Мозг пациентов с СДВГ обладает рядом анатомических особенностей. Гиперактивность мозга


Что происходит в головном мозге

Что происходит в головном мозге

Мы заранее предупреждаем наших читателей, что намерены подробно рассказать о тех глубоких процессах, которые происходят в головном мозге детей при развитии серьезных отклонений в поведении. И делаем это целенаправленно, ибо еще бытует мнение, что такие «дефекты воспитания» можно исправить то ли криком, то ли примером, то ли наказанием. Если вы внимательно прочтете, возможно, несколько сложную главу, то поймете, что СДВГ развивается на фоне специфических нейрофизиологических и биохимических процессов. В определенной мере эта информация будет способствовать формированию представления о болезни и необходимости квалифицированного лечения.

Довольно часто родители слышат от окружающих, что они плохо воспитали детей. В этом нет ничего удивительного, ибо подвижный ребенок всегда создает в обществе дополнительную суету и «мешает» людям. Многие родители, не имея возможности уделять ребенку достаточно времени, соглашаются с этим утверждением, сокрушаясь о создавшейся, как они считают, безвыходной ситуации. В то же время подобная «ошибка воспитания» легко поддается опровержению современными исследованиями. Надо сразу оговориться, что окончательно доказанных причин данного заболевания не выявлено. Существует множество тео-рий и научных предположений. Но есть некоторые моменты, которые определенно встречаются почти у всех детей с проблемами поведения.

Современные исследования все больше устремлены на изучение анатомических и физиологических особенностей головного мозга, так как ученые исходят из того, что при СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга, отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. Выявлено, что у таких пациентов в этих участках мозга перераспределение информации происходит неравномерно. Ответственными за эту работу являются медиаторы, которые отвечают за переработку информации, поступающей от различных раздражителей, которые потом выливаются в невнимательное, импульсивное и гиперактивное поведение.

Нейрофизиологические аспекты. В последние двадцать лет многими учеными отмечено стремительное изменение мозга человека, что, безусловно, оказало свое воздействие и на его психическую деятельность. Особенно это заметно на отклонениях от общепринятых норм в психике детей. Все больше появляется детей с дисгармоничным развитием, что является следствием влияния нашей цивилизации и воздействия неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, нельзя не учитывать все ухудшающееся здоровье населения планеты, что напрямую сказывается на течении беременности. Все чаще встречается патологическое развитие беременности и родов, в результате чего у плода возникает кислородное голодание мозга. Согласно данным современных исследований, у 70 % детей с дисгармоничным развитием наблюдается асимметрия лобных долей мозга (рис. 1), более или менее выраженные изменения электроэнцефалограммы (запись биотоков мозга). Как правило, у них отмечается повышенное внутричерепное давление, кисты в различных отделах мозга, страдают корковые и подкорковые функции, т. е. выявляются нарушения структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге.

Рис. 1. Головной мозг (вид сбоку – разделение на доли)

Так, например, известно, что кора лобных долей, управляющая импульсами и эмоциями, является источником представления о самом себе. У большинства гиперактивных детей именно эта зона развита слабо. Нейрофизиологические и нейропсихологические исследования выявляют также синдромы функциональной недостаточности стволовых и подкорковых структур мозга (рис. 2).

Рис. 2. Головной мозг и ствол мозга в продольном разрезе

При обследовании пациентов с СДВГ на первый план выходили нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга. Именно поэтому у таких детей отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Вероятно, функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и такие особенности, как нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость.

При благоприятных условиях недостаточность подкорковых структур может практически полностью компенсироваться к школьному возрасту. Однако в условиях эмоционального напряжения, повышенных нагрузок в школе, в пубертатном возрасте (периоде полового созревания) признаки недостаточности подкорковых структур вновь начинают проявляться. А в случае слабости компенсаторных механизмов функциональная незрелость подкорковых структур становится определяющим фактором для развития мозга, вследствие чего появляется множество вторичных дефектов в виде недостаточности височных, теменно-затылочных и других зон мозга.

Постепенно на первый план выходит недоразвитие лобных структур с вытекающим отсюда аномальным поведением. Однако анализ анамнеза (истории заболевания), данные электроэнцефалографии и клиническая картина говорят о том, что за этим фасадом скрывается первичный дефект – нарушение активирующей функции ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, дисфункции лобных долей, подкорковых ядер и проводящих путей с вторичным нарушением нейромедиаторного обмена, о котором речь пойдет ниже.

Биохимические аспекты. Уже было отмечено, что одной из важных причин СДВГ является нейротрансмиссионный дисбаланс. Мы прекрасно осознаем всю сложность темы и специально очень подробно останавливаемся на, казалось бы, теоретических моментах, но, дочитав до конца эту главу, вы поймете, какую цель преследовали авторы. Дело в том, что формальное назначение лекарственной терапии, безусловно, достигает определенного эффекта, но вы добьетесь значительно лучшего результата, когда узнаете некоторые нюансы об участии в обменных процессах в мозге витаминов, минералов и микроэлементов. Мы не стали полностью выносить в главу о лечении эти данные, чтобы практические советы хорошо были увязаны с теоретическими выкладками, что поможет вам активно их использовать. Кроме того, опыт показывает, что родители не всегда могут получить подобные данные у специалистов, задачей которых является стабилизация поведения ребенка.

Итак, нейротрансмиттеры – это вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне (нервной клетке). Возьмем дофамин (допамин), который содержится в лобных долях и некоторых других структурах мозга. Он улучшает настроение, влияет на функцию желудочно-кишечного тракта, облегчает работу мозга, связан с ощущением удовольствия. При снижении уровня дофамина, что характерно для описываемых детей, меняется поведение, дети становятся возбужденными, резко снижается самоконтроль, выражена неуправляемость, что часто выражается плохим поведением. Заметим, что девочки-подростки склонны к снижению дофамина. Они несговорчивы, вспыльчивы, противоречивы. У мальчиков-подростков при снижении дофамина возникает неразумное, нелогичное поведение. При снижении дофамина нужны витамины группы В (особенно В6) и минералы цинк и магний. Кроме того, дофамин ответственен за ощущения компенсации, награды. Не забудьте! Это важно! Учитывая особенность психики таких детей, связанной также с описанными биохимическими изменениями в мозге, их надо чаще хвалить. Ребенку надо чаще говорить, что он хороший, умный. Это способствует повышению уровня дофамина, и ребенок испытывает при этом удовольствие, у него возникает побуждение к действию.

