Восемь стадий психосоциального развития по Э Эриксону. 8 стадий эриксона


Восемь стадий развития по Эриксону

В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

Психосоциальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психосоциальный исход
Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру?
  • Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
  • Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
  • Доверие

    Недоверие

    Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением?
  • Разумная дозволенность, поддержка.
  • Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
  • Автономия

    Сомнение

    Стадия 3 ( от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
  • Поощрение активности, наличие возможностей.
  • Отсутствие возможностей, неодобрение активности
  • Инициатива

    Вина

    Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
  • Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.
  • Плохое обучение, отсутствие руководства
  • Трудолюбие

    Чувство неполноценности

    Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
  • Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.
  • Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания
  • Идентичность

    Смешение ролей

    Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
  • Душевная теплота, понимание, доверие.
  • Одиночество, остракизм
  • Близость

    Изоляция

    Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям?
  • Целеустремленность, продуктивность.
  • Обеднение личной жизни, регрессия
  • Генеративность

    Стагнация

    Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью?
  • Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
  • Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью
  • Целостность эго

    Отчаяние

    1. Доверие или недоверие.По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

    2.Автономия или стыд и сомнение. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

    3.Инициатива или чувство вины.Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

    4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

    5.Идентичность или смешение ролей.До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

    6.Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

    7. Генеративность или стагнация.Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

    8. Целостность эго или отчаяние. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

    Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

    www.eti-deti.ru

    2.2 8 стадий в психологической теории Эриксона. Теории личности З. Фрейда и Э. Эриксона

    Похожие главы из других работ:

    Влияние внутренней позиции на поведение младших подростков

    1.1 Состояние проблемы изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков в психологической теории и практике

    Внутренняя позиция имеет яркое возрастное своеобразие. Имеются исследования, непосредственно посвященные предпосылкам возникновения внутренней позиции школьника у детей от 4 до 7 лет и ее динамике во время обучения в начальной школе (Л.И...

    Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников

    1.1 Теории игры в зарубежной и отечественной психологической науке

    Анализ многочисленных научных исследований и направлений показал, что в настоящее время в науке существует довольно большое количество теорий игры, как в отечественной, так и в зарубежной литературе...

    Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

    Часть I: Восемь стадий человеческой жизни по Э. Эриксону.

    ...

    Л.С. Выготский и его представления о личности

    1. Становление психологической теории Л.С. Выготского

    ...

    Любовь как социопсихологическое явление

    2.1 Любовь в психологической теории А.Адлера

    Очевидно, что термином “любовь” объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувство матери к ребенку, и отношения молодых людей. С равным основанием можно говорить и о супружеской любви, и о любви к чему-то безличному...

    Проблема формирования личности

    1.1 СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ ТЕОРИИ ЭРИКСОНА О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ С ТЕОРИЯМИ З.ФРЕЙДА

    Эрик Эриксон внес на раду с другими известными психологами крупнейший вклад в развитие психологии и в психоанализ в частности...

    Проблема формирования личности

    1.2 ВОСЕМЬ СТАДИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Ниже в таблице 1. указана краткая характеристика всех восьми стадий согласно теории Эриксона. Таблица 1...

    Проекция идеального образа в виртуальной реальности как компенсаторный механизм

    Глава 2. Изучение компенсаторных механизмов в психологической теории и практике

    Психологическая компенсация представляет собой особый и самостоятельный аспект глобального, обобщенного подхода к психической деятельности человека, т.е. это один из существенных аспектов рассмотрения личности...

    Психологическая готовность детей к школьному обучению

    1.1 Теории психологической готовности к школе в отечественной и зарубежной психологии

    Для психологии проблема психологической готовности к школе не новая. В зарубежной психологии ее исследовали, такие авторы, как H. Hetzer, A. Kern, C. Strebel, J. Jirasek, J. McV. Hunt, G. E. Kirk и A. Anastazi...

    Психологическая сущность игр дошкольников

    2.1 Основные теории игры в психологической литературе

    Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят...

    Психологические особенности мотивации власти

    1.3 Типология стадий мотивирования властью

    Мак-Клелланд рассматривая тему действия, побуждаемого мотивацией власти этот вопрос в более широком, чем это обычно делается, контексте...

    Психология как система научных знаниях

    7. Связь психологической теории и практики

    Научная деятельность профессионального психолога не ограничивается исследованием психических закономерностей и процессов, но предполагает также разработку технологий психологической помощи и оптимизации человеческой жизнедеятельности...

    Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов

    3.2 Анализ влияния фактора уравновешенности нервных процессов на развитие стадий синдрома эмоционального выгорания

    Стадия «Напряжение» у большего количества педагогов в стадии формирования синдрома эмоционального выгорания отмечается среди респондентов с преобладанием торможения по внешнему балансу (29%)...

    Развитие психики человека в онтогенезе

    1.2 Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона

    Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ...

    Теории личности З. Фрейда и Э. Эриксона

    2.1 Эпигенетический принцип в теории личности Э. Эриксона

    В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях...

    psy.bobrodobro.ru

    8 стадий развития личности по Э.Эриксону

    Cуществует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.

    Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие. Конечно, решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа. Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответсвующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".Далее приводятся характеристики каждой стадии развития личности по Э.Эриксону.

    В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия - недоверия. Беспомощный младенец полностью зависит от других, тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то. Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь. С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем.

    Первое социальное достижение - это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию.

    Здесь я вижу сразу несколько практических следствий:

    • Первое - почему так важно присутствие матери в этот период - это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Безусловно, самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно к матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо - это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.
    • Второе - Тем не менее, не следует впадать в другую крайность - не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности - так формируется доверие к людям.
    • Третье - Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода - тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки. Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4-5 лет.
    • Ну, и четвертое - в описании первого этапа я вижу полное противоречие с призывами с первых же дней жесткими мерами приучить ребенка к режиму. Помните, у Спока описан метод отучения ребенка от плача при укладывании спать - пару раз потерпеть 1-2 часа, пусть поплачет-поорет, а там устанет и сам заснет. Да, наверное, заснет. Но если бы Вы видели, какой ужас и обида на родителей отпечатывается при этом в подсознании, и всплывает позже и в 30, и в 40, и в 70 лет, сколько неуверенности в себе, неудач, испорченных отношений с родителями и детьми вытекает из одного-двух таких случаев - Вы бы никогда так не поступили. Причем, вспоминая свои ощущения в тот момент, взрослые люди часто отмечают, что они каким-то образом могли отличить ситуацию, когда матери действительно не было поблизости и тогда их самым сильным чувством был страх, от случаев, когда мать была рядом, но из каких-либо "воспитательных" соображений не подходила к ребенку. Здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей, что ощущалось как гораздо более травмирующее состояние, и часто приводило к ранней потере контакта с родителями и ощущению глубокого недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.
    • То же самое относится и к кормлению по часам - зачем мучить и себя и ребенка, опыт показывает обратное - если в течение первых недель ребенок получает пищу тогда, когда ему хочется, уже через 2-3 недели он сам переходит в комфортный режим, с более длинным ночным сном. Причем быстрее это происходит у детей, которые ночью спят рядом с матерью, так как существующая между ними связь успокаивающе действует на ребенка и стимулирует выработку полноценного количества молока у матери

    Терапевтическое замечание: "Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым. Таким образом ребенок постоянно должен быть настороже и контролировать ситуацию. Он верит, "что если я контролирую все, тогда никто не сможет поймать менй в тот момент, когда я буду не начеку и причинить мне боль" (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за людьми, которые стремятся взаимодействовать скорее через интеллект, чем через чувства. Это те, кто обычно приходит на терапию и говорит о пустоте, кто редко осознает, что у них нет контакта со своим собственным телом, кто предъявляет страх как главный фактор изоляции и погруженности в себя, кто чувствует себя испуганным ребенком во взрослом мире, кто боится своих собственных импульсов и кто обнаруживает сильную потребность в том, чтобы контролировать себя и других.

    Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность.

    Вопрос, на который отвечают: Надежен ли мир?

    Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и "встать на ноги". Это сопровождается заявлениями "нет" ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности. Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям и сексуальности.

    Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его "промахи", у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.

    Терапевтическое замечание: Если заботящиеся люди не ставят ограничений, ребенок может сверхманипулировать собой, чтобы избежать стыда и неудачи. Вместо того, чтобы попытаться понять многие вещи, которые необходимо преодолеть в мире, ребенок учится быть дисциплинированным, сдержанным и, во взрослом возрасте, руководствоваться "буквой, а не духом". Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других.

    (По-моим наблюдениям, действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.

    Из положительных моментов - некоторые родители отмечают, что дети в этом возрасте становятся намного спокойнее после посещения групп Монтессори. Действительно, согласно этой методике, детям предоставляются постоянно обновляющиеся специально подобранные для их возраста материалы для развития моторных и психических способностей, обеспечивается необходимая помощь, но при этом приветствуется самостоятельность и отсутствует сверхконтроль и излишние ограничения.

