Номотетический и идеографический, научные подходы. Номотетическая парадигма это


Глава 6.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Способы эмпирического познания Процедуры эмпирического познания Инструменты и измерения

Вданной главе мы продолжим анализ исследовательского мышления, но не в части конструирования эмпирических понятий и формулирования исследовательских гипотез(см. главу 4), а в части организации эмпирического познания. Познание психики и поведения людей— это упорядоченный процесс. Он складывается из определенных способов и процедур, осуществляется

спомощью определенных инструментов, включает в себя измерения изучаемых явлений. Все эти мероприятия характеризуют организацию эмпирического познания.

Эмпирическое познание организуется прежде всего двояким образом: номотетически и идиографически. При этом описание, предсказание, понимание (объяснение) — основные процедуры эмпирического познания, а инструменты и измерения — его необходимые средства.

6.1.СПОСОБЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

6.1.1.Метод как основание классификации наук

В1894 г. немецкий философ Вильденбандт предложил разделить науки не по предмету, а по методу исследова-

191

ния. Он предложил различать два вида наук: номотетические и идиографические. Номотетические науки отыскивают общие закономерности(в количественном виде), присущие некоторому множеству людей. Идиографические науки, напротив, изучают отдельные случаи и уникальность конкретного человека (по преимуществу в качественном виде).

ЕСТЕСТВЕННЫЕ(НОМОТЕТИЧЕСКИЕ) И ГУМАНИТАРНЫЕ(ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ) НАУКИ

Разделение наук на номотетические и идиографические позволило осмыслить различия между естественными и гуманитарными науками по методам исследования: естественные науки

—номотетические, гуманитарные науки — идиографические. Впрочем, разделение естественных

игуманитарных наук по методам исследования не совсем строго. Они не только обособляются, но

в известном смысле и взаимно проникают друг в . другаНапример, эмпирическая эстетика возникла в оппозиции эстетики«снизу», берущей начало от Фехнера(Fechner, 1897), к эстетике «сверху», восходящей к философской эстетике. Эмпирическая эстетика прочно связала свою судьбу с количественными методами исследования(см., напр.:Иванченко,Харуто, 2000;

Мартиндейл, 2000б; Петров, 2000; Shepeleva, Batov, Petrov, 1997).

Дильтей первым предложил разделить психологию на объяснительную(ориентируется на естественные науки и применяет метод объяснения) понимающую (ориентируется на гуманитарные науки и применяет метод интуитивного постижения ). жизниПо Дильтею, объяснительная психология является номотетической и развивается на основе естественнонаучной парадигмы. Понимающая психология является идиографической и развивается на основе гуманитарной парадигмы («Dilthey, Wilhelm», Microsoft® Encarta® Online Encyclopedia, 2000).

192

6.1.2. Номотетический и идиографический подходы в эмпирической психологии

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Эмпирическая психология производит эмпирическое знание в рамках прежде все номотетического подхода, связанного с позитивистской и постпозитивистской философией. В

этой методологии, которую иногда называют«методологическим позитивизмом», объединены элементы логического позитивизма, эмпирицизма и операционализма (Ratner, 1997).

Онтологически постпозитивистов относят к критическим реалистам. Они утверждают, что реальность существует сама по себе, независимо от познающих ее людей. Но люди могут познавать и понимать эту реальность, хотя и только приближенно, вероятностно, а не однозначно и определенно. Эпистемологически постпозитивисты стремятся изучать и познавать свой предмет с объективной точки зрения, но осознают, что идеал объективности редко, если вообще когдалибо полностью, может быть достижим. Результаты количественных исследований проверяются на валидность и надежность. Главная цель — объяснение и предсказание явлений при контроле

условий, в которых обнаруживаются закономерности

или причины (Kidd, 2002).

 

Главными принципами методологического

позитивизма(

номотетического

подхода)

являются

атомизм, квантификация, операционализм. Атомизм

предполагает, что

одни

психические свойства обособлены от других; они существуют раздельно, хотя и могут быть взаимосвязаны. Квантификация означает, что психическое свойство можно выразить в виде переменной, состоящей из мелких дискретных элементов. Числовые значения обозначают силу или степень выраженности переменной. Квантификация означает также, что математические операции с количественными данными выражают и числа, и особен-

193

ность психического явления, которые они обозначают. Операционализм представляет собой поиск простых поведенческих действий, в которых выражаются психические свойства. Основная задача номотетического исследования заключается в том, чтобы измерить «силу» переменной (степень ее выраженности, частоту проявлений и т..п). Изменения «силы» агрессии, конформности, любви или самооценки рассматриваются в зависимости от других, чем эти переменные, факторов (Ratner, 1997).

Номотетический подход предназначен для открытия общих законов, которые лежат в основе психических явлений, поведения, событий. Исследователи обнаруживают действие общих законов применительно к разным людям, в разное время, в разных местах и ситуациях. Результаты изучения особенностей одних людей позволяют предсказывать такие же особенности у других людей. Номотетический подход предназначен также для эмпирического тестирования теорий и вытекающих из них исследовательских гипотез (Dooley, 2001).

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Эмпирическая психология производит эмпирическое знание, используя идиографический подход. Следует различать особенности идиографического подхода, который применяется с позиций постпозитивизма и других философских традиц, такийх как символический интеракционизм (см.:Dooley, 2001), феноменализм (см.:Giorgi, 1975;Ratner, 1997;Dooley, 2001;Hein,Austin, 2001), конструктивизм (см.:Kidd, 2002), марксизм (см.:Ratner, 1997;Kidd, 2002).

В рамках постпозитивизма применение идиографического подхода ограниченно. Например, при проведении пионерских исследований бывает сложно сразу и четко определить значения эмпирического понятия для его операционализации. Тогда производится идиографическое

194

знание, но как предварительное знание. На более развитых этапах исследования идиографическое знание служит базой для производства знания номотетическим путем (см.:Dooley, 2001).

Широкое развитие идиографический подход ,получилв частности, в рамках конструктивизма. Онтологически мир каждого человека реконструируется так, ак он сам его интерпретирует — через рассуждения, теоретические конструкты, ценности, отношения. Акцент делается на определении особенностей субъективного опыта человека и значений, которые он придает своему опыту. Например, гомосексуальная идентичность трактуется не как присущая человеку особенность, а скорее как культурно сконструированное мнение/ система значений, открытых для изменений. Эпистемологически идиографическое познание мыслится как результат взаимодействия систем значений участника исследования и его исследователя. При этом вопрос объективности такого познания отвергается как не соответствующий сути дела.

studfiles.net

Методы исследования личности. Номотетическая и идиографическая парадигмы

Понятие личности. Проблема многозначности определений личности. Соотношение понятий субъект, индивид, личность, индивидуальность. Биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации в исследовании личности.

План.

Понятие личности.

Биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации в исследовании личности.

Человек как индивид в системе биогенеза

Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях

Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

Устойчивые формы поведения - Личность относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Личность характеризуется в теориях структурой, мотивацией, развитие личности, личностный рост, культура и личность.

Для того, чтобы создать статую личности (человека) необходимо учитывать:

1. Внешние характеристики (рост, вес и т.д.)

2. прошлый опыт человека, его знания, привычки, стереотипы

3. Влечения, потребности установки

4. Ценности, ради которых он живёт

5. Речь человека

6. Проявления поведения, черты характера

7. Социальные роли человека

8. Поступки ,реакции, действия

9. Самосознание человека

Способности, талантливость, неординарность

Биогенетическая, социогенетическая и персоногенетическая ориентации в исследовании личности.

Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества.

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:

— на уровне индивида: биогенез — эволюционное, природное развитие;

— на уровне личности: социогенез — развитие как социального существа;

— на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.