На поведение ребенка заметно влияет (заметим, что у взрослого человека эти процессы протекают так же) дефицит серотонина, который управляет поведением, регулирует сон, настроение, определяет чувствительность к боли. Уже давно его называют «гормоном счастья», поэтому при снижении его уровня возникает подавленное настроение, нарушение сна, повышенный аппетит, агрессия. Отмечено, что для синтеза серотонина нужны витамины В6, В12, фолиевая кислота, кислород.

Для пациентов с СДВГ очень важным является химическое вещество норадреналин, которое находится в коре и ряде других важнейших отделов головного мозга. Он принимает участие в формировании важных для организма вегетативных структур мозга, управляет примитивными рефлексами. Благодаря ему человек в состоянии поддерживать сосредоточенность. Норадреналин важен для работы центра удовольствия, контролирует тот отдел мозга, который отвечает за проявления беспокойства, ярости, агрессии. Его уровень отчетливо влияет на поведение. Если он избыточен, то это выражается чрезмерной активностью, трудностью засыпания, тревогой, агрессией. Такие люди обычно всегда всем недовольны. Совершенно иная картина при дефиците норадреналина. Ребенок ничего не хочет делать, ко всему безразличен, к тому же у него нарушается память. Наблюдение за детьми с СДВГ показали, что изменение уровня этого вещества связано с нарушением его обмена, но в любом случае для ребенка это длительный стресс. Совершенно очевидно, что мы можем помочь ребенку, рекомендуя принимать вещества, активно способствующие улучшению обмена норадреналина. Это витамины группы В (особенно В1 и В6), цинк, магний, селен, железо, витамин С. Кстати, давно установлено, что дефицит витамина В1, цинка и магния есть сейчас практически у каждого человека. Итак, напоминаем, что пусковым механизмом агрессии может служить снижение норадреналина и серотонина.

Чтобы приблизить вас к полной картине сложных процессов в головном мозге у ребенка, страдающего СДВГ, давайте познакомимся еще с одним важным веществом – нейромедиатором. Это ацетилхолин, который также необходим для хорошей работы мозга. Его недостаточность, которая характерна для наших пациентов, проявляется расторможенностью, плохой памятью, нарушением процесса обучения, спутанностью сознания. Мы сознательно уже сейчас останавливаемся на некоторых конкретных рекомендациях, чтобы они хорошо усваивались нашими уважаемыми читателями. Некоторые ученые пришли к выводу, что помочь таким детям можно, исключая из меню продукты, содержащие вещества, задерживающие выработку ацетилхолина. К ним относятся, например, помидоры и картофель. А вот избежать потери ацетилхолина можно, рекомендуя продукты, содержащие холин, среди которых рыба и яйца.

Мы довольно поверхностно остановились на механизме функционирования основных нейротрансмиттеров, уровни которых достоверно изменены в организме детей с СДВГ. Сейчас известно около 30 таких веществ. Все они работают совместно, формируя наши мысли, ощущения, решения и действия, а мозговые центры образуют систему контроля и сопоставления информации, при этом организационные функции приписывают серотонину.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Расстройства нервной системы. Синдром гиперактивности (СДВГ).| Клиническая психология и психотерапия

Синдром дефицита вниманияи гиперактивности - библиотека психологаБЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

Недавние исследования американских специалистов показали, что 90% заключенных США страдают синдромом гиперактивности. Мозг этих людей испускает энергетические всплески, с которыми они справиться не в состоянии. Без помощи грамотных врачей.

Конечно, нам нет никакого дела до американских заключенных. Однако в России с психоневрологическими патологиями рождается 11% детей. Они плохо учатся в школе, не ладят со сверстниками, непослушны, агрессивны, возбудимы. Конечно, многое можно списать на влияние среды, но даже «практически здоровые родители» из хорошей семьи могут произвести на свет ребенка с функциональными расстройствами нервной системы.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Причины у этого явления могут быть самыми разными. Говорит главный врач клиники «Невромед-2000» Евгений Григорьев:

«С третьей по двенадцатую неделю беременности у плода формируется центральная нервная система. Если в этот период будущая мама чем-либо болела или перенесла токсикоз, в дальнейшем нужно обязательно показать ребенка неврологам или невропатологам. В первый триместр беременности, когда плацентарная защита еще не сформирована, женщине необходимо тщательно беречься от гриппа, нейровирусных инфекций и с особенной осторожностью принимать лекарства. Нарушение центральной нервной системы (ЦНС)  у ребенка может быть спровоцировано также кислородным голоданием. Гипоксия возникает из-за угрозы прерывания беременности или во время родов. Младенцу опасен долгий безводный период в материнской утробе. И основное количество случаев, с которыми мы работаем, те, когда дети находились без околоплодных вод 13-16 часов и более».

Ультратонкие повреждения центральной нервной системы вызывают повышение внутричерепного давления и функциональные нарушения мозга, которые чаще всего сопровождаются синдромом гиперактивности. В обыденной жизни это сопровождается нарушением обучаемости, непоседливостью. Сбивается ритм сна и бодрствования, ребенок говорит и ходит во сне, у него с полутора-двух лет отсутствует дневной сон. Родителей должно насторожить, если грудной малыш часто срыгивает, беспокоится без видимых причин, если ребенок поздно начал говорить, капризен, не понимает слова «нельзя» и даже если он просто-напросто переставляет слоги в словах.

ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Любые проявления, которые выходят за рамки обычного баловства, могут оказаться не следствием плохого характера или недостатка воспитания, а функциональными нарушениями головного мозга.

Правильный диагноз можно получить только с помощью компьютерного обследования. Необходимо провести эхо-энцефалограмму, которая определит наличие или отсутствие повышенного внутричерепного давления и его степень. А электроэнцефалограмма поможет выявить очаги нарушений и узнать, куда они проецируются. Ведь энергетические вспышки, которые испускают поврежденные отделы мозга, имеют вектор направленности. Если вектор идет в лобный отдел (а лоб - это эмоции), то ребенок становится излишне активным, агрессивным.

