ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. Каковы факторы развития личности


5.3. Факторы развития личности

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. В понимании этого вопроса психологи и педагоги опираются на данные хромосомной теории наследственности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов – генов. Материальной субстанцией генотипа служат хромосомы, в состав которых входят ДНК и белки. В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.

Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека – его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.

Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Среда. В сказке Р. Киплинга «Маугли» главным героем является мальчик, выросший среди зверей. Несмотря на то что Маугли был совершенно лишен человеческого воспитания, он все-таки стал человеком и совершил ряд подвигов.

Научные наблюдения свидетельствуют о другом. Дети, которых после длительного пребывания среди зверей удавалось возвратить к людям и поместить в специально созданные условия (медицинские и педагогические), резко отличались от сверстников. Они с трудом овладевали вертикальной походкой, их мышление, речь, эмоционально-волевые проявления, несмотря на длительное целенаправленное обучение и воспитание, были примитивными и оставались на уровне детского возраста.

Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.

Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.

Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.

Воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

studfiles.net

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 24Следующая ⇒

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" (96, т. 2, с. 71). В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим

факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для

оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

 

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного "Я". Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей сре

ды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального - довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина - это папа, женщина - это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие "Я", осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного "Я". Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного "Я" на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группового общения, как человек осознает себя как "Я"? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего "Я" от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного "Я" происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может происходить без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое "Я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка в конечном счете ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя

гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что личностный "Я"-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оценены и вознаграждаемы, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое "Я", открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное "Я" Чарльза Кули, впервые проанализировавшего процесс "Я"-открытия. Наиболее образно понятие зеркального "Я" можно проиллюстрировать словами Уильяма Теккерея из его произведения "Ярмарка тщеславия. Роман без героя": "Мир это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном".

Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального "Я": 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения. Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, члены этой группы с вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий безусловно положительно скажется на вашем самомнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического "Я", так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального "Я". Я знаю, например, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ребенок, первые артистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей.

 

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей человек ориентирован на мнение тех, с кем он постоянно находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального "Я" на основании оценок компетентных специалистом (141, с. 5-67).

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Таким образом, зеркальное "Я", формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экспериментов, из которых следует, что существует весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностями выгодных для них мнений окружающих и, во-вторых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают (138, с. 39-44).

Определив возможность формирования личности, "Я"-образа на основании зеркального "Я", Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не определен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального "Я". В соответствии с концепцией Дж. Мида, "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный "Я"-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его "обобщенного другого".

 

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание "обобщенного другого" развивается через процессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие роли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). В детских играх их участники принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мама, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру (185, с. 140-141).

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая - подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3—4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения, можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль "обобщенного другого", индивид формирует свою концепцию "Я". Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии и умственных способностях личности (185, с. 187-192).

 

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого" (163, с. 75).

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного "Я" и степень социализации личности, это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах "обобщенного другого". Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено, Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным.

Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье сразной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно

сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики утверждают, что определенные инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известны, например, случаи травматического значения маленького эпизода, когда у девочки в 5 лет чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы современные научные концепции формирования человеческой личности? В чем их основной смысл и различие?

2. На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности человека?

3. В чем состоит роль биологических факторов в формировании личности? Почему мы не можем сказать, что личность формируется в основном на биологическом уровне?

4. В чем состоит основной принцип теорий, признающих решающую роль физического окружения в формировании личности? Кто был сторонником "географического подхода" к изучению личностных черт человека?

5. Как культура влияет на развитие личности? Что представляет собой модальная личность?

6. Опишите процесс формирования личности в результате группового опыта, Что представляет собой процесс социализации личности?

7. Как Ч. Кули описывает процесс социализации личности в группе? Какое значение имеет в его теории понятие зеркального "Я"?

8. Что означает понятие "обобщенный другой" в концепции Дж. Ми

3. С.С. Фролов 65

да? Какое значение имеет принятие других ролей в процессе формирования личности?

9. В чем сущность концепции "значимого другого" при усвоении личностью социальных норм группы или общества?

10. Что дает личности уникальный индивидуальный опыт? Как он дополняет групповой опыт и каковы его последствия?

