Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Методы быстрого запоминания текста. Методики скорочтения


Методика скорочтения, основные навыки, теория техники быстрого чтения

Для каждого человека обучение чтению начинается с распознавания букв, потом слогов, со временем наше зрение уже способно охватывать целые слова и составлять из них предложения. Подобной методики вполне достаточно для того, чтобы прочитывать в минуту до 300 слов, однако в современном мире, в условиях огромного количества информации и знаний, нужно не просто уметь читать, а делать это быстро и как можно более эффективно.

Как работает методика скорочтения?

Добиться высокой скорости восприятия печатного текста помогает скорочтение — способность как минимум в 3–4 раза быстрее усваивать информацию без ухудшения понимания материала. У тех, кто полноценно освоил навыки данной методики, счет идет на десятки тысяч слов в минуту. Среди достоинств техники скорочтения — возможность увеличить объем запоминаемого текста, сэкономить время на его изучение, развить внимание и значительно ускорить мыслительные процессы.

СкорочтениеСкорочтение помогает поверхностно отхватить взглядом текст, «пробежаться» по нему и понять, на какие фрагменты следует обратить более пристальное внимание, а какие можно просто отсеять. Те, кто овладел методикой скорочтения, как правило, не читают все слова в предложении, а фокусируются на наиболее значимых. Таким образом составляется полная и, главное, цельная картина текста. Конечно, для чтения художественных произведений с целью насладиться стилем автора, удачными метафорами и интересными сравнениями, этот метод вряд ли будет наиболее подходящим, однако если ваша цель — именно получение информации, да еще и в большом объеме, развитие навыка скорочтения станет очень полезным.

В интернете можно найти различные курсы по обучению скорочтению – существуют как занятия с преподавателями, так и видеокомплекты. Впрочем, освоить методы скорочтения можно и в домашних условиях, если регулярно тренироваться и как можно чаще применять полученные знания на практике. Самое главное – быть готовым, что тренировки займут не один день и даже не пару недель.

experimental-psychic.ru

Лучшие упражнения и способы развития быстрочтения для детей и взрослых

Хотите научиться читать книги быстро? Представляем вам обзор самых эффективных методов скорочтения, которые можно применять в любом возрасте.

Зачем вам это вообще нужно? Чтобы научиться управлять подсознательным процессом поглощения страниц и повысить скорость восприятия текста. Обычный человек читает примерно 1000 знаков в минуту. После тренировки вы легко сможете увеличить это число в два-три раза. В современном мире, с его скоростью жизни и постоянно растущим объёмом информации, такой навык может очень пригодиться.

1. Не отвлекаемся

Вы начали читать, и тут к вам на колени запрыгнул любимый кот. Вы машинально его погладили, а потом решили проверить, нет ли новых сообщений в телефоне. Затем устроили поудобнее подушку за спиной. Прислушались: и почему у соседей кран сегодня так расшумелся? Каждый раз, когда вы возвращаетесь к книге после такого микро-отвлечения, вы тратите время на поиск нужной строки и перечитывание предыдущей, чтобы снова «влиться» в текст.

Что делать? Учиться концентрировать внимание. Упражнений масса, суть одна – приобрести навык не отвлекаться от поставленной задачи, несмотря на внешние раздражители. Поставьте перед собой часы с секундной стрелкой и следите глазами за её движением по кругу. На это у вас есть целых 5 минут. Старайтесь не думать ни о чём, кроме стрелки, не слушайте ничего другого и не смотрите ни на что иное. Да, это скучно и нудно, но на то нам и дана сила воли, чтобы уметь пользоваться ею в необходимых случаях. Упражнения на концентрацию внимания на тексте выглядят иначе. Попросите кого-нибудь назвать вам любое слово на книжной странице, а потом постарайтесь найти его за минимальное количество времени. Повторяйте ежедневно, пока коты, телефоны и прочие краны соседей не перестанут вас отвлекать.

2. Подавляем «внутреннего чтеца»

Большинство из нас проговаривает читаемые слова про себя. Это называется субвокализацией и досталось нам в наследство от первых классов школы, когда нас учили читать вслух по слогам. Избавившись от этой привычки, вы уменьшите время, которое тратите на страницу текста, ведь время на произнесение слова гораздо больше долей секунд, необходимых для его восприятия и понимания.

Что делать? Заставлять мозг делать дополнительную работу, чтобы ему не хватало ресурсов ещё и проговаривать что-то. Можно слушать музыку во время чтения (для начала – без слов, чтобы не слишком отвлекаться), или выстукивать пальцами какой-то ритм, или жужжать вслух, или даже считать про себя от 1 до 10 и обратно.

3. Долой регрессию!

Наши глаза при чтении то и дело перепрыгивают на предыдущую строчку. Мы склонны перечитывать отдельные предложения и даже абзацы. Некоторые думают, что так надо для лучшего понимания прочитанного, но это ошибка. Возвращаясь на несколько фраз назад, вы теряете общую нить повествования, поскольку за время перечитывания рискуете подзабыть то, что было раньше. Вы можете снова вернуться, на этот раз чуть выше. Вам не кажется, что процесс становится бесконечным?

Что делать? Избавиться от регрессии поможет простейший метод – возьмите лист бумаги и просто закрывайте прочитанные строки. Можно также вспомнить детство и начать водить пальцем по строкам. Главное – не выпускать палец из поля зрения, не давать себе смотреть никуда, кроме того места, куда он указывает.

4. Отрабатываем поверхностное чтение

Для понимания текста совсем не обязательно читать его целиком. Чтобы ухватить основную мысль и нормально следить за развитием событий в романе, достаточно найти в нём ключевые слова.

Что делать? Есть две популярные методики поверхностного чтения. Первая – вы читаете по 2-3 слова в начале и конце каждой строки и сразу переходите к следующей. Вторая – скользите взглядом по странице, рисуя чёткую диагональ от левого верхнего к правому нижнему углу. Не позволяйте глазам возвращаться выше. Учитесь выхватывать из текста главное, самую суть, и пропускать несущественное.

5. Расширяем поле зрительного восприятия

Поверхностное чтение и брожение диагоналями по странице напрямую связано с тем, какой объём текста мы видим, не двигая глазами. Большинство читателей привыкло концентрироваться на 2-3 словах (примерно 4 см текста), а потому медленно переползает глазами по строке. Но лишние движения – это всегда замедление процесса. Если вы научитесь воспринимать строку текста за меньшее количество переводов взгляда, это не только повысит скорость чтения, но и снизит нагрузку на глаза.

