Тот факт, что музыка оказывает влияние на человека, а не просто доставляет эстетическое удовольствие, был известен еще в древние времена. Простые наблюдения ученых того времени привели к однозначным выводам о влиянии музыки не только на психологию, но и на физиологию человека, на его личность и здоровье. Эти знания активно использовались, но не получали развития.
Современные исследования влияния музыки на человека направлены, как правило, на выявление ее психорегулирующих свойств, активно разрабатывается вопрос возможности манипуляций человеком, используя музыку.
В пятидесятых годах двадцатого столетия в Соединенных Штатах проводились исследования влияния музыки на покупателей. Было выявлено, что спокойная расслабляющая музыка заставляет покупателей дольше задерживаться у прилавков, изучая свойства товаров, при этом снижалась способность к критическому мышлению.
А вот воздействие быстрых приятных мелодий было противоположным: покупатели совершали покупки быстрее и преимущественно в хорошем расположении духа покидали магазины.
Сегодня этот прием используется во многих магазинах, торговых центрах и кафе. Музыкальная регуляция поведения посетителей превратилась в Соединенных Штатах в целую отрасль, появилось большое количество компаний, разрабатывающих музыкальное оформление для торговых предприятий.
К сожалению, многие результаты исследований лабораторий и государственных спецслужб о воздействии музыки на человека продолжают оставаться засекреченными. Но то, что исследования проводились и проводятся, остается фактом.
В ходе многочисленных экспериментов физиологи обнаружили, что эмоции у животных и людей порождаются центральными областями мозга. Важнейшая роль в этом процессе отводится гипоталамусу. Именно воздействуя на гипоталамус, музыка вызывает эмоции.
Процесс этот может происходить двумя путями: внешним и внутренним.
Внутренний предполагает, что человек вспоминает какую-то музыку и это вызывает у него эмоции. К примеру, услышав знакомые мелодии, человек может вспомнить приятные или неприятные события в своей жизни, что и вызывает эмоциональные переживания.
Внешний предполагает, что эмоциональные переживания возникают у человека непосредственно в тот момент, когда он слушает музыку. Внешнее влияние происходит вне коры головного мозга. Сигналы воспринимаются ушными раковинами, затем преобразуются в нервный импульс и приходят в гипоталамус, который, в свою очередь, воспринимает импульс и преобразовывает его в эмоциональное переживание.
Кора головного мозга от гипоталамуса получают импульсы, которые информируют ее о возникновении эмоциональных состояний. А от затылочных участков мозга она получает информацию о звуковых сигналах, уловленных органами слуха. Кора головного мозга объединяет эту информацию в ассоциации.
Результаты экспериментов влияния музыки на растения находятся в открытом доступе, в отличие от подобных экспериментов с воздействием на человека. Но поскольку растения – это также живые организмы, то возможно провести некоторые параллели между человеком и растением и влиянием на них музыки.
Для экспериментов над растениями берутся семена одного растения и сажаются в одинаковых условиях. Каждая группа семян помещается под воздействие разной музыки: первая группа – под тяжелый рок, вторая – под популярную музыку, третья — под классику (Бах). Эксперимент продолжается в течение трех часов. Затем музыка выключается и за семенами проводится наблюдение до их всхода.
Результаты эксперимента показали, что в первой группе оказались самые слабые и маленькие растения, во второй группе средние, а в третьей – самые высокие и здоровые. Эксперименты проводились не единожды и на разных растениях. Во всех случаях результаты подтверждали негативное влияние тяжелой рок музыки и музыки «поп».
В древние времена уже было известно не только о возможности влияния музыки на эмоциональное состояние человека, его настроение и расположение духа. В Древнем Китае, Египте, в Древней Греции лекари лечили своих пациентов, используя различные музыкальные инструменты. Наиболее распространенной музыкальная терапия была в Китае, там считали, что музыкой можно вылечить абсолютно любую болезнь, и предписывали своим пациентам специальные музыкальные рецепты, воздействие различной музыки помогало исцелить те или иные органы.
В девятнадцатом веке изучением влияния музыки на здоровье человека занялся известный американский врач-невропатолог Джеймс Корнинг, которому удалось зафиксировать положительное влияние музыки Рихарда Вагнера при лечении пациентов с расстройствами психики.
Музыкотерапия используется и сегодня, несмотря на то, что развитие медицины и науки ушло далеко вперед. Римская академия наук проводила исследования, результаты которых доказали, что последствия стрессов, страх, депрессию, гипертонию и сердечные боли в девяноста процентах случаев можно вылечить музыкой. Результаты исследований были подтверждены учеными из России и Англии.
Многие исследователи считают, что целебным фактором музыки является ритм. Каждый орган тела человека издает вибрации, которые могут совпадать или не совпадать с вибрациями некоторых музыкальных инструментов.
Существуют научные доказательства того, что при нарушении функций какого-либо органа его ритм также изменяется. В результате возникают серьезные заболевания сердца, печени, почек, желудка. Но если суметь правильно подобрать музыку, чтобы сопоставить ритм органа, ритм которого нарушен, с инструментом, который издает вибрации, когда-то для этого органа приемлемые, через некоторое время ритм вибраций может восстановиться.
Вот список некоторых музыкальных инструментов, которые позитивно влияют на организм человека:
Кроме того, благоприятное воздействие классической музыки на человека может быть использовано для лечения некоторых заболеваний:
Кроме все вышеперечисленных свойств, музыка оказывает влияние на развитие интуиции, скорости и образности мышления человека. Она выступает чем-то вроде интеллектуального катализатора, который усиливает интуитивное познание внутренних свойств явлений. Влияние музыки способствует устранению категоричности суждений и помогает стереть стереотипы.
Но и это еще не все. Музыка способствует развитию коммуникативных способностей и навыков межличностного общения. Давно известный факт, что музыка представляет собой некий интернациональный язык, объединяющий людей различных культур, национальностей, профессий, мировоззрений. Именно музыка предоставляет возможность общения без слов.
