Аутизм относится к общим нарушениям развития и в типичных случаях проявляется в течение первых трех лет жизни ребенка. Очень часто мы слышим о детском аутизме или аутизме раннего детства. Стоит, однако, помнить, что дети с диагнозом аутичного спектра и становятся взрослыми с аутизмом. Дети у которых симптомы аутизма обнаруживают в возрасте 5-6 лет получают диагноз – аутипичный аутизм.
Однако, у взрослых, которые ведут себя странно и имеют проблемы в социальных отношениях, психиатры очень неохотно признают аутизм. Проблемы взрослых, несмотря на отсутствие соответствующих исследований аутизма, пытаются обосновать по-другому и искать другой диагноз. Нередко взрослые аутисты считаются эксцентриками, людьми с необычным типом мышления.
Аутизм – это таинственная болезнь, с очень сложным и трудным диагнозом, во многом непонятными причинами. Аутизм не является психическим заболеванием, как считают некоторые обыватели. Расстройства спектра аутизма – это нервные нарушения, обусловленные биологически, при которых психологические проблемы имеют вторичный характер.
Пазл – признанный символ аутизма
Источник фото: michemozaix / CC BY-NC
Чем проявляется аутизм? Он вызывает трудности в восприятии мира, проблемы в социальных отношениях, обучении и общении с другими. У каждого аутиста симптомы могут быть различной интенсивности.
Чаще всего люди с аутизмом показывают нарушения восприятия, иначе ощущают прикосновение, иначе воспринимают звуки и изображения. Могут иметь сверхчувствительность к шуму, запахам, свету. Часто проявляют меньшую чувствительность к боли.
Другой способ видения мира делает так, что аутисты создают свой внутренний мир – мир, который только они в состоянии понять.
К основным проблемам людей с аутизмом, относятся:
Люди с аутизмом имеют специфические нарушения речи. В крайних случаях аутисты не говорят вообще или начинают говорить очень поздно. Понимают слова исключительно в буквальном смысле. Не способны уловить смысла шуток, намеков, иронии, сарказма, метафоры, что очень затрудняет социализацию.
Многие люди, страдающие аутизмом, говорит несоответствующим контексту ситуации образом, несмотря на то, что окружение, в общем, их слушает. Их слова не имеют окраски или очень формальны. Некоторые используют стереотипные формы общения или говорят так, как будто читают руководству. Аутисты имеют трудности со вступлением в разговор. Придают слишком большое значение некоторым словам, злоупотребляют ими так, что их язык становится стереотипным.
В детстве часто появляются проблемы с соответствующим использованием местоимений (я, он, ты, мы, вы). В то время как другие проявляют нарушения произношения, имеют неправильную интонацию голоса, говорят слишком быстро или монотонно, плохо подчеркивают слова, «глотают» звуки, шепчут под нос и т.д.
У одних людей расстройства спектра аутизма проявляются навязчивыми интересами, часто очень специфическими, возможностями механического запоминания определенной информации (например, дни рождения известных людей, регистрационные номера автомобилей, расписании автобусов).
У других аутизм может проявляться стремлением упорядочить мир, привести все окружение к определенным и неизменным схемам. Каждый «сюрприз», как правило, вызывает страх и агрессию.
Аутизм – это также отсутствие гибкости, стереотипные модели поведения, нарушение социального взаимодействия, трудности в адаптации к стандартам, эгоцентризм, бедный язык теле или нарушения сенсорной интеграции.
Трудно стандартизировать особенности взрослого человека с аутизмом. Однако, важно, что из года в год растет количество случаев аутизма и вместе с тем многие больные остаются недиагностированными, хотя бы из-за слабой диагностики аутизма.
Как правило, расстройства из спектра аутизма диагностируются у детей дошкольного возраста или в раннем детстве. Однако случается так, что симптомы болезни проявляются очень слабо и такой человек живет, например, с синдромом Аспергера до взрослого возраста, узнав о болезни очень поздно или вообще не зная.
По оценочным данным, более ⅓ взрослых с синдромом Аспергера никогда не были диагностированы. Неосознанная болезнь создает взрослым аутистам много проблем в общественной, семейной и профессиональной жизни. Они сталкиваются с дискриминацией, с отношением как к неразумным, высокомерным, странным. Чтобы обеспечить себе минимальный уровень чувства безопасности, избегают контактов, предпочитают одиночество.
На фоне нарушений от аутизма, могут развиться другие проблемы психической природы, например, депрессия, расстройства настроения, чрезмерная чувствительность. Если не лечить аутизм, у взрослых людей он часто затрудняет или даже делает невозможным автономное существование. Аутисты не умеют адекватно выражать эмоции, не умеют мыслить абстрактно, и отличает их высокая степень напряжения и низкий уровень навыков межличностного общения.
В учреждениях Национального Общества Аутизма, а также других организациях, оказывающих помощь больным с аутизмом, больные могут принимать участие в занятиях по реабилитации, которые снижают уровень тревоги и повышают физическую и психическую форму, вызывают рост концентрации внимания, учат вовлечению в общественную жизнь. Это, в частности: театральные занятия, логопедия, занятия покроя и пошива, кинотерапия, гидротерапия, музыкальная терапия.
Аутизм нельзя вылечить, но чем раньше будет начато лечение, тем лучше результаты лечения. В специальных школах подростки с аутизмом имеют больше шансов реализовать себя в жизни. Занятия в таких школах включают: тренинги социальных навыков, совершенствование самостоятельности в действиях, самообслуживание, обучение планированию деятельности.
Уровень функционирования взрослых с аутизмом меняется в зависимости от формы заболевания. Люди с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера могут неплохо справляться в жизнью в обществе – иметь работу, создавать семью.