Индивид. Личность. Индивидуальность. Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Человек как индивид в системе биогенеза

Индивид – то, в чём человек подобен всем другим людям, то, что объединяет человека со своим видом. Преимущественно генотипическое образование. В основе созревания индивида лежат адаптивные приспособительные процессы. Индивидные свойства генетически фиксированы, существует определённый коридор индивидного развития. .

Индивидные свойства становятся теми реальными предпосылками, которые, будучи преобразованы в потоке деятельности, вносят свой вклад в развитие личности, в эволюционно-исторический процесс в целом.

Индивидные свойства

1. Возрастно-половые свойства:

2. Индивидуально- типические свойства:

- конституция индивида –

- нейродинамические свойства мозга

-функциональная ассиметрия полушарий мозга

Человек как личность в системе социогенеза

Личность– тоже целостность, но такая целостность, которая рождается в обществе. Личностные свойства предшествуют личности. Человек становится личностью, когда жёсткая иерархия мотивов начинает перестраиваться. Личностные свойства в своём развитии не зависят от индивидных: м.б. высокий уровень личностного развития и бедная индивидная основа. Социогенезом - происхождение и развитие ВПФ, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурных и формациях.

Человек - носитель социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе.

Личность включена в различные социальные группы => у них разные цели (дополняющие или исключающие друг друга) => проблема развития самосознания личности как функционального органа, обеспечивающего ориентировку целей

Ключом к пониманию развития личности в социогенезе является категория "социально-исторический образ жизни». анализ развития личности как бы на пересечении трех координат - координат исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути личности.

Социально-исторической образ жизни имеет ценностный мотивообразующий характер. Каждый социально-исторический образ жизни имеет свой «образ ценностного будущего».

Человек как индивидуальность в системе персоногенеза

Со старшего подросткового возраста сама личность начинает определять своё развитие (не у всех).

Индивидуальность - совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку и иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности . «личность как субъект деятельности», личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и продуктам своей деятельности.

Проявлений личности продуктивный и инструментальный планы.

Продуктивный –как человек в процессе деятельности преобразует себя, что вносит в культуру.

Инструментальные – характер и способности.

Характер – фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности. Задает тактику поведения человека

Способности – мера успешности и эффективности деятельности.

Адлер стиль жизни - включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Юнг – индивидуация. конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций.

Детерминации развития личности: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

 

 

2. Проблема личности и уровни методологии науки. Основные проблемы анализа личности на каждом уровне. Номотетическая и идиографическая парадигмы в исследовании личности.

План.

Уровни методологии.

Системный подход как общенаучная методология.

Деятельностная теория Рубинштейна Леонтьева

Культурно-исторический подход

Историко-эволюционный подход Асмолова

Методы исследования личности. Номотетическая и идиографическая парадигмы

Юдин выделяет 4 уровня методологии:

1. Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.

2. Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

3. Третий уровень - конкретно-научная методология— это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

4. Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

stydopedia.ru

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

План

Введение

1. Естественнонаучная парадигма в науке

2. Гуманитарная парадигма в науке

3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы в психологической литературе настойчиво утверждается мысль о том, что современная психология пребывает в состоянии когнитивного кризиса, то есть кризиса того, как следует изучать и объяснять психическую реальность.

Основными симптомами кризиса являются:

– отсутствие единой науки;

– дефицит устойчивого знания;

– обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического;

– углубляющийся раскол между исследовательской и практической психологией;

– конкуренция со стороны паранауки, возникновение альтернативных систем познания [4].

Основной причиной кризиса, по мнению большинства психологов, является использование в изучении психического естественнонаучного подхода, в основе которого лежит рациональное познание действительности. Между тем такой подход не всегда является адекватным в тех отраслях знания, где приходится иметь дело с единичными явлениями, с индивидуальностью, субъективностью, то есть в тех науках, где объектом изучения является человек и, в частности, в психологии.

Например, по словам Л.С. Выготского доминирующий в психологии с начала ее зарождения естественнонаучный подход, при всех его несомненных достоинствах, показал несостоятельность в вопросах исследования «вершинных» феноменов психологического бытия, таких как ценности, смысл, переживания и др. [4].

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, какая парадигма необходима для изучения психических явлений. В связи с этим в настоящее время сформировалось три различных взгляда на состояние современной психологии:

1. психология допарадигмальная область знания, то есть своя парадигма в ней еще не сложилась;

2. психология мультипарадигмальная наука, то есть в этой дисциплине существует несколько парадигм;

3. психология внепарадигмальная область и концепция Куна вообще неприменима в психологии [4].

Несмотря на разность взглядов относительно парадигмы в психологии, большинство современных психологов считают, что существуют две парадигмы:

1.   Естественнонаучная

2.   Гуманитарная

Большинство авторов так же считают, что эти парадигмы не исключают друг друга, так как каждая из них обладает специфическими способами взаимодействия с психическими феноменами, и проблема заключается лишь в ограничении сферы их применения. В методологическом плане это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.

Об этом и пойдет речь в настоящем реферате.

1.   Естественнонаучная парадигма в науке

Как сфера человеческой деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой научного знания стало естествознание. Фактическим образцом для наук XVIII в. стала новая механика Ньютона, а идеи механицизма стали в классическом естествознании доминирующими. Свойства целого объекта полностью определяются состоянием и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления [5]. Естествознание достигло высокого уровня точности и доказательности уже в классический период, что было обусловлено относительной простотой изучаемых им систем, которые сравнительно легко поддавались теоретическому анализу [7]. Современное естествознание ориентировано на междисциплинарные исследования; их объектом становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, включает ценностные факторы в состав объясняющих положений. Вместе с тем естественнонаучная парадигма сохраняет ценность объективно-научного знания, ориентацию на внешнее наблюдение и эксперимент, на принцип использования («полезности») научных знаний. Основным типом деятельности ученого остается исследование, направленное на выявление законов жизни изучаемого объекта в данный момент, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности.

Как отмечают В.А. Рыбаков, А.Л. Покрышкин [5]., многие продолжают верить, что естественнонаучная парадигма вполне применима и к психологии. Надо лишь найти некий нюанс, особенность, чтобы все заработало как надо. Рассматривая отличия естественнонаучной парадигмы, авторы выделяют ее основные принципы:

1. Принцип опоры на эмпирические факты

2. Принцип рациональности, т.е. мир рационально (непротиворечиво) устроен, и человеческий разум в состоянии постичь законы мироздания.

3. Принцип редукции, т.е. объяснение неизвестное посредством сведения к хорошо изученному.

4. Принцип идеализации позволяет выявить (выделить) существенное в чистом виде и отбросить несущественное, которым можно пренебречь.

5. Принцип простоты. Этот принцип сформулирован еще в XIV веке английским философом и теологом Уильямом Оккамом: «Не пытайтесь объяснить посредством большего, то, что можно объяснить посредством меньшего»

6. Принцип независимой проверяемости. Принцип формулируется так: предлагаемые теории (гипотезы) должны подтверждаться иными эмпирическими данными и логическими рассуждениями, отличными от тех, на основании которых предложены.

Все эти принципы считаются основными, они хорошо работают в естественных науках, но не работают в психологии. В.А. Рыбаков, А.Л. Покрышкин так же указывают на дополнительные принципы, которые принимаются по умолчанию, как очевидные, и переносятся в психологию, даже не рассматриваясь и не обсуждаясь. Авторы называют эти принципы?

1.   – реальность изучаемого объекта. Простым примером проявления этого принципа может служить изучение эмоций, снов и т.д. Если эмоции реальны, то в каких единицах их можно измерить? А если они не реальны, то как мы их проявляем и видим?

2.   – объект познания (познаваемое) обозначает объект реальности материальной или идеальной. В связи с этим представители естественнонаучной парадигмы утверждают, что идеальное – это результат работы мозга. Мозг и его работа – тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм – недоступный гуманитарным наукам. Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили, история насчитывает великое множество неудачных попыток.

