7. АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
7.1. Сущность и основные этапы абстрактно-логического метода
Абстрактно-логический метод исследования - это изучение сущности явления и процессов путем абстрактных логических рассуждений. Абстракция - это отвлечение или удаление от некоторых характеристик исследуемых объектов.
Этот метод исследования включает:
наблюдение за общественной и целесообразной деятельностью людей, направленной на преобразование природы и общества;
научную абстракцию с использованием приемов анализа, синтеза и аналогии, индукции и дедукции и др;
теоретические выводы с определением понятий, категорий и законов, отображающих развитие процесса, использование полученных результатов для практических целей.
Абстрактно-логический метод исследования широко используют для изучения сущности явления в том случае, когда невозможно применение эксперимента. Критерием подлинно научной абстракции служит практика.
Перед началом изучения общественного явления на основе предварительно накопленных фактов, прибегают к рабочей гипотезе (одной или нескольким). Гипотеза - это обоснованное научное предположение о закономерной причинной связи, вызывающей определенные факты или явления. От выдвижения рабочей гипотезы, ее правильности зависят результаты всего исследования. Правильность рабочей гипотезы проверяется путем вывода из нее ряда следствий и сопоставления их с действительностью. Если следствия подтверждаются наличием предварительных фактов, то такая гипотеза может быть принята в качестве рабочей.
Следовательно, основными этапами абстрактно-логического метода являются:
Наблюдение, то есть восприятие человеком эмпирических или абстрактных наблюдений;
Выдвижение гипотезы;
Доказательство гипотезы;
Подтверждение гипотезы новыми фактами.
В результате проверки гипотеза становится научной теорией или в нее вносятся изменения, или отвергается, если не подтверждается реальностью. Критерием истинности каждой гипотезы является практика. Гипотеза может быть доказана с помощью статистического наблюдения и изучения действительных процессов, происходящих в экономике; специально поставленных экономических экспериментов, а также совокупности логических приемов и машинной имитации.
7.2. Совокупность научных приемов абстрактно-логического метода
Абстрактно-логический метод исследования, приобретающий с развитием науки все большее значение, включает следующую совокупность научных приемов: индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, сопоставлений, восхождения от абстрактного к конкретному, системно-структурный, формализации, моделирования, прогнозирования.
Приемы индукции и дедукции.
Индукция (наведение) представляет собой способ изучения явления, в процессе которого от отдельных фактов, единичных случаев совершается переход к общим положениям, к обобщениям и утверждениям. При таком логическом умозаключении отдельные факты как бы наводят на общее положение. При познании экономических процессов индукция выступает в единстве с дедукцией (выведением). Дедукция - логическое умозаключение на основе перехода от общих суждений (доказательств) к частным.
Приемы анализа и синтеза
Анализ - представляет собой мысленное разложение или расчленение процессов на составляющие части, элементы с целью определения их места, роли и функций в целом объекте и установления взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Экономический анализ - система взаимосвязанного, комплексного изучения хозяйственной деятельности предприятий (хозяйств) и объединений с целью объективной оценки эффективности результатов их работы, выявления и использования имеющихся внутрихозяйственных ресурсов. Анализ - это сложный исследовательский процесс, включающий не только изучение сущности явлений и закономерностей их развития, но и использование полученных выводов в практике. Синтез - это мысленное составление целостного объекта из его частей. Анализ и синтез выступают в аналитическом процессе в их единстве. Без анализа нет синтеза, как синтеза без анализа. Вместе взятые они служат мощным средством познания. Аналитические материалы помогают вскрыть не только поверхностные явления, внутреннюю структуру объекта, но и вскрыть глубинные процессы, дать развернутую характеристику объекта явления.
Прием аналогии
Прием аналогии - это прием научного познания, когда на основе сходства двух или нескольких признаков изучаемого явления делается вывод о сходстве других признаков и свойств. Для повышения достоверности выводов необходимо, чтобы аналогия базировалась на большом количестве существенных общих признаков и связи между ними были довольно тесными. Установление взаимосвязи с помощью приема аналогии требует дополнительной проверки в общественной практике (с помощью логических выводов или специального опыта).
Прием сопоставлений
Сопоставление - это прием, при котором выявляются различия во вновь сформулированных экономических категориях с ранее установленными, а также фактических данных с нормативными, плановыми и т.д.
Прием восхождения от абстрактного к конкретному
Восхождение от абстрактного к конкретному - синтетически-логический прием, в результате которого раскрывается вся совокупность различных отношений и формулируются закономерности связи и развития изучаемой совокупности. Первое требование приема восхождения от абстрактного к конкретному - строгое соблюдение основных законов логики. Второе, более важное требование - соблюдение единства исторического и логического, то есть любое явление может быть верно познано при условии, если оно изучается в историческом развитии. И последнее требование приема - установленные закономерности развития явления должны проверяться практикой. Практика - это критерий истины.
