Значение слова «страсть». Что такое страсти


Страсть

(47 голосов: 4.89 из 5)

ВИДЕО. Пороки

 

Страсть – греховный навык, вросший в душу, власть какого-либо греха над душой, греховная  зависимость. Кратко можно сказать, что страсть – это зло, вошедшее в привычку.

Главных страстей восемь:1. Чревоугодие2. Блуд3. Сребролюбие4. Гнев5. Печаль6. Уныние7. Тщеславие8. Гордость.

Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей дает начало последующей. Тщеславие и гордость таким же способом соединяются между собой; усиление первой из них дает начало другой, но рождаются, они не от шести предыдущих, а по истреблении их. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями.

С церковнославянского слово страсти переводится как «страдания». В этом смысле мы говорим о «крестных страстях Иисуса Христа». Однако, его основное значение – греховные расположения и навыки человека, влекущие его к нарушению заповедей Божиих, нередко даже против воли и осознания греховности ситуации.

«Страсть достойна порицания, как не естественное движение души», – учит св. Максим Исповедник. По словам святого Климента Александрийского, страсть есть возмущение против природы. Св. Исаак Сирин называет страсть недугом души, а св. Исайя Нитрийский болезненным состоянием душевных сил. Св. Иоанн Дамаскин называет страсть движением энергии против природы.

Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), деньги (страсть сребролюбия), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий. (уныние, печаль).

Выделяя восемь основных страстей, христианские подвижники настаивают, что страстями являются именно душевные состояния, а не потребности тела. Даже разделяя телесные (чревоугодие, блуд) и душевные страсти, они видят причину каждой страсти не в жизни тела, а только в удалении человеческой души от Бога.

Основанием страстей является самолюбие, всецело противоположное любви к Богу и ближнему. В сущности все страсти зарождаются от извращенной и чрезмерной любви к себе. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие. Эти страсти превратили часть ангелов в падших духов, поэтому заражение ими делает человека врагом Богу, открывает в его ум и сердце путь всем прочим страстям. Через страсти падшие духи воздействуют на поведение человека, стремясь сделать его рабом греховных навыков. Подчиняясь греховным страстям, человек сам уподобляется падшим духам, делается врагом Богу.

Возникновению страсти предшествует искушение человека помыслом, содержащим греховный образ. Если во время искушения человек начинает услаждаться греховным образом, то это первый признак возникновения страсти. Поселяясь в душе, пристрастие к греховному образу превращается во внутренний греховный навык, который ведет к внешним греховным действиям.

Для искоренения страсти человек должен искать помощи у Бога, Который дает человеку силы преодолеть страсть. Божественной помощью является благодать Святого Духа, приносящая человеку духовное наслаждение, в сравнении c которым меркнут действия страсти. Для приобретения благодати человеку необходим молитвенный подвиг борьбы и противостояния греховным помыслам. В ответ на молитвенный подвиг человека посещает благодать, подающая подвижнику опытное познание Божественной любви.Наиболее совершенно страсти побеждаются очищением сердца путем усиленных молитв и подвигов. Надо развивать противоположные страстям добродетели. Например, если развить смирение, угаснет гордость, если будет господствовать радость, то не будет места печали. Исцеление от страстей требует зачастую многолетней борьбы. Один из великих подвижников говорит: «Мне потребовалось пятнадцать лет, чтобы победить гнев».

***

Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего противу ней вооружаться … ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы..прп. Иоанн Лествичник

Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится.епископ Варнава

Иное суть страсти, и иное – грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто-то приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти; ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним. (Преподобный авва Дорофей)

Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть… Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.преп. Никон Оптинский

azbyka.ru

Что такое страсть и как узнать есть ли она у человека?

Страсть – это чрезвычайно сильное чувство, возникающее на уровне интуиции. Выражается оно как увлечение, тяга или склонность к чему-либо или кому-либо. Объектом страсти выступают как люди, так и предметы, идеи и даже мысли. О том, в чем же проявляется страсть, какой вид она принимает в той или иной ситуации, а также как ее распознать в современном мире, и пойдет речь ниже.

Что такое страсть: отвечают психологи

Психологи и философы современности характеризуют страсть как сильнейший эмоциональный всплеск, который берет верх над разумом, действиями и остальными чувствами человека. Правда, они убеждены в том, что страсть – чувство нейтральное, и только сам человек, испытывающий ее, способен придать этому чувству положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

Дело в том, что человек, охваченный страстью, испытывает сразу массу сильных эмоций – радость, тревогу, предвкушение, ожидание, иногда сомнение. Эти эмоции приводят к тому, что человек начинает вести себя в некотором смысле неадекватно, иначе говоря, он совершает поступки, которые окружающим будут казаться необдуманными или попросту глупыми. Происходит это из-за выброса в организме гормонов: серотонина, эндорфина и адреналина.

