836
Невроз – особое расстройство нервной системы, встречающееся и у взрослых, и у детей. При нем не обязательно есть какое-либо повреждение головы, травмы иного рода, воспаления или инфекции. Но нарушения в функционировании отдельных участков нервной системы имеются. Невроз – заболевание с психогенной природой, проявляется как ответная реакция личности на стрессовые, травмирующие психику условия среды.
Личность формируется и активно развивается с самого рождения. Как и познавательные функции, так и весь организм, нервная система. Наибольшая активность наблюдается у детей после трех лет. Малыши не в состоянии описать свои страхи и ощущения, эмоции, передать свое состояние, потому невроз как таковой обычно проявляется после трех. Чем взрослее малыш, тем яснее станут симптомы и признаки нервного расстройства. Они проявляются в поведении, психическом развитии ребенка.
Если, скажем, при шизофрении происходит полный распад личности, не поддающийся коррекции, то здесь расстройство только отдельных функций психики. Невроз не является психическим заболеванием или патологией, он поправим и обратим.
Нервная система ребенка может испытывать как длительное, повторяющееся стрессовое состояние, так и одно сильное потрясение. У человека появляются сбои в привычной жизнедеятельности, настроение нестабильно, резкие эмоциональные перепады. Страхи, тревожность повышены, самооценка или низкая, или завышенная. Могут сопровождаться соматическими нарушениями вроде излишней потливости, нарушений аппетита, учащенного сердцебиения.
Трудность при определении термина «невроз» в том, что до сих пор нет четкого определения описанных симптомов. Специалисты медицины рассматривают его как совокупность расстройств соматического и нервного характера.
Дети раннего возраста, школьного, и, в особенности, подросткового имеют нестабильную нервную систему из-за того, что происходит процесс ее формирования и созревания. У ребенка нет достаточного багажа знаний, чтобы понимать, как реагировать на стресс, неожиданную ситуацию, потому он не в состоянии дать адекватную реакцию.
Некоторые мамы и папы не обращают внимания, что поведение их детей изменилось. Из-за собственных забот они склонны списать это на обычные капризы, возрастные перемены. Но никак не на нервное расстройство. Однако невроз имеет свои последствия. Ребенок может заболеть дополнительными заболеваниями, испытывать трудности в установлении контактов с другими людьми. В подростковом возрасте это чревато тем, что невроз усугубляется и переходит уже во взрослую жизнь.
Один из важных факторов, влияющих на невроз у ребенка, является предродовая патология, родовая — гипоксия нервных тканей плода.
К появлению невротических расстройств у детей также влияют проблемы, унаследованные от родителей, в том числе и заболевания нервной системы; и пережитый опыт катастрофы, стихийного бедствия, психотравмы.
Запускают невроз:
Интенсивность, степень выраженности расстройства обычно зависит от возрастных и половых особенностей ребенка, выбранного родителями стиля воспитания, типа конституции (астеническое телосложение, нормостеническое или гиперстеническое), темперамента и характера.
Существуют группы риска детей, которые могут быть более подвержены неврозам:
Одна из самых частых причин детского невроза – действия со стороны взрослого. Значимым взрослым выступает родитель, соответственно, именно его ошибки ребенок воспринимает наиболее остро.
Встречаются такие ошибки воспитания:
Все эти факторы накладываются на незрелую нервную систему ребенка, притом, что он не в состоянии никак остановить их влияние, самостоятельно справиться с ситуацией.
Например, такие:
Обычно невроз закрепляется из-за действующих одновременно факторов. Дети из хороших семей с правильными ориентирами даже под влиянием испуга редко переживают невротическое расстройство.
Как правило, родители реагируют вовремя и успевают предостеречь это у своего чада, помогают справиться с возникшей проблемой без последствий для его психики.
Психологические признаки:
Соматические признаки:
Симптомы при детском неврозе общего типа:
Остановимся подробнее на видах невротических расстройств у детей и их симптомах.
Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.
Состояние нервного тика – подергивание непроизвольно, обычно проявляется у мальчиков. Происходит из-за психологических факторов, либо влияния других болезней.
Навязчивые действия могут закрепиться:
Такие нервные расстройства характерны для детей после пяти лет. Тик может переходить на верхние конечности, лицевые мышцы, шею, проявляться в дыхании, как заикание и недержание мочи. Столь однотипные действия, часто повторяясь, приносят ребенку дискомфортное состояние, нервируют его, но затем вызывают привыкание.
Обычно вероятность проявления невроза прослеживается с ранних лет, когда начинают формироваться и закрепляться действия стрессовых факторов:
Если не избавиться от подобных привычек сразу, то на их фоне развивается невротическое состояние в более старшем возрасте.
Фобии могут быть выражены в таких страхах:
У детей формируются свои представления и идеи о том, каковым может быть их воспитание, какими должны быть нормы морали, совершенно отличные от общепринятых, что порождает развитие беспокойств и тревожности, страхов.
Эти виды протекают на фоне других заболеваний, а то и наследственных причин. Для них существуют отдельные методы лечения, точные причины назвать сложно.
Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой вид невроза возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.
Всякое лечение должно быть направлено на выявление и избавление от причины невроза. Обычно этим занимаются психотерапевты. Их инструментарий составляет большое количество методик: сказочная, игровая терапии, гипно-сеансы, медикаментозные препараты, гомеопатические средства. Каждый отдельный случай требует своего подхода. Однако для ребенка самое главное лекарство – гармоничные отношения в семье, отсутствие споров и конфликтов. Счастливый, смеющийся малыш, получающий положительные эмоции и не получит невротического расстройства. При неврозе родителям нельзя допускать того, что болезнь усугубится. Детские тревоги пройдут с приливом хороших впечатлений, с родительским вниманием и заботой. Чем больше малыш смеется, тем меньше он болеет.
Одной из главных причин невротических расстройств являются нездоровые отношения в семье. Основной воспитания должны стать совместные обсуждения.
Конечно, это не означает угождать ребенку во всем, либо давать ему полную свободу. Однако излишняя опека, безоговорочное подчинение – большая ошибка. Ищите компромиссные варианты. Нельзя давить на малыша своим авторитетом, стращать его, часто наказывать, осуществлять круглосуточный контроль. Любому ребенку нужно личное пространство и свое время. При повышенной опеке малыш становится апатичен, безразличен ко всему, замкнут, что впоследствии породит невроз.
Разумеется, плохо и когда родители совсем не интересуются своим чадом.
Если в семье один ребенок, а мама и папа хотят вырасти из него «звезду», всеобщего любимца, то также неизбежны проблемы. Малыша отдают сразу во множество секций, заставляют много трудится, не разрешая проводить досуг по-своему и в компании друзей. В результате ребенок переутомляется, что также приводит к неврозу.
Специалист, проводящий терапию, сперва выясняет семейную картину, родительский стиль воспитания, а затем выстраивает программу лечения. Медицинские препараты нужны в редких случаях, а их эффективность возможна лишь тогда, когда родители тоже осознают свои ошибки и будут готовы к исправлению. Только совместные усилия помогут ребенку преодолеть нервное расстройство. Кроме того, необходим распорядок дня, правильное питание, утренняя гимнастика, частые прогулки.
Из известных методов лечения применяются также музыкальные занятия и взаимодействие с животными – общение с лошадьми, дельфинами, рыбками.
Ваш малыш будет спокоен и жизнерадостен, адекватно реагирующий на все события, если, конечно, полностью обеспечить его благоприятными условиями, окружить заботой и вниманием. Семейный микроклимат должен быть хорошим, обходитесь без ссор, не показывайте ребенку своего плохого настроения. Тогда он и будет здоров, не понадобится лечение невроза.
