Завершается процесс полового созревания. Стабильность работы сердечно - сосудистой системы. Нет нескладности.
Нервная система - гармонизация, уравновешивание процессов торможения и возбуждения.
Противоречия между биологическим и социальным созреванием. Экономическая зависимость от родителей.
Основные задачи:
Обретение чувства личностной тождественности и целостности.
Обретение сексуально - половой идентичности.
Профессиональное определение, определение жизненных целей, будущей профессии.
Развитие готовности к жизни: достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Абстрактно - логическое мышление достигает высокого уровня развития (дедуктивные, индуктивные способы мышления).
Память - абстрактное логическое запоминание. Познавательные интересы дифференцированы. Формируется система ценностей. Идеалы более реальны, чем в подростковом возрасте. Привлекательность становится ценностью. Напряжённые размышления о смысле жизни.
Марше: четыре типа формирования идентичности:
Неопределённая - ещё не сложившаяся; психологический возраст отстаёт от реального; человек ещё не вступил в пору кризиса.
Предрешённый вариант развития: индивид раньше времени включается во взрослую систему отношений.
Проба ролей: индивид находится в активном профессиональном поиске себя.
Зрелая идентичность: кризис завершён.
Потребность в осознании смысла жизни позволяет:
интегрировать различные требования от различных сфер жизнедеятельности. Это позволяет рассматривать жизнь, как некий процесс, который имеет свои цели и преимущества;
интегрировать все свои способности, использовать их для реализации выбранного пути.
Человек пробует себя в разных видах деятельности, сферах, смена ролей.
Девятый класс - выбор дальнейшего пути.
Десятый класс - феномен моратория - многие школьники расслабляются, уделяют мало времени учёбе, много развлечениям, общению.
Одиннадцатый класс - мораторий оканчивается.
Две противоположных тенденции.
Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на общение; расширение географии общения; расширение социального пространства общения; появляется феномен “ ожидания общения” - активный поиск друзей.
Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским привязанностям - друг - тот, кто понимает, разделяет мои ценности, требовательность к другу.
Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья принимает индивида, как равного.
Укрепление чувства взрослости понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность.
Индивидуализация проявляется во внешнем виде, одежде.
Развитие я - концепции на основе сравнения. В этом возрасте самооценка более адекватна, чем в подростковом возрасте: усиливается независимость от мнения взрослых и сверстников, но опыта недостаточно для адекватного оценивания себя. Выбор будущей профессии.
Центральное новообразование - личностное самоопределение.
На выбор профессии влияют:
социальное положение родителей;
род их занятий;
уровень образования.
studfiles.net
Молодость, ранняя взрослость - это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого. Фактически все материальные психические структуры, необходимые для полноправного "включения" в активную социальную действительность, сформировались. Теперь основная задача человека - обрести те социальные навыки, которые необходимы ему для поддержания гомеостаза следующего порядка, социального (профессия, социальный статус, семейная жизнь, дети).
Раннюю взрослость принято называть “молодостью” (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития - замедлением роста. По данным Б.Г. Ананьева, пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет, когда наблюдается повышение уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, наблюдается пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности.
К 21 году происходит завершение формирования основных направлений развития высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных. Именно в этом возрасте человек покидает родительский дом, создает собственную семью и осваивает новую профессию.
В молодости существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят количественные изменения в познавательных возможностях: речь идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, но и о том, каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.д.).
Ранняя взрослость - это период становления человека как профессионала. Очень важна самостоятельность выбора и сознательное составление личного профессионального плана. Молодость для многих молодых людей - студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, нравственные, умственные и волевые.
В молодости могут возникнуть серьезные проблемы с развитием самосознания. Затянувшийся период обучения зачастую приводит к инфантилизму, аномии (низкой степени воздействия на человека социальных норм). К концу периода молодости нередко возникает кризисное состояние, связанное с тем, что при уже сложившейся жизни личность еще несовершенна, много времени потрачено впустую. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную степень зрелости. Кризисное состояние дает импульс к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию.
Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе.
Развитие познавательных психических процессов в период ранней взрослости носит неравномерный гетерохронный характер. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.
Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.
В эмоциональной сфере главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости.
Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.
В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им.