Музыка способствует возвышению эстетических потребностей человека. Музыка, которая ближе всего человеку, приносит ему множество положительных эмоций.
Ну и последнее, но не менее важное. Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты.
Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!
woman-v.ru
В предыдущей статье, рассказывая о том, что может человеку помочь сосредоточиться на работе, вкратце мной была упомянута чудодейственная сила музыки. Но это лишь один из аспектов влияния музыки на человека. В этой статье поговорим о силе музыке более подробно. Выясним, как музыка влияет на человека, а именно попытаемся понять, какое влияние музыка оказывает на психику человека, на его настроение, здоровье и самочувствие, способствует ли она каким-нибудь образом достижению человеком жизненных успехов.
Положительное влияние музыки на человека (и на все живое) на самом деле факт, уже неоднократно доказанный многочисленными экспериментами ученых из различных стран. Просто захотелось собрать все сведения воедино, чтобы вы, дорогие читатели, поняли, в чем сила музыки и использовали ее себе во благо. Итак…
Для начала давайте поговорим о том, как музыка влияет на человека в плане работы и творчества.
Помогает ли музыка человеку сконцентрироваться? И да и нет! Вообще, чтобы человеку на чем-то сконцентрироваться, слушать музыку необязательно, ведь для лучшей концентрации хорошо подходит полная тишина. И это касается большинства из нас. Однако некоторым людям в процессе работы, для обдумывания и принятия важных решений необходим какой-нибудь фон. Им звуки музыки помогают не только сосредоточиться, но и повысить умственную работоспособность.
И наоборот, воздействие музыки на человека, настраивающегося на работу, а не слушающего ее непосредственно во время работы, в большинстве случаев положительное. И лишь немногие не придают никакого значения музыке, как чему-то вдохновляющему.
В 2005 году, ученые из Великобритании выяснили, что спортсменам во время тренировок прослушивание музыки помогает увеличить результативность на двадцать процентов. Получается, что влияние музыки на психику человека подобно допингу, применяемому некоторыми спортсменами. Вот только в отличии от запрещенных веществ музыка не нанесет вред здоровью и не проявится в антидопинговых тестах.
Спортсменам для улучшения результатов можно посоветовать во время интенсивных тренировок слушать музыку с быстрым темпом, а во время перерывов — медленную музыку. Офисным же работникам (ну или тем, кто занят на удаленной работе), считающим, что музыка помогает человеку в работе, совет такой – если музыка во время работы вам действительно необходима, желательнее слушать ту, которая не содержит слов.
О том, что музыка нам строить и жить помогает, свидетельствуют результаты опроса, проведенного среди специалистов, а также менеджеров среднего и высшего звена LinkedIn (социальная сеть для установления деловых связей и расширения профессиональных контактов). Обратите внимание на инфографику, 71% участников заявили, что ощущают положительное воздействие музыки на их продуктивность и производительность труда. Также вы можете видеть, какому направлению отдают предпочтение опрашиваемые в той или иной обстановке.
То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди первым делом, переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот — зарядить энергией.
По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и заставит вас соскочить с постели в желании изменить свою жизнь к лучшему. Также веселая и энергичная музыка влияние на психику человека и заставляет его сменить грусть на радость, а печаль — на оптимизм и жизнелюбие.
Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому, если вас мучает бессонница, и вы не знаете, как быстро уснуть, используйте этот факт.
Какое бы настроение вы не хотели задать с помощью музыки, важно выбрать те композиции и мелодии, которые вам нравятся, и которые будут ласкать ваш слух. Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, если будет гармонировать с этим состоянием. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным.
Что касается стилей и направлений музыки, то здесь не все так просто. С одной стороны человек должен слушать ту музыку, которая ему по душе, с другой стороны исследования ученых говорят о том, что различные направления музыки способны воздействовать на физическое и эмоциональное состояние человека по-разному.
Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект.
Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. Снять мигрень помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена. Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса и Грига, ну и, конечно, Чайковского. Если не знаете, что делать с плохой памятью, вам должно помочь периодическое прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года» Вивальди.
В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.
Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок, наоборот, введет в ступор.
Культурная и национальная принадлежность человека тоже является фактором восприятия той или иной мелодии. Скажем, для европейца звучание восточных мотивов не всегда приятно, а длительное воздействие подобной музыки является не просто раздражителем, а может привести к серьезным психическим расстройствам. Это же касается и азиатов, влияние западной музыки на психику человека с востока вряд ли окажется полезным. Поэтому-то ученые и рекомендуют людям слушать композиции своих народностей, — «Человек должен помнить о своих корнях». Народная музыка оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Этническая музыка очищает пространство от негативного воздействия и открывает энергетические центры, насыщает биополе человека энергией и нормализует жизненные потоки.
Некоторые специалисты убеждены, что не только жанр, ритм и тональность произведения имеют значение, а и то, на каком именно музыкальном инструменте было сыграна мелодия. Звучание отдельно взятого музыкального инструмента влияет на определённый орган человеческого организма. Так, например струнные инструменты (скрипка, гитара, арфа и виолончель) – оказывают оздоровительный эффект на работу сердечнососудистой системы. Помимо этого, звучание струнных вызывает у человека чувство благодарности, сострадания и жертвенность.
Игра на пианино и рояле гармонизирует психику, очищает щитовидную железу, приводит в норму работу мочеполовой системы. Звуки органа нормализуют энергетические потоки в позвоночнике и стимулируют мозговую активность. Духовые инструменты очищают бронхи и улучшают работу дыхательной системы, а также положительно влияют на кровообращение. В свою очередь ударные инструменты лечат печень и кровеносную систему.
Впрочем, у тех, кто серьезно занимается изучением воздействия музыки на здоровье человека, порой мнения о том, какой из инструментов положительно сказывается на каком органе, расходятся.
Давайте более подробно остановимся на том, как музыка помогает человеку побороть то или иное заболевание.
Впервые научное объяснение влияния музыки на здоровье человека прозвучало из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора – «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов — это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами, они входят с ними в резонанс – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж.»