3.   – обособленность реальностей, т.е. для объяснения явлений психической реальности должны привлекаться объясняющие принципы, и только когда их недостаточно, и удается показать взаимодействие разных реальн6остей – привлекаются в качестве объясняющих принципов явления материальной реальности.

4.    – «чувственное» познание применительно к психической реальности. Если мы хотим применить к психологии принципы естественнонаучной парадигмы, то должны найти аналог чувственного восприятия для явлений психической реальности.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев говорят о двух установках в классическом естествознании: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования) [6] Многие современные направления в психологии изучают человека, его внутренний мир в рамках преобладания естественнонаучной парадигмы, т.е. человек рассматривается как объект в ряду других объектов, ставится исследователем под контроль и превращается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают различного рода операции, подвергают эксперименту и т.п. Он существует отстранение от исследователя, который изучает его беспристрастно, с внешней позиции, строит объективное знание. Именно поэтому, резюмируют В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность [6]

2.   Гуманитарная парадигма в науке

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни. Для нее характерно использование общих принципов при интерпретировании индивидуальных, общественных или исторических событий. Но, в то же время единичное событие не рассматривается как частный случай общей закономерности, а берется в своей самоценности и автономности. Для гуманитарного познания важно постичь единичные факты как таковые [6]

У истоков современной постановки проблемы специфики гуманитарного познания стоит И. Кант, который продемонстрировал ограниченность естествознания, разграничил сферы применения естествознания и метафизики в таких вопросах, как существование души, Бога. Кризис натуралистического подхода к анализу социальных явлений в конце XIX — начале XX в. был связан с осознанием различий природы и культуры. Недостаточность естественнонаучного познания применительно к социальным и культурным объектам поставила перед исследователями науки задачу определения статуса и специфики гуманитарного познания [7]..

Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.п.

Современные гуманитарные дисциплины ориентированы на общие критерии научности:

o   Интерсубъективность

o   Прогрессизм

o   Обоснованность

o   Критичность

 Но, как отмечает В.Н. Сурков [7], эти критерии научности в психологии реализуются лишь в тенденции. При этом автор дает характеристики, традиционно выражающие специфику гуманитарного знания. Среди них в первую очередь человекосоразмерность, ценностная размерность, процессуальность, индивидуализирующая методология, субъектность, осознание особой роли понимания, преобладание качественного аспекта исследований над количественным, языковая чувствительность [7]. В.Н. Сурков сравнивает особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигме (табл. 1)

Таблица 1. Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:

Естественнонаучная

Гуманитарная

Предмет

Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.

Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.

Принципы

Детерминизм

Интенциональность (индетерминизм)

Научный подход

Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.

Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный,

Цель

Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость

Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности

Методы

Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.

Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Позиция исследователя

Беспристрастная, отстраненная

Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения Знания

Гипотеза, теоретический конструкт.

Беспредпосылочность.

Критерий истины

Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.

Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому

Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности.

Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Гуманитарное знание — это единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного [6]

Объекты гуманитарного знания — общество, человек — постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины («точность» науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Гуманитарное познание объекта в его историческом развитии никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом.

Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход, при котором человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование, по сути, принимает форму диалога двух суверенных субъектов. При диалоговом общении исследователя и испытуемого происходит изменение, развитие субъектов общения. Эта особенность, как отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отличает гуманитарное познание от естественнонаучного, при котором объект изучения остается тождественным себе на всем отрезке исследования. С этим связана ограниченность в применении количественных методов при изучении гуманитарной сферы.

В процессе исторического взаимодействия областей познания в психологии основной тенденцией является постоянное увеличение гуманитарного компонента. Естественнонаучное и гуманитарное познание взаимосвязаны и невозможны друг без друга (особенно в психологии). Но при этом в психологии гуманитарное познание в конечном счете оказывается более широким понятием, включающим в свои пределы естественнонаучное познание.

3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии

Всю историю развития психологии можно охарактеризовать как взаимоотношения двух противоположных подходов — естественнонаучного и гуманитарного, причем в последние десятилетия наблюдается постепенное вытеснение первого вторым. Изначально Аристотель утверждал, что изучение души есть дело естествоиспытателя. Современное положение дел можно охарактеризовать как кризис попыток построения психологии по образцу естественной науки. Наличие отдельных разделов психологии, которые невозможно отнести к естественнонаучной линии (психоанализ, гуманистическая психология, логотерапия) лишь усугубляет кризисное состояние.

Но в отечественной психологии в настоящее время, по мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева преобладающей все еще является ориентация на естествознание, на объективность, на измерение и эксперимент как на идеал научности. Советская психология развивалась как академическая, сциентистская дисциплина. В последние годы в рамках психологической практики начала оформляться гуманистическая психология. Осознана необходимость создания особой психотехнической теории, т.е. теории, обосновывающей человековедческую, психологическую практику. По сути, это означает создание гуманитарной психологии как альтернативы естественнонаучной академической психологии [6].

В.Н. Сурков отмечает, что попытки психологов соответствовать естественнонаучным стандартам в области взаимодействия теории и эксперимента привели к «позитивистскому перенапряжению» психологии. Защитной реакцией психологов на давление «позитивистских ритуалов» является широкое распространение «теневой методологии» (традиции формулировать гипотезы уже после проведения исследования, выводить их из полученных данных, а не из теорий, отбирать лишь «удобные» эмпирические данные и т.п.) [7]..

Основными причинами, препятствующими оформлению психологии в качестве естественной науки, выступают:

o   духовный характер происхождения человека, не позволяющий рассматривать его как объект первой природы или механизм;

o   рефлексивность и активность человека; невозможность лишь управления человеком - в отношении человека органичны понимающая позиция, любовь, помощь, поддержка [5].

Данные причины аналогичны специфическим характеристикам гуманитарного познания, т.к. человек выступает как духовная ценность, а не только как «объект исследования». Основной целью психологии является понимание другого человека, объяснение определенного духовного или культурного феномена, придание смысла. Рефлексивный характер психологического знания проявляется во взаимовлиянии субъекта и объекта познания; направленность психологии предполагает не просто понимание, а активный диалог исследователя и исследуемого объекта.

Таким образом, применение требований естественнонаучного стандарта в психологии является ограниченным. По мнению многочисленных авторов, даже психологический эксперимент, не говоря уже обо всем комплексе психологического знания, должен строиться по гуманитарным канонам.

Заключение

Значительная часть дискуссий о статусе научности психологии связана не столько с обсуждением вопроса о том, является ли психология наукой, сколько с вопросом о том, на какой эталон (естественнонаучный или гуманитарный) ей следует ориентироваться (и каким критериям научности соответствовать).

Зарубежные психологи более склонны воспринимать психологию в рамках гуманитарной психологии, отечественные же психологи до сих пор придают меньшее значение гуманитарному знанию в психологии по сравнению с естественнонаучным. Но тенденцией последних лет является все же гуманизация знания психической реальности. Как справедливо отмечают многие авторы, в основе получения психологического знания должна лежать гуманитарная парадигма, но для доказательства неоспоримых фактов служит естественнонаучная, т.е. обе парадигмы в исследований психической реальности необходимы.

Но, по мнению большинства психологов, с точки зрения перспектив исследовательской деятельности именно в рамках гуманитаризации познания определяются по-настоящему сложные задачи, являющиеся достойным вызовом для научного сообщества.

Список литературы

1. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии //Вопросы психологии, - 1990, № 6.

2. Голов А.А. Сторонники старых идей уходят со сцены // Вопросы философии. - 1993, - №5, С. 3 – 43

3. Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г. А. Подкорытова. - СПб., 1991

4. Малейчук Г.И. Парадигмальная разнородность психологии как науки.// Материалы проблемно-разработческого семинара Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. – 2006.

5. Рыбаков В, Покрышкин А. Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма? – Томск: Дельтаплан, 2005

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в науке. Статья. – М: Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, 2004.

