К настоящему времени сформировались в основном три самостоятельные теории, объясняющие происхождение и сущность лидерского потенциала. Их можно условно назвать теорией «великого человека», «ситуационной» теорией и теорией «определяющей роли последователей».
Совмещение положительных сторон перечисленных теорий лидерства позволяет сформулировать следующее определение. Лидерский потенциал – это совокупность психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее полезных для разрешения проблемной ситуации, в которую эта группа попала. Абсолютных лидеров – лидеров везде и во всем – не существует, так же как и абсолютных «ведомых». Лидер в сфере бизнеса может оказаться ведомым в сфере досуга и «козлом отпущения» в семейной жизни. Более того, в определенной сфере деятельности оценка лидерского потенциала конкретного человека не всегда является однозначной: директор предприятия может быть истинным лидером для своих заместителей и начальников цехов, формальным руководителем с точки зрения работников среднего звена управления, а в восприятии рабочих – выступать источником неразберихи и бюрократического беспредела (т. е. «антилидером»).
Лидерство – это главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы. Если говорить о группах людей, то за способностью к лидерству стоят такие интегральные характеристики, как «настроенность на опасность», «управленческие способности» и высокая «личная активность».
Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность действий в стрессе, а также такие качества, как чувствительность к потенциальной опасности и бесстрашие.
Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, заключаются в его первенстве в защите группы, в организации групповых действий, в атакующих действиях, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность к потенциальной опасности состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития. Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после тех или иных поражений.
Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно считать его управленческие способности. В их структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.
На третьем месте находится высокая личная активность лидера, включающая довольно широкий набор частных проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.
Частными проявлениями лидерского потенциала служат высокая скорость ориентировки в окружающем, ясность и масштабность видения позитивного для группы будущего, восприятие группы как части собственного «Я». Масштабность порождаемых потенциальным лидером целей неизбежно побуждает его к поиску «своей» группы.
Каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения профессионального мастерства и разнообразного жизненного опыта. Главная сложность здесь состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил.
Частным способом развития лидерского потенциала служит сознательная отработка таких приемов поведения, которые окружающими людьми невольно воспринимаются как лидерские. Сюда относятся хорошо наблюдаемые элементы внешнего облика, позы, мимики, жестикуляции и речи: отсутствие вычурных, нарочито «красивых» элементов оформления внешности, максимально возможный воспринимаемый размер тела (прямая осанка и постановка головы, развернутые плечи, обувь на высокой подошве и т. д.), плавность и некоторая замедленность движений и жестов (за исключением ситуаций, требующих адекватных проявлений активности и агрессивности), асимметричность жестикуляции правой и левой рук, прямой длительно фиксированный взгляд на оппонента, размеренная и лаконичная речь, низкий тембр голоса, умеренность проявления вовне физиологических реакций.
studfiles.net
Думаете, что развитие лидерского потенциала это самое сложное для человека? Легко! С помощью нескольких хитрых советов и должной мотивации вы сможете преодолеть все препятствия уже за считанные дни. Поэтому, чтобы скорее начать двигаться в правильном направлении — читайте эту статью и начинайте свой путь самосовершенствования!
Кто не мечтает о лучшей жизни, о том, чтобы стать настоящим лидером? Если бы человечеству было некуда стремиться, наше бытие было бы сплошной скукой. Некоторые со временем теряют мечты – они растворяются, как туман. Но для многих стремление улучшить жизненные условия, изменить существующую реальность является не просто бесплотной мечтой. Для таких людей развитие лидерского потенциала – одна из самых актуальных тем в сфере прикладной психологии.
Ведь без определенных инструментов подняться до определенного жизненного уровня и сложнее, и дольше, и более болезненно. Но все нужные для преобразования реальности и становления лидером резервы заложены в каждом человеке. Рассмотрим некоторые из опробованных инструментов, которые позволят достичь этих целей и воспользоваться своими возможностями по максимуму.
Древнегреческий философ Аристотель считал человеческих существ телеологическими. Этим мудреным словцом философ обозначал тех созданий, которые имеют цели. Согласно его учению, только при ежедневном движении к цели можно чувствовать себя счастливым. Но как правильно эти цели перед собой ставить?Умение ставить цели – величайший дар природы, который играет неоспоримую роль для развития потенциала лидера.