В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
Мотивационная сфера характеризуется тем, что молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.
Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено такими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои спо собности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.
К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний.
Многие представления о себе, которые формируют Я-Концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.
Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.
agespsyh.ru
Существует мнение, что основа устойчивости семьи - гармония в сексуальных отношениях. Но сексуальная гармония не может быть гарантией стабильности семьи по той причине, что все потребности, подконтрольные принципу удовольствия подвержены пресыщению и привыканию. Н.В. Самоукина отмечает, что при физической близости может возникнуть сексуальная зависимость, которая связывает людей на какой-то период даже тогда, когда они не подходят друг другу. Но она проходит, и кроме секса людей ничего не связывает. Уровень развития психики человека определяет доминирование в его жизни психологического, а не физиологического начала. Также определяющая роль в судьбе брака принадлежит не физиологическим, а психологическим факторам. Даже если молодые супруги быстро разводятся по причине сексуальных затруднений, это свидетельствует лишь о том, что ничто существенное их не объединяло.
Для молодости характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни, созданию семьи. В этот период подавляющее большинство заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и другую сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей в сфере отношений с другими людьми.
Развитие вербальной кратковременной памяти: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденциями все большего снижения – на возраст 31-40 лет. Образная память подвергается с возрастом наименьшим изменением, долговременная память отличается большим постоянством в возрасте от 18-35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет.
У большинства людей при достижении молодости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. На протяжении периода наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления. Пики некоторых функций, например лексических, достигают максимум в 40 лет. В то же время некоторые другие функции снижаются после 30 лет. Такое снижение характерно для интеллектуальных функций, связанных скорее не с речью, а с моторикой.
Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31-32 и 34-35 лет. Причину подобного расхождения в существовании различных условий развития мышления человека. Развитие мышления идет параллельно с развитием речи. У человека происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее логический и грамматический состав. Переход от простого предложения к сложно-распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами. По мнению Б.Г. Ананьева, речемыслительные функции в целом противостоят общему процессу старения и сами значительно позже всех других психофизиологических функций.
Происходят качественные изменения в развитии и других познавательных процессов. В частности особенности развития внимания. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и концентрация внимания существенно не изменяются. Показатели развития нарастают постепенно в пределах возраста от 18 до 33 лет. После 34-х лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключение и избирательности приходятся на возраст от 27-33 лет.
studfiles.net
Слайд. Анатомо-физиологические особенности
Период молодости (18-25(30) лет) (по Ананьеву) отличается рядом психолого- физиологических особенностей, которые характеризуются завершением формирования и созревания организма, существенными изменениями личности, психологическим и социальным взрослением. Молодость также принято называть ранней взрослостью. Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития - замедлением роста.
Как и в предпубертатном периоде, на фоне снизившегося темпа роста, у молодых людей и девушек вырабатывается способность к поддержанию стационарных состояний, физиологическая регуляция направлена на наиболее экономичное использование имеющихся функциональных резервов в организме.
Слайд. Характеристика опорно-двигательного аппарата
В молодости продолжается рост позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей, но с меньшими темпами, чем в юношеском возрасте. В костной ткани продолжается процесс окостенения. Незавершенный процесс окостенения позвоночника может привести к различным его повреждениям при больших нагрузках. Окончательно процесс окостенения скелета завершается к двадцатипятилетнему возрасту.
В молодости происходит продолжение нарастания мышечной массы, которое началось с 14-15 лет. Масса мышц к 18-20 годам составляет 40%. Развитие мышцы, её сосудистой системы продолжается до 25-30 лет, это проявляется в увеличении размеров (поперечника) волокон и жировых запасов. Все это существенно раздвигает рамки функциональных возможностей мышц, от которых зависит успешное решение двигательной задачи.
В молодости увеличиваются в целом поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные его особенности, достигаются гармоничные его пропорции.
Особенности развития физических качеств
Возраст ранней взрослости , также как и подростковый, характеризуется достижением максимального развития большинства физических качеств.
В возрасте 18-20 лет мышечная сила достигает максимальных значений для взрослого нетренированного человека. При отсутствии специальной тренировки сила сохраняется на этом уровне примерно до 45-летнего возраста
Максимальная частота движений(форма проявления быстроты) может увеличиваться до 20 и даже до 22 лет.
