Комплекс отличника, или Как научиться быть слабым? Комплекс отличницы


Комплекс отличницы - признаки, у взрослых, как избавиться от комплекса

Комплекс отличницы у взрослых относится к числу таких психологических состояний, которыми достаточно трудно управлять. Такие женщины изначально привыкают требовать от себя слишком много и не позволяют расслабляться. Зачастую получается так, что они всю жизнь стремятся оправдать чужие ожидания и при этом благополучно забывают о собственных потребностях. На себя просто не остается ни времени, ни сил. Данный комплекс требует к себе внимания. Часто он разрушает личность, способствует тому, что она делается чрезвычайно мнительной, неуверенной в себе.

Признаки комплекса отличницы

Комплекс отличницы у представительниц прекрасного пола проявляется определенным образом. Если быть предельно внимательным к своему ближайшему окружению и собственным чувствам, то можно заметить постепенно происходящие изменения. Рассмотрим подробнее признаки синдрома отличницы. Именно они должны насторожить и заставить задуматься.

Перфекционизм

Это отличительная характеристика девушки, которая все и всегда стремится делать правильно. По сути, невозможно никогда не ошибаться, ведь всем людям свойственно несовершенство в той или иной степени. Стремление к перфекционизму только убивает интерес к жизни, потому как всякое познание невозможно без ошибок. Исследовательский дух напрямую зависит от того, насколько человек позволяет себе быть активным в жизни, реализовывать свои способности. Но невозможно преуспеть в каком-то деле, если постоянно подгонять себя, критиковать, вписывать в определенные рамки и схемы. Страх ошибки часто приводит к тому, что личность перестает пытаться узнать что-то новое, открыть для себя дополнительные горизонты. Ведь вряд ли получится победить в ограничивающих условиях. Люди, которые боятся действовать, остаются стоять на месте и никуда не приходят.

Неуверенность в себе

Другой характерный признак наличия синдрома отличницы. Такая девушка постоянно сомневается, не может быстро принять решение. Она, как правило, со всеми советуется по любому поводу, подсознательно пытаясь угодить окружающим. Наличие такого комплекса еще никого не сделало сильным и самодостаточным. Безусловно, личность страдает от невозможности выразить сполна собственные чувства, постоянно их подавляет. Неуверенность в себе создает определенное напряжение в отношениях с собой и окружающими людьми. Стремление всегда и все контролировать не может привести ни к какому существенному развитию. Начинают страдать все сферы жизни, и, прежде всего, эмоциональная связь с окружающими людьми.

Комплекс отличницы

Нерешительность

Она проистекает как раз из неуверенности в себе и сильно проявленного максимализма. Женщина, страдающая комплексом отличницы, не может проявить себя в обществе по той причине, что боится оказаться не на высоте. Страх препятствует любым начинаниям, заставляет ее постоянно анализировать собственные поступки. Нерешительность мешает добиваться успеха, реализовывать себя в мире. Чем больше мы зацикливаемся на неудачах, тем сильнее они начинают нас преследовать. Вот почему любая психологическая проблема представляет собой серьезную преграду для достижения желаемого результата.

Зацикленность на проблемах

Если обычного человека постоянно не мучают мысли о возможных трудностях, то стремление все делать идеально накладывает на личность серьезный отпечаток. Возникает сильная зацикленность на проблемах. Причем часто они носят не реальный, а мнимый характер. Девушки постоянно задумываются над тем, какие неприятности их могут ожидать в дальнейшем, прокручивают у себя в голове возможные варианты избавления от всяческих сложностей. Чрезмерная погруженность в переживания тоже является признаком комплекса отличницы. Дополнительные беспокойства возникают из-за невозможности контролировать ситуацию.

Потеря индивидуальности

Из-за постоянных приступов самобичевания происходит такая вещь как утрата жизненных ориентиров. Девушка не понимает, что с ней происходит, так как постоянно пытается подстраиваться под мнение большинства. Потеря индивидуальности происходит постепенно, женщина не замечает этого. Со временем она начинает чувствовать себя невероятно несчастной. Представительница прекрасного пола продолжает жить по чужим правилам, при этом не делая ничего, чтобы изменить свое положение. Индивидуальность – это, пожалуй, самое главное, что есть в каждом человеке. Привычка все делать правильно и погоня за идеалом не дают возможности быть по-настоящему счастливой. Чем более личность зациклена на возникающих трудностей, тем сильнее боится возможных неудач. Со временем индивидуальность стирается, а остается только слепое следование чужим ожиданиям.

Как избавиться от комплекса отличницы

Для того, чтобы преодолеть в себе эту проблему, необходимо действовать. Нельзя просто сидеть сложа руки, надеясь на то, что все как-нибудь изменится само собой. Только совершая решительные шаги, человек на самом деле движется вперед, открывает перед собой новые двери, обнаруживает дополнительные возможности. Приобретенный максимализм не должен становиться причиной отказа от радостей жизни. Как избавиться от комплекса отличницы? Попробуем разобраться.

Здоровое отношение к критике

Для того, чтобы перестать гнаться за совершенством, необходимо выработать в себе подлинное самоуважение. А оно возможно только в том случае, если сформировано здоровое отношение к критике. Если задуматься над этим вопросом, то выяснится, что множество людей остаются недовольными своей жизнью. Они руководствуются определенными соображениями и при этом забывают о собственных глубинных потребностях. Такого ни в коем случае нельзя допускать. Если человек постоянно боится осуждения со стороны окружающих, то он никогда не сможет оставаться довольным самим собой. Постоянно будет казаться, что что-то делается неправильно. Адекватное отношение к критике возможно только тогда, когда личность уверена в себе. Необходимо научиться принимать ошибки как неотъемлемую составляющую успеха. Нет нужды постоянно ругать себя за то, что произошло когда-то давно. Ориентируясь на мнение других людей, мы теряем самих себя, не позволяем себе быть на самом деле счастливыми и самодостаточными.

Расчет времени и сил

Это необходимый критерий достижения успеха. Многие люди по непонятной причине его забывают или даже сознательно игнорируют. Чтобы преодолеть в себе комплекс отличницы, необходимо очень хорошо понимать, сколько времени займет реализация той или иной задачи. Собственные силы тоже нужно рассчитать. Ведь если переоценить реальные возможности, в какой-то момент можно очень сильно разочароваться в жизни. А имея такой печальный опыт, далеко не все захотят преодолевать в себе негативные впечатления. Расчет времени и сил поможет избежать нежелательных последствий, справиться с многочисленными трудностями. Мы всегда должны понимать, к чему хотим стремиться и какие усилия для этого готовы приложить.

