Методы психологического воздействия 2 (стр. 1 из 4). Методы воздействия


Методы влияния и воздействия

Введение

1. Общая характеристика методов влияния и воздействия

2. Прямые неимперативные формы воздействия

3. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива

4. Прямые императивные формы воздействия

5. Манипуляция

Заключение

Список литературы

Целью данной работы является изучение методов влияния и воздействия на человека.

Важно отметить, что любое воздействие является психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне ориентированной, так и внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения).

Признаки при определении понятия психологического воздействия представляются общими, но в то же время позволяющими отграничить это явление от внешне сходных с ним. Ключевым отграничивающим моментам выступает изменение регуляторов активности на фоне (под воздействием) отражения субъектом этого воздействия.

В данной работе изучим подробно следующие вопросы:

1. Общая характеристика методов влияния и воздействия

2. Прямые неимперативные формы воздействия

3. Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива

4. Прямые императивные формы воздействия

5. Манипуляция

В структурном плане работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.

1. Общая характеристика методов влияния и воздействия

Прием воздействия - это совокупность средств и алгоритм их использования.

Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на:

1) потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека;

2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность;

3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность) и которые изменяют его поведение.

Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), то есть произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, - регрессия, то есть объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы "сбить" активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих уста­новок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности.

Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние "разрушенных установок", "потери себя", и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей.

Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, - это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка формируется у человека:

1) если он периодически включается в соответствующую деятельность;

2) многократно получает соответствующую информацию;

3) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабочего движения включают в актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции - этот прием известен с древности и назывался "кооптация").

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного, или эмоционального, переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста.

Для того, чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием "совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить", поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут: "Запустить ракету в объект Б" (а не в город Б), поскольку стереотипное слово "объект" снижает эмоциональное отношение человека и усиливает его готовность выполнять требуемый приказ, требуемую установку). Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием "воспоминания горького прошлого".

К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.

Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа старший по возрасту или должности просит, тем самым показывается зависимость просящего от того, к кому он обращается.

Просьба оказывает большое влияние, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к праву отказать.

Предложение (совет). Предложить кому-либо что-то – значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предложения зависит от степени безвыходности положения, в котором он находиться, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого и от особенностей личности самого субъекта. Так, например холерик на предложение скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик – отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в предложении.

Убеждение. Это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса.

Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны.

Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности принимаемого решения.

Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его морального состояния.

При подавленности человека, понимании им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко уменьшается.

В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента. Внушение, принимаемое суггерентом, становиться его внутренней установкой, которая направляет и стимулирует его активность при формировании намерения.

Существует три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие.

По критерию наличия цели выделяют преднамеренное и непреднамеренное внушение. Первый вид внушения характеризуется наличием конкретной цели: суггестор знает, сто и кому он хочет внушить. Характерной особенностью непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам может этого и не подозревать. По содержанию внушение определяют как специфическое и неспецифическое. Непосредственное отношение к мотивации имеет только специфическое внушение, так как с его помощью внушаются конкретные мысли, действия и поступки. По способу воздействия внушение делиться на прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения, прямой направленностью на конкретного человека. Прямое внушение применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень большое. Косвенное внушение характерно опосредованным воздействием на внушаемого. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в условном или скрытом виде.

mirznanii.com

Методы психологического воздействия. Диагностика способности к общению

Методы психологического воздействия

В главе 2 отмечалось, что все стороны, все составные части общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловленно. Однако у каждой из этих сторон есть вполне определенные способы и приемы, позволяющие наилучшим образом совершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способность человека к общению. К примеру, описанные в главе 2 приемы и способы слушания и говорения развивают в основном коммуникативную сторону общения. Методы активного психологического взаимодействия в наибольшей степени способствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методы психологического воздействия развивают все три стороны общения, но в основном – коммуникативную и перцептивную. Но мы знаем, что деление понятия «общение» на три составляющие его стороны носит весьма условный характер. Следовательно, указанные выше приемы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности служат основой для развития всех трех сторон процесса общения, а значит, способствуют совершенствованию способности личности к общению, организаторских и коммуникативных качеств личности.

Психологическая наука и общественная практика выработала наиболее активные и действенные методы воспитания и развития личности. Такие методы как убеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методам воспитания, так и к методам психологического воздействия. Действительно, процесс воспитания предполагает психологическое воздействие на сознание, чувства, деятельность и поведение обучаемых с целью формирования определенных личностных качеств. Здесь прямая взаимосвязь воспитательных и психологических воздействий. Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методам психологического воздействия.

Убеждение – это система словесно-предметных воздействий на сознание обучаемых (подчиненных) или общее мнение коллектива, которая обеспечивает добровольное принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечном счете на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств и действий обучаемых.

Следует различать убеждения истинные и убеждения ложные. В предпринимательской деятельности, например, руководитель стремится к тому, чтобы находящиеся в его подчинении работники становились не только простыми исполнителями, но и инициативными, творческими работниками. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта. К таким убеждениям можно отнести убеждения лиц, придерживающихся своего «кредо»: «Не обманешь – не проживешь», «Для достижения своей цели все средства хороши» и т. п.

Формами убеждения могут быть диспуты, беседы, личный пример, доказательство и некоторые другие. При проведении этих форм убеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого. К примеру, некоторые из форм убеждения будут мало эффективными при нахождении убеждаемого в состоянии, скажем, алкогольного опьянения. В другом случае, например, когда партнер признает и приемлет высокий авторитет руководителя, личный пример последнего усиливает эффект психологического воздействия.

Следует особо сказать о такой форме убеждения, как доказательство. Оно может быть разделено на составляющие: тезис, аргумент, способ доказательства. Пример: доказать, что фирма по товародвижению осуществляет посредническую деятельность между производством и потребителями (тезис). Все маркетинговые посредники осуществляют посредническую деятельность между производством и потребителями. Фирма по товародвижению – маркетинговый посредник (аргумент). Следовательно, эта фирма действительно осуществляет такую деятельность.

При доказательстве может быть допущена логическая ошибка – совмещение тезисов. Например, надо доказать, что Петров – опытный маркетолог, а выбраны аргументы, что Петров – старейший производственник. Другой ошибкой в доказательстве является «круг» (круг в доказательстве, или порочный круг), когда в качестве аргументов используются положения, выдвигаемые в тезисы (например, «маркетолог – человек, занимающийся маркетинговой деятельностью» и т. п.).