 

Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек состоит членом семьи как малой группы, но он является еще членом и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения, Женщины имеют статус, отличный от статуса мужчин, и потому от них ожидается поведение иное, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям, Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса дан

ной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. "Что позволено Юпитеру, не позволену быку",гласит поговорка. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины могут довольно быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и играть на сцене. Скорее всего химия будет ему в тягость и большее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе трудности женщины, которая социализируется в роли домохозяйки потому, что это единственный путь, уготованный ей в данной социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских способностей, способностей к игре на сцене или способностей и склонностей к преподаванию.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети играют в игрушки, "разыгрывают" представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли

3* 67

своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием и это понимание со временем растет. Его "притворные", ненастоящие роди таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием "психодрама", основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями (188, с. 23). Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Читайте также:

lektsia.com

Вопрос № 4 Основные факторы развития личности (перечислить). Роль социальных факторов в развитии личности.

Проблема формирования человека как личности является традиционной и одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и «развитие».

Личность– в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально значимых черт, сознанием и самосознанием.

Под развитием личностипонимают 2 типа явлений:

> Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо- биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо от человека.

> Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и волевого развития.

Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно. Результаты исследований указывают на то, что личность человека в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в процессе всей его жизни и деятельности.

Формирование личности— сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов:биологическихисоциальных. Соотношение биологического и социального в формировании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формирования личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические (даже генетические) факторы – такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

Подробнее остановимся на влиянии социальных факторовна развитие личности. Множество ученых, среди которых особняком выделяются просветители, утверждают, что на 9/10 человек стал человеком благодаря социальному влиянию. («Воспитание может все…» Гельвеций). Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и малого социума.

Среди всех социальных факторов особенно выделяется влияние эталонной группы, это та группа, на которую человек ориентируется. Сильно влияние семьи, в которой индивид находится длительное время. Семья во многом формирует человека, его образ жизни, систему ценностей.

Но, учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов, влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы, что-то принимает в них, а что-то нет.

Вопрос № 5 Воспитание, как ведущий фактор развития личности.

Воспитание может все… Гельвеций

К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность.

Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле:

Воспитание в широком смысле– это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание в узком смысле– это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания:

1. – воспитание ускоряет развитие личности,

2. – воспитание замедляет развитие личности.

Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т.е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".

Виды воспитанияклассифицируются по разным основаниям:

1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание

3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное.

4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности.

studfiles.net

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ТОП 10:

 

Личность является одним из тех феноменов, которые редко ис­толковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность фор­мируется и развивается в соответствии с ее врожденными качества­ми и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, счи­тая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социаль­ные факторы формирования личности более весомы. Представляет­ся удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социаль­ных отношений посредством активной деятельности и общения» [97, т. 2, с. 71]. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным ви­дам социального и культурного опыта. При этом не отрицается на­личие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасполо­женности, значительно влияющих на процесс формирования лично­стных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт разде­лим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индиви­дуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на лич­ность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом нельзя по­строить из камня или бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом, причем множеством различных способов. Био­логическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или мень­шей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совер­шенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. По­добные биологические факты закладывают основу социальной жиз­ни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сек­суальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и воспи­тании детей. Черты биологического наследия дополняются врожден­ными потребностями человеческого существа, которые включают по­требности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и от­сутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сход­ные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем груп­повые различия уже нельзя объяснять биологической наследственно­стью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полно­стью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социаль­ных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго нахо­диться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное раз­нообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповтори­мое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опуб­ликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфу­ция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, геогра­фических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гу­милева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националисти­ческого сознания, однако не могут оправдать решающего влияния фи­зического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные ти­пы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие груп­повые признаки личностей развиваются в разных условиях окружаю­щей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влия­ние на формирование отдельной личности незначительно и несрав­нимо с влиянием на личность культуры группы, группового или ин­дивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зави­сит от того, на какой ступени развития находится то или иное обще­ство. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее об­щие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает прак­тически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, воз­никает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в срав­нении с личностью, воспитанной в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс [ 149, с. 3-5] назва­ла личность, обладающую общими для данного общества чертами, мо­дальной (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии па­раметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наи­более часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким обра­зом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые вопло­щают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те об­щекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей сте­пени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколь­ко базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как прави­ло, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одоб­ряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, само­уверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть по­хожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко иду­щая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладаю­щая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развива­ются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если они от­сутствуют. Поэтому мы учим своих детей говорить «спасибо» и «по­жалуйста» старшим, не стесняться взрослого окружения, уметь посто­ять за себя.

