Политический режим (ПР).
Общая характеристика.
ПР совокупность способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе.
ПР - характер и способы взаимоотношений власти, общества и личности. За фасадом государственных институтов можно увидеть состояние демократических прав и свобод, соотношение между государственной властью и правовыми основами её деятельности. Выделяют три основных типа ПР: тоталитарный, авторитарный, демократический.
СХЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПО ХУАНУ ЛИНЦУ.
КОНСТИТУЦИОННОСТЬ
Тоталита-
ризм
М И
Б Е
Демократия
И О
Л Л
И О
З Г
А И
Ц З
Авторитаризм
И А
Я Ц
И
Я
ПЛЮРАЛИЗМ
Характеристики (согласно политологу Хуану Линцу):
Тоталитаризм (ТР).
Т. - система правления, при которой одна партия держит в своих руках всю политическую, экономическую, военную, судебную власть в стране.
Термин «Тоталитаризм» - (от лат. totalis - весь, полный, целый) означает полный контроль. Этот термин впервые ввел идеолог итальянского фашизма Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения. Лозунг Тоталитаризма: «запрещено все, что не разрешено».
Еще Муссолини подчеркивал: тоталитаризм, это явление абсолютно новое явление в истории. Т. Е. отличается от всех прежних форм подавления (деспотизм, тирания, диктатура). Приносит с собой совершенно новые политические институты, разрушает все прежние социальные, правовые, политические традиции. Возникает только в двадцатом веке, поскольку требует высокого уровня развития (индустриальная стадия), развития средств массовой коммуникации (СМИ) и средств всеобщего контроля в стране. Часто возникает после острого социально-экономического кризиса.
Теоретики, разработавшие теорию тоталитаризма: Ханна Арендт, Карл Поппер, Карл Фридрих, Збигнев Бжезинский.
Три классических ТР: В СССР при Сталине (20-50-е годы 20 века), национал- социалистический при Гитлере (1933- 1945) и фашистский (1922- 1943) в Италии Муссолини. Но еще и режим Пол Пота в Кампучии, Ким Ир Сена в КНДР.
Признаки Т. (Бжезинский, Фридрих):
Элементами которой являются:
а) утопическое видение нового политического и общественного порядка и др. областей (экономика, наука, история, искусство) и путей к нему,
б) объясняет миссию лидера/правящей группы, ведущих к этой цели;
в) оправдывает борьбу как основу политики. Т.е. создает «Образ врага» и Призывает на борьбу с ним. Это служит мобилизации народа и, кроме того, объясняет: «кто виноват?». В результате обеспечивается поддержка (легитимизация) установленного политического режима. Ставит целью создание «нового человека» (преданного власти) и «новой морали».
2. Однопартийная система наличие одной партии, постоянно находящейся у власти. Создается конструкция: партия-государство.
Она стоит над и одновременно пронизывает все правительственные институты. Сама партия организуется иерархично, полувоенно, жесткая дисциплина.
Во главе партии находится вождь, отождествляемый с доктриной и судьбой государства, т.е. идет формирование «культа личности».
Окружена системой вспомогательных общественных организаций, который пронизывают все общество (детские, юношеские, женские, спортивные, профсоюзные).
3. монополия на СМИ (средства массовой информации) и создание системы мощной пропаганды:
Для поддержания веры в ТИ партия использует СМИ (газеты, Радио) + систему образования + пропагандистскую силу искусства (кино, литература, архитектура, памятники, парады).
Все они должны были демонстрировать:
1. народную поддержку, всенародную любовь к партии-государству,
2. давать правильное описание и интерпретацию событий: «проводить линию партии».
3. Нетерпимость к инакомыслию, нет индивидуальности.
4. Борьба с врагами.
4. Система террор. полицейского контроля. (НКВД, гестапо). Террор и пропаганда дополняют друг друга. Физические + психические методы. Создается система особого контроля: от армии до семьи, не только поведения, но и мыслей человека. Аресты, заключения, пытки, но уже одна угроза «стука в дверь» способна многое. Массовый террор против «врагов народа», а также и преданных сторонников как метод внутриэлитной борьбы.