Внушение – это система словесно-образных воздействий на коллектив и отдельных его членов с целью вызвать соответствующие состояния и поведение, потребности и привычки. Метод внушения обладает большими возможностями для предупреждения усталости, снятия отрицательного влияния состояния ожидания, стресса в аварийных ситуациях и т. п. В каждом отдельном случае руководитель может применять отдельные формулы внушения. Такие формулы внушения должны включать в себя простые и понятные слова, как правило, не более 5–6 слов. Например, для снятия возбуждения в критической ситуации руководитель повелительным тоном, не вызывающим возражения, произносит фразу: «Все спокойны! Все остаются на местах! Действуем по следующему плану…»

Для быстрого отдыха, восстановления сил и работоспособности можно использовать такую формулу внушения: «Вы уже пришли в состояние полного душевного и физического спокойствия, необходимое для отдыха и сна. По всему вашему телу начинает разливаться приятная истома. У вас появляется сонливость, тяжелеют веки, руки, ноги. Вы находитесь в состоянии полного покоя. Вы засыпаете. Вас ничто не волнует. Вы погружаетесь в глубокий сон». Если такую формулу применяет сам испытуемый, то мы будем иметь дело с саморегуляцией личности, а процедура применения такой формулы называется аутогенной тренировкой. Аутогенная тренировка – это система приемов самовоздействия, с помощью которой становится возможным управление некоторыми непроизвольными психическими процессами и состояниями организма (притупление бдительности, отвлечение внимания, гипнотическое состояние и др.). Особенно важно овладение приемами психического воздействия для операторов АСУ, водителей транспортных средств, спортсменов. Аутогенная тренировка в значительной степени может повлиять на устранение временных неустойчивых неблагоприятных факторов, повысить общую вероятность безошибочного выполнения предписанных функций.

Более сильным вариантом внушения является гипноз. С помощью гипноза лечат дефекты речи, алкоголизм, устраняют навязчивые состояния, страхи и т. п.

Всем известны такие случаи внушаемости, которые достигаются с помощью психотерапевтических сеансов (к примеру, психотерапевтические сеансы Анатолия Кашпировского). Но если здесь определенный положительный эффект в лечении различных болезней может достигаться, то вряд ли стоит говорить о положительном влиянии на здоровье людей заклинаний экстрасенсов, колдунов и прочих «целителей» человеческих душ. Конечно, в настоящее время немало самородков в области народной медицины. Но, как отмечает С. А. Романов, проблема в другом – под словом «целитель» или «народный врачеватель» нынче подписываются и откровенные шарлатаны и жулики. «Часто в передачи телевидения и на страницы газет попадают случайные люди, неучи, которые подрывают авторитет истинно народных целителей, обладающих уникальными возможностями. Теперь уже не секрет, что почти одна треть лиц, заявляющих о своих способностях целителя, – люди, страдающие душевными заболеваниями. Еще треть – мошенники и аферисты, старающиеся заработать на чужой беде. И только оставшаяся треть – специалисты, способные оказать посильную медицинскую и психологическую помощь».[3]

В печати сообщалось о разработке в некоторых странах так называемого психотронного оружия, которое предназначено для зомби-рования и поражения центральной нервной системы человека, для манипулирования его сознанием и управления поведением. Психооружие основано на применении электронного манипулирования мозгом с помощью ультразвука и микроволнового излучения.

Одним из необходимых условий эффективного внушения является внушаемость. Под внушаемостью понимается способность человека изменять свое поведение по требованию другого лица или группы людей, не опираясь при этом на логику или сознательные мотивы (т. е. безотчетная подчиненность требованиям других людей). Внушаемость зависит от возраста (чем моложе, тем выше), пола (чаще всего женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (с повышением уровня образования внушаемость обычно снижается), состояния здоровья (при переутомлении или после заболеваний внушаемость становится выше) и других факторов. Кроме того, внушаемость значительно варьируется в зависимости от вида внушения и авторитетности того лица, которое производит внушение.[4]

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Подражание направлено на внешнюю идентификацию индивидуумом себя с некоторой значимой для него личностью. Эта личность называется значимый другой. При навязчивом подражании субъект перенимает у значимого другого манеры поведения, голос, мимику, походку, привычки, моду и т. п.

Оказание психологической помощи. Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом-психологом или психотерапевтом. Проводится методами индивидуальной беседы, психологической консультации, психотерапевтического сеанса. Для подготовленного практического психолога, имеющего лицензию на право оказания клиентам психологической помощи, основным из методов является психологическая консультация. Консультирование предполагает проведение разнообразной работы с клиентом, психологическое диагностирование. На основе выявления психологических свойств личности принимается квалифицированное решение о наличии у испытуемого определенного психологического состояния. При психологическом консультировании, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, квалифицированный психодиагност должен правильно поставить психологический диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. Р. С. Немов отмечает,[5] что психологическое консультирование чаще всего проводится не как разовый акт, а как серия встреч и бесед с клиентом, помогая ему решать свои проблемы. При этом должны быть получены результаты «входной» и «выходной» психодиагностики, т. е. данные психологического обследования в начале консультирования и после завершения работы с клиентом.

Психологическое состояние клиента тоже определяется как в начале, так и в конце психокоррекционной работы. В эффективности предпринимаемых психокоррекционных мер должен убедиться не только экспериментатор, но и сам клиент. Ведь вера в успех является одним из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия.

Определенное суждение о психологическом состоянии клиентов (работников фирмы, предприятия) может дать менеджер в социальной сфере или руководитель организации, к которым обращаются их подчиненные. Поводы могут быть самые разнообразные: депрессивное состояние, предвзятое отношение к работнику со стороны старшего по должности, конфликт в коллективе, ссора в семье, ожидание страха и т. п. Руководитель предприятия или фирмы должен обладать основательными психологическими знаниями. Проводя психологическую беседу, обязан внушить к себе доверие, установить контакт с работником, оценить нервно-психическое состояние подчиненного, особенно перед выполнением им ответственного задания. Ведь руководитель может встретиться и с настоящими психическими, и с некоторыми нервными расстройствами. При этом следует отличать притворство от действительного психологического срыва, слабости нервной системы.

В педагогике сделана попытка использовать приемы и способы внушения в процессе обучения. Болгарским ученым Г. К. Лозановым разработана так называемая суггестопедия, в основе которой лежат методические приемы внушаемости при обучении.

Внушение, самовнушение, приемы и способы суггестивной методики будут более эффективными, если проводить их на фоне психического или физического расслабления (релаксации). Релаксация – это уменьшение напряжения, состояние покоя, расслабленности. Произвольная релаксация осуществляется путем принятия спокойной позы, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды деятельности. Быстро достичь состояния релаксации помогает аутогенная тренировка, о которой говорилось выше.

Методы психологического воздействия нельзя рассматривать в отрыве от методов активного взаимодействия людей в совместной деятельности. Всегда при организации совместной деятельности взаимодействие людей происходит на фоне психологического, эмоционального взаимовлияния с применением целого арсенала методов психологического воздействия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Методы психологического воздействия. Психология этнического общения

Методы психологического воздействия

Первоначально будет рассмотрен метод убеждения, а потом социально-психологические методы воздействия – внушение, заражение и подражание.

Убеждение. В процессе психологического воздействия на этнофора убеждение является основным методом (способом) оказания психологического влияния на его сознание. Данный метод выполняет информационную, критическую и конструктивную функции; в практической деятельности они, как правило, последовательно реализуются. В зависимости от личности этнофора значимость их различна. Информационная функция заключается в передаче объекту определенной информации, для того чтобы он принял целесообразное для объекта решение; содержание сообщения и выбор аргументов зависит от степени информированности реципиента по предмету воздействия (проблеме, вопросу и пр.). Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов ценностных ориентаций этнофора. Особенно роль данной функции важна в спорах, дискуссиях и пр., т. е. в процессе убеждения и переубеждения этнофора. Переубеждение, по сравнению с убеждением, является более сложным, трудоемким и для реципиента болезненным процессом. Это объясняется тем, что у него происходит изменение (ломка) сложившихся взглядов и представлений, разрушаются старые и формируются новые социальные установки. В связи с этим этнофору (коммуникатору) приходится затрачивать больше психологических и иных ресурсов на процесс воздействия, чтобы решить промежуточные задачи и достигнуть конечной цели. Конструктивная функция убеждения проявляется в формировании у этнофора новых взглядов, подходов и установок. В зависимости от задач психологического воздействия (убеждение или переубеждения), степени информированности этнофора и его точки зрения по предмету убеждения, особенностей субъекта и объекта воздействия, разрабатывается стратегия, тактика и приемы использования убеждающего воздействия (Резников, 1989, 2002б).