7. Сурков В.Н. Гносеологические ориентиры в становлении и предметном самоопределении психологического знания. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Омск, 2004

8. Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы//Психологический журнал. - 1995. № 3

diplomba.ru

Номотетический и идеографический, научные подходы



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Задачи психологии установления факта зависимости, психические явления от определённого фактор.

Весомый вклад в эксперим. психологию внес немецкий ученый - Г. Эббингауз (1850-1909). он выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. К его открытиям принадлежит "кривая Эббингауза", показывающая динамику процесса забывания.

 

4. Впервые в научной практике, для обработки массовой данных, привлёк статистические данные и метод корреляции (1877).

Англ. психолог и антрополог Ф. Гальтон положил начало новому направлению в науке - дифференциальной психологии. Для обоснования своих выводов он впервые в научной практике привлек статистические данные и в 1877 г. предложил для обработки массовых данных метод корреляций.

 

Естественный эксперимент, как средняя позиция между строгим экспериментом и наблюдением.

А. Ф. Лазурским была предложена в 1910 году концепция естественного эксперимента, который определялся как средняя позиция между строгим экспериментом и менее строгим наблюдением.

 

6. Метод корреляционного анализа был тщательно разработан.

математик и биолог К. Пирсон (1857-1936), тщательно разработал метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона.

 

Первая в России экспериментальная лаборатория.(1885)

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета

 

Определение экспериментальной психологии.

1)Экспериментальная психология - общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента".

2) Экспериментальная психология - общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.

3) Экспериментальная психология - область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики.

 

Наука

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.

 

Парадигма

ПАРАДИГМА - это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр.

 

11. Теория. ТЕОРИЯ - это внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности (предмете теории). Проверка теоретических предсказаний реализовывается в эксперименте. Элементы теории логически зависят друг от друга. Ее содержание выводиться по определенным правилам из некоторого исходного множества суждений и понятий – базиса теории. Формы неэмпирического (теоретического) знания: законы, классификации, типологии, модели, схемы, гипотезы и т.п.

 

Стандартизация

Стандартизация – деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг.

 

 

13. Принцип верифицируемости или принцип фактической подтверждаемости теории был выдвинут О. Контом в XIX веке. Соблюдение данного принципа предполагает, что ученый должен создавать теорию не не умозрительно, а основываясь на обнаруженных фактах и закономерностях.

 

 

14. Типы гипотез.

1.Теоретические гипотезы (выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания)

2.Эмпирические гипотезы, которые подлежат экспериментальной проверке (выдвигаются для решения проблемы методом экспериментального исследования). Поэтому их еще называют экспериментальными гипотезами

Существует три уровня экспериментальных гипотез по их происхождению.

1.теоретически обоснованные гипотезы

2.научные экспирементальные гипотезы

3.эмпирические гип

По содержанию экспериментальные гипотезы можно разделить на три типа:

А) явления;

Б) связи между явлениями;

В) причинной связи между явлениями

 

15. Методология, метод, методика-это:

Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата. Это особая сфера научного знания – учение о методе.

Метод - это способ действия субъекта, направленный на теоретическое и практическое овладение объектом.

Методика-Конкретизация применения какого-либо метода

 

Номотетический и идеографический, научные подходы

Номотетический подход – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.).

Идиографический подход – последователи этого подхода считают его единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю. Идиографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Широко применяется в исторических дисциплинах.

 

17. Наблюдение, контент-анализ и тестирование(отличие):

Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрацииповедения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Контент-ана́лиз (от англ.: англ. contents — содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

Психологическое тестирование (psychological testing) — термин психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий[1]. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование»

 

megapredmet.ru

РАЗДЕЛ 1 . ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

ТОП 10:

В ПСИХОЛОГИИ

Почему у науки должен существовать только один метод?

Имеется несколько способов строить дома и даже выращивать помидоры.

Мы не должны ожидать, что такая многосторонняя вещь, как рост знания,

может быть сведена к единственной методологии.

Ян Хакинг

Психология как мультипарадигмальная наука

 

Планирование психологического исследования неизбежно требует методологической рефлексии, осознания той методологической парадигмы, которая определяет предмет и цели научного познания, направляет логику теоретических и эмпирических исследований. В связи с эти необходимо рассмотреть методологическую ситуацию, сложившуюся в современной психологической науке.

Большинство исследователей [Дружинин В.Н., 1997; Розин В.М., 1994; Зинченко В.П., 1993; Братусь Б.С., 1993; Манеров В.Х., 2005 и др.] определяют современную психологию как мультипарадигмальную науку. Понятие «парадигма» (первоначально – образец, пример) сформировалось еще в античной философии, и использовалось античными философами для описания и объяснения взаимодействия духовного и реального (материального) мира. В философию науки данный термин был введен Т.Куном [1977]. Научная парадигма представляет собой образец, базовую методологическую модель, эталон научных исследований. Это система принципов, правил, стандартов научности, определяющих теории и концепции, требований и критериев, предъявляемых к научному знанию, основания для выбора методов исследования [Дружинин В.Н., 1997; Колесникова И.А., 2001 и др.].

К настоящему моменту в психологии сложилось как минимум три ведущих методологических парадигмы – объективная (естественнонаучная), субъективная (гуманитарная), конструктивистская (релятивистская). Одним из первых философов, разграничивших методологию естественных и гуманитарных наук, стал В. Дильтей [2001]. По Дильтею, естественные и гуманитарные науки имеют различные предмет и методы, способы научного познания. Природа изначально противостоит человеку; мир не раскрывается человеку, в непосредственном диалоге, и нуждается в создании объяснительных моделей. Предмет гуманитарных наук – жизнь, которая понимается Дильтеем в первую очередь как жизнь духа, или сознания. Жизнь нельзя объяснить, ее можно понять только изнутри её самой, поскольку субъект и объект исследования имеют одинаковую природу. Основным способом познания гуманитарных наук является понимание – синтез эмоционального и логического, рационального и иррационального, диалог, проникновение, сопереживание, вчувствование во внутренний мир другого человека. Основным методом гуманитарных наук Дильтей считает герменевтику – область познания, направленную на интерпретацию текстов, поиск множества глубинных смыслов, интуитивного постижения человека подобно толкованию сакральных книг. Современная психологическая наука оказывается «на пересечении» наук о природе и наук о духе, вбирает в себя принципы как объективного, «физического», таки субъективного, гуманитарного познания.

 

Естественнонаучная парадигма

 

Естественнонаучная (объективная) парадигма в психологической науке является в историческом плане наиболее ранней, складывается к концу IXX – началу XX века. Именно благодаря проникновению в психологию естественнонаучных методов и принципов она окончательно оформляется в самостоятельную научную дисциплину. Основы естественнонаучной парадигмы, связанные, прежде всего, с разработкой методологии психологического и психофизиологического эксперимента, были заложены в научных школах В.Вундта и И.П. Павлова. Естественнонаучная психология базируется на требованиях к научному знанию, сложившихся в философии и методологии науки в эпоху Нового времени, и получивших определение «классического идеала научности».