Представьте на минуту, что перед вами находится клетка с почтовым голубем. Вы накрываете ее темной материей и увозите птицу далеко от места нахождения – за многие и многие километры. Что будет, если затем голубя выпустить на волю? Он поднимется ввысь, сделает несколько кругов, и безошибочно полетит туда, откуда его привезли. Ни один из представителей животного мира не обладает такой способностью – достигать своей цели. За исключением человека.
Здесь отличие между голубем и человеком одно. Птица достигает своей цели при помощи подаренного ей природой инстинкта. Человек же сознательно закладывает в программу своего ума нужную ему задачу. Он может отправиться в путь, не имей ни малейшего представления о том, каким образом будет достигнута эта цель. Развитие лидерского потенциала во многом зависит от умения качественно визуализировать нужные цели. К примеру, вы составили для себя приблизительный портрет своей «работы мечты». В воображении вы представили работу недалеко от дома, с хорошим и доброжелательным коллективом, где руководство лояльно, а простор для реализации идей – безграничен. Рано или поздно, если даже придется пройти с десяток собеседований, такая работа будет найдена. Наверняка каждый хоть раз сталкивался с таким опытом.
Однако есть и правила постановки целей. Они нужны, чтобы понять, над какими задачами трудиться стоит, а над какими – нет. Эти правила позволяют достигать желаемого намного быстрее. А также они незаменимы в профессиональном развитии личности. Рассмотрим некоторые из них.
1. Максимально конкретно определить, какой цели необходимо достичь. Мало толку кидаться дротиками об стену. Если бить по определенной мишени, гораздо больше шансов попасть в нужную точку. Фраза «поменять квалификацию» гораздо лучше заменить формулировкой «окончить курсы дизайна».
2. Оформить цели письменно. Намерения, о которых люди только мечтают, подобны рассеивающемуся дыму. А возможности их воплотить, словно Чеширский кот, улыбаются нам отовсюду, но так и не давая ухватить себя за хвост. Если цель не записана, она не имеет энергии. Если же наоборот – она становится существенной, ее потрогать, увидеть. А быть может, и поменять.
3. Установка крайних сроков. Для того чтобы установить дедлайн, нужно просто прикинуть в уме, сколько времени понадобится для достижения цели. Если задача является достаточно крупной, нужно разбить этот срок на дополнительные мини-этапы. Когда срок начинает поджимать, люди обычно трудятся «на полную катушку». Стоит вспомнить любое предновогоднее ралли, когда все дела позарез должны быть завершены до 31 декабря.
4. Еще одно правило – составить список всех вещей, которые входят в общую картину процесса достижения цели. Этот список похож на паззл. Во-первых, нужно прописать препятствия, которые будут стоять на пути. Во-вторых, в списке должны присутствовать знания и навыки, нужные для выполнения миссии. Далее, в него следует включить тех людей, которые прямо или косвенно будут принимать участие в процессе. И, конечно, этот список должен содержать все те шаги, которые будут предприняты для вашего свершения.
5. Далее следует безотлагательно приступить к выполнению плана. Сделайте первый шаг, потом второй, третий, и так далее. Всем уже набила оскомину китайская пословица: «Путь в тысячу ли начинается с одного шага». Развитие лидерского потенциала предполагает постоянное движение в таком китайском стиле. Каждый день необходимо делать что-нибудь, что будет приближать к выполнению задачи.
Умение правильно оценивать имеющиеся риски – одно из ключевых параметров уровня развития потенциала лидера. Безумие, поговаривал Эйнштейн, это повторение одних и тех же действий при намерении получить новый результат. Но любой человек может попасть в эту коварную ловушку. Исход неправильной оценки рисков – неправильные намерения.Бич неверных решений поражает лидера по разным причинам. Иногда одной из них может быть получение искаженной информации. Например, доктор советует принимать лекарства, в то время как сосед убеждает, что настойка смеси трав сотворит чудеса. Люди не только получают неверную информацию, застревая в кругу одних и тех же действий. Они также подвержены неправильной интерпретации поступающих знаний об окружающем мире.