Следует учитывать деление Э. Холлом культуры на высококонтекстуальные (Япония, Китай, Корея) и низкоконтекстуальные (США, Германия, Скандинавские страны, Швейцария) (Hall, 1969, 1983). При воздействии на этнофора, принадлежащего к высококонтекстуальной культуре, ситуация (обстановка) воздействия играет весьма информативную роль. Во втором случае, наоборот, контекст этнофором почти не учитывается, но зато речь, направленная на него, должна быть весьма информативной.

Для выявления этнопсихологического облика русских нами была использована выборка, включающая 610 респондентов из всех 24 районов Костромской области (региона традиционного проживания русских).

1) Одна из составляющих методики включала позиции по выявлению «особенностей обсуждения русскими деловых вопросов». Из таблицы 1 видно, что первые четыре места как в городе, так и в деревне занимают «находчивость», «проникновение в суть дела», «самостоятельность» и «темп обсуждения». Совпадение в иерархии качеств, отмеченных русскими в городе и деревне, свидетельствует об одинаковых условиях трудовой деятельности жителей Костромской области.

Таблица 1. Ранги психологических качеств, которые проявляют русские при обсуждении деловых вопросов, споров и конфликтов

«Реальность предлагаемых планов» у горожан занимает 5 место, а у селян – 8, что косвенно может свидетельствовать об относительно большей прагматичности городских жителей и их профессионализме. «Навязывание своей точки зрения» при обсуждении деловых вопросов в городе находится на 8 месте, а в селе на 5. По нашему представлению, это свидетельствует о том, что при обсуждении деловых вопросов в городе в большей степени проявляется демократический стиль управления.

В целом можно сказать, что существенных различий при обсуждении деловых вопросов в городе и селе не обнаружено.

2) Ответы на вопрос «При обсуждении вариантов принимаемых решений для русских важен: результат, сохранение межличностных отношений или показ своего профессионализма» как в городе, так и в сельской местности, распределились следующим образом. На первом месте находится «результат» (среднее 4,36 в городе и соответственно 4,25 в селе), на втором месте – «показ своего профессионализма» (3,9 и соответственно 3,93) и на третьем месте – «сохранение межличностных отношений (3,47 и 3,62). Иерархия данных свидетельствует о деловом подходе русских при обсуждении различных вариантов решения деловых вопросов и определенном игнорировании межличностных отношений.

3) Сравним стили обсуждения деловых вопросов русскими городской и сельской выборок (см. таблицу 2).

Деловые вопросы, споры и конфликты русские (в городе и сельской местности) обсуждают: 1-е место – «эмоционально» (4,26 и 4,10), 2-е место – «коллективно» (3,38 и 3,35) и 3-е место – «в процессе обсуждения деловых вопросов переходят на личность собеседника» (3,38 и 3,35). Коллективное обсуждение свидетельствует о проявлении демократического стиля обсуждения деловых вопросов. Позиция «В процессе обсуждение вопросов переходят на личность» свидетельствует о том, что уровень эмоционально-волевого контроля при обсуждении деловых вопросов, споров и конфликтов, по-видимому, недостаточно высок.

Суждение «При обсуждении деловых вопросов и споров русские избегают конфликтов» у городских жителей занимает 6 (предпоследнее) место, а у жителей села – 4-е место. По-видимому, разница объясняется тем, что сельчане как бы пожизненно вынуждены жить и общаться с людьми, с которыми им приходится обсуждать деловые вопросы, споры и конфликты, в связи, с чем и стремятся избежать конфликтов. Позиция «Русские привлекают в качестве судей (посредников)», заняла середину списка стиля обсуждения (в городе 4-е место (3,38 балла), а в сельской местности 7-е место (2,95).

Таблица 2. Ранги проявления стилей обсуждения деловых вопросов русскими

4) На наш взгляд, интересные данные получены при сравнении типа аргументации, наиболее убедительной для русских, проживающих в Костромской области (см. таблицу 3).

Аргумент «Обращение к авторитету личности, ее профессиональному опыту» у горожан занимает 1-е место, а у сельчан – 2-е. Это интересно в том плане, что в настоящее время наиболее авторитетным человеком является личность, обладающая профессиональным опытом по обсуждаемой деловой проблеме. Эти данные косвенно свидетельствуют о том, что рыночные отношения утвердились среди русских в деловой сфере. Вместе с тем аргумент «Обращение к собственному опыту» в сельской местности занимает 1-е место, что свидетельствует об определенной недоверчивости жителя села к аргументации оппонентов во время обсуждения деловых вопросов.

Аргументы «Обращение к большинству», «обращение к авторитету личности (ее возрасту)» и «обращение к традициям» как в городе, так и в селе занимают 7-е, 8-е и 10-е места, что свидетельствует о том, что традиционные коллективистские аргументы постепенно отходят на последний план. «Привлечение аргументов с учетом сильных возражений оппонентов» из 10 мест занимает 9-е, что говорит о достаточно высокой самокритичности русских (Резников, Садов, Фетискин, Колиогло, 2005).

Таблица 3. Ранги проявления типа аргументации, наиболее убедительной для русских в процессе обсуждения деловых вопросов

Внушение. Под внушением (суггестией) понимают целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Роль внушения в истории формирования этносов достаточно глубоко и всесторонне исследовалась Б. Ф. Поршневым (Поршнев, 1971, 1974, 1979).

Значимость внушения на процесс формирования этнопсихологических особенностей отмечают и другие исследователи. Так, например, В. Н. Куликов пишет: «Силой этого внушения в психике людей укореняются национальные традиции, обычаи и нравы. А все это способствует формированию классовой и национальной психологии» (Куликов, 1965, с. 331).

Эффективность внушения этнофора зависит от многих особенностей взаимодействующих субъекта и объекта: пола, возраста, критичности ума, устойчивости убеждений, физического и психического состояний и более всего – от взаимоотношений, складывающихся между суггестером (воздействующим) и суггерендом (этнофором, на которого оказывается воздействие). Особенно эффективность использования метода внушения зависит от авторитета суггестера и его подготовленности к этому процессу, конформности объекта и т. д. Наличие позитивной установки у представителей этноса к своему национальному образу жизни и негативных установок по отношению к образу жизни других народов затрудняет эффективность внушающего воздействия на этнофора со стороны представителей другого этноса. Настороженность к информации, исходящей от представителей других этносов как аутгруппы, должна разрушаться вескими доводами. «И чем выше сопротивление, тем более убедительными должны быть аргументы, тем глубже должны они затрагивать мышление и чувства реципиентов. Доказательства тогда становятся средствами преодоления настороженности, недоверия, подозрительности» (Шерковин, 1973, с. 210).