    В отсутствие такого постоянного освоения навыков ребенку становится скучно, и это может привести к капризному и агрессивному поведению, с виду беспричинному, что также часто отмечается в письмах родителей детей чуть старше года.

    Кстати, хочу сказать об условности указанных сроков - Эрик Эриксон сам всегда подчеркивал, что возможны вариации в темпах и интенсивности возникновения тех или иных возрастных проблем, но последовательность при этом сохраняется. Известно, что дети, с которыми занимались ранним плаванием, динамической гимнастикой, или просто занимались больше среднего (тем более американского уровня) развиваются быстрее, соответственно, и потребность в самостоятельности у них возникает раньше. Разумеется, самостоятельность нужно поощрять с самого начала, но не нужно забывать, что это еще не отменяет задач первого этапа - при всей самостоятельности как минимум до полутора лет дети очень нуждаются в защищенности и в достаточном общении с матерью.)

    Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

    Вопрос, на который отвечают: Я - о'kей?

    После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

    Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, в этих попытках в рудиментарной форме проявляется моральная и социальная ответственность.

    На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может "иметь" выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей жизни.

    Терапевтическое замечание: "В дисфункциональных семьях для ребенка очень важно развить здоровое чувство совести или здоровое чувство вины. Они не могут почувствовать, что они могут жить так, как они хотят; вместо этого у них развивается отравляющее чувство вины... Оно говорит вам, что вы ответственны за чувства и поведение других людей" (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за теми, кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.

    (Приведу несколько часто встречающихся реплик родителей, "отпечатавшиеся" в подсознании в этом возрасте: "Тебе нельзя, ты еще маленький!", "Не трогай!", "Не смей!", "Не лезь, куда не следует!", "У тебя все равно не получится...", "Давай лучше я сделаю", "Опять ты напакостил!", "Ай-яй-яй, опять ты ...(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл - сделал что-то не так, ты не справился", "Смотри, как мама из-за тебя расстроилась!" и т.д.).

    Задача данной стадии:

    Вопрос, на который отвечают: Как много я могу сделать?

    Замечания: В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:

    1. Могу ли я любить и любим ли я?
    2. Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?
    3. Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

    В школьные годы новый биологический ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для выживания. Построив на ранних стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается слишком много или слишком мало.

    У ребенка появляется понятие системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.

    Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире.

    Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое дело, развиваются способности к техническому творчеству.

    Если же родители или учителя видят в трудовой деятельности ребенка одно баловство и помеху для "серьезных занятий", есть опасность выработки у него чувства неполноценности и неадекватности.

    В это время ребенок привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.

    Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, которые нетерпимы или боятся сделать ошибки, им не хватает социальных умений, они чувствуют себя некомфортно в социальных ситуациях. Эти люди чрезмерно стремятся к соревнованию, борются с промедлением, демонстрируют чувство неполноценности, слишком критичны к другим и постоянно сравнивают себя с другими.

    Вопрос, на который отвечают: Способен ли я?

    Переход от детства к взрослому состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются как внутренняя борьба между стремлением к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек, - с другой. Родители или другие значимые люди. становятся "врагами" или "идолами".

    Подросток (юноша, девушка) постоянно сталкивается с вопросами: Кто он есть и кем он станет? Ребенок он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого человека? Такие вопросы часто вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе.

    Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.

    Это вторая важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам.

    Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной. Сверхподчинение, отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному тождеству. Другое развивающее задание включает социальную ответственность и сексуальную зрелость.

    Терапевтическое замечание: Посмотрите на людей. которые демонстрируют чрезмерное согласие или ригидность, конформность по отношению к семье, этническим, культурным и социальным нормам, кто демонстрирует "беспорядок в тождественности" - "Я не знаю, кто я есть!", кто демонстрирует зависимость от своей родительской семьи, кто постоянно бросает вызов людям с авторитетом, кому необходимо протестовать или подчиняться и кто выделяется среди других, потому, что его жизненный стиль уникальный и/иди нонконформистский.

    Вопрос, на который отвечают: Кто я есть?

    Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы, что приводит к росту самоактуализированных человеческих отношений.

    Способность быть вовлеченным в любовные отношения включает в себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

    Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские отношения, даже если они требуют значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, искать компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии.

    Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.