Пифагор излечивал многие как душевные, так и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций. Каждое утро он начинал с пения, по его словам это помогало ему возбудить активность к дневной жизни и освободить свой ум ото сна. А вечером он пел песни, дабы успокоить нервы и настроиться на отдых.
Пифагор ничуть не колебался относительно влияния музыки на организм человека, и повсеместно доказывал огромное ее воздействие на чувства и эмоции человека, на ум и тело. Он даже ввел такое понятие как — «музыкальная медицина». «Душа должна быть очищена от противных рассудку влияний торжественным и величественным песнопением, которому полагается аккомпанировать на лире» — говорил древнегреческий ученый.
Однако Пифагор был не единственный, кто в древние времена лечил людей с помощью музыки. Так, еще в египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодий и звуков. А в Ветхом Завете говорится, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. Да и в самой Греции кроме Пифагора были другие мудрецы, верившие в целительные свойства музыки и ее влияние на здоровье человека.
Например, греческий врач Эскулап больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Были и другие «лекари-музыканты» — одни игрой на флейте снимали боли, другие пением усмиряли психически больных. Так что человечество издревле знакомо с врачующим действием музыки.
А что же говорит современная медицина о воздействии музыки на здоровье людей? За последние десятилетия проведены сотни экспериментов, написано множество научных трудов — //novgorod.trud.com/jobs/obrazovanie_nauka/, опубликованы тысячи статей в серьезных медицинских изданиях,… рассказать обо всем в этой статье не получится. Вот лишь некоторые факты из мира медицины, подтверждающие положительное влияние музыки на здоровье и организм человека:
Композиция легендарной ливерпульской группы «The Beatles» «Helter Skelter» — наглядный пример того, как на первый взгляд благозвучная и достаточно приятная музыка на самом деле может оказаться очень вредной. Основной ритм этой композиции (примерно 6,4 герца) расположен в опасной для людей области резонансных частот брюшной полости и грудной клетки. У тех, кто ее слушает, может внезапно заболеть живот или могут появиться боли в груди. Помимо этого, так как основной ритм этой мелодии близок по частоте к одному из ритмов человеческого мозга, есть реальная опасность резонансного совпадения этих частот, которое может привести к самому настоящему сумасшествию.
В 1950-х годах в США проводились исследования о мере влияния музыки на покупателей. Учеными было выяснено, что спокойные мелодии, звучащие из колонок в торговых залах, создают уютную атмосферу, побуждая и стимулируя посетителей магазинов не торопиться и как можно больше времени уделить выбору покупок. И совершенно другой эффект создает более быстрая и энергичная музыка, в основном она используется в часы пик, для того чтобы ускорить покупателей. Такой из принципов применяется в сетях быстрого питания, например в «McDonald’s»- где специальный менеджер, анализирует поток и количество посетителей и когда их много, в помещении начинает играть динамичная музыка, тем самым поторапливая людей. И в противоположном случае, если клиентов мало, то и музыка играет медленная и расслабляющая, чтобы посетитель как можно дольше задержался в заведении.
Чтобы еще лучше понять, в чем сила и польза музыки и какое влияние она оказывает на человека, предлагаю вам прочесть цитаты и высказывания о музыке.
Понравилась статья? Рекомендуйте ее друзьям:
2018-g.ru
Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль. Шекспир, “Ромео и Джульетта”
Наверное многие из вас замечали влияние музыки на себе, но как-то не придавали этому значения. Вспомните, как услышали когда-то популярную не замысловатую песенку, начинали буквально напевать её себе под нос, просто услышав знакомые нотки, где-нибудь в общественном транспорте. Современная популярная музыка не блещет текстами песен, как правило – это набор незамысловатых фраз. Музыкальное сопровождение данных текстов, похоже до безобразия, это как правило ритмичное повторение барабанов, плюс другие инструменты.
А нам как известно еще шаманы использовали ритмичное постукивание в свои барабаны (камлание) для того чтобы войти в транс или ввести других в транс. А когда человек в трансе сознание не контролирует, то что человеку говорят и это все идет сразу в подсознание минуя критическую оценку сознания. Выходит так, что тексты современных, популярных песен идут минуя наше сознание сразу в подсознание. Вот этим и объясняется то, что стоит человеку раз услышать подобную «попсовую» песенку и он будет ходить и мычать ее весь день.
Для того чтобы шаману легче было ввести человека в транс, для этого использовали табак. Одурманенный табаком человек под ритмичное постукивание шамана еще быстрее впадал в транс. В наше время для того чтобы эффективнее вводить толпы молодежи в транс используют табак, пиво, водку, а также современную технику. Клубы, где любит «тусить» молодежь, оснащена и современной светотехникой, все моргает и крутится, всюду из колонок доносится громкое «бацканье», внимание молодых людей и так рассеяно, а тут еще и одурманивающие напитки, а иногда это и синтетические наркотики. Думаю понятно, что от такого влияния музыки ничего хорошего ждать не стоит. Тут присутствуют все элементы используемые при зомбировании.
Вот вам и пример влияния современной популярной музыки на человека.
Древнегреческие рукописи гласят: “Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души”.
И не стоит забывать историю, когда в фашисткой Германии огромному количеству людей перед выступлением Гитлера проигрывали возбуждающие марши. Этим и объясняется гипнотический талант Гитлера. После такой обработки немцы были готовы воевать со всем миром.
Психологами совместно с неврологами выполнялся следующий эксперимент. Отбирали кандидатов и регистрировали деятельность мозга до и после прослушивания современной популярной музыки. Кроме того использовались тесты на запоминание, просили запомнить 20 слов. Во время прослушивания сборников популярных песен оказалось весьма заметным резкое снижение числа активных точек в правом полушарии и небольшое уменьшение активных точек в левом. Тест с запоминанием после прослушивания музыки, давался значительно труднее, чем до прослушивания.
Испытуемые только через час вернулись к нормальному состоянию. Вывод: негативный результат влияния популярной музыки очевиден.