Повышение эффективности внушающего воздействия можно осуществить за счет повышения престижности источника информации, повторения воздействия в разных модификациях и подкрепления содержания логически продуманными доказательствами, которые представляются весьма убедительными с позиций этноса, на представителя которого оказывается внушение.

Заражение. Данный метод воздействия заключается в бессознательной и невольной подверженности этнофоров определенным психическим состояниям. Как показывают результаты исследований, заражение выполняет интегративную и экспрессивную функции (Аполлонов, 1972). Первая функция используется для усиления монолитности этнической общности или определенной социальной группы в обществе (например, в фашистской Германии членов гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и распевать нацистские песни, тем самым сплачивая молодежь), а вторая связана с проблемой снятия психологической напряженности и разрядки. У. Метцгер полагает, что этнос объединяют общие эмоциональные переживания, которые связаны со знаменательными событиями, например, с войнами. В мирное время острые эмоциональные переживания, объединяющие нации, могут быть вызваны спортивными соревнованиями, национальными праздниками и т. д. (Метцгер, 1969).

Экспрессивная функция заражения проявляется при проведении зрелищных массовых и спортивных мероприятий (в цирке, на стадионах и пр.). Проявление метода заражения обусловлено уровнем саморегуляции и локусом контроля этнофора, национальными традициями и т. д. Так, к примеру, англичане достаточно сдержанны в общении, однако становятся неузнаваемыми на стадионе (они кричат, свистят, улюлюкают и пр.).

В межличностном воздействии на этнофора метод заражения, как правило, связан с использованием аффективного вербального стиля и передачей ему оптимистического настроения.

Подражание. Подражание у этнофора состоит в осознанном или неосознанном следовании манере поведения или примеру субъекта воздействия. Б. Д. Парыгин рассматривает подражание как средство приобщения индивида к системе групповых ценностей (Парыгин, 1999). В процессе этнизации личность путем подражания осваивает нормы и правила поведения своей этнической общности. Это осуществляется как в процессе сознательного обучения, так и посредством подражания. Особенно велика роль подражания на ранних этапах развития этносов. Представители этноса в повседневной жизни обычно придерживаются исторически сложившихся норм взаимоотношений, что является благоприятной предпосылкой для подражания как механизма массового поведения, которое зависит от наличия элементов консерватизма в бытовом укладе и уровнем эмоционального саморегулирования.

Подражание этнофора представителям других народов зависит от многих составляющих: уровня социально-экономического развития его страны, ее общественно-исторического пути развития, уровня культуры населения и пр. Эффективность использования метода подражание повышается, когда на этнофора воздействуют национальные авторитеты, делаются ссылки на высказывания национальных авторитетов, практические результаты, достигнутые страной, и т. д.

В межличностном воздействии на этнофора метод подражания продуктивен, если воздействующий и объект воздействия принадлежат к одной и той же национальной общности. При использовании метода внушения на представителя другого этноса важны высокие личностные и деловые качества суггестера, его авторитета в глазах объекта воздействия, а также его психологической подготовки к процессу воздействия и пр.

При выявлении этнопсихологического облика русских в методике был поставлен вопрос: «Какие методы воздействия чаще всего используют русские: убеждение, принуждение, внушение, подражание и заражение?» Анализ осуществлялся на основе городской и сельской выборках.

Методы психологического воздействия распределились по иерархии в следующем порядке. Метод убеждения как в городе, так и в сельской местности занимает 1-е место (3,86 и 3,79 балла). Среди горожан 2-е место принадлежит «заражению» (хорошим или плохим настроением), а среди селян «внушению» (3,46 и 3,40 балла). Третье место в городе занимает «подражание» (личный пример), а в селе «заражение (хорошим или плохим настроением)». Четвертое место у городского населения принадлежит «внушению», а у сельского – «подражание (личный пример)» (3,39 и 3,29 балла). На 5-м месте в городе и селе метод «принуждение» (3,23 и 3,08 балла) (Резников, Садов, Фетискин, Колиогло, 2005).

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы. В сельской местности «внушение» занимает 2-е место, а в городе 4-е. Такое положение, по-видимому, можно объяснить за счет того, что горожане живут в более высоком темпе жизни и общаются с большим количеством людей, среди которых встречаются нечистоплотные, что формирует у них настороженность и критичность. Кроме того, интенсивное общение и более динамичный образ жизни формирует у горожан настороженность и порой бдительность к окружающим их людям. В этом отношении каждый работающий горожанин с определенной долей уверенности предполагает, что оказываемое на него психологическое воздействие может потенциально принести ему материальный, экономический или какой-то иной ущерб.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Методы психологического воздействия, Глава 3. Развитие способностей к общению. Диагностика способности к общению. Батаршев А. В. Страница 8. Читать онлайн

Методы психологического воздействия

В главе 2 отмечалось, что все стороны, все составные части общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) действуют взаимосвязанно и взаимообусловленно. Однако у каждой из этих сторон есть вполне определенные способы и приемы, позволяющие наилучшим образом совершенствовать процесс общения. Этим самым совершенствуется способность человека к общению. К примеру, описанные в главе 2 приемы и способы слушания и говорения развивают в основном коммуникативную сторону общения. Методы активного психологического взаимодействия в наибольшей степени способствуют совершенствованию интерактивной стороны общения. Методы психологического воздействия развивают все три стороны общения, но в основном – коммуникативную и перцептивную. Но мы знаем, что деление понятия «общение» на три составляющие его стороны носит весьма условный характер. Следовательно, указанные выше приемы и способы психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности служат основой для развития всех трех сторон процесса общения, а значит, способствуют совершенствованию способности личности к общению, организаторских и коммуникативных качеств личности.

Психологическая наука и общественная практика выработала наиболее активные и действенные методы воспитания и развития личности. Такие методы как убеждение, внушение, самовнушение могут быть отнесены как к методам воспитания, так и к методам психологического воздействия. Действительно, процесс воспитания предполагает психологическое воздействие на сознание, чувства, деятельность и поведение обучаемых с целью формирования определенных личностных качеств. Здесь прямая взаимосвязь воспитательных и психологических воздействий. Рассмотрим некоторые из этих методов, относящихся собственно к методам психологического воздействия.

Убеждение – это система словесно-предметных воздействий на сознание обучаемых (подчиненных) или общее мнение коллектива, которая обеспечивает добровольное принятие распоряжений и превращение их в мотивы поведения членов коллектива. Любое воздействие руководителя направлено в конечном счете на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств и действий обучаемых.

Следует различать убеждения истинные и убеждения ложные. В предпринимательской деятельности, например, руководитель стремится к тому, чтобы находящиеся в его подчинении работники становились не только простыми исполнителями, но и инициативными, творческими работниками. Ложные убеждения возникают как синтез отрицательных взглядов и отрицательного жизненного опыта. К таким убеждениям можно отнести убеждения лиц, придерживающихся своего «кредо»: «Не обманешь – не проживешь», «Для достижения своей цели все средства хороши» и т. п.

Формами убеждения могут быть диспуты, беседы, личный пример, доказательство и некоторые другие. При проведении этих форм убеждения следует иметь в виду эмоциональное состояние убеждаемого. К примеру, некоторые из форм убеждения будут мало эффективными при нахождении убеждаемого в состоянии, скажем, алкогольного опьянения. В другом случае, например, когда партнер признает и приемлет высокий авторитет руководителя, личный пример последнего усиливает эффект психологического воздействия.

