Логическое мышление
Здравый смысл – это хорошая палочка-выручалочка. Но у него есть большой недостаток: он ограничен бытовым применением.
Разумное мышление использует цепочку умозаключений для достижения результата. Если результат не достигнут, то вся цепочка проверяется и отыскивается неверное звено. А потом цепь рассуждений повторяется. Но этот метод применим только для простых бытовых вещей, которые легко повторить. Высадиться на Луну с помощью одного здравого смысла не получится.
Даже первобытные люди использовали здравый смысл. Но слабость подобного мышления приводила к тому, что проходили тысячелетия, а жизнь не менялась. Изо дня в день, из года в год человек брал свою палку-копалку и выкапывал одни и те же корешки.
И только изредка какому-либо первобытному гению приходила в голову мысль привязать к палке заостренный камень и получить первобытный топор. И опять изо дня в день, из года в год самые продвинутые представители племени брали свой первобытный топор и гордились, что они достаточно умны, чтобы использовать передовую технику.
Слабость здравого смысла состоит в том, что если мы сделаем непривычное умозаключение, то скорее всего оно будет ошибочным. Отдельные смельчаки пытаются достичь нового именно этим путем. Они говорят: «Сделаем все не так, как обычно, и посмотрим, что получится». Такой подход обычно называется методом проб и ошибок, или короче – «методом тыка». Но число попыток бесконечно. И в любом случае можно пробовать только вещи, лежащие рядом. Но даже если случайно что-то и выйдет, совершенно не обязательно, что мы сможем это повторить. А это обидно!
Но вот на заре цивилизации греческие философы обратили внимание на очень важный момент. Рассуждение бывает разным. Отдельные звенья мысленной цепи могут быть непрочными. В этом случае все рассуждение напоминает прогнивший мост над пропастью. С виду все нормально, но стоит пойти по нему – и провалишься в бездну.
Но если каждое звено мысленной цепи будет прочным, то такой мост поможет преодолеть любую пропасть. А прочность звеньям цепи придают особые пары понятий, рассекающие образ действительности на две половины. Этими понятиями могут быть: «истина-ложь», «да-нет», «день-ночь». Причем неважно, как именно делить. Важно, чтобы это деление покрывало всю область проблемы.
В этом случае каждое звено мысленной цепочки проверяется по нахождению строго в одной области. И это дает совершенно замечательный результат. Если каждое звено цепи «истинно», то результат рассуждения тоже «истинен». Такое рассуждение называется логичным.
Логическое мышление – это мышление в противоположностях. Главный закон логического мышления – это закон исключенного третьего: либо истина, либо ложь, третьего не дано. Такое мышление возможно только на той стадии развития интеллекта, когда человек начинает воспринимать противоречия. Дикарям логическое мышление недоступно.
Логическое мышление выполняет умозаключения по определенным правилам. Если исходная мысль верная и все правила соблюдены, то любой вывод оказывается верным. Это открытие сильно облегчило нам жизнь и стало основой нашей цивилизации.
Логическое мышление позволяет мысленно создать любую конструкцию. Если она логически непротиворечива, то ее можно реализовать в жизни. И с помощью логического мышления уже можно полететь на Луну. И не только на Луну – хоть на Марс или на Сириус.
Логическое мышление – это волшебная палочка интеллекта.
Но вот парадокс. Почему-то принято хвалить логику и называть человека рациональным существом. Однако в то же время подавляющее число поступков человека ну никак не вызвано логикой. Как же можно называть человека разумным, когда логикой и не пахнет?
В основе привычного поведения лежат стереотипы, а никак не логика. Тысячи экспериментов показывают: люди принимают решения по привычным и очень простым схемам. Понять мысли обывателя совсем несложно. Они примитивны, односложны и сводятся к одному-двум умозаключениям. Правильны эти мысли или нет, значения не имеет. Из года в год они будут повторяться. Даже если жизнь их не подтверждает, даже если они серьезно вредят человеку. Человек скорее предпочтет страдать и мучиться, чем усомнится в собственных мыслях.
Мода на стройные фигуры привела к появлению такой болезни как анорексия – отказ от еды. Анорексия поражает молодых девушек. Преимущественно тех, кто любит простые суждения и старается строго следовать социальным нормам. И вот они попадают в ловушку собственных правил. Прочитав в модном журнале, что красавица должна быть тощей, они последовательно выполняют это требование, сокращая принимаемую пищу до минимума. Организм, оставшись без нужных питательных веществ, быстро начинает приходить в негодность. Но бедных девушек это не смущает. В их сознании сидит очень простое умозаключение: «Хочу быть красивой. Чем я меньше ем, тем больше хорошею». Ее не смущает, что она уже серьезно больна и выглядит как живая мумия. Упорствуя в этой мысли, она в конце концов попадает в больницу, где врачи вынуждены использовать принудительное кормление, чтобы спасти ей жизнь.
Анорексия – это не болезнь тела. Анорексия – это болезнь интеллекта. Зацикленность на одной мысли, которая не соответствует реальности.
Поэтому для изменения своей жизни следует запомнить одно важное правило. Все, что вы имеете, – это результат ваших мыслей. Если вы хотите одного, а получаете другое, то в вашей цепочке рассуждений пропущено важное звено.