Если все-таки нарушения в психическом развитии налицо, ребенок нервозен и непослушен, то самое время пойти к психологу или неврологу. В особых ситуациях необходима помощь психиатра. Могут участвовать педиатр, физиотерапевт, уролог, логопед и массажист. Главное – постараться полностью вылечить ребенка.
psihter.ru
Неврозы — это обратные, временные функциональные заболевания нервной системы, вызванные срывом основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Основными причинами неврозов являются длительные психические травмы — психические потрясения, наследственность, насилие в семье, алкоголизм родителей, дидактогенни факторы т.д.. Неврозы — это болезнетворные формы реакций нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому их иначе называют психогенными патологическими реакциями.
Болезненные воздействия психической травмы в большинстве определяется возрастом ребенка и индивидуальными особенностями нервной системы. В разном возрасте ребенок по-разному реагирует на психические травмы. Чем меньше ребенок, тем меньше психическая травма может вызвать у нее срыв нервной деятельности. Для детей раннего возраста чрезвычайно сильными раздражителями могут оказаться незнакомые объекты, новый человек, гром, сильный гудок автомобиля, поезда и др.. Травмирующим психику фактором в этом возрасте может быть пребывание ребенка в первые недели в дошкольном учреждении, встреча с незнакомыми людьми. У старших детей большое значение в развитии неврозов имеют такие факторы, как испуг, ссоры между родителями. Дети старшего возраста тяжело реагируют на жизненные трудности разрушение семьи, смерть близких, проблемы в обучении и т.п.. Особенно болезнетворных реагируют на неблагоприятные факторы дети, перенесшие заболевание, значительно ослабили нервную систему, дети со слабым типом нервной системы.
Основными невротическими проявлениями у детей является психогенные шоковые реакции, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых движений, ночное недержание мочи (энурез), нервная анорексия (отсутствие аппетита), языковые неврозы.
Психогенные шоковые реакции »возникают вследствие острых психических травм (пожар, авария на транспорте, землетрясение и др.).. Они проявляются резким паническим страхом, расстройством сознания, психомоторным возбуждением — бессмысленным бросанием на месте, попыткой куда-то бежать или наоборот — психомоторным торможением (ступор), ослаблением реакции на внешние раздражители. Тогда часто выраженные функциональные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта (понос, рвота), возможно повышение температуры тела. Частым проявлением шоковой реакции бывает аутизм (прекращение речевого общения с другими) с последующим заиканием.
Неврастения — нервное истощение, вызванное переутомлением или длительным воздействием психотравмирующих факторов. Неврастении вызывают непосильные нагрузки, особенно в тех случаях, когда ребенок рядом с привычным школьным нагрузкам имеет дополнительное: изучает иностранный язык, учится в музыкальной школе, занимается в различных кружках и т.п.. Часто неврастения развивается у детей, длительное время находящихся в психотравмирующих ситуациях (проблемы в семье, неудачи в школе), не меньшей степени это касается и детей, которые имеют слабый тип нервной системы или перенесли длительное изнуряющего заболевания.
Неврастения проявляется в форме нестабильности эмоционального состояния (настроения), повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, усталостью. Работоспособность ребенка значительно снижается, он быстро устает, появляются головная боль, вялость, сонливость, пассивность. В одних случаях преобладает повышенная раздражительность, капризность, иногда психомоторное возбуждение, а в других наоборот — вялость, усталость, испуганный состояние, застенчивость. Порой у детей могут быть выражены лишь отдельные симптомы неврастении: головная боль, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности.
Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является невроз страха. Страхи у детей сами по себе не должны рассматриваться как проявление болезни, поскольку повышенная пугливость является их физиологической особенностью. Иногда в результате неправильного воспитания (устрашения детей) или психической травматизации страхи имеют устойчивый характер. Тогда может меняться поведение ребенка. Она начинает бояться темноты, находиться одна в помещении, боится новых людей. У маленьких детей часто возникают ночные страхи. Они могут иметь затяжное течение.
Проявлением невроза страха является беспокойство ребенка за свое будущее, он боится умереть или потерять своих близких. Обычно эти страхи развиваются с тревожно-мнительным складом характера. Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов, характеризуется повторением, может быть затяжным. В таком случае говорят о навязчивые страхи (фобии).
Одним из частых неврозов у детей является невроз навязчивых состояний. Навязчивые состояния чаще развиваются в возрасте десяти-четырнадцати лет, но могут возникать и значительно раньше — в возрасте двух с половиной — четырех лет. Характерными для детского возраста являются навязчивые страхи (фобии) острых предметов, открытых пространств (агорафобия) — когда ребенок представляет опасными природные и сказочные явления, смерть, тьму, школьные ситуации, боится заразиться. Невроз навязчивых состояний часто развивается у детей с истерическим развитием (эгоцентрической, капризных, которые требуют к себе особого внимания, астенических, ослабленных после болезни, уставших, колеблющихся). Эти дети уже в раннем возрасте обычно отличались боязнью всего нового, немотивированными страхами. В школьном возрасте у них проявляется уязвимость, боязнь заразиться, заболеть. Иногда навязчивые действия имеют характер защитных ритуалов, которые по своему происхождению связаны с навязчивыми страхами.
Невроз навязчивых движений характеризуется появлением любых лишних движений (подергивание, тик): сморкание носом, частые моргания, ужимки, различные движения рукой, плечом и др.. Такие движения отличаются от гиперкинезов (автоматических нецелесообразных движений, вызванных непроизвольными сокращениями скелетных мышц) тем, что ребенок может на время преодолеть их усилием воли, они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением, однако вновь появляются и усиливаются в связи с появлением людей и нежелании отвечать на уроке.
В некоторых случаях навязчивые движения приобретают характер защитных ритуалов. Эта форма неврозов навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и трудно лечатся.
Частым проявлением неврозов у детей является ночное недержание мочи (энурез). Вообще энурез наблюдается у детей довольно часто. Однако о неврологическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы. Такое недержание мочи может вызвать вторичное неврологическое наслоение результате переживания ребенком своего «дефекта», особенно тогда, когда его стыдят, наказывают, упрекают. Ребенок становится раздражительным, грубым, застенчивой, замкнутым, отказывается от товарищей. В дальнейшем это может привести к патологическому развитию личности. С возрастом энурез исчезает, как правило, и без лечения.
Довольно частыми неврозами являются языковые неврозы, или логоневроз — заикание, аутизм (прекращение речевого общения с другими). Причиной невротического заикания зачастую являются острые и подострые психические травмы (испуг, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа, например, положили ребенка в больницу и т.п.). Благоприятными условиями для появления заикания могут быть врожденные особенности нервно-психического развития, семейная обременительность заикания, ослабление организма в результате различных заболеваний, ошибки в воспитании, особенно перегрузки ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к ее собственного языка и др.. Важное место в возникновении невротического заикания принадлежит фактору подражания. В таких случаях заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса.
При невротическом заикании ребенок проявляет (сразу или через некоторое время) характерную реакцию на свой дефект. Она зависит от возраста, когда наступает заикания, а также от особенностей его высшей нервной деятельности. Ребенок начинает избегать речевое общение, особенно с незнакомыми людьми. При попытках говорить у ннего усиливаются вегето-сосудистые нарушения и сопутствующие движения.
Характерным признаком неврологического заикания является логофобия — страх речи. Она выражена в основном в школьном возрасте. Появление логофобии значительно ухудшает течение заикания, способствует школьной и социальной дезадаптации и может проявляться в виде повышенной возбудимости, ухудшение сна, иногда ночного недержания мочи, подергивания.
