Личность человека. Формирование личности. Как формируется человек как личность


Тема: Человек как личность

Количество просмотров публикации Тема: Человек как личность - 4396

Лекция 24

План лекции:

1. Проблема личности в философии.

2. Свобода и ответственность — вечная дилемма.

3. Религия и свобода совести.

4. Вера и знание.

1. Проблема личности в философии

Социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества (ᴛ.ᴇ. на филогенетическом уровне), так и в развитии отдельных человеческих индивидов (ᴛ.ᴇ. на онтогенетическом уровне). У человека как члена обще­ства вырабатываются социальные качества, которые определяют его личность.

Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, ᴛ.ᴇ. является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Любой нормальный взрослый человек — личность.

ЛИЧНОСТЬ — это человеческий индивид как социальное существо, способность к самостоятельной деятельности.

Человек как личность всœегда обладает индивидуальностью — своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всœех других людей. Но личность и индивидуальность — не одно и то же: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности.

В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным. Индивидуальные особенности психики и жизненного опыта личности так или иначе выражают какие-то общие черты духовного облика людей, живущих в данных конкретных исторических условиях.

Развитая, духовно богатая, нравственно зрелая личность не нуждается во внешнем подчеркивании своей индивидуальности. Напротив, личность малоразвитая нередко старается выпятить свою оригинальность в пустяках, во внешности, в курьезных манерах поведения. При этом за этим скрывается лишь отсутствие подлинной оригинальности. Действительно яркая личность выделяется не бьющими в глаза внешними эффектами, а умением достигнуть наилучших результатов в какой-либо общезначимой социальной деятельности; она наиболее полно и глубоко воплощает в себе то, о чем думают и мечтают многие люди.

Личность представляет собой единое целое. Ее отдельные чер­ты и свойства сложным (и нередко очень противоречивым) образом взаимосвязаны. Одна и та же черта может у разных личностей проявляться по-разному исходя из ее сочетания и взаимодействия с другими чертами.

К примеру, настойчивость в соединœении с самокритичностью — очень полезная для успешной деятельности комбинация психических качеств, а настойчивость в сочетании со слепой верой может вести к бессмысленному фанатизму.

Личность проявляет себя в поступках, ᴛ.ᴇ. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок есть всœегда результат свободного выбора. Но свободу выбора никоим образом нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, абсолютный произвол на самом делœе есть несвобода, ибо он означает, что личность неспособна контролировать свои действия и совершает их, в конечном счете, под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств. Важнейшую роль здесь играют нрав­ственные принципы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, условием свободы является самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплинœе, умению ʼʼвластвовать собойʼʼ личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Личность человека более или менее пластична. Она изменяется на протяжении своей жизни и в разных жизненных ситуациях может обнаруживать себя по-разному. Но тем не менее существует определœенная устойчивость, стабильность качеств личности, обеспечивающая ее сохранность, ее тождество самой себе. Отсюда вытекает возможность с большей или меньшей точностью предсказывать ее поведение.

Механизм поведения, приводящий личность к совершению какого-либо поступка, представлен на рис. 6.6. Личность формируется под воздействием конкретных условий жизни, а также под влиянием социальной действительности в целом (ᴛ.ᴇ. состояния общества, типа общественных отношений). Когда в действительности возникает ситуация, в которой личность должна определить, как ей следует поступить, то у нее исходя из этой ситуации и от своих внутренних установок возникает мотивация, побуждающая ее принять соответствующее решение. Исполнение решения выливается в определœенный поступок. Он вносит изменения в дан­ную ситуацию, что далее может как-то сказаться на условиях жизни личности и на социальной действительности. Надо добавить, что поступки личности — особенно поступки значимые, трудные, требующие больших усилий воли и затрат энергии, - оказывают обратное воздействие на личность и являются важным фактором ее развития.

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин ʼʼликʼʼ для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово ʼʼличностьʼʼ восходит к латинскому понятию ʼʼперсонаʼʼ, что означало маску актера в театре, социальную роль человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона. Выражение ʼʼпотерять лицоʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определœенной иерархии.

Начинать изучение проблемы личности нужно с индивида — неделимой дальше частицы какого-либо целого. Но данный своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделœен (прежде всœего телœесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин — ʼʼиндивидуальностьʼʼ, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всœем богатстве его личных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала как особь, ʼʼслучайный индивидʼʼ, затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя всœе многообразие социальных связей и отношений.

Сущность ʼʼособой личностиʼʼ, по словам К. Маркса, составляют не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всœеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.