Пройдите эту цепочку еще раз и найдите это упущенное звено. Иначе бездумное повторение одних и тех же действий будет порождать один и тот же результат.
Непонимание важности логического мышления породило массу гипотез о творческой деятельности. И эти гипотезы ставят в тупик. Человек начинает мечтать о некоем яблоке, которое так жахнет по голове, что сразу откроешь закон всемирного тяготения.
Но мышление – практически полный аналог сборочного конвейера. Для работы ему нужно сырье – это факты, станки – это опорные понятия, и логическая цепочка – это лента конвейера. Чтобы эффективно мыслить, вы должны собирать факты и обрабатывать их опорными понятиями по законам логики. Постройте свой мысленный конвейер, и гениальные идеи будут рождаться в вашей голове так же часто, как с конвейера выезжают новенькие автомобили.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Ло́гика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος — «рассуждение», «мысль», «разум») — раздел философии, нормативная[1]наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
В любой науке логика служит одним из основных инструментов[2]. Кроме философии, логика также является подразделом математики, а булева алгебра одной из основ информатики.
Классическая логическая теория далеко не совершенна[неопределённость]: основное её содержание формулируется на особом, созданном для своих целей языке, использует предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования и т. п.[прояснить] Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п. Подобно тому как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями. Некоторые склонны считать собственное мышление естественным процессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое[3]. Однако нестрогость мышления еще не значит, что оно не подчинено логике[4]. Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания. Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории.
Слово «логика» используется также в значениях «внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям» или «правильный, разумный ход рассуждений»[5]. В частности этим словом могут называться следующие вещи:
Неформальная логика (термин принят прежде всего в англоязычной литературе) — исследование аргументации в естественном языке. Одной из главных задач её является исследование логических ошибок — см. Логическая семантика, философская логика, теория аргументации, логический анализ языка. Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики. Анализ вывода, который раскрывает это чисто формальное содержание, называется формальной логикой. Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода.
Диалектическая логика — наука о мышлении в марксизме. Здесь понятие мышления употребляется в смысле Логоса как предмета античной философии, а диалектическая логика — уже в смысле отдельной науки, как физика или формальная логика. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики. Вместе с тем, осуществляя анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, оно допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики.
В рамках формальной логики имеется группа логик, именуемых неклассическими (иногда также используется термин «альтернативные логики»). Эта группа логик существенно отличается от классических логик путём различных вариаций законов и правил (например, логики, отменяющие закон исключённого третьего, меняющие таблицы истинности и т. д.). Благодаря этим вариациям возможно построение различных моделей логических следствий и логической истины[6].
Исторически логика изучалась как часть философии и риторики. Сейчас символическая логика также изучается как часть математики, информатики.
Концепции логики различаются между собой прежде всего по способам решения метатеоретических проблем логики, связанных с основаниями математики:
Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.[источник не указан 1361 день]. Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их наименования, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):
Логика в своём развитии прошла три порога:
Логика в Китае появилась в период появления большого количества школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы («Учитель Мо», «Мудрец Мо»; V—IV вв. до н. э) был известен как основатель моизма (школы мо цзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогии разработке дедукции. В процессе анализа семантики языка моисты разработали метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам (метод «трёх правил», «трёх фа»).
Одно из ответвлений моизма, логики (мин цзя, школа имён, V—III вв. до н. э), приступило к исследованию собственно формальной логики (её представители подошли к открытию категорического силлогизма ранее или одновременно с её формулировкой Аристотелем).
Позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов и далее сильно отстала от развития европейской и ближневосточной логики.
Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.
Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.
Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.
У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.
Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, и он опирался на работы своих предшественников X века.
В истории европейской логики можно выделить этапы:
Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ и Платон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».
После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.
По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870—950 гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёных Уильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.
Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.
Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднее Джоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть индукции (обобщения) — в восхождении (в процессе познания) от частных случаев к общим правилам. Также необходимо искать причины своих ошибок.
В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.
В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.
Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.
Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.
В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и проблемы логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.
В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.
В 80-е годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения, и разработке учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.
Понятия логики, необходимые для понимания предмета:[7]
Прикладные проблемы логики (см. Прикладная логика) и логической семантики
Логический анализ форм и приёмов познания
Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с творчеством, которое опирается на интуицию. Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве. Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.
wikiredia.ru
Одной из ведущих форм мышления является логическое. Оно не рождается в человеческой голове вместе с его появлением. Логическое мышление требует развития, в противном случае человек будет просто оперировать другими мыслительными операциями. Вот почему с детства каждого ребенка следует упражнять через игры на развитие. Однако отсутствие хорошо развитого логического мышления можно компенсировать и во взрослом возрасте.
Все взрослые люди оперируют логикой, что с древнегреческого языка переводится как «умение рассуждать», «наука о мышлении». С рождения человек не обладает логическими связями. Он оперирует инстинктами и воображением. По мере взросления ребенок набирается определенных знаний, понятий, которыми потом оперирует при рассуждениях и делании выводов.
Логически мыслить умеют все люди, которые прошли через детсадовское и школьное обучение. Примерами логического рассуждения являются:
Что такое логическое мышление? Интернет-журнал psytheater.com рассматривает логическое мышление как мыслительный процесс, в котором участвуют четкие и конкретные понятия. Человек таким образом принимает решения, делает умозаключения, применяет ранее полученные знания и опыт, а также подвергает анализу имеющиеся данные.