К невротическим форм речевого расстройства относятся мутизм и сурдомутизм. Мутизм (немота) возникает после острой тяжелой психической травмы. В таких случаях он сочетается с другими невротическими расстройствами. Такое происхождение может иметь и сурдомутизм (глухонемота). Чаще мутизм возникает как пассивная реакция протеста на неблагоприятные воздействия окружающей среды.
В таких случаях мутизм всегда соответствующую избирательность (елективнисть) и направленность. Ребенок не разговаривает с соответствующим человеком через чувство обиды на нее, желание его «отомстить». Порой он перестает общаться только со взрослыми. Считают, что в основе такого мутизма есть желание ребенка освободиться от тяжелой для него ситуации.
Мутизм наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У девочек он возникает вдвое чаще, чем у мальчиков. Благоприятными факторами возникновения мутизма есть остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности личности ребенка. Мутизм может быть одним из первых признаков психического заболевания (в частности детской шизофрении). Мутизм может быть также проявлением истерических реакций.
При лечении неврозов, кроме специальных методов (назначение успокаивающих и других лекарственных средств), большое значение имеет его профилактика.
Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства.
«Тепличная обстановка» при воспитании может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется «жалким трусом», — отмечал И. П. Павлов. Вот почему в основе воспитания в детском и юношеском возрасте на первом плане должны стоять меры, которые развивают выдержку, стойкость в достижении цели, любовь к труду, желание самосовершенствования. Целесообразно сказать, что здесь нельзя недооценивать большое значение не только домашнего воспитания, но и воздействие педагогического коллектива, класса, дают многочисленные примеры для подражания.
В воспитании волевых качеств большая роль принадлежит физической культуре и спорту с их разнообразными видами и методами, среди которых всегда можно найти такие, которые могут быть интересны для молодого человека. Организованые соревнования способствуют развитию устойчивости, воли к победе, коллективных навыков. Воспитание в коллективе (в дошкольном учреждении, школе) прививает ребенку чувство товарищества, дружбы, общей цели. По статистическим данным, неврозами часто болеют дети, воспитывающиеся одиночками среди взрослых, которые делают их центром своего внимания, поэтому потакают всем их желаниям и требованиям.
Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.
Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна. Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок. Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей. Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса.
Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избежания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).
nmedicine.net
Невроз у детей - психогенное заболевание, которое возникает по причине стрессовых ситуаций и плохих внутрисемейных отношений. В подростковом возрасте этот недуг может привести к невротическому развитию личности. Существуют две группы неврозов, которые отличаются друг от друга распространенностью и их симптомами. При терапии этого недуга необходимо комплексное лечение, которое включает в себя помощь психолога и прием медикаментов. Для предотвращения развития заболевания нужно, чтобы в семье у ребенка были хорошие гармоничные отношения.
1
Невроз у детей: описание заболеванияНевроз у детей - заболевание психогенного характера, которое представляет собой реакцию личности на психотравмирующую стрессовую ситуацию. Распространенной причиной возникновения этого состояния является наследственная предрасположенность. К факторам развития заболевания относятся изменения в жизни (переезд в другой город, новую квартиру).
Смена коллектива играет важную роль в формировании детского невроза. Обычно такие состояния развиваются, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Психические травмы, неблагоприятный климат в семье (сложные отношения, развод родителей, конфликты между супругами) влияют на формирование расстройства.
Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков
2
Основные клинические проявления и видыСуществует большое количество видов невротических расстройств, которые проявляются у малышей, детей дошкольного, младшего школьного и школьного возрастов, а также подростков. Эти формы состояний отличаются друг друга выраженностью и спецификой симптомов. Существует несколько видов неврозов, которые подразделяются на общие и системные:
Истерический невроз: понятие, симптомы, способы лечения
2.1
Общие невротические расстройстваОбщие неврозы - самая распространенная группа невротических состояний у детей. Отмечаются соматические и вегетативные симптомы.
Наблюдаются неврологические (двигательные) расстройства. Эта группа неврозов приводит к невротическому развитию личности.
Невроз - причины возникновения, симптомы, виды и способы лечения
2.1.1
Невроз страховНевроз страхов характеризуется наличием предметных опасений, которые связаны с травмирующими ситуациями и тревогой, в некоторых случаях - с иллюзиями и галлюцинациями. Они зависят от возраста ребенка. У школьников и дошкольников наблюдаются страхи сказочных животных и персонажей.
В дошкольном и младшем школьном возрасте часто отмечаются боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями. У подростков наблюдаются страхи, связанные с вопросами о жизни и смерти. Симптомы отличаются приступообразностью, их длительность составляет от 10-15 минут до нескольких часов.
У таких детей наблюдаются сомато-вегетативные расстройства: тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное потоотделение и затрудненное дыхание. Отмечаются неприятные ощущения в области сердца и дрожь. К вегетативным признакам относятся жалобы на остановку сердца, трудности в глотании. Дети требуют вызвать врача и считают, что умирают.
Существует два вида динамики этого состояния: кратковременный и затяжной. Первый тип характеризуется тем, что преобладает у детей младшего возраста. Его длительность - 3-4 недели. Затяжной тип возникает в основном у подростков и школьников и составляет от нескольких недель до 2-3 лет.
Отмечается наличие особой формы неврозов страха - "школьный невроз". Этот тип наблюдается у учащихся 1-4 классов. У таких детей возникает страх посещения школы. Он сопровождается отказом учиться, уходом из учреждения и дома, а также истерическими реакциями. Из-за этого у ребенка появляются проблемы в школе. Боязнь обусловлена страхом трудностей или разлуки с мамой.
2.1.2
Истерический типИстерический невроз возникает у детей из-за длительного влияния стрессовой ситуации и наличия истерических черт характера. У пациентов отмечается нарушение способности стоять и ходить (астазия-абазия) при сохранении движений в положении лежа. В редких случаях наблюдаются истерические параличи и парезы. Иногда имеются парезы глазодвигательных мышц и голосовых связок.
У детей припадков почти не наблюдается. Иногда отмечаются ситуации, при которых ребенок с громким плачем и криком падает на пол, бьется руками и ногами, выгибает спину дугой. У некоторых детей такие припадки могут возникать от 10 до 15 штук за день.
У больных истерическим неврозом наблюдается дискомфорт в области живота, сердца. Пациенты жалуются на головные боли, рвоту, нарушения глотания и запоры. Иногда у детей отмечается истерическая слепота, повышенная и пониженная чувствительность.
2.1.3
Невроз навязчивостейНевроз навязчивых состояний у детей младшего возраста характеризуется наличием страхов заражения и загрязнения, острых предметов и замкнутых помещений. У более взрослых ребят наблюдаются боязни болезни и смерти, покраснения. Отмечается страх речи у тех детей, кто страдает заиканием.
Опасение за свое здоровье характеризуется переносом на своих родителей. В результате этого формируется страх за здоровье матери и отца. Особой разновидностью этого типа является невроз ожиданий, который характеризуется тревогой и боязнью неудачи при выполнении какой-либо деятельности.
Нередко у детей наблюдается невроз навязчивых действий, которому свойственны тики (у дошкольников и младших школьников). К ним относятся мигания, наморщивание лба и носа, подергивание плечами. Отмечаются покашливания и шмыганье носом.
2.1.4
Депрессивный видУ таких детей наблюдается пессимистичное настроение, грустное выражение лица и тихая речь. Отмечаются замедленные движения, плаксивость, снижение активности и стремление к одиночеству. Этот вид невроза характеризуется ухудшением успеваемости по образовательной программе. Такие симптомы свойственны подросткам.