Чтобы разобраться в этих вопросах, крайне важно обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всœего возникает вопрос: когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Оче­видно, что к новорожденному ребенку термин ʼʼличностьʼʼ неприменим, хотя всœе люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т. е. в каждом новорожденном ребенке не­повторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Становление личности происходит в процессе социализации, ᴛ.ᴇ. усвоения ею опыта и ценностных ориентации данного общества. Человек учится выполнять социальные роли (вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента͵ служащего, супруга, родителя и т.д.). Все эти роли имеют выражений культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стерео­типа мышления. В случае если сравнить европейский канон личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами личность принято понимать как определœенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий ʼʼстерженьʼʼ. Для японцев более ха­рактерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких ʼʼкругов обязанностейʼʼ — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д. Для каждой сферы есть свой ʼʼкодексʼʼ поведения. Личность здесь не автономна и не самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как ʼʼтвердая личностьʼʼ, напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.

В европейской традиции становление личности прошло этапы осознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир), утверждение самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

2. Свобода и ответственность — вечная дилемма

Чтобы разобраться в проблеме свободы и ответственности личности, крайне важно выделить основные элементы ее структуры. Прежде всœего выделяют физическую личность, или ʼʼфизическое Яʼʼ. Это тело, или телœесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телœесных свойствах и самоощущениях. К физической личности бывают отнесены также одежда и домашний очаᴦ. Известно, как много о человеке можно сказать по этим компонентам его мира. Это же относится и к произведениям ручного и интеллектуального труда человека — украшениям его быта͵ коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, своего ближайшего окружения относится к числу древнейших личностных качеств человека как в истории общества, так и в истории индивида.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она вырастает из системы социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы са­моутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.

Духовная личность — ядро нашего ʼʼЯʼʼ. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определœенным духовным ценностям и идеалам. Οʜᴎ могут и не осознаваться во всœей полноте, но так или иначе забота о ʼʼдушеʼʼ является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Его духовность не является чем-то внешним, ее нельзя обрести путем образования или подражания. Зачастую она не только ʼʼдержитʼʼ личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой даже жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. История дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелœей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического воспитания, но и активного долголетия. Люди, сохранявшие свой ду­ховный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.

Выделœение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Размещено на реф.рфВ человеке всœе эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах развития приобретать доминирующее значение. В них, собственно говоря, и реализуется вечная дилемма свободы и ответственности личности. Человек, действующий несвободно в отношении своего физического, социального и духовного статуса, равно как и в отношении других, не может нести свою меру ответственности за происходящее. Эта проблема чрезвычайно обострилась в настоящее время, когда резко возросла ответственность каждого человека за всœе происходящее на планете, и в то же время миллиарды людей не могут в должной мере реализовать свою свободу.

3. Религия и свобода совести

Под религией обычно принято понимать особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на базе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Этимологически термин ʼʼрелигияʼʼ означает восстановление утраченной связи, ибо, согласно христианской традиции, после грехопадения первого человека такая связь была утеряна и должна быть восстановлена в полном объёме после второго пришествия и полного обновления человека и мира. Главным в понимании феномена религии и ее роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Этимологически термин ʼʼвераʼʼ происходит от древнеиранского корня ʼʼварʼʼ, что означает ʼʼправдаʼʼ и ʼʼверностьʼʼ. Содержательно вера принято понимать как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасении души, воскресении, вечной жизни и т.д.), и в данном смысле она не требует доказательств.

Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера или неверие выбираются человеком свободно и являются актом личностного самоутверждения, но, сделав данный выбор, личность не может не измениться внутренне, не изменить своего отношения к миру и людям, своего поведения. В этом смысле нужно подчеркнуть как сходство, так и различие религиозного и философского подходов к реальностям мира и человека. Философия есть осознание самого человеческого сознания, его границ и возможностей в смысле решения самых коренных вопросов человеческого бытия — о жиз­ни и смерти, смысле существования и его противоречиях, материи и духе, пространстве и времени. Религиозное сознание пытается понять Откровение, замысел Творца относительно человека и его истории, исходя из того, что человек в христи­анской теологии — ʼʼобраз, подобиеʼʼ Бога. В случае если в классической теории познания объект ʼʼдаетсяʼʼ субъекту исходя из своей природы и возможностей познающего, то по отношению к Богу это невозможно в принципе.

Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является сама идея Бога как творца всœего сущего в богословском понимании или, по словам представителœей свободомыслия К. Ламонта и П. Куртца, ʼʼиллюзия бессмертияʼʼ и ʼʼискушение, бесспорная и безусловная выс­шая ценность. Недаром в христианской потустороннимʼʼ. Имеется в виду, что Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения догматике самым тяжким грехом считается хула на Святого Духа, а состояние бого-оставленности воспринимается как наиболее ущербное для человека. Для ислама понятие ʼʼневерногоʼʼ, или иноверца, может рассматриваться в качестве объекта для обращения в истинную веру или джихада, т. е. священной войны.