Цель которого - недопущение военного переворота, ни один режим не был свергнут своей армией.
6. Контроль над экономикой - для укрепления матер. основ - свободного распоряжения сырьем, ресурсы в тяжелую промышленность, вооружения.
Характеристики тоталитарного режима по Хуану Линцу:
1) один центр власти, нет плюрализма,
2) высочайший уровень разработки и влияния идеологии, используемой- для легитимизации; Только она и есть граница власти, впрочем, лидер может исправлять её и трактовать.
3) неконституционность;
4) Высокий Уровень мобилизации для достижения задач. Выше, чем у Демократических режимов, но, в отличие от них только принудительный (со стороны государства) тип политической активности.
samzan.ru
Социология, исследуя личность, использует данные самых различных наук (философии, этики, психологии, социальной психологии, педагогики), но преимущество отдается изучению личности как источника социальной жизни, как ее единственного носителя и деятеля.
К проблеме "личность и общество" социологя наметила два относительно самостоятельных, но тесно связанных подхода.
Первый подход направлен на осмысление того, как устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности, насколько они должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее.
Второй подход состоит из нескольких проблем: а) как личность взаимодействует в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, свою автономность; б) как часть общества, общественные связи, институты программируют ценности, иерархию и жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
Социология занимается исследованием личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фокусируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, на ее взаимосвязях в обществе.
Таким образом, социология изучает взаимодействие личности и социальной среды, что в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида.
Автономия личности проявляется как в процессе восприятия ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом, так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.
Следовательно, основные проблемы отношения личности и общества сводятся к следующим вопросам:
- как соотносятся стабильные социальные институты с подвижными потребностями и интересами отдельной личности;
- как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних личностей с другими;
- какова степень автономности, независимости личности от социальных институтов общества.
Проблемы взаимоотношений человека и общества проявляются в том, что поведение человека социально детерминировано и сам он является объектом социальных отношений, то есть действий, идущих со стороны общества и его институтов.
С другой стороны, воздействие человека на общество предполагает рассмотрение его как субъекта общественных отношений. Это означает, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активно действующего лица, способного изменять и постоянно изменяющего среду своего обитания.
Основные виды социальной активности совпадают с основными сферами общественной жизни - трудовой, социально-политической, духовной, семейно-бытовой и др. При характеристике содержательной стороны социальной активности необходимо учитывать отношение личности к объекту ее деятельности. Высшим проявлением социальной активности в этом смысле является творчество.
Отразив проблемы взаимоотношения личности и общества, где личность выступает не только объектом, но и активным субъектом социальных отношений, перейдем к рассмотрению социального статуса и социальных ролей как механизма взаимодействия личности и общества.
Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно означало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века английский историк Г.Д. Мейн придал ему социологическое значение. Статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение - обобщающая характеристика, охватывающая профессионально-экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Врач - профессия; работник наемного труда, имеющий средний доход - экономический параметр; член демократический партии - политическая характеристика; женщина в возрасте 35 лет – демографический показатель (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных позиций.
Каждая позиция (или ячейка) имеет ряд существенных прав и обязанностей. Благодаря им и получается функциональная зависимость ячеек. Например, мы знаем обязанности отца, матери по отношению к детям, а дети – соответственно к родителям.
Статус описывает место индивида в системе общественного разделения труда, которая "пронизывает" все общество. Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (термин ввел американский социолог Р. Мертон).
Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Например, господин Р. – мужчина, средних лет, заведующий кафедрой, член профсоюза, член консервативной партии, православный, избиратель, муж, отец, дядя и. т.д.
В каждом наборе статусов всегда найдется ключевой. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют.
Необходимо различать два вида статуса - личный и социальный. Социальный - это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Личный статус - положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Заметно, что социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых людей, а личный – среди знакомых.
Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников, знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т.д.
Существуют и другие виды статусов. Например, приписываемый статус, или аскриптивный – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр, прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина - прирожденный статус, характеризующий пол. Русский – прирожденный статус, характеризующий национальность.
Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. Прирожденным является биологически унаследованный статус. Приписываемым является социально приобретенный, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Поэтому социологи называют и тот, и другой типы статуса одним словом – приписываемый статус.
Таким образом, приписываемый (аскриптивный) статус - это такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.
Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благодаря удаче и везению. Достигаемый статус требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий. Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Установлено, например, что раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.
Приведенная выше иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, так как, когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду, прежде всего, престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по существу, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении.
Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и, наоборот, необоснованная заниженность других, утрачивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.
Социальный престиж играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов энергии (особенно у молодежи). В этой среде создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я». Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другими своего статуса. Эта статусная самооценка как сущностная черта целостной личности имеет две крайности. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом, неуверенностью в себе и пессимизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом.
studfiles.net
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.
Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.
Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.
Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство - это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения.
В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, т.е. становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Суть гражданства и подданства, несмотря на некоторые различия между ними, едина (формально подданство означает личную преданность человека монарху). Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству.
Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство.
Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.
Отношения личности и государства строятся на установлении такого баланса, при котором:
личность имела бы возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы;
государство получало бы признание и поддержку своей деятельности со стороны личности, выполняющей свои обязанности и несущей ответственность за их невыполнение.
Все обилие теорий и взглядов, существовавших в истории политико-правовой мысли и касающихся соотношения «государство — личность», можно свести к двум подходам:
1) индивидуалистический, личностный, гуманистический {естественно-правовой подход). Этот подход исходит из понимания личности как цели, государства — как средства для достижения цели. Его содержание — права принадлежат человеку от природы.
Он владеет ими независимо от государства. Эти права неотъемлемы. Задача государства и общества состоит в том, чтобы соблюдать эти права, не допускать их нарушения; создавать условия для их реализации. Конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами же фундаментальные права остаются неизменными;
2) государственнический, этатический {юридико-позитивистский). Этот подход исходит из понимания государства как цели, а личности — средства для достижения цели.
Его содержание — свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская; государство — источник и гарант прав человека благодаря закреплению их в законе; право и закон не имеют существенных различий; права личности изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможности.
Только в наши дни происходит обретение подлинно демократического представления о правах человека. В отношениях «человек — государство» приоритет принадлежит человеку, а государство и его структуры (ветви государственной власти — законодательство, управление и правосудие) призваны подчинить свою деятельность охране и защите прав человека.
studfiles.net
В обобщенном виде личность- это не только и столько биологическое существо, являющееся частью природы, но и носитель социальных качеств, что подтверждается способностью вступать в многочисленные социально полезные связи с другими людьми.
Таким образом, личность это человек, обладающий набором соответствующих социальных свойств. Эти свойства приобретаются в процессе социализации – это объективный, самоорганизующийся процесс становления личности человека, определение его социальных свойств, его правового положения.
Личностью не рождаются, ею становятся в процессе социализации. Для юридической науки важны также элементы социальной природы человека как сознание, воля и способность к деятельности.
Взаимодействие личности и государства обусловлено появление понятия «гражданин», которое означает принадлежность лица к тому или иному государству, порождает между ними взаимные права, обязанности и ответственность.Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантии их реализации, одно из важнейших условий формирования современной личности.
В политической системе общества центральное место занимает государство. В процессе исторического развития менялся характер взаимоотношений личности и государства: от отчуждения и вражды до взаимного сотрудничества и взаимной ответственности. Взаимоотношения личности и государства регулируются нормами права.
Правовые нормы определяют принципы взаимоотношений, меры юридической ответственности государства и личности, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов. В своей деятельности государство также связано правом, оно подчиняется ему и не может нарушать его предписания.
В современной юридической науке выявлены две главные тенденции постановки и решения проблемы взаимоотношений личности, общества и государства: коллективистская и индивидуалистическая (либеральная).
Основой коллективистской традиции служит признание безусловного приоритета интересов и воли общества над интересами и волей человека. Крайняя форма коллективизма – тоталитаризм.
