Абстрактное логическое мышление. Абстрактно понятийное мышление это


Понятийное мышление - Психологос

Понятийное мышление - вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.

Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.

Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением - более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам. А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта.

Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться "в высоких материях", это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей - наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, "удельный вес", "млекопитающие", "сюрреализм"), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют.

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…

Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб...

Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове - мало, три волоса в супе - ужасно.

Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.

Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление "причина - следствие", "цели - средства", "тезис - обоснование - вывод". Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

www.psychologos.ru

Абстрактное логическое мышление

Понятие абстрактно-логического мышления

Познание природных и общественных законов помимо использования ощущений, восприятия и памяти возможно посредством мышления. Мышление представляет собой ступень познания, которая заключается в рациональном, опосредованном познании действительности. Одним из видов мышления, его завершающей стадией в процессе развития человека является абстрактное логическое мышление.

Определение 1

Абстрактно-логическое мышление – это вид мышления, который осуществляется посредством логических операций с понятиями.

Оно является отражением общих связей и отношений, существующих между предметами и явлениями в окружающем мире.

Формы абстрактно-логического мышления

В качестве форм абстрактно-логического мышления выступают:

  1. Понятие – форма, отражающая предмет в качестве одного или группы признаков, которые при этом должны быть существенными и обоснованными. Примером будут такие слова и словосочетания, как «собака», «синеглазая женщина», «абитуриент политехнического вуза».
  2. Суждение – форма, отрицающая или подтверждающая предмет, мир, ситуацию какой-то фразой. Существует два вида суждения: простое («ребенок ест кашу») и сложное («девушка встала, скамья опустела»). При этом второй тип имеет повествовательную форму предложения.
  3. Умозаключение – форма, которая из одного суждения или группы, представляет новое суждение. Она является фундаментом абстрактно-логического мышления.

Признаки абстрактно-логического мышления

Специфические особенности абстрактно-логического мышления характеризуют суть данной формы. К ним относятся:

  • умение владеть и пользоваться понятиями и критериями, не существующими в реальном мире;
  • обобщение и анализ;
  • систематизация полученной информации;
  • необязательность непосредственного взаимодействия с окружающим миром для выявления его закономерностей;
  • формирование причинно-следственных связей.

Применение абстрактного мышления

С рождения дети используют наглядно-действенный тип мышления, затем с полутора лет - конкретно-предметный. Начало развития абстрактного мышления относят к возрасту 5 - 7 лет.

Замечание 1

Все типы мышления сопровождают человека на протяжении его жизни, реализуя и помогая устанавливать простые и сложные связи с окружающей действительностью.

Однако последняя форма представляет собой фундамент обучающего процесса, необходимый для осуществления любой осознанной деятельности. Это касается не только научных видов деятельности, но и бытовых. За счет абстрактного мышления становиться возможным формирование связей между разными событиями, обобщение и распределение опыта, что позволяет выстроить общую картину окружающего мира.

Диагностика и тренировка абстрактного мышления

С целью определения выраженности абстрактного мышления были созданы многочисленные диагностические тесты. Все их делят на три группы:

  1. Тесты на определение типа мышления. Они представляют собой опросники, где необходимо выбрать самое близкое утверждение или работать с изображениями.
  2. Тесты, связанные с выявлением причинно-следственных связей. Подобные методики основаны на том, что даются определенные условия, из которых нужно сделать логически правильный вывод.
  3. Тесты, основой которых является анализ предложенных комбинаций слов. В подобных тестах нужно выявить закономерность, которая стала причиной объединения различных слов.

Абстрактно-логическое мышление представляет собой качество, которое можно развивать. Начинать тренировки следует с раннего возраста, что связано с высокой чувствительностью детей к получению новой информации. С возрастом происходит формирование шаблонов и стереотипов. Весь процесс развития абстрактного мышления включает следующие шаги:

  1. Диагностика изначального уровня абстрактного мышления.
  2. Подбор задач на сообразительность и смекалку.
  3. Применение в качестве упражнений вопросов и заданий из любого теста.

spravochnick.ru

Абстрактное мышление - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июня 2016; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 июня 2016; проверки требуют 5 правок.

Абстрактное мышление - один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании и оперировании ими.

