К. С. Лебединская, О. С. Никольская
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Как указывалось выше, диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также ранее, до 30-месячного возраста, выявление специфических признаков дизонтогенеза.
Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности. Все это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом.
Эти варианты требуют и разного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.
Между тем клинико-психологической классификации, адекватной этим задачам, не имеется. Существующие классификации чаще всего построены по этиологическому либо патогенному принципу.
О. С. Никольской (1985—1987) выделены четыре основные группы РДА.
Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.
У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II - ее отвержения, III - ее замещения и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.
Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.
Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.
Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто осложненной органическим повреждением мозга.
Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.
Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.
Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой - непреложное условие их существования.
С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет либо о шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.
Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).
Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.
Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении.
Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищет защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.
Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.
Нозологически здесь, очевидно, следует дифференцировать между вариантом синдрома Каннер как самостоятельной аномалией развития, реже - синдром Аспергера как шизоидной психопатией. Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.
Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно, различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития, быть может, разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора (о чем говорит возможность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения, чаще при эффективности медико-коррекционных мероприятий, а иногда и спонтанно), разный характер генетического патогеннного комплекса, особенности «почвы», как конституциональной, так и патологической.
biofile.ru
«Человек дождя» – так назывался фильм, в котором главным героем был человек с синдромом аутизма. Сегодня мы исследуем, что такое аутизм и как он проявляется, как это заболевание влияет на ближайшее окружение человека и что делать, чтобы минимизировать его последствия, а также узнаем, лечится ли аутизм.
Итак, что это такое? Аутизм – это расстройство, основная причина которого лежит в проблемах развития центральной нервной системы, оно выражается в трудностях общения и социального взаимодействия. Данное заболевание начинает проявляться в раннем возрасте, обычно до трех лет; иногда у ребенка выражены лишь отдельные симптомы, а это значит, что у него может быть аутичный синдром или расстройство аутичного спектра.
Многие, сталкиваясь с научной информацией о данном расстройстве, часто задаются вопросом – что такое аутизм простыми словами? Аутизм, если дать ему простое определение, это расстройство, при котором человек как бы погружен в себя и свой внутренний мир, его по большому счету не интересует то, что происходит снаружи, также ему свойственен весьма ограниченный набор эмоциональных реакций, поэтому окружающие люди и события его не «трогают».
Важно знать основные признаки аутизма. Они могут проявляться не все, и степень их выраженности может быть разной, но при этом даже при проявлении некоторых из них важно обратиться к врачу, так как ранний детский аутизм нуждается в своевременной диагностике. Однако понять, как определить данное расстройство самостоятельно, очень сложно, потому что определить аутизм способен только специалист.
Рекомендуем: Что такое адаптация?
Важно знать, как распознать аутизм, это может помочь родителям заметить первые «звоночки». Исследователи чаще рассматривают детский, а не взрослый аутизм и его симптомы. Но практически все признаки можно разделить на несколько условных групп:
1. Нарушения, связанные с функционированием речи:
2. Нарушения, связанные с социальными навыками:
3 Нарушения, связанные с эмоциональной сферой, а также со сферой мышления:
Важно знать, что первые признаки или симптомы аутизма у каждого человека будут выражаться по-своему (но, как утверждают исследователи, часто первичный симптом – это расстройство речи, хотя оно может быть признаком и других заболеваний).
Поэтому сложно сказать наверняка, закрытость или изолированность – действительно ли это признаки аутизма у детей. Естественно, проявление данных признаков не вызовет у ребенка страха или ощущения, что что-то идет не так, а вот у взрослых, у родителей, это может вызвать испуг, поэтому стоит не ставить самостоятельных диагнозов.
На данный момент такое расстройство, как аутизм, или, как еще его называют, ранний детский аутизм, классифицировано и разделено на определенные подвиды, у каждого из которых есть свои признаки. У пациентов могут проявляться различные симптомы, и это могут быть совершенно разные виды аутизма.
Чтобы понять, что это за болезнь, важно знать, какие выделяют формы аутизма:
1. Глубокий аутизм (синдром Каннера) – нужно сказать, что подвержены этому заболеванию в большей степени мальчики, чем девочки. Такие дети отличаются замкнутостью, погруженностью в себя, стремлением упорядочивать предметы вокруг, не контактируют с окружающими, не проявляют эмоций, не реагируют на свое имя, избегают зрительных контактов.
Рекомендуем: Алекситимия — это
2. Атипичный аутизм у детей отличается от классического расстройства тем, что его признаки могут проявиться гораздо позже обычного (после трех лет). Часто такое расстройство еще называют приобретенный аутизм, так как по всем признакам он развивается позже обычного расстройства.
