Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.
Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.
Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.
Вот несколько идей для активностей этого типа:
Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.
Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.
Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.
Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.
Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).
Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.
Поставь мат чёрному Королю в один ход:
Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.
Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.
Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:
А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.
ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!
mel.fm
Ваш ребенок приносит из школы плохие оценки, и не может сам сделать домашнее задание?
Повысить успеваемость можно всего за две недели, потому что мозг, как и любой другой орган, можно тренировать. Раньше считалось, что уровень IQ передается генетически и изменить его невозможно. Однако ученые из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже доказали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, мозг способен создавать новые нейроны до глубокой старости.
Умственные способности можно значительно улучшить, если постоянно тренировать свой мозг. К таким тренировкам относятся занятия по Эйдетике и Мнемотехнике, Скорочтению и Спортивному запоминанию. На наших тренингах дети и взрослые значительно улучшают память, развивают мышление, повышают скорость чтения и концентрацию внимания!
Эти упражнения может выполнять человек в любом возрасте, но особенно это важно для детей. Наш IQ зависит от умения логически мыслить. От того, владеет ли ребенок логическим мышлением, зависит его способность быстро усваивать новый материал и повышать успеваемость в школе. Кроме того, мозг активнее всего «качается» до 15 лет.
Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта! Для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест: он состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип: исходя из условий задачи, надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.
Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. В конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у вас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.
Позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!
Тест на проверку уровня логического мышления
1.Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.
2.Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.
3.Только плохие люди обманывают или крадут. Катя – хорошая.
4.Цветы – это зеленые звери. Цветы пьют водку.
5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.
ОТВЕТЫ ТЕСТА:
1 – Неправильно
2 – Правильно
3 – Ни одно из вышеперечисленных
4 – Некоторые зеленые звери пьют водку
5 – Ни одно из вышеперечисленных
Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику.
Три задания, которые помогут выяснить, почему у ребёнка не получается решать задачки.
Этот тест направлен на выявление проблем с тремя основными составляющими логического мышления. С ними чаще всего возникают проблемы у детей, и это основа, на которой можно строить дальнейшее развитие методики.
Тест на определение уровня логического мышления ребёнка
Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии выбирает пару справа, вычленяя из предложенных нужное понятие.
Цель:исследование логичности и гибкости мышления, умения проводить аналогии, устанавливать связи.
1. Бежать
стоять
Кричать
а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз
вагоны
Конь
а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога
сапог
Глаза
а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы
стадо
Деревья
а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина
ягода
Математика
а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь
поле
Яблоня
а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр
зритель
Библиотека
а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход
пристань
Поезд
а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина
ягода
Кастрюля
а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь
лечить
Телевизор
а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом
этажи
Лестница
а) жители, б) ступеньки, в) каменный
Результаты:о высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном – 5, о низком – менее 5.
Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Цель:изучение способности к обобщению, классификации.
www.shaleny-ravlyk.com
Родители должны понимать, что без нормально поставленной логики и умения думать, ребенку в жизни будет очень сложно. Ведь логическое мышление - понятие очень растяжимое, не определенное четкими границами, и многие понимают под этим то, чем оно не является. Попробуем разобраться, как же достичь желаемого, и научить ребенка думать логически.
Итак, вы хотите, чтобы ваш ребенок научился думать. Первое, что вы должны усвоить - нельзя научить тому, чего не умеешь сам. Нужно сосредоточить основное внимание на том, чтобы научиться мыслить логически самим, а логика и трезвость мысли должны стать обычным, естественным явлением в вашей семье. Но даже если ими будет владеть только один родитель, это уже хорошо. Однако лучше, чтобы логично мыслить умела вся семья. При таких обстоятельствах ребенка не нужно будет специально обучать - он просто будет смотреть и повторять.
Дело в том, что преемственность в семье является основным фактором, определяющим направление развития человека. Так, например, в пьющей семье ребенок вырастет пьяницей, в курящей - курильщиком. В семье инженеров дети, скорее всего, станут инженерами, в семье рабочих - рабочими.