Не только одна популярная музыка негативно влияет на человека, это еще и тяжелый рок. Тут тоже используется и ритм, частота чередования света, громкость. Переизбыток высоких или низких частот серьезно травмируют мозг. Американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). Мощность на рок концертах с каждым годом только растет и уже давно перешло за 20 тысяч ватт.
Музыканты и певцы на данных выступлениях одеты как правило вызывающе и угнетающе (подражание слугам сатаны), все их поведение только и делает что насаждает насилие плюс тексты песен, особенно зарубежных исполнителей, которые прямо призывают к насилию и восхваляют сатану. Кроме насилия, рок-музыка способствует приобщению к наркотикам (читайте подробно в статье «Корпорация Drug и ее глобальный маркетинг»). Вы наверное замечали как подростки после концертов рок-группы выходили на улицы и нередко крушили, ломали, что попало под руки. В Америке зафиксировали, что с приходом рок-музыки возросли случаи суицида.
Hаl Ziеglеr, один из первых распространителей рок-музыки, писал еще в 50-ых годах: “Я понял, что эта музыка проникает в молодежь потому, что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто и ничто не сможет вышибить эту музыку из них… Они будут ее носить в себе всю свою жизнь” (журнал Lifе,28 июня 1968).
Уже не раз проводились данные эксперименты. Брались одинаковые семена, сажались в одинаковые условия, словом было соблюдено все, что могло отразиться на их росте.
Первую группу семян помещали под 3-х часовое воздействие тяжелого рока Вторую группу семян под «попсовую» музыку на то же самое время. Третья группа семян под классику, музыка Баха на 3 часа. Спустя определенное время, когда семена взошли и подросли, выяснилось, что самые маленькие растения это в первой группе, потом во второй и самые высокие и здоровые в третье группе.
Подобные эксперименты проводились не раз, и на других растениях и оценивали плоды растений. Везде было замечено негативное влияние тяжелой и популярной музыки.
Вот рекомендации по использованию музыки для лечения некоторых заболеваний:
Источник
www.planet-kob.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Детско-юношеский центр"
Управление образования Администрации Колпашевского района
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Обучение игре на гитаре»
на тему: «Воздействие музыки на человека»
Выполнил: обучающийся
детского объединения
«Клуб любителей гитары»
Мирошников Кирилл, 10 класс
Руководитель:Голещихина Елена Октябриновна,
педагог дополнительного образования. Колпашево - 2012
Содержание работы:
I. Введение…………………………………………….……….…..3
II. Основная часть.
II.1. Из истории врачевания музыкой. Музыкотерапия…....5
II.2 Влияние музыки на человека..........................................6
II.3. Воздействие классической музыки. ..………………….8
II.4. Воздействие современной музыки. ……………….…...9
II.5. Факторы воздействия музыки на человека…………...11
II.6. Собственные исследования………………………...…..13
II.7. Лечебное воздействие музыкальных инструментов….16
II.8. Разработка и выпуск буклета «Музыкальная аптечка», музыкального диска «Музыка и здоровье». ………..……...19
III. Заключение……………………………………………….….….20
IV. Список литературы (информационное обеспечение)……….21
V. Приложения. ………………………………………………..….22
I. Введение. Музыка является частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, наше сердце отвечает на звуки музыки. Они имеют волшебную силу менять наше состояние. Магическая сила музыки может привести человека в отчаяние, заставить смеяться или, наоборот, успокоиться.
В нашей повседневной жизни возникает много стрессовых ситуаций: контрольные работы, зачеты, объемные домашние задания, конфликты с родителями, с учителями и одноклассниками, наконец, ЕЭГ. Поскольку я соприкасаюсь с музыкой, у меня возник такой вопрос – а можно ли с помощью музыки изменить свое эмоциональное состояние? Этот вопрос и побудил меня к исследованию данной темы.
Объект исследования: эмоциональное состояние человека.Предмет исследования: музыкальные произведения различных жанров. Цели:
Задачи:
Гипотеза:
Музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях.
Методы исследования:Форма продукта исследовательской деятельности: буклет «Музыкальная аптечка», музыкальный диск «Музыка и здоровье» для регулирования эмоционального состояния человека.
Ожидаемый результат.
Работа над рефератом будет способствовать:
Практическая значимость. Данный теоретический материал может быть использован на уроках музыки в образовательных учреждениях, на классных часах, направленных на здоровый образ жизни, на уроках сольфеджио в музыкальных школах. Продукты исследования: буклет «Музыкальная аптечка», музыкальный диск «Музыка и здоровье» могут быть использованы любым школьником для улучшения эмоционального состояния. II.1. Из истории врачевания музыкой. Музыкотерапия. О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Из Ветхого Завета известно, что царь Давид игрой на арфе исцелил депрессию у царя Саула. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от недугов, которые не подвластны врачам. Музыкальные инструменты использовали колдуны, маги, шаманы.
Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла [1].
Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он установил, что музыка, основанная на определенной гармонии и ритме, способна не просто лечить, но "очищать" человеческие деяния и страсти, восстанавливая гармонию души. Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”.
«Музыкотерапия» - метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно врачует не только тело, но и душу человека, помогает ему слиться в единое гармоничное целое.
Каждый орган человека имеет определенные колебания, то есть индивидуальный звуковой "портрет". Эти природные колебания и складываются в мелодию, которую с помощью специальных микрофонов можно услышать и проанализировать. Когда работа органа нарушена, искажается и его звучание.
Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Музыкотерапия стала новым, эффективным методом лечения. Появились современные, в первую очередь компьютерные, технологии.
Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик,
более нагрузочных и отнимающих больше времени. II.2. Влияние музыки на человека. В первую очередь прослушивание музыки влияет на эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека.
Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм [2].
Все наши органы имеют свой определенный ритм, частоту колебаний. Этот ритм, как и отпечатки пальцев, у всех разный. Каждому человеку со дня появления на свет природа закладывает определенный код, который является как бы эталоном здорового организма. Можно сказать, что каждый человек имеет собственную мелодию.
Влияние музыки на здоровье объясняется воздействием вибрации звуков. Звуки создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, давление, температуру, снимает напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия благоприятно воздействует на больных людей и ускоряет выздоровление.
Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие.
Показано, что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Танец — это отличное терапевтическое средство. Движения под звуки музыки нормализуют обмен веществ, работу сердца и сосудов, повышают иммунитет. Благодаря быстрым танцам можно сжечь больше 300 килокалорий за полчаса, латиноамериканским — 250, а благодаря вальсу — 200.
II.3. Воздействие классической музыки на состояние человека.Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна.
Всеми своими составляющими: ритмически, мелодически, гармонически, классическая музыка упорядочивает нарастающую путаницу жизни, вносит в ее понимание ясность. Она мягко, но всевластно противостоит катастрофически растущей в обществе бездуховности, ожесточению, утрате нравственных, а порой и смысложизненных ориентиров [2].
Моцарт – один из музыкальных гениев. Если искусство настоящее, оно будет жить вечно. Кроме того, все, что прекрасно, радует нас и исцеляет наши души.
Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает не только эстетическое влияние на человека, но и целебное воздействие на весь организм в целом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье.
Исследователи обнаружили, что периодическое прослушивание классической музыки снижает артериальное давление у больных гипертонией и уменьшает частоту дегрессий, возникающих как осложнение после химиотерапии. Благодаря классической музыке в крови уменьшается уровень адреналина, то есть гормона стресса.
В Японии были протестированы музыкальные произведения композиторов 115 стран для определения особенностей их влияния на слушателей. Оказалось, самые полезные для человека – миниатюры П.И. Чайковского «Времена года». Именно эту музыку «Русскими народными песнями», японцы рекомендуют сердечникам как профилактическое и восстановительное средство [7].
II.4. Воздействие современной музыки на состояние человека. Полезна не только классическая музыка. Тяжелый рок тоже способен лечить. Хирурги и терапевты, например, часто используют в своей практике композиции группы “Пинк Флойд”. Но музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага.
На кафедре акустики МГУ провели исследование наиболее агрессивных образцов рок - и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.
Частота основного ритма композиции “Дип Пепл” “Smoke on the water” от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?”, “Какой теперь год?”
Известны случаи, когда слушание музыки с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами приводило к остановке сердца.
Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально [1].
Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.
Нарекания в отношении рок-музыки во многом обоснованны. Но, в то же время, рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут.
II.5. Факторы воздействия музыки на состояние человека. В целом, понятие «правильной» и «здоровой» музыки формируется из довольно реальных понятий. Прежде всего, это ритм (или частоты) и громкость мелодии.
Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише. Так, музыка с ритмом 60 ударов в минуту – как медитация – замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.
Зато когда мы начинает слушать максимально ритмичную музыку, происходит обратное воздействие. Частота волн головного мозга начинает превышать допустимые нормы, и мозг начинает испытывать стресс. И если таким нагрузкам мозг подвергать постоянно, появляется не только повышенная утомляемость, раздражительность и бессонница, но и более серьезные проблемы [9].
Влияние музыки разной частоты на поведение и людей изучали многие ученые. В частности специалист из Израиля Уоррен Бродски наблюдал за студентами, которые ездили по улицам виртуального города под музыку разной частоты. В итоге он выяснил, что с увеличением темпа музыки, водители чаще выезжали на красный свет и попадали в ДТП. И в целом у них было в два раза больше шансов попасть в автокатастрофу, чем у любителей медленных записей.
Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. В частности, канадскими учеными удалось доказать, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. В своем исследовании специалисты просили добровольцев выполнять различные задания под музыку, изменяя громкость от 53 дБ (типичный уровень шума в офисе) до 95 дБ. В итоге было отмечено, что с ростом громкости реакция людей сильно падала. Недавно были опубликованы и исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), которые изучали, насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники.
В итоге были сделаны выводы, что громким считается звук, когда он превышает 80% возможной громкости. И слушать музыку такой громкости безопасно для здоровья только в том случае, если это делать не дольше 90 минут в день. Что же касается наушников, было доказано, что прослушивание музыки таким образом при 10-50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Причем относится это и к детям и к взрослым. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется.
Впрочем, помимо громкости и частоты звучания на показатель «качественности» и «полезности» влияет и абсолютно субъективный фактор – индивидуальное восприятие музыки конкретным человеком.
Дело в том, что одну и ту же музыку разные люди воспринимают по-разному. Поэтому и воздействие одной и той же композиции на разных людей будет совершенно разным. И для кого-то разрушительным воздействием будут обладать и детские песни, а кто-то сможет лечить бессонницу, прослушивая шансон или «R´n´B». Одним словом главное, чтобы музыка нравилась. Тогда мозг перестанет тратить энергию на негативные эмоции, что положительным образом скажется на общем состоянии и поможет достичь полного умиротворения.
II.6. Собственные исследования. После изучения обозначенной темы, я решил провести мини-исследование на группе сверстников с целью изучения влияния музыки разных направлений на эмоциональное состояние человека. В моем эксперименте приняли участие две группы по 10 человек, обучающихся детских объединений «Гитара», «Школа вожатского мастерства», «Школа швейного мастерства», «ИЗО» в возрасте от 12 до 18 лет. Была разработана анкета, предложенная респондентам. 1 шаг исследования:Школьникам было предложено для прослушивания следующие произведения классического направления:
3 шаг: ребятам предлагается выразить после прослушивания музыкальных произведений свое эмоциональное состояние через цветовую гамму. В результате исследовательских шагов выяснено:
4 шаг исследования:
Интервью с педагогом - психологом МОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Шалда Татьяной Анатольевной.
Вопрос:Как наука психология может объяснить значение цветовой гаммы, которую выразили респонденты после прослушивания музыкальных произведений?
Обозначение цвета на основе цветового теста швейцарского практического психолога Люшера [6]:Синий - удовлетворенность, спокойствие, принятие.
Зеленый – уверенность, настойчивость, иногда упрямство
Оранжевый – волевое усилие, наступательность, возбуждение
Красный – активность, агрессивность, воля
Желтый – активность, общительность, энтузиазм.