Что делать? Найдите в Интернете таблицы Шульте. Это сетки из квадратов, в которые вписаны числа от 1 до 25 или от 1 до 49 в произвольном порядке. Цель упражнения – найти все числа по порядку на скорость. Идеальный результат – уложиться в 5-6 секунд. Концентрируйтесь на центре таблицы, и вы заметите, что постепенно сможете охватывать взглядом её всю, почти не двигая глазами.

6. Усложняем задачу

Скорость чтения зависит от скорости мышления и восприятия написанного. Чтобы вам было проще читать обычный текст, тренируйтесь воспринимать его в искусственно усложнённой ситуации. Тогда возврат к «нормальному» процессу чтения принесёт облегчение мозгу, и он сможет справляться с задачей быстрее.

Что делать? Попробуйте читать текст справа налево. Лучше всего найти в Сети сайт, который предлагает книги, написанные таким образом. Тогда слова не будут звучать непонятной тарабарщиной, а обретут смысл. Если такое упражнение кажется слишком сложным, переверните вверх ногами книгу, которую вы сейчас читаете. Разбирать предложения станет сложнее, но вполне реально. Потренировавшись в таком чтении неделю, вы уже заметите результаты.7. А что с детьми?

Конечно, методики обучения ребёнка скорочтению должны отличаться от взрослых упражнений. Цель та же самая – избавиться от помех, замедляющих процесс чтения. И помехи эти, кстати, совпадают с нашими. Но тренироваться нужно по-другому – в форме игры, чтобы ребёнку было интересно, и он не заскучал.

Что делать? Подбирать игровые упражнения. Например, для борьбы с субвокализацией хорошо подходит «замочек» – пусть ребёнок приложит палец к губам и читает текст про себя как можно быстрее. Детям бывает легче справиться с заданием, если чисто мыслительную активность они подкрепляют физическими движениями. Им также нужно развивать понимание прочитанного и умение быстро распознавать текст. Приучите ребёнка подчёркивать или выписывать незнакомые слова, чтобы он потом их лучше запомнил, и почаще играйте с ним в анаграммы (составление слов из разбросанных букв и т.п.).

До новых книг!

www.livelib.ru

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Методы быстрого запоминания текста

В жизни каждого из нас бывали ситуации, когда нужно было в течение небольшого промежутка времени изучить определенный материал. Лучшим решением такой проблемы является освоение техники быстрого чтения. Причем ее с успехом можно применить не только для научной, но и для художественной литературы. При этом для любого человека особенно актуальной и значимой является техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Каким образом добиться необходимого эффекта? Для этого необходимо изучить 7 основных правил быстрого чтения. В чем же они заключаются?

Чтение без регрессии

Нередко человек, изучающий нужный для него материал, делает возвратные движения глазами. Это и есть регрессия, цель которой – повторение уже прочитанных строчек. Это самый распространенный недостаток, приводящий к медленному изучению материала.

техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Незаметно для себя многие читатели дважды просматривают текст. При этом не имеет значения, является он легким для восприятия или нет. Регрессия осуществляется для верности, приводя к резкому снижению скорости чтения.

Однако существуют возвраты, которые считаются обоснованными. Эти движения глазами человек производит при появлении новой мысли. Их, в отличие от регрессии, называют реципацией. Такие повторы являются вполне обоснованными, так как позволяют максимально глубоко осмыслить уже прочитанное. Методы быстрого запоминания текста не рекомендуют таких возвратных движений. Повторное чтение при этом возможно только после того, как текст будет полностью пройден.

Помните, что отказ от реципаций и регрессий очень важен. Он способен вдвое увеличить скорость чтения, и в три – качество его понимания.

Чтение без артикуляций

Порой при изучении материала про себя человек делает непроизвольные движения языком, губами и элементами гортани. Это и есть артикуляция. Ее интенсивность находится в прямой зависимости от сложности текста и развития навыка чтения. Причем наблюдается артикуляция у всех, даже у быстро читающих людей. Это подтверждают специальные измерения и рентгеносъемки глоточных модуляций, произведенные в процессе изучения текста про себя.

7 основных правил быстрого чтения

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания исключает внутреннее проговаривание слов. Это связано с тем, что артикуляция является немаловажным препятствием для быстрого изучения материала. Такие непроизвольные движения должны быть исключены, если осваивается техника скорочтения. Упражнения для скорочтения при этом должны быть направлены на ликвидацию дефекта проговаривания и зависят от его вида. Так, если артикуляция представляет собой механическое движение языка, губ, бубнение и т. д., то необходимо осуществлять постоянный контроль над этим процессом. Каким образом? Взять что-либо в рот или крепко удерживать язык зубами. Болевые ощущения явятся наиболее ощутимым тормозящим фактором.

Сложней будет искоренить проговаривание слов в речевом центре мозга. Основным методом при этом является вышибание клина клином. Он использует то, что центры речи и контроля над движениями находятся рядом друг с другом. Рекомендуется сделать запись какого-либо немузыкального ритма (метронома), производимого с разной частотой и их комбинацией. Под этот стук и следует читать.

Интегральный алгоритм

Для людей, изучающих большие объемы информации, крайне важна техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания необходимого материала. Как добиться этого? Необходимо разработать интегральный алгоритм запоминания при чтении. Ведь многие просто не задумываются над тем, каким образом им изучать текст. В результате они читают крайне медленно. Та скорость и техника чтения, которая применяется при изучении материала, зависит от целей и задач, поставленных читателем. Человек должен выработать соответствующие программы, а также гибко и умело их использовать в нужный момент. Это в значительной степени определит его способность скорочтения.

Вертикальное движение глаз

Это четвертое правило техники быстрого усвоения материала. Оно предполагает восприятие большего, чем при обычном чтении, участка текста. Расширение поля зрения позволяет в значительной мере увеличить эффективность усвоения материала. Быстро читающий человек в течение одной фиксации взгляда способен воспринять не какие-нибудь 2-3 слова. Он улавливает смысл целой строки, предложения или даже абзаца.