Когда вы овладеете логикой - этим замечательным инструментом познания мира, и ваш ребенок интуитивно скопирует ваш навык трезво рассуждать, вы сможете развивать его мастерство посредством диалогов и споров. При этом заметьте, что спор - это не ссора, и даже не то, как ведут себя депутаты на дебатах. Нормальный спор двух цивилизованных людей - это не конфликт, а процесс общения, в котором люди помогают друг другу познать истину.
Смотрите видео о примере развития логического мышления у детей.
Существует большое количество различных учебных пособий и развивающих игр для детей. Всех их можно условно разделить на 3 группы:
Основным способом совершенствования искусства мыслить является решение всё более сложных составных задач. Это может быть что угодно - от простой классификации видов, до раскрытия различных секретов и того, что утаивается кем-либо, например, государством. Итак, главных развивающих методов для подростка всего три, это:
Теперь обратимся к науке и поговорим о логике с позиции философии.
Читайте о том, что такое креативное мышление.А также о поведении за столом и этикете для детей.
Что представляет собой логическое мышление? С точки зрения науки - это единственно возможный способ рассуждать, основанный на фундаментальных законах или принципах логики, сформулированных Аристотелем. Между тем психология не дает логическому мышлению четкого определения, поскольку его просто нет. Ведь в широком смысле оно представляет собой просто умение размышлять.
В зависимости от целей мыслительной деятельности выделяют 3 её формы:
Поскольку логическое мышление является единственно правильным способом думать, а с позиции науки все остальные вообще являются заблуждениями, ясно, что логика присуща человеку изначально, как некое его свойство, заложенное самой природой. Когда дети находятся в промежутке между обретением дара речи и воспитанием (уже умеют говорить, но еще не воспитаны), все их действия и поступки логичны, потому что они естественны. Однако мы считаем, что дети глупы, потому что нам их мотивы непонятны.
Когда родители, не владеющие логикой, начинают процесс воспитания, естественный способ мышления утрачивается, и на его место приходят стереотипы и установки. Вот почему логическое мышление детей дошкольного возраста, даже не обученных специально, зачастую превосходит умение рассуждать некоторых взрослых людей, так как дети руководствуются не программами, заложенными извне, а естественностью.
Делитесь своим мнением на тему важности развития логического мышления у детей в комментариях. А также смотрите видео об играх на развитие логического мышления для детей.
www.rutvet.ru
Мышление позволяет человеку познавать мир, решать различные проблемы, получать и воспринимать и осмысливать информацию, делать выводы. От уровня развития мышления зависит поведение и успешность человека в социальной среде. Есть различные виды деятельности, тренирующие разные аспекты мышления: гибкость и креативность, конструктивность и способность прогнозировать.
Чтобы подросток развивал мыслительную деятельность, важно, чтобы он высказывал свои суждения, давал оценку событиям, строил предположения. Если ребенок научится думать логически, то и поступки его будут такими же. Игры, развивающие мышление, помогают ребенку в развлекательной форме тренировать мыслительную деятельность. Например, можно начать фразу, а подросток пусть ее закончит: «самолет идет, потому что…», «дождь идет, потому что…», «если стукнуться головой, то…»
К играм, развивающим мышление, можно отнести шахматы. Игра с тысячелетней историей учит развивать логику, анализировать ситуацию, разрабатывать стратегию. Она способствует как развитию мышления подростка, так и воспитанию терпению, внимательности, способности прогнозировать шаги соперника.
Можно купить составленный педагогами и психологами сборник "Задачи и игры на мышление у подростков". Как правило, многие из таких игр интересны не только детям, но и родителям, что даст возможность интересного совместного времяпрепровождения.
Если родители не знают, как развить мышление подростка, может хорошо помочь игра в "да и нет". Ее суть заключается в том, что родитель загадывает слово, а подросток должен его разгадать, задавая дополнительные вопросы и получая на них только ответы: "да", "нет", "и да и нет", "информация об этом отсутствует"; "это не важно". Вопросы в игре формулируются подростком непосредственно в игровом процессе. Цель ее - научить ребенка формулировать и задавать "сильные" вопросы, определять критерии классификации предметов окружающего мира.
При развитии мышления у подростков важно уделять внимание логическим математическим задачам. Эти науки связаны между собой, и овладение одной поможет в овладении второй.