Комплекс отличниц

Отсутствие страха ошибаться

Это глобальное заблуждение многих людей – они беспокоятся, что не смогут соответствовать чьим-то требованиям. Мало кто понимает, что следует жить своей жизнью, ориентируясь на собственные представления о жизни. Умение ошибаться и принимать собственные неудачи действительно дорогого стоит. Необходимо научиться смотреть в будущее только с надеждой. Именно тогда любые препятствия будут преодолимы. Не нужно бояться ошибок, потому что именно они ведут нас к достижению значимых целей. Если бы каждый человек научился принимать собственные недостатки как нечто совершенно естественное, то люди сделались бы более терпимыми друг к другу. Те, кто принимают решение оставаться самим собой, в результате выигрывают.

Пересмотр убеждений

У каждого человека имеются свои представления о жизни. Индивидуальные предпочтения, желания и стремления составляют внутреннюю жизнь личности. Если девушка страдает излишней напряженностью и нерешительностью, ей необходимо поменять свои взгляды. Следует понять, что именно они и препятствуют достижению счастья. Такая личность просто не может достичь состояния целостности. Нужно понять, что окружающие люди тоже не идеальны. Нет никакого смысла постоянно винить себя в том, что не получается соответствовать какому-то придуманному идеалу. Ведь каждый человек индивидуален. Пересмотр убеждений позволяет избавиться от привычки все контролировать. Когда мы принимаем на себя ответственность за происходящее, то действительно получаем возможность изменить свою жизнь. Нужно сознательно работать над собой, стараться не зацикливаться на неудачах. Умение мыслить позитивно на самом деле влияет на сознание личности, расширяет границы реальных возможностей.

Принятие ответственности

Подлинная ответственность личности заключается в том, чтобы работать над своим характером при любых обстоятельствах. Люди часто стремятся оправдать собственное бездействие теми или иными неблагоприятными условиями. На самом же деле они просто хотят убежать от неприглядной правды, которая заставляет их сомневаться в себе, испытывать угрызения совести и чувство стыда. Подлинная ответственность заключается в поступках и действиях, которые ведут к развитию.

Таким образом, комплекс отличницы – это состояние, с которым необходимо стремиться работать. Важно не просто хотеть преодолеть его, а знать, к чему идти, какие задачи перед собой ставить.

psyh.info

Комплекс отличницы - как избавиться, у ребенка, у взрослого

Поговорка «лучшее – враг хорошего» как нельзя более удачно подходит для перфекциониста. Стремление довести все до идеала делает человека зависимым от мнения социума и блокирует раскрытие его собственного «я».

Комплекс отличницы – зло, но его вполне можно искоренить, открывая для себя новое качество жизни и бездну возможностей.

Если человек не может заснуть, зная о незаконченном деле, и выражение «сойдет для сельской местности» – не про него, значит внутри него сидит недремлющий отличник, зорко наблюдающий за его жизнью и постоянно сравнивающий ее с некими эталонами.

И когда реальность отличается от идеала, человек либо до бесконечности правит ее, либо впадает в депрессию. Перфекционизм способен существенно испортить качество жизни и заблокировать лучшие ее возможности.

Подспудное стремление шлифовать себя и свою деятельность до идеального результата и мучительные переживания от любого несоответствия высоким стандартам – это проявление так называемого патологического перфекционизма, который в народе приобрел более ассоциативное название – комплекс отличницы.

Вырастают такие «отличники» из детей, усвоивших аксиому: любовь безусловной не бывает, ее нужно заслужить.

Как зарождается?

Каждый ребенок нуждается в беззаветной любви. Чувствуя нехватку тепла, малыш поначалу будет неосознанно пытаться слезами и криками обратить на себя внимание, просто так, не за красиво рассказанный стишок. А убедившись в тщетности ожиданий, он начинает искать причину в себе: не любят – значит, недостоин.

страх успехаБоишься достичь вершины и упасть? Узнай, как побороть страх успеха.

Как преодолеть панический страх? Читай тут.

Повзрослев, он будет продолжать попытки заслужить общественное признание (и собственное), доводя свою деятельность до идеала, отметки, дающей право быть любимым.

Что порождает?

Синдром отличницы коварен. Человек, в мозгу которого засела установка «достиг – любим», начинает предъявлять завышенные требования и к другим, что взращивает новых перфекционистов среди его детей и близких.

Ведь невыполнение его требований вызывает в нем разочарование и отчуждение, отчего неуверенные в себе люди с легкостью ступают на тот же путь, пытаясь искать причину в себе и заслуживать любовь достижением необходимых для этого высот.

Между здоровыми амбициями и комплексом отличника иногда бывает тонкая грань. Но существуют признаки, которые помогают определить наличие болезненного перфекционизма в зародыше, причем многие из них ярко прослеживаются и у детей, и у взрослых.

Итак, в человеке можно уверенно диагностировать комплекс отличника, если он:

  • болезненно реагирует на критику и даже незначительные замечания;
  • ревниво относится к похвалам, доставшимся другому;
  • страдает самокритичностью из-за постоянного сравнивания себя с другими и не может простить себе малейших промахов;
  • подвержен скачкам самооценки, которая зависит от мнения окружающих и результатов его труда;
  • впадает в апатию после первой же неудачи;
  • не задумываясь, жертвует социальными благами и развлечениями ради достижения успеха;
  • мотивацией для достижений считает не приобретаемый опыт, а стороннюю оценку – оправдание ожиданий социума.

1416390505_206e19f8cdc72753b910c5478396c2d0

Если здоровый перфекционизм – свойство довольно полезное, помогающее самореализации человека, то комплекс отличника – это как раз перфекционизм невротический, и он не проходит для человека бесследно:

  1. Рассредоточение внимания. Люди, страдающие этим синдромом, теряют способность направлять энергию в нужное русло. Вместо того чтобы концентрироваться на задаче, они тратят эмоциональные силы на постоянный контроль правильности выполнения каждого шага, а время – на шлифование его до блеска.
  2. Ограничение собственных возможностей. Круг перспектив «отличника» сужается, поскольку ему сложно побороть патологический страх перед новыми начинаниями: вдруг он не справится? Он не дает себе права на ошибку и часто вместо перспективных ответственных должностей, с которыми вполне бы справился, остается на простых, которые чаще дают ему возможность гарантированно выполнить работу на отлично. «Отличникам» комфортнее идеально управлять трамваем, нежели подвергать себя рискам предпринимательской работы.
  3. Сложности в личных отношениях. Предъявление высоких требований не только к себе, но и к другим осложняет отношения с противоположным полом. «Отличница» перед свиданием десять раз проиграет в уме будущий диалог, отрепетирует блестящие ответы на все случаи жизни, продумает до мелочей гардероб, но за этим парадом так и не сможет раскрыть перед собеседником свою истинную душу. В жизни перфекционистов не бывает места риску, они не умеют пускать ситуацию на самотек, стремясь контролировать ее до мелочей.
  4. Конфликтность. Стремление соответствовать выливается в перманентное раздражение. То, что для других является нормой, для перфекциониста имеет негативную окраску: вольный стиль в одежде они видят неряшливостью, наличие непопулярных хобби – праздностью, а отсутствие ярких достижений у человека вообще умаляет его значение до мизера. Указывая окружающим на их недоработки и несовершенство, «отличники» не добиваются ровным счетом ничего, кроме враждебного отношения.
  5. Проблемы со здоровьем. Постоянная самокритика и неудовлетворенность результатом приводит к ухудшению физического здоровья, поскольку частые эмоциональные расстройства – прямая дорога к сердечно-сосудистым нарушениям, бессоннице, головным болям и неврозам.
  6. Потеря себя. Комплекс отличницы приводит к тому, что человек попросту проживает чужую жизнь, постепенно теряя свое «я». Находя себе кумиров (ведь они такие идеальные!), человек копирует их манеру держаться, повторяет слова как истину в последней инстанции, полностью блокируя раскрытие собственной индивидуальности.

