5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания. Факторы развития личности внешние и внутренние


лекция 4

ТЕМА 4

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ,

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

• Сущность личности. • Процесс развития личности. • Факторы развития личности.

Основные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность, процесс, развитие, формирование, деятельность, активность, общение, наследственность, среда, воспитание, самовоспитание.

§ 1. Сущность личности

В общем развитии человека как общественного существа наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная.

В процессе биологического развития у человека развивается скелет, мускулатура, внутренние системы, что проявляется в возрастных этапах его развития и поведения, находит свое выражение в специфических чертах детства, отрочества, юности, зрелости, старости.

Процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека, характеризуют его как общественное существо. Человек овладевает речью, усваивает навыки и привычки обращения с предметами, правила поведения, овладевает знаниями, усваивает нравственные нормы и правила, вырабатывает способность к выполнению той или иной работы и т.д.

Человекрассматривается в науке какбиосоциальное существо, каксубъект исторической деятельности и познания.

Отдельный представитель человеческого рода безотносительно к его качествам является индивидом.

С понятием «человек» связаны как его биологические, так и социальные свойства и качества, оно носит более широкий характер по отношению к понятию «личность».

Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и означает совокупность прижизненно вырабатываемых социальных свойств и качеств.

Личность – человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность.

Структура личности представлена на схеме 1.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Высшие духовные потребности

Познавательные:

в познании и самопознании

Эстетические:

в наслаждении от искусства,

самовыражении

Моральные:

в отношениях, любви,

свободе, самоуважении

Индивидуальные особенности:

Ощущения, восприятие, память, внимание,

мышление, эмоции, чувства

Жизненный опыт:

Знания, навыки, умения, привычки,

моральные, эстетические, интеллектуальные свойства, творчество, способности

Мотивы поведения и деятельности

Самосознание

(свое «Я»)

Биологические свойства:

Морфологические свойства, особенности нервной системы, половые, возрастные особенности, задатки

Направленность:

Склонности, желания, установки, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения,

жизненная позиция, воля, характер

Первичные потребности

еда

комфорт

безопасность

Схема 1

Так как личностные качества формируются прижизненно, то у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других слабее.

Основными признаками, по которым можно судить об уровне личностного развития, согласно мнению философа В. П. Тугаринова, являются разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность.

Личность тем более значительна, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, чем креативнее ее деятельность.

В связи с этим характеристика понятий «человек» и «личность» может быть дополнена понятием «индивидуальность».

Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей.

Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой.

§ 2. Процесс развития личности

В переводе с латинского процессозначаетдвижение вперед, изменения.

Развитие–это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме.

Развитие связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходом из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс, его характерная особенность – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Движущая сила развития – борьба противоречий.

Противоречия– это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные – характерные для отдельно взятого человека.

Универсальный характер имеют противоречия между, возникающими под влиянием объективных факторов, потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, приспособлению организма.

Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются.

Результатом развитияявляетсястановление человека как биологического вида и как социального существа –формирование.Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости.

Поскольку основной функцией личности является творческое освоение опыта и включение человека в систему общественных отношений, то все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми.

Личность существует, проявляется и формируется в деятельностииобщении.

Деятельность – это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Активность – это присущая живому существу способность к самостоятельной силе реагирования.

Деятельность может быть активной и пассивной. Чем большую активность проявляет человек в деятельности, тем более высокие результаты развития.

Источником активности является потребность. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

Основные виды деятельности школьников – игра, учение, труд.

Особый вид деятельности – общение.

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

§ 3. Факторы развития личности

Процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием четырех факторов – наследственности, среды, воспитания и самовоспитания.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»), хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние и внутренние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммированы сочетание в организме различных белков, группа крови, резус-фактор.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. По наследству передается ряд болезней и патологий (шизофрения, гемофилия, сахарный диабет и др.). Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть генетической программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования.

Довольно сложной в педагогике и психологии является проблема наследования задатков, характеризующих предрасположенность к какой-либо деятельности. Задатки обусловлены структурно-функциональными особенностями головного мозга, органов чувств, речедвигательных органов, являются природными предпосылками развития способностей. Под способностямипринято понимать такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются одним из важнейших условий успешного выполнения определенных видов деятельности. Яркое проявление способностей принято считатьодаренностьюилиталантом.

Еще более сложным в педагогике является вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н. П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Особенно важен вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют нравственных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Однако в западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Российские ученые П. К. Анохин, Н. М. Амосов в последнее время также открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей ребенка, его взгляды и ценностные ориентации, предоставляет условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Воздействие среды осуществляется стихийно и не в состоянии обеспечить решение многих задач, связанных с подготовкой человека к жизни, формированием его личности.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

Воспитание способствует развитию человека в соответствии с намеченной цели, оказывает воздействие на общее физическое развитие человека, под воздействием воспитания не остается неизменным и врожденный тип нервной системы, развиваются природные задатки, интересы, потребности, приобретаются знания, умения, навыки, формируются нравственные и другие качества и т.д.

Оказывая влияние на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Продолжением и развитием воспитания является самовоспитание. Человек создается не только воспитательным влиянием родителей, учителей, прессы, телевидения, но и воспитывает себя сам. Воспитания без участия в нем самого ребенка не существует.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности.

Все люди имеют общие этапы становления и развития, но темпы их прохождения различны. Для работы над собой человеку необходима определенная готовность. Наличие таких качеств как целеустремленность, самокритичность, требовательность к себе, восприимчивость к воспитательным воздействиям. Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств.

studfiles.net

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания

Раскры­вая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитатель­ных воздействий. Когда иной раз говорят о «бездетности» педагоги­ки, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспита­нии речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его Iвнутренних переживаний, которые вызываются этими воздействия­ми. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придаетак­тивности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздейст­виям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний оби­делся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемос­ти будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое проти­водействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании лич­ности, стали делить на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личнос­ти. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является резуль­татом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, чтово­спитание играет определяющую роль в развитии личности только при ус­ловии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимули­рование ее активности в работе над собой. Именно этаактивность и собственное стремление растущего человека к своему личностному со­вершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Чтобы данные положения сделать более понятными, обратим­ся к примерам. Всем известно, как трудно бывает заядлому ку­рильщику бросить эту дурную привычку. Внешние стимулы: разъ­яснение вредности курения, увещевания, различные запреты и другие подобного рода воспитательные методы иногда помогают, иногда нет. А дело в том, что в конечном итоге сам курильщик должен проявить волевые усилия и значительное эмоционально-внутреннее переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся тягу к никотину. Воспитание же в этом случае выступает лишь как внешний стимул. Если этот стимул глубоко затрагивает сознание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, то у него возни­кает потребность, т.е. внутренний стимул к тому, чтобы освобо­диться от дурного влечения, и он начинает проявлять в этом на­правлении необходимую активность. Само собой понятно, каким мастерством и эмоционально-чувственным воздействием должно отличаться здесь воспитание. Иначе оно не окажет эффективного педагогического влияния на личность.

В равной мере это относится и к другим сторонам деятельности и формирования личности. Чтобы, скажем, студент хорошо учился, различные советы, поучения и замечания преподавателей будут действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние им­перативы его активности в овладении знаниями и личностном фор­мировании в целом.

Получается – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает не­обходимые внешние условия, которые способствуют его саморазви­тию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам.

В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазви­тии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формиру­ют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положи­тельное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат.per­sona– личность,facere– делать).

Под персонификацией воспитания понимается «сложный и проти­воречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личност­ный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценоч­ные критерии, стремления)... Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления»42.

Если перевести данную дефиницию (от лат. definicio– краткое определение какого-нибудь понятия) на более популярный язык, то следует сказать, что всевнешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренни­ми механизмами ее собственной активности в работе над собой, а имен­но, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние. Понять роль и функциони­рование этого взаимодействия в саморазвитии личности – значит, уяснить глубинную сущность процесса воспитания.

Какие же выводы из изложенного следуют для педагогики и вос­питания?

Существенным прежде всего является то, что, поскольку источ­ники развития личности находятся вне личности и поскольку это развитие осуществляется по социальной программе, появляется возможность путем совершенствования общественных условий и воспитания оказывать действенное влияние на личностное форми­рование человека.

Большое значение имеет положение о том, что развитие личнос­ти, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изуче­ния и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, ко­торые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положи­тельные средовые влияния, природные задатки и способности уча­щихся и нейтрализуя влияния негативные, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании лич­ности.

Не менее важным является и третье положение. Выступая в ка­честве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенст­вованию.

Наконец, обеспечивая высокий уровень развития учащихся, вос­питание ни в коем случае не может допускать нивелировки и «урав­нительности» в их личностном формировании. Его важнейшей за­дачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способнос­тей и склонностей, которые в своей совокупности определяют фор­мирование ее своеобразия и индивидуальности.

studfiles.net

Источник развития личности: внутренние и внешние факторы

Ищет ли для себя новорожденный ребенок какой-либо источник развития личности? Конечно же, нет. Маленькому ребенку не нужна личность – ему необходимо удовлетворение его насущных потребностей. Личность формируется позднее – для решения проблем. Она может сформироваться, а может и нет – в зависимости от определенных условий. Какие же факторы влияют на развитие личности? В этой статье мы рассмотрим главные из них – наследственность, социум, образование, деятельность, игра.

источник развития личности

Наследственность

Наследственность – основной источник развития личности. Это совокупность биологических свойств, которые передаются от родителей к ребенку. Наследственность является крайне важным свойством для любого живого существа. Она сохраняет популяцию Homo Sapiens. Ребенок рождается, унаследовав ряд безусловных рефлексов – пищеварительный, оборонительный, ориентировочный рефлексы. Ими обладают представители животного мира.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб! Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

На наследственность могут влиять разные факторы, приводящие к разрушению кода ДНК. В первую очередь, это радиационный фон. Из-за его воздействия появляются наследственные заболевания, а также уродства (сросшиеся близнецы, две головы, непропорциональные размеры тела). Негативно влияют на строение ДНК такие факторы, как нервно-психическое напряжение, алкоголь, курение.

Как основной источник развития личности наследственность стала рассматриваться в начале ХХ века. В 1902-1303 году исследователи У. Сеттоном и Т. Бовери, работавшие независимо друг от друга, открыли сходства между поведением хромосом и факторами наследственности, выявленными Менделем.

Индивидуальные природные особенности, которые потенциально определяют способности человека, состоят в различиях строения мозга, органов чувств, речевого аппарата. Большой процент способностей и талантов предопределяется именно генетикой человека. Однако проявление заложенных задатков зависит от окружающей среды. Доказательство тому – дети-маугли. Наука располагает большим числом свидетельств о детях, которые жили с животными – обезьянами, волками, собаками. Дети-маугли не имеют качеств, которые принято называть человеческими: у них отсутствует речь, их уровень интеллекта сравним с уровнем животных, они ползают на четвереньках.

источник развития личности

Общество как источник развития личности

Не менее важен вопрос о том, как соотносится в индивиде «животное» и «человечное»; как противостоят ситуация и «диспозиция» (личностные особенности, опыт человека, его предыдущие установки). Общество как источник развития личности также нередко противопоставляется индивидуальным поступкам человека, продиктованным его волеизъявлением.В 70-х годах ХХ века достаточно распространенным было убеждение, что люди не могут быть разделены на категории «добрых» и «злых», «плохих» и «хороших». Сторонники таких взглядов считали, что люди превращаются в «злых» или «добрых» только под влиянием окружения.

Исследователи, которые рассматривают общество как основной источник развития личности, всегда находят своим взглядам массу подтверждений в реальности. Никто не станет спорить о том, что ребенок меняется, начиная посещать детский сад или школу. Его поведение также может быть различным на спортивной площадке или в семье, на занятии по музыке или в одиночестве.

В. Штерн впервые обратил внимание, что личность формируется посредством взаимодействия врожденных установок (наследственности) и окружающей среды. С другой стороны, никто не станет спорить, что человек имеет немало общего с животным миром – ему необходима еда, питье, сон, размножение. Фрейд в своем письме к Эйнштейну подчеркивал, что человеческая природа является агрессивной.

источник развития личности

Известный исследователь проблем мотивации Х. Хекхаузен выделял три параметра, по которым может строиться линия поведения человека.

Первый из них – это уровень соответствия поведения ожиданиям общества. К примеру, в библиотеке все сидят за столом, как подобает, но один человек садится коленями на стул и начинает работать, несмотря на недоумение присутствующих. О нем говорят, что он склонен к нонкомфорному поведению.

Второй параметр – соответствие действий человека своим же действиям в ситуациях, не отдаленных по времени от настоящего.

Третий параметр – это соответствие действий собственным действиям в похожих ситуациях, относящихся к прошлому.

Если поведение меняется в сходных обстоятельствах, это позволяет говорить о том, что механизмы развития личности находятся внутри самого человека. Влияние общества не является для него определяющим.

источник развития личности

Личность и общество: взаимодействие или противодействие?

Традиционно источники формирования и развития личности делятся на три группы: наследственность, среда и сама личность. Есть также теории, по которым на развитие личности влияет два фактора – наследственность и среда. Общепринятыми вариантами этих концепций являются взгляды Штерна и Фрейда.

Согласно теории конвергенции Штерна, внутренние факторы, заложенные в человеке с рождения, постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Сам Штерн предлагал свою теорию как компромисс между концепциями «среды» и «наследственности». Поэтому личность является продуктом взаимодействия окружающей социальной среды с наследственностью.

Американский ученый Г. Олпорт утверждал, что теория Штерна выходит далеко за рамки психологического знания, так как выражает диалектическую связь человека и его окружения.

Фрейд, напротив, был уверен, что эти факторы не взаимодействуют, а находятся в состоянии противоборства. Как полагал основатель психоанализа, динамика процесса личностного роста и любой жизненный сценарий может пониматься из того, каким образом принцип удовольствия противостоит принципу реальности. Теория конфронтации Фрейда имела продолжение и во взглядах его последователей – А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни.

источник развития личности

Образование как фактор развития личности и общества

Образование – это источник развития личности и общества. Рост и просвещение нельзя отделить друг от друга. Если бы люди вспоминали эту истину немного чаще, то возникновение и разрушение цивилизаций не вызывало бы удивления. Например, в 90-е годы все европейское сообщество с удивлением наблюдало за прогрессом, который происходил в «Стране восходящего Солнца» — Японии. В рекордный срок она стала страной Солнца, которое было не только «восходящим», но и «взошедшим». Наблюдать за чудом – похвально, если только учиться также и видеть причины, по которым это чудо происходит.

Япония стремилась восстановиться после войны как можно быстрее, и для этого был использован ряд инструментов – снижение налогов, внедрение в различные отрасли новых, зарубежных технологий, экономические перемены. Не последнее место среди причин «японского чуда» занимали реформы образования – оно рассматривалось как главный источник развития личности. Как итог, Япония занимала второе место среди самых обеспеченных стран мира в течение порядка 40 лет.

источник развития личности

Например, так характеризировал образовательные реформы того времени президент Конференции по профессиональной ориентации С. Фукуяма: «После окончания Второй мировой войны основой среднего образования стало введение программы профориентации. Для многих преподавателей такие перемены были удивительными». Есть ли взаимосвязь между «японским чудом» и реформами образования? Не будем спешить с выводами и обратимся к еще некоторым фактам истории.

В начале 60-х годов среди американцев, которые были потрясены успехами русских в освоении космоса, ходила шутка: «Или мы все срочно должны заняться наукой, или нам придется учить русский язык». Чтобы спасти национальное достоинство, американцы прибегли к неожиданному решению – они запустили программу по поиску талантливых детей.

Программа, называемая «Мерит», включала в себя психологическое диагностирование старшеклассников, и ее результаты не заставили себя ждать. По признанию многих исследователей, американский прогресс в сфере естественных наук в немалой степени зависел от программы «Мерит».

источник развития личности

Концепция Выготского

В 30-х годах ХХ в. Л. С. Выготским были сформулированы основные идеи деятельностного подхода к образованию и развитию личности. Прогрессивные идеи Выготского не были восприняты обществом того времени – уже через год после своей смерти Выготский был подвергнут критике, большая часть его работ была изъята, а его фамилия вычеркивалась редакторами из всех изданий.

Выготский считал, что главный источник развития личности ребенка – это зона ближайшего развития (ЗБР), а также реализация потенциальных возможностей. Много раз ученый упоминал, что стоит лишь взглянуть на ребенка, чтобы понять: в нем заложено гораздо больше потенциала, нежели может быть реализовано. Это мнение хорошо иллюстрируется словами отечественного психолога А. Асмолова: «К сожалению, наш жизненный путь усеян обломками того, кем мы могли бы стать, и кем не станем никогда».

Именно это обилие возможностей таит главную опасность – неверно их определить. Например, есть немало тестов для определения вундеркиндов. Но часто умственно одаренные дети, превосходящие своих сверстников, угасают после окончания школы. Родители, которые предоставляют своим детям все источники формирования и развития личности, тем самым слишком поспешно выдают своим детям вексель на звание Моцартов и да Винчи. Многих из таких детей ждет жизненный сценарий, полный несбывшихся ожиданий.

источник развития личности

Выготский любил на этот счет говорить, что будущее одаренного ребенка всегда находится в его прошлом. Культура сохранила немало примеров выдающихся личностей, которых можно сравнить с «Гадким утенком» Андерсена. Таким был Эйнштейн, который смог научиться разговаривать только к 9 годам, и Эдисон, которого за плохую успеваемость выгнали из школы.

При помощи тестов возможно выявить лишь уровень актуального развития ребенка. Например, оба ребенка одного возраста показывают одинаковые результаты при решении задачи. Но можно ли сказать о том, что их способности равны? Ведь дети часто занимаются решением домашнего задания со взрослыми. И оказывается, что один ребенок это делает до 11 лет, а другой способен к самостоятельному решению уже к 8 годам. Именно поэтому Выготский считал, что ЗБР – основной источник развития личности, на который также должна ориентироваться педагогика.

источник развития личности

Развитие личности ребенка

Каким образом дети учатся социальным ролям, получают информацию о мире, как развивается их личность? Главные источники социального развития личности в детстве – это труд, деятельность и игра.

Труд в настоящее время все больше вытесняется. Наличие бытовой техники и малодетность приводят к тому, что привлечение детей к труду оказывается ненужным. Девочкам больше нет надобности шить, стирать, и даже мыть посуду – есть посудомоечные машины. Мальчикам не нужно колоть дрова, топить печь, пасти скот. Нередко единственное, что требуют от своего чада родители – это уборка комнаты, и даже это ребенок может бойкотировать. Как реагировать родителю на такое поведение? Необходимо при помощи родительского авторитета настойчиво воспитывать в ребенке привычку трудится. Взрослый человек любит труд и привык к нему, и эта привычка должна воспитываться в семье.

Что касается продуктивной деятельности, то этот источник развития личности сейчас доступен каждой семье. В любом магазине можно приобрести краски, пластилин, товары для рукоделия. Однако и этот вид развивающей активности часто не реализуется. Родители бывают слишком эмоционально истощенными, чтобы заниматься с ребенком творчеством. Кроме этого, в каждом доме есть компьютер и телевизор, который предпочитают дети.

Игра для ребенка – это и источник развития личности, и способ формирования картины мира. Все больше этот вид активности вытесняется гаджетами и телевизором, увеличивается количество детей, которые вообще не играют со сверстниками. Игра является воспроизведением взрослой жизни, в ее процессе закладываются профессиональный круг интересов, понимание многих социальных ситуаций, с которыми ребенку придется столкнуться в будущем. Источники социального развития личности также берут свое начало в игре – дети учатся взаимодействовать друг с другом, распределяя «роли», устанавливая правила.

Кроме этого, в детских играх также часто присутствует элемент неопределенности, что также помогает образно расширить возможности ребенка. Дети часто следуют сюжетам народных сказок, отправляясь в своем воображении «туда, не знаю куда». Различные небылицы, а также игры в стиле сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес» помогают ребенку учиться действовать в нетипичных условиях.

источник развития личности

Метод Фейнмана для качественного освоения любой предметной области

Р.Ф. Фейнман получил Нобелевскую премию в области физики в 1965 году. Ученый также известен тем, что сформулировал три положения, которые помогут глубоко освоить практически любой предмет. Сам Фейнман никогда не считал себя успешным учеником. «Я думал, — говорил ученый о себе, — что прочность знаний определяется количеством посвященного предмету времени. Но со временем мне открылась одна истина».

Способ, который изобрел Фейнман, прост. Он состоит из трех пунктов.
1. Объясните то, что вы изучаете, восьмилетнему ребенку.

Если рядом не оказалось восьмилетних детей, то возьмите лист бумаги и напишите то, что вы изучаете. При этом используйте самые простые слова и обозначения, как если бы вы объясняли материал второкласснику, обладающему достаточным умением воспринимать информацию и концентрироваться.

Когда люди чего-то не понимают, они склонны употреблять жаргонизмы и профессиональный сленг. Однако они дурачат сами себя, так до конца не разбираясь, чего же на самом деле они не могут понять. А жаргон лишь скрывает эту некомпетентность. Когда же теория или любая информация записывается простыми и самыми употребительными словами (такими, чтобы ее мог понять даже восьмилетка), мы упрощаем для себя ее понимание.

Логические связи становятся для нас более очевидными. Кроме этого, нам становится понятнее, в какой именно области у нас имеются пробелы в знаниях.

2. Повторите информацию.

Мы определили те сферы, где у нас имеется нехватка знаний – области, где нами была забыта важная информация, или же у нас были затруднения в ее понимании. Теперь их нужно заполнить при помощи повторения. Обнаружить такие пробелы – крайне важно. Они являются границами нашей компетенции, позволяет ограничить количество ошибок в дальнейшем.

3. Еще раз упростите информацию.

Теперь у вас на руках есть несколько заметок, сделанных от руки. Посмотрите еще раз, не затесались ли в них слова из профессионального жаргона. Составьте из этих заметок простенький рассказ. Если вам кажется странным, как он звучит – значит, информацию нужно доработать.

Заключение

Несмотря на то, что внутренние задатки представляют собой главный источник развития личности, этот процесс не происходит без участия внешних факторов. Воспитание, требования в школе и на работе, необходимость профессионального роста, различные жизненные вызовы определяют возможности роста личности не меньше, чем информация ДНК. Общество как основной источник развития личности может и способствовать росту, и запускать процесс регресса. Поп-культура, уставшие и недальновидные родители, деградирующие друзья – все это не самые лучшие факторы для личностного роста. Вывод можно сделать следующий: если рядом глупые люди, решения нужно принимать самому. Если же общество умное и позитивное, а сам человек плохо ориентируется в ситуации – лучше прислушаться к окружению, со временем научившись от него мыслить самостоятельно.

Так же вам может быть интересно:

zazama.ru

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания

Раскры­вая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитатель­ных воздействий. Когда иной раз говорят о «бездетности» педагоги­ки, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспита­нии речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его Iвнутренних переживаний, которые вызываются этими воздействия­ми. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придаетак­тивности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздейст­виям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний оби­делся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемос­ти будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое проти­водействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании лич­ности, стали делить на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личнос­ти. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является резуль­татом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, чтово­спитание играет определяющую роль в развитии личности только при ус­ловии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимули­рование ее активности в работе над собой. Именно этаактивность и собственное стремление растущего человека к своему личностному со­вершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Чтобы данные положения сделать более понятными, обратим­ся к примерам. Всем известно, как трудно бывает заядлому ку­рильщику бросить эту дурную привычку. Внешние стимулы: разъ­яснение вредности курения, увещевания, различные запреты и другие подобного рода воспитательные методы иногда помогают, иногда нет. А дело в том, что в конечном итоге сам курильщик должен проявить волевые усилия и значительное эмоционально-внутреннее переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся тягу к никотину. Воспитание же в этом случае выступает лишь как внешний стимул. Если этот стимул глубоко затрагивает сознание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, то у него возни­кает потребность, т.е. внутренний стимул к тому, чтобы освобо­диться от дурного влечения, и он начинает проявлять в этом на­правлении необходимую активность. Само собой понятно, каким мастерством и эмоционально-чувственным воздействием должно отличаться здесь воспитание. Иначе оно не окажет эффективного педагогического влияния на личность.

В равной мере это относится и к другим сторонам деятельности и формирования личности. Чтобы, скажем, студент хорошо учился, различные советы, поучения и замечания преподавателей будут действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние им­перативы его активности в овладении знаниями и личностном фор­мировании в целом.

Получается – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает не­обходимые внешние условия, которые способствуют его саморазви­тию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам.

В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазви­тии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формиру­ют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положи­тельное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат.per­sona– личность,facere– делать).

Под персонификацией воспитания понимается «сложный и проти­воречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личност­ный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценоч­ные критерии, стремления)... Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления»42.

Если перевести данную дефиницию (от лат. definicio– краткое определение какого-нибудь понятия) на более популярный язык, то следует сказать, что всевнешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренни­ми механизмами ее собственной активности в работе над собой, а имен­но, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние. Понять роль и функциони­рование этого взаимодействия в саморазвитии личности – значит, уяснить глубинную сущность процесса воспитания.

Какие же выводы из изложенного следуют для педагогики и вос­питания?

Существенным прежде всего является то, что, поскольку источ­ники развития личности находятся вне личности и поскольку это развитие осуществляется по социальной программе, появляется возможность путем совершенствования общественных условий и воспитания оказывать действенное влияние на личностное форми­рование человека.

Большое значение имеет положение о том, что развитие личнос­ти, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изуче­ния и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, ко­торые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положи­тельные средовые влияния, природные задатки и способности уча­щихся и нейтрализуя влияния негативные, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании лич­ности.

Не менее важным является и третье положение. Выступая в ка­честве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенст­вованию.

Наконец, обеспечивая высокий уровень развития учащихся, вос­питание ни в коем случае не может допускать нивелировки и «урав­нительности» в их личностном формировании. Его важнейшей за­дачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способнос­тей и склонностей, которые в своей совокупности определяют фор­мирование ее своеобразия и индивидуальности.

studfiles.net

5. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания

Раскры­вая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитатель­ных воздействий. Когда иной раз говорят о «бездетности» педагоги­ки, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспита­нии речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его Iвнутренних переживаний, которые вызываются этими воздействия­ми. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придаетак­тивности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздейст­виям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний оби­делся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемос­ти будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое проти­водействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании лич­ности, стали делить на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личнос­ти. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является резуль­татом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, чтово­спитание играет определяющую роль в развитии личности только при ус­ловии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимули­рование ее активности в работе над собой. Именно этаактивность и собственное стремление растущего человека к своему личностному со­вершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Чтобы данные положения сделать более понятными, обратим­ся к примерам. Всем известно, как трудно бывает заядлому ку­рильщику бросить эту дурную привычку. Внешние стимулы: разъ­яснение вредности курения, увещевания, различные запреты и другие подобного рода воспитательные методы иногда помогают, иногда нет. А дело в том, что в конечном итоге сам курильщик должен проявить волевые усилия и значительное эмоционально-внутреннее переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся тягу к никотину. Воспитание же в этом случае выступает лишь как внешний стимул. Если этот стимул глубоко затрагивает сознание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, то у него возни­кает потребность, т.е. внутренний стимул к тому, чтобы освобо­диться от дурного влечения, и он начинает проявлять в этом на­правлении необходимую активность. Само собой понятно, каким мастерством и эмоционально-чувственным воздействием должно отличаться здесь воспитание. Иначе оно не окажет эффективного педагогического влияния на личность.

В равной мере это относится и к другим сторонам деятельности и формирования личности. Чтобы, скажем, студент хорошо учился, различные советы, поучения и замечания преподавателей будут действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние им­перативы его активности в овладении знаниями и личностном фор­мировании в целом.

Получается – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает не­обходимые внешние условия, которые способствуют его саморазви­тию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам.

В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазви­тии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формиру­ют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положи­тельное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат.per­sona– личность,facere– делать).

Под персонификацией воспитания понимается «сложный и проти­воречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личност­ный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценоч­ные критерии, стремления)... Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления»42.

Если перевести данную дефиницию (от лат. definicio– краткое определение какого-нибудь понятия) на более популярный язык, то следует сказать, что всевнешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренни­ми механизмами ее собственной активности в работе над собой, а имен­но, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние. Понять роль и функциони­рование этого взаимодействия в саморазвитии личности – значит, уяснить глубинную сущность процесса воспитания.

Какие же выводы из изложенного следуют для педагогики и вос­питания?

Существенным прежде всего является то, что, поскольку источ­ники развития личности находятся вне личности и поскольку это развитие осуществляется по социальной программе, появляется возможность путем совершенствования общественных условий и воспитания оказывать действенное влияние на личностное форми­рование человека.

Большое значение имеет положение о том, что развитие личнос­ти, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изуче­ния и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, ко­торые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положи­тельные средовые влияния, природные задатки и способности уча­щихся и нейтрализуя влияния негативные, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании лич­ности.

Не менее важным является и третье положение. Выступая в ка­честве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенст­вованию.

Наконец, обеспечивая высокий уровень развития учащихся, вос­питание ни в коем случае не может допускать нивелировки и «урав­нительности» в их личностном формировании. Его важнейшей за­дачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способнос­тей и склонностей, которые в своей совокупности определяют фор­мирование ее своеобразия и индивидуальности.

studfiles.net

Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания

Раскры­вая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитатель­ных воздействий. Когда иной раз говорят о «бездетности» педагоги­ки, то имеют в виду именно то, что в отдельных работах о воспита­нии речь идет главным образом о различных формах и методах внешнего педагогического воздействия на ребенка без учета тех его I внутренних переживаний, которые вызываются этими воздействия­ми. Между тем педагогическая наука рассматривает развитие личности не как пассивный продукт влияния среды и воспитательных воздействий. Огромное значение в этом процессе она придает ак­тивности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности. В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздейст­виям она может формироваться в самых различных направлениях. Если учащийся негативно относится к этим воздействиям, он будет развиваться в направлении, прямо противоположном тому, на которое его ориентирует воспитатель. Например, педагог при проверке знаний незаслуженно занизил оценку школьнику, и последний оби­делся. В таком случае все призывы учителя к улучшению успеваемос­ти будут вызывать у учащегося скрытое, а иногда и открытое проти­водействие. И так бывает во всех случаях, когда воспитатель, его педагогическое воздействие не находит положительного отклика во внутренней сфере, т.е. в сознании и чувствах воспитанника.

Понимание этого явления привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании лич­ности, стали делить на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личнос­ти. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является резуль­татом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что во­спитание играет определяющую роль в развитии личности только при ус­ловии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимули­рование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному со­вершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

Чтобы данные положения сделать более понятными, обратим­ся к примерам. Всем известно, как трудно бывает заядлому ку­рильщику бросить эту дурную привычку. Внешние стимулы: разъ­яснение вредности курения, увещевания, различные запреты и другие подобного рода воспитательные методы иногда помогают, иногда нет. А дело в том, что в конечном итоге сам курильщик должен проявить волевые усилия и значительное эмоционально-внутреннее переживание, чтобы преодолеть укоренившуюся тягу к никотину. Воспитание же в этом случае выступает лишь как внешний стимул. Если этот стимул глубоко затрагивает сознание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, то у него возни­кает потребность, т.е. внутренний стимул к тому, чтобы освобо­диться от дурного влечения, и он начинает проявлять в этом на­правлении необходимую активность. Само собой понятно, каким мастерством и эмоционально-чувственным воздействием должно отличаться здесь воспитание. Иначе оно не окажет эффективного педагогического влияния на личность.

В равной мере это относится и к другим сторонам деятельности и формирования личности. Чтобы, скажем, студент хорошо учился, различные советы, поучения и замечания преподавателей будут действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние им­перативы его активности в овладении знаниями и личностном фор­мировании в целом.

Получается – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс этот по существу приобретает характер саморазвития. Так оно и есть на самом деле. Вот почему Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает не­обходимые внешние условия, которые способствуют его саморазви­тию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам.

В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазви­тии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формиру­ют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положи­тельное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложнейший процесс получил название персонификации воспитания (от лат. per­sona – личность, facere – делать).

Под персонификацией воспитания понимается «сложный и проти­воречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующих целостный личност­ный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценоч­ные критерии, стремления)... Персонификация не противоречит социализации как ее антипод, а является внутренним механизмом ее осуществления»[42].

Если перевести данную дефиницию (от лат. definicio – краткое определение какого-нибудь понятия) на более популярный язык, то следует сказать, что все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренни­ми механизмами ее собственной активности в работе над собой, а имен­но, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние. Понять роль и функциони­рование этого взаимодействия в саморазвитии личности – значит, уяснить глубинную сущность процесса воспитания.

Какие же выводы из изложенного следуют для педагогики и вос­питания?

Существенным прежде всего является то, что, поскольку источ­ники развития личности находятся вне личности и поскольку это развитие осуществляется по социальной программе, появляется возможность путем совершенствования общественных условий и воспитания оказывать действенное влияние на личностное форми­рование человека.

Большое значение имеет положение о том, что развитие личнос­ти, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изуче­ния и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, ко­торые сказываются на этом развитии. Только опираясь на положи­тельные средовые влияния, природные задатки и способности уча­щихся и нейтрализуя влияния негативные, воспитание в состоянии играть действительно определяющую роль в формировании лич­ности.

Не менее важным является и третье положение. Выступая в ка­честве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние механизмы личностного формирования учащихся и, развивая их потребностно-мотивационную сферу, стимулировать их к активной работе над собой, к саморазвитию и самосовершенст­вованию.

Наконец, обеспечивая высокий уровень развития учащихся, вос­питание ни в коем случае не может допускать нивелировки и «урав­нительности» в их личностном формировании. Его важнейшей за­дачей является выявление и всемерное развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способнос­тей и склонностей, которые в своей совокупности определяют фор­мирование ее своеобразия и индивидуальности.

Литература для самостоятельной работы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 1.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

Ведин И. Теорема личности. – М., 1988.

Коротав В.М. Введение в общую теорию развития личности. Лекции. – М., 1991. Костюк Г.С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики / Ред. Ф.Ф. Коро­лева и В.Е. Гмурмана. – М., 1967.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. – М., 1993.

Макаренко АС. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 7 т. – М., 1958.

Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.; 1987.

Саймон Б. Общество и образование. – М., 1989.

Харламов И.Ф.Саморазвитие личности и воспитание // Сов. педагогика. – 1990. – № 12. – С.28-35, 134.

cyberpedia.su

Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития — Мегаобучалка

 

1. Понятия: личность, ее развитие и формирование.

Основной целью воспитания является формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Для успешного достижения этой цели педагогам необходимо знать, что такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и формирование. Педагогические аспекты формирования личности находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике.

Этот вопрос освещается в трудах Я.А.Коменского, Ф.А. Дистервега, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, а также белорусских педагогов С.Будного, С.Полоцкого и др.

Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего, уяснение самого понятия «личность». Учёные сошлись во мнении о том, что в общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная.

Они хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет.

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но при этом нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического созревания и изменения проявляется, прежде всего, в возрастных этапах его развития и поведения. Он находит свое отражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением им значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Они не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно. Поэтому он рассматривается в науке как биосоциальное существо.

Понятие «личность» включает в себя главным образом социальные свойства и качества человека, к которым, относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. Поэтому в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, как таковая, а ее социальные качества.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

У одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее.

Психолог С.Я. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.

Философ В.П.Тугаринов к числу важнейших критериев личности относит:

1) разумность; 2) ответственность; 3) свободу; 4) личное достоинство; 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личности человека является также его общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. С этой точки зрения не является личностью младенец, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

На основе сказанного можно дать определение понятия «личность». Личность – сознательный индивид, продукт общественного развития, занимающий определённое место в обществе и выполняющий определённые социальные функции.

Характеристика понятий «человек» и «личность» дополняется понятием «индивидуальность».

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, и рационализаторским подходом к делу.

Иначе говоря, понятие "индивидуальность" включает в себя то особенное, чем. отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Таким образом, индивидуальность - это уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих социально-психологических особенностей.

Для полноты характеристики человека как общественного существа следует рассмотреть также понятие «индивид».

Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода как единичного природного существа безотносительно к его качествам. То есть индивид – это как человек, так и личность.

Поскольку личностные качества развиваются и формируются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие понятий «развитие» и «формирование».

Развитие означает, прежде всего, процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физически, увеличиваются его отдельные органы и системы. У него появляется речь, увеличивается словарный запас. Человек овладевает множеством социально-бытовых, моральных и трудовых умений, навыков и привычек.

Однако главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие его логического мышления и памяти.

Количественные и качественные изменения характеризуют процесс развития человека и личности.Значит, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование личности означает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств. Формировать - значит «придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный тип» (Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н.Ушакова. М., 1940. - С. 1103).

Словарь по социальной педагогике толкует формирование личности как «процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности» (Словарь по социальной педагогике. Авт.-сост. А.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. - С. 327). Таким образом, целенаправленные объективные влияния являются определяющими в характеристике процесса формирования.

megaobuchalka.ru