3.6. Человек познающий в когнитивной психологии. В психологии человек


Человек в психологии - Психологос

Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие "образы человека", оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми:

Психология сознания и когнитивная психология

"Ощущающий человек" - человек как сумма знаний, умений и навыков; человек "как устройство по переработке информации".

Образ "ощущающего человека", наиболее ярко описанный Э.Б. де Кондильяком в виде статуи, рождающейся в ходе усвоения разных чувств, стал основой для разработки в XIX в. психологии сознания (В. Вундт).

Когнитивная психология опирается на компьютерную метафору, согласно которой человек - это устройство по переработке информации. Если в практическом человекознании, в т.ч. в педагогике, исходят из образа "ощущающего человек", то личность сводится к сумме знаний, ее действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания личности подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями. В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании человек происходит процесс "обнищания души при обогащении информацией".

Психоанализ

"Человек - потребитель" - нуждающийся человек как система инстинктов и потребностей.

Согласно З. Фрейду, развитие "нуждающегося человека" идет через непрекращающиеся конфликты, разыгрывающиеся одновременно во внешнем и внутреннем планах: во внешнем - между личностью и обществом, во внутреннем - между такими субстанциями личности, как Сверх-Я (социальные нормы, запреты, цензура совести), Я (осознаваемый мир личности) и Оно (неосознанные нереализованные и подавленные влечения). Многие направления - индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), неопсихоанализ (Э. Фромм и др.) исходили в своих представлениях из образа " человека нуждающегося", выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей и мотивов. Если в педагогике, в технологии обучения и воспитания опираются на образ "человека нуждающегося", то невольно проектируется особый тип личности - интеллектуально пассивного потребителя информации.

Бихевиоризм, необихевиоризм

"Запрограммированный человек" - в поведенческих науках - человек как система реакций, в социальных - как репертуар социальных ролей.

Развитие человека как обогащение рефлекторных программ поведения.

Если трактовка человека в психологии основывается на образе "запрограммированного человека", то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать "живые социальные автоматы".

Системно-деятельностный подход, гуманистический социальный психоанализ, экзистенциальная логотерапия

"Деятельностный человек" - человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей.

Свойства человека как индивида рассматриваются как "безличные" предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.

Личность понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр педагогического процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.

Социальная психология, этнопсихология, историческая психология

Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека.

Социальная среда также представляет собой источник, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития человека выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение человека в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и персонализация человека.

www.psychologos.ru

8. Соотношение понятий "человек", "личность", "индивид", индивидуальность. Категория личности в современной психологии.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки.

По определению Р.С. Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

 

Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек", "индивид" и "индивидуальность"

с понятием "личность"

 

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание. Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, этоиндивидуальность. Личность в промежуточном, среднем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей. Личность в самом узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Основные психологические теории личности Личность – прежде всего современник определенной эпохи и это определяет множество ее социально-психологических свойств. В той или иной эпохе личность занимает определенное положение в классовой структуре общества. Принадлежность личности к определенному классу составляет другое основное ее определение, с которым непосредственно связано положение личности в обществе. 

studfiles.net

10. Проблема человека в психологии

 