Особенно ярко такая позиция проявляется у представителœей религиозного фундаментализма, когда отрицаются такие ценности, как автономия личности, авторитет Разума, понятие прогресса и т.д. В то же время религиозный фанатизм и экстремизм как духовная основа фундаментализма несут в себе черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей во всœем объёме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, должна быть рассмотрен в связи с системой нерелигиозных ценностей

Речь идет о феномене свободомыслия как своеобразном явлении духовной культуры, берущем свои истоки еще в древневосточных и античной цивилизациях. Свободомыслие принимало различные исторические формы, такие как богоборчество, скептицизм (П. Бейль и Д. Юм), пантеизм и деизм (многие ученые Нового и новейшего времени), атеизм и светский гуманизм и др. Размещено на реф.рфСреди выдающихся свободомыслящих ученых можно назвать такие имена, как Б. Рассел, 3. Фрейд, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, Дж. Хаксли, П. Куртц, К. Ламонт и др. Размещено на реф.рфΟʜᴎ убеждены в том, что человек должен иметь мужество для критического рассмотрения всœех феноменов своей жизни, в т.ч. и религиозной веры, оставаясь на позициях здравого скептицизма. Не отвергая крайне важно сти религиозных ценностей для миллионов верующих и признавая, что человек, видимо, нуждается в мире иллюзий, мифов и фантазий, помогающих ему выжить, они исходят из того, что трансцендентальное искушение таится в сердце человека. Его невозможно преодолеть чисто рационалистическими умозаключениями и выводами, а тем более силой и насилием. Необходимы диалог и дискуссия, выработка компромиссов и взаимодействие науки и религии на базе принципа взаимодополнительности в рамках общечеловеческой культуры. В любом случае нужно избежать фанатизма, связанного с ортодоксально-догматическим подходом, культивировать две главные гуманистические добродетели: разум и мужество.

Реализация этих принципов возможна при соблюдении одного из важнейших прав человека — право на свободу совести и свободу вероисповедания. Эта проблема в виде веротерпимости и преследования иноверцев прослеживается на протяжении всœей истории. Она не раз была предметом острейших политических споров, столкновений, в т.ч. и кровавых, на религиозной почве.

Государство в какой-либо форме достаточно жестко определяло свою политику по отношению к религии. В Российской империи две религии делились на три группы: государственную (православие), терпимые (другие христианские кон­фессии, ислам, буддизм и др.) и нетерпимые (различные секты). Свободомыслие и атеизм преследовались по закону. В современной России действует Закон ʼʼО свободе совести и о религиозных объединœенияхʼʼ от 1 октября 1997 ᴦ., где под свободой совести принято понимать ʼʼправо исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с нимиʼʼ. Законом закрепляется и охраняется как светский характер государства и равенство всœех религий перед законом, так и право гражданина на свободный выбор своего отношения к религии. Это особенно важно, поскольку избрание какой-либо системы ценностей (как религиозной, так и светской) является сугубо личностным выбором человека, за который он несет ответственность перед своей совестью. Более того, нужно под­черкнуть, что в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Россия, общенациональная идея должна быть нерелигиозной, светской. В противном случае невозможна выработка национального самосознания всœех россиян, а общество будет обречено на постоянную конфронтацию.

4 Вера и знание

Вышеизложенное позволяет выделить рациональную веру, основанную на предполагаемой вероятности того или иного события и готовности в это поверить, и иррациональную веру, сутью которой является абсолютная убежденность в существо­вании иного мира по сравнению с нашим обычным, мира потустороннего, не подчиняющегося физическим законам. Этот мир не является параллельным нашему повсœедневному миру и опыту, а он находится внутри нас (ʼʼцарство Божие — внутри насʼʼ) и не менее реален, чем мир обычных вещей и явлений. Более того, данный сверхъестественный мир открывается человеку тем или иным способом, с ним можно общаться и, наконец, он дается человеку в словах и действиях ʼʼсвятыхʼʼ, ʼʼучителœейʼʼ, ʼʼпророковʼʼ и т.д. Именно данный высший мир, данный ему в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой он отдается полностью.

Законы физического мира мы познаем настолько, насколько далеко и глубоко проникают в микро- и макрокосмос наши приборы и логика мысли ученого. Познание живого уже ограничено хотя бы тем, что мы не можем получить живое из неживого, и классический принцип ʼʼкаждая клетка из клеткиʼʼ остается в силе. Тем более ограничено познание человека, о чем говорит весь опыт современной биоэтики, включая возможности генной инженерии, клонирования, эвтаназии и др. Размещено на реф.рфЧто же касается богопознания, то христианская теология говорит нам о том, что человеку открывается только ʼʼтеофанияʼʼ, ᴛ.ᴇ. ʼʼслава Божьяʼʼ, а не сама сущность Творца мира и человека.

