Человеческие отношения не в цене… Ничего личного, только бизнес! Человеческие отношения как ценности


Моральные ценности - фундамент человеческих отношений

Моральные ценности - один из основополагающих факторов, заложенных в фундамент нормативного регулирования человеческих действий. Это понятие охватывает все сферы и области человеческой жизни: нравственные взгляды, принципы, жизненные ориентиры, чувства. Нравственность регулирует поступки и отношения людей, четко разграничивает зло и добро, отделяет честь от позора, совесть - от ее отсутствия. Моральные ценности включают понятия справедливости/несправедливости, жестокости, милосердия и пр.

Без единой морали невозможна бесконфликтная жизнь в обществе, т.к. только такие  нормы в состоянии отрегулировать действия человека или целого государства.

Ценности оказывают влияние на волю человека. Дело не в том, что любой индивид волен принимать или не принимать их по собственному усмотрению. Дело не в том, что моральные ценности могут быть выгодными или невыгодными. Следование общепринятым этическим нормам - долг любого человека. Бессовестное поведение, уклонение от долга расценивается как утрата морали, приводит к осуждению обществом, укорам собственной совести.

Люди, не имеющие совести, отвергающие моральные ценности, считаются аморальными.

Если совесть человека не выполняет функции внутреннего контроля, если у человека отсутствуют внутренние ориентиры, он безнравственен. Безнравственный же человек способен приносить исключительно вред.

Высшие моральные ценности едины для всех времен, для всех народностей. Уважение к старикам, родительская жертвенность, почтение к родителям, забота о более слабых и немощных - эти постулаты являются основой жизни любого общества, будь это небольшое племя или народ экономически развитой страны.

Моральные ценности человека не возникли из пустоты, они продиктованы стремлением выжить, продлить свой род, оставить потомство. Именно поэтому у всех народов долг женщины - хранить очаг, «обеспечивать тылы». Женщина у всех народов является символом чистоты, мудрости, верности, совести. Мужчина же обязан быть кормильцем, добытчиком, человеком, отвечающим за достаток семьи. Именно с целью выживания дети обязательно должны прислушиваться к родительскому мнению, перенимать их опыт.

С развитием общества моральные ценности видоизменяются, причем отнюдь не всегда в позитивную сторону. Сегодня, когда женщинам уже нет нужды постоянно поддерживать неугасимый огонь очага, а мужчинам не приходится в буквальном смысле добывать еду, начинает меняться общественная мораль. Женщины, занятые содержанием семьи, могут все меньше внимания уделять воспитанию детей. Все больше мужчин, боясь конкурировать с сильными женщинами, спиваются.

Еще одним примером изменения моральных ценностей с течением времени является отношение к девственности. Даже в нашей России еще сколько-нибудь десятилетий назад проблема непорочности и девственности невесты касалась не только семьи, она контролировалась общественностью. Века назад считалось, что жена, вступившая в брак непорочной, не могла быть выгнана мужем из дома. Это укрепляло семью. Сегодня девственность не является ведущей моральной ценностью. У нас, как в большинстве индустриальных стран, обычным явлением считаются гражданские браки и, как их итог - огромное количество матерей-одиночек, распавшихся семей.

Понятия добра и зла сегодня все чаще заменяются понятиями выгоды и дохода. На дальний план отступает взаимопомощь, совесть, сопереживание. Такое в истории случается не впервые, поэтому досконально известно: государство, утратившее нравственные ценности, погибает.

Моральные ценности, нравственность, мораль - это форма коллективного сознания. Они формируют социальную активность каждого члена любого общества. Нравственная саморегуляция проявляется в способности человека лично контролировать свое поведение, оценивать поступки.

fb.ru

10 основных ценностей отношений

Как вы понимаете семейные ценности? В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень основных семейных ценностей может быть бесконечен, но эти, 10 из лучших, для каждой семьи уникальны.

Четко определенные семейные ценности помогают укрепить основу для создания сильной и дружной семьи. Когда отношения длятся достаточно долго, то нередко в них появляются слабые места, особенно, когда жизнь не идет по плану. Сильные и последовательные семейные ценности играют важную роль в укрепление доверия  и уверенности для каждого члена семьи. Вот 10 основных семейных ценностей.

1. Принадлежность. Для меня очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия, но имеете в виду, что все люди разные. Создание прочных семейных отношений  — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.

2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество несчастий и обид. Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья в семье.

3. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и ценить мнения, чувства и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы его потеряем и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

5. Прощение. Прощать людей, которые обидели вас, очень важный выбор. Да, прощение – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. Утаенная обида не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество

7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы понаблюдали за малышом, даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

8. Общение. Общение — как искусство, так и наука. Неспособность общаться, скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми.

9. Ответственность. Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. Ответственность появляется с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из них.

10. Традиции. Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не должны быть дорогостоящими , сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, *ленивая суббота*, когда вы просто попиваете кофе, общаетесь все вместе, или семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье, создайте их! Все традиции происходили от какого то конкретного человека, почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.

 

Территория счастливых семей 04 Октября 2017 года

fwoman.me

список и примеры базовых и истинных

Ценности в жизни человека играют огромную роль.

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Как пережить семейный кризис? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятия и признаки

Определение понятия и общие признаки

Что это такое?

Жизненные ценности — это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры, в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к личностному конфликту, депрессии и понижению самооценки.

Список основных признаков:

  1. Значимость. Установки имеют большое значение для человека, он дорожит ими и старается их соблюдать.
  2. Осознанность. Человек осознанно придерживается выбранных когда-то принципов и норм поведения. Соответствие его поступков существующим внутренним установкам является результатом самоконтроля, самодисциплины.
  3. Активность и самодостаточность. Убеждения человека всегда присутствуют в нем. Чтобы соблюдать свои принципы, человеку не нужно прислушиваться к мнению, советам других людей.
  4. Понятие и признаки ценностей

  5. Позитивность. Ценности, в отличие от обязанностей, всегда несут позитивный настрой. Человек может тяготиться определенными обязанностями, например, необходимостью содержать детей. В то же время невозможно тяготиться такой ценностью, как уважение интересов ребенка.

Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом.

к содержанию ↑

Роль

Составляющие личности

Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

к содержанию ↑

Предпосылки поведения

Предпосылки поведения личности

Одновременно ценности — это и мотивация человеческого поведения.

Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности — ведение правильного образа жизни, постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, страх и т.д.

В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам.

Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

к содержанию ↑

Как формируются?

Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

    Как формируются у человека?
  1. Воспитание в семье. Самый главный источник формирования внутренних установок у ребенка — воспитание родителей. Если родители постоянно демонстрируют определенные модели поведения, то ребенок с большой долей вероятности примет эти модели и будет применять в дальнейшем в своей жизни.
  2. Воспитание в детском саду, школе. Роль образовательных учреждений в развитии системы ценностей у подрастающего поколения сложно переоценить. Дети дошкольного и школьного возраста проводят с воспитателями и учителями зачастую больше времени, чем с собственными родителями.

    Чаще всего дети воспринимают информацию от тех педагогов, которые пользуются их уважением и доверием.

  3. Общественные нормы. Общество диктует своим членам определенные нормы поведения. Нарушение этих норм чревато осуждением со стороны других людей.
  4. Самопознание. Механизм самопознания играет огромную роль в развитии личности, в формировании модели поведения. Изменение жизненных установок в зрелом возрасте возможно только в результате сложного самоанализа. Он позволяет человеку определить свои реальные взгляды и убеждения, не совпадающие с навязанными стереотипами в семье или в обществе.

Как выйти из зоны комфорта? Советы психологов помогут вам!

к содержанию ↑

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры - пирамида

Примеры жизненных ценностей:

  1. Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

  2. Деньги. Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  3. Власть. Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.
к содержанию ↑

Классификация в таблице

Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

Базовые, истинные ценности

Личностные

Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

Отношения, семья

Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

Друзья

Общение, взаимопомощь.

Материальные ценности

Карьера

Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

Положение в обществе

Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

Духовные ценности

Духовное развитие

Образование, самообразование, самопознание.

Второстепенные ценности

Развлечения

Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

Когда у женщины наступает кризис среднего возраста? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Система ценностей у мужчин и женщин

На что направлена система ценностей у мужчин и женщин?

Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе, а основной ценностью женщин — реализация в семье в качестве матери, жены.

Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами.

Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

к содержанию ↑

Ценность человеческих отношений

Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное. Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.

Ценность человеческих отношений - значение

Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения, поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

Наличие близких по духу людей рядом придает уверенности в себе, наделяет положительными эмоциями.

к содержанию ↑

Иерархия ценностей

У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей:

  • семья;
  • дети;
  • здоровье;
  • карьера;
  • деньги;
  • самореализация;
  • друзья;
  • развлечения;
  • общественное признание.

Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

к содержанию ↑

Переосмысление

Необходимость переосмысления

Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:

  1. Неудовлетворенность. Постоянное недовольство своей жизнью во всех ее проявлениях: не та работа, не тот супруг, не тот дом и т.д. Человек чувствует, что он хотел бы жить совсем иначе, но не может найти выход из создавшегося положения. В такой ситуации человеку важно понимать, что только он несет ответственность за свою жизнь. Все, что в ней происходит, является результатом его поступков. Неудовлетворенность можно преодолеть, только действуя в соответствии со своими убеждениями, принципами и желаниями.
  2. Излишняя самокритичность. Постоянная критика в собственный адрес сильно подрывает самооценку и веру в успех.

    Наличие излишней самокритичности, неуверенности в себе говорит о существующих внутренних противоречиях, нуждающихся в разрешении.

  3. Пессимизм. Заведомая убежденность в провале, в отсутствии перспектив и позитивных изменений свидетельствует о том, что человек действует не в соответствии со своими убеждениями. При совершении целенаправленных, осознанных поступков уверенными в своей правоте людьми места для пессимизма не остается.
  4. Скука. Часто люди испытывает скуку от всего происходящего.

    Причины переосмысленияВ результате они полностью перестают проявлять инициативу в управлении собственной жизнью, плывут по течению. Подобная потеря интереса свидетельствует о том, что у человека отсутствуют цели, к которым бы он хотел стремиться. Осознание собственных приоритетных жизненных ценностей приведет к определению цели и появлению интереса к жизни.

Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей — залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

Что значит кризис среднего возраста у мужчин? Читайте об этом здесь.

Что мне особенно ценно в жизни? Каковы мои главные ценности? Методика выстраивания шкалы ценностей в этом видео:

Наша интересная группа Вконтакте:

psyholic.ru

Человеческие отношения не в цене

18 ноября 2014 Автор: Александр Харин

Рубрика: Психология для души, Статьи Александра Харина, Статьи о психологии, отношениях и личностном развитии

 Человеческие отношения к людям становятся архаизмом… На эту мысль меня натолкнул один маленький эпизод, произошедший со мною, который меня уж очень тронул.

Я почему-то очень отстал от жизни. Все еще живу старыми идеалами, которые проповедовались еще нашими дедами и прадедами. Это время, когда хорошее отношение к людям было нормой, когда они не закрывали дома на замок в деревнях. Это то время, когда другу можно было отдать последнюю рубашку, если он находится в горе. И друг поступит точно так же. Это время, когда честь, совесть, любовь и дружба были ценнее денег, статуса, славы и удовольствий. Я почему-то живу в прошлом.