В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается вялость, пассивность и заторможенность. Отмечается агрессивность и раздражительность. Такие дети отличаются упрямством и грубостью.
2.1.5
НеврастенияЭта форма невротического состояния возникает у школьников и подростков. Отмечается состояние раздражительной слабости. Оно характеризуется наличием несдержанности, склонности к гневу.
Наблюдается снижение внимания, плаксивость. Такие дети жалуются на плохой аппетит и рвоту. Отмечаются нарушения сна.
2.1.6
Ипохондрический неврозУ детей, страдающих этой формой невроза, отмечаются опасения по поводу своего здоровья. Наблюдаются вегетативные расстройства и полуобморочные состояния. Возникают ощущения жжения, разрыва сосудов или внутренних органов.
Появляются перепады артериального давления. Эта форма невроза у подростков имеет длительное течение. Из-за этого возникает невротическое развитие личности.
2.1.7
Нервная анорексияУ таких пациентов наблюдается осознанное ограничение приема пищи. Они убеждены в том, что имеют лишний вес, стремятся похудеть и вести высокую физическую активность. Длительность этого состояния составляет около 5 лет.
При долгом течении наблюдается снижение настроения. Это сопровождается тревогой и страхами. Отмечается повышенная эмоциональность.
2.2
Системные неврозыЭта группа неврозов чаще всего возникает у детей младшего школьного возраста. В редких случаях - у подростков.
Эти невротические реакции развиваются из-за испугов по различным причинам.
2.2.8
ЗаиканиеКлинические проявления характеризуются наличием судорог в дыхательных мышцах. Отмечаются нарушения речевого дыхания, дополнительные движения мышц лица и шеи. Особенностью этого вида является то, что ребенок начинает замечать патологию через несколько лет после возникновения заикания.
Пациент старается не говорить в присутствии других людей, отказывается от публичных выступлений. С возрастом у детей возникает страх речи - логофобия. Это состояние усиливает заикание при волнении. Это может привести к отказам от устных ответов на уроках.
2.2.9
ТикиНевротические тики - различные автоматизированные привычные движения и покашливания. Преобладают в области лица и шеи, плечевого пояса. С возрастом тики могут перерасти в навязчивые.
Их локализация со временем может подвергаться изменениям. Этот недуг длится около 3-4 недель. Заболевание сочетается с заиканием и энурезом.
2.2.10
Расстройства снаУ пациентов отмечаются жалобы на трудности засыпания, страхи и пробуждения по ночам. У некоторых больных наблюдается снохождение и сноговорение (лунатизм). Длительность засыпания составляет 1-2 часа.
Процесс сопровождается страхами и опасениями (боязнь темноты ). Для детей младшего школьного возраста характерны долгие ночные пробуждения. Длительность этих состояний составляет несколько часов.
2.2.11
АнорексияУ больных отсутствует желание осуществлять прием пищи. Отмечается избирательное отношение к еде. Такие дети медленно едят. Во время приема пищи часто возникает рвота.
Трапеза вызывает капризность и плаксивость. Отмечается плохое настроение. Длительность этой формы невротической реакции - 2-3 недели. В некоторых случаях наблюдается отказ от еды.
2.2.12
Энурез и энкопрезЭнурез - недержание мочи, которое возникает при обострении стрессовой ситуации. Возникновению этой патологии способствуют такие черты характера, как тревожность, боязливость, впечатлительность и неуверенность в себе. Этот недуг сочетается с перепадами настроения, раздражительностью, капризностью, страхом и нарушениями сна.
Энкопрез - непроизвольное выделение испражнений, которое возникает при отсутствии нарушений и заболеваний желудочно-кишечного тракта. У пациентов отмечается наличие небольшого количества кала и мочи на постельном и нижнем белье. Дети вначале не замечают этого и только через некоторое время ощущают неприятный запах.
Энкопрез сочетается с пониженным настроением, раздражительностью и плаксивостью. Причиной развития этого нарушения являются психотравмирующие ситуации. Они имеют хронический характер.
2.2.13
Патологические привычные действияУ таких пациентов наблюдается сосание пальцев или языка, которое возникает преимущественно у дошкольников. В большинстве случаев отмечается сосание большого пальца. Это может привести к формированию неправильного прикуса.
Наблюдается кусание ногтей, которое сопровождается их проглатыванием. Возникает расстройство в препубертатном возрасте. У таких пациентов встречаются онанизм, ритмическое раскачивание телом и головой. Это происходит перед засыпанием и после пробуждения.
Наблюдается стремление выдергивать волосы на голове и бровях (трихотилломания). Это действие сопровождается чувством удовлетворения. Недуг отмечается у девочек школьного возраста. Трихотилломания приводит к облысению.
3
Лечение и коррекцияЛечение детских неврозов осуществляется при помощи психотерапии и медикаментов. Чтобы убедиться в отсутствии у ребенка нарушений, которые возникают в неврологии, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу. Психотерапия помогает установлению гармоничных отношений в семье и нормализации эмоционального состояния малыша. Таким детям необходима поддержка воспитателя или педагога.
В коррекции неврозов важную роль играют препараты. Чтобы избавиться от страхов, назначают прием транквилизаторов. При депрессивном состоянии рекомендуется применять антидепрессанты (Амитриптилин) и снотворные лекарственные средства. Рекомендуется пить витаминные и минеральные комплексы.
4
ПрофилактикаПрофилактика этого заболевания заключается в гармонизации отношений между супругами. Рекомендуется не конфликтовать непосредственно при детях, поскольку это негативно влияет на нервную систему ребенка. К мерам профилактики относится коррекция неправильного стиля воспитания малыша (гиперопека, гипоопека).
Следует избегать телесных наказаний детей. Нельзя осуществлять изоляцию ребенка от его друзей при проступке. Нужно предъявлять такие требования, которые ему по силам осуществить.
neurofob.com
Неврозы представляют собой группу психогенных болезней, являющихся реакцией отдельной личности на психическую травму. При этом тяжесть психотравмирующей ситуации определяется не физическими параметрами, а информационной нагрузкой.
Несмотря на то, что саму группу заболеваний относят к обратимым состояниям, заболевание требует особого подхода и коррекции. К одному из критериев, способных влиять на вероятность развития неврозов, относят возраст. Незрелость личности и самосознания у детей определяет высокий риск формирования невротических реакций. Последствия подобных расстройств во многом предопределяют нервно-психическое и психо-соматическое здоровье взрослого человека, формируют особенности личности и влияют на все уровни и формы адаптации.
Причины развития
Еще в первой половине ХХ века академиком Павловым было установлено, что в основе заболевания лежат измененные взаимосвязи между корой и подкоркой. В настоящее время ведущими системами в патогенезе неврозов считаются:
Внешние воздействия раздражителей на данные структуры способны изменять эндокринные, вегетативные, эмоциональные и поведенческие реакции человека.
Причины неврозов у детей кроются в длительной недостаточности регуляции эмоционального фона, приводящей к искажению основ личности ребенка.
Наиболее частыми факторами риска развития неврозов у детей принято считать:
Особенностью детских неврозов считается их развитие у лиц с несовершенной нервной системой. Сам процесс становления собственного «я» и формирование личности в первую очередь определяет тип воспитания ребенка. К нарушениям воспитательного процесса можно отнести:
Подобные влияния способны исказить биологические и психофизиологические особенности детей. В результате возникает преневротическое состояние. Оно характеризуется наличием у ребенка:
Коррекция факторов риска на этапе оптимизации методов воспитания является главным этапом профилактики детских неврозов.