Фиолетовый – неопределенность, загадочность, непредсказуемость.
Коричневый – напряжение, разочарование, стремление уйти от проблем, усталость.
Черный – беспокойство, бездеятельность, стресс, депрессия.
Серый – апатия, разочарование, усталость.
Розовый – беспечность, непосредственность, безответственность.
Голубой – стремление к покою, к гармонии, безынициативность. Выводы:
II.7. Лечебное воздействие музыкальных инструментов. Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется.
Ниже приводится некоторые данные об особенностях влияния на человека отдельных музыкальных инструментов, почерпнутые из мирового музыко-терапевтического опыта [4]:
• Скрипка – лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
• Орган – проводник энергии “космос – земля – космос”; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике;
• Фортепиано (пианино, рояль) – корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;
• Барабан – восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему;
• Флейта – очищает, лечит легкие и бронхи, благотворно воздействует на кровообращение;
• Арфа – гармонизирует работу сердца;
• Виолончель – лечит сердце, благотворно действует на почки;
• Цимбалы– уравновешивают энергетику печени;
• Гармонь, баян, аккордеон – активизируют работу всей брюшной полости;
• Саксофон – активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки;
• Кларнет – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;
•Металлофон, колокольчики – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию).
Бубны, барабаны, дудочки, рожки, флейты, трубы – самые первые музыкальные инструменты в истории человечества. В связи с этим, вероятно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (по крайней мере, такая гипотеза существует).Гитара, скрипка, виолончель, арфа, альт (т.е. струнные) – лучшие инструменты для «сердечников».
В ходе исследований было установлено, что лучше всего успокаивают нервы скрипка и фортепиано, расслабляет – флейта, активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) – гобой и кларнет, лечит сердце – виолончель.
Профессор НИИ традиционной народной медицины и музыкотерапии г. Санкт-Петербурга, руководитель Академии нетрадиционной народной медицины в том же городе, композитор Рушель Блаво, на основании собственного многолетнего музыкотерапевтического опыта сделал свои выводы о целительной силе определенных музыкальных инструментов в отношении конкретных органов и систем человеческого организма. При этом Р. Блаво выявил и наиболее благоприятное время суток для “адресного” музыкотерапевтического воздействия на эти органы (системы) [4]:
II.8. Разработка и выпуск буклета «Музыкальная аптечка», музыкального диска «Музыка и здоровье». План деятельности.
№ | Действие |
1 | Разработка и выпуск буклета «Музыкальная аптечка». 1.1. Сбор и обобщение информационного материала, направленного на профилактику стрессовых ситуаций, улучшения самочувствия. 1.2. Составление советов для полезного прослушивания музыки. 1.3. Разработка эскиза буклета в электронном варианте. 1.4. Выпуск буклета в печатном варианте. 1.5. Презентация буклета «Музыкальная аптечка» в МБОУ ДОД «ДЮЦ» |
2 | Выпуск музыкального диска «Музыка и здоровье». 2.1. Сбор и обобщение информационного материала о влиянии классической и современной музыки на эмоциональное состояние человека. 2.2. Подбор музыкальных произведений, способствующих улучшению самочувствия.
|
III. Заключение.
Слушание музыки – это самый безопасный и экономичный способ, помогающий избавиться от многих заболеваний, который, к тому же не имеет противопоказаний. Приятная музыка благотворно действует не только на нервную систему, но и систему кровообращения, на работу органов дыхания и даже пищеварения. Любимая мелодия способна вызывать увеличение в крови количества лимфоцитов, отчего организму становится легче бороться с болезнями. И в целом, в тот момент, когда звучит любимая композиция, нервная система приходит в тонус, улучшается обмен веществ, стимулируется дыхание и кровообращение.
Именно поэтому с помощью музыки можно навсегда забыть о плохом настроении, бессоннице, чувстве неуверенности и тревоги, улучшить память и внимании и даже развить всевозможные творческие способности.
В целом, медикам и психологам все же удалось доказать общую закономерность положительного и отрицательного воздействия конкретных музыкальных направлений. В частности, к «вредной» музыке были отнесены панк-рок, тяжелый рок, хэви-металл. А вот в список «полезных» попали практически все произведения классиков. Не менее полезно слушать детские и народные песни, которые формируют ощущение защищенности и полного спокойствия.
Использование музыкотерапевтических приемов на любых школьных уроках, во внеурочное время, в семье поможет учащимся познать себя и свои проблемы, самим их решить, сформировать определенное эстетическое отношение к действительности, развивать способности к эстетическому восприятию и переживанию, к творчеству по законам красоты как возможности самосовершенствоваться.
Выше перечисленные факты еще раз подтверждают и доказывают мою гипотезу: «Музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях».
IV. Информационное обеспечение.
Приложение №1. Анкета.
Дорогой друг!
Просим тебя ответить на вопросы, ответы на которые помогут нам выяснить влияние музыки на эмоциональное состояние человека.
Приложение №2 . Музыкальная аптечка.
М у з ы к а л ь н а я
а п т е ч к а
Советы и рекомендации для полезного прослушивания музыки. В буклете «Музыкальная аптечка» представлен список музыкальных произведений, которые могут помочь вам справиться с негативными эмоциями, столь распространенными в нашей жизни [2,3]. Кроме того, все эти мелодии повышают творческий потенциал и помогают настроиться на рабочий лад.
Следует уточнить, что все специалисты в области музыкотерапии делятся на две группы. Одни считают, что человеку помогает та музыка, которую он любит. Другие (и их большинство) говорят, что все люди одинаковы, а потому на всех на них определенным образом действуют одни и те же звуковые волны. При этом целебная сила не зависит от таких понятий как «нравится» и «не нравится».
Приведенный список музыкальных произведений основан на второй точке зрения и включает в себя мелодии, отобранные специалистами в ходе клинических испытаний на добровольцах, имеющих разные музыкальные пристрастия.
Информация к размышлению. Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке – до 120 дБ).
Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, — 90 дБ. Так что делайте выводы!