Логическое мышление помогает находить ответы на поставленные вопросы, отделять важное от несущественного, выискивать аргументы и вариации решений, которые будут самыми оптимальными и удобными. Человек с помощью логики находит новые решения уже случающихся проблем. Если раньше решения не помогали, тогда человек может разработать новые варианты.
Логика строится на фактах и понятиях, которые доказаны или можно доказать. Чем больше человек знает, тем больше связей и вариаций он может увидеть. Однако нередко люди используют свои знания для формирования шаблонных суждений, что приводит их к ограниченности. Логическое мышление не связано с шаблонностью, хотя и способствует его развитию.
Логическое рассуждение связано с фактами, доказательствами, четкими понятиями, которые уже имеют свою научную базу. Это больше связано с науками и никоим образом с религией. Логическое мышление может быть ошибочным, что связывают с отсутствием каких-то знаний, информации или расстановкой неверных причинно-следственных связей. Если же учтены все данные и связи, тогда человек приходит в верному решению или выводу посредством логического мышления.
Вместе с тем логическое мышление не всегда предполагает только определенный мыслительный процесс, у которого есть четкие алгоритмы и операции. Есть такое понятие, как гибкость мышления. Логическое мышление может быть гибким. Оно заключается не в том, что человек прибегает к неустановленным истинам и фактам, а в том, что он усматривает новые связи, познает новую информацию, движется в постижении новых знаний и опыта.
Успешные люди являются обладателями гибкого мышления. Они не живут по правилам, но порой все же позволяют себе действовать согласно принципам и законам. Они используют каждую новую возможность, но все-таки иногда говорят «нет». Они не консервативные люди, но и не бросаются в омут новых обстоятельств. Они балансируют на грани того и другого.
Гибкость мышления предполагает, что вы не живете по четко установленным правилам. Вы позволяете себе попробовать нечто новое и только тогда сказать, нужно оно вам или нет. Вы не можете сказать, каким человеком являетесь, потому что постоянно меняетесь и в какие-то периоды жизни начинаете делать то, чего ранее не делали. Вы ходите не только по любимым магазинам, но и посещаете только что открывшиеся. Вы носите не один стиль одежды, а позволяете себе экспериментировать. Вы не «консервируете» себя определенными убеждениями и рамками, а позволяете себе выбирать, как лучше поступить в той или иной ситуации. А ситуаций бывает много, как и вариантов действий.
Развивайте в себе гибкость логического мышления. Это значит, что вам не нужно думать стереотипно, однозначно, но и не следует бездумно соглашаться на что-либо. Думайте, но при этом перебирайте варианты и выбирайте то, что правильным будет именно для вас. И здесь не нужно слушать никого, кроме самого себя. Поступайте всегда так, как считаете нужным, даже если это противоречит общественным правилам, принципам и морали.
перейти наверхМышление и речь идут рука об руку. Чем развитее становится мышление, тем лучше оперирует человек своей речью. Чем многообразнее становится речь, тем большими понятиями человек может руководствоваться в процессе мышления. Словесно-логическое мышление основано на том, что человек не может думать никак иначе, как терминами и понятиями, которые имеют четкую словесную форму.
Оба процесса взаимосвязаны. Человек мыслит (нередко образами). Если он может выразить собственные мысли через слова, тогда он их больше осознает и понимает. Когда человек что-то говорит, он до этого мыслит. Если ему даются новые понятия, тогда он позволяет своим мыслям обогащаться новыми картинами и образами.
Развитием словесного-логического мышления занимаются с детства, чтобы человек постепенно привыкал к определенным конструкциям и понятиям. Вот почему в процессе мыслительной операции используются различные формы мышления.
перейти наверхЛогические формы являются результатами мышления, которыми оперирует человек. Здесь выделяют такие:
Основными формами мышления являются:
Суждение бывает ложным (не соответствующим действительности), общим (отрицание или согласие с утверждением касательно всей группы объектов), частным (утверждение относительно некоторых объектов одной группы) и единичным (утверждение в виде согласия или отрицания относительно конкретного предмета или явления).
В логическом мышлении нередко участвуют эмоции, которые могут как стимулировать процесс, так и искажать его. Вот почему выводы могут быть неправильными, поскольку основаны не на логических суждениях, а на эмоциях, которым человек нередко является подверженным.
перейти наверхПоскольку развитием логического мышления необходимо заниматься с детства, родителям следует прибегать к различным играм и упражнениям, которые помогают в данном процессе. Здесь подойдут различные стратегические игры, например, шахматы, шашки, «Реверси» или «Эрудит». Помогают в развитии логики отгадывание загадок, когда даются определенные характеристики предмета, который необходимо отгадать.
Нахождение аналогий, расшифровка анаграмма, поиск лишнего слова, сравнение предметов по определенным качествам и многое другое позволяют развивать логическое мышление у самых маленьких детей. Более того, современный мир дает многочисленные гаджеты, через которые можно играть в различные игры, скачав их из Интернета.
Полезными являются задачки различной направленности. Здесь можно использовать как математические задачки, так и решение обычных жизненных ситуаций. Хорошо прибегнуть к разгадыванию детективных историй, где необходимо применять все формы мышления.