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек -сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек-это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность». (Брушлинский А.В. Мир психол. Доклад). Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид (родовая принадлежность) – это чел как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). В данном случае подчеркивается биол сущность чел. Но иногда это понятие используют для обозначения чел как отдельного представителя чел общности, как соц существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биол сущность чел. Чел как индивид обладает опред св-вами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные св-ва индивида. Первичные св-ва, присущие всем люд: возрастные особ-ти (соответствие опред возрасту), половой диморфизм (принадлежность к опред полу), конституциональные особ-ти (особ-ти сложения тела), нейродинамические св-ва мозга, ф-циональная ассиметрия мозга. Совокупность первичных св-в индивида определяет его вторичные св-ва: динамику психофизиол ф-ций и структуру органических потреб-тей. В свою очередь, интеграция всех этих св-в обусловливает особ-ти темпер-та и задатки чел. Другое понятие, характеризующее чел как объект реального мира, - лич-ть. Также имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект соц отношений и сознательной деятельности Личность – явл-ся рез-том онтогенетич-го раз-я и выступает как высший уровень разв-я индивида. Личность-уровень развития в социальной среде. Личностью чел не рождается, а становится, благодаря этой соц среде. Личность формируется благодаря жизни человека в общ-ве. Поэтому Л может быть только человек, и то достигший опред возраста. В ходе деятельности человек вступает в отн-ния с лр людьми (общест отн-я), и эти отн-я становятся «образующими его личность». Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступает прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. (Леонтьев). Следущее понятие – субъект деятельности. (Рубинштейн, Брушлинский). Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение м/ду понятиями индивид и лич-ть. Субъект деятельности соединяет в единое целое биол начало и соц сущность чел. Если бы чел не обладал способ-тью выступать в кач-ве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как соц существо, т.к. его эволюция и соц развитие невозможны без деятельности. Субъект деятельности - всегда направ-ная активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на кот обращена активность чел – субъекта воздействия). Главная черта чел, отличающая его от др – это сознание (высшая форма психич отражения, присущая только чел). Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования действительности. Субъект деятельности – это индивид как носитель сознания, обладающий способ-тью к деятельности. Итак, чел может рассматриваться, во-первых как представитель живой природы, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как соц существо. Глубинное изменение человека – индивидуальность (по Ананьеву): индивид-ные кач-ва; кач-ва субъекта деятельности; личностные кач-ва (приобретенные). Объединение этих 3 уровней формирует интегральную хар-ку чел, его индивидуальность – это совокуп-ть психич, физиол и соц особ-тей конкретного чел с т.зр. его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования чел индивид-ти служат анатомо-физиол задатки, кот преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный хар-р. Проявляется в свойствах темп-та, хар-ра, привычках, установках, идив-ном стиле деятельности и способностях.

 

studfiles.net

Психология человека

Введение

Различие людей между собой многопланово: имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания, дающие возможность успешно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Педагог постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими ситуациями, когда от него требуется глубокое понимание их социально-психологического смысла, умение самостоятельно принять решение. Для этого учителю необходимы не только глубокие знания учебного предмета, но и психолого-педагогические знания, в частности знания психологических особенностей учащихся, закономерностей и условий оптимизации процесса их обучения и воспитания.

Таким образом, рассмотрение основ науки психологии является необходимой базой в профессиональном становлении педагога.

Исторические этапы развития психологии как науки . Основные направления психологии

С древнейших времён потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону, душа у человека существует в соединении с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придаёт целостность душевной жизни человека. Платон даёт такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. Великий философ Аристотель в тракте «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как. Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Сохранение и воспроизведение ощущений даёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под церковным влиянием, характерным для средневековья, утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. В средние века накапливается конкретный материал об анатомофизиологических особенностях организма как одной из основ психики. Необходимо отметить опыт арабских мыслителей 9 – 11 веков Авиценны и Аверроэса. Немецкие же схоласты Гоклениус и Кассман впервые ввели термин «психология».

С 17 века начинается новая эпоха в развитии психологического знания (умозрительная). Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Рене Декарт считал, что между душой человека и его телом полнейшее различие: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило психофизиологическую проблему о связи телесных и психических процессов в человеке. Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения с её центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделённые учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза. Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяжённой субстанции (материи). Душа и его тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход даёт возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввёл понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идёт скрытая работа психических сил- бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

В 18 веке немецкий философ Вольф ввёл термин «эмпирическая психология», принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая её с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, тог есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввёл понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появления другого. Основателем ассоциативной психологии в 18 веке стал английский врач и священник Гартли. По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциаций.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века. Создавались специальные научно-исследовательские учреждения с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого учёного Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Последователь Вундта американский психолог Титченер, основатель структурной психологии. В её основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется наблюдением субъекта за актами собственного сознания.

В начале 20 века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Основоположником отечественной научной психологии является И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической её основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Он создал в России первый психологический институт.

Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев. В 1885 году В.М. Бехтерев организовал экспериментальную психологическую лабораторию в России. Усилия В. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Значительный вклад в развитие психологии 20 века внесли учёные Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин. Л.С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, то есть совместной деятельности ребёнка и взрослого. А.Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс интериоризации высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии. П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

mirznanii.com

Психология человека

В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. Психология человека изучает внутренние особенности, отличающие его от остальных. В психологию человека включаются навыки, способности, различные умения, в том числе и управление своими эмоциями, мировосприятие, убеждения и установки, образ его «Я», ценности и цели, темперамент и характер, чувства и потребности.

Психология человека – своеобразные внутренние причины его поведения, которые иногда выходят за логические рамки, целесообразность и ожидание. Можно описать ее и как науку о психологической картине мира, приоткрывающей тайну мыслей, восприятия, чувств, поступков, ощущений, мотивов действий. Здесь ключевое понятие – психика человека.