Ф. Шопен. Мазурки и прелюдии.
И. Штраус. Вальсы.
Рубинштейн. «Мелодия».
Л. В. Бетховен: «Лунная соната», «Симфония ля-минор».
И. Брамс. «Колыбельная».
Ф. Шуберт. «Аве Мария».
Ф. Шопен. «Ноктюрн соль-минор».
К. Дебюсси. «Лунный свет».
Т. Альбинони. «Адажио» из Органного концерта ре-минор.
И.С. Бах. «Сицилиана».
И. Брамс. «Гавот ля-мажор».
Барток: «Соната для фортепиано», «Квартет 5».
Брукнер. «Месса ля-минор».
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия».
А. Хачатурян. «Сюита Маскарад».
Л. В. Бетховен. «Увертюра Эдмонд».
Ф. Шопен. «Прелюдия 1, опус 28».
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия».
Монти. «Чардаш».
И. С. Бах «Итальянский концерт».
И. Гайдн. «Симфония».
Сибелиус. «Финляндия».
Сибелиус. «Грустный вальс».
Ф. Шуман. «Грезы».
Пьесы Чайковского.
9. В помощь при отказе от курения.
Ф. Шуберт. «Аве Мария».
Л. Бетховен. «Лунная соната».
Сен-Санс. «Лебедь».
Г.Свиридов. «Метель».
10. Для профилактики утомляемости.
Григ. «Сюита «Пер Гюнт», «Утро».
П. Чайковский. «Времена года»
П. И. Чайковский. «Времена года».
К. Дебюсси. «Лунный свет».
Мендельсон «Симфония №5».
Вальсы из балетов П. Чайковского.
А. Вивальди. «Времена года», «Весна».
К. Дебюсси.»Лунный свет".
Мендельсон «Симфония №5»
Современная музыка Для поднятия общего жизненного тонуса.
Расслабляют, умиротворяют:
Самомассаж с помощью звуков. Человеческое пение – один из самых оптимальных видов массажа. До 80% воспроизводимого звука остается в организме, заставляя вибрировать, а значит самоочищаться каждую клеточку, каждый орган.
Пойте, слушайте музыку и будьте здоровы!
Приложение №3 . Музыкальный диск «Музыка и здоровье».
Музыка
и здоровье
Папка №1. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности.
Папка №2. Для уменьшения раздражительности и разочарования.
Папка №3. Для общего успокоения, удовлетворения.
Папка №4. Снятие симптомов напряженности в отношениях с людьми.
Папка №5. Для уменьшения головной боли.
Папка №6. Для поднятия общего жизненного тонуса.
Папка №7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей
Папка №8. От бессонницы.
Папка №9. В помощь при отказе от курения.
Папка №10. Для профилактики утомляемости.
Папка №11. Для концентрации внимания , сосредоточенности.
Папка №12. Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита. Папка №13. Гитара.
Папка №14. Инструментальная музыка.
Папка №15. Орган.
Папка №16. Скрипка.
mognovse.ru
Что такое музыка
Музыка на самом деле обыкновенные звуковые колебания, такие же, как звук от хлопка в ладони или удара. Но от шума вокруг музыка отличается своей ритмичностью. Ритм, громкость, частота – главные характеристики музыки.
Музыка влияет на нашу психику
Звуковые волны механически действуют на мозг человека. Поэтому любая музыка оказывает на нас влияние. Музыка с ритмом 60 ударов в минуту замедляет ритмы нашего мозга, и он расслабляется. Именно поэтому медиативную музыку используют на сеансах терапии. Музыка с большой частой убыстряет волны нашего мозга, первое время мозг работает активно, но потом начинается стресс.
Музыка влияет на организм человека
Организм человека состоит из множества ритмов – сокращения мышц, кровеносных сосудов и многое другое. Музыка вступает во взаимодействие с этими ритмами. Музыка всегда ритмична и упорядочена (по сравнению с шумами вокруг), поэтому может оказывать благоприятное влияние на организм.
Почему людям нравится разная музыка
Мозг каждого человека имеет свой ритм, от этого ритма и зависят музыкальные предпочтения. Если музыка с ним гармонирует, она нам нравится. Для кого-то лучшее лекарство – классика, а для кого-то рок. Нельзя утверждать, что есть плохие направления в музыке. Польза от прослушивания зависит только от того, нравится ли нам ритмичность музыки.
Пожилые люди не любят быструю музыку
Исследования показали, что с возрастом ритмы нашего мозга меняются, эти объясняют изменения музыкальных вкусов. Большинство пожилых людей, не зависимо от национальности и половой принадлежности выбирают классическую музыку. Дело в том, что ритмы мозга замедляются и воспринимать быструю агрессивную музыку человек уже не может.
От громкости музыки зависит скорость выполняемой работы
Громкая музыка снижает работоспособность на 20%. Громкие звуки отвлекают нас и наша реакция замедляется. Многочисленные исследования подтверждают вред громкой музыки, она не только раздражает нашу психику, но и ухудшает слух. Любители громкой музыки могут тратить лишь 90 минут в день на прослушивание мелодий немного громче от нормы.
Клавишная музыка и вокал увеличивают интеллект.
Интересные факты о музыке
§ бой колоколов убивает вирусы и бактерии;
§ шум прибоя понижает уровень сахара в крови;
§ пение укрепляет иммунитет;
§ прослушивание музыки облегчает хронические болезни;
§ любимая музыка увеличивает количество лимфоцитов в крови;
§ клавишная музыка и вокал увеличивают интеллект.
Моноурок музыки "Разное воздействие музыки на людей". 6-й класс
Кисловская Ирина Анатольевна, учитель музыки
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки
Цель:
Муз. материал:"Вальс" Ж. Бреля; "Вальс о вальсе" Э. Колмановского; вальс "Голубой Дунай" , вальс из оперетты "Летучая мышь" И.Штрауса; "Школьные годы" Д. Кабалевского.
Дополнительный материал:фотографии танцующих людей; репродукция картины "Первый бал Наташи Ростовой"; портрет И. Штрауса; стихотворение "Вальс" Л. Озерова.