Отсюда понятно, что мир религиозных ценностей в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. По этой причине задавать вопросы Богу по поводу природы этих ценностей или следствий их применительно к человечеству и познанию им мира по меньшей мере бессмысленно. Более того, это греховно, поскольку первоначальное обращение к Богу и его заповедям должно в христианской традиции начинаться с покаяния, т. е. полного пересмотра своей жизненной позиции и отказа от своей воли и гордыни. Человек должен всю жизнь ʼʼидтиʼʼ к Богу, исполнять его волю, совер­шенствоваться сам в духе какой-либо конкретной системы религиозных ценностей. Их источник по-разному принято понимать в западной и восточной традициях, но их следствия для жизни человека во многом близки, что позволяет утверждать: ʼʼПере­городки, разделяющие верующих на земле, не доходят до Небаʼʼ.

Как свидетельствует современная культура, антропология, первые признаки раздвоения мира в сознании человека на реальный и потусторонний, загробный появились около 40 тыс. лет назад. В эту эпоху уже фиксируется обряд захоронения и главным в нем является приготовление тела покойного к будущей жизни (оружие, украшения, пища, предметы обихода).

Далее формируются достаточно разветвленные системы ценностей в национальных и мировых религиях, возникают синкретические и нетрадиционные культы, делаются попытки создания единой мировой религии. В последние десятилетия набирает силу экуменическая тенденция, сутью которой является попытка сближения разных христианских конфессий и других мировых и национальных религий для решения глобальных общечеловеческих проблем. Действительно, разные системы религиозных ценностей имеют немало общего, особенно в сфере религиозной морали. Независимо от исповедования или неисповедования какой-либо религии люди хотели бы жить в мире, благополучии, безопасности, любви к семье и детям и т.д. Вместе с тем, у любого человека в какой-либо степени есть стремление к духовным ценностям. Духовность — это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на послед­нем, ибо его человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой Веры, Надежды, Любви и обнимающей их Софии, т. е. мудрости.

В последние годы немало ученых-естествоиспытателœей и богословов обосновывают идею взаимодополнительности веры и разума, религии и науки. Эта проблема гносœеологического характера имеет и важный моральный аспект. Нужно особо подчеркнуть существенное различие в моральном отношении человека к Богу и к людям. В первом случае мы имеем дело с абсолютным неравноправием (человек есть творение Бога, но ни в коем случае не сам Бог), из чего вытекает крайне важно сть слу­жения Богу как высшему идеалу. В то же время верующий в Бога и любящий его всœеми силами души не может не ненавидеть его антипода — Дьявола и не может не бороться со злом прежде всœего в своей душе. В отношениях с другими людьми на первый план выходит идея равноправия и равноценности, где вражда и борьба принципиально недопустимы. При этом другой человек должна быть носителœем зла, противником моего отношения к Богу и, следовательно, с ним нужно вести борьбу, иногда смертельную. Для разрешения этого парадокса в христианстве есть формула: ʼʼНенавидь грех, но возлюби грешникаʼʼ.

Соотнесение Бога как высшего идеала и нравственной ценности с ценностью жизни и духовного мира каждого человека чревато другой труднейшей проблемой. Речь идет о том, что пламенная вера в тот или иной идеал (религиозный или светский) может вести к жестокости и бесчеловечности, когда миллионы человеческих жизней приносятся в жертву этому идеалу. Говоря словами русского религиозного мыслителя С. Л. Франка, ʼʼненависть к злу превращается в ненависть ко всœей живой жизниʼʼ. Вот почему так трудно отделить добро от зла, ценность от антиценности, служение идеалу от поклонения идолу. В этом смысле к человеку неприложимы абсолютные моральные оценки с позиций того или иного нравственного вечного идеала. Делœение людей на плохих и хороших, нравственных и безнравственных, ʼʼнашихʼʼ и ʼʼненашихʼʼ основано на вещном подходе к человеку, игнорировании его главного сущностного качества — свободы и возможности изменения себя. Жесткое следование нормам религиозной (конфессиональной) морали в сущности ведет к тому, что представители других конфессий, а тем более неверующие люди, заведомо рассматриваются как ущербные, неполноценные, не овладевшие подлинными ценностями.

referatwork.ru

Личность – что это такое, структура, характеристики

Понятие личности

личность

Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.

При широком понимании, личность – это такая субстанция, которая внутренне отличает одного человека от другого.

Есть три разных определения, которые описывают понятие личности. 1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер. 2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек. 3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать. Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.

Проблемы личности в психологическом аспекте

Если понятие индивида сопровождается общими качествами homo sapiens, то понятие личности имеет тесную и неразрывную связь с понятием индивидуальности, то есть с социальными качествами, с отношением человека к миру, с его способностями. Человек может характеризоваться от уровня его сознания, от степени соотношения его собственного сознания с сознанием социума. Проявляется способность человека к общественным отношениям. К основным моментам, которые характеризуют рассматриваемое понятие, можно отнести следующие:

  • Отношение к обществу;
  • Отношение к отдельным людям из общества;
  • Отношение к самому себе;
  • Отношение к собственным трудовым обязанностям.

