Факторы риска. Жертвы сексуального насилия. Дети жертвы насилия статистика


Системно-векторная психология. Дети - жертвы насилия

«Я ж ни в чем не виноват! Это она дура дурой. Сама безрукая и детей к порядку приучить не может. Вот и приходится мозги им на место ставить. А что рука у меня тяжелая, ничего, зато будут знать, кто в доме хозяин!»

Кто те люди, которые совершают насилие над детьми и женщинами? Какими вырастут дети — жертвы насилия? Каковы последствия такого метода «воспитания»? И что со всем этим делать?

Используя знания системно-векторной психологии, ответим на вопросы:— Каковы причины насилия над детьми в семье?— Каковы его последствия?— Как воспитать не преступника, а счастливого и реализованного человека?— Что делать, куда обращаться, если вы или ваши дети стали жертвами насилия?

Дети — жертвы насилия: причины

Основная и единственная причина насилия — это то, что люди не владеют знаниями о своей психике. Они не понимают причины своих состояний и причины состояний других людей, своих детей.

Все люди воспринимают окружающий мир, других людей и происходящие события — в зависимости от собственных свойств психики: врожденных талантов и способностей, степени развития и реализации, наличия задержек психосексуального развития, психотравм и прочего. Каждый сравнивает своего ребенка с собой — пытается вырастить его, руководствуясь личными системами ценностей, желаниями, представлениями о добре и зле.

В этом и кроются истоки жестокого обращения с детьми, причины насилия над детьми. Так как возможности психики и тела родителей, могут совершенно не совпадать с возможностями психики и тела детей.

Психика не передается генетически. Дети могут отличаться по своим психическим свойствам от родителей. Не зная этого, мама начинает требовать от детей того, что она воспринимает правильным со своей точки зрения. А папа — в соответствие со своим восприятием. Тогда каждый ломает психику детей под свое видение «правильного поведения», и ребенок становится очередной жертвой насилия в семье.

Существуют восемь векторов психики, встречающихся у людей в разном их сочетании. Свойства всех восьми векторов различны и никак не пересекаются между собой. Если родители не знают, как распознать особенности свойств своей психики и психики своих детей — возникают проблемы в отношениях, которые, впоследствии, могут проявляться в «неадекватном поведении» детей или родителей.

Садисты и насильники — откуда они появляются в обществе

Все люди стремятся получать в жизни наслаждение. От радости в парных отношениях, от своих достижений в профессиональной деятельности. Но в силу неблагоприятных условий развития в детстве у некоторых останавливается психоэмоциональное развитие, и человек не получает наслаждения от реализации своих природных свойств. Это доставляет невыносимые страдания, от которых он пытается избавиться.

Сбрасывает напряжение на тех, кто рядом, причиняя окружающим людям душевные и физические страдания. При этом может искренне считать, что он ни в чем не виноват, просто его «довели».

Есть люди от природы с прекрасной памятью, аналитическим типом мышления. В развитых и реализованных состояниях являются самыми лучшими мужьями и женами, лучшими мамами и папами, самыми верными и преданными семьянинами. Лучшей оценкой труда для них является уважение, почет, похвала. Они любят чистоту и порядок во всем — и в отношениях, и дома. Внимательны к мельчайшим деталям, профессионалы и эксперты в своей области. Это люди, рожденные с так называемым анальным вектором.

Что же превращает самых лучших семьянинов и профессионалов в садистов и насильников?

Превращение это нередко осуществляют родители. Родители, у которых совершенно другая психика, противоположная по своим свойствам — обладатели кожного вектора. Увлеченные своей карьерой и зарабатыванием денег, они хотят видеть своего ребенка таким же быстрым и шустрым. Чтобы он быстро одевался, шустро бежал в садик, не сидел долго в туалете.

Его подгоняют, торопят, прерывают его сосредоточенные увлеченные занятия любимыми поделками или коллекциями. Прерывают его речь, не дают завершить начатое дело. Не дают ему спокойно с наслаждением завершить процесс «тщательного очищения до чистого» в туалете. Они не понимают важности похвалы за достигнутые успехи, проявления уважительного отношения к тому, чем интересуется ребенок.

Это вообще не их ценности. У них основной критерий в жизни — польза-выгода. Они заставляют ребенка с анальным вектором жить в ритме, к которому он не приспособлен по своей природе. Не приспособлен его организм, его обмен веществ. Не приспособлена его психика.

Так незаметно для себя и окружающих такие родители растят из своих детей несчастных, несостоятельных людей. Возникающие в этих условиях задержки развития способны привести будущих взрослых к фрустрациям, ведущим к садизму и педофилии.

Такие родители не дают развиться природным врожденным свойствам детей, из-за чего они останавливаются в развитии и начинают получать удовлетворение не от чистого, а от грязного, обесценивания действия и жизни других людей, «пачкая грязью» всех и все. И вместо лучшего в мире папы и мужа человек вырастает садистом, сбрасывая свое напряжение на самых близких — жену и детей.

Садисты и насильники — кто они

Многие содрогаются, читая статистику по количеству забитых насмерть своими мужьями и сожителями женщин, по количеству изувеченных своими родителями детей. Всю эту статистику дают те самые выросшие девочки и мальчики с анальным вектором, которым не дали возможности в детстве развивать и проявлять свои врожденные свойства.

В социуме их могут считать хорошими специалистами и соседями. У них есть друзья. И в семье они могут какое-то время не проявлять агрессивность. До тех пор, пока не накопится напряжение от социальной или сексуальной нереализованности или не произойдет какая-либо стрессовая ситуация.

Начинается обычно с вербального садизма — от слов, реплик, анекдотов, шуток жена и дети ощущают психологический дискомфорт — «как будто в грязи вываляли», обесценили, оскорбили. Иногда может и слов плохих не говорить сначала, но смысл сказанного и ощущения у членов семьи будут такими же.

Важно знать, что садизм — это всегда «на повышение», он не проходит от уговоров, хорошего поведения жены и детей. Ведь причина напряжения в самом садисте, а не в окружающих людях. Фрустрации накапливаются. Разговоры со временем будут все грубее, пока не перейдут в побои. Однажды садист может забить насмерть свою жертву — ребенка или жену.

Не надо исключать и ситуации, когда мать может забить своего ребенка. Ведь проявление травм психики не поддаются контролю сознания или другим ограничителям. Поэтому ребенка одинаково необходимо защитить как от садистов мужчин, так и от садистов женщин.

Необходимо знать, что при нарушениях развития в детстве и накопленных сексуальных фрустрациях мужчины с анальным вектором способны на сексуальные домогательства и преступления. Их жертвами могут стать и дети, и девочки-подростки, и мальчики-подростки. Даже родной или приемный ребенок может оказаться жертвой сексуального преступления.

Если в семье один из родителей садист, дети с любым векторальным набором будут психологически травмированы, иметь задержки или остановку развития, будут расти без чувства защищенности и безопасности. Это значит, что все эти дети не смогут развить свои врожденные таланты, не смогут найти свое дело, которое будет наполнять их жизнь радостью.

Ребенок с кожным вектором в таких условиях может начать воровать в целях восстановления своего психологического комфорта. Главное, не наказывать его за это и не отдавать на исправление в специальные учреждения для перевоспитания от воровства, чтобы он не стал жертвой некомпетентности взрослых. Как только у него восстановится чувство защищенности и безопасности, которое обеспечивает мама, желание воровать пройдет.

Пока ребенок не вырос, воровство — его защитная реакция, попытка сохранить себя, выполнив «взрослую роль» добытчика таким вот примитивным, архетипичным способом. Постоянное насилие в семье останавливает развитие ребенка с кожным вектором, навсегда оставляя его в состоянии архетипа.

Насилие над психикой детей: насильственное кормление и мат

Особое внимание стоит обратить на такой вид насилия, как насильственное кормление. Многие даже не подозревают, какой ущерб наносится психике ребенка, когда его заставляют кушать то, что он не хочет, и тогда, когда он не хочет.

Дети, которых в детстве кормили с угрозами и насильно, теряют способность получать радость от жизни. Они теряют способность что-либо принимать — принимать подарки, принимать чувства другого человека.

Подробно о том, какое сильное влияние насильственное кормление оказывает на жизнь человека можно узнать на тренингах Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Дети не должны слышать мат от взрослых, тем более от своих родителей и важных для него людей. Мат — это всегда только об ЭТОМ — об интимном. Эти слова имеют глубинное воздействие на психику человека.

Когда ребенок слышит мат от значимых для него людей, он получает такую сильную психологическую травму, что в дальнейшем может иметь проблемы при создании отношений или сексуальные проблемы в уже сложившихся отношениях. Это касается и мужчин, и женщин.

Необходимо исключить мат из повседневной публичной речи. Он разрушителен не только для психики детей, но и взрослых. Это те слова, которые имеют особое предназначение, а не для повседневного разговорного употребления.

Насилие над детьми в семье — это не только физическое насилие

Когда ребенка наказывают физически — это видно, это вызывает сострадание и протест против насилия над детьми, против жестокого обращения. Такие дети воспринимаются как жертвы насилия. От физического насилия можно идти искать защиту в милицию, социальные службы защиты. А как быть с эмоциональным, психологическим, вербальным насилием, которое внешне не заметно? Травмируется психика ребенка, меняется сценарий жизни — ломается вся его жизнь. И все это рационализируется как «воспитательный процесс» — «А что делать, если он по-хорошему не понимает?».

Сейчас уже известно, что аутизм возникает у детей со звуковым вектором, на которых кричали и в смыслах обесценивали их жизнь. А если ребенка со зрительным вектором пугать, добиваясь его послушания, — он всю жизнь проживет в страхах и не сможет выстроить счастливых парных отношений.

Причина происходящего в том, что родители, воспитатели и учителя не понимают, какой ребенок перед ними и как с ним нужно обращаться. Не знают, как максимально развить его природные таланты и способности, поддерживать его чувство защищенности и безопасности, не наносить ему психологические травмы.

Чтобы узнать, как из всех детей вырастать развитых счастливых людей, способных реализовывать себя в жизни на радость всем и в наслаждение для себя, регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Если вы или ваши дети стали жертвами насилия, лучшее, что вы можете сделать в такой ситуации — пройти тренинг Юрия Бурлана, чтобы освободиться от психотравм и начать новую счастливую жизнь, как это сделали уже тысячи людей:

«…Всегда интересовалась психологией, всегда считала себя знатоком человеческих душ, и, говоря честно, в людях ошибалась довольно редко. Но при этом видела свое полное бессилие перед трехлетним монстриком, которая доводила меня за 5 минут до белого каления и смеялась когда я ее порола...Я ЕЕ ПОРОЛА. Обожая свою дочь, я не могла ничего с собой поделать. Мой мозг застилала пелена. После я рыдала, обнимала ее, просила прощения, ощущая глубочайшее чувство вины. Но все повторялось. Не могу сказать, что это было так уж часто, но уже сейчас, владея системным мышлением, я прекрасно понимаю, к чему это все могло привести... Ни я, ни муж не могли с ней справиться, она никого не слушала, никакие слова и доводы не воспринимала и, как мне «казалось»(а сейчас то я понимаю, что так оно и было), специально провоцировала нас на скандалы, а потом и на физическое наказание……Теперь я прекрасно понимаю свою чудную кожно-зрительную девочку! И, конечно же, и пальцем ее никто не трогает. И даже в перерыве между тренингами родила еще одну))…»Анастасия Б., Пенза

«…Прошла тренинг в 57 группе. И сейчас только поняла, что я перестала поднимать руку на сына, даже желания не возникло ни разу! Раньше могла, понимала, что так нельзя, было чувство вины после содеянного!!!! »Анастасия Х., Уфа

«…Главный для меня сейчас результат — воспитание детей. Пришло понимание — как надо. Перестала бить (какой кошмар, я била свое дитя), орать, пугать. Я поняла свою девочку. И этот вопрос, почему она не слушает, не слышит, отпал. Это самое главное! Дети — это наше будущее!..»Лилия П., Краснодар

Автор Галина Кузьменко, врач

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»Раздел: Системно-векторная психология

20 Дек, 2017 Комментариев: 1 Просмотров: 838 Теги: Отношения и семья психология

svp.expert

Факторы риска. Жертвы сексуального насилия

Жертвой сексуального насилия может стать любой ребенок. Чаще всего жертвами извращенцев становятся дети от 3 до 9 лет. Опасный возраст- 3- 15 лет. Однако большинство детей становятся жертвами сексуальных преступлений не случайно. Преступник тщательно и долго выбирает жертву, и основными критериями становятся факторы, исключающие риск для преступника. Нетрудно догадаться, что основные факторы - это уверенность педофила в том, что преступление не раскроется, ребенок будет молчать, а лучше, если ему вообще некому будет пожаловаться. Исходя из этого, можно выделить основные группы риска среди детей, которые с большой вероятностью могут стать жертвами такого рода преступлений.

Социально незащищенные дети – это беспризорники, дети, которые живут на улицах. Это самая большая группа риска, так как таких детей никто не будет искать. Таких детей вовлекают в занятие детской проституцией, часто такие дети попадают в рабство.

Дети из неблагополучных семей – такие дети обделены родительским вниманием, заботой. Рано становятся самостоятельными и могут попасть под влияние криминальной среды.

Дети из очень обеспеченных семей – зачастую оба родителя в таких семьях сильно заняты на работе и не уделяют должного внимания детям, компенсируя им это деньгами на карманные расходы, покупкой дорогих игрушек, и т.д. Такие дети сильно страдают от недостатка родительского внимания и легко попадают под влияние хитрых педофилов, искренне считая их своими лучшими друзьями, поскольку педофилы хорошо разбираются в детской психологии и способны компенсировать ребенку необходимое внимание, при этом настраивая ребенка против родителей и внушая ему что они – враги. Такие связи зачастую заканчиваются трагедией, вызывая серьезные психологические расстройства у детей.

Дети, много времени проводящие в сети Интернет – тоже попадают в группу риска. По статистике каждый четвертый ребенок в возрасте от 10 до 15 лет подвергался сексуальным домогательствам в Интернете.

Дети, с раннего возраста работающие в модельных агентствах – как правило, сексуальным домогательствам могут подвергаться девочки 13-15 лет, работающие в сфере модельного бизнеса при условии отсутствия должного контроля со стороны родителей.

Дети, плохо поддающиеся социальной адаптации – обширная группа, в нее входят дети, которым по разным причинам сложно выстраивать социальные отношения в группах сверстников (классе, школе). Такой ребенок часто психологически задавлен, как родителями, так и сверстниками, и в случае сексуального посягательства не сможет рассказать кому-либо о случившемся. Он априори считает себя изгоем, и считает, что если он расскажет кому-то о таком постыдном факте, родители совсем перестанут его любить, а сверстники окончательно перестанут с ним общаться, и он станет объектом насмешек.

Естественно, что наличие всех выше описанных условий не означает, что такой ребенок станет жертвой педофила, но это является одним из факторов, при определенном сложении которых может произойти посягательство на такого ребенка. Вывод, который напрашивается сам собой - невнимание к ребенку и отсутствие должного контроля может привести к трагическим последствиям. Среди долгосрочных опасных последствий сексуальных или развратных действий для ребёнка врачи выделяют: попытки самоубийств, страхи, депрессия, злоупотребления алкоголем и наркотиками, прерывание обучения в школе, стресс, сексуальные расстройства, психические проблемы общего характера.

Для психологического анализа особенностей жертвы сексуальных преступлений пострадавших детей необходимо разделить на две основные группы- дети, пережившие прямое сексуальное насилие, и дети, которых преступники склонили к сексу либо развратным действиям методами уговоров, психологических манипуляций. Это две принципиально отличающиеся группы пострадавших. Это выражается буквально во всем. Различаются психологические особенности преступников, их отношения или их отсутствие с жертвой, признаки или отсутствие признаков серийности в поведении субъекта преступления. Все это сказывается на способе совершения преступления, психологии жертвы, а так же на последствиях для жертвы подобных преступлений.

Сперва необходимо рассмотреть особенности детей, переживших сексуальное насилие. В последние 10-15 лет медицинская общественность узнала о грандиозных размерах сексуального злоупотребления в отношении детей (СЗД), которым могут подвергаться последние как со стороны лиц незнакомых, так и со стороны родителей и других членов семьи. Официальная отечественная статистика сексуального насилия над детьми отсутствует, однако, по данным выборочных исследований, проведенных российскими учеными, самая распространенная форма сексуального насилия - это развратные действия против малолетних (ответственность за них предусмотрена ст. 135 УК РФ). Около 70% детей, подвергшихся СЗД, испытывали развратные действия со стороны родственников и знакомых. 28% детей испытывают сексуальное насилие со стороны родителей или опекунов. Весьма приблизительными являются данные о правонарушении в отношении детей по ст. 131 УК РФ (изнасилование), однако около 50% данных случаев приходится на насилие, совершенное в отношении близких родственников (дочерей, сестер, внучек). Приведенные данные указывают на то, что в 2\3 случаев насилие носит семейный характер и 1\3 детей страдает от насилия вне семьи (Асанова Н.К., 1997). Статистические данные о распространенности сексуального насилия в отношении детей в разных странах весьма противоречивы, однако они поражают своим масштабом, в частности, от 20 до 30 % взрослых женщин и 10 % мужчин в США и Великобритании в детстве подвергались различным сексуальным посягательствам. Считается, что любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия, а девочки ими оказываются в 3 раза чаще мальчиков. В Канаде, США, странах Европы существует система служб, помогающая детям - жертвам сексуального и семейного насилия.

В литературе по сексуальному насилию над детьми часто приводятся четыре фактора, которые помогают уяснить травмирующие последствия сексуального насилия:

1) нарушение сексуального развития: ребенок учится использовать сексуальное поведение для удовлетворения различных несексуальных нужд, в результате чего может наблюдаться ненормальная и прежде временная сексуальная активность, неясная сексуальная идентификация и сексуальное возбуждение с отклонениями;

2) бессилие: ребенок чувствует себя беспомощным, что вызывает у него страх;

3) стигматизация: ребенок чувствует себя ущербным, и сам несет ответственность за произошедшее, в результате чего возникают стыд, чувство вины и заниженная самооценка;

4) предательство: ребенок испытывает разочарование, после того как над ним надругался человек, которому он доверяет, от которого ждет любви и защиты. Это может привести к недоверию и враждебности к другим людям.

Первые два фактора связаны с событиями (их восприятием), произошедшими во время сексуального насилия: с характером сексуальных действий, с частотой и продолжительностью насилия, с угрозой или с использованием физического насилия и т. д. Два последних фактора зависят от того, в каких отношениях находятся жертва и насильник, и от возможной реакции третьих лиц (например, реакция родителя, не участвовавшего в сексуальном насилии, произведенном другим родителем). Чем больше факторов имеется в наличии, тем серьезнее последствия сексуального насилия. У некоторых детей и подростков с опытом сексуального насилия возникают проблемы с установлением собственных "границ" поведения и с их "защитой". Некоторые дети с подобным опытом показывают признаки сексуальной "испорченности": носят сексуальную одежду, пытаются соблазнить подростков и т. д.

Зачастую такое "испорченное" сексуальное поведение не встречает понимания у окружающих и осуждается ими. Чтобы предотвратить подобное, нужно иметь представление о последствиях сексуального насилия для его жертв и о том, какую тактику они применяют для того, чтобы выжить. К примеру, если над ребенком надругался отец, это может привести к тому, что ребенок в ответ на внимание и любовь, проявленные к нему, может отреагировать только показав сексуально "испорченное" поведение и что ребенок не знает, каким другим образом он может заслужить внимание и любовь. Есть подростки, которые научились вести себя как можно более незаметно, чтобы предотвратить (насколько это возможно) повторение сексуального насилия. Они избегают людей, часто их присутствие почти незаметно. У них возникают большие проблемы с интимностью и сексуальностью, а следовательно, и с вступлением в отношения с окружающими и с поддерживанием их.

Что же касается последствий для детей, в отношении которых совершались преступления сексуального характера в длящемся периоде времени, такие последствия могут стать еще более тяжелыми и непредсказуемыми, чем для жертв так называемого «прямого» сексуального насилия. Казалось бы, почему ребенок, которого изнасиловали, психологически и психически страдает меньше, чем тот, которого в это вовлекли уговорами? Должно быть наоборот. Но нет. Объяснение этому простое. Ребенок, который пережил «прямое» насилие, хотя бы понимает, что с ним произошло что-то ужасное. Такие психологические травмы поддаются лечению. Последствия же для ребенка, которого «уговорили» могут быть необратимыми. Почему? Во-первых, такие преступления совершают обычно лица, страдающие педофилией. Они прекрасно разбираются в психологии ребенка, подвергают его серьезному психологическому воздействию. Делают все возможное, чтобы ребенок к ним привязался. То есть стал страдать эмоционально еще до того, как педофил пойдет на преступление. Самое страшное в этой ситуации- ребенку всячески внушается, что сексуальные отношения со взрослым мужчиной- это нормальная модель человеческого поведения в обществе, одновременно ребенку внушается неприязнь к женщинам. Поэтому такие дети, повзрослев, сами часто становятся педофилами. Так же педофил в целях собственной безопасности старается пресечь все контакты ребенка с внешними миром- с друзьями, родителями. Для этого в ход идут все средства. Ребенку объясняют, что родители - самые злейшие враги ребенка, с которыми нельзя откровенничать. Искусственное моделирование педофилом таких ситуаций может привести к трагедии. Так, в 2009 году в Центральном р-не города Воронежа был случай, когда педофил настолько серьезно психологически завладел сознанием ребенка, что заставил его поверить в «любовь до гроба» и внушил, что он сам - единственный, ради кого ребенку стоит жить. Когда преступник понял, что скоро его задержат, он старался всячески уничтожить любые доказательства, в том числе, решил, что необходимо физически избавиться от пострадавшего ребенка. Он дал ему таблетки, содержащие яд, и приказал выпить, «если кто-то узнает». Трагедии удалось избежать чудом.

Пострадавшие от подобных преступлений дети нуждаются в серьезнейшей психологической реабилитации. К сожалению, в нашей стране практически не существует системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм насилия. В настоящее время создаются кризисные центры для детей, ставших жертвами насилия.

Потенциальная жертва преступления. Группы риска.

Жертвой сексуального насилия может стать любой ребенок. Чаще всего жертвами извращенцев становятся дети от 3 до 9 лет. Опасный возраст- 3- 15 лет. Однако большинство детей становятся жертвами сексуальных преступлений не случайно. Преступник тщательно и долго выбирает жертву, и основными критериями становятся факторы, исключающие риск для преступника. Нетрудно догадаться, что основные факторы - это уверенность педофила в том, что преступление не раскроется, ребенок будет молчать, а лучше, если ему вообще некому будет пожаловаться. Исходя из этого, можно выделить основные группы риска среди детей, которые с большой вероятностью могут стать жертвами такого рода преступлений.

Социально незащищенные дети – это беспризорники, дети, которые живут на улицах. Это самая большая группа риска, так как таких детей никто не будет искать. Таких детей вовлекают в занятие детской проституцией, часто такие дети попадают в рабство.

Дети из неблагополучных семей – такие дети обделены родительским вниманием, заботой. Рано становятся самостоятельными и могут попасть под влияние криминальной среды.

Дети из очень обеспеченных семей – зачастую оба родителя в таких семьях сильно заняты на работе и не уделяют должного внимания детям, компенсируя им это деньгами на карманные расходы, покупкой дорогих игрушек, и т.д. Такие дети сильно страдают от недостатка родительского внимания и легко попадают под влияние хитрых педофилов, искренне считая их своими лучшими друзьями, поскольку педофилы хорошо разбираются в детской психологии и способны компенсировать ребенку необходимое внимание, при этом настраивая ребенка против родителей и внушая ему что они – враги. Такие связи зачастую заканчиваются трагедией, вызывая серьезные психологические расстройства у детей.

Дети, много времени проводящие в сети Интернет – тоже попадают в группу риска. По статистике каждый четвертый ребенок в возрасте от 10 до 15 лет подвергался сексуальным домогательствам в Интернете.

Дети, с раннего возраста работающие в модельных агентствах – как правило, сексуальным домогательствам могут подвергаться девочки 13-15 лет, работающие в сфере модельного бизнеса при условии отсутствия должного контроля со стороны родителей.

Дети, плохо поддающиеся социальной адаптации – обширная группа, в нее входят дети, которым по разным причинам сложно выстраивать социальные отношения в группах сверстников (классе, школе). Такой ребенок часто психологически задавлен, как родителями, так и сверстниками, и в случае сексуального посягательства не сможет рассказать кому-либо о случившемся. Он априори считает себя изгоем, и считает, что если он расскажет кому-то о таком постыдном факте, родители совсем перестанут его любить, а сверстники окончательно перестанут с ним общаться, и он станет объектом насмешек.

Естественно, что наличие всех выше описанных условий не означает, что такой ребенок станет жертвой педофила, но это является одним из факторов, при определенном сложении которых может произойти посягательство на такого ребенка. Вывод, который напрашивается сам собой - невнимание к ребенку и отсутствие должного контроля может привести к трагическим последствиям. Среди долгосрочных опасных последствий сексуальных или развратных действий для ребёнка врачи выделяют: попытки самоубийств, страхи, депрессия, злоупотребления алкоголем и наркотиками, прерывание обучения в школе, стресс, сексуальные расстройства, психические проблемы общего характера. По данным (Edgardh, 1999), из девочек, подвергнувшихся сексуальным или развратным действиям в детстве, 17 процентов имели мысли о самоубийстве и более 30 процентов сделали попытку самоубийства или выполнили другие действия самоповреждения. Соответствующие цифры среди мальчиков — 8 процентов и 33 процента.

www.pedofilov.net

Дети – жертвы насилия

Дети, определяющие будущее своего общества, являются самыми ценными человеческими ресурсами в любой стране.

На основе международных критериев развитым обществом называется такое общество, которое прилагает максимум усилий к реализации прав и потребностей своих детей. Фактор, способствующий прогрессу и развитию общества - это не материальное богатство, а человеческие ресурсы, конечно, в том случае, если используются рационально. С данной точки зрения, требуется уделять должное внимание детям как главному богатству каждого общества.

Сегодня в мире насчитывается несколько миллионов детей, которые, к сожалению, находятся под угрозой разных социальных травм. Хотя в этой связи не имеется полных данных, среди социальных травм, угрожающих детям, первое место занимает насилие. Насилие в отношении детей осуществляется в физических и психологических формах в семье, в школе и обществе. Эти акты, в основном, наносят детям удары, которые невозможно возместить в последующие годы их жизни.

Семья обычно становится напряженной, порой невыносимой средой для детей, особенно на Западе. Многие исследователи считают насилие в семье одной из главных причин появления среди молодых людей тенденций к потреблению наркотиков, краже и другим видам преступности, а также психических заболеваний, в том числе депрессии и даже суицида. Рост насилия в отношении детей является признаком кризиса в семье и, как следствие, во всем обществе. Согласно отчету Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в наше время ежегодно 2 миллиона детей в мире становятся жертвами насилия. 40 миллионов детей страдают от инвалидности в результате насилия. Как гласит этот отчет, многие дети подвергаются насилию в собственной семье.

Большинство случаев насилия в отношении детей наблюдаются в США. В этой стране фиксируется более 3 миллионов таких случаев в год. Около 80% лиц в возрасте до 20 лет в США, которые в детстве испытали насилие, переживают не менее одного периода психологического расстройства. На основе проведенных исследований, 30% детей, подвергающихся насилию или не получающих достаточного внимания, в дальнейшей жизни сами грубо обращаются со своими детьми, и таким образом цикл насилия в отношении детей находит. По словам доктора Джона М. Левенталя, специалиста по детским заболеваниям в медицинском институте Йельского медицинского института, лишь в одном 2006 году более 4500 детей были госпитализированы в американских больницах. Из этого числа 300 детей скончались от полученных травм. Констатируя тот факт, что полных данных в этой связи не имеется, доктор Левенталь  обращает внимание на то, что госпитализируются только дети, получившие тяжелые травмы. С другой стороны, существуют такие факторы, как нищета, из-за которых дети-жертвы насилия вообще не добираются до госпиталя, поэтому о них никакой информации не существует.

Насилие в отношении детей не исчерпывается в пределах США. В Великобритании также данные говорят об участившихся актов насилия в отношении детей. Согласно исследованиям, с 2005 по 2011 гг. статистика изнасилования детей в этой стране выросла на 60%. Число насильников детей и подростков ниже 16 лет достигло в 2010 году 2135 лиц, в то время как в 2005 году их было 1363. Как сообщает британская газета "Дейли Мейл", данные, полученные фондом "Свобода информации" в Великобритании, говорят о том, что среди более 21 тысячи судебных дел, связанных с изнасилованием в этой стране в 2008-09 годах, жертвами варварского насилия были, в основном, подростки ниже 18 лет. Согласно сообщению, каждая седьмая жертва изнасилования младше 10 лет.

Другая сторона насилия в отношении детей проявляется во время военных конфликтов. Дети зачастую становятся "безмолвными" жертвами войн. С начала XX столетия до наших дней в мире произошло более 200 войн и вооруженных конфликтов, которые угрожали индивидуальному и общественному здоровью детей. Самыми страшными конфликтами оказались Первая и Вторая Мировые войны. За последние несколько лет сотни тысяч детей-солдат принимали участие в 30 конфликтах. Более 2 миллиона детей погибли на войне, 6 миллионов детей остались инвалидами на всю жизнь.

Обычно после войны в условиях, когда отсутствует безопасность, распространяется кража среди детей. На основе исследования, проведенного со стороны ЮНИСЕФ на 600 иракских детей в возрасте от 3 до 10 лет в 2008 году, т.е. через 5 лет после оккупации Ирака со стороны США, половина этих детей пережили сильные психологические стрессы. Воочию наблюдая гибель родителей, они все время вспоминают этот трагический момент. Сегодня дети подвергаются насилию и атакам в разных странах мира, в том числе в Сирии, оккупированной Палестине, Ираке и Афганистане.

Дети в Палестине, Саудовской Аравии и Бахрейне являются самыми молодыми политзаключенными в мире. Тысячи палестинских детей, особенно в Газе, мученически погибли в результате боевых действий сионистских войск. Большое количество из них также переживают страшные условия содержания в тюрьмах сионистского режима.

Недавно было объявлено, что с начала народного восстания в Бахрейне 84 бахрейнских ребенка и подростка были арестованы и осуждены режимом династии Халифа. Это весьма внушительная цифра с учетом того, что населения Бахрейна составляет чуть более миллиона человек. Все арестованные подростки младше 18 лет и находятся в тяжелом положении с физической и психической точки зрения. Суд над ними не отличается от суда над взрослыми, т.е. проводится без адвоката. Режим Халифа лишает также права на учебу детей, принимающих участие в акциях протеста.

Дети получают травмы не только в войнах и обществе. Сегодня одним из самых влиятельных факторов на детскую психику является воздействие визуальных СМИ и компьютерных игр, которые отнимают много времени у детей. В телефильмах и компьютерных играх почти везде наблюдается масса насилия, которое, не ограничиваясь детективами и боевиками, проникло в фантастические, драматические, комические, семейные фильмы и даже в мультфильмы. С другой стороны, дети тратят много времени на компьютерные игры. Компьютерные игры, агитирующие насилие, намного опаснее, чем телепередачи. Это объясняется тем, что в этих играх ребенок сам вовлекается в акты насилия. В них в большой степени употребляются принципы обучения, включая моделирование, упражнение, повторение, вознаграждение или наказание. Например, в некоторых компьютерных играх игрок получает очки за убийства виртуального противника, что само по себе играет важную роль во внедрении насилия в личности и поведении игроков, особенно детей.

СМИ, представляя страх и насилие как обыденное явление в фильмах и играх, внедрили их в жизнь многих семьей как повседневное поведение и повседневной действительности. Сегодня применение насильственных методов в СМИ стало обыкновенным естественным явлением. Насилие распространяется посредством телевидения, кинематографа и компьютерных игр. При анализе передач трех главных американских телеканалов, т.е. NBC, ABC и CBS, выяснилось, что на этих каналах каждую неделю демонстрируется 92 выстрела из огнестрельного оружия, 113 моментов изнасилования, 9 случаев удушения, 168 случаев избиения кулаками и пинками, 179 случаев нарушения закона. Таким образом, каждый ребенок в возрасте до 14 лет своей жизни наблюдает в общей сложности 13 тысяч случаев убийства и посягательства на права на теле-, кино- и компьютерном экране. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наблюдая подобные сцены, дети начинают грубеть и жестоко обращаются со своими ровесниками в семье или школе, вплоть до того, что время от времени появляются сообщения о гибели учащихся в школах той или иной западной страны от рук одноклассника, зачастую под воздействием компьютерных игр или боевиков.

Сегодняшнюю беседу мы завершаем словами известного социолога: "Современный ребенок более, чем когда-либо чувствует себя беззащитным и беспомощным".

russian.irib.ir

Дети – жертвы сексуального насилия | ВитаПортал

Каждая третья девочка-подросток начинает половую жизнь по принуждению.

Какие дети наиболее подвержены сексуальному насилию и как уберечь ребенка, корреспонденту VitaPortal.ru рассказала Елена Александровна Деринова, врач-педиатр, психолог, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры поликлинической педиатрии РМАПО (заведующий кафедрой – Валерий Анатольевич Доскин, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ).

В современном обществе самыми беззащитными и неподготовленными к быстро меняющимся условиям жизни оказались дети. Изо дня в день они страдают от жестокого обращения и насилия. Сексуальное насилие является наиболее скрытой формой криминального обращения с детьми.

Елена Александровна

, как часто вам приходится сталкиваться со случаями сексуального насилия над детьми?

 

— Многолетние наблюдения экспертов нашей кафедры показали, что около 40% детей в возрасте до семи лет подвержены риску сексуального насилия. Каждая третья девочка подросткового возраста вступает в половую жизнь по принуждению, причем средний возраст такого начала интимных отношений приходится на 13–14 лет, в то время как добровольно начинают жить половой жизнью современные подростки в 15–16 лет. Однако все больше нам становится известно случаев сексуального насилия над детьми младшего возраста. Пример тому – казуистический случай изнасилования девочки 8 месяцев сожителем матери.

В нашем сознании существует представление, что сексуальное насилие не случается в «хороших семьях». Это действительно так?

 

— Это один из множества мифов, которые мешают адекватно оценивать отдельные явления и события. Эксперты утверждают, что дети из внешне респектабельных семей с высоким достатком также подвержены сексуальному насилию. Дело в том, что, хотя образ жизни этих семей не вызывает беспокойства со стороны общественности, ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными принципами. Корни такого явления специалисты видят в психических расстройствах и безнаказанности взрослых.

 

– Но тем не менее случаи сексуального насилия – довольно редкое явление?

 

— А вот и нет! Сексуальное насилие – глобальная проблема. Оно имеет место во всех странах независимо от уровня их благополучия. Это преступление против личности совершается чаще, чем вы можете себе представить! По данным мировой статистики, около 150 млн девочек и свыше 70 млн мальчиков в год подвергаются сексуальному насилию.

 

– А если учесть, что сексуальное насилие чаще всего совершается незнакомцем, то складывается впечатление, что по улицам разгуливают маньяки-педофилы…

 

– Еще одно распространенное заблуждение. По данным различных исследований, около 70% детей подвергаются развратным действиям со стороны родственников и знакомых. Известно, что чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей самостоятельно контактировать с посторонними людьми. Общение детей первых лет жизни с окружающим миром практически полностью контролируется родителями или лицами, их заменяющими. Это почти исключает для ребенка раннего возраста возможность стать жертвой сексуального посягательства со стороны незнакомого или малознакомого лица. В подростковой среде в 50% случаев насильником является сверстник из близкого окружения пострадавшей.

Какие места для этого обычно выбирают насильники?

 

– В противовес распространенному заблуждению, что развратные и насильственные действия никогда не совершаются дома, имеются данные исследований, которые подтверждают, что в 60% случаев сексуальное насилие совершается в месте проживания ребенка.

Как часто сексуальное насилие сопровождается жестокостью?

 

– Если преступник собирается совершать действия сексуального характера с ребенком длительное время, то он использует такие формы сексуальных контактов, которые не сопровождаются причинением телесных повреждений. Известно множество случаев, когда детей насиловали годами, и никто из близкого окружения даже не подозревал об этом.

 

– Что скрывается под понятием «сексуальное насилие»?

 

– Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или не осознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

 

– Что входит в понятие «сексуальные действия»? Что должен знать родитель, чтобы расценить действия кого-либо как сексуальное насилие?

 

– Сексуальное насилие включает в себя довольно широкий спектр действий сексуального характера, поэтому перечислим основное:

  • мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
  • введение для стимуляции предметов во влагалище, анус или рот;
  • сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей;
  • вовлечение в проституцию – так называемый вариант «оплаченного насилия»;
  • демонстрация эротических материалов для сексуального возбуждения ребенка;
  • мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
  • эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед ребенком;
  • вуайеризм – подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или пребывания в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию;
  • вербальное сексуальное насилие (разговоры на сексуальные темы, сообщение сексуальной информации, не соответствующей возрасту ребенка и уровню его развития) и тому подобное.

В большинстве случаев насилие представляет собой сочетание различающихся по форме действий сексуального характера.

Какие дети наиболее подвержены сексуальному насилию?

 

– Дети из семей с очень строгим, авторитарным воспитанием в большей степени подвержены опасностям, так как они воспитываются в требовании абсолютного повиновения и поэтому почти не пытаются защищаться от взрослых. Дети-инвалиды и дети с психическими заболеваниями, а также те, кто лишен родительской заботы, входят в группу высокого риска. Опасность подстерегает детей, если семья живет очень изолированно и сознательно ограждает себя от воздействий внешнего мира, прежде всего в сельской местности, а также в густонаселенных районах, где люди живут очень обособленно. Возрастает вероятность насилия над детьми, которые не просвещены в подобных вопросах. Девочки чаще становятся жертвами, так как они воспитываются по принципу быть милыми, покорными и послушными.

 

– Как узнать, способен ли ребенок противостоять сексуальному насилию?

 

– Чтобы вовлечь ребенка в интимные отношения, у взрослых существуют определенные сценарии, к которым нужно быть готовым. Выяснить готовность ребенка противостоять насилию помогут следующие вопросы.

  • Что ты будешь делать, если какой-нибудь наш родственник или друг возьмет или обнимет тебя так, что тебе это будет неприятно?
  • Как ты отреагируешь, если с тобой заговорит незнакомец и при этом назовет твое имя?
  • Как ты поведешь себя, если кто-нибудь захочет подарить тебе или показать что-нибудь интересное?
  • Что ты будешь делать, если тебя захочет кто-нибудь забрать из детского сада (из школы, с урока физкультуры) и скажет: «Твоя мама заболела, она попросила меня привести тебя к ней»?

Поговорите с ребенком, выясните, насколько он готов дать отпор.

 

– А если ребенок, отвечая на эти вопросы, обнаружит неготовность устоять против соблазна получить «новую игрушку, конфету» и что-то там еще, как уберечь его от насилия?

 

 

Самое сильное оружие против насилия – воспитание детей, это основа их безопасности. Одним из главных принципов воспитания является уважение и доверие к детям. Уважение желаний и нужд ребенка проявляется тем, что ребенку должно быть разрешено говорить нет, как только вторгаются в пределы его собственного «я». Доверять ребенку, прислушиваться к нему — значит своевременно распознать тревожные сигналы.

 

К сожалению, большинство взрослых считают, что маленькие дети всегда фантазируют, придумывают какие-то ситуации, происходящие с ними, не подозревая, что сказанное ребенком может оказаться правдой. Например, ребенок не хочет, чтобы кто-либо присутствовал в комнате, когда он переодевается, или он не желает, чтобы его поцеловала знакомая тетя, а взрослые игнорируют его просьбу. В этом случае ребенок не может самостоятельно решать, что ему приятно, а что нет. Когда же к желаниям ребенка прислушиваются, у него вырабатывается интуиция, чувство собственного достоинства, самоутверждение, собственное мнение, с которым считаются.

К сожалению, большая доля родителей и специалистов считают, что проблему сексуального насилия надо скрыть в семье. Тем самым, во-первых, они лишают ребенка полноценной реабилитации, которая, без сомнения, является залогом успешного развития и социализации ребенка, а во-вторых, оставляют преступника безнаказанным.

img3.vitaportal.ru

Сколько детей умирает в России от насилия в семье?

В США погиб ещё один ребёнок из России. Весть безусловна трагическая, но СМИ опять поднимают шумиху по этому поводу. Одни кричат о насилии в американских семьях над российскими приёмными детьми, другие пишут о том, что в России количество убийств детей в семьях на порядки выше.Поискал в интернете статистику по преступлениям над детьми в России: данные совершенно противоречивые. Интересное исследование нашёл на сайте http://blog.profamilia.ru. Читайте. Делайте выводы.

Ведя дискуссии с самыми разными людьми, относящимися ко всем слоям российского общества, приходится раз за разом сталкиваться с одним и тем же явлением. В ответ на все аргументы, приводимые в пользу необходимости сохранять и уважать автономию семьи, ее прав принимать решения о воспитании и образовании ребенка, защиту ее жизни от произвольных вторжений извне, звучит одно и то же эмоциональное: «Вы что, не знаете, что по статистике в России ежегодно от рук родителей гибнет 2.000 (варианты – 30.000 или даже 200.000) детей?! С этим надо что-то делать!!».

Разумеется, эмоциональное восприятие этой нелегкой темы вполне понятно. Но, к сожалению, эмоции людей по подобным поводам могут использоваться и используются часто в не самых благовидных целях. Под наплывом эмоций перестают восприниматься и факты, и взвешенные аргументы – и люди легко соглашаются с тем, что не только не сможет решить существующие социальные проблемы, но и создаст новые, еще более опасные.

Каковы же действительные факты? Сколько детей страдает от различных преступлений каждый год и гибнет от рук своих родителей? Мы провели небольшое исследование, и обнаружили, что расхожие «надежные статистические данные» вовсе не соответствуют действительности.

Сразу же бросается в глаза сильное «расхождение в показаниях».Некоторые источники утверждают, что в России ежегодно от рук родителей погибает 200 тысяч детей. Происхождение этих данных не вполне ясно, но они совершенно не согласуются с другими, более надежными данными. Собственно, они ни на чем не основаны.

В другом средстве массовой информации утверждалось: «По данным разных ведомств, в России от рук родителей погибает от 10 до 30 тысяч детей в год». Ссылки ни на какие конкретные данные также не приводятся, и с более надежной, официальной информацией эти сведения не согласуются.

Несколько более реалистично выглядят другие данные – но увы, и они не выдерживают проверки.

Так, в 2006 году  тогдашняя председательница комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей, известная сторонница введения ювенальной юстиции и прочих систем «защиты прав детей», печально зарекомендовавших себя в других странах, Екатерина Лахова,утверждала, что ежегодно две тысячи российских детей погибают от рук своих родителей.

«Только по официальной статистике, в России ежегодно от рук родителей погибают 2 тыс. детей«, – рассказал другому СМИ исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.

Но и эти данные оказались неточными, а их источники остались неизвестными. Дело в том, что в 2007 году по официальным данным МВД и Следственного Комитета при прокуратуре РФ всего погибло в результате преступлений 2.500 детей (в 2008 – 1.900).  Это – общее число погибших детей. Цифры, приведенные выше со слов Е. Лаховой и Б. Альтшулера, очевидно, стали результатом неточных формулировок и поспешных интерпретаций. Точно так же, как целый ряд СМИ решил, невнимательно прочитав текст опубликованной МВД информации, что все эти дети погибли от рук педофилов, точно так же защитники прав детей решили, что все они погибли от рук родителей. Между тем, таких данных в статистике не содержалось.

Более того, если верить другим данным МВД, приведенным Министром внутренних дел, в 2009 году всего в отношении несовершеннолетних было совершено 106 тыс. преступлений (цифра включает все преступления, а не только убийства), из них родителями детей было совершено 4 тыс. Нетрудно подсчитать, основываясь на этих цифрах, что лишь 4% преступлений в отношении детей совершаются родителями, а 96 процентов преступлений, включая и убийства, соответственно, были совершены вовсе не родителями.

Сколько же из примерно двух тысяч детей, погибающих в России в год в результате преступлений, действительно гибнет от рук собственных родителей? Наиболее точный ответ на этот вопрос был дан в 2005 годузаместителем Генерального Прокурора РФ. По его словам, с 2000 по 2005 год в России от рук родителей всего погибло 1.086 детей. Заместитель Генпрокурора «отметил, что это официальная статистика, и разговоры о том, что в России от рук родителей гибнут от тысячи до двух тысяч детей ежегодно, не соответствуют действительности». Нетрудно догадаться, что цифры Генпрокуратуры – наиболее точные (поскольку представители прокуратуры всегда участвуют в уголовном процессе по делам об убийствах). Она не заинтересована ни в преувеличении, ни в преуменьшении статистических данных. Эти данные в целом соответствуют и данным, приводившимся в тот же период «Российским детским фондом», по данным которого в 1999 г. от рук родителей в России погибло 200 детей.

Иными словами, цифра, приводимая Е. Лаховой и Б. Альтшулером в действительности завышена в 10 раз. Каждый год в России от рук родителей гибнет 200 детей, а не две тысячи. И еще неизвестно, только ли случаи убийства детей родными родителями отражены в этой печальной цифре. Вполне возможно, что случаи убийства ребенка отчимом или мачехой включены сюда же.

Разумеется, каждая смерть ребенка, тем более, если ее причиняют самые близкие люди – трагедия. И, разумеется, убийство ребенка должно строго наказываться по нормам действующего уголовного права. Однако, думается, что указанная цифра никак не может оправдать введения «тотального воспитательного контроля» в отношении всех российских родителей. Контролировать все семьи из-за того, что среди родителей встречаются изверги – все равно, что обыскивать на выходе из супермаркета всех покупателей, раздевая их догола, только потому, что в магазинах временами воруют. И, совершенно понятно, что подлинная статистика не может оправдать создания масштабных государственных программ по «надзору за семьями», получения крупных грантов и государственного финансирования организациями, продвигающими подобную «защиту прав ребенка». Поэтому без преувеличения реальной статистики сторонникам ювенальных технологий, связанных с «защитой прав ребенка», никак не обойтись.

Именно по этой причине преувеличивают статистику опасного насилия над детьми и зарубежные службы, «защищающие» права ребенка. Чтобы существовать, получать все возрастающее финансирование от государства, им постоянно нужно демонстрировать ужасающий масштаб проблемы. Ведь именно «масштаб проблемы» и оправдывает само их бытие. Вот и приходится одним организациям записывать в «насилие над ребенком» все, вплоть до строгого взгляда или замечания, а другим –утверждать, что каждый 12-й ребенок в их стране становится жертвой педофилов. Увы, для подобных организаций «создание статистики» — вопрос финансового выживания и благополучия.

Не приходится удивляться, что, несмотря на интенсивную работу «защитников детей» в других странах, масштабы насилия над детьми лишь растут под их чутким присмотром. Ведь, в действительности, никто не заинтересован в том, чтобы насилия становилось меньше. На что же тогда будут жить «санитары общества»?…

drukin.livejournal.com

Родительское собрание "Ребенок -жертва насилия"

Удоратина А.А. социальный педагог

МОУ «СОШ» с. Деревянск,

Усть-Куломского района,

Республика Коми

К сожалению, в некоторых семьях еще физически наказывают детей и считают эти наказания самыми действенными. При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим. Встреча с родителями является всего лишь первым шагом к рассмотрению проблемы "Насилия".

Тема собрания «Ребенок – жертва насилия…

Цель собрания:

  1. Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы

  2. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций

Форма проведения собрания:

Дискуссионный клуб

Вопросы для обсуждения:

1. Анализ мнения родителей по проблеме насилия

2. Статистика обсуждаемой проблемы.

3. Возможные пути предупреждения насилия по отношению к детям

Ход собрания

Вступительное слово социального педагога

и представление гостей.

Ведущий

Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем. Однако отсутствие четких определений, исчерпывающей информации о масштабах и причинах применения силы создают препятствия для усилий, направленных на разрешение этой проблемы.

Ведущая

Продолжается криминализация семьи, складывается особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Насилие в семье становится трагедией для многих людей и разрушает фундамент безопасности общества

Ведущий

Уважаемые родители! Что значит, по Вашему мнению, подвергаться насилию?

            1. Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия к человеку в наше время?

2. Какие виды насилия, по Вашему мнению, существуют в реальном мире?

            3. Сталкивались ли Вы с проявлением насилия по отношению к себе?

Ведущий А давайте теперь посмотрим видео и сравним наши знания. (Просмотр)

Анализ опроса родителей после просмотра видеозаписи «Насилие»

Ведущий

В Советском Союзе насилие в семье было "закрытым" вопросом. "Завеса молчания" была сорвана, и широкая общественность узнала, что 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Ежегодно около 15 тысяч женщин погибает от рук супруга. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями. Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и две тысячи детей кончают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч детей в течении года уходят из дома, спасаясь от родителей.

Ведущий

Дискуссия с родителями

1. Считаешь ли ты возможным проявление насилия по отношению к своему ребенку?

 2. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?

3. Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?

А как предстоит с этим положением в нашем районе? Хотелось бы услышать представителя Территориальной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав ЗОЮ Григорьевну Терентьеву!

А сейчас предлагается

Статистика обсуждаемой проблемы по школе

Презентация «Статистика по насилию»

Обсуждение анкетирования

Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, сверстниками , представителями органов правопорядка ит.д.

Вы знаете, что противником физических наказаний был А.С.Макаренко. В своих работах он показал их огромный вред для дела воспитания. Он считал, что физические наказания для ребенка являются «Трагедией жестокости, детского терпения». Некоторые взрослые не прибегают к телесным наказаниям, но унижают детей другими способами. Иногда приходится слышать, как вместо оценки отдельного поступка ребенка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые взрослые допускают унижение ребенка грубым словом, наносят ему оскорбления.

Ведущий

Дискуссия с родителями

4. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?

5. Комментируете ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием?

6. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?

Ведущий

Драматический результат насилия родителей над детьми состоит в том, что насилие порождает насилие. George C. Curtis приводит доказательство того, что дети, подвергавшиеся избиениям, сами становятся способными на убийство и другие преступления. Когда такие дети становятся родителями, то появляется высокая вероятность того, они станут притеснять своих родителей. Теоретически, злоупотребление генерирует необычно высокую степень враждебности, которая, в будущем  может вылиться в насилие. Непропорциональное количество убийц, грабителей, и тех, кто издевается над членами семьи, были жертвами домашнего насилия в своем детстве. Дети - жертвы насилия имеют высокий риск выйти из-под контроля, который делает их жертвами и иногда это кончается вовлечением в преступную деятельность, типа воровства или проституции.

Ведущий

Как вы можете объяснить, какие ошибки в воспитании допускают родители? Хотелось бы услышать инспектора группы по делам несовершеннолетних Яснецову Людмилу Васильевну.

(выступление инспектора ГпДН)

Ведущий

Заброшенность детей. В отличие от насилия над детьми, пренебрежение родительскими обязанностями это, скорее,  проблема упущений. Специфические типы пренебрежения к детям включают следующее: 1) отказ от детей; 2) отсутствие внимания к детям, даже если они живут в грязи, без необходимой одежды и пищи, предоставлены сами себе; 3) пренебрежительное отношение к образованию, когда ребенок часто отсутствует на школьных занятиях ; и 4) отсутствие заботы о здоровье ребенка, лишение ребенка медицинского обслуживания. Заброшенным детям уделяется гораздо меньше внимания со стороны общества, чем детям, подвергающимся насилию. Часто родителями заброшенных детей бывают люди с отклонениями в психике или образе жизни, социально изолированные, представители бедных слоев населения или маргиналы.

Влияние домашнего насилия на судьбу ребенка трагично.

Одна из тенденций текущего столетия - неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям, психогенным расстройствам. Основной причиной возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», «удары судьбы», эмоциональное перенапряжение - стресс.

Ведущий

Об отсутствие заботы о здоровье ребенка, лишение ребенка медицинского обслуживания расскажет Наталья Владимировна Воронова

Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагоприятного состояния семей (частота систематически конфликтующих и разведенных родителей, отсутствие или крайняя недостаточность семейных традиций, осознанная или вынужденная эмансипация женщин, нервно-психическое или социальное неблагополучие родителей - алкоголизм, судимости, отказ от своих детей) и, как правило, насилие в виде физического или морального притеснения.

Пренебрежение нуждами ребенка Это – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Признаки, по которым можно заподозрить “заброшенность” ребенка:

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническая запущенность;

- отставание в физическом развитии;

- частая вялотекущая заболеваемость;

- задержка речевого и моторного развития.

Заброшенность ребенка можно заподозрить при следующем состоянии и поведении ребенка:

- постоянный голод;

- кража пищи;

- требования ласки и внимания;

- низкая самооценка, низкая успеваемость

- агрессивность и импульсивность;

- антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

Ведущий

О факторах риска, способствующие жестокому обращению с детьми расскажет специалисты отделения социальной помощи семье и детям _______________________________

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми

Факторами риска для семьи являются:

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.

- нежеланный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- “трудный” ребенок.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка гласит: “Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке”.

В клинической практике относительно редко приходится наблюдать изолированное действие неправильного воспитания. Значительно чаще речь идет о тесном взаимодействии с другими средовыми факторами. Само воспитание не является статическим образованием, оно меняется в одной и той же семье, по отношению к одному и тому же ребенку, в зависимости от многих условий, связанных с меняющейся характеристикой, как самих родителей, так и детей.

К числу отдельных ведущих признаков неправильного воспитания, сопряженных с развитием у детей неврозов, относят также инверсию воспитательных ролей (бабушка исполняет роль матери), конфликтный характер воспитания, преобладание рационального аспекта, отношение к детям как к «почти взрослым», недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей, шаблонность, схематизм, недостаток индивидуализации, разрыв между словом и делом, дефицит душевной щедрости, несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизическим возможностям ребенка, негибкость, несогласованность.

Заслуживает внимания описание воспитания по типу «неприятия» (А. Захаров, 1998; В.. Гарбузов, 1990). Очевидно, что этот тип воспитания близок к типу «Золушка». Авторы придают ему очень большое значение. Обозначает оно «отсутствие любви к ребенку». Неприятие порождает прежде всего страх. При неприятии в ребенке все раздражает, все вызывает досаду: «ест не так», «много плачет», «рохля» и т.д. Ребенка все время наказывают, ничего ему не прощают. Воспитание заменяется жестким контролем, подвергают суровыми наказаниям; у ребенка возникает комплекс неполноценности, стpax, что от него хотят избавиться - это самый драматический тип неправильного воспитания.

Сходный тип воспитания описан под названием воспитания по типу "ежовых рукавиц" (В.Д. Гурьева, 1971). Крайним выражением этого варианта является «воспитание» по жестокой агрессивности («изуверской жестокости»). В этих случаях не просто отсутствует любовь к ребенку, но имеет место стойкая ненависть и садистское отношение с ухищренными издевательствами, с физическими «пытками», отказом в еде и питье по нескольку дней, с переламыванием костей, «вывешиванием» ребенка на стене. Финалом этих чудовищных издевательств является в «легких» случаях психогенное развитие личности и убийство подростком лица, являющегося источником такой травматизации, а в самых тяжелых случаях - «забивание ребенка до смерти» или попытка самоубийства у ребенка (подростка).

Ведущий

О"насилии и детском суициде" расскажет школьный психолог Татьяна Васильевна Зеленова

Практически в каждом случае детского суицида было обнаружено насилие в семье, однако здесь выявились любопытные подробности

а) Наиболее часто встречаются проявления психического насилия, то есть запугивание, унижение, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление доверием, чрезмерный контроль, пренебрежение заботой и т.п. Пожалуй, правильно будет сказать, что психическое насилие — это главная характеристика семейной атмосферы маленького суицидента.

в) Более чем в половине случаев имеет место проявления жестокости, то есть физическое насилие. Дети, в буквальном смысле слова, были доведены до суицида побоями и устрашающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья). Не нужно думать, что подобные действия родителей и опекунов остаются безнаказанными. Когда они выявлены — Уголовный Кодекс действует, однако, отсутствие системы защиты прав ребенка, специальных структур, таких, как, к примеру, детские суды, очень усложняют ситуацию.

с) Среди причин детского суицида почти нет сексуального насилия в семье, и это притом, что в подростковом возрасте переживания, связанные с инцестом, создают риск суицидальной попытки весьма часто. Можно предположить, что маленький ребенок совершает суицид, потому что чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Становясь объектом сексуального домогательства кого-то из родственников, он чувствует себя очень важной персоной: взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.

d) Ключевой фигурой в суицидальной коллизии как ребенка, так и подростка всегда является мать. Дисгармония или даже разрушение диады мать-дитя — это главная суицидальная опасность в семье. Вообще «мать суицидента» — это любимая тема моих суицидологических исследований. Мать маленького суицидента — это, как правило, или очень плохая или очень хорошая мать. Очень плохая мать — это женщина с выраженным эмоционально-волевым дефектом. Сама она не истязает своего ребенка, но не препятствует в этом другим. Она не защищает, не поддерживает, не заботится о нем, она о нем не помнит, он ей не нужен, она его отвергает.

Очень хорошая мать — высоконормативная, соблюдающая все правила, нередко, а в России — как правило, истово верующая, склонная к тотальному контролю и гиперопеке, требовательная и холодная, хотя внешне соблюдающая все каноны материнского поведения («поцелуй на ночь», «задушевная беседа за обедом» и т.д.) Она наказывает любой проступок, жалуется на своего трудного ребенка подругам и отвергает его.

Нетрудно заметить: будучи столь непохожими, эти женщины одинаковы в одном — они делают жизнь своих детей абсолютно невыносимой.

Ведущий

Не нужно думать, что подобные действия родителей и опекунов остаются безнаказанными. Когда они выявлены — Уголовный Кодекс действует. Об этом и всяком другом расскажет нам юрист отделения социальной помощи семье и детям Эдуард Александрович.

Ведущий_

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь. Как уберечь подростка от насилия? Для этого уважаемые папы и мамы обсудите с ребенком вопросы о помощи различных служб в ситуации.

Ведущий

А сейчас нам расскажет о новой службе медиации социальный педагог Анна Анатольевна Удоратина

Ведущий

Психосоциальная помощь жертвам насилия

Важная особенность концепции помощи жертвам насилия: «Не обвинять, а помочь измениться. Насилие является циклическим процессом, все участники которого — жертвы в настоящем или прошлом».

Такой подход позволяет работать недирективными методами, формируя мотивацию. Ни законодательство, ни общественное мнение не , обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. Родители часто не осознают факт жестокого обращения с ребенком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию безадресной и ставит на первое место задачу осознания проблемы как лицами, вовлеченными в насилие, так и общественностью. Проблема рассматривается в качестве внутриличностной проблемы как ребенка, так и взрослого. Это групповая дисфункция, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия между людьми. Работа выполняется командой специалистов разных направлений, охватывающих различные стороны проблемы, — сотрудниками психолого-меди-ко-социального центра, с привлечением социальных работников школы и муниципалитета.

Работа с родителями по поводу жестокого обращения с детьми. Родители обращаются за помощью, как правило, отнюдь не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на ребенка. Как было отмечено выше, ребенок, подвергающийся моральному или физическому насилию, может вести себя как агрессор, транслируя жестокость в отношении родителей, по отношению к другим людям или как жертва, «притягивая» жестокое обращение сверстников и учителей. Именно эти проявления и являются содержанием жалобы родителей, обращающихся в кризисные центры.

Прислушивайтесь к своему сердцу и родительскому инсктинкту!

Консультируйтесь со специалистами, если в чем-то сомневаетесь!

В заключении предлагаем прослушать песню с видео слайдами.

Разумеется, сегодняшняя встреча является всего лишь первым шагом к рассмотрению проблемы "Насилия". По мере накопления материала по тематике данный курс родительской дисскуссии должен быть расширен и углублен. Этого требует масштабность и острота проблемы насилия в семье.

Памятки родителям

infourok.ru

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Количество преступлений против детей увеличилось. За три года число детей, пострадавших от насилия, выросло почти в четыре раза

По данным Росстата, количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, с 2013 по 2015 год в России увеличилось на 10 тыс. и составило 96,5 тыс. При этом детей, признанных пострадавшими от действий сексуального характера, в 2013 году было 1 тыс., в 2014 году — 2,4 тыс., а в 2015-м — 3,7 тыс.

Такой рост преступлений против детей, по мнению правозащитников и психологов, говорит как о более эффективной работе правоохранительных органов, которые стали эффективнее выявлять преступления, так и о реальном увеличении в стране количества педофилов. В том числе и за счет рецидивистов, уже отбывших наказание.

Председатель координационного совета Союза добровольцев России, председатель комиссии по общественному контролю Совета при президенте РФ по правам человека Яна Лантратова рассказала, что за три года работы союз предоставил в правоохранительные органы информацию о 63 фактах насилия и жестокого обращения с детьми, в том числе и о педофилии. В первом полугодии 2016 года такие преступления были выявлены в 14 регионах РФ.

— Мы выяснили, что несколько человек, совершавших насилие над несовершеннолетними, планировали работать вожатыми в детских лагерях, — рассказала «Известиям» Яна Лантратова.

Статистический рост преступлений она объяснила двумя фактами. Во-первых, из мест лишения свободы начали возвращаться люди, осужденные ранее за подобные посягательства. А во-вторых, работа правоохранительных органов стала эффективнее. В том числе при помощи общественных активистов в рамках программы по общественному контролю, отметила член СПЧ.  

— Проблема нарушения прав детей сегодня очень актуальна. Решить ее можно только при участии правоохранительных органов, гражданского общества и государственной власти. Этой теме будет посвящено заседание комиссии по общественному контролю в СПЧ, которое мы проведем в ближайшее время, — сказала Яна Лантратова.

Психиатр-криминалист Михаил Виноградов полагает, что решить проблему педофилии можно за счет ужесточения уголовного наказания.

— Человек, совершивший сексуальное преступление, никогда не остановится. Рецидивы происходят очень часто, — считает Михаил Виноградов.

Руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАН Сергей Ениколопов рассказал, что количество преступлений против детей постоянно растет, и речь идет не только о насилии, но и об убийствах.

— В 2013 и 2014 годах Следственный комитет проводил совещание с психологами, чтобы выяснить причины этой тенденции, — рассказал Сергей Ениколопов.

По его мнению, статистика правоохранительных органов в последние годы стала более приближенной к реальности. Однако в обществе так активно обсуждают проблему педофилии, что потенциальные насильники решаются на преступление.

— Я не сторонник цензуры, но необходимы специальные исследования о том, как подавать данные криминальных сводок, чтобы эта информация не способствовала «заражению», — отметил Сергей Ениколопов.

По его мнению, лучшее, что могут сделать взрослые, чтобы уберечь детей от насилия, — научить их осторожности. Поэтому в большинстве стран мира детские сады и школы обращаются в университеты, и для них разрабатываются специальные программы. Детей учат сообщать учителям и воспитателям, если, например, незнакомый человек предлагает с ним уйти.

— В России таких программ пока нет. Очень важно, чтобы их разрабатывали профессионалы. Я уверен, что найдется огромное количество непрофессиональных психологов, «тетушек-энтузиасток», которые просто запугают детей и превратят их в параноиков, — опасается Сергей Ениколопов.

Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета Кирилл Титаев объясняет повышение статистики насилия против детей следствием моральной паники.

— Примерно четыре года назад в России началась так называемая антипедофильская кампания. Сейчас мы наблюдаем классический негативный эффект моральной паники. Ситуация, которая еще несколько лет назад трактовалась участковым или следователем как полный бред, сейчас трактуется как преступление сексуальной направленности, — говорит Кирилл Титаев.

Он отметил, что педофилия — редкое психическое расстройство, им страдает примерно одинаковый процент населения вне зависимости от политического режима и социальных изменений. Соответственно, и жертвами педофилов ежегодно становится примерно одинаковое количество несовершеннолетних.

— Есть и положительный момент моральной паники. Нередки ситуации, когда насильником оказывается родственник или друг семьи, и если раньше родители не верили ребенку, обвиняли его в развращенности и заставляли молчать, то сейчас ситуация изменилась, — сказал Кирилл Титаев.

 

president-sovet.ru