У игр на мышление подростков, аналогичных игре "Да и нет" нет возрастных ограничений, игра азартная и будет интересна подросткам и взрослым. Она проста в проведении. Например: "Я загадала животное Африки. За десять вопросов определи его". Решение различных по сложности задач на соответствие, составление логических цепочек будут способствовать развитию мышления.
www.pinetka.com
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Методы оценки мышления у подростков.
При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подрастающему возрасту, а именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут относиться математические, лингвинические и технические способности, которые легко могут быть оценены у подростков при помощи известных тестов.
2.2.Организация и методы исследования.
В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было разработана программа исследования, состоящая из этапов:
1. Изучаем уровень логической связи построенных на абстрактных связях.
2. Анализ полученных результатов.
Нами было опрошено ровно 35 подростков. Опрашивались подростки и ученики старших классов ТСШ №1.
Для решения заявленной проблемы в психологии используется психологический тест «сложные аналогии» Э.Р. Ахмеджанова.
Цель: диагностика абстрактного мышления в подростковом возрасте.
Возрастной аспект: применяется для исследования подростков.
Содержание методики: обследуемым подросткам предлагается на бланке 20 пар слов, отношение между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в «образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения. Например, «Овца-стадо» - часть и целое, «Малина- ягода» - определение, «Море- океан» - различается в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых подростки должны сопоставить с одним из образцов. Например, «Голова-роман» аналогично «Овца-стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава-роман» - 1).
Время выполнения работы 3 мин. Оценка производиться по количеству правильных ответов.
Правильные ответы к методике см. в приложении 2.
Образец:
1. Овца- стадо.
2. Малина-ягода.
3. Море-океан.
4. Свет-темнота.
5. Отравление-смерть.
6. Враг-неприятель.
Материалы:
1. Испуг-бегство. 6. Пара-два.
2.Физика-наука. 7. Слово-фраза.
3. Правильно-верно. 8. Бодрость-вялость.
4. Грядка-огород. 9. Свобода-независимость.
5. Похвала-брань. 10. Месть-поджог.
11. Десять-число. 16. Прохлада-мороз.
12. Праздность-безделье. 17. Обман-недоверие.
13. Глава-роман. 18. Пение-искусство.
14. Покой-движение. 19. Капля-дождь.
15. Бережливость-скупость. 20. Радость-печаль.
2.3. Анализ и обработка полученных результатов.
Обработка результатов заключается в подсчете правильных ответов.
Результаты исследования в ТСШ № 1 оказались следующими:
11 подростков из 35 опрошенных набрали 5 баллов. Считается, что подростки имеют очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях (0 ошибок).
4 балла набрали 9 подростков. Хороший уровень, умеют логически четко выражать свои мысли в понятиях (1 ошибка).
У 7 подростков сумма баллов была 3+. Хорошая норма большинства подростков, иногда бывает неточность в использовании понятий (2 ошибки).
5 подростков набрали 3 балла. Средняя норма, допускаются ошибки, неточность в использовании понятий (3-4 ошибок).
3- балла набрали 3 подростка. Низкая норма, часто «путанно», нечто выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения (5-6 ошибок).
Ниже 3- балла ни у одного подростка не было, то есть это означает, что ниже среднего уровня понятийного мышления нет ( 7 и более ошибок).
Таким образом, из исследования видно – все подростки справились с заданием. У большинства подростков понятийное мышление на высоком, хорошем и среднем уровне, улавливают логику понятий в своих и чужих рассуждениях. И только у троих подростков низкая норма, они выражают свои мысли путанно и неточно понимают чужие рассуждения. А ниже низкой нормы ни у одного подростка не было.
mirznanii.com
Мышление подростков, мышление в подростковом возрасте. Наука, изучая развитие подростков, определяет подростковый возраст с биологической точки зрения, то есть, как физический переход к наступлению половой зрелости и прекращением физического роста; с психологической, так как происходят изменения в способности к абстрактному мышлению и нескольких других изменениях; или с социальной точки зрения как период подготовки к взрослой роли[1].