Системно-структурный прием
Системно - структурный прием - это комплексное изучение явления как единого целого. При этом приеме сложное общественное явление расчленяется на составные части, характеризующие социально-экономические свойства системы, на подсистемы, связанные между собой как горизонтальными, так и вертикальными воздействиями и имеющие системные объекты с входом, процессом, выходом, обратными связями и ограничениями, на определенную иерархию подсистем; выявляется структура составных частей, элементов, форм организации и их функции; определяются возможные параметрические показатели отдельных структурных единиц сложного явления, несводимость целого к своим частям, а также объективные тенденции, отражающие различные стороны развития общественного явления.
На основе этого приема разработаны принципы организации производственных процессов и работ: пропорциональность, согласованность, непрерывность, ритмичность, синхронность, стандартизация материальных условий, типизация трудовых процессов.
Приемы формализации и моделирования
Любой процесс познания связан с формализацией. Суть этого приема состоит в том, что при изучении исследователь отвлекается от конкретного содержания изучаемых явлений, рассматривает их в правильном общем виде, исходя из законов диалектической логики. Поэтому обобщенная сущность явления всегда представляет собой определенный уровень формализации. Из существа этого приема вытекает использование при научных разработках логических выводов и обоснований, различных схем, формул, символики, абстрактно-логико-математических и знаковых моделей и т.д.
Моделирование - это прием научной абстракции, при котором на основании проведенного системно-структурного анализа формируется модель, которая отражает общественное явление в целом со всеми свойствами, взаимосвязями, поведением отдельных структурных частей, структурными функциональными параметрами, математическими выражениями описываемых характеристик объема. Модели бывают функциональными, отражающие поведение объекта. При разработке таких моделей, используется прием, получивший название "черного ящика". В этом случае содержание модели неизвестно, но описаны все входы и выходы системы с определением необходимых параметров. Модели с конкретными числовыми характеристиками составных частей явления, его сущности, взаимосвязей и выраженными в виде математических формул называют числовыми (математическими). Модели, записанные с помощью логических выражений, называют логическими, а с помощью графиков - графическими.
Прием прогнозирования
Прогнозирование - это аргументированное представление о возможных путях развития изучаемого явления, предсказание будущего на основании глубокого изучения предистории и развития явления в настоящее время. При прогнозировании применяют два способа решения вопроса: поисковый и нормативно-целевой. Поисковый (или генетический) способ основан на выявлении зависимостей между отдельными явлениями, сформулированными в математических формулах. Нормативно-целевой способ базируется на использовании данных анализа, данных информационной службы, специальных анкет, нормативных и экспертных оценок, балансовых расчетов.
7.3. Использование абстрактно-логического метода при изучении конкретных проблем экономики сельского хозяйства
Использование абстрактно-логического метода при изучении конкретных проблем экономики сельского хозяйства рассмотрим на примере разработки темы "Организация производственных процессов в животноводческих отраслях". За исходное начало при познании сущности этой темы должно быть принято "Разделение труда на предприятии", как общее состояние общественного труда, рассматриваемого с его вещественной стороны в качестве труда, производящего необходимые продукты.
Производственные процессы организуются на фермах, в бригадах, звеньях и группах как особых формах кооперации труда. В соответствии с этим раскрывается целесообразность бригадно-звеньевой системы организации. При анализе разделения труда и форм его кооперации выявляют общие принципы организации рабочих процессов в бригадах и звеньях: пропорциональность, согласованность, непрерывность, ритмичность, синхронность, качественность и другие, их связь с основной целью организации работ - высокой производительностью труда. Затем освещается наиболее рациональная организация отдельных работ при разных системах содержания скота на животноводческих фермах с учетом целесообразной организации рабочих мест. В заключение разрабатываются распорядки рабочего дня по каждой ферме при односменной и двухсменной работе, пятидневной рабочей неделе. В распорядках рабочего дня синтезируются основные формы разделения труда и основные принципы организации работ. На стадии восхождения от абстрактного к конкретному широко используются статистические группировки (влияние различных форм разделения труда, основных принципов организации производственных процессов, разных систем организации отдельных работ, сменности на производительность и оплату труда, себестоимость работ и др.).
Таким образом, логическая схема при изучении организации производственных процессов в животноводстве приобретает такой вид:
Разделение труда
↓
Формы разделения труда
↓
Формы кооперации труда
↓
Основные принципы организации производственных процессов
↓
Организация отдельных работ с учетом основных систем содержания скота
↓
Распорядок рабочего дня при различной сменности
В этой схеме каждый этап заканчивается разработкой практических мероприятий, применение которых будет способствовать лучшей организации производственных процессов.
8. МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Монографический метод - глубокое изучение и подробное описание хозяйственной деятельности отдельных единиц из всей совокупности исследуемых объектов (хозяйств, промышленных предприятий, районов, отраслей, НИИ, проектно-конструкторских организаций). Монографическое исследование дополняет и углубляет разработку крупных научных проблем, связанных с массовым обследованием или со всей совокупностью объектов (явлений). Обобщение опыта передовых хозяйств (предприятий), объединений и районов становится не только средством познания реальной действительности, но и радикального преобразования организации производства.