Опасно игнорировать важные данные, поступающие извне. Например, девушка работает в отделе, где в недалеком будущем предполагаются сокращения. Но она продолжает заказывать дорогую косметику и баловаться походами по бутикам. Откладывать деньги «на черный день» — не для нее. Это и называется плохой оценкой рисков. Она происходит по той причине, что люди склонны защищать себя от негативной информации. Ими правит страх перед неизвестным.
Некой метафорой такого старания оградить себя от горькой истины может послужить скульптура под названием «Призрачная девушка» Френсиса Грея. Гениальный автор изобразил свое изваяние в полный рост. Задумчивая девушка с изящными формами прячет наклоненное лицо от созерцателей при помощи ниспадающей до самого пола вуали из кристаллов. Любопытный зритель заинтригован: как может выглядеть юное лицо под прекрасной вуалью? Увы. То, что под находится, сродни кошмару – и уж пусть лучше этот вид скрывает длинная вуаль.
Конечно, любое произведение искусства может быть интерпретировано по-разному. Но разве не скрывается опасность за неспособностью видеть истинное положение вещей? Человек боится летать на самолетах, но при этом постоянно занимается интимной близостью без презерватива.
Оценка возможных рисков – это важнейший инструмент, который предназначен для любого живого существа для повышения своих шансов выжить. Без этого качества развитие потенциала руководителя невозможно.
В действительности, люди постоянно только тем и занимаются, что оценивают возможные риски. Мы предпочитаем хорошо освещенную улицу темной аллее. Водитель за рулем автомобиля верит, что на его полосу не свернет машина, едущая навстречу.
С другой стороны, навыки оценки рисков у большинства находятся в зародышевом состоянии – каковыми мы их восприняли от животных. «Бей или беги» — манифест этих скромных умений. В мозгу человека сохранился участок, который называется «мозгом рептилии». Вероятно, о нем вы уже слышали. Исследования показывают, что в опасной или рискованной ситуации над поведением берет верх именно эта часть мозга. Когда-то она была создана с целью спасения жизни от диких зверей.
Удивительно, но «мозг рептилии» берет верх даже тогда, когда дело касается денежных операций. Чувствуя ответственность, мы склонны перекладывать ее на чужие плечи. Такая концепция, как «экономия», для этого участка мозга неизвестна.
Как можно выбраться из этого порочного круга? Выход – это измерение, а также правильная оценка этих измерений. Необходимо прекратить принимать решения той частью мозга, которой они принимались в пятилетнем возрасте. Возможность комбинаций тех или иных событий в мире невообразимо велика. «Мозг рептилии» знает только два состояния: «Я в безопасности» и «Я под угрозой». Как вы понимаете, подобная оценка для профессионального развития личности слегка недостаточна.
Методы развития лидерского потенциала включают приемы, направленные на развитие самых разных качеств. Они представляют собой своеобразную «огранку» личности. Какая еще особенность разума свойственна всем тем, кто достиг выдающихся результатов в своей сфере деятельности?
Многих инженеров, техников, математиков, дизайнеров и представителей других областей объединяет одно умение. Они способны решать сложнейшие задачи своей области прямо в уме. Таким примером может послужить великий ученый-физик – Никола Тесла. Уже ребенком он практически мгновенно решал математические задачи. А когда будущий ученый приступил к конструкторской деятельности, то процессы проектирования протекали в разуме Теслы почти автоматически. Мы бы назвали их «бездумными». Они подобны тем, что происходят у обычного человека, когда он вспоминает пример из таблицы умножения.
Интерес здесь вызывает то, что Тесла начинал с малого. Просто вначале, вместо использования для расчетов бумаги, он решил проводить их в собственном сознании. На воображаемой доске Тесла писал те же математические столбики, которые и сейчас проходят в школах ученики младших классов. Постепенно будущий ученый освоил умение устного счета и тем же способом стал решать более сложные задачи. Их бесчисленное множество постепенно складывались в навык. Тесла, по свидетельствам его современников, мог воспроизводить чертежи и модели в уме по прошествии двадцати восьми лет после их первого представления.
Подобным умением обладал и выдающийся ученый Лев Ландау. Все математические расчеты производились им только в уме.