Основные пубертатные (переходные) и биологические изменения включают в себя изменения в половых органах, росте, весе и мышечной массе, а также основные изменения в структуре мозга и его организации. Когнитивные (познавательные) изменения охватывают как увеличение объема знаний и способности к абстрактному мышлению, так и более эффективной способности рассуждать. В этой статье рассмотрим результаты научных исследований охватывающих мышление подростков, мышление в подростковом возрасте.
Мозг человека всё ещё полностью не развит, когда человек достигает половой зрелости. В возрасте от 10 до 25 лет, мозг продолжает подвергаться изменениям, которые имеют очень важное значение для поведения подростка, о которых мы поговорим ниже.
Подростковый возраст является временем быстрого когнитивного (познавательного) развития[2], т.е. время бурного развития мышления подростков. Швейцарский психолог Жан Пиаже описывает юность как этап жизни, в котором мысли человека начинают принимать более абстрактную форму и начинают снижаться эгоцентрические мысли. Это позволяет молодому человеку думать и рассуждать в более широкой перспективе. Исследования, сочетающие поведенческие и функциональные магнитно-резонансные томографии (МРТ) показали, что познавательные навыки, которые позволяют контролировать и координировать мысли и поведение, связанны, как правило, с префронтальной корой (совокупность областей лобных долей)[3]. Поэтому мысли, идеи и концепции, разработанные в этот период жизни существенно влияют на всю будущую жизнь, играя важную роль в характере и формировании личности.
Мозг достигает 90% своего взрослого размера к тому времени, когда человеку исполняется шесть лет.[4] Таким образом, мозг значительно не увеличиваются в размерах в подростковом возрасте. Тем не менее, складки в мозге становятся все более сложными к концу подросткового возраста. Наиболее значительные изменения в складках мозга в это время происходят в участках коры, отвечающие за процесс обработки когнитивной и эмоциональной информации.
Биологические изменения в структуре мозга и связях в мозгу напрямую связаны с увеличением опыта, знаний и изменениях в социальных требованиях. Возраст, в котором происходят эти изменения, индивидуален для каждого человека, но эти изменения, рассматривающиеся ниже, обычно начинаются в период полового созревания или вскоре после него вместе с некоторыми навыками, развивающимися в подростковом возрасте.
Есть две точки зрения на подростковое мышление. Одной из них является конструктивистская точка зрения когнитивного развития. На основе работы Пиаже и Д.Б. Эльконина, она выдвигает гипотезу, что когнитивные улучшения, т.е. развитие мышления у подростков относительно внезапны и резки. Вторая точка зрения вытекает из изучения искусственного интеллекта и попытки объяснить когнитивное развитие с точки зрения роста отдельных компонентов мыслительного процесса.
К тому времени, когда человек достигает около 15 лет, его основные способности мышления сопоставимы со взрослыми. Эти улучшения происходят в пяти областях: внимание, память, скорость обработки данных и самоконтроль.
Улучшения наблюдаются в избирательном внимании, процесс которого сосредоточен на одном стимуле, а также в раздельном внимании – способности обращать внимание на два или более стимулов. Улучшения видны и в оперативной памяти, и долговременной памяти.
Подростки думают быстрее, чем дети. Скорость обработки резко растет в возрасте от пяти лет и до среднего подросткового возраста. Скорость повышения эффективности обработки данных начинает останавливаться в возрасте 15 лет и не изменяется до конца подросткового и взрослого возраста[5].
Подростки более осведомлены о своих собственных мыслительных процессах и могут использовать мнемонические техники и другие стратегии, которые позволяют думать более эффективно. Поэтому важной ролью социально-психологических служб при работе с подростками, является просвещение о подобных техниках. Сюда можно включить мнемотехнику, решение разнообразных логических задач, в некоторой степени тайм-менеджмент или энерджи-менеджмент.
Мышление подростков не так сильно связано с конкретными событиями по сравнению с детьми: они могут рассматривать возможности, которые в настоящее время не существуют. У подростков повышается качество дедуктивого рассуждения, что приводит к развитию гипотетического мышления. Это дает возможность заранее планировать, видеть будущие последствия действий и альтернативные объяснения событий. Это также делает подростков более опытными участниками дебатов, так как они могут ставить себя на место оппонента. Подростки также более глубоко понимают теорию вероятностей.