В некоторых странах для взрослых аутистов создают специальные защищенные групповые квартиры, в которых больные могут рассчитывать на помощь постоянных опекунов, но в то же время это не лишает их права на самостоятельность. К сожалению, люди с глубокими аутическими нарушениями, которые часто соединяются с другими заболеваниями, как эпилепсия или пищевая аллергия не в состоянии жить самостоятельно.
Многие взрослые с аутизмом, не выходят из дома, находясь под опекой своих близких. К сожалению, некоторые родители слишком опекают своих больных детей, тем самым, нанося им еще больший вред.
Аутизм – это неизлечимая болезнь, но интенсивная и рано введенная терапия может многое исправить. Лучшие результаты дает поведенческая терапия, которая приводит к изменениям в функционировании, развивает способность контактировать с другими, учит справляться с действиями в повседневной жизни.
Люди с более тяжелыми разновидностями аутизма, находятся под опекой врача-психиатра, могут пользоваться симптоматической фармакотерапией. Только врач может определить, какие препараты и психотропные вещества должен принимать пациент.
Для одних это будут психостимулирующие лекарства для борьбы с нарушениями в концентрации внимания. Другим помогут ингибиторы обратного захвата серотонина и сертралина, которые улучшают настроение, повышают самооценку, снижают стремление к повторяющемуся поведению.
При помощи пропранолола можно уменьшить количество вспышек агрессии. Рисперидон, клозапин, оланзапин применяются в лечении психотических расстройств: обсессивного поведения и членовредительства. В свою очередь, буспирон рекомендуется в случае чрезмерной активности и при стереотипных движениях.
Некоторым больным требуется назначение противоэпилептических препаратов, стабилизаторов настроения. Медикаменты позволяют проводить только симптоматическое лечение. Для того, чтобы улучшить функционирование аутиста в обществе необходима психотерапия.
Стоит помнить, что большая группа людей с легкими аутистическими нарушениями – люди образованные. Среди них есть даже выдающиеся ученые и артисты разных талантов, которые представляют имеют черты савантов.
sekretizdorovya.ru
1. Будьте терпеливы. На самом деле это относится к любым детям без исключения. У детей есть право быть рядом с вами в этом мире, есть право на полноценное участие в этом мире, который скоро будет принадлежать им. Дети в целом, но в первую очередь дети с особенностями развития, могут только учиться правильному социальному поведению, они могут шуметь в библиотеке (но если они громко любят книги, то как можно на них злиться?), они могут постоянно ерзать рядом с вами в самолете, они могут разрыдаться в очереди к кассе в супермаркете, потому что они увидели ту шоколадку (возможно, вам она тоже нужна, просто вы научились выражать свои желания социально приемлемым способом). Вне всяких сомнений, мы все плохо себя вели хотя бы изредка (или часто), и, если нам повезло, то рядом с нами были терпеливые и понимающие взрослые, даже если нам самим не хватало терпения.
2. Спрашивайте и слушайте. Мой сын говорит. Это наше благословение, и это то, ради чего мы долго и упорно трудились. То, что он говорит, обычно исполнено смысла (хотя порою этот смысл известен только ему самому) и необычного взгляда на вещи. Мой сын говорит медленно, крайне медленно, он часто по нескольку раз повторяет части предложения, он говорит тихим монотонным голосом, практически без мимики, без жестов, не глядя в глаза. Остановитесь, присядьте, чтобы оказаться на его уровне, слушайте его, дайте ему время подобрать слова, дайте ему возможность говорить — ему действительно есть что сказать. Он научил меня очень многому, и я научилась верить ему, даже когда мне кажется, что он выдумывает, например, про ту розовую бетономешалку, но он действительно видел ее на стройке вниз по улице.
3. Обсуждайте с ними их интересы. Цитата из Темпл Грандин недавно заставила меня задуматься о детях и об их личном понимании своего аутизма: не побуждаем ли мы их слишком много думать о своих отличиях от других людей? Хотя мне кажется важным, чтобы мы, взрослые, проявляли понимание к этим детям, они не сводятся к своим диагнозам, нарушениям и неврологическим отличиям. Мне кажется, это тот самый момент, когда «принятие» становится важнее «информирования о проблеме». Настоящее принятие означает, что вы соглашаетесь, что нечто является частью вашего мира и вашей жизни, но вам нет нужды постоянно думать только об этом. У многих детей в спектре аутизма есть очень удивительные интересы, либо интересы, в которых лишь они способны увидеть что-то удивительное, эти интересы позволяют им сохранить душевное равновесие и спокойствие, и порою, при правильной поддержке и поощрении, они могут стать экспертами в области своего интереса и сделать его своей карьерой. Спросите у моей дочери что-нибудь о кондорах, и вас ожидает очень длинный (и очень информативный) разговор, и я уверена, что он доставит вам такое же удовольствие, как и ей. Присоединитесь к моему сыну, когда он собирает маленькие камушки в парке. Это успокаивает, и вы тут же установите с ним отношения, которых не добиться одними лишь словами.
4. Общайтесь с ними и принимайте их коммуникацию с вами. Большинство детей в спектре аутизма имеют те или иные проблемы с коммуникацией, которые могут быть как сильно выраженными, так и почти незаметными. Если ребенок не говорит и не имеет других средств коммуникации, то вы можете наблюдать за его поведением, за тем, что он делает, что доставляет ему удовольствие — общайтесь на этом уровне или просто будьте рядом без привычной коммуникации, для многих это уже очень большой шаг. У меня не так уж много опыта с неговорящими детьми, но я знаю, что поведение — это коммуникация, и если вы относитесь к ребенку с принятием, и вам комфортно в его присутствии, то это тоже форма коммуникации, которая может оказаться очень полезной для вас обоих. Дети, которые могут говорить, также имеют отличия в коммуникации, так что мы должны осознать, что при общении с ними какие-то стереотипные аспекты коммуникации могут отсутствовать (например, очень часто это контакт глазами), кроме того, они могут иначе интерпретировать язык (смотрите пункт 2).