Абстрактное мышление – это один из видов мышления, благодаря которому получается абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом. Абстрактное мышление позволяет сделать шаг вперед каждому человеку, пересечь границу правил и норм, совершать новые открытия. Умение мыслить абстрактно, должно развиваться у человека с самого раннего возраста, и чем активнее оно развито, тем лучше. Ведь представив ситуацию в другом свете и взглянув на нее по-другому, вы сможете оказать себе неоценимую помощь в поиске новых решений и выхода из сложной ситуации.

Возникновение абстрактных понятий[ | ]

Абстрактные понятия ( «число», «материя», «стоимость» и т. д.) возникают в процессе мышления как обобщение данных чувственного познания конкретных предметов и явлений объективной действительности.

Необходимость абстрактных понятий[ | ]

Они включаются в познавательную деятельность человека, направленную на раскрытие общих, существенных связей и отношений вещей. Анализируя и синтезируя уже образованные понятия, человек путем суждений, рассуждений и умозаключений познает новые для него связи и отношения объектов, расширяет и углубляет свои знания о них. Абстрактное мышление особенно тесно связано с языком, что является средством осуществления логических операций, фиксаций их познавательных результатов. Склонность к абстрактному мышлению может выступать как типологическая особенность человека.

См. также[ | ]

encyclopaedia.bid

Что такое абстрактное мышление?

Лучший ответ

NEL Мудрец (13308) 6 лет назад

Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение» , введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) .

Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:

* Абстракция — процесс, то же что и «абстрагирование»* Абстракция — «абстрактное понятие» , «абстракт» , результат абстрагирования.

Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, могущую олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).

Источник: Википедия

Абстрактное мышление: П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия ...

Слова языка закреплялись за теми или иными представлениями, абстракциями, что позволяло репродуцировать их содержательное значение вне ...http://society.polbu.ru/alekseev_philosophy/ch42_all.html

Остальные ответы

Владимир Павлек Просветленный (28481) 6 лет назад

Абстрактное мышление - это мышление с помощью абстрактных понятий.

Что такое абстрактное понятие NEL, в принципе, объяснил. Я просто хочу привести несколько примеров, чтобы внести ясность.

Лучшими примерами, наверное, будут:Во-первых - числа. Само понятие числа - полная абстракция, да и практически все матеатические понятия - точка, треугольник и т. п. - тоже. То есть решение любой математической задачи - пример, абстрактного мышления.

Во-вторых - платоновские идеи. Например, у вас дома есть стол. Это вполне конкретная вещь. И у меня дома есть стол - тоже конкретная вещь. Есть много совершенно разных столов, но мы прекрасно понимаем, что все они именно столы, а не что-то другое. Это происходит потому, что у каждого из нас есть понятие, образ, идея стола, которая никак не связана с каким-либо конкретным столом. Вот эта идея стола - абстракция, ее не существует (Платон, правда верил, что существует, но мы сейчас не о нем, а об абстракциях) , нам даже очень тяжело объяснить, что такое стол, почему совсем разные предметы (круглые, квадратные, деревянные, железные) называются одним словом "стол", но когда мы видим перед собой любой стол, мы сразу понимаем, что это такое.

Так вот, если мы размышляем о вашем или моем столе (из чего он сделан, например) - это конкретное мышление, а если, пытаемся дать общее определение стола, то мы мыслим абстрактно.

*SPACE* Искусственный Интеллект (236921) 6 лет назад

Абстрактное мышление - это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, ·находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на·практике.

Этот уровень довольно развит у современных людей, так как он·работает на науку, занимающую очень много места в нашей жизни. ·Наиболее сильно он развит у физиков и математиков. У ребенка·абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что·облако - это дракон. Если полководец, задумывая битву, расставляет на·столе картофелины, а потом ее выигрывает по этому плану, то это уже·успешный перевод решения, найденного на абстрактном уровне, на·физический план. Любые уравнения с неизвестными решаются только при·наличии некоторой степени абстрактного мышления. Сам язык - уже набор·символов, ведь слово "корова" и реальная корова - очень разные вещи, а·человек научился многим успешным операциям с помощью выработанных·символов и обозначений. В эмоциональном крике обезьяны, ·предупреждающем об опасности, есть эмоциональная энергия, довольно·непосредственно передающая информацию о каком-нибудь тигре. А вот если·два человека говорят о методах дедукции и индукции, при этом не теряя·связь в своем уме с теми объектами, которые подчинены законам индукции·и дедукции, то это - правильно работающее абстрактное мышление, совсем·отсутствующее у животных.. .

....