Это требование истинности научного знания, понимаемой как соответствие научной теории и реальности изучаемых объектов, адекватность знания природе. При этом, истинность выступает не только как нормативная ценность, но и как необходимая характеристика процесса и результата научного познания. Важной характеристикой классического идеала научности выступает фундаментализм, требование обоснованности результата, возможность сведения любой научной теории к комплексу достоверных и надежных положений – «фундаменту». В то же время, неотъемлемой чертой классического идеала является методологический редукционизм – убеждение в том, что стандарты научности должны формироваться на базе передовой, более развитой дисциплины; все другие области должны со временем придти в соответствие с данным научным стандартом. Поскольку в XVII-XVIII веках «передовой» наукой являлась физика, прежде всего, классическая механика, стандарты классической науки во многом связаны с требованиями к физической науке того времени. Классические требования также включали в себя представления о социокультурной автономии научного знания и стандартов научности – независимость как способа, так и результата познания от культурно-исторических, социально-экономических и других условий. От личности самого исследователя. Выводы науки должны определяться только изучаемой реальностью и ее объективными законами. И, наконец, классический идеал научности содержит требование обязательной формализации знания, применения математических методов для проверки научной гипотезы [Кезин А.В., 1985, 1990]. В.М. Розин [1994] выделяет еще одну значимую черту естественнонаучной парадигмы – специализированность научного познания и его ориентированность на практику, инженерию и технику. Требование истинности включает в себя не только критерий достоверности и адекватности научных объяснений мира, но и удовлетворение запросов общества, практической деятельности человека по преобразованию мира. То есть, классический идеал научности реализует «использующий принцип» – взаимосвязь теоретически обоснованных «идеальных объектов» с использованием полученных знаний. Таким образом, основная цель науки в естественнонаучной парадигме – это познание объективных законов природы и общества, выявление общих механизмов, структурных инвариантов, причинно-следственных связей, характеризуемых изучаемую реальность. Научное знание должно удовлетворять требованиям истинности, достоверности и обоснованности, фундаментальности, объективности, быть ориентированным на объяснение мира и преобразование мира – полученные знания должны внедряться в практику, служить базой для создания технологий, инструментов практических действий. Исследование в рамках естественнонаучной парадигмы строится по достаточно жесткому алгоритму, состоящему из следующих этапов: наблюдение за фактами и формулирование гипотезы; планирование и проведение исследования; анализ результатов; подтверждение или опровержение гипотезы и формулирование выводов. Проведение естественнонаучного исследования опирается на ряд методологических положений относительно природы изучаемой реальности и методов познания. Это положения о непрерывности времени, необратимости событий и предшествовании причины следствию; об изотропности пространства, единства протекания изучаемых процессов в любой его точке; об объективности мира, независимости существования законов природы от человеческого сознания и возможности объективного познания мира человеком. Научный результат объективен и интерсубъективен – он не должен зависеть от времени, применяемых методов, личности исследователя [Дружинин В.Н., 1997]. В естественнонаучном психологическом познании реализуется номотетический методологический подход, предполагающий ориентацию на изучение внешнего по отношению к субъекту познания мира, выявление общих закономерностей, присущих изучаемым явлениям; определение места и роли полученных фактов в системе научных знаний. Номотетический поход опирается на логику и количественные методы, на законы и общие принципы. Научное знание систематизировано и упорядоченно, представлено в обобщенной форме – категорий, законов; логически доказуемо обосновано и непротиворечиво; позволяет делать прогнозы будущих состояний явления; стремится к элиминации переменных, связанных с личностью ученого [Посохова С.Т, 2002; Рыбаков В.А., Покрышкин А.Л., 2005]. Освоение естественнонаучной парадигмы стало мощным ресурсом ее развития – психология ассимилирует объективные методы (наблюдение и эксперимент), разрабатывает основы психологических измерений и психометрический инструментарий, создает математические модели психики. В рамках данной парадигмы развиваются такие научные школы, как бихевиоризм, когнитивная психология и др. В то же время, в современной методологии психологической науки определяются и существенные ограничения естественнонаучной парадигмы применительно к объекту и предмету психологии. Естественнонаучное познание направлено на сущностно иные по отношению к человеку природные объекты; в связи с этим исследователь должен ставить объект в определенные условия, наблюдать и измерять его параметры, фиксировать изменение его поведения под влиянием тех или иных факторов, прибегать к объяснительным схемам. Объектом психологического исследования становится другой человек – по сути, такой же субъект, как и исследователь. Соответственно, достижение объективности в понимании классического идеала научности в психологии нереально. Из психологического эксперимента принципиально невозможно устранить влияние личности исследователя – как на этапе его проведения и взаимодействия с испытуемым, так и на этапе интерпретации. Познание человека человеком всегда пристрастно и в этом плане субъективировано – один субъект познает другого субъекта. Исследователь не может занять полностью отстраненную позицию внешнего наблюдателя по отношению к испытуемому, не оказывать влияния на его состояния, отношения, поведение. Поведение испытуемого опосредовано реакциями на экспериментатора, условия эксперимента, детерминировано множеством разнонаправленных факторов. Экспериментальная выборка не может состоять из эквивалентных объектов – идентичных людей. Кроме того, схема естественнонаучного эксперимента вынуждает испытуемого быть пассивным, строго подчиняться инструкциям экспериментатора, дать возможность изучить определенные стороны его поведения. Общение субъекта и объекта исследования изначально неравноправно, директивно. При этом индивидуальность, внутренний мир человека оказываются за пределами научного познания. Естественнонаучные методы позволяют получить фрагментарные знания, данные об отдельных закономерностях или аспектах психического, – целостное познание недоступно естественнонаучной парадигме, стремящейся изолировать объект, выделить его из общей картины личности. При этом подвергается сомнению само существование общих и неизменных психических законов – эти законы рождаются лишь в процессе самого существования человека, а, следовательно, познающий субъект лишен возможности изучить их заранее, до их появления и развертывания [Дружинин В.Н., 1997; Мамардашвили М.К., 1992; Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995; Корнилова Т.В., 1997; Рыбаков В.А., Покрышкин А.Л,, 2003 и др. ].

Гуманитарная парадигма

 

Гуманитарная, или герменевтическая парадигма зарождается в психологии к середине 20-го века, под влиянием работ К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма. Философской основой гуманитарной парадигмы становятся экзистенциально-феноменологические концепции (А. Камю, М. Хайдеггер, Ж._П. Сартр, Э. Гуссерль и др.). Гуманистическая парадигма основана на таких методологических принципах, как: признание целостности человека, невыводимости свойств целого из суммы ее частей и несводимость целого к свойствам части; ориентация на позитивную природу человека, его способность к самосовершенствованию и личностному росту; понимание личности как активного творца своей жизни, смысл которой складывается из опыта свободы и ответственности; признание уникальности и ценности бытия каждого человека; определение первичности непосредственного опыта и его уникального значения для субъекта по отношению к внешнему поведению, и теоретическим построениям. Основой гуманитарного познания становится принцип ценностного отношения человека к миру и другому человеку. Сам объект предстает как динамичный, изменчивый, развивающийся, способный к изменению своей природы. Знания гуманитарных наук предполагают рефлексивность, диалог, взаимопонимание двух субъектов, а не монологическое знание, выявляемое исследователем в отстраненной по отношению к объекту позиции. Исследователь гуманитарной науки включен в процесс взаимодействия с объектом, личностно заинтересован в нем, ответственен за него, осознавая собственное влияние на другого человека. Испытуемый представляет собой целостность, ценность и уникальность, он превращается из объекта исследования в эксперта своего жизненного мира, обладающего неповторимыми знаниями о себе самом. Такое исследование – это взаимопознание психолога и испытуемого, изменение и обогащение знаний обоих участников. Необходимым условием реализации такой парадигмы выступает установление партнерских, доверительных отношений между исследователем и его участниками. При объяснении психики исследователь обращается к индивидуальной истории человека, целостной картине его личности. Это предполагает использование субъективных методов – диалога, проективных и идеографических техник, включающих в себя как рациональное познание, так и интуитивное, иррациональное, эмоциональное постижение личности другого. Психика в таких исследованиях определяется как целостная, уникальная, динамичная и развивающаяся система [Розин В.М., 1994; Брудный А.А., 1998; Хомская Е.Д., 1997; Шульга Е.Н., 2003]

Исследование гуманитарного характера не требует жесткого алгоритма; гуманитарные явления уникальны, невоспроизводимы; полученные выводы характеризуются возможностью получения множества интерпретаций, многовариантностью результатов. Гуманитарное знание предполагает диалог исследователей, сопоставление – согласованность или противопоставленность – новых концепций с положениями других авторов; новое знание рождается «на пересечении смыслов», в коммуникации различных походов; исследователь находится в социокультурном пространстве интерпретаций и смыслов. В гуманитарной парадигме реализуется идеографический поход к психологическому познанию предполагающих описание феноменов психической жизни, индивидуальных и уникальных свойств изучаемых явлений с помощью качественных методов [Брудный А.А., 1998; Леонтьев Д.А., 1999]. Так, гуманитарная парадигма принимает неклассический идеал научности, складывающихся в эпоху Модерна, основными чертами которого являются субъективированность процесса познания, единство рационального и иррационального походов, диалогичность и интерсубъективность знания, многовариантность интерпретаций, ценностная ориентированность знания, зависимость процесса и результата познания от социокультурных условий, позиции и мировоззрения исследователя. Современная психология все более осознает себя наукой гуманитарной, совершает переход от жестко детерминированного естественнонаучного знания к диалогичности, рефлексии и описанию целостной и уникальной личности в контексте ее жизненного пути. В то же время, в конце XX - начале XXI века в психологической науке зарождается новая методологическая парадигма, которую можно обозначить как конструктивистскую, или релятивистскую.