скоростное чтение и запоминание

Восприятие текста фразами - это техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Почему так происходит? Дело в том, что, окидывая взором большие фрагменты текста, человек создает для себя наглядно-образные представления изложенного материала. Они-то и являются ярким пояснением смысла прочитанного. При этой технике глаза совершают движение вертикально, в направлении сверху по центру текста.

Выделение доминанты

Что же сопутствует максимально эффективному восприятию материала? Прежде всего, его следует понять. Это означает не что иное, как установку логических связей между предметами с использованием уже имеющихся у человека знаний.

Скоростное чтение и понимание текста – это проблема, которую уже достаточно давно и успешно исследуют психологи. Порой воспринимаемый нами материал бывает совсем несложным. В этом случае его понимание идет рядом с восприятием. Человек тут же вспоминает полученные им ранее знания и связывает их с читаемыми фразами. Однако текст может быть незнакомым и трудным. В таком случае его осмысление – это сложный и длительный процесс. Как же ускорить его? Для этого следует быть внимательным во время чтения, а также владеть немалым багажом знаний, умея их применять в той или иной ситуации. Понадобится также использование некоторых приемов. Один из них заключается в выделении опорных смысловых пунктов текста. В чем его смысл? Для увеличения восприятия текста его делят на две части, производя смысловую группировку. При этом выделяется доминанта, углубляющая понимание материала и способствующая его более эффективному запоминанию. Также благодаря этому развивает скорочтение память.

алгоритм запоминания при чтении

Быстрое чтение в таком случае становится возможным при восприятии текста в виде коротких и одновременно существенных логических формул. Каждая из таких структурных единиц имеет основное по своему смыслу понятие, которое ассоциируется с определенным образом. Чтение же всего текста представляет собой создание единой логической цепочки идей. В этом и состоит сущность методика выделения опорных смысловых пунктов.

Для осмысления материала может быть использован и другой прием. Он носит название антиципации, или предвосхищения. Это смысловая догадка, являющаяся психологическим процессом ориентации на будущее, находящееся в рамках предвиденного. В основе антиципации лежит знание логики развивающихся событий, а также анализ существующих признаков явления и усвоение его результатов. Этот прием скорочтения возможен при наличии скрытой реакции ожидания, когда читатель настроен на определенные действия, возникающие по ходу текста. При этом мышление человека должно работать весьма продуктивно, осмысливая идею содержания и выявляя основной замысел автора. Таким образом, антиципация при скорочтении – это формирование своеобразного чутья к стереотипным фразам и накопление обширного словаря текстовых штампов. Она же является и предпосылкой для выработки доведенной до автоматизма смысловой обработки изучаемого материала.

Развитие внимания и памяти

Скоростное чтение и запоминание требуют избирательной направленности сознания на выполнение определенной работы. Эта функция и представляет собой внимание. Зачастую люди не способны к самоорганизации. Именно поэтому управлять своим вниманием при чтении они не в состоянии. Так, у человека, медленно воспринимающего необходимый ему материал, внимание часто переключается на всякие посторонние предметы и мысли. Это приводит к потере интереса к тексту и непонимания его смысла. Тот же, кто читает быстро, может управлять своим вниманием.

скорочтение память быстрое чтение

Одной из составляющих эффективного умственного труда является и способность концентрироваться на рассматриваемом вопросе. Тренировать такую способность лучше всего, мысленно читая слова задом наперед. Делать это можно везде, например, во время поездки в общественном транспорте. Любое слово нужно представить в виде букв и прочитать их задом наперед. К примеру, «вода» - «адов». Сначала можно взять слова, состоящие из четырех букв, а затем подбирать их подлиннее. Такое упражнение великолепно тренирует внимание.

Выполнение обязательной нормы

Седьмое правило быстрого чтения подразумевает ежедневное прочтение двух газет, одного научно-популярного или научно-технического журнала, а также книжного объема в 50-100 страниц. Почему это важно? Дело в том, что для освоения техники быстрого чтения необходимо произвести комплексное воздействие на разнообразные стороны психической деятельности индивида.

освоение техники быстрого чтения

Это приводит к реализации программы технического перевооружения мозга, что перестраивает сознание и ломает сложившиеся стереотипы мышления.

Помощь в освоении скорочтения

Обучиться быстрому и эффективному восприятию материала можно самостоятельно. В помощь желающим освоить технику скорочтения предлагаются различные книжные издания. Их авторы описывают методику эффективного восприятия и запоминания материала. Здесь же можно ознакомиться и с упражнениями для освоения быстрого чтения.

техника скорочтения упражнения для скорочтения

Изучать основные правила скоростного восприятия материала можно на специально организуемых групповых занятиях и тренингах. Этот вариант обучения является самым эффективным.

Темп быстрого чтения

Тот, кто освоил технику скоростного восприятия текста, обрабатывает информацию с различной скоростью, выбирая ее в зависимости от рода литературы. Так, новости и газеты читаются с быстротой, позволяющей уловить их смысл. Художественная литература требует особой скорости, включающей воображение. Для научных изданий требуется не только быстрота, но и тщательность проработки материала.

Важность скорочтения

Зачем человеку осваивать технику быстрого восприятия текста? Это нужно для:

- раскрытия его внутреннего потенциала;

- осуществления контроля над своими знаниями и умениями;

- обработки большого объема информации;

- развития памяти.

fb.ru

Практические техники и приемы быстрого чтения любых текстов

Практические техники и приемы скорочтения любых текстов

Автор: Эдyapд Викентьевич Минько, почетный работник высшего образования России; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

 

Как показывают исследования, скорость чтения большинства людей, даже много читающих, колеблется в пределах 500-750 знаков в минуту. Иллюстрацией этого факта является известное высказывание великого поэта и ученого И. В. Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». Это еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения.

Люди читают десятки веков, но только в наше время столь остро встал вопрос о повышении скорости чтения. Основной причиной этого является резкое, «лавинообразное» возрастание объемов информации, для усвоения и управления которыми требуется и существенное ускорение освоения информации.

Выделяют пять основных недостатков традиционного метода чтения или факторов, затрудняющих ускорение чтения.

 

1. Регрессия

Это непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста (фраз, слов, предложений). При регрессиях на строке текста глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемой части текста.