К рабочим приемам разработки и анализа материалов монографических исследований относят:
Предварительное знакомство с итогами работы предприятий;
Аналитическая обработка полученных данных, то есть проводят анализ хозяйственной деятельности уровня развития сельскохозяйственного производства с использованием системы экономических показателей. Аналитическая обработка основывается на группировках; на исчислении средних и относительных величин; на сопоставлении балансов; на дисперсионном анализе; на построении таблиц, графиков и т.д.;
Сравнение анализируемых данных с показателями плана, предшествующих периодов, средними по району, области и т.д.;
Обобщение результатов разработки исследований, то есть выявление прогрессивных методов ведения производства и разработка предложений по внедрению передового опыта в других хозяйствах.
9. БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
9.1. Сущность и понятие балансового метода
Балансовый метод исследования используется для обеспечения пропорциональности на всех стадиях прогнозирования и планирования, а также при анализе для выявления взаимосвязи между экономическими показателями. Этот метод исследования позволяет взаимно увязать материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их использование, выявить пропорции и взаимосвязи между ними в процессе воспроизводства.
Балансовый метод широко применяется при изучении использования основных фондов и рабочей силы, при анализе финансового состояния предприятия, объединения и отрасли (наличие, расходование оборотных средств и источников их образования, расчеты с дебиторами и кредиторами) и т.д.
Баланс - это экономическая таблица, которая состоит из двух равновеликих совокупностей показателей - актива (приход) и пассива (расход). Он должен обеспечить равенство (равновесие) объема ресурсов и потребностей.
uchebana5.ru
Абстрактно-логический метод исследования, приобретающий с развитием науки все большее значение, включает следующую совокупность научных приемов: индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии, сопоставлений, восхождения от абстрактного к конкретному, системно-структурный, формализации, моделирования, прогнозирования.
Приемы индукции и дедукции.
Индукция (наведение) представляет собой способ изучения явления, в процессе которого от отдельных фактов, единичных случаев совершается переход к общим положениям, к обобщениям и утверждениям. При таком логическом умозаключении отдельные факты как бы наводят на общее положение. При познании экономических процессов индукция выступает в единстве с дедукцией (выведением). Дедукция - логическое умозаключение на основе перехода от общих суждений (доказательств) к частным.
Приемы анализа и синтеза
Анализ - представляет собой мысленное разложение или расчленение процессов на составляющие части, элементы с целью определения их места, роли и функций в целом объекте и установления взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Экономический анализ - система взаимосвязанного, комплексного изучения хозяйственной деятельности предприятий (хозяйств) и объединений с целью объективной оценки эффективности результатов их работы, выявления и использования имеющихся внутрихозяйственных ресурсов. Анализ - это сложный исследовательский процесс, включающий не только изучение сущности явлений и закономерностей их развития, но и использование полученных выводов в практике. Синтез - это мысленное составление целостного объекта из его частей. Анализ и синтез выступают в аналитическом процессе в их единстве. Без анализа нет синтеза, как синтеза без анализа. Вместе взятые они служат мощным средством познания. Аналитические материалы помогают вскрыть не только поверхностные явления, внутреннюю структуру объекта, но и вскрыть глубинные процессы, дать развернутую характеристику объекта явления.
Прием аналогии
Прием аналогии - это прием научного познания, когда на основе сходства двух или нескольких признаков изучаемого явления делается вывод о сходстве других признаков и свойств. Для повышения достоверности выводов необходимо, чтобы аналогия базировалась на большом количестве существенных общих признаков и связи между ними были довольно тесными. Установление взаимосвязи с помощью приема аналогии требует дополнительной проверки в общественной практике (с помощью логических выводов или специального опыта).
Прием сопоставлений
Сопоставление - это прием, при котором выявляются различия во вновь сформулированных экономических категориях с ранее установленными, а также фактических данных с нормативными, плановыми и т.д.
Прием восхождения от абстрактного к конкретному
Восхождение от абстрактного к конкретному - синтетически-логический прием, в результате которого раскрывается вся совокупность различных отношений и формулируются закономерности связи и развития изучаемой совокупности. Первое требование приема восхождения от абстрактного к конкретному - строгое соблюдение основных законов логики. Второе, более важное требование - соблюдение единства исторического и логического, то есть любое явление может быть верно познано при условии, если оно изучается в историческом развитии. И последнее требование приема - установленные закономерности развития явления должны проверяться практикой. Практика - это критерий истины.
Системно-структурный прием
Системно - структурный прием - это комплексное изучение явления как единого целого. При этом приеме сложное общественное явление расчленяется на составные части, характеризующие социально-экономические свойства системы, на подсистемы, связанные между собой как горизонтальными, так и вертикальными воздействиями и имеющие системные объекты с входом, процессом, выходом, обратными связями и ограничениями, на определенную иерархию подсистем; выявляется структура составных частей, элементов, форм организации и их функции; определяются возможные параметрические показатели отдельных структурных единиц сложного явления, несводимость целого к своим частям, а также объективные тенденции, отражающие различные стороны развития общественного явления.