Читайте побольше детям книг, обсуждая вместе с ними, как бы дальше могли разворачиваться события. В сложных ситуациях тренируйте детей находить несколько вариантов решения проблемы. Полезной считается тренировка левой руки, которая отвечает за развитие правого полушария мозга.
перейти наверхСвежий воздух и полноценное питание, физические нагрузки помогут в активации деятельности головного мозга. Хорошее кровоснабжение поможет в лучшем запоминании и оперировании процессами. Итог зависит от усердности родителей и интереса самих детей к развивающим играм.
Логическое мышление очень важно в жизни человека. Оно помогает в продвижении по карьерному росту, нахождении решений любых сложностей и проблем, устранении желания окружающих причинить вред, избегании страха перед неизвестностью и во многом другом.
psytheater.com
Задаваясь вопросом, как развить логическое мышление, многие считают, что достаточно много читать и решать задачи. Однако на самом деле все намного сложнее. Ведь логика — это целая наука, требующая изучения.
Нужны ли навыки логического мышления современному человеку, ответить несложно. Жизнь часто преподносит задачи, которые не всегда удается решить грамотно. Иногда сложившаяся ситуация требует подключения не только знаний и опыта, но и навыков логического мышления.
Конечно же, развить логическое мышление у ребенка намного проще, чем сделать это у взрослых. Но к сожалению, на сегодняшний день к этому вопросу подходят недостаточно комплексно, ограничиваясь решением сложных математических задач или головоломок в школах, лицеях и других учебных заведениях.
Эти знания нужны, ведь именно они запускают механизм мышления человека. Вот только их недостаточно, чтобы активизировать весь мыслительный потенциал мозга. К тому же такие знания абсолютно не участвуют в развитии вербально-логического или словесно-логического мышления, таким образом, не давая ребенку возможности научиться делать умозаключения.
Для того, чтобы развивать логику комплексно и целенаправленно, в первую очередь необходимо понять, что же такое логическое мышление, а также ознакомиться с инструментарием и принципами такой науки, как логика.
Некоторое время назад понятие «логическое мышление» приравнивали к уровню интеллектуальных знаний человека, то есть IQ. Но такая позиция является абсолютно некорректной.
Логическое мышление представляет собой мыслительный процесс, целью которого является нахождение решения определенной задачи благодаря использованию знаний и опыта, полученных ранее.
Основными видами логического мышления являются следующие:
Каждый человек имеет определенные мыслительные навыки, но происходит это обычно на интуитивном уровне. Для того, чтобы сделать этот процесс осознанным, необходимо научиться правильно использовать инструментарий логики.
Умение логически мыслить требует знания основных мыслительных операций, на которых строится данный процесс. К ним относятся:
Не менее важными составляющими являются формы мышления, такие как понятие, суждение и умозаключение. Они занимают ключевую позицию в процессе мыслительной деятельности человека.
Нельзя забывать о законах и теоретических основах логики, навыках и опыте, которые приобретает человек в ходе развития своего мышления.
Если вы хотите развить логическое мышление, вам необходимо систематически тренировать все основные когнитивные процессы, такие как мышление, память, рациональное восприятие и т. п.
Ведь мозг, как мышца, благодаря тренировкам, будет находиться в тонусе и постоянной готовности работать.
Кроме того, не забывайте как можно чаще наполнять ваш интеллектуальный ресурс новыми знаниями. Попробуйте освоить какую-либо науку, которая, возможно, заинтересовала вас еще много лет назад, но до сих пор не вошла в ваш багаж знаний.
Подобные действия активизируют умение выстраивать логические цепочки, находить больше аргументов, выражая свои мысли и предположения.
Также существует несколько рекомендаций, которые позволят совместить процесс развития мышления с развлечениями. Наиболее популярными среди них являются:
И самое главное правило: доверяйте интуиции.
Ведь в каждом человеке природой заложено умение логически мыслить и искать конструктивные решения.
Но с годами мозг привыкает доверять только приобретенным знаниям и общепринятым нормам. Доверившись себе, своим чувствам, можно намного быстрее и качественнее решить даже самую запутанную ситуацию.
Развить логику несложно. Главное — поставить перед собой цель и смело двигаться в ее направлении.
poznala.ru
Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Логика служит одним из инструментов почти любой науки.
Классическая логическая теория далеко не совершенна: основное её содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей языке, использует абсолютное предметное мышление. В ней не предполагается использование контроля прагматических ошибок, погрешностей нелинейностей используемых систем отсчёта, пограничных ошибок описания, релятивизма масштабирования и т. п. Вследствие чего принято считать нормальным факт наличия в её языке парадоксов и априорных утверждений, кустовых эффектов словаря и т. п.
Подобно тому как умение говорить существовало ещё до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Логические операции: определение, классификация, доказательство, опровержение и др. — нередко применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности неосознанно и с погрешностями. Некоторые склонны считать собственное мышление естественнымпроцессом, не требующим анализа и контроля больше, чем, скажем, дыхание или движение, но реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач также существенны: интуиция, эмоции, образное видение мира и многое другое. Однако нестрогость мышления еще не значит, что оно не подчинено логике.
Основная цель (функция) логики всегда оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их строения, а не от их конкретного содержания. Изучая, «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории.