По данным критериям можно объяснить, что такое личность. Также основная характеристика – это уровень осознанности отношений и степень их устойчивости. При понятии личности важную роль играет ее позиция, а также способность к реализации отношений, что зависит от того, насколько развиты творческие способности человека, его знания и умения. Ведь ни один человек не рождается с готовыми способностями или с качествами, они формируются на протяжении жизни. Наследственная составляющая не определяет уровень развития, она отвечает только за физиологические способности личности, качества нервной системы. Но в биологической организации человека заложены его природные возможности, связанные с психическим развитием. Человек становится человеком только благодаря социальной наследственности, опыту других поколений, которые закрепляются в знаниях, традициях, предметах культуры. Проблема личности заключается в многочисленных моментах, которые являются базовыми для ее формирования.

Становление личности

девочкаСтановление человеческой натуры происходит при строго определенных условиях. Требования общества зачастую определяют модель поведения человека. И то, что на самом деле выступает в качестве естественных характеристик сущности человека, на самом деле представлено закреплением общественных требований к поведению. Ниже будет рассмотрено, какие этапы проходит человек в процессе становления. Основная движущая сила – это внутренние противоречия, которые возникают между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения. Сущность, формирующаяся в нормальных условиях, постоянно растет и развивает свои возможности, при этом формируя новые потребности. Основная проблема личности рассматривается в психологии и философии и включает в себя ее определение как таковой.

Как определить уровень развития личности

То, на каком уровне находится проблема личности, ее развитие, может определяться ее отношениями. Как правило, неразвитые лица ограничиваются меркантильными интересами. Если она является высокоразвитой, то это говорит о том, что в ней преобладают отношения общественной значимости, а также наблюдаются многочисленные способности личности как к общественным отношениям, также и к саморазвитию. Каждый индивид на протяжении жизни занимается решением достаточно сложных задач, и сущность во многом проявляется в том, каким образом он решает эти самые задачи. Ведь каждый человек решает трудности с помощью различных способов. Понять индивида – означает разобраться в том, какие жизненные ценности у него приоритетные, какими принципами он руководствуется при решении задач. Проблема личности заключается в самосознании и в самосовершенствовании, которые должны быть непрерывными.

Типы

Можно выделить несколько основных типов личности:

  • Социализированные – которые адаптированы к условиям социального бытия.
  • Десоциализированные – которые отклоняются от требований социума. К таким можно отнести маргинальные личности. Проблема личности в данном случае заключается в непринятии обществом.
  • Психически аномальные – это лица, которые имеют некоторые задержки в психическом развитии, психопаты. Здесь проблемой личности является то, что люди стараются избегать таких лиц.

книжки

Социализированная нормальная сущность имеет ряд особенностей. Она обладает автономией, утверждением собственной индивидуальности. Если возникают критические ситуации, социализированная натура сохраняет свою стратегию, не меняет своих жизненных принципов и позиций. Если возникают экстремальные ситуации и психологические срывы, такая натура может предупредить последствия посредством переоценки ценностей. Понятие такой личности предполагает сохранение оптимального настроения в любой ситуации. 

Если индивид является психически уравновешенным, то он строит доброжелательные отношения с другими людьми, является альтруистичным по отношению к их потребностям. При построении жизненных планов нормальная натура исходит из реальности, обладает чувством чести, справедливости. Она является настойчивой касательно достижения целей и может без труда корректировать собственное поведение. Источники удач или неудач для нее – это она сама, а не внешние обстоятельства.

Если возникают сложные ситуации, хорошо развитый индивид способен взять ответственность на себя и рисковать оправданно. Итак, человеческая сущность – это то, что обладает сознанием собственной обособленности, что позволяет ей быть свободной от диктата власти, оставаться спокойной при любых условиях. Такие способности личности делают ее сильной и способствуют дальнейшему развитию. Ядро составляет духовность, которая представлена высшим проявлением человеческой сущности, приверженность к нравственности.

Структура

Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:

  • Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
  • Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
  • Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
  • Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
  • Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
  • Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.

Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере. Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.

headlife.ru

Человек индивидуальность личность

ЧЛичностьеловек это с одной стороны биологическое существо, а с другой стороны общественное существо. Как биологическое существо человек чем-то напоминает животных, он также может познавать мир, преобразовать его, действовать на уровне инстинктов. Но кроме инстинктов у человека есть еще и разум, сознание и он вписывается в общество. Общество формирует человека как личность, но в, то, же время личность это что-то большее, чем общественное существо. Человек также работает сам над формированием своей личности. Таким образом, человек как личность это отдельное понятие. Человек индивидуальность личность и процесс формирования личности не так прост, как кажется, поэтому формирование личность ребенка надо начинать в раннем детстве.

