостаточно для изучения своих склонностей, личностных качеств, индивидуальных особенностей.

В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Исследованиями в области профессиональной ориентации и профконсультирования занимались такие ученые, как: Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистякова; разработкой основных положений деятельностного подхода: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. [1, с. 321]

Процесс профессионального самоопределения происходит длительное время, зачатки его зачастую формируются в детском возрасте, когда дети начинают в игровой форме познавать мир профессий. На протяжении этого периода происходит не только профессиональное и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

Когда в подростковом возрасте встаёт вопрос о выборе профессии, то на этот выбор влияет также и множество других факторов.

Первым фактором, на наш взгляд, является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть,  родители помогают им в выборе профессии. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может помешать определению будущей личности. Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. Важнейшая задача этого этапа – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Второй фактор – это социальное давление. Современная молодёжь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придаёт условиям жизни, предпочитая профессии, которые приносят высокие заработки.

Третий фактор – «за компанию» с друзьями. Часто подброски, не определившись с выбором профессии, идут в те профессиональные учреждения, что и его товарищи. В подростковом возрасте дружеские связи очень крепкие и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому можно дать общий совет: выбирайте для себя ту профессию, которая соответствует вашем интересам и совпадает с интересами общества, в котором мы живем.

Четвертый фактор – несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Пятый фактор – неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах.

Шестой фактор - устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии. Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Седьмой фактор - незнание социально-географических особенностей города, области. Для каждого местности характерен свой род деятельности, поэтому перед выбором профессии следует изучить характеристики области, города. К примеру, Свердловская область является индустриальной территорией, где преобладает промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал. В связи с чем, выбор профессии необходимо осуществлять, учитывая данные особенности. [2]

Проведя анализ литературы, мы выявили, что в 60-е годы XX века молодёжь интересовали профессии умственного труда; в 80-е годы для молодых людей, основополагающим фактором выбора профессии была её социальная ценность, а также качества личности, присущие представителям этой профессии, её принципы, нормы отношений [3, с. 97]

На сегодняшний день перспективы развития Свердловской области связаны с дальнейшим развитием и повышением конкурентоспособности металлургии, тяжелого, химического, энергетического машиностроения, нефтехимии путем реконструкции и модернизации действующих производств и строительства новых предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов и внедрение ресурсосберегающих технологий, а также освоением производства высокотехнологичной наукоемкой продукции, в особенности в таких отраслях, как энергетика, материаловедение и электротехника, приборостроение, транспортное машиностроение, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность.

Увеличение количества строительных проектов дает все основания предполагать, что возглавят рейтинги востребованных профессий на ближайшее десятилетие строительные специальности. В ближайшей перспективе будет спрос на производственных специалистов, особенно в сочетании со знанием иностранного языка, владением экономическими и юридическими знаниями. И, наоборот, спрос на менеджеров-экономистов со знанием производства технологии. На сегодняшний день область компьютерного обеспечения удерживает лидирующие позиции на рынке труда. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей в сфере IT технологий – web-дизайнер. По – прежнему, востребованные на рынке труда остаются профессии переводчик и лингвист. Наряду с европейскими языками, также востребованы специалисты со знанием восточных языков. Профессии врача и педагога не потеряют своей актуальности. Также на ближайшее время прогнозируется потребность в ученых в сферах машиностроения, пищевой промышленности, медицине, инженерии и IT-программирования.

На основании вышеизложенного, в связи с динамично развивающимися условиями жизнедеятельности населения, перед образовательными учреждениями стоит приоритетная задача организации работы по содействию в профессиональному самоопределению учащихся. Профессиональное самоопределение — многолетний процесс, это не единичное решение, а цепочка различных решений, принимаемых на протяжении определенного времени, при этом каждый шаг связан с предыдущим и последующим.Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, то задачей образовательных учреждений является формирование и развитие у молодого человека таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство; стоит задача научить учащихся самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда.

Список литературы

  1. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.- 463 с.

  2. Информационный портал занятости населения Минтруда РБ: [Электронный ресурс]. Уфа, 2006–2015. URL: http://www.bashzan.ru/posts/4282 (Дата обращения: 08.02.2015)

  3. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда / –  М.: Издательство «Институт практической психологии», 2008. – 352 с.

  4. Старикова Л.Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы: [Электронный ресурс].Пермь, 2009. URL: http://www.dissercat.com/content/proforientatsiya-i-professionalnoe-samoopredelenie-studentov-srednei-professionalnoi-shkoly#ixzz3S8u4vqESt (Дата обращения: 08.02.2015)

multiurok.ru

Трудности профессионального самоопределения подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

 

В статье рассмотрена проблема профессиональной ориентации подростков, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации выбора профессии в современном обществе.