 

Конструктивистская парадигма

 

Конструктивистская парадигма получает теоретико-методологическое обоснование в социологии [Бергер П, Лукманн Т., 1995; K.J. Gergen, 1997; R. Harre, 1989 и др. ]. Методология социального конструктивизма основывается на идее относительности истинности научного познания, обусловленности теорий и представлений историко-социальным контекстом. Мышление человека формируется посредством интериоризации социального опыта; осмысление социальной действительности необходимо включает в себя историческую ситуацию, в которую погружен исследователь [Янчук В.А., 2005]. Исследователь в процессе познания не «открывает истины», а, скорее, конструирует интерпретации мира. Согласно одному из основоположников социального конструктивизма, К. Джерджену, понятия и формы, с помощью которых человек описывает окружающий мир, не являются сущностными характеристиками мира, а конструируются самим человеком в процессе социального бытия, продуктами взаимоотношений, коммуникации между людьми. Социальная реальность, по сути, есть созданная человеческим сознанием система конструктов, которая порождается и функционирует с помощью знаково-символических систем, языка. Таким образом, сознание человека не отражает, а конструирует мир с помощью языка в процессе взаимодействия с другими людьми, культурой, обществом. Тогда предмет социологии и психологии, представляющий собой не «объективное явление», но социальную конструкцию, не может изучаться вне социокультурных интерпретаций, рефлексивного диалога исследователей. Репрезентация мира в сознании, конструируемая с помощью языка, есть текст, дискурс. В связи с эти основными методами исследования в рамках конструктивистской парадигмы выступают дискурсивный анализ, интерпретация текстов, рефлексивное обсуждение. При этом ни одна из предложенных интерпретативных моделей не может быть оценена как истинная либо ложная – каждая модель обладает своим объяснительным потенциалом, «диапазоном применимости», успешностью ее использования. Более того, объективная реальность остается для человека «вещью в себе», поскольку ни одно суждение об опыте не содержит сведений об онтологической, «глубинной» реальности. Мир для человека есть его репрезентация, то, что «считается истинным» в определенных социокультурных условиях. Реальности зарождаются, функционируют и распадаются, на смену одним репрезентациям приходят другие. Основная задача социологии и психологии – описывать и интерпретировать феномены человеческой жизни, не претендуя на единственно правильную, «истинную» теорию, осмысляя динамические и развивающиеся системы традиций, представлений, репрезентаций мира. То есть, знание человека о мире (и себе самом) есть не продукт пассивного отражения, а результат его активного конструирования познающим субъектом. Знания о мире выполняют адаптивную функцию, служат, прежде всего, для структурирования и объяснения опыта, а не для постижения онтологической реальности [Э. фон Глазерсфельд, 2001]. Идеи конструктивизма проникают в различные науки на рубеже XX-XXI столетий, становятся объяснительным принципом не только гуманитарного, но и естественнонаучного познания. Так, Г. Ротом обосновывается конструктивистский подход в нейробиологии [Цоколов С.А., 2000]. Согласно автору, основная функция мозга, не отражение, а конструирование мира, порождение поведения, направленного на адаптацию человека к окружающей среде. Базовое свойство живой материи – это самореферентность, способность обеспечивать поддержание собственной целостности. Самореферентность раскрывается Ротом как отсутствие каких бы то ни было внешних факторов, оценивающих и контролирующих процессы в живой системе. Исследователь выделяет два вида самореферентности: функциональную и семантическую. Функциональная самореферентность связывается со способностью системы определять последовательность ее внутренних состояний, так, что последующее ее состояние оказывается результатом предыдущего, а не внешних воздействий. Система становится автономной, ее состояния не регулируются извне. При этом самореферентная система не является изолированной; напротив, она вступает в активный энергоинформационный обмен со средой. Но то, какие именно воздействия среды повлияют на характеристики системы, определяется изнутри нее самой. Семантическая самореферентность касается когнитивных репрезентаций мира в сознании и мышлении, конструирования значений и смыслов. То есть, мозг является самоинтерпретирующейся системой, наделяя свои состояния теми смыслами, которые считает приемлемыми. Разделение переживаемых событий на внешние (определяемые средой) и внутренние (исходящие из собственного тела или психики) определяется исключительно внутренними критериями. Мозг конструирует значения и смыслы воспринимаемых сигналов, и в этом плане представляет собой систему не потребления, а производства информации. Информация, или значение, является ничем иным, как продуктом интерпретаций мозгом своих состояний – от элементарных сенсорных процессов до духовных и ментальных смыслов. Мозг, конструирующий мир, оказывается частью этого мира и частью самого себя. Для снятия данного противоречия Рот вводит различение «реальности» и «действительности». Реальность – это объективный, Или «трансфеноменальный» мир, независимый от человеческого сознания. С этой позиции мозг есть часть реальности. Действительность представляет собой феноменальный мир, мир сознания, конструируемый мозгом в пределах реальности. Феноменальный мир, согласно Роту, представлен тремя составляющими: мир, воспринимаемый и переживаемый как внешний, мир телесности, мир внутреннего Я. Иными словами, мозг есть конструктор, выходящий за пределы своей конструкции, инструмент, создающий феноменальный мир и находящийся в мире трансфеноменальном. Но реальность, так же, как и реальный мозг, обладают принципиальной непознаваемостью, когнитивной недоступностью для субъекта. Так же, как человек не в состоянии воспринимать и осознавать нейрофизиологические процессы, происходящие в мозге, он не может выйти за пределы своего феноменального мира и воспринять «реальность как таковую». Соответственно, объективность, истинность есть не критерии соответствия знания объективной реальности, а характеристики его объяснительного потенциала, способности интерпретировать и прогнозировать события опыта, внутренней согласованности и структурированности, правдоподобия в пределах, устанавливаемых индивидуальным или коллективным опытом. Это справедливо как для обыденного знания, так и для научных теорий. «Теория, в том числе конструктивистская, может защитить себя только тем, что позволяет упорядочивать и интерпретировать имеющийся эмпирический материал лучше, чем другие теории» [Цит. по Цоколов С.А., 2000].