3. Синдром Аспергера – это один из самых мягких видов данного расстройства, его еще называют легкая форма аутизма. Это синдром, проявляющийся в проблемах в установлении и поддержании социальных контактов, потребности в одиночестве, избегании группового взаимодействия, недостаточной гибкости и подвижности мышления, навязчивости, с трудом принимаются любые изменения в окружающей среде, могут быть трудности в невербальном выражении себя.
В целом ребенок, подверженный данному синдрому, практически не отстает в речевом развитии и развитии мышления, это легкая и достаточно «комфортная» по сравнению с другими степень аутизма.
4. Расстройство невербального обучения – здесь проявляются трудности в проявлении невербалики, сложности с развитием наглядно-образного мышления, могут быть проблемы с равновесием, ощущением своего тела в пространстве, буквальное понимание того, что говорится в переносном смысле, слабая зрительная память.
5. Комплексное расстройство – в случае этого расстройства у ребенка проявляются сложности не только социального развития, но и физического (общая слабость тела, ограниченные движения).
6. Высокофункциональный аутизм – это вид аутизма, при котором человек достаточно хорошо адаптируется к жизни. Также высокофункциональный аутизм – это не самостоятельное заболевание, а лишь определение тех людей, которые смогли адаптироваться в социуме, несмотря на свое заболевание.
7. Нарушения семанто-прагматические – в данном случае основными проявлениями являются сложности в развитии речи, больной может не понимать речь, в особенности абстрактные понятия, юмор, скрытый подтекст.
8. Мультикомплексное расстройство – данное заболевание объединяет в себе множество различных симптомов, связанных как с задержкой развития речи, мышления, так и с трудностями в эмоциональной сфере, а также проблемы с установлением контакта – как вербального, так и невербального.
9. Гиперлексия – расстройство, связанное с трудностями в понимании и усвоении речи, трудностями в установлении контактов с другими людьми, трудностями развития мышления (у больного развито конкретное мышление, а абстрактное практически не функционирует).
Самый главный вопрос на сегодняшний день – это причины возникновения данного расстройства. На самом деле точной информации о том, каковы причины аутизма у детей — нет.
Ученые-исследователи считают, что аутизм – это расстройство, причины которого – это и травмы во время родов, и инфекционные заболевания, и черепно-мозговые травмы, и врожденная дисфункция нервной системы.
Рекомендуем: Асоциальный человек
Также до сих пор нет точного понимания, как аутизм передается по наследству и влияет ли наследственный фактор на проявление расстройства. Исследователи утверждают, что некоторая генетическая предрасположенность у больных всегда присутствует. Важно помнить, что в группу риска входят в основном мужчины, так как они являются носителями гена, который может передаваться и быть возбудителем заболевания.
Диагностика аутизма – это достаточно сложный процесс, так как симптомы его разнообразны и пересекаются с другими заболеваниями. Поэтому для того, чтобы поставить такой диагноз, необходимо длительное обследование несколькими специалистами с использованием различных психологических, психофизиологических и медицинских методов. Выявлять симптомы бывает непросто, и на это может уйти достаточное количество времени.
Что касается лечения, то это процесс также весьма непростой, ведь особенности того, как лечить аутизм, будут зависеть от сложности расстройства. Сегодня многие озадачены тем, а можно ли вылечить аутизм? Важно понять, не как лечить расстройство, потому что лечению в общепринятом смысле слова оно не поддается, а как помочь ребенку социализироваться и адаптироваться к окружающей среде.
Рекомендуем: Арт-терапия
Что важно, так это, конечно, хорошая психотерапия и грамотное обучение ребенка – всё, что поможет ему развиваться и быть активным в социуме:
Нужно сказать, что детский аутизм многообразен и подходов к работе с такими детками тоже много. Аутизм у взрослых – это более сложная ситуация, где многие симптомы могут быть выражены сильнее, что будет затруднять работу с больным. У взрослого процесс лечения также будет основываться на терапии и обучении, детальном, планомерном и постепенном.
Важно помнить, что работа с детьми и взрослыми, имеющими синдром аутизма, требует терпения, выдержки и любви. Не важно, это аутизм у ребенка или аутизм у взрослых – это расстройство необычно и нуждается в тщательной диагностике и не менее тщательной терапии. Стоит помнить о том, что ребенку и взрослому с разной степенью выраженности данного расстройства обязательно следует наблюдаться у врача.