Ключевые слова: профориентация, подростки, выбор профессии, самоопределение.

 

Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка. Поэтому перед родителями, учащимися и педагогами лежит большая ответственность за будущее подростков и за то чтобы подросток правильно выбрал свой профессиональный жизненный путь.

Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие.

Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия — является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать.

Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.

Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии [1, c.158].

Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:

          зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;

          целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности;

          вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения;

          реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход.

Рассмотрим возможные ошибки, совершаемые человеком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

1 этап.

          Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении.

          Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию.

          Третья ошибка состоит в отсутствии у учащегося ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию педагога, данная профессия является традицией в данном семейном коллективе. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.

2 этап.

Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

3 этап.

Одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней. При этом могут возникнуть ошибки и сложности, на данном этапе, которые обусловлены тремя причинами: личностными характеристиками, ролью семьи и влиянием сверстников.

4 этап.

На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения.

Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:

          личные профессиональные предпочтения — то, что является потребностью подростка;

          позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;

          позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;

          позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;

          способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;

          уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...

          информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;

          склонности — это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью.

Профориентация — это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [2, c.85].

В наше время существует множество различных методик профориентации и широкая практика их применения.

Рассмотрим блок методик, который наиболее часто применяется для помощи подросткам в осуществлении своего профессионального выбора.

Наиболее распространенными психодиагностическими методиками, направленными на оказание помощи в осуществлении профессионального выбора подростков, являются:

  1. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО).

Методика разработана в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Опросник предлагает выбрать среди 20 пар ответов по одному в каждой паре. Результаты показывают, к какой из сфер у человека проявляется наибольший интерес.

  1. «Карта интересов» Голомштока.

Опросник включает 174 вопроса, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Проанализировав его результаты, можно сделать вывод о приоритетной сфере интересов подростка.

  1. Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (Тест Голланда).

Направлена на выявление соответствия типа личности и типа профессиональной среды. В методике предложены 43 пары профессий, в каждой из пар подростку предлагается выбрать одну, наиболее предпочитаемую.

  1. Матрица выбора профессии.

Подростку предлагается ответить на 2 вопроса:

С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает?

Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает?

А затем анализируется таблица, где на пересечении предпочитаемых, объекта труда и вида деятельности, будут показаны наиболее соответствующие интересам подростка сферы профессиональной деятельности.

  1. Психодиагностическая методика «Профассоциации».

Основана на ассоциативном методе. Подростку предлагаются слова-стимулы, в ответ он называет профессию, с которой они у него ассоциируются. После обработки результатов выделяются профессии, интерес к которым наиболее выражен.

  1. Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Включает 50 вопросов, по результатам ответов на которые можно диагностировать желание и способность человека заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей. Все они подходят для профориентирования как подростков, так и взрослых людей.

Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии — это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников [3, c.123].

Платон писал: «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».

Психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:

  1. Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений;
  2. Наличие начальных знаний и умений в той области, в которой находится выбираемая профессия;
  3. Умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляют те или иные профессии.

Правильная профориентация — один из главных показателей развития человека. Вторым важным моментом профориентации в школе является осведомленность о том, чем занимаются другие люди.

Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:

  1.      Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации;
  2.      Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;
  3.      Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;
  4.      Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;
  5.      Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;
  6.      Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей;
  7.      Наличие стереотипов;
  8.      Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;
  9.      Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
  10. Различные проблемы поведения и формирования подростков.
  11. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом.
  12. Позиция родителей, сверстников, учителей.

В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию.

 

Литература:

 

  1. Бондарей В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. — М.: Просвещение, 2001. — 506с.
  2. Бендюков М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е. И. Горбатого. И. Л. Соломин. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 203с.
  3. Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.,1999. — 320с.

moluch.ru

1.1 Отечественные и зарубежные исследования по проблеме профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение старшеклассников

Похожие главы из других работ:

Изучение уровня профессионального самоопределения личности в 8-9 классах

1.3 Методы исследования профессионального самоопределения

Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов...

Использование нетрадиционных способов рисования в дошкольных образовательных учреждениях

1.3 Отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных техник рисования

...

Клубная деятельность как способ формирования гражданско-правовой культуры старших школьников

1.3 Гражданское образование детей и подростков: отечественные и зарубежные практики

Гражданское образование служит выполнению главной задачи политики - научить граждан "искусству жить вместе". Платон Как уже отмечалось выше, становление гражданско-правовой культуры личности происходит двумя путями. Первый...