Люди, зараженные здоровым перфекционизмом, обнаруживают в жизни лидерские качества, наслаждаются процессом достижения сложных целей и, главное, не зависят от общественного мнения.

Психология патологического перфекциониста проявляется иначе: достижение идеала становится навязчивой идеей, что порождает постоянное неудовлетворение жизнью.

Так, если для первого типа «отличников» неудача – повод еще активнее взяться за дело и достичь новых высот, то вторые движутся к цели не ради удовольствия и амбиций, а из-за страха быть отвергнутыми.

Однако не всегда в развитии синдрома повинны особенности воспитания и родительской любви.

У ребенка

Комплекс отличника может быть у детей не только приобретенным, но и врожденным. Если в первом случае речь идет о комплексе неполноценности, развитом родителями, учителями и другими авторитетными для ребенка людьми, то во втором повинна генетика.

Последние исследования, проведенные в Мичиганском университете на 292 близнецах, показали, что склонность к развитию перфекционизма – фактор наследственный.

Результаты также обнаружили, что имеет большое влияние и внешняя среда: развитие комплекса определяется не только воспитанием, но и влиянием улицы, особенно в период становления детского «я».204-19096332_m

У взрослых

Комплекс отличницы не всегда корнями уходит в детство. Его развитию у взрослых могут способствовать и жизненные ситуации. Череда последовательных неудач ломает человека, взращивая в нем мысль: если бы я был лучше, все сложилось бы по-другому.

Обычно более склонны к таким выводам чрезмерно ответственные люди, привыкшие в любой проблеме искать, прежде всего, свою вину.

И хотя это не более чем черная полоса, не зависящая от собственной идеальности, связь «несовершенство – провал» закрепляется.

Не стоит дожидаться, когда организм дойдет до полного изнеможения, оттого что не удается в совершенстве сделать все намеченное. Количество часов в сутках – величина постоянная, а здоровье не безгранично. Если перфекционизм не дает полноценно жить, то необходимо лечение.

Всего несколько простых мер помогут побороть этот социально-зависимый комплекс:

  1. Дарить безусловную любовь ребенку. Для внесения корректив в сознание ребенка необходимо дать почувствовать ему, что он любим вне зависимости от обстоятельств. Необходимо объяснить ему, что оценки окружающих не должны определять его настроение, а достижения нужны всего лишь для приобретения им жизненного опыта. Однако использование этого метода затруднено тем, что часто ребенок-отличник – настоящий подарок для родителей, и они вовсе не видят в этом зла.
  2. Позволить себе быть небрежным. Психологи советуют начинать ломать стереотипы с маленьких проявлений нерадивости, удерживая себя от их исправления. Не проверить в очередной раз письмо перед отправкой, не поставить точку в конце предложения, не догладить рукав блузки. Несмотря на простоту, эта терапия нелегко дается «отличникам», но спустя время они понимают: никому до их промахов нет дела, и жизнь на этом не заканчивается!
  3. Учиться наслаждаться процессом. Хорошим способом побороть в себе перфекционизм является дробление глобальной цели на несколько мелких. И пусть они менее значимы, но радуясь их достижению, человек учится испытывать удовольствие от процесса, не гонясь за финальным результатом.
  4. Делегировать обязанности. «Отличники» привыкли все тянуть на себе. Они просто уверены, что лучше, чем они, с задачей не справится никто. Передавая мелкие обязанности другим членам семьи или коллегам и снимая с себя ответственность за их результат, можно постепенно приучить себя не ставить завышенных планок ни себе, ни окружающим.
  5. Изменить отношение к критике. Для выработки иммунитета к критике применяется практика «замены минуса на плюс». Это означает, что любой упрек следует перефразировать для себя так, чтобы подчеркнуть свои достоинства. К примеру, если «отличника» начальство укоряет в слишком длительном выполнении работы, в его переводе это должно звучать так: «Зато я тщательно взвешиваю все за и против перед принятием решения». А ведь это уже повод для гордости! Не помешает развить в себе и чувство юмора, которое помогает легко выходить из неприятных ситуаций.

И вообще, по большому секрету каждому «отличнику» стоит узнать: то, что ему кажется недостаточно хорошим, для других – верх совершенства, и таких людей подавляющее большинство!

Поэтому не стоит бояться ошибок, заниматься самобичеванием и откладывать мечты на потом. Надо просто ценить свою уникальность, и тогда совершенно чудесным образом окажется, что для любви и общественного признания достаточно быть самим собой.

Видео: Говорит психолог

gopsy.ru

Как избавиться от комплекса отличницы

Комплекс отличницы, он же перфекционизм – страшное дело. Потому что от него нельзя избавиться. Чтобы от него избавиться, нужен простой и понятный мануал. Идеальный мануал. А его никто не написал до сих пор, вот же незадача. А как, спрашивается, перестать быть отличницей, если никто не поставит пятерку за усилия, а?

И мы тоже не поставим. Мы хотим тебе сказать, что комплекс отличницы – это не твой комплекс. Это просто у тебя внутри сидит маленькая идеальная девочка. Чудовище, пожирающее твою жизнь. Но мы знаем, как с ним бороться. Ну не на пять с плюсом, конечно. А так – на четверочку.

Найди кормовую базу своей отличницы

Отличница – это не ты. Это маленькая девочка с бантиками на голове. Девочка, которую утром отпустили гулять в белом платьице, и которая вечером пришла домой, а на платье – ни пятнышка. Мы хотим сказать, что твой комплекс отличницы, скорее всего, подарок родителей. Ругали за четверки? Заставляли играть гаммы по 4 часа? Требовали аккуратности и усидчивости, потому что ты же девочка?

Ну, вот результат – получите, распишитесь. Маленькое чудовище с бантиками живет в тебе до сих пор, только теперь ты кормишь его самостоятельно, без родительской помощи. Знаешь, это звучит глупо, но помогает: представь себе этого милого монстра – с его прямой спинкой, с аккуратными косичками, с идеальными тетрадками, с куклами, рассаженными по росту. И дай ему хорошего мысленного пинка. Просто чтобы спустить пар.