На молодость приходится сенситивный период развития общей (аэробной) выносливости, когда в достаточной мере созревают функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В 20-25 лет это качество достигает высокого уровня развития и дольше других сохраняется в онтогенезе человека (до 55 лет и более).
Совершенствуются возможности для различных проявлений ловкости: развивается способность к формированию новых движений в необычных условиях, улучшается анализ текущей и будущей ситуации, временная оценка двигательных действий.
В период молодости на основе значительного развития различных качественных характеристик двигательной деятельности возможна специализация во многих видах спорта и достижение высоких спортивных результатов. Это связано с тем, что именно между 23-27 годами поперечно-полосатые мышцы, включая бицепсы и трицепсы, обладают максимальной силой. (сила ног достиает максимума между 20 и 30 годами, а рук- приблизительно в 20 лет)
Слайд.
Пережив юношеский возраст, девушка становится молодой женщиной, которая вынуждена нести с собой багаж последствий бурной молодости. Здоровье в этот период становится определяющим фактором успешной социальной реализации женщины. На этот период приходится основная физическая нагрузка на женский организм, связанная с ростом сексуальности и началом родовой деятельности.
Также для женского организма максимальное увеличение защитных функций требуют активизация физиологических процессов обусловленных началом профессиональной деятельности, повышенный эмоциональный фон и психологичексая нагрузка. Несмотря на то, что многие женщины считают себя в молодости полным сил и энергии- этот период жизни имеет свои «подводные камни». Стремительный ритм жизни снижает внимание человека к проблемам с собственным здоровьем. Простудные заболевания, легкие недомогания и некоторые симптомы полностью игнорируются, в результате чего внезапно возникает опасность, налицо серьезные проблемы со здоровьем.
Чувствительной сферой для молодых женщин является состояние половых органов. Наиболее распространенным гинекологическим заболеванием в возрасте 18-25 лет является эрозия шейки матки.
Для молодых рожавших женщин частым явлением является проблема с зубами. Изменения в женском организме, связанные с беременностью и последующими родами, приводят к нарушению гормонального баланса. Сбои в гормональном фоне становятся причиной разрушения зубной ткани, развитие кариеса.
mykonspekts.ru
Склярова Т. В.
Первый взрослый период. Многие авторы (Зеньковский В.В., Выготский Л.С.) завершали рассмотрение возрастной периодизации юношеским возрастом. Во второй половине ХХ века более взрослые периоды также стали рассматриваться в контексте психологии развития. Тому можно назвать несколько причин – увеличение продолжительности жизни и связанное с этим продление профессиональной карьеры зрелого человека, расширение сферы социальной работы, которая включает в себя работу с взрослыми людьми, и работу с семьями, и работу с представителями пожилого возраста. Всё это позволило ряду исследователей взрослого развития установить, что определённым возрастным периодам соответствуют определённые личностные потребности и социальные ожидания. Как пишет Г.Крайг «Центральным содержанием этих периодов развития, как правило, являются нормативно определяемые «кризисы», конфликты или проблемы. При этом они дают проницательное описание проблем и интересов каждой возрастной когорты. Однако вопрос о том, насколько широко они характеризуют взрослость, остаётся открытым». Эта автор предлагает рассматривать теории развития во взрослости не как устоявшиеся концепции, подтверждённые исследованиями, а как вклад, способствующий углублению представлений о развитии на этом этапе. В существующем многообразии периодизации взрослых возрастов прослеживается две основных тенденции. Первая – период взрослости разбивается на ряд хорошо различимых стадий развития, которые зависят от некоторого временного графика жизни, называемого «возрастными часами». «Возрастные часы» - идеализация, выполняющая функции «расписания жизни». Сверяясь с этими часами, человек и общество определяет, насколько медленно или быстро идёт продвижение вперёд относительно социальных событий. Так, сорокалетний мужчина, создающий семью, воспринимается как отстающий от сверстников, а женщина, уходящая в этом возрасте на пенсию, как опережающая своих сверстниц. Возрастные часы также способствуют ожиданиям и подготовке к определённым событиям в определённый возраст. В таком случае говорят о «нормативных событиях», которые, происходя ранее или позже социально установленного времени, воспринимаются как травмирующие психику. Вторая тенденция в рассмотрении взрослого развития соотносит изменение личности взрослого человека не столько с его возрастом, сколько с его личностными характеристиками и социально-культурным окружением.