Место и роль моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

...

Организация профориентационной работы в условиях детского дома

Глава 1. Особенности формирования профессионального выбора и профессионального самоопределения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского учреждения закрытого типа

Сложные события, происходящие не только в нашей стране, но и во всем мире, обнажили множество проблем детства, которые непосредственно влияют на права детей, нуждающихся в помощи и поддержке со стороны государства и общества...

Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов

1.2 Сложности профессионального самоопределения

Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций...

Педагогические условия сенсорного воспитания детей в раннем возрасте

1.1 Отечественные и зарубежные исследования проблемы сенсорного воспитания

Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали...

Профессиональное развитие в период молодости

3.2. Процесс профессионального самоопределения

Итогом, результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения...

Психологическая готовность детей к школьному обучению

1.1 Отечественные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни...

Психологическая готовность детей к школьному обучению

1.2 Зарубежные исследователи о проблеме подготовки неорганизованных детей к школе

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой...

Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности

1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания

Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, и в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов...

Роль активных форм профориентационной работы в профессиональном самоопределении учащихся старших классов

1.1 Сущность профессионального самоопределения

До 90-х гг. в отечественной педагогической теории профессиональное самоопределение рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации...

Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Отечественные и зарубежные авторы о значении музыки и пения в жизни ребенка

Первые отечественные работы, посвященные изучению физических характеристик певческого голоса детей, принадлежат профессору В.П. Морозову...

Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

1.1 Понятие профессионального самоопределения

Проблема профессионального самоопределения получила научное изучение только в XX веке. До начала XX века свободного выбора профессий не было...

Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

1.3 Трудности профессионального самоопределения

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии...

ped.bobrodobro.ru

1.1 Понятие профессионального самоопределения. Личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении

Похожие главы из других работ:

Влияние творческих способностей на профессиональное предпочтение

1.4 Сущность профессионального самоопределения

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном, труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь...

Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников

1.2 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. Честь, достоинство, право...

Изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников

1.1 Понятие и характеристика профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии

В психологической литературе по проблеме профессионального самоопределения существует множество точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно...

Изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников

1.4 Связь темперамента и профессионального самоопределения

При выборе профессии важно учитывать помимо способностей, интереса и желаний и такое психологическое качество, как темперамент. По мнению Щекина [59]ученые издавна заметили...

Личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении

1.2 Структура профессионального самоопределения

Как ясно из вышеизложенного, профессиональное самоопределение - понятие сложное и многомерное, имеющее разветвленную структуру. Оно включает в себя, в частности, мотивацию. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения...

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности

Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие - процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго. Первые три этапа периодизации Е.А.Климова...

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

2.4 Понятие субъекта профессионального самоопределения

Т.Е. Ефимова в работе «Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению» пишет о том, что профессиональное самоопределения - это не только нахождение личностного смысла в деятельности...

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

2.5 Мотивы профессионального самоопределения

Одним из наиболее важных аспектов как профессионального самоопределения в целом, так и его первого этапа - выбора профессии, является мотивация. Каждый субъект выстраивает собственную иерархию мотивов и, в зависимости от этого...

Особенности жизненного и профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте

Глава 1. Понятие жизненного и профессионального самоопределения в психологии

...

Педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении подростка

2.1. Сущность профессионального самоопределения.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоакутализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают эти понятия с трудовой деятельностью...

Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте

1.3 Типы и уровни профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни психолога и соответственно психолог постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни...

Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте

1.4 Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения

Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: [10] 1...

Психологическая характеристика профессионального самоопределения в юности

2. Диагностика профессионального самоопределения

...

Связь между личностными свойствами и профессиональными планами и притязаниями студентов различных форм обучения

1.1 Понятие профессионального самоопределения в научной литературе

Профессиональное самоопределение - осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям...

Формирование профессиональных ориентаций учащихся средних специальных учебных заведений

2.1 Сущность профессионального самоопределения

Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов...

psy.bobrodobro.ru

1.3 Условия и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение. Изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников

Похожие главы из других работ:

Влияние рекламы на выбор профессии

1.1 Факторы, которые влияют на профессиональное самоопределение

На профессиональное самоопределение влияют: социальное и материальное положение семьи; уровень образования родителей; случайные факторы увлечений...

Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

1.4 Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции

подросток волевой личность самооценка Волевая регуляция поведения человека осуществляется в разных направлениях. В первую очередь, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные...

Выбор профессии

1. Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов...