Заткни ее сразу

Проблема перфекциониста на самом деле не в том, что он старается делать все идеально. Проблема перфекциониста в том, что он слишком много думает о том, как сделать все идеально. Тебе придется ловить себя за руку на этом самом моменте, иначе ничего не получится. Как только ты понимаешь, что опять начала внутренний монолог в духе «Вооот, надо сварить боорщ, а его варят только на косточке, а у меня нет мяса на косточке, надо одеться и идти в магазииин…», встань и налей воды в кастрюлю. И начни чистить картошку.

Тебе нужно начать действовать, и тогда маленькое чудовище захлопнет пасть совершенно самостоятельно, ты даже не заметишь, как это случится. Твоя задача – начать что-то делать до того, как его писклявый голос наберет полную силу. Это трудно, но только поначалу.

Отними у нее плетку

Попахивает хентаем, ага? Ну, так оно и есть – малышка лупцует тебя ежедневно, а ты только поворачиваешься самыми нежными местами. И не говори, что тебе это не знакомо. А как же вечное «Я могла сделать лучше»? Почти невозможно прекратить испытывать ложный стыд за уже содеянное, да? Вот там можно было поправить и стало бы идеально. А так – не идеально! Вставай к столбу и получи свои двадцать плетей. Ужасно, правда?

Искоренить привычку к самобичеванию очень сложно – но можно. Как только тебе приспичит в очередной раз устроить сеанс аутосадомазо – бери блокнот и записывай свои ошибки. Ну, или то, что ты считаешь ошибками. Запиши, проанализируй, пообещай себе больше так не делать. И успокойся на этом. А когда опять это сделаешь, открой блокнот и вычеркни те пункты, что повторились. Если ты всякий раз наступаешь на те же грабли – может, это и не грабли вовсе? Или – тоже вариант – без удара по лбу у тебя дело не спорится. Нормальная такая практика, между прочим, национальная забава даже.

Запрети ей ванговать

О, как она это любит! Как только ты собираешься сделать что-то, чего никогда не делала, отличница тут же шепчет тебе о том, что не стоит и браться, если не сделаешь на пять с плюсом. И именно поэтому ты бухгалтер, хотя всегда мечтала быть художницей. Но у тебя, во-первых, не было лучших в мире красок, а во-вторых – тебе не удалось сразу написать полотно, за которым коллекционеры выстроились бы в очередь. Ну и толку начинать, раз таланта нет, да?

Секрет в том, что предсказания твоего маленького чудовища так же правдивы, как еженедельный гороскоп в газете «Вестник Пердыкукуева». Чудовище неспособно предсказать, как скоро у тебя чайник закипит, а туда же – в ясновидящие лезет. Прекращай эту внутреннюю битву экстрасенсов – ты не можешь знать, к чему у тебя есть талант. Просто потому, что талант – это 10% дара и 90% времени, проведенного на попе сидя. За мольбертом. Так что ты хотя бы 10% из этих девяноста высиди, а потом уже рассуждай на предмет того, как много дара тебе Небесной Канцелярией отсыпано. А Ванга доморощенная пусть вякает, что хочет – ты ее слушать не обязана.

И мечтать запрети

Твоя внутренняя отличница все-таки октябренок. Смело добавляй к ее образу очередную гадость – белый фартучек, хрустящий от крахмала. Да, даже если тебе 25 лет и в октябрята тебя не принимали, твое маленькое чудовище истово верит в дело дедушки Ленина. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» Вот это самое «разрушим до основанья» – ее идея-фикс. И вот ты уже 10 лет не можешь переклеить обои. А чего их клеить, если проводку клали в те годы, когда в октябрята еще принимали? Надо ж проводку сначала поменять. И стены выровнять. И вообще…

И в итоге все твои мечты похоронены под грифом «Начать с чистого листа». Нельзя же в самом деле просто взять и купить себе путевку на море – ты ж еще не похудела, ай-яй-яй. Знакомо? Так вот – ты и не мечтай. Просто пойди и купи рулон обоев. Или путевку. Просто купи. Дальше разберешься по ходу дела.

Похорони ее с почестями

Если ты все сделала правильно, твое маленькое чудовище немного ослабло. О, нет, мы не собираемся тебя уверять в том, что оно при смерти. Не дождетесь! Тебе еще предстоит отнести свои кровные денежки психотерапевтам. Помнишь эпизод из «Отчаянных домохозяек», в котором Бри весь сеанс не могла оторвать взгляд от пуговицы доктора, которая висела на соплях? Бри, кстати, от перфекционизма вылечилась – то есть, вошла в стадию ремиссии. Но не с помощью психотерапии, а помощью алкоголизма. Так что лучше купи себе бутылку вина.

Нет, правда. Купи бутылку вина, выпей и мысленно похорони эту маленькую сволочь. Убивать ее не надо – замучаешься придумывать достаточно красивую смерть. Сойдемся на том, что она отравленным утюгом подавилась. Так вот, купи ей самый красивый в мире венок и придумай надгробную речь, от которой разрыдаются даже камни. Выпей за упокой души маленького чудовища. И когда оно опять придет (а оно придет) – наколи его на осиновый кол. И вот тогда уже можно слушать, чего там упырица в бантиках хрипит. Может, дельное что-то. Например, что пора перестать читать Pics и доделать уже работу. Она уже согласна с тем, что ты сделаешь работу не идеально, слышишь? Поздравляем.

 

pics.ru

Комплекс (синдром) отличника - Психотерапевт, психоаналитик, врач Нарицын

Дата создания: 23.06.2004Дата обновления: 30.09.2016Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

 

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил.И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

***

Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: "Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка". Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его "программистов" это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют "подавать гостям", как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

Но подобное программирование – не вина "программистов", а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм "Первоклассница".  Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

- А ещё какие новости? – спрашивает ее бабушка.- Очень хорошие, – радостно сообщает Маруся. – Я отметку получила!- Какую?- Четвёрку!Бабушка разворачивается и уходит.- Бабушка! Что ж ты не радуешься? Ведь четвёрка – очень близко к пятёрке!- Хмм, - говорит бабушка. – Ну, не очень!..

Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

Вообще  система "брать на себя заведомо невыполнимые обязательства", вроде "пятилетки в три года", сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей "воспитать совершенно другого человека, человека новой формации" вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было,  бинарная система "либо пятёрка, либо ноль" присутствует во внутренней цензуре уже которого  поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: "мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас". То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз.

Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов:- показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок  ежедневно;- забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями;- и наконец, родители, говорящие "мы были отличниками - и ты должен", сами все ещё остаются в бинарной системе "5-0" и туда же загоняют собственных детей.

***

Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам:- либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию "вообще не хочу учиться";- либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки. И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях "поставят ли мне за это очередную пятёрку". О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку "хорошо". Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить "четыре" ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа "5-0" уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль…  со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца.  Особенно если приправляется родительским "Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!"

Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа, особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву "А"? И если ребёнок по "таким лёгким предметам" приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют "либо пятёрка, либо ты ничтожество". Ребёнку фактически передают свой личный страх: "Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей". Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница!..

***

Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх "не отличной оценки".

Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится "на отлично". А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек "непременно хочет именно пятёрку". Скорее он панически боится получить "не пятёрку". Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно?  Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая  внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе, и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив  в случае чего "снизить оценку на балл".

Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия "самооценка" носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации.

***

При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха "оказаться нулём".

Вообще зависимость от пятёрок, как и любая зависимость, имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в  престижное учебное заведение). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи "не получить пятёрку" ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: "Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!" Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой "не пятёрки" у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

***

Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему "что теперь с этими проблемами делать".

Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

Если же самому человеку система "5-0" становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность.  Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны,  реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное "но":  человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают "не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться".  Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии  "правильности, полноты и качества" знаний, умений и достижений.

Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье: Я хочу вернуть любовь родителей Я хочу вернуть отношения Я хочу вернуться к любимой Я хочу вернуться к любимому Я хочу восстановиться после ошибки Я хочу выяснить причины зависимости Я хочу выяснить причины комплексов Я хочу выяснить причины ошибки Я хочу выяснить свои ошибки Я хочу выяснить свою винуТемы: зависимости, комплекс отличника, комплексы, чувство вины.

© Нарицын Николай Николаевич врач-психотерапевт, психоаналитик г. Москва

naritsyn.ru

Комплекс отличницы

Помните кадр из «Приключений Шурика»: «На песчаный карьер — я! На разгрузку металлолома — я! " Примерно так воспринимают жизнь — работу, семью, дружбу — барышни, у которых присутствует комплекс «отличницы». В стремлении к идеалу нет ничего негативного, пока оно не перерастает в перфекционизм — разновидность невроза, когда человек буквально вгрызается в какое-то занятие (работу, быт, воспитание детей), стараясь сделать все правильнейшим образом, и тем самым изводит себя и окружающих. Однако завышенные требования — не единственный побочный эффект «синдрома отличницы».

Комплекс «отличницы» выражается в том, что дама-«отличница» вечно перегружена делами, стремится всем управлять, всех контролировать. Стараясь заранее продумать все подробности, она не оставляет места для случайностей или возможных ошибок, однако нередко просто валится под обилием деталей. Но хуже всего то, что из-за постоянного напряжении ей очень часто не удается продемонстрировать, на что она действительно способна. Страх ошибки, сопровождающий комплекс «отличницы», или блокирует всякое желание что-то совершать, или же выматывает «отличницу» до состояния выжатого лимона. В результате сдача обычного проекта завершается микроинфарктом, организация собственной свадьбы — нервным срывом, а ремонт квартиры — переездом в больничную палату.

Человек, претендующий на идеальность, не должен ошибаться по умолчанию — считает перфекционистк, и потому панически боится оступиться. Она по сто раз выверяет каждый свой шаг, лишь бы только избежать ляпов. Публичное уличение в ошибке для нее — аутодафе. Но даже если ошибку удается скрыть или исправить, то в глубине души «отличница» все равно чувствует себя крайне неуютно. Кроме того, патологическая боязнь ошибиться не позволяет ей действовать смело и самостоятельно. Вот почему такие женщины часто тянут с замужеством и нередко отказываются от серьезных должностей, хотя со многими проектами могли справиться действительно «на отлично».

Зачастую, чтобы правильно оценить проблему, ее нужно увидеть целиком. Но перфекционисты предпочитают разглядывать слона по частям. «Отличнице» так нравится ковыряться в деталях, что до целого руки не доходят. Безусловно, детали важны. Но, излишне на них сосредоточившись, мы рискуем не увидеть леса за деревьями. К примеру, вы можете тщательнейшим образом расписать сценарий предстоящего свидания: отрепетировать диалог, продумать меню, наряд, походку, намеки, но… захочет ли молодой человек после такого «парада» встретиться вновь? Причина — увлеченность мелочами способна лишить встречу искренности, спонтанности и живого общения.

Фото Katarzyna Krawiec/Shutterstock.com

Стремлению к высоким стандартам часто сопутствует желание найти образец для подражания. Повторять чужие шутки — они же вызвали когда-то смех, значит и сейчас сработают — постоянно говорить фразами из кинофильмов или мультиков, копировать манеру одеваться и т. д. Что в этом плохого? Оказавшись в чуждом образе, «отличница» рискует не раскрыть собственной индивидуальности. И потом, пародия не всегда бывает удачной — особенно если она слепо используется целиком. Помните Эллочку-Людоедку из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, которая неистово имитировала Вандербильдиху? Пожалуй, здесь не нужны комментарии…

Комплекс «отличницы» чреват тем, что большинство перфекционистов настроены враждебно. Раздражают всеобщая нетребовательность к себе, безалаберность, приземленность. Вы убеждены, что каждому человеку должно быть свойственно истовое стремление к самосовершенствованию, но жизнь подтверждает обратное. Подчиненный неправильно подвел дебет с кредитом, подруга не откомментила ваш пост в ЖЖ, любимый не принес букет — они все как будто сговорились вас доконать! Однако от того, что вы тычете халтурщиков и тунеядцев носом в их промахи, они почему-то лучше не становятся. А, напротив, обижаются, идут на открытый и острый конфликт. В итоге — отношения испорчены, а мир не стал совершеннее… Оно вам надо?

Характерная черта перфекционисток — тратить на минутное дело целый час, а то, что можно сделать за неделю, растягивать на долгие месяцы. Время, тем не менее, не резиновое. Именно поэтому дамы-карьеристки, имеющие комплекс «отличницы», так часто не успевают выйти замуж и родить детей, перфекционистки «семейного типа» не имеют времени хоть сколько-нибудь развиться в социальном плане.

Перфекционистка никогда не бывает удовлетворена результатом. Ей все время кажется, что она недотянула, недопрыгнула, и казнит себя за это. Да, безусловно, иногда полезно себя критиковать, но эта критика не должна переходить в самобичевание — иначе можно убедиться в собственной никчемности и растерять внутренние ресурсы для улучшения.

То, что у «отличниц» страдает здоровье, — неоспоримый факт. Ученые Стенфордского университета выяснили, что люди, предъявляющие слишком высокие требования к себе и другим, в большей степени подвержены эмоциональным и физическим расстройствам, чем те, кому присущи внутренняя гибкость и широкий взгляд на жизнь. Исследования ученых-психологов показали, что каждая пятая женщина, склонная к перфекционизму, страдает хронической бессонницей, частыми головными болями, расстройствами ЖКТ, хронической усталостью, неврозами, анорексией, булимией, навязчивыми идеями. Кроме того, оголтелый перфекционизм может трансформироваться в ананкастическую психопатию, при которой малейшее отклонение от принятого порядка или отход от принятых правил выводит из равновесия.