Учитывая специфику характеристик взрослых возрастов, совсем непросто определить границы молодости. Ряд авторов определяют границы этого возраста в среднем до 30 лет. Г.С.Абрамова – 23-30 лет, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев – 19-28 лет, Б.Ливехуд – 24- 28,30 лет, вместе с тем выделяя отдельно время наступления кризиса – 30-35 –«переходный возраст» Абрамова, 27-33 года – кризис молодости – Слободчиков, Исаев, «середина тридцатых годов» у Б.Ливехуда. Все эти авторы подчёркивают, что наступление кризиса не всегда строго связано с возрастом, а по большей части зависит от характеристик личности. Это обстоятельство позволит границу окончания молодости обозначить как начало кризиса середины жизни, или «десятилетия роковой черты». Основные задачи молодого возраста также несколько отличаются, но и есть много схожих характеристик.
Общая характеристика возраста
В социальном представлении молодость является основным и наиболее ценимым возрастом. Поведенческие стереотипы молодых зачастую становятся общественным лицом нации. Основные представительские функции, как правило, выполняют люди этого поколения. На эту социальную группу ориентируются политики, предприниматели, деятели искусства. Этот возраст чрезвычайно энергичен, во многих аспектах проявляется умелость, но ещё отсутствуют проявления усталости от жизни. «В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию мира, себя самого. Молодой человек максимально работоспособен: он достигает предельных показателей своего физического и психофизического развития. Он здоров, полон сил, ощущает себя способным на любые свершения; субъективно кажется, что нет никаких непреодолимых преград и трудностей. Во все свои дела и начинания молодые люди вкладывают большую энергию и напор. Для реализации своей идеи они готовы работать днём и ночью, при этом неудачи в начинаниях переживаются тяжело и часто выбивают из колеи». Неслучайно пик профессиональной, географической мобильности приходится на представителей «третьего десятилетия жизни», они же составляют большую часть эмигрантов и нарушителей правил дорожного движения.
Основными возрастными задачами молодости большинство авторов называют включение во все виды социальной, профессиональной, семейной жизни, освоение многообразия социальных и межличностных ролей. Экспансия молодости проявляется во всех жизненных сферах. Совместно с деланием карьеры, происходит создание собственной семьи, освоение супружеских и родительских прав и обязанностей. Б.Ливехуд, исходя из своей многолетней психотерапевтической практики, утверждает, что для мужчины важнейшей задачей «становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры». Для женщины наиболее значимым является создание собственного окружения – как социального, так и материального. Даже профессиональная деятельность приносит удовлетворение женщине только в том случае, когда налажены отношения с коллегами. Семейное, дружеское, профессиональное окружение, равно как и обстановка собственного жилья, стиль поведения и одежды – всё это получает окончательное оформление в молодости. Все предыдущие периоды развития человека подготавливают и провоцируют это оформление. «Найти партнёра для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни – всё это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура». Поиск смысла жизни в молодости связывается с созданием собственной частицы культуры и среды. Потому для представителей этого поколения очень важен результат деятельности – позиции, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Брак и рождение детей в этом возрасте также зачастую воспринимается как подтверждение результативности прожитого периода жизни. Стремление к демонстрации результатов может создать и некоторые «перекосы» в развитии. Ими могут стать – рост честолюбия, стремление к престижу или имитация престижных связей, смещение содержания на форму, непропорциональная командность, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Обращённость на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.