Этот недостаток — самый распространенный. При медленном чтении регрессии — довольно частые явления и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Если возврат глаз осуществляется в результате неясности текста, это недостаток, требующий для его устранения определенного усилия, заставляющего читать дальше в надежде, что последующий текст рассеет сомнения и внесет ясность в восприятие текста.

Повторное чтение целесообразно лишь по окончании чтения всего текста, что часто снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными.

 

2. Артикуляция

Это движение губ, языка и других органов речи при чтении, которые, как показали специальные инструментальные исследования, даже при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, а на самом деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыков быстрого чтения, предусматривающего преодоление с помощью специальных приемов артикуляции, и от уровня развития внутренней речи.

Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, но произносим их про себя. В зависимости от степени выражения внутренняя речь подразделяется на развернутую и сокращенную.

При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух. При таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого во много раз меньше зрительного.

Привычка проговаривать текст сформирована у большинства читающих в детстве, когда учатся читать: сначала слово произносится по буквам, потом по слогам и, наконец, вслух целиком.

 

3. Малое поле зрения

Под этим понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок), что принято называть дроблением взгляда.

Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее. При быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение, иногда и весь абзац.

Существенно снижает скорость чтения и так называемое сканирование, т. е. непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой, как это происходит при телевизионной развертке изображения.

При таких переходах не только теряется время, но и быстрее устают глаза. При быстром чтении движение глаз более экономно, поскольку чтение осуществляется вертикальным движением глаз, сверху вниз по центру страницы с охватом полем зрения ширины всей страницы, строк, абзацев.

 

4. Отсутствие гибкой стратегии чтения

Значительное препятствие в ускорении чтения. Главное в проблеме быстрого чтения — не столько устранение рассмотренных факторов, связанных с механизмами речи и движением глаз, сколько изменение работы механизмов мозга, управляющих чтением и обеспечивающих получение значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Отсутствие эффективной стратегии чтения является серьезным препятствием в ускорении чтения.

 

5. Отсутствие внимания

Является одновременно и причиной и следствием замедленного чтения, снижения понимания и запоминания текста. Переключение мыслей на посторонние предметы, звуки и мысли снижает интерес к чтению, затрудняет понимание прочитанного и вынуждает перечитывать текст или его отрывок заново.

Поэтому для ускорения чтения чрезвычайно важным является тренировка внимания и одновременное создание условий, снижающих или устраняющих отвлечение внимания.

 

В зависимости от поставленной цели есть различные способы чтения, среди которых основными являются следующие.

Углубленное — при котором обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Обычно такое чтение называют аналитическим, критическим, творческим, и оно считается лучшим при изучении учебных дисциплин.

Обучающиеся при этом читают текст, опираясь на свой макроконтекст и приобретенные ранее знания, и на этой основе творчески осмысливают прочитанное, находят в нем новое для себя, самостоятельно формулируя выводы, что позволяет легче воспринять и запомнить прочитанный новый материал.

Быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста.

Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания.

Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решения задач управления некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки необходимой и достаточной для читателя информации, заложенной в тексте.

Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое — это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения с таблицами (цифровыми, буквенными или графическими), обучающийся добивается значительного увеличения оперативного поля зрения.

Возникает эффект разведения зрительных осей глаз, за счет чего значительно повышаются скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное чтение — это разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы.

Этот метод часто используется при вторичном чтении информационного источника после его предварительного просмотра. При этом скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел, который и читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с источником информации. При таком чтении этот источник берется в руки, бегло просматривается предисловие, по оглавлению отыскиваются наиболее важные положения автора, по которым можно предположительно судить об основном содержании источника, просматривается заключение и на основании этих действий делается общий вывод о полезности и ценности для читателя этого источника информации и целесообразности более подробного ознакомления с ним.

Чтение-сканирование — это быстрый просмотр источника информации с целью поиска фактографической информации (фактов, цифр, слов, фамилий и т. п.) Человек, умеющий читать быстро, выполняет этот поиск в 2-3 раза быстрее читающего традиционно.

Этот способ требует тренировки зрительного аппарата и особенно периферического зрения, что позволяет при беглом взгляде на страницу текста быстро увидеть нужные сведения.

 

1. Освоение методов и приемов быстрого чтения — процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Обязательное условие успешности самостоятельного обучения — его непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений.

Период занятий следует спланировать так, чтобы на протяжении всего времени (а цикл тренировок занимает обычно десять-двенадцать недель, т. е. 2.5-3 месяца) выделять ежедневно для тренировок час-полтора.

Весьма желательным компонентом обучения является проведение в период занятий саморегулирования аутогенной тренировки, представляющей собой научную психологическую дисциплину, методику самовнушения, которая позволяет посредством психических процессов, прежде всего представления, внимания и эмоциональных состояний, влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой, т. е. регулирующих деятельность всех органов человека и обмен веществ.

В процессе обучения быстрому чтению роль представлений, внимания и эмоционального состояния исключительна велика.

Чтение в значительной степени — процесс подсознательный, т. е. большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Достижения психологии свидетельствуют о том, что управлять этими процессами — задача реальная.

Разработан комплекс упражнений, обеспечивающих обучение на подсознательном уровне, в ряду которых важная роль принадлежит аутогенной тренировке, которая, как показали сравнительные исследования, на 40% повышает эффективность обучения быстрому чтению. В связи с этим весьма желательно хотя бы элементарное владение техникой аутогенной тренировки, которую можно освоить по имеющейся литературе или пройдя соответствующие курсы.

 

2. Сознательное освоение упражнений и осознанное участие в изменении тех процессов, которые связаны с умственными действиями. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения невозможно. Поэтому методы, основанные только на использовании приборов, чаще всего имеют ограниченную эффективность.

Они тренируют только следственные факторы (движение глаз, периферические механизмы речи и слуха) и оказывают слабое воздействие на мозговые центры, управляющие процессами чтения. Поэтому результаты такого обучения поверхностны и созданный с их помощью неустойчивый стереотип чтения разрушается довольно быстро.

 

3. Постепенность наращивания скорости и приобретения навыков: от легкого к трудному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда устойчиво освоены предыдущие.