    Терапевтическое замечание: Посмотрите за теми, кто боится или не хочет вступать в интимные отношения и кто повторяет свои ошибки при построении отношений.

    Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

    "Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. "Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

    Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

    Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощенность.

    Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, у которых есть вопросы, связанные с успехом, идентичностью, ценностями, смертью и кто может находиться в кризисе супружества.

    Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?

    В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

    Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь как слишком короткую, чтобы полностью достичь определенных целей и поэтому может переживать безысходность и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности и страх смерти.

    Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы.

    Здесь круг замыкается: мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи и называются у Эриксона одним термином - integrity (целостность, полнота, чистота).

    Терапевтическое замечание: понаблюдайте за людьми, которые боятся смерти, теми, кто говорит о безысходности собственной жизни и кто не желает быть забытым.

    Вопрос, на который отвечают: Имела ли моя жизнь смысл?

    И закончу я эту тему словами Эрика Эриксона: «...здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти...»

    psy-unic.livejournal.com

    ± 12 ±Эриксон и восемь стадий жизни

    ° Биографические сведения

    Пожалуй, самый весомый вклад в дело продвижения вперед психоаналитической теории развития внес Эрик Гомбургер Эриксон (1902–1994). Эриксон дал нам новую, расширенную картину задач, которые приходится решать ребенку на каждой из стадий Фрейда. Кроме этого, он добавил три новые стадии — относящиеся к годам взрослой жизни, — поэтому теория охватывает теперь весь жизненный цикл.

    Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 г. во Франкфурте (Германия). Он был внебрачным сыном матери-еврейки и отца-датчанина, которые предпочитали не распространяться о его незаконнорожденности (фамилия настоящего отца так и осталась неизвестной ни самому Эриксону, ни его биографам). Сначала Эриксона воспитывала одна мать, но когда ему исполнилось 3 года, она вышла замуж за местного педиатра, доктора Гомбургера (Хомбургера), о котором известно лишь то, что он был евреем, как и мать Эрика. Серьезный кризис идентичности, который Эрику было суждено пережить, связан со школьными годами. Своей внешностью он походил на высокого, белокурого, голубоглазого датчанина, и потому считал себя немцем. Однако одноклассники-немцы его своим не признавали, считая евреем. Им было известно, что и его мать, и доктор Гомбургер (отчим) были евреями. Но одноклассники-евреи тоже не считали его своим и даже прозвали его «гоем» (неевреем) из-за слишком светлой шевелюры и типично арийской внешности (Coles, 1970, p. 180).

    Юный Эриксон был не слишком хорошим учеником. Превосходно успевая по некоторым предметам — особенно по древней истории и рисованию, — он не любил формальную школьную атмосферу. Окончив среднюю школу, Эриксон пережил еще один кризис – кризис самоопределения; его мучили сильные сомнения в отношении планов на будущее. Вместо того, чтобы поступать в колледж, Эриксон в течение года путешествовал по Европе, вернулся домой, чтобы некоторое время изучать искусство, а затем снова отправился странствовать. Он проходил через то, что впоследствии назовет мораторием, периодом, во время которого молодые люди выжидают, стараясь найти себя. В то время подобное поведение считалось приемлемым для многих немецких юношей. Биограф Эриксона Роберт Коулз (Coles, 1970) говорит, что «семья и друзья не считали Эриксона чудаком или “помешанным”, видя в нем странствующего художника, который пытается разобраться в себе» (p. 15).

    Эриксон нашел свое призвание, когда в 25-летнем возрасте принял предложение учить детей рисованию в новой венской школе, основанной Анной Фрейд и Дороти Берлингхем. В свободное от преподавания время Эриксон изучал детский психоанализ с Анной Фрейд и другими аналитиками, а затем и сам прошел у нее психоанализ.

    В 27 лет Эриксон женился на Джоан Сирсон (Joan Serson). Их жизнь резко изменилась в 1933 г., когда после прихода к власти Гитлера они были вынуждены покинуть Европу и поселились в Бостоне, где Эриксон стал первым в городе детским психоаналитиком.

    Тем не менее тяга к путешествиям стала, по-видимому, неотъемлемой частью натуры Эриксона. После 3 лет, проведенных в Бостоне, он получил место в Йеле, а 2 года спустя совершил еще одно путешествие — в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте, где жил среди индейцев дакота (сиу), изучая их. Затем Эриксон перебрался в Сан-Франциско, где возобновил клиническую практику с детьми и принял участие в обширном лонгитюдном исследовании здоровых детей, проводимым Калифорнийским университетом. Он также нашел время для поездки на север калифорнийского побережья с целью изучения еще одного индейского племени — юрок, занимавшихся рыболовством. Мы можем видеть, что Эриксон исследовал области, оставленные без внимания Фрейдом: жизнь нормальных детей и их развитие в различных культурных средах.