Понимание того, что такое аутизм у ребенка, дает вам возможность увидеть, как проявляется аутизм, и понять, что это не так страшно, как можно предположить. С этим заболеванием адаптируются, живут, и нужно сказать, есть некоторые известные люди с аутизмом, которые нашли свою уникальность и индивидуальность в этом расстройстве (Вуди Аллен, Ван Гог, Энди Уорхол, Авраам Линкольн и др.). Автор: Дария Потыкан
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
Все чаще можно услышать о проявлениях аутизма у людей разного возраста, но с особенностями данного нарушения многие знакомятся только при диагностировании проблемы у их родственников, знакомых или их самих. Что же представляет собой недуг? Особенности и симптомы аутизма, а также виды, причины и лечение мы рассмотрим в статье.
Аутизм представляет собой определенное состояние нервной системы человека, которое сопровождает его на протяжении всей жизни. Проявляться проблема может по-разному, в зависимости от возраста и степени адаптированности больного к окружающему миру и обществу.
Общими чертами аутистов являются предпочтение одиночества человеческому общению, нарушение эмоционального спектра и некорректное восприятие действительности. Так что это такое – аутизм? Выходит, это определение патологии, связанной с трудностями в общении. Вызваны они зачастую неспособностью выражать собственные эмоции и непониманием поведения других людей. Часто проблема аутизма влечет за собой нарушение речи и снижение интеллекта.
Нарушение в коммуникации и восприятии окружающего мира возникает по причине отсутствия слаженной работы отдельных частей головного мозга, а вот что именно вызывает подобную проблему, достоверно не известно до сих пор. Специалисты считают, что наиболее часто причиной аутизма (признаки и симптомы расстройства будут рассмотрены ниже) является наследственное нарушение формирования и развития головного мозга. Интересно, но родители при этом могут совсем не иметь проявления недуга. Если же один из родителей имеет такой диагноз, то вероятность рождения ребенка с патологией возрастает.
Повышенная концентрация тестостерона у младенца во время внутриутробного развития, по некоторым данным, также может являться причиной неврологического расстройства в будущем.
Нарушения в развитии миндалевидного тела наблюдаются абсолютно у всех аутистов, ведь данный орган отвечает за эмоции и общение, поэтому пороки его развития также могут привести к расстройству.
Замечено и то, что в возрасте 3 лет головной мозг детей с диагнозом "аутизм" всегда больше их здоровых сверстников, поэтому остановка роста органа теоретически может предупредить и развитие нарушения.
Среди менее популярных теорий встречаются предположения о зависимости заболевания от количества в организме тяжелых металлов, питательных веществ, химического и биологического баланса, некоторых вакцин и даже мнение о том, что частая дождливая погода приводит к нарушению эмоционального состояния. Наиболее вероятными факторами проявления расстройства считается комбинация нескольких возможных причин, но на сегодняшний день ни одна из теорий не получила подтверждения.
По официальной статистике, диагноз "аутизм" ставится одному ребенку из тысячи, но многие родители просто не обращаются за помощью специалистов при характерном поведении своих детей, списывая это на особенности характера. Также следует учитывать, что патология имеет множество вариаций, некоторые из которых очень сложно диагностировать даже опытным врачам. Таким образом, реальное число аутистов может сильно отличаться.
Кто такой аутист? Это чаще всего мальчик, страдающий от проблем в общении и восприятии окружающего мира, поскольку, по той же статистике, у девочек риск подобного нарушения ниже в 4 раза.
Какого-то характерного определения признаков заболевания просто не существует, поскольку в зависимости от возраста и степени нарушения нервной системы у каждого человека нарушение может проявляться по-своему. Среди всего этого можно выделить только общие свойственные черты, которые проявляются у каждого в индивидуальном наборе:
Физиологических проявлений патология не имеет, но у больных часто наблюдается нарушение работы поджелудочной железы, кишечника и иммунитета. Это связывают с недостаточным развитием организма, отстраненным образом жизни и ограниченной диетой людей с аутизмом. Кто такие аутисты, можно узнать в целом из статьи или по конкретному определению, приведенному выше.
По мнению многих специалистов, аутизм – это не болезнь, а нарушение развития нервной системы, полностью избавиться от которого невозможно. При своевременном диагностировании возможно только максимально эффективно осуществить коррекцию поведения человека с патологией, что уже очень хорошо.