Психология человека может быть и душевноврачебной. В этом случае она ставит перед собой цель познание человеческой души, ее успокоения и врачевания. В настоящее время психология изучает человеческую душу, как самое загадочное свойство. Благодаря многим исследованиям можно предотвратить в людской жизни разнообразные неблагоприятные события и происшествия, вернуть человеку душевное равновесие. Помочь разобраться в своих поступках и решениях, снизить зависимость от кого-либо или чего-либо, излечить от психических недугов, предсказать его вероятные поступки, тем самым предотвратив нанесение вреда не только другим людям, но и ему самому.

Психология человека выделяет в людях два типа: пассивный и агрессивный (среднего не дано). Если человек в разнообразных ситуациях пассивный, не стремится озвучить свои предпочтения и желания, то он не всегда сможет отстоять свое мнение, и будет уступать требованиям окружающих. Такое люди легко поддаются воздействию, и подчинению чужой воли. Они не уверены в себе, страдают от недооценки их способностей. Часто это состояние становится причиной депрессии, и накладывает отпечаток на всю его деятельность.

Человек, агрессивно ведущий себя с окружающими, обычно стремится добиться того, что желает при помощи других. Опираясь только на свою выгоду, он игнорирует желания и права других, нередко нанося им моральный вред. В результате ему перестают доверять окружающие и настраиваются против него. Агрессией он может добиться только краткого успеха, но он же может повлечь за собой и много негативных последствий.

Психология человека

Оцените пожалуйста этот пост
Расскажи друзьям!

psylib.org

Проблема человека в психологии

Сорокин Александр,

ИП, II курс, 1 группа.

Проблема человека в психологии.

Человек - это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В ряде естественных наук, таких как: физиология, биология, анатомия человек рассматривается как органическое существо и изучаются его физические данные, параметры. В социологии на него смотрят как на единицу из которых составлен объект изучения - социум. А что рассматривается в человеке с позиции психологии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос совершенно необходимо выяснить, как долго психология существует и какие в ней были изменения. Как давно существует психология? Смотря какая, её подразделяют на научную и житейскую, причём последнюю отнюдь не сбрасывают со счетов даже видные учёные психологи. Житейская психология была всегда, и что самое главное всегда там был человек, не было не экспериментов ни теорий, а был лишь интуитивный опыт узкого профиля при взаимоотношениях с другими людьми. Это представители различных профессий: врачи, священнослужители и.т.п. А вот научная психология - это наука, которая появилась на свет лишь при основании школы психологии, а именно в Лейпциге в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Но это всё было гораздо позднее того, когда человек впервые сформулировал для себя, что такое человек, одно из таких определений дошедших до нас, это идеи Аристотеля, который по праву считается основателем психологии и ряда других наук. "…Душа, - писал он, - необходимо есть сущность в смысле форме естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия : стало быть душа есть энтелехия такого тела ". Аристотель считал, что существование каждого объекта в природе должно быть"осуществлено", иными словами оправдано. Душа же и есть оправдание существования тела, а само название "психология " происходит от двух латинских слов "псюше" и " логос ", что значит " душа и понятие ( наука )" иными словами " наука о душе " . А современное слово " психика " , это почти что аналог древней " душе " . Душа как предмет познания, т. е. "наука о душе" возникла в учении Аристотеля в трактате "О душе". Теперь полагаю мы разобрались о том, что именно изучается психологией в человеке. Но психология до известного времени не выделялась в самостоятельную науку, а проблему души человека рассматривала философия и естествознание.

Сама психологическая наука в психике (душе), выделяла такие образования, как: личность, индивид, индивидуальность, субъект. Это образования, которые объясняют человека, но всё же имеют определённые границы в возможности объяснения, так как человек - это гораздо больше чем определение в свете психического образования. Личность - это порождение достижений общественного развития в конкретном живом человеке, у которого есть сознание и самосознание. В широком смысле слова - это субъект социальных отношений и сознательной деятельности в целом. А в узком - это качество индивида, которое формируется в деятельности и совместном общении. Субъект же - это носитель активности, который суть есть источник познания и преобразования. Можно сказать, что это активное начало, которое заложено в человеке уже потому, что у него есть в наличии воля. Индивидуальность - это тот человек, который получает характеристику со стороны своих социально значимых отличий от других людей, это качество представляющее человека как неповторимость в плане личности и психики. По-Леонтьеву об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. Это понятие отражает неделимость и целостность субъекта, и наличие у него индивидуальных свойств присущих лишь ему одному. Иными словами в понятие индивида включаются значения понятий субъект и индивидуальность, а в итоге всё субъективно характеризует черты человека.