    В 1949 г., в период маккартизма, Эриксон вступил в конфликт со своим работодателем, Калифорнийским университетом. Администрация университета потребовала, чтобы все его служащие поклялись в своей благонадежности, что Эриксон сделать отказался. Когда некоторых из его коллег уволили, он подал заявление об уходе. Эриксон нашел новое место работы в центре Остина Риггза в Стокбридже, штат Массачусетс, где проработал до 1960 г. Затем, несмотря на то что у Эриксона не было официального диплома о высшем образовании, ему предложили профессорскую должность в Гарварде, и он преподавал там до своей смерти.

    Наиболее значительным трудом Эриксона является книга «Детство и общество» (Childhood and Society, 1950; 2nd ed., 1963). В ней он изложил свою концепцию восьми стадий жизни и показал, как их проходят люди, живущие в разных культурах. Две другие широко признанные работы Эриксона: «Молодой Лютер» (Young Man Luther, 1958) и «Правда Ганди» (Gandhi's Truth, 1969).

    ° Теория стадий Эриксона

    Общий замысел

    Фрейд, как вы помните, постулировал последовательность психосексуальных стадий, выделяемых в соответствии с теми зонами тела, вокруг которых разворачиваются главные события в жизни ребенка. По мере того как дети взрослеют, их сексуальный интерес перемещается с оральной на анальную и, далее, на фаллическую зону; затем, после латентного периода, в фокусе снова оказывается генитальная область. Таким образом, Фрейд предложил совершенно новый способ рассмотрения развития.

    При этом, однако, теория стадий Фрейда страдает некоторой ограниченностью. В частности, ее сосредоточенность на телесных зонах слишком специфична. Как вы, возможно, помните из главы 6, строгая теория стадий описывает общие достижения или исходы в различные периоды жизни. Например, мы не называем стадией попытки ребенка научиться завязывать шнурки, так как это слишком специфическое поведение. Аналогично этому, сосредоточенность на зонах тела также предполагает значительный элемент специфичности, связанный с описанием частей тела вместо целого организма. Хотя и интересно отметить, что некоторые люди фиксируются на этих зонах — и, к примеру, находят рот или анальное отверстие основным источником удовольствия в жизни, — развитие личности заключает в себе нечто большее, чем только это.

    Конечно, труды Фрейда не ограничиваются описанием телесных зон. Он также рассматривал важнейшие интеракции между детьми и значимыми другими. Эриксон попытался сделать это более обстоятельно. Рассматривая каждую из фрейдовских стадий, он вводил понятия, которые постепенно ведут к пониманию наиболее важного, общего конфликта (encounter) между ребенком и социальным миром.

    studfiles.net

    Восемь стадий психосоциального развития по Э Эриксону — МегаЛекции

    Возраст Психологический кризис Сильная сторона
    1. Рождение – 1 год Базальное доверие – базальное недоверие Надежда
    2. 1 – 3 года Автономия - стыд Сила воли
    3. 3 - 6 лет Инициативность - вина Цель
    4. 6 – 12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
    5. 12 – 19 лет Становление индивидуальности – ролевое смешение Верность
    6. 20 – 25 лет Интимность – одиночество Любовь
    7. 26 – 64 года Продуктивность - застой Забота
    8. 65 лет - смерть Умиротворение отчаяние Мудрость

     

    1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона, может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры, основу мировоззрения человека.

    2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время, родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

    3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними, и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

    4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т.е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей, индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

    5. Становление индивидуальности (идентичности) – ролевое смешение. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента.

    Первое: у индивида должен сформироваться образ себя, сложившейся в прошлом и смыкающейся с будущим.

    Второе: людям нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них.

    Третье: люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие должно подтверждаться опытом межличностного общения через обратную связь. Ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование.

    Многие подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

    6. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом - это период ухаживания, раннего брака, начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).

    Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

    7. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.

    8. Умиротворение - отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой, последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях.

    На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

    При высокой субъективной значимости ситуации, у пострадавшей личности, происходит нарушение идентификации, которое достаточно легко диагностируется и позволяет оперативно принять решение о содержании экстренной психологической помощи и разработать индивидуальную программу последующей пролонгированной реабилитации пострадавшего в ЧС, местными психологами – реабилитологами.

