Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста, страдающих заиканием (стр. 1 из 8). Коррекция самооценки детей дошкольного возраста


Коррекция самооценки детей старшего дошкольного возраста Тема самооценки из области психологии является одной из самых актуальных. В процессе становления личности самооценка имеет очень важную роль, ведь именно она ука

Тема самооценки из области психологии является одной из самых актуальных. В процессе становления личности самооценка имеет очень важную роль, ведь именно она указывает на индивидуальный уровень развития человека. Именно самооценка регулирует поведение человека и его поступки, отражает внутренний мир индивидуальности.

Самооценка ребенка в дошкольном возрасте

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать себя и окружающих, особенности человеческих отношений. В этом возрасте очень важно заложить основы правильной самооценки, умение адекватно рассматривать собственные силы и возможности. Только тот ребенок, который обладает нормальной самооценкой, сможет наладить контакт со сверстниками, ставить перед собою разумные цели и достигать их. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться личностные качества человека, ребенок начинает усваивать всеобщие человеческие нормы и правила.

Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте

Психологи утверждают, что очень важную роль имеет старший дошкольный возраст (дети, возраст которых от 5,5 до 7 лет). Именно в этот период у малышей формируются основные поведенческие механизмы, закладывается основа будущего индивидуума. Ребенок начинает понимать мотивы своих действий, у него зарождается ряд новых социальных потребностей:

  1. уважение и признание со стороны взрослых;
  2. признание одногодок;
  3. коллективные занятия;
  4. принятие другими личного мнения.

Ребенок старшего дошкольного возраста начинает формировать личную систему ценностей, всеобщих норм и правил.

В этом возрасте малыш формирует свой личный образ. В его основу входит индивидуальный опыт ребенка и информация, которую он получает от окружающих. Дошкольники учатся налаживать контакт с другими детьми, сравнивают себя с ними, сравнивают личный результат деятельности с результатами окружающих. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста познает, в первую очередь, самого себя, а уже потом – окружающих.

Именно в этот период развития у малышей появляется самосознание. Задание взрослых – правильно организовать деятельность своего ребенка. Это поможет ему правильно оценить себя и свои возможности. Именно то, чем ребенок занимается чаще всего, является источником развития его самосознания.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что основной фактор, который существенно влияет на формирование индивидуальности ребенка в период старшего дошкольного возраста является именно игровая деятельность. Именно этим занятием ребенок увлечен больше всего. Игра являет собою особую форму деятельности, которая направлена на воссоздание и дальнейшее усвоение общественного поведения.

В этом возрасте малыш четко понимает мотив своих действий и результат, который может за ними следовать. Это связано с развитием самосознания. Он начинает понимать и анализировать собственное поведение, ребенок хорошо замечает отношение к себе окружающих, его причину. Более всего самосознание проявляется с помощью самооценки.

К окончанию старшего дошкольного возраста малыш в полной степени осознает собственную индивидуальность, у него формируется личное самосознание, он может реально себя оценивать и анализировать собственные действия, поступки и переживания.

Каждые родители должны помнить, что самооценка их ребенка зависит во многом именно от их оценки. Если вы постоянно унижаете малыша оскорбительными фразами, то не ждите, что с возрастом он сможет реально себя оценивать. Плохие высказывания со стороны родителей хуже всего влияют на малыша. При этом ни в коем случаи нельзя и перехваливать свое чадо. Это может привести к самовлюбленности. Родители должны создавать оптимальные условия для деятельности малыша, при необходимости нужно его хвалить, а при нехороших поступках можно и поругать. Помните, все должно быть в меру.

Если у ребенка сформируется правильная самооценка, в будущем он запросто сможет критически относиться к высказываниям окружающих. Он будет различать, где правда, где лесть, а где элементарное зазнайство.

Важную роль при формировании самооценки и ее формировании имеет общение с детьми такого же возраста. Так ребенок учится анализировать поведение других. Это помогает ему видеть реальный результат собственной деятельности. Другими словами, общение со сверстниками помогает формировать умение анализировать других, что в дальнейшем стимулирует развитие адекватной самооценки.

Очень часто встречаются дети старшего дошкольного возраста, самооценка которых завышена. Чаще всего, это связано с тем, что ребенку сложно выделить реальный результат собственной деятельности. Малышам нереально сложно признаться, что он сделал что-то хуже других.

Постепенно самооценка приближается к реальности. Ее формированию способствуют игры, у которых есть ряд правил, нарушение которых может стать причиной наказания. В таких условиях ребенку проще сравнить себя с другими малышами.

Основа адекватной самооценки – умение замечать собственные ошибки, исправлять их и контролировать свое поведение. Это имеет очень важную роль для дальнейшего развития индивидуальности.

www.detki55.ru

ГЛАВА 3. СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ. Формирование самооценки в детском и подростковом возрасте

Похожие главы из других работ:

Влияние уровня самооценки на успешность в современной Эстонии.

1.3 Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности

Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Частных самооценок много, судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того...

Гендерные особенности самооценки и ответственности личности

1.1 Развитие взглядов на природу самооценки в истории психологии и различные подходы к понимаю самооценки

Как правило, самооценка функционирует в двух основных формах - как общая и частная (парциальная, или конкретная). Исследователи единогласны в том, что частные самооценки представляют собой оценки отдельных сторон своей личности...

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Глава 1. Теоретические аспекты изучения детских страхов и способы их коррекции

1.1. Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека...

Интуиция и привычки

2.2 Методы коррекции привычек

Руководить привычками, формировать только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки - значит сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения...

Личностная направленность специалиста психолога

3. Методы психологической коррекции

Психологический анализ деятельности человека. Прежде чем осуществлять психологическую помощь, психологу нужно провести психологический анализ деятельности человека, изучая с какими проблемами в условиях реальной деятельности...