Имидж учителя как показатель сформированности его профессионального самосознания

1.3.1 Профессиональное самоопределение

Формирование самосознания начинается с момента рождения ребенка. Самый интенсивный этап его развития приходится на юношеский возраст, когда молодой человека стоит перед решением проблемы личностного и профессионального самоопределения...

Личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении

1.3 Профессиональное самоопределение как процесс

Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии: 1...

Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека

2.2 Профессиональное самоопределение в период молодости

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня...

Образ "Я" и характер профессиональной деятельности

1.2 Профессиональное самоопределение

Вопросы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодежи в последние годы приобрели особую актуальность...

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников

2. Проблематика понятия «профессиональное самоопределение»

Наиболее распространенным является следующее понимание профессионального самоопределения - поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности...

Профессиональное ориентирование в молодежной среде

1.2 Особенности профессионального ориентирования молодежи. Профессиональное самоопределение

Рыночная трансформация российской экономики привела к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор...

Психологическая характеристика профессионального самоопределения в юности

1.1 Понятия профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональное консультирование

На современном этапе переосмысливания жизненных ценностей, а также запроса общества на «нужные» и востребованные профессии возникает проблема профессионального самоопределения молодого человека...

Психологические особенности возрастного развития юнешей и девушек

3.2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение

Ранняя юность - начало практической реализации жизненных планов, которые складываются в юношеском возрасте. Близость к завершению школьного образования требует профессионального и личностного самоопределения...

Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте

1.2 Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

Изучением факторов профессионального самоопределения в юношеском возрасте занимались такие отечественные ученые, как Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. И. Головаха, Е. М. Иванова, Т. В. Кудрявцев, И. Ю. Кузнецов, В. Ф. Сафин, Ю. К. Стрелков, С. Н...

Психология профессионального здоровья

2. Факторы, влияющие на профессиональное здоровье

...

Рекомендации по психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников

1.4 Профессиональное самоопределение как процесс

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование»...

Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте

1.2 Факторы и условия, влияющие на формирование агрессивного поведения

Исследование личности с отклоняющимся агрессивным поведением показало, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции установок, ценностно-нормативных представлений, рефферентных ориентаций...

psy.bobrodobro.ru

1.1 Проблема профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных психологов. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Похожие главы из других работ:

Взаимодействие студентов со своим окружением

1.2 Межличностное взаимодействие в трудах отечественных и зарубежных психологов

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе...

Исследование динамики мотивации профессиональной деятельности старшеклассников, обучающихся в МОУ МУК-3

Глава I. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ МОТИВАЦИИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

...

Исследование темперамента в трудах известных психологов

2. Исследование темперамента в трудах отечественных и зарубежных психологов

психический темперамент индивид динамический Созданная Гиппократом и Галеном фантастическая концепция темпераментов, которая в том или ином соотношении «соков» в организме видела физиологические основы определенных форм поведения...

Креативность – что это такое?

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

...

Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей

1.2 Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Проблема личности всегда привлекала внимание ученых из разных областей научного знания, практиков-руководителей, военачальников и др...

Определение самооценки младших школьников методом сравнения оценки и самооценки

1.1 Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно...

Особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов

ГЛАВА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

...

Особенности проявления умственной одаренности у дошкольников

Глава 1. Проблема умственной одаренности в трудах отечественных и зарубежных психологов

...

Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

ГЛАВА 1. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

...

Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога

1.1 Проблема самоактуализации в трудах отечественных психологов

В отечественной общепсихологической науке, прежде всего в трудах А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и других...

Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

1. 1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В...

Проблема взаимосвязи социометрического статуса со стратегией поведения в конфликтной ситуации

1.3 Проблема исследования конфликта в трудах зарубежных и отечественных психологов

История отечественной психологии конфликта неразрывно связана с историей становления конфликтологии в целом. Поэтому психология конфликта в своем развитии прошла те же периоды и этапы, что и конфликтология: Первый период - до 1924 года...

Проективные методы диагностики агрессивности у подростков и старших школьников

1.1 Основные подходы к изучению агрессии и агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Психоаналитический подход, главным представителем которой является З. Фрейд, так же он является основоположником теории влечения (1920). Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно...

Психологическая готовность к школе

1.1 Проблема готовности ребенка к школе в трудах отечественных и зарубежных психологов

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения...

Психологические особенности младших школьников

1.1 Проблемы развития мышления в трудах отечественных и зарубежных психологов

Мышление относительно поздно стало предметом экспериментального исследования. Долгое время считалось, что мышление вообще может быть изучено только с помощью интроспективного метода - самонаблюдения...

psy.bobrodobro.ru