    Схема механизма психокоррекционного воздействия на психику личности.
    Виды психических состояний
    Неравновесные  
    Субъективное восприятие
    Объективная реальность
    Медицинская реабилитация
    Социальная реабилитация
    Психофизиологическая реабилитация
    Психологическая реабилитация

     

     

    ,

    Состояния познавательной активности
    Эмоциональные состояния
    Волевые состояния
    Состояния сопровождающие деятельность
    Состояния возбуждения, воодушевления
    Продуктивные состояния
    Завершенные состояния

     

    Кризисное состояние личности
    Паника, беспомощность Страх, тревога
    Неуверенность, нерешительность Фрустрация
    Горе Кризисные состояния
    Депрессивные состояния Рассеянность
    Незавершенные состояния Утомление
    Напряженность Деструктивные состояния
      Упадок духа, апатия, уныние, скука

     

     

     

    Саморегуляция Мотивация Адаптация

     

    Физиологическое состояние

     

    Соответственно, целесообразно, опираясь на таблицу возрастной периодизации, на основе учета в процессе возрастных изменений идентификации личности формировать план индивидуального психокоррекционного воздействия, приводящий к успеху в оказании психологической помощи и активизирующий процесс саморегуляции, мотивации, направленный на адаптацию и самовосстановление непосредственно у человека, которому оказывается психологическая помощь.

     

    Таблица № 2

    megalektsii.ru

    Восемь стадий развития по Эриксону

    Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

    1. Социум для ребенка не антагонистичен.
    2. Личность развивается от рождения до смерти.
    3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
    4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
    5. В развитии человека восемь стадий.
    6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
    7. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.
    8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.
    Социум для ребенка не антагонистичен

    В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности. См.→

    Личность развивается от рождения до смерти

    Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона - пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а "согласие с самим собой".

    Личность развивается через последовательные этапы жизни

    Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это - лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→

    Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех

    Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см.→

    В развитии человека восемь стадий

    По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:

    1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
    2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
    3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
    4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
    5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
    6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
    7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
    8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

    Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Подробнее см.→

    Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

    Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.

    Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось - либо не случалось, либо повезло, либо нет - и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

    Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

    Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов - как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимо­сти от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личност­ной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

    Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий. См.→

    В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть

    Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека - быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. "Я развиваюсь, но я— тот же самый". См.→

    Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→

    "Эго-идентичность" - центральное понятие концепции Эрика Эриксона. Эго-идентичность обозначает целос.

    Развитие личности – тема, интересующая и психолога, как исследователя человеческой жизни, и самого ч.

    Эриксон, Эрик Хомбергер (Erikson, Erik Homburger) (1902–1994), американский психолог, представитель.

    Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один.

    Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

    Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

    Материалы: http://www.psychologos.ru/articles/view/teoriya-razvitiya-lichnosti-erika-eriksona

    vekoff.ru

    "Восемь стадий развития по Эриксону"

    В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом. 

    Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни. 

    Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.

     Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность

    Доверие 

    Недоверие

    Стадия 2 (от 2 до 3 лет)

    Мышечно-анальная

    Могу ли я управлять собственным поведением?

     Разумная дозволенность, поддержка.

     Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия

    Автономия

    Сомнение

    Стадия 3 ( от 4 до 5 лет)

    Локомоторно-генитальная

    Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

     Поощрение активности, наличие возможностей.

     Отсутствие возможностей, неодобрение активности

    Инициатива 

    Вина

    Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет)

    Латентная

    Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

     Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания и поддержки.

     Плохое обучение, отсутствие руководства

    Трудолюбие 

    Чувство неполноценности

    Стадия 5 (от 12 до 18 лет)

    Отрочество и юность

    Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

     Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.

     Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

    Идентичность 

    Смешение ролей

    Стадия 6 (ранняя взрослость)

    Молодость

    Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

     Душевная теплота, понимание, доверие.

     Одиночество, остракизм

    Близость 

    Изоляция

    Стадия 7 (взрослость)

    Взрослость

    Что я могу предложить будущим поколениям?

     Целеустремленность, продуктивность.

     Обеднение личной жизни, регрессия

    Генеративность 

    Стагнация

    Стадия 8 (зрелость)

    Зрелость

    Доволен ли я прожитой жизнью?

     Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

     Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью

    Целостность эго 

    Отчаяние

    infourok.ru