Классическая философия выделяла в человеке три качественно разные материи: Дух, душа, тело. В этой взаимосвязи высшие чувства образуются на уровне взаимодействия Дух-душа, рождая высшие чувства. А тело (здесь уместно вспомнить Аристотеля) является оправданием существования и применением высших чувств. Платон же например считал, что душа есть созерцательница идей, а всё чувственно воспринимаемое - это несовершенно слабые копии далёких идей. А открыть человек ничего нового не может, он лишь может (при определённом усилии), вспомнить что-то, что когда-то знал в других мирах, жизнях (которых по-Платону несчётное множество). И поэтому душа есть уже давно сформировавшаяся структура сама в себе, забывшая об этом и не имеющая возможности вспомнить это до конца.

Религию тоже можно считать предшественником, представителем житейской психологии, так исповедь можно сравнить с визитом к психологу. Христианство же рассматривает человека уже в силу его природы (которая создана Богом) наполненного высшим смыслом, который выделяет его из остальной массы животных, человек уже имеет в себе что-то, только потому что его создал Бог. Бог является причиной сущности человека в человеческом же сознании "Человека создал Бог ", говорит сам же человек и удовлетворяется этим ответом, ибо понятие Бога для него есть объясняющей его существование.

Французский естествоиспытатель Рене Декарт ввёл понятие рефлекса, согласно которому внешний импульс приводит в движение " духов " (это особые воздухообразные частицы, которые летают по нервным трубкам, в которых Декарт видел нервную систему), занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Горячий предмет обжигая руку вынуждает ёё отдёрнуть. Получалось, что не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинённых законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой. Равенство психики и сознания, вот декартовский принцип, не было стояния духовного над телесным, и не было следствия и причины.

Человеку по природе свойственно делать поступки имеющие осознаваемую или неосознаваемую цель. Даже когда говориться о бесцельности поступка имеется в виду неосознаваемая, негативная или малозначимая цель, так как она есть всегда. Здесь можно вспомнить опять Аристотеля с его проблемой детерминизма, ради чего совершается действие, в чём конечная причина, ибо глубоко сидит в нас само собой разумеющееся понятие, что "природа ничего напрасно не делает". В процессе своего эволюционного развития человек приобрёл совершенно необходимые способности, делающие его социальным субъектом. Это возможность вести диалог с помощью имеющегося мышления и речи, а так же некой условной системы координат (конкретно взятого языка). Так же к этим качествам относится сознание и самосознание, нравственно-этические качества, которые подстраиваются под нормы в каждой социальной среде.

Помимо же изучения человека в психологии, она помогает ему максимально актуализироваться, а так же его способностям, развиваться и в то же время оставаться собой, как: личность, субъект, индивид, индивидуальность, да и просто всё что мы подразумеваем под понятием человек.

mirznanii.com

3.6. Человек познающий в когнитивной психологии

Против бихевиористских представлений о человеке выступи­ла и когнитивная психология, которая как научная школа офор­милась в США в середине 60-х гг. Видным представителем ее яв­ляется У.Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, со­хранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессы - восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психологии рассматривается как активный преобразователь информа­ции, аналогом которого в современной науке и технике является компьютер.

Когнитивная психология накопила уникальный и разнообразный фактический материал, который существенно дополняет и уточняет закономерности, выявленные ранее в психологии. В частности, был сделан вывод об уровневой организации познавательной деятельности по переработке, хранению и использованию информации. Когнитивная психология ввела в арсенал психологической науки такие термины, как информация, переработка, кодирование, подпрограмма, когнитивная карта и др. Однако объяснительные модели когнитивных процес­сов далеки от реальной жизни человека. Изучение процессов переработки информации пока еще недостаточно связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе примене­ние за пределами лаборатории. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его простым моделям.

3.7. Общественно-историческая и деятельностная сущность человеческой психики в советской психологии

Советская психология представляла собой развитую, сложно расчлененную систему научных представлений о психическом. Охватить единой формулой советскую психологию невозможно: внутри ее существуют свои направления и научные школы, она дифференцирована в многочисленных структурных отраслях. Различия в научных школах касаются принципиальных вопросов предмета и метода психологии, воззрений на ее фундаментальные проблемы и подходы к их решению.