Со мной произошел смешной случай, когда по приглашению приятелей, которые так или иначе связаны с духовной работой, я решил купить товары для дома, скажем, «одеяла». С одним из них, когда-то были теплые отношения, и я оказывал ему услуги просто так, не корысти ради.

Опираясь на дружеское отношение к другим людям, позабыв о законах бизнеса, я решил уж было через своих товарищей эти одеяла приобрести со скидкой.  Тем более, что как говорили у них в компании, тепловых аналогов одеялам просто нет. Эти одеяла в два раза больше и быстрее согревают, в два раза пушистее остальных. В общем, стоит взять.

По своей наивности я решил, что куплю эти товары со скидкой, ведь с этими людьми я в человеческих отношениях, они дружелюбны, духовно богаты. Но, куда там. Ко времени, когда я собрал необходимую сумму, оказалось, что скидок для меня нет и товара нет, пока я не вступлю в сетевой бизнес и не вложу деньги в пай, как член бизнеса. Т.е. меня ждут непредвиденные расходы + 70% стоимости от одного одеяла. Я огорчился.

Я думаю, в вашей жизни тоже было такое, когда дружба или любовь уступали место голому расчету.

На самом деле все честно. Кто-то мне не сказал сразу, что эти 70% обязательное условие дружеских отношений, я же не спросил. Ничего личного, только бизнес.

Из этого случая я сделал вывод, что не надо обольщаться на счет человеческих отношений, «дружба ничто, жажда все». Сделал вывод, что «не делай добра, не получишь и зла».

Но правильно ли это?!!!

Отношение к жизни. Важность отношения человека к миру

В пирамиде ценностей любого живого существа есть определенные критерии:

  1. Самая низший уровень ценностей касается материального  мира: деньги, авто, крыша над головой, секс и прочее.
  2. Второй уровень: статус, важность, личные достижения, слава, почет и т.д. Эта ценность касается личностных качеств.
  3. Третий уровень касается отношения людей друг к другу и ко всем живым существам: это экологичность, миролюбие, и, конечно же, дружба и любовь.
  4. Четвертый уровень глобальный, он отражает отношение человека к окружающему миру и связан с Вселенской любовью, и любовью к Богу.

Человек растет и развивается в гармонии со всей Вселенной последовательно по этим 4-м этапам.

Ценность отношений. Какими должны быть человеческие отношения

Человек!!! Это понятие разделяется на две составляющих, «Чело» и «Век». Чело — это голова или сознание. Век — это большое время, приближающееся к бесконечности. Иными словами понятие «ЧЕЛОВЕК» — обозначает «своим сознанием постигающий вечность». Отсюда в любом человеке предполагаются высшие ценности: мудрость, любовь, осознанность и т.д.  И понятие «человеческое отношение к другим людям» включает в себя ой как много.

Может мне жить прошлым веком уже и не стоит? Может время на совесть и на дружбу — уже давно архаизм? Может деньги и внешний лоск значат куда больше и дают больше шансов на выживание в этом жестком и жестоком мире? Может и так.

Но мне не хочется терять святыни, которые еще можно сохранить: Мама, Родина, Любовь, Дружба, Бог, Добро и Нежность.

И может в теперешнее время отношение к жизни уже другое, а ценность отношений канула в лету. Но никак не хочется проснуться однажды и заметить, что мы живем в первобытном мире среди людоедов и динозавров.

 

Предлагаем вам приобрести видеокурс «Лабиринты Судьбы». Он поможет правильно и полноценно построить жизнь, стать сильной, гармоничной личностью и реализовать ваши истинные желания.

Читайте также

Оставьте свой комментарий

zhivoeslovo.com

Ценность взаимоотношений.

Что самое ценное в нашей жизни? Деньги, слава, семья, друзья, позитивные впечатления?А где бы это все было, если бы не было простых человеческих взаимоотношений? Без взаимодействия с другими людьми ничего из перечисленных благ не имело бы существования.

Каждый человек по своему успешен или безуспешен как раз потому, что все люди по разному освоили искусство общения. Строить взаимоотношения с себе подобными- это тоже большой труд и мастерство, требующее ежедневной практики, наблюдений, логического анализа, принятия решений и совершения эффективных поступков.

 

Хочу привести весьма поучительную притчу о мудрости во взаимоотношениях между людьми.

"Один старый мастер рукопашного боя решил больше не участвовать в схватках. Но тут молодой воин пришел вызвать его на поединок. старый мастер сидел и не реагировал на него. Он был мудр и доброжелателен. Молодой воин попытался задеть его за живое, оскорбив и мастера и его предков. Мастер терпеливо выслушал его и не допустил обиду в свое сердце. Старый мудрец знал, что от оскорблений ни он, ни его достойные предки не станут хуже или лучше. А эгоизм в важных делах не просто плохой советчик,это- худший враг!

В конце концов молодой воин ушел, не добившись своего. Ученики с недоумением спросили мастера, почему он не дал отпор обидчику? Мастер ответил им вопросом на вопрос: -Если кто- то захочет сделать вам подарок, а вы откажетесь принять его, кому он будет принадлежать? - Конечно, тому, кто хотел его подарить,-сделали вывод ученики. - Точно так же обстоит дело с завистью, злобой и ненавистью,- сказал мастер.- Если вы откажетесь их принять, то они останутся у тех, кто желал их вам передать!"

 Мудрость старого мастера вызывает восхищение, не правда ли?К чему бессмысленные жертвы ради того, чтобы доказывать неразумному человеку что-либо. Ведь на такие доказательства лишь тратится драгоценная жизненная сила. Если мы и так что- то имеем, то это уже факт, не требующий никаких доказательств ни завистникам, ни злобствующим неудачникам. Мы просто имеем нечто ценное и все.

Что нужно для того, чтобы сохранять подобную мудрость и спокойствие всегда и везде?