Итак, поскольку нарушение считается врожденным, то и заметить первые его признаки можно уже в первые месяцы жизни малыша. Специалисты, конечно, рекомендуют осуществлять обследование в возрасте 1,5-2 лет, а подтверждение раннего аутизма дети получают в 2-3 года, когда их проблемы в общении и нарушение речи становятся максимально заметными. Встречаются и случаи, когда до школьного возраста малыш имеет абсолютно нормальное развитие и не демонстрирует никаких признаков патологии, а после 5 лет полностью меняется. У таких детей интеллект сохранен в большей степени, как и социальное общение.
Полноценную и точную диагностику аутизма может осуществить только специалист. Существующие тесты IQ и на вторичные когнитивные расстройства не способны дать точного результата. Только после беседы и наблюдения за поведением пациента врач может выделить определенные черты и поставить диагноз.
Примерно 1 % взрослого населения – это люди с аутизмом. У кого такие знакомые есть, знают, что в зависимости от формы расстройства и правильности его коррекции больные могут практически не отличаться от обычных людей. Частично адаптированные аутисты даже ходят на работу, но только на ту, что требует однотипных действий и впишется в их привычный ритм жизни. Встречаются и тяжелые формы патологии, когда взрослые практически не разговаривают и требуют постоянного наблюдения. В зависимости от формы недуга можно выделить несколько групп больных:
У представителей сильного пола патология всегда проявляется более типично и ярко, чем у женщин. Мужчины очень увлекаются каким-либо интересом и готовы посвящать ему все свое время.
Привязанность у них чаще всего возникает к питомцам, нежели к людям, а тема романтики вообще остается закрытой долгие годы. Даже если форма расстройства позволяет мужчине устроиться на работу, то продвижение по карьерной лестнице его вряд ли ждет. В первую очередь из-за отсутствия необходимого для этого социального контакта, а во вторую – из-за отсутствия интереса к самой профессии. Конечно, если основное увлечение аутиста совпадает с его профессией, то ситуация может кардинально поменяться.
Диагностика аутизма в данном случае становится максимально сложной, поскольку женщинам свойственно шаблонное поведение, и понять, естественная это реакция на то или иное действие или заученная, практически невозможно. Нет у женщин-аутистов и конкретных интересов. Они могут увлекаться сериалами или книгами, как и обычные представительницы прекрасного пола. Отличительной чертой тут является только некая одержимость. Дама с нервной патологией будет уделять абсолютно все свое время выбранному интересу, что часто идет в ущерб другим делам.
Синдром аутизма у женщин не проявляется и в замкнутости, практически все дамы стремятся к общению, но выбирают для этого небольшое количество собеседников. Конечно, после сеансов социального взаимодействия больным требуется много времени на восстановление нервной системы, поэтому после рабочего дня или встречи с друзьями им необходимо провести некоторое время в тишине или за любимым занятием.
Часто взрослые дамы-аутисты страдают от депрессивных состояний.
Определить, что у девочки развивается аутизм, в раннем возрасте часто можно по гиперлексии – быстрому освоению чтения и глубокому погружению в произведения.
Это сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов. Когда малыш отличается поведением от своих сверстников уже в первые месяцы его жизни, это ранний аутизм. В чем такое поведение проявляется? Малыши не фиксируют взгляд на лицах и предпочитают разглядывать пространство вокруг, не стремятся к контакту со взрослыми и не реагируют на многие звуки. Последнее часто связывают с нарушением слуха, но на самом деле дети просто по-своему воспринимают услышанное и не проявляют к нему никакого интереса, даже если речь идет об их собственном имени. Проявляется ранний аутизм уже в возрасте до 2 лет привязанностью к определенным предметам или игрушкам, склонностью к цикличным действиям. У ребенка отсутствует интерес к общению и освоению речи.
Что такое детский аутизм? Это определение зависит от конкретного времени, поскольку модели поведения и симптомы его проявления меняются с возрастом. Если малыш в полгода не способен улыбаться и вообще выражать радость, это явный признак патологии. В 9 месяцев следует обратить внимание на его реакцию на контакт со взрослым, а в год - на наличие жестикуляции и лепета при общении. В полтора года здоровый ребенок должен говорить некоторые слова, а складывать простые фразы - в 2 года. Аутизм редко диагностируют в таком возрасте, списывая нарушения в развитии на другие недуги, но при своевременном определении нарушений в поведении скорректировать поведение и адаптировать малыша в обществе будет намного легче.
Детская форма аутизма отличается от ранней по некоторым дополнительным признакам. Что такое детский аутизм? Это аналогичное нервное расстройство у малышей в возрасте уже 2-11 лет. Среди прочих симптомов в этом возрасте наблюдается отсутствие интереса общаться не только со взрослыми, а и со сверстниками. Малыши не проявляют собственного интереса и стараются избежать любой попытки вовлечь их в беседу со стороны.