 

4. Рабочее место, режим занятий должны быть хорошо организованы, что подразумевает выполнение ряда требований:

  • Работа должна выполняться в одно и то же время.
  • Продолжительность каждого занятия должна составлять час-полтора.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено и не иметь ничего лишнего.
  • Необходимо соблюдать правила гигиены умственного труда.
  • Рекомендуется читать не только в положении сидя, но и (преимущественно) в положении стоя, размещая книгу на наклонной поверхности.
  • Во время занятий полезно делать небольшие перерывы, давать отдых глазам, выполнять легкие физические упражнения.

 

 

Изучите скорочтение и другие практические навыки по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru

Скорочтение . Методики и упражнения по скорочтению

В век современных технологий и вечной спешке, не хочется терять ни минутки, ни секунды своего личного времени. Вот взрослые и стараются везде все успеть, и приучают к такому ритму и своих детей. Последним новшеством нашего мира стало скорочтение. Да, это  нечто похожее на занятия по технике чтения в младших классах, но и не совсем то. Это другое понятие, помогающее детям и взрослым быстро читать и одновременно воспринимать прочитанное.

Что же из себя представляет процесс быстрого чтения или скорочтения? В младших классах дети читают еще не очень хорошо, сбивчиво, медленно. Некоторым, конечно, это умение дается легче, и они быстро приспосабливаются, увлекаются и им просто осваивать любую информацию, которую нужно прочесть. Но обыкновенно каждый родитель рано или поздно задумывается над тем, как обучить читать ребенка быстрее, как развить в нем такие способности? И для того, чтобы помочь родителям в этом нелегком деле, сегодня мы обсудим полезные рекомендации, познакомимся с историей этого умения, обсудим его плюсы и минусы в детской жизни и дадим конкретные упражнения и методики скорочтения.

child-684604__340_500x335

Хорошо и быстро читающие дети обыкновенно имеют развитую память, у них грамотно построенная речь, и они могут понятно и правильно построить пересказ прочитанного. Кстати, пользу от скорочтения выявили и педагоги, проводившие практические исследования в младших и старших классах. Они отметили, что старшеклассникам, умеющим в детстве быстро читать и хорошо пересказывать прочитанное, учеба давалась значительно легче, а успеваемость у них была в разы выше.

Кое-что из истории скорочтения

Самые первые мысли и идеи о том, что технику чтения можно совершенствовать, начали появляться еще в начале прошлого века. Это произошло с развитием нашего мира, с увеличивающимся потоком информации, который человечеству нужно было осваивать и распространять. Первые серьезные разработки и пособия стали появляться как в России, так и за границей. Однако слишком известными и широко применяемыми они не становились.

portrayal-89193_960_720_500x331

Все стало стремительно изменяться в середине прошлого столетия. В конце 1945 года Эвелин Вуд, учащаяся на специальность педагога, отправила большую по размеру статью известному профессору Лису. Он в свою очередь очень быстро прислал ответную рецензию. Эвелин очень удивилась, ведь по размеру статья, действительно, была огромной, а здесь такой быстрый и, главное, достойный грамотный ответ. Несомненно, статья был прочитана от и до, и проработана. Удивившаяся девушка стала наблюдать за подобными «быстрыми чтецами», и занятие ее увлекло на несколько лет. За этот период она видела более пятидесяти человек, которые точно также, как и профессор, быстро изучали любой печатный материал, и изумительно быстро отвечали на него. За время своих наблюдений, Эвелин отмечала особенности поведения этих людей, и особенности  самой подмеченной тактики, вот лишь некоторые из них:

  • У всех «быстро читающих» глаза по книжной странице двигались вертикально, а не горизонтально. И вниз. А не слева направо, как при обыкновенном чтении;
  • Читаются сразу или несколько слов или даже фраз;
  • Прочитанный текст практические не повторяется. То есть читается один раз.

Навыками скорочтения обладали такие известные люди, как Иосиф Виссарионович Сталин,  Александр Сергеевич Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди, Адольф Гитлер, Карл Маркс.

Нужно ли учиться скорочтению и для чего?

В век информационных технологий вся подача и изучение информации очень поменялось. Что и говорить, насколько все стало не просто, если малыши сдают свои первые экзамены уже в первом классе?!

Представляете, по последним данным, опубликованным учеными, человечеством  в 2007—2010 году было сгенерировано более двухсот миллиардов гигабайт информации!

В современном мире не достаточно один раз за всю жизнь отучиться в университете и защитить диплом. Необходимо постоянно обновлять свои знания, если хочешь работать по своей специальности. Для чего еще нужно скорочтение? Как запоминать больше сегодняшним детям, на чьи головы свалилось это безумное количество разнообразной информации?

Вот как раз это умение и поможет решить проблемы восприятия и обработки знаний. Если вы и ваш ребенок освоите умение быстро читать, то вы сможете заметить, насколько легче вам стало разбираться с новыми фактами, техникой, у вас появятся новые увлечения, о которых вы также будете черпать знания в книгах, в Сети… Возможности безграничны!

people-2595510_1920_500x333

Для того, чтобы освоить быстрое чтение, нужно как минимум:

  • избавиться от внутренней артикуляции (проговаривании слов)
  • использовать широкий угол зрения (охватывать бОльшую часть страницы)
  • ставить четкую задачу чтения, т.е. понимать и осознавать что и зачем вы читаете

Еще одна причина учиться быстрому чтению – побороть внутреннюю зажатость и стеснительность. Ведь читая и знакомясь все с большим количеством информации, ребенок осваивает больше знаний, он становится более общительным, точнее проще раскрывается для этого общения. У него в голове очень много уже «готовых, освоенных» фраз, которые он может применять по своему желанию в обычной жизни.

Помогает скорочтение и в правописании. «Перелопачивая» кучу информации, книг, текстов и статей, ребенок механически запоминает правописание. Это касается, кстати, не только детей. Мы, взрослые, тоже зачастую визуально встречаясь с часто повторяющимися фразами и словами, определенными сочетаниями знаков препинания, тоже запоминаем их, и в дальнейшем пишем так, как правильно.

Методики скорочтения бывают самыми разными. Давайте рассмотрим наиболее известные и самые применяемые из них:

Фоточтение

Фоточтение- весьма нестандартная методика чтения. На первый взгляд, кажется, что самого чтения в ней и нет. Однако, все совсем не так.