Радость - одно из проявлений страсти
Радость - одно из проявлений страсти

Как уже отмечалось ранее, страсть чаще всего выступает в роли чувства разрушающего. Но человек способен превратить негативную энергию в позитивную.

Так, например, психологи рекомендуют именно в порыве подобных эмоций, начинать саморазвиваться. Стоит заняться тем, о чем давно мечтали, но не решались этого сделать по тем или иным причинам, например, начать изучать иностранный язык или отправиться путешествовать. Этот процесс способен захватить все мысли, переключить внимание и, в итоге, привнести в жизнь новые знания и впечатления. Однако не всегда человеку хватает самообладания и сил, чтобы самостоятельно управлять своей волей, изначально испытывая страсть и тягу к чему-либо другому.

Читайте по теме: Ученые узнали, как вызвать любовь

Хотя у понятия "страсть" известно несколько значений, большинство людей отождествляют ее исключительно с сексуальным возбуждением к партнеру или даже с любовью (используя при этом понятие «страстная любовь»).

Сексуальная страсть
Сексуальная страсть

Однако психологи отрицают отождествление понятий «любовь» и «страсть», а большинство и вовсе противопоставляют их. Они убеждены, что отношения, построенные на сексуальном влечении, эгоистичны, в отличие от любви. Каждый партнер, мужчина это или женщина, преследует в таких отношениях свою цель, используя при этом другого. 

Страсть в этих отношениях действует как наркотик, она захватывает человека с головой, но так же быстро отпускает. Ученые даже установили срок таким отношениям – не больше двух лет. Они считают, что ровно столько времени в человеческом организме сохраняется повышенный уровень определенного вида протеинов – нейротрофинов. С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые чувства, принятые за любовь, постепенно исчезают.

Как узнать, испытывает ли человек страсть?

Никто не хочет быть «игрушкой» в отношениях. А вот быть «объектом страсти» намного почетнее, хотя итог для такого рода отношений все равно один. И тут возникает вопрос, а можно ли понять по человеку, испытывает он страсть или это более глубокое чувство. Психологи выделяют следующие признаки, характерные для людей, испытывающих к партнеру только страсть, которая выражается исключительно в сексуальном интересе:

  1. Человек испытывает жадный интерес к телу избранника, ему важны манеры и другие внешние проявления.
  2. Флирт и соблазнение доминируют над душевными разговорами.
  3. Повышенная, временами патологическая ревность. Проявляется из-за безудержного желания обладать объектом страсти и контролировать его.
  4. Человек не склонен разговаривать о своих истинных чувствах, его мысли сосредоточены только на собственных фантазиях.
  5. Кроме сексуальных контактов и веселого проведения времени, другие совместные мероприятия малоинтересны.
Любовная страстьЛюбовная страсть

Признаки страсти определяются и физически, только не спешите делать выводы, опираясь на них. Помните, что страсть присуща всем, а человек изредка поддается ей, поскольку это заложено в его природе. Другое дело – когда он систематически испытывает сильную страсть, переставая себя контролировать. Физически это будет выражено так:

  • Учащенное сердцебиение;
  • Частое перемещение по комнате;
  • Непроизвольное расширение зрачков;
  • Частое пребывание в состоянии сексуального возбуждения;
  • Легкое дрожание рук;

Перед тем, как вступить с новым партнером в отношения, понаблюдайте за его поведением и манерами. Даже неглубокий анализ поможет вам понять истинные мотивы и принять верное решение.

Виды страсти

Классифицировать страсть можно по разным признакам. Например, классификацию проводят по объекту, на который она направлена.

Страсть к острым ощущениямСтрасть к острым ощущениям
  • Сексуальная страсть – описание ее признаков было раскрыто ранее.
  • Страсть к увлечению. В этом случае на второй план уходят остальные мысли и чувства. Подобная страсть мобилизует силы человека и делает его способным совершать поступки почти на грани физических и умственных возможностей. К примеру, у творческих людей рождаются шедевры или появляются новые замыслы и идеи.
  • Страсть к острым ощущениям. Она присуща людям, увлекающимся экстримом или принимающим наркотические вещества. Во втором случае происходит изменение чувствительности нервной системы, при котором человека уже не интересуют стандартные удовольствия и радости.
  • Страсть к работе. Она делает из людей с повышенным чувством ответственности и долга истинных фанатов своего дела. Как правило, такая страсть сопровождается нерегламентированным перечнем обязанностей и ненормированным рабочим днём.

Гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, уныние – все это тоже виды страстей, в совокупности представляющие «семь смертных грехов» в православии.