В этом возрасте здоровые дети проявляют интерес ко многим вещам, в то время как аутисты увлекаются только одним занятием, полностью отвергая остальные.
Очень остро дети реагируют и на любую перемену в их образе жизни. Даже смена режима дня может привести их в состояние паники, поэтому малышам очень тяжело привыкнуть к новому распорядку при необходимости школьного обучения. Могут наблюдаться ситуации, когда ребенок часто повторяет услышанный звук или фразу.
В зависимости от степени развития патологии все перечисленные симптомы могут совершенно не привлекать внимания взрослых или же проявляться очень остро. Легкая форма аутизма у детей в этом возрасте характеризуется скорее отстраненностью, чем полным отказом от общения.
Подростковый аутизм – это следствие развития детской формы патологии. Именно в этом возрасте даже у легких в воспитании детей начинаются серьезные проблемы. Это связано в первую очередь с тем, что дети-аутисты заметно начинают отставать в развитии от своих сверстников и страдают от социальной изоляции. В подростковом возрасте необычные дети чаще подвергаются травле, что может ухудшить их состояние. Наблюдается и увеличение проблем со сном. В редких случаях больные могут получить риск эпилептических припадков. Конечно, физическое изменение в организме влечет и определенные плюсы:
На самом деле способов лечения аутизма у детей просто не существует. Решить такую проблему медикаментами невозможно, и принимать различные препараты актуально только при необходимости устранить определенные симптомы патологии. Все лечение должно сводиться к психологической поддержке, адаптации малыша в обществе и помощи в налаживании социального общения. Осуществляется это психотерапевтами, невропатологами, психиатрами и силами родителей. Отмечались случаи, когда за счет интенсивной терапии получалось добиться ремиссии недуга и ребенка снимали с учета как аутиста, оставляя отметки только о наличии аутистических расстройств.
Стоит отметить, что аутизм - это такое уникальное и разнообразное расстройство, которое проявляется по-разному у каждого пациента. Именно поэтому результат лечения может быть заметен в короткие сроки у одних детей, а у других не наблюдаться годами.
Чтобы ускорить адаптацию ребенка, работать над его поведением следует не только специалистам, а и родителям. Близкие люди могут корректировать поведение малыша несколькими способами в зависимости от формы его патологии:
Конкретные советы в зависимости от индивидуального случая даст специалист. По статистике, дети с диагнозом "аутизм" имеют шанс на выздоровление в пределах 3-25 %. Разброс объясняется неточностями в постановке диагноза.
Даже при диагностировании легкой формы заболевания аутисты, как и окружающие их люди, постоянно нуждаются в помощи и советах. Чтобы обеспечить им информационную поддержку, созданы специальные центры аутизма. Такие организации помогают семьям больных и им самим быстрее адаптироваться в обществе, осуществлять коррекцию своего поведения и своевременно диагностировать улучшение или ухудшение состояния. Персонал центров всегда готов ответить на все интересующие вопросы по поводу патологии родственникам и провести сеанс психотерапии с пациентом. При центрах аутизма часто организуются и сообщества людей, родственники или друзья которых страдают от нервного расстройства. Такие группы очень полезны, поскольку помогают найти друзей по интересам и простых людей, готовых поделиться своим опытом.
В статье рассмотрены симптомы, признаки и лечение аутизма у детей, но вопрос их взаимоотношений с близкими людьми остается открытым. Когда родители узнают о таком диагнозе для своего ребенка, чаще всего это становится шоком. Признать нервное расстройство малыша очень тяжело, и некоторые предпочитают полностью отрицать происходящее, списывая особенности его поведения на характер. Конечно, через время после наблюдения и осмысления поведения ребенка родители возвращаются в нормальное состояние, поскольку без этого просто невозможно, ведь такому малышу нужен особенный уход, который может обеспечить только близкий человек. Чтобы помочь ребенку адаптироваться, взрослым следует запастись немалым терпением. Особенности поведения ребенка-аутиста не являются его капризами, и ругать за них нельзя. Малышу нужно мягко объяснять правила поведения.
Кроме этого практически вся нагрузка по поводу обучения ложится на родителей, даже если ребенок будет посещать школу. Дело здесь в том, что аутисты не воспринимают информацию от чужих людей и все сказанное на уроках должно повторяться дома. Вообще, перед выбором программ обучения следует проконсультироваться со специалистом, поскольку ребенку может понадобиться полное домашнее обучение.