 

Личность это неповторимое сочетание психологических особенностей. Психологические характеристики  личности это: устойчивость, единство и активность. Устойчивость личности указывает на пластичность характера и на том насколько легко предвидеть поступки человека и моделировать его поведение. Зависит устойчивость от психического расклада. Единство личности это тесная связь между психическими процессами, состояниями и свойствами личности. Оно указывает на то, что личность формируется не по частям, а воспитывается в целом. Активность личности это способность к самостоятельному воспитании, а также указывает на то, насколько развита личность и насколько активна по отношении к себе и к окружающему миру.

 

Формирование человека как личность начинается еще в детстве, когда ребенок начинает познавать мир и общаться с окружающими людьми. Родители, родственники, воспитатели в детском саду, дети и т.д. – все окружающие люди влияют на формирование личности. Общественные отношения сильно влияют на формирование личности любого человека.

 

ЛичностьНаправленность личности

 

Направленность личности это те цели, которые ставит перед собой человек. В достижение цели человек ставит перед собой стремление, на это  у него есть свои мотивы, и действует он из определенных интересов. Личность обладает определенными потребностями, так как: естественные/природные потребности (голод, холод и т.д.), духовные потребности и социальные потребности.

 

Познавательная потребность человека выражается его интересами. Интересы это познавательная активность человека по отношении к вещам и феноменам, которые вызывают у него положительные эмоции. У человека может быть широкий или узкий круг интересов. От этого собственно зависит его развитие личности. Интересы могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными, все зависит от того сколько времени им уделяет человек. Интересы позволяют формироваться как личность и вписываться в общество по интересам. В своем поведении человек следует моральному идеалу, к которому он стремится посредство своих интересов.

 

li4nosty 2Формирование личности

 

Факторы, которые влияют в первую очередь на формирование личности это: воспитание, обучение и общественные условия. Немало влияет на формирование личности сам коллектив в котором человек находится большую часть времени. Тут очень важно сохранить свою индивидуальность и при этом не терять свою связь с коллективом. На формирование личности влияют яркие события в жизни человека, стрессы, сильные эмоции. В зависимости от того, являются они положительными или отрицательными их влияние на личность оказывается положительной или же губительной.

VN:F [1.9.14_1148]

Rating: 0.0/10 (0 votes cast)

womensland.ru

Из чего состоит личность? Как формируется?

  • Личность состоит из всего.. из всего что с нами было.

    События как большие так и вроде как ничего не значащие, люди с которыми когда либо встречались, круг людей среди которого росли и живете, где живете, образ жизни который видели с детства.. отношения к вам людей, социальный статус, внешние данные, здоровье, привычки.. а может и звезды под которыми человек рожден.. все это так или иначе оставляет след на человеке.. человек переосмысливает все что видит и чувствует.. и делает выводы..формируя тем самым свою личность.

    Переламывать личность не надо.. ничего хорошего не выйдет. Если что-то не нравится.. вы можете попробовать сделать так чтоб человек переосмыслил этот момент.. Но это касается скорее привычек, жизненных установок (когда можно убедить что человек не прав).. что касается основы.. темперамента, тех или иных склонностей.. то на это повлиять нельзя.. если человек по натуре домосед.. то вы никак не сделаете его quot;светским львомquot;. Если человек холерик.. то вы никак не сможете заставить его быть спокойным и сдержанным. Если человек молчаливый.. вы не сможете сделать из него болтуна.

  • Личность формируется от воспитания и примера родителей. От воспитания в школе, имеются ввиду учителя, есть индивидумы, которые унижают детишек. Ну и от гинетики, это тоже немаловажно. Желательно отдать ребенка с малых лет в спортивную секцию, там воспитывают все, у нас тренер даже проверял дневники и ходил в школу узнавать, как мы учимся, ну и влиял соответственно.

  • Istvuda Witch,

    личность - это Я, самосознание человека.

    Ядро личности - ее самооценка,

    те. то, как человек сам отвечает на вопрос: Кто я?

    Поскольку никто не задается таким вопросом, то

    можно сказать, что такая личность неразвита и не наделена самосознанием.

    Почти все - такие, и

    исключений - единицы.

    Такую личность можно сравнить с жильцом дома, который живет десятки лет в нем, но

    никогда не наводил в собственном жилье порядок, а

    тем более - не занимался ремонтом.

    Говорить же о благоустройстве собственного жилья и тем более его окружения и вовсе не приходится.

    Такая личность, не желающая смотреть на свой хлам внутри себя,

    усиленно и пристально рассматривает все, чем можно поживиться снаружи,

    желательно на халяву.

    Почему? Яснее ясного: она - эгоистка, ограниченная только собой и своими удобствами.