Методы коррекции гностических функций

2. Современные методы коррекции

Процессы коррекции, обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности, как в норме, так и в патологии неразрывно связанны с процессами развития нервной системы. Развитие...

Организация, планирование и проведение психологического исследования

2.2 Проведение эмпирического исследования (взаимодействие исследователя и испытуемых, инструкция и её функции, способы доведения стимульного материала, способы проведения и т.д.)

В начале проведения диагностики исследователь должен поприветствовать испытуемых, представиться, рассказать об исследовании, о его цели, и ввести этические нормы (о неразглашении личной информации, анонимности и пр.)...

Психология и педагогика

1.5 Методы коррекции

аутогенный психотерапевтический школа Психотерапевтическая помощь является индивидуальной и базируется на глубоком проникновении в личность пациента, его чувства, переживания, установки, картину мира...

Психосоматические расстройства и особенности психокоррекции

4.1 Психологические методы коррекции

Психологическая коррекция - это комплекс целенаправленных мероприятий по воздействию на психику человека...

Самооценка в младшем школьном возрасте: сравнительный анализ мальчиков и девочек

2.3 Рекомендации педагогам и родителям для коррекции самооценки личности у младших школьников

Как известно, формирование самооценки личности сопровождается повышенным интересом детей к самому себе, своему внутреннему миру и своей внешности. Он жадно ловит любую информацию о себе...

Самооценка и особенности общения подростков в группе сверстников

1.1 Понятие самооценки, виды самооценки

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность...

Самооценка у подростков, воспитывающихся в детском доме и у подростков, воспитывающихся в домашних условиях

1.2 Понятие и виды самооценки. Механизмы и этапы формирования самооценки личности

Что такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, достоинств, недостатков, возможностей и места среди других людей...

Театрализованная деятельность как способ формирования адекватной самооценки студентов первого курса педагогического университета

1.2 Виды самооценки и факторы формирования самооценки

Несмотря на то, что термин «самооценка» в работах по психологии личности встречается очень часто, его содержание настолько аморфно и неопределённо, что далеко расходится в различных исследованиях...

Тревожность в подростковом возрасте, особенности ее коррекции и профилактики

2.2 Методы психологической коррекции

Классификация методов психотерапии представляет значительную сложность. На сегодняшний день существует примерно 250 видов психотерапии, около 13 из них вошли в учебники...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения

3.2 Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения

Л.И. Солнцева отмечает, что коррекция недостатков развития речи, направленная на формирование умений выделять основные и второстепенные качества предметов...

psy.bobrodobro.ru

Психолого-педагогическая коррекция самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи; представлена методика и проведена диагностика; показаны программа психолого-педагогической коррекции и результаты опытно-экспериментального исследования.Ключевые слова: самооценка, коррекция самооценки, диагностика самооценки, программа коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Самооценка является одной из характеристик психики, которая в значительной мере определяет успешность деятельности человека, в том числе и коммуникативной.

В старшем дошкольном возрасте самооценка у детей становится не общей, а дифференцированной. Дети реально оценивают свои невозможности и недостатки. Так же достижения своих сверстников. У детей с общим недоразвитием речи искаженная самооценка. Создалась необходимость изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Рассмотрение самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является актуальной проблемой, так как у них искажённая самооценка. Недостатки в развитии речи влияют на социализацию ребенка. Проблемой нарушения речи занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения. В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях.

С целью проверки данного утверждения были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи.

Развитие самооценки - одно из центральных звеньев становления личности. Проблему развития самооценки освещали в своих трудах ученые: Т.В.Андрущенко, А.К.Болотова, А.В.Захарова, А.И.Липкина, Н.К.Радина, Л.А.Рыбак, И.И. Чеснокова. Ряд отечественных психологов (А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, В.М. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столина) рассматривают самооценку в виде осознания индивидом моральных качеств личности.

С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается автором в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [1, с.90].

Похожее определение самооценки мы встречаем у А.В. Захаровой, которая считает, что самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [2, с. 97]. Самооценка рассматривается данным автором как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания.

По мнению В.В. Столина, самооценка - это единица индивидуального уровня самосознания. Автор выделяет три уровня строения самосознания, в соответствии с этими уровнями различает и единицы самосознания: на уровне органического самосознания имеет сенсорно-перцептивную природу; на уровне индивидного - воспринимаемая оценка себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность; на уровне личностного- конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств [3, с.78].

Отличное от этих авторов мнение к рассмотрению понятия самооценки в связи с самосознанием мы находим у А.К.Болотовой. которая под самооценкой понимает наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка, самооценка является самостоятельным элементом структуры самосознания [4, с.55].

На наш взгляд, подход к пониманию самооценки как продукта отражения субъектом информации о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознанного и неосознанного, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов является наиболее полным и глубоким. Одним из исследователей, придерживающихся данного подхода является И.И. Чеснокова. И.И. Чеснокова отмечает, что самооценка - особое образование в структуре сознания себя, выполняющее функцию оценки возможностей индивида и сопоставления их с требованиями ситуации поведения, на основе чего производится его регуляция; подчеркивается эмоциональный аспект, а также социальность происхождения самооценки. Под самооценкой она понимает взаимодействие двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания. С помощью самооценки отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, что является, по мнению И.И.Чесноковой, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности [5, с.18].

Хотя среди исследователей нет единого подхода к проблеме определения самооценки, они выражают согласие в том, что самооценка является стержневым образованием личности, оказывающим воздействие на весь ход жизнедеятельности субъекта и отражающим качественное своеобразие его внутреннего мира.