В интересах родителей также стимулировать у малыша интерес к миру, общению с людьми и проявлению эмоций. Очень важно при этом наблюдать за его реакцией, поскольку дети с патологией часто проявляют потребность в общении агрессией или стеснением. Максимальной продуктивности коррекции поведения ребенка родители добьются, если регулярно будут общаться не только с врачами, а и со специализированными организациями. Центры аутизма оказывают теоретическую и практическую помощь многим родителям.
С возрастом расстройство не проходит, и взрослые аутисты также требуют особого отношения. В случае тяжелых форм заболевания пациенты даже не способны самостоятельно обслуживать себя, поэтому нуждаются не только в моральной поддержке, а и в регулярном физическом уходе. Часто тяжелая степень недуга требует применения медицинских препаратов для купирования определенных симптомов – вспышек гнева, нарушения координации или депрессивных состояний.
Конечно, при своевременном диагностировании и серьезной работе над коррекцией поведения большая часть взрослых аутистов имеют легкую форму недуга. При ней они способны ходить на работу и самостоятельно обслуживать себя. Взаимоотношения с окружающими людьми у них складываются только рабочие. Романтическим чувствам аутисты предпочитают привязанность к домашним любимцам или общение с родителями, которые были с ними рядом на протяжении всей жизни.
Очень часто легкая форма патологии сопровождается савантизмом. Данное явление представляет собой наличие выдающихся талантов в определенной области в противовес отставанию в других науках. Чаще всего это связано с невероятным интересом к конкретному увлечению еще с детства. Так, известным на весь мир аутистом является Билл Гейтс, с детства проявляющий интерес к компьютерам и наотрез отказывающийся изучать гуманитарные науки.
Даже при всех современных технологиях и методах терапии определить природу аутизма и методы его лечения невозможно. Данная патология представляет собой нервное расстройство, которое имеет множество форм и трудно поддается классификации. Родственники многих аутистов уверены, что нарушение - вообще не отклонение, а является особым состоянием, чертой характера, требующей конкретного подхода. Среди столь различных мнений можно конкретно сказать лишь то, что избавиться от такого состояния навсегда нельзя. При своевременном обнаружении проблемы можно только хорошо адаптировать человека к самостоятельной жизни в обществе.
fb.ru
При раннем детском аутизме в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?
0 5265 10 Февраля 2017 в 09:14Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Число необычных, особых детей, которые получают диагноз ранний детский аутизм или расстройство аутистического спектра, ежегодно растет. В 2000 году считалось, что ранним детским аутизмом страдают от 5 до 26 человек на каждые 10000 детей. Уже в 2008 году Всемирная организация аутизма обнародовала куда более весомые цифры: 1 ребенок с ранним детским аутизмом на каждые 150 детей. В 2014 году американский Центр по контролю и предотвращению заболеваний предоставил данные о том, что 1 из 68 детей в Америке страдает ранним детским аутизмом (РДА) или расстройствами аутистического спектра.
Официальная российская статистика по количеству детей с ранним детским аутизмом отсутствует. Но родители и педагоги, столкнувшиеся с проблемой, знают, что в среднем на каждый класс детей сегодня приходится как минимум 1 ребенок, имеющий ту или иную форму раннего детского аутизма. Такая «пандемия» требует от нас точных знаний по своевременной диагностике проблемы, выявлению причин искаженного развития ребенка, выбору оптимальных форм коррекционной работы с ним. Информацию об этом вы найдете в нашей статье.
В российских условиях, где система помощи таким детям развита слабо, ребенок с ранним детским аутизмом обычно состоит на учете у психиатра. Однако большинство западных исследователей (Тео Питерс и многие другие) постепенно выводят ранний детский аутизм из категории психических заболеваний, определяя его как первазивное нарушение развития ребенка. Что это значит?
Термин «первазивный» означает всепроникающий, затрагивающий самые разные области жизни человека. Действительно, особенности детей с ранним детским аутизмом включают в себя искаженное развитие ребенка в самых разных областях. Это коммуникация и развитие речи, навыки общей и тонкой моторики, учебные навыки. Дети с ранним детским аутизмом имеют существенные проблемы в освоении навыков самообслуживания, требуют постоянной помощи в простых бытовых ситуациях.
Симптомы и признаки раннего детского аутизма также отличаются огромной широтой проявлений. При РДА в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?
Научное объяснение этому феномену всепроникающего нарушения в развитии ребенка найдено в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она объясняет, что риск развития раннего детского аутизма существует только для детей, получивших психическую травму в развитии доминантного вектора человеческой психики – звукового.