Для того чтобы использовать подобные навыки в профессиональном развитии личности, необходимо начать с тренировки наблюдательности, способности к визуальному представлению. Затем можно переводить решение практических задач с бумаги в ум. После выработки навыка, мысленная работа становится намного легче. Этот способ практически подойдет любому профессионалу – инженеру, физику, математику и даже танцору.
Развитие лидерского потенциала предполагает профессиональное становление. Кто может быть руководителем отдела, не зная от и до всех его мельчайших процессов? Для того, чтобы стать лучшим специалистом, нужен крайне высокий уровень самодисциплины. Также не помешает развитие профессиональных качеств. Следующие принципы будут незаменимы для тех, кто хочет стать номером 1 в своей сфере.
Каждый день посвящайте время профессиональному развитию. Это может быть чтение узкоспециализированной литературы, рисование эскизов, прослушивание специальных тренингов. Самым лучшим «бонусом» самообразования является то, что со временем оно входит в привычку. Что, к слову, не сможет не сказаться на ваших будущих доходах.
Методы развития лидерского потенциала включают в себя также и навыки, касающиеся сферы тайм-менеджмента. Научитесь качественно управлять своим временем. Исследователи подсчитали следующую вещь: для того, чтобы стать лучшим, достаточно тренироваться всего лишь два часа в сутки. Многие ответят: «Но откуда мне брать эти два часа?».
Тайм-менеджмент – это довольно развитая дисциплина. Она содержит столько инструментов, что каждый может выбрать себе способ экономии времени по душе. Но даже путем простых математических подсчетов можно вычислить, что два часа в сутки – это совсем немного. 7 дней умножить на 24 часа равно 168 часов. Большая часть потратится на сон, работу, домашние дела. Но 14 часов в неделю по сравнению со 168 – это минимум, который под силу каждому.
Избавление от страхов – обязательный компонент для становления сильного характера. Развитие лидерского потенциала никогда не происходит на базе страха. К счастью, большинство человеческих опасений являются приобретенными. Любое из них можно преодолеть путем систематической работы над собой. Аристотель считал, что смелость – это золотая середина между робостью и импульсивностью. Философ был убежден, что любое качество можно развить в себе, если вести себя так, как будто им уже обладаешь. Когда накатывает волна страха или неуверенности, можно использовать позитивные аффирмации. Они помогут ощущать себя так, будто никакого страха не было и нет.
Сделайте все возможное, чтобы эти рекомендации стали частью вашей повседневной жизни. Самое главное – это превращать знание в действия. Пусть они будут и малыми. Тогда перед вами не будет тех дверей, для которых вам невозможно было бы подобрать ключи.
zazama.ru
К настоящему времени сформировались в основном три самостоятельные теории, объясняющие происхождение и сущность лидерского потенциала. Их можно условно назвать теорией «великого человека», «ситуационной» теорией и теорией «определяющей роли последователей».
Совмещение положительных сторон перечисленных теорий лидерства позволяет сформулировать следующее определение. Лидерский потенциал – это совокупность психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее полезных для разрешения проблемной ситуации, в которую эта группа попала. Абсолютных лидеров – лидеров везде и во всем – не существует, так же как и абсолютных «ведомых». Лидер в сфере бизнеса может оказаться ведомым в сфере досуга и «козлом отпущения» в семейной жизни. Более того, в определенной сфере деятельности оценка лидерского потенциала конкретного человека не всегда является однозначной: директор предприятия может быть истинным лидером для своих заместителей и начальников цехов, формальным руководителем с точки зрения работников среднего звена управления, а в восприятии рабочих – выступать источником неразберихи и бюрократического беспредела (т. е. «антилидером»).
Лидерство – это главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы. Если говорить о группах людей, то за способностью к лидерству стоят такие интегральные характеристики, как «настроенность на опасность», «управленческие способности» и высокая «личная активность».
Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность действий в стрессе, а также такие качества, как чувствительность к потенциальной опасности и бесстрашие.
Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, заключаются в его первенстве в защите группы, в организации групповых действий, в атакующих действиях, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность к потенциальной опасности состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития. Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после тех или иных поражений.
Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно считать его управленческие способности. В их структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.
На третьем месте находится высокая личная активность лидера, включающая довольно широкий набор частных проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.