В связи с актуальностью проблемы психолого-педагогической коррекции детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и вариантами её решения целью работы по данному направлению стала разработка плана-программы психологического сопровождения коррекционного процесса в компенсирующих группах для детей с тяжёлым нарушением речи.

Организация психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи начинается с построения дерева цели предстоящей деятельности. Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей программы, плана, в которой выделены: генеральная цель; подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней [6, с. 98].

На основе дерева целей мы составили модель психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Модель – это, как правило, искусственно созданный объект в виде схемы, математических формул, физической конструкции, наборов данных и алгоритмов их обработки и т.п. [7, с.45]. Под «моделью» в педагогике и психологии понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

В.И. Долгова предлагает в процессе моделирования формирования эмоциональной устойчивости исходить из свойств системности исследуемого явления [8, с. 69]. Это наличие цели, элементов, структуры. Их достоверность определяется с помощью системы мероприятий, реализуемых конкретными исполнителями, которые выделяют для этого необходимые ресурсы.

Целенаправленное воздействие психокоррекции осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из методов и приёмов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Коррекционный.

3. Аналитический.

4. Прогностический [9, с.34].

На основании вышеперечисленного составим нашу теоретическую модель психолого-педагогическую коррекцию самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (рисунок 1).

Для того, чтобы реализовать цель, поставленную нами по повышению самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи необходимо провести следующие мероприятия:

I. Диагностический блок – выявить, на каком уровне находится самооценка старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

II. Коррекционный блок – проведение коррекционной работы. Специфика работы педагога-психолога заключается в содействии всестороннему развитию личности дошкольника, через создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в детском саду, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и возможностям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям.

III. Аналитический блок – для оценки эффективности проведённой коррекционной работы мы провели повторную диагностику по ранее использованным методикам с целью выявления результата, а так же применяем математическую обработку данных для подтверждения наших результатов.

IV. Прогностический блок – разработка рекомендаций воспитателям, родителям и дошкольникам по повышению уровня самооценки.

В итоге по проведённым мероприятиям мы проследили реализацию цели по повышению самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Таким образом, для организации проведения психолого-педагогической коррекционной программы необходимо построение дерева целей и моделирование предстоящей работы. Так же следует проводить психолого-педагогическую коррекцию по трем направлениям – это работа с детьми, родителями и педагогами.

Рисунок 1 - Модель психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

 

Наша модель охватывает все формы работы педагога-психолога для получения полной картины по вышеназванной проблеме как до проведения психолого-педагогической коррекции, так и после.

Исследование проводилось в старшей группе детей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад № 308 г. Челябинска (МБДОУ ЦРР ДС № 308 г. Челябинска).

Психолого-педагогическое исследование проходило в три этапа:

1. Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

2. Опытно-экспериментальный этап: проведение констатирующего эксперимента, проведения психолого-педагогической программы и формирующий эксперимент, обработка результатов.

3. Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы.

В исследовании психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи были использованы следующие методы и методики: методика «Лесенка» (автор Т.Д. Марцинковская), которая позволяет определить уровень самооценки старших дошкольников; цветовой тест Люшера; методика самооценки Дембо-Рубинштейн, которая основана на непосредственном оценивании дошкольниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе.

 

Рисунок 2 – Сводные данные по результатам тестирования по методикам 

На основании констатирующего эксперимента, на группы детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, четко просматривается, что у подавляющего большинства уровень самооценки находится на среднем и низком уровне, и только у одной трети из опрошенных детей имеют высокие баллы по тестированию самооценки.

Следовательно, необходима разработка и реализация программы по психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В ходе исследования была разработана и реализована программа психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, поверить в собственные силы.

Задачи: формировать социальное доверие; развить адекватную самооценку; обучить умению самостоятельно решать проблемы; снять состояние эмоционального дискомфорта.

Структура занятий с детьми.

  1. Ритуал приветствия. Задача: сплотить группу детей; создать атмосферу группового доверия и принятия.
  2. Разминка. Задача: настроить на продуктивную групповую деятельность; активизировать деятельность детей, поднять их настроение.
  3. Основное содержание занятия. Задача: развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков.
  4. Рефлексия занятия. Задача: стимулировать детей в умении выражать свое эмоциональное отношение к проведенному времени на занятии.
  5. Ритуал прощания. Задача по аналогии с ритуалом приветствия.

Объект психокоррекции: дети 6 лет с тяжёлыми нарушениями речи с низкой самооценкой

Объём программы: 10 занятий.

После формирующего эксперимента психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи была проведена контрольная диагностика.

Контрольная диагностика показала, изменение в поведение испытуемых и их результаты по диагностикам показали, что самооценка ребят стала выше уровнем, чем до формирующего эксперимента.

 Психолого-педагогическая коррекция с испытуемыми с низким и средним уровнем самооценки привела к весьма успешным сдвигам в поведении детей, к повышению самооценки ребят. Дети научились справляться с переживаниями, верить в собственные силы; формировать социальное доверие; развить адекватную самооценку; обучить умению самостоятельно решать проблемы; снять состояние эмоционального дискомфорта.

Завершив экспериментальную работу, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты. Представим сводные данные в виде диаграммы (рис.3).

  Рисунок 3 – Сводные данные по результатам тестирования по методикам до и после формирующего эксперимента 

По всем трем методикам было выявлено, что после психолого-педагогической коррекции самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи ярко выраженное повышение самооценки детей до оптимального уровня.

По результатам констатирующего и формирующего экспериментов была проведена математическая обработка результатов по критерию Т. Вилкоксона для определения оценки различия между двумя выборками - это результаты констатирующего и формирующего экспериментов. Гипотеза  подтвердилась: Сдвиг в сторону увеличения балла самооценки не превышает интенсивность сдвигов в строну ее уменьшения. Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.