 

Существуют три основных метода, позволяющие относиться к людям терпимо и доброжелательно: -Вначале мы должны разобраться в себе. Только полюбив себя, мы можем любить других. Подумайте:- мы никогда не сможем дать что- то ценное миру, если сами не обладаем этой ценностью. Когда нет денег, нельзя заниматься материальной благотворительностью. Нет любви к себе в виде заботы о себе и уважения к себе же самому, значит мы не можем заботиться о других и искренне уважать окружающих.

Что происходит, когда мы обучаемся любить себя самого?Мы, без чрезмерного чувства собственной важности и без жалости к себе, вырабатываем доброжелательное и спокойное отношение к собственной личности. Мы заботимся о себе и оберегаем себя от опасностей. Мы становимся БЛАГОРАЗУМНЫМИ. 

 

Благоразумие заключается не в том, чтобы избегать любой опасности, ибо это не возможно. А в том, чтобы определить степень риска и действовать решительно. Лучше развивать в себе ВОЛЮ ДЕРЗАТЬ, А НЕ СТРАДАТЬ.

Научившись высоко ценить и уважать себя, реально заботясь о себе ,- мы развиваем в себе качество высшей любви к себе самому, как к творению Божьему, и ко всем окружающим людям. Имея чистую любовь в собственном сердце, мы без труда, спокойно и мягко, излучаем эту любовь на всех окружающих нас людей.

 

И при этом мы всегда пользуемся правом выбора:- только мы сами решаем какие подарки нам принимать от жизни, а какие отклонить. Взаимный обмен подарками происходит на уровне добрых помыслов и чувств, а дары злобы и ненависти мы просто не приемлем.-Мы должны сосредоточиться на самых лучших качествах людей.Народная мудрость гласит:"Что разглядишь в человеке, тем и сам станешь. Увидишь свет- станешь светом, увидишь грязь- станешь грязью".Когда мы фокусирует свое внимание на положительных качествах людей и на гармоничных чертах окружающего мира, то мир становится куда более привлекательным. Чем больше доброго мы замечает, тем больше добра и света приходит в нашу жизнь. Действует все тот же Закон Притяжения- на чем сконцентрируешь внимание и мысли, те блага и получишь от Вселенских Сил.- Мы должны постоянно анализировать свои мотивы отношения к людям и событиям. Необходимо осознавать то, что движет нами- добрая воля или эгоизм (наше преувеличенное чувство собственной важности и жалость к себе). Эгоистичные мотивы поведения еще никого не привели ни к богатству, ни к счастью, ни к здоровью, ни к любви.Если наши мотивы чисты и безупречны, мы всегда находим единственно верный выход из любой сложной ситуации. Мы всегда сохраняем самоуважение и уважение окружающих. Нам всегда есть чем поделиться с людьми. Нашим даром обществу становится естественная забота об увеличении материальных и духовных благ для всех окружающих. Ведь даже простой, но доброжелательный и спокойный совет может стать прозрением для ближнего и духовным даром.

источник

 

Таро влюбленных

Искусство трансцендентального секса

Волшебная Книга Вечности

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Человек как ценность

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «Человеком»: он — цель и мера всех вещей. Только «воочеловеченный» мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения — «другой человек». Расширенное толкование понятия «человек», философское толкование феномена «человек», когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах, вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании5.

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых,обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

— Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!..

— Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для нас с вами испекли...

Во-вторых,учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

— Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!

— Никого ни о чем не просим — лишь высказываем свое желание!..

— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..

В-третьих,помогать человеку по мере своих сил:

— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...

— Наш школьный дом нуждается в заботе...

В-четвертых,понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

— Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..

— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...

— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..

В-пятых,содействовать благу человека в его жизни на земле:

— Будем учиться, чтобы стать созидателями...

— Наш спектакль доставит радость людям...

— У нас есть руки и есть сила - почему же мы ходим по грязной дороге?..

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования.

Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие...) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

Девочка-японка играет Шумана, мальчик-француз исполняет Чайковского, подросток из Голландии ведет на скрипке волшебные мелодии Паганини... - это разговор Человека с Человеком.

Ученик у доски решает задачу, и в классе очень тихо - все наблюдают движение мысли Человека.

На школьный завтрак группа приходит точно в назначенное время: чтобы не сбивать ритма работы поваров и не лишать необходимых минут отдыха человека - данная точность является знаком уважения труда Другого.

Провозглашение современной культурой жизни как наивысшей ценности, признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле привносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни6. Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.

Жизнь как ценность

Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования: 1) признание права на жизнь каждого человека; 2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; 3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах; 4) содействие жизни по мере сил и способностей; 5) характеристика образа жизни, достойной человека; 6) осмысленная жизненная позиция; 7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

Приведем примеры реального воплощения ценностной ориентации на жизнь в контексте повседневных занятий с детьми.

Учитель приносит маленький подснежник: «Смотрите - пробуждается вновь жизнь!»

Тренер сообщает: «Будем учиться падать. Жизнь надо уметь беречь».

Бабушка внуку: «Не пугай птиц. Они тогда дольше проживут».

Педагог: «Устали? Сделаем перерыв. Нельзя на плаху обучения складывать наши жизни».

Идея ценностного отношения к жизни не ограничивается сферой жизни человека, а выходит за пределы ее далеко, где тоже течет жизнь и в закономерном движении рождаются, умирают и вновь рождаются носители жизни: жизнь океана, жизнь леса, жизнь реки, жизнь степи, жизнь гор, жизнь земли, жизнь планеты, жизнь звезды... Нельзя сужать формирование уважения к жизни до запрета «не убивай». Нормативность всегда порождает противодействие. К тому же дети очень рано обнаруживают жестокий закон жизни, когда одна жизнь существует за счет другой: волк поедает зайца, кошка ловит мышей, человек поедает птиц, рыб, коров, свиней.