Слово «логика» используется также в значениях «внутренняя закономерность, присущая тем или иным явлениям» или «правильный, разумный ход рассуждений». В частности этим словом могут называться следующие вещи:
Используются выражения:
Неформальная логика (термин принят прежде всего в англоязычной литературе) — исследование аргументации в естественном языке. Одной из главных задач её является исследование логических ошибок. См. Логическая семантика, философская логика, теория аргументации, логический анализ языка.
Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием (смысл рассуждения может быть разделён на форму мысли и собственно содержание), если можно показать, что он является частным применением абстрактного универсального правила, которое отвлекается от всякого конкретного предмета, свойства или отношения. Именно этот вывод с чисто формальным содержанием называют логическим выводом и основным предметом логики.
Анализ вывода, который раскрывает это чисто формальное содержание, называется формальной логикой.
Символическая логика изучает символические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логического вывода.
Диалектическая логика — наука о мышлении, которая, как предполагается, даёт знание о способе рассуждения, расширяющем возможности формально-логического вывода. Здесь понятие логики употребляется как в собственном логическом, так и в метафорическом смысле. Диалектическое рассуждение учитывает законы формальной логики. Вместе с тем, осуществляет анализ динамики перехода понятий в свою противоположность, допускает, что противоположности совпадают, ориентируется на законы диалектики.
Исторически логика изучалась как часть философии. Сейчас символическая логика также изучается как часть математики, информатики.
Концепции логики различаются между собой прежде всего по способам решения метатеоретических проблем логики, связанных с основаниями математики:
Хотя многие культуры выработали сложные системы рассуждения, логика как эксплицитный анализ методов рассуждения получила основательное развитие изначально только в трёх традициях: в китайской, индийской и греческой. Хотя точные даты не слишком достоверны (особенно в случае Индии), скорее всего, логика возникла во всех трёх культурах в IV веке до н. э.. Современная логика, разработанная формально изощрённо, происходит в конечном счёте из греческой традиции (аристотелевской логики), которая, однако, была воспринята не напрямую, а при посредничестве и комментаторской деятельности арабо-мусульманских философов и средневековых европейских логиков. Можно выделить следующие исторические и региональные формы логики (приведены также их имена, исторически существовавшие и принятые в литературе по истории формальной логики):
Логика в своём развитии прошла три порога:
Логика в Китае появилась в период появления большого количества школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы(«Учитель Мо», «Мудрец Мо»; V—IV вв. до н. э) был известен как основатель моизма (школы мо цзя), представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. В области аргументации они предпочитали разработку рассуждения по аналогииразработке дедукции. В процессе анализа семантики языка моисты разработали метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам (метод «трёх правил», «трёх фа»).
Одно из ответвлений моизма, логики (мин цзя, школа имён, V—III вв. до н. э), приступило к исследованию собственно формальной логики (её представители подошли к открытию категорического силлогизма ранее или одновременно с ее формулировкой Аристотелем).
Позднее, при династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае, поскольку тогда философия легизма жестоко подавляла все остальные философские школы. Вновь логика в Китае появилась только с проникновением туда индийской логики буддистов и далее сильно отстала от развития европейской и ближневосточной логики.
Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школиндийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.
Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.
Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основательмадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.
У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.
Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, он и опирался на работы своих предшественников X века.
В истории европейской логики можно выделить этапы: аристотелевский, или традиционный — период доминирования формальной логики — продолжался сотни лет, в течение которых логика развивалась очень медленно; схоластический этап развития, пик которого приходится на XIV век; нововременной этап.
Основателем логики в древнегреческой философии считается древнегреческий философ Аристотель, так как полагается, что он вывел первую логическую теорию. Предшественниками Аристотеля в развитии логической науки в Древней Греции были Парменид, Зенон Элейский, Сократ иПлатон. Аристотель же впервые систематизировал доступные знания о логике, обосновал формы и правила логического мышления. Его цикл сочинений «Органон» состоит из шести работ, посвящённых логике: «Категории», «Об истолковании», «Топика», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Софистические опровержения».
После Аристотеля в Древней Греции логика также разрабатывалась представителями школы стоиков. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.
По мере приближения к Средним векам логика получала более широкое распространение. Её начали разрабатывать арабоязычные исследователи, например, Аль-Фараби (ок. 870—950 гг.). Средневековая логика называется схоластической, а её расцвет в XIV веке связывают с именами учёныхУильяма Оккама, Альберта Саксонского и Уолтера Берли.
Этот исторический период в логике отмечается появлением множества крайне значимых для науки публикаций.
Френсис Бэкон в 1620 году опубликовывает свой «Новый органон», содержащий основы индуктивных методов, усовершенствованных позднееДжоном Стюартом Миллем и получивших название методов установления причинных связей между явлениями Бэкона-Милля. Суть Индукции(Обобщения) в том, что знания нужно возводить в принципы. Также необходимо искать причину своих ошибок.
В 1662 году в Париже издан учебник «Логика Пор-Рояля», авторами которого являются П. Николь и А. Арно, создавшие логическое учение на основе методологических принципов Рене Декарта.
В конце XIX — начале XX веков были заложены основы т. н. математической, или символической, логики. Её суть заключается в том, что для обнаружения истинностного значения выражений естественного языка можно применять математические методы. Именно использование символической логики отличает современную логическую науку от традиционной.