Следует особо сказать о такой форме убеждения, как доказательство. Оно может быть разделено на составляющие: тезис, аргумент, способ доказательства. Пример: доказать, что фирма по товародвижению осуществляет посредническую деятельность между производством и потребителями (тезис). Все маркетинговые посредники осуществляют посредническую деятельность между производством и потребителями. Фирма по товародвижению – маркетинговый посредник (аргумент). Следовательно, эта фирма действительно осуществляет такую деятельность.

При доказательстве может быть допущена логическая ошибка – совмещение тезисов. Например, надо доказать, что Петров – опытный маркетолог, а выбраны аргументы, что Петров – старейший производственник. Другой ошибкой в доказательстве является «круг» (круг в доказательстве, или порочный круг), когда в качестве аргументов используются положения, выдвигаемые в тезисы (например, «маркетолог – человек, занимающийся маркетинговой деятельностью» и т. п.).

Внушение – это система словесно-образных воздействий на коллектив и отдельных его членов с целью вызвать соответствующие состояния и поведение, потребности и привычки. Метод внушения обладает большими возможностями для предупреждения усталости, снятия отрицательного влияния состояния ожидания, стресса в аварийных ситуациях и т. п. В каждом отдельном случае руководитель может применять отдельные формулы внушения. Такие формулы внушения должны включать в себя простые и понятные слова, как правило, не более 5–6 слов. Например, для снятия возбуждения в критической ситуации руководитель повелительным тоном, не вызывающим возражения, произносит фразу: «Все спокойны! Все остаются на местах! Действуем по следующему плану…»

Для быстрого отдыха, восстановления сил и работоспособности можно использовать такую формулу внушения: «Вы уже пришли в состояние полного душевного и физического спокойствия, необходимое для отдыха и сна. По всему вашему телу начинает разливаться приятная истома. У вас появляется сонливость, тяжелеют веки, руки, ноги. Вы находитесь в состоянии полного покоя. Вы засыпаете. Вас ничто не волнует. Вы погружаетесь в глубокий сон». Если такую формулу применяет сам испытуемый, то мы будем иметь дело с саморегуляцией личности, а процедура применения такой формулы называется аутогенной тренировкой. Аутогенная тренировка – это система приемов самовоздействия, с помощью которой становится возможным управление некоторыми непроизвольными психическими процессами и состояниями организма (притупление бдительности, отвлечение внимания, гипнотическое состояние и др.). Особенно важно овладение приемами психического воздействия для операторов АСУ, водителей транспортных средств, спортсменов. Аутогенная тренировка в значительной степени может повлиять на устранение временных неустойчивых неблагоприятных факторов, повысить общую вероятность безошибочного выполнения предписанных функций.

Более сильным вариантом внушения является гипноз. С помощью гипноза лечат дефекты речи, алкоголизм, устраняют навязчивые состояния, страхи и т. п.

Всем известны такие случаи внушаемости, которые достигаются с помощью психотерапевтических сеансов (к примеру, психотерапевтические сеансы Анатолия Кашпировского). Но если здесь определенный положительный эффект в лечении различных болезней может достигаться, то вряд ли стоит говорить о положительном влиянии на здоровье людей заклинаний экстрасенсов, колдунов и прочих «целителей» человеческих душ. Конечно, в настоящее время немало самородков в области народной медицины. Но, как отмечает С. А. Романов, проблема в другом – под словом «целитель» или «народный врачеватель» нынче подписываются и откровенные шарлатаны и жулики. «Часто в передачи телевидения и на страницы газет попадают случайные люди, неучи, которые подрывают авторитет истинно народных целителей, обладающих уникальными возможностями. Теперь уже не секрет, что почти одна треть лиц, заявляющих о своих способностях целителя, – люди, страдающие душевными заболеваниями. Еще треть – мошенники и аферисты, старающиеся заработать на чужой беде. И только оставшаяся треть – специалисты, способные оказать посильную медицинскую и психологическую помощь».[3]

В печати сообщалось о разработке в некоторых странах так называемого психотронного оружия, которое предназначено для зомби-рования и поражения центральной нервной системы человека, для манипулирования его сознанием и управления поведением. Психооружие основано на применении электронного манипулирования мозгом с помощью ультразвука и микроволнового излучения.

Одним из необходимых условий эффективного внушения является внушаемость. Под внушаемостью понимается способность человека изменять свое поведение по требованию другого лица или группы людей, не опираясь при этом на логику или сознательные мотивы (т. е. безотчетная подчиненность требованиям других людей). Внушаемость зависит от возраста (чем моложе, тем выше), пола (чаще всего женщины более внушаемы, чем мужчины), интеллекта (с повышением уровня образования внушаемость обычно снижается), состояния здоровья (при переутомлении или после заболеваний внушаемость становится выше) и других факторов. Кроме того, внушаемость значительно варьируется в зависимости от вида внушения и авторитетности того лица, которое производит внушение.[4]

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Подражание направлено на внешнюю идентификацию индивидуумом себя с некоторой значимой для него личностью. Эта личность называется значимый другой. При навязчивом подражании субъект перенимает у значимого другого манеры поведения, голос, мимику, походку, привычки, моду и т. п.

Оказание психологической помощи. Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом-психологом или психотерапевтом. Проводится методами индивидуальной беседы, психологической консультации, психотерапевтического сеанса. Для подготовленного практического психолога, имеющего лицензию на право оказания клиентам психологической помощи, основным из методов является психологическая консультация. Консультирование предполагает проведение разнообразной работы с клиентом, психологическое диагностирование. На основе выявления психологических свойств личности принимается квалифицированное решение о наличии у испытуемого определенного психологического состояния. При психологическом консультировании, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, квалифицированный психодиагност должен правильно поставить психологический диагноз, оценить суть психологической проблемы, волнующей клиента. Р. С. Немов отмечает,[5] что психологическое консультирование чаще всего проводится не как разовый акт, а как серия встреч и бесед с клиентом, помогая ему решать свои проблемы. При этом должны быть получены результаты «входной» и «выходной» психодиагностики, т. е. данные психологического обследования в начале консультирования и после завершения работы с клиентом.

Психологическое состояние клиента тоже определяется как в начале, так и в конце психокоррекционной работы. В эффективности предпринимаемых психокоррекционных мер должен убедиться не только экспериментатор, но и сам клиент. Ведь вера в успех является одним из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия.

Определенное суждение о психологическом состоянии клиентов (работников фирмы, предприятия) может дать менеджер в социальной сфере или руководитель организации, к которым обращаются их подчиненные. Поводы могут быть самые разнообразные: депрессивное состояние, предвзятое отношение к работнику со стороны старшего по должности, конфликт в коллективе, ссора в семье, ожидание страха и т. п. Руководитель предприятия или фирмы должен обладать основательными психологическими знаниями. Проводя психологическую беседу, обязан внушить к себе доверие, установить контакт с работником, оценить нервно-психическое состояние подчиненного, особенно перед выполнением им ответственного задания. Ведь руководитель может встретиться и с настоящими психическими, и с некоторыми нервными расстройствами. При этом следует отличать притворство от действительного психологического срыва, слабости нервной системы.