Освоение супружеской и родительской функций называется некоторыми авторами одной из важнейших задач молодости. В этом возрасте заключается большинство браков – к 24 годам в брак вступает до ¾ молодых людей. При этом специалисты подмечают следующую закономерность – если молодые люди не вступают в брак в возрасте от 19 до 28 лет, то в последующие годы сделать это становится всё труднее. Создание семьи требует от молодых учёта многоплановости существования не только в духовной сфере, душевной, психологической, но и в конкретной деятельности. Большая часть семейных конфликтов имеет причину, в обыденной речи определяемую как «семейная лодка разбилась о быт». Ежедневные заботы, которые необходимо выполнять не только по настроению, но и по долгу, побуждают взрослеющего человека учиться управлять предметным миром и своим состоянием. «Честность в отношении к вещам» рождается в честном отношении к своему внутреннему психическому состоянию. Если человек стремится организовать и структурировать как внутреннее своё пространство, так и внешнее, учится управлять собой и вещами, тогда и семейные взаимоотношения приобретают большую устойчивость. «Тогда ваша чашка найдёт место в вашем пространстве, одежда заявит о своём присутствии, и вы будете знать, что с ней делать. Можете даже почувствовать усталость платья и страдания немытой посуды, но это возможно, когда они принадлежат вам, а не вы зависите от них. Это не только искусство владения вещами, это навык организации пространства своей жизни».
Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач психологического, социального, физиологического плана.
В психологическом плане решается задача создания общего психологического пространства, которое не разрушает индивидуального пространства каждого человека. Это, по выражению Г.С.Абрамовой, творчество совместной общности, строительство общего дома для двух разных, но единых душ. Эта работа предполагает познание другого и себя, осознание силы и меры своего воздействия на близкого человека, равно как и силы и меры обратного воздействия.
В социальном плане создание семьи является рождением новой общности, которая учитывает все индивидуальные особенности её создателей. Механическое копирование существующих идеалов семьи (родительских или общественных) уводит человека от решения своей личной задачи развития. Стереотипы поведения, как правило, безличны, жестки и в конечном итоге – мертвы. Воспроизведение в своей семье неких стереотипов поведения, является по мысли Г.С.Абрамовой, внесением смерти в зарождение семьи.
В физиологическом плане перед молодыми людьми встаёт задача освоения пространства своего тела и тела другого человека. Супружеские отношения также требуют взаимного приспособления и внутренней работы каждого из супругов. Об этой стороне человеческих взаимоотношений много говорят и пишут врачи и психологи, предлагая зачастую диаметрально противоположные точки зрения. Для христианских супругов определяющими являются слова апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:3-5).О значительности и важности интимных отношений мужа и жены в христианском браке повествуется в книге профессора, протоиерея Глеба Каледы «Домашняя Церковь», глава «Брак честен, ложе нескверно».
К концу периода молодости формируется устойчивое отношение к самому себе, своим семейным, профессиональным, социальным обязанностям. Человек определяет для себя, на что он способен, а что, вероятно, никогда не сумеет сделать. Общая характеристика периода такова: «Многие работающие люди… переживают начало тридцатых годов, когда подводятся первые итоги жизни, как внутренне относительно самую спокойную фазу жизни. Под этим подразумевается, что может случиться всё, но внутреннее равновесие и внутренняя уверенность велики». В этом возрасте человек с количественной точки зрения находится на вершине своих творческих сил. «Он развил в своём характере уверенность, жизнь у него в руках. Он знает, чего он может достичь, и работает целенаправленно во имя этой цели. Он считает, что все трудности, в том числе и человеческие проблемы, можно решить логически-организаторским путём. Это фаза жизни, в которую человек, в зависимости от индивидуальных свойств личности, более всего является материалистом». Отношение к себе и собственному окружению в этот период таково – мир существует для того, чтобы взяться за него и изменить, либо завоевать, опекать или бояться. Подводя итог характеристике молодости, Б.Ливехуд отмечает: «Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым».
Физическое развитие. Молодой человек максимально работоспособен: он достигает предельных показателей своего физического и психофизического развития. Он здоров, полон сил, ощущает себя способным на любые свершения; субъективно кажется, что нет никаких непреодолимых преград и трудностей.
studfiles.net
Как уже говорилось раннее молодостьохватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни". Верхняя граница молодости авторами продлевается до 35 лет.Молодость- время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви.
Молодость считается оптимальным временем для самореализации.
Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей. Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развитияв молодости.
Профессиональная деятельность. Вторая сторонасоциальной ситуацииразвития в этот период – овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается.
В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции).
Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности - центральные возрастные новообразованияэтого периода.
Социальные связи «Дружба». Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.
Кризис 30 лет.Проблема смысла жизни. В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни.
Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности.
36. Кризис «середины жизни» и его содержание.