(Урок начинается со звучания "Вальса" Ж. Бреля)
У. Здравствуйте, ребята! На ваших лицах я вижу улыбки, поэтому очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения. А почему настроение радостное? Ещё не произнесено ни одного слова, а вы заулыбались. Это музыка так на вас подействовала? Что можно сказать о ней?
Д. Она танцевальная, быстрая, подняла нам настроение, это вальс.
У. Да, это прозвучал вальс. Мы с вами его уже слышали на первом уроке. А что такое вальс?
Д. Это музыка, чтобы танцевать вдвоём, чтобы кружиться. Это радостная и чуть-чуть смешная песня.
У.Ребята, а вы умеете танцевать вальс? Это современный танец? Сейчас я покажу вам фотографии, вы их посмотрите и постарайтесь найти ту фотографию, на которой танцуют вальс.
(Дети, собравшись в круг, рассматривают фотографии и ищут нужную. Учитель в это время начинает напевать, как бы для себя, песню "Вальс о вальсе" Э. Колмановского. Ребята выбирают те фотографии, на которых люди кружатся, объясняя, что под вальс надо танцевать и кружиться. Выбранные фотографии учитель размещает на доске рядом с репродукцией картины, на которой изображена Наташа Ростова на своём первом балу.)
У.вот так танцевали вальс в XIX веке. Слово "Вальс" в переводе с немецкого языка означает "вращать". Вы совершенно правильно выбрали фотографии.
(Звучит первый куплет песни "Вальс о вальсе" в грамзаписи)
У.Очень красивая песня! Ребята, послушайте, что сказал о вальсе поэт Е. Евтушенко. Согласитесь вы с ним или нет?
Вальс устарел, говорит кое-кто, смеясь.Век усмотрел в нём отсталость и старость.Робок, не смел наплывает мой первый вальс.Почему не могу я забыть этот вальс?...
Поэт так говорит только о себе? Как вы думаете?
Д.Вальс не только для старых людей:Мы согласны с поэтом:Поэт говорит обо всех!
У.Скажите, у каждого человека есть первый вальс? (Учитель наигрывает "Школьные годы" Д. Кабалевского)
Д.У всех. Этот вальс звучит 1-го сентября и на празднике Последнего звонка.
У.Вальс - это что-то особенное: "Но, затаён, он всегда и везде со мной:"
Д.Это просто вальс ждёт своего времени, когда он будет нужен!
У.Получается, это живёт в душе каждого человека?
Д.Да! Молодые тоже могут увлекаться танцами и танцевать вальс.
У.А почему вальс "затаён"? Почему он совсем не исчез?
Д.Потому что не всегда же будешь танцевать вальс.
У.Хочется пожелать: пусть вальс ЖИВЁТ!
(Начать учить песню Э. Колмановского, петь легко, просто, как бы напевая. На разучивание первого куплета отвести 5-7 минут.)
У.Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали Королём вальса. Это И. Штраус (Показать его портрет.) На одном из концертов однажды его вальс был исполнен на "бис" аж 19 раз! Представляете, какая это должна быть музыка?! Сейчас хочу показать вам музыку Штрауса, только наиграть, т.к. исполнить её должен симфонический оркестр. (Учитель играет начало вальса "Голубой Дунай". Сыграв вступление, останавливается.) Это вступление к вальсу. Оно звучит, как какой-то большой секрет, необычайное ожидание, которое приносит всегда больше радости, чем даже какое-то самое радостное событие.
(Учитель ещё раз исполняет вступление к вальсу.) Ребята, было ли у вас сейчас такое состояние, будто вот-вот произойдёт что-то очень хорошее, радостное?
Д.Да, было.
У.Откуда же Штраус брал свои мелодии?..Мне иногда кажется, когда я слушаю вальс Штрауса, что открывается красивая шкатулка и в ней находится что-то необыкновенное. А вступление её только приоткрывает, что уже шкатулка вот-вот откроется: Но опять звучит новая мелодия, новый вальс: это и есть настоящий ВЕНСКИЙ ВАЛЬС!
Д.Это несколько вальсов:Это цепь вальсов: "Ожерелье" из вальсов.
У.Как вы думаете, где танцуют этот танец? Это салонный танец?
Д.Наверное, танцуют везде: и на улице, можно на природе, ведь нельзя удержаться, чтобы не танцевать.
У. Верно! Послушайте какие красивые названия подобрал композитор для своих вальсов: "На прекрасном голубом Дунае", "Венские голоса", "Сказки венского леса", "Весенние голоса"! композитор написал 16 оперетт, в которых тоже звучит вальс! Сейчас вы услышите вальс из оперетты "Летучая мышь". Я попрошу вас после прослушивания ответить только одним словом, ЧТО же такое ВАЛЬС. Только не говорите, что это танец.
(Звучит вальс из оперетты.) Так что же такое вальс?
Д.Это радость:сказка:чудо:красота:нежность:мечта:
У.Какие вы правильные слова подобрали для вальса! А разве можно без всего этого жить на свете?
Д.Нет, нельзя!
У.Без этого не могут жить только взрослые люди?
(Ребята начинают кивать головой, кто-то улыбается, кто-то в смущении закрывает лицо руками.)
У.А я, ребята, была просто уверена, что после прослушивания этой чудесной музыки вы мне именно так и ответите! В завершении нашего сегодняшнего разговора хочу прочитать стихотворение, посвящённое вальсу. Поэт Л. Озеров написал эти строчки о вальсе композитора Ф.Шопена:
Ещё звучит в моих ушахСедьмого вальса лёгкий шаг.Как вешний ветерок,Как трепетанье птичьих крыл,Как мир, который я открыл,В сплетеньи нотных строк.Ещё звучит тот вальс во мне,Как облако в голубизне,Как родничок в траве,Как сон, что вижу наяву,Как весть о том, что я живуС природою в родстве.
(Дети выходят из класса под звучание песни Э. Колмановского "Вальс о вальсе".)
mykonspekts.ru