5. Любите их. Потому что, в чем еще нуждаются все дети, если не в любви и принятии? (Помимо кислорода, еды, воды и крыши над головой, но вы поняли мою мысль).
1. Проявляйте уважение. Независимо от того, есть ли у человека видимая инвалидность или нет, трудно ли ему дается коммуникация или нет, каждый человек заслуживает, чтобы к нему относились достойно и с уважением. Мне кажется, нет смысла объяснять этот пункт, но нам всем не мешает как следует его обдумать.
2. Общайтесь с ними. Независимо от того, как человек общается с вами, в том числе, если он использует iPad, компьютер, SMS, печать или устную речь для коммуникации, слушайте его, задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Аутичные люди — это главные эксперты в отношении своего опыта, и каждому есть чему у них поучиться. Многие взрослые люди в спектре аутизма очень много работают, чтобы поделиться с другими людьми своими идеями и важным опытом в отношении аутизма как части нашего мира. Примеров тому масса: это и новая книга Карли Флейшман, и биография Темпл Грандин и забавные комиксы «Dude, I’m an Aspie!»
3. Анализируйте собственное поведение. Вы не делаете ничего странного, когда остаетесь наедине с собой? Бывает, что вы перебиваете других людей? У вас нет привычки постукивать ногой по полу или пальцами по столу, когда вы нервничаете, или вам скучно? У каждого из нас есть самостимулирующее или саморегулирующее поведение. Повторяющееся поведение при аутизме может привлекать больше внимания, оно может быть намного интенсивнее или стереотипнее, но его суть та же. И все мы время от времени допускаем социальные ошибки и бываем невольно грубы или надоедливы. Каждый время от времени нарушает неписанные социальные правила.
4. «Придумывайте извинения». Будучи мусульманами, наша семья следует правилу «придумывать извинения» (или, по крайней мере, она должна ему следовать). Некоторые жалуются на грубость или надоедливость аутичных людей, но если мы знаем, что человек аутист (и даже если мы этого не знаем), мы должны «придумать извинения» его действиям, прежде чем обижаться и игнорировать другого человека. Кто-то может показаться невежливым, например, как описывает Джон Элдер Робинсон в своей книге «Будь другим», человек может переключить телевизионный канал, хотя в комнате есть другие люди, которые его смотрят. Но есть ли в таком поведении злой умысел? Или человек действительно не заметил, что другие люди смотрят телевизор, или что они вообще присутствуют в комнате?
5. Откажитесь от жалости. Жалость подразумевает предположения насчет чужих неудач и чувство собственного превосходства благодаря своей удаче. Можно испытывать жалость к тому, кого постигло внезапное несчастье — потеря члена семьи, онкологическое заболевание, уничтожение дома во время стихийного бедствия. Это внезапные события, которые мы никак не можем контролировать. Жалость к человеку лишь потому, что его разум или тело развивались иначе, чем ваши, означает, что вы считаете этого человека беспомощным, и что вы игнорируете его попытки использовать существующие способности и сильные стороны, чтобы контролировать свою жизнь настолько, насколько это возможно. Жалость — это прямая противоположность принятия, откажитесь от нее.
1. Перестаньте использовать катастрофичный язык. Это опасно. Мы можем контролировать, как мы реагируем, и как мы общаемся с родителями, и СМИ несут львиную долю ответственности за это. Не нагнетайте обстановку, не говорите, что вам жаль, потому что отчаяние опасно воздействует на родителей, из-за таких взглядов детей убивали!
2. Будьте рядом. Это самый надежный способ оказать помощь. Если родители страдают от стресса или хронической усталости, выслушайте их. Предложите им готовый обед, мытье посуды, посидеть с ребенком. И при этом не забывайте о пункте 1.
3. Не осуждайте и не давайте «ценных советов». «Я тут читала про диету/теорию/исследование/метод излечения», «А вы слышали, что Дженни Маккарти…», «Я уверена, он это перерастет», «Тебе нужно быть более последовательной». Вы хотите как лучше, мы это понимаем, но мы все это уже слышали, это просто очередная истерия в СМИ, лишь очередное наследие обвинений в адрес родителей. Я научилась задавать вопросы, а не предлагать советы или свое мнение о том, чего я не знаю: «Какие виды терапии вы планируете попробовать?», «Я обязательно поговорю об этом с врачом/учителем/терапистом, посмотрим, что они скажут. Расскажи, что получится!» или просто «Хотелось бы мне предложить тебе какое-то решение. Если захочешь поговорить, то дай знать, по крайней мере, я всегда выслушаю».
4. Приглашайте их. Та вечеринка, которая наверняка будет слишком напряженной для их особого ребенка? Все равно пригласите их. Дайте понять, что вы действительно их ждете, спрашивайте еще на стадии планирования, сотрудничайте с родителями (и с ребенком, если это возможно), чтобы сделать вашу вечеринку более доступной, сенсорно-дружелюбной, безопасной, спокойной и принимающей. Вам может быть сложно учитывать потребности ребенка, которые вы не до конца понимаете, но для семьи, которой редко выпадает возможность сходить на праздник, ваши усилия будут значить очень многое.
5. Дайте им передохнуть. Зайдите на кофе и будьте готовы сами вытереть разлитый напиток. Сходите на прогулку и будьте готовы схватить ребенка, который побежал в сторону шоссе. Будьте готовы болтать в сопровождении громких самостимуляций. Пройдитесь по магазинам, потому что четыре руки лучше, чем две. Принимайте тот факт, что у ваших друзей или родственников есть аутичный ребенок, принимайте аутизм, научитесь чувствовать себя комфортно и наслаждаться его компанией. Ваша жизнь гарантированно станет интереснее!