На основе этого приема разработаны принципы организации производственных процессов и работ: пропорциональность, согласованность, непрерывность, ритмичность, синхронность, стандартизация материальных условий, типизация трудовых процессов.
Приемы формализации и моделирования
Любой процесс познания связан с формализацией. Суть этого приема состоит в том, что при изучении исследователь отвлекается от конкретного содержания изучаемых явлений, рассматривает их в правильном общем виде, исходя из законов диалектической логики. Поэтому обобщенная сущность явления всегда представляет собой определенный уровень формализации. Из существа этого приема вытекает использование при научных разработках логических выводов и обоснований, различных схем, формул, символики, абстрактно-логико-математических и знаковых моделей и т.д.
Моделирование - это прием научной абстракции, при котором на основании проведенного системно-структурного анализа формируется модель, которая отражает общественное явление в целом со всеми свойствами, взаимосвязями, поведением отдельных структурных частей, структурными функциональными параметрами, математическими выражениями описываемых характеристик объема. Модели бывают функциональными, отражающие поведение объекта. При разработке таких моделей, используется прием, получивший название "черного ящика". В этом случае содержание модели неизвестно, но описаны все входы и выходы системы с определением необходимых параметров. Модели с конкретными числовыми характеристиками составных частей явления, его сущности, взаимосвязей и выраженными в виде математических формул называют числовыми (математическими). Модели, записанные с помощью логических выражений, называют логическими, а с помощью графиков - графическими.
Прием прогнозирования
Прогнозирование - это аргументированное представление о возможных путях развития изучаемого явления, предсказание будущего на основании глубокого изучения предистории и развития явления в настоящее время. При прогнозировании применяют два способа решения вопроса: поисковый и нормативно-целевой. Поисковый (или генетический) способ основан на выявлении зависимостей между отдельными явлениями, сформулированными в математических формулах. Нормативно-целевой способ базируется на использовании данных анализа, данных информационной службы, специальных анкет, нормативных и экспертных оценок, балансовых расчетов.
megalektsii.ru
Следует различать объективную логику, историю развития объекта и методы познания этого объекта – логический и исторический. Объективно-логическое – это общая линия, закономерность развития объекта, например, развитие общества от одной ОЭФ к другой.
Объективно-историческое – это конкретное проявление данной закономерности во всем бесконечном многообразии ее особенных и единичных проявлений. Например, реальная история всех стран и народов со всеми их неповторимыми судьбами. Из 2х сторон объективного процесса вытекают 2 метода познания – исторический и логический.
При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени (со всеми зигзагами и случайностями его развития), при логическом она отражает реальный процесс, очищенный от случайностей и взятый в его существенных закономерностях. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния.
Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику с того, с чего начиналась ее история - с арифметики, а Маркс рисует логическим методом картину капитализма, начиная с того, откуда капитализм берет свое начало исторически - с товара.
При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному. На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли. Теперь встает на очередь следующая задача - воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. Именно такой путь от общих абстракций товара, денег и т.д. до целостной, богатой картины капитализма проделывает Маркс в "Капитале". При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.
Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход.
C точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь. Признание взаимосвязи всех сторон каждого явления и вещи означает системный подход к объектам.
С точки зрения диалектики, каждая вещь представляет собой целостную систему связей и отношений между элементами, характеризующуюся рядом свойств:
системе как целому присущи новые свойства по сравнению со свойствами составляющих ее элементов;
определить характеристики элемента можно только тогда, когда он рассматривается как часть данной системы, так как он теряет их, если выходит за рамки этой системы;
между элементами системы существуют отношения взаимозависимости и соподчинения, при этом система характеризуется связями разного рода: генетическими, функциональными и т. д.;
в системе выделяется определяющий тип связи, образующий ее структуру, которая обеспечивает устойчивость системы.
Итак, система - динамическое образование, характеризующееся единством противоположностей - постоянством и изменчивостью. Понятие системы вводится потому, что нельзя сложные, многоуровневые связи предметов и процессов представить в виде простого линейного причинно-следственного ряда.
Связи по форме и характеру проявления: функциональные и генетические.
Системный подход усложняет процесс познания, потому что предмет рассматривается многомерно, но только так и возможно вскрыть объективные законы его развития.
В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней.
Особое место в методологии науки занимают методы построения и обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:
а) структурным: как устроен мотор;
б) функциональным: как действует мотор;
в) причинным: почему и как он работает.
Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей С. п. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов - глобальные системы. Выделение особого класса систем - информационных и управляющих - послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы С. п. получают распространение особенно в связи с задачами оптимального экономического планирования.
studfiles.net
Метод - способ воссоздания объекта исследования в мышлении. Среди многих остановимся на абстрактно-аналитическом методе и методе “целое-часть”.
Абстрактно-аналитический метод предполагает мысленное расчленение объекта исследования на противоположные стороны. Приведем пример, заимствованный из обычного учебника по политической экономии4. Небольшую часть оглавления мы изложим в виде таблицы, где в левой части будем записывать правила умозаключения, а в правой - этапы исследований. Из таблицы хорошо видно, что они строго соответствуют друг другу. Определение плана как категории дается на с.125.