Чтобы приступить к фоточтению, нужно пройти ряд последовательных этапов:

  1. Подготовиться. Найти время и место для чтения, успокоить мысли и настроиться на процесс.
  2. Знакомство с книгой. Сюда относиться прочтение названия, оглавления, введения и беглый просмотр оглавления.
  3. Фоточтение — перелистывание книги со скоростью 1-2 секунду на страницу.
  4. Скорочтение — акцентирование внимания на особо интересных моментах. Погружение в книгу.

Процесс фоточтения активизирует подсознание, которое в это время непосредственно фотографирует содержимое книги в памяти.

Однако, фоточтение — это не просто перелистывание книг, а нечто большее.После фоточтения требуется определить свое отношение к прочитанному, аи возможно, дополнительно перечитать некоторые моменты из текста.

Диагональное чтение

Диагональное чтение предполагает расчленение страницы текста на куски и просматривание по диагонали — с левого верхнего угла в правый нижний. При этом нужно «выхватывать» значимые слова текста, опуская определения и описания.

Особенность метода заключается в том, что при постоянной тренировке, со временем вы перестанете читать слово, а будете воспринимать его целиком, как картинку. Это отличный способ регулярно пополнять свой словарный запас.

Развитие угла зрения при чтении

Осваивая скорочтение, невероятно важно расширить поле зрения текста. Ведь чем больше текста мы охватываем, тем быстрее читаем. Для этого широко используются таблицы Шульте. Они есть разной сложности и вполне применимы, как с самыми маленькими начинающими читателями, так и взрослыми.

Основная суть таблиц Шульте. В данных таблицах изображены не слова и даже не буквы, а числа, в основнос, от 1 до 25. Но расположены они в разбросанном по полю порядке.

1_500x457

Работать с такими таблицами, можно придумывая, как для себя, так и для детей, совершенно разные задания. Например:

  • Найти все числа по порядку от 1 до 25.
  • Найти все числа в обратном порядке от 25 до 1.
  • Найти все четные числа по порядку
  • Найти все нечетные числа

Занимаясь по таблицам Шульте, можно соревноваться с самим собой, например, засекая время, и стремясь каждый раз улучшить свой результат.

Найди загаданное слово

Возьмите любой текст, желательно незнакомый читателю. Пусть напарник, друг или родитель, найдет в нем какое-нибудь слово и назовет. Читателю необходимо как можно быстрее вычленить это  слово из текста, найдя его. Это упражнение можно превратить в игру с детьми: сначала вы им даете задание, а потом они вам.

books-2863724_960_720_500x333

Книга наоборот

Прочитать любую понравившуюся книгу. Дойдя до последней страницы, прочитать книгу в обратном порядке. Получается немного непонятно, немного сбивчиво, немного весело, но делая это периодически, развивается память и улучшается техника чтения.

Игра на чтение с детьми.

Необходимо сделать не более 10 карточек со словами. Затем разрезать их в хаотичном порядке и работать с ними: а) по принципу пазла — на скорость собрать как можно бОльшее количество слов; б) по предложенному началу или окончанию слова, попросить ребенка придумать или вспомнить слово.

Чтение-игра на ориентирование по тексту.

Ребенок начинает читать по стартовому слову взрослого «Вперед». Затем взрослый говорит «Стоп» и ребенок прекращает читать, при этом закрыв глаза. Через некоторое время снова звучит «Вперед» и малышу следует продолжить чтение с того места, на котором он остановился.

Игра «Путаница».

На карточках записаны слова из предложения. Карточки следует перемешать и предложить ребенку собрать целостное значимое предложение.

Игра «Сбежавшие буквы».

Необходимо напечатать текст, пропустив в нем буквы (впоследствии усложняя это упражнение, пропуская слоги, предлоги и некоторые слова). Ребенок должен прочитать текст, интуитивно вставляя пропущенные слова. Эта игра непосредственно учит беглому просмотровому и при этом вдумчивому чтению.

Игра «Буквы поссорились»

Игра строится по принципу составления предложения из слов, только на этот раз ребенку предлагается слово, в котором буквы переставлены местами. Задача: найти нужное слово и разместить буквы в правильном порядке.

Упражнение «Поиск»

На карточке из картона проведите четкую линию тоненьким карандашом, а потом под нее впишите печатные буквы. Лучше всего писать сразу слово. Небольшое и самое простое. Задача малыша  — быстро посмотреть на буквы и скорее назвать слово, которое за ними спряталось.

Большую пользу несут любые игры с буквами. Это и кроссворды, и филворды, и игры в «Города» и слова.

Также для освоения навыка скорочтения, прекрасными помощниками станут любые игры на развитие памяти и внимания.

Для концентрации внимания и развития мышления невероятно полезно разгадывать загадки. И польза их очевидна не только для детей, но и для взрослых тоже.

Какой бы вы не выбрали метод, какое бы упражнения вам бы ни понравилось – главное в занятиях, это регулярность. Самой желаемой целью и мотивацией для вас должен быть тот факт, что вы и ваш ребенок сможете обрабатывать информацию любого характера за более короткий срок.

И не забывайте хвалить ребенка при любых успехах!

Видео ниже подытижит сказанное выше. Предложенные здесь лайфхаки доступны каждому желающему:

Поделитесь в комментариях своими личным опытом в освоении чтения вами и вашими детьми. Так хочется, чтобы поколения объединяла любовь к чтению и знаниям.

С теплом,

Людмила Поцепун.

Загрузка...

tsvetyzhizni.ru

книги и краткое описание методики

Приветствую, друзья!

В недавней своей статье, я поделился с вами весьма сокровенным, многие из вас отплатили мне тем же – СПАСИБО Вам! Ваши рекомендации имеют очень большую ценность для меня, ведь подобный совет стоит очень много – я получил от каждого уникального человека источник знания, который делящийся считает фундаментальным и крайне ценным.

Поделюсь с вами своим опытом изучения и развития такого интереснейшего навыка как скорочтение.

Начну с небольшой предыстории. После прочтения той «Самой лучшей книги», определил для себя кое-какие приоритеты в жизни, обо всех них чуть позже (некоторые попросили пояснить, что для меня дала та самая книга – расскажу в следующих статьях). Главнейшим на тот момент мне показалось мое образование. То образование, что я получил в институте – это замечательно и круто, спасибо ему огромное, оно научило меня главному – добывать и использовать информацию. Но мне было очень интересно узнать все, абсолютно все)

Единственным нормальным источником знаний и по сей день является книга. Интуитивно я сумел определить для себя, что необходимо создать некий «первичный список» важных и нужных мне знаний, ибо объять все – вряд ли возможно. Тут же родился и список книг, посвященный первым выбранным для меня темам (о нем умолчу умышленно – это сугубо личное и, главное, актуальное только на тот самый момент времени).