Частными проявлениями лидерского потенциала служат высокая скорость ориентировки в окружающем, ясность и масштабность видения позитивного для группы будущего, восприятие группы как части собственного «Я». Масштабность порождаемых потенциальным лидером целей неизбежно побуждает его к поиску «своей» группы.
Каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения профессионального мастерства и разнообразного жизненного опыта. Главная сложность здесь состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил.
Частным способом развития лидерского потенциала служит сознательная отработка таких приемов поведения, которые окружающими людьми невольно воспринимаются как лидерские. Сюда относятся хорошо наблюдаемые элементы внешнего облика, позы, мимики, жестикуляции и речи: отсутствие вычурных, нарочито «красивых» элементов оформления внешности, максимально возможный воспринимаемый размер тела (прямая осанка и постановка головы, развернутые плечи, обувь на высокой подошве и т. д.), плавность и некоторая замедленность движений и жестов (за исключением ситуаций, требующих адекватных проявлений активности и агрессивности), асимметричность жестикуляции правой и левой рук, прямой длительно фиксированный взгляд на оппонента, размеренная и лаконичная речь, низкий тембр голоса, умеренность проявления вовне физиологических реакций.
Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 41 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ | Онтогенетическая динамика творческой активности ученых | ГЕРОНТОГЕНЕЗ | ПОТЕНЦИАЛЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ | ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКА | ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ | ЧТО ТАКОЕ «ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА»? | ОСВОЕНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛЮДЬМИ В ИГРОВОМ ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ | РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.029 сек.)mybiblioteka.su
Что является главным в портрете лидера? Практически любой из вас уверенно скажет: сила! Сила, возможно, не физическая, хотя часто и она тоже, а личностная сила, когда из человека как бы прет нечто, перед чем очень трудно устоять.
Ну так вот: у вас она тоже есть.
Правда, проявляется она не всегда, и поэтому не «есть», а — «бывает». Бывает, например, когда вас прижало.
Предположим, ваш друг, не заметив, прижал вам дверным косяком палец, и вы хотите обратить на это его внимание. С какой энергетикой заорете? А если посерьезней — вы увидели, что вашего ребенка, первоклашку, бьют взрослые подростки-отморозки, с каким зарядом вы расшвыряете их кодлу?
Когда вы собираете всю свою силу в один заряд, кумулятивный эффект может быть как чудовищным, так и чудесным. Сила — это решимость, это величайшая концентрация на цели! «Когда я говорю себе, что я это сделаю — я этого добьюсь, чего бы это ни стоило. Если надо — сдохну, если надо — разрушу весь мир, но Я ЭТО СДЕЛАЮ, и горе тем, кто стоит у меня на пути!»
• Вот так. Может быть, и ненадолго, но такие настроения обладают мощнейшим пробивным эффектом.
Среди успешных бизнесменов много бывших спортсменов: строить свой бизнес им помогает их натренированная способность в нужный момент собирать все свои силы в один кулак, выкладываться «на все сто» и больше.
• А также держать напряжение и ответные удары. Это лидеру также оказывается необходимым.
Концентрация на цели — вот секрет тех, кого мы называем лидерами, вот одна из главных составляющих их лидерского потенциала. И вы это можете: каждый раз, когда соберетесь. Вы же это можете тоже? Это называется лидерским прорывом. Разрешите себе это всегда, когда от вас требуется энергетический взрыв, рывок и мгновенная победа!
Отсюда, в частности,
Подсказка.
Перед важной встречей, где от вас требуется не только интеллект, но и энергетика, найдите возможность сделать энергичную физическую разминку с элементами имитации резких ударов. Для мужчин идеально подходят комплексы в стиле восточных единоборств, для женщин — танец под энергетизирующую музыку. Нанеся финальные удары с предельной концентрацией, завершите разминку плавными, обнимающими движениями, после стряхните излишнюю агрессию, улыбнитесь, и — вы любите всех.
• Но как же бодры и заряжены!
Хорошо, но жизнь к экстремальным ситуациям не сводится, и тот, кто уверенно выигрывает на виражах, не всегда стабильно первенствует в ситуациях штатных. Но ведь кто-то — первенствует, и причем стабильно. Из чего же складывается сила лидерского потенциала, откуда появляется так называемая харизма лидера?