Таблица 1
Правила умозаключения | Пример |
1. Фиксация объекта исследования | Глава 2. Планы и решения экономических объектов |
2. Фиксация единичного | План - одно из требований, не отделимых от всякой акции, затрагивающей будущее |
3. Раздвоение единичного на противоположности | Раздел 1. Микрорешение Раздел 2. Макрорешение |
4. Единство противоположностей | Раздел 3. Проблемы, относящиеся к решению |
Экономическая теория не может обойтись без привлечения исторического материала для мысленного воспроизводства объекта. Использование исторического материала составляет суть метода единства исторического и логического - частного случая абстрактно-аналитического метода. Рассмотрим пример, который также взят из учебника5.
Таблица 2
Правила умозаключений | Пример |
1. Фиксация объекта исследования | Раздел 1. Становление экономической науки |
2. Выявление предшествующего явления | Параграф 1. Донаучная фаза: от возникновения до 1750 г. |
3. Различие объекта исследования и предшественника | Параграф 2. Рождение экономической науки (1750-1870 гг.) |
4. Выявление ведущего звена в исторической эволюции | А) Физиократы Б) Классическая английская школа |
В экономической теории эффективным является воссоздание объекта путем логического развития категорий, отражающих некоторый элемент исследуемого явления. Этот метод называется восхождением от абстрактного к конкретному. Проиллюстрируем этот метод оглавлением учебника6.
Таблица 3
Правила умозаключений | Пример |
1.Фиксация объекта исследования | Общее введение: Экономическая деятельность в масштабах страны |
2. Исследование относительно прос-того элемента | Часть 1. Национальный продукт |
3. Анализ существенного процесса | Тема 1. Образование национального продукта |
4. Исследование формы проявления существенного процесса | Часть 2. Национальный доход: его распределение |
5. Рассмотрение общих закономерностей в особенных сферах экономической деятельности. | Часть 3. Национальные расходы |
Абстрактно-аналитический метод, метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному так или иначе характеризуют диалектический подход к действительности. Недиалектическое мышление может быть представлено в качестве метода “целое-часть”. Этот метод предполагает воссоздание объекта исследования путем анализа динамических характеристик отдельных элементов целостной системы (например, экономика в целом представляется как система экономических агентов). В этом методе замечательно то, что предполагается некоторое тождество между целым и его частью, так что воздействие на целое, некоторую сущность может проявляться одновременно в разных частях целого. Примером метода “целое-часть” может служить производственная функция, сквозное рассмотрение какого-либо вопроса у представителей различных школ экономических теорий, случай, когда наибольшее изменение в одном из элементов системы ведет к качественному преобразованию всей системы.
studfiles.net
Цель:исследование уровня развития абстрактного, логического мышления.
Вводные замечания.
Одним из старых способов исследования развития логического мышления является «Тест числового ряда», предложенный Липпманом и прошедший массовую проверку при отборе новобранцев в американскую армию (1917). Показателем степени развития абстрактного мышления является количество правильных решений, т. е. количество найденных закономерностей.
Стимульный материал и оборудование.
Таблицы с числовыми рядами (см. приложение 10).
Секундомер, чистый лист бумаги, ручка.
Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта. Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.
Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рассуждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.
Инструкция испытуемому.
Инструкция №1. «Вам предлагается несколько рядов чисел. Эти ряды чисел составлены по определенному правилу. Вы должны самостоятельно продолжать ряд, проставив в пробелы указанное количество новых чисел. Время выполнения ограничено и составляет 5 минут».
Инструкция №2. «Вам опять необходимо самостоятельно продолжать ряд, приписав к нему 2 или 3 новых числа. При этом вам необходимо рассуждать вслух о возможных закономерностях. Время выполнения не ограничено».
Обработка результатов.
1. Полученные результаты заносятся в табл. 3.
2. Сравните ответы испытуемого с ключом и подсчитайте количество правильных ответов.
3. Определите уровень развития логического мышления испытуемого, взяв за основу количественные показатели, полученные по группе в целом.
4. Опираясь на сделанные записи, попытайтесь обнаружить основные этапы мыслительного процесса испытуемого.
5. Сопоставьте данные первой и второй частей исследования.
6. На основании полученных материалов опишите общие и индивидуальные особенности процесса мышления членов вашей группы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение абстрактного мышления?
2. Могут ли результаты данной методики свидетельствовать об уровне развития логического мышления испытуемого в целом?
3. Укажите трудности, связанные с применением метода размышления вслух для описания мыслительного процесса.
Лабораторная работа № 6
cyberpedia.su
Основанный на формах и законах мышления, логический метод включает в себя способы и средства изучения и объяснения. Может применяться и применяется к изучению самых разных дисциплин. Логический метод в диалектике совпадает с материалистическим в теории познания, а формальный, например, является специальным методом в освоении правовой действительности и многих других областей знания.