Кризис середины жизни - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
В конце юности и начале взрослостимногие считают, что лучшие годы уже позади, а в предстоящее время жизни представляется им в виде некой «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет 20 своей жизни. Эти люди считают, что рост и развитие человека прекращаются, когда он достигнет средней взрослости.
Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцню в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
Нормативный кризис 30-33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.
Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи. Самореализация является сложным процессом развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности и вместе с тем результатом этого развития.
Самореализация человека зависит от его социальной позиции и от широты круга деятельностей.
Самореализация играет важную роль на всем жизненном пути личности.
Возраст 40-45 лет для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл - в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет к уходу в болезнь, к новым кризисам.
Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа. туру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.
В период средней взрослости Я-концепция личности : обогащается новыми Я-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок, и детерминирует все взаимодействия.
Сутью Я-концепции становится самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей.
Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.
Кризис середины жизни– кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.
Выход из кризиса:переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции; осознание ограниченности времени любого человека; довольствоваться тем, что есть; ограничиваться в планах на будущее; выработка новой Я – концепции
studfiles.net
Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым.
В возрастном интервале 18—29 лет у человека сохраняется высокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются благоприятныс предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов.
В возрастном интервале 30—60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижаются. Мышцы человека зрелого возраста в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уж после 30—35 лет. Это относится прежде всего к снижению эластичности связочного аппарата, понижению его прочности, возрастанию хрупкости костей, окостенению ряда элементов позвоночного столба, снижению подвижности в суставах (В. К. Баль-севич, В.А.Запорожанов, 1987). После 30 лет начинает уменьшаться скорость двигательной реакции, что связано также с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их лабильности. С возрастом заметно ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движений. Снижается также продуктивность умственной деятельности, главным образом в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости.
Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во второй. Этот период, как плато, разделяет эволюционные и инволюционные периоды развития.
Характер возрастных изменений морфофункциональных свойств аппарата движения человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности. Научные и практические данные говорят о том, что в принципе можно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помощью рациональной двигательной деятельности. Правильная организация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физическую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагрузок, разнообразных по характеру воздействия на организм.
Исходя из естественных возможностей организма людям в воз-расчс до 50 лет можно выполнять физические нагрузки умеренно развивающего характера в пределах 60—75% собственного МПК, а старше 50 лет — поддерживающие нагрузки в пределах 50% МПК (Н.Амосов, 1985).
Оба эти типа нагрузок можно определить по частоте пульса, так как между ЯСС и МПК обнаружена линейная зависимость. Уровень аэробных затрат, который обеспечивает ту или иную выполняемую физическую нагрузку, можно определить по специальной таблице (табл. 25).
Таблица 25 Приблизительная частота пульса (в уд/мин) на разных уровнях аэробной % возможности (по SCHEPARD, 1971)
Аэробная | Возраст, лет | |||||||||
Возможность, % | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 | |||||
% | ||||||||||
муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |
40 | 115 | 122 | 115 | 120 | 115 | 117 | 111 | 113 | 110 | 112 |
60 | 141 | 148 | 138 | 143 | 136 | 138 | 131 | 134 | 827 | 130 |
75 | 161 | 167 | 156 | 160 | 152 | 154 | 145 | 145 | 140 | 142 |
100 | 195 | 198 | 187 | 189 | 178 | 179 | 170 | 171 | 162 | 163 |
Таблица 25 отражает уровень физической нагрузки практически, на любом уровне МПК независимо от пола и возраста, начиная с 20 лет и кончая 70 годами. Например, на уровне 75% МПК мужчина в возрасте 25 лет должен выполнять физическую нагрузку с частотой пульса, равной 161 уд/мин.
В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже 3 раз в неделю с дополнительным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать 2 ч для лиц молодого возраста и 1,5 ч для людей зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном этапе не должна превышать 40—45% МПК.
Активные занятия почти в любом возрасте повышают жизненный тонус организма, противодействуют различного рода заболеваниям, особенно сердечно-сосудистым и простудным. Люди зрелого возраста, систематически занимающиеся физической культурой, в 2—3 раза реже болеют, а по физической подготовленности и состоянию здоровья приравниваются к лицам на 10—15 лет моложе себя (Р-Е.Мотылянская, 1967).
studfiles.net