Страстью в этом случае называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством – настолько, что человек не способен избавиться от страсти, даже когда поймет, что она уже не приносит ему удовольствия, а доставляет мучения. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Страсть к работеСтрасть к работе

А смертными эти грехи называются потому, что они влекут за собой смерть души. Не сумев остановиться, душа человека в итоге теряет связь с Богом, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном существовании.

Страсть – понятие неоднозначное. С одной стороны, она несет разрушение, поскольку затмевает человеческий разум и не дает оценивать ситуацию трезво, даже приводит к непоправимым последствиям. С другой стороны, страсть побуждает людей к творчеству и действию, дает силы воплотить в жизнь смелые масштабные проекты. Даже трудно представить, какой была бы цивилизация XXI века без страстного желания людей познать мир вокруг себя. Умение направлять страсть в правильное русло приводит к развитию, отсутствие же этого навыка способно разрушить судьбы и жизни.

24smi.org

Значение слова СТРАСТЬ. Что такое СТРАСТЬ?

СТРАСТЬ1, -и, род. мн. -е́й, ж.

1. Сильное чувство, с трудом управляемое рассудком. Обуздывать страсти. Разжигать страсти. □ Чем отличается страсть от простого чувства? Силою. Чернышевский, Что делать? — Хочется поскорей на биржу попасть, поглядеть, какие там страсти кипят. Саянов, Лена.

2. Сильная увлеченность чем-л., отдача всех своих душевных сил какому-л. делу, занятию; страстность, пыл. — [Вронский] не только не скучает, но он со страстью занимается. Л. Толстой, Анна Каренина. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И. П. Павлов, Письмо к молодежи. || Сильное влечение к чему-л., пристрастие к какому-л. делу, занятию. Я лгал; но мне хотелось его побесить. У меня врожденная страсть противоречить. Лермонтов, Княжна Мери. С ранних лет я охвачен страстью к книге, и эта страсть будет гореть во мне до конца моих дней. Гладков, Клятва. || О том, что является предметом сильного увлечения, постоянной склонности. — А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику. Тургенев, Отцы и дети. [Абуладзе:] У вас всюду так уютно. И много цветов. [Евдокия Федоровна:] Цветы — моя страсть. Ромашов, Великая сила.

3. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения. Она возбудила во мне не мгновенную страсть, но глубокое, искреннее чувство, в котором дружба слилась с любовью. Тургенев, Бретер. Нет, это не любовь, это страсть безумная, это пожар, в котором я весь горю. Гаршин, Надежда Николаевна.

СТРАСТЬ2, -и, род. мн. -е́й, ж. Прост.

1. Ужас, страх. [Павлик:] Я влез в беду такую, Того и жди в застенок поведут. Ты не бывал, так страсти-то не знаешь. А. Островский, Козьма Захарьич Минин, Сухорук (2-я редакция). — Натерпелась я страсти. Не дай и не приведи… — начала причитать Лукерья. Шолохов, Тихий Дон. || обычно мн. ч. (стра́сти, -е́й). То, что вызывает чувство страха, ужаса. Она подошла к обрыву шага на два, робко заглянула туда ---. — Страсть какая! — с дрожью сказала она. И. Гончаров, Обрыв. Про эти места рассказывали страсти. А. Н. Толстой, Петр Первый.

2. в знач. сказ. О большом количестве, множестве чего-л. Большой здесь город, народу на базаре, барок на реке — страсть! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Метель, снегу намело — страсть. Чехов, По делам службы. || О сильной степени проявления чего-л. [Андреев] говорил: — И вот не далее как сегодня сижу на зорьке, а спать хочется — страсть. Только прикорнул, вдруг будто под руку толкнуло. Нагибин, Подсадная утка.

3. в знач. нареч. Очень, крайне, чрезвычайно. [Проезжий:] Да, брат, плоха крестьянская жизнь, страсть плоха, и говорить нечего. Л. Толстой, Проезжий и крестьянин. — А я, дядя Карп, страсть по тебе соскучился! Гладков, Вольница. — Нет нигде такой малины, как у нас на свежих вырубках. Жирная растет ягода. Ее и медведи страсть любят. С. Антонов, Лена. | В сочетании со словами „как“, „какой“ (страсть как, страсть какой). — По субботам страсть как тяжело работать! Скиталец, Огарки. — Вишь, испужался, — робко оправдывалась Матрена. — А то он — страсть какой ласковый. Новиков-Прибой, Порченый. — Оно, слышь, ветрено поначалу в тайге было. Зверь такую погоду страсть как не любит. Марков, Сибирь. || (в сочетании со словами „как“, „какой“, „сколько“: страсть как, страсть какой, страсть сколько). Очень много, сильно или очень большой, сильный. — У нашего Абдул-хана страсть сколько золота. Гл. Успенский, Про счастливых людей. Дело это требовало страсть какого умения. В. Смирнов, Открытие мира.

kartaslov.ru

Грехи и страсти — Храм святого апостола Андрея Первозванного г. Уфы

 

Что такое грех? Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим.