Благодаря своим специальным особенностям и возможностям, правовая почва является наиболее благоприятной для приложения и использования логики. Поскольку здесь наблюдается формально определённая, последовательная и строго фиксированная система, включающая массу определений законодательного плана, отвечающих правилам установления понятий (через ближайший род, видовое отличие, генетическое определение, через описание указаний и так далее), логический метод в области права себя полностью проявляет. Каждый закон логики - противоречия и тождества, достаточного основания, исключённого третьего - отражает главные особенности этого метода. Основные процессы и процедуры (прежде всего правоприменительный и правотворческий процессы) выстраиваются строго соответственно формам мышления - правилам оперирования умозаключениями, суждениями, понятиями.
Логический метод применяется уже на этапе главных определений: юридическая норма - суждение, отвечающее всем требованиям суждения вообще, а применение права к ситуации или конкретному человеку - силлогизм, то есть дедуктивное умозаключение, где правовая норма - главная посылка, данный к рассмотрению случай - посылка меньшая, а решением по этому делу является вывод. С самых древних времён находятся в арсенале юриспруденции аналогии, приёмы доказательства и логические операции. Использовать логический метод исследования при изучении и объяснении права просто необходимо. Только таким способом можно избежать противоречий в законодательном выстраивании эффективной системы права, где позитивное (существующее) право согласовано со всеми требованиями естественного, а также получить возможность грамотно применять юридические нормы.
Среди логических методов познания процессов, явлений, предметов объективного мира существуют синтез, анализ, идеализация, абстрагирование, дедукция, обобщение, аналогия, индукция, моделирование, экстраполяция и гипотеза.
Начинается логический метод исследования (познания) с анализа, то есть с расписания, разбора, расчленения изучаемого объекта. Этот приём заключён в мысленном или практическом разборе состава элементов - признаков, свойств, структурных частей, после чего каждый элемент подлежит отдельному исследованию как часть целого. Анализ имеет разнообразные виды, зависящие от специфики объекта, который подвергается исследованию. Современная наука берёт на вооружение системный анализ - подход к изучаемому объекту как к организованной системе, где элементы неразрывно и органично взаимосвязаны и друг на друга влияют.
Методы логического анализа включают в себя методологический подход к плодам познавательной деятельности, то есть исследование знаний людей, все его формы и виды, причём знание выражается в естественных и искусственных средствах языка, основываясь на законах логики. Например, изучая общество как целостную систему, системный анализ расчленяет на аспекты политический, экономический, моральный, правовой и тому подобные, где каждый аспект общественного бытия и сознания исследуется отдельно. Логический метод познания путём анализа выявляет структурные элементы - виды, типы, уровни знания, оформленные определённым текстом. Далее устанавливается их соотношение, ложность или истинность высказываний, уточняется понятийный аппарат, который реализует знания, устанавливается обоснованность, непротиворечивость и доказанность этого знания.
Синтез - неотъемлемая часть исследования, без которой невозможен структурно-логический метод. Посредством синтеза всё имеющееся знание объединяется в нечто целое. У юристов это закономерности и законы, сформулированные на основе личных исследований, все постулаты общей теории государства и права, а также специальные межотраслевые и отраслевые теории права.
Реально мыслящий человек всегда использует логические методы, а анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Здесь можно отметить аналитический и одновременно синтетический характер мышления хорошего юриста - прокурора, адвоката, судьи, следователя. Профессиональная деятельность, например, судьи непременно предусматривает анализ всех материалов, которые переданы в суд, а потом на основании исследований того, что прочитано и выслушано, им составляется мысленная целостная картина данного дела. Таким образом взаимозависимость анализа и синтеза помогает точному и беспристрастному ведению судебных разбирательств.
Общенаучные логические методы можно дополнить абстрагированием (абстракцией), что является процессом мысленного отвлечения от определённых общих или отдельных свойств, отношений, признаков изучаемого предмета, поскольку в данный момент частности не представляют интереса. Аристотель - родоначальник этого понятия -трактовал абстракцию как процесс отделения всего случайного и второстепенного от общего и главного. Теперь этот термин употребляют значительно шире. Это научно-логический метод как в обыденном, так и в научном познании, являющийся и алгоритмом, и приказом к процедуре отвлечения по правилам абстрагирования, это сооружение абстрактных объектов в научном познании. Сущность данного метода не так проста, как кажется. Прежде всего необходимо, опять-таки, подробное исследование реального предмета, явления или процесса, вычленение в нём разнообразных качеств, признаков, свойств, после чего отметается всё второстепенное.
Этот процесс познания является и результатом. То есть процесс исследования - в изучении явлений и предметов, а целью является выявление специфических характеристик. Результат же - полученное знание в категориях, понятиях, идеях, суждениях, теориях, законах. Например, логика может абстрагироваться от не столь важных индивидуальных особенностей, если изучает способ мышления конкретного человека, а общее, присущее всем субъектам, берёт во внимание. У юриста, к примеру, мышление регламентировано правовыми нормами, поэтому он абстрагирован от всевозможных проявлений отношений со стороны общества, а изучает прежде всего правоотношения, т. е. только то, что санкционируется и регулируется правом.