За книгами съездил в Московский Дом Книги, отдав за них более одного своего месячного дохода (на тот момент только начинал делать свою Багетную мастерскую, а о трейдиге услышал лишь тремя годами позднее). Высота стопки этих книг составила более полуметра, а всего их было  более 20 штук и это же было только начало!) Довольно быстро прикинул свою занятость и скорость чтения одной книги и понял, что двух лет у меня просто нет… Хотел сделать это насколько возможно быстро.

Странно, но в голову пришла только одна мысль – научиться читать быстрее. Уже спустя годы я понял, что это вряд ли самый важный навык для того, чтобы узнать все, но уж точно он один из самых нужных для этого.

Итак, что нам предлагает интернет:

Книги Олега Андреева и Льва Хромова: «Учитесь быстро читать» и «Техника быстрого чтения». Вы легко найдете много вариантов заполучить их книги, а так же на YouTube найдете много видео от авторов по этой же теме. Я остановился именно на них и, пожалуй, крайне доволен итоговым результатом. Тем более, методика создана в доинфобизнес эру, в 70-е годы, а значит проста и эффективна, как ракета Протон или автомат Калашникова.

Книга Сергея Михайлова «Шаманство над книгой». Читал вместе с книгами Хромова и Андреева, то же самое, только в современной обработке и очень сжато. Может кому-то покажется более понятной или простой. Но те авторы в книге нянчатся так же, как советские учителя со школьниками, а Михайлов – это уже современный бизнес-тренер, сказал коротко, твои проблемы, понял ты или нет. И все же, книга хорошая, рискнёте прочитать и тех и тех – точно получите какой-то бонус для себя.

Особняком идут иностранные авторы и иностранне методики. Внимания им уделил мало. Отчасти потому, что мой язык - русский и 99% текста я читаю именно на нем, отсюда немного разный подход в освоении. Плюс, эти западные пиарщики любят преувеличить эффект... судя по названиям на обложке, раз в 100. На деле же все весьма прозаичнее, да и пахота - это основа любого успеха.

Современный инфобизнес: курсы, частные уроки, интерактивные ДиВиДи курсы и многое другое. Есть деньги – иди в школу, того же Олега Андреева, например, хочешь, в любую другую, благо вариантов – масса. Кто хороший, кто плохой – без понятия, уверен, все в целом копируют друг друга, ибо ничего сложного в освоении навыков скорочтения нет. Уместна аналогия с трейдингом: «сам – это от полугода до 10 лет плюс сложно предсказать, разберёшься ли вообще; а хороший курс обучения трейдингу – это два месяца ровно и дальше уже все зависит только от тебя, как будешь выполнять то, чему научили».

А теперь про саму методику, кратко, от человека, прошедшего её самостоятельно и пользующегося ей уже почти 10 лет. Погнали.

Определите свою текущую скорость чтения. Это элементарно. Берете секундомер в смартфоне; книгу любую; считаете количество знаков в строке и количество строк, перемножаете, делаете так на 5 страницах, получаете среднее количество знаков на странице и читаете три-пять страниц, спокойно и расслабленно, как умеете; далее просто все количество делите на все время в минутах, получаете количество знаков в минуту – это и есть ваша скорость. Моя в начале составляла 900 зн./мин, что является довольно низким показателем.

Далее учитесь заставлять себя идти только вперед по тексту, это в книге называется «борьба с регрессией глаз». Что интересно, после десяти минут применения этого способа, скорость уже вырастает в полтора-два раза минимум. Небольшой лайвхак от меня: «попробуйте читать без регрессий, смотря между слов». Легко разберетесь, когда попробуете – это тоже приводит к увеличению скорости.

Крайне важный момент – это алгоритм чтения. Опишу вкратце, но точно сделаю отдельную статью о том, как работать с текстом и, главное, зачем вообще читать. Ибо тут около половины успеха всего дела. Итак, алгоритм: тут речь о том, что нужно весьма трезво осознавать, зачем вам эта книга вообще, понять степень своей замотивированности и, что важно, иметь ВОПРОСЫ К КНИГЕ. Иными словами, читая, вы должны твердо понимать, зачем и ради чего вы это делаете, что хотите узнать. Запомнить книгу можно, конечно, но это полная ерунда, интересней вынести из нее только то, что вам нужно и читать так будет намного легче. Потому, первым делом, вы читаете то самое описание на второй странице книги, а потом пробегаетесь глазами по оглавлению и самые интересные заголовки открываете уже на нужной странице, бегло осматриваете абзацы и у вас складывается представление о том, что же вы можете узнать.

Центральный элемент – артикуляция и борьба с ней. Артикуляция – это проговаривание при чтении. В детстве нас учили сначала произносить звуки, потом читать вслух слова, а потом уже читать их «про себя». Но вот только проговаривание, даже если вы читаете «про себя» - осталось, а значит скорость вашего чтения всегда может быть равна только скорости вашей речи, а это очень медленно – как раз те же 700-1000 знаков в минуту или 200-300 слов в минуту. Есть уникумы, кому удалось этого избежать, я таких знаю. Читают быстрее, чем  перелистываю страницы)))

Так вот, борьба с этой артикуляцией – занятие сложное, но местами увлекательное. Вам предлагается отстукивать определённый ритм карандашом по столу и читать так от 15 до 40 часов. Мне понадобилось около 30, или  2-3 часа в день, за две недели управился, но я был крайне дисциплинирован и мотивирован. По итогу, скорость выросла до 3800 знаков в минуту в весьма сложной литературе. «Всякая художка» летала до 5000 знаков в минуту. Но я ее читаю раз в пять лет. Ритм стука и подробные инструкции найдете в книгах – там все очень просто, главное – делать. Тренировки лучше проводить на книге, которая вам интересна, будет сильный стимул понять, что же там написано, а сделать это будет сложно. Вас ждут увлекательнейшие метаморфозы сознания и восприятия. Описывать бесполезно, нужно пережить самому.