Огромный вклад в развитие символической логики внесли такие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX векематематическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.
Начало XX века ознаменовалось становлением идей неклассической логики, многие важные положения которой были предвосхищены и/или заложены Н. А. Васильевым и И. Е. Орловым.
В середине XX века развитие вычислительной техники привело к появлению логических элементов, логических блоков и устройств вычислительной техники, что было связано с дополнительной разработкой таких областей логики, как проблемы логического синтеза, логическое проектирование и логического моделирования логических устройств и средств вычислительной техники.
В 80-х годах XX века начались исследования в области искусственного интеллекта на базе языков и систем логического программирования. Началось и создание экспертных систем с использованием и развитием автоматического доказательства теорем, а также методов доказательного программирования для верификации алгоритмов и программ для ЭВМ.
В 80-ые годы начались также изменения в образовании. Появление персональных компьютеров в средних школах привело к созданию учебников информатики с изучением элементов математической логики для объяснения логических принципов работы логических схем и устройств вычислительной техники, а также принципов логического программирования для компьютеров пятого поколения и разработка учебников информатики с изучением языка исчисления предикатов для проектирования баз знаний.
|
|
Математическая логика (теоретическая логика, символическая логика) — раздел математики, изучающий доказательства и вопросы оснований математики. «Предмет современной математической логики разнообразен.» Согласно определению П. С. Порецкого, «математическая логика есть логика по предмету, математика по методу». Согласно определению Н. И. Кондакова, «математическая логика — вторая, после традиционной логики, ступень в развитии формальной логики, применяющая математические методы и специальный аппарат символов и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков).» Это определение соответствует определению С. К. Клини: математическая логика — это «логика, развиваемая с помощью математических методов». Также А. А. Марков определяет современную логику «точной наукой, применяющей математические методы». Все эти определения не противоречат, а дополняют друг друга.
Применение в логике математических методов становится возможным тогда, когда суждения формулируются на некотором точном языке. Такие точные языки имеют две стороны: синтаксис и семантику. Синтаксисом называется совокупность правил построения объектов языка (обычно называемых формулами). Семантикой называется совокупность соглашений, описывающих наше понимание формул (или некоторых из них) и позволяющих считать одни формулы верными, а другие — нет.
Важную роль в математической логике играют понятия дедуктивной теории и исчисления. Исчислением называется совокупность правил вывода, позволяющих считать некоторые формулы выводимыми. Правила вывода подразделяются на два класса. Одни из них непосредственно квалифицируют некоторые формулы как выводимые. Такие правила вывода принято называть аксиомами. Другие же позволяют считать выводимыми формулы A, синтаксически связанные некоторым заранее определённым способом с конечными наборами выводимых формул. Широко применяемым правилом второго типа является правило modus ponens: если выводимы формулы A и , то выводима и формула B.
Отношение исчислений к семантике выражается понятиями семантической пригодности и семантической полноты исчисления. Исчисление И называется семантически пригодным для языка Я, если любая выводимая в И формула языка Я является верной. Аналогично, исчисление И называется семантически полным в языке Я, если любая верная формула языка Я выводима в И.
Математическая логика изучает логические связи и отношения лежащие в основе логического (дедуктивного) вывода с использованием языка математики.
Многие из рассматриваемых в математической логике языков обладают семантически полными и семантически пригодными исчислениями. В частности, известен результат К. Гёделя о том, что так называемое классическое исчисление предикатов является семантически полным и семантически пригодным для языка классической логики предикатов первого порядка. С другой стороны, имеется немало языков, для которых построение семантически полного и семантически пригодного исчисления невозможно. В этой области классическим результатом является теорема Гёделя о неполноте, утверждающая невозможность семантически полного и семантически пригодного исчисления для языка формальной арифметики.
Стоит отметить, что на практике множество элементарных логических операций является обязательной частью набора инструкций всех современных микропроцессоров и соответственно входит в языки программирования. Это является одним из важнейших практических приложений методов математической логики, изучаемых в современных учебниках информатики.
Раздел математической логики, который занимается изучением связи между формальными языками и их интерпретациями, или моделями. Название теория моделей было впервые предложено Тарским в 1954 году. Основное развитие теория моделей получила в работахТарского, Мальцева и Робинсона.
Это раздел математической логики, представляющий доказательства в виде формальных математических объектов, осуществляя их анализ с помощью математических методов. Доказательства обычно представляются в виде индуктивно определённых структур данных, таких как списки и деревья, созданных в соответствии с аксиомами и правилами вывода формальных систем. Таким образом, теория доказательств является синтаксической, в отличие от семантической теории моделей. Вместе с теорией моделей, аксиоматической теорией множеств и теорией вычислений, теория доказательств является одним из так называемых «четырёх столпов» основ математики.