Что такое страсть? Страсть – это болезнь нашей души, влечение к греховному действию. Страсти – это извращение естественных сил, способностей и стремлений человеческой природы. Бог дал человеку многие силы и способности. Эти силы даны ему, чтобы он использовал их во благо. Но, увы, после грехопадения первых людей Божии дары в человеке были искажены, и с тех пор они вместо добра могут приносить зло и вместо пользы – вред и разрушение. А грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах.

Какие бывают страсти?

Православная аскетика накопила многовековой опыт наблюдений и борьбы со страстями, который позволил свести их в четкие схемы. Первоисточником данных классификаций является схема преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, которой следуют Евагрий, Нил Синайский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Григорий Палама.

Эти учителя аскетики выделяют восемь греховных страстей, присущих человеческой душе (см. Восемь страстей).

Какие грехи называются смертными? Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1 Ин. 5: 16-17). Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном.

Св. апостол Павел подразумевает именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10).

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет о том, что смертными грехами для христианина являются следующие:

  • ересь (следование ошибочному учению, искажающему фундаментальные основы христианской веры),
  • раскол (отделение от Церкви части верующих),
  • богохульство (оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни),
  • отступничество (вероотступничество, измена христианской вере и отпадение от нее),
  • волшебство (магия, колдовство, экстрасенсорика, эзотеризм и т.п.),
  • отчаяние,
  • самоубийство,
  • любодеяние (плотские отношения вне брака),
  • прелюбодеяние (физическая близость людей, связанных браком с другими, супружеская измена),
  • противоестественные блудные грехи (рукоблудие, мужеложство, скотоложство и т.п.),
  • кровосмешение (плотские отношения с близкими по крови родственниками),
  • пьянство,
  • святотатство (кража и поругание церковной святыни),
  • человекоубийство,
  • грабеж,
  • воровство,
  • всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины.

Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

По слову свт. Игнатия Брянчанинова, «впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!»

Грехи и греховные состояния по отношению к Богу

  • Равнодушие к духовной жизни. Жизнь без молитвы. Обольщение себя известной глупостью: «Бог у меня в душе – Церковь мне не нужна», в основе которой лежит нераскаянность и гордыня.
  • Богохульство, кощунство над святыней. Занятие магией, прорицанием, астрологией, гаданием и т.д.; обращение к колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам-кодировщикам, бабкам, гадалкам, что является отречением от веры и надежды на Бога и, в конце концов, заканчивается общением с сатаной и его нечистыми духами.
  • Поиски ложной духовности: членство в сектах, медитация, йога и прочие оккультные практики. Переодевание в костюмы нечистой силы даже ради забавы (празднество хэллоуина и т.п.), что является предательством веры Христовой.
  • Недоверие к Богу и неверие в Его Промысл в несчастьях и в трудностях. Вера в приметы, в судьбу, в гороскопы и сны.
  • Оставление утренних и вечерних молитв. Пренебрежение к постам и постным дням. Непосещение Богослужения в воскресные дни и праздники. Неблагоговейное поведение в храме. Употребление имени Божьего в шутках и пустых разговорах. Причащение без установленной Церковью подготовки и примирения с ближними.
  • Неосведомленность в вопросах веры. Нежелание знать о своей вере ничего больше, кроме самых элементарных понятий. Нежелание читать Священное Писание и книги о духовной жизни.

Грехи и преступления по отношению к ближним

  • Убийство дитя во чреве: аборты и прочие абортивные средства. Совет и участие в совершении аборта.

Для справки: внутриматочные спирали и кольца являются абортивным средством, препятствующим имплантации зачатого эмбриона в стенку матки для дальнейшего развития. Все современные гормональные «противозачаточные» средства (таблетки, имплантанты и т.д.) являются абортивными препаратами. Они лишь снижают вероятность зачатия, которое рано или поздно происходит. В этом случае зачатый эмбрион убивается химическим путем.

Супруги, не желающие отказаться от абортивных контрацептивных средств, не получают прощения грехов на Исповеди и не допускаются к Святому Причастию.

  • Убийство, ненависть, вражда, издевательство, насилие, жестокость, ссоры. Зависть, злорадство, злопамятство, грубость, дерзость, насмешки, проклятия.
  • Отсутствие любви к ближнему, пренебрежение, презрение, неблагодарность.
  • Грубое, неразумное вмешательство в семейную жизнь своих детей. Неуважение к родителям и старшим.
  • Отсутствие добрых дел и милосердия. Несправедливое отношение к подчиненным. Жестокое обращение с животными.
  • Развращение детей и подростков. Пропаганда насилия, половой распущенности и сексуальных извращений в любой форме.
  • Сеяние смуты и разделения в среде верующих по невежеству и непослушанию к установленному от Бога Священноначалию Церкви. Грубые и мелочные замечания людям в храме, не знающим церковных правил.
  • Ложь, обман, осуждение, сплетни, клевета, ропот. Воровство. Хищения на службе и на работе, вымогательство, незаконные сделки, ростовщичество, жизнь за чужой счет.