Существует несколько классификаций невротических расстройств. Согласно традиционным представлениям неврозы у детей и подростков можно подразделить на следующие формы:Невроз навязчивых состояний;
В зависимости от возраста пациента выделяют детский невроз (отдельными видами считаются дошкольный невроз, невроз школьников и подростков), невроз взрослых и пожилых людей. Спорным остается вопрос наличия невроза грудничков. Незрелость нервной системы у детей первых лет жизни определяет отсутствие специфичности и фрагментарность невротических признаков. В связи с этим более-менее четкая диагностика болезни возможна у детей, начиная с 24 месяцев.
Этиологические факторы определяют наличие семейных неврозов, неврозов, связанных с профессиональной деятельностью и так далее.
В литературных источниках имеются сведения о классификации неврозов, в основу которой легли соматические проявления болезни – кардионевроз, невроз желудка, вегетоневроз и так далее. В настоящее время в клинической практике подобное деление не используется.
Главной отличительной чертой неврозов является обратимость патологии. Вне зависимости от длительности заболевания изменения имеют функциональный характер. Психогенная природа нарушений определяется наличием связи между клиникой невротических проявлений, характерными чертами системы взаимоотношений ребенка и патогенной стрессовой ситуацией.
Специфичность клинических синдромов ограничена появлением эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Однако часто в детском и подростковом возрасте проявления болезни могут быть стерты или протекать под маской другого, чаще всего соматического заболевания.
Несмотря на то, что статистически достоверными являются данные о более высокой частоте встречаемости болезни среди женщин, в детском возрасте гендерные отличия практически отсутствуют. Чаще неврозы распространены среди подростков и лиц молодого возраста.
Клинические проявления неврозов определяют характер травмирующей стрессовой ситуации и специфические черты личности больного. Недостаточная сформированность второй и третьей сигнальных систем приводят к отсутствию типичных «классических» видов неврозов у детей. Подобные невротические реакции у детей обычно проявляются в виде моносимптомного или системного течения. Избирательность нарушений обусловлена врожденной и/или приобретенной слабостью одной из функциональных систем. Например, при нарушениях в системе речедвигательного аппарата развивается логоневроз (заикание), при патологии структур, ответственных за регуляцию мочеиспускания – энурез.
Кроме этого, может формироваться патологическая условнорефлекторная активность, при которой в момент воздействия аффекторного фактора возникает наиболее интенсивный вид моторной деятельности (тики, другие навязчивые гиперкинезы, компульсии).
При отсутствии коррекции невротические реакции преобразуются в стойкие неврозы, вылечить которые значительно сложнее. Совместно с продолжающимся воздействием психотравмирующей ситуации закрепляются предпосылки для развития невротического типа личности.
Традиционные формы неврозов у детей встречаются не так широко. Для данной возрастной категории характерны простые по структуре невротические реакции и нетипичное клиническое выражение заболевания.
Основой для формирования данной формы, как правило, служит психологический конфликт, формирующий противоречия между личностью ребенка и окружающей действительностью. Внешние условия не удовлетворяют высоким личностным требованиям индивида. Чаще всего это дети эгоцентрического типа воспитания.
Дети с истерическим неврозом чрезмерно чувствительны, впечатлительны, внушаемы (в том числе имеет место и самовнушаемость), для них характерны неустойчивость настроения и эгоизм.
Истерический невроз у детей имеет свои особенности. Типичные проявления истерии (истерическая слепота, парезы, нарушения чувствительности, астазия-абазия) в чистом виде встречаются редко. Для ребенка младшего возраста свойственны аффективно-респираторные пароксизмы, развивающиеся при плаче в результате неудовлетворения его желаний. В старшем возрасте подобные припадки имеют сходство с эпилептическим приступами (реже с удушьем при бронхообструкции). Для классической истерики характерна демонстративность, выразительность, театральность. При этом возникает он только в присутствии окружающих зрителей. Пациент падает достаточно аккуратно, чтобы не удариться, не прикусывает язык, реакция зрачков на свет остается сохранной, сам припадок не амнезируется.
При объективном неврологическом осмотре выявленные симптомы не соответствуют предъявляемым жалобам. Так, при истерической слепоте ребенок может ориентироваться в комнате, складывать на место игрушки, рассматривать картинки в книгах. Парезы и параличи при истерии не сопровождаются изменением мышечного тонуса и рефлексов. При отвлечении внимания ребенок демонстрирует достаточную мышечную силу. При полной утрате чувствительности пациент отдергивает руку от горячего чайника и в ответ на болевой раздражитель.
Для детей с неврастенией характерны чрезмерные усилия, не соответствующие их реальным возможностям. Поводом к развитию подобного состояния может являться систематическая родительская стимуляция, не учитывающая возможностей ребенка.
Основной клинический синдром неврастении – это раздражительная слабость. Ребенок плаксив, бывает возбужден, эмоционально лабилен, дает острые аффективные реакции, в последующем раскаивается. Поведение крайне нестабильно – вялость и пассивность могут резко смениться двигательным беспокойством и недовольством происходящим. Характерна частая смена настроения вплоть до выраженной депрессии, при резком доминировании которой диагностируют депрессивный невроз у детей. Отмечается повышенная утомляемость, невнимательность, сниженная работоспособность.
Дети могут жаловаться на частые сжимающие головные боли, возникающие после физической и умственной активности. Снижается порог восприятия с проприо- и интерорецепторов. Это проявляется ощущением биения сердца, сокращения желудка и кишечника.
В подростковом возрасте неврастения может провоцировать формирование ипохондрического синдрома. Пациенты становятся уверены в тяжести своего заболевания и отсутствии способов его лечения. Типичны нарушения сна – затруднена его инициация, глубина и пробуждение. Характерны кошмарные сновидения, ночные страхи, вегетативные реакции в виде сердцебиения, изменения окраски кожных покровов, ощущения нехватки воздуха.
Объективными признаками невроза выступают элементы вегетативной дисфункции, оживление сухожильных и периостальных рефлексов, тремор век и вытянутых пальцев рук.
В его основе лежит противоборство желаний и долга, этических норм и личных предпочтений. Предпосылками к развитию невроза навязчивых состояний являются такие черты ребенка, как мнительность, внушаемость, неуверенность в себе. У таких детей рано возникают необоснованные фобии – боязнь темноты, высоты, насекомых, закрытых пространств. С возрастом фобии преобразуются – возникает боязнь заболеть чем-то, умереть, не поступить в ВУЗ, не создать семьи.
Пациенты сами создают себе различного рода запреты. У них формируются тягостные идеи, имеющие навязчивый характер (обсессии), сомнения и опасения, которые приходят на ум помимо их воли и которым они не могут противостоять. Наряду с этим ребенок начинает совершать компульсивные действия – повторяющиеся стереотипные поступки, со временем приобретающих характер защитных ритуалов. Подобным сложным навязчивым действиям могут предшествовать невротические тики, являющиеся результатом закрепившейся условнорефлекторной деятельности.
Тики относят к неврозоподобным реакциям. Они могут находится в структуре любого из трех основных форм неврозов, но наиболее типичны для невроза навязчивых состояний. Считается, что в их основе лежит не психогенный фактор, а органическая патология головного мозга. Невротические тики характеризуются определенной последовательностью возникновения – сокращения отдельных мышечных групп напоминают защитные реакции (наиболее распространены частое моргание, наморщивание лба, подергивание носом, непроизвольные движения губ и голосовых связок). Характерный возраст для подобных проявлений 4-5 лет. Впоследствии (обычно спустя несколько недель) невротические тики купируются. Однако при малейшей стрессовой ситуации синдром возникает вновь, может дополняться вовлечением других мышц, при этом один вид тиков сменяется другим.