Прикладные проблемы логики и логической семантики
Логический анализ форм и приёмов познания
Поскольку логика устанавливает законы и схемы мышления, существует проблема соотнесения логики с творчеством, которое опирается наинтуицию. Творчество без ограничений является идеализацией: оно ограничено психологическими закономерностями восприятия или, например, законами композиции в изобразительном искусстве. Творчество предполагает не только способность выдвинуть интересную идею, но и умение убедительно обосновать её и претворить в жизнь по определённым правилам, следовательно, должно следовать каким-то правилам мышления.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
www.braintools.ru
Мало кто знает, но логика – это не просто наука, а целый раздел философии, который своей главной задачей считает научить человека «правильному мышлению». Возможно, с термином «правильное» согласится не каждый, но отрицать тот факт, что логика сконцентрировала в себе все многовековые знания человечества относительного норм, методов, законов человеческих рассуждений – бессмысленно. Познавательная деятельность – это то, что сопутствует человеку всю его жизнь. Для того, чтобы иметь возможность реально смотреть на вещи и извлекать из различных ситуаций выгоду, следует, прежде всего, научиться грамотно оценивать ту или иную ситуацию, моделировать свои и чужие действие, предугадывать результат. Всему этому может научить не что иное, как логика. Далее, мы поговорим о том, как развивать логическое мышление.
Строить мыслительный процесс в голове очень сложно. Для этого необходим определенный уровень знаний, опыта, жизненных ситуаций. Дети, например, часто не могут разобраться в том или ином вопросе именно потому, что их социальное и умственное развитие еще не достигло того порога, при котором все мыслительные процессы приходят к точному просчитанному варианту действий.
Человек, который имеет нужные знания и опыт, может, основываясь на них, делать разного рода умозаключения – это и есть логическое мышление.
Конечно, такой вид мышления далеко не единственный. Ученые также приводят классификацию, в которую входят:
Логическое же подразумевает сложный системный процесс, основными составляющими которого являются:
Зачем развивать логическое мышление? Человеку свойственно думать – это его нормальное состояние. Мышление помогает нам строить собственное поведение, конкретные действия. Такие компоненты играют важную роль в вопросе достижения целей. То есть, для того чтобы достичь результата, следует тратить большое время на принятие тех или иных решений. Изучив искусство анализа, вы сможете за считанные секунды выходить из сложных ситуаций, принимать важные решения и просчитывать собственные действия на долгосрочный период времени. В жизни такие навыки очень важны и обычно помогают чувствовать себя комфортно в любой среде, как на работе, так и дома.
За долгие века было разработано немало способов развить логическое мышление. В современное время психологи, бизнес-тренеры, полит-технологи создают новые все более неординарные способы улучшить логические качества своих клиентов. Как правило, такие услуги стоят очень дорого и не всегда эффективны. Проверенные же методы абсолютно бесплатны и доступны каждому:
Все вышеперечисленное непременно не только помогают развивать логическое мышление, но и дают новые знания, позволяют интересно провести время, укрепит память. Теперь конкретнее.
Развитие логического мышления при помощи чтения
Не секрет, что книги – это мудрость веков. Знания, заложенные на одном листе бумаги, порой превосходят полученные в обычной жизни за годы. Читайте как можно больше, старайтесь обдумывать полученные знания, делать предположения о том, как завершится та или иная книга и тогда перед вами откроются новые горизонты. Среди всех книг о логике, конечно, неоспоримым лидером остается «Шерлок Холмс» Артура Конандойля. Дедуктивный метод сыщика может неплохо помочь в повседневной жизни.
Логические игры
Шахматы и шашки – это те игры, которые помогут научиться просчитывать ситуацию на много ходов вперед, ведь только в этом случае можно достигнуть победы. Научиться играть не очень сложно, да и соперником к счастью может выступать обычный компьютер. Одним словом, целый мир логический тренажер к вашим услугам.
Наши юристы знают ответ на ваш вопрос
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!Москва и область: +7 (499) 653-60-72 доб. 229 Санкт-Петербург и обл.: +7 (812) 426-14-07 доб. 848 Федеральный: +7 (800) 500-27-29 доб. 382
Развиваем логическое мышление с помощью упражнений
Решайте как можно больше логических и математических задач. Они способны научить любого терпению, умению в голове менять варианты действий, применять те или иные правила. Хорошим примером может служить расшифровка анаграмм и поиск аналогий.
Иностранный язык
Новая информация всегда активизирует мыслительные процессы. В иностранном языке для вас любой звук станет причиной для начала мышления. Сегодня в любом возрасте можно начать изучать иностранный язык с помощью онлайн-курсов. Такая услуга в интернете абсолютно бесплатна, а эффект от нее грандиозен. В некоторых курсах даже заложено знакомство с иностранцами, которые желают изучить ваш язык. Обмен знаниями приведет к улучшению понимания.
Развивайтесь, не стойте на месте и тогда любая задача будет по плечу. Удачи!
globuslife.ru
Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Логическое мышление………………………………………………...2
1.1 Понятие мышления. 3
1.2 Психологическая сущность мышления и его особенности. 14
1.3 Типология и качества мышления. 15
1.4 Мышление как процесс решения задач. 22
Глава 2. Особенности логического мышления……………………………….28
2.1 Предмет логики………………………………………………………….28
2.2 Мышление как предмет логики…………………………………….…..30
2.3 Основной принцип логического мышления…………………………...32
2.4 Законы мышления…………………………………………………….….36
2.5 Задачи как объект и субъект мышления………………………………..42
Заключение…………………………………………………………………...…48
Список использованной литературы…………………………………….……49
Введение
Мыслительная деятельность человека представляет собой сложный и многосторонний процесс. В отличие от других наук, изучающих мышление, в логике мышление рассматривается как институт познания окружающего мира. Человек отражает действительность не только при помощи мышления, но и посредствам органов чувств, с помощью которых он может воспринимать непосредственную данность объекта. Мышление, в отличии от чувственного познания, имеет абстрактно- обобщающий характер. Оно способно выделять главные, сущностные черты. Абстрактное мышление выходит за пределы чувственного опыта и путём рассуждений даёт возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Исходя из этого, абстрактное мышление является высшей формой познания окружающей среды. Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, и получить истинные заключения. Логику, в изучении мышления интересуют условия, принципы и правила организации мыслительных процедур, результат которых выражается в системе рассуждений, подчиняющихся представлениям доказуемости. Логика выступает как нормативная наука изучающая и формирующая нормы мышления и нормы рассуждения.