Этот вид абстрагирования помогает создавать идеальные объекты. Понятие идеализированного объекта отличается от других понятий тем, что наряду с реальными признаками предмета здесь отражаются и те, которые далеки от реальных свойств, а в чистом виде в исследуемых предметах не присутствуют вообще. Методом идеализации в современных науках создаются теоретические объекты, помогающие выстроить рассуждения и сделать выводы, относящиеся к реально существующим предметам. Термин этот употребляется в двух значениях - как процесс и как результат, что тоже очень похоже на метод анализа. Первое значение идеализации понимается как мысленно создаваемый идеализированный объект при формировании идеализированных допущений, то есть условий, при которых может быть описан и объяснён реально существующий объект.
В результате этого процесса появляются идеализированные понятия и законы, которые называются логическими конструктами. Как пример идеализированного объекта можно привести понятие правового государства. Понятие есть, но правового государства в том виде, в каком его принято понимать, пока не существует. Однако юристы могут с помощью этого понятия выстраивать рассуждения и делать выводы относительно деятельности тех или иных реально существующих образований, например государств, по признакам, которые именно правовому государству присущи: основные права человека закреплены конституционно и законодательно, законы господствуют в государственной и общественной жизни, личность юридически защищена и так далее.
Именно в процессе обобщения формируются соответствующие гипотезы, теории и концепции. Этот метод в правовом познании может существовать в форме обобщения на основе анализа профессионального опыта конкретных дел, в форме создания теории права путём теоретического обобщения практического строительства и реализации правовой деятельности, в форме обобщения отраслевых эмпирических теорий права.
Индукция и дедукция являются логическими методами познания, использующимися в поиске выводов из исходных данных. Оба метода естественно взаимосвязаны: дедукция помогает сделать выводы из теоретических идей, законов, принципов, поскольку связана с выстраиванием идеализированного объекта, а индукция обобщает эмпирические закономерности. Знания, которые добываются с помощью индукции, являются всего лишь предпосылкой для появления нового знания - демонстративного, которое уже становится обоснованием для частичных теоретических истин.
Аналогия - один из эффективнейших методов познавательного процесса. С его помощью были сделаны великие открытия в науке. Суть его в том, что определённые свойства и признаки переносятся с одного предмета исследования на другой, таким же образом переносятся отношения и связи между одной и другой совокупностями предметов.
Экстраполяция - разновидность индукции, обобщения и аналогии, этот метод очень широко используется практически во всех науках. Качественные характеристики распространяются из одной области предмета в другую, из прошлого в будущее, из настоящего в будущее, количественные характеристики переносятся таким же образом, уравниваются одни области знаний с другими, как метод математической индукции например. Чаще всего метод экстраполяции находит применение в целях прогноза, обоснования переноса знания в другие предметные области. У юристов это аналогия права и аналогия закона.
Моделирование в современной науке применяется очень активно для поиска путей получения новейших научных результатов. Сущность этого метода в построении той или иной модели, исследующей социальные или природные объекты. Под моделью принято понимать многое, это могут быть: аналог, метод, тип, система, теория, картина мира, интерпретация, алгоритм и многое ещё. Если невозможно исследование непосредственно объекта, то модель выступает вместо него имитацией оригинала. Например, следственный эксперимент.
А гипотеза (предположение) как метод употребляется в значении проблематичного знания или идеи, позволяющей объединить совокупность знаний в их систему. Правовая деятельность использует гипотезу во всех её значениях: выстраивается предположение относительно фактических данных определённого предмета, явления или процесса, относительно причин возникновения проблем и прогнозирования будущего. Одни и те же данные могут стать материалом для нескольких гипотез, так называемых версий. Используется данный метод и для криминалистического расследования.
Знания о законах вывода из проверенных истин помогает получить формальная логика. Ранее установленные истины, являющиеся основой вывода, не требуют обращения к опыту в каждом конкретном случае, поскольку знания получены с применением правил и законов мышления. Логические методы научного исследования включают в себя логику традиционную и математическую.
Первая для получения новых выводов использует анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование, конкретизацию, аналогию и сравнение. А математическая, ещё называемая символической, логика применяет к проблемам формальной логики более строгие методы, используемые в математике. Специальный язык формул может логично и адекватно описать структуру доказательств и выстроить строгую и точную теорию, применяя описание суждений в их расширении - описании умозаключений.
Совсем другие приёмы исследований применяются для построения теоретических знаний о развивающихся и сложных объектах, которые не могут воспроизвестись посредством опыта. Например, Вселенная. Как увидеть её становление, происхождение видов и возникновение человека? Здесь помогут исторические и логические методы познания. Исторический способен мыслью проникать в реальную историю с многообразием её конкретики, выявлять исторические факты и мысленно воссоздавать исторический процесс, раскрывая логическую закономерность развития.