Каннибалы африканских племен на укор «Как вам не стыдно поедать человека» отвечали резонно: «А европейцы убивают друг друга и даже не поедают!»

Декларируя ценность жизни и утверждая ее неприкосновенность, человек тем не менее не разрешил жуткого противоречия, заложенного в ходе самой жизни: одна жизнь должна угаснуть, чтобы расцвела другая; одна жизнь послужит средством жизни другой; отстаивая свою жизнь, кто-то вынужден пресечь жизнь другого.

Нельзя умалчивать о противоречиях жизни. Но момент обостренного внимания и обсуждения страшных сторон жизни следует оттянуть как можно дальше от розового детства и болезненного отрочества к юности — периоду гармонического равновесия. Сначала следует позаботиться, чтобы ребенок полюбил жизнь, принял ее как таковую и научился бережливому к ней отношению. Дисгармонию жизни он сможет понять, лишь укрепив разум, выработав рассудочное, базирующееся на интеллекте отношение к жизненным явлениям.

Отношение к жизни как ценности сопровождается рядом ценностных отношений как характеристик этой жизни. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней. Они отражены в категориях «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство (полноправие)», «братство», указывающих на черты достойной жизни. Для педагогов данные ценностные отношения означают необходимость формирования у детей образа достойной человека жизни с этими характеристиками, так чтобы в итоге к началу самостоятельной жизни юноши и девушки могли вполне сознательно производить выбор: жаждут ли они свободы как безграничного своеволия или свобода предполагает их интенсивные духовные усилия по осознанию жизненного выбора; хотят ли они счастья быка, попавшего в огород с бобами, или мечтают об упоении творчеством вместе с людьми и для людей; будут ли они выстраивать свое поведение с учетом того, как это сказывается на окружающих (по совести), либо направят силы лишь на удовлетворение личных интересов. Как видим, введение в содержание воспитания ценностного отношения к Жизни образует огромный блок (столь же широкий, какой выстраивается вокруг ценности «человек») отношений, обусловливающих частные проявления ребенка. Разумеется, конкретное поведение в конкретных обстоятельствах нуждается в корректировании педагога, ибо ребенок мал, слаб и неопытен, но стержневое отношение, направляющее его разум, волю и чувство, станет исходным для решения жизненной задачи.

Маленькая девочка, слыша, как родители обсуждают необходимость вымыть домашнего кота, явившегося с прогулки, говорит: «Я думаю, он не согласится». И в этой фразе прослеживаются основы воспитания этой неизвестной нам девочки: уважение к жизни, к самочувствию живого существа, признание права на выбор (для нее кот - тот же человек, только иного стиля жизни), ориентация на состояние «другого», сопереживание ему. Вероятно, принципиально таким же будет у нее отношение и к собаке, слону, дереву, цветку, но и к человеку тоже - как носителям Жизни.

Третьим содержательным блоком воспитательного процесса следует признать систему отношений, связанных с ценностью «Общества», а вернее, «сообщества», всякого рода единения людей во имя достойной жизни. Одному не взойти на ступень современной культуры — только в социальном контексте можно освоить, усвоить и присвоить культуру, только благодаря сообществу людей человек становится человеком. Н.Г. Чернышевский говорил, что мы все должники человечества за свое умственное развитие. Перефразируя, скажем так: мы все должники общества за наше личностное развитие.

Похожие статьи:

poznayka.org

17.2. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

Если содержание жизни современного человека составляют проживаемые им отношения к развертывающейся вокруг него жизни и в ходе проживания этих отношений рождается внутренний автономный мир личности, то объективной необходимостью для педагога становится наполнение воспитательного процесса проживаемыми ребенком отношениями к реальной действительности и с реальной действительностью, так чтобы свершалось восхождение его к уровню современной культуры, так чтобы он здесь и теперь жил в контексте данной культуры.

Отношение — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния) и практическо-действенной (поведения, действия, деятельности).

Прожить отношение — это значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни «Я».

Именно отношение как центральная категория воспитания придает воспитательному процессу наивысочайшую сложность и чрезвычайную тонкость. Отношение не имеет прямой разовой и однолинейной формы своего выражения, оно либо проявляет себя в речах, либо в эмоциональных реакциях, либо в действиях, поступках. Общеизвестно, что между данными формами часто существует расхождение, и значительное, и тогда мы говорим о лицемерии, о слабохарактерности, о неустойчивости, а если это касается детей, то отмечаем несформированность отношения, то есть дисгармоничность субстанции3 отношения. Дисгармоничность отношения — основа его развития, преодоление противоречия между рациональной стороной отношения (мыслю, говорю, оцениваю, выдвигаю суждение, осмысливаю значение), и эмоциональной (нравится, не нравится, люблю, ненавижу, вызывает неприятные переживания, притягивает), между внутренней и внешней, проявляющей себя в действиях, — это механизм социально-духовного развития ребенка, приобщающегося к системе окружающих его отношений. Иллюстрацией такого реально существующего противоречия может служить мечта подростка стать пиратом, подражательность поведения девочки, пленившейся случайным образом, или развязность манеры юноши, утверждающего свою независимость. «Ум с сердцем не в ладу» — это чуть ли не постоянное положение души школьника-подростка и школьника-юноши. Педагог может усиливать такое противоречие, чтобы дать новый импульс для осмысления отношения. Внутриличностная борьба в итоге завершится гармонией, однако не всегда такой итог будет желателен для педагога, ибо не всегда будет сделан выбор в пользу ценности.

Профессиональное мастерство педагога предполагает умение воспринимать отношение, видеть тенденции его развития, интерпретировать проявление отношения с точки зрения современной культуры, уметь ярко выражать свое личностное отношение, корректировать формы его проявления. Педагог гармонизирует формирующиеся отношения, содействуя единству его содержания и формы.

Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения.

Ценностные отношения — это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»... но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»... когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

Ценностные отношения носят обобщающий характер и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная работа по расширению поля природной жизни.

Педагог, формируя ценностное отношение к природе, как бы избавляет себя от необходимости формировать частные проявления. Скажем, не направляет специальных усилий на отношения к розе, котенку, бабочке или кипарису, а содействует развитию любви ко всему живому, и тогда, относясь с уважением к Жизни как таковой, ребенок проникнется уважением («благоговением» — говорил А. Швейцер)4 к жизни цветка, котенка, насекомого, дерева.

Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.

Человек как ценность

Иерархическая пирамида наивысших ценностей венчается «Человеком»: он — цель и мера всех вещей. Только «воочеловеченный» мир приобретает ценность, то есть мир, пронизанный идеей человека, оцениваемый с точки зрения человеческой жизни. Формирование у детей ценностного отношения к человеку как таковому составляет фундамент программы воспитания. В прошлом этот ключевой содержательный элемент именовался нравственным воспитанием, точно отражая основной объект формируемого отношения — «другой человек». Расширенное толкование понятия «человек», философское толкование феномена «человек», когда его присутствие видится и в вещах, и в явлениях, и в событиях, и в формулах, цифрах, законах, вынуждает нас отказаться от такого узкого терминологического обозначения, при этом никак не отвергая значимости данного элемента в воспитании5.

Что означает принять человека как ценность?

Во-первых, обнаруживать его присутствие в окружающем мире:

— Смотрите, кто-то рано утром для нас подмел дорожки!..

— Чувствуете, как пахнет булочками?.. Это повара для нас с вами испекли...

Во-вторых, учитывая его присутствие, уважать автономию, самочувствие, интересы:

— Тихо пройдем на цыпочках!.. Чтобы не мешать никому!

— Никого ни о чем не просим — лишь высказываем свое желание!..

— Каждый думает не о том, где ему сесть, а о том, где удобнее расположиться другим!..

В-третьих, помогать человеку по мере своих сил:

— Дети! Я знаю человека, кому нужна помощь...

— Наш школьный дом нуждается в заботе...

В-четвертых, понимать человека во всех его проявлениях, объясняя и оправдывая то, что кажется странным:

— Непонятная картина?.. Но она что-то говорит нам? Художник выходит на диалог с нами?..

— Выдающиеся люди всегда казались чудаками, и нередко над ними посмеивались...

— Вам обидно? Но есть ли доля правды в том, что сказал учитель физкультуры?..

В-пятых, содействовать благу человека в его жизни на земле:

— Будем учиться, чтобы стать созидателями...

— Наш спектакль доставит радость людям...

— У нас есть руки и есть сила - почему же мы ходим по грязной дороге?..

В итоге, ценностная ориентация на человека порождает правильные устойчивые отношения, выступающие для окружающих людей как качества личности: дисциплина, вежливость, доброжелательность, внимательность, честность, совестливость, великодушие, самоотверженность и, как обобщающее, гуманность. Нравственные качества личности рождаются как следствие гуманистической ориентации ребенка, как продукт ее формирования.

Программирование ее значительно облегчает и упрощает работу педагога, потому что направляет внимание педагога на один объект вместо бесконечного множества объектов. Но, с другой стороны, такое сведение в фокус широчайшего веера ценностных явлений (малыши, старики, мужчины, женщины, слабые, сильные, начальники, подчиненные, близкие, далекие...) требует от педагога высочайшего профессионализма, филигранности в педагогической интерпретации текущей реальности.

Девочка-японка играет Шумана, мальчик-француз исполняет Чайковского, подросток из Голландии ведет на скрипке волшебные мелодии Паганини... - это разговор Человека с Человеком.

Ученик у доски решает задачу, и в классе очень тихо - все наблюдают движение мысли Человека.

На школьный завтрак группа приходит точно в назначенное время: чтобы не сбивать ритма работы поваров и не лишать необходимых минут отдыха человека - данная точность является знаком уважения труда Другого.

Провозглашение современной культурой жизни как наивысшей ценности, признание неприкосновенности жизни как принципа человеческого совместного существования на земле привносят в содержание современного воспитания в качестве второго ключевого элемента ценностное отношение к жизни6. Жизни как таковой и жизни как продукту человеческого творчества.

Жизнь как ценность

Ценностное отношение к жизни интегрирует в себе следующие образования: 1) признание права на жизнь каждого человека; 2) бережливость по отношению к любым проявлениям жизни; 3) восприятие жизни во всех ее разновидностях, этапах, формах; 4) содействие жизни по мере сил и способностей; 5) характеристика образа жизни, достойной человека; 6) осмысленная жизненная позиция; 7) сознательное выстраивание собственной жизни в качестве ее субъекта.

Приведем примеры реального воплощения ценностной ориентации на жизнь в контексте повседневных занятий с детьми.

Учитель приносит маленький подснежник: «Смотрите - пробуждается вновь жизнь!»

Тренер сообщает: «Будем учиться падать. Жизнь надо уметь беречь».

Бабушка внуку: «Не пугай птиц. Они тогда дольше проживут».

Педагог: «Устали? Сделаем перерыв. Нельзя на плаху обучения складывать наши жизни».

Идея ценностного отношения к жизни не ограничивается сферой жизни человека, а выходит за пределы ее далеко, где тоже течет жизнь и в закономерном движении рождаются, умирают и вновь рождаются носители жизни: жизнь океана, жизнь леса, жизнь реки, жизнь степи, жизнь гор, жизнь земли, жизнь планеты, жизнь звезды... Нельзя сужать формирование уважения к жизни до запрета «не убивай». Нормативность всегда порождает противодействие. К тому же дети очень рано обнаруживают жестокий закон жизни, когда одна жизнь существует за счет другой: волк поедает зайца, кошка ловит мышей, человек поедает птиц, рыб, коров, свиней.