Советская психология имела единую философско-методологическую и мировоззренческую основу - марксизм. Начиная с 20-х гг. она строилась как марксистская, материалистическая психология. Существо марксистского подхода к пониманию психологии человека сводилось к утверждению общественно-исторической и социальной сущности человека и к обоснованию деятельностного способа его существования.

Одним из первых проблему общественно-исторической обусловленности психики человека стал разрабатывать Л.С.Выготский. Он создал культурно-историческую концепцию развития человека, ввел в психологию понятие о высших психических функциях (понятийное мышление, логическая память, произ­вольное внимание и др.) как о специфически человеческих фор­мах психики и сформулировал закон их развития. Он пишет, что “каждая выс­шая психическая функция появляется в процессе развития по­ведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс по ведения, т.е. как категория интрапсихо логическая”(Выготский, 1931/1983, с.197). Иначе говоря, индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид осваивает их, “переносит” внутрь. Механизм формирования индивидуальных способностей - интериоризация.

Учение об общественно-историческом происхождении человеческой психики противостояло натуралистическим и социологизаторским концепциям человека в психологии. В натуралистических теориях взаимоотношения человека и общества рассматриваются по аналогии с животным миром как приспособление индивида к условиям своего существования. Социологизаторские концепции полагают социальное устройство в качестве главной детерминанты и объяснительного принципа развития человека который формируется по меркам этого социума.

Еще один аспект общественно-исторического подхода к изучению психики человека представлен постановкой проблемы сознания и деятельности. Важный вклад в анализ этой проблемы внес С.Л.Рубинштейн. Он сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший основополагающим для советской психологии (Рубинштейн, 1946).

Наиболее полно категория деятельности в психологии разработана А.Н.Леонтьевым. Категорию деятельности он считал исходной и важнейшей для построения целостной системы психологии и полагал, что введение ее в психологию ме­няет весь понятийный строй психоло­гического знания. А.Н.Леонтьев понимал деятельность как содержательный процесс, в котором субъект осуществ­ляет преобразующие действия с предметным миром. Посредством деятельно­сти человек включается в систему общественных связей и отно­шений. Психологическое развитие человека - по А.Н.Леонтьеву - это процесс развития его деятельности, сознания, личности (Леонтьев, 1975).

Общепсихологические представления о социальной и деятельностной природе человека были реализованы в возрастной и педагогической психологии. В целом для советской возрастной и педагогической психо­логии характерным является утверждение о решающей роли обу­чения и воспитания в становлении человеческой личности. В педагогической практике эта оптимисти­ческая позиция проявилась в единообразных учебных програм­мах обучения и воспитания, которые должны были осваивать все без исключения учащиеся, в одни и те же сроки. И хотя наличие индивидуальных различий среди школьников (в том числе и трудновоспитуемых) не отрицалось, в педагогическом процессе они не учитывались.

Раз­ные научные школы психологии вырабатывали и разные методы исследования. В психологии сознания - это самонаблюдение, в бихевиоризме - внешнее наблюдение и эксперимент, во фрей­дизме - психоанализ и т.д.

Раз­ные научные школы психологии вырабатывали и разные методы исследования. В психологии сознания - это самонаблюдение, в бихевиоризме - внешнее наблюдение и эксперимент, во фрей­дизме - психоанализ и т.д.

Сводная схема, представленная на табл. 2, в систематизированном виде показывает предмет исследования в разных направлениях психологии.

Анализ представлений о человеке в основных направлениях и научных школах психологии, проведенный В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым, который представлен выше, позволил им сделать следующие выводы относительно различий в понимании предмета психологии разными психологическими школами.

1. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, в качестве которого в разное время становились разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психиче­ские структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т.д.

2. Эти отдельные проекции целостной психологии человека уже в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического оформлялись в отдельные научные шко­лы и направления.

3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического строила соб­ственное представление о человеке, на основе которого создава­лись различные практики и психотехники.

4. Односторонность и неполнота представлений о психоло­гии человека во многих научных школах ограничивали возмож­ность решения разнообразных жизненно важных проблем реаль­ных людей (Слободчиков, Исаев, 1995, с.64-65).

Табл. 2. Направления психологии и предмет исследования (Слободчиков, Исаев, 1995, с.64).

Направление психологии

Предмет исследования

Психология сознания

Сознание

Бихевиоризм

Поведение

Фрейдизм

Бессознательное

Гештальтпсихология

Целостные структуры психики

Гуманистическая психология

Личность, Индивидуальность

Когнитивная психология

Познавательные процессы

Советская психология

Психика

studfiles.net