Положительные эмоции, вызванные в ответ на улыбку, позволяют человеку шире смотреть на вещи. Таким образом, улыбающийся собеседник или фотография смеющихся детей на рабочем столе помогают работе, стимулируя абстрактное мышление.

Апарна Лабру (университета Чикаго) и Ванесса Патрик (университета штата Джорджия) нашли взаимосвязь позитивными эмоциями и процессом принятия решений. Специалисты в области маркетинга и изучения спроса провели ряд экспериментов на студентах. Заставляя людей вспоминать светлые или темные эпизоды из жизни, они изучали изменения в поседении и мышлении. Хорошие воспоминания стимулировали в участниках исследования абстрактное мышление. При решении различного рода задачек они переставали обращать внимание на досадные мелочи и пытались мыслить перспективно.

«Хорошее настроение позволяет нам мысленно дать себе передышку, посмотреть на ситуацию со стороны и осмыслить ее заново. Плохое настроение, наоборот, заставляет вас думать очень конкретно и принять в конечном счете недальновидное решение» , - подчеркивают авторы научной работы, опубликованной в ноябрьском выпуске журнала «Потребительские исследования» .

Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Положительные эмоции - своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Они способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта.

Исследователи считают, что необходимо окружать себя вещами, которые вызывают позитивные эмоции.

Нужно помнить, что подавленные эмоции вредят организму, потому что на удерживание их в подсознании затрачивается много энергии. Человек одновременно обделяет себя энергией, которая может понадобиться для каких-то созидательных целей и значительно ослабляет свой организм.

xn----7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai

Абстрактное мышление понятие. Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно

Как начался спор о разных способностях, к математике, логике, анализу и другим сложным вещам, встретился один из самых сложных терминов в нашей беседе - абстрактное мышление. Его с чем только не сравнивают, чем только не объясняют, к чему не прикладывают. И с чем только не путают.

А вы знаете и понимаете, что такое абстрактное мышление? Почему его так многие путают с логикой, памятью и другими интересными вещами? Я как-то умом понимаю, что это, но с формулировками у меня тоже бывают сложности. Вики говорит нам: "Абстрактное мышление - один из видов человеческого мышления, который заключается в образовании абстрактных понятий и оперировании ими." Ну и как? Легче стало от этой формулировки? :-)

И дальше: "Абстрактные понятия («число», «материя», «стоимость» и т. д.) возникают в процессе мышления как обобщение данных чувственного познания конкретных предметов и явлений объективной действительности."Ну да, уже лучше.

Мне подруга как-то ответила на этот вопрос простым примером: "Ребенок, у которого нет абстрактного мышления, "десять" понимает, а "десять яблок" - не понимает".Это само по себе понятно, но у меня не очень стыкуется с тем, что написано выше (списано из викисловаря).

Я как раз по дороге в школу зрения читала дискуссию в жж о том, кому о чем думается хорошо. И решила спросить у невролога. Он там сидит, в этой школе, и любит отвечать на каверзные вопросы. Я решила, что он - отличный кандидат для этого вопроса, потому что он сам часто этот термин использует. Невролог сказал, что абстрактное мышление нужно нам для того, чтобы обращаться с явлениями, о которых мы не получаем достаточно информации, чтобы "разобрать" их умом. Все, что зыбко, туманно и непонятно, для нас упаковывает в какие-то приемлемые образы абстрактное мышление. И оно же вступает в силу, когда мы пытаемся выразить свои чувства и эмоции. Это - тоже очень хлипкая и туманная часть реальности, которую трудно понять, систематизировать, описать, обсудить. А хочется. Вот тут наша способность абстрактно мыслить подбирает образы и описания, тому, что выразить и сказать словами нельзя.

Пожалуй, это описание мне понравилось больше всех, до сих пор услышанных и прочитанных. Но остался вопрос с математикой, логикой и анализом. Правда ли, что абстрактное мышление помогает понимать математику? И если да, то почему?

Мой невролог сказал, что - нет, понимать - не помогает. Понимать помогает подача информации (понятная, простая, прямолинейная), и нужное количество информации. Если человек чего-то не понимает в примере, значит ему не хватает информации, знаний, помогающих этот пример решить. Если он все знает, нужное для решения задачи, он приходит свои знания, и решит.