Когда вектор направлен в затылочную зону коры, у ребенка с раннего детства начинаются проблемы со зрением. Если же вспышка направлена вниз, в зону продолговатого мозга, могут сформироваться тики или нарушится терморегуляция тела. В ряде случаев вспышки могут перерастать в эпилепсию.

Подтвердить поставленный диагноз лучше у нескольких специалистов, чтобы избежать ошибки, ведь лекарственные средства, применяемые в невропатологии и психиатрии, имеют массу побочных эффектов.

РАССЧИТАТЬ СИЛУ

Иван Арефьев, психиатр 6-й детской психиатрической больницы г. Москвы, признает, что сейчас идет много споров вокруг психотропных препаратов.

«Для того чтобы ребенок стал более спокойным, не обязательно назначать нейролептики, как это часто делается. Эти препараты оказывают угнетающее воздействие на мозг: малыш становится внешне более спокойным, но причина заболевания не ликвидируется. К тому же ребенок должен аккумулировать в себе впечатления, жизненный опыт, должен чему-то учиться. Естественно, что при общем тормозящем воздействии на мозг эти процессы страдают. Легкие нейролептики до сих пор применяются в детской практике. Не все врачи знают об альтернативе, хотя успокоительные средства на травах или микстуры с растительными компонентами куда безопаснее. Конечно, в ряде случаев назначение психотропных средств оправдано и необходимо. Вопрос стоит об адекватности лечения. Можно стрелять из пушки по воробьям, а можно назначить щадящую терапию. Самое главное правильно оценить состояние ребенка и получить более полное представление о том, что с ним происходит, принимая во внимание данные обследований. Учесть семейную ситуацию, особенности воспитания, всю историю его развития начиная с внутриутробного периода».

ПОДОБНОЕ ПОДОБНЫМ

Психотропные средства применяются в психиатрии 50 лет. А вот методика лечения психических заболеваний гомеопатией отработана еще в XVIII веке немецким врачом Самуилом Ганеманом. Он установил, что ничтожно малые дозы опасных для здоровья веществ, способны излечивать больного. Поэтому гомеопатия (от Homoios – подобный и Pathos – страдание, болезнь) использует метод лечения, основанный на принципе подобия между токсическим и терапевтическим действием одного и того же вещества.

Гомеопатия устанавливает резонанс с болезнью и, вступая во взаимодействие с организмом, гасит очаг заболевания. Не умея объяснить действие гомеопатических лекарственных средств, отечественные врачи до последнего времени гомеопатию не признавали. И хотя материального подтверждения механизма действия гомеопатических препаратов до сих пор нет, с 95-го года гомеопатия признана Минздравом.

Евгений Григорьев, главный врач клиники «Невромед-2000»:

«Гомеопатические средства – это ультра-слабые растворы экстрактов растений и минералов. В таком растворе нет ни одной молекулы химического вещества, там вообще химического состава нет. По сути, это биоинформационное воздействие. Гомеопатия способна прицельно воздействовать именно на тот участок мозга, который нуждается в коррекции. А если гомеопатическое лекарство неправильно подобрано, оно уходит из организма, не причинив никакого вреда, просто, как вода».

СЕНСОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ

Отечественные нейропсихологи разработали метод сенсомоторной коррекции. В сочетании с гомеопатией он дает эффективный результат лечения детей с различными нарушениями в развитии. Метод включает в себя дыхательные упражнения, массаж, растяжку мышц, тренировку мышления, речи.

Анна Шахова, нейропсихолог, Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации ЦАО г. Москвы:

«Мы как бы раскачиваем застывшие участки мозга и заставляем их работать. У грудных младенцев функционирует так называемый первый блок мозга – подкорка. К пяти годам у ребенка запускается второй блок, затем – третий, срединный. Однако на каком-либо из этих этапов может произойти сбой. К примеру, стремительные роды могут помешать подкорке включиться, и тогда у малыша начинает формироваться мозговая недостаточность. Энцефалограмма позволяет точно определить место поражения, с которым мы начинаем прицельно работать. Сначала двигательная коррекция – мы идем, так сказать через тело. Метод, который мы используем, требует проведения комплекса специальных занятий в течение 9 месяцев – столько, сколько ребенка вынашивает мать. Мы как бы возвращаемся к самому началу. Допустим, малыш поздно научился сидеть или мало ползал в младенчестве и получил недостаточно тактильных ощущений. Короткий этап ползанья обычно бывает у детей, родившихся в результате кесарева сечения. И это отражается на психомоторном развитии: в дальнейшем у ребенка может сформироваться плохой почерк, он допускает много ошибок при письме. Мы помогаем ребенку пройти все этапы развития заново. К примеру, имитируем процесс его рождения. Есть такое упражнение: мы закутываем ребенка, а он должен из этого кокона выбраться. При этом всегда видно, как ребенок шел при родах: головой или ягодицами."

Итак, путей лечения функциональных расстройств нервной системы сегодня существует множество. И есть все возможности для выбора врача, которому вы сможете доверять.

Алла ВолохинаЖурнал "Счастливые родители", сентябрь 2002

По проблеме гиперактивности:

centercep.ru

Гиперактивный мозг. Объяснения бессонницы. Медицинский портал Украины

Чрезмерную активность головного мозга ученые называют основной причиной бессонницы. Теперь абсолютно точно известна подоплека этого состояния. В мозге некоторых людей, методически страдающих от бессонницы, обнаружены свои особенности.

Гиперактивный мозг: откуда берется бессонница

Что выяснили ученые

Мозг людей с бессонницей в большей степени активен в дневное время. Из-за этого ему намного сложней ночью "отключиться". Это было доказано в ходе обследования двадцати восьми человек пятидесяти лет и старше. У восемнадцати человек из числа испытуемых случалась бессонница в течение года и больше. Другие десять человек были убеждены, что спят крепко.

Эксперты приняли решение вымерять уровень мозговой пластичности участников. Для этого выполнили стимуляцию моторной коры. При этом пришлось отследить непроизвольные движения большого пальца. Затем участники эксперимента двигали пальцем в направлении, противоположном в сравнении с направлением непроизвольного движения. Стимуляцию повторяли несколько раз.