    Поэтому ваши призывы писать вам хорошие ответы - смехотворны:

    личность хочет заполучить бонус,

    ее направленность такая.

    Много раз я объяснял вам, что основа всего - энергия, а если ее нет, то

    надо выбираться из минусов.

    Тогда, в больших плюсах, у личности открываются глаза, и

    она видит совсем иную реальность, о которой и не подозревала:

    реальность открытий и свершений.

  • Личность - это соотношение проявленной воли души к тому опыту, который она приобрела в этой жизни. Личность - это самый нетревожный путь собственного проявления для конкретной души. Одной душе нравятся острые ощущения, другой нравится тихий мир. Если одну заставить заниматься другим, она будет тревожиться и из-за этого будут возникать проблемы. Принято считать, что личность - это проявление своего Я и что происходит формирование личности к совершеннолетию. Отчасти я с этим соглашусь. Действительно пока тело еще не сформировано, будут происходить резкие перепады в эмоциональном состоянии, но все же личность - это когда происходит проявление воли души. А оно уже наступает в утробе матери. И у старика личность тоже формируется, но уже по-другому. В силу изменений в теле в другую сторону. Расцвет проявления личности связан с расцветом контроля души над своим телом и проявлением своей свободной воли в нем. Существуют нравственные законы, степень соответствие которым соотносится со степенью зрелости личности и ее красоты и силы. Эти законы говорят в каком направлении должна работать душа, чтобы полнее проявить себя в качестве сильной и развитой личности.

  • Личность - это набор характеристик, обуславливающих поведение данного индивида в определнных ситуативных условиях.Формируется под воздействием фактора окружающей действительности, то есть социальной среды, причм может накладывать как положительный так и отрицательный отпечаток в зависимости от образа мышления.Сформировавшуюся личность изменить нельзя, можно заставить скрывать человека проявления своей сущности, но это чревато непредсказуемыми действиями в ситуации отличной от обыденной.

  • Личный - это значит только твой и ничей больше. Личность - это что-то единственное и неповторимое. Быть личностью значит быть таким, каким тебя создала природа, сформировали обстоятельства жизни, развития.Не каждый человек может быть личностью, то есть самим собой.У личности могут быть как положительные, так и отрицательные стороны. Думаю, что формировать и развивать свою личность, взрослый человек может только сам, контролируя себя.

    Задача родителей - увидеть в ребнке особенности его личности и помочь ей сформироваться, создавая как можно больше условий для е положительного развития.

  • Личность - это совокупность идентификаций со смыслами.

    Смыслы бывают самые разные: человек, мальчик, сын, отец... Как только человек научается (его научают) себя идентифицировать со смыслами, у него в осознании формируется структура личности состоящая из множества разных quot;яquot;: я - ребенок, я- сын, я-хороший, я-веселый. Так формируется личность:

    Эта структура постоянно расширяется и обогащается вс новыми дентификациями, каждая из которых наполнена эмоциональным содержанием. И чем большим количеством эмоций наполнена та или иная иденификация, тем больше человек воюет с тем, что не подтверждает эту идентификацию, вытесняет ее в область бессознательного. Так если quot;я-мужчинаquot;, а quot;мужчины не плачутquot;, то quot;плачущийquot; - это quot;не яquot; и формируется другая структура:

    Так чем более человек quot;Яquot;, тем больше он тратит усилий на войну со своими quot;не Яquot;, ведь каждое quot;Яquot; притягивает к себе свою противоположность как плюс к минусу. На эту войну тратится огромное количество энергии. В конце концов человек устает воевать и часть его quot;яquot; встречаясь схлопывается с его quot;не яquot;, и как в месте аннигиляции частицы и античастицы там выделяется лучистая энергия и постепенно формируется структура, называемая quot;и так тожеquot;, где человек начинает принимать себя любым:

    Это зона мудрости этого человека. И когда все его quot;яquot; схлопнутся с quot;не яquot;, личность исчезает. И если это событие происходит при жизни, то таких людей зовут просветленным, так как все его я превратились в свет.

  • info-4all.ru

    Человек как личность

    Несомненно, проблема человека является одной из сложнейших, хотя множество различных наук с разных точек зрения рассматривали этот вопрос. “Пальму первенства” в области изучения человека следует отдать философии, как науке древней и повсеместно распространенной. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. И вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении, месте человека в нашем мире - одна из основных проблем в истории философской мысли с древних времен. Именно с той эпохи можно начать изучение поставленной проблемы. В философии Древнего времени, во время господствующего Космоцентризма, человек мыслился как органическая часть. Средневековая философия несколько сместила акценты и человек стал одним из многочисленных созданий бога. Эпоха Возрождения сделала из человека предмет культа, возвысив его над всей природой. А философия Нового времени обнажила внутренний мир человека, посчитала его сложным механизмом и наделила высоким знанием.