В педагогике сделана попытка использовать приемы и способы внушения в процессе обучения. Болгарским ученым Г. К. Лозановым разработана так называемая суггестопедия, в основе которой лежат методические приемы внушаемости при обучении.

Внушение, самовнушение, приемы и способы суггестивной методики будут более эффективными, если проводить их на фоне психического или физического расслабления (релаксации). Релаксация – это уменьшение напряжения, состояние покоя, расслабленности. Произвольная релаксация осуществляется путем принятия спокойной позы, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды деятельности. Быстро достичь состояния релаксации помогает аутогенная тренировка, о которой говорилось выше.

Методы психологического воздействия нельзя рассматривать в отрыве от методов активного взаимодействия людей в совместной деятельности. Всегда при организации совместной деятельности взаимодействие людей происходит на фоне психологического, эмоционального взаимовлияния с применением целого арсенала методов психологического воздействия.

bookap.info

Методы психологического воздействия 2

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие психологического воздействия……………………………… 4

Глава 2. Классификация методов психологического воздействия………….. 11

Заключение……………………………………………………………………….22

Список нормативных актов и литературы …………………………………... 23

Введение

Актуальность темы контрольной работы определяется тем, что в сфере управления довольно часто возникает вопрос как заставить людей добровольно, т.е. без дополнительных санкций, выполнять то, что необходимо для пользы дела, но порой, в сложившихся ситуациях вызывает у определенной влиятельной части коллектива возражения. Другими словами, как в этой ситуации можно оказать психологическое воздействие на людей, так как ни административных, ни юридических рычагов для решения проблем, оказывается недостаточно.

"Повторяемость" подобных запросов стала основой размышлений о месте психологического воздействия в деятельности самых различных профессионалов и тех проблемах, которые в связи с его использованием возникают. Естественен вопрос: у кого возникают проблемы в связи с наличием возможности и стремления использовать психологическое воздействие для достижение своих целей конкретными профессионалами? Оказывается, что проблемы в рамках этой практики могут быть у всех: у самих профессионалов, у психологов, у общества в целом или его отдельных групп в связи с проблемой обеспечения и защиты прав человека

Цель данной работы – наиболее полно рассмотреть применение методов психологического воздействия.

Поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие психологического воздействия;

2. Рассмотреть виды психологического воздействия.

Объектом контрольной работы является человек.

Предметом является метод психологического воздействия.

Максимально раскрыть данную тему мне помогли современные источники литературы, такие как: Климов Е.А., Портнов А.А., Ковалев Г.А., а также другие источники, указанные в списках нормативных актов и литературы.

I. Понятие психологического воздействия.

Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием "психологическое воздействие", то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова или особых флюидов на поведение человека, его мысли и чувства. Типичный образ такого понимания воздействия - отнесение к этому классу явлений действий гипнотизера, психотерапевта, мага, группы ловкачей, обводящих вокруг пальца доверчивых граждан и т.п. Вместе с тем, интуитивное понимание сущности феномена ограничивает возможности его научного исследования, хотя на определенном этапе может служить его отправной точкой. Поэтому, когда приходится обращаться к исследованию вопроса о том, что же при строго научном подходе может вскрыться за тем, что на интуитивном уровне воспринимается как совершенно очевидное, отправным пунктом может стать обращение к толковым словарям, в надежде найти опорные моменты для разработки определения через указание на род, к которому это явление может быть отнесено, и его видовое отличие.

Если мы воспользуемся толковыми словарями и попытаемся установить, что же такое воздействие, в том числе и психологическое, то обнаружим, что под этим подразумевается "действие, направленное на кого-либо, что-нибудь, с целью добиться чего-нибудь". Вместе с тем, из опыта мы знаем, что в психологическом воздействии, в интуитивном понимании этого термина, это "с целью добиться чего-нибудь" не всегда имеет место. Как раз такой цели иногда и не славят специально, но результат, скорее менее, чем более желательный для воздействующей стороны, наблюдается. В связи с этим, приведенное определение воздействия для его использования в научном контексте мало чем может быть полезным.

Более широкие возможности для определения сущности такой разновидности воздействия, как психологическое, открываются, если обратиться к источникам, трактующим воздействие в контексте философской категории "взаимодействие". "Философский энциклопедический словарь" представляет "взаимодействие" как философскую категорию, отражающую процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Определяет воздействие именно в указанном ключе Г.А. Ковалев. Под воздействием он понимает "процесс... который реализуется в ходе взаимодействия двух и более равноупорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках), состоянии хотя бы одной из этих систем" [3, С. 4-5].

Считая системный подход наиболее продуктивным при разработке этой проблематики, мы, тем не менее, считаем, что в данном случае использование соответствующей терминологии ничего по сути не раскрывает, а наоборот, вызывает дополнительные вопросы. Что понимается под равноупорядоченностью и можно ли считать группу и отдельного человека равноупорядоченными системами? Эта недоговоренность (или избыточность) не позволяет использовать данное понимание воздействия для выявления специфики более узкого класса явлений - психологического воздействия.

Не умаляя достоинств уже разработанных другими исследователями определений понятия "психологическое воздействие" и не ставя перед собой задачу их критического анализа, обозначим собственную позицию по данному вопросу. Это позволит позднее обратиться к более конструктивному анализу сложившихся определений и выявить общность и различия нашей собственной позиции и позиций других авторов.

Ключевым в подходе к рассмотрению данного феномена для нас является положение, принадлежащее Ф. Энгельсу, в котором взаимодействие увязывается с категорией "материи". "Взаимодействие - это первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю..." [5, С. 546]. Исходя из существования нескольких уровней организации материи, воздействие между взаимодействующими объектами может рассматриваться в контексте того уровня организации материи, на котором оно происходит. Поэтому можно говорить о физико-химическом уровне воздействия, биологическом уровне, психологическом и социальном уровнях. И процесс, и результат взаимодействия на каждом из этих уровней протекает и проявляется в соответствии с законами, характерными для этого уровня организации материи. Человек в соответствии с этим, осуществляя взаимодействие с внешними факторами, будь то другие люди или иные объекты, может испытать физическое, химическое, биологическое, психологическое или социальное воздействия.

Чтобы представить проявление всего спектра указанных видов воздействия, рассмотрим ситуацию, когда человек оказался в силу каких-либо обстоятельств на зараженной радиоактивными веществами территории. Если им не использовались специальные средства защиты и последующей противорадиационной обработки, то его тело, как и прочие объекты, находившиеся на данной территории, вызовут определенную реакцию поднесенного к ним счетчика Гейгера. Это явится свидетельством наличия результата физико-химического воздействия на материю, образующую тело человека. При определенной дозе облучения у него возможно изменение течения биологических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность данного субъекта, как представителя определенного биологического вида. В этом случае уже следует говорить о биологическом уровне воздействия, дифференцируя его в зависимости от глубины биологического поражения (генетическое поражение, морфологическое, физиологическое, функциональное). На фоне переживаемого облученным субъектом физического дискомфорта и определенного отношения к собственному здоровью, жертва облучения может испытывать определенные эмоции. Эмоции и переживания возникают также из-за осознания самого факта лучевого поражения. Люди неосведомленные могут относиться к поражающим факторам не только со страхом, но испытывать и другие эмоции. Эмоции, чувства, переживания, изменение образа мира или мировоззрения - это уже проявление результата соприкосновения человека с радиацией на психологическом уровне.