Наша гипотеза подтвердилась, уровень самооценки старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи изменился, в сторону его увеличения, при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

Также были разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию положительной самооценки детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи к детскому образовательному учреждению.

Рекомендации для родителей.

В старшем дошкольном возрасте очень значимо формирование адекватной самооценки. Адекватная самооценка играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду Для формирования у дошкольника положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо обеспечить такого малыша теплым отношением взрослых. Ему нужно знать, что его любят именно таким, какой он есть.

Рекомендации для воспитателей.

Дошкольники с заниженным уровнем самооценки нуждаются в ее коррекции. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто они замкнуты, у них низкий социометрический статус. Они нерешительны и несамостоятельны. Для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем самооценки необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, давать ему поручения (как правило, такие дети очень исполнительны), постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.

Выводы: у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным. Недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сёстры сводили эти усилия к нулю. Поэтому необходимо проводить обучающие семинары, с целью ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.

На основании проведенного исследования составлена технологическая карта внедрения результатов исследования в практику. Таким образом, необходимо организовать систему развернутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии внедрения результатов исследования в практику мы достигли цели и задач исследования и экспериментально проверили ги

e-koncept.ru

Самооценка ребенка, как повысить заниженную самооценку ребенку

Самооценка ребенка — это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам. Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе и межличностное взаимодействие. Она зарождается в младенчестве и в дальнейшем проявляет существенное воздействие на взрослую жизнь детей, их поведение, отношение к себе и событиям, окружающему социуму. Первостепенной задачей родителей наряду с воспитанием, обучением и заботой о малыше является формирование адекватного самооценивания и соответствующего норме чувства собственного достоинства.

Самооценка у детей дошкольного возраста

Индивид становится личностью благодаря наличию целого ряда условий. Самооценка считается одним из самых существенных из них. Она развивает у ребенка потребность отвечать не только лишь уровню окружающего социума, но и степени субъективных личностных оценок. Адекватно сформированная самооценка ребенка старшего дошкольного возраста – это не просто знание самого себя, и не сумма отдельных качеств, а детерминированное отношение к себе, предусматривающее постижение личности как некоторый устойчивый объект.

Самооценивание – это центральное звено в цепи произвольной саморегуляции, обуславливающее направленность и степень активности личности, ее отношение к среде, социуму, самому себе. Она являет собой довольно сложный психологический феномен.

Самооценка вовлечена во множество взаимосвязей и взаимоотношений с психическими новообразованиями личности. Она выступает важной детерминантой всех видов деятельности и коммуникаций. Умение оценивать себя берет свое начало с раннего детства, а ее дальнейшее формирование и совершенствование осуществляется на протяжении всей жизни субъекта.

Адекватное самооценивание позволяет сберечь неизменность личности вне зависимости от изменений условий и обстоятельств, при этом, обеспечивая способность оставаться самим собой. Сегодня все более очевидным становится воздействие самооценки ребенка дошкольного возраста на его поступки и межличностные контакты.

Старший дошкольный возраст характеризуется периодом осознания малышом самого себя, собственной мотивации и потребностей в среде человеческих взаимоотношений. А потому довольно важно в данном периоде заложить базис для образования адекватной самооценки, что в дальнейшем позволит ребенку верно оценивать себя, реально представлять свои возможности и силы, самостоятельно определять цели, задачи и направления.

В дошкольном возрасте малыш начинает осознавать сам факт своего существования. Формирование истинной самооценки начинается с реалистичного оценивания детьми собственных умений, итогов деятельности и определенных знаний. В этот период малыши менее объективно могут оценить качества своей личности. Они склонны переоценивать себя вследствие того, что значимые взрослые преимущественно положительно их оценивают. Именно от оценки взрослого индивида во многом зависит оценивание малышом самого себя. Заниженное оценивание оказывает отрицательное влияние. А завышенные оценки искажают суждения детей о собственном потенциале в сторону преувеличения. Однако наряду с этим положительные оценки играют позитивные роли в деятельности.

Поэтому, от оценочного воздействия значимых взрослых индивидов во многом зависит правильность представлений дошкольником собственных действий. Одновременно с этим, полностью сформированное видение себя позволяет малышу относиться более критично к оценкам окружающего социума.

Личностная внутренняя позиция малышей дошкольного возраста в отношении других лиц обуславливается осознанием персонального «Я», своих поступков, поведения и заинтересованностью миром взрослых. В этом возрасте малыш учится отделять свою личность от оценки других. Постижение дошкольниками границ собственных возможностей происходит не только благодаря общению с взрослыми людьми или ровесниками, но и личным практическим навыкам. Маленькие индивиды с завышенным или заниженным оцениванием себя являются более ранимыми и чувствительными к оценочным суждениям взрослых, вследствие чего довольно легко поддаются их воздействию.

Значительную роль в вырабатывании адекватного представления детей о самих себе играет взаимодействие со сверстниками. Способность видеть себя при помощи глаз сверстников развивается благодаря обмену между ними оценочными воздействиями и одновременно с этим появляется определенное отношение к остальным детям. Способность дошкольника анализировать следствия своей деятельности прямо пропорционально зависит от его способности подвергать анализу результаты других детей. Именно в коммуникационном взаимодействии вырабатывается умение оценивать другого индивида, которое стимулирует формирование самооценки.

Дошкольникам богатый опыт личной деятельности помогает оценивать критически воздействия сверстников. Среди детей существует ценностная система, которая обуславливает их взаимные оценки.

Оценивание себя дошкольниками происходит немного труднее, чем ровесника. К сверстнику он более требователен и поэтому оценивает его гораздо объективнее. Самооценивание дошкольника довольно эмоционально, вследствие чего, часто положительно. Самооценки отрицательного характера встречаются очень редко.

