1. Этапы формирования личности. Этапы формирования личности


1. Этапы формирования личности. Влияние семьи на личность

Похожие главы из других работ:

Аддиктивные формы поведения личности и их профилактика

4. Этапы формирования аддикции

«Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне». «Исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза...

Анализ причин возникновения субстанциональных видов аддикций и их последствия

1.1 Структура субстанциональных зависимостей, критерии и этапы формирования аддикции

Мы бы хотели начать нашу работу с рассмотрения специфики субстанциональных видов зависимостей. Всем хорошо известны различные химические зависимости - алкоголь, наркотики, табак и прочие...

Влияние социальных факторов на становление личности ребенка

1.4. Этапы формирования игровой деятельности детей

Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность...

Исследование зависимости личностных особенностей социального работника и характера протекания синдрома эмоционального выгорания

2.2 Этапы формирования синдрома профессионального выгорания

Профессиональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе...

Основные виды мышления

1.3 Основные этапы формирования мышления

В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной теме...

Особенности подросткового возраста как фактор риска формирования аддиктивной стратегии

1.2 Этапы формирования аддикции у подростков и характерные черты аддиктивной личности

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. "Исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза...

Потребности личности

2. Этапы формирования и функции потребностей

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В.М. и И.В. Ривиных). 1-я стадия-латентная или стадия формирования потребности...

Проблема формирования личности

ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОГЛАСНО Э. ЭРИКСОНУ

...

Психологическая характеристика личности. Потребности и мотивы

Этапы формирования и функции потребностей

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В. М. и И. В. Ривиных). 1-я стадия -- латентная или стадия формирования потребности...

Психология спортивной деятельности

2.2 Структура, этапы формирования мотивации на достижения в спорте

Особенное место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, которая побуждает людей заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с понятием игра. Мотивы к игре заключены в ней самой...

Развитие и характерные особенности внимания

2.4 Этапы развития внимания у детей и пути его формирования

Непроизвольное внимание. Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. Впервые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание...

Роль гиперактивности в формировании аддиктивности у подростков

1.2 Этапы формирования аддикции у подростков и характерные черты аддиктивной личности

Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне. “Исходная точка - переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза...

Самооценка у подростков, воспитывающихся в детском доме и у подростков, воспитывающихся в домашних условиях

1.2 Понятие и виды самооценки. Механизмы и этапы формирования самооценки личности

Что такое самооценка? Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, достоинств, недостатков, возможностей и места среди других людей...

Содержание концепций состояний памяти

2. Этапы формирования энграмм

Энграмма -- след памяти, сформированный в результате обучения. Описание памяти может быть выполнено по динамике развития процессов, приводящих к формированию энграммы, по состоянию памяти...

Формирование женской идентичности: победы и поражения

2. Этапы формирования женской идентичности

...

psy.bobrodobro.ru

Этапы формирования личности в онтогенезе — МегаЛекции

Новорожденный ребенок действует под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.

На втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование — мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от непосредственно действующей на него ситуации. Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды. Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения.

На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это не только обусловливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний.

На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция*, порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. И здесь, так же как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым мешают проявлению его активности,

Наконец, на последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность познать себя как личности, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию.

В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя — своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Этапы формирования личности ребенка свидетельствуют о том, что, чем выше уровень развития его личности, тем более свободным он становится, и что формирование личности осуществляется не в условиях приспособления субъекта к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку и окружающей его среды, и самого себя.

Таким образом, процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения. Каждый возраст характеризуется специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.

 

Вопросы для самопроверки:

Какие идеи Л.С.Выготского развивала Л.И.Божович?

 

Ответ: Л.И.Божович развивала идеи Л.С.Выготского в отношении психологических новообразований, возникающих в процессе жизни и деятельности человека на основе усвоения им исторически сложившегося опыта людей. Он разрабатывала положение о том, что в результате качественных изменений в структуре отдельных психических функций, их связей и отношений возникают новые интерфункциональные структуры – «психологические системы» и изучала процесс «интеллектуализации» и «волюнтаризации» аффективно-потребностной сферы

Что является системообразующим фактором структуры личности а теории Л.И.Божович:

 

а) личностный смысл

б) внутренняя позиция личности или ее направленность

Ответ: б) внутренняя позиция личности или ее направленность. Личностный смысл – это системообразующий фактор структуры личности а теории А.Н.Леонтьева.

 

Дополнительная литература

1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Питер, 2008 , С. 399

 

 

Глоссарий:

Ведущая сфера в структуре личности– это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.

Высшая личность - «этически наиболее совершенная с наиболее красивой духовной жизнью.

Личность- определенный уровень психического развития, который характеризуется целостностью, наличием способности овладения собой и обстоятельствами своей жизни. Определяющий атрибут личности - свобода как от чуждых собственным взглядам и убеждениям человека воздействий среды, так и от собственных страстей.

Самосознание - способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний

Структура личности определяется ее направленностью. Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека

Презентация

 

 

 

megalektsii.ru

Ответы@Mail.Ru: основные этапы формирования личности?

2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Чтобы себя можно было начать изменять, нужно понять, как человек формируется как личность, по этапам. Надеюсь, всем будет интересно оценить, на каком этапе находитесь вы. Этап 1. Неосознанное формирование В начале пути — у человека в сознании почти ничего нет: ни убеждений, ни целей, ни критичного мышления; что исходит от родителей — тои перенимает, как губка, впитывая и копируя все, что исходит. Именно здесь, в самом глубоком детстве и происходит основная закладка фундамента. Все прекрасно знают, что ребенок, родившись, ни читать, ни писать, ни ложку держать — не умеет. Для него родители — большие боги. Он автоматически, так как нет других источников информации, копирует интонации, мимику, манеры, т. д. Все, что ему разрешили, сказали: «Это правильно» , — именно эти стремления и программы он и способен развить. Все, что запретили, сказали: «Любви нет, людям верить нельзя, дружба невозможна» , — эти темы становятся для человека запретными. Формируется кособокая личность. Затем эту работу продолжают школа, вуз, преподаватели, улица — все это внешнее программирование. Во многом человек — это матрица той среды, в которой он провел начало своей жизни. Надеюсь, Вы не обидитесь, но если поставить цель найти уникальную мысль, которую вы не слышали, не прочитали, а создали именно сами — это будет сделать очень тяжело. Но, с другой стороны, если вы во что-то поверили, дали этой мысли право на существование — значит, в ваших силах это и изменить. Этап 2. Самопознание Если общая картина мира сложилась благополучно, то есть человек для себя ответил: «Как устроен мир?» , «Чем люди друг от друга отличаются и ради чего живут?» , то он переходит к следующему этапу. Он начинает задавать себе вопросы: «Кто я?» , «Чем я отличаюсь от других?» , «Ради чего живу?» . У многих людей, в силу несформированности необходимых убеждений на первом этапе, этот вопрос даже не возникает. Они плывут по течению: «Как все» . А те, кто ставят перед собой эти вопросы, —могут дать на них ответ: либо достойный, либо печальный. «Как стать достойным человеком и достичь успеха? » — думает достойный, а недостойный: «Из меня ничего не получится, как бы выжить, продержаться, прокормить детей, т. д.» . Вы можете для себя ответить, какой ответ в свое время давали Вы. Кто дал достойный ответ — тот начинает себя целенаправленно формировать: учеба, спорт, множество всевозможных интересов, насыщенная жизнь — это начало третьего этапа. Этап 3.Осознанное развитие По статистике, четкий ответ на вопрос: «Зачем человек живет, к чему стремится? » — дают не более 3% людей и дают его письменно. Их успех в десятки раз выше, чем у остальных людей. Кто дал ответ на этот вопрос, тот нацелен на формирование себя как личности, у него есть основания для развития и роста. Далее следует путь: человек формирует необходимые убеждения, качества, способности, свое состояние, все необходимое для достижения его целей, в идеале —самых достойных. Этап 4. Самореализация В идеале — это когда человек уверенно идет от вершины к вершине, достигает своих целей, полностью реализует свой потенциал как Личность и покоряет все необходимые ему высоты.

этапов нет, есть просто любовь.

детство, отрочество, юность, зрелость, старость, умудренность (не всегда )

Далеко не все люди -"человеки" завершают свой жизненный цикл сформировавшейся личностью. Для некоторых из них потребуются ещё одна-две,... несколько попыток (в следующих воплощениях) для завершения этого грандиозного этапа на пути всеобщего эволюционного развития как человеческих индивидов. Одним из критериев сформировавшейся личности следует считать способность к такой самореализации, когда человек может формировать вокруг себя некоторое окружение, образующее позитивную социально ориентированную структуру, например частный бизнес. Но при этом в элементах управления этой структурой пока ещё не до конца устранены и присутствуют эгоистичные личностные мотивы и элементы осознанного или не осознанного манипулирования.

Родители -> Здоровье -> деньги -> жена -> дети)))))) 0 Однако личности бывают разные, но кто-то же на чём-то остановился?)))

Индивид, Индивидуальность, Личность.

touch.otvet.mail.ru