Однако в сложных обществах из-за наличия в них большого чис­ла субкультур очень трудно найти общепринятый тип личности. На­ше общество характеризуется множеством структурных подразделе­ний: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию соб­ственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими от­дельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказы­вают биологические факторы, а также факторы физического окруже­ния и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, опреде­ляющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации лич­ности.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологиче­ский организм и его основной заботой в этот момент является соб­ственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок ста­новится человеческим существом с комплексом установок и ценно­стей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шабло­нами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе это­го процесса индивид превращается в человеческую личность. Социа­лизация — прогресс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через форми­рование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не име­ет своего собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ соб­ственного тела от всего остального мира является результатом доволь­но длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собст­венного тела, как, например, пальцы или руки.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людь­ми по именам. Он осознает, что мужчина — это папа, женщина — это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые харак­теризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим су­ществом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок форми­рует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности — это построе­ние собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с дру­гими личностями. Таким образом осуществляется постепенное созда­ние личности с уникальными внутренними качествами и одновремен­но с воспринятыми общими для ее социального окружения качества­ми, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматического раз­вертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изо­ляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в дет­стве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде жи­вотных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как от­дельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного Я, так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других по­добных им существ. Тем более такие индивиды не могут восприни­мать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном слу­чае человеческое существо не может считаться личностью.

Как же осуществляется формирование личности в ходе группо­вого общения, когда человек осознает свое Я? Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.

Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате мно­гочисленных исследований он определил, что развитие концепции соб­ственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запу­танного процесса и не может осуществляться без участия других лич­ностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предпо­ложению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и пре­красно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно час­то, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в ко­нечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое соз­дание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут раз­очаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А. И. Куприн и рассказе «Синяя звезда» прекрасно описал такую ситуацию, когда де­вушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считать­ся первой красавицей после переезда в другую страну.

Такие рассуждения привели Ч. Кули к мысли о том, что лично­стный Я-образ не рождается только в связи с объективными факта­ми. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и возна­граждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантли­вый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окруже­нием как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно че­рез отношения с другими, через их оценки каждый человек устанав­ливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Это человеческое Я, открывающееся через реакции других, полу­чило известность как зеркальное Я Чарльза Кули, впервые проана­лизировавшего процесс Я-открытия. Наиболее образно понятие зер­кального Я можно проиллюстрировать словами У. Теккерея из его про­изведения «Ярмарка тщеславия. Роман без героя»: «Мир — это зер­кало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжела­тельный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радост­ным и добрым компаньоном».

Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального Я: 1) на­ше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу это­го мнения. Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей, общающихся между собой, они с веж­ливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повто­ряется несколько раз, то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дурное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, по­стоянно при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем самомнении.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так воспри­ятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает об­раз социального Я. Например, я знаю, что талантлив в одних отно­шениях и бесталанен в других. Это знание приходит из анализа ре­акций окружающих на мои действия. Маленький ребенок, первые ар­тистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант у него отсутствует, в то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности в этой области. Когда ребенок подрас­тет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнару­живать свои реакции, которые будут отличаться от мнения родите­лей. В результате может измениться восприятие человеком своих спо­собностей.

Таким образом, социальное зеркало постоянно действует, оно по­стоянно перед нами и также постоянно изменяется. Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих способностей че­ловек ориентирован на мнение тех, с кем постоянно находится в лич­ном контакте, а затем, подрастая, он уже ориентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что при достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание созданию образа социального Я на ос­новании оценок компетентных специалистов [142, с. 5-67].

Развиваясь, личность становится не только более строгой при вы­боре группы индивидов, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Чело­век всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше дру­гим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реак­ции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, кото­рые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Таким образом, зеркальное Я, формирующее личность, вследст­вие таких искажений никогда полностью не соответствует действи­тельному положению вещей. Американские исследователи Э. Кель­вин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты эксперимен­тов, из которых следует, что существует весьма значительное разли­чие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способ­ностей. Причиной таких различий были, во-первых, отбор личностя­ми выгодных для них мнений окружающих и, во-вторых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они дей­ствительно о них думают [139, с. 39-44].

Определяя возможность формирования личности, Я-образа на ос­новании зеркального Я, Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается толь­ко благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оце­нок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществля­ется социализация индивида в группе.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и соци­альный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняет­ся сущность процесса восприятия индивидом других личностей и раз­вита концепция «обобщенного другого», в известной степени допол­няющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, кото­рые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других инди­видов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обоб­щенного другого».

Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая че­ловек со смущением представляет себе, как он выглядел в глазах ос­тальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они дума­ют о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процес­сы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это по­пытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в сле­дующей главе). Участники детских игр принимают на себя различ­ные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли — это действия, связанные с дей­ствительным ролевым поведением, в то время как принятие роли толь­ко претендует на игру [186, с. 140-141].

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка испол­нению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в воз­расте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведе­ние взрослых без какого-либо понимания (например, девочка нака­зывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), на-, ступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. В какой-то мо­мент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушеч­ные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бом­бардировать свои постройки, затем становится милиционером, после чего космонавтом. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и бо­лее), в которой ролевое поведение становится собранным и целена­правленным и проявляется способность ощущать роли других акте­ров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно счи­тать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнера­ми каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпи­зоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый ус­ваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощу­щать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обоб­щенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного дру­гого», индивид формирует свою концепцию Я. Недостаточная способ­ность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя ро­ли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии лич­ности. Так, у некоторых групп молодежи с заметными признаками от­клоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на разви­тии и умственных способностях личности [186, с. 187-192].

Американский ученый-социолог А Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это та личность, одобрения которой данный индивид до­бивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их соб­ственного Я. В качестве «значимых других» могут выступать роди­тели, замечательные учителя, наставники, некоторые участники дет­ских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится при­нять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого» [164, с. 75].

Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощуще­ние человеком своего собственного Я и степень социализации лично­сти,— это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы бу­дем понимать ощущение существования уникальной индивидуально­сти, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя

как части уникальной группы, отличной от других групп в использо­вании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом иден­тичности с группой в значительной степени зависит от индивидуаль­ных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщенного другого». Часто лю­ди определяют идентичность по признаку расы, национальности, ре­лигии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значе­ние для данной личности, кто оказывает влияние на ее поведение.

В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще толь­ко из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет счи­тать себя недостойным и неспособным.

Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в од­ной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они име­ли сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кро­ме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью все­гда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же сло­ва от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В свя­зи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален по­тому, что никому в точности не удается повторить его. Можно так­же отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшед­шие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям челове­ка на окружающую среду. Известен, например, случай травматическо­го значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод по­влиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.

Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что про­цесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой Я-образ на ос­новании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают дру­гие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность при­нимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я-образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового про­цесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как ин­дивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

 

Г л а в а 5

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ

 

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять са­мые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или мате­ри, инженера, организатора на производстве, офицера, члена опреде­ленного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соот­ветствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины способны доволь­но быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и воз­награждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяй­ка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствую­щая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, ко­торый под давлением родителей обучался химии в университете, хо­тя всю жизнь мечтал быть актером и играть на сцене. Скорее всего, химия будет ему в тягость и самое большее, на что он будет спосо­бен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе трудности женщины, которая социализируется в роли до­мохозяйки, потому что это единственный путь, уготованный ей в дан­ной социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, орга­низаторских способностей или способностей к игре на сцене, препо­даванию и т.д.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом формирования установок, на­правленных на определение роли и статуса. Большая часть этого эта­па ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Де­ти играют в игрушки, «разыгрывают» представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слу­шают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инци­дентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, под­ражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведом­лен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто ис­полняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием, и это понимание со временем рас­тет. Его «притворные», ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Че­ловеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают по­нять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техни­ка известна под названием «психодрама», основы которой разработа­ны Дж. Морено и его последователями [189, с. 23]. Участвуя в психо­драме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкивают­ся в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый стара­ется играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в резуль­тате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто исполь­зуется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и по­ведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. Играет ли индивид роль на «притворной», нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится акку­мулировать установки и поведение тех людей, которые его окружа­ют, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевид­но, что внутреннее Я личности не остается неизменным в результа­те такого социального опыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь ста­тус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Ро­ли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обуслов­ливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий чело­века, мы можем сказать, что он ведет себя, как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она игра­ет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, под­ходящими для исполнения определенных социальных ролей. Напри­мер, личность общительная, направленная на мир внешних объектов может легко приспособиться к роли продавца. В то же время очевид­но, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает ста­новлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обу­чения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социальная роль.

 

 



infopedia.su