Голос у тётеньки смешной, за то стук верный)

 

Если нужно еще быстрее – берите газеты, их узкие колонки позволяют читать очень быстро и если вы любите прессу, то совместите приятное с полезным, рекомендую, так как сам поддерживаю навык именно таким образом.

Все остальное – это лишь усиление предыдущих навыков. Например, расширение угла зрения. Понадобится, когда вы начнете учиться читать вертикально. Скажу сразу, я не смог этому научиться, но и прилагал к этому минимум усилий. Все же – часть упражнений делаю до сих пор, например, разглядываю таблицы Шульте в Ipad`е, приложение стоит меньше доллара, за то у вас появится полезный тайм-киллер. Или использую специальный софт для чтения – о нем в отдельной статье.

Далее идут вещи, которые относятся скорее к культуре чтения и мотивации это делать. Первое и самое очевидное – это найти причину, по которой понадобилось быстро читать. В моем случае это была стопка книг. Итак, вы составляете список литературы, который вам зачем-то нужен или важен. Например, книги «про бизнес» или, например, книги «по трейдингу», делаете список на 10-30 книг и вперед, ставите цель «осилить их за два месяца», параллельно приучая себя как минимум 1 час в день посвящать чтению (это самое сложное, поверьте). Про время и его ценность читайте в той книге, которую я рекомендовал в предыдущей статье, она дает хороший стимул начать так делать.

Про носители и типы текста. В моей практике есть четыре разных способа и режима чтения:

  1. Чтение бумажной книги
  2. Чтение электрокниги
  3. Чтение с телефона/планшета
  4. Чтение в браузере

Это именно разные режимы и способы, 1 и 2 – это весьма похожие режимы, а вот 3 и 4 – принципиально разный подход имеют. В первую очередь из-за ширины страниц, а во-вторых, смартфон открывает совсем иные возможности (расскажу потом)). Так же важно различать чтение художественной литературы, обучающей, чтение учебников или справочников – это все тоже абсолютно разные способы и режимы, каждый из которых имеет ряд особенностей и специфик, о них напишу в следующей статье.

Спасибо за внимание. Желаю успехов в освоении навыка скорочтения. Надеюсь, многие из вас проведут предстоящие каникулы с пользой и за приобретением навыка, который будет помогать вам всю вашу жизнь.

Ваш Клевцов Антон

Быстро читающий трейдер

Управляющий капиталом и своим временем

Редактор портала utmagazine.ru

Подписывайтесь на United Traders в социальных сетях:

utmagazine.ru

Методика скорочтения: 5 эффективных практик!

В настоящее время существует огромный выбор методик, позволяющих повысить технику чтения. Их можно освоить не только в системе онлайн-занятий, специально проводимых курсах, семинарах, но и самостоятельно, путем каждодневных тренировочных упражнений. Как сделать это наиболее эффективно? Рассмотрим на примерах. Выбранная вами методика скорочтения однозначно даст гарантированный результат!

Эффективные методики скорочтения

Методика Теодора Рузвельта

Позволяет увеличить скорость чтения в 3-4 раза, доводя объём прочитанного материала до 600 слов в минуту.

Важно освоить принципы этой методики:

  • Избегать субвокализаций (мысленного проговаривания слов) за счёт переключения внимания с вокального восприятия читаемого слова на зрительный образ. Другими словами, нужно научиться читать глазами, а не ртом;
  • Не возвращаться к уже прочитанному. Поможет в этом простой карандаш, которым можно водить по строчкам, следя за ним глазами;
  • Тренировать периферийное зрение, позволяющее охватывать в процессе чтения не одно, а сразу несколько слов. Хорошим подспорьем в развитии такого навыка может стать чтение колонок газет или журналов;Методика скорочтения
  • Освоение быстрого чтения по диагонали, путем сужения угла просмотра строчек текста, которым нужно овладеть;
  • Поверхностное просматривание текста, или выборочное чтение за счет отбора ключевых слов и фраз, несущих основной смысл прочитанного.

Интерактивная методика

Данная методика скорочтения напрямую связана с изменением главных стереотипов чтения.

Например, стоит чаще практиковать чтение текста вверх ногами, в обратную сторону, зигзагообразное чтение, чтение «плавающего» текста, когда буквы иерархически движутся. Такие способы нацеливают мозг на восприятие целой оболочки слова, а не его буквенного состава.методика скорочтения

Развитие бокового зрения при использовании тренажерной таблицы Шульте

Эта необычная методика скорочтения позволяет фокусировать внимание на центральных, самых важных элементах, развивая способность выделять в тексте главную мысль, искать слова-опоры, содержащие в себе основную информацию.

Для примера представляем вам одну из таблиц Шульте.методика скорочтения

Метод инсайта

Для упражнения необходимо выбрать незнакомый текст. Сначала он должен быть небольшого объёма, затем можно использовать большие тексты. В выбранном тексте некоторые слова (а чуть позже группы слов, предложения, абзацы) прикрываются наклейками или маскируются специальными маркерами.

Суть метода состоит в том, что нужно прочесть текст, восстановив его содержание логически и по смыслу. Такой способ позволяет читать бегло, не зацикливаясь на мелочах, выделяя в тексте самую суть.

Методика Олега Андреева

Данная техника чтения подразумевает под собой поэтапное усвоение всех видов скорочтения:

  • Чтение сверху вниз и наоборот;
  • Быстрый поиск в тексте слова, на которое укажет другой человек (слово может располагаться как на странице текста, так и в главе). Подобное действие можно видоизменить. Например, если один человек начинает читать любое предложение из текста, а тот, кто желает освоить скорочтение, находит предложение и дочитывает его вместе с первым;методика скорочтения
  • Логическое прочтение текста (пропуская строчку или две заданного текста), требующее восстановления всего текста;
  • Сканирование текста (за 20 секунд просмотреть содержимое страницы). Этот прием позволяет выделять главное и восстанавливать весь текст, не теряя его основного смысла;
  • Чтение на одном дыхании, без остановок;
  • Чтение вдогонку (скользя по строчке карандашом или пальцем, опережая глаза).

Любые из рассмотренных упражнений позволяют повысить технику чтения, увеличить объём запоминания материала, способствуют развитию внимания и памяти.

abzac.cc