Появление более систематического, абстрактного мышления имеет один примечательный аспект когнитивного развития, развития мышления в подростковом возрасте. Например, подростки легче, чем дети, понимают высшую абстрактную логику, которым присуща игра слов, а также пословицы, метафоры и аналогии. Такие изменения в когнитивном познании позволяют увеличить богатство языка и начать понимать такие жанры как сатира, метафора и сарказм. Дети в возрасте до девяти лет часто вообще не могут понять сарказм. Эти изменения также позволяют качественно рассуждать, применяя логику в социальной и идеологической сферах, а также в таких вопросах, как межличностные отношения, политика, философия, религия, нравственность, дружба, вера, демократия, справедливость и честность.
Третий выигрыш в познавательных способностях предполагает способность мыслить о самом мышлении и сам этот процесс называют «метапознанием». Зачастую он включает в себя мониторинг собственной познавательной деятельности во время своего мыслительного процесса. Улучшение у подростков знания о собственных шаблонах мышления приводит к улучшению самоконтроля и более эффективному обучению. Эти процессы важны и в социальном познании, так как в результате повышается самоанализ, самосознание и рационализация. Подростки гораздо лучше, чем дети могут понять, что люди не имеют полного контроля над их умственной деятельностью.
ПОДРОСТКОВЫЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ,
Однако способность к самоанализу может привести к двум формам подросткового эгоцентризма: мнимая аудитория (imaginary audience) и личная сказка (personal fable)[6]. Подростки настолько ориентированы на мнения других о себе, что независимо от того, где они находятся, подростки думают, что их внешнее поведение и внешний вид всегда находится под наблюдением как за актёром на сцене, и все взгляды зациклены на них и каждая деталь или ошибка будут замечены.
Феномен «личной сказки» связан с чрезмерной дифференциацией опыта своих чувств от других, что приводит к установке уникальности своих переживаний: «Никто меня не понимает», «Меня только что бросила девушка, которую я люблю и никто никогда не мог испытать ту грусть, которую я испытываю». Феномены «мнимой аудитории» и «личной сказки» достигают пика в возрасте пятнадцати лет, вместе с самосознанием.
Подростки достигают стадии развитости социального мышления, когда они могут понять, как мысли или действия одного человека могут влиять на другого человека, даже если они лично не взаимодействуют.
ПОДРОСТКИ И АВТОРИТЕТЫ,
По сравнению с детьми, подростки, скорее всего, поставят под вопрос любое утверждение, и менее вероятно примут факты за абсолютную истину. Через опыт за пределами семейного круга, они узнают, что правила, которые они учили как абсолютные в семье, на самом деле имеют релятивистскую (относительную) природу. Они начинают различать правила, возникшие из здравого смысла, и те, которые основаны на культурно-относительных стандартах (кодексы этики, некоторые традиции и ритуалы), разграничение, которое младшие дети не делают. Это может привести к периоду сомнения в авторитетах во всех областях.
ПОДРОСТКИ И МУДРОСТЬ,
Мудрость, или степень освоения знаний и подсознательного опыта, которое выражается в способности уместного применения их в обществе в зависимости от конкретной ситуации. Мудрость у человека растёт в возрасте от четырнадцати до двадцати пяти лет, а затем останавливается. Таким образом, именно в подростковом возрасте, люди приобретают мудрость. Мудрость – это не то же самое, что и интеллект: подростки не существенно улучшают тесты на интеллектуальное развитие (IQ-тесты), так как баллы сравниваются с другими в той же возрастной группе.
Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ,
В начале подросткового возраста, познавательное развитие, развитие мышления приводит к большему самосознанию, большей осведомленности о других и своих мыслях и суждениях, способности думать абстрактно и осознании своих будущих возможностей, а также возможности рассматривать несколько возможностей сразу. В результате, подростки испытывают значительные изменения по сравнению с простыми, конкретными и глобальными описаниями, которые свойственны маленьким детям.