Самооценивание у малыша старшего дошкольного возраста часто неадекватное (в основном завышенное). Это происходит вследствие того, что малышу трудно отделить персональные способности от своей личности в целом. Малыши не могут признать, что они что-то делают хуже других, ведь для них это будет обозначать признание в том, что сами они хуже других.

Со временем самооценка ребенка старшего дошкольного возраста меняется в сторону адекватности, и более полноценно отражают его потенциал. Вначале она проявляется в производительных видах деятельности или в играх с конкретными правилами, в которых наглядно можно продемонстрировать и сопоставлять собственные достижения с результатами других детей. Основываясь на реальных опорах, например, на собственных рисунках, дошкольникам проще правильно оценить себя. Игровой процесс является своеобразной школой общественных отношений, моделирующей поведение дошкольников. Именно в игровых процессах формируются основные новообразования данного периода.

Подводя итоги, следует сделать вывод, что для вырабатывания адекватной самооценки дошкольников важна деятельность, в которую вовлечен малыш и оценивание его достижений, успехов значимыми взрослыми и ровесниками.

Самооценка ребенка младшего школьного возраста

Самооценка является важнейшим личностным образованием, оказывающим значительное воздействие на все области жизнедеятельности субъекта и выступающим важнейшим балансиром деятельности, который способствует саморазвитию. От характерностей самооценки прямо пропорционально зависит степень притязаний, взаимоотношение субъекта с окружающими индивидами и его активность.

Для ощущения себя счастливым, формирования способности лучше приспосабливаться и побеждать трудности, малышу необходимо иметь положительное видение себя и адекватную самооценку.

Так как самооценка закладывается в раннем детском возрасте, а продолжает формироваться в школьном, она в этом периоде хорошо поддается воздействию и коррекции. Вот поэтому родителям, учителям и прочим взрослым, которые работают с малышами младшего школьного возраста, необходимо знать и принимать во внимание все закономерности, характерные особенности образования самооценки, а кроме этого, пути развития нормальной (адекватной) самооценки и позитивной «Я»-концепции в целом.

В младшем школьном периоде все большую роль для развития малыша приобретает его коммуникационное взаимодействие с ровесниками. Во время общения детей с одногодками не только более эффективно осуществляется когнитивно–предметная деятельность, но и вырабатываются стержневые навыки межличностного взаимодействия и морально-нравственного поведения. Устремленность к ровесникам, тяга к общению с ними делает коллектив одногодок для школьника неимоверно ценностным и притягательным. Возможностью быть в детском коллективе они очень дорожат. Именно от качественности общения с ровесниками зависит направленность его развития. Отсюда следует, что межличностное взаимодействие в коллективе считается одним из важнейших факторов, развивающих личность и вырабатывающих адекватную самооценку. Однако не стоит забывать и о вкладе родительского правильного поощрения и грамотной похвалы в формирование нормального самооценивания у ребенка.

Школьная группа, имеющая неблагополучную позицию в системе межличностных отношений класса, обладает похожими характеристиками. Дети в таких группах имеют проблемы в общении с ровесниками, характеризуются неуживчивостью, что может выражаться в драчливости, чрезмерной вспыльчивости, изменчивости, грубости, капризности или в замкнутости. Нередко таких малышей отличает склонность к ябедничеству, зазнайству, жадности, неаккуратности и неряшливости.

Дети, пользующиеся популярностью у сверстников, характеризуются набором общих черт. Они имеют уравновешенный характер, общительны, выделяются инициативностью, активностью и богатой фантазией. Большинство таких малышей довольно хорошо учится.

В ходе учебно-воспитательного процесса, у детей понемногу повышается критичность, притязательность и требовательность к себе. Ребенок в первом классе преимущественно позитивно оценивает собственную учебную деятельность, а вот неудачи и неуспех связывает с объективными причинами и обстоятельствами. Дети второго, а особенно третьего класса более критично относятся к собственной личности, при этом делают предметом оценивания не только хорошее поведение, но и плохие действия, не только успешность, но и неуспехи в учении.

На протяжении обучения в начальных классах значение отметок для детей существенно видоизменяется, при этом они находятся в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, от требований, которые они сами к себе предъявляют. Отношение малышей к восприятию их достижений и успехов все сильнее связывается с надобностью иметь более справедливые представления о собственной личности. Отсюда следует, что роль школьных отметок не заключается только в том, что они должны влиять на когнитивную деятельность ребенка. Преподаватель, оценивая знания младших школьников, по сути, одновременно с этим оценивает и личность ребенка, его потенциал и место среди других. Поэтому именно таким образом оценки воспринимаются малышами. Ориентируясь на отметки преподавателя, дети сами разделяют себя и одноклассников на отличников, средних и слабых учеников, старательных или не очень, ответственных или не совсем, дисциплинированных или нет.

Основное направление в формировании самооценки заключается в поэтапном выделении малышами отдельных качеств из некоторых видов деятельности и поведения, их обобщении и понимании сначала в качестве характерных особенностей поведения, а потом в качестве сравнительно постоянных качеств личности.

Дети не появляются в этом мире уже с определенным отношением к себе. Их самооценка, как и другие характерные особенности личности, формируется в ходе воспитания, в котором главная роль отводится семье и школе.

Самооценка у детей и подростков

Для абсолютно всех людей самооценка является важнейшим критерием, который позволяет личности развиваться правильно. А в пубертатном периоде ее значимость еще больше возрастает. В случае наличия адекватной самооценки подростка, его шансы на успех увеличиваются. Какие критерии адекватности? Если подросток способен оценить собственный потенциал объективно, если он в состоянии осознать, какое положение он занимает в группе сверстников и в социуме в целом. К сожалению, не все родители осознают важность самооценки и ее уровня для личностного роста, развития, дальнейшей успешности детей. Поэтому они не стараются понять, как правильно воспитывать ребенка, чтобы у него самооценка была адекватной.