Индивидуализм – это центральная идея либерализма (западного - В.К.), выразившаяся в концепции естественных прав и свобод человека. Приоритет отдавался и отдается правам и свободам человека и гражданина. Эта линия, доведенная до крайностей, представляет опасность для существования общества и государства, ибо при определенных обстоятельствах индивидуализм может превратиться во всёразрушающий эгоизм, а общество в механическую совокупность независимых и противостоящих друг другу социальных атомов.
В настоящее время наблюдается тенденция к синтезу этих линий. Она выражается в таких концепциях, как социальное правовое государство, общее благо, социальная солидарность и т.д.
Проблемы взаимодействия общества и государства всегда были в центре внимания теории государства и права. Актуальность этой темы возрастает в связи с решением задач по формированию правового государства и гражданского общества в России. Можно выделить следующие общие закономерности, касающиеся взаимоотношений общества и государства.
1.Общество имеет первичное значение по отношению к государству.
Общество занимает приоритетное положение перед государством. процесс формирования гражданского общества длительный и противоречивый. По этому искусственное и ускоренное «строительство» институтов гражданского общества ни к чему хорошему не приведет, т.к. необходимость таких изменений должна вызреть в недрах общества. Поэтому ключ к формированию гражданского общества находится не в головах интеллектуалов и государственных чиновников, а в реальной жизни.Отсюда следует вывод: государство в формировании гражданского общества играет важную, но не решающую роль.
2.Уровень развития государства определяется уровнем развития общества и соответствует ему. На основе рабовладельческого общества не возможно было построить институты правового государства. Вместе с тем общество в своем развитии может опережать государство. Такие несоответствия приводят к возникновению конфликтов между обществом и государством. Из этой кризисной ситуации можно выйти как мирным, так и революционным путем. Задача институтов государства, класса управленцев состоит в том, чтобы вовремя обнаруживать противоречивые тенденции, возникающие во взаимоотношениях общества и государства и своевременно их снимать мирными, законными и демократическими методами. Общество и государство при формальном своем развитии дополняют друг друга.
3.Поиск новых, лучших форм организации общественной жизни, более совершенных форм государственной организации, т.е. поиск общественного идеала происходит в обществе.
Основы авторитета институтов власти так же надо искать в обществе, в общественном политико-правовом сознании.
Хотя, надо сказать, и власть имеет возможности и средства, которые необходимы для утверждения и поддержания ее авторитета даже в том случае, когда она не пользуется популярностью в обществе: армия, репрессивные органы и т.д.
Во взаимоотношении общества и государства надо делать все для того, чтобы избежать двух крайностей, которые одинаково опасны для государства и общества: 1)диктатура; 2)анархия.
Одинаково опасными и недопустимыми являются огосударствление общества и обобществление государства. Немощь государственной власти – грех государства (Р.Иеринг). Однако не меньшим грехом является и тоталитаризм. Наполеон говорил, что штыками можно сделать почти все, но на них нельзя сидеть.
Взаимодействие государства на общество не всегда является разумным и полезным. В отдельных случаях государство может намеренно способствовать разжиганию социальной, религиозной розни, а также совершать иные отвлекающие население маневры с одной лишь целью, чтобы правящий класс укрепил свои позиции.
Нормы права должны четко очерчивать границы вмешательства власти в дела общества, нарушать которые государство может лишь только в случаях, указанных в действующем законодательстве.
К сожалению, в настоящее время не редки случаи, когда государство, проявляя авторитарные устремления, берет на себя решение таких социальных задач, которые оно не в силах разрешить самостоятельно. Установление необоснованного контроля за институтами гражданского общества – это также проявление авторитаризма.
Общество по своей природе обладает по отношению к государству большим авторитетом и силой. Государство же стремится стать над обществом, подчинить его своим интересам. Поэтому общество должно использовать всю систему средств контроля за деятельностью государства, которая сложилась за историю становления и развития демократических институтов: выборы, референдумы, СМИ, работа общественных организаций и т.д.
studopedya.ru
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.