Проблема активности познающего субъекта и порождения им множества интерпретаций реальности, независимости последующих его состояний от начальных условий его существования, по сути, отражающая принципы конструктивизма, рассматривается в синергетике, или теории диссипативных структур [Пригожи И., Стенгерс И., 1986: Хакен А., 1980, 1991; Аршинов В.И., 1997; Чернавский Д.С., 1990]. Реальность, в синергетическом подходе, есть совокупность саморазвивающихся систем, существующих в изменяющихся, нестабильных условиях, и развивающихся нелинейным путем. Системы характеризуются целостностью, устойчивостью структуры и процессов самоорганизации, нелинейностью. Нелинейность системы означает, что ее поведение в разное время и при различных условиях определяется разными закономерностями. Саморазвивающиеся нелинейные системы характеризуются множеством стационарных состояний, которые зависимости от конкретных условий могут выступать как устойчивые, равновесные, или неустойчивые (неравновесные). Развитие системы как целостности, приобретение новых системных свойств определяется как прохождение через «точки бифуркации – ветвления эволюции, кризисные моменты, в которых совершается выбор дальнейшего пути развития, и случайность становится новой необходимостью. Нелинейные процессы не поддаются прогнозированию, поскольку их развитие определяется уникальной случайностью выбора в точке бифуркации» [Петренко В.Ф., 1997]. Таким образом, синергетический подход «связан с вызревающей парадигмой потенциальной множественности возможных путей развития, множества траекторий, где «ставшее», актуаль­но существующее бытие есть только одна из воплотившихся ре­ализаций потенциально возможного, только одно из устойчивых состояний, к которым могла бы прийти эволюционирующая система» [Петренко В.Ф., 2002]. Конструктивистский подход развивается и в современной исторической науке, в попытках не только реконструировать, но и конструировать историю, рассмотреть прошлое в контексте множественности возможностей, исторических альтернатив [Тойнби А., 1991; Переслегин С.А., 1997].

В отечественной психологии также прослеживаются идеи, связанные с признанием активности познающего субъекта, построением в процессе познания образов-репрезентаций мира. Это концепция культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, проблематика человеческого существования как единства человека и мира у Рубинштейна, концепция образа мира А.Н. Леонтьева, психосемантика сознания В.Ф. Петренко, теория смысловой сферы личности Д.А. Леонтьева и другие походы. Конструируемость мира в сознании человека постулируется и в когнитивных психологических концепциях, раскрывается в обосновании таких понятий, как когнитивные репрезентации, модели мира, сценарии и фреймы. Одним из основоположников конструктивизма в психологии по праву считается Дж. Келли, обосновавший теорию личных конструктов как семантических основ и внутренних механизмов порождения человеком субъективной реальности. Конструктивистская парадигма принимается за основу в концепциях квантовой психологии (А. Уилсон), нарративной психотерапии (Дж. Фридман и Дж. Комбс), нейролингвистическом программировании (Дж. Гриндер, Р. Бендлер). Конструктивистская парадигма принимает постнеклассический идеал научности, выработанный в философии постмодернизма. Основными характеристиками постнеклассической науки выступают: признание синтеза рациональных и внерациональных способов постижения истины; определение цели научного познания как конструирования моделей мира, а не открытия истин; признание множественности моделей и концепций описания изучаемой реальности, опосредованность получаемых знаний субъективностью ученого, включенного в сложные социокультурные связи и отношения, повышение значения и роли аксиологических факторов в научном познании, определении предмета научного познания как нелинейных саморазвивающихся систем; использование в естествознании методов гуманитарных наук и стремление к синтезу наук и природе и духе [Степин В.С., 1992; Черникова И.В., 2001; Гусельцева М.С., 2003]. Обобщение теоретико-методологических основ конструктивистской парадигмы, ведущих принципов постнеклассической науки (Руднев В.А., Розин В.М., Леонтьев Д.А., Петренко В.Ф., Уилсон А. и др.), позволили нам сформулировать ее основные методологические принципы.

1. Принцип генеративности. Сознание человека не столько отражает мир, сколько порождает, конструирует реальность на основе взаимодействия с предметной и социальной средой; поведение и деятельность человека определяется структурой и содержанием индивидуальных и социальных концепций мира.

2. Принцип релятивизма. Сознание есть открытая нелинейная саморазвивающаяся система, активно взаимодействующая со средой; системные процессы не являются жестко детерминированными внутренними либо внешними условиями; как внутренние (структурные и содержательные), так и внешние, функциональные характеристики системы имеют вероятностную опосредованность множеством разнонаправленных факторов.

3. Принцип нелинейности сознания и развития: сознание полифонично, способно порождать различные модели мира в зависимости от включенности в различные индивидуальные и социокультурные контексты; сознание характеризуется динамичностью, находится в процессе развития, которое характеризуется нелинейностью, многовариантностью путей и способов; нелинейное развитие представляет собой сложный процесс смены равновесных и неравновесных состояний; радикальные изменения в системе происходят в точках бифуркации – моментах неустойчивости, ветвления дальнейших путей развития, выбора одной из возможных альтернатив, определяемых вероятностными законами.

4. Принцип единства языка и сознания: сознание конструирует модели мира, организует индивидуальный и интерсубъективный опыт с помощью языка; семиотические структуры представляют собой базовые составляющие сознания; сознание функционально тождественно гипертексту как нелинейной знаково-символической репрезентации мира.

5. Принцип дополнительности: для адекватного описания изучаемой реальности необходимо сосуществование множества различных концептуальных моделей; естественнонаучная (объективная) и гуманитарная (субъективная) парадигмы находятся в отношениях дополнительности, отображая психические репрезентации со стороны внешнего наблюдателя или с позиции субъекта; в то же время, в одном исследовании невозможно совмещение данных позиций, одновременное исследование феноменологического и деятельностного, регуляторного аспектов субъективной реальности.

 

 



infopedia.su

ПАРАДИГМА - это... Что такое ПАРАДИГМА?

        (от греч. — пример, образец), 1) понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследоват. задач.         Платон усматривал в идеях реально существующие прообразы вещей, их идеальные образцы, обладающие подлинным существованием: демиург создаёт всё существующее, взирая на неизменно сущее как на образец, или первообраз («Тимей» 28 а, 37 cd и др.). Эта линия в трактовке идеи как П., образца, нашла своё продолжение в неоплатонизме, в рамках которого выдвигались различные толкования соотношения демиурга, образца и идей; в ср.-век. философии она выразилась в учении об эманации бога, в творении им мира по своему образу и подобию.

        В нем. классич. идеализме учение о П. развёртывается в плане анализа принципов внеш. и внутр. единства различных формообразований, в учении о первообразе или прообразе системной организации всех тел. Согласно Шеллингу и Гегелю, принципы упорядочивания и целостной организации природных тел характеризует духовный, идеальный прообраз.

        В философии науки понятие П. было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ амер. историка физики Куна. Стремясь построить теорию науч. революций, Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию П., т. е. «... признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Кун Т., Структура науч. революций, пер. с англ., М., 1975, с. 11). Смена П. представляет собой науч. революцию. Трактовка Куном понятия П. вызвала дискуссию, в ходе которой отмечалась неоднозначность этого понятия (К. Поппер, И. Лакатос, М. Мастерман и др.). Неоднозначность понятия П., под которым у Куна понимается и теория, признанная науч. сообществом, и правила и стандарты науч. практики, и стандартная система методов, потребовала от него пересмотра и конкретизации этого понятия, что было осуществлено в понятии «дисциплинарная матрица» и её компонентов (символич. обобщения, ме-тафизич. части П., ценности и собственно образцы решения исследоват. задач). Вместе с тем понятие П. используется в теории и истории науки для характеристики формирования науч. дисциплины, описания различных этапов науч. знания (допарадигмального, т. е. периода, когда не существует теория, признанная науч. сообществом, и парадигмального), для анализа науч. революций.         В марксистской литературе понятие П. используется при анализе процессов художеств. и науч. творчества (художеств. канонов, стилей в искусстве и стилей мысли в науке и пр.). К. Маркс и Ф. Энгельс обратили внимание на то, что различные науки принимались в качестве образцов и выдвигались на первый план в концепциях науки: если Ф. Бэкон видел в качественной физике основу естеств. наук, то Гоббс провозглашал геометрию «главной наукой» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. .2, с. 142—43). А. Грамши, критикуя позитивистский сциентизм, отмечал, что длит. время наука отождествлялась с естеств. науками. «Экспериментальные и естественные науки являлись в определенную эпоху "моделью", "образцом"; и поскольку общественные науки (политика и история) стремились найти объективную основу, которая в научном отношении была бы пригодной для того, чтобы придать им такую же точность и силу, какими обладали естественные науки, то понятно, что к этим последним обращались при создании языка общественных наук» (Грамши А., Избр. произв., М., 1980, с. 305). Признавая общие принципы деятельности учёных, определ. культурные стандарты, эталоны и методологич. регулятивы, выступающие в качестве образцов при решении исследоват. задач внутри отд. науч. дисциплины, марксистская методология науки отвергает унификацию реального методологич. и предметного многообразия науч. дисциплин, попытки построения некоторой нормативной методологии науки.         Лосев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 3]— Высокая классика, М., 1974; его же, История антич. эстетики, [т. 6] — Поздний эллинизм, М., 1980; Гряз но в Б. С., Филос. «П.» Т. Куна, «Природа», 1976, № 10; Criticism and the growth of knowledge, ed. by J. Lakatos, A. Musgrave, Camb., 1970; Ritzer G., Sociology, a multiple paradigm science, Boston, 1975; см. также лит. к ст. Кун.