Воздействие на социальном уровне может проявиться, например, в изменении в обществе отношения к ядерным технологиям, к конкретным государственным программам (так, после Чернобыльской катастрофы были "заморожены" некоторые программы развития предприятий атомной энергетики), в разработке новых нормативных актов, регламентирующих международное взаимодействие в определенной сфере, в возникновении неформальных общественных объединений и т.д.

При всей ясности такого подхода определенный класс эффектов все же оказался не отраженным в представленной выше схеме анализа. Это психофизиологические реакции и их проявление на психологическом уровне. Если вернуться к нашему примеру, то можно предположить, что поражение может быть столь выраженным, что это приведет к изменению функционирования нервной системы в целом и уже вторично обусловит изменение не только функционального состояния, но и состояния сознания облученного. Это отразится, возможно, ограниченно во времени и на поведенческом уровне. Психиатрам известно явление, получившее название "рентгеновское похмелье", - эйфорического возбуждения на начальной стадии лучевой болезни. Но на этой же стадии может развиваться и дисфорическое состояние (подавленность, раздражительность, чувство дискомфорта) [6, С. 279]. По наблюдениям психиатров, состояние сознания в зависимости от тяжести радиационного поражения может изменяться от оглушенности вплоть до комы [6, С. 280].

mirznanii.com

Психологическое воздействие, методы и виды воздействия на человека

При социальном взаимодействии происходит своеобразный процесс и результат изменения одним индивидом поведения, установок, намерений, представлений другого индивида. Воздействие может быть направленным (ставится цель достижения определенного результата) и косвенным (соответственно).

Психологическое влияние - применение в межличностном взаимодействии исключительно психологических средств с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека.

К видам психологического воздействия прежде всего относятся убеждение, заражение, внушение, подражание, мода, слухи.

Убеждения. Как способ психологического воздействия, убеждения направлено на снятие своеобразных фильтров на пути информации до сознания и чувств человека. Его используют для преобразования информации, сообщается, на систему установок и принципов индивида.

Убеждение - метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению.

Осуществляясь в процессе коммуникативного взаимодействия, убеждения обеспечивает восприятие и включение новых сведений в систему взглядов человека. Основано оно на сознательном отношении индивида к информации, на ее анализе и оценке. Благоприятными условиями для убеждения является дискуссия, групповая полемика, спор, поскольку сформированная во время их хода мнение гораздо глубже, чем та, которая возникла за пассивного восприятия информации.

Заражение. Массовый способ интеграции групповой деятельности возникает у значительного скопления людей - на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.. Одним из его признаков является стихийность.

Заражение - психологическое воздействие на личность в процессе общения и взаимодействия, который передает определенные настроения, побуждения не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу.

Психическое заражение осуществляется через передачу эмоционального состояния от одного лица к другому на бессознательном уровне. Сознание в таких условиях резко сужается, почти исчезает критичность к событиям, информации, поступающей из различных источников. Психология объясняет заражения как неосознаваемую, непроизвольное склонность человека к определенным психическим состояниям. Происходит заражение через передачу психического настроя, наделенного большим эмоциональным зарядом. Оно является одновременно продуктом влияния на других энергетики психического состояния индивида или группы, а также способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия.

Внушение. В современных условиях применяется довольно часто, одновременно может быть одним из опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на его сознание и подсознание.

Внушение, или суггестия, - метод воздействия на психику человека, связанный с существенным снижением ее критичности к информации, поступающей отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источникам.

Эффективно внушение лишь тогда, когда будет возникать эффект доверия. Источников внушения достаточно много. Ими могут быть знакомые и незнакомые люди, средства массовой информации, реклама и др.. Внушение направлено не к логике индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а в его готовности принять распоряжение, приказ, совет и соответственно к ним действовать. При этом большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которую направлено воздействие: способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, твердость убеждений, пол, возраст, эмоциональное состояние. Важным фактором, обусловливающим эффективность внушения является авторитет, умения и навыки, статус, волевые качества сугестора (источника воздействия), его уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация.

Сознательно применяют его в медицине (гипноз, психотерапия). Одновременно внушение может иметь и негативное влияние, став инструментом безответственной манипуляции сознанием индивида, группы.

Формами внушения могут быть: гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения). Самовнушение относится к сознательного саморегулирования, внушение себе определенных представлений, чувств, эмоций.

Подражание. Самая распространенная форма поведения человека в межличностном взаимодействии. Это процесс ориентации на определенный пример, образец, повторение и воспроизведение одним человеком действий, поступков, жестов, манер, интонаций другого человека, копирование черт его характера и стиля жизни. Именно через подражание осуществляется процесс социализации личности, реализуясь посредством обучения и воспитания. Особое значение оно имеет в развитии ребенка. Поэтому большинство научно-прикладных исследований по этой проблематике осуществляется в детской, возрастной и педагогической психологии. У взрослого человека подражание является побочным способом освоения окружающего мира, его психологические механизмы подражания значительно сложнее, чем у ребенка и подростка, так как срабатывает критичность личности. Следование во взрослом возрасте является элементом обучения определенным видам профессиональной деятельности (спорт, искусство). Мода - это форма стандартизированного массового поведения людей, возникает стихийно под влиянием настроений, вкусов, увлечений, которые доминируют в обществе.Мода объединяет много противоречивых тенденций и механизмов социально-психологического общения: идентификацию и негативизм, унификацию и персонализацию, наследования и противопоставление. К ее особенностям относится то, что она проявляется во всех сферах общественной жизни, экономике, политике, искусстве, быту, спорте и т.д..Мода очень тесно связана со вкусами и обычаями людей. С первыми ее сближают изменчивость и подвижность с другими - повторяемость и устойчивость.Для моды характерна динамичность, постоянное стремление к быстротечности, новизны и одновременно она консервативна. Что-то отрицая, отбрасывая старое, мода вместе с тем претендует на роль образца, эталона. Другими словами, мода - это частичная, внешнее изменение культурных форм поведения и предпочтений человека.Слухи. Когда люди сталкиваются с чем-то непонятным, но, по их мнению, важным, они всегда стараются найти соответствующую информацию, в которой было бы необходимо разъяснение. Слух - это сообщение, поступающей от одного или более лиц, ничем не подтвержденные события. Как правило, они касаются важных для определенной социальной группы или человека явлений, затор куют актуальные для них потребности и интересы. Ожидания получить удовлетворения в информации, является главным мотивом восприятия и воспроизведения услышанного (слухи).

 

mednurse.ru

Методы психологического воздействия

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Учебная дисциплина: «Юридическая психология»

Тема: «ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

студентки 5 курса гуманитарного факультета

«Защищен»____________

«Оценка»___________

Одесса-2008г.

План

Введение. 3

1. Исправительно-трудовая психология. 4

1.1 Понятие и содержание исправительно-трудовой психологии. 4

1.2 Методы психолого-педагогического воздействия в учреждениях по исполнению наказаний. 7

Заключение. 11

Список использованной литературы.. 12

В одной из первых работ (1925), посвященных раскрытию проблем воспитательно-трудовой психологии, М.Н. Гернет писал: «Не спертый и тяжелый воздух в тюремной камере, не количество воздуха, приходящееся на арестанта интересует автора этих строк, а живая душа человека, заключенного в тюрьму, с особенностями его переживаний за высокими стенами, за крепкими дверями, под охраной внутренней и внешней».