Так вот — не стоит дожидаться времени, когда пребывание в комнате, где криво висит картина, станет для вас невыносимым, а до работы вы будете доходить только в том случае, если не наступите ни на одну трещинку в асфальте. Обращайтесь к врачу как можно раньше. Лечатся такие состояния жесткой ломкой правил и стереотипов.

Andresr/Shutterstock.com

Сбросьте бремя перфекционизма, если вам его навязали. Вовсе не обязательно вы рождены, чтобы ставить мировые рекорды, днем и ночью выглядеть как топ-модель и зарабатывать миллионы. Скорее всего, на эту скоростную лыжню вас поставили родители. Именно они усиленно формировали в вас комплекс отличницы, требуя сверхрезультатов. Детство закончилось, и теперь вы вправе сами выбирать свой путь и идти по нему с той скоростью, которая по душе и по силам.

  • Не мелочитесь. Гораздо правильнее остановиться на достигнутом, чем пытаться добиться совершенства во всех возможных мелочах и нюансах.
  • Не бойтесь ошибиться. Лучше падать и вставать, двигаться вперед, чем топтаться на месте. В конце концов, еще никому не удавалось показывать только идеальные результаты. И у Наполеона было свое Ватерлоо…
  • Вырабатывайте в себе здоровое отношение к критике. Из справедливой и конструктивной извлекайте уроки, а остальную пропускайте мимо ушей. Вы ни на миллиметр не приблизитесь к совершенству, если будете отталкиваться от критики назад, а не использовать ее как рычаг для движения вперед.
  • Опустите планку требовательности к окружающим. Скажем по секрету: то, что для вас недостаточно хорошо, для других вполне нормально.
  • Тратьте ровно столько времени и сил, сколько требует ситуация. Для этого просто постарайтесь овладеть азами тайм-менеджмента, ограничивая время на пустяшные ковыряния.

И главное — полюбите себя, свое тело, своих родных и близких. Не жалейте время на приятные сюрпризы себе любимой. Помните, жизнь коротка, и в ней масса приятных занятий. И оценка «хорошо» отнюдь не хуже, чем «отлично»…

 

feelgood.ua

Комплекс отличницы | Саморазвитие

комплекс отличницы

Она везде и всегда первая? Ей становится плохо, если ее работу оценивают не самой высокой оценкой? Вы думаете, она человек, который стремится к лидерству, и для нее не существует преград? Вы заблуждаетесь. Она всего лишь несчастная женщина, которая страдает так называемым «комплексом отличницы». Таких еще называют «мисс безупречность».

Психологи утверждают, что мужчины не подвержены такому комплексу, поэтому его «жертвами» становятся только женщины. Они хотят совершенности во всем, что касается выполнения какого-либо задания или работы. Если это уборка в квартире или доме, то для этого будут использованы всевозможные чистящие средства. Все должно блестеть и быть сделано на «отлично»!

Отчего возникает «комплекс отличницы»?

«Комплекс отличницы», как и все остальные комплексы, закладывается в детстве. Его причиной могут стать завышенные требования и задания. Например, если любая четверка в дневнике вызывала у родителей разочарование, то развитие «комплекса отличницы» у девочки неминуемо.

Как правило, у таких девочек, а в дальнейшем женщин, занижена самооценка. Они боятся разочаровать родителей и потерять их любовь к себе. Поэтому, они стремятся всеми способами завоевать родительское уважение и любовь. Это стремление распространяется и на всех окружающих.

«Отличницы» на работе и дома

  • Женщина может страдать «комплексом отличницы» независимо от того, в какой отрасли она работает, какой образ жизни ведет, какое положение занимает в обществе.
  • Комплекс отличницы» отпечатывается на личной жизни. К сожалению, такие женщины очень одиноки. Они выбирают тех претендентов на свою руку и сердце, которых они оценили высшим балом. Остальные их просто недостойны.
  • Они стараются быть «отличницей» и в постели. А это неправильно! Ведь здесь главное искренние чувства, а не отличное знание сексуальных поз.
  • Такие женщины не привлекают, а наоборот, отпугивают мужчин своим ненормальным стремлением к чистоте и совершенству.

Как бороться с комплексом и нужно ли это делать?

Обычно женщины не замечают за собой «комплекса отличницы» и не могут самостоятельно от него избавиться. Однако с «комплексом отличницы» необходимо бороться. Ведь он мешает наслаждаться жизнью, а зачастую отравляет жизнь и окружающим: коллегам, друзьям и самым близким людям.

  • Первым шагом к избавлению от комплекса будет понимание, что все «на пятерку» быть не может, и нужно с этим смириться и концентрироваться на позитивных моментах, а не зацикливаться на проблемах.
  • Важно расставить приоритеты и понять, что Вам важно и требует максимум усилий, а что не имеет принципиального значения.
  • Чтобы избавиться от комплекса отличницы очень важно также работать с самооценкой. Будут полезны тренинги уверенности в себе, а также индивидуальная работа с психологом.
  • Принципиальным моментом является принятие себя, осознание своих положительных и отрицательных качеств.
  • Часто комплекс заставляет женщин быть недовольными своей внешностью, не дает замечать ее достоинств. С данной проблемой работает телесный психолог, который помогает научиться жить в гармонии со своим телом.

Как и от любой другой психологической проблемы, от «комплекса отличницы» можно избавиться.

Желаем Вам жить в гармонии с собой и помнить, что стремление к совершенству – это прекрасно, однако оно не должно становиться самоцелью и заслонять собой саму жизнь.

Автор статьи: Баркова Оксана Николаевна, врач психотерапевт, гештальт психолог. Помогает разобраться в себе, решить конфликты и наладить отношения с другими людьми.

Запишитесь на прием к специалисту. Наш телефон: 8 (495) 226-99-15.

my-self.ru

признаки, методы лечения, советы психологов

Женщина, страдающая от данного психологического комплекса, постоянно предъявляет к окружающим завышенные требования. Одно из самых сильных желаний в ее душе заключается в том, чтобы каждая сфера ее жизни была идеальной. Сама такая дама хочет занимать только первое место, за какое бы дело она ни взялась.

девушка с комплексом отличницы

Желание быть всегда впереди

Именно таким образом проявляется комплекс отличницы. Если же этой даме не удается быть королевой красоты, талантливой хозяйкой, самой лучшей матерью, женой, любовницей, она испытывает сильное душевное разочарование. Ведь ей не хочется проигрывать ни в чем. Трагедией может стать даже невкусно приготовленный ужин.

В патологических формах комплекс отличницы проявляется в глубоком внутреннем убеждении относительно неприемлемости несовершенного результата. На эту проблему можно посмотреть двояко: с одной стороны, именно стремление к идеалу подстегивает человека постоянно совершенствовать свои умения, рождая истинного мастера. Но с другой, долгожданного мастерства можно и не добиться. Женщина, страдающая от комплекса отличницы, может бросить начатое дело на полпути ради того, чтобы защитить самооценку. Ведь ее неугомонный внутренний критик всегда отыщет, к какому аспекту работы можно еще придраться. А та часть личности, которая призвана защищать и хвалить, у «отличницы» никогда не была развита.