Подростки могут теперь осмыслить несколько «возможных себя», кем они могли бы стать, а также долгосрочные возможности и последствия своих решений. Изучение этих возможностей может привести к резким изменениям в самопрезентации, так как подросток выбирает или отвергает некоторые качества поведения, пытаясь вести себя фактически как идеал себя (кем подросток хочет быть) и кем боится стать. Таким образом, работает мотивация достижения через поведение в соответствии с Я-идеальным и Я-неидеальным.
Дифференциация Я-концепции происходит в середине подросткового возраста, при этом она должна быть непротиворечива, иначе это вызовет когнитивный диссонанс, что может являться основным источником бедствий этого возраста, с другой стороны, это бедствие может принести пользу подросткам, поощряя их структурное развитие.
Наравне с непротиворечивой Я-концепцией, не менее важна в этом возрасте социальная идентичность, представляющая собой взаимосвязанное (когерентное) чувство стабильности в соответствии с прошлым опытом и планами на будущее. Каждый человек имеет самооценку (Я-концепцию), но согласно Эрику Эриксону – не все полностью достигают идентичности. Теория этапов развития Эриксона включает в себя кризис идентичности, в котором подростки должны исследовать различные возможности и интегрировать различные части себя перед построением своих убеждений. Он назвал разрешение этого процесса как этап «личности достижения», а также подчеркнул, что проблема идентичности «никогда полностью не решена раз и навсегда, в один момент времени»[7]. Сначала подростки определяют себя в зависимости от членства в группах.
Таким образом, окончательным важным аспектом формирования личности является самооценка, мысли и чувства по поводу своей Я-концепции и социальной идентичности. Вопреки распространенному мнению, нет никаких эмпирических доказательств значительного снижения самооценки в течение подросткового возраста[8]. «Ситуативная самооценка» колеблется быстро и может вызвать серьезные страдания и тревоги, но базовая самооценка остается стабильно высокой в подростковом возрасте.
Источники статьи «Мышление подростков, мышление в подростковом возрасте»
[1] Arnett J. Emerging Adulthood: What Is It, and What Is It Good For? // Child Development Perspectives. – 2007. – № 1. – P. 68.
[2] Choudhury S., Blakemore S., Charman T. Social cognitive development during adolescence // Social Cognitive and Affective Neuroscience. – 2006. – № 1. – P. 166. – Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2555426/?tool=pmcentrez
[3] Choudhury S., Blakemore S., Charman T. Social cognitive development during adolescence // Social Cognitive and Affective Neuroscience. – 2006. – № 1. – P. 166. – Режим доступа: http: www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2555426/pdf/nsl024.pdf
[4] Casey B., Getz S., Galvan A. The adolescent brain // Developmental Review. – 2008. – № 28. – P. 64.
[5] Kali R., Ferrer E. Processing speed in childhood and adolescence: Longitudinal models for examining developmental change // Child Development. – 2007. – № 78. – P. 1762.
[6] Rankin J., Lane D., Gibbons, F., Gerrard M. Adolescent self-consciousness: longitudinal age changes and gender differences in two cohorts // Journal of Research on Adolescence. – 2004. — № 14. – P. 16.
[7] Steinberg L. Adolescence. NY: McGraw-Hill, 2008. – P. 287.
Автор статьи: Дмитрий Седов. 31.10.2012 г.
balmolod.ru
Все родители хотят сделать всё необходимое для счастья своего малыша. Самый важный вклад в детские годы – это развитие логического мышления у детей, упражнения, игры и тесты для ребёнка, направленные на укрепление навыков. В этой статье мы расскажем, на что влияют такие занятия с дошкольником или подростком и как организовать оптимальные условия для взаимодействия.
Задача – заинтересовать ребёнка в развитии в любое время года
В целом семье полезно проводить время вместе. Это сближает, укрепляет связь друг с другом, учит общению и нахождению в контакте не только с близкими, но и окружающими людьми, природой. Попробуйте почаще совершать такие действия:
Путешествовать вместе с ребёнком по близлежащим достопримечательностям. В ходе поездки или пешей прогулки Вы расскажете много увлекательной информации. Найдите в интернете мифы, загадочные сюжеты или просто любопытные исторические факты. На примере знаменитых полководцев, правителей, деятелей искусств Вы сможете объяснить подрастающему поколению, к чему приводят определенные действия. Аналогии и примеры как нельзя лучше помогают развивать логику и скорость мышления у ребёнка, учат его рассуждать. Вы сможете попутно задавать вопросы: как бы сделал он, какое решение принял бы, какой будет результат.