Во-первых, это внутренняя уверенность, ощущение: «Я — хозяин!» Это ощущение-знание, что ты имеешь право стоять на земле, делать свое дело, двигать людей и жизнь: «Я — хозяин!» Такая уверенность, такое ощущение и такое внутреннее знание являются опорой всему остальному. Нет опоры — нет силы. Что сможет сделать с застрявшей телегой могучий богатырь, если его ноги месят грязь или тонут в болоте? Ощущение «Я хозяин!» — это и есть та опора, отталкиваясь от которой, можно организовывать давление и двигать окружающих.
Но тот, кто ощущает себя Хозяином, еще не обязательно будет Лидером: когда-то он может свою энергию оставить при себе или направить ее в другое русло. Опора — это только опора, а для успеха нужно приложение силы, движение, напор. Да? Тогда — вперед, рывок, напрягся, сделал! Если ты делаешь это раз за разом, если твои мощное давление и энергичные рывки непрерывно накатывают одно на другое, люди будут говорить о твоем напоре.
• Трудно, однако, справиться с напористым!
А если на твоей стороне еще и скорость, то в схватке выигрываешь, скорее всего, ты.
• И получаешь звание сильнейшего, звание —лидера!
Энергия движения, напор и скорость — это то, что чаще всего называют здоровой агрессивностью. Вот вам и формула потенциала цивилизованного лидера:
«Я — Хозяин!» + Здоровая агрессивность = Потенциал Лидера
Те же самые или аналогичные черты, естественно, присущи и лидеру-примату, но описываются они обычно другими словами. Этолог Анатолий Протопопов этот ранговый потенциал называет еще мягко: «уверенность в своем превосходстве», его коллега Виктор Дольник выражается жестче и говорит о силе НАСТЫРСТВА, известный психолог В.Л. Леви квалифицирует это как силу НАГЛОСТИ. Этическая окраска — совершенно другая. Откуда?
Дело в том, что лидер-примат, играя на страхе и унижении окружающих, редко заботится о привлекательности собственного имиджа.
• «Я страшен, я груб — ты отступил. Я — выиграл!» Да, ты выиграл, но после этого тебя ненавидят.
Цивилизованный лидер тоже выигрывает, но так, чтобы быть привлекательным и выглядеть красиво. Красота лидера — не обязательно красота внешности, это может быть обаяние речи, сияние улыбки или завораживающий рисунок свободных жестов, иногда это может быть даже обаяние лукавства, но умение красиво подавать себя, отработанное искусство очаровывать окружающих есть в арсенале практически любого сильного лидера. И это закономерно, это — мудро!
Дело в том, что у людей есть удивительная особенность: они красивое ценят, как правило, больше, чем, например, доброе. Так же и сильный (душевно или физически) человек может вызывать самые разные чувства только в зависимости от того, как он может себя подать — красиво или нет. Сильный, подающий себя красиво будет вызывать восхищение. Не умеете этого делать — будете вызывать презрение или ненависть. Если вы целеустремленны и умны, вас назовут жестоким и расчетливым, если вы осторожны — трусом, уверены в себе — наглецом. А если вы понравились, то ваша лень получит имя естественной усталости, упертость назовут принципиальностью, а нежелание думать о последствиях — открытостью и искренностью.
• Учитесь очаровывать людей, это окупается!
Резюме
Главные направления развития вашего лидерского потенциала:
• Уверенное чувство «Я здесь Хозяин!»
• Здоровая агрессивность: энергия движения, напор и скорость.
• Красивая самоподача: умение очаровывать людей.
studfiles.net
Хотите ли вы стать лидером? Или вы уже являетесь им и вам нужно укрепить свои позиции? Почему тема лидерства интересна для большинства менеджеров и часто звучит как основной запрос на коучинговое взаимодействие?
С тем, что лидерство – это мощное конкурентное преимуществоспорить, пожалуй, никто не станет. Более важная цель – найти способы развивать данное преимущество.
Запуская лидерский курс для управленцев http://www.trn.ua/trainings/21872/, организаторы проводили тематические опросы среди целевой аудитории. «Кто может стать лидером?», «Как развивать лидерские качества?» - наиболее популярные вопросы к данному курсу.
По моему мнению, лидером может стать практически любой человек, поставивший перед собой такую цель.