профессиональное выгорание

Вопросы для самоанализа

Распознается данная черта очень легко. Чтобы выявить ее, женщине достаточно ответить на несколько вопросов:

  • Нравится ли ей собственный голос на аудиозаписи?
  • Любит ли она рассматривать свои фотографии, или же каждая из них кажется ей неудачной?
  • Нравится ли ей получать в свой адрес комплименты?
  • Сколько раз в течение дня она хвалит сама себя?
  • Бывает ли она на сто процентов удовлетворена выполнением какой-либо работы? Как часто это случается?

На деле нередко оказывается так, что из отличницы вырастает женщина, которая сама для себя становится самым суровым критиком. Она может сколько угодного говорить о том, что ей «плевать на чужое мнение». Но в действительности это, конечно, не так. Везде она будет стремиться быть лучшей, обрести статус авторитета и эксперта. В погоне за достижением целей такая женщина неспособна полностью насладиться своими успехами.

Откуда берется этот комплекс?

В психологии синдром отличницы изучается уже достаточно давно, и исследователи убеждены: такие женщины вырастают в тех семьях, где существовал запрет на безусловную любовь. Точнее, мать с отцом могли дарить ребенку свое тепло и внимание. Но случалось это всегда по особым поводам. И конечно, девочку никогда не забывали наказывать за неудачи, которых всегда по каким-то причинам оказывалось намного больше.

девочка в состоянии грусти

Часто в детстве такой женщины случалось и так, что похвалу и внимание она могла получить лишь за особо крупные достижения. В то время как учету подлежал каждый провал. Она провела свои детские годы под девизом «Это нужно сделать!». Ей не понаслышке известны слова: «Посмотри, как Катя Иванова хорошо справляется с уроками!»

грустная школьница

Убеждение в том, что за все нужно платить

Синдром отличницы у взрослых проявляется и в том, что женщина не способна получить что-то даром. В ее бессознательном глубоко сидит убеждение в том, что любовь или успех обязательно нужно заслужить. Поэтому ей придется преодолеть тысячу километров там, где другой человек делает всего два шага.

Страх перед публичными выступлениями

Женщина, страдающая от данного комплекса, нередко испытывает трудности при необходимости выступать перед аудиторией. Ведь она же не является «идеальной», как бы ни старалась. У нее будут трястись конечности перед тем, как выйти на сцену. В ее мысленной панораме будут стоять огромные образы окружающих людей, с которыми она на неосознаваемом уровне себя сравнивает. Можно дорисовать эту картину, представив образ матери или отца, нашептывающий на ухо разрушительные фразы «Ты не сумеешь. Посмотри, как надо делать», «Ах, какая ты беспомощная» и так далее.

Самокритика

Обесценивание – одна из главных черт комплекса отличницы у взрослых. Такая женщина сведет на нет все свои достижения, в которых ей не удалось добиться идеала. И потому ей будет сложнее и сложнее ставить перед собой новые цели. Ведь человека ничто не мотивирует так, как ощущение собственной удачи, достигнутого успеха. «Отличница» же считает себя неудачницей, которой и гордиться-то особенно нечем.

Именно поэтому психологи рекомендуют женщинам, страдающим от этого комплекса, вести дневник собственных достижений. Каждый день туда необходимо записывать как минимум три пункта, даже если внутри настойчиво звучит голос самокритики.

Нежелание делать что-либо ради себя

Часто синдром отличницы у женщины проявляется и в том, что она не желает ничего делать для себя самой. Происходит это по той причине, что она много лет назад отвергла себя настоящую. Она потратила большое количество усилий на то, какой ей нужно быть, чтобы соответствовать стандартам общества.

На уровне сознания большая часть таких женщин свято верят в то, что все они делают только для себя. Более того, они могут считать себя разумными эгоистками. Но внутри них живет маленькая девочка, которая всей душой боится быть отвергнутой в том случае, если она разрешит себе быть собой, иногда отдыхать, ошибаться, иметь собственную точку зрения, удовлетворять свои потребности.

Воспитание детей

Когда «отличница» сама становится матерью, то стремится сделать своих детей такими же идеальными. Она хочет, чтобы ее чадо было самым умным и сильным. Это позволяет считать себя «идеальной матерью».

Нередко случается так, что психологически травмированный внутренний ребенок такой женщины пытается соревноваться с реальным чадом. «Отличница» хочет еще раз превзойти себя и получить столь желанное ею одобрение от неосознаваемых образов собственных родителей.

Стремление быть идеальной уходит своими корнями в инстинкты выживания человека. На заре цивилизации образы матери и отца были не любящими, а, напротив, угрожающими. Они могли изгнать из стаи «слабого детеныша» или даже забить насмерть нежизнеспособную особь.

женщина с синдромом отличницы

Признаки комплекса отличницы у взрослых

Наличие следующих свойств должно насторожить женщину, так как они свидетельствуют об имеющемся комплексе:

  • Во всем она стремится быть идеальной. Минимально допустимый результат для нее тот, который может войти в Книгу рекордов Гиннесса.
  • Имеющиеся достижения она подвергает критике. Такая женщина не может точно определить, достаточно хорошо она постаралась или нет. Она сомневается в принятых решениях, то и дело возвращается к ситуации выбора.
  • Когда поставленная цель, наконец, достигнута, «отличница» испытывает состояние восторга. Но длится оно недолго. Как только она обнаруживает какой-либо недостаток, то начинает спрашивать себя: «Почему я не смогла сделать лучше?», «Что, если решение заняться этим изначально было неправильным?»
  • Еще один признак комплекса отличницы – постоянная тревога по поводу того, что могут подумать о ней другие люди. Она всегда стремится произвести хорошее впечатление. «Отличница» всей душой нуждается в том, чтобы ощутить одобрение других людей. А они, как правило, ожидают от нее многого.
  • Она постоянно осуждает других. Стремление быть совершенной порождает такие же требования по отношению и к окружающим. Поэтому «отличница» своими требованиями может превратить жизнь окружающих в настоящее соревнование, проходящее под лозунгом «Быстрее, выше, сильнее!». В ее жизни нет двойных стандартов – просто все имеющиеся стандарты являются в два раза более жесткими, чем это принято обычно.
  • Она обожает порядок. Ее дом обычно является средоточием чистоты. Свободный часок она потратит не на процедуру по уходу за собой или просмотр кинофильма. Скорее «отличница» постарается выполнить в это время какую-либо работу по дому, до которой раньше не доходили руки.
  • Она очень много думает. У нее может уйти полчаса на то, чтобы написать ответ на электронное письмо или же подобрать правильную формулировку для СМС-сообщения. Объяснения, корректировки и другие тонкие моменты отнимают у нее немало сил и времени.
  • «Отличница» живет в мире деталей. А также она способна увидеть то, что неподвластно взору других. Такая девушка будет настойчиво перепроверять работу несколько раз – ведь не может быть так, чтобы в нее не закралась ошибка.
  • Она упускает основное и не способна «увидеть лес за деревьями». Ее стремление к перфекционизму играет с ней злую шутку, уводя от главного. Идеальное состояние вещей превращается в самоцель, и она нередко забывает о своих первоначальных устремлениях.
женщина, стремящаяся во всем к идеалу

Особенности проявления комплекса у детей

Что делать, если подобное расстройство развивается у ребенка? Если это происходит, необходимо понимать, что комплекс отличницы у ребенка чаще всего возникает из-за отсутствия любви и внимания. Хорошими школьными отметками чадо хочет добиться расположения родителей.