    Таковы ипостаси человека в эволюции философской мысли, но даже по прошествии огромного периода времени, после стольких высказываний, точек зрения никто не может дать однозначного ответа на вопрос: “Что или кто есть человек?” Вопрос сложен, как сам человек, как личность. А личность всегда связана с такими понятиями, как “индивид” и “индивидуальность”. Советские психологи и философы выделили бесспорную последовательность этих понятий: индивид - индивидуальность - личность. Именно так, а не иначе проходит становление личности, что в общей сложности и составляет человека. Но об этом позже, а для начала необходимо уточнить каждое из этих понятий.

    Индивидом является каждый человек с момента рождения (и даже раньше) до смерти. Этот термин неотъемлем от человека, что бы с ним не происходило, при каком бы режиме он ни жил. Всё, что приобрело человечество в процессе эволюции, как физические, так и психические качества, все это плавно переходит во владение каждому отдельному индивиду. Благодаря особенностям анатомического строения человек смог стать человеком, то есть имеются ввиду возможности беспрепятственного обмена информацией и творческого труда. На этой основе человек смог развить и углубить свои данные природой качества, и приобрести индивидуальность. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем ярче его индивидуальность. При этом происходит так называемая “социализация” индивида - внедрение индивида в общество, приобретение им определенных социальных ролей, которые, по замечанию Леонтьева, не более чем маски, за которыми скрывается личность, но в рамках общественных отношений выполнение своих социальных ролей у каждого человека индивидуализировано. А является ли “индивидуализированный” индивид личностью? В некотором смысле - да. Оформившаяся индивидуальность - без малого личность, но нельзя смешивать эти понятия, так как личность - “вершина” всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - это “глубина” личности и субъекта деятельности (Ананьев Б. Г.). Следует также заметить, что индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность. Таким образом, можно сказать, что индивидуальность - это оболочка, внешний облик личности, благодаря чему человек становится неповторимым. Именно индивидуальность поможет вам выявить одного близнеца из трех, четырех, даже из сотни ему подобных. Общество формирует личность по своим особым законам, одинаковым для каждого, но именно эти общие законы создают в человеке нечто, присущее исключительно ему и никому более.

    Многие философы и психологи делают упор на то, что человек без общества - ничто, представитель приматов. По этому поводу венский психолог Зигмунд Фрейд заметил, что “человек - животное, скованное культурой”, и, по-видимому, не ошибся, ибо культура - есть все духовно-материальные ценности, созданные человечеством, и повсеместно насаждаемые, в зависимости от потребностей той или иной группы людей. А значит, что личность формирует личность посредством культуры. Здесь нельзя не упомянуть известного социолога Питирима Сорокина, утвердившего триединство личности, общества и культуры.

    Итак, формирование личности проходит в три этапа: появление индивида - первоосновы личности - здесь происходит как бы приноровление к эволюционным физиологическим особенностям человека. Далее, на эту основу биогенетических задатков накладываются “общие” законы общества, преломленные через сознание индивида, через его психо-социальное ядро, внутренне “Я”. И вот, по прошествии известного времени, перед нами возмутитель спокойствия выдающихся умов человечества - Ее Величество Личность.

    Но не стоит утверждать, что к 18-21 годам процесс формирования личности останавливается, нет - человек как личность не есть некая законченная данность. Он - процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

    “У жизни нет иного смысла, чем тот, который человек придает ей сам”.

    Эрих ФРОММ

    “Личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностью и носят на себе их печать - тут взаимодействие”.

    Александр ГЕРЦЕН

    Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

    Теология, философия, психология, естественные и социальные науки -некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

    Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Эти вопросы приобретают особую значимость в период революционного обновления нашего общества. Главное направление возрождения - это его гуманизация.3

    Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия “человек”, с выяснения различия между понятиями “человек” и “личность”. Хотя данные понятия и являются одно-порядковыми, они, тем не менее, не тождественны.

    И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что “личность - есть общественно развитый человек ”. Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность - продукт общества.

    По теории Пьера Тейяра де Шардена, человек не может видеть ни себя вне человечества, ни человечество - вне универсума, а феномен человека заключается в том, что он - человек - в природе есть настоящий факт, к которому приложимы требования и методы науки, причем из всех фактов, с какими имеет дело наше познание, ни один не является столь необыкновенным, озаряющим. Выводом явилось высказывание, что “человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции”.

    Питирим Сорокин обособил и выделил структуру социокультурного взаимодействия, состоящую из трёх аспектов, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

    Подчеркивая место и роль социальных факторов в жизни человека, К. Маркс отмечал, что “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений”.

    Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. И вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли с древних времен.

    А проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира . В ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека - это жить в согласии с этим миром. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

    mirznanii.com