В этой работе объектом исследования является мышление.
Предметом исследования- особенности логического мышления.
Целью- исследовать особенности логического мышления.
Задачи:
- рассмотреть понятие мышления;
-раскрыть психологическую сущность мышления и его особенности;
-изучить типологию и качества мышления;
-рассмотреть мышление как процесс решения задач;
-изучить предмет логики;
-рассмотреть мышление как предмет логики;
-рассмотреть основные принципы мышления;
-рассмотреть законы мышления;
-рассмотреть задачи, как объект и субъект мышления.
Глава 1. Логическое мышление
1.1 Понятие мышления
Деви-Брюль Люсьен (1857-1939) - французский философ и психолог, исследователь первобытной культуры. Он выдвинул теорию первобытного «дологического» мышления. Леви-Брюль считал, что человек первобытного общества мыслил принципиально иначе, чем современный человек. «Дологическое» мышление основано на специфических, отличных от современных, логических законов. Первобытный человек осмысливает мир, считает Леви-Брюль, согласно закону сопричастия. В соответствии с этим законом предмет находится в магической взаимосвязи с самыми различными явлениями. Исследуя закон сопричастия, Леви-Брюль показывает отсутствие в первобытном мышлении категории единого, тождественного:
«Коллективные представления первобытных людей не являются, подобно нашим понятиям, продуктом интеллектуальной обработки в собственном смысле слова. Они заключают в себе в качестве остальных составных частей эмоциональные и моторные элементы, и, что особенно важно, они вместо логических отношений (включений и исключений) подразумевают более или менее четко определенные, обычно живо ощущаемые партиципации (сопричастия)» [16;64].
Что-то одно может быть одновременно и чем-то другим, для этого оно не нуждается в постепенном, физическом изменении. Метаморфоза уже заложена в мыслительном обычае.
Слова не нечто застывшее и установленное раз и навсегда, напротив, голосовой жест описывает так же, как и жест двигательный.
Отношение к вещам носит весьма не закрепленный и произвольный характер. Последовательность представлений для первобытного мышления - достаточное основание для связывания предметов, т. е. образования истории, мифа. С одной стороны, эта связь случайна, с другой - то, что мы можем назвать случайной связью, - результат определенного переживания, спровоцированного столкновением с предметом. Результатом и целью двух действий (сбор пшеницы и охота на оленей) является выживание посредством добывания двух видов продуктов питания.
Память не избавляется от своих составляющих, она их тянет за собой в речь, стараясь не растерять их посредством постоянной итерации. Тем самым перманентно сохраняется память о последовательности (о том, что, кроме сбора пшеницы, мы еще и охотимся), а также операция превращения настоящего в будущее или прошлое! сейчас мы собрали пшеницу, потом для той же цели будем охотиться, сегодняшняя пшеница все равно что завтрашний олень.
Теперь так же кратко рассмотрим позиции связанные с работой в области изучения первобытных племен другого не менее известного ученого К.Леви-Строса.
ия окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо уЛеви-Строс (Levi-Strauss) Клод (р. 1908) — французский этнограф, антрополог и социолог, один из главных представителей французского структурализма, основатель структурной антропологии.
Ему принадлежит разработка объективированных в мифах структур мышления первобытных народов и объясняющей их теории. Особенностью мифологичного мышления, по Леви-Строс, является его относительная автономия от социальных инфраструктур, его закрытый характер. Понимание мифов обеспечивается тем, что каждый из них служит как бы метафорой другого, раскрывающейся в результате внутренней перекодировки, моделью которой является всепонятная структурность музыки. Неслучайно и свой труд «Мифологичные» Леви-Строс строит по аналогии с принципами музыкальной полифонии: «ария разорителя гнезд», «фуга пяти чувств», «кантата опоссума». Исследования Леви-Строс проливают свет на единство эстетической культуры человечества. Общность социальных условий первобытных народов Америки, Юго-Восточной и Восточной Азии, Океании находит отражение в общности структур их мифов и первобытного изобразительного искусства, в частности, в симметричном развороте изображения на масках и лице (татуировка) . По мере утраты мифом функционального значения на его основе формируется искусство, которое использует его содержательные структуры в качестве формальных опор, наполняя их новым содержанием. Хотя ряд положений структурной антропологии Леви-Строс остаются дискуссионными, разработанные им структурные методы исследования используются наряду с теорией информации и семиотикой при анализе художественных текстов.
Впроцессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств.
Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познанстановить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.
Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.
Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.
Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.
Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.
mirznanii.com