Ощущать на себе перепады погоды, осознавая их последствия и механизм действия. Малыш должен сам понять, что если он голыми руками начнет возиться в снегу, то в скором времени замёрзнет. Второй раз он уже не повторит такую ошибку и подумает, прежде чем взяться лепить снеговика.
Общаться с природой, трогая деревья, листья, наблюдая за животными, их повадками, особенностями поведения каждого из них. Очень полезным в этом плане будет контактный зоопарк или сафари-парк. Это те места, где можно вступить с неопасными зверушками в контакт.
Участвовать в простых мероприятиях на природе. Например, собирать хворост для костра, лепить снежную бабу. Это не просто механическая последовательность действий, а целый алгоритм – что за чем должно идти.
Учиться кататься на санках, велосипеде, коньках, лыжах. Любой спорт с инвентарём требует не только умений, но и осознания процесса – как поведут себя полозья, почему они покатятся в ту сторону, где уже есть след и т.д.
Выполнять упражнения, задания и игры для развития логики и мышления детей надо в комфортной обстановке. В зависимости от времени года уличные мероприятия должны сопровождаться специально подобранной одеждой. Летом Вам и малышу понадобится тент от палящего солнца, а зимой – теплая одежда.
Интернет-магазин Stayer предлагает широкий ассортимент курток и комбинезонов для комфортных прогулок с детьми в холодный сезон. Преимущества продукции фирмы:
качественные материалы;
современные технологии производства;
износостойкость;
яркий дизайн;
приемлемая цена;
многофункциональность.
Как объяснить маленькому человеку, что такое логика, и как ей научиться
Взрослым необходимо понимать, что дети думают совершенно иначе. У них еще нет сформированного мировоззрения, на основании которого человек может дать оценку происходящим действиям и сделать для себя выводы. Какие мыслительные процессы протекают в голове вашего ребенка, никто не догадается и не узнает, если об этом не спрашивать его самого.
Основной инструмент развития способностей и умений у малыша от 1 года – это открытый диалог. Важно, чтобы общение было обоюдным – только в этом случае возможно совершить обмен полезной информацией. На её основе старшее поколение может определить сферу интересов, задач и забот подрастающего ребёнка.
Начинайте налаживать общение с сыном/дочкой в самом раннем возрасте. По мнению специалистов, это эффективно помогает развивать у детей логическое мышление и другие навыки благодаря способу подражания. В ранний период ребёнок наиболее активно впитывает в себя всю окружающую информацию, которая впоследствии станет фундаментом для формирования мировоззрения. Проще говоря, он будет наблюдать за Вами, поэтому очень важно озвучивать каждый свой шаг. Попробуйте проговаривать последовательность своих поступков, объясняя причинно-следственную связь. Это будет напоминать подробный рецепт из кулинарной книги.
Лучше всего выстраивать диалог через игру, потому что в таком процессе у малыша просыпается интерес к происходящему. Можно обыгрывать различные жизненные ситуации, при этом нужно:
наблюдать за реакцией, которую можно корректировать,
помогать быстрее ориентироваться в складывающейся обстановке,
обращать внимание на ошибки и способы их разрешения,
проводить игры, развивающие скорость мышления (найти отличия на рисунках, выбрать необходимые предметы, повторить слова, предложения или звуки).
Психиатры проводят четкую взаимосвязь развитого логического мышления у детей дошкольного возраста с устойчивой к внешним раздражителям психикой у подростков. Иными словами, люди, привыкшие думать прежде, чем произвести действие, меньше подвержены навязчивым идеям и состояниям стресса. Чтобы малыш рос активным и здоровым, необходимо на собственном примере показать ему, как получать удовольствие от активной жизни, а также рассказать о возможностях, которые дает окружающий мир. Больше занимайтесь со своим ребенком, чтобы он хорошо социализировался, благополучно окончил школу и в будущем смог вести полноценную самостоятельную жизнь. В статье мы рассказали, что влияет на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Взрослейте вместе с удовольствием!
www.stayer.su