От природы любому ребенку задан свой уникальный набор векторов, каждый из которых задает детям определенные особенности, качества и свойства психики. Обладатели звукового вектора – природные интроверты, сосредоточенные на своих мыслях и внутренних состояниях. Особо чувствительной зоной маленького звуковика является ухо. Психическую травму такому ребенку могут нанести сильные стрессовые воздействия на его главный сенсор. Например:
громкая музыка
скандалы, крики, разговоры на повышенных тонах
оскорбительные смыслы в речи взрослых.
Риск развития раннего детского аутизма возникает даже тогда, когда негативное воздействие не направлено на ребенка напрямую, а просто происходит в его присутствии. В результате чуткое ухо звуковика начинает болезненно воспринимать даже бытовые шумы (пылесос, фен, слив, звон посуды). Ребенок стремится закрыть уши и закрыться от источника стресса. Постепенно формируется ранний детский аутизм как утрата способности продуктивного взаимодействия с миром снаружи.
Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Поэтому из-за звуковой травмы, как основной причины раннего детского аутизма, возникает всепроникающее нарушение в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. В кожном векторе при раннем детском аутизме это могут быть проявления моторных стереотипий, гиперактивность, тики. В анальном векторе – ступор, страх нового, ритуальность. Такие изменения в поведении при РДА, как разглядывание цветовых пятен или предметов «на просвет», обусловлены искажением в развитии зрительного вектора.
Международный классификатор заболеваний включает много различных форм (видов) раннего детского аутизма. Наиболее известные из них:
Синдром Каннера (развитие раннего детского аутизма наблюдается с рождения или первых лет жизни, в 2/3 случаев сопровождается умственной отсталостью и существенной задержкой развития речи)
Синдром Аспергера (при этой форме раннего детского аутизма развитие речи и интеллект часто сохранны, но наблюдается отсутствие интереса к собеседнику, бедная мимика и жесты)
Атипичный аутизм (в этом случае характеристики нарушения проявляются у человека в более позднем возрасте, поэтому говорить о раннем детском аутизме не совсем корректно).
Большинство тестов по диагностике раннего детского аутизма призваны дать характеристику в первую очередь способности ребенка устанавливать продуктивный контакт с внешним миром. Специалисты понимают, что основная проблема заключается именно в нарушении восприятия ребенком с РДА мира снаружи и ограниченном взаимодействии с ним. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет через призму понимания травмы в звуковом векторе дать научное объяснение причине такого «ухода ребенка в себя» при раннем детском аутизме.
Однако одного понимания недостаточно. Существует ли эффективное лечение аутизма у детей? Что будет более эффективно для ребенка, имеющего синдром раннего детского аутизма: медикаментозное лечение или специальное обучение, коррекционная работа?
Во многом это зависит от той формы раннего детского аутизма, которая диагностирована у ребенка. Несомненно, что при синдроме Ретта может требоваться серьезная медикаментозная помощь. Кроме того, часть детей, страдающих аутизмом, подвержена эпилептическим приступам. В таких случаях без противосудорожных препаратов никак не обойтись.
Однако в большинстве случаев при раннем детском аутизме психиатры массово назначают так называемые корректоры поведения. Современная наука, описывающая аутизм как первазивное нарушение развития, в таких случаях отдает предпочтение специальному обучению и коррекционной работе, а не попыткам «погасить» неблагоприятные поведенческие отклонения с помощью лекарств. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана разработан детальный механизм, как создать благоприятные условия для воспитания и обучения особого ребенка. Эффективная коррекция аутизма требует системно-векторного подхода.
Поскольку аутизм в раннем возрасте формируется у ребенка именно в результате звуковой травмы, важнейшим условием его воспитания является звуковая экология. Говорить с ребенком и в его присутствии следует спокойным, негромким голосом. Из музыки предпочтение следует отдать классической, включать ее лучше так, чтобы она звучала еле слышным фоном.
Постарайтесь максимально оградить ребенка от шума бытовых приборов. Если восприятие вашей речи ребенком затруднено, используйте упрощенные фразы, проговаривая их негромко, четко и внятно.
Аутизм в раннем возрасте может сопровождаться разнообразными поведенческими нарушениями. Конкретные методы коррекционной работы и формы воспитания аутичного ребенка зависят от его врожденного набора векторов. Например:
При наличии у аутичного ребенка кожного вектора, ему необходим четкий режим дня, достаточное количество физических нагрузок и стимуляция его чувствительной кожи (массажи, поглаживания, работа с песком, водой или пластилином). Об этом подробнее читайте здесь.