Неврологический осмотр может выявить признаки поражения стриарной системы, ответственной за точные автоматизированные целенаправленные двигательные акты.
Состояние представляет собой нарушение ритма, темпа и плавности речи. Причина расстройства кроется в непроизвольном судорожном сокращении речевой мускулатуры. Невроз, как правило, развивается у детей дошкольного возраста (в среднем в 2-4 года) после воздействия психотравмирующей ситуации. Причины возникновения расстройства именно в этом возрасте обусловлены усиленным дозреванием речевых центров и становлением высших психических функций в целом. Данное невротическое расстройство у детей интенсивнее проявляется при волнении и нередко сопровождается дополнительными двигательными актами, помогающими ребенку в речи (жестикуляцией, притопыванием, гримасничаньем и так далее).
Тяжелые остро возникшие психогенные ситуации могут приводить к тотальному или частичному отсутствию речи (мутизму) с последующим развитием заикания. Для периода полового созревания свойственно усиление имеющегося логоневроза, обострение патологического ответа на речевые нарушения и формирование логофобии.
Ножное недержание мочи можно отнести к невротическим расстройствам только при условии его возникновения под действием стрессовой ситуации. Диагностировать энурез возможно только после 4-х летнего возраста, когда заканчивается формирование центра произвольного мочеиспускания. Невротический энурез сопровождается такими психологическими чертами ребенка, как:
Энурез может быть моносиндромом в составе невроза у детей или сочетаться с другим невротическим дефицитом.
Своевременная и адекватная коррекция невротических состояний у детей обеспечивает социальную адаптацию маленьких пациентов и существенно улучшает качество их жизни. Учитывая функциональный характер расстройств, патогенетическое лечение сводится к психотерапии. Подобная коррекция направлена на нормализацию семейных взаимоотношений и оптимизацию системы воспитания.
Все методы психотерапии можно разделить на три группы:
Подбор методов психотерапевтического воздействия проводится индивидуально с учетом формы заболевания и социальной обстановки. При необходимости вопрос о том, как лечить невроз у ребенка, решается совместно с педагогами.
Медикаментозная терапия, физиопроцедуры, лечебная гимнастика являются дополнительными способами борьбы с неврозами. В большей степени они необходимы для создания благоприятного психосоматического фона.
Детские неврозы и неврозоподобные состояния являются одними из самых коварных нервно-психических заболеваний. Нарастающая урбанизация, информационные перегрузки, многочисленные психотравмирующие ситуации способны значительно изменить протекание нормальных психических реакций у детей в связи с незрелостью формирующейся личности и недостаточностью их самосознания. Важность своевременной диагностики и грамотного лечения неврозов у детей определены возможностью быстрого и полного восстановления на ранних стадиях заболеваний. Активно обсуждаются вопросы профилактики неврозов у детей, решение которых существенно снизит распространенность заболевания и позволит гармонично сформировать личность ребенка.
Автор: Шоломова Елена Ильинична, неврологОцените эту статью:
Всего голосов: 85
4 85
mozgius.ru
Наверняка нет для родителей проблемы больше, нежели болеющий ребенок. И тут трудно определить, какие заболевания тяжелее. Иногда обычное ОРЗ перерастает в осложнения в виде глухоты, а иногда и, казалось бы, незначительные психические расстройства способны поломать всю дальнейшую жизнь. Итак, чем характеризуются детские неврозы? Каковы их причины, виды, лечение?
Неврозом называют обратимые расстройства психики, вызванные воздействием травмирующих факторов. При таком нарушении нервные клетки мозга не разрушаются, временно расстраивается только их нормальная деятельность. По этой причине невроз называют в медицине функциональным нарушением.
У детей чаще всего данное состояние бывает результатом сочетания нескольких причин, которые по отдельности угроз не представляют. Большое значение при этом играют особенности ребенка, который находится под действием конкретного раздражителя, имеющего эффект травмы. Если у него есть генетическая склонность к психическим расстройствам, то малейшие раздражители в виде постоянных криков или упреков сформируют в нем невроз. Многие невротические признаки у малыша так и остаются на всю жизнь, если не заниматься его лечением. Предупреждение травмирующих факторов может остановить развитие неврозов у детей.
Психологи констатируют: корни детских неврозов — в семье, в неправильном воспитании ребенка, подавлении его личности, пережитых стрессах.
Родители обязательно должны обращаться к специалистам, если замечают у дошкольника тики, то есть непроизвольные дергания мышц лица либо тела. Это один из симптомов невротического расстройства.
Консультации детского психиатра требует также энурез (ночное недержание мочи) и энкопрез (недержание кала). Эти два явления считаются симптомами невроза, если в дошкольном, младшем школьном возрасте ребенок вдруг перестал себя контролировать, утратил навык контроля над мочеиспусканием и частично над дефекацией.
Насторожить родителей должны и такие признаки, как заикание и навязчивые движения. Это может быть качание тела вперед-назад или со стороны в сторону.
Частым симптомом описываемой патологии среди пациентов дошкольного возраста являются расстройства сна. Если ребенок привык засыпать в 9 вечера, и у него это получалось довольно быстро, а затем вдруг он перестал так засыпать, то мама с папой должны насторожиться. В дошкольном возрасте признаками невроза являются страхи темноты и боязнь одиночества. Нередко дошкольники боятся персонажей из сказок и фильмов либо выдуманных родителями „бабаев” с целью воспитания и послушания. Часто по этой причине ребенок плохо засыпает ночью.
Признаками невротических расстройств в дошкольном возрасте являются также дрожание рук и припадки, судорожное глотание и приступы удушья, повторяющаяся рвота и обмороки, вспышки ярости.
Такие расстройства могут наблюдаться вплоть до 18 лет. Но в плане их диагностики четко определить признаки невроза можно лишь после 6-летнего возраста. До этого периода расстройства носят стертый характер и по этой причине остаются нераспознанными либо незамеченными родителями. Иногда папа с мамой просто не хотят замечать эти симптомы, потакая малейшим капризам ребенка, выполняя все требования или, наоборот, запрещая все и подавляя его желания.
Признаками неврозов детей младшего школьного возраста могут быть такие проявления:
Признаками неврозов в возрасте после 6 лет могут быть припадки в форме падения с криками, ударами об пол. Они могут возникать у детишек в связи с обидами и недовольством отказа родителей в детских требованиях.
Детям старшего школьного возраста свойственны страхи болезней. Это могут быть те болезни, о которых подростки слышат рассказы взрослых. В этом возрасте дети могут носить в себе переживания о том, что тоже могут заболеть болезнями взрослых и умереть. Страх смерти — один из наиболее характерных признаков невроза подросткового периода. Подростки также могут бояться подавиться при еде. В этом возрасте у школьников бывают и навязчивые переживания в виде хульных мыслей, противоречащих нравственным установкам.
Редкой формой проявления неврозов у подростков бывают навязчивые влечения. Они не могут реализоваться и поэтому трансформируются в тревогу и страх.
Главной причиной невротических расстройств являются психические травмы, что проявляется реакцией личности ребенка на неблагоприятную ситуацию либо длительным преодолением трудной ситуации, неспособностью адаптироваться к ней. Чем больше предрасположенность малыша к нервозам, тем меньшей травмы достаточно для развития психоневроза. Кстати, больше подвержены таким расстройствам мальчики.
Для возникновения невроза имеют значение такие предпосылки:
К развитию неврозов у детей в любом возрасте приводят и такие факторы, как длительное недосыпание, перегрузки умственного и физического плана.