Плотские грехи

  • Блуд и прелюбодеяние, т.е. добрачные и внебрачные половые связи и сожительства. Для находящихся в добрачных или внебрачных сожительствах Святое Причастие невозможно.
  • Рукоблудие, гомосексуализм и прочие извращения, извращения в интимной супружеской жизни (исповедуются без подробностей). Блудное услаждение нечистыми мыслями, фантазиями и прикосновениями. Осквернение души журналами, фильмами и компьютерными играми эротического характера.

Грехи и греховные проявления в семье

  • Нарушение супружеской верности (прелюбодеяние). Отсутствие заботы о своей семье. Отсутствие любви и уступчивости. Развод без серьезных на то причин, которые допускает Церковь.
  • Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений (Так называемое «планирование семьи» по безумному стремлению жить в комфорте и удовольствиях, за что получим от Бога крест намного более тяжкий, чем рождение и воспитание детей).
  • Безразличие к воспитанию детей в православной вере.

Грехи по отношению к самому себе

  • Курение, пьянство, наркомания и ее разновидности. Азартные игры. Фильмы и компьютерные игры со сценами насилия, ужасов и убийства. Праздное времяпрепровождение в Интернете.
  • Нескромная и нецеломудренная одежда. Косметика, краска волос, татуировки. Безумное следование моде, выражающей дух блуда и тщеславия. Самолюбование, самомнение и гордость.
  • Любовь к деньгам и имуществу. Расточительство, роскошь. Жадность и корыстолюбие. Высокомерие, надменность, эгоизм.
  • Объедение, страсть к лакомству. Употребление в пищу крови животных. Сквернословие. Пустословие и болтливость.

________________

Литература:

  1. Иеромонах Иов (Гумеров). О грехе и покаянии. http://www.pravoslavie.ru/37310.html
  1. Исповедь и покаяние. Памятка для готовящегося к Исповеди / Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино г. Москвы.
  1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Слово о человеке. М.: Благовест, 2011.
  1. Священник Иоанн Павлов. В начале было Слово. М., 2012.

 

andrey-one.prihod.ru

СТРАСТНЫЙ - это... Что такое СТРАСТНЫЙ?

  • страстный — • страстный болельщик • страстный борец • страстный защитник • страстный игрок • страстный коллекционер • страстный охотник • страстный патриот • страстный поклонник • страстный почитатель • страстный приверженец • страстный призыв • страстный… …   Словарь русской идиоматики

  • страстный — См. усердный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страстный горячий, пылкий, пламенный; жаркий; жгучий, знойный; усердный; раскаленный, огневой, чувственный, кипучий,… …   Словарь синонимов

  • СТРАСТНЫЙ — СТРАСТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. Проникнутый сильным чувством. С. порыв. Страстная речь. 2. Увлечённый чем н., целиком отдающийся какому н. занятию. С. шахматист. С. охотник. 3. Проникнутый страстью 1 (в 1 знач.), чувством любви; чувственный. С.… …   Толковый словарь Ожегова

  • страстный — страстный, кратк. ф. страстен, страстна (устаревающее страстна), страстно, страстны; сравн. ст. страстнее и страстнее. Произносится [страсный] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • страстный — прил., употр. сравн. часто Морфология: страстен, страстна и страстна, страстно, страстны; страстнее; нар. страстно 1. Страстным называют очень сильное чувство. Страстная надежда. | Страстная любовь. 2. Страстным называют слова, речь и т. п.,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • страстный — [сн], ая, ое; тен, тна/ и тна, тны 1) Сильно и пылко чувствующий, остро и сильно воспринимающий и переживающий все. Он [Добролюбов] был человек чрезвычайно впечатлительный, страстный, и чувства его были очень порывисты, глубоки, пылки… …   Популярный словарь русского языка

  • Страстный — прил. 1. соотн. с сущ. страсть I, связанный с ним 2. Проникнутый сильным, напряженным чувством; чрезвычайно сильный. 3. Целиком и с крайним увлечением отдающийся какому либо делу, влечению, страсти. 4. Весь проникнутый чувством любви; крайне… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • страстный — страстный, страстная, страстное, страстные, страстного, страстной, страстного, страстных, страстному, страстной, страстному, страстным, страстный, страстную, страстное, страстные, страстного, страстную, страстное, страстных, страстным, страстной …   Формы слов

  • страстный — стр астный; кратк. форма тен, астн а, тно …   Русский орфографический словарь

  • страстный — кр.ф. стра/стен, стра/стна/, стра/стно, стра/стны; страстне/е …   Орфографический словарь русского языка

  • dic.academic.ru

    Что такое страсти? — Татьянин день

    Геронда, что просил у Бога пророк Давид, когда говорил: "Духом владычним утверди мя" ?

    - Давид просил у Бога дара руководства, так как он управлял людьми. Но "дух владычень" нужен каждому человеку, чтобы он управлял самим собой и им не повелевали страсти.

    -   Геронда, что такое страсти ?

    -   Я думаю, что страсти - это силы души. Бог даёт человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка, начинает самих направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога.

    Но если мы будем правильно пользоваться этими силами, направляя их против зла, то они помогут нам в нашем духовном подвиге. Например, гнев. Если он есть в человеке - это значит, что у души есть мужество, а оно полезно в духовной жизни.

    У кого нет гнева у того нет и мужества, тому нелегко справиться с собой. Человек гневливый, когда использует силу, которой обладает, для духовной пользы, похож на дорогую машину, которая едет по хорошей дороге, - включаешь скорость, и никто тебя не может догнать. А если он этой силой пользуется неправильно и не контролирует себя, то он похож на машину, которая на огромной скорости летит по разбитой дороге и то и дело попадает в ямы.

     

    Человек должен знать силы, которые у него есть, и направлять их на благо. Так, с помощью Божией, он придёт в доброе духовное расположение. Свой эгоизм, например, пусть он направляет против диавола и не сдаётся, когда тот его искушает. Склонность к пустой болтовне пусть освящает, упражняясь в молитве. Разве не лучше общаться со Христом и освящаться, чем пустословить и грешить? В зависимости от того, как человек будет использовать силы своей души, он будет становиться либо лучше, либо хуже.

    Не надо оправдывать свои страсти

     

    -  Геронда, некоторые считают, что у них нет необходимых предпосылок для духовной жизни и говорят: "Нечего взять с неимеющего".

    - Ещё хуже, когда люди говорят, что имеют страсти по наследству, и тем себя оправдывают.

    - А если, геронда, это действительно так ?

    -   -  Послушай, что я тебе скажу. У каждого человека от рождения есть некоторые задатки, хорошие и плохие. И человек должен потрудиться, чтобы избавиться от недостатков и развить то хорошее, что в нём есть, чтобы стать образом Божиим.

    Плохие задатки - это не препятствие для духовного совершенствования, потому что если человек подвизается, хоть немного, но с ревностью и желанием, то это означает, что он находится в области действия духовных законов, в области чуда, и тогда все его наследственные недостатки изглаживает Благодать Божия.

    Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревност но подвизается в духовной жизни и стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях, ослабленных дурной наследственностью. Я знаю многих людей, которые, приложив некоторое усилие, получили сильную помощь от Бога и освободились от того, что их обременяло. Для Бога такие люди настоящие герои. Ведь что преклоняет к нам Бога ? Труд, который мы полагаем, чтобы победить ветхого человека.

    -  Геронда, а Крещение не изглаживает дурную наследственную предрасположенность ?

    -  В Крещении человек облекается во Христа, освобождается от первородного греха, на него сходит Божественная Благодать, но плохие наследственные задатки остаются. Неужели Бог не может и их изгладить святым Крещением ? Может, но оставляет их человеку, чтобы он подвизался, чтобы победил и в конце получил победный венец.

    - Геронда, я, когда предаюсь какой-нибудь страсти, говорю себе: "Такой уж я уродилась".

    -  Этого еще не хватало. Может, скажешь, что всеми пороками тебя наделили родители, что пороки твоих предков в тебе проявились, а все таланты и добродетели отошли к другим ? Может, и на Бога будем пенять ? Если человек говорит: "Такой у меня характер, таким уж я родился с дурными наклонностями, в таких условиях вырос, значит, исправиться не могу", он словно говорит: "Виноваты в этом не только мои отец и мать, но и Бог". Знаете, как тяжело мне слышать такие слова? Ведь человек не только хулит своих родителей, но и Бога. Когда он начинает так думать, Благодать Божия перестаёт действовать.

    -  Геронда, некоторые считают, что когда недостаток сидит в самом существе человека, то его невозможно исправить.

    -  Смотри, что происходит: некоторым выгодно так говорить, потому что так они себя оправдывают и даже попытки не делают избавиться от недостатка, который в них сидит. "Мне, - говорит такой человек, - Бог не дал способностей! Я в чём виноват ? Зачем с меня требуют то, что выше моих сил?" Вот тебе и лазейка. Человек оправдывает себя, успокаивает свой помысел и живёт, как ему удобно. Если мы начнем говорить: "Это наследственное, то - свойство характера", как тогда будем исправляться ? Такое отношение лишает духовного мужества.

    - Да, геронда, но...

    - Опять "но"? Ну что ты за человек такой? Изворотливая, как угорь. Всё время придумываешь какие-нибудь оправдания.

    - Я же не нарочно.

    - Не говорю, что нарочно. Но если Бог дал тебе такой ум, что на лету всё схватываешь, тогда почему не можешь понять, что оправдание - это очень плохо! В такой небольшой головке так много ума, и не понимаешь!

    Я заметил, что некоторые умные люди защищают неправильное, потому что так им удобнее, так они оправдывают свои страсти. Другие, наоборот, не оправдывают себя, но имеют неистребимый помысел, что есть в их характере что-то, что они не могут исправить, вот и впадают в отчаяние. А диавол, он что делает? Одним препятствием к духовному совершенствованию ставит самооправдание, других уловляет их повышенной чувствительностью и приводит к отчаянию.

    Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться. Если он говорит, например: "Мне не дано любить, а другому дано", и не старается стяжать любовь, то как может он духовно преуспеть? Без борьбы нет преуспеяния. Разве вы не читали у святых отцов, какие первоначально у некоторых подвижников были пороки и на какую степень духовного совершенства они потом взошли? Превзошли многих очень добродетельных. Например, авва Моисей Мурин, какой был преступник и кем стал потом! Вот что Благодать Божия делает!

    По моему рассуждению, человек, имеющий дурную наследственную предрасположенность, когда борется ради стяжания добродетелей, получает большую награду, чем тот, кто унаследовал добродетели от своих родителей и не проливал пота, чтобы их приобрести. Потому что один пришёл уже на всё готовое, в то время как другому пришлось много потрудиться, чтобы их стяжать. Ведь, посмотри, и люди больше уважают тех, кто, унаследовав от своих родителей долги и трудясь не покладая рук, смог не только расплатиться с долгами, но и собрать собственное имущество, чем тех, кто получил от своих родителей в наследство состояние и сохранил его.

    Видение страстей

    - Геронда, меня мучают страсти,

    - Чувствуешь, что в тебе живут страсти ?

    -   - Иногда чувствую.

    Это хорошо. Когда человек понимает, что его борют страсти, он смиряется. А где смирение - туда приходит Благодать Божия,

     - Но меня всё же огорчает, что я все время допускаю промахи.

     - Радуйся, что допускаешь огрехи, - они тебя смиряют, ведь в тебе есть гордость. "Боже мой, - говори, - вот я какая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать". Не отчаивайся. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стараемся исправиться. Это показывает нам правильный путь и освобождает от иллюзий. Я радуюсь, когда проявляется какая-нибудь моя слабость, когда вылезают наружу страсти. Если бы страсти не Проявлялись, я бы думал, что достиг святости, в то Время как семена страстей тайно жили бы в моём сердце, Так и ты, когда разгневаешься и впадёшь в осуждение, попятно, что расстроишься, но ведь и для радости есть повод проявилась твоя слабость, а значит, ты будешь бороться, чтобы от неё избавиться.

     - Геронда, когда страсть какое-то время не проявляет себя, это означает, что её больше нет?

     - Если в тебе живет страсть, в определённый момент она проявится. Поэтому, если знаешь, что в тебе есть страсть, будь внимательной. Например, зная, что где-то рядом с твоей кельей живёт змея, ты, выходя за дверь, всякий раз будешь смотреть, чтобы она не выползла и не укусила тебя. Нестрашно, когда ты знаешь, что где-то поблизости змея, и ждёшь момента, чтобы убить её, когда она выползет, страшно, если идёшь беззаботно и ничего не подозреваешь, а она вдруг бросится на тебя и ужалит. Этим я хочу сказать, что когда человек не следит за собой и не знает своих страстей, то это опасное состояние. Но, когда он знает, какие у него есть страсти и борется с ними, тогда Христос помогает ему их искоренить.

    -  Геронда, может, я должна просто подвизаться и не переживать о том, пришло исправление или нет? Наверное, моё исправление зависит не от меня, а от Бога?

    -  Да, подвизайся и всё предоставляй Богу, но и себя рассматривай, чтобы понять, где ты находишься и что с тобой происходит. Врач прежде старается найти причину жара у больного, а потом уж определяет, какое ему дать лекарство, чтобы сбить температуру. С того момента когда человек начинает видеть свои недостатки, у него должно появиться доброе беспокойство, которое подталкивает его к борьбе за исправление. Я смотрю на себя и вижу, что имею такие-то недостатки. Подвизаюсь и анализирую свое состояние: "До вчерашнего дня у меня были такие-то недостатки, от какого-нибудь я избавился, на каком этапе борьбы я нахожусь ?" Потом обращаюсь к Богу: "Боже мой, я делаю, что могу, помоги мне исправиться, потому что сам я не могу".

    - Геронда, может человек не видеть своих страстей ?

    -  Если человек чувствительный, то Бог не позволяет ему сразу познать свои страсти, потому что восприимчивого человека искушает диавол и старается привести в отчаяние. "У тебя такая-то страсть?" - говорит ему диавол. - Зачем сделал то-то и то-то ? Ты не спасёшься". Так может человек дойти и до психиатрической больницы.

    Гордость - опора страстей

    -  Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?

    - Если мы не видим преуспеяния в подвиге - значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.

     - Геронда, мне кажется, что я с каждым днем становлюсь всё хуже и хуже, что же со мной будет ?

    -  В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в человеке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап - это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отнимает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало - значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше человек продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои недостатки и несовершенство, а это - прогресс.

    -  Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти ?

    - Что наш Бог - Ваал? Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи ? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью прогоняешь Его помощь.

    Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.

    Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога помочь нам избавиться от какой-либо страсти и не получаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть - гордость. Поскольку мы не видим гордости, то Бог попускает оставаться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда получим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.

    Страсти искореняются легко, пока они "молоды"

    - Геронда, вижу, что у меня много страстей.

    - Да, страстей в тебе много, но и возраст у тебя молодой, и мужество есть, чтобы потрудиться и очистить свой сад от колючек и насадить лилии, гиацинты, розы, а потом смотреть на всё это и радоваться. Пока ты молодая, страсти у тебя, словно молодые побеги, искореняются легко. И бурьян, и колючка пока не выросли, легко выдёргиваются из земли, но когда наберут силу и огрубеют, то вырываются с трудом. И крапива, когда пускает первые листочки, мягкая на ощупь, как и базилик. Можно её спокойно взять в руки, потому что ее побеги ещё молодые. Поэтому постарайся искоренить в себе страсти, пока ты молода, если оставить их расти дальше, то потом душу поработят различные похоти, и уже будет трудно от них избавиться.

    Люди, которые в молодости не искореняют свои страсти, в старости очень страдают, потому что их страсти стареют вместе с ними и переходят в трудноизлечимую привычку. С возрастом человек начинает любить свои страсти, становится более снисходительным к себе, воля ослабевает, и бороться со страстями становится труднее. В молодости человек энергичен и, если он направит эту энергию на искоренение страстей, преуспеет.

     

    www.taday.ru

    страсть - это... Что такое страсть?

  • страсть — страсть, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • страсть — Страсть …   Словарь синонимов русского языка

  • Страсть — Страсть  многозначный термин: Страсть  одно из чувств человека. Страсть  в соответствии с православным вероучением греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Страсти  музыкальное… …   Википедия

  • Страсть — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • СТРАСТЬ — жен. страсти мн. (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особ. ·в·знач. подвига, сознательное принятые на себя тяготы, мученичества. Страсти Христовы. Страсти ·св. мучеников. Страсти ради нищих и… …   Толковый словарь Даля

  • страсть — [любовь] сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? страсти, чему? страсти, (вижу) что? страсть, чем? страстью, о чём? о страсти; мн. что? страсти, (нет) чего? страстей, чему? страстям, (вижу) что? страсти, чем? страстями, о чём? о страстях 1 …   Толковый словарь Дмитриева

  • Страсть —  Страсть  ♦ Passion    Личное переживание, которому мы не способны помешать и которое не можем полностью преодолеть. Страсть и противоположна, и симметрична действию. Душа подчиняется телу, как говорили классики, т. е. той части себя, которая не… …   Философский словарь Спонвиля

  • СТРАСТЬ — 1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той …   Толковый словарь Ушакова

  • СТРАСТЬ — 1. СТРАСТЬ1, страсти, мн. страсти, страстей, жен. 1. Сильное чувство, увлечение, создаваемое побуждениями инстинкта. У спорящих разгорелись страсти. «Ведь страсть значит, когда чувство, влечение, привязанность или что нибудь такое достигло до той …   Толковый словарь Ушакова

  • страсть — СТРАСТЬ, и, мн. и, ей, жен. 1. Сильная любовь, сильное чувственное влечение. Воспылать страстью к кому н. 2. Сильно выраженное чувство, воодушевлённость. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что н. 3. Крайнее увлечение, пристрастие …   Толковый словарь Ожегова

  • страсть — См. горячность, любовь, очень пылать страстью... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. страсть влечение, тяга, тяготение, стремление, склонность, устремление, наклонность,… …   Словарь синонимов

  • popular.academic.ru