Каннибалы африканских племен на укор «Как вам не стыдно поедать человека» отвечали резонно: «А европейцы убивают друг друга и даже не поедают!»

Декларируя ценность жизни и утверждая ее неприкосновенность, человек тем не менее не разрешил жуткого противоречия, заложенного в ходе самой жизни: одна жизнь должна угаснуть, чтобы расцвела другая; одна жизнь послужит средством жизни другой; отстаивая свою жизнь, кто-то вынужден пресечь жизнь другого.

Нельзя умалчивать о противоречиях жизни. Но момент обостренного внимания и обсуждения страшных сторон жизни следует оттянуть как можно дальше от розового детства и болезненного отрочества к юности — периоду гармонического равновесия. Сначала следует позаботиться, чтобы ребенок полюбил жизнь, принял ее как таковую и научился бережливому к ней отношению. Дисгармонию жизни он сможет понять, лишь укрепив разум, выработав рассудочное, базирующееся на интеллекте отношение к жизненным явлениям.

Отношение к жизни как ценности сопровождается рядом ценностных отношений как характеристик этой жизни. Осознавая жизнь, человек одновременно выдвигает требования к ней. Они отражены в категориях «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство (полноправие)», «братство», указывающих на черты достойной жизни. Для педагогов данные ценностные отношения означают необходимость формирования у детей образа достойной человека жизни с этими характеристиками, так чтобы в итоге к началу самостоятельной жизни юноши и девушки могли вполне сознательно производить выбор: жаждут ли они свободы как безграничного своеволия или свобода предполагает их интенсивные духовные усилия по осознанию жизненного выбора; хотят ли они счастья быка, попавшего в огород с бобами, или мечтают об упоении творчеством вместе с людьми и для людей; будут ли они выстраивать свое поведение с учетом того, как это сказывается на окружающих (по совести), либо направят силы лишь на удовлетворение личных интересов. Как видим, введение в содержание воспитания ценностного отношения к Жизни образует огромный блок (столь же широкий, какой выстраивается вокруг ценности «человек») отношений, обусловливающих частные проявления ребенка. Разумеется, конкретное поведение в конкретных обстоятельствах нуждается в корректировании педагога, ибо ребенок мал, слаб и неопытен, но стержневое отношение, направляющее его разум, волю и чувство, станет исходным для решения жизненной задачи.

Маленькая девочка, слыша, как родители обсуждают необходимость вымыть домашнего кота, явившегося с прогулки, говорит: «Я думаю, он не согласится». И в этой фразе прослеживаются основы воспитания этой неизвестной нам девочки: уважение к жизни, к самочувствию живого существа, признание права на выбор (для нее кот - тот же человек, только иного стиля жизни), ориентация на состояние «другого», сопереживание ему. Вероятно, принципиально таким же будет у нее отношение и к собаке, слону, дереву, цветку, но и к человеку тоже - как носителям Жизни.

Третьим содержательным блоком воспитательного процесса следует признать систему отношений, связанных с ценностью «Общества», а вернее, «сообщества», всякого рода единения людей во имя достойной жизни. Одному не взойти на ступень современной культуры — только в социальном контексте можно освоить, усвоить и присвоить культуру, только благодаря сообществу людей человек становится человеком. Н.Г. Чернышевский говорил, что мы все должники человечества за свое умственное развитие. Перефразируя, скажем так: мы все должники общества за наше личностное развитие.

Общество как ценность

Формирование ценностного отношения к обществу — столь же последовательный и поэтапный процесс. Общество выступает для ребенка сначала в виде общепринятых нормативов («все так», «так надо», «так нельзя»), регуляторов его поведения в социуме. Затем раскрывается для него связь текущей жизни за счет распределения социальных ролей Человека в обществе («пассажиры» — если есть «водитель»; «жители дома» — если есть «строитель»; «ученики» — когда есть «учитель»; «зрители» — когда есть «артисты» и т.д.). Позже дети знакомятся с правовой основой общества и политическим устройством. Образ социального устройства (кому как живется, в зависимости от социального положения; кто обладает властью; какие взаимосвязи власти и народа и т.д.) формируется под влиянием жизненного опыта, пережитых впечатлений, социально-политической информации, падающей на ребенка по самым различным каналам социальных коммуникаций. Юность склонна к вопросу персоналий, ее занимает величие, слава, масштабность личности, способной вести за собой людей и изменять жизнь общества, поэтому неизбежным содержанием воспитания становятся отношения к исторической фигуре, ведущей историческое социальное развитие либо решительным образом повлиявшей на социальные повороты. Для выпускника школы, готовящегося переступить порог в самостоятельную взрослость, актуальна проблема его личной роли в обществе: мое «Я» и общество. Нельзя миновать в работе с детьми и вечной проблемы идеально справедливого общества, над которой веками бьется человеческая мысль и которая от века к веку порождает мечту и реальное движение людей к переустройству общества.

Особой строкой следует выделить ценностное отношение к Родине, сообществу людей, среди которых человек вырос и познал счастье жизни. Патриотическое (гр. patriotes — земляк, patris — родина, отечество) отношение — это любовь к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в общем их отношении к жизни. Глубокое патриотическое чувство рождается в ходе всей жизни ребенка, очень часто существует почти не осознаваемым, но оно требует культивирования, гармонического развития, так чтобы любовь к своему Отечеству не препятствовала уважению к другим землям, нациям, странам. Культивирование строится на чувстве привязанности к месту жительства, к людям его, на изучении истории отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное — на желании споспешествовать благу Родины.