А вот в чем абстрактное мышление помогает, так это - справиться с эмоциональными тупиками. Потому что у каждого человека есть такая фаза, когда знания у него уже есть, но он еще не сообразил, как их приложить. Это - отсутствие опыта, отсутствие решимости, отсутствие навыков по комбинированию и прикладывания всего ко всему. И чтобы не впасть в ступор при первой же неудаче, расслабиться, вздохнуть, и подумать, что тут не так, что с этим можно сделать - помогает способность разобраться в своих чувствах. Понять и осознать свое эмоциональное состояние, повлиять на него, расслабиться, принять ситуацию. Начать размышлять о ней - отчасти оторвавшись от точного примера и желания немедленно получить правильную цифру.

Кстати, привычка дорисовывать в уме то, что на самом деле не видишь и не слышишь - оказывается тоже считается плодом абстрактного мышления. И это - очень полезно.Сейчас врачи придают большое значение этой способности. Я уже писала о том, как я прохожу в последнее время тесты на зрение. Сначала зрение замеряют объективными методами. Диоптрии и прочее можно замерить аппаратом, и все, что я вижу криво, косо и неровно - это результат физических искривлений и изменений. Сделав скан сетчатки можно спроецировать через нее все, что преломляется в глазу, и врач увидит мир моими глазами, во всей его кривизне. При этом, когда я должна зачитывать буквы, сидя в нужном количестве метров от таблицы, я угадываю намного больше, чем должна бы. И что-то в моей голове заставило меня видеть со временем кривые линии более прямыми. И - что главное - это считается! Все выкрученное любыми невесть какими методами, включая увиденное ушами, носом, интуицией и каким-нибудь шестым чувством - считается! Опознал увиденное - значит опознал!У них даже есть любимая фраза там, которую они все время повторыют: "Bestanden ist bestanden"- ("Кто сдал экзамен, тот сдал"). Типа - "неважно как".:-)

А может быть и в науках как-то так можно? Что-то не понять умом, но дочувствовать другим каким-то местом? :-)

Смотрите так же:

4.5. Мышление

Понятие мышления. Познание окружающего мира идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин).

Ощущения, восприятие, память – это первая, присущая большинству животных ступень познания, дающая лишь внешнюю картину мира, непосредственное, «живое созерцание» действительности. Но иногда чувственного познания недостаточно для получения полной картины какого-либо явления или факта. Именно здесь приходит на помощь мышление, которое помогает познанию законов природы и общества. Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.

Мышление – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. Ступень абстрактного мышления (см. ниже) свойственна только человеку.

Мышление – более высокая ступень познания, это ступень рационального, опосредованного познания действительности, условие разумной практической деятельности. Истинность такого познания проверяется практикой. Мышление – это всегда процесс решения задачи, поиска ответов на вопрос или выхода из создавшейся ситуации.

Не все задачи требуют мышления. Например, если способ решения поставленной перед человеком задачи давно и хорошо им усвоен, а условия деятельности привычны, то для того, чтобы справиться с нею, вполне достаточно памяти и восприятия. Мышление «включается» при постановке принципиально новой задачи или при необходимости использовать накопленные ранее знания, умения и навыки в новых условиях.

Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности в ее наиболее существенных связях и отношениях, происходящее в единстве с речью.

Особенности мышления состоят в следующем.

1. Решение задач опосредованным путем, т. е. таким способом, при котором используются разнообразные вспомогательные приемы и средства, рассчитанные на получение нужных знаний. Человек прибегает к помощи мышления тогда, когда непосредственное познание либо невозможно (люди не воспринимают ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи, химический состав звезд, расстояние от Земли до других планет, физиологические процессы в коре головного мозга и т. п.), либо в принципе возможно, но не в современных условиях (археология, палеонтология, геология и т. п.), либо возможно, но нерационально. Решить задачу опосредованным путем – это значит решить ее в том числе и с помощью мыслительных операций. Например, когда, проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые, а на земле – лужи, он делает умозаключение: ночью шел дождь. Человек непосредственно не воспринимал дождь, а узнал о нем косвенным путем, через посредство других фактов. Другие примеры: о наличии в организме больного воспалительного процесса врач узнает, используя дополнительные средства – термометр, результаты анализов, рентгена и т. п.; учитель может оценить степень прилежания ученика по его ответу у доски; узнать, какова температура воздуха на улице, можно по-разному: непосредственно, высунув руку в форточку, и опосредованно – с помощью термометра. Опосредованное познание предметов и явлений осуществляется при помощи восприятия других предметов или явлений, закономерно связанных с первым. Эти связи и отношения обычно скрыты, их нельзя воспринимать

shefield.ru