Источник: сайт фонда «Выход»
www.miloserdie.ru
Люди с аутизмом — не ограниченные в чем-то личности, они обычные, просто испытывают некоторые сложности в общении с другими.
Эти сложности преодолимы, если найти к человеку правильный подход.
Найти его бывает непросто, если не знать особенностей поведения и восприятия аутичных людей.
О том, как распознать аутизм, мы уже писали, а теперь хотим посоветовать, как вести себя с такими людьми, чтобы избежать недопонимания и случайно не травмировать.
Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) зачастую испытывают трудности со считыванием эмоций других людей, с пониманием языка тела и тонких намеков.
Поэтому старайтесь говорить прямо и понятно, не создавайте сложных словесных конструкций, уводящих собеседника от основной темы разговора.
Не стоит рассчитывать, что человек с аутизмом однозначно воспримет ваши подмигивания и загадочные взгляды, лучше скажите все просто и ясно.
Будьте терпеливы, если собеседник начнет задавать вопросы, чтобы прояснить для себя то, что кажется вам очевидным.
Аутичные люди делают это не для того, чтобы вас помучить или придраться к каким-то малозначущим деталям, а потому что так им легче вас понять и быть с вами на одной волне.
При общении с аутичными людьми бывает и такое. В этом нет ничего страшного, поэтому не стоит агрессивно реагировать на недопонимание со стороны вашего визави.
Если вы видите, что вашу мысль неверно интерпретировали, постарайтесь изложить ее еще раз более доступно.
Конечно же, делать это следует спокойно, без раздражения. Не нужно заставлять человека чувствовать себя глупым просто потому, что вы не смогли доступно объясниться с ним или с ней.
Для людей с РАС предпочтительно честное и открытое общение. Это значит, что в ответ вы тоже будете получать достаточно прямолинейные ответы и вопросы, которые порой могут показаться вам слишком откровенными.
Но дело не в том, что вас хотят обидеть или поставить в неудобное положение. Аутичные люди не склонны "подслащивать" свою речь, потому что просто не видят в этом необходимости.
К тому же для них это дополнительная сложность — им и так непросто выражать свои мысли, а следить за тем, чтобы форма была не просто понятной, но и приятной собеседнику, еще сложнее.
Так что не злитесь, если вам честно сказали, что прическа у вас сегодня не очень, или резко дали понять, что в вашем обществе кому-то может быть некомфортно.
Не ищите подтекста там, где его нет. Аутичные люди честно говорят то, что думают, не подразумевая никаких более сложных коммуникационных конструкций, как это делают многие другие люди.
Многие люди с РАС избегают смотреть людям в глаза даже тогда, когда в роли собеседника выступает близкий человек.
Это не значит, что вас не слушают при общении. Просто для людей с аутизмом любого возраста зрительный контакт — это очень энергозатратный процесс.
Для одних смотреть людям в глаза просто неприятно, другие воспринимают это как вторжение в личное пространство, третьи теряют способность к концентрации, а четвертые даже испытывают физический дискомфорт при зрительном контакте.
Причины, по которым аутисты избегают зрительного контакта, могут быть разнообразными.
А кто-то и вовсе не стремится спрятать взгляд и чувствует себя вполне комфортно при общении лицом к лицу.
Не воспринимайте попытки собеседника отвести взгляд в сторону, как признак невнимательности к тому, что вы говорите.
Наоборот, смотря людям в глаза при разговоре, аутичные люди часто не могут сконцентрироваться на словах, а удерживаясь от зрительного контакта, могут полностью сосредоточиться на вербальном общении.
Так что отнеситесь с пониманием к тому, что люди с РАС рассматривают вашу одежду или посторонние предметы вместо того, чтобы смотреть на ваше лицо и заглядывать вам в глаза.
Просто так им легче с вами общаться и внимательно вас слушать.
Неожиданный тактильный контакт может быть неприятным и даже шокирующим для человека с РАС.
Так что не нужно лезть обниматься к аутичному человеку, которого вы видите первый раз в жизни, чтобы показать ему, как хорошо вы к нему относитесь.
Простой дружественной улыбки будет достаточно.
Поддержку и любовь можно выразить множеством разных способов и совсем необязательно для этого вступать с человеком в телесный контакт.
Слишком громкие звуки или крики могут испугать аутичного человека и заставить его закрыться от внешнего мира, который причиняет ему дискомфорт.
Поэтому постарайтесь вести себя так же, как если бы вы находились в общественном месте, где не принято кричать, стучать в барабан и громко слушать музыку на своем бумбоксе.
Конечно, это не значит, что с людьми с аутизмом надо быть тише воды, ниже травы. Просто не стоит строить из себя дикаря, только что выбравшегося из пещеры и открывшего для себя удивительный новый мир.
Старайтесь проводить время в спокойной и уютной обстановке, где каждый может чувствовать себя в безопасности, не подвергаясь нежелательному внешнему воздействию.
Аутичные люди не ищут снисхождения, они хотят обычного к себе отношения и нормального человеческого общения.
Поэтому не удивляйтесь, если на ваш снисходительный тон вам ответят обидой.
Помните, что аутичные люди — такие же, как и все остальные, поэтому нет нужды в том, чтобы вести себя с ними, как с маленькими детьми.
Относитесь к ним, как к равным. Уважайте их и будьте с ними честны, вместо того, чтобы концентрироваться на их мнимой неполноценности.
Вы будете приятно удивлены, когда вам ответят тем же.
У людей с РАС часто проявляется склонность к повторению каких-либо действий, направленных либо на себя, либо на окружающие предметы.