Формирование патриотизма всегда было проблематичным для научного анализа. В этом процессе есть что-то не поддающееся строгому алгоритмическому подходу, процесс как бы ускользает в таинство от холодного глаза исследователя и предстает как нечто интимное, не позволяющее себя выставлять для рассмотрения.

Патриотизм как ценностное отношение к отечеству есть интегральное отношение, включающее в себя широкий круг отношений и базирующееся на сформированных данных отношениях: отношение к людям, к природе, к языку, литературе и искусству, истории страны своей, к символике государственной, к выдающимся людям как представителям родины, к достижениям науки и всем событиям, протекающим в отечестве, горестным, трагическим и радостным, воодушевляющим. Поэтому патриотическое воспитание должно быть очень тонким, не прямолинейным - скорее, апеллирующим к уму и чувству ребенка, чем предписывающим уму и действиям ребенка соответствующие нормативы.

Труд как ценность

Отметим содержательный блок, фокусирующий в себе всю совокупность названных отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к родине. Ценностное отношение к Труду7 материализует всю сумму вышеназванных отношений. Прямым и окончательным способом наши отношения к человеку, обществу, родине и жизни как таковой мы проявляем в активной деятельности в роли «homo faber», «человека делающего», либо в роли «homo usuris», «человека берущего». Характер труда, качество труда, усилия в труде, мотив труда, место труда в режиме существования - все это, скорее, проекция указанных отношений человека к людям, обществу, родине, жизни как таковой и своему «Я», которое решительным порядком выразит себя именно в творчестве, утвердит свою неповторимость и уникальность в созидательной деятельности, чем автономное отношение, независимо формирующееся как некое трудолюбие. Любят не «труд», любят жизнь, людей, общество, близких и далеких, родину и свой дом. Отношение к труду - вторичное образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство выражения отношения к какой-либо иной ценности. В первую очередь, — человека.

Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям (природа не оснащает человека любовью к физическому, психическому, интеллектуальному напряжению) и основательного обучения его навыкам труда. Не случайно педагоги порой, говоря о трудовом воспитании, сводят его к трудовому обучению, ибо вооружение ребенка множеством навыков требует огромного педагогического внимания.

Природа как ценность

Значительным содержательным блоком является система отношений к Природе как таковой во всех ее проявлениях. Природа - дом, в котором располагается и живет человек вместе с фауной и флорой. Он черпает средства существования из природы как из источника жизни. Но человек, этот создатель культуры в доме природы, будучи носителем сознания и творцом, несет ответственность за сохранность природы, ее преумножение.

Ценностное отношение к природе предполагает осмысление человеком значимости природы: для его жизни и счастья, для здоровья и присутствия красоты в жизни, для радости восприятия и общения с представителями фауны и флоры. Для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, а также для ощущения себя частью природы и продуктом природы.

Располагаясь в природном пространстве, человек со временной цивилизации лишает себя непосредственного общения с природой, возведя города. Урбанизация воздвигла стену между человеком и природой. Поэтому воспитание выдвигает в качестве отдельной задачи формирование отношения к природе и потребности детей в постоянном общении с природой. Влияние такого общения носит эстетический характер (красота природного мира!), эстетический характер (уважение всего живого на земле!), философский, характер (общие законы устройства мира иллюстрируют представители флоры и фауны), правовой характер (кому принадлежат природные богатства?) и психологический характер (успокоение и утешение дает гармония природы).

Природа предстает перед человеком в своем целостном виде — когда человек выходит из города на лоно природы, но она может предстать перед человеком в виде ее отдельных элементов, например, цветы в доме, животные рядом, газон вокруг дома. Нельзя исключать и опосредованное общение с природой — через общение с произведениями искусства, через восприятие художественного текста, а также путем воссоздания картин природы в памяти и воображении детей, на рисунках и в стихах.

Выделяя человека как разумное и сильное существо, нельзя не принять мысли об ответственности человека за сохранность природы как наивысшей ценности, без которой и вне которой нет жизни человека на земле.

Формирование названной системы ценностей имеет свои внешние показатели — те личностные качества, которыми выявляет себя личность для других. Так как мера сформированности ценностных отношений различна в силу комплекса самых разнообразных факторов и бесконечного ряда индивидуальных отличий, то и качеств оказывается чрезвычайно много. Они укладываются в широкий спектр между двух полярных величин: от «индивидуализма» до «альтруизма», от «скупости» до «щедрости», от «жестокости» до «любви», от «пессимизма» до «оптимизма», от «анархии» до «пунктуальности», от «разнузданности» до «пуританства» и т.д.

Распространенной ошибкой практики воспитания является подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности: педагог направляет свое внимание на наличие у детей конкретных качеств, пытается их развить, сформировать, укрепить, не замечая, что качество личности — это следствие существующих у личности отношений к чему-либо, и формирование желательного следствия бесперспективно. Например, нет смысла формировать дисциплинированность, если не развивать уважительного отношения к людям и себе как человеку. Не удастся добиться аккуратности, если не развивать у ребенка чувства красоты. Напрасны усилия по формированию ответственности, пока не развивается у ребенка самоуважение и достоинство. Те качества, которые мы так любим в наших детях и в людях вообще, есть не что иное, как вполне определенные отношения к какому-либо ценностному объекту мира.

Качества человека и есть не что иное, как устойчивое отношение к какому-то определенному объекту. Выявить этот объект отношения — значит найти истоки личностного качества.

Но столь же неразумным оказалось бы беспокойное желание педагога охватить педагогическим влиянием как можно большее число ценностных отношений. Иерархичность ценностей исключает надобность такого беспокойства. Формирование наивысшего по абстрагированию ценностного отношения обеспечивает развитие частного, конкретного. Формируя высшее, мы способствуем появлению низшего. Правда, обязательность такой связи решительным образом зависит от создания программы воспитания детей.

studfiles.net