В самом раннем детстве самооценивание у малыша находится на должном уровне. Однако постепенно взрослея, он начинает понимать, что для своих родителей самое главное существо, а мир он считает созданным для себя. Отсюда и появляется завышенная самооценка. До достижения малышом школьного возраста самооценка более или менее адекватная, так как он сталкивается с реальностью окружающей среды и начинает осознавать, что он во вселенной далеко не единственный и понимает, что других детей тоже любят. Только, когда дети достигают среднего школьного возраста, возникает потребность коррекции и вырабатывания адекватной самооценки у них, так как у некоторых она может просто зашкаливать вверх, а у других – вниз.

В раннем детском возрасте на развитие у малыша самооценивания воздействовали, в основном, родители, воспитатели и учителя. В более старшем школьном возрасте на передний план выходят ровесники. В этом периоде хорошие отметки играют второстепенную роль, а становятся более важными личные качества, такие как общительность, умение выражать свою точку зрения или отстаивать позиции, способность дружить и т.д.

В этом возрасте взрослые должны помочь подростку правильно трактовать его желания, чувства, эмоции, акцентировать внимание на положительных чертах характера и избавиться от негативных качеств личности. Поэтому выделять только лишь успеваемость – не является правильным.

У детей среднего школьного возраста самооценка может характеризоваться полярностью, что выражается в крайностях. Так, например, у ребенка-лидера класса самооценка будет чрезмерно завышенной, а у ребенка-аутсайдера – совсем низкой.

Для формирования адекватной самооценки или коррекции уже существующей завышенной или заниженной, родителям требуется оказывать ребенку помощь и поддержку. Они должны доверять своим детям и относиться к ним справедливо. Следить за тем, чтобы в воспитании не прослеживались двойные стандарты. Подростку требуется уважение родителей. Взрослым рекомендуется избегать тотального контроля над ребенком, но в то же время следует проявлять искренний интерес к его увлечениям. Также нужно уважать мнение и позицию своего ребенка.

Уровень притязаний и самооценивание подростков-старшеклассников являются результатом взаимоотношений с ровесниками. Если подросток – лидер по характеру или, наоборот, аутсайдер, то ожидать формирования у него адекватной самооценки не следует. Фавориты класса обладают способностью преобразовывать собственные недостатки и ошибки в достоинства, тем самым подавая пример другим детям. Это возносит их на значительную высоту, но ведь падать с нее рано или поздно придется, что будет очень больно для подростка. Поэтому до ребенка нужно постараться донести, что немного здоровой самокритичности ему не помешает. Родители должны четко осознавать, что незаслуженная или чрезмерная похвала ведет непосредственно к появлению нарциссизма.

Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о суициде. Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее. И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.

Диагностика самооценки детей

Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.

К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.

Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.

Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.

Заниженная самооценка у ребенка

Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.

Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.

К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:

  • непривлекательную внешность;
  • внешние дефекты внешности;
  • недостаточный уровень умственных способностей;
  • неправильное воспитание родителями;
  • неуважительное отношение старших детей в семье;
  • неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
  • финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
  • болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
  • смена места жительства;
  • неблагополучная или неполная семья;

Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.

Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно агрессивен, то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

Как повысить самооценку ребенку

Абсолютно все родители мечтают о том, что у их чада самостоятельно выработается адекватная самооценка. Однако они забывают, что на 90% формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте зависит именно от их поведения и модели воспитательного воздействия. В то же время далеко не все родители способны сами оценить себя адекватно.

Если вас волнует вопрос, как поднять самооценку у ребенка, то в первую очередь вам следует обратить внимание на свое поведение в отношении ребенка. Часто ли вы его хвалите и хвалите ли вообще, каким образом и за что, как критикуете. Запомните — и хвалить и ругать ребенка можно только за его поступки, действия, достижения, а не за внешность и свойства личности. Если вы заметили у малыша первые признаки низкой самооценки, то не пренебрегайте похвалой. Хвалите его даже за самые крошечные победы, достижения и правильные действия. Часто действия, которые ребенок считает правильными, не всегда будут казаться вам такими. Поэтому постарайтесь вникнуть в логику мотивации поступка ребёнка. Запомните, что чем чаще малыш будет достигать успешности в малом, тем быстрее он уверует в свои силы и перейдет к большим свершениям. Вы просто постарайтесь четко донести информацию о том, что существуют простые вещи, побеждаемые без особого труда, и сложные, для победы над которыми нужно приложить больше усилий. Если у ребенка что-то не получается, покажите ему свою веру в него и вселите в него уверенность, что при дальнейших попытках все получится.

Как поднять самооценку у ребенка? Не мешайте ребенку проявлять инициативу и хвалите, когда он совершает первые шаги в новой для себя деятельности. Старайтесь всегда поддерживать его во время любых неудач. Если у него что-то не получается, то помогите, однако не делайте всю работу за него. Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета – это мало.

Помните, что все ваши слова, поступки и воспитательные моменты влияют на становление личности и формирование самооценки, от которой зависит дальнейшая успешность индивида во взрослой жизни и эффективность построения межличностных отношений.

psihomed.com

Коррекция самооценки у детей дошкольного возраста посредством фототерапии

КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОТОТЕРАПИИ

Залесова Д.В., п. Мостовской, Краснодарский край,

педагог психолог,

МБДОУ ДСКВ № 3 «Колокольчик»

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе.

Коррекция самооценки у детей дошкольного возраста посредством фототерапии.