        А. П. Огурцов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Парадигма это (простыми словами)

В большинстве книг и статей понятие «парадигма» имеет весьма туманное объяснение. Если говорить простым языком, то данный термин означает какую-то истину или аксиому, которая принимается за основу. На базе этой теории ведутся исследования ученых в определенной области знаний .

В более сложном понимании парадигма – это система средств, методов и суждений. Она устанавливает рамки, в пределах которых ведутся исследования, происходит понимание и дальнейшее изучение информации.

Появилась данная концепция благодаря приверженцу постпозитивизма – Томасу Куну. Он выделяет несколько этапов развития своей теории:

  • Допарадигмальный этап (проявление различных аномалий, которые трудно доказать).
  • Формирование какого-то знания (появление книг и учебников, которые последовательно, поэтапно раскрывают нюансы определенной теории).
  • Нормальная наука (поиск новых доказательств парадигмы, уточнение предыдущих знаний).
  • Экстраординарная наука (разочарование в старой парадигме и предъявление новых истин).

Разумеется, полный отказ от каких-то систем и суждений невозможен. Обычно образуются группы ученых: те, которые поддерживают традиционные, «старые» взгляды, и те, которые стремятся от них отказаться в пользу новых. Первая команда продолжает старые исследования, а вторая категория выдвигает что-то новое.

Основные группы в психологии

1. Естественнонаучная парадигма. Отражает все существующие знания о мире и человеке. С ее точки зрения люди являются объектами, которые подвергаются анализу и изучению.

Ученые разделяют эту парадигму на два блока. Первый включает старые теории о происхождении природы и давно имеющихся форм, а второй ориентируется на новый подход.

Естественнонаучный взгляд на мир требует не догадок и предположений, а неопровержимых доказательств. Здесь господствуют эмпирические факты, которые выявляют все нестыковки и предыдущие заблуждения.

Незаменимая экспериментальная форма проверяет определенные гипотезы и закономерности, которые характеризуют начальную истину.

Рекомендуем: Житейская и научная психология

2. Гуманитарная. В данном случае основой является духовный мир человека. Изучается его личное мировоззрение, ценности и жизненный смысл. Здесь неприменимы научные методы, которые требуют доказательств. Данная парадигма основывается на ощущениях и чувствах объекта.

Исследование предполагает анализ возможностей человека и его психики. Однако доказательства всегда будут оставаться довольно смутными, ведь человеческая душа не является чем-то материальным.

3. Практическая. Эта парадигма рассматривает не эмоциональные установки, а практику, основанную на них. Она изучает когнитивные способности, которые включают в себя мышление, ориентацию в пространстве, принятие решений и т.п.

Также исследуются личностные характеристики объекта, которые он формирует сам. Что индивид представляет о мире, о себе, об окружающих? Данные выводы имеют большое значение для ученых, анализирующих практическую парадигму.

Второстепенные виды

1. Психотехническая парадигма. Психотехника рассматривает роль психологических аспектов в культуре. Для этого проводятся эксперименты, которые выявляют зависимость мозга и конкретных движений или эмоций. К примеру, какая-то работа больше подходит определенному человеку и меньше утомляет его, и наоборот.

Также в сфере внимания данного подхода находятся последствия воздействия на человека рекламной информации. Исследуется влияние на людей различных публикаций и пропаганды определенных продуктов. Данная парадигма подразумевает выявление закономерностей и разработку и развитие техник, которые могут помочь в повседневной жизни и в трудовой деятельности.

Рекомендуем: Мировоззрение — это

2. Деятельная. Изучает соотношение чувств и мыслей, которые возникают по поводу каких-то действий, явлений. То есть человек опирается не только на практику в какой-то сфере, но и на свои ощущения, то есть на сферу психического.

Субъект не может быть полностью открытым и беззащитным, ведь в своих действиях он руководствуется не только чужими советами, но и своим опытом, и даже интуицией. Именно поэтому очень важна связь общества и человека, причем активная с обеих сторон. Это касается не только взрослых людей, но и детей, характеры и привычки которых еще только формируются.

3. Педагогическая. Комплекс определенных установок, методов и планов обучения, которые являются образцом в различных образовательных учреждениях. Педагогическая парадигма не основывается на индивидуальных особенностях человека, а предусматривает усвоение одинаковых знаний всеми обучаемыми.

В данном случае ученик становится полностью подвластен преподавателю, так как только тот может дать ему что-то новое. Такая схема вызывает негативные эмоции у воспитанника, ведь он чувствует себя подчиненным. К сожалению, сегодняшняя педагогическая парадигма уже устарела, поэтому поиск нового подхода невероятно актуален.

Сейчас рассматривается вопрос об ориентации образования на культуру личности. Будущая педагогическая парадигма планирует позиционировать учителя как друга, а не как что-то пугающее и строгое.

Рекомендуем: Гипотеза — это

4. Эзотерическая. Считается самой древней из известных парадигм. Ее главная суть заключается в существовании неизменной истины, которую не каждый может познать.

К тому же большое значение имеет учитель, который не преподает, а дарит данное учение как откровение. Можно назвать данный подход религиозным, ведь не все верят в Бога и загробную жизнь. Эзотерика же близка со всеми подобными суждениями и установками к религии.

В этой парадигме не существует никаких оценок и эмоциональных заключений. Данные понятия применимы лишь к личности, а в этой системе координат ее не существует. Основной идеей является то, что все в мире едино и цельно.

5. Прагматическая. Это полная противоположность предыдущему подходу. Главная цель этой парадигмы заключается в поиске способов урегулирования задач, которые возникают во всех сферах жизни человека. В данном случае все знания и истины являются инструментами для решения проблем.

Это касается не только умения зарабатывать деньги, но и способности выживать в нашем мире. Долгое время значение данного подхода сводили к финансам, которые рассматривались как основа существования. Лишь в последние годы можно заметить, что большинство людей перестало игнорировать собственные желания, таланты и предпочтения, что резко поменяло классический прагматизм.

Перспективы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психологии существует множество теорий и предположений. Оценка ее перспектив зависит от огромного количества факторов. Они включают в себя личностные суждения разных типов людей, взаимосвязь разных парадигм, веру, пол, социальное положение в обществе и даже такие понятия, как искренность, зависть и правильная мотивация.

Рекомендуем: Что значит: объективное мнение?

Парадигмы в психологии настолько противоречивы, что не все психологи верят в них. Большая часть ученых забывает о первоначальных целях, посвящая все больше времени духовным вещам. Однако такая конкретика в направленности позволяет открывать настоящие эмоции и таланты человека, а не только его навыки для пользы обществу.

Стоит сказать, что мир и технологии не стоят на месте, а значит, появляются и новые парадигмы. В любом случае специалистов в данной профессии огромное количество, поэтому развития и новых подходов не избежать. Автор: Елена Мелисса

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru