ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВЫ. Что является основой для формирования человека как личности


ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ это что такое ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ: определение — Психология.НЭС

объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий "объективного предбытия" или "социальных планов (программ)" личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность "рождается" дважды. Первое ее "рождение" - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее "рождение" - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (-> потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда "образец" теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - "горячие точки" в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного "обезроливания" - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.

vocabulary.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Раскрытие психологических механизмов воспитания невозможно без понимания источников и условий развития ребенка, становления его личности. Определяющее условие существования развития человека как существа социального, реализация человеческих потребностей, т. е. условие развития человека как личности – та многоплановая деятельность или совокупность разного вида деятельностей, в которые включен человек. Развитие, усложнение деятельности определяют развитие психики ребенка. Поэтому решение воспитательных задач должно опираться на психологические закономерности соподчиненности человеческих деятельностей, их динамику. При построении системы воспитательных воздействий необходимо учитывать характер и особенности различных видов деятельности, в которые включен ребенок, их значение, объем и содержание, потому что именно в процессе развития деятельности, ее расширения и усложнения формируются общественные отношения, выступающие базисом становления личности.

Развитие деятельности человека приводит к появлению различных ее видов и форм, которые объединяются, соподчиняются. При этом происходит иерархизация побудителей деятельности – мотивов, благодаря которым осуществляются разные типы деятельности. Существует множество мотивов, различных по содержанию, произвольности, степени осознанности, первичных и вторичных, непосредственно и опосредствованно побуждающих и пр. Единая, взаимосвязанная система мотивов деятельностей, возникающая в их развитии, и составляет психологическую основу личности. Степень такого единства и связанности, широта связей и отношений человека с миром на основе разных видов деятельности служат исходными параметрами развития личности. Известно, что порой одинаковые мотивы по-разному реализуются в поведении, а разные мотивы могут иметь внешне одинаковые формы проявления. В зависимости от мотива, которым руководствуется ребенок, формируются различные качества личности. Поведение побуждается обычно не одним, а несколькими разными по содержанию и по строению мотивами, среди которых выделяются ведущие и подчиненные. Смена ведущих мотивов, формирование все более высоких нравственных мотивов и характеризуют развитие мотивационной сферы личности. Необходимое изменение соотношения мотивов, их иерархии обеспечивается целенаправленной организацией деятельности.

Своеобразие любой деятельности состоит в том, что результаты составляющих ее действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ОСНОВЫ - Авторское издательство "СОЗИДАНИЕ"

Наверное, вы согласитесь, что каждый нормальный человек хотел бы быть Сильным, Счастливым, Успешным. Но много ли людей в обществе идут к этой цели, много ли людей верят, что это возможно реализовать? К сожалению – единицы. Потому что люди не знают, как этого достичь, они не верят, что это возможно.

Тему раскрывают руководитель Авторского издательства «Созидание» Юдина Елена Викторовна и заместитель руководителя общественной организации «Движение Духовного Возрождения Человека и Общества» Заболотько Анна Геннадиевна.

Рассмотрены ключевые вопросы, которые неизбежно должны быть решены для формирования человека как Личности:

  • природа сознания;
  • механизмы оценок Человека: уровни развития и позитивность;
  • методы и техники изменения человека, соответствующие программы обучения.

1. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В большинстве случаев наука, образование, общество убеждают людей в том, что стать Сильным, Счастливым, Совершенным — невозможно. И кроме того общество еще умудряется формировать негативное отношение к тем, кто работает в этом направлении за пределами традиционной науки. Включая таких всемирно известных людей, как академик Бехтерева, директор Института мозга. Стоило ей сказать, что сознание — это не функция мозга, что существуют экстрасенсорные способности, и они есть у всех людей, как гонения стали невыносимыми.

Цель данной статьи — представить основные вопросы, которые необходимы для целенаправленного Формирования человека как Личности. Вопросы, которые, с нашей точки зрения, каждый достойный, духовно образованный человек должен знать как «Отче наш».

Часть из них представлена в различных духовных системах и у других авторов, но в комплексе, как единое целое, на данный момент они представлены только в рамках нашей Системы и разработаны одним человеком, одним автором, научным руководителем и основателем Системы «Развитие Человека» академиком Миание М.Ю.

И в отличие от многих других исследований в этом направлении, они защищены диссертациями, авторскими правами и уже имеют высокое научное и общественное признание в нашей стране, в России и в Европе. В том числе — благословение и благодарность Главы Римско-католической церкви Понтифика Папы Бенедикта XVI.

ПРИРОДА СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Первое — это природа сознания. Чтобы эффективно изменять себя, человек должен четко понимать — кто он, как работает, как устроено его сознание. Одно из самых важных, что нужно понять — что в основе работы сознания лежат не химические реакции мозга (это вторично), а, прежде всего, информационные процессы. Работают они следующим образом: каждая мысль — это программа действия для сознания, программа оценок и других вычислений, программа принятия решений. А формируются эти программы — выбором человека. То, во что он поверил, что считает правильным — то он и реализует в своей жизни, а то, во что он не поверил, посчитал ошибочным — то его сознание будет отторгать или бороться.

Что интересно, большинство людей считают, что то, что они думают, то, что они чувствуют — это и есть именно их убеждения. На самом деле вряд ли найдутся мысли, которые человек придумал сам, если есть, то их единицы. Все, во что верит человек, в подавляющем случае взято и скопировано из окружающего мира: у родителей, из телевизора, из книг, у друзей, знакомых, на улице, из школы.

С одной стороны, это печально, а с другой стороны — это дает человеку возможность сделать правильный выбор, принять правильные решения, попрощаться со всеми мыслями и программами, которые угнетают и ограничивают его, сформировать в себе то, что уже сделало в истории сотни миллионов людей достойными, благородными, сильными и успешными.

Сознание человека — это один из самых сложных объектов в мире, поэтому до сих пор и не изучен наукой, и нет смысла представлять этот вопрос подробнее. Но на наших занятиях в течение многих лет мы рассматриваем эти вопросы очень детально. Это также описано в книгах Автора, например, в «Сознании человека».

НАУКА О СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Следующий вопрос. Все знают, что наука начинается там, где начинаются измерения.

На данный момент в науке, как было сказано выше, адекватных, эффективных систем оценок человека в целом не существует. Хотя по частностям есть множество очень полезных оценок и рекомендаций.

Например, то, что известно всем: поскольку психология рассматривает сознание как функцию мозга, то основные характеристики человека она вводит по скорости нервных импульсов. Поэтому основными характеристиками вдруг стали холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики, как будтоэто — самое важное, что характеризует человека. На вопрос, какое это имеет отношение к достижению человеком Силы, Счастья, Совершенства, Успеха и множества других высот и возможностей, ответ — практически никакого. Президентами, всемирно известными лидерами стран, пламенными ораторами были и холерики, и сангвиники, и люди в инвалидных колясках. Необходимо признать, что природа их успеха совершенно другая и мало зависит от «скорости нервных импульсов».

УРОВНИ РАЗВИТИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Первой, самой важной характеристикой следует признать совершенно другое, а именно: какой внутренней силой обладает человек, каким влиянием, какие задачи перед собой он может ставить и решать, каких высот он способен достичь в жизни. И с этой точки зрения один человек не интересен никому — даже себе, а другой оставляет след в истории на тысячи лет. Это и есть самая важная характеристика — уровень развития человека. Уровни развития человека — это и есть ступени его роста как личности, роста его знаний, личных качеств, способностей, стремлений, целей. На самом деле уровням подчинены все убеждения и проявления человека, это огромная тема для научных исследований. В первом же приближении, распределение людей по уровням задается их стремлениями, способностями и положением в обществе и упрощенно выглядит следующим образом.

Первый уровень — это самая простая организация сознания, «работать руками».

Второй уровень основан на понимании организации процессов, не самых сложных, в основном на «ручном управлении».

Третий уровень — это люди, обладающие уже выдающимися, высокими личными качествами, это лидеры, харизматические личности, с которыми интересно. Они способны притягивать и объединять не только на материальных ценностях, на деньгах, но и на общественной деятельности, политике, творчестве и других интересах.

Четвертый уровень — это Исследователи и Учителя, люди, которые способны решать самые сложные задачи: как изменить сознание человека, как из эгоиста сделать Служителя, человека всем сердцем желающего блага обществу.

Уровни имеют множество дополнительных ступеней, это и есть направление духовного взросления человека. Уровни и все связанные с ними вопросы, как правило, являлись и являются основой формирования человека как Личности в великих империях и духовно-рыцарских орденах. Они и являются основой наших обучающих программ.

Понимание уровней имеет множество вариантов применения на практике. Если ты делаешь то, что ниже тебя по уровню, ты никогда не будешь счастлив, Душа не раскроется, не запоет. Если ты берешь то, что тебе не по плечу — надорвешься, не достигнешь успеха. Нужно четко понять, где ты находишься, знать свои силы. Тогда можно ставить цели, которые тебя поднимут вверх и будут реальными. И друзей нужно выбирать — близких по духу, близких по уровню, тогда с ними будет взаимопонимание, уважение.

2. СИСТЕМА ОЦЕНОК

ПОЗИТИВНОСТЬ

Третий вопрос — это система оценок. Одно — это движение вверх по ступеням Силы, по возможностям человека. Второе — это позитивность человека, соотношение в нем Добра и Зла. В науке и обществе на данный момент существует огромное число стереотипных утверждений, высказываний, граничащих с полным бредом: что добра и зла не существует, что все это относительные понятия и чьи-то придумки, что все это лишнее.

Но если провести очень простой эксперимент и, скажем, ударить человека тяжелым предметом по голове — почему-то он однозначно начинает утверждать, что это плохо. Далее, если его обокрали — он почему-то тоже недоволен, если его оскорбили — он почему-то тут же начинает рассуждать об этике и недостойном поведении, но пофилософствовать, что все это относительно, многие любят. Забывая, что существует даже целый Уголовный кодекс, который говорит, что такое хорошо и что такое плохо. И как долго за это плохо придется отсидеть.

Поэтому, что делают все позитивные духовные школы, что делает наша Система, что является одним из самых важных в формировании достойного человека — это обучение человека различать позитивные и негативные убеждения. Негативные убеждения — это те, которые ведут к негативным последствиям: потере доверия, потере уважения, потере друзей, к неуспеху по карьере, негативным ситуациям, потере здоровья, в конце концов. И позитивные убеждения — те убеждения, качества и поступки, которые человека делают достойным и благородным. Фактически во многом это прописано в этикете, в правилах, в кодексах Рыцарей, Аристократов, тех людей, которые во все времена считались элитой общества, его лучшими представителями.

Все это необходимо для того, чтобы в конечном итоге все негативные программы были устранены, а все позитивные — шаг за шагом, по уровням развития, по ступеням роста — чтобы можно было реализовать в человеке. Чтобы там, где был страх — появилось бесстрашие; там, где человек врал и не знал, как по-другому — чтобы он мог быть честным и смотрел прямо в глаза; там, где унижался — чтобы проявлял уважение к себе и собеседнику; там, где он хамил — чтобы стал дипломатичным, высоко этичным и общаться с ним было одно удовольствие.

Для изменения человека и общества к лучшему необходимо формировать единую систему оценок, справедливую для общества в целом.

Надеюсь, Вы согласитесь, это в наших общих интересах — чтобы человек, который врет, не имел никаких шансов подниматься по карьерной лестнице вверх, тем более править страной. Не так, как сейчас, когда можно подниматься через взятки, невыполненные обещания или какие-либо личные услуги. Возникает огромное число вопросов по достоинствам современной элиты. Надеюсь, Вы согласитесь, что в будущем править должны только люди самого высокого уровня, кристально чистые и с самой безупречной репутацией. Мы надеемся, что все хотят видеть на голубых экранах лидеров, которыми можно гордиться, а не крикунов, перебивающих и бесконечно обвиняющих друг друга.

В основе всех правильных решений лежат правильные оценки. Поэтому для формирования Достойного человека общество, прежде всего, должно прийти к общему пониманию: Достойный Человек — это кто? И как измерить степень его достоинства и совершенства. Это и есть понимание позитивности и уровней развития.

3. ТЕХНИКИ И ПРОГРАММЫ ИЗМЕНЕНИЯ

Следующий вопрос — программы развития и техники изменения.

Приемов и способов изменений на самом деле очень много, но в любом случае в основе лежит общий, достаточно простой алгоритм. Его основа: первое — нужно понять тему, второе — необходимо принять соответствующее решение, третье — провести все необходимые действия, те или иные тренинги, которые позволят принятые решения реализовать на практике. В виде слов, интонаций или каких-либо других проявлений, поступков. То есть, если у человека есть понимание, как это происходит, то фактически он может стать конструктором, создателем себя как личности. Для этого просто в логической последовательности должны быть обозначены все достоинства, которые человек хочет в себе сформировать, и должны быть обозначены все недостатки, от которых он хочет избавиться. Таким образом, эта логическая последовательность и формирует соответствующие программы обучения. Надеюсь, вы согласитесь, что для большинства людей самый интересный человек — это он сам. Поэтому путь познания и изменения себя — это один из самых увлекательнейших путей в мире.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы каждый четко видел ступени совершенства, по которым он идет вверх, чтобы каждый терпеливо и настойчиво избавлялся от всех проблем, которые мешают ему в этой жизни и раскрывал все лучшее, что заложено в его Душе. Чтобы каждый стал мастером, истинным Творцом своей Души и своей судьбы.

m-system-sozidanie.org

Развитие личности: сущность, направление, факторы

Развитие личности: сущность, направление, факторы

 

Жукова Жанна Владимировна, педагог-психолог, методист ГБСКОУ школы №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие индивид обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

В общем развитии человека обычно выделяют биологическую и социальную составляющие.[1, 2, 4, 9]. Человек рождается как биологическое существо, однако в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Поэтому в науке человек рассматривается как биосоциальное существо, как субъект (т.е. действующее лицо) исторической деятельности и познания.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.[9]

Чем ярче проявляет личность социальные черты и качества, а ее деятельность все больше начинает носить своеобразно-творческий характер, тем больше проявляется индивидуальность.

Понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Психологическая структура личности.

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур

Низшим четвертым уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Третья подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Вторым уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.[4, 5, 9]

Вопрос о том, как происходит развитие личности человека, каковы его источники и факторы, является основным вопросом для наук о человеке

Под развитием понимают взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений

Соотношение биологического и социального в личности

Теории развития личности еще недостаточно хорошо разработаны. На сегодняшний день практически нет единой теории, способной дать ясное представление об этой проблеме. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными подходами на ее развитие.[1, 2, 4, 6,

1) С точки зрения биологизаторского подхода, каждая личность развивается и формируется в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение, при этом играет весьма незначительную роль.

2) Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – продукт, полностью формируемый социумом.

Указывая на определяющую роль внешних, средовых влияний на развитие и формирование личности, ученые, однако, не абстрагируются от биологической природы человека. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не влиять на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же проявляется это влияние?

1)   Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию.

2)   Биологическое проявляется в формировании природной предрасположенности к той или иной деятельности, способностях, задатках  (например, имеют музыкальный слух, математические способности, хорошие голосовые данные, мышечную силу и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям активно развиваться в соответствующих областях искусства, науки и труда и влияют на их личностное формирование.

3)   Биологически человек имеет большие возможности для развития, используя свой потенциал лишь на 10-12%.

Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Но это единство не означает равнозначности их влияния. В развитии личности преобладающее значение играют социальные факторы.

Три фактора развития личности

1) Наследственность. Для проявления задатков и способностей необходимы не только соответствующие социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальное обучение в той или иной сфере деятельности.

2) Среда воздействует на личность в известной мере стихийно и пассивно; она выступает как возможность, потенциальная предпосылка развития личности.

3) В современных условиях приобщение человека к жизни трудно представить без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает  в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.

Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования  личности.

Определяющую же роль в развитии и формировании личности играет воспитание.

Основные направления развития личности

- физическое развитие - включает в себя морфологические (рост, вес, объем), биохимические (состав крови, костей, мышц) и физиологические (пищеварение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменения;

- социальное развитие - связано с психическими (совершенствование памяти, мышления, воли, развитие эмоций, потребностей, способностей, характера), духовными (нравственное становление), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями

Движущие силы развития личности - это противоречия между новым и старым

Именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности.[7]

К таким противоречиям относятся:

- противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

- противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

- противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В.А.Крутецкий).

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается. [7]

Итак, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей  средой

Условия развития личности

В процессе деятельности происходит разностороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев): в младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении;

в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира;

в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) - сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным;

в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) - учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым;

в подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) - интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками;

в юности (с 15 до 17 лет) - учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.

Роль активности личности в собственном развитии

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий.

Огромное значение в этом процессе придается активности самой личности, ее творческо-преобразующей деятельности.

В зависимости от этой активности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) воздействиям она может формироваться в самых различных направлениях, вплоть до прямо противоположного в тех случаях, если педагогическое воздействие не находит положительного отклика в сознании и чувствах воспитанника.[9]

Влияния на развитие личности

ВНЕШНИЕ: Средовые влияния и воспитание

ВНУТРЕННИЕ:  Природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания)

Социальная зрелость личности

По каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

Например, психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.[1, 4, 9]

Известный философ В.П.Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность.

Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

Четыре компонента личностной зрелости

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки: педагогика, психология, социология, акмеология и др.. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день  можно выделить четыре фундаментальных компонента личностной зрелости:

- ответственность;

- терпимость;

- саморазвитие;

- позитивное мышление, позитивное отношение к миру.

Социальная зрелость и ее составляющая – ответственность – формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности.

Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности.

В терпимости же личности проявляется интегральная образующая – позитивное отношение к миру

Выводы

Все внешние социализирующие личность факторы (средовые и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т.д., и оказывают на них положительное влияние.

Развитие личности, будучи многофакторным процессом, требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов, которые влияют на это развитие.

Только опираясь на положительные средовые влияния, природные задатки и способности учащихся, создавая специально сконструированные условия (среду) для саморазвития и самореализации и нейтрализуя негативные влияния, воспитание сможет играть действительно определяющую роль в развитии личности.

Наиболее перспективным в этом отношении, на наш взгляд, является личностно-деятельностный подход. [3]

 

Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.
  4. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования/ Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  6. Психологический словарь/Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  7. Сластенин В.А.
  8. Фролов С.С. Социология: учебник, (http://onby.ru/sfrolovsotsiologija/7/5d36/)
  9. Харламов И. Педагогика.  (http://www.sunhome.ru/books/b.pedagogika/22)
  10. Шевандрин Н.И.. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб.для студ. Высш. Учеб.завед. – 2 –е изд. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с

 

ext.spb.ru

личность: формирование - это... Что такое личность: формирование?

— объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (см. механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это — механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (см. потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, — ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем — в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации — в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность — за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда «образец» теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее – свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни. Нередко о ролях мечтают — в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного «обезроливания» — при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

psychology.academic.ru