Шевелить пальцем во втором направлении удавалось людям с не слишком высокой пластичностью моторной коры, что не на шутку удивило ученых. Ожидали иного. Наряду с этим мозг не спящих по ночам являл увеличенную активность. Люди по этой причине могли справиться с поставленными задачами. Если испытуемым дать еще  более сложное задание, они его наверняка провалят, как говорят специалисты.

Как это объяснить

Увеличенная мозговая активность просто-напросто не в состоянии компенсировать дефицит сна. В отношении мозговой пластичности, сон крайне важен. При нехватке сна уровень мозговой пластичности понижается. Одним словом, замкнутый круг, разорвать который по силам опытным специалистам.

К слову, вас может заинтересовать тема "Какие бывают расстройства сна и как это побороть"

Берегите себя и будьте здоровы. Всегда с Вами ваш помощник в вопросах здоровья У ДОКТОРА.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

udoktora.net

Мозг пациентов с СДВГ обладает рядом анатомических особенностей

Объём мозга людей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) несколько меньше, чем объём мозга людей без этого диагноза. К такому выводу пришли исследователи, опубликовавшие результаты своей работы в издании The Lancet Psychiatry. Различия были обнаружены в ходе изучения МРТ головного мозга.

СДВГ — это нарушение нервно-психического развития, встречающееся, в среднем, у каждого 20-го ребёнка или подростка. Приблизительно у 2/3 пациентов симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.

Работая над проектом, исследователи пересмотрели данные многочисленных предыдущих работ, посвящённых изучению СДВГ. Всего в выборку вошли 1713 пациентов с СДВГ и 1529 без него. Возраст участников составил от 4 до 63 лет.

Целью новой работы стало преодоление ограничений предыдущих исследований, прежде всего — проблем, обусловленных малым количеством участников в каждой отдельно взятой работе. После сбора данных учёным удалось разработать единый метод анализа, предназначенный для поиска структурных изменений в мозге детей и взрослых, страдающих СДВГ.

Исследователи обнаружили, что в группе с диагнозом «СДВГ» общий объём мозга и объём его отдельных регионов, например гиппокампа или бледного шара, были достоверно меньше, чем в контрольной группе. Наибольшей оказалась разница в размерах амигдалы или миндалины, области мозга, связанной с формированием эмоций.

Мозг детей с СДВГ в большей степени отличался от мозга здоровых сверстников, чем мозг взрослых пациентов — от мозга здоровых взрослых. Хотя некоторые «дети, страдающие СДВГ, могут перерасти диагноз, взрослые, вошедшие в наше исследование, его сохранили, поэтому таким образом объяснить этот эффект невозможно, — рассказывает ведущий автор работы доктор Мартине Хогман (Martine Hoogman), сотрудница Университета Неймегена имени святого Радбода Утрехтского (нидерл. Radboud Universiteit Nijmegen). — Похоже, существует какая-то задержка в процессе созревания головного мозга, которая впоследствии навёрстывается».

Впрочем, различия в размерах головного мозга у участников из разных групп были крайне малы. «Если бы исследование не было таким масштабным, обнаружить разницу бы не удалось», — пояснила доктор Хогман. Она также добавила, что схожие отличия в структуре головного мозга наблюдаются и у пациентов с другими психическими заболеваниями, например, шизофренией, депрессией или биполярным расстройством.

В ходе работы доктор Хогман и её коллеги решили также выяснить, оказывают ли препараты для лечения СДВГ влияние на мозг. Часть участников на момент проведения сканирования головного мозга получала лечение психостимуляторами — метилфенидатом или амфетамином.

Оказалось, что медикаментозная терапия действительно воздействует и на мозг в целом, и на отдельные его участки. Однако исследователям не удалось однозначно определить, истощают ли медикаменты мозг или, напротив, помогают ему восстановиться. Самым простым способом ответить на этот вопрос могло бы стать проведение плацебо-контролируемого исследования. Но в распоряжении авторов новой работы были только исследования, в ходе которых показатели детей с СДВГ, получавших препараты, сравнивались с аналогичными параметрами детей с тем же диагнозом, но терапию не принимавших. При этом между этими группами могли существовать систематические расхождения. Скажем, медикаменты могли назначаться детям с более тяжёлыми формами заболевания.

Профессор Джоэль Нигг (Joel Nigg), профессор психиатрии, педиатрии и поведенческих нейронаук из Орегонского университета науки и здоровья (Oregon Health and Science University), не принимавший участия в исследовании, отметил: «Миндалина или амигдала тесно связана с другими участками мозга. Это узел, через который проходит множество сигналов, связанных с важностью тех или иных событий. Но изменения в миндалине обычно не рассматривались как составляющая СДВГ, поэтому наблюдение, сделанное в ходе новой работы, очень интересно».

Доктор Джонатан Познер (Jonathan Posner), доцент отделения психиатрии в Колумбийском университете (Columbia University), автор комментария к новой публикации, отметил, что эмоциональные нарушения при СДВГ наблюдаются нередко. В частности, у больных может присутствовать эмоциональная реактивность и слабая устойчивость к фрустрации. Тем не менее, эти симптомы вызывают меньше интереса у исследователей, чем когнитивные отклонения, также регистрируемые у пациентов с СДВГ. Кроме того, эмоциональные сложности часто рассматриваются как вторичные проявления заболевания. Например, ребёнку сложно сосредоточиться, поэтому любая фрустрация будет восприниматься как результат проблем с концентрацией внимания. Возможно, благодаря результатам нового исследования, этот подход со временем изменится.

22century.ru

Наиболее частые причины СДВГ у детей и взрослых

Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло ученым много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чем причина появления такого рода нарушений.

СДВГ (англ. Attention Deficit Hyperactivity Disorder) остается таинственным заболеванием. В ходе исследований, проводимых с больными СДВГ появлялось множество различных гипотез, касающихся причин возникновения этого заболевания.

Причины СДВГ

В течение многих лет доминировало мнение, что в основе развития СДВГ лежат нарушения отношений в семье ребенка. Причину видели в ошибках воспитания совершенных родителями.

В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.

Дети с СДВГ не могут найти себе места!

Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребенка. Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространенная причина появления симптомов гиперактивности.

Что же является причиной развития СДВГ

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы . Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.

Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, ученным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В «связи» с этим, можно сказать, что СДВГ – это полигенное наследуемое заболевание. Это означает, что для возникновения этого расстройства необходимо срабатывание не одного, а нескольких различных генов вместе.

Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто-то уже страдает от этого расстройства. Кроме того, исследования на близнецах одно- и двуяйцевых подтвердили гипотезу о генетической обусловленности синдром дефицита внимания.

Симптомы СДВГ

Какая связь конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.

В период 50-х и 60-x годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНС), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде. Однако, оказалось, что микротравмы возникают действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь же распространены у здоровых детей. Источником изменений в процессах обработки информации и психомоторных реакциях является отличие в созревании мозга, вызванное изменениями в генетическом материале.

У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребенка, то есть, например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чем-то.

Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).

В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также может быть нарушено.

Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и (менее важный в данном случае) серотонин.

  • Дофамин – отвечает за эмоциональные процессы, высшие психические действия (например, память, речь) и в меньшей степени за двигательные процессы. Его также называют «гормоном счастья», поскольку увеличение его концентрации в соответствующих областях мозга, вызывает состояние эйфории.
  • Норадреналин – гормон, который вырабатывается в надпочечниках, во время стрессовых ситуаций. Вызывает учащенное сердцебиение и повышение напряжения мышц. В мозгу принимает участие, в частности, в процессах терморегуляции. Дефицит может привести к недооценке угрозы, постоянному возбуждению организма. Называют «гормоном агрессивности».
  • Серотонин – необходим для нормального сна. Ее уровень также влияет на импульсивное поведение, аппетит и сексуальные потребности. Слишком низкий уровень серотонина наблюдается у агрессивных людей.

На основании проведенных исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.

Факторы, способствующие возникновению симптомов СДВГ

Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля истины.

Было показано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ, могут в существенной степени способствовать появлению симптомов или их усиливать. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребенка.

В первую очередь, следует обратить внимание на отношения между членами семьи. Частые недоразумения, ссоры, крики и бурные реакции могут в значительной степени усиливать симптомы недомогания у ребенка. Очень важно также, в каких условиях ребенок воспитывается. В случае сложной семейной ситуации, ребенок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более четкими, а ребенка более обременителен для окружения.

В развитии и усилении симптомов подчеркивается также роль экологических факторов. Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребенка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию. Психомоторная гиперактивность является одним из симптомов алкогольного синдрома плода (англ. FAS – Fetal Alcohol Syndrome), к которому приводит употребление матерью алкоголя во время беременности.

Подчеркивается также роль перинатальной гипоксии. Возникающие в результате таких осложнений микротравмы мозга у ребенка могут быть причиной появления симптомов, характерных для нарушения поведения. Но это относится только к небольшой группе маленьких пациентов.

Важное значение в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смены места жительства и проблемы в школе, которые мешают ребенку с СДВГ общению в группе сверстников.

Возникает «порочный круг» – ребёнок с СДВГ встречает с отказ со стороны окружения, что только усугублять симптомы, и в результате ведет к еще более четкому отторжению ребенка средой, в которой он живет. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.

Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только могут усиливать симптомы болезни.

СДВГ и влияние пестицидов

Причины СДВГ не до конца известны. Известно, что в развитии заболевания большую роль играют гены, а также алкоголь, никотин и контакт со свинцом.

Недавние исследования показывают, что пестициды, присутствующие в некоторых фруктах и овощах, также могут увеличить риск развития СДВГ. Пестициды, и, в частности органофосфатам, в больших концентрациях можно найти в ягодах и сельдерее – конечно, только в тех, которые выращивают в промышленном масштабе и с применением средств защиты растений.

Испытания прошли 1100 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Долгосрочные воздействие на них большого количества пестицидов вызывало у них повышение риска развития СДВГ. Уровень пестицидов в организме измерялся через мочу. Не выявлено, однако, чтобы само действие пестицидов могло быть причиной возникновения СДВГ.

По словам ученых, осуществляющих исследования, пестициды могут блокировать фермент под названием ацетилхолинэстераза, работающий в нервной системе, и нарушают работу медиаторов мозга. Однако, чтобы получить уверенность в том, что касается пестицидов и их роли в развитии симптомов, необходимы дальнейшие научные исследования.

sekretizdorovya.ru

Гиперактивность мозга

Гиперактивность мозга

Если описанные выше виды нарушений поведения яв­ляются в большей степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей – следствием общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорга­нические поражения головного мозга, возникшие в резуль­тате осложнений беременности и родов, истощающие со­матические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Ни­какая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских са­дов как эта, весьма распространенная в дошкольном воз­расте (В.И. Гарбузов, 1990).

Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстни­ками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в дет­ском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забы­вает о предыдущем, и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознатель­ность предполагает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома – 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бес­цельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состо­янию его нервной системы. Но его двигательную актив­ность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то пору­чения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчи­нить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он на­бегается и устанет, ему можно предложить заняться леп­кой, рисованием, конструированием, причем нужно обя­зательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до кон­ца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые порой буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет просидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребен­ком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам прояв­ления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. О том, как работать с гиперактивными младшими школьниками, будет расска­зано в дальнейшем. К сожалению, такого ребенка зачас­тую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результа­те ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с по­добной нагрузкой, и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказы­ваться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судь­бу уже взрослого человека.

Источник: Гиперактивность мозгаЕсли описанные выше виды нарушений поведения яв­ляются в большей степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей – следствием общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то вhttp://studfiles.net/preview/5412697/page:13/

Гиперактивность мозга

Что такое гиперактивность: социально-психическое поведение или заболевание? Как отделить черты темперамента и характера от симптома заболевания центральной нервной системы? Гиперактивный ребенок сразу заметен на фоне других детей, но диагностировать наличие заболевания от последствий воспитания может только специалист.

Рекомендуем при жалобах педагогов на поведение ребенка обратиться к специалистам Центре «Дети Индиго», пройти обследование, чтобы выявить или опровергнуть наличие заболевания и получить необходимые рекомендации.

Что такое гиперактивность? Ребенок постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает одно занятие и принимается за другое, не слышит, когда к нему обращаются, плохо усваивает учебный материал, слабо обучается. Такие симптомы наблюдаются у 3-5% детей.