Но по утверждению психологов, основные причины нервных заболеваний кроются в ошибках воспитания. Родители порой приводят ребенка на прием к врачу, сразу же указывая, куда ему встать, сесть, что делать и что говорить. К сожалению, такие родители свое поведение считают вполне нормальным и хотят видеть причины неврозов в школе, детском саду, педагогах, но не в себе.
Все невротические расстройства детского возраста классифицируются на несколько видов. Специалисты выделяют наиболее распространенные из них:
Поскольку причиной возникновения неврозов бывают недостатки и издержки воспитания, то и начинать лечение нужно с налаживания здоровой атмосферы в семье. Это и есть лучшая профилактика неврозов. Нужно просто быть внимательным к ребенку и замечать изменения в его поведении. Не засыпает ребенок нормально несколько вечеров? Поговорите, узнайте, что его тревожит, чего он испугался. И ни в коем случае не ругайте сына за трусость. Наоборот, постарайтесь внушить ему, что родители — лучшие защитники и помощники.
Очень важно разговаривать с ребенком о серьезных вещах, готовить его к трудным психологическим ситуациям. Так, например, нужно рассказывать о ситуациях, которые могут произойти в школе. Например, о том, что одноклассники могут отбирать вещи, посмеиваться над очками ребенка. Научиться спокойно реагировать на такие проблемы ребенок должен только с помощью родителей. Научите сына или дочку всегда и везде достойно вести себя и ничего не бояться. Пусть он знает, что вы всегда готовы прийти ему на помощь.
Также очень важно следить за нагрузками школьника, чтобы он не переутомлялся, соблюдал режим сна, питания, отдыха.
Партнерские и дружеские отношения с ребенком, уважение его личности и готовность всегда прийти ему на помощь — основные условия профилактики неврозов у детей.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
nashidetki.net
Родителям кажется, что дети лишены возможности страдать от различных психических расстройств и отклонений в силу того, что взрослые их постоянно защищают и оберегают. Однако дети продолжают страдать от неврозов различных видов, проявляя все симптомы и признаки, что вызывает недоумение у родителей: «Как так!». Причинами неврозов у детей становятся сами родители, которые умеют уберечь своих чад от внешнего мира, но забывают их оберегать от своих собственных капризов и требовательности. Нередко здесь требуется специализированное лечение.
Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru называет неврозом у детей негативное поведение в виде капризов, плача и истерики, что становится дефектом психического состояния малышей. Это можно обратить, не искажая при этом картину мира. Психическое состояние детей во многом зависит от атмосферы и отношений с родителями. Поэтому психологи отмечают, что лечение неврозов у детей должно проходить совместно с устранением конфликтов с родителями.
Именно родители ответственны за психическое состояние своих малышей. Именно они достаточно редко обращают внимание на то, в каком состоянии находятся их дети. Если родители пренебрегают или игнорируют психическое состояние своих детей, тогда ситуация только усугубляется. Как раз такое поведение взрослых и говорит о том, что неврозы у детей в их семьях являются естественными закономерностями. Обычно у внимательных родителей дети не страдают нервозами. А при гиперопеке или полном игнорировании ребенка неврозы вполне естественны.
Неврозом у детей является стойкое психоэмоциональное расстройство, которое проявляется в определенном негативном поведении. Причиной тому зачастую становятся сами родители и та обстановка, которая ими формируется внутри семьи.
Быть родителем нелегко. Зачастую взрослые решают сразу две задачи: с одной стороны, воспитать малыша, с другой – казаться хорошими родителями в глазах других взрослых людей. Быть хорошими и в то же время наказывать своего ребенка за плохой поступок не всегда получается. Особенно если это действо подкрепляется криками и истериками малыша. Здесь у родителей начинают всплывать самые различные страхи.
Нередко родители вспоминают страхи, которые возникли у них еще в детстве, когда они сами были маленькими. Не желая такого же своему малышу, родители пытаются отгородить его от окружающего мира. Но как ему познать мир, если вы постоянно контролируете каждый его шаг?
Нередко родители поддаются различным слухам о том, как в детях воспитываются те или иные патологические наклонности, вредные привычки, негативные черты характера. Например, мать может быть подвержена мысли о том, что ее сын не должен показывать друзьям попу, иначе в будущем это может привести к тому, что он станет гомосексуалистом. И мать права в своих предсказаниях, потому что будет постоянно запрещать и ругать ребенка за то, что он интересуется своей попой, чем еще больше будет вызывать у сына интерес к этому месту. Ребенку будет интересно, почему к этой части тела мать проявляет повышенное внимание, отчего он будет делать запрещаемое, пока никто не видит.
Нередко родители помнят свои неудачи и промахи, которые они совершали в детстве. Они не хотят, чтобы над их детьми издевались одноклассники в школе, чтобы подростки общались с друзьями-наркоманами, чтобы с ними происходили неприятные ситуации. Родители, подверженные собственным страхам, проецируют их на своих детей, пытаясь всеми силами воспитать в них то, что, по их мнению, должно оградить от плохого. Но вместе с тем взрослые могут воспитать в детях преступные наклонности, когда они будут задирать одноклассников, замкнутость или инфантильность, когда они будут полностью зависеть от своих родителей.
Дети – продолжение родителей, но это не значит, что они будут жить так же, как и их мамы и папы. Конечно, есть случаи, когда дети повторяют судьбу своих родственников. Но нередки случаи, когда дети ведут совершенно противоположный образ жизни. Родителям лучше самим разбираться с собственными страхами, а не постоянно пытаться отгородить детей от своих же ошибок. Дети вправе учиться жизни, познавать ее и принимать свои решения, которые могут значительно отличаться от тех решений, которые когда-то принимали мамы и папы. Взрослым людям лучше самим разбираться с собственными страхами, а не «вешать» их на собственных детей, думая, что они будут жить так же, как и они.
Благими намерениями выстлана дорога в ад. Защищая, оберегая от одного, вы подтолкнете к другим плохим событиям. Воспитывая одни качества, вы спровоцируете возникновение других отрицательных качеств. Не думайте, что сможете вырастить идеального человека, который никогда не познает страха и не сделает ошибок. Это миф и иллюзия. Позвольте ребенку жить, а не укрываться от жизни, потому что вы боитесь.
перейти наверхНеврозы у детей возникают на фоне неправильного подхода в воспитании малышей: гиперопека, жестокое обращение, отсутствие должного внимания и любви, пр. Также невроз у детей может развиться вследствие генетической предрасположенности или индивидуальных особенностей, которые получили благоприятные внешние факторы, на основе чего и развилась патология.
Благоприятным фактором для развития неврозов как у детей, так и у взрослых является давление извне. Все люди знакомы с этим явлением. Это любые точки зрения, которые противоречат вашей. Это любые навязанные желания, которые ущемляют реализацию ваших желаний. Это все то, что исходит из окружающего мира (в частности, от людей) и что заставляет вас меняться, делать что-то такое, что не мотивировано вашими стремлениями.
К примеру, женщина постоянно критикует своего мужчину из-за того, что он зарабатывает мало денег. Родители недовольны тем, как ведет себя их ребенок. Мужчина возмущается по поводу того, что его женщина каждый день общается с подругами. Все это можно назвать давлением извне, которое является желаниями других людей, а не стремлениями тех, кого критикуют.