Это хорошая новость.
Омрачить ее может то, что для достижения такой цели необходимо будет потрудиться.
И если же вас не пугает перспектива работы над собой, а развитие лидерских качеств – это реальная необходимость, подключайтесь к серии бесплатных уроков (коуч-сессий) «Лидерский потенциал».
Сессии «Лидерский потенциал» - это мой взгляд на задачу развития лидерских качеств. Взгляд, основанный на успешной коучинговой практике в области развития лидерских компетенций. Хочу поделиться им с вами, рассчитывая на обратную связь: [email protected]
«Лидерский потенциал», мини-сессии по развитию лидерских качеств
Сессия № 1 Самодисциплина
Самодисциплина – это способность предпринимать намеченное вне зависимости от настроения. Умение следовать поставленной цели вопреки преградам реальным и вымышленным, лени и сиюминутным капризам.
Что чаще всего препятствует нашему стремлению дисциплинировать себя?
Например, убеждение, что основа самодисциплины – это тяжелый труд. Эта фраза часто звучит на коуч-сессиях от коучи и стопорит движение вперед.
Думаю, повышение уровня самодисциплины – это скорее пресловутый «выход из зоны комфорта», не тяжкий труд, а систематические тренировки. И как тренировки наращивание самодисциплины может быть приятным процессом.
Продвигая тему самодисциплины можно использовать инструмент «SELF-DISCIPLINE». Предлагаю пройти первые 3 шага данной модели:
1. Цель, желание
Протестируйте свои цели. Действительно ли они значимы и желательны для вас? Они на самом деле ваши или все же это отражение желаний других людей?
В основе целей человека лежат его желания, мечты и ценности. Протестировать свои цели вы можете, если обратите внимание на то, что действительно важно для вас. И чего вам очень хотелось бы получить.
Подумайте, какие мечты или желания подтолкнули вас к постановке именно таких целей? С какой жизненной ценностью согласуется каждая ваша цель? Почему для вас важно достичь этой цели?
Если вы качественно пройдете первый шаг, большая вероятность того, что проблем с самодисциплиной убавится во много раз:)
2. Энергия
Проанализируйте, каким образом вы распределяете свою энергию?
Если брать за основу колесо баланса http://coach-100.com/ru/blog/22, то какой сфере жизни вы отдаете максимум своих ресурсов, особенно временных? А в каких сферах «провисание»?
Подумайте, возможно, недостаток самодисциплины – это просто усталость от избытка ненужных действий?
А может это неэффективные коммуникации, неумение сказать «нет» или борьба с «поглотителями времени»?
Найдите те места балансной модели, в которые вы неэффективно инвестируете свою энергию. Это точки вашего развития в ближайшее время.
3. Поддержка
Что или кто будет вас поддерживать на пути развития самодисциплины?
Работа в области личного развития требует достаточного уровня мотивированности. До того, как начинать проработку качества «Самодисциплина», подумайте, что (или кто) будет вашим источником мотивации?
К кому вы сможете обратиться за поддержкой, если ваша уверенность в своих силах в какой-то момент ослабеет?
Поддержкой могут быть близкие и друзья. Но не думайте, что ваши проблемы уникальны.
Может, стоит поискать поддержку среди тех, кто решает задачи, подобные вашим?
Успешность коучинговых технологий заключается в действии. Не откладывайте запланированное, сделайте первый шаг уже сегодня, после того, как прочитаете этот урок. А усилить эффект вам поможет ведение Дневника успеха http://coach-100.com/ru/blog/40/
Удачи!
www.trn.ua
К настоящему времени сформировались в основном три самостоятельные теории, объясняющие происхождение и сущность лидерского потенциала. Их можно условно назвать теорией «великого человека», «ситуационной» теорией и теорией «определяющей роли последователей».
Совмещение положительных сторон перечисленных теорий лидерства позволяет сформулировать следующее определение. Лидерский потенциал – это совокупность психологических качеств, соответствующих потребностям группы и наиболее полезных для разрешения проблемной ситуации, в которую эта группа попала. Абсолютных лидеров – лидеров везде и во всем – не существует, так же как и абсолютных «ведомых». Лидер в сфере бизнеса может оказаться ведомым в сфере досуга и «козлом отпущения» в семейной жизни. Более того, в определенной сфере деятельности оценка лидерского потенциала конкретного человека не всегда является однозначной: директор предприятия может быть истинным лидером для своих заместителей и начальников цехов, формальным руководителем с точки зрения работников среднего звена управления, а в восприятии рабочих – выступать источником неразберихи и бюрократического беспредела (т. е. «антилидером»).