Первые эмпирические исследования самосознания и самооценки, начавшиеся уже во второй половине ΧΙΧ века, развивались преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного «Эго» путем [2, 9] непосредственного наблюдения за детьми, анализа детских сочинений и юношеских дневников.

Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В его понимании она является эмоциональным образованием.

В более поздних работах самооценка, как правило, рассматривалась в рамках изучения личности (И.И.Чеснокова, 1977, И.С.Кон, 1978, 1984, В.В.Столин, 1983, А.В.Захарова, 1989, А.М.Носенко, 1998) как один из Слепашова, Е.Г., Дмитров А.Б. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М: Когито-Центр, 2006. – 336 с.

Таким образом, становится очевидным, что адекватная, высокая самооценка [3, 23] (уважение к себе при трезвой, реалистичной оценке своих возможностей и способностей) является необходимым условием для эффективного и успешного функционирования личности.

Но, несмотря на большое многообразие прикладных исследований, а также подходов к самооценке различных психологических школ, неоправданно мало уделяется внимания вопросу методов коррекции самооценки.

Наряду с этим необходимо отметить систематический и неуклонный рост интереса к такому направлению в психотерапии и психокоррекции как арт-терапия. Термин «исцеление искусством» ввел английский врач и художник Адриан Хилл в 40-е годы прошлого века. Арт-терапия представляет собой лечебное применение[1,58] изобразительного творчества клиента (пациента). За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приемы разных направлений психотерапии.

Одним из совсем новых направлений арт-терапии является фототерапия (применение фотографии с целью лечения, психокоррекции и реабилитации). На сегодняшний день фототерапия объединяет в себе те формы работы, которые применяются с целью решения психологических проблем и психическими расстройствами, а также физическими недостатками, и предполагают создание, восприятие и обсуждение фотографических образов.

Проведенный нами цикл занятий в ДОУ с применением техник фототерапии показывает возможность и ценность использования фототерапии в качестве инструмента исследования и развития культурной идентичности с детьми дошкольного возраста.

Вся суть процесса фототерапии заключается в том, что при помощи фотографических образов выражаются, всплывают на поверхность все внутренние конфликты, потребности и переживания маленького человечка, которому порой и самому непонятно, что с ним происходит и как ему поступать. Для детей естественнее выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография выступает для них важнейшим средством общения с миром.

Интерес ребенка к необычным способам работы с фотографиями, располагает его к проявлению творчества, дает ему возможность ощутить уверенность в себе. Сочетая множество всевозможных форм творческой деятельности, которые используются в ходе занятий в разных сочетаниях и вариантах, фотография обеспечивает многостороннее развивающее, исцеляющее и гармонизирующее воздействие на всех участников.

Занятия по фототерапии мы проводим с детьми всех возрастов, начиная уже с 3-4 лет, у которых имеются разнообразные психологические проблемы: страхи, невротические состояния, проблемы с самооценкой, нарушения сна, тревожность, замкнутость, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение.

Создавая свои фотоавтопортреты ребята самоутверждались, исследовали грани своего личного и культурного «Я», выражали свои переживания и потребности, проявляли творческое начало. Нельзя не отметить снижение тревожности и агрессивного поведения во время занятий, ребята стали меньше проявлять вербальную агрессию друг к другу.

Как результат нашей работы с детьми дошкольного возраста по коррекции самооценки является фототерапия, обеспечивающая самопринятие своего телесного «Я-образа». Решения коррекции самооценки посредством фототерапии и доказательство его эффективности позволило нам применять его в практике ДОУ №3 «Колокольчик». Фотография стала отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания детей. Терапия фотографией оказывает значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей.

Литература:

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Под ред. Кондратьева А.В. - М: Прогресс, 2007. - 420 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С.Выготский – М: Просвещение, 2011. – 695 с.

3. Слепашова, Е.Г., Дмитров А.Б. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М: Когито-Центр, 2006. – 336 с.

Каталог:

Поделитесь с Вашими друзьями:

znate.ru

Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находиться на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение - устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Уровень притязаний - это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция - это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица - " Я ". Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое " Я ". На основе представлений ребенка о своем "Я" начинает формироваться самооценка.

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. Элементы самостоятельного представления о себе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.

Постепенно изменяет предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос "Какая ты: хорошая или плохая?" они обычно отвечают так: Я не знаю... Я тоже слушаюсь". Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: "Я самый хороший".

Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком. На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки.

Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное "Я", свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.

Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.

Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению.

Неадекватная заниженная самооценка также может сформироваться у ребенка как результат частого неуспеха в какой-то значимой деятельности. Существенную роль в ее формировании играет демонстративное подчеркивание этого неуспеха взрослыми или другими детьми. Специальными исследованиями установлены следующие причины появления у ребенка заниженной самооценки:

Объективные недостатки: низкий рост, непривлекательная внешность и т.п.; вымышленные недостатки: мнимая полнота, кажущееся отсутствие способностей; неуспех в общении: низкий социометрический статус в группе, непопулярность среди сверстников; угроза отчуждения в детстве: нелюбовь родителей, воспитание в "ежовых рукавицах" и т.п.; чрезмерная сензитивность к внешним оценкам, исходящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций, т.е. неадекватная заниженная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка.

Влияние тревожности на самооценку ребенка истатусное положение ребенка в группе

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе - одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он - "гадкий утенок". Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый - безобразным, ладный - нескладным.. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

Возникает внутренний конфликт - это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: "Надо помочь другу в беде, потому что он прав". В сознании повелительный стимул - "надо", а из неосознаваемого установка: "не надо, опасно" - и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: "товарища надо выручать из беды любой ценой". Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребёнок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека - а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности.

Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив,сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Автор: Кабирова Эльвира Агеяновна

pedportal.net

Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста, страдающих заиканием (стр. 1 из 8)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….2

1. Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования……………………………....3

2. Понятие о заикании, клиническая и педагогическая характеристика заикания………………………………………………………………………………4

3. Коррекция заикания у детей дошкольного возраста с целью повышения самооценки заикающихся………………………………………………………18

3.1 Регуляция эмоционального состояния……………………………………...18

3.2 Воспитание личности заикающегося……………………………...………...20

3.3 Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников……..….22

3.4 Возможности применения терапии творческим самовыражением в работе с заикающимися дошкольниками…………………………………………………..24

Заключение…………………………………………………………….…………28

Литература…………………………………………………………….………….29

Введение

В настоящее время в мире отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии, обусловленными негативными изменениями среды жизнедеятельности человека. Среди них выделяется группа детей, у которых при сохранном интеллекте, слухе и зрении наблюдаются нарушения коммуникативной функции речи, проявляющиеся, в частности, в заикании, которое может быть квалифицированно как слабо выраженное отклонение в речевом развитии. Большинство этих детей поступает в общеобразовательную школу, где сталкиваются с рядом трудностей учебного и личностного характера.

Таким образом в рамках общепедагогических проблем остро встает проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей со слабо выраженными отклонениями в развитии речи к обучению в общеобразовательной школе.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.Ф.Берцфаи, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Г.Витцлак, ВТ. Горецкий, В.В.Давыдов, Я.Йирасик, А.Керн, Н.И.Непомнящая, С.Штре-бел, Д.Б.Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, Т.В.Пуртова, Г.Б.Яскевич, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослым, со сверстниками и отношения к самому себе.

При разнообразии теоретических и практических подходов к данной проблеме не исследованным оказался вопрос подготовки к школьному обучению детей с незначительными речевыми отклонениями (заиканием). В педагогической практике ДОУ прямой перенос методических подходов, рекомендуемых для детей с нормальным развитием, к детям с речевыми отклонениями оказывается неэффективным. Отсутствие специально разработанных методических рекомендаций для педагогов приводит к тому, что у обозначенной группы детей недостаточно сформированы предпосыл-

ки к полноценной учебной деятельности, что становится одной из причин дискомфорта, неуверенности в себе и, как следствие, нередко отставание в учебной деятельности.

Таким образом, налицо противоречие между социальной актуальностью и педагогической неразработанностью проблемы развития произвольности общения как важнейшего компонента готовности к школьному обучению детей с заиканием что, и определило выбор темы настоящего исследования.

В соответствии с данной темой были определены проблема, цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования.

1. Самооценка у детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» - учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т. к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие и комфортное существование среди людей.

Очень важна психологическая атмосфера детства. Психика ребенка - своего рода лист бумаги. И если качество этой «бумаги» не определяется определяется исключительно наследственностью, то текст, который на ней будет написан, целиком зависит от окружения ребенка. Свои «автографы» на его психике оставляют родители, родственники, друзья и знакомые, воспитатели и учителя. Пройдет немало лет, прежде чем ребенок научиться объективно оценивать, какие внешние влияния нужно воспринимать, а каким необходимо сопротивляться. Но к тому времени «лист бумаги» уже испещрен разного рода пометками и чувство вины за то, что ты не так хорош, как другие, прочно засело в подсознании. Результат - заниженная самооценка, ощущение враждебности внешнего мира и окружающих людей, чувство одиночества.

Самосознание – осознание ребенком самого себя, своих физических сил и умственных способностей, поступков и действий, их мотивов и целей, своего отношения к внешнему миру, других детей к самому себе. Самосознание имеет иерархию проявления от низшего самочувствия через самопознание до высшего - самоотношения, объективирующихся в самоконтроле к саморегуляции своего поведения. (Митериков В.А., 1998)

В дошкольные годы развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка.

Самооценка - оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей - является важным регулятором поведения. Формирование правильной самооценки - важнейшая задача воспитания и самовоспитания. Большую роль в самооценке играет собственный опыт личности и усваиваемый ею общественный коллективный опыт. (Митериков В.А., 1998)

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представление детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизации семьи ребенка. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представления ребенка о результатах своих действий. ( Урунтаева Г.А.,1995)

Для родителей ребенок со дня рождения особый, но для ребенка это не так долгое время, пока он не выделяет себя из среды. К этому выделению, с которого начинается развитие самосознания, ребенок приходит под влиянием социальной среды.

Со временем ребенок все чаще сталкивается с тем, что окружающие неправильно, по его мнению, оценивают его проблемы и переживания. На боль, страдания детей часто не обращают никакого внимания. Эти случаи расхождения данных внутреннего опыта и внешней оценки осознаются детьми, и, по мере накопления такого опыта, ребенок приходит к субъективному самосознанию, к осознанию своих желаний, замыслов, чувств, мыслей. Ребенок осознает в себе свой внутренний, непосредственно недоступный другим людям мир - сознает лишь частично, но все же в подлинном смысле открывает самого себя для себя. (Зиньковский В.В.,1996)

Оценивать себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Г. А. Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки, которая из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. У ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания - познание себя и отношение к себе.

Основным факторам, влияющим на становление активности, развития самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение с взрослыми. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности когда:

-выражает свое отношение к окружающему оценочный подход;

-организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

-представляет образцы деятельности и тем самым даст ребенку критерии правильности ее выполнения;

-организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на становление самооценки ребенка.

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий, представление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов использования предметов развивают активность в сфере манипуляцией с предметами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрения были эффективнее, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образом действий.

Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении ребенка – невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Теперь он не ждет от взрослого поддержки в своих неудачах, которые объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над взрослыми». Непослушание и строптивость вызываются не только невнимательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружающих. Прилежный ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.

mirznanii.com