печальная девушка-отличница

Есть несколько признаков, которые должны насторожить родителей:

  • Болезненная зависимость от мнения окружающих людей.
  • Стремление любым способом заработать хорошую оценку.
  • Неумение проигрывать. Если ребенок видит чужой успех, он ощущает себя уязвленным.
  • Повышенная ранимость. Когда очередной триумф оказывается незамеченным родителями, ребенок может впасть в расстройство.
  • Неумение расставлять приоритеты. Желание быть лучшим во всем.

Хороший эффект в этом случае может дать проявление взрослым своих чувств. Психологи считают, что человеку для нормального функционирования психики нужно 8 объятий в день. Поэтому если у ребенка возникают признаки данного комплекса, стоит как можно больше уделять дочери внимания, обнимать, выражать свою привязанность.

Чаду необходимо объяснить, что поражение является такой же неотъемлемой частью жизни, как и победа. Оно представляет собой стимул для дальнейшей работы над собой, нахождения новых путей развития.

Также родителям стоит показать ребенку, на чьей они стороне во взаимоотношениях со школой. Можно сказать: «Я всегда буду на твоей стороне. Ты можешь ничего не бояться».

Способы преодоления комплекса у взрослых

Как избавиться от комплекса отличницы, признать в себе простого человека, который иногда может быть несовершенен? Сделать это можно несколькими способами:

  1. Ставить реалистичные цели. Научиться идти на компромисс со своими требованиями к себе. Если цель недостижима – стоит подумать о том, чтобы заменить ее на нечто более приземленное. Можно разбить большую задачу на несколько небольших и обязательно хвалить себя в течение дня за выполненное.
  2. Делегировать дела другим людям. Так как избавиться от синдрома отличницы у взрослых для многих означает научиться регулировать собственную нагрузку, это пункт будет очень полезен гиперответственным женщинам. Часто «отличницы» взваливают на себя весь груз обязанностей. Полезно иногда попросить супруга вымыть посуду или же разделить работу над трудоемким проектом с коллегой.
  3. Перепроверяя в очередной раз работу, следует спросить себя: не слишком ли много времени отводится на работу, с которой можно было бы управиться за несколько минут? Обычно причиной является страх. В этом случае следует проанализировать, насколько он реален и насколько критичными могут быть возможные ошибки.
  4. Дать себе право на несовершенство. Как побороть синдром отличницы, если продолжать ставить перед собой завышенные требования? Сделать это невозможно, и именно поэтому желающие избавиться от этого комплекса должны намеренно учиться выполнять работу на «четверки» и «тройки». Таким женщинам будет полезной японская мудрость «Почти совершенство лучше совершенства». Желание быть лучше само по себе прекрасно, но на нем не стоит слишком зацикливаться.
  5. Еще один способ преодолеть синдром отличницы – дзен-медитация. Восточная практика поможет очистить сознание от тревожных мыслей, обратить сознание внутрь себя. Медитация помогает отпустить непомерные требования к себе и к миру, сосредоточиться на радостях текущего момента. Концентрироваться можно на дыхании, телесных ощущениях или предметах внешнего мира. Важный момент – практикой необходимо заниматься регулярно, только тогда она будет эффективной.
  6. Не бояться провала. «Отличница» часто боится все испортить. Но в действительности то, что на первый взгляд кажется неудачей, в итоге может обернуться великим достижением. История знает немало подобных примеров. Например, оскароносный мультфильм «История игрушек», а также многие подобные ему не смогли бы появиться на свет без провала. После громкого ухода из компании «Эпл» (Apple) Стив Джобс решил приобрести анимационную студию, которую со временем обрела знаменитое имя «Пиксар» (Pixar).
  7. Прекратить соревноваться. Во многом самооценка «отличницы» зависит от того, чем она занимается в отдельно взятый момент времени. Она всегда судит о себе и по тем достижениям, которые ей удаются, и по процессу занятости определенным делом. В определенный момент детства у нее появилась некая соревновательная гордость. Она стала соперничать за «более тяжелое положение, чем у соседа». Это позволяло ей быть о себе более высокого мнения.
  8. От взрослой «отличницы» можно нередко услышать фразы наподобие «Из-за отчета я уже неделю сплю по четыре часа в сутки», «Я уже четыре года не была в отпуске». Это позволяет создать видимость, что у нее все находится под контролем. Сама же «отличница» выглядит от этого в глазах общества более выигрышно. Но насколько легче будет ее жизнь, если она начнет ценить себя не по причине плотного графика, а потому, что является собой? Чтобы избавиться от этой привычки, необходимо прекратить сравнивать себя с другими, позволять себе отдыхать. Полезно также найти хобби. Но заниматься им стоит не для того, чтобы достичь совершенства, а ради наслаждения.
взрослая женщина в депрессии

В качестве психотерапевтических методов лечения данного комплекса хорошо зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая психотерапия, гештальт-терапия, клиент-центрированный подход. Чтобы избавиться от синдрома, необходимо провести минимум 10 сессий с психотерапевтом. К сожалению, часто комплекс отличницы сочетается с другими невротическими нарушениями. Поэтому длительность терапии всегда индивидуальна и зависит от личностных особенностей женщины. В любом случае залогом успеха является собственное желание побороть комплекс, а также опыт и квалификация психолога.

Книга по теме

Издание, которое понравится интересующимся особенностями данного психологического комплекса, – «Синдром отличницы» Елены Ромовой. Книга относится к жанру любовно-фантастического романа. Героиня истории, которой пришлось стать помощницей деспотичного руководителя, должна побороть в себе психологический комплекс. Отзывы о «Синдроме отличницы» можно встретить разного характера. Многие читатели пишут, что книга очень эмоциональна, а ее сюжет захватывает с первых страниц. Другим она кажется чересчур романтизированной. Издание не является психологическим пособием и носит скорее развлекательный характер. Книга может понравиться и самим женщинам, страдающим от этого синдрома, и тем, кто интересуется фантастическим жанром с вплетением любовной истории.

fb.ru