Давление извне легко ощутить. Вам плохо, вы сопротивляетесь, вам хочется убежать, плакать, вы защищаетесь, потому что хотите чего-то другого. Но со временем вы сдаетесь и начинаете делать то, что от вас хотят другие люди. Вам кажется, что вы поступаете правильно, поскольку удовлетворяете желания окружающих. И действительно: вы поступаете хорошо по отношению к другим людям, но об одном человеке полностью забываете – о себе самом. Вы начинаете ощущать пустоту, прекращаете радоваться чему-либо. Вы словно угасаете. Вы просто действуете, существуете, но внутри себя не чувствуете удовлетворения. Вы словно перестали жить, а просто двигаетесь, дышите и что-то делаете. Да, вы порадовали окружающих, но полностью уничтожили себя.
Давление извне никогда не учитывает желания самого человека. Поэтому оно и становится давлением: вы не хотите того, что от вас хотят другие, иначе бы уже делали то, что все от вас хотят. И следует понимать одно: давление извне никогда не приносит радости. Если вы поддадитесь, тогда просто перестанете существовать, радоваться жизни, быть интересным человеком. Но если вы не будете поддаваться давлению извне, капризам и критике окружающих людей, и будете делать лишь то, что сами захотите, что посчитаете нужным и что вас наполнит радостью, тогда вы сохраните себя, свою жизнерадостность и интересность в глазах все тех же людей, которые вас хотят подавить.
Родителям рекомендуется обратить внимание на два периода, когда неврозы у детей имеют большую вероятность своего развития:
Таким образом, основными причинами развития неврозов у детей является семья (родители) и неправильное воспитание, болезни, индивидуальные и наследственные предрасположенности. Также способствующими факторами становятся:
Неврозы у детей проявляются по-разному. Типичными симптомами становятся:
В более взрослом возрасте дети могут бояться смерти, мнения окружающих людей, быть недовольными своим телом, из-за чего разовьется анорексия или булимия.
Примечательным становится невроз навязчивых движений, когда ребенок начинает совершать неосознаваемые движения повторяющегося или постоянного характера. Их видов существует очень много:
Неврозы у детей могут излечить психотерапевты, которые предлагают три вида консультаций: семейную, индивидуальную и групповую. Важна семейная консультация, при которой специалист изучает семейную обстановку, в которой ребенок растет и развивается. Это помогает найти те причины, из-за которых развивается невроз.
Родителям следует понять, что их поведение и воспитательные методы стали той причиной, из-за которой их малыш заболел. Специалист предложит ряд других моделей поведения или воспитания, чтобы помочь ребенку нормализовать свое состояние.
Индивидуальная психотерапия направлена не только на выявление тревожных мыслей ребенка, но и на их устранение. Здесь используется арт-терапия, суггестивная психотерапия, аутогенная тренировка.
Групповая терапия проводится в кругу других детей, где проводятся игры и групповые упражнения, что помогает ребенку отработать нужные навыки и обрести полезные знания.
Врачи стараются избежать медикаментозного лечения невроза у детей, поскольку зачастую в этом нет никакой необходимости.
перейти наверхДети тоже подвержены нервному стрессу и давлению извне. Это приводит к неврозу, который нужно устранять, чтобы он не вызвал психосоматических заболеваний. Во многом за состояние ребенка ответственны его родители. Однако если выявляются факторы внешней среды, которые провоцируют невроз у ребенка, тогда малыша нужно от него отстранить.
psymedcare.ru
Век интернета и высоких скоростей все меньше времени оставляет на общение и занятия с детьми. Огромное количество развивающих игр, методик, всевозможные музыкальные и говорящие книжки – игрушки, радиоуправляемые роботы отдаляют малыша от родителей и загоняют в собственный небольшой мирок, а ребенок постарше с головой уходит в мир виртуальной реальности. Спокойные беседы с родителями, чтение вслух, живые игры уходят на второй план.
Дефицит родительского внимания, бытовые неурядицы, возрастающие учебные нагрузки тяжелым бременем ложатся на хрупкие плечи ребенка. В результате психоэмоциональных перегрузок и травм растет количество детей с функциональными расстройствами нервной системы – неврозами.
Под влиянием негативных факторов, когда затрагивается эмоциональная сфера, у ребенка происходит измождение нервной системы. Он становится раздражительным, агрессивным или вялым, подвержен частой смене настроения, нарушается сон и аппетит, присоединяются головные боли. Такие невротические состояния относятся к разделу психиатрии и требуют помощи психолога или психотерапевта.
Невроз – обратимое расстройство психоэмоциональной деятельности под воздействием психотравмирующих факторов. При неврозах нервные клетки не разрушаются, а расстраиваются только функции нейронов.
У детей неврозы проявляются:
Расстройство психики у детей и подростков возникает под действием нескольких причин. Но ведущими факторами остаются психогенные, которые приводят к психологическим травмам или к невротическим реакциям.
Выделяют следующие причины неврозов:
При нарушении работы головного мозга возникают неврозоподобные состояния, которые отличают от неврозов. Клиническая картина энуреза или тика в обоих случаях одинакова, но подход к лечению различный. При неврозах, с семьями работают психологи или психиатры, а при неврозоподобных состояниях лечение назначает врач – невролог, так как энурез, тик или заикание возникают на основе органической патологии головного мозга без выраженного психогенного фактора.
Изначальные неврозоподобные состояния под действием стрессовых ситуаций в дальнейшем переходят в неврозы.
Когда частые неврозы у детей: причины, виды неврозов надо искать и определять, исходя из обстановки в семье. Также и профилактика таких состояний, прежде всего, лежит на родителях.
К лечению неврозов подходят, ориентируясь на индивидуальные составляющие. Каждый вид расстройства требует внимательного сбора анамнеза, разговора с родителями и только определив причину нарушений психоэмоционального состояния, врач рекомендует то или иное лечение.
Диагноз энуреза ставится ребенку после 5 летнего возраста, так как условный рефлекс на мочеиспускание у детишек вырабатывается только к 3–5 годам. В зависимости от светлых промежутков выделяют первичный и вторичный энурез.
Чтобы исключить неврозоподобное расстройство, проводят диагностическое обследование: УЗИ почек и мочевого пузыря, берут общий анализ мочи. При нарушениях функционирования мочевыводящих путей вследствие воспаления, лечение назначает нефролог или уролог.
Энурез при неврозах требует комплексного подхода, который состоит из следующих действий:
Причина появления тиков – перинатальные поражения ЦНС, травмы и заболевания головного мозга, инфекционно-воспалительные процессы, соматические заболевания, прием нейролептиков (побочное действие).
Заикания нередко появляются из-за перегрузки нервной системы, когда дети начинают рано разговаривать или родители читают ребенку длинные сказки, заставляют заучивать в раннем возрасте стихи. Если рядом с ребенком в окружении заикающийся человек, то малыш начинает сначала подражать, а потом это входит в привычку. Отрицательно действует быстрая, малопонятная речь, здесь также включается фактор подражания. К заиканию приводит временное ослабление нервной системы после перенесенных инфекций или травм головного мозга, наследственная предрасположенность.
Лечение состоит из приема иммуномодуляторов, пробиотиков, антидепрессантов, витаминно-минеральных комплексов.
Часто причиной этого расстройства становится нехватка в организме кальция. Таким образом ребенок восполняет дефицит этого минерала. Привычка вырабатывается у детей, которые долго сосали грудь или соску, а потом их насильно лишили этого удовольствия (психотравма). В этом случае ребенка отвлекают, занимая руки: пластилин, пальчиковые краски, конструктор.
О здоровье малышей надо заботиться с первых дней появления на свет: оберегать от психоэмоциональных травм, проводить профилактику ЛОР-заболеваний, гиперактивным детям создавать спокойную обстановку.
Помните, что здоровые дети растут у выдержанных, уравновешенных родителей, которые уделяют им достаточно внимания.
babysguide.ru