Основы исправительной психологии были заложены еще в ХІХ веке, когда в обществе стали формироваться идей гуманизации тюремного наказания и ученые, приступив к изучению влияния лишения свободы на психику и поведение человека, пришли к выводу о необходимости использования психологических знаний в работе по перевоспитанию осужденных.

Цель данной работы раскрыть сущность исправительно-трудовой психологии и описать методы психолого-педагогического воздействия на осужденных – людей, совершивших преступление.

Сегодня в структуре Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний находится 180 учреждений, в том числе 131 исправительная колония, из которых 12 - для содержания женщин, 11 воспитательных колоний для несовершеннолетних и 33 следственных изолятора. В исправительных колониях находится около 150 тыс. лиц [4].

Исправительная (с 90-х годов пенитенциарная) психология как отрасль юридической психологии определяет условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях. В частности, данная отрасль исследует интеллектуальные и личностные свойства правонарушителей, процесс их адаптации к пребыванию в исправительно-трудовых учреждениях психические состояния, вызванные лишением свободы, методы и приемы воспитательной работы с этой категорией лиц, формирование позитивной установки на исправление и др.

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Различные формы воздействия на осужденных составляют систему методов, способствующих их подготовке к будущей жизни на свободе. Существует необходимость создания у осужденных положительной структуры потребностной базы для последующего развития у них положительной структуры связей, формирования основы для восприятия положительного социального опыт [4].

Социально-психологическая адаптация осужденного происходит в результате воздействия на него комплекса психолого-педагогических методов, стимулирующих принятие личностью высоких социальных ценностей. Наиболее важными в этом отношении являются отход от шаблонов, индивидуализация в избрании и применении методов воспитательной работы. Даже избрание форм труда по степени тяжести, характеру выполняемых действий (труд мужской или женский), результатам выполнения заданий, играют большую роль в возможностях воздействия на осужденных.

Формы труда предполагают и учет направленности личности. Так, выполнение работы, не представляющей никакого интереса для осужденных, влечет за собой отрицательное психологическое воздействие на них и, как следствие, ведет к слабому трудовому воспитательному эффекту. Так, например, женщины отбывающие наказание в исправительно-трудовых учреждениях, предпочитают «женский труд». В частности, как свидетельствует практика, производительность и качество труда у них возрастает, если они шьют детскую одежду, школьную форму и, резко снижается, когда производственный заказ своим объектом имеет изготовление рабочих рукавиц, брезентовых фартуков и т.д. [4].

Исходя из изложенного, пенитенциарную психологию можно определить как отрасль юридической психологии, исследующую закономерности психической деятельности личности, которая отбывает наказание, а также возможности ее ресоциализации, т.е. восстановления ранее нарушенных социальных качеств.

В своем развитии пенитенциарная психология использует данные других отраслей психологии. Наиболее тесно она связана с психологией труда, данные которой используются для исследования психологических факторов, влияющих на воспитание у осужденных трудолюбия, повышения производительности труда, избрания вида и характера производств, оказывающих воспитательное воздействие.

Психология искусства дает возможность использовать в процессе воспитательного воздействия данные о влиянии эстетических ценностей на развитие и становление личности, в частности таких ее потребностей, которые определяют ресоциализацию личности, пробуждая нравственные, гуманные черты личности.

Пенитенциарная психология также связана с общей и социальной психологией. В общей психологии используются данные об эмоциях, стрессах, фрустрациях, психологических показателях темперамента и характера, волевых проявлений, реакций на раздражитель как основы формирования методов индивидуального воздействия на осужденных. .

Данные же социальной психологии, относящиеся к формированию настроений и чувств различных социальных групп (формальных и неформальных), применяются для исследования закономерностей формирования настроений и чувств коллективов осужденных, в т. ч. отдельных микроколлективов, в труде и быту, психологических основ групповых преступлений, массовых конфликтов, дезорганизующих деятельность учреждений по исполнению наказаний [1].

К основным направлениям исследований в области пенитенциарной психологии относятся:

изучение закономерностей изменения психики осужденного, развитие его личностных качеств и мотивов поведения в целях определения влияния на его сознание факторов, связанных с изоляцией от общества;

исследование морального воздействия на осужденного уголовного наказания как фактора, оказывающего позорящее влияние, изучение психических состояний осужденных, вызванных осознанием вины либо невиновности в целях создания необходимых условий для их адаптации;

исследование психологических особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, национальной принадлежностью, видом преступной деятельности и наказанием в целях разработки методов формирования коллективов осужденных и видов воспитательного воздействия;

разработка групповых и индивидуальных методов психолого-педагогического воздействия в целях наиболее эффективной коррекции осужденных.

Решение названных задач не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, оно приобретает новые направления и формы, обусловленные спецификой учреждений по исполнению наказаний, а также результативностью теоретических положений и методик, внедренных в практику их деятельности.

Рассмотрим теперь основные методы психолого-педагогического воздействия, используемые в пенитенциарных учреждениях.

В учреждение по исполнению наказаний попадает лицо с достаточно устоявшимися взглядами, навыками, привычками, манерой общения с людьми. Поэтому методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в обычной обстановке, здесь должны быть трансформированы применительно к тем характеристикам, которые свойственны лицам, отбывающим наказание за совершённое ими преступление. Социально – психологические отклонения (дефекты) в поведении и образе жизни индивида, укоренившиеся в процессе осуществления им преступной деятельности, требуют такого социального контроля, который направлен на разрушение преступных потребностей, ликвидацию накопившегося у него отрицательного социального опыта, создание основы для последующего развития положительной структуры связей [1].

Необходимой предпосылкой для избрания методов психолого-педагогического воздействия является изучение личности осуждённого, его поведения в генезисе (до поступления в учреждение по исполнению наказаний и во время пребывания в нём), отношение к труду, учёбе, режиму, комплексу мер социального воздействия.

Личность осуждённого представляет собой сложную структуру, объединяющую комплекс социально – психологических взглядов, потребностей, отношений, в которых доминируют отрицательные тенденции. В основе поведения и деятельности каждого человека лежат потребности. Жизнь предполагает удовлетворение потребностей, в том числе материальных и духовных. Потребности человека побуждают его к активности, созданию и развитию общественного производства. Вместе с тем уровень и характеристика потребностей в норме и при криминальных отклонениях могут быть принципиально разными. Анализ и обобщение уровней потребностей и интересов у правонарушителей позволяют выявить:

1) нарушение равновесия между различными видами потребностей и интересов;

2) извращённый характер отдельных потребностей; 3) примитивность потребностей и интересов;

4) аморальность, преступные проявления в способах удовлетворения потребностей.

У преступников материальные потребности доминируют над духовными, круг последних крайне узок и предполагает только общение с людьми либо получение тех или иных сведений для приобретения своего «преступного престижа». Такие понятия как дружба, привязанность, преступники в подавляющем числе понимают извращённо: будут деньги – будут и друзья. Как правило, преступники некоторых категорий избегают труда, желают жить «легко и красиво», не утруждая себя физической работой.

mirznanii.com