Логический же выявляет закономерности иным способом. Ему не нужно непосредственно рассматривать ход реальной истории, он раскрывает объективную реальность изучением исторического процесса на самых высших стадиях развития, где он в сжатом виде воспроизводит структуру и функционирование исторической эволюции в самых основных чертах. Такой метод хорош в биологии, где филогенез повторяется в онтогенезе. И исторические, и логические методы существуют как приёмы выстраивания чисто теоретических знаний.
fb.ru
Логический метод исследования — это логический метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определённого (как правило, высшего) исторического состояния объекта, логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (то есть во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (то есть во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей). В истории науки (см. Наука) возникновение отдельных элементов логического метода связано с работами Ч. Лайеля, Ч. Дарвина, А. Смита, Д. Рикардо; в истории философии (см. Философия) — прежде всего с трудами Г. В. Ф. Гегеля. В классическом виде логический метод исследования был создан и теоретически исследован К. Марксом в процессе написания им фундаментального исследования «Капитал. Критика политической экономии» (1867), посвящённого критическому анализу капитализма. Характеризуя общий принцип теоретического разделения объекта, свойственный логическому методу и решающий в общем виде проблему последовательности рассмотрения объекта, Маркс (применительно к анализу экономической системы капитализма) писал: «… Недопустимым и ошибочным было бы брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, в котором они стоят друг к другу в современном буржуазном обществе, причём это отношение прямо противоположно тому, которое представляется естественным или соответствующим последовательности исторического развития… речь идёт о… расчленении внутри современного буржуазного общества» (Маркс К. К критике политической экономии. — М., 1949, с. 221). В соответствии с указанным принципом в «Капитале» различаются два основных типа структурных зависимостей между составляющими системы: по линии «господство — подчинение» и по линии «простота — сложность». Имея в виду первый тип, Маркс утверждал: «Капитал, это — доминирующая над всем экономическая сила буржуазного общества. Он должен составлять как начальный, так и конечный пункт и должен быть разобран раньше земельной собственности» и «промышленного капитала» с такими подчинёнными ему формами, как «капитал, приносящий проценты», «товарно-торговый капитал» и так далее. В рамках второго типа зависимости элементы системы должны рассматриваться раньше связей, их включающих (например, машина — раньше фабрики), более простые связи — раньше связей более сложных (например, Д-Τ раньше Д-Т-Д), индивидуальный процесс — раньше переплетения индивидуальных процессов (например, метаморфоза индивидуального капитала — раньше метаморфозы общественного капитала) и так далее. Выявленные таким образом составляющие системы подвергаются затем логическому анализу по линиям «форма — содержание», «сущность — явление», «количество — качество» и другим, в результате чего в объекте обнаруживается его простейшее отношение, названное Марксом «клеточкой» системы, которое призвано служить исходным пунктом воспроизведения объекта в форме теории. При логическом методе исследования, писал Ф. Энгельс, «… мы исходим из первого и наиболее простого отношения, которое исторически, фактически находится перед нами, следовательно, — из первого экономического отношения, которое находится. Это отношение мы анализируем. Уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нём есть две стороны, которые относятся друг к другу. Каждую из этих сторон мы рассматриваем саму по себе; из этого вытекает характер их отношения друг к другу, их взаимодействие. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения… Мы проследим, каким образом они разрешались, и найдём, что это было достигнуто установлением нового отношения и что теперь нам надо развивать две противоположные стороны этого нового отношения и так далее». (Маркс К. К критике политической экономии. — М., 1949, с. 236). Движение от «клеточки» системы ко всем другим её отношениям и зависимостям, осуществлённое Марксом в «Капитале» в форме восхождения от абстрактного к конкретному, совпадает с той последовательностью рассмотрения объекта, которое Маркс называл как раз диалектической, или логической. Помимо прочего, её значение состоит в том, что благодаря ей «… самые замысловатые экономические проблемы выясняются просто и почти наглядно благодаря только тому, что они ставятся на надлежащее место и в правильную связь» (Маркс К., Энгельс Ф. Письма о «Капитале». — М., 1948, с. 121). Анализ объекта в качестве развивающейся системы достигается при логическом методе исследования, как и при историческом, с помощью единства логических и исторических приёмов исследования. Однако в случае логического метода решение этой обшей задачи достигается путём структурного анализа объекта и логической последовательности его рассмотрения. «История, — как отмечал Энгельс, — часто идёт скачками и зигзагами, и если бы обязательно было следовать за ней повсюду, то благодаря этому не только пришлось бы принимать во внимание много материала меньшей важности, но и… часто прерывать ход мыслей». Логический метод свободен от этого и, в сущности, оказывается «тем же историческим способом, только освобождённом от его исторической формы и от нарушающих его случайностей»; отражение истории обеспечивается в нём «в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые даёт сам действительный исторический процесс, причём каждый момент можно рассматривать в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости и классической формы» (Маркс К. К критике политической экономии, с. 235–236). При этом логический анализ вовсе не обязан держаться лишь абстрактного рассмотрения объекта, вполне допускает и даже предполагает исторические иллюстрации, постоянное соприкосновение с эмпирической действительностью. |
gtmarket.ru