При наличии у аутичного ребенка анального вектора, ему требуется предсказуемость событий, больше времени для выполнения задачи. Все новое следует вводить постепенно. Подробнее об этом здесь.
Сверхэмоционального обладателя зрительного вектора может заинтересовать игра с калейдоскопом или театр теней, задачи на цвет и формы. Читайте подробнее в статье.
Определить вектора ребенка и получить детальное представление об особенностях подхода к каждому можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Психологическая грамотность и точное понимание векторов ребенка – абсолютная необходимость для каждого педагога или психолога, работающего с проблемой раннего детского аутизма. Но эти знания не в меньшей, а даже в большей мере нужны родителям особого малыша. Ведь базовый психологический комфорт или дискомфорт закладывается именно в семье.
Особое значение имеет психологическое состояние матери: ребенок раннего возраста воспринимает его бессознательно. Если мать несет в себе неосознаваемые психотравмы, напряжена и переживает, развитию ребенка наносится серьезный ущерб. Избавиться от собственных психотравм и «якорей» мамы аутичных детей могут на тренинге. На портале есть результаты о снятии с ребенка диагноза «аутизм» после прохождения тренинга матерью:
Ранний детский аутизм – не приговор. Подарите своему ребенку шанс на реабилитацию, начните с бесплатных онлайн-занятий по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке.
Автор публикации: Евгения Астреинова, психолог
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологииwww.yburlan.ru
На данный момент существует несколько видов аутизма, которые объединены явлением общего нарушения психологического развития личности и адаптацией в условиях современного общества.
Аутизм с общими расстройствами в развитии личности характеризуется явными отклонениями, проявляющимися в социальной жизни, в отсутствии коммуникативных способностей, узком круге постоянных интересов. Такие аномалии поведения присущи всем видам аутизма в не зависимости от сложившейся ситуации.
Детским аутизмом принято считать патологии в развитии и поведении ребенка до достижения им трехлетнего возраста. К ним относят неадекватность в социальной сфере жизни, общении с близкими и незнакомыми людьми, стереотипность поведения с ограниченным набором действий. Помимо данных признаков, дополнительными проявлениями аутизма служат беспочвенные страхи с нарушением сна, приема пищи, необоснованные приступы гнева, агрессивности, которые могут быть направлены на самого себя.
Виды аутизма с атипичными особенностями проявляются в более позднем периоде развития личности и не полностью соответствуют четко выраженным симптомам данного заболевания. Проявления такого аутизма возникают чаще всего у девочек после трехлетнего возраста, имеющих умственные или тяжелые речевые расстройства. Заболевание начинает проявляться частичной или полной утратой речевых функций, а также потерей сложившихся навыков в движении с остановкой социального развития. Отсутствие целенаправленных движений, появление одышки, повторяющиеся движения рук являются особенно выраженными при таком расстройстве развития личности.
Виды аутизма с дезинтегративными расстройствами, как правило, возникают уже в детском возрасте. Они появляются после периода нормального развития ребенка, когда в течение последующих нескольких месяцев исчезают приобретенные до этого момента навыки поведения. В данном случае возникает полная потеря интереса к окружающей обстановке, общению с вышеописанными однотипными движениями и манипуляциями, приводящими к изоляции от внешнего мира. При установлении диагноза руководствуются наблюдением за поведенческими симптомами.
Расстройства гиперактивного характера чаще всего сочетаются с проявлениями умственной отсталости, стереотипности в поведении, нарушениями внимания и увеличением двигательной активности. Лечение стимулирующими препаратами в этом случае не дает желаемого эффекта. С наступлением подросткового возраста активность заметно понижается, сочетаясь с разнообразными нарушениями развития личности. В результате нарушений мозговой деятельности заметными становятся пониженные интеллектуальные способности таких подростков.
Вид аутизма, называемый синдромом Аспергера, представляет собой набор всех признаков существующих видов аутизма. Отличительной особенностью этого заболевания служит отсутствие задержки развития речи с сохранением познавательной функции. Чаще всего лица, имеющие признаки данного синдрома отличаются особой неуклюжестью, проявляющейся на протяжении всей жизни.
К общим расстройствам развития личности, относят также категории с симптомами, соответствующими общим расстройствам психического развития, уточнить которые не представляется возможным из-за противоречивости имеющихся данных.
Вне зависимости от вида или типа аутизма необходимо постоянное наблюдение у специалистов с целью предотвращения появления дальнейших глубоких психических расстройств, грозящих перейти в хроническую стадию заболевания.
kurszdorovia.ru