Лидерство – это главенство в стимулировании, планировании и организации активности группы. Если говорить о группах людей, то за способностью к лидерству стоят такие интегральные характеристики, как «настроенность на опасность», «управленческие способности» и высокая «личная активность».
Под «настроенностью на опасность» понимается высокая эффективность действий в стрессе, а также такие качества, как чувствительность к потенциальной опасности и бесстрашие.
Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, заключаются в его первенстве в защите группы, в организации групповых действий, в атакующих действиях, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность к потенциальной опасности состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых обстоятельств и варианты их развития. Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы, направленные на него, и быстрее восстанавливаться после тех или иных поражений.
Вторым по степени выраженности интегральным качеством лидера можно считать его управленческие способности. В их структуре ведущими являются функции подавления внутригрупповой агрессивности (конфликтов) и оказание поддержки слабым членам группы, планирование предстоящих действий группы.
На третьем месте находится высокая личная активность лидера, включающая довольно широкий набор частных проявлений – от инициативности и контактности до физической подвижности и склонности образовывать временные союзы с разными членами группы.
Частными проявлениями лидерского потенциала служат высокая скорость ориентировки в окружающем, ясность и масштабность видения позитивного для группы будущего, восприятие группы как части собственного «Я». Масштабность порождаемых потенциальным лидером целей неизбежно побуждает его к поиску «своей» группы.
Каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения профессионального мастерства и разнообразного жизненного опыта. Главная сложность здесь состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил.
Частным способом развития лидерского потенциала служит сознательная отработка таких приемов поведения, которые окружающими людьми невольно воспринимаются как лидерские. Сюда относятся хорошо наблюдаемые элементы внешнего облика, позы, мимики, жестикуляции и речи: отсутствие вычурных, нарочито «красивых» элементов оформления внешности, максимально возможный воспринимаемый размер тела (прямая осанка и постановка головы, развернутые плечи, обувь на высокой подошве и т. д.), плавность и некоторая замедленность движений и жестов (за исключением ситуаций, требующих адекватных проявлений активности и агрессивности), асимметричность жестикуляции правой и левой рук, прямой длительно фиксированный взгляд на оппонента, размеренная и лаконичная речь, низкий тембр голоса, умеренность проявления вовне физиологических реакций.
studfiles.net
Потенциал лидера - сила личности лидера, когда из человека как бы прет нечто, перед чем очень трудно устоять. То же, что и харизма лидера.
Потенциал лидера складывается из следующих моментов:
Уверенность в себе, ощущение «Я — хозяин!».
Это ощущение-знание, что ты имеешь право стоять на земле, иметь, делать свое дело, двигать людей и жизнь: «Я — хозяин!». Такая уверенность, такое ощущение и такое внутреннее знание является опорой всему остальному. Нет опоры — нет силы. Что сможет сделать с застрявшей телегой могучий богатырь, если его ноги месят грязь или тонут в болоте? Ощущение «Я хозяин!» — это и есть та опора, отталкиваясь от которой, можно организовывать давление и двигать окружающих.
Способность к эффективному силовому влиянию: напор энергетики лидера
Этот момент нередко называют еще здоровой агрессивностью лидера.
Концентрация сил.
Это бывает с каждым из нас - бывает, например, когда человека прижало. Человек в этом случае или сдается, или собирает все свои силы в кулак и преодолевает трудности. Смотри Концентрация сил
Привлекательный имидж
Умение красиво подавать себя, отработанное искусство очаровывать окружающих есть в арсенале практически любого сильного лидера. Однако лидер-примат конкретно этим пунктом потенциала лидера интересуется мало, о привлекательности собственного имиджа заботится редко и чаще играет на страхе и унижении окружающих. Напротив, цивилизованный лидер заботится о том, чтобы быть привлекательным и выглядеть красиво.
www.psychologos.ru