Личность - это определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность – взаимообусловливающие явления, существующие лишь в неразрывном единстве.
Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми. В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же прав периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России.
В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.
Государство - это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство - это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.
В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию. Устойчивая связь человека с государством обычно находит свое выражение в институте гражданства или подданств. Суть гражданства и подданства едина. Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Гражданин - это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан.
Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.
studfiles.net
Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.
Власть – это способность одного лица подчинять себе другое лицо.
Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.
Дюверже говорил что власть имеет биологическую природу.
Маркс говорил, что власть имеет социальную природу(в основе общественные и экономические отношения).
З. Фрейд говорил, что власть имеет психологическую природу.
Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.
Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также природным и социальным неравенством людей.
Власть всегда есть отношение между людьми - властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.
Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.
Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.
Властное воздействие – это взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.
Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.
Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.
Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.
Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.
Государственная власть – это система властеотношений реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.
Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).
studfiles.net
Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Для социально — философского анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Наиболее общим является понятие «человек» биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства речь, сознание, трудовая деятельность не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность — выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем. В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А.Н. Леонтьева. Характеризуя предмет личности, он писал: «Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия предпосылки формирования личности — как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида». Представляется важным пояснить в приведенном положении те характеристики, которые составляют специфическое содержание понятия «личность». Это, прежде всего, указание на то, что личность есть особое качество или характеристика человека индивида. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называет личность «сверхчувственным» образованием именно за то, что связи и отношения с другими людьми составляют особого рода реальность, недоступную непосредственному восприятию, предполагающую для своего понимания использование познавательных возможностей мышления, разума человека. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека. В психологической литературе очень часто в понятие личности включают самые разнородные характеристики человека — от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Подобное расширительное толкование затрудняет понимание самого феномена личности в ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития индивида, обучения субъекта, воспитания личности. Проблема личности образует новое психологическое измерение. Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса. По широко распространенному в психологии определению, роль — это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия. Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли. Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности — способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, то есть выходить за пределы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний. Как отмечал А.Н. Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение — это поведение по собственному, свободному выбору. Личность — это субъект свободного социального действия или, «субъект поступания». Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция — это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность — это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность — это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории. 2 Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуманным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности. Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каждой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубляется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уровнем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченными возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства. Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных ценностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного поведения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовлетворения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существования. Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф. Поиск путей защиты жизненных сил человека, его чести и достоинства — одна из кардинальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего. Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла существования, а иногда и самого главного — права на жизнь. Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных методов Понятие «личности» отражает целостность человека в единстве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообразием функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом. Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме в зависимости от наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями. Нельзя в этом смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко выглядит как «запрограммированность» человека бытием, почти не оставляющим места «для свободного саморазвития, самореализации личностного потенциала». Разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления. Из понятия личности выпадают такие категории, как «характер», «темперамент», «индивидуальность», не включаются эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но и продолжают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плывут по воле волн, не «делают свою судьбу» за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существования. Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенными в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельствуют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека. В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творческими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадлежала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научиться измерять разность этих творческих потенциалов, своевременно выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия социальные и личностные для наиболее, полной их реализации на благо общества. Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу мировому сообществу, национальным интересам своих стран. Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаменимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они — не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное достояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, — дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающего выжить и обеспечить себе источники развития, — предоставить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одаренные станут признанными лидерами. Сегодня пирамида социального устройства перевернута. Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел. Философия «маленького человека», способного на все если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда. Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов — понятие не социальное а в большей мере воспитательное, педагогическое. Необходимы колледжи, лицеи, специальные художественные и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора — степень одаренности профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае — стагнация развития, нарастание, разрушающего потенциала, безответственности личного начала, которое накапливается в каждой живой клетке общества и грозит его распадом на этом «клеточном уровне». Словом, социальная сущность современного развития общества против «социальной одинаковости», «социальной уравниловки», но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми «врожденными пороками рынка, требованиями неомальтузианской теории». Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.
lektsia.com