Признаки гиперактивности начинают проявляться в возрасте 2-3 лет. Однако родители, как правило, относят отклонение в поведении ребенка на счет его индивидуальных особенностей и не обращаются к врачу, надеясь справиться с проблемой самостоятельно. По-настоящему гиперактивный ребенок в дальнейшем испытывает трудности в обучении и социальной адаптации, в результате к подростковому возрасту проблемы усугубляются.

Важно отметить, что гиперактивность у детей может являться симптомом другого заболевания. Поэтому при первых подозрениях на детскую гиперактивность стоит обратиться за консультацией к детскому неврологу.

Факторы риска развития гиперактивности ребенка:

патология беременности матери

инфекции в перинатальном периоде

В возрасте до года у малышей гиперактивность проявляется острой реакцией на внешние раздражители, частый плач, плохой сон. Если к перечисленным симптомам гиперактивности добавляется задержка моторной активности (поздно стал садиться, с опозданием пополз, пошел), а так же задержки речевого развития — это повод обратиться за консультацией к неонатологу и неврологу.

Симптомы гиперактивности дошкольного возраста

быстрые движения руками и ногами, если ребенок взволнован

ребенок очень часто вскакивает с места

резкий подъем и чрезмерный бег

участвовать в спокойных играх он не может

ощущение, будто в него вложили вечный двигатель

кричит с места на уроках и шумит

отвечает, не ожидая конца вопроса

не может дождаться своей очереди в игре

постоянно вмешивается в разговоры и дела других

головные боли, носовые кровотечения

Основные причины гиперреактивности – нарушения функционирования центральной нервной системы. Большинство заболеваний ЦНС возникают в результате перинатальных отклонений, родовых травм, генетических заболеваний.

Гиперактивность является одним из симптомов гидроцефалии. Это заболевание встречается у 70% новорожденных как самостоятельное заболевание и как сопутствующее ряду других заболеваний ЦНС: детского церебрального паралича, задержки психического развития, синдрома Дауна, аутизма и т.д.

Гидроцефалия — нарушение выработки жидкости (ликвора), омывающей мозг. Если выработка и всасывание жидкости неравномерные, возникает повышенное внутричерепное давление. В результате страдают различные участки головного мозга. Гидроцефалия может протекать в скрытой форме, обостряясь лишь в стрессовых ситуациях: нервное перенапряжение, болезнь. Проявляется головными болями, кровотечением из носа, плохим сном, задержкой речевого и психического развития, гиперреактивностью и д.р. Крайнее проявление гидроцефалии судороги, ДЦП, дебилизм.

Поэтому так важно выявить первичное заболевание, симптомом которого является гиперактивность. Лечение на начальной стадии развития патологии поможет снизить риск психических и физических отклонений у ребенка в дальнейшем.

Врачи Центра Педиатрии и Неврологии лечение синдрома гиперактивности направляют прежде всего на устранение неврологической причины развития заболевания. Схема лечения назначается индивидуально.

В качестве лечения гиперактивности применяются следующие методы:

Микрополяризация — высокоэффективный метод лечения широкого круга детской неврологической патологии. Микротоки, схожие с естественными импульсами головного мозга стимулируют восстановление поврежденных структур мозга и нормализуют их работу. Терапия хорошо переносится детьми различного возраста. Методика, разработанная питерскими врачами, около 10ти лет успешно применяется в медицинских центрах по всему миру. В Челябинске метод представлен исключительно в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» на Каслинской, 97В.

Томатис терапия ( носит название по фамилии изобретателя ) – педагогическая программа для стимуляции развития мозга. Особым образом подобранные комбинации звука тренируют мышцы уха, а, следовательно, мозг, что заставляет его работать быстрее, четче и эффективнее.

Логопедический массаж – комплекс индивидуально подобранных упражнений для развития артикуляционного аппарата и ликвидации речевых нарушений. Различают пальчиковый и зондовый логопедический массаж. Проводится в форме игры.

Су джок терапия — стимуляция биологически активных точек на кистях и стопах массажем, семенами растений, магнитами, цветом. Помогает гармонизировать ток энергии в организме и восстановить утраченные функции внутренних органов. Эффективна при лечении ДЦП, при речевых и моторных нарушениях, нервозности. Проводится в форме игры.

Песочная терапия – эффективный метод работы с замкнутыми и гиперактивными детьми, с аутистами. Развивает моторику, внимание, речевые навыки, раскрывает внутренний мир и творческий потенциал ребенка.

Внутритканевая электростимуляция на аппарате Герасимова (ВТЭС).

Высокоэффективный способ лечения болей различного происхождения: головные боли, мигрени, мышечные судорожные боли, боли неврологического происхождения. Благодаря ВТЭС удается снять даже непрекращающийся и непереносимый болевой синдром всего за несколько сеансов без лекарственного воздействия. Специальные импульсы тока подаются в зону поражения, улучшает кровообращение тканей, ликвидирует застойные явления, восстанавливает пораженные нервы. Детям ВТЭС проводят без прокола кожных покровов. Процедура безболезненна и хорошо переносится детьми.

Лечебная физкультура при неврологической патологии назначается с оздоравливающей или профилактической целью. Оказывает комплексное благотворное воздействие на системы и функции организма. Позволяет восстановить временно нарушенные и максимально компенсировать утраченные функции. В зависимости от показаний для каждого ребенка комплекс физических упражнений подбирается индивидуально. Существуют упражнения, направленные на улучшение координации движения, формирование двигательных навыков (ходьба, стояние, манипуляции с бытовыми предметами), антиспастические (снимающие мышечный тонус) и идеомоторные (посыл мысленного импульса в тренируемую группу мышц) упражнения. Занятия проводятся под наблюдением опытного специалиста реабилитолога. Обычно лечебная гимнастика назначается в сочетании с массажем и физиопроцедурами.

Хорошо зарекомендовал себя в лечении детской неврологической патологии. С первых месяцев жизни при перинатальных поражениях центральной и периферической нервной системы массаж позволяет значительно снизить риск инвалидизации ребенка и способствует формированию правильных двигательных навыков.

Доверить своего ребенка можно только опытному квалифицированному массажисту. Специалисты НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» прошли профессиональную подготовку и помимо богатых практических навыков, владеют знаниями анатомии, физиологии и других медицинских отраслей.

Метод электролечения модулированными токами малой силы. Обладает обезболивающим эффектом, уменьшает венозный застой, улучшает кровоснабжение, ликвидирует отеки, повышает тонус и двигательную активность различных групп мышц.

Ультразвук давно и хорошо зарекомендовал себя как эффективный физиотерапевтический фактор воздействия. Ультразвуковая терапия может назначаться как самостоятельно, так и служить частью составленной врачом схемы лечения. Этот метод позволяет снизить медикаментозную нагрузку на детский организм и связанный с ней риск побочных эффектов. Ультразвук стимулирует обменные процессы в клетках, способствует усилению их жизнеспособности и ускоряет восстановление поврежденных тканей.

Усиливает эффективность других методов лечения, в том числе – медикаментозных. Накожный лазер – наиболее щадящий метод воздействия, рекомендуемый для лечения детей. Оказывает болеутоляющее, противоотечное, противовоспалительное, спазмолитическое воздействие. Восстанавливает и активизирует сосудистую системы и способствует скорейшему восстановлению пораженных тканей.

Это — щадящий способ медикаментозного воздействия на детский организм. Под действием электрического поля раствор лекарственных веществ интенсивно проникает через кожу и слизистые оболочки и оказывают свое целебное воздействие, не перегружая выделительную систему. Метод легко переносится детьми любого возраста.

Источник: Гиперактивность мозгаЧто такое гиперактивность: социально-психическое поведение или заболевание? Как отделить черты темперамента и характера от симптома заболевания центральной нервной системы? Гиперактивный ребенокhttp://deti-indigo74.ru/zabolevania/z-giperaktv

notoffended.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - лечение

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности — доставляет немало проблем не только его обладателю, но и окружающим его людям — родителям, учителям, воспитателям. Современный взгляд на эту проблему рассматривает возможность эффективной коррекции этого заболевания с помощью тренировок тех психических процессов, которые оно ограничивает.

Будучи младенцем, такой ребенок самым невероятным образом выпутывается из пеленок. Только что ребенка упаковали, положили в аккуратненько застеленную кроватку, накрыли одеяльцем. Вроде заснул. Не прошло и часа, как одеяльце смято и скомкано, пеленки валяются сбоку, а сам ребенок, голый и довольный, лежит либо поперек кровати, либо вообще ногами на подушке.

Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна. Ребенок может всю ночь вопить, требуя укачивания. Иногда наличие гипердинамического синдрома (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам (правда, сделать это может только специалист, который хорошо знает, как манипулируют предметами обычные дети такого возраста). Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребенок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует ее свойства, тут же хватает другую (или несколько сразу) только для того, чтобы спустя несколько секунд отбросить и ее. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Как правило, моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические дети раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т. д. Такие дети в возрасте от года до двух - двух с половиной лет стаскивают на пол скатерти со столовым сервизом, роняют телевизоры и новогодние елки, засыпают на полках опустошенных платяных шкафов, без конца, несмотря на запреты, открывают газ и воду, а также опрокидывают на себя кастрюли с содержимым различной температуры и консистенции. Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже принимается за второе. Взрослых и сверстников он не слушает, кажется, все пролетает мимо его ушей. В быту за такими детьми закрепляются прозвища "трудный", "неуправляемый". В медицинской карточке у них записано СДВГ (ADHD) — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика говорит о том, что в России таких детей 4 - 18 %, в США – 4 - 20 %, Великобритании – 1 - 3 %, Италии – 3 - 10 %, В Китае – 1 - 13 %, в Австралии – 7 - 10 %. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

Когда ребенок с СДВГ остается один, он становится вялым, как бы полусонным или слоняется без дела, повторяет какие-нибудь монотонные действия. Эти дети нуждаются во внешней активации. Однако в группе при излишней «активации» они перевозбуждаются и теряют работоспособность. Когда ребенок живет в семье, где ровные, спокойные отношения, то гиперактивность может не проявляться. Но попадая в школьные условия, где много внешних раздражителей, ребенок начинает демонстрировать весь набор признаков СДВГ. 66 % детей с СДВГ имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию. Психическое развитие отстает на 1.5-1.7 года.

Также при гиперактивности у детей слабая моторная координация, характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. Для них характерна постоянная внешняя болтовня, которая бывает при несформированности внутренней речи, контролирующей социальное поведение.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. ММД относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в прямом смысле этого слова, скорее это только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить для того, чтобы начать лечение. Детей с реактивным типом ММД и называют иначе гиперактивными.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная активность, после чего появляется сильное утомление. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания, т.е. отвлекаемость – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность тормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи и в Европе, и в Америке работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать.

По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врача рассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилось лечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей. Имеются данные о наличии изменений генетического характера при СДВГ, локализованных в 11-й и 5-й хромосомах. Большое значение придается гену рецептора дофамина D4 и гену - переносчику дофамина. Специалисты выдвинули гипотезу о причине заболевания, в основе которой лежит взаимодействие вышеназванных генов. И оно вызывает снижение функций нейромедиаторной системы головного мозга.

По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка. Большую опасность в данном случае вызывает внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), к которой особенно чувствителен развивающийся мозг. Вот почему очень важно, чтобы беременность протекала нормально, без патологий, чтобы будущая мать соблюдала все требования, предъявляемые врачом. Ведь эти требования придуманы не просто для осложнения жизни молодой женщины. Известно, что потребность в кислороде у беременных повышается на 25-30% за счет того, что ребенок забирает его из крови матери. Поэтому нужно много гулять, дышать свежим воздухом, ездить на природу все девять месяцев. А самое главное - отказаться от сигарет и алкоголя. Никотин, спазмируя артерии матки, лишает ребенка питания и кислорода, кроме того, он чрезвычайно вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту в кровь, наносит мощный удар по формирующемуся мозгу. Серьезную угрозу представляют и некоторые лекарства, особенно в первой половине беременности, а потому, прежде чем принять любой, даже самый безобидный препарат, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Очень важно также правильно питаться.

Вообще, любые проблемы во время беременности и родов - какими бы незначительными они ни казались непросвещенному человеку - могут иметь различные отрицательные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша, токсикозах, обострениях хронических заболеваний у матери, перенесенных инфекциях. Замечено, что если ребенок в утробе ведет себя очень буйно, то это может быть признаком будущей гиперактивности, что, в общем-то, и понятно: обычно детки шумят, когда им не хватает кислорода. На языке медицины это называется "хроническая внутриутробная гипоксия".

Очень опасны во время беременности травмы в области живота. Впрочем, страшны травмы не только физические, но и психологические, различные стрессы, а также, что отмечают многие специалисты, нежелание матери иметь данного ребенка. Мы уже не говорим о неудавшихся попытках прервать беременность. Большое значение имеют и иммунологическая несовместимость по резус-фактору, и возраст родителей. Исследования показали, что риск развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 39 лет.

На развитие заболевания влияют и осложнения при родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков.

Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Поэтому призываем родителей быть в этом плане особенно бдительными. На практике встречается много случаев, когда мама обращается по поводу общего нездоровья ребенка: плачет все время, плохо спит, отказывается от еды. При осмотре малыша, казалось бы, все в порядке: никаких признаков простуды, желудок, сердце - все в норме. После расспросов - где гулял, с кем, как играет и т. д. - выясняется, что несколько дней назад (она даже обычно не помнит точно, когда) малыш упал и, видимо, сильно ударился головой. За этим следует немедленная госпитализация, многочисленные диагностические исследования и длительное лечение. Не всегда, к сожалению, оно приносит максимальный эффект. А ведь все могло бы быть куда проще, обратись родители немедленно к врачу.

Следует помнить, что травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте, но в период созревания, то есть до 12 лет, они особенно опасны. Отрицательно сказываются на формировании мозга и любые заболевания в младенчестве, если они проходят с длительной высокой температурой, а также прием некоторых сильнодействующих препаратов. Невропатологи считают, что целый ряд хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма (тяжелая), нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, а также частые пневмонии, нефропатии, нередко становятся факторами, негативно влияющими на нормальную работу мозга.

В современной педиатрии существует точка зрения, что одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Ведь, как известно, в большинстве из них содержатся различные консерванты, ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители, которые негативно влияют на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство - все это проявления в том числе химического дисбаланса мозга. Кроме того, опасным в данном случае может стать любой продукт, который вызывает аллергию у ребенка.

Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность. Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит учителя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.

Гирерактивность детей обусловлена органическим поражением мозга. Вследствие этого у школьников отмечаются специфические изменения нейродинамики нервных процессов. Гиперактивность, проявляющаяся в первую половину дня, свидетельствует о высокой возбудимости нервных процессов, а во вторую половину – о недостаточности тормозных процессов.

Часто гиперактивность путают с активностью. Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.

Гиперактивные дети могут иметь хороший общий интеллект, но развить его в полной мере мешают нарушения развития. Нескомпенсированное несоответствие между уровнем развития и интеллектом проявляется с одной стороны в соматической сфере, с другой стороны в особенностях поведения. Так как закрепившиеся шаблоны такого отклоняющегося поведения (из-за несовершенства сдерживающих центров) ведут к тому, что эти дети во взрослом возрасте сохраняют их, хотя перестают быть расторможенными и внимание уже могут концентрировать. Отклоняющееся поведение проявляется в том, что дети бывают агрессивными, взрывчатыми, импульсивными. Импульсивность остается сквозной чертой. Такие дети склонны к правонарушениям, к различным формам группирования, так как подражать плохому поведению легче, чем хорошему. А так как воля, высшие эмоции и высшие потребности не дозрели, то жизнь складывается таким образом, что идут уже личностные проблемы.

Какие же нарушения в мозге вызывают синдром гиперактивности?

- Дефицит энергетического снабжения, который можно наблюдать при энцефалографическом обследовании. Ребенок сидит с открытыми глазами, выполняет в соответствии с инструкцией определенную деятельность. А в электрической активности его мозга абсолютно доминирует альфа-ритм, то есть мозг «спит». Альфа-ритм в норме возникает в состоянии покоя, когда глаза закрыты, внешняя стимуляция и какое-то реагирование отсутствуют.

- Архаичность и незрелость связей, которые имеют в своем развитии сенситивный период. Если сенситивный период пройден и синкинезии не растормозятся, то ребенок будет одновременно писать и хаотически двигать языком, что отвлечет внимание и будет неэффективно.

- Личная зрелость.

Возникновение СДВГ из-за раннего повреждения ЦНС в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины – 57%, негативные воздействия внутрисемейных факторов – 63%.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно усидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11 Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

- чрезмерная двигательная активность;

- импульсивность;

- отвлекаемость-невнимательность

В качестве первичной диагностической ориентировки оправдал себя перечень симптомов, разработанный Джиммом Коннерсом. Эту анкету могут заполнять как родители, так и преподаватели при условии, что этому предшествует минимум четырехнедельный период наблюдений. Если в сумме набирается более 15 очков, то это дает основание предполагать о наличие у ребенка СДВГ. Гиперактивный ребенок:

- находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит;

- быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них;

- ребёнка невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- ребенок неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Чтобы малыш избавился от "излишков" активности, необходимо создать определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

Психологи разработали такие советы:

- Малыш не виноват, что он такой, поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.

- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним, но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

- Научите малыша расслабляться. Хороший психолог подскажет вам, что может помочь: арттерапия, сказкотерапия или медитация.

- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей младшего школьного возраста

1. Родители ребёнка должны, прежде всего, понять его проблему, принять его таким, какой он есть и не сердиться на него.

2. Должны осуществляться постоянная и оперативная связь между семьёй и школой, а также оказание систематической помощи ребёнку в выполнении заданий.

3. Медикаментозное лечение.

4. Консультации и психотерапевтические занятия с целью коррекции поведения ребёнка.

5. Проведение систематических занятий по улучшению навыков ребёнка в обучении, по развитию у него памяти и внимания.

К медикаментозной терапии нужно прибегнуть только по прописанию врача в том случае, если применявшиеся меры не дали никакого результата, а тяжесть страдания родителей и их ребенка высока. Стимуляторы (реталин и амфетамин) применяются чаще всего. После медикаментозного лечения нередко становится возможным использование других видов помощи, которые до сих пор не приносили успеха. Следует сообщить родителям, что нет существующих таблеток, повышающих интеллект. Прием таблеток так же не освобождает от необходимости работы с ребенком.

Записаться на прием

europed.ru