В основном, эти действия говорят о том, что человек пытается на чем-то сосредоточиться, таким образом в его мозге происходят глубокие мыслительные процессы.
К тому же, аутостимуляция помогает аутистам справляться со стрессом и эмоциональным напряжением.
Так что, если ваш друг непрестанно теребит любимую игрушку, что-то мычит себе под нос или притопывает ногой без видимой причины, не думайте, что с ним что-то не так.
Постарайтесь не обращать на это внимание и отнеситесь с пониманием к таким привычкам.
А еще аутостимуляция может быть подсказкой, говорящей о приближении эмоционального взрыва, который порой случается с аутичными людьми из-за перенапряжения.
Поэтому присматривайтесь к своим аутичным друзьям. Ваша внимательность и поддержка может значительно облегчить им жизнь.
update.com.ua
Для аутистов со средним интеллектом и интеллектом выше среднего характерны такие качества как эгоцентризм (центрированность на себе) с небольшим или полным нежеланием общаться со сверстниками. Таким образом, они могут легко выпасть из коллектива, стать изгоями. Могут выбрать себе для общения одного-двух человек, о которых они высокого мнения
Из-за недоразвитых речевых навыков, неумения воспринимать конфликты и по достоинству отвечать на плохое обращение больные аутизмом часто становятся жертвами задир и обидчиков - как в подростковом, так и во взрослом возрасте.
Аутисты отличаются социальной наивностью, правдивостью, испытывают чувство неловкости при замечаниях. Поэтому такими людьми многие нагло «пользуются» себе во благо.
Поскольку страдающим болезнью Блэйлера трудно учить социальные нормы, они могут ненароком оскорбить другого, чем еще больше отталкивают от себя членов коллектива.
Больные не распознают «язык жестов», не умеют читать «между строк», поэтому плохо понимают окружающих или понимают буквально, например, услышав фразу «Звони в любое время», могут позвонить в 3 часа ночи. По этой же причине не понимают или трудно понимают юмор.
Аутисты не чувствуют телесных границ, могут нависать над собеседником, вызывая у того раздражение.
В своих увлечениях больные аутизмом могут быть очень талантливыми и обладать ценными знаниями. Из-за неумения общаться, правильно подать себя, из-за неумения преподнести ценную информацию оказываются непризнанными, «зарывая свой талант в землю».
Многие аутисты с хорошим интеллектом стремятся завести романтические отношения, но натыкаются на недостаток социальных знаний. Они могут видеть, что все вокруг говорят о любви, но не понимают, что сами должны ощутить, как выглядит это чувство? Им не с чем его сравнить, так как у большинства отсутствует привязанность к другим людям.
Не понимают жестов, которые сопутствуют романтике. Поцелуи их не интересуют, так как они как не видят в этом пользы. Объятия они воспринимают как непонятную попытку ограничить движение. Они могут испытывать сексуальные чувства, но поскольку у аутистов мало друзей, им не с кем обсудить свои желания, неоткуда получить информацию.
Поэтому часто в ситуации ухаживания они берут свои знания из кинофильмов. Мужчины-аутисты любят действовать как напыщенные мачо или театральные сердцееды, а насмотревшись порнофильмов, могут действовать как насильники. Девушки-аутистки берут свои знания из мыльных опер, не представляя, что такое поведение не соответствует современной жизни. В связи с чем они становятся жертвами насилия.
Если у аутиста тяжелая форма заболевания, близким людям следует обеспечить попечение и врачебный уход за больным в течение всей жизни. Также нужно выбрать программу, по которой будет заниматься больной.
Аутисты с более легкой степенью заболевания нуждаются в коррекционных занятиях, на которых с помощью интеллекта они могут обучиться социальным нормам – например, здороваться при встрече, кивать головой при согласии, научиться выражать свои чувства, спрашивать собеседника о его чувствах, не пугаться посторонних людей. А поскольку многие аутисты могут работать, их обучают навыкам общения в рабочем коллективе.
При лечении используют поведенческую психотерапию, гомеопатию и диеты.
Ольга ВОСТОЧНАЯ,психолог
www.passion.ru
Аутизм – одно из психических заболеваний, которое возникает развивается в результате нарушений в работе головного мозга. Зачастую характер таких нарушений обуславливает длительное течение это заболевания. По этой причине, аутизм первые признаки которого заметны уже в детстве, тянется на протяжении всей жизни и пациентам приходится мирится с аутическими расстройствами не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии. У взрослого аутиста наблюдаются все те же затруднения во взаимодействии с окружающими, отсутствие эмоций, шаблонность мышления, узость интересов и другие первичные и вторичные симптомы.
У взрослых, так же как и у детей существуют различные формы аутизма, объединенные в общую группу расстройств аутического спектра. От степени сложности недуга зависит его симптоматика, характер терапии и степень социализации взрослого-аутиста. Определяющими признаками аутизма является так называемая триада:
Характерной чертой взрослого аутиста, которая выделяет его среди остальных, является замкнутость. Независимо от формы заболевания взрослый человек с расстройством поведения аутического спектра очень трудно налаживает социальные контакты и на протяжении всей жизни находится в стороне от обществ.Следует отличать первичный аутизм от вторичного, или «аутизма поневоле». Нередко люди с патологиями речевого или слухового аппарата, врожденным слобоумием и другими недугами оказываются отвергнуты обществом. Они замыкаются в себе, оказываясь вне социума. Принципиальное отличие «аутистов поневоле» в том, что они испытывают острый дискомфорт из-за своего конфликта с окружающими, врожденным аутистам контакт с другими не интересен. Эти люди по своей природе не могут включиться в социум, обычное общение для них – раздражитель.
Другой характерный симптом аутизма – нарушение коммуникативных навыков, является следствием замкнутости поведения. Обычно дети-аутисты начинают говорить позже своих сверстников. Причиной тому не столько физические отклонения, сколько отсутствие самого мотива для коммуникации. Такой ребёнок просто не хочет разговаривать. Со временем большинство людей осваивают «ненужный» речевой навык. Однако эта ситуация оставляет свой отпечаток и во взрослой жизни. Речь взрослого аутиста отличается от речи здоровых людей своей скудностью и неразвитостью.
Третий важнейший симптом - постоянство внутреннего мира аутиста. Взрослые аутисты испытывают острую потребность в постоянстве, в некоторых случаях это может напоминать ритуальность. Это может проявляться в четком соблюдении установленного распорядка дня, гастрономических привычках, систематизации личных вещей. Любое нарушение привычного уклада жизни вызывает волнение, приступы паники или агрессии.
В целом характер взрослого аутиста можно охарактеризовать как замкнутый, изолированный, изобилующий постоянством. Из-за недопустимости любых перемен в сложившемся жизненном укладе, у аутистов очень узкий круг собственных интересов. Методичное повторение одного и того же нередко позволяет им довести любимый навык до совершенства. Это обуславливает сложившееся мнение, что аутизм характерен для гениев. На самом деле настоящие гении из аутистов получаются редко. Более того, очень часто аутизм сопровождается умственной отсталостью и поведенческими отклонениями. В таком случае ведущим навыком взрослого-аутиста станет не виртуозная игра в шахматы, а собирание пирамиды из детских кубиков.
Аутизм сам по себе является общим понятием. В современной медицине общий аутизм разделили на несколько направлений:
Наиболее сложная форма аутизма – это синдром Каннера, или собственно аутизм. У людей с синдромом Каннера наблюдается весь спектр симптомов аутизма. Такой человек абсолютно асоциален, речевые навыки слабые или вообще отсутствуют из-за атрофии речевого аппарата. Важнейшие нервные структуры не развиты, интеллект находится на уровне средней или тяжелой умственной отсталости. Самостоятельная жизнь такого человека невозможна. Человек с синдромом Каннера должен находиться под постоянным присмотром, в особо тяжелых случаях требуется изоляция в специализированное медицинское учреждение.
Синдром, описанный выдающимся психиатром Гансом Аспергером, является более мягкой формой заболевания. Несмотря на ощутимые проблемы в общении и социализации, такие люди свободно владеют речевыми и когнитивными способностями. Они могут быть замкнутыми, странными, несколько неуклюжими, но вполне самостоятельными. Люди с синдромом Аспергера зачастую работают и становятся полноценными членами общества.
Синдром Ретта является хроническим заболеванием, передающимся только по женской линии. Недуг проявляется не ранее 1 года, после чего пациент начинает стремительно регрессировать. Терапия помогает незначительно улучшить общую картину. Взрослых женщин, страдающих от синдрома Ретта, немного. Обычно заболевание заканчивается летальным исходом до 25–30 лет.
Когда идентифицировать конкретную форму аутизма невозможно, говорят об атипичном аутизме, что представляет из себя комбинированный набор различных симптомов.
Из всех перечисленных форм аутизма, чаще всего встречаются синдром Аспергера и атипичный аутизм.
Несмотря на то, что аутизм детально изучается с первых десятилетий ХХ века, его причины ещё не разгаданы. На сегодняшней день одной из основных считают теорию генной мутации. Ученым удалось определить некоторые гены, что влияют на развитие аутизма, однако выяснить, как и почему происходит мутация, не вышло.
Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте, как только заболевание диагностировано. При этом лечение сводится к реабилитационным мероприятиям. Только в этом случае у маленького аутиста есть шанс вырасти в более или менее самостоятельного взрослого человека. Первостепенную роль играет терапия (поведенческая, логопедическая). Регулярное посещение психотерапевта рекомендуется и взрослым аутистам, которым удалось адаптироваться в обществе. Зачастую больным прописывают медикаменты (психотропные и противосудорожные вещества). Это могут быть антидепрессанты, антипсихотики, различные стимуляторы. Они помогают стабилизировать состояние больного, облегчить симптомы, но само психологическое расстройство не искореняют, и оно сопровождает аутиста в течении всей его жизни.
На форуме аутистов Инвамама есть специальный раздел, предназначенный для общения взрослых людей с аутизмом. На этом интернет-форуме взрослые люди с аутизмом могут обсуждать различные актуальные для них вопросы. Форум для общения взрослых аутистов
autism.invamama.ru
Мы продолжаем рассказывать о том, как правильно взаимодействовать в обществе с людьми, которые не похожи на большинство из нас. Недавно мы развенчивали мифы о синдроме Дауна. А теперь поговорим об аутизме. Ведь 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Автор: Мария САГДИЕВА, психолог Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС), — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы. Эти расстройства проявляются главным образом нарушениями в трёх сферах:
1.Общение
Родители могут отмечать первые проявления аутизма у ребёнка, когда ему исполняется год. Легкой формой аутизма считается нарушение контакта глаза в глаза — когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.
Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только чтобы обозначить свои нужды и получить желаемое.
Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш с аутизмом всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.
Еще одним отличием ребенка с аутизмом от обычного малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы. Например, ребенка с аутизмом может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
2. Разговор
У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), всё зависит от тяжести течения заболевания — при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами — кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она несвязная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие дети с аутизмом говорят о себе в третьем лице, например, «Маша спать», «Ваня играть» и т.д.
Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
3. Поведение
К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:
— Концентрация внимания на одном занятии: это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
— Выполнение ежедневных ритуалов: дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
— Повторение определенных движений много раз подряд: при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
— Развитие страха: при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.
Каковы причины развития заболевания?
С аутизмом рождаются, он не появляется из-за внешних воздействий. И в том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Это расстройство, в возникновении которого играет роль комплекс факторов.
Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм.
Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности.
Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку.
К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.
Раньше некоторым детям с аутизмом ставили диагноз «умственную отсталость», потому что они не могли устно отвечать на вопросы. Сейчас доказано, что у большой части детей с аутизмом вообще нет когнитивных нарушений.
В России официально используется диагноз «ранний детским аутизм», от которого уже отказались в Европе, США и других странах, потому что научно доказано, что ребёнок с аутизмом становится взрослым с аутизмом.
По международным данным, сегодня аутизм диагностируют у каждого 68 ребёнка в мире.
Как воспринимает окружающий мир ребенок с аутизмом?
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Ребенок с аутизмом почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на ребенка с аутизмом раздражающее действие, поэтому он чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Интеллект у ребенка с аутизмом
У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме. Главной их особенностью является избирательный интеллект. Это означает, что дети с аутизмом могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук — рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.
Существует такое понятие, как савантизм — это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда человек с аутизмом мог точно воспроизвести мелодию, которую слышал всего один раз, или быстро вычислить в уме сложные примеры.
Самыми знаменитыми людьми с аутизмом являются учёный Альберт Эйнштейн, режиссёр Вуди Аллен, актёр Энди Кауфман, музыкант Боб Дилан.
7 распространённых мифов об аутизме
1. Аутизм — это болезнь. Нет, это особенность развития. Аутизм не лечится никакими средствами, нет никакой чудо-таблетки от него.
2. Аутизм связан с прививками. Нет, это генетическое нарушение, с ним рождаются, а не приобретают из-за поставленных прививок в детстве или неправильного воспитания.
3. Аутизм — редкое нарушение. Сам по себе диагноз признали недавно, в некоторых странах он мало изучен. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — аутизм диагностирован 1 человеку из 100. По статистике США — 1 человеку из 68. Аутизм более распространён, чем синдром Дауна и церебральный паралич, поэтому редким назвать его вряд ли можно.
4. У людей с аутизмом есть нарушения интеллекта. Если у ребёнка есть проблемы с интеллектом — это дополнительный диагноз. Конечно, если ребёнку с РАС не помогать развивать коммуникативные способности, то, безусловно, могут появиться проблемы с развитием и поведением.
5. Все люди с аутизмом — гении. Люди с аутизмом разные. Да, среди них есть те, кто может в уме решать сложные математические задачи и обладает феноменальной памятью, а есть люди и со средними способностями.
6. Люди с аутизмом агрессивны. Иногда их поведение может показаться странным только лишь потому, что они не могут иначе выразить свои потребности. Когда человек не может ничего о себе сообщить, не может согласиться или отказаться, он пытается всевозможными способами показать, что ему не нравится, привлекая внимание окружающих.
7. Люди с аутизмом замкнутые, не хотят общаться, и им никто не нужен. Это не так. Как и все, они испытывают потребность в общении. Им всегда есть что сказать, просто сложно это сделать. Поэтому нужно вовремя найти альтернативный способ коммуникации.
Как рассказать ребенку, кто такой человек с аутизмом
Нужно чаще говорить, что у нас у всех есть отличительные черты и свои особенности, не все мы одинаковые. При этом фокусировать внимание нужно на преимуществах, подмечать положительные стороны. Толерантность формируется с детства.
Чем раньше мы детям расскажем о разнообразии людей, тем спокойнее им будет расти, с ощущением, что особенности развития — это нормально, а вовсе не страшно.
Разговаривая со своим ребенком, необходимо подчеркнуть, что ребенок с аутизмом — это такой же ребенок, как и он, только он чувствует мир иначе. Всё, что вокруг, этот ребенок видит и слышит по-другому. Слишком громкие звуки или слишком яркие цвета его пугают, а что-то может наоборот так сильно нравиться, что он не отрываясь это разглядывает. Ребенок с аутизмом просто с рождения чувствует незащищенность. Ему нужно больше времени, чтобы понять, что рядом с мамой и папой он в безопасности, что когда улыбаются — это хорошо, а когда плачут — плохо. И много других вещей. А пока он всего этого не поймет, ему страшно. Поэтому он закрывается, а некоторые даже из-за этого не могут научиться разговаривать. Некоторые дети с аутизмом совсем не разговаривают всю жизнь, но могут выражать свои мысли жестами, рисунками или даже стихами.
Если вдруг ребенок с аутизмом запаникует от того, что кто-то рядом, то лучше просто отойти, чтобы дать ему успокоиться. Дело в том, что он быстро устает, если кто-то слишком долго находится рядом. Можешь спросить: «Хочешь, чтобы я отошел?». Если ответит «да», то не надо обижаться, нужно просто отойти на время.
Детей с аутизмом могут напугать громкие звуки, шумные компании, яркие огни. Некоторых даже пугают прикосновения. Так что не надо хватать его за руки.
Ребенок с аутизмом никогда никого не ударит. Он сам настолько беззащитен, что не может постоять даже за себя. Так что бояться не надо, это по природе очень добрые дети.
Надо объяснить ребенку, что если он хочет кому-то другому рассказать об особенностях своего друга с аутизмом, то надо говорить: «Петя с аутизмом», но не «Петя аутист».
Есть еще несколько правил для общения с ребенком с аутизмом
Не говорить сразу много слов. Говори или спрашивай коротко. Неправильный вариант: «Скажи, пожалуйста, ты хочешь играть с моей новой желтой машинкой?» Правильно спросить: «Ты хочешь играть с этой машинкой?»
Говори всегда прямо без намеков и переносных смыслов. Если ребенку с аутизмом сказать: «Тебе за это голову оторвут!», то он воспримет это буквально и будет переживать, что ему действительно оторвут голову, что его жизнь из-за этого оборвется.
Не торопись. После своих слов не спеши и не жди ответа тут же. Дай время подумать. Но если тебе долго не отвечают, то можешь повторить еще раз вопрос.
Поговорите об его увлечениях. Часто дети с аутизмом бывают очень увлечены каким-то одним делом, в котором хорошо разбираются и любят об этом говорить. Разговор об увлечении — хороший способ подружиться.
Не настаивай. Если с тобой не хотят играть в какую-нибудь игру или отвечать на вопрос, то не нужно настаивать на этом.
www.revda-novosti.ru
Экологичное родительство: Столкнувшись с непредсказуемым поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех аутистов неадекватами и дальше по тексту. Я считаю, что первое, что надо сделать - сбить этот мерзкий шаблон.
Наш ребенок в школьном лагере попал в одну группу с мальчиком-аутистом. Я узнала об этом случайно, когда малой начал жаловаться на то, что один из мальчиков в его группе бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно. Возможно, я постаралась бы спустить ситуацию на тормозах (в конце концов, мое чадо тоже не образец идеального ребенка), но кроме прочего, сын показал след от укуса, и я пошла разбираться.
Вожатый-аниматор отвел меня в сторонку и сказал: "Ну, Вы понимаете, этот агрессивный мальчик - аутист. Мы не успеваем за ним следить, войдите в положение".
"Я не имею ничего против аутистов," - ответила я. - "Но Вы отвечаете за безопасность и комфорт всех детей в группе".
После чего, оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том, что я могу рассказать своему сыну для того, чтобы максимально сгладить его общение с особым ребенком.
Я очень благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и помогли мне советами. Подытоживая эти советы, я составила что-то вроде инструкции для обычного ребенка как вести себя при контактах с аутистом.
К сожалению, в нашем случае первый опыт общения был отрицательным, так как взрослые, приведя особого ребенка в группу, понадеялись на «авось» и не объяснили остальным детям как себя вести. Столкнувшись с непредсказуемым поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех аутистов неадекватами, дураками и дальше по тексту.ВАЖНО. Я считаю, что первое, что надо сделать - сбить этот мерзкий шаблон.
В моем случае оказалось достаточно заявления о том, что многие известные ученые были аутистами (хотя положа руку на сердце, навскидку я бы назвала только Тьюринга). К счастью, вместо выяснения биографических подробностей, сыну важнее оказался ответ на вопрос: "Почему?"
Ответ: «У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у аутистов это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу используется для других целей. Например, для научных открытий» (да, примитивно, и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетки сойдет)
Ребенок: «Ух, ты! Значит, у них просто другая прошивка!»
Я: «Да, что-то вроде того».
Что мы получили? Снят негатив. Ребенок вместо злости в адрес аутиста, который уже успел нечаянно чем-то обидеть, открыт для восприятия новой информации.
Теперь можно подавать следующий тезис: "Многие из аутистов при соответствующей помощи могут научиться более-менее нормально общаться."
Желательно привести пример какого-то действия, которое похоже на обычное, но Вашему ребенку дается с усилием. Я приводила в пример разговор на родном языке и на английском. Говорить на английском можно, но приходится прикладывать существенно больше усилий. Аутистам же приходится прикладывать существенно больше усилий, чтобы выполнять те естественные для нас действия, которые необходимы, чтобы поддерживать общение.
После этого у нас с малым было лирическое отступление об этапах взросления социума в целом, о том, как постепенно человечество приходило к мысли о том, что те, кто "не как все", тоже заслуживают возможности быть полноправными членами общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать. (Тут мы вспомнили пандусы и говорящие светофоры, благо примеры как раз оказались перед глазами). И что каждый из нас может приложить в этом месте немного усилий, чтобы сделать мир лучше.
После всего этого ребенок окончательно переключился в режим: "Я готов помочь".
Теперь можно выдавать советы по тому, как вести себя с аутистом:
1. Проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка ДО того, как ты что-то сделаешь. И давать аутисту возможность отказаться.
Т.е. не взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно. Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»
2. Четко объяснять правила игры и не менять их в процессе. Таким детям легче играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила меняются по ходу.
3. Такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке: сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и тем же образом. Тут просто не мешай. Можно запомнить, какое место выбрал этот ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.
4. Такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство. Эта формулировка, конечно, требует, чтобы Ваш ребенок понимал, что такое личное пространство. В принципе пункт №1 отчасти как раз про это, и для младшешкольников я бы им (пунктом №1) и ограничилась. У нас в семье есть понятие "бульбашка" (аналог «домика»), которое как раз описывает границы личного пространства, так что мне было на что опереться в разговоре с ребенком. Поэтому, тут был совет начинать разговор с аутистом на бОльшем расстоянии, чем с обычным ребенком и помнить про "бульбашку".
5. Помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения, значит и уставать от общения они могут намного быстрее. Детям постарше можно рассказать про признаки того, что аутисту нужна пауза, и как ему с этим помочь.
6. Важно так же предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом. Тут можно вспомнить кого-то, с кем у Вашего ребенка достаточно долгий конфликт (наверняка в классе или во дворе есть кто-то, с кем ребенок не дружит) и попросить ребенка ответить на вопрос: "Если бы тот, с кем ты в долгой ссоре внезапно стал вести себя как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или подождал, вдруг это хитрая ловушка?" и добавить, что аутисту намного сложнее изменить свое впечатление об окружающих.
Не скажу, что после всех этих инструкций общение моего ребенка с ребенком-аутистом пошло как по маслу. Ну, в общем-то, никто этого и не ожидал (см. пункт №6). Но, по крайней мере, до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов. По словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде приятельского